Смена ролей мужчина и женщина социология: ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: В СЕМЬЕ И НА РАБОТЕ | Кабайкина

Содержание

Смена ролей? Почему сегодня женщины содержат семью и завоевывают мужчин | Люди | ОБЩЕСТВО

Как завоевать мужчину, удачно выйти замуж и стать идеальной супругой – сегодня пройти подобные тренинги предлагают на каждом шагу. Но чего больше от подобных курсов – вреда или пользы? И возможно ли в принципе найти идеального партнёра? Об этом в День всех влюблённых SPB.AIF.RU рассказала доцент кафедры социологии политических и социальных процессов, к. и.н. Валентина Ушакова.  

Весь мир – у ног, зачем дети?

Ксения Якубовская, SPB.AIF.RU: – По статистике, каждый второй брак сегодня распадается. Неужели институт семьи изжил себя?

Валентина Ушакова: – Семья как социальный институт никогда не исчезнет, потому что только в этой сфере человек может расслабиться, быть самим собой, получать любовь и эмоциональное тепло.

Однако зачастую молодые люди психологически не готовы к созданию ячейки общества. В их головах – стереотипы и фантазии. Для многих любовь – вспышка, брак – счастливый финал, а не великий труд. И когда острота ощущений проходит, они полагают, что просто ошиблись с выбором, разводятся, чтобы найти «идеального» человека. Но среди нас, людей, нет ангелов, у каждого свои недостатки. Важно находить компромиссы и договариваться. Ещё одна причина разводов – финансово-бытовые проблемы. Молодым семьям сложно купить квартиру, никто не может гарантировать стабильность работы и заработка. А с рождением ребёнка сложности только множатся.

– Несмотря на многочисленные программы по повышению демографии, всё больше женщин предпочитают не рожать. Почему?

– Рождение детей – не женская, а семейная проблема. Надо ставить вопрос так: почему пары в репродуктивном возрасте не хотят продолжать свой род? У нас уже около 10 % семейных пар, состоящих в браке, называют себя «чайлдфри», то есть, осознанно отказываются от рождения детей. В крупных городах появился целый слой образованных, обеспеченных людей, которые даже не планируют создавать семью. Весь мир у их ног, брак и обязательства им не нужны.

– А как же инстинкт размножения?

– Это миф. Ещё в XVIII веке наука отвергла инстинктивистскую модель человека. Многие представители животного мира – преданные и заботливые родители. А у людей нет явно выраженного инстинкта продолжения рода. Иначе бы у нас не было абортов, сирот при живых родителях, убийств и насилия над своими детьми. Родительские чувства у людей надо воспитывать. Материнство, отцовство, родительство – это не инстинкт, а воспитанное социальное качество. Испытания XX века – революции, войны, экономические потрясения – серьёзно деформировали наше сознание. В результате мы получили людей, которые испытывают серьёзные трудности в семейно-брачных отношениях или вообще не способны создать крепкую семью.

Теряем генофонд

– Сегодня существует огромное количество курсов для женщин, где учат, как женить на себе успешного, богатого мужчину. Насколько они действительно эффективны?

– Все эти тренинги не дают объективной информации, а играют на стереотипах и учат манипуляции.

Нет гарантии, что успешный супруг не уйдёт, не разорится, не окажется равнодушным мужем и отцом. Любовь – это таинство, загадка. Философ Владимир Соловьёв вывел простую формулу: любовь – это союз ума, сердца и тела. Если только единение умов, то это – уважение, сердец – дружба, тел – секс. Нужно очень постараться, чтобы совпали все три компонента. Модная юбка и привороты в этом не помогут.

При этом все эти спекуляции на желании женщины стать женой и матерью сильно избаловали наших мужчин. Они привыкли, что не они, а их завоёвывают. Современное общество живёт по принципу: мужчине жениться всегда рано и никогда не поздно. А дамы вынуждены бросать все силы на поиски мужа – ублажать, развлекать, посещать салоны красоты, сидеть на диетах.

– При этом российские женщины пользуются успехом в других странах, а мужчины – нет…

– Современная россиянка красива, умна, хорошо зарабатывает, но при этом женственна и готова к созданию семьи. Этот уникальный тип женщины очень востребован на международном брачном рынке. Именно поэтому у мужчин преобладает трудовая миграция, а у женщин – брачная. И это, конечно, трагедия. Мы теряем генофонд – образованных женщин в репродуктивном возрасте. В том же Стамбуле уже больше 100 тысяч русских жён. В одном из опросов образованные, обеспеченные турецкие мужчины откровенно сказали, что только российские женщины могут воспитать новую породу детей. Потому что турчанка родила – и на этом свою функцию выполнила. А русская жена будет постоянно заниматься детьми, водить их на курсы, учить языкам, воспитывать, то есть, мощно вкладываться в их образование и будущее. Плюс русская жена готова подставить плечо в трудной ситуации. А в Европе и США женщины слишком увлечены борьбой за независимость и равноправие.

– Разве в России не так?

– У нас никогда не было войны между полами. Реальные сложности и проблемы требовали, чтобы мужчины и женщины решали их вместе. В США не было войн, голода, революций. Их история нова, они переживают то, что мы уже прошли. Там хотят стереть гендерные различия, как у нас когда-то большевики всех сделали «товарищами». Когда мужчины нам уступают место в транспорте, дарят цветы, открывают двери и говорят комплименты, мы не воспринимаем это как оскорбление и сексизм. Просто нормы поведения и элементы нашей культуры. Ведь в России никто не сомневается, что женщины могут всё – и в космос, и в армию.

– Нередко звучит мнение, что женщина должна вернуться в семью и сложить с себя функции добытчика…

– И рынок труда просто рухнет. Институт домохозяек был быстро ликвидирован в 20-е годы прошлого века. Лишь кремлёвские жёны могли не работать. Все остальные вынуждены были влиться в рабочие резервы. Да и сегодня большинство женщин хотят трудиться.

Во-первых, нет гарантии, что заработок мужа всегда будет стабилен, и что брак не распадётся. Во-вторых, социальный статус домохозяйки весьма низок. Про таких говорят – «сидит дома». Как бы такая женщина не уставала от многочисленных домашних обязанностей, её воспринимают как иждивенку.

Вообще, «супруги» – это, прежде всего, соратники, единомышленники. У молодых девушек очень популярен стереотип, что вот раньше мужчины полностью содержали жену. Почему бы и сейчас не сесть мужу на шею? Но, простите, и столетия назад бесприданница не могла выйти замуж. А в бедных слоях населения жёны работали наравне с мужем и в поле, и на фабриках. Супруги должны развиваться вместе, а также равноценно вкладываться в развитие, образование, будущее ребёнка. Сейчас наше общество возлагает основную ответственность за воспитание детей на мать. Но отцы также должны и могут активно участвовать в этом процессе с первых дней малыша.

Легко ли быть мужчиной?

  • В современном обществе произошло смещение привычных гендерных ролей, и это касается как женщин, так и мужчин.
  • Схема: мужчина – добытчик, женщина – домохозяйка, – уже давно не работает, супруги стали равноправными партнерами.
  • Представления о мужественности также претерпевают изменения, освобождаясь от прежних стереотипов.
  • Мужчина получил право на большую эмоциональность и даже на слабость, точнее, то, что раньше считалось слабостью, теперь таковой не является.
  • Во многих сферах, связанных с гендером, появилось гораздо больше свободы выбора.

Сергей Медведев: Сегодня мы будем «раскапывать» так называемый сильный пол: археология современного мужчины. В мире текучего, меняющегося гендера меняется и определение мужественности, маскулинности. Кто такой сегодня мужчина – по-прежнему «мужик», воин, добытчик, хозяин или равноправный партнер в отношениях? Как меняется представление о маскулинности? И по-прежнему ли мужчина – это сильный пол?

Видеоверсия программы

Корреспондент: В современном обществе произошло смещение привычных гендерных ролей, и это касается как женщин, так и мужчин. Мужчина – это не только биологическое существо с определенными половыми признаками, общество требует от него еще и демонстрации специального «мужского» поведения. С самого детства мальчикам внушают – «веди себя как положено будущему мужчине», и в случае отклонения от этой нормы мальчик может столкнуться с серьезным неодобрением, то есть фраза «ты ведешь себя как девочка» будет подразумевать осуждение. Мужчина находится под постоянным давлением, общество требует от него больше работать и зарабатывать, принимать на себя ответственность, не выказывать свои слабости и эмоции, а это часто ведет к стрессу и фрустрации, мужчины чаще болеют и живут меньше женщин.

Но сегодня все изменилось. Вовлеченность женщины в домашние заботы и воспитание детей сменилось на приоритеты карьеры и профессиональной деятельности, что естественным образом отодвигает мужскую роль «добытчика» и влечет за собой занятость мужчины бытовыми делами. Одновременно общество все чаще осуждает сексистские и патриархальные стереотипы мужского поведения – приставание к женщинам, хвастовство любовными победами. Особенно это стало очевидно в последние годы в связи с делом Харви Вайнштейна и многочисленными разоблачениями знаменитостей, обвиняемых в харассменте и сексизме.

В ответ уже сами мужчины начинают говорить о дискриминации и требовать соблюдения своих прав.

Сергей Медведев: С 26 сентября по 5 декабря немецкий Гете-Институт и Фонд имени Генриха Белля проводят серию дискуссий на тему маскулинности под названием «Быть мужчиной». У нас в гостях координатор этой серии Ирина Костерина, социолог, координатор гендерной программы Фонда имени Генриха Белля, и Дмитрий Стебаков, клинический психолог.

Когда я рассказал об этой программе одной своей знакомой, она воскликнула: «Боже мой, как я счастлива, что я женщина! Ведь мужчина – это постоянные обязанности, ты постоянно должен что-то доказывать, делать, зарабатывать и приносить». Действительно на мужчине лежит этот груз социальных ожиданий?

Если мужчина не зарабатывает, он переживает, что теряет эту роль, не справляется с социальными ожиданиями


Ирина Костерина: Сейчас как раз очень сильно меняется эта тектоническая плита, которая была договоренностью, что мужчина – кормилец, а женщина – домохозяйка. Вот этой жесткой договоренности сейчас не существует. Во всех западноевропейских странах, да и в России женщины работают наравне с мужчинами. Никто не ожидает от мужчины, что он должен быть единственным кормильцем, но это сохраняется скорее как риторическая фигура, и для мужчины все-таки внутренне важно понимать, что он зарабатывает. Если он не зарабатывает, он переживает, что теряет эту роль, не справляется с социальными ожиданиями.

Сергей Медведев: Это какие-то такие материальные обязанности, мужчина должен подтверждать свою мужественность, прежде всего, в материальной сфере – заработка и доказательств успешности типа автомобиля, статуса, умения заплатить за женщину, содержать ее?

Ирина Костерина: Последние две вещи – уже нет. Зарабатывать – да, но при этом еще очень важно, чтобы у мужчины было какое-то дело, которым он гордится.

Сергей Медведев: А женщина обеспечивает инфраструктуру этого дела?

Ирина Костерина: Экономически сейчас мужчины и женщины – это скорее равноценные партнеры. Но все, что касается домашней сферы, уход и забота по-прежнему на 90% остается женской обязанностью.

Сергей Медведев: Дмитрий, вы наблюдаете какую-то фрустрацию у мужчин по поводу меняющихся гендерных обстоятельств и обязательств?

Дмитрий Стебаков: Довольно большая часть аудитории, с которой я работаю, – это мужчины. И те люди, которые приходят в последнее время, часто испытывают дикий стресс в связи с тем, что, допустим, наступает какой-то возраст – 25, 28 лет – «а что я из себя представляю?» В этом возрасте им предписано что-то представлять. Мы часто работаем с пониманием того, а нужно ли представлять.

Есть истории не только про материальные вещи, но и про качество: мужчина как уверенный в себе человек, который может чему-то сопротивляться, противостоять, вступать в конфликты. Бывает, что люди хотят научиться быть более жесткими. «А что это тебе даст?» – «Я не знаю».

Сергей Медведев: Маскулинность исторически в патриархате была связана с миром насилия: война, стрельба, неприятные решения, силовое воспитание детей, — все это отводилось мужчине. Мужской мир – это мир насилия?

Ирина Костерина: Скорее принуждения и контроля. Это не обязательно про насилие, но про некий взгляд, который все время направлен на мужчину и который сам мужчина направляет на других.

Сергей Медведев: Однажды я пошел в ресторан девушкой с юга России, где очень патриархальные представления. Я никогда не думал о том, какое место занимать. А она мне говорит: «Женщина должна сидеть спиной к залу, чтобы ее видел только ее мужчина. А мужчина должен сидеть лицом к залу, чтобы контролировать ситуацию». Это про это?

Ирина Костерина: Да, потому что роль мужчины всегда публичная. Мужчина – это тот, кто стоит лицом к публике, общается с миром. Женщина в патриархате, в традиционных культурах раньше всегда была за спиной, в приватной сфере.

Маскулинность – это иерархичная штука, есть какая-то гегемонная маскулинность, которую мы видим, но есть очень много разных других маскулинностей. Гегемонная – это как раз те мужчины, которые про насилие, контроль, жесткость. И они пытаются распространять эти правила на других мужчин, которые иногда очень не согласны с насилием, с буллингом и не хотели бы никакой жесткой конфронтации, но они знают, что есть те, кто будет их оценивать по этой шкале. Поэтому мужчины сами производят это принуждение – быть определенным, более жестким.

Дмитрий Стебаков: Это не чисто мужская история, а история про реализацию из поколения в поколение неких идей, стереотипов, разных дискурсивных практик. У людей, которые в детстве проходят через насилие со стороны своих значимых родственников, часто возникает идея, что это правильный путь: «он научил меня быть человеком». Поэтому такой мужчина не может не держать своего ребенка в ежовых рукавицах, иначе тот «разболтается». В его картине мира это связалось со становлением успешного человека, мужчины.

Сергей Медведев: Собственно, все дисциплинарные институты общества воспроизводят этот круг насилия. Это как «дедовщина» в армии – первый год бьют меня, а на второй год начинаю бить я, потому что так заведено.

Ирина Костерина: Насилие – это еще и ресурс маскулинности. Каким образом показать обществу, что ты крутой мужчина? Если у тебя есть статус, деньги, крутая тачка, это одна история. А если у тебя ничего нет, то всегда остается насилие, и оно оказывается беспроигрышным вариантом.

Сергей Медведев: Мы видим, что происходит в связи с делом сестер Хачатурян. Их отец — такой карикатурный мужчина, видимо, альфа-самец, который ездил на большом черном джипе, ставил его на газон, всем мешая, со всеми грубо разговаривал. Все-таки общество и после дела Вайнштейна, и после дела Хачатурян как-то мобилизуется против этого насильственного самца.

Ирина Костерина


Ирина Костерина: Действительно, в последние годы стали публично обсуждать тему домашнего насилия и осуждать этих людей. Это не приватная жизнь, а нарушение прав человека. Тут должно вклиниваться государство и защищать человека от этого системного насилия. У нас в стране нет закона о домашнем насилии, поэтому очень сложно защищать женщин и детей от происходящего в семьях. Но хороший знак, что в последние два года в СМИ очень много публикаций про дело сестер Хачатурян, про дело Маргариты Грачевой и так далее. Люди приходят в ужас от количества насилия в нашем обществе, они возмущены, хотят, чтобы это прекратилось.

Дмитрий Стебаков: Есть еще такая интересная тенденция – оказание помощи тем людям, которые производят насилие. Появилась тенденция признавать, что этим людям при их понимании того, что они делают, и согласии на то, чтобы что-то поменять в своей жизни, можно давать помощь. И чаще всего у людей, которые доходят до психолога, сложности с контролем гнева. Это не те, кто намеренно это делает, чтобы подавлять партнера, а те, кто хочет по-другому, но не умеет.

Сергей Медведев: Мужчина должен подавлять в себе эмоцию — это одна из проблем в связи с новой эмоциональностью. Изначально – «ты мальчик, ты не должен плакать, ты должен молчать и терпеть». И накапливается фрустрация, стресс, который проявляется, в том числе, насилием.

Если говорить про традиционный дискурс маскулинности, то это мужчина, который сам решает свои проблемы, ему стыдно пойти к психологу


Дмитрий Стебаков: Есть люди, которые хотят улучшать свое понимание собственных эмоцией и эмоций других людей, они в детстве не были этому обучены. И действительно, можно столкнуться с тем, что в предыдущих поколениях были стереотипы относительно того, каким быть мальчику: не злиться, не плакать, быть выносливым, – в каком-то смысле повлиявшие на становление многих людей в поколениях. Это те люди, у которых сейчас меньше навыков самовыражения, понимания чувств других и того, что происходит с ними.

Сергей Медведев: Но это именно мужская проблема? Ведь женщина на протяжении ХХ века была существом говорящим. За ней общество, культура, литература признавали право на эмоцию, плач, гнев, разговор и так далее. А мужчина должен был молчать и действовать.

Ирина Костерина: Это еще связано с тем, что в России до сих пор сохраняется очень сильный дискурс биологичности по поводу мужчин и женщин. Есть некие представления, что от природы женщины более эмоциональны и склонны к тому, чтобы лучше варить борщ или менять ребенку подгузники. И есть такое представление, что мужчины от природы более сдержаны, менее эмоциональны. У нас развенчивают очень мало гендерных стереотипов про то, что это в меньшей степени про биологию, а в большей степени про социализацию. Наша социализация, конечно, очень сильно разводила, что положено настоящему мальчику, а что положено настоящей девочке. Но именно в нашем проекте, на наших дискуссиях и тренингах мы видим, что мужчины в возрасте 30-минус не разделяют эту конвенцию про эмоциональность.

Сергей Медведев: Более младшее поколение пишет то, что, скажем, в моем поколении люди 40-50-плюс никогда не написали бы. Сейчас все вываливают, говорят: «А вот я хожу к терапевту, а у меня такие-то таблетки».

Дмитрий Стебаков: Если говорить про традиционный дискурс маскулинности, то это мужчина, который сам решает свои проблемы, ему стыдно пойти к психологу. Но в моей практике мужчин примерно столько же, сколько и женщин. Вот эта история про выражение своих чувств, про умение попросить помощь даже в таких вещах, как разрыв отношений, – это что-то совершенно уникальное, с чем мужчины тоже приходят за помощью к психологу. И сейчас это стало гораздо более конвенционально.

Сергей Медведев: Все больше отцов берут отпуск по уходу за ребенком?

Ирина Костерина: Да, исследования показывают, что и в России это так. Правда, процент очень маленький – меньше 1% мужчин уходят в декрет. Но мужчины говорят: если бы это меньше осуждалось, в том числе работодателем, то они соглашались бы или брали отпуск хотя бы частично, как в шведской модели. А там мужчина обязан пойти в декрет: если он не идет, то они не получают декретных денег.

Сергей Медведев: И это действительно как-то психологически меняет состояние мужчины?

Дмитрий Стебаков


Дмитрий Стебаков: Я слышу от людей, что при этом больше эмоциональная связь с детьми и больше возможностей жить менее сфокусированно только на одной части жизни — на работе. Я говорю не о таких формах, когда это превращается в борьбу за власть, а о тех формах, когда для мужчины становится открытием: оказывается, это прикольно!

Сергей Медведев: А сколько примерно детей живут с отцами?

Ирина Костерина: В России суды в большинстве случаев оставляют детей с матерью. Но сейчас в прогрессивных парах все-таки растет тенденция после развода делить детей между собой по договоренности, растет представление о том, что нагрузку нужно распределять более-менее гармонично, чтобы и для себя ее балансировать, и у ребенка было одинаковое отношение к обоим родителям.

Сергей Медведев: Если брать старые патриархальные стереотипы, то изначально есть сильный пол, а есть прекрасный пол. Сильный пол хорош своей силой, и неважно, как он выглядит, а красота – дело прекрасного пола. Но сейчас мы получаем целый феномен метросексуальности и нового ухоженного человека.

Дмитрий Стебаков: Это действительно становится важным. Мужчины ходят на маникюр, заботятся о внешнем виде, много знают об уходе за телом. Но я не сталкивался с тем, чтобы тема красоты выносилась мужчинами на встрече как какое-то проблемное поле или поле решения.

Сергей Медведев: Но это же меняет самоощущение мужчины: ты больше не такой брутальный воин, а уже более изящный городской человек.

Ирина Костерина: Не обязательно изящный, но, по крайней мере, модный. Сейчас в мегаполисах, в среде продвинутой молодежи есть визуальный дресс-код: мы видим, как одеваются мужчины, как они ухаживают за собой.

Сергей Медведев: Это функция материального благосостояния: чем выше уровень дохода, тем большую роль начинает играть у мужчин фактор внешности. Я как-то спрашивал в салоне красоты: а кто ходит на косметические процедуры? И рассказывают, что чем выше статус мужчин и чем богаче салон, тем равномернее количество мужчин и женщин, которые приходят на процедуры, почти поровну.

Ирина Костерина: Ну, если мы подозреваем, что даже Путин в ботоксе, то это, наверное, говорит о том, что мужчины очень озабочены тем, как они выглядят. Внешность – это такая новая машина для мужчины: сама крутая машина уходит, и теперь важен собственный телесный габитус, чтобы демонстрировать свой статус.

Сергей Медведев: Есть ли такая тема, как восстание мужчин против наступления гендерного равноправия, смены гендерных ролей, утраты хозяйского статуса? С теми же сестрами Хачатурян наблюдается консолидация мужского большинства, которое говорит: нет, мужик должен быть мужиком, пусть девушки отвечают.

Ирина Костерина: Такое есть, но я бы назвала это не восстанием, а очень сильным страхом и тревогой, что сейчас радикальные феминистки сделают полный матриархат, загонят нас в какие-то ниши, выделят нам коридор, и мы там будем все такие кастрированные, на поводочке…

Дмитрий Стебаков: Это не только страх, скорее достаточно большой и сложный комплекс реакций. Я лично вижу их только в интернете, в высказываниях. При этом в жизни многие продолжают вести свои гендерные практики, пока мужчина не познакомится с женщиной, к которой не подойдет его привычная форма ухаживания. В таких случаях как минимум возникает реакция: «А почему это? А это у нее с головой не все в порядке, не буду я дальше пытаться развивать отношения». И очень важно, что эта тема звучит.

Сергей Медведев: По-моему, все больше мужчин являются профеминистами. При знакомствах женщина часто сразу определяет: мне нужен мужчина профеминистких взглядов. Это не то что война полов, а как бы все находятся примерно на одной стороне.

Ирина Костерина: В поколении 30-минус называть себя профеменистом — это нормально. Иногда это даже используется для привлечения девушек, ведь это же круто — встречаться с профеминистом, а не с каким-нибудь токсичным мужиком. Поэтому, конечно, многие используют это слово по отношению к себе. Есть другие мужчины, которые говорят: «Я не могу назвать себя феминистом, но я, в принципе, разделяюценности гендерного равенства».

Сергей Медведев: Мужчинами рождаются или становятся в процессе воспитания?

Ирина Костерина: На мой взгляд, становятся. Поставить знак равенства между мужчиной и пенисом — это очень грустно и даже унизительно для мужчин. Если мы возьмем очень разных мужчин, например, Филиппа Киркорова, вьетнамского крестьянина, выращивающего рис, какого-нибудь гея-парикмахера из модного барбершопа и дворника Асламбека, то у нас получатся четыре очень разных, иногда вообще ничем не объединенных истории.

Есть еще и переходные, гибридные формы гендерности, люди с неопределившимся гендером


Сергей Медведев: В русской культуре есть модели идеального мужчины? Была попытка в советском кино: «Москва слезам не верит», герой Баталова – Гоша. Он – рабочая интеллигенция, он и все починит, и все решает сам… И она ему подчиняется: такой вот бунтующий ранний феминистический типаж.

Дмитрий Стебаков: Интересно, почему именно этот образ выстрелил в культуре как образец, ведь он настолько амбивалентный… Да, он все это умеет, он весь такой уверенный, но при этом признать, что женщина может быть выше него по статусу – это для него нервный срыв, который выливается в запой. Не все так гладко с этим персонажем.

Сергей Медведев: Он какой-то картонный. Таких не бывает.

Ирина Костерина: Мы создали проект с этими нашими публичными дискуссиями, потому что все очень хорошо понимают, каким мужчиной не нужно быть сейчас в России, а вот что такое новая норма, не знает никто!

Сергей Медведев: А женская новая норма — более четкая?

Ирина Костерина: Она абсолютно понятная — в свободном выборе образования, карьеры, того, быть или не быть в отношениях, иметь или не иметь детей. Это такая индивидуальная стратегия самореализации, где никто не может тебе ничего запрещать, но при этом ты сама можешь выбрать, как ты хочешь построить свою жизнь. И ни одна из этих ролей не осуждаема!

Сергей Медведев: А мужская сейчас находится в такой текучей современности, текучем модерне, что мужчина не может понять, за что ухватиться.

Ирина Костерина: Да, мужская роль находится в транзиции, уходит от старой нормы… Вот как у Шнура: «Ты права, я — дикий мужчина.//Яйца, табак, перегар и щетина». Мы уходим от этого, уходим от карикатуры. А куда идут мужчины – вот этого будущего представления пока нет.

Дмитрий Стебаков: Важно отметить, что мы говорим о цисгендерных гетеросексуальных мужчинах. Как раз это и является основой того, почему делается этот проект: это какой-то крайний вариант в распределении гендерных ролей и предпочтений. И здесь как раз очень много карикатур, стереотипов, самых разных влияний отовсюду.

Сергей Медведев: Есть еще и переходные, гибридные формы гендерности, люди с неопределившимся гендером. Скажем, в западных прогрессивных системах воспитания детям предлагают: определись, кто ты – мальчик или девочка.

Ирина Костерина: Это же опять история про свободу, а не про принуждение, про то, что биологический дискурс меняется на социальный. Сейчас в этом больше свободы.

Сергей Медведев: Меняются гендерные роли, и вопрос в том, что ты можешь выбирать, кем быть.

Ирина Костерина: Да, очень важен вопрос выбора, возможность выбора из веера возможностей, а не из двух, например. Это, конечно, во многом меняет мужчин, дает гораздо меньше напряжения на плечи. Мне еще кажется важным, что сейчас все больше, особенно в американских сериалах, появляется положительных героев, которые не про эту маскулинность, а про ум: они какие-нибудь успешные айтишники. Это очень успешная маскулинность. Очкарики, которые целыми днями сидят за компьютером, точно не смогут ответить гопникам в подворотне, но при этом они успешные.

Сергей Медведев: Идет какое-то сближение с двух сторон к некому собирательному образу человека вообще.

Дмитрий Стебаков: Похоже на то. И появляется возможность больше слушать: насколько тебе подходят гендерные нормы, которым ты обучен с детства? Ведь очень многие люди рано начинают ощущать свою небинарность. Очень важно, что идея небинарности тоже много где звучит.

Сергей Медведев: А может быть, вообще все идет к тому, что гендер будет отмирать? Естественно, останется пол, половой диморфизм, но гендерные различия – это что-то, что нам принесла многотысячелетняя эра патриархата.

Ирина Костерина: Я не думаю, что гендер будет отмирать, потому что гендерная идентичность для людей — одна из самых базовых и важных. Люди очень много думают, переживают и говорят про это. Мне скорее кажется, что все идет просто к большему разнообразию. Раньше было все черное и белое, а теперь появляется много серого.

Сергей Медведев: Это вопрос выбора и постоянного переопределения своей гендерной роли?

Дмитрий Стебаков: Вопрос определения и, возможно, переопределения.

Ирина Костерина: Или даже смены в течение жизни. Ведь раньше была идея линейности: ты встал на одни лыжи в своей гендерной роли и будешь до конца жизни на них катиться. А сейчас есть возможность что-то поменять.

Что происходит, если женщина и мужчина меняются ролями – HEROINE

Совсем недавно журнал Dazed опубликовал арт-проект китаянки Pixy Yijun Liao, демонстрирующий весьма неоднозначную и сложную в современной культуре тему — смену гендерных ролей в отношениях. Китаянка показала ряд фотографий, отражающих суть как самого общественного строя Китая, так и концептов любви, отношений и пола в жизни человека. Во введении, презентующем фотосессию, автор говорит о том, что несмотря на то, что современное китайское общество стало более свободным, женщины работают так же, как и мужчины, всё равно среди людей бытует мнение, что мужчина должен быть главой семьи и брать на себя типично мужские обязанности. Нам стало интересно, что же значит понятие «нести свои гендерные роли», и что происходит с партнерами и отношениями в целом, если эти роли меняются под влиянием обстоятельств.

Отношения — это химия

Первое и, пожалуй, самое главное, что стоит знать об отношениях и о том, как они функционируют, так это то, что всё основано на гормонах. Современному человеку может показаться удивительным то, что женщины и мужчины на гормональном, а отнюдь не на социальном уровне имеют определенные роли. Такой важный гормон, как тестостерон, решает, насколько счастливыми себя чувствуют мужчина и женщина в отношениях. Наряду с тестостероном идет гормон окситоцин, непосредственно отвечающий за так называемое ощущение счастья и являющиеся естественным антидепрессантом для организмов обоих партнеров.

Уровень тестостерона в организма женщины и мужчины регулируется отнюдь не благодаря биологии, а как раз связан с психологическим состоянием, на которое, в свою очередь, влияет исполнение своей или не своей гендерной роли. Иными словами, если женщина взваливает на свои плечи обязанности, которые положено исполнять мужчине, уровень ее тестостерона увеличивается. В результате женщина испытывает стресс от того, что ей сложно нести ношу своего партнера (ведь она не подходит ей с точки зрения физиологии), а возможности снять этот стресс у нее нет, ведь мужчина, партнерша которого повышает свой тестостерон таким образом, теряет свой, так как ему, по сути, «нечего делать». Всё, что остается мужчине — это принять женскую роль. Принимая женскую роль, он больше не способен исполнить мужскую (что работает совсем не так в случае с женщинами, это не сексизм, а природа — женщина может одновременно выполнять обе роли), а значит, уровень окситоцина у женщины не поднимется, ровно как и не поднимется тестостерон у него самого.

Чтобы объяснить это более простым языком, необходимо подробнее рассказать о том, что для мужчины и для женщины значит наличие тех или иных гормонов.

Не сексизм, а природа

Всем нам знакомы так называемые гендерные роли, которые должны исполнять мужчины и женщины. Мужчина должен работать и обеспечивать себя и свою партнершу или же семью, в то время как женщина должна дарить мужчине ощущение комфорта, вести хозяйство и воспитывать детей. Но на самом деле всё намного сложнее, учитывая, что в современном обществе эти роли утратили свою актуальность. Женщины, как и мужчины, выбирают активный образ жизни, предпочитая работу, увлечения, мечты и самосовершенствование семейному очагу и продолжению рода. Это абсолютно нормально для наших реалий. Но вот естественная потребность в гормональном балансе, к сожалению, не так преуспела в следовании трендам, как современные люди. И поэтому схема, по которой строятся счастливые с психологической точки зрения отношения, не изменилась, но должна лишь найти свое отражение в подходящих ситуациях.

Итак, женщине необходима поддержка, внимание, ласка и, самое главное, возможность быть услышанной. Мужчине также важна поддержка, но больше всего мужчина нуждается в том, чтобы его ценили и благодарили. Если он удовлетворяет потребности женщины во внимании и заботе, то благодарность исходит естественным образом. Мужчина начинает чувствовать, что женщина нуждается в нем, и у него появляется мотивация продолжать делать то, что он делает. В этот момент его гормон тестостерон определяет его стрессоустойчивость и, соответственно, ощущение счастья. Женщина, желания которой учтены партнером, чувствует, что о ней заботятся, а значит, у нее есть мотивация вкладываться в отношения со своей стороны. И ее стресс снимается тем, что мужчина приходит на помощь. Его внимание восполняет затраченную ей энергию, и у нее появляются новые силы, которые она отдает своему партнеру. В этот момент окситоцин выделяется в организме женщины, и она чувствует себя счастливой. Эта простая схема ложится в основу крепких и счастливых отношений.

Что же происходит, когда мужчина и женщина меняются ролями

Смена ролей может происходить в отношениях по самым разным причинам, а сами партнеры могут не замечать этого или же замечать, но терпеть происходящее. Мужчина, как и женщина, может быть не готов к серьезным отношениям, быть финансово или эмоционально нестабильным, иметь проблемы, уходящие корнями в детство, комплексы или же ряд личностных качеств, которые делают партнера неспособным к построению отношений (нарциссизм, эгоизм, агрессивность, женоненавистничество, инфантильность и многое другое).

Если мужчина не способен исполнять свою роль в отношениях, женщина берет ее на себя. Разумеется, далеко не все женщины соглашаются на это, но в большинстве случаев проблемы, угасание страсти и романтики, депрессии и отсутствие счастья происходит именно из-за того, что женщина упустила тот момент, когда в ее жизни необходимо было навести порядок. Женщина взваливает на себя тяжелую ношу, так как стремится сохранить отношения, поддержать своего партнера и всеми силами доказать ему, как он ей дорог. Это происходит опять же, естественным образом, так как «служение мужчине» для женщины на гормональном уровне равняется счастью. В начале отношений каждая женщина, объятая страстью и романтикой, стремится отдавать эмоции, время, материальные ценности, свою любовь и всё-всё-всё своему партнеру, не прося ничего взамен. Это приносит ей счастье — видеть, что она делает кого-то счастливым. В это время в ее организме выделяется окситоцин, и мозг запоминает действие, которое провоцирует его выделение. Это действие — «отдавать».

Но чтобы отдавать и быть счастливой, женщина необходимо получать тоже. Ведь когда флер романтики сходит, и отношения проверяют себя в течение долгого времени, естественной потребностью партнеров является взаимный и только взаимный обмен эмоциями. Если женщина не получает ничего в ответ, она, по логике, должна остановиться. «Я не буду отдавать себя и свое время тому, кто не стремится радовать меня». Так советуют поступать все современные издания, которые учат женщин любить и ценить себя. Но нет! Женщина думает о том, что ей необходимо служить еще сильнее, ведь, возможно, она дала недостаточно. На физиологическом уровне ее организм помнит, что отдача приносит хорошие эмоции, поэтому в надежде, что в этот раз это тоже поможет, женщина продолжает давать. Но вот только окситоцин не выделяется. Не выделяется он потому, что женщина утратила свою гендерную роль. Теперь она выполняет работу мужчины — стремится бесконечно радовать своего партнера. Со временем ее состояние ухудшается, она начинает чувствовать себя несчастливой. В лучшем случае пара распадается, в худшем неудовлетворенность выливается в агрессию по отношению к партнеру.

Что же происходит с мужчиной? Мужчина, которому постоянно отдают, теряет необходимость давать самостоятельно. На подсознательном уровне он чувствует, что женщина способна сделать всё самостоятельно, а значит, он здесь не нужен. И вот, как следствие, в его жизнь приходят плохое настроение, депрессия, скука и даже низкий уровень либидо. Всё потому, что тестостерон не вырабатывается. Мужчина начинает требовать того, что он сам должен давать женщине: внимание, возможность выговориться и даже защиту. Разумеется, женщина должна давать всё это мужчине, чтобы он чувствовал себя любимым, но если хотя бы один из партнеров работает на износ, то страдают оба.

Что же делать?

Для крепких и счастливых отношений оба партнера должны осознавать ответственность, которую они как гендеры несут в своих отношениях. Если мужчине необходимо признание, то женщина должна быть чуткой и внимательной к его действиям. Ведь часто происходит так, что мужчина делает для женщины всё, а она этого не замечает. В то же время мужчина должен быть внимателен к чувствам женщины. Если она чувствует, что не может выговориться (ее не слушают, не понимают, считают глупой, реагируют агрессивно), то она либо замкнется в себе, что уже является первым признаком смены роли, либо станет холодной, что уже не сможет осчастливить мужчину.

Иными словами, фраза о том, что отношения — это дорога с двусторонним движением, — не пустой звук. Работать над собой должны оба партнера и оба партнера должны учитывать нужды друг друга. Если вы понимаете, что «переслужили» своему партнеру, то вам необходимо оценить ситуацию беспристрастно, так как часто чувства, страх одиночества и, конечно же, привычка, мешают людям выйти из режима несчастливой жизни.

Добавить в избранное

Поделиться

Статьи по теме:

Мужественные женщины и женственные мужчины: последствия смены пола | Как гендер формирует мир

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКак гендер формирует мирЯзыковые семьиСоциолингвистикаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКак гендер формирует мирЯзыковые семьиСоциолингвистикаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Aikhenvald, Alexandra Y. ,

‘мужественные женщины и женские мужчины: влияние гендерного реверса’

,

Как полы формируют мир

(

Oxford,

2016;

онлайн онлайн. edn,

Oxford Academic

, 20 октября 2016 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198723752.003.0007,

, по состоянию на 12 октября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКак гендер формирует мирЯзыковые семьиСоциолингвистикаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКак гендер формирует мирЯзыковые семьиСоциолингвистикаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе рассматриваются варианты использования противоположного лингвистического рода в различных языках. Изменения в присвоении людям лингвистического пола могут отражать смену ролей в традиционных шутливых отношениях. Смена пола может быть оскорбительной, иметь оттенок похвалы или может подразумевать нежность и солидарность. Наличие форм мужского пола как функционально «немаркированной» категории можно понимать как признак «мужского доминирования». С другой стороны, наличие мужского пола как «особого», отмеченного можно понимать как признак особой важности и особой «видимости» мужчин в культурных практиках. Выбор лингвистического пола может отражать стереотипы и ожидания, связанные с социальным полом и естественным полом. Это особенно заметно для людей с их определенными социальными ролями, особенно для языков, носители которых знают о значениях полов.

Ключевые слова: Лингвистический род, социальный род, функциональная маркированность, формальная маркированность, женский род, мужской род, иврит, арабский, амхарский

Предмет

Социолингвистика Языковые семьи

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

6 причин, по которым смена ролей редко работает и до недавнего времени была основным кормильцем своей семьи.

Когда ее уволили, все стало ужасно.

«Я обиделась, потому что у моего мужа не было такого стремления и мотивации к успеху, как у меня. Таким образом, я сейчас разлучена с двумя детьми; но я знаю, что если бы мой бывший муж был на пути к успеху, а не по пути наименьшего сопротивления, мы, возможно, все еще были бы женаты».

История Эми напомнила мне еще об одной женщине, которую я знаю — назовем ее Ким, — которая вышла замуж за человека, которого я назову Дэном. Ким — очень амбициозная женщина, берущая на себя ответственность; Дэн нет. На момент их свадьбы Дэн еще не нашел своего призвания. У него за плечами был какой-то колледж, но он его не закончил. Тем временем Ким работала над получением степени магистра и распланировала свою жизнь. Дэн подрабатывал случайными заработками, чтобы заработать деньги, но продолжал барахтаться.

Их брак распался менее чем через три года после его начала.

Вышеприведенные истории освещают слишком распространенный сегодня сценарий отношений: тот, в котором добивается успеха женщина, а не мужчина. Если нынешние тенденции сохранятся, как и предсказывают, в этой лодке окажется больше пар, чем когда-либо. И для большинства из них такой расклад добром не кончится.

Было время (не так давно), когда немногие женщины додумались выйти замуж за человека, у которого не было карьерных устремлений. Но все изменилось. Сегодня женщины зарабатывают сами. Следовательно, идея о том, что женщина будет оценивать финансовые перспективы мужчины, кажется ненужной и немного архаичной.

Но это не так; это просто здравый смысл. Потому что в подавляющем большинстве этих случаев те же самые амбициозные женщины уйдут с работы или значительно сократят ее, когда у них появятся дети. На самом деле, работа неполный рабочий день или отсутствие работы вообще — идеальный выбор для большинства замужних женщин с детьми. В среднем 72%.

Семьдесят два процента.

Проблема в том, что наша культура поощряла женщин быть одержимо сосредоточенными на своей карьере — настолько, что многие мужчины теперь связывают себя с амбициозными женщинами, заходя так далеко, что следуют карьерной траектории своей подруги.

Никто не сказал этим парам, что, скорее всего, произойдет в будущем, когда у них появятся дети. Вместо этого они получили сообщение о том, что эта новая динамика отношений не имеет никакого значения. Но это так.

Вот 6 причин, по которым смена ролей редко работает:

1. Подавляющее большинство женщин предпочитают работать неполный рабочий день или вообще не работать, когда у них есть дети.

Если жена не может этого сделать, потому что они с мужем строили финансовые планы, исходя из предположения, что она всегда будет работать, она разочаруется и обидится на своего мужа. И когда обида закрадывается в брак, это обычно начало конца.

2. Отсутствие у мужа постоянной работы повышает вероятность развода.

В исследовании, опубликованном в American Sociological Review, гарвардский социолог Александра Эйкен Киллеуолд обнаружила, что заработок мужа имеет большое значение. Если он работал полный рабочий день, вероятность расстаться в следующем году составляла 2,5%. Но если он не был, то был шанс 3,3 процента.

3. Мужья, которые финансово зависят от своих жен, значительно чаще изменяют.

Это исследование, также проведенное Американским социологическим обозрением, показало, что мужчины, которые на 100% экономически зависят от своих супругов, «более всего подвержены риску обмана, в три раза большему риску, чем женщины, вышедшие замуж за мужчин-кормильцев», — пишет Келли Уоллес из CNN. .

4. Мужчины, которые много занимаются домашним хозяйством, реже занимаются сексом.

В еще одном исследовании, проведенном ASA, авторы обнаружили, что пары, в которых мужчины больше участвуют в работе по дому, обычно выполняемой женщинами, реже занимаются сексом. Точно так же пары, в которых мужчины больше участвуют в традиционно мужских задачах, таких как работа во дворе, оплата счетов и обслуживание автомобиля, сообщают о более высокой частоте сексуальных отношений.

5. Когда папа остается дома, жена-кормилица часто завидует близким отношениям мужа с детьми.

Звучит нелогично — можно подумать, что жена была бы в восторге от мужа, который сидит дома с детьми или чья работа более гибкая и, таким образом, позволяет ему больше заботиться о детях дома, — но кормящие жены, как правило, чувствуют себя неуверенность в своих отношениях с детьми. Если муж берет на себя львиную долю дома, именно к нему и обратятся дети. И это может стать еще одним источником обиды.

6. Кормильные жены возлагают большие надежды на то, как следует вести себя дома.

Большинство мужей не будут заботиться о доме и детях так же, как это делают большинство жен . Женщины, как правило, имеют ожидания относительно того, какой, по их мнению, должна быть домашняя жизнь, поэтому, когда муж не делает что-то соответствующим образом, предполагается, что он делает недостаточно. На самом деле, он, вероятно, просто делает это не так, как она. В любом случае возникает конфликт.

Интересно, что многие миллениалы видели или испытали этот конфликт на себе и, как следствие, скептически относятся к договоренности. В результате многие миллениалы меняют курс.

Для ясности: я не выступаю за строгие гендерные роли в браке — почти всегда есть совпадения. Я также не говорю, что полная смена гендерных ролей никогда не сработает. Но усилия, которые должны быть вложены в это, огромны. И те, у кого это получается, являются исключением, а не правилом.

Другими словами: не рассчитывайте на это. Вместо этого предположим, что когда появятся дети, мужья и жены будут реагировать в соответствии с мужской и женской природой. И соответственно планировать.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Категория: Гендерное равенство, Брак, Отношения

О Сюзанне Венкер

Сюзанна — автор, коуч и ведущая подкаста, стремящаяся помочь женщинам избавиться от культурных убеждений, которые подрывают их счастье в жизни и в любви.

Гендерная революция застопорилась. Что могло бы ее оживить?

июнь 2020 г.

Прогресс в направлении гендерного равенства за последние 50 лет был настолько значительным, что эти изменения иногда называют «гендерной революцией». Однако примерно с начала века прогресс замедлился, а по некоторым показателям и вовсе застопорился. Здесь мы описываем тенденции занятости женщин, мужчин или женщин больше шансов получить высшее образование и докторскую степень, насколько разделены области обучения и профессии, а также гендерный разрыв в оплате труда. Затем мы рассматриваем, что необходимо изменить, если мы хотим активизировать прогресс в направлении гендерного равенства.

Рост занятости женщин был резким, но затем прекратился. Как показано на Рисунке 1 ниже, процент женщин, работающих за плату, неуклонно рос с 1970 по 2000 год, увеличившись с 48 до 75 процентов работающих женщин. Однако с 2000 года, несмотря на некоторые небольшие подъемы и спады, процент занятых не увеличился в чистом виде. Действительно, уровень 2018 года — 73 процента занятых женщин — был немного ниже показателя 2000 года, составлявшего 75 процентов. Таким образом, занятость женщин оставалась на одном уровне в течение примерно 20 лет. Более того, отдельные анализы (здесь не показаны) показывают, что чем выше уровень образования женщины, тем выше вероятность того, что она будет трудоустроена, но что объединяет женщин всех уровней образования, так это то, что процент их трудоустройства стабилизировался.

Женщины превзошли мужчин в получении высшего образования, но различия в конкретных областях обучения сохраняются

мужчин, но шли впереди них. Женщины превзошли мужчин в получении степени бакалавра в середине 1980-х годов. Совсем недавно, в этом столетии, женщины опередили мужчин в получении докторских степеней (PhD, MD, JD в области права и других докторских степеней). Поскольку в популяции примерно одинаковое количество мужчин и женщин в юном возрасте, когда обычно присваиваются ученые степени, если бы женщины имели такую ​​же вероятность получения ученых степеней, как и мужчины, мы могли бы ожидать, что соотношение числа мужчин и женщин, получающих такие степени, к быть равным 1. Таким образом, мы можем измерить прогресс в достижении гендерного равенства или за его пределами по изменению этого соотношения. (Соотношение ниже 1 означает, что мужчины получают больше степеней, а число выше 1 означает, что женщины получают больше.) Между 1970 и 2018, для степеней бакалавра это соотношение изменилось с женщин, получивших на 0,76 больше, чем у мужчин, до 1,34, как много. Что касается докторских степеней, то соотношение женщин и мужчин, получивших ученые степени, за тот же период увеличилось с 0,13 до 1,18. Женщины в настоящее время более образованы, чем мужчины в США, а также во многих других странах.

Несмотря на то, что в настоящее время женщины получают больше степеней бакалавра и доктора наук, чем мужчины, все еще есть много прибыльных областей, например инженерное дело и компьютерные науки, которые остаются мужскими бастионами, потому что меньше женщин, чем мужчин, изучают эти предметы. Области обучения по-прежнему сильно разделены по половому признаку. Полезной мерой уровня сегрегации в областях обучения за любой данный год является индекс непохожести, который, грубо говоря, показывает, какой процент мужчин или женщин должен был бы изменить специальность для достижения полной интеграции, а это означает, что каждая область будет иметь тот же процент женщин, что и женщины, составляют выпускники всех областей вместе взятых. Используя этот индекс и разделив все области на 17 категорий, наш анализ показывает, что для получения степени бакалавра 47 процентов женщин или мужчин должны были бы изменить области, чтобы интегрировать их в 19 категорий.70, а к 1998 году этот показатель снизился до 28%. маркетинг и биология. Однако с 1998 г. не было дальнейшей десегрегации областей обучения для получения степени бакалавра; на самом деле с тех пор индекс сегрегации увеличился на несколько пунктов. Для докторских степеней индекс изменился с 35 процентов до минимума в 18 процентов за 19 лет.87, в значительной степени из-за значительного увеличения числа женщин, получающих степень доктора медицины и доктора медицины, но с тех пор дальнейшей интеграции не произошло. Таким образом, десегрегация как для бакалавров, так и для докторантов была существенной, но застопорилась примерно на 20 лет, еще до начала 21 века.

Это не просто школа. Гендерная сегрегация существует и в сфере занятости.

Отчасти из-за сегрегации специальностей в колледжах и по множеству других причин мужчины и женщины распределяются по профессиям очень по-разному. Но, начиная с 19В 70-х годах многие женщины, особенно с высшим образованием, занялись традиционно мужскими управленческими и профессиональными должностями, такими как менеджеры среднего звена, бухгалтерия, медицина, юриспруденция, научные круги, фармацевтика и духовенство. Женщины, не имеющие высшего образования, меньше занимались рабочими местами, которыми традиционно занимались мужчины без образования, такими как столярное дело, сантехника, автомобилестроение и производство стали. Мы использовали тот же индекс сегрегации, описанный выше, чтобы количественно определить, сколько профессий подверглось десегрегации с 19 года. 70. Мы обнаружили, что процент мужчин и женщин, которым пришлось бы сменить профессию для обеспечения интеграции (определяемой тем, что женщины составляют такой же процент на каждом рабочем месте, как и занятая рабочая сила в целом), увеличился с 60 процентов в 1970 году до 42 процентов. процентов в 2018 году. Но в то время как сегрегация снизилась на 12 процентных пунктов за 20-летний период после 1970 года, падение за гораздо более длительный 28-летний период с 1990 по 2018 год было намного меньше, на 5 пунктов. Таким образом, прогресс, достигнутый женщинами в десегрегации профессий, не остановился, а резко замедлился, и до нулевой отметки, которая означала бы полную интеграцию областей, еще далеко.

Как насчет гендерного разрыва в оплате труда?

Ограничив наш анализ женщинами и мужчинами, работающими полный рабочий день (определяемыми как минимум 35 часов в неделю), на рис. 2 показано, какой процент женщина, зарабатывающая медиану женщин (т. е. 50-й процентиль), составляет от суммы, заработанной мужчины посередине. В 1970-х годах женщины делали примерно 60 процентов того, что делали мужчины. После 1980 года этот показатель резко вырос до 74 процентов к 1990 году. С тех пор этот процент продолжал расти, так что к 2018 году женщины зарабатывали 83 процента от того, что зарабатывали мужчины в среднем. Прогресс с 19 лет90-е годы шли гораздо медленнее, чем 80-е годы, десятилетие, когда женщины больше всего выигрывали у мужчин; рост (в процентных пунктах) был больше за один 10-летний период 1980-х годов, чем за 28 лет с 1990 по 2018 год. Очевидно, что продвижение к равной оплате труда замедлилось, но не остановилось.

Это замедление роста гендерного разрыва в оплате труда проявляется не только в медиане доходов женщин и мужчин, но и в верхней и нижней частях распределения. В других анализах, не показанных здесь, мы подсчитали, какой процент женщин в 10-м процентиле их распределения составляет от доходов мужчин в их 10-м процентиле, и мы сделали то же самое для 9-го процентиля. 0-й процентиль. Будь то вверх (90-е место) или вниз (10-е место), мы обнаружили, что доходы женщин приблизились к доходам мужчин, но скорость изменений существенно замедлилась с 1990 года.

Что необходимо для дальнейшего прогресса во всех областях, где движение к равенству замедлилось или застопорилось, — трудоустройство, десегрегация областей обучения и рабочих мест, а также гендерный разрыв в оплате труда? Новый толчок к гендерному равенству требует изменений как в институциональной политике (со стороны работодателей или правительства), так и в культуре (ценностях, убеждениях и предпочтениях). Эти два фактора могут усиливать друг друга, причем каждый из них влияет как на предложение, так и на спрос на рынке труда.

Несколько видов институциональных изменений со стороны правительства или работодателей будут способствовать гендерному равенству. Сначала подумайте, что могло бы увеличить занятость женщин, которая остановилась на уровне ниже 75 процентов. Если бы уход за детьми финансировался государством для детей, родители которых хотели бы использовать его, уровень занятости женщин, несомненно, увеличился бы. Поддерживаемый государством уход за детьми особенно увеличит занятость женщин, чей потенциальный заработок настолько низок, что после того, как они будут платить за уход за детьми из своих заработков, останется слишком мало, чтобы окупить работу, которую они могут получить.

Сегрегация рабочих мест и разрыв в оплате труда мужчин и женщин могут быть сокращены за счет строгого соблюдения государством антидискриминационной политики и обязательного или добровольного принятия работодателями инструментов для уменьшения предубеждений по признаку пола, скрытых или явных, которые иногда приводят к найму, продвижению по службе, и установление различий в оплате труда в пределах рабочих мест. Другие меры, которые могут уменьшить гендерную сегрегацию в работе и разрыв в оплате труда, включают: (обязательную или добровольную) политику работодателей, предоставляющую отпуск по уходу за ребенком; гибкое перемещение между полной и неполной занятостью при сохранении карьерной лестницы; и выбор того, в какое время дня работать. Эта политика может помочь парам, желающим гендерно-эгалитарного разделения труда, координировать оплачиваемую работу и работу по уходу на дому.

Значительная часть гендерного разрыва в оплате труда связана не с отсутствием равной оплаты труда мужчин и женщин на одной и той же работе, а с концентрацией женщин на низкооплачиваемых профессиях. Таким образом, разрыв в оплате труда можно сократить за счет сокращения сегрегации должностей, как обсуждалось выше. Еще один путь к сокращению части гендерного разрыва в оплате труда, связанной с родом занятий, заключается в внесении изменений в политику, направленных на устранение гендерной предвзятости в решениях о разнице в оплате труда между преимущественно мужскими и женскими профессиями. Исследования показывают, что на преимущественно женских должностях оплата систематически ниже, чем на преимущественно мужских работах, которые связаны с другими задачами, но требуют такого же уровня образования. Дальнейшие статистические поправки на другие требования к навыкам или условия работы обычно не могут объяснить различия.

Судя по всему, работодатели (возможно, неосознанно) учитывали гендерный состав рабочих мест при установлении заработной платы. В соответствии с действующими законами США незаконно принимать во внимание пол при принятии решения о том, кого нанять или платить им больше или меньше, чем другим на той же работе. Но проблема под названием «сопоставимая ценность» или «равенство в оплате труда» в 1990-х годах подняла вопрос о том, не являются ли различия в оплате труда между рабочими местами иногда результатом предвзятого восприятия работодателями того, что рабочие места, занятые в основном женщинами, просто не могут быть такими важными. Сторонникам этого типа равноправия в оплате труда так и не удалось заставить суды рассматривать эти различия как незаконную дискриминацию или добиться принятия нового законодательства. Решение этой проблемы с помощью нового законодательства важно для устранения гендерного разрыва в оплате труда.

На сегодняшний день гендерная революция была глубоко асимметричной: больше женщин занялись «мужскими» сферами деятельности, чем наоборот, а количество рабочих часов у женщин увеличилось гораздо больше, чем у мужчин по дому. Но без увеличения мужской работы по дому и уходу за детьми женщинам будет труднее добиться карьерного успеха, и этому помогут изменения в неформальных нормах.

В дополнение к институциональным изменениям, описанным выше, те, кто хочет продолжить гендерную революцию, могут с пользой способствовать культурным изменениям. Сегодня многие признают, что девочки и женщины должны иметь возможность делать нетрадиционный выбор — заниматься спортом, изучать математику или стремиться к лидерству. Мы добились меньшего прогресса в принятии изменений в мужских ролях. Если бы для мужа было более социально приемлемым работать неполный рабочий день или брать свободное время для ухода за детьми, гендерный разрыв в занятости сократился бы. Если бы идея о том, что женщина зарабатывает больше своего мужа, была ничем не примечательна и не стигматизировала бы ни женщину, ни мужчину, это было бы одним препятствием для карьерного успеха женщины. На сегодняшний день гендерная революция была глубоко асимметричной: больше женщин занялись «мужскими» сферами деятельности, чем наоборот, а количество рабочих часов у женщин увеличилось гораздо больше, чем у мужчин по дому. Но без увеличения мужской работы по дому и уходу за детьми женщинам будет труднее добиться карьерного успеха, и этому помогут изменения в неформальных нормах. Если работодатели проводят политику, облегчающую координацию работы и семьи, а мужчины редко ею пользуются, то такая политика, хотя и помогает некоторым семьям, может еще больше укрепить представление о том, что забота — это обязанность женщин.

Культурные изменения также необходимы для снижения сильного уровня половой сегрегации в областях обучения и занятий. Хотя отчасти эта сегрегация, несомненно, происходит из-за дискриминации работодателей, она также поддерживается социальными силами с детства и до взрослой жизни, которые формируют различия между мужчинами и женщинами в том, какую работу они могут выполнять, и которую они находят интересной, значимой и самобытной. улучшение. Преднамеренные попытки изменить эти культурные посылы могут изменить поведение на рынке труда со стороны предложения, ориентируя мужчин и женщин на разные рабочие места, и со стороны спроса, изменив представления работодателей о том, кто подходит и будет хорошо выполнять какую работу и кто заслуживает ее. более высокая оплата.

Культурные и институциональные изменения последних 50 лет принесли нам гендерную революцию, которая замедлилась, а в некоторых случаях остановилась. У нас есть выбор активизировать изменения в направлении гендерного равенства, стремясь к более глубоким культурным и институциональным изменениям.

Этот пост основан на исследовании Паулы Инглэнд, Эндрю Левин и Эммы Мишель «Прогресс на пути к гендерному равенству в Соединенных Штатах замедлился или застопорился», Proceedings of the National Academy of Sciences , vol. 117, нет. 13 (2020), стр. 6990-6997. https://www.pnas.org/content/117/13/6990

Об авторах

Паула Англия
Серебряный профессор – Нью-Йоркский университет

Паула Ингланд – профессор социологии и серебряный профессор искусств и наук Нью-Йоркского университета. В Англии есть докторская степень. по социологии и степень магистра социальных наук Чикагского университета.