Смил собчик интерпретация: Интерпретация СМИЛ

ИТО — ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (Л.Н.СОБЧИК)

Методика является архивной, для использования не поставляется.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Методика ИТО представляет собой инструмент исследования индивидуально-типологических свойств. Она позволяет отнести каждого конкретного человека к определенному типу. В основе методики лежит разработанная Л.Н. Собчик теория ведущих тенденций, согласно которой основу личностного фактора составляет одна или несколько ведущих тенденций, пронизывающих разные уровни развития личности – от врожденных свойств темперамента, через характер, который формируется в процессе взаимодействия темперамента с социальной средой, – к зрелой личности, в которой объединение осуществляется интегрированным “Я” (самосознание, самооценка, самоконтроль). Ведущие тенденции определяют индивидуальный тип переживания, силу и направленность мотивации, стиль межличностного общения и познавательных процессов.

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

Психодиагностические исследования личности взрослых людей с целью профконсультации, выявления направлений психологической помощи, комплектования групп, самопознания и т.

п.

СТРУКТУРА МЕТОДИКИ

Опросник ИТО опирается на значительный опыт автора по разработке и интерпретации данных русской версии теста MMPI — СМИЛ. Опросник отличается небольшим количеством (всего 91) и простотой включенных в него утверждений, не вызывающих настороженности со стороны испытуемых, а также наличием шкал достоверности (“ложь” и “аггравация”), которые позволяют судить о том, насколько мотивационные искажения могут повлиять на результаты тестирования.

Время выполнения теста — 30 минут.

ПЕРЕЧЕНЬ ФАКТОРНЫХ ШКАЛ

  • ложь (неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете)
  • аггравация (стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера)
  • экстраверсия (обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность)
  • спонтанность (непродуманность в высказываниях и поступках)
  • агрессивность (активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов)
  • ригидность (инертность, тугоподвижность) установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений)
  • интроверсия (обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей сдержанность, замкнутость)
  • сензитивность (впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив)
  • тревожность (эмоциональность, восприимчивость, незащищённость)
  • лабильность (эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности)

На круговой диаграмме 8 последних шкал объединены в четыре полярные пары: экстраверсия – интроверсия, спонтанность – сензитивность и т.

п.

Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по 8 шкалам (исключая шкалы “ложь” и “аггравация”):

  • 0-1 балл – гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании;
  • 3–4 балла (норма) – гармоничная личность;
  • 5–7 баллов (умеренная выраженность) – акцентуированные черты;
  • 8–9 баллов (избыточная выраженность) – состояние эмоциональной напряженности, затрудненная адаптация.

Следует учесть, что данные интервальные границы сформулированы автором по теоретическим соображениям и не опираются в данном случае на структуру статистического распределения тестовых баллов. По этому признаку ИТО приближается к «авторским тестам».

Тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 5 баллов. Для нормы (в пределах 4 баллов) это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств.

Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т. д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам.

По шкалам “аггравация” и “ложь” можно судить о надежности полученных результатов:

  • высокие показатели по шкале “ложь” выявляют неискренность и тенденцию показать себя в лучшем свете;
  • высокие показатели по шкале “аггравация” выявляют стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера;
  • если хотя бы по одной из этих шкал набрано более 5 баллов, данные недостоверны.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты теста могут быть представлены в трёх формах:

  • круговая диаграмма, указывающая значения по 8 основным факторам;
  • текстовые интерпретации факторов;
  • таблица данных, в которую включены сырые баллы, стены, процентили (процент от выборки стандартизации).

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Методика ИТО разработана Л.Н.Собчик, ведущим специалистом в области психологии индивидуальности. Методика успешно применяется с 1996 года и уже послужила основой для целого ряда научно-исследовательских и практических работ в сфере изучения профессионально важных личностных свойств и толерантности к стрессу на контингенте лиц, профессиональная деятельность которых проходит в особо сложных и опасных условиях (милиция, вневедомственная охрана, инкассаторы), а также в сфере межличностной коммуникации в рамках управленческих структур различных профессиональных групп.

Надежность методики подтверждена статистической обработкой данных, полученных в результате проведенных исследований по изучению личностных особенностей психически здоровых людей разного пола, возраста и разной профессиональной направленности (свыше 1000 наблюдений) и при обследовании больных с пограничными (ситуативно обусловленными) расстройствами (более 450 наблюдений).

Достоверные связи показателей ИТО (r = +0,73) подтверждены данными корреляционного анализа в процессе сопоставления баллов, отражающих степень выраженности типологических тенденций, с данными объективного наблюдения и результатами психодиагностического исследования тестами СМИЛ (MMPI), МЦВ (Люшер), МПВ (Сонди) и ДМО (Лири). Наиболее сильные связи обнаружены по факторам “экстраверсия”, “тревожность”, “агрессивность”, “спонтанность” и “сензитивность” (r = +0,84), несколько ниже показатели корреляции по факторам “ригидность” и “лабильность” (r = +0,68).

Теоретическое обоснование

КАТЕГОРИИ:

Главная
Случайная страница
Познавательное
Новые статьи
Контакты


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

12345678910Следующая ⇒

СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ МНОГОФАКТОРНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (СМИЛ)

Источник: Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Издательство «Речь», 2003. – с. 91-173

Методику СМИЛ по ее значимости и эффективности по праву можно назвать тяжелой артиллерией психодиагностики. И не потому, что некоторые специалисты, малознакомые с методикой, считают ее громоздкой и трудоемкой: на самом деле — это около часа работы самого обследуемого (при этом психолог может даже не присутствовать) и 10 минут на обсчет данных. Главное, что после этого психолог получает многосторонний портрет человека, включающий богатый спектр таких структурных компонентов личности, как мотивационная направленность, самооценка, стиль межличностного поведения, полоролевой статус, черты характера, тип реагирования на стресс, защитные механизмы, когнитивный стиль, ведущие потребности, фон настроения, степень адаптированное™ индивида и возможный тип дезадаптации, наличие психических отклонений, выраженность лидерских черт, наличие сексуальных

проблем, склонность к суициду, предрасположенность к алкоголизму, а также количественные и качественные характеристики устойчивых профессионально важных свойств и пр.

При этом большим преимуществом этой методики является наличие в ее структуре шкал достоверности, позволяющих определить не только надежность результатов, но и установку испытуемого на саму процедуру обследования. Это дает возможность интерпретации полученных данных через призму выявленных с помощью шкал достоверности тенденций к преувеличиванию имеющихся проблем или к их сглаживанию.

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой модификацию теста MMPF, созданного в 1942— 1949 годах в целях профессионального отбора летчиков во время Второй мировой войны. Авторы MMPI — американские психологи И. Маккинли и С. Хатэуэй8. Это квалифицированный (количественный) метод оценки личности, который благодаря автоматизированному способу обработки результатов обследования исключает зависимость получаемых данных от субъективности и опыта экспериментатора (при этом имеется в виду обсчет, а не сама интерпретация, корректность которой тем выше, чем лучше обучен и опытен психолог).

Высокая надежность методики, наличие шкал достоверности и полифакторный характер интерпретации создали базу для широкой популярности этой методики в разных странах мира. В последние годы формализованная база методики способствовала разработке на ее основе компьютерных программ, позволяющих не только обсчитывать результаты и вычерчивать профиль личности, но и интерпретировать полученные данные с большей объективностью и полнотой, чем это может сделать начинающий психолог.

Создавая этот тест, авторы оригинального теста опирались, с одной стороны, на строгий квантифицированный подход, обеспечивающий надежность и статистическую достоверность данных; с другой стороны, свое толкование показателей методики они привязали к клинической классификации Крепеллина. Это значит, что при интерпретации конкретные данные обследуемого лица сравнивались с нормативными данными по параметрам, соответствующим ведущим симптомам в рамках той или иной нозологии. Другими словами, особенности каждого испытуемого определялись степенью выраженности тех или иных свойств, которые в их максимальном выражении соответствовали определенным клиническим симптомам. Каждая из шкал методики показывает, насколько выражена у данного индивида депрессия, ипохондричность, психопатические черты, мужественность — женственность, паранойяльность, психастения, шизотимные проявления, маниакальность, социальная интроверсия. Эти клинические по своей сути определения и были использованы в качестве названий соответствующих шкал методики. Такой принцип построения психологических методик часто используется психологами, которые представляют себе личностные особенности нормы как «разбавленную» патологию. При этом имеется в виду следующее: все то, что у психически здорового человека уравновешено и сглажено, у больного проявляется в виде гротеска — резко и

7 Dahhtrom W. G., Welsh G. S. An MMPI handbook. Minneapolis, I960.

8 Hathawey S., McKinley J. Basic readings on MMPI in psychology and medicine. Minneapolis, 1956.

обнаженно. Время показало условность нозологических границ, вслед за этим интерпретационный подход авторов MMPI оказался устаревшим и попросту не соответствующим реальности. Да и упрошенное отношение к норме (к понятию нормальной личности) также изменилось. Поэтому интерпретация данных модифицированного и рестандартизированного теста MMPI — разработанной автором книги методики СМИЛ — представляет собой новый, более дифференцированный подход, базирующийся на ином концептуальном и методологическом подходе. Связано это еще и с тем, что в процессе работы с методикой обнаружились ее некоторые слабые места.

Во-первых, формализованный подход в оценке психологических феноменов, на первый взгляд кажущийся достоинством методики, на практике иногда проявляется парадоксально: нарастание баллов по шкалам означает лишь более выраженную реакцию индивида на наличие психологических проблем (реальных или воображаемых), но не всегда является показателем клинической тяжести состояния, особенно при давности болезненного процесса. У сохранной личности в рамках ситуативных, психогенно обусловленных расстройств высота профиля действительно отражает степень дезадаптации. Здесь мы можем встретить и «плавающий» профиль — признак выраженного стресса, когда задействованы все защитные и компенсаторные функции психики, и высоко расположенный пикообразный или пилообразный профиль. Но такого рода профили могут встретиться и при психических расстройствах эндогенного происхождения, чаще всего в дебюте заболевания как признак состояния стресса. Однако опыт показывает, что динамическое (лонгитюдное, повторное) исследование и дополнительные экспериментально-психологические пробы позволяют дифференцировать пограничные, личностные расстройства от эндогенного заболевания. Патология серьезного, психиатрического регистра проявляется высокими пиками в профиле MMPI лишь тогда, когда мы имеем дело с эмоционально сохранной, остро реагирующей личностью.

Если при психическом заболевании личность изменяется в сторону снижения эмоциональных реакций, их уплощения, оскудения с нарастанием интеллектуальной неполноценности, отсутствия критики, с искажением внутренней картины «Я», то при очевидной патологии поведения и высказываний больного, при давности патологического процесса и наличии длительного катамнеза заболевания мы можем получить невысокий, близкий к нормативному разбросу профиль. Так может случиться, когда в силу личностных изменений больной не способен объективно оценить свое состояние и личностные свойства, не критичен в оценке самого себя и сложившейся ситуации. Профиль в этой ситуации показывает отсутствие яркой эмоциональной реакции на объективную реальность и не отражает степень дезадаптированности. По сути дела мы здесь наблюдаем проявление защитных функций человеческой психики: эмоциональное перенапряжение сменяется в конце концов тупостью, приглушенностью реакций. Безусловно, сама история болезни, клиническая картина и дополнительные психологические исследования не дадут специалисту сделать ошибку, несмотря на кажущееся спокойствие профиля MMPI, отражающего всего лишь неадекватность реакций больного и его неоправданное благодушие. Поэтому следует помнить, что количественные показатели мето-

дики не являются абсолютом: они должны рассматриваться в обобщенной совокупности данных об изучаемом человеке.

Во-вторых, жесткие рамки крепеллиновской нозологической схемы, на которой Маккинли и Хатэуэй базировали свою интерпретацию, оказались слишком узкими для реальной картины клинического многообразия психических расстройств с их многочисленными атипичными и переходными формами. Дебют заболевания, как правило проявляющийся на почве эмоционально и интеллектуально сохранной личности, отражается высокими пиками профиля СМИЛ, картина психологического паттерна у больных-хроников сглаженная, но сам по себе ведущий пик по той или иной шкале не является строго диагностическим. Пеструю картину психопатий не исчерпывает шкала «психопатии». Сами авторы методики признают, что только в 60% случаев 8-я шкала (шкала«шизофрении») в качестве одной из трех ведущих шкал выявляет шизофрению, что сводит ее диагностическую роль лишь к 20% надежности. При этом она часто встречается в профилях наркоманов, алкоголиков, больных с органическим поражением головного мозга, а также — в рамках нормативного разброса — у оригинально мыслящих лиц с выраженной индивидуальностью. Высокие показатели 5-й шкалы (нацеленной на выявление гомосексуальных тенденций) чаще отражают проблему феминизации и эстетической ориентированности у мужчин, а у женщин выявляют деловую активность и подчеркнутое стремление к эмансипации; шкала «ипохондрии» в группе нормы в большинстве случаев обнаруживает набор свойств, характерных для осторожных и гиперсоциальных личностей, при этом болезненная сосредоточенность на своем самочувствии является вторичной или вообще может отсутствовать.

В-третьих, в обозримой литературе психологическая (индивидуально-личностная) интерпретация профилей MMPI крайне бедна и опирается лишь на эмпирические данные. Концептуальный личностный подход при этом полностью отсутствует. В то же время методика все чаще применяется в целях изучения различных групп населения, относящихся к норме, и не только в медико-профилактических целях, но и в кадровом отборе, в процессе обучения, в профориентации, при комплектовании спортивных команд, рейсовых экипажей и пр. При этом выяснилось, что понятие нормальной личности перестало быть безликим усреднением, статистически нормативной единицей. То, что представляет собой статистически усредненную норму, в конкретном случае выглядит как отсутствие индивидуальности, характер, который в быту называют «пирожок-ни-с-чем». Это вполне приспособленные к жизни люди, ничем не интересные и не имеющие никаких проблем. Они как эхо отражают наиболее расхожие социальные веяния и тенденции, все делают «как все», чрезвычайно конформны и не имеют собственного мнения. Им не нужны советы психолога, индивидуализированная профессиональная или семейная консультация, так как у них нет психологических проблем.

Интерес с любой точки зрения представляют люди с очерченным характером: проблемы у них тесно связаны с индивидуально-личностными особенностями, чем и обусловливается необходимость личностно-ориентированного подхода, идет ли речь об учебном процессе, кадровом и профессиональном отборе, семейном консультировании и пр. Черты характера, то есть особенно-

сти, развивающиеся в процессе взаимодействия врожденных индивидуально-типологических свойств с ближайшим социальным окружением, отражаются в методике разнообразными профилями с достаточно большим разбросом показателей по разным шкалам в пределах нормативного «коридора». Однако «коридор нормы» вполне широк, а верхняя его граница сближает то, что мы называем характером нормальной личности, с акцентуированной личностью, в профиле которой те или иные шкалы завышены и выявляют труднокомпенсируемые черты, затрудняющие адаптацию человека в сложных условиях.

Психологу, пытающемуся понять сущность какого-либо личностного профиля, следует иметь в виду, что профиль СМИЛ не только обнаруживает личностные особенности и проблемы человека, но и подсказывает наиболее адекватный индивидуально-ориентированный путь подхода к нему в целях оказания социально-психологической помощи или разумного использования свойств и способностей данного человека в контексте общественной, профессиональной активности, для решения проблем, связанных с межличностными отношениями в семье или на производстве. Приходилось встречать такие личностные профили, которые по своему рисунку и высоте шкал напрашивались на суровый психиатрический диагноз. Однако благодаря интуитивно найденной ими самими или специально рекомендованной психологами благоприятной социальной нише и близкой им по душе профессиональной занятости эти лица не только обходились без психиатрической помощи, но и проявлялись как незаурядные личности. Такие находки нередки среди художников, скульпторов, музыкантов, артистов, поэтов, писателей, а также ученых, воинов, правителей, спортсменов, изобретателей и др. По-видимому, чтобы совершить нечто из ряда вон выходящее, и сам человек должен выходить за рамки обыденного.

Вопреки высказываниям отдельных психологов о том, что психодиагностика наклеивает психиатрические ярлыки здоровым людям, необходимо подчеркнуть следующее: многолетний опыт (30 лет) и многочисленные наблюдения (свыше 10 000) показывают, что так называемый «коридор психической нормы» представляет собой не унылую однообразность, а целую галерею различных характеров, отражающихся в профилях СМИЛ разными сочетаниями показателей базовых шкал. Акцентуированные или резко усиленные (до психопатического уровня) черты характера, демонстрируемые повышенными показателями отдельных шкал методики, не являются единственной мерой социальной адекватности человека. Важно, чтобы учитывалось также и наличие тех личностных свойств, которые выявляют противостоящие, компенсирующие характеристики, способствующие усилению самоконтроля, формированию адекватной самооценки и самопонимания у данной личности. При этом, безусловно, в рамках целостного подхода к изучению личности следует принимать во внимание иерархию ценностей и интеллектуальный уровень обследуемого лица. Профиль СМИЛ — это лишь паттерн (контур, канва) индивидуально-личностной основы, по которой перипетии судьбы могут начертать свой рисунок. Поэтому в каждом конкретном случае следует учитывать и биографию человека, и его образование, и послужное досье, и влияющее на него окружение.

Разработанный американскими психологами тест MMPI до сих пор в основном применяется в США как дифференциально-диагностический метод.

Психологическая интерпретация, которая приведена практическом руководстве Дальстрома-Уэлша, а также в других публикациях, лаконична и примитивна. Она не дает целостного личностного портрета, ограничиваясь перечислением двух-трех наиболее выраженных черт характера, не учитывая значимость сопутствующих повышений и низких показателей других шкал. Усовершенствованный вариант MMPIтест СМИЛ9 — напротив, в первую очередь нацелен на изучение личности. Многолетний опыт применения методики показал, что она не только обрисовывает патологически заостренные или измененные болезненным процессом индивидуальные особенности больного; методика раскрывает канву психологически понятных переживаний и свойств личности нормального человека, что способствует дифференцированному подходу к нему в процессе обучения, профессионального самоопределения, социальной адаптации. Особенно эффективно использование теста СМИЛ в целях индивидуализированной психологической коррекции состояний нервного срыва, вызванного той или иной критической ситуацией.

Интерпретация профилей СМИЛ базируется на приведенной выше теории ведущих тенденций. Шкалы профиля выявляют ведущие индивидуально-типологические тенденции как преобладающие черты характера, обрисовывая таким образом личность конкретного индивида или особенности его состояния.

Многолетний опыт изучения личностных свойств в разных профессиональных группах показал, что данные методики СМИЛ могут оказать значительную помощь при выявлении устойчивых профессионально важных личностных свойств. В работе практического психолога данные СМИЛ позволяют понять j причины некоторых поворотов в судьбе конкретного человека, напрямую связанных с его индивидуально-личностными особенностями, характером, стилем общения с окружающими, с его способностью к самореализации. В работе социологов на основании данных СМИЛ, полученных в результате анализа усредненных результатов групповых, популяционных и других масштабных исследований, возможности методики позволяют с высокой надежностью прогнозировать пути, по которым может реализоваться эмоциональная напряженность людских масс разных этнических групп и целых регионов страны, а также дает представление о национальных особенностях. А это — проблема уже не отдельных судеб, а судьбы народа или государства.

Кроме того, методика уже получила большое распространение среди психологов, социологов, педагогов и врачей, занимающихся семейным консультированием, изучением кадровых резервов, психологической совместимости, проблем мой менеджмента, в спортивной психологии, а также в юриспруденции, в армии,; в военной и гражданской авиации, в системе МВД, в Центрах занятости населения, в сфере общего и высшего образования. Психологи и врачи, занятые вопросами суицидологии, психотерапии, алкоголизма, психосоматики, судебной психолого-психиатрической экспертизы и дифференциальной диагностики, используют тест СМИЛ больше для выявления изменений, признаков регресса, социально-психологической дезадаптации личности больного, чем для кон-

9Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. СПб.: Речь, 2001.

статации психиатрического диагноза, хотя в конечном итоге именно выявленные изменения личности и способствуют уточнению диагноза. Грустно это признать, но врачи обычно ждут от психолога подтверждения той или иной диагностической гипотезы, в то время как психодиагностика призвана помочь в реализации гуманистического направления в психиатрии. Клиент-центрированная или личностно-ориентированная психотерапия в структуре лечебных мер важна не меньше, чем психотропные средства и транквилизаторы.

12345678910Следующая ⇒

Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



Криминальные наклонности и психологическое тестирование — Психология и право — 2017.

Том. 7, нет. 1

Психология и право
2017. Том. 7, нет. 1, 131–143
doi:10.17759/psylaw.2017070111
ISSN: 2222-5196 (онлайн)

‘; для (var i = 0; i

2213

Реферат

Методы психологической диагностики ближе к основным направлениям исследований психологии, которые предполагают измерение точности и статистической достоверности. Комплекс методов, включающий анкетирование, следует дополнить проективными тестами, в которых стимульный материал носит вербальный характер. В статье представлены результаты опросов различных групп лиц, находящихся в конфликте с законом, а также проверочных испытаний контингента молодежных групп и подростков. В данных психодиагностического исследования выявлены высокая работоспособность, спонтанно проявляющаяся агрессивность, черты эмоциональной незрелости, низкий самоконтроль и примитивность — потребность в иерархии ценностей на статистически значимом уровне, что позволяет выделить риск противоправного поведения и разработать профилактические мероприятия психолого-педагогического и социального характера. Психологическое тестирование является эффективным инструментом изучения криминальной предрасположенности и дает ключ к научно обоснованному подходу в разработке профилактических мероприятий, направленных на снижение преступности.

Ключевые слова: криминальные наклонности, черты личности, агрессивность, психологические, типологические свойства, комплексные программы, профилактические мероприятия.

Рубрика журнала: Психология девиантного и криминального поведения

Тип статьи: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2017070111

Для цитирования: Собчик Л. Криминальные наклонности и психологическое тестирование [Электронный ресурс]. Психология и право = Психология и право, 2017. Том. 7, нет. 1, стр. 131–143. DOI: 10.17759/psylaw.2017070111.

Ссылки

  1. Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория [The Тест Роршаха. Практика и теория. В. Собчик Л. Н. (ред.). Святой Петербург: Изд. ООО «Каскад», 2005. 240 с.

  2. Собчик Л.Н. Собчик Л.Н. Психологический анализ опыта использования ЭВМ в научно-практических целях. опыт работы компьютера в научной и практической целей] // Психологические проблемы автоматизации. Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательской работы. научное исследование]. Москва: Изд. Наука, 19 лет87. С. 215-225.

  3. Собчик Л.Н., Шестакович Б.М., Свириновский Я.М. Психодиагностические аспекты изучения легких форм реактивных состояний Психодиагностические аспекты легких форм реактивных состояний // Журнал. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова [Журнал неврологии и психические им. С. С. Корсаков] . 1985. С. 579–583.

  4. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод Стандартизированный многофакторный метод изучения СМИЛ. личность СМИЛ]. Москва: Изд. Борхес, 2008. 250 стр.

  5. Собчик Л.Н. Метод портретных выборов, модифицированный тест восемью влечениями Л. Сонди. восемь выборов Л. Сондхи]. Москва: Изд. Борхес, 2006. 118 стр.

  6. Собчик Л.Н. Диагностика психологической совместимости [Диагностика психологической совместимости]. Санкт-Петербург: Изд. Речь. 2002. 75 с.

  7. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики Психология личности. Теория и практика психодиагностики [Психология личности. Теория и практика психодиагностика]. Санкт-Петербург: Изд. Речь, 2008. 612 с.

  8. Собчик Л.Н. Практическое руководство по психодиагностике. Вербальный фрустрационный тест. психодиагностика. Тест вербальной фрустрации. Санкт-Петербург: Изд. Речь. 2002. 20 с.

  9. Собчик Л.Н. Психодиагностика в медицине. лекарство]. Москва: Изд. Борхес, 2009. 330 стр.

  10. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. Теория и практика психодиагностики]. 5-е изд., испр. я доп. Санкт-Петербург: Изд. Речь, 2010. 634 с.

  11. Собчик Л.Н. Искусство психодиагностики. диагностика]. Санкт-Петербург: Изд. Речь, 2014. 160 с.

  12. Собчик Л.Н. Психодиагностика как прибор исследования личности. личность]// Материалы В съезде Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество» [Материалы V Съезд общероссийской общественной организации «Российский психологический общество». Т. III. Москва: Изд-во МГУ, 2013. С. 225–226.

  13. Собчик Л.Н. Искусство психологической диагностики. искусство психологической диагностики // Журнал психологической диагностики. [Журнал психологической диагностики] . 2014. нет. 2. С. 76–95.

Людмила Собчик, Доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института прикладной психологии, член-корреспондент Международной академии информатизации при ООН. Научный редактор «Московского психологического журнала», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4963-5915, e-mail: [email protected]

SCITEPRESS — НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Кулакова Светлана Владимировна, Казберов Павел Николаевич

2021
Аннотация

Очевидна необходимость психологической подготовки сотрудников оперативных служб уголовно-исполнительной системы Российской Федерации к работе с осужденными, и в частности с лицами, осужденными за террористическую деятельность. Все более актуальной становится необходимость адресного подхода как к осужденным определенной категории (в данном случае к осужденным за терроризм), так и к каждому осужденному в частности. Реализация этого положения определяет необходимую компетентность сотрудников оперативной службы в вопросе общей характеристики осужденных, и в частности в содержании их социально-психологических характеристик. Целью данного исследования явилось определение содержательных аспектов психологической подготовки оперативных сотрудников к работе с осужденными за террористическую деятельность. Задачи: определение методики организации обучения оперативного персонала, принципов ее построения; выявление социально-психологических особенностей лиц, осужденных за террористическую деятельность, важных для проведения оперативной работы. использовались следующие методы: метод анализа документации, характеристик осужденных, материалов анализа их дисциплинарной практики; анкета; метод психодиагностики: 1). опросник LSI (LIFE STYLE INDEX) Р. Плюхик, 2). методика «Стандартизированный метод исследования личности» (СМИЛ) Собчик Л.Н., 3). методика «Временная перспектива осужденного» Зимбардо Ф., 4). методика исследования самоотношения Пантелеев Р. С., 5). Личностный опросник Басса-Дарки, 6). методика «Комплексное изучение личности осужденного» Чебалова Е.А., 7). тест «Смысложизненные ориентации» Леонтьева, Д.А. По результатам исследования раскрыты теоретико-методические аспекты психологической подготовки сотрудников оперативной службы ФСИН России к работе с осужденными за террористическую деятельность, представлены в виде обоснованных принципов ее построения, определяется путем интерпретации значительного массива эмпирического материала.

Скачать
Бумажная цитата

в Гарвардском стиле

Кулакова С. и Казберов П. (2021). Существенные аспекты психологической подготовки оперативного состава к работе с осужденными за террористическую деятельность . В Материалы VII Международной научно-практической конференции «Уголовное право и оперативно-розыскная деятельность: проблемы законодательства, науки и практики» — Том 1: КЛОСА, ISBN 978-989-758-532-6, страницы 140-144.