Стадии по эриксону: Этапы развития личности по Эрику Эриксону

Содержание

Этапы развития личности по Эрику Эриксону

Эрик Эриксон

Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап в случае благополучного разрешения внутренних противоречий приходит на смену другому.

Детство

1. Доверие и недоверие

Первая стадия развития чело­века соответствует оральной фазе классического психо­анализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социаль­ного взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.

Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, по­требности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, которого ба­юкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди — существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозритель­ность по отношению к миру вообще, к людям в частно­сти, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.

Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой пос­ледующей стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, может постепенно проникнуться до­верием к какой-нибудь учительнице, не допускающей не­справедливости по отношению к детям. При этом он мо­жет преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший в младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на последующих стадиях развития, если, скажем, в слу­чае развода родителей в семье создается обстановка, пе­реполненная взаимными обвинениями и скандалами.

Благоприятное разрешение этого конфликта — надежда.

Достижение равновесия

2. Самостоятельность и нерешительность (автономия и сомнения).

Вторая ста­дия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учит­ся не только ходить, но и лазить, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, дос­тавать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабаты­вается ощущение, что он владеет своими мышцами, сво­ими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятель­ность.

Но если воспитатели проявляют нетерпение и спе­шат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность. Конеч­но, не бывает родителей, которые ни при каких условиях не торопят ребенка, но не так уж неустойчива детская психика, чтобы реагировать на редкие события. Только в том случае, если в стремлении оградить ребенка от уси­лий родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за «несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.

Если из этой стадии ребенок выйдет с большой до­лей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрос­лого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к раз­витию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью, с одной сторо­ны и стыдливостью и неуверенностью — с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.

Благоприятное разрешение этого конфликта — воля.

3. Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе — Предприимчивость и неадекватность).

Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретатель­ность его проявляет себя и в речи, и в способности фан­тазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на од­ном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему же­ланию бегают, борются, возятся, катаются на велосипе­де, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родите­лей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость), и не мешать ему фантазировать, и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что воп­росы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.

Благоприятное разрешение этого конфликта — цель.

4. Умелость и неполноценность (творчество и комплекс неполноценности).

Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латент­ной фазой. В этот период любовь сына к матери и рев­ность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скры­том состоянии. В этот период у ребенка развивается спо­собность к дедукции, к организованным играм и регламен­тированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоци­альный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности — с другой.

В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робин­зон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с ко­торым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и руко­дельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребен­ка вырабатывается умелость и способности к техничес­кому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пач­котню», способствуют развитию у них чувства неполно­ценности.

В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие об­щественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывавшего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ре­бенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отстава­ние в классе несоразмерно развивает у него чувство не­полноценности.

Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может ожи­вить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого пара­метра зависит не только от родителей, но и от отноше­ния других взрослых.

Благоприятное разрешение этого конфликта — уверенность.

Кризис подросткового возраста

5. Идентификация личности и путаница ролей.

При переходе в пятую стадию (12-18 лет) ребенок сталкивает­ся, как утверждает классический психоанализ, с про­буждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают далеко не­совершенные, но реально существующие семьи, религии и обще­ства. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Короче говоря, подросток — это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.

Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между поло­жительным полюсом идентификации «Я» и отрицатель­ным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, об­ретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей — психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

В отличие от предыдущих стадий, где родители ока­зывали более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития, влияние их теперь оказывается наиболее косвенным. Если благодаря родителям подрос­ток уже выработал доверие, самостоятельность, предпри­имчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, зна­чительно увеличиваются.

Обратное справедливо для подростка недоверчиво­го, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в под­ростковом возрасте должна начинаться, по сути, с мо­мента рождения.

Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симпто­мы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая пута­ница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распу­щенность, очень часто обладают фрагментарным пред­ставлением о своей личности и свои беспорядочные по­ловые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет свое «Я» с образом, противополож­ным тому, который хотели бы видеть родители и друзья.

Но иногда лучше идентифицировать себя с «хиппи», с «малолетним преступником», даже с «наркоманом», чем вообще не обрести своего «Я».

Однако тот, кто в подростковом возрасте не приоб­ретает ясного представления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опознал свое «Я» еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоре­чащими или даже угрожающими сложившемуся у него представлению о себе. Пожалуй, Эриксон больше всех других психологов-теоретиков подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии еще не гарантирует избавить человека от возникновения новых про­блем на других этапах жизни или появление новых реше­ний для старых, уже решенных, казалось, проблем.

Благоприятное разрешение этого конфликта — верность.

Конфликты среднего возраста

6. Близость и одиночество.

Шестой стадией жизнен­ного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоана­лиз не говорит ничего нового или, иначе, ни­чего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение чело­века в трудовую деятельность, указывает на специфичес­кий для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества.

Под близостью Эриксон понимает не только физи­ческую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем су­щественным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родите­лей, но лишь от того, насколько успешно человек про­шел предыдущие стадии. Так же как в случае идентифи­кации, социальные условия могут облегчать или затруд­нять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тес­ные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиноче­ство — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

Благоприятное разрешение этого конфликта — любовь.

7. Общечеловечность и самопоглощенность (производительность и застой).

Седьмая стадия — зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появля­ется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью — на другом.

Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на са­мом себе и главной его заботой становится удовлетворе­ние своих потребностей и собственный комфорт.

Благоприятное разрешение этого конфликта — забота.

8. Цельность и безнадежность.

На восьмую и после­днюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная paбoта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внука­ми, если они есть. Психосоциальный параметр этого пе­риода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлет­ворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упу­щенного не вернуть. Такого человека охватывает отчая­ние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

Благоприятное разрешение этого конфликта — мудрость.

Статьи о психологии, психотерапии, психотерапевтах и личном опыте. – Ясно

Автор: Катерина Герман, 17 мая

В мире несколько сотен направлений психотерапии, мы решили выделить основные — общепризнанные и проверенные временем — и составить по ним краткий гид. Мы попытались объять необъятное: уложить каждое направление в 500 знаков было непросто, но надеемся, нам удалось передать суть метода.

Автор: Павел Рыбаков, 28 марта

Мы реагируем на стресс мгновенно — и прежде всего с помощью тела. Почему в сложных ситуациях кто-то «бьет» или «бежит», а кто-то «замирает»? Как связаны наши телесные реакции и детский опыт? Разбираемся в тексте.

Автор: Мария Чершинцева, 27 марта

Мы склонны вычеркивать из памяти неприятные события, где столкнулись с отвержением, разочарованием, утратой или насилием — и когда нас просят о них рассказать, мы можем обнаружить, что едва ли помним, что было. Почему это происходит? Так работает вытеснение — одна из психологических защит, которая запускается в кризисных ситуациях.

Разбираемся, как оно устроено.

Автор: Антон Ольховик (под редакцией Тины Вахрамянц), 13 марта
Почему проблема одного члена семьи — это проблема всей семьи? Может ли ребенок заболеть из-за того, что родители плохо ладят? Почему семейная система может «сопротивляться» изменениям в вашей жизни? Отвечаем на эти вопросы с позиций системной семейной психотерапии.
Автор: Марина Волкова, 13 марта

Почему в ситуациях сильного стресса некоторые из нас делят мир на «черное» и «белое»? Какая психологическая защита за этим стоит?

Автор: Марина Волкова, 2 февраля

Измену принято осуждать и трудно принять — но можно понять, что заставляет человека искать отношения на стороне. Изменяя, мы бессознательно пытаемся сформировать треугольник отношений, который будет более устойчив, чем отношения в диаде. И в этом смысле измена — способ сохранять отношения с партнером, ничего в них не меняя, избегая открытой конфронтации и признания того, что отношения проходят через кризис.

Разбираемся, как именно происходят эти процессы.

Автор: Марина Волкова, 31 января

Секс показывает потребность людей друг в друге, отражает и обеспечивает динамику отношений в паре. Через секс происходит сонастройка партнеров друг на друга. Через секс мы что-то делаем с другим и с самими собой.

Есть понятная, физиологическая сторона секса, а есть символическая. Сложности в сексе или его отсутствие — своего рода симптом, феномен, часть психической реальности человека. Чем может быть секс для нас? Витальной силой, с помощью которой мы переживаем глубину и подлинность жизни, или способом избежать эмоционального контакта? Возможностью разместить агрессию или направить ее на себя?

Далее →

Самое популярное 🔥
  • Как понять, что пора идти к психотерапевту? 280 033 просмотра
  • 10 лучших фильмов (и сериалов) о психотерапии 174 607 просмотров
  • 9 главных запросов, с которыми обращаются к психотерапевту 97 351 просмотр
  • Как устроены абьюзивные отношения? И почему из них так сложно выбраться? 85 153 просмотра
  • Поговорим об отношениях 77 505 просмотров
  • 10 лучших youtube-лекций по психотерапии 66 019 просмотров
  • В чем разница между психологом, психиатром и психотерапевтом? 63 320 просмотров
  • 10 главных психологических защит 58 117 просмотров
  • Как долго надо ходить к психотерапевту? 52 406 просмотров
  • Уровни организации личности: невротический, пограничный, психотический 46 856 просмотров

Эриксоновские стадии теории развития: объяснение 8 стадий

Эриксоновские стадии развития: в этой статье на практике объясняются Эриксоновские стадии развития . Статья начинается с информации об истоках этой теории, за которой следует объяснение основной концепции восьми стадий. В этой статье вы также найдете подробное объяснение каждой стадии Эриксоновского психосоциального развития, включая результаты или последствия завершения или невыполнения каждой стадии. Наслаждайся чтением!

Каковы стадии развития Эриксона?

Психосоциальная теория Эриксона о стадиях развития представляет собой комплексную психоаналитическую теорию, описывающую 8 стадий развития человека. Эта теория также известна как теория психосоциального развития.

Восемь стадий проходят от рождения до поздней взрослой жизни. Согласно теории, события и результаты каждого этапа влияют на результаты следующих этапов.

Хотите неограниченный доступ без рекламы и шаблоны?

Исследование было опубликовано Эриком Эриксоном (1902-1994) и Джоан Эриксон в книге Детство и общество . На работу Эриксона повлияла теория психосексуального развития Зигмунда Фрейда. Первоначально Эриксон продолжал работать над теорией Фрейда, но вскоре вышел за рамки этой теории и развил свои собственные идеи.

Эриксоновские этапы теории развития

Теория характеризуется концепциями биологических и социокультурных сил. Эти две противоборствующие силы находятся в постоянном конфликте друг с другом. Степень, в которой человек может примирить их, определяет, сможет ли он успешно завершить этап.

Примером этого является ребенок, который успешно проходит стадию автономии против стыда и сомнений с большей уверенностью, чем с недоверием. Достоинства этого успеха переносятся на оставшиеся этапы жизни.

Ожидается, что проблемы этапа, которые не были успешно завершены, будут повторяться в будущем. Не обязательно осваивать все с одного этапа до перехода на следующий этап.

Стадия 1: Доверие против недоверия (Добродетель: Надежда)

Первая стадия психосоциального развития Эрика Эриксона посвящена противостоянию доверия и недоверия. Этот этап начинается, когда ребенок рождается до возраста около 1 года. Это самый важный этап в жизни человека. Ребенок полностью зависит от других людей. Таким образом, развитие ребенка полностью зависит от надежности и качества воспитателей ребенка.

Все, что нужно ребенку для выживания, зависит от родителей или опекунов. Это и еда, и любовь, и гигиенический уход, и безопасность, и тепло. Если воспитатель не в состоянии обеспечить эту заботу и любовь, малыш почувствует, что взрослым в жизни нельзя доверять.

Результат 1 стадии Эриксоновского развития

Если у этого ребенка действительно разовьется доверие к взрослым, он будет чувствовать себя в мире в безопасности. В конце концов, есть много взрослых, которые защищают, заботятся и любят их. Поэтому опекуны, которые непоследовательны или недоступны и пренебрежительны, способствуют возникновению чувства недоверия. Отсутствие должного уровня доверия может привести к тревожным расстройствам и убеждению, что мир непредсказуем и несправедлив.

Ни у одного ребенка не разовьется стопроцентное доверие или стопроцентное недоверие, но, по словам Эриксона, успешное развитие зависит от того, как эти две противоположные вещи соотносятся друг с другом. В идеале возникает состояние, когда ребенок испытывает открытость опыту, смягченную некоторой осторожностью и осознанием возможной опасности.

Стадия 2: Автономия против стыда и сомнения (Добродетель: воля)

Стадия 2 теории стадий развития Эриксона касается автономии против стыда и сомнения. Эта стадия начинается примерно с первого года жизни и обычно продолжается несколько лет до раннего детства. На этом этапе у детей развивается чувство личного контроля.

По сравнению с первым этапом теории у детей развивается небольшая самостоятельность. Они сами выполняют основные действия и принимают простые решения о том, что они предпочитают делать. На этом этапе важно дать детям возможность принимать собственные решения. Предоставляя им некоторый контроль, родители могут помочь своим детям развить чувство автономии.

Приучение к горшку обычно начинается на этом этапе. Это важная тема в образовании детей, особенно в развитии чувства автономии.

Как и Зигмунд Фрейд, Эриксон считал, что приучение к туалету очень важно, но по другим причинам. По Эриксону, научиться контролировать функции тела необходимо для создания чувства независимости. Другими факторами, способствующими этому, являются выбор еды, игрушек и одежды.

Результат этапа 2

Дети, которым не позволяют и которые не могут сделать свой собственный выбор, позже будут стыдиться несчастных случаев или ошибок, которые они совершают. Поэтому они остаются без чувства контроля. С другой стороны, успех на этом этапе приведет к чувству автономии.

Эриксон считал, что хороший баланс между автономией и стыдом приводит к убеждению, что дети могут действовать намеренно в разумных пределах.

Стадия 3: Инициатива против чувства вины (Добродетель: Цель)

Третий этап стадий психосоциального развития Эрика Эриксона посвящен проявлению инициативы вместо чувства вины. Этот этап начинается в период до того, как малыши пойдут в школу, в дошкольные годы. На этом этапе своего развития дети начинают демонстрировать свою власть и контроль над миром посредством участия в играх и других социальных взаимодействиях.

Итоговый этап 3

Дети, успешно прошедшие этот этап, чувствуют себя способными брать на себя инициативу в социальных ситуациях и вести за собой других. Те, кто не приобретает эти навыки, остаются с чувством вины и сомнений. Они демонстрируют отсутствие инициативы и, возможно, неуверенность в себе.

Самое важное на этом этапе — это то, что дети должны начать осуществлять контроль и власть над своим окружением. Успех на этом этапе приведет к чувству независимости.

Стадия 4: Трудолюбие против неполноценности (Добродетель: Компетентность)

Четвертая стадия вращается вокруг трудолюбия и неполноценности и чем-то похожа на предыдущую. Четвертая психосоциальная стадия начинается примерно с пяти лет, примерно до 11 лет. На этом этапе у детей начинает развиваться чувство гордости за свои способности и достижения посредством социальных взаимодействий.

В эти годы дети учатся справляться с давлением и новыми социальными и академическими требованиями. Успех в решении этих задач приведет к ощущению компетентности. Неудача может привести к чувству неполноценности. Это также связано с предыдущими этапами. Если детей раньше учат, что им разрешено совершать ошибки, неудачи в дальнейшей жизни с меньшей вероятностью приведут к ощущению неудачи или неполноценности.

Итоговый этап 4

Дети, получающие дополнительную поддержку от родителей и учителей на этом этапе, разовьют глубокую веру в свои способности. Те, кто мало или совсем не получает поощрения, с большей вероятностью сомневаются в своей способности добиться успеха.

Поиск баланса на этом этапе психосоциальной теории приводит к силе, известной как целеустремленность.

Стадия 5: Идентичность против Замешательства (Добродетель: Верность)

Пятая психосоциальная стадия Эриксоновских стадий развития касается формирования идентичности. Этот этап происходит в подростковом возрасте, который часто бывает бурным. Этот этап играет решающую роль в развитии личности. Эта идентичность остается с этим человеком на всю оставшуюся жизнь и оказывает большое влияние на поведение и развитие.

На этом этапе подросткам необходимо сформировать чувство собственного достоинства и индивидуальности. Успех на этом этапе приведет к сильной способности быть верным себе и верить в себя, а неудача приведет к путанице ролей и слабому самоощущению.

В подростковом возрасте молодые люди исследуют свою независимость и должны развиваться. Те, кто получит соответствующее поощрение и подкрепление, выйдут из этой стадии с сильным чувством собственного достоинства и уверенностью. Те, кто выходит из этой стадии хуже, с большей вероятностью будут бороться с неуверенными чувствами и чаще будут чувствовать себя сбитыми с толку.

Когда психологи говорят об идентичности, они часто имеют в виду идеалы и убеждения человека. По словам Эриксона, успешное завершение этого этапа приводит к способности жить в соответствии с нормами и ожиданиями общества.

Эрик Эриксон считал, что каждый этап психосоциальной теории важен, но особое внимание он уделял развитию эго-идентичности. Эго-идентичность — это сознательное ощущение себя, которое люди развивают посредством социальных взаимодействий. Это становится фокусом на этапе формирования идентичности, а не на этапе замешательства.

Результат 5 стадии Эриксоновского развития

Личная идентичность дает людям целостное и связное ощущение себя, которое сохраняется на протяжении всей жизни. Это чувство личной идентичности формируется взаимодействием с другими. Эта идентичность помогает людям направлять действия, убеждения и поведение в процессе взросления.

Стадия 6: Близость против изоляции (Добродетель: Любовь)

Шестая стадия касается развития близости против изоляции. Этот этап психосоциальной теории Эриксона начинается в раннем взрослом возрасте, в период, когда люди формируют, проверяют и исследуют интимные отношения.

Эриксон считал жизненно важным, чтобы люди, особенно молодые люди, устанавливали преданные отношения с другими. Те, кто преуспевает на этом этапе, лучше способны формировать прочные и безопасные отношения.

Итоговый этап 6 этапов развития Эриксона

Каждый этап основывается на навыках, полученных на предыдущих этапах. Поэтому Эриксон считал, что сильное чувство собственного достоинства и личной идентичности способствует способности развивать отношения с другими. С тех пор исследования показали, что людям с низкой самооценкой гораздо труднее начать серьезные отношения. Они более склонны к одиночеству, депрессии и эмоциональной изоляции. Успешное прохождение этой стадии дает добродетель, известную как любовь. Для него характерна способность формировать любящие и содержательные отношения.

Стадия 7: Производительность против застоя (Добродетель: забота)

Седьмая стадия Эриксоновских стадий психосоциального развития посвящена рождаемости против застоя. Взрослые на этом этапе должны взращивать или создавать вещи, которые прослужат долго. Успех на этом этапе приводит к ощущению успеха и достижений, а неудача — к ощущению поверхностной вовлеченности в мир. Генеративность — это желание взрослых оставить после себя что-то, что переживет их после смерти. В общем, речь идет о детях.

Эта стадия примерно начинается, когда люди достигают среднего возраста. Во взрослом возрасте люди продолжают строить свою жизнь. Основное внимание уделяется карьере и семье. Те, кто добился успеха на этом этапе, имеют сильное чувство вклада в мир, проявляя активность в своих семьях и сообществах. Те, кто не занимается этим, иногда чувствуют себя непродуктивными и отстраненными.

Результат 7 стадии Эриксоновского развития

Продуктом успеха на этой стадии является забота. Чувство гордости также испытывается, когда люди на этом этапе видят, как их дети вырастают во взрослых, которые сами формируют новую идентичность.

Стадия 8: Целостность против отчаяния (Добродетель: Мудрость)

Восьмая и последняя стадия Эриксоновских стадий психосоциального развития происходит в пожилом возрасте и фокусируется на оглядывании на жизнь. На этом этапе развития люди оглядываются на определенные события и определяют, довольны ли они своей жизнью. Часто люди на этой стадии сожалеют о том, что они сделали или не сделали.

Теория Эриксона о стадиях психосоциального развития — одна из немногих теорий, описывающих стадии в пожилом возрасте. Успех на этом этапе приводит к чувству мудрости. Неудача на этом этапе приводит к сожалению, горечи и отчаянию.

На этом этапе баланс составляют люди. Они либо благодарны и удовлетворены, либо напуганы и недовольны. Пожилые люди могут чувствовать, что их жизнь потрачена впустую. Тогда человек останется с чувством горечи до момента смерти.

Результат 8 стадии развития Эриксона

Те, кто действительно гордятся своими достижениями, разовьют чувство целостности и мудрости. Успех на этом этапе означает, что сожаления практически нет. Преобладает общее чувство удовлетворения. Другие считают этих людей мудрыми и могущественными, даже когда они сталкиваются со смертью.

Сильные и слабые стороны теории стадий развития Эрикона

Теория Эриксона имеет как сильные, так и слабые стороны. Например, четко не описано, какие переживания по поводу событий могут заставить людей перейти от одной фазы к другой. И как именно выглядит этот переход? Сколько именно времени может быть между двумя фазами?

Сильной стороной теории является то, что она предлагает широкую основу, с которой можно рассматривать все развитие человеческой жизни. Это позволяет пользователю узнать социальную природу людей и определить основные влияния, связанные с социальными отношениями и развитием в целом.

Попробуйте нас бесплатно и получите неограниченный доступ к более чем 1000 статей!

Теперь ваша очередь

Что вы думаете? Знакомы ли вы с Эриксоновским объяснением теории психосоциального развития? Узнаете ли вы какие-то этапы развития Эриксона в своем собственном развитии? Или вы видите стадии, четко отраженные в детях, которых вы видите взрослеющими? Какие стадии вы считаете наиболее важными для хорошего развития? Какие советы и комментарии вы можете дать?

Поделитесь своим опытом и знаниями в поле для комментариев ниже.

Дополнительная информация

  1. Эриксон, Э. Х., и Эриксон, Дж. М. (1998). Жизненный цикл завершен (расширенная версия) . WW Norton & Company.
  2. Эриксон, Э. Х. (1994). Личность и жизненный цикл . WW Norton & Company.
  3. Эриксон, Э. Х. (1993). Детство и общество . WW Norton & Company.

Как цитировать эту статью:
Янсе, Б. (2022). Объяснение стадий развития Эриксона: теория восьми стадий . Получено [указать дату] с сайта Toolshero: https://www.toolshero.com/psychology/erikson-stages-of-development/

Опубликовано: 27.07.2022 | Последнее обновление: 05.03.2023

Добавьте ссылку на эту страницу на свой сайт:
Всего голосов: 4

Голосов пока нет! Будьте первым, кто оценит этот пост.

Сожалеем, что этот пост не был вам полезен!

Давайте улучшим этот пост!

Расскажите, как мы можем улучшить этот пост?

Метки: Социальная психология

Теория Эриксона и развитие карьеры

Эрик Эриксон изложил теорию развития эго-идентичности, чтобы объяснить взаимодействие между психологическими, социальными, историческими факторами и факторами развития в формировании личности. Возможно, ни один теоретик не оказал большего влияния на то, как мы воспринимаем развитие подростковой идентичности, чем Э. Х. Эриксон. Его сочинения кажутся вечными, а идеи из его классической книги «Идентификация: юность и кризис», опубликованной в 1919 г.68, актуальны и по сей день. Первоначально Эриксона интересовали трудности, с которыми столкнулись некоторые ветераны Второй мировой войны при возвращении к гражданской жизни, и он заинтересовался проблемами, связанными с острой диффузией идентичности. Со временем и благодаря клиническому опыту он пришел к выводу, что патологические трудности, с которыми сталкиваются некоторые ветераны, покидая одну роль (солдата) и вступая в другую (гражданского), психологически аналогичны проблемам, с которыми сталкиваются некоторые подростки, когда они покидают детство и проходят через переходный возраст. подросткового возраста во взрослую жизнь. На основе этого опыта, наряду с наблюдениями за населением коренных американцев, он построил теорию психологического и социального развития с упором на формирование идентичности.

Академическая подготовка Эриксона первоначально основывалась на психоаналитической теории, но он обратил свое внимание на развитие эго: часть личности, которая выполняет исполнительную функцию направления, направления и выбора мыслей и действий. В его трудах встречается множество различных определений идентичности. Иногда он ссылается на постоянство и одинаковость, которые человек использует, как на стиль индивидуальности и его значение для значимых других членов семьи и сообщества. Он часто заявлял, что идентичность — это форма стойкого характера, который один разделяет с другими.

Во многих своих работах Эриксон предполагал, что самотождественность и непрерывность выражаются через сознательное чувство индивидуальной идентичности; последовательный и стабильный, но развивающийся характер; и солидарность, которую человек развивает с идеалами группы и социальной идентичностью. Больше всего он сосредоточился на профессиональных, религиозных и политических аспектах формирования идентичности, потому что каждый из них возникает в результате взаимодействия человека с социальными институтами, которые предлагают форму идеологии. Например, профессиональная идентичность возникает в рамках коммунистической, социалистической или капиталистической идеологии; религиозная идентичность формулируется в рамках протестантской, католической, исламской или других форм идеологии; а политическая идентичность конструируется в рамках партийных, государственных или групповых идеологий, таких как республиканские или демократические идеологические платформы в Соединенных Штатах.

Стадии жизни

Эриксон предложил теорию восьми стадий человеческого развития. Эти этапы устанавливаются социальными ожиданиями для выполнения конкретных задач развития. Каждая задача, успешно решенная, придает особую силу развитию личности. Эриксон называл каждую стадию кризисом. Для каждого кризиса человек может принять одно из двух противоположных решений. Однако кризис не должен быть бедствием или катастрофой. Скорее, кризис относится к необходимому поворотному моменту, критическому и решающему моменту в развитии, в котором личность движется в том или ином направлении. На подростковом этапе (стадия 5) этот нормативный кризис стимулирует осознание идентичности, которое заставляет человека исследовать жизненные альтернативы (при этом выбор профессии или профессии вызывает большую озабоченность) и брать на себя личные идеологические или карьерные обязательства. Однако важно повторить, что все кризисы, связанные с восемью этапами жизни, вносят свой вклад в природу и качество идентичности. Далее следует краткое описание восьми стадий.

Эриксон предположил, что восемь основных дилемм продолжительности жизни встречаются повсеместно; то есть в той или иной форме проницательный наблюдатель культуры может найти эти восемь стадий. Действительно, он утверждал, что многие так называемые культурные различия возникли из-за псевдоспецификации: создания иллюзии существования различий, когда на самом деле вещи скорее похожи, чем различны. В первом кризисе младенец устанавливает чувство базового доверия через социальную и физическую заботу со стороны эффективного опекуна. В противном случае ребенок не будет доверять другим. В дошкольном возрасте ребенок исследует мир и получает безопасное психологическое пространство, чтобы обрести чувство автономии. В противном случае ребенок будет испытывать стыд и сомнения. В детстве ребенка поддерживают в его или ее инициативе, чтобы освоить новые учебные задачи и развить чувство инициативы. В противном случае ребенок будет испытывать чувство вины. В раннем подростковом возрасте ребенка поощряют стремиться к компетентности, мастерству и достижениям, а также развивать чувство трудолюбия. В противном случае подросток будет чувствовать себя неполноценным. В течение собственно подросткового возраста подросток должен искать и исследовать вопрос «Кто я?» Отсутствие ответа на этот вопрос приводит к путанице ролей. В юности или во взрослом возрасте человек либо находит кого-то, кто может делиться друг с другом и доверять друг другу, чтобы развить чувство близости, либо, если нет, чувствует себя изолированным и одиноким. В среднем и позднем взрослом возрасте кризис фокусируется на генеративности, а не на чувстве застоя, при этом положительное разрешение кризиса приводит к способности заботиться о других. На заключительном взрослом этапе старости кризис сосредотачивается на честности, а не на отчаянии и депрессии, а разрешение приводит к мудрости.

Сила эго

Каждый из восьми этапов жизни дает возможность усилить психологические результаты (добродетели эго) формирования личности. То есть положительное разрешение каждой стадии обеспечивает сильные стороны эго, которые укрепляют и поддерживают здоровую личность в форме созревающей идентичности. Развивать доверие — значит давать чувство надежды на жизнь и позитивное будущее. Чувствовать автономию и открытость для исследования — значит продвигать добродетель (свободную) волю. Поощрять решение инициативы значит помочь усвоить чувство цели. С чувством трудолюбия юноша приобретает силу эго компетентности. Чтобы найти ответ на вопрос «Кто я?» обеспечивает силу верности. Чувствовать себя способным на близость — значит развивать способность любить. Во взрослом возрасте продуктивность способствует силе заботы, а честность способствует чувству мудрости.

Каждая добродетель отражает либо вперед, либо назад пятую стадию формирования личности. Поэтому, хотя идентичность стабильна в течение относительно коротких периодов времени, она также трансформируется и крепнет с каждым жизненным этапом. Однако именно на пятом этапе жизни проявляется наиболее очевидная и заметная «работа» идентичности. Это связано с тем, что каждое общество предоставляет запланированный период времени для завершения идентичности. Хотя он признавал огромные культурные различия в продолжительности, интенсивности и ритуализации подросткового возраста, Эриксон предложил, чтобы все общества предлагали период психосоциального моратория, в течение которого подросток, как ожидается, возьмет на себя первоначальное обязательство жить и установит более твердое чувство самоопределения. . Период психосоциального моратория в значительной степени сосредоточен на выборе карьеры и профессии, подготовке к получению образования и формировании профессиональной идентичности.

Mattering

Эриксон признал, что, как и все личные знания, самость конструируется в контексте отношений. В частности, он признавал важность и силу социальных институтов, таких как религия, культура, работа, политика и семья. Идеологии каждого учреждения устанавливают структуру, вокруг которой делается выбор идентичности. Его самые наблюдательные мысли были сосредоточены на биографических описаниях таких людей, как Ганди и Мартин Лютер, в которых он обсуждал психологические и социальные процессы, связанные с формированием их личности, и важность признания со стороны других личного выбора, который делает человек. По сути, Эриксон утверждал, что процессы социализации, которые усиливают имитацию, идентификацию и интернализацию социальных ценностей, целей и направлений, являются строительными блоками формирования идентичности. Кроме того, процессы социализации демонстрируют прямую обратную связь с человеком о том, что его или ее идентичность важна для других, что обеспечивает «клей» между идентичностью человека и социальным одобрением. Эта связь состоит из социального признания выбранных ценностей и целей, институциональной поддержки для поддержки определенных идеологических точек зрения и ежедневного признания членами семьи, учителями, сверстниками и другими людьми того, что личность человека хорошо вписывается в сообщество и культуру, в которой он живет. жизни.

Исполнительные функции идентичности

Письма Эриксона сосредоточены на взаимосвязи между механизмами идентичности и эго. В частности, он считал, что эго действует, чтобы обеспечить саморегулирующую функцию в развитии себя и выборе поведения и действий от момента к моменту.

Исследователи изучили работы Эриксона и пришли к выводу, что он, по сути, обсуждал пять основных функций идентичности и саморегуляции. Идентичность предлагает следующие пять механизмов саморегуляции:

  1. Структура для понимания себя
  2. Значение и направление через обязательства, ценности и цели
  3. Чувство личного контроля, свобода воли и способность к саморегуляции
  4. Согласованность, согласованность и гармония между ценностями, убеждениями и обязательствами
  5. Способность распознавать потенциал в форме будущих возможностей и альтернативных вариантов

Чтобы придать действенность механизмам саморегуляции Эриксона, Тони Серафини и Джеральд Адамс разработали шкалу для измерения каждого из механизмов, предложенных Эриксоновской теорией развития идентичности. Пытаясь построить элементы шкалы, соответствующие природе теоретических идей Эриксона, исследователи сначала задействовали пять функций саморегуляции, связанных с идентичностью.

Затем были построены элементы, отражающие каждое из операционных определений. Затем эти элементы использовались для разработки того, что авторы называют «функциями шкалы идентичности». Каждое из определений дается ниже с тремя пунктами, которые измеряют природу каждого механизма эго, предложенного Эриксоном в его теоретических работах.

Чтобы обеспечить структуру для понимания того, кто человек есть

  • Определение : Идентичность обеспечивает осознание себя как независимой и уникальной личности. Это наиболее очевидно, когда оно собирается трансформироваться или измениться, когда изменение сопровождается чрезмерным сознанием идентичности. Чувство понимания того, «кто есть», обеспечивает структуру уверенности в себе, самооценку и основу для возникающего и раскрывающегося «я».
  • Предметы : Я ясно осознаю себя как уникальную личность. Я лучше всего осознаю свое чувство идентичности, когда мне приходится сталкиваться с переменами. Я принимаю то, кто я есть.

Обеспечить смысл и направление через обязательства, ценности и цели

  • Определение : Идентичность основана на способности верить в то, что обязательства или выбранные ценности или цели получат институциональное подтверждение. Обязательства или цели идентичности направляют или направляют поведение и действия.
  • Предметы : Ценности, которые я развил, влияют на мое поведение. Я ставлю цели, а затем работаю над их достижением. Я считаю, что мои ценности и цели совпадают с моими действиями.

Обеспечить чувство личного контроля, свободы воли и саморегуляции

  • Определение : Идентичность основана на различии между пассивностью или уступчивостью и активной или своевольной природой. Пассивные формы идентичности основаны на уступчивости, подражании и идентификации. Активные формы идентичности основаны на самовыражении, независимом построении и чувстве свободы воли и автономии.
  • Пункт : Я независимый и самостоятельный человек. Я активно строил твердую приверженность своим ценностям и целям. Мое ощущение того, кто я есть, основано на самовыражении и чувстве свободы воли.

Обеспечение согласованности, согласованности и гармонии между ценностями, убеждениями и обязательствами

  • Определение : Формирование идентичности основано на организующем действии синтеза или интеграции в определенный момент и во времени. Идентичность предлагает чувство согласованности между ценностями, убеждениями и обязательствами. Это чувство согласованности сопровождается гармонией, низким уровнем беспокойства и ощущением мира с самим собой.
  • Пункт : Мои ценности и убеждения соответствуют обязательствам, которые я беру на себя в жизни. Я чувствую чувство гармонии с собой и своей личностью. Я считаю, что мои ценности, убеждения и обязательства совпадают.

Обеспечить способность распознавать потенциалы в форме будущих возможностей и альтернативных вариантов выбора

  • Определение : Чувство идентичности частично основано на самоинициативе и ощущении цели, которое предлагает обещание реализации своего диапазона мощностей. Таким образом, собственная инициатива, цель и способности обещают осязаемое будущее.
  • Предметы : Мое чувство цели в жизни поможет определить мое будущее. У меня есть все, что нужно, чтобы воплотить свое будущее в реальность. Решения, которые я принимаю сегодня о себе, создают обещание моего будущего самоощущения.

Эриксон писал, что пассивные идентичности, основанные на подражании и идентификации, приведут к меньшей силе в форме этих функций. Он утверждал, что активные формы идентичности связаны со всеми пятью функциями и, кроме того, эти функции обеспечивают механизмы эго, которые усиливают силу личности и эго.

Последствия для развития карьеры

Эриксон рассматривал человеческое развитие как находящееся под влиянием культуры, социальных и исторических событий, а также экономических, религиозных и семейных сил. В индустриальных обществах подросткам и развивающимся взрослым предоставляется период психосоциального моратория, чтобы найти или построить свою идентичность. По мере того, как индивидуальная идентичность проявляется в пассивной или активной форме, поддержка со стороны семьи, друзей и членов сообщества определяет, приемлема ли эта идентичность для общества. В свою очередь, по мере того, как подростки получают поддержку общества, у них развивается растущее чувство верности: вера в то, что они важны для людей, которые играют важную роль в их жизни. Формирование идентичности усиливает использование механизмов эго, обеспечивающих мощные системы саморегуляции. Таким образом, эти функции идентичности усиливают добродетели эго индивидуума на данном этапе жизни.

Последствия для развития карьеры ясно обсуждаются в работах Эриксона о профессиональной идентичности. Действительно, Эриксон рассматривал профессиональную идентичность как наиболее важную область формирования идентичности, за которой следуют религиозная и политическая идентичность. Во время психосоциального моратория большое внимание и энергия направляются на определение или конструирование своих трудовых интересов и формирование навыков в технологии избранной профессии.

Подводя итог, можно сказать, что формирование идентичности, например, профессиональной идентичности, строится в широком контекстуальном окружении культуры, институтов, семьи и друзей.

По мере формирования профессиональной идентичности возникают определенные важные механизмы саморегуляции, направляющие человека в отношении ценностей, убеждений и обязательств в отношении работы. Эти механизмы способствуют формированию добродетелей или сильных сторон эго, которые усиливают личность. Кроме того, эти факторы помогают подростку вступить во взрослую жизнь с приверженностью работе, профессии и сильными сторонами эго, которые повышают самооценку и психическое здоровье, а также со стабильным и достигнутым чувством направления, которое поддерживается обществом. Однако, когда этот важный набор событий не поощряется психосоциальным мораторием или молодежь не может справиться с проблемой идентичности и смешения ролей, у молодежи будет значительная эмоциональная тревога, тревога и отсутствие направления в жизни и будущем.