Соц психология изучает: 404 ошибка, но мы всё исправим

Содержание

Социальная психология: предмет изучения и специфика

Социальная психология – это довольно сложная и многопрофильная область психологической науки. Она направлена на изучение практически каждой из отраслей жизни и деятельности человека в обществе: социального общения и взаимоотношения людей в социуме, психологических закономерностей социального поведения людей, а также мотивов объединения их в группы, конфликтов и общественных настроений. Социально-психологические знания необходимы любому индивиду, так как каждый общается и взаимодействует с прочими индивидами, а также сталкивается с межличностными проблемами.

Знания теоретического плана касательно социально-психологических процессов разрабатывались в классических работах отечественных и заграничных авторов, таких как Г.М. Андреева, А.Л. Журавлев, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, Д. Майерс, Б.Д. Парыгин, Т. Шибутани и прочих. В данном материале отображены результаты исследований в социальной психологии, проводившихся в современное время.

Можно выделить следующие актуальные направления – введение в социальную психологию, понятие о группе как  социально-психологическом феномене, психологию общения, а также феномен личности в социальной психологии.

Введение в социальную психологию

Важно получить сведения об объекте и предмете социальной психологии, а также о ее задачах.

В начале двадцатого века, в 1908 году, были впервые напечатаны практически в одно и то же время работы англичанина В. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» и американца Э. Росса, специализировавшегося на социологии, «Социальная психология». Социальная психология в качестве отдельной науки появилась только в конце девятнадцатого столетия на стыке таких наук, как социология и психология. Постепенное развитие социума ставило перед учеными деятелями разнообразные социально-психологические задачи, своевременное решение которых стало очень важным для совершенствования таких областей общественной жизни, как политика, воспитание, производственные отношения и управление и так далее. Но оказалось, что данные проблемы довольно трудно изучать исключительно в рамках существовавших на тот момент научных дисциплин. Нужна была, в первую очередь, интеграция психологии и социологии, так как психология занимается изучением психики человека, а социология – изучением общества.

Психология и социология, по мнению Г.М. Андреевой, превратились в «материнские» дисциплины по отношению к появившейся социальной психологии. И при этом нельзя думать, что социальная психология – это только некая часть психологии и социологии. Самостоятельность этой сферы научного знания обуславливается спецификой предмета исследования, и он не способен изучаться в рамках одной из этих дисциплин.

Специфика предмета социальной психологии

Касательно специфики предмета социальной психологии есть разные мнения. В первую очередь под социальной психологией традиционно понимают многообразие проявлений социальной психики индивида: некие особенности его психического состояния, а также поведения в ситуации группового и массового взаимодействия с прочими индивидами. Во вторую очередь понятие «социальная психология» используется для обозначения научного направления, которое изучает закономерности психической жизнедеятельности индивида в обществе, в общении, а также во взаимодействии с прочими индивидами. Здесь указывается определение данной научной сферы, которое наиболее распространено именно в отечественной социальной психологии.

Определение 1

Социальная психология – это наука, которая занимается изучением закономерностей поведения, а также деятельности индивидов, объединенных в некие социальные группы, а также психологических характеристик данных групп.  

Социальные группы формируются в рамках исторически определенного общества как некая совокупность людей, которые связаны между собой единством интересов, национальных и культурных ценностей, а также норм поведения.

Предмет изучения социальной психологии

Предметом изучения социальной психологии являются конкретные социально-психологические феномены, среди которых:

  • Некие психологические факты, закономерности, а также механизмы общения и взаимодействия индивидов при совместно осуществляемой деятельности.
  • Проявление, а также формирование определенных особенностей личности в разных общностях людей.
  • Психологические взаимосвязи, которые формируются между индивидами в процессе их взаимодействия друг с другом.
  • Психологические процессы появления, функционирования и развития разноплановых общностей индивидов и другие социально-психологические процессы и явления.

В конкретной зависимости от одного либо другого понимания предмета социальной психологии можно выделить базисные объекты социальной психологии, которые изучает данная наука, то есть носители социально-психологических явлений. К ним причисляют:

  • Личность в группе как в некой системе отношений.
  • Взаимодействие в рамках системы «личность-личность» (родитель-ребенок, руководитель-исполнитель, психолог-клиент, доктор-пациент и так далее).
  • Малая группа, такая как семья, трудовая бригада, учебный класс, воинский экипаж, группа приятелей и так далее.
  • Взаимодействие в рамках системы «личность-группа» (лидер-ведомый, руководитель-трудовой коллектив, ученик-учебный класс, командир-взвод и так далее).
  • Взаимодействие в рамках системы «группа-группа» (соревнование команд между собой, групповые переговоры, межгрупповые конфликтные ситуации и так далее).
  • Большая социальная группа (это может быть этнос, общественное движение, партия, социальный слой и так далее).

В последнее время большинство ученых, раздумывая над актуальными научными задачами, говорят о том, что активные социальные преобразования в мире требуют от специалиста любой психологической сферы социально-психологического понимания социальных процессов.

Замечание 1

Практика последних лет и десятилетий продемонстрировала, насколько важной проблемой является психологическая неготовность индивидов к изменениям — социальным, политическим, экономическим, идеологическим.

Знаменитый отечественный социальный психолог Б.Д. Парыгин полагает, что большинство затруднений в социально-экономическом, политическом и правовом реформировании социума можно объяснить не только и не столько несовершенством одних либо других частных социальных проектов, сколько их полной несоотнесенностью с духовно-нравственным и социально-психологическим состоянием индивида.

Он утверждает, что необходимо развивать и улучшать духовно-нравственную и социально-психологическую культуру, а также гражданское самосознание индивидов. Для успешного решения таких задач требуются глубокие и разноплановые знания в области именно социальной психологии.

Проводя оценку перспектив фундаментальных психологических исследований, Д.И. Фельдштейн рассматривает разные аспекты влияния глобальных общественных перемен на отдельного индивида. Большой объем данных, дискредитация значительного числа нравственных ориентиров, манипулирование сознанием индивида через СМИ, нестабильность экологической, политической, общественной и экономической обстановки – все это меняет сознание, деятельность, а также мотивационно-потребностную и эмоционально-волевую сферы личности.

Одной из главнейших исследовательских задач Д.И. Фельдштейн называл исследование проблемы самоопределения индивида, а также его личной идентификации с конкретной группой – страной, этносом, человеческим сообществом в целом.

Нужно исследовать недостаточно изученные грани проблемы отношений, и в первую очередь «по вертикали»: дети-взрослые, молодые-пожилые. При этом нужно рассматривать не только отношения детей и взрослых, но конкретно их взаимодействие, и в том числе взаимовлияние.

Г.М. Андреева, указывая на важность развития психологии социального познания, утверждает, что нет ничего более значимого для индивида в сложном сегодняшнем мире, чем познание того, что его окружает, какие переживания данное окружение в нем вызывает и, конечно, как в подобных условиях нужно действовать. Практическая значимость социальной психологии, а также понимания предмета и методов социальной психологии, предопределяется важностью решаемых ею задач, напрямую связанных с жизнью индивида в обществе.

Задачи исследований социально-психологических феноменов действительно многогранны, среди них можно выделить:

  • Изучение содержания, форм проявления, а также закономерностей функционирования определенных социально-психологических процессов и явлений.
  • Установление всесторонних связей с представителями смежных наук, таких как социология, философия и прочие общественные науки, в совместном исследовании социально-психологических феноменов.
  • Прогнозирование экономических, политических, национальных и прочих существующих процессов в развитии государств на основании учета социально-психологических механизмов и закономерностей.

Социальная психология должна заниматься вопросами, которые волнуют определенное общество. В некоторых частях нашей планеты гораздо более значимы вопросы межрасовых отношений, а также дискриминации женщин. В других на первый план выходят вопросы межкультурной миграции населения, реформы образования, мотивации трудовой деятельности, экологического сознания, перемен в институте семьи и брака и так далее. Изучая личность, социальная психология в одно и то же время учитывает микро- и макросоциум, в которые она включена. Рассматривая социальные явления, наука помогает понять чувства, мотивы ценности стоящих за ними настоящих людей.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Социальная психология в системе наук

1.01.2012

Социальная психология находится на стыке социологии и психологии. Социологию и социальную психологию связывает общий интерес к поведению людей в группах. Однако, в отличие от социологии, которая изучает различные по численности группы в деятельностном, операционально-статистическом аспекте, социальная психология изучает личностей, индивидуумов, их поведение и то, как они влияют, взаимодействуют, относятся друг к другу. При этом изучается влияние как группы на индивидуума, так и индивидуума на группу.

Методы социологии и социальной психологии часто совпадают, однако социальная психология больше опирается на эксперименты, в которых возможна манипуляция каким-либо фактором.

В отличие от психологии личности социальная психология имеет социальный характер.

Психология личности изучает внутренний мир индивида, его сходство с другими людьми и индивидуальные отличия. Социальная психология занимается исследованием тех особенностей, которые свойственны всем людям, тем, как они воспринимают друг друга и влияют друг на друга. Социальная психология изучает социально-психологические явления, такие как: социально-психологические факты, закономерности и механизмы их развития.

Кроме социологии и психологии социальная психология тесно взаимодействует с биологией, которая изучает природу человека, животных, растений. Так, как человек тесно связан с животным миром и, как утверждают эволюционные психологи, произошел из него, социальная психология имеет общие точки соприкосновения с биологией, физиологией, анатомией.

Социальная составляющая роднит социальную психологию с философией, теологией, экономикой, политикой, образованием, психологическая – с биологией, химией, физикой, занимающихся изучением человека, каждая в своем русле.

Основные направления социальной психологии. Социальная психология разделяется на теоретическую и прикладную социальную психологию.

Теоретическая психология включает:

  1. социальную психологию личности и малых групп, которая изучает процессы социализации, социально-психологические механизмы, взаимоотношения, общение и взаимодействие, массовые социально-психологические явления, психологию малых групп, психологию личности в группе, психологию различных видов групп и др.;
  2. социальную психологию больших общностей (групп), которая изучает социально-психологические особенности больших групп, социально-гендерную психологию, социально-политическую психологию, психологию общественных движений, этнопсихологию, социально-возрастную психологию, психологию религии и др.;
  3. социальную психологию общества, которая изучает психологию социально-экономических систем, власти и общества, правового общества, психологию общественных кризисов и др.

Прикладная психология включает:

  1. профессиональную социальную психологию, которая включает социально-психологическую профессиографию, социальную психологию профессиональной деятельности, трудового коллектива, инноваций, социально-психологические особенности деятельности разных специалистов и др. ;
  2. отраслевую социальную психологию, которая изучает социальную психологию управления, экономики и предпринимательства, международных отношений, законности и правопорядка, образования, культуры, торговли, рекламы, конкуренции, соперничества, конфликтологию и др.;
  3. практическую психологию, которая включает систему социально-психологического обеспечения практики, личность и деятельность социального психолога, социально-психологическую диагностику, экспертизу, анализ, консультирование, технологию службы доверия, семьи и др.

Ключевые слова: Наука, Психология

Источник: Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Материалы по теме

Методология социальной психологии

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Предмет и структура социальной психологии

Андреева И. В., Социальная психология

Физиологическая психология

Козлов В.В., Интегративная психология

Методологические основы психологии

Ефимова Н.С., Основы общей психологии

Этапы развития социальной психологии

Андреева И.В., Социальная психология

Психоаналитическое направление в социальной психологии

Андреева И.В., Социальная психология

Развитие отечественной социальной психологии

Андреева И.В., Социальная психология

История отечественной психологии личности

Петровский А.В., Психология в России. XX век

изучает как наука проблемы и предмет

В течение жизни люди постоянно контактируют с окружающими. При этом общение между разными представителями социума значительно различается. На общение влияют разные факторы. Чтобы понять, как строится и изменяется взаимодействие индивидов в различных ситуациях, нужно знать все о социальной психологии.

Предмет и задачи науки

Социальная психология — отдельный научный раздел, который изучает общение между различными индивидами, изменение поведения при воздействии различных факторов, основные различия социальных групп. Появилось это направление в 19 веке. Это был промежуточный отдел между отдельными науками — социологией и психологией.

Наука имеет ряд задач:

  • улучшение взаимосвязей между учениями зарубежной психологии и теориями отечественных психологов;
  • изучение мнения и настроения общества;
  • исследование проблем социума, которые изменяются под воздействием условий, складывающихся в определенные промежутки истории, на территории разных стран;
  • анализ развития науки при постоянных изменениях, происходящих в обществе№
  • изучение различных явлений психики, к которым относятся идеологические, этнические, политические, классовые, экономические изменения.
  • углубленное изучение проблем, которые относятся к несостыковкам в теориях социальной психологии и других направлений психологической науки;
  • развитие связей между теоретической и практической базой знаний.

Предмет изучения науки — поведение личности при взаимодействии с другими людьми, обмен информацией, изменение поступков под воздействием различных факторов. Практическая сторона — психодиагностика, применение психотехнологий для улучшения взаимодействий между отдельными личностями в социуме.

Отрасли

Основными отраслями науки являются:

  1. Психология религиозных направлений. Основное направления изучений — различия и цель поведения людей в социуме зависимо от их принадлежности к различным религиям.
  2. Этническая психология. Эта отрасль, изучающая взаимодействия людей, относящихся к разным этническим группам.
  3. Психология общения. Изучение обмена информацией между отдельными представителями социума.
  4. Конфликтология — отрасль, которая изучает конфликтные ситуации, предлагает варианты их решения, чтобы возникало меньше негативных последствий.
  5. Психология политики — отрасль, исследующая сферы политической жизни, деятельности отдельных личностей.

Научное направление образовалась благодаря совместному воздействию, переплетению социологии и психологии. Изменения, происходящие в этих двух научных направлениях, влияют на развитие социума.

История развития в России и за рубежом

История развития социальной психологии берет свое начало со второй половины 19 века. В этот период исследователи впервые заговорили о создании отдельного направления в психологической науке, которое будет углубленно изучать общение представителей социума, обмен данных между различными социальными группами. Она образовалась в результате симбиоза социологии и психологии. Перед появлением нового направления было накоплено множество знаний о социуме, его развитии, которые в итоге стали теоретической базой для социальной психологии.

Выделение этого направления в отдельную научную отрасль было связано с несколькими факторами:

  • накоплением знаний в антропологии, этнологии, археологии;
  • развитием языкознания;
  • ростом городов, становлением различных отраслей производства.

Дата зарождения социальной психологии — 1895 год.

С этого момента начинают возникать концепции нового психологического направления, которые показали, что большинство проблем невозможно решить усилиями отдельных наук. Нужен синтез между психологией, социологией, чтобы дальнейшие исследования дали весомый результат.

Основоположники и последователи направления

Своим становлением, развитием социальная психология обязана многим исследователям:

  1. М. Лацарус, Г. Штейнталь — считаются основоположниками нового научного направления. Выпустили журнал по этнической психологии и языкознанию.
  2. Г. Тард — проводил многочисленные криминологические исследования, основанные на социальных знаниях. Благодаря этому ученому, появилась теория подавления личности при взаимодействии с толпой.
  3. Г. Лебон — известный социолог, который разработал теорию социальных процессов, ввел понятие «психическое заражение».
  4. Э. Дюркгейм — основал теорию единства социума, которое зависит от общепризнанных социальных ценностей.
  5. У. Мак-Дугалл — в 1908 году издал работу «Введение в социальную психологию». В ней он попытался систематизировать скопившиеся знания по изучению социума. Именно этот год считается конечным этапом зарождения социальной психологии.
  6. В. Меде — благодаря своим трудам, стал основателем экспериментальной социальной психологии. Он изучал поведение отдельных личностей, находящихся вдали от общества.
  7. Г. Олпорт — ученый из Америки, который был последователем В. Меде, усовершенствовал его учения.
  8. К. Левин — основатель феноменологического подхода.
  9. Я. (Дж.) Морено — разработал метод социометрии.
  10. Дж. Г. Мид — основоположник интеракционизма. Это направление изучало множество проблем, к которым относятся социальные роли, коммуникативность, статус личностей в различных группах,
  11. Э. Росс — основатель социально-культурного подхода.
  12. Р. Уолтерс, А. Бандура – создали теорию социального научения.
  13. У. Макдугалл — основатель эволюционного подхода.

Из русских ученых, которые внесли большой вклад в развитие социальной психологии, можно выделить В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, Б. Ф. Поршнева, Н. К. Михайловского.

Методы исследования

Методы получения данных делятся на 4 группы:

  • техники социально-психологических воздействий;
  • практики управленческо-воспитательного воздействия;
  • методики моделирования;
  • практики эмпирических исследований.

Эмпирические методы

Эта группа состоит из нескольких методик, цель которых — получение интересующей информации, анализ новых данных.

Наблюдение — метод получения информации, с помощью которого можно изучать поведение других людей, их привычки, взаимодействие с социумом, изменения действий зависимо от влияния окружающих факторов.

При наблюдении человеку не рассказывают о целях, задачах исследования. При этом записываются явления, происходящие в естественных условиях. Для фиксирования информации наблюдатель делает записи в записной книжке, фотографирует определенные моменты, снимает на видеокамеру поступки субъекта.

Опрос — метод получения информации, который популярен среди психологов. Исследователь заранее подготавливает ряд вопросов, которые будут задаваться при опросе. Перед проведением беседы нужно создать располагающую обстановку, задать несколько вопрос на общие темы, чтобы исследуемый перестал нервничать.

Социометрия — методика изучения личностей, которые являются членами малых групп. С помощью этого метода, исследователи получают информацию об отношениях людей внутри отдельных групп.

Тесты — кратковременные испытания, при которых человек отвечает на вопросы, выбирая ответ из готовых вариантов. С помощью тестирования, исследователи получают информацию о различиях между людьми.

Групповая оценка личности. С помощью этой методики, ученые изучают характеристики отдельных субъектов, которые состоят в отдельных группах. При проведении практики исследователи опрашивают участников отдельной группы.

Эксперимент — практическая методика получения информации. Эксперименты бывают двух типов:

  1. Проводимые в естественных условиях. Ученые наблюдают за испытуемым, не изменяя его привычной жизни. При этом на субъект могут оказывать воздействие различные раздражители.
  2. Создание определенных условий для проведения эксперимента. При этом может быть задействовано лабораторное оборудование для фиксации изменений психического состояния личности.

Главный недостаток экспериментов в том, что испытуемый может предоставлять ложные данные, что приведет к получению недостоверной информации.

Моделирование

Моделирование бывает двух типов:

  1. Техническая имитация процессов. Это специальное моделирование ситуации для изучения психики.
  2. Искусственное создание определенной среды для воспроизведения любого направления человеческой деятельности с целью его дальнейшего изучения.
    С помощью методики моделирования, можно получить информацию относительно сотрудников предприятия, их взаимодействия между собой.

Управленческо-воспитательные методы

Управленческо-воспитательные методы — многочисленные практики, с помощью которых можно организовать продуктивную деятельность, достичь поставленных целей.

При применении методик на изучаемый субъект воздействуют другие люди. Для этого могут применяться приемы угроз, убеждений, наказаний, поощрений, требований. Чтобы человек смог проявить себя, создаются специальные условия, моделируются определенные ситуации.

Управленческо-воспитательное воздействие может проводиться несколькими способами:

  1. Повышение или занижение самооценки, чтобы спровоцировать человека на определенные поступки.
  2. Упражнения, с помощью которых организуется человеческая деятельность, стимулируются позитивные мотивы для выполнения определенных действий.
  3. Оказание убеждения, чтобы сформировать определенные психические явления.

Яркий пример проявления таких методов — воспитание детей родителями. Подобные методики практикуют учителя, тренеры, главнокомандующие в армии.

Социально-психологические методы

Социально-психологические методики — совокупность практик, с помощью которых исследователи оказывают воздействие на интересы, желания, потребности и привычки человека.

Задействовав социально-психологические методики, ученые могут изменять желания, потребности, привычки, стремления, настроение, эмоции, поведение индивида. С помощью этих методов можно разрушить сформированные интересы, привычки, свойства личности, для того чтобы проявить интерес человека к чему-либо другому, задать направление для дальнейшего развития.

Основные направления

С развитием социальная психология приобрела много отдельных направлений:

  1. Психоаналитическое — строится на учениях Зигмунда Фрейда. Ученый утверждал, что любой человек хочет нравится окружающим, желает присоединиться к социальной группе.
  2. Необихевиористское — строится на фактах наблюдения. При этом исключаются специфические свойства, которые обуславливают поведение людей. Последователи этого направления утверждали, что поведение зависит от научения.
  3. Когнитивистское — строится на особенностях познавательных процессов. Главный тезис последователей когнитивизма — сознание определяет поведение.
  4. Интеракционистское —основано на проблемах взаимодействия отдельных людей в определенных группах.

Каждое из представленных направлений имеет своих последователей, которые внесли большой вклад в развитие психологической науки.

Взаимодействие с другими науками

Социальная психология взаимодействует со многими науками:

  1. Историей — изучение поведения людей, отдельных групп в разные промежутки времени. При этом учитываются различные факторы, которые влияют на взаимодействия между отдельными субъектами.
  2. Философией — обе науки отлично дополняют друг друга учениями.
  3. Этнографией, культурологией — выявляется влияние культуры, принадлежности к разным национальностям на общение между отдельными людьми.
  4. Экономикой — изучается влияние определенных экономических процессов на отношения между общественными группами.
  5. Педагогикой — исследуются процессы воспитания, обучения людей, чтобы добиться необходимых результатов.

Проблемы взаимоотношения между отдельными людьми волновали исследователей с древности. Данные, которые исследователи получали с помощью наблюдения, опросов, тестов, других методик, накапливались. Ученые решили их систематизировать, создать отдельное направление, занимающееся изучением социума. Так появилась социальная психология, которая является актуальной научной отраслью.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете об основных мотивах  повседневного поведения людей с точки зрения социальной психологии.

Эксперименты в области социальной психологии. Объяснение человеческой природы

Эксперименты в области социальной психологии могут объяснить, как на мысли, чувства и поведение влияет присутствие других людей.

Откройте для себя 27 еще более статей по этой теме

Не пропустите эти связанные статьи:

  1. Эксперимент Milgram
  2. Эксперимент Bobo Doll
  3. Стэнфордская тюрьма Эксперимент
  4. Эксперимент ASCH
  5. MILGRAM ETHICS

исследуйте, как чье-то поведение влияет на поведение или внутренние состояния группы, такие как отношение или самооценка.

Повиновение властям

«Я всего лишь выполнял приказы»

Защита нацистского лидера на Нюрнбергском процессе после Второй мировой войны

Последствия Второй мировой войны заставили ученых исследовать, что делать людям выполнять приказы», ​​хотя приказы были ужасны. Эксперимент Стэнли Милгрэма показал, что и ненацистское население будет выполнять приказы причинять вред другим людям. Это не было немецким явлением, как многие думали.

Эксперимент «Потерянное письмо Милгрэма»

Классические эксперименты в области социальной психологии широко используются для выявления ключевых элементов агрессивного поведения, предубеждений и стереотипов. Социально-групповые предрассудки проявляются в неблагоприятном отношении людей к той или иной социальной группе. Эксперимент Стэнли Милгрэма с потерянными письмами также объясняет это.

Повиновение роли — Дегуманизация

Эпизод с тюрьмой Абу-Грейб был еще одним примером силы предопределенных ролей. Стэнфордский тюремный эксперимент Филипа Зимбардо продемонстрировал мощный эффект, который оказывает наше восприятие ожиданий от ролей.

Соответствие

Соломон Аш хотел проверить, насколько люди подвержены влиянию других мнений в Эксперименте соответствия Аша.

Изучение роли наблюдения

Бихевиористы долгое время господствовали в психологии. Они сосредоточились на том, как люди учатся, пытаясь и терпя неудачу. Альберт Бандура считал, что люди гораздо больше, чем «обучающиеся машины». Он думал, что мы учимся на образцах для подражания, положив начало (бандурской) социальной когнитивной теории. Все началось с эксперимента с куклой Бобо.

Поведение, помогающее — Добрый самарянин

Зная историю о добром самарянине, вы задаетесь вопросом, что заставило самарянина помочь незнакомцу и почему он не получил помощи от священника или левита? Эксперимент «Добрый самаритянин» исследует причины отказа от помощи или альтруизма.

Эксперимент с когнитивным диссонансом

Эксперимент с когнитивным диссонансом Леона Фестингера предполагает, что люди обладают множеством различных представлений об окружающем их мире, и проверяет, что происходит, когда эти познания не совпадают. См. также более подробную статью об эксперименте с когнитивным диссонансом.

Эффект свидетеля

Эксперимент с апатией свидетеля был вдохновлен и мотивирован для проведения этого эксперимента широко разрекламированным убийством Китти Дженовезе в том же году.

Группы и влияние на мнение

Классический эксперимент Шерифа по социальной психологии под названием «Эксперимент в пещере разбойников» касался внутригрупповых, аутгрупповых и межгрупповых отношений.

Эксперимент по социальному суждению был разработан для изучения внутренних процессов индивидуального суждения и межгрупповой дискриминации, того, насколько мало людей требуется для объединения в группы, и степени, в которой люди внутри группы склонны отдавать предпочтение своей группе и дискриминировать аутгруппа.

Эффект ореола

Эффект ореола был продемонстрирован в эксперименте Нисбетта и Уилсона. Это соответствует ситуации голливудских знаменитостей, когда люди с готовностью предполагают, что, поскольку эти люди физически привлекательны, из этого также следует, что они умны, дружелюбны и также проявляют здравый смысл. Это также в значительной степени относится к другим известным людям, таким как политики.

Эксперимент Wegner’s Dream Rebound Experiment

Согласно исследованиям, подавленные мысли могут всплывать на поверхность или проявляться в будущем в форме снов. Психолог Дэниел М. Вегнер доказывает это в своем эксперименте по эффекту подавления мыслей.

Ложный консенсус

У каждого есть свои предубеждения в каждом случае, даже при оценке поведения других людей и соответствующих причин. Один из них называется предвзятостью ложного консенсуса. Психолог профессор Ли Росс провел исследования, чтобы показать, как работает эффект ложного консенсуса.

Переговоры между людьми

Переговоры — это одно из многих действий, которыми мы обычно занимаемся, даже не осознавая этого. Эксперимент Морана Дойча и Роберта Краусса исследовал два основных фактора ведения переговоров, а именно то, как мы общаемся друг с другом, и использование угроз.

Понимание и вера

Дэниел Гилберт вместе со своими коллегами проверил убеждения Рене Декарта и Баруха Спинозы относительно того, является ли убеждение автоматическим или представляет собой отдельный процесс, следующий за пониманием. Этот аргумент существовал уже по крайней мере 400 лет, прежде чем он был окончательно разрешен.

Самообман

Люди постоянно лгут даже самим себе и, что удивительно, это работает! Это открытие эксперимента Кваттрона и Тверски, опубликованное в «Журнале личности и психологии».

Эффект чрезмерного оправдания

Эффект чрезмерного оправдания возникает, когда внешний стимул, такой как вознаграждение, снижает внутреннюю мотивацию человека для выполнения определенной задачи. Леппер, Грин и Нисбетт подтвердили это в своем полевом эксперименте в детском саду.

Эффект хамелеона

Эффект хамелеона, также называемый непреднамеренным отражением, обычно применяется к людям, которые настолько хорошо ладят друг с другом, что каждый из них склонен копировать позы друг друга, жесты рук, акцент речи и т.д. Это было подтверждено экспериментами Шартрана и Барга.

Предвзятость подтверждения

Предвзятость подтверждения также известна как выборочный сбор доказательств. Это рассматривается как эффект обработки информации, когда люди ведут себя так, чтобы их ожидания оправдались. Люди склонны отдавать предпочтение информации, которая подтверждает их предубеждения или гипотезы, независимо от того, правдива или ложна эта информация.

Слепота выбора

Слепота выбора означает, что люди не видят свой собственный выбор и предпочтения. Ларс Холл и Питер Йоханссон дополнительно объясняют это явление в своем исследовании.

Стереотипы

Тест Кларка Долла иллюстрирует пагубные последствия стереотипов и расовой сегрегации в Америке. Он проиллюстрировал ущерб, нанесенный систематической сегрегацией и расизмом детскому самовосприятию в возрасте пяти лет.

Избирательное групповое восприятие

При избирательном групповом восприятии люди склонны активно фильтровать информацию, которую они считают несущественной. Этот эффект продемонстрирован в примере Хасторфа и Кантрила: они видели игру.

Изменение поведения при изучении

Эффект Хоторна — это процесс, при котором люди, участвующие в эксперименте, меняют свое поведение просто потому, что их изучают. Это одно из самых сложных встроенных предубеждений, которое нужно устранить или учесть в дизайне.

5 новаторских экспериментов в области социальной психологии

Психологи часто используют эксперименты, чтобы ответить на самые сложные вопросы человечества. После зверств нацистской Германии во Второй мировой войне многие задавались вопросом, как люди могли выполнять приказы и совершать такие ужасные действия.

Исследователь из Йельского университета Стэнли Милграм разработал эксперимент, основанный на следующем вопросе: «Может ли быть так, что [Адольф] Эйхман и миллион его сообщников в Холокосте просто выполняли приказы? Можем ли мы назвать их всех сообщниками?

[Адольф Эйхман был одним из главных организаторов Холокоста. ]

Он обнаружил, что другие группы населения будут выполнять приказы о причинении вреда людям, несмотря на то, что приказы противоречат их личной морали. Изучая этот социальный феномен, ученые смогли предположить, что зверства, совершенные во время войны, не были свойственны немецким солдатам, как предполагалось изначально.

На протяжении всей истории другие психологические эксперименты пытались решить конкретные проблемы, чтобы способствовать лучшему пониманию человеческого поведения.

Вот пять известных экспериментов, проводившихся со второй половины 20-го века до наших дней:

Эксперимент с куклой Бобо

Этот эксперимент, проведенный в 1961 году ученым Альбертом Бандурой, стремился доказать, что человеческое поведение было изучено посредством социального подражания, а не передается по наследству. Бандура предположил, что дети будут подражать поведению взрослых, если они доверяют взрослому. Он решил использовать куклу Бобо, надувную игрушку высотой примерно 5 футов, утяжеленную внизу, которая возвращается в вертикальное положение после удара.

Одна группа детей не была свидетелем взаимодействия взрослых с игрушкой. Другая группа наблюдала, как взрослый вел себя агрессивно. Эксперимент Бандуры показал, что дети, подвергшиеся агрессии, с большей вероятностью имитируют поведение, а мальчики в три раза чаще имитируют насилие, чем девочки.

Эффект свидетеля

В 1960-х годах Джон Дарли и Бибб Латане стремились измерить, сколько времени прошло, прежде чем свидетели среагировали и либо вмешались, либо проигнорировали потребность в помощи, когда была инсценирована чрезвычайная ситуация с участием группы или отдельного человека. Исследователей вдохновило убийство Китти Дженовезе в 1964, которая стала печально известной после того, как The New York Times сообщила, что у ее убийства было 38 свидетелей, и ни один из них не пытался помочь.

Хотя феномен Китти Дженовезе позже был развенчан самой Times, он стал причиной открытия Дарли и Латане эффекта свидетеля. Они продемонстрировали, что большее количество свидетелей уменьшало шансы того, что кто-то из них предложит помощь. Эффект свидетеля продолжает воспроизводиться годами.

Эффект ореола

«Эффект ореола» — известное открытие социальной психологии, которое предполагает, что глобальные или групповые оценки человека могут влиять на суждения об определенной черте. Например, симпатичный человек часто воспринимается как умный. Термин, первоначально придуманный психологом Эдвардом Торндайком, представляет собой тип предвзятости подтверждения.

В 1970-х годах исследователи Ричард Нисбетт и Тимоти ДеКэмп Уилсон провели эксперимент, чтобы продемонстрировать это, показав двум группам студентов одну и ту же лекцию, но меняя поведение лектора от одной группы к другой. Когда лектор казался дружелюбным, студенты реагировали более благосклонно, чем группа, которая видела лектора холодным и отстраненным.

Эффект хамелеона

Эффект хамелеона, также называемый «непреднамеренным зеркалированием», считается естественной склонностью одного человека подражать другому человеку в зависимости от того, насколько хорошо он ладит, не осознавая, что это происходит. Таня Чартран и Джон Барг из Нью-Йоркского университета изучали это явление в XIX веке.90-е. Они брали интервью у участников по отдельности, демонстрируя разные манеры на протяжении всего разговора, чтобы оценить сложившуюся связь.

Во время двух последующих бесед ученые подражали позам и другим манерам некоторых испытуемых. Участники больше подражали ученым в первом эксперименте и находили ученых более симпатичными, когда они подражали их собственным манерам в последующих экспериментах. Те участники, которых не имитировали, имели более нейтральное мнение об ученых.

The Volkswagen Fun Theory

В 2009 году рекламное агентство DDB Stockholm выступило с инициативой от имени производителя автомобилей Volkswagen. Компания разработала «Теорию удовольствия», проведя три эксперимента, чтобы выяснить, могут ли люди решить изменить свое поведение и сделать что-то, основываясь на том, насколько весело это делать, например, перерабатывая отходы, выбрасывая мусор или поднимаясь по лестнице вместо эскалатора.

В одном случае лестница рядом с эскалатором была оформлена в виде клавиш пианино с сопровождающими нотами для каждого шага, который человек делал, проходя по лестнице. Эксперимент показал, что лестницу выбирают на 66% больше людей, чем обычно. В другом мусорное ведро со звуковыми эффектами, когда люди сбрасывают мусор, собирало больше мусора, чем близлежащие мусорные баки.

Хотя это было частью рекламной кампании, а не научным экспериментом, результаты показывают, что люди могут быть более склонны выполнять такие задачи, как подъем по лестнице вместо эскалатора, если это кажется забавным.

Получить программу передач

Программа

Заинтересованы в: Программа по интересамAA по бухгалтерскому учету AA по прикладной психологии AA по авиационному менеджменту AA по деловому администрированию AA по менеджменту в здравоохранении AA по менеджменту AA по маркетингу AS по компьютерным информационным системам BA Прикладная психология/клиническая психология BA Прикладная психология/судебная психология BA Прикладная психология/организационная психология Бакалавр бухгалтерского учета Бакалавр прикладной психологии Бакалавр прикладной психологии/защиты прав детей Бакалавр авиационного менеджмента Бакалавр делового администрирования Бухгалтерский учет Бакалавр делового администрирования Healthcare Mgmt Бакалавр делового администрирования Менеджмент Бакалавр бизнес-администрирования Маркетинг Бакалавр бизнес-администрирования/CIS Бакалавр управления персоналом Бакалавр в области управления Бакалавр в области компьютерных информационных систем Управление персоналом Незначительное с любым бакалавром Магистр организационного лидерства Магистр делового администрирования MBA/Бухгалтерский учет MBA/Бухгалтерский учет и финансы MBA/Кибербезопасность MBA/Финансовый MBA/Управление здравоохранением MBA/Управление информационными технологиями MBA/Управление MBA/ Маркетинг MBA/Управление проектами MBA/Pr Управление проектами в области информационных технологий MS в области управления цепочками поставок

Имя:

Фамилия:

Адрес электронной почты:

Номер телефона:

Военные отношения: Военная принадлежностьНетЗависимыйСлужащийСупруга военнослужащегоВетеран

Страна гражданства:

Если вам нужна дополнительная информация о том, как мы можем использовать ваши данные, ознакомьтесь с нашей политикой конфиденциальности.

Заполняя эту форму и нажимая кнопку ниже, я даю согласие на получение звонков, текстовых сообщений и/или электронных писем от BISK, ее клиентских организаций и их представителей относительно образовательных услуг и программ. Я понимаю, что звонки и текстовые сообщения могут быть направлены на указанный мной номер с помощью технологии автоматического набора номера. Я понимаю, что это согласие не требуется для покупки товаров или услуг.

Программа Интересует: Программа по интересамAA по бухгалтерскому учету AA по прикладной психологии AA по авиационному менеджменту AA по деловому администрированию AA по менеджменту в здравоохранении AA по менеджменту AA по маркетингу AS по компьютерным информационным системам BA Прикладная психология/клиническая психология BA Прикладная психология/судебная психология BA Прикладная психология/организационная психология Бакалавр бухгалтерского учета Бакалавр прикладной психологии Бакалавр прикладной психологии/защиты прав детей Бакалавр авиационного менеджмента Бакалавр делового администрирования Бухгалтерский учет Бакалавр делового администрирования Healthcare Mgmt Бакалавр делового администрирования Менеджмент Бакалавр бизнес-администрирования Маркетинг Бакалавр бизнес-администрирования/CIS Бакалавр управления персоналом Бакалавр в области управления Бакалавр в области компьютерных информационных систем Управление персоналом Незначительное с любым бакалавром Магистр организационного лидерства Магистр делового администрирования MBA/Бухгалтерский учет MBA/Бухгалтерский учет и финансы MBA/Кибербезопасность MBA/Финансовый MBA/Управление здравоохранением MBA/Управление информационными технологиями MBA/Управление MBA/ Маркетинг MBA/Управление проектами MBA/Pr Управление проектами в области информационных технологий MS в области управления цепочками поставок

Имя:

Фамилия:

Адрес электронной почты:

Номер телефона:

Военная принадлежность: Военная принадлежностьНетЗависимыйСлужащийСупруга военнослужащегоВетеран

Страна гражданства:

Если вам нужна дополнительная информация о том, как мы можем использовать ваши данные, ознакомьтесь с нашей политикой конфиденциальности.

Заполняя эту форму и нажимая кнопку ниже, я даю согласие на получение звонков, текстовых сообщений и/или электронных писем от BISK, ее клиентских организаций и их представителей относительно образовательных услуг и программ. Я понимаю, что звонки и текстовые сообщения могут быть направлены на указанный мной номер с помощью технологии автоматического набора номера. Я понимаю, что это согласие не требуется для покупки товаров или услуг.

Похожие статьи

Чем мы можем вам помочь?

Актуальна ли социальная психология в повседневной жизни?

Социальная психология часто формально определяется как научное исследование того, как на мысли, чувства и поведение людей влияет реальное, воображаемое или подразумеваемое присутствие других людей. Неформально это научное исследование повседневной жизни.

Многие люди впервые столкнулись с областью социальной психологии благодаря знаменитому исследованию Стэнли Милгрэма о подчинении властям. Эти исследования и последующие репликации предполагают, что большинство человек будут подчиняться приказу лица, которое, по их мнению, является законным авторитетом, нанести болезненные удары электрическим током другому человеку (на самом деле актеру, работающему с экспериментаторами). На самом деле, большинство людей в исследованиях Милгрэма были готовы наносить удары током вплоть до конца эксперимента, вплоть до 450 вольт, и еще долго после того, как другой человек переставал реагировать (Beauvois et al., 2012; Burger, 2009; Долински и др., 2017; Милграм, 1963).

Эти находки обычно оставляют неизгладимый след в умах тех, кто о них узнает. Помимо того, что эти результаты удивительны, они раскрывают способность социальных сил влиять на человеческое поведение — не только в лабораторных условиях, созданных Милгрэмом, но и в реальных условиях.


Опасения по поводу актуальности социальной психологии

Тем не менее эксперименты, подобные экспериментам Милграма, больше не являются нормой в социальной психологии. Вместо того, чтобы поместить участников в то, что они считают реальной социальной ситуацией, требующей поведенческой реакции, современные исследования часто просят участников ответить на вопросы об их мыслях, чувствах и поведении, часто сидя перед компьютером и отвечая на некоторые гипотетические вопросы. а не реальные события (Anderson et al., 2019; Сассенберг и Дитрих, 2019). Эта ситуация привела к критике, что психология больше не является наукой о поведении, а изучает самоотчеты и щелчки компьютерной мыши (Baumeister et al., 2007).

В самом деле, независимо от причин или обоснованности методологических кардинальных изменений, произошедших в психологии (тема подробно обсуждается в другом месте; Anderson et al., 2019; Rozin, 2009; Sassenberg & Ditrich, 2019), многие социальные психологи выразили озабоченность по поводу того, что способность их области предоставлять достоверную информацию о важном социальном поведении в реальном мире — именно о тех видах поведения, которые исторически изучались в этой области, — со временем ослабла (Baumeister et al. , 2007; Cialdini, 2009).; Долинский, 2018; Элсворт, 2010).


Последствия неактуальности: сокращение образования, исследований и государственной политики

Взаимосвязь между методологией социальной психологии и ее релевантностью в реальном мире важна, и я надеюсь, что исследователи продолжат обсуждать и решать в будущих исследованиях.

Тем не менее, методологические тенденции, отмеченные выше, поднимают другой ряд проблем, которые, возможно, являются более коварными и до сих пор не привлекли внимания социальных психологов: возможность того, что представители общественности, включая тех, кто выступает в качестве участников социально-психологических исследований, придут к рассматривать психологию как предприятие, мало похожее или имеющее отношение к повседневной жизни. Если это произойдет, может последовать несколько негативных последствий.

  • Студенты могут с меньшей вероятностью заниматься психологией. Студенты часто интересуются практическими применениями психологии. Область, которая имеет мало отношения к важным, реальным проблемам, может решить, что полевые студенты не для них.
  • Социальным психологам может быть сложнее получить финансирование. Большая часть финансирования исследований поступает из государственных и частных грантов. Психологи уже сталкиваются со многими препятствиями в борьбе за свою долю финансирования исследований, но область, которая должна доказывать свою основную значимость, вряд ли будет процветать.
  • Исследователи других дисциплин могут быть менее заинтересованы в сотрудничестве с социальными психологами. Наука носит совместный характер и становится все более междисциплинарной. В мире, где актуальность социальной психологии широко ставится под сомнение, исследователи, не занимающиеся психологией, могут с меньшей вероятностью включать социально-психологические процедуры, теории и открытия в свою собственную работу.
  • Политики вряд ли будут рассматривать социальную психологию как источник полезной информации. Психологи могут внести большой вклад в решение социальных проблем. Однако область, которая считается неактуальной, вряд ли будет доверена для решения этих или любых других проблем, как это случалось в прошлом.

Таким образом, то, как люди за пределами социальной психологии рассматривают релевантность этой области в реальном мире, имеет далеко идущие последствия. Тем не менее, в настоящее время у нас нет хорошего представления о взглядах неспециалистов на текущие социально-психологические исследования.


Считает ли общественность социальную психологию не имеющей отношения к повседневной жизни?

Именно этот пробел в знаниях я и мой соавтор Анна Рейман надеялись устранить в статье, недавно опубликованной в Journal of Experimental Social Psychology . Чтобы получить точное представление о том, как неспециалисты воспринимают современные исследования в области социальной психологии, мы подготовили простым языком резюме вопросов, процедур и результатов исследования репрезентативной выборки из 114 исследований, опубликованных в трех ведущих журналах по социальной психологии в период с 2018 по 2018 год. 2019.

В августе 2020 года мы представили эти резюме более чем 300 сотрудникам MTurk, набранным с помощью платформы CloudResearch, которая все чаще используется как источник участников исследований в области социальной психологии (Anderson et al., 2019).). Каждый участник был случайным образом распределен в одну из двух групп.

Первая группа участников прочитала пять случайно выбранных резюме, описывающих основных вопросов исследования и результаты пяти из 114 статей (т. е. на какие вопросы исследователи надеялись ответить о человеческой психологии и какие ответы они нашли?). Прочитав резюме, участники ответили на вопросы о том, насколько важным и актуальным они считают это исследование для повседневной жизни.

Вторая группа участников прочитала пять случайно выбранных резюме, описывающих метод и процедуры , использованные в пяти из 114 исследований (т. е. что испытали и сделали участники исследования и какие показатели были собраны исследователями?). Затем эти участники ответили на вопросы о том, насколько реалистичными, по их мнению, были процедуры исследования, как в смысле того, служат ли вещи, которые участников просили сделать, хорошим представлением обычных повседневных социальных ситуаций, так и в отношении того, вероятно ли поведение участников в исследовании. прогнозировать их поведение в реальном мире. Хотя это не единственные параметры, о которых мы могли бы спросить, мы приспособили наши вопросы к опасениям, наиболее выраженным социальными психологами. Кроме того, мы спросили о демографических характеристиках участников (например, о политической ориентации, уровне образования), их предыдущем опыте работы с психологией и их общем отношении к этой области.


Что думают участники?

Интересно, что мы обнаружили, что восприятие неспециалистами современных социально-психологических исследований, похоже, не совпадает с взглядами социальных психологов на их собственную область.

Наши участники, как правило, «отчасти соглашались» (т. е. 5 баллов по 7-балльной шкале, которую мы использовали) в том, что в исследованиях, о которых они читали, использовались реалистичные методы, они были информативны в отношении социального поведения в реальном мире и имели отношение к их повседневной жизни. жизни. Кроме того, эти представления не различались в зависимости от политической ориентации участников, уровня образования, количества предыдущего опыта работы с MTurk (возможно, включая опыт участия в психологических исследованиях) или предыдущего опыта и знакомства с социальной психологией и методами исследования (например, пройдя курсы в колледже по этим предметам).

Вместо этого единственная статистически значимая корреляция, которую мы наблюдали, была с отношением участников к психологии в целом: люди с более позитивным взглядом на эту область также выражали более позитивное отношение к конкретному исследованию, о котором они читали в нашем исследовании. (Стоит отметить, что, поскольку эта переменная была измерена в конце нашего исследования, возможно, что на эти оценки повлияли участники исследования, о которых только что закончили читать. )


О чем говорят нам эти результаты?

Во-первых, неспециалисты — те, кто не имеет формального опыта или обширной подготовки в области психологических исследований — похоже, не разделяют мнение, выраженное в недавних критических анализах, о том, что социальные психологи больше не изучают «важные вещи, которые делают люди» (Baumeister et al., 2007). , стр. 396). Скорее, наши участники склонны выражать несколько положительное мнение о применимости и актуальности современной социальной психологии в их собственной жизни. Хотя этот вывод абсолютно не означает, что проблемы, поднятые социальными психологами, недействительны или не заслуживают беспокойства, он говорит нам о том, что в настоящее время эти проблемы вряд ли окажут негативное влияние на способность этой области привлекать новый интерес, финансирование и таланты.

Во-вторых, эти результаты также повышают вероятность того, что восприятие серьезности проблем, преследующих социально-психологические исследования, частично зависит от того, как эти проблемы определяются и измеряются. Возможно, мы получили бы другие результаты, если бы просто спросили участников, характеризуют ли исследования, о которых они читали, «реальное поведение» — концепцию, которая, несмотря на то, что она была в центре внимания нескольких недавних обзоров (Baumeister et al., 2007; Doliński, 2018), может быть довольно сложно точно определить и ввести в действие (Fiedler, 2018; Garcia-Marques & Ferreira, 2018; Kruglanski et al., 2018). Таким образом, методологическая критика социальной психологии может выиграть от более тщательного рассмотрения вопросов о том, каких именно качеств предположительно не хватает в этой области и почему эти качества важны для начала.

Наконец, было бы интересно посмотреть, как выглядели бы наши результаты, если бы мы провели точно такое же исследование с выборкой экспертов. Возможно, самое большое значение имеет не опыт, а то, как сформулированы соответствующие вопросы о социально-психологической методологии.


Ссылки

Андерсон, К. А. , Аллен, Дж. Дж., Планте, К., Куигли-Макбрайд, А., Ловетт, А., и Роккум, Дж. Н. (2019). МТуркификация социальной и психологии личности. Бюллетень личности и социальной психологии, 45 (6), 842–850. https://doi.org/10.1177%2F0146167218798821

Бовуа, Дж. Л., Курбе, Д., и Оберле, Д. (2012). Предписывающая власть телеведущего. Перенос парадигмы послушания Милгрэма в контекст телевизионного игрового шоу. Европейский обзор прикладной психологии, 62 (3), 111-119. https://doi.org/10.1016/j.erap.2012.02.001

Burger, JM (2009). Копирование Милгрэма: будут ли люди по-прежнему слушаться сегодня? Американский психолог, 64 (1), 1–11. https://doi.org/10.1037/a0010932

Кэмпбелл, Д.С., и Рейман, А.К. (2022). Потеряла ли социальная психология связь с реальностью? Изучение общественного восприятия реализма и последовательности социально-психологических исследований. Journal of Experimental Social Psychology, 98 , 104255. https://doi.org/10.1016/j.jesp. 2021.104255

Cialdini, RB (2009). Мы должны расстаться. Перспективы психологической науки, 4 903:00 (1), 5–6. https://doi.org/10.1111%2Fj.1745-6924.2009.01091.x

Долински Д., Гржиб Т., Фольварчны М., Гжибала П., Кшишиха К., Мартыновска К. и Трояновски, Дж. (2017). Вы бы ударили током в 2015 году? Послушание в экспериментальной парадигме, разработанной Стэнли Милгрэмом через 50 лет после первых исследований. Социальная психология и наука о личности, 8 (8), 927-933. https://doi.org/10.1177%2F1948550617693060

Ellsworth, PC (2010). Взлет и падение высокоэффективного эксперимента. В MH Gonzales, C. Tavris, & J. Aronson (Eds.), Ученый и гуманист: festschrift в честь Эллиота Аронсона (стр. 79–106). Психология Пресс.

Гинер-Соролья, Р. (2019). От кризиса доказательств к «кризису» релевантности? Основанные на стимулах ответы на неизменную актуальность социальной психологии. Европейский обзор социальной психологии, 30 (1), 1–38. https://doi.