Социальная адаптация условия: Условия и диагностика социальной адаптации

Содержание

Что такое социальная адаптация, какие уровни и этапы адаптации бывают?

У каждого из нас в процессе эволюции выработался механизм привыкания и приспособления. Люди живут в разных уголках планеты, с разным климатом, в разных условиях. При этом комфортно себя чувствовать человек будет только тогда, когда его эмоциональный и психологический фон будет спокоен.

Человек — существо социальное, поэтому, попадая в различные группы, общества и условия, он начинает приспосабливаться и взаимодействовать с новым окружением. Это называется «адаптация в обществе».

Из этой статьи вы узнаете, что такое социально-психологическая адаптация, какие существуют признаки адаптации в социуме и как понять, что человек социально не адаптирован.

Что такое социальная адаптация

Слово «адаптация» в переводе с латинского «adaptatio» значит «приспособление», «приноровление».

Понятие адаптации изначально использовалось в биологии и означало способность человеческого организма реагировать и изменяться под воздействием окружающей среды.

Что касается социологии, то термину «адаптация» дали такое определение — это процесс приспособления одного индивида или целой группы к различным социальным группам, средам, способность человека отвечать ее требованиям и условиям.

Кратко процесс приспособления можно расписать в виде схемы: конфликт — тревога — защитная реакция и приспособление.

Соц адаптация происходит за счет изменения поведения, обучения, «прокачки» навыков, смены установок, потребления информации, принятия тех или иных решений, анализа результатов.

Виды и уровни социальной адаптации

В психологии показателем успешной адаптации является включение личности в основные процессы какой-либо социальной среды и успешное освоение принятых правил и норм. Социальной средой может выступать семья, рабочий коллектив, группа учащихся и т.д.

Специалисты разделяют социальное приспособление на несколько видов, в зависимости от целей, особенностей новой среды и других факторов:

  • психологическая — приспособление человека в обществе путем выстраивания психологических связей и стимулов для освоения различных психологических и социальных ролей
  • профессиональная — освоение, привыкание, принятие правил, норм, традиций в новой профессии и трудовом коллективе. А также приспособление к новым условиям труда
  • педагогическая — процесс получения индивидом образования, освоения навыков и воспитание. В качестве примера социальной и педагогической адаптации можно привести нахождение ребенка в детском саду (освоение необходимых навыков и развитие коммуникации для поступления в школу), обучение в школе, колледже, институте и т.д.
  • экономическая — люди приспосабливаются к новым для них нормам социально-экономического характера.

В психологии выделяют несколько уровней адаптации, в зависимости т того, насколько сильно в человеке проявлена способность к адаптивности (приспособлению):

Уровни приспособления

Сущность и характеристика

Низкий уровень

Этот уровень характеризует низкая адаптированность индивида. По-другому, этот уровень называют «дезадаптация». Социально неадаптированный человек не может приспособиться к новым ролям и изменяемым условиям, он склонен к депрессиям, психоэмоциональным расстройствам, паническим атакам и фобиям.

Средний уровень

Этому типу характерна нормальная адаптация индивида, но при этом, если уровень приспособления для той или иной серы недостаточное, то человек не будет испытывать дискомфорта и психологических проблем.

Высокий (нормальный) уровень

Человек адаптирован по всем направлениям, у него стабильный психоэмоциональный фон.

Избыточный

Уровень приспособления настолько велик, что человек испытывает дискомфорт, стресс и становится подвержен психоэмоциональным расстройствам.

Уровень социальной адаптации означает способность человека «вживаться» в непривычную для себя роль и осваивать механизмы социальной адаптации с минимальными негативными последствиями для собственного здоровья.

Пример
Ольга устроилась на новую работу в международную компанию, переход на новую должность в новый офис совпал со временем выхода из декретного отпуска. Несколько месяцев Ольга не могла привыкнуть к новому распорядку дня, испытывала страх перед поездкой на работу, сомневалась в себе, что не справится с новыми обязанностями, тревожилась по каждому даже самому простому вопросу. Понимая, что этот дисбаланс мешает ей работать и жить нормальной жизнью, Ольга обратилась к психологу. Специалист сразу сказал, что у Ольги проблемы с адаптацией. На консультации он определил неблагоприятные факторы, дал советы, как восстановить эмоциональный баланс и убрать проблемы с привыканием к новой работе.

Симптомы дезадаптации

Симптомы дезадаптации проявляются у каждого человека по разному, они могут затрагивать как физиологическую или психологическую сферу. Вот наиболее часто встречающиеся симптомы:

  • быстрая утомляемость, повышенная раздражительность
  • нарушение пищевых привычек и расстройство сна
  • повышенная возбудимость, чрезмерное эмоциональное реагирование на любой раздражитель
  • повышенная тревожность, частая перемена настроения
  • тошнота, головокружение
  • мышечные спазмы, резкое изменение давления, пульса, затрудненное дыхание
  • снижение концентрации, продуктивности, внимательности
  • безразличие к работе, коллективу, окружающим, игнорирование окружающих

Тяжелая форма дезадаптации может сопровождаться депрессивным настроением, суицидальными мыслями, самоповреждающим поведением.

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы обнаружили у себя хотя бы один симптом дезадаптации. Наши психологи по телефону расскажут вам о специальных программах по работе с нервно-психическими расстройствами, помогут вам справиться с дезадаптацией и вернуть уверенность в собственных силах.

Этапы социальной адаптации детей и подростков

Процесс социального приспособления начинается еще в младенчестве и активно продолжается до подросткового возраста.

Специалисты разделяют особенности социальной адаптации с новой средой по следующим возрастам:

  • первый год жизни ребенка — младенец полностью зависит от родителей и взаимодействует только с ними
  • от 1 года до 3 лет — ребенок начинает взаимодействовать с другими членами семьи, бессознательное копирование поведения родителей
  • от 3 до 6 лет — приспособление к другим детям в детском саду, сознательное копирование поведения родителей и других членов семьи
  • от 6 до 10 лет — привыкание к школе и во время учебы в школе, взаимодействие с одноклассниками, активное изучение новых ролей
  • от 10 до 15 лет — период полового созревания, активное взаимодействие с окружающими, эмоциональный всплеск, активное проявление чувств и изучение своих желаний и потребностей, попытки самореализации

Важно! Детско-родительские отношения напрямую влияют на процесс адаптации ребенка. На родителях лежит важнейшая задача по передаче ребенку навыков взаимодействия с окружающими — ошибки в воспитании могут привести негативным последствиям.

Основные стадии адаптации

Любой человек в процессе приспособления проходит через 4 стадии:

  1. Стадия когнитивного диссонанса — когда личность не осознает и не принимает новые нормы и правила поведения. Происходит знакомство с новой средой и новыми ролями.
  2. Индивид признает существование новой среды
  3. Индивид начинает процесс приспособления — соблюдает правила, ценности, установки
  4. Этап полной адаптации индивида к новой среде — изменяется поведение, ощущение, происходит взаимное принятие друг друга (индивида и среды).

Запишитесь на онлайн-консультацию, если у вас или у вашего ребенка возникли проблемы с адаптацией. Наши психологи проведут индивидуальную беседу с вами или с вашим чадом и помогут безболезненно пройти все этапы социальной адаптации.

Частые вопросы

Что такое социально-психологическая адаптация ?

+

Это процесс приспособления человека или группы людей к новым условиям жизни, к новым общественным связям, обучение взаимодействию с окружающими и принятие новых правил.

Какие функции влияют на социальное привыкание?

+

Процесс приспособления зависит от личностных качеств человека его темперамента, активности, жизненной позиции, зрелости психической системы, способности к обучению, жизненных целей, установок и ориентиров.

Причины дезадаптации?

+

Чтобы дать точный ответ на этот вопрос, нужно знать, какие стрессовые факторы «запустили» процесс дезадаптации. Специалисты выделяют следующие негативные моменты: насилие, сильный стресс, расстройства нервной системы (как врожденные, так и приобретенные), психосоматические проблемы и др.

Как помочь ребенку адаптироваться к социуму?

+

Лучше всего это делать через личный пример — знакомьтесь с новыми людьми, налаживайте новые контакты, учите самостоятельности, не критикуйте и позволяйте ребенку самому анализировать негативные моменты и ситуации.

Заключение эксперта

За всю свою жизнь человек много раз меняет свои социальные роли. Начиная с самого детства он вступает в тесную взаимосвязь с родителями, членами семьи, окружающими. Если на каком-то этапе возникают проблемы с приспособлением к новым правилам иной социальной группы, то индивид испытывает стресс, становится нервным, вспыльчивым, агрессивным или, наоборот, старается избегать любых контактов и закрывается эмоционально.  
Главная функция социальной адаптации — формирование человека, как личности, налаживание социального взаимодействия, комфортное приспособление индивида к меняющимся условиям.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 234

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

Что такое социальная адаптация, какие уровни и этапы адаптации бывают?

У каждого из нас в процессе эволюции выработался механизм привыкания и приспособления. Люди живут в разных уголках планеты, с разным климатом, в разных условиях. При этом комфортно себя чувствовать человек будет только тогда, когда его эмоциональный и психологический фон будет спокоен.

Человек — существо социальное, поэтому, попадая в различные группы, общества и условия, он начинает приспосабливаться и взаимодействовать с новым окружением. Это называется «адаптация в обществе».

Из этой статьи вы узнаете, что такое социально-психологическая адаптация, какие существуют признаки адаптации в социуме и как понять, что человек социально не адаптирован.

Что такое социальная адаптация

Слово «адаптация» в переводе с латинского «adaptatio» значит «приспособление», «приноровление».

Понятие адаптации изначально использовалось в биологии и означало способность человеческого организма реагировать и изменяться под воздействием окружающей среды.

Что касается социологии, то термину «адаптация» дали такое определение — это процесс приспособления одного индивида или целой группы к различным социальным группам, средам, способность человека отвечать ее требованиям и условиям.

Кратко процесс приспособления можно расписать в виде схемы: конфликт — тревога — защитная реакция и приспособление.

Соц адаптация происходит за счет изменения поведения, обучения, «прокачки» навыков, смены установок, потребления информации, принятия тех или иных решений, анализа результатов.

Виды и уровни социальной адаптации

В психологии показателем успешной адаптации является включение личности в основные процессы какой-либо социальной среды и успешное освоение принятых правил и норм. Социальной средой может выступать семья, рабочий коллектив, группа учащихся и т.д.

Специалисты разделяют социальное приспособление на несколько видов, в зависимости от целей, особенностей новой среды и других факторов:

  • психологическая — приспособление человека в обществе путем выстраивания психологических связей и стимулов для освоения различных психологических и социальных ролей
  • профессиональная — освоение, привыкание, принятие правил, норм, традиций в новой профессии и трудовом коллективе. А также приспособление к новым условиям труда
  • педагогическая — процесс получения индивидом образования, освоения навыков и воспитание. В качестве примера социальной и педагогической адаптации можно привести нахождение ребенка в детском саду (освоение необходимых навыков и развитие коммуникации для поступления в школу), обучение в школе, колледже, институте и т. д.
  • экономическая — люди приспосабливаются к новым для них нормам социально-экономического характера.

В психологии выделяют несколько уровней адаптации, в зависимости т того, насколько сильно в человеке проявлена способность к адаптивности (приспособлению):

Уровни приспособления

Сущность и характеристика

Низкий уровень

Этот уровень характеризует низкая адаптированность индивида. По-другому, этот уровень называют «дезадаптация». Социально неадаптированный человек не может приспособиться к новым ролям и изменяемым условиям, он склонен к депрессиям, психоэмоциональным расстройствам, паническим атакам и фобиям.

Средний уровень

Этому типу характерна нормальная адаптация индивида, но при этом, если уровень приспособления для той или иной серы недостаточное, то человек не будет испытывать дискомфорта и психологических проблем.

Высокий (нормальный) уровень

Человек адаптирован по всем направлениям, у него стабильный психоэмоциональный фон.

Избыточный

Уровень приспособления настолько велик, что человек испытывает дискомфорт, стресс и становится подвержен психоэмоциональным расстройствам.

Уровень социальной адаптации означает способность человека «вживаться» в непривычную для себя роль и осваивать механизмы социальной адаптации с минимальными негативными последствиями для собственного здоровья.

Пример
Ольга устроилась на новую работу в международную компанию, переход на новую должность в новый офис совпал со временем выхода из декретного отпуска. Несколько месяцев Ольга не могла привыкнуть к новому распорядку дня, испытывала страх перед поездкой на работу, сомневалась в себе, что не справится с новыми обязанностями, тревожилась по каждому даже самому простому вопросу. Понимая, что этот дисбаланс мешает ей работать и жить нормальной жизнью, Ольга обратилась к психологу. Специалист сразу сказал, что у Ольги проблемы с адаптацией. На консультации он определил неблагоприятные факторы, дал советы, как восстановить эмоциональный баланс и убрать проблемы с привыканием к новой работе.

Симптомы дезадаптации

Симптомы дезадаптации проявляются у каждого человека по разному, они могут затрагивать как физиологическую или психологическую сферу. Вот наиболее часто встречающиеся симптомы:

  • быстрая утомляемость, повышенная раздражительность
  • нарушение пищевых привычек и расстройство сна
  • повышенная возбудимость, чрезмерное эмоциональное реагирование на любой раздражитель
  • повышенная тревожность, частая перемена настроения
  • тошнота, головокружение
  • мышечные спазмы, резкое изменение давления, пульса, затрудненное дыхание
  • снижение концентрации, продуктивности, внимательности
  • безразличие к работе, коллективу, окружающим, игнорирование окружающих

Тяжелая форма дезадаптации может сопровождаться депрессивным настроением, суицидальными мыслями, самоповреждающим поведением.

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы обнаружили у себя хотя бы один симптом дезадаптации. Наши психологи по телефону расскажут вам о специальных программах по работе с нервно-психическими расстройствами, помогут вам справиться с дезадаптацией и вернуть уверенность в собственных силах.

Этапы социальной адаптации детей и подростков

Процесс социального приспособления начинается еще в младенчестве и активно продолжается до подросткового возраста.

Специалисты разделяют особенности социальной адаптации с новой средой по следующим возрастам:

  • первый год жизни ребенка — младенец полностью зависит от родителей и взаимодействует только с ними
  • от 1 года до 3 лет — ребенок начинает взаимодействовать с другими членами семьи, бессознательное копирование поведения родителей
  • от 3 до 6 лет — приспособление к другим детям в детском саду, сознательное копирование поведения родителей и других членов семьи
  • от 6 до 10 лет — привыкание к школе и во время учебы в школе, взаимодействие с одноклассниками, активное изучение новых ролей
  • от 10 до 15 лет — период полового созревания, активное взаимодействие с окружающими, эмоциональный всплеск, активное проявление чувств и изучение своих желаний и потребностей, попытки самореализации

Важно! Детско-родительские отношения напрямую влияют на процесс адаптации ребенка. На родителях лежит важнейшая задача по передаче ребенку навыков взаимодействия с окружающими — ошибки в воспитании могут привести негативным последствиям.

Основные стадии адаптации

Любой человек в процессе приспособления проходит через 4 стадии:

  1. Стадия когнитивного диссонанса — когда личность не осознает и не принимает новые нормы и правила поведения. Происходит знакомство с новой средой и новыми ролями.
  2. Индивид признает существование новой среды
  3. Индивид начинает процесс приспособления — соблюдает правила, ценности, установки
  4. Этап полной адаптации индивида к новой среде — изменяется поведение, ощущение, происходит взаимное принятие друг друга (индивида и среды).

Запишитесь на онлайн-консультацию, если у вас или у вашего ребенка возникли проблемы с адаптацией. Наши психологи проведут индивидуальную беседу с вами или с вашим чадом и помогут безболезненно пройти все этапы социальной адаптации.

Частые вопросы

Что такое социально-психологическая адаптация ?

+

Это процесс приспособления человека или группы людей к новым условиям жизни, к новым общественным связям, обучение взаимодействию с окружающими и принятие новых правил.

Какие функции влияют на социальное привыкание?

+

Процесс приспособления зависит от личностных качеств человека его темперамента, активности, жизненной позиции, зрелости психической системы, способности к обучению, жизненных целей, установок и ориентиров.

Причины дезадаптации?

+

Чтобы дать точный ответ на этот вопрос, нужно знать, какие стрессовые факторы «запустили» процесс дезадаптации. Специалисты выделяют следующие негативные моменты: насилие, сильный стресс, расстройства нервной системы (как врожденные, так и приобретенные), психосоматические проблемы и др.

Как помочь ребенку адаптироваться к социуму?

+

Лучше всего это делать через личный пример — знакомьтесь с новыми людьми, налаживайте новые контакты, учите самостоятельности, не критикуйте и позволяйте ребенку самому анализировать негативные моменты и ситуации.

Заключение эксперта

За всю свою жизнь человек много раз меняет свои социальные роли. Начиная с самого детства он вступает в тесную взаимосвязь с родителями, членами семьи, окружающими. Если на каком-то этапе возникают проблемы с приспособлением к новым правилам иной социальной группы, то индивид испытывает стресс, становится нервным, вспыльчивым, агрессивным или, наоборот, старается избегать любых контактов и закрывается эмоционально.  
Главная функция социальной адаптации — формирование человека, как личности, налаживание социального взаимодействия, комфортное приспособление индивида к меняющимся условиям.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 234

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

Что такое социальная адаптация, какие уровни и этапы адаптации бывают?

У каждого из нас в процессе эволюции выработался механизм привыкания и приспособления. Люди живут в разных уголках планеты, с разным климатом, в разных условиях. При этом комфортно себя чувствовать человек будет только тогда, когда его эмоциональный и психологический фон будет спокоен.

Человек — существо социальное, поэтому, попадая в различные группы, общества и условия, он начинает приспосабливаться и взаимодействовать с новым окружением. Это называется «адаптация в обществе».

Из этой статьи вы узнаете, что такое социально-психологическая адаптация, какие существуют признаки адаптации в социуме и как понять, что человек социально не адаптирован.

Что такое социальная адаптация

Слово «адаптация» в переводе с латинского «adaptatio» значит «приспособление», «приноровление».

Понятие адаптации изначально использовалось в биологии и означало способность человеческого организма реагировать и изменяться под воздействием окружающей среды.

Что касается социологии, то термину «адаптация» дали такое определение — это процесс приспособления одного индивида или целой группы к различным социальным группам, средам, способность человека отвечать ее требованиям и условиям.

Кратко процесс приспособления можно расписать в виде схемы: конфликт — тревога — защитная реакция и приспособление.

Соц адаптация происходит за счет изменения поведения, обучения, «прокачки» навыков, смены установок, потребления информации, принятия тех или иных решений, анализа результатов.

Виды и уровни социальной адаптации

В психологии показателем успешной адаптации является включение личности в основные процессы какой-либо социальной среды и успешное освоение принятых правил и норм. Социальной средой может выступать семья, рабочий коллектив, группа учащихся и т.д.

Специалисты разделяют социальное приспособление на несколько видов, в зависимости от целей, особенностей новой среды и других факторов:

  • психологическая — приспособление человека в обществе путем выстраивания психологических связей и стимулов для освоения различных психологических и социальных ролей
  • профессиональная — освоение, привыкание, принятие правил, норм, традиций в новой профессии и трудовом коллективе. А также приспособление к новым условиям труда
  • педагогическая — процесс получения индивидом образования, освоения навыков и воспитание. В качестве примера социальной и педагогической адаптации можно привести нахождение ребенка в детском саду (освоение необходимых навыков и развитие коммуникации для поступления в школу), обучение в школе, колледже, институте и т. д.
  • экономическая — люди приспосабливаются к новым для них нормам социально-экономического характера.

В психологии выделяют несколько уровней адаптации, в зависимости т того, насколько сильно в человеке проявлена способность к адаптивности (приспособлению):

Уровни приспособления

Сущность и характеристика

Низкий уровень

Этот уровень характеризует низкая адаптированность индивида. По-другому, этот уровень называют «дезадаптация». Социально неадаптированный человек не может приспособиться к новым ролям и изменяемым условиям, он склонен к депрессиям, психоэмоциональным расстройствам, паническим атакам и фобиям.

Средний уровень

Этому типу характерна нормальная адаптация индивида, но при этом, если уровень приспособления для той или иной серы недостаточное, то человек не будет испытывать дискомфорта и психологических проблем.

Высокий (нормальный) уровень

Человек адаптирован по всем направлениям, у него стабильный психоэмоциональный фон.

Избыточный

Уровень приспособления настолько велик, что человек испытывает дискомфорт, стресс и становится подвержен психоэмоциональным расстройствам.

Уровень социальной адаптации означает способность человека «вживаться» в непривычную для себя роль и осваивать механизмы социальной адаптации с минимальными негативными последствиями для собственного здоровья.

Пример
Ольга устроилась на новую работу в международную компанию, переход на новую должность в новый офис совпал со временем выхода из декретного отпуска. Несколько месяцев Ольга не могла привыкнуть к новому распорядку дня, испытывала страх перед поездкой на работу, сомневалась в себе, что не справится с новыми обязанностями, тревожилась по каждому даже самому простому вопросу. Понимая, что этот дисбаланс мешает ей работать и жить нормальной жизнью, Ольга обратилась к психологу. Специалист сразу сказал, что у Ольги проблемы с адаптацией. На консультации он определил неблагоприятные факторы, дал советы, как восстановить эмоциональный баланс и убрать проблемы с привыканием к новой работе.

Симптомы дезадаптации

Симптомы дезадаптации проявляются у каждого человека по разному, они могут затрагивать как физиологическую или психологическую сферу. Вот наиболее часто встречающиеся симптомы:

  • быстрая утомляемость, повышенная раздражительность
  • нарушение пищевых привычек и расстройство сна
  • повышенная возбудимость, чрезмерное эмоциональное реагирование на любой раздражитель
  • повышенная тревожность, частая перемена настроения
  • тошнота, головокружение
  • мышечные спазмы, резкое изменение давления, пульса, затрудненное дыхание
  • снижение концентрации, продуктивности, внимательности
  • безразличие к работе, коллективу, окружающим, игнорирование окружающих

Тяжелая форма дезадаптации может сопровождаться депрессивным настроением, суицидальными мыслями, самоповреждающим поведением.

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы обнаружили у себя хотя бы один симптом дезадаптации. Наши психологи по телефону расскажут вам о специальных программах по работе с нервно-психическими расстройствами, помогут вам справиться с дезадаптацией и вернуть уверенность в собственных силах.

Этапы социальной адаптации детей и подростков

Процесс социального приспособления начинается еще в младенчестве и активно продолжается до подросткового возраста.

Специалисты разделяют особенности социальной адаптации с новой средой по следующим возрастам:

  • первый год жизни ребенка — младенец полностью зависит от родителей и взаимодействует только с ними
  • от 1 года до 3 лет — ребенок начинает взаимодействовать с другими членами семьи, бессознательное копирование поведения родителей
  • от 3 до 6 лет — приспособление к другим детям в детском саду, сознательное копирование поведения родителей и других членов семьи
  • от 6 до 10 лет — привыкание к школе и во время учебы в школе, взаимодействие с одноклассниками, активное изучение новых ролей
  • от 10 до 15 лет — период полового созревания, активное взаимодействие с окружающими, эмоциональный всплеск, активное проявление чувств и изучение своих желаний и потребностей, попытки самореализации

Важно! Детско-родительские отношения напрямую влияют на процесс адаптации ребенка. На родителях лежит важнейшая задача по передаче ребенку навыков взаимодействия с окружающими — ошибки в воспитании могут привести негативным последствиям.

Основные стадии адаптации

Любой человек в процессе приспособления проходит через 4 стадии:

  1. Стадия когнитивного диссонанса — когда личность не осознает и не принимает новые нормы и правила поведения. Происходит знакомство с новой средой и новыми ролями.
  2. Индивид признает существование новой среды
  3. Индивид начинает процесс приспособления — соблюдает правила, ценности, установки
  4. Этап полной адаптации индивида к новой среде — изменяется поведение, ощущение, происходит взаимное принятие друг друга (индивида и среды).

Запишитесь на онлайн-консультацию, если у вас или у вашего ребенка возникли проблемы с адаптацией. Наши психологи проведут индивидуальную беседу с вами или с вашим чадом и помогут безболезненно пройти все этапы социальной адаптации.

Частые вопросы

Что такое социально-психологическая адаптация ?

+

Это процесс приспособления человека или группы людей к новым условиям жизни, к новым общественным связям, обучение взаимодействию с окружающими и принятие новых правил.

Какие функции влияют на социальное привыкание?

+

Процесс приспособления зависит от личностных качеств человека его темперамента, активности, жизненной позиции, зрелости психической системы, способности к обучению, жизненных целей, установок и ориентиров.

Причины дезадаптации?

+

Чтобы дать точный ответ на этот вопрос, нужно знать, какие стрессовые факторы «запустили» процесс дезадаптации. Специалисты выделяют следующие негативные моменты: насилие, сильный стресс, расстройства нервной системы (как врожденные, так и приобретенные), психосоматические проблемы и др.

Как помочь ребенку адаптироваться к социуму?

+

Лучше всего это делать через личный пример — знакомьтесь с новыми людьми, налаживайте новые контакты, учите самостоятельности, не критикуйте и позволяйте ребенку самому анализировать негативные моменты и ситуации.

Заключение эксперта

За всю свою жизнь человек много раз меняет свои социальные роли. Начиная с самого детства он вступает в тесную взаимосвязь с родителями, членами семьи, окружающими. Если на каком-то этапе возникают проблемы с приспособлением к новым правилам иной социальной группы, то индивид испытывает стресс, становится нервным, вспыльчивым, агрессивным или, наоборот, старается избегать любых контактов и закрывается эмоционально.  
Главная функция социальной адаптации — формирование человека, как личности, налаживание социального взаимодействия, комфортное приспособление индивида к меняющимся условиям.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 234

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

Выполнение экологических, социальных и гендерных требований Адаптационного фонда – экспертное мнение

Выполнение экологических, социальных и гендерных требований Адаптационного фонда – мнение экспертов

 

Первоначально эта статья была опубликована на веб-сайте CFR 18 февраля 2019 г. – и как ДФ может помочь организациям-исполнителям выполнить требования. Интервью Майри Дупар, CDKN.

MD: Совет Адаптационного фонда утвердил новую Экологическую и социальную политику в 2013 году и Гендерную политику в 2016 году. В эти относительно первые дни применения политики, не могли бы вы дать нам обзор того, что требуется?

PM: Экологические, социальные и гендерные требования AF состоят из Экологической и социальной политики, состоящей из 15 принципов, гендерной политики и плана действий. Эти требования оцениваются и управляются с помощью Системы экологического и социального управления (ESMS).

Эта система на самом деле не более чем наличие средств (потенциал, персонал, бюджет) для выявления рисков и воздействий посредством процесса оценки; и реализовать меры с помощью Плана управления окружающей и социальной средой (ESMP) для управления и снижения рисков и воздействий измеримым образом посредством постоянного мониторинга. Этот процесс также включает проведение текущих консультаций с затронутыми сообществами.

Начнем с принципов: 15 экологических и социальных принципов были разработаны на основе 15 проблем с наивысшим риском, с которыми мы сталкиваемся при разработке и реализации проектов по адаптации к изменению климата. Вкратце, они:

  1. Соблюдение закона; 2. Доступ и справедливость; 3. Маргинализированные и уязвимые люди; 4. Права человека; 5. Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин; 6. Основные трудовые права Международной организации труда; 7. Коренные народы; 8. Вынужденное переселение; 9. Охрана естественной среды обитания; 10. Сохранение биоразнообразия; 11. Изменение климата; 12. Предотвращение загрязнения и эффективное использование ресурсов; 13. Здравоохранение; 14. Физическое и культурное наследие; и 15. Охрана земель и почв.

На нашем веб-сайте опубликованы все подробные инструкции по выявлению этих рисков и последующему внедрению мер по снижению рисков — как в процессе аккредитации, так и в процессе разработки проекта. Между прочим, крайне маловероятно, что один проект столкнется с каждой из 15 проблем риска, но, скорее всего, будет применима лишь небольшая их часть. Но позвольте мне дать вам представление о том, как это работает.

Основываясь на типах и уровне риска и/или воздействия, выявленных в процессе оценки, используя в качестве руководства 15 аспектов риска, подающая заявку организация должна определить, является ли уровень рисков проекта или программы по адаптации к изменению климата:

  • Категория А – могут иметь значительные неблагоприятные экологические или социальные последствия, например, разнообразные, широко распространенные или необратимые;
  • Категория B – потенциальные неблагоприятные воздействия, которые являются менее неблагоприятными, чем Категория A, потому что они меньше по количеству, меньше по масштабу, менее распространены, обратимы или легко смягчаются; или
  • Категория С – отсутствие неблагоприятных экологических и социальных последствий.

Организации должны подготовить ESMP, в котором изложено, как они будут активно управлять рисками и воздействиями. Ожидается, что они будут интегрировать ESMP в свою текущую деятельность и при необходимости обновлять его посредством постоянного мониторинга. Фактически, AF требует от организаций не только подготовить ESMP, но и взять на себя обязательство по его реализации — в качестве условия финансирования. Это не может быть просто бумажным упражнением.

МД: Можете ли вы привести пример того, как организация-исполнитель выявляла экологические и социальные риски и как они учитывались в планах и реализации проектов?

PM: Да, хорошим примером матрицы рисков и плана действий поделились наши коста-риканские коллеги Fundecooperación para el Desarrollo Sostenible на недавнем вебинаре. Они обнаружили, что самые большие риски для их проекта связаны с соблюдением последних трудовых и водных законов страны. В частности, когда они подавали заявку на финансирование, в Коста-Рике была новая политика в отношении труда. Новая трудовая политика наряду с существующими законами об управлении водными ресурсами может привести к путанице в отношении того, кто имеет права и доступ к водным ресурсам  .

Некоторые из смягчающих мер, предпринятых Fundecooperación, включали: проведение семинаров с организациями-исполнителями о новой Национальной трудовой политике с привлечением специалистов по данной теме; проводить семинары по правам человека; и работать с различными учреждениями, связанными с управлением водными ресурсами, для разъяснения различных законов и того, как запрашивать разрешения у различных заинтересованных сторон. Вы можете узнать больше о текущем проекте Fundecooperación в статье «История адаптации в Коста-Рике».

MD: Как насчет пола?

PM: Как мы говорим в нашем документе по гендерной политике, AF использует основанный на правах человека подход к гендерному равенству и расширению прав и возможностей женщин: права женщин — это права человека!

И мы четко понимаем, что ищем возможности для проектов и программ адаптации, финансируемых АФ, для продвижения гендерного равенства, то есть для поддержки равного права мужчин и женщин на доступ и получение выгоды от ресурсов Фонда, чтобы повысить их адаптационную способность и снизить их уязвимость к последствиям изменения климата.

Как мы это сделаем? Что ж, отчасти это касается предоставления женщинам и мужчинам равных возможностей для повышения их устойчивости к изменению климата, устранения их дифференцированной уязвимости к изменению климата и повышения их способности адаптироваться к последствиям изменения климата. Мы также признаем, что, учитывая предвзятость или историческое или социальное неблагополучие из-за гендерных ролей или норм, могут потребоваться целенаправленные усилия для обеспечения участия женщин и их голоса в процессе принятия решений.

Мы уделяем большое внимание консультациям с заинтересованными сторонами на этапах подготовки проекта и на протяжении всего жизненного цикла проекта, и важно, чтобы это проводилось с учетом гендерных аспектов и/или с учетом гендерных аспектов. Мы хотим, чтобы грантополучатели применяли гендерную линзу с самого этапа разработки своей деятельности по адаптации.

В нашем руководящем документе по гендерным вопросам есть действительно практические предложения о том, как они могут это сделать – все, начиная от проведения отдельных встреч для мужчин и женщин и консультационных встреч в смешанных группах, учитывая местную культуру, на этапе консультаций, рассматривая, как встречи могут быть запланированы и организованы. для содействия участию женщин и поиска путей партнерства с национальными органами, перед которыми стоит конкретная задача расширения прав и возможностей женщин.

Конечно, гендерная проблематика также должна быть отражена в гендерно-чувствительной системе реализации и мониторинга. Помимо руководства, упомянутого выше, читатели могут просмотреть слайды нашего недавнего вебинара для получения дополнительной информации.

Институт планирования Ямайки недавно поделился своим опытом учета гендерных и других социальных и экологических аспектов в проектной деятельности – вы можете прочитать об этом здесь. Они созвали независимые технические группы для «подпроектов и мероприятий, связанных с серьезными и многогранными социальными и/или экологическими проблемами», и они провели обучение по гендерным вопросам как для внутренней команды проекта, так и для внешних заинтересованных сторон, с которыми они работали.

МД: Мониторинг и отчетность обо всех выявленных рисках может потребовать больших усилий. Насколько подробным должно быть отслеживание?

PM: Ежегодный мониторинг и отчетность перед ЗФ – будь то экологические и социальные риски или конкретно гендерные – будут осуществляться, как подробно описано в ПУОСС, и который также должен включать постоянные содержательные консультации с бенефициарами проекта. .

В случае изменения рисков или выявления новых воздействий, например, после консультаций с общественностью, необходимо обновить План управления окружающей и социальной средой и проинформировать ДФ. Мы также ожидаем, что результаты мониторинга послужат основой для будущих инициатив.

MD: Может ли AF оказать организациям какую-либо помощь в укреплении их способности следовать Экологической и социальной политике и гендерной политике?

Да, AF имеет гранты технической помощи, доступные для помощи в укреплении потенциала Национальных организаций-исполнителей для повышения их институционального потенциала для лучшего соблюдения экологической, социальной и гендерной политики AF.

Эти гранты могут быть использованы для:

  • разработки процедур проверки проектов на предмет экологических, социальных и гендерных рисков; разработать процедуры для создания планов управления рисками;
  • разработать политику публичного раскрытия информации и консультаций, учитывающую гендерные аспекты;
  • создать прозрачные, доступные и справедливые механизмы рассмотрения жалоб; и
  • обучить персонал.

Мы можем предоставить до 25 000 долларов США Национальным организациям-исполнителям для обеспечения готовности в этих областях. Как только НУИ получат грант на обеспечение экологической и социальной готовности, мы также сможем выделить дополнительные 10 000 долларов США на специальные мероприятия по обеспечению готовности к решению гендерных вопросов. Узнайте больше о наших грантах на готовность в слайдах нашего последнего вебинара.

 

Изображение: Танзания, кредит CCAFS.

адаптация | Определение, примеры и факты

светло-серая плодожорка (Biston betularia)

См. все материалы

Связанные темы:
климатическая адаптация педоморфоз промышленный меланизм специализация холодовая адаптация

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Узнайте, как галапагосские вьюрки подверглись адаптивной радиации и помогли Дарвину в его теории эволюции

Посмотреть все видео к этой статье

адаптация , в биологии, процесс, посредством которого вид приспосабливается к окружающей среде; это результат действия естественного отбора на наследственную изменчивость в течение нескольких поколений. Организмы приспосабливаются к окружающей среде самыми разнообразными способами: в своем строении, физиологии и генетике, в своем передвижении или расселении, в своих средствах защиты и нападения, в своем размножении и развитии и в других отношениях.

Слово адаптация не происходит от его нынешнего использования в эволюционной биологии, а скорее восходит к началу 17 века, когда оно указывало на связь между дизайном и функцией или на то, как что-то вписывается в что-то другое. В биологии эта общая идея была принята таким образом, что адаптация имеет три значения. Во-первых, в физиологическом смысле животное или растение могут адаптироваться, приспосабливаясь к окружающей среде, например, изменяя свою температуру или обмен веществ с увеличением высоты. Во-вторых, и чаще всего, слово адаптация относится либо к процессу адаптации, либо к особенностям организмов, которые способствуют репродуктивному успеху по сравнению с другими возможными характеристиками. Здесь процесс адаптации обусловлен генетическими вариациями среди особей, которые адаптируются, то есть добиваются большего успеха, в конкретном окружении. Классическим примером является меланистический (темный) фенотип перцовой моли ( Biston betularia ), численность которой увеличилась в Великобритании после промышленной революции, поскольку темные мотыльки казались загадочными на фоне потемневших от копоти деревьев и избегали нападения птиц. . Процесс адаптации происходит за счет возможного изменения частоты генов по сравнению с преимуществами, предоставляемыми конкретной характеристикой, как, например, в случае окраски крыльев у мотыльков.

Подробнее по этой теме

болезнь человека: адаптация

Адаптация относится к способности клеток приспосабливаться к сильным стрессам и достигать измененных состояний равновесия при сохранении здорового…

Третий и более популярный взгляд на адаптацию касается формы признака, который развился в результате естественного отбора для выполнения определенной функции. Примеры включают длинные шеи жирафов для кормления на верхушках деревьев, обтекаемые тела водных рыб и млекопитающих, легкие кости летающих птиц и млекопитающих и длинные кинжалообразные клыки хищников.

Все биологи согласны с тем, что признаки организмов обычно отражают приспособления. Однако возникло много разногласий по поводу роли истории и ограничений в появлении признаков, а также по поводу наилучшей методологии демонстрации того, что признак действительно является адаптацией. Черта может быть функцией истории, а не адаптации. Так называемый большой палец панды, или радиальная сесамовидная кость, представляет собой кость запястья, которая теперь функционирует как противопоставленный большой палец, позволяя гигантским пандам ловко хватать и манипулировать бамбуковыми стеблями. Предки гигантских панд и всех близкородственных видов, таких как черные медведи, еноты и красные панды, также имеют сесамовидные кости, хотя последние виды не питаются бамбуком и не используют кости для пищевого поведения. Следовательно, эта кость не приспособлена для кормления бамбуком.

Английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин в работе «О происхождении видов путем естественного отбора» (1859 г.) поставил проблему определения того, развился ли тот или иной признак для функции, которую он выполняет в настоящее время:

Швы черепов молодые млекопитающие были выдвинуты как прекрасное приспособление для помощи в родах [рождении], и, без сомнения, они облегчают или могут быть необходимы для этого акта; но так как швы встречаются на черепах молодых птиц и рептилий, которым достаточно выйти из разбитого яйца, мы можем заключить, что эта структура возникла из-за законов роста и использовалась при родах высших животных. .

Таким образом, прежде чем объяснять, что признак является адаптацией, необходимо определить, проявлялся ли он также у предков и, следовательно, мог ли он эволюционировать исторически для функций, отличных от тех, которым он служит сейчас.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Еще одна проблема, связанная с определением признака как адаптации, заключается в том, что признак может быть необходимым следствием или ограничением физики или химии. Одна из наиболее распространенных форм ограничений связана с функцией анатомических особенностей, различающихся по размеру. Например, клыки у плотоядных крупнее, чем у травоядных. Эту разницу в размерах часто объясняют адаптацией к хищничеству. Однако размер клыков также связан с общим размером тела (такое масштабирование известно как аллометрия), как показано на примере крупных хищников, таких как леопарды, у которых клыки больше, чем у мелких хищников, таких как ласки. Таким образом, различия во многих характеристиках животных и растений, таких как размеры детенышей, продолжительность периодов развития (например, беременность, продолжительность жизни) или узоры и размеры листьев деревьев, связаны с ограничениями физического размера.

Адаптивные объяснения в биологии трудно проверить, поскольку они включают в себя множество признаков и требуют различных методологий. Экспериментальные подходы важны для демонстрации того, что любая небольшая изменчивость, как и многие физиологические или поведенческие различия, является адаптацией. Наиболее строгие методы — это те, которые сочетают экспериментальные подходы с информацией из природных условий — например, при демонстрации того, что клювы разных видов галапагосских вьюрков имеют разную форму, потому что они приспособлены питаться семенами разного размера.

Сравнительный метод, использующий сравнения между видами, которые эволюционировали независимо друг от друга, является эффективным средством изучения исторических и физических ограничений. Этот подход включает использование статистических методов для учета различий в размерах (аллометрия) и эволюционных деревьев (филогенез) для отслеживания эволюции признаков среди родословных.

John L. Gittleman

Адаптация Определение и значение | Dictionary.com

  • Основные определения
  • Викторина
  • Родственный контент
  • Примеры
  • Британский
  • Медицинский
  • Научный
  • Культурный

Показывает уровень сложности слова.

[ ad-uhp-tey-shuhn ]

/ ˌæd əpˈteɪ ʃən /

Сохранить это слово!

См. синонимы для: адаптация / адаптации на Thesaurus.com

Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.


сущ.

акт адаптации.

состояние адаптации; корректирование.

нечто, созданное путем адаптации: экранизация пьесы для телевидения.

Биология.

  1. любое изменение в структуре или функции организма или любой из его частей, которое является результатом естественного отбора и благодаря которому организм становится лучше приспособленным для выживания и размножения в окружающей среде.
  2. форма или структура, модифицированная для соответствия изменившейся среде.
  3. Способность вида выживать в определенной экологической нише, особенно благодаря изменениям формы или поведения, вызванным естественным отбором.

Физиология. снижение реакции рецепторных органов чувств, таких как зрение, осязание, температура, обоняние, слух и боль, на изменяющиеся, постоянно действующие условия окружающей среды.

Офтальмология. регулирование зрачком количества света, попадающего в глаз.

Также адаптация [uh-dap-shuhn]. / əˈdæp ʃən /. Социология. медленная, обычно бессознательная модификация индивидуальной и социальной активности в соответствии с культурным окружением.

ВИКТОРИНА

Сыграем ли мы «ДОЛЖЕН» ПРОТИВ. «ДОЛЖЕН» ВЫЗОВ?

Должны ли вы пройти этот тест на «должен» или «должен»? Это должно оказаться быстрым вызовом!

Вопрос 1 из 6

Какая форма обычно используется с другими глаголами для выражения намерения?

Происхождение адаптации

16:00–10; <Средневековая латинская адаптация- (корень адаптатио), эквивалентная латинской адаптат (нас) (причастие прошедшего времени от адаптарэ для адаптации; см. -ate 1 ) + -iōn—ion

ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ адаптации

ad·ap·ta·tion·al, прилагательноеad·ap·ta·tion·al·ly, нареч.counter·ad·ap·ta·tion, существительное·ter·a·dap· tion, существительное

mis·ad·ap·ta·tion, существительноеnon·ad·ap·ta·tion, существительноеnon·ad·ap·ta·tion·al, прилагательноеre·ad·ap·ta·tion, существительное

Соседние слова адаптация

адансоновская классификация, адапазари, адаптация, адаптируемость, адаптируемый, адаптация, адаптер, адаптация, адаптивный, шкала адаптивного поведения, адаптивная гипертрофия

Dictionary. com Unabridged Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2022 г.

Слова, связанные с адаптацией

переделка, трансформация, вариация, корректировка, принятие, переделка, преобразование, модификация, сдвиг, акклиматизация, соглашение, соответствие, соответствие, ознакомление, привыкание, натурализация, переоборудование, переделка, привыкание

Как использовать адаптация в одном предложении

  • Так что это не совсем адаптация книги, которую вы видели в библиотеке, — это пересказ одной из самых известных японских историй.

    7 смелых экранизаций литературной классики|Аллегра Франк|28 августа 2020 г.|Vox

  • Мое поколение должно помочь поколению Z научиться нажимать на рычаги технических, политических, культурных и экономических изменений и опираться на них экзистенциальные инструменты или «глубокая адаптация» в условиях кризиса.

    Поколение Z «травмировано» изменением климата — и они являются ключом к борьбе с этим .

    Отчет из Сакраменто: Uber против Калифорнии|Голос Сан-Диего|14 августа 2020 г.|Голос Сан-Диего

  • Когда Бейонсе выпускает музыку, это событие — даже если это саундтрек к игровой адаптации анимационный фильм.

    В эти выходные: лето с сангрией|Фиона Зублин|7 августа 2020 г.|Ози

  • Он перечислил, как, как он надеялся, школьные округа экспериментируют с открытыми площадками и другими адаптациями, чтобы иметь возможность обслуживать учащихся лично.

    Утренний отчет: мир уголовного правосудия изменился после этой полицейской стрельбы|Голос Сан-Диего|30 июля 2020 г.|Голос Сан-Диего

  • Сезон «Игры престолов» рассказывает свою историю более десяти часов, и только видео адаптация игры может соответствовать этому или превосходить его.

    Интерактивный фанфик по «Игре престолов»: Упс, моему другу проткнули горло|Алек Кубас-Мейер|13 декабря 2014|DAILY BEAST

  • Честно говоря, у Маршалла тоже есть наготове довольно рациональные причины почти за каждое изменение, которое он внес в эту адаптацию.

    Роб Маршалл защищает «В лес»|Кевин Фэллон|9 декабря 2014 г.|DAILY BEAST

  • Эта адаптация Джека Клейтона «Поворот винта» — одна из редких картин, которые отдают должное Генри Джеймсу.

    Самые страшные фильмы Скорсезе всех времен|Мартин Скорсезе|31 октября 2014 г.|DAILY BEAST

  • Позже Тарантино помог финансировать фильм 1996 года «Творог», полнометражную адаптацию короткометражки.

    Секреты «Криминального чтива»: 20 вещей, которые вы не знали о фильме к его 20-летнему юбилею|Марлоу Стерн|19 октября, 2014|DAILY BEAST

  • Я попросил братьев Смит сделать адаптацию, и они сделали адаптацию «Смерти Джима Лони», еще одной книги Джима Уэлча.

    Шерман Алекси о своем новом фильме «Краснокожие» и о том, почему над его работой можно смеяться|Уильям О’Коннор|22 августа 2014 г.|DAILY BEAST

  • Драматическая адаптация в выражении различных характеров, эмоций и мотивов потенциально очень большой.

    Культура выразительного голоса | Джесси Элдридж Саутвик

  • Каждый новый стиль одежды допускает адаптацию к индивидуальным случаям, производя таким образом приятный и модный эффект.

    Книга женского этикета и руководство по вежливости|Флоренс Хартли

  • Человек должен был подвергнуться необычайному напряжению, с которым он мог справиться только путем экстраординарной адаптации.

    Человек и его предок|Чарльз Моррис

  • Электронное устройство, появившееся на самых современных кораблях, Харкнесс знал, как с ним обращаться.

    Поразительные истории, май 1931 г.|Разные

  • М. Геварт рассматривает адаптацию схемы к другим тональностям как результат постепенного процесса расширения.

    The Modes of Ancient Greek Music|David Binning Monro

British Dictionary definitions for adaptation

adaptation

/ (ˌædəpˈteɪʃən, ˌædæp-) /


noun

the act or process of adapting or the state of адаптируется; регулировка

нечто, полученное путем адаптации чего-то другого

нечто, измененное или модифицированное для соответствия новым условиям или потребностям

биология: унаследованная или приобретенная модификация организмов, которая делает их более приспособленными для выживания и размножения в определенной среде

physiol снижение реакции органа чувств на повторный или продолжительный раздражитель

психол (в теории научения) ослабление реакции на раздражитель при повторном предъявлении раздражителя без подкрепления; применяется в основном к врожденным реакциям

социальная перестройка жилища, чтобы сделать его пригодным для проживания инвалидов, например, путем замены ступеней пандусами

Collins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

Медицинские определения для адаптации

Адаптация

[ăd′ăp-tā′shən]

0 900n.

Приобретение организмом изменений, позволяющих ему приспособиться к жизни в новой среде.

Благоприятное изменение функции или строения органа или ткани для соответствия новым физиологическим условиям.

Приспособление зрачка и сетчатки к различной степени освещенности.

Свойство определенных рецепторов, благодаря которому они становятся менее чувствительными или перестают реагировать на повторяющиеся или продолжительные раздражители постоянной интенсивности.

Подгонка, уплотнение или придание контура реставрационному стоматологическому материалу зубу или гипсовой повязке.

Динамический процесс, при котором поведение и физиологические механизмы человека постоянно изменяются, чтобы приспособиться к изменениям условий жизни.

Медицинский словарь Стедмана The American Heritage® Copyright © 2002, 2001, 1995, компания Houghton Mifflin. Опубликовано компанией Houghton Mifflin.

Научные определения адаптации

адаптация

[ ăd’ăp-tā’shən ]


Изменение в структуре, функции или поведении, благодаря которому вид или особь повышают свои шансы на выживание в конкретной среде. Адаптации развиваются в результате естественного отбора, действующего на случайные генетические вариации, способные передаваться от одного поколения к другому. Варианты, которые окажутся выгодными, будут иметь тенденцию к распространению среди населения.

Пристальный взгляд

Газель очень быстрая, а гепард еще быстрее. Эти черты являются адаптационными характеристиками или поведением, которые дают организму преимущество в борьбе за выживание. Дарвиновская теория утверждает, что адаптация является результатом двухэтапного процесса: случайной изменчивости и естественного отбора. Случайная изменчивость возникает из-за незначительных генетических различий. Например, один гепард в группе может быть немного быстрее других и, таким образом, иметь больше шансов поймать газель. Таким образом, более быстрый гепард имеет больше шансов быть сытым и прожить достаточно долго, чтобы произвести потомство. Поскольку детеныши гепарда имеют те же гены, которые сделали этого родителя быстрым, они с большей вероятностью будут быстрыми, чем детеныши более медленных гепардов. Этот процесс повторяется в каждом поколении, и поэтому большая скорость становится общей для гепардов адаптацией. Тот же самый процесс естественного отбора, при котором организмы, лучше всего приспособленные к окружающей среде, имеют тенденцию выживать и передавать свои генетические характеристики во все большем количестве последующим поколениям, в то время как менее приспособленные, как правило, уничтожаются, также благоприятствует самым быстрым газелям. Хотя эволюцию в этом случае можно рассматривать как «гонку вооружений», животные также могут адаптироваться к окружающей среде в процессе, известном как адаптивная радиация, как это сделали так называемые дарвиновы зяблики на Галапагосских островах. На островах один вид вьюрков постепенно породил около 13 различных видов птиц с клювами разной формы, причем каждый вид адаптировался к своим различным пищевым нишам и привычкам питания.