Социальное научение: Социальное научение — Психологос

Содержание

Социальное научение — Психологос

01 октября 2022 г., 21:48

Социальное научение — научение социальной жизни: как жить среди людей (или, в случае поведения животных, как жить среди других животных). Можно сказать, что социальное научение — это механизм социализации.

В хороших семьях и школах нас обучали разумным и полезным вещам, но не у всех было счастливое детство.

Как происходит социальное научение? Разные школы и разные исследователи сильно по-разному представляют этот процесс. (смотри Теории социального научения). Наиболее авторитетными являются:

  • Когнитивно-аффективная теория Уолтера Мишела
  • Теория социального научения Альберта Бандуры (социально-когнитивная теория)
  • Теория социального научения Джулиана Роттера

Теоретические принципы теории социального научения

Основные теоретические принципы теории социального научения следующие:

  1. Подкрепление. Если вскоре после реакции на стимул следует подкрепление, то реакция выучивается (закрепляется), т.
    е. скорее всего повторится, если стимул будет предъявлен позднее. Теория подкрепления позволяет, например, легко объяснить, почему ребенок научается правильно держать бутылочку с молоком: подкреплением служит получение молока. Однако не все виды поведения ребенка объясняются так просто, поэтому были выдвинуты дополнительные принципы.
  2. Вторичное подкрепление. Считается, что еда, например, изначально способна служить подкреплением при научении, т. е. является первичным подкреплением. Механизм вторичного подкрепления объясняет, как первоначально неподкрепленное событие может стать подкрепленным. Так, если стимул постоянно появляется вместе с первичным подкреплением, этот прежде нейтральный стимул сам начинает действовать как подкрепление (вторичное). Когда мать каждый раз улыбается ребенку во время кормления, улыбка становится подкреплением. Иногда ребенок осваивает новый вид поведения только благодаря тому, что мать улыбается ему, когда у него «получается».
  3. Отрицательное подкрепление.
    Один из видов подкрепления сводится к уменьшению какого-то неприятного воздействия. В этой ситуации именно удаление стимула подкрепляет научение. Более того, экспериментально показано, что любой новый стимул может действовать как отрицательное подкрепление, если регулярно связывать его с уже имеющимся отрицательным подкреплением. Механизм научения страху обеспечивает второй способ, посредством которого дети приобретают социальные мотивы. Ребенок может быть не только награжден улыбкой матери в качестве вторичного подкрепления, но и испугаться или встревожиться при любом знаке ее неодобрения. Таким образом, подкрепляется поведение, которое уменьшает это беспокойство.
  4. Подражание. Одно из центральных положений теории социального научения состоит в том, что дети не нуждаются в получении прямого подкрепления. Они учатся, наблюдая за тем, как ведут себя другие люди и какую награду или наказание при этом получают (замещающее подкрепление).
  • Социальное научение

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Когнитивно-аффективная теория Уолтера Мишела

Когнитивно-аффективная теория Мишела предполагает, что поведение человека меняется от ситуации к ситуации, но определенным, предсказуемым способом.

0Подробнее

01 янв. 2002 г.

Научение

Научение — относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики — взаимодействия организма со средой. Благодаря практике могут обучаться как люди, так и животные. Научение — приобретение (и результат) индивидуального опыта, приобретение знаний, умений и навыков, когда это происходит само собой, естественно, без постановки специальной цели научить или научиться. Результат научения — выученное поведение. Научение — одно из основных понятий этологии.

1Подробнее

01 янв. 2010 г.

Социализация

Социализация — пропитывание человека обществом. По механизму, социализация есть процесс усвоения индивидом окружающих его образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков. Механизм социализации изучается в исследованиях по социальному научению. Социализация происходит как стихийно (за счёт инстинкта подражания, а также за счёт восприятия одобрения/неодобрения окружающих), так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда). Некоторые называют это «социальным программированием».

4Подробнее

01 окт. 2022 г.

Теория социального научения Альберта Бандуры

Теория Альберта Бандуры предполагает объяснение способов, которыми люди приобретают разнообразные виды сложного поведения в условиях социального окружения.

1Подробнее

01 окт. 2022 г.

Теория социального научения Джулиана Роттера

Большая часть человеческого поведения приобретается или выучивается. Это происходит в значимой для человека среде, изобилующей социальными взаимодействиями с другими людьми.

1Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • Что завещал Черчилль своей супруге
  • Критика в адрес мужа
  • Гормоны и нейромедиаторы. Чем они отличаются?
  • Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет — Берковиц
  • Снижает ли контроль над применением оружия количество преступлений? — Берковиц

Популярные статьи:

  • Эти глаза напротив…
  • Муж секс не выпрашивает
  • Вопросник Основы семейного договора
  • Спокойное присутствие
  • Экстремалы

Хиты недели:

  • Как влияют на нас гормоны
  • Метафора прошедшего дня
  • На вас обиделись: как реагировать?
  • Не играю Жертву
  • Воспитание детей

Социальное научение

2.06.2012

Научение у людей в большинстве случаев имеет место тогда, когда они находятся с другими людьми. И в большинстве случаев научение следует принципам инструментального и классического обусловливания. Согласно традиционным взглядам на обусловливание, для того чтобы произошло научение, организм должен иметь непосредственный, личный опыт с сочетаниями стимулов или с последствиями реакций (поведения). Теоретики же социального научения утверждают, что также учатся на опыте других, посредством процессов, известных как «викарное обусловливание» и «социальное научения» (или моделирование).

Викарное обусловливание может быть классическим и инструментальном. Посредством викарного классического обусловливания, например, на основе поведения какого-либо человека у нас может возникнуть и закрепиться эмоциональная реакция на определенный стимул. Скажем, ваш друг восхищается каким-то писателем. Его эмоция может действовать как безусловный стимул, который вызывает подобную реакцию у вас (безусловную реакцию). Так как имя писателя сочетается с безусловным стимулом, то оно может стать для вас условным стимулом. И хотя вы сами не читали книг этого писателя, его имя вызывает у вас положительную эмоциональную реакцию (условную реакцию).

Викарное инструментальное обусловливание демонстрируют опыты Albert Bandura. Маленьким детям был показан короткий фильм с участием мужчины и большой надувной куклы. Мужчина бил куклу кулаком по лицу, молотком по голове, пинал ее, бросал в нее различные предметы. Но финалы в этом фильме были различными. Одни дети смотрели фильм с окончанием, в котором агрессивного героя фильма другой мужчина назвал «чемпионом» и угощал сладостями и напитками; другие дети смотрели, как «героя» ругали и называли «плохим человеком», и, наконец, третьи дети смотрели фильм, в котором не было ни награждения, ни наказания героя. После фильма каждому ребенку было позволено одному поиграть с куклой. Было обнаружено, что имитация агрессивной модели поведения была наибольшей у детей, которые наблюдали награждение. Таким образом, подкрепление, которые дети видели в фильме, но непосредственно не переживали, влияло на их поведение.

Опыты с куклой показали, что социальное научение может осуществляться не только посредством прямого обусловливания, но также и посредством викарного (замещающего) обусловливания. Социальное научение — это способность обучаться новому поведению, наблюдая поведение других.

Bandura также показал, что дети научаются и имитируют поведение взрослых, даже если оно не сопровождается награждением. В одном эксперименте детям показали фильм, в котором мужчина или сидел спокойно рядом с куклой, или с неистовством набрасывался на нее. Потом детей оставляли одних в комнате с куклой. Те дети, которые наблюдали агрессивное поведение, были более агрессивны. Более того, они в точности повторяли те формы агрессивного поведения, которые они видели, то есть научения возможно без подкрепления. (Следовательно, закон эффекта Thorndike не является универсальным).

Ключевые слова: Научение

Источник: Александров А.А., Современная психотерапия

Материалы по теме

Теория научения

Проблемы мотивации в психологии научения и активации

Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем…

Научение через моделирование

Сила мотива и эффективность научения

Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем…

Теория социального научения А. Бандуры

Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010.

Подход к научению как процессу

Специфика психофизиологического рассмотрения научения

Подкрепление в научении через наблюдение

Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010.

Теория социального обучения Альберта Бандуры

Теория социального обучения, предложенная Альбертом Бандурой, подчеркивает важность наблюдения, моделирования и имитации поведения, отношений и эмоциональных реакций других.

Теория социального обучения рассматривает, как факторы окружающей среды и когнитивные факторы взаимодействуют, влияя на обучение и поведение человека.

В теории социального научения Альберт Бандура (1977) согласен с бихевиористскими теориями научения классического обусловливания и оперантного обусловливания. Однако он добавляет две важные идеи:

  1. Опосредующие процессы происходят между стимулами и реакциями.
  2. Поведение изучается из окружающей среды в процессе обучения через наблюдение.

Содержание

Обучение через наблюдение

Дети наблюдают за поведением окружающих их людей по-разному. Это показано во время знаменитого эксперимента с куклой Бобо (Бандура, 1961).

Люди, за которыми наблюдают, называются моделями. В обществе дети окружены многими влиятельными моделями, такими как родители в семье, персонажи детского телевидения, друзья в группе сверстников и учителя в школе.

Эти модели дают примеры поведения для наблюдения и имитации, например, мужское и женское, про- и антиобщественное и т. д.

Дети обращают внимание на некоторых из этих людей (моделей) и кодируют их поведение. Позднее они могут имитировать (т. е. копировать) наблюдаемое поведение.

Они могут делать это независимо от того, является ли поведение «уместным с гендерной точки зрения» или нет, но существует ряд процессов, которые повышают вероятность того, что ребенок будет воспроизводить поведение, которое общество считает соответствующим его полу.

Во-первых, ребенок с большей вероятностью будет обращать внимание и подражать тем людям, которых он считает похожими на себя. Следовательно, он с большей вероятностью будет имитировать поведение, смоделированное людьми того же пола.

Во-вторых, окружающие ребенка люди будут реагировать на поведение, которое он имитирует, либо поощрением, либо наказанием. Если ребенок подражает поведению модели и последствия приносят удовлетворение, ребенок, скорее всего, продолжит вести себя так же.

Если родитель видит, как маленькая девочка утешает своего плюшевого мишку, и говорит: «Какая ты добрая девочка», это вознаграждает ребенка и повышает вероятность того, что она повторит такое поведение. Ее поведение было подкреплено (т. е. усилено).

Подкрепление может быть внешним или внутренним, положительным или отрицательным. Если ребенок хочет получить одобрение от родителей или сверстников, это одобрение является внешним подкреплением, но чувство радости от того, что его одобряют, является внутренним подкреплением. Ребенок будет вести себя таким образом, что, по его мнению, заслужит одобрение, потому что он желает одобрения.

Положительное (или отрицательное) поощрение будет малоэффективным, если внешнее поощрение не соответствует потребностям человека. Подкрепление может быть положительным или отрицательным, но важным фактором является то, что оно обычно приводит к изменению поведения человека.

В-третьих, ребенок также будет принимать во внимание то, что происходит с другими людьми, когда решает, копировать чьи-то действия или нет. Человек учится, наблюдая за последствиями поведения другого человека (то есть моделей), например, младшая сестра, наблюдающая, как старшая сестра получает вознаграждение за определенное поведение, с большей вероятностью повторит это поведение сама. Это известно как косвенное подкрепление.

Это относится к привязанности к определенным моделям, обладающим качествами, которые считаются полезными. У детей будет несколько моделей, с которыми они идентифицируют себя. Это могут быть люди из их непосредственного мира, такие как родители или старшие братья и сестры, или они могут быть фантастическими персонажами или людьми из средств массовой информации. Мотивация отождествлять себя с определенной моделью заключается в том, что у них есть качество, которым человек хотел бы обладать.

Идентификация происходит с другим человеком (моделью) и включает принятие (или перенятие) наблюдаемого поведения, ценностей, убеждений и отношений человека, с которым вы себя идентифицируете.

Термин «идентификация», используемый в теории социального научения, подобен термину Фрейда, относящемуся к Эдипову комплексу. Например, они оба включают интернализацию или принятие поведения другого человека.

Однако во время Эдипова комплекса ребенок может идентифицировать себя только с родителем того же пола, тогда как в теории социального обучения человек (ребенок или взрослый) потенциально может идентифицировать себя с любым другим человеком.

Идентификация отличается от имитации тем, что она может включать перенятие нескольких моделей поведения, в то время как имитация обычно включает копирование одного поведения.

Медиационные процессы

SLT часто называют «мостом» между традиционной теорией обучения (т. е. бихевиоризмом) и когнитивным подходом. Это связано с тем, что в нем основное внимание уделяется тому, как ментальные (когнитивные) факторы участвуют в обучении.

В отличие от Скиннера, Бандура (1977) считает, что люди активно обрабатывают информацию и думают о связи между своим поведением и его последствиями.

Обучение через наблюдение не может происходить, если не задействованы когнитивные процессы. Эти психические факторы опосредуют (т. е. вмешиваются) в процесс обучения, чтобы определить, приобретается ли новая реакция.

Следовательно, люди не наблюдают автоматически за поведением модели и не подражают ей. Есть некоторая мысль, предшествующая подражанию, и это соображение называется опосредованным процессом. Это происходит между наблюдением за поведением (стимул) и имитацией его или нет (реакция).

Есть четыре посреднических процесса, предложенных Бандурой:

Внимание

Индивидуум должен обратить внимание на поведение и его последствия и сформировать мысленное представление о поведении. Чтобы поведение можно было имитировать, оно должно привлечь наше внимание. Ежедневно мы наблюдаем за многими видами поведения, и многие из них не заслуживают внимания. Таким образом, внимание чрезвычайно важно для определения того, влияет ли поведение на других людей, чтобы они его имитировали.

Запоминание

Насколько хорошо запоминается поведение. Поведение можно заметить, но оно не всегда запоминается, что, очевидно, препятствует подражанию. Поэтому важно, чтобы сформировалось воспоминание о поведении, которое позже будет выполнено наблюдателем.

Большая часть социального обучения происходит не сразу, поэтому в таких случаях этот процесс особенно важен. Даже если поведение воспроизводится вскоре после того, как его увидели, должна быть память, на которую можно ссылаться.

Репродукция

Это способность выполнять поведение, которое только что продемонстрировала модель. Ежедневно мы видим много поведения, которому хотели бы подражать, но это не всегда возможно. Мы ограничены нашими физическими способностями, и по этой причине, даже если мы хотим воспроизвести поведение, мы не можем этого сделать.

Это влияет на наши решения, пытаться подражать этому или нет. Представьте себе сценарий 90-летней женщины, которая изо всех сил пытается ходить во время просмотра «Танцев на льду». Она может понимать, что этот навык желателен, но не будет пытаться имитировать его, потому что физически не может этого сделать.

Мотивация

Желание выполнять поведение. Награды и наказания, которые следуют за поведением, будут учитываться наблюдателем. Если воспринимаемое вознаграждение перевешивает предполагаемые затраты (если таковые имеются), то поведение с большей вероятностью будет имитироваться наблюдателем.

Если косвенное подкрепление не кажется наблюдателю достаточно важным, то они не будут имитировать поведение.

Критическая оценка

Подход к социальному обучению принимает во внимание мыслительные процессы и признает роль, которую они играют в принятии решения о том, следует ли имитировать поведение или нет.

Таким образом, SLT обеспечивает более полное объяснение человеческого обучения, признавая роль опосредованных процессов.

Например, теория социального обучения может объяснить гораздо более сложные формы социального поведения (например, гендерные роли и моральное поведение), чем модели обучения, основанные на простом подкреплении.

Однако, хотя это может объяснить довольно сложное поведение, оно не может адекватно объяснить, как мы развиваем весь спектр поведения, включая мысли и чувства.

У нас есть когнитивный контроль над своим поведением, и то, что мы сталкивались с насилием, не означает, что мы должны воспроизводить такое поведение.

Именно по этой причине Бандура модифицировал свою теорию и в 1986 году переименовал свою теорию социального научения в теорию социального познания (SCT), чтобы лучше описать то, как мы учимся на своем социальном опыте.

Некоторые критические замечания в отношении теории социального научения возникают из-за их приверженности окружающей среде как главному фактору, влияющему на поведение. Это ограничивает описание поведения исключительно с точки зрения природы или воспитания, и попытки сделать это недооценивают сложность человеческого поведения.

Более вероятно, что поведение обусловлено взаимодействием между природой (биологией) и воспитанием (окружающей средой).

Теория социального обучения не дает полного объяснения любого поведения. Это особенно актуально, когда в жизни человека нет очевидного образца для подражания, которому можно было бы подражать в определенном поведении.

Открытие зеркальных нейронов оказало биологическую поддержку теории социального обучения. Хотя исследования находятся в зачаточном состоянии, недавнее открытие «зеркальных нейронов» у приматов может стать неврологической основой для подражания. Это нейроны, которые возбуждаются, когда животное делает что-то само, и если оно наблюдает за действием, которое совершает другое.

Ссылки

Бандура, А. (1986). Социальные основы мышления и действия: социальная когнитивная теория . Prentice-Hall, Inc.

Бандура, А. (1977). Теория социального обучения . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.

Бандура, А. Росс, Д., и Росс, С.А. (1961). Передача агрессии через подражание агрессивным образцам. Journal of Abnormal and Social Psychology , 63, 575-582

Теория социального обучения | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Основа теории социального обучения проста: люди учатся, наблюдая за другими людьми. Мы можем учиться у кого угодно — учителей, родителей, братьев и сестер, сверстников, коллег, влиятельных лиц YouTube, спортсменов и даже знаменитостей. Мы наблюдаем за их поведением и имитируем это поведение. Короче говоря, мы делаем то, что делают они. Эта теория также известна как социальная когнитивная теория.

Содержимое
  • Как мы наблюдаем и учимся
  • Чему нас научила кукла Бобо
  • Различные теории обучения

Как мы наблюдаем и учимся

Теория социального научения, разработанная психологом Альбертом Бандурой, использует теории классического и оперантного обусловливания. Но в этой теории среда играет большую роль в обучении. Мы моделируем поведение окружающих нас людей, особенно если находим эти модели похожими на себя или хотим им подражать.

Каковы элементы теории социального научения?

Эта теория состоит из разных частей. Во-первых, мы учимся, наблюдая за другими. Во-вторых, наше психическое состояние важно в процессе обучения. В-третьих, обучение не означает изменения поведения.

Что является хорошим примером теории социального научения?

Инфлюенсер YouTube — хороший тому пример. Если вам нравится конкретный влиятельный человек, вы вполне можете захотеть смоделировать свое поведение по ее образцу. Если ей нравится шампунь определенной марки, вы вполне можете подражать ей, купив эту марку.

Каковы процессы наблюдательного обучения?

Обучение через наблюдение требует этих четырех процессов: внимание, запоминание, воспроизведение, мотивация. Вы должны обращать внимание на то, чтобы имитировать поведение, сохранять или запоминать поведение, воспроизводить поведение, быть мотивированным для его воспроизведения.

Чему нас научила кукла Бобо

Бандура разработал то, что стало известно как эксперименты с куклой Бобо. В этих исследованиях дети наблюдали, как взрослые демонстрировали агрессивное или пассивное поведение по отношению к игрушке, кукле Бобо. Увиденное детьми повлияло на то, как они сами впоследствии взаимодействовали с куклой. В частности, дети, которые наблюдали агрессивное поведение, имитировали это поведение и проявляли словесную и физическую агрессию по отношению к кукле. Дети, которые были свидетелями ненасильственного поведения, вели себя менее агрессивно по отношению к кукле. В последние годы некоторые психологи поставили под сомнение первоначальные выводы Бандуры, назвав его эксперименты предвзятыми, плохо спланированными или даже неэтичными.

Что мы узнали из эксперимента с куклой Бобо?

Альберт Бандура пришел к выводу, что дети учатся агрессии, насилию и другим видам социального поведения посредством наблюдения за обучением или наблюдения за поведением других. С другой стороны, можно имитировать доброту и сострадание.

Является ли теория социального научения по-прежнему жизнеспособной и применимой?

Несмотря на критику, более крупная теория Бандуры по-прежнему применяется психологами, стремящимися понять корни поведения и настроения, важность образцов для подражания и получить представление о покупательских решениях потребителей.

Различные теории обучения

Теория обучения рассказывает нам, как мы получаем и обрабатываем информацию и знания. Окружение человека влияет на его обучение. В случае с собакой Павлова, например, физиолог Иван Павлов обнаружил, что звук метронома вызывает выделение слюны во рту собаки. Собака была приучена слышать звук и ассоциировать этот звук с едой, отсюда и слюноотделение. Это называется классическим обусловливанием.

При оперантном обусловливании, предложенном Б. Ф. Скиннером, мы учимся посредством подкрепления или наказания. Например, мы избегаем касаться кастрюли с кипящей водой, потому что обожжем кончики пальцев. Скиннер разработал камеру оперантного кондиционирования, позже известную как ящик Скиннера, для изучения поведения животных. В камере или ящике есть ключ или стержень, который можно нажать, чтобы животное получило вознаграждение, например, еду или воду. Манипуляции с ключом означали еду, что является предпосылкой подкрепления в обучении.

Что является примером классической обусловленности?

Пищевое отравление — хороший пример такой обусловленности. Если ваш первый опыт поедания буррито закончился тошнотой и другими симптомами зараженной пищи, вы, скорее всего, поперхнетесь от запаха подобных блюд в будущем.

Что является примером оперантного обусловливания?

Стимулом к ​​продажам является положительное подкрепление оперантного обусловливания. К примеру, ежеквартальный бонус предлагается торговому агенту, достигшему поставленной цели.