Социальные роли в обществе: Ошибка 403 — доступ запрещён

Социальные роли и многомерность личности

%PDF-1.3 % 1 0 obj > endobj 5 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > stream

  • Социальные роли и многомерность личности
  • Сайкин Е. А. endstream endobj 6 0 obj > endobj 7 0 obj > endobj 8 0 obj > endobj 9 0 obj > endobj 10 0 obj > endobj 11 0 obj > stream HTSMo0Ӵ*B-]u+EB{3dwv{0?~.
    S,\pPٳ.3.mC̾’Z2r/g/h.9pqe-cDm}KNȩ!L ڂhb2Y0|S%=R4}5QAj [P )X UL[ 6t>|{Yb%_9#y)j]k7/$l{`c I \Al!hQlXf,aPSZ[rWTզ’Rct8

    Социальные роли – что это в психологии. Структура и виды

    Весь мир — театр.

    В нем женщины, мужчины — все актеры.

    У них свои есть выходы, уходы,

    И каждый не одну играет роль.

    Эта гениальная мысль У. Шекспира нашла свое подтверждение в теории ролей, разработанной в XX веке представителями интеракционистского направления в психологии. В настоящее время эта теория играет важную роль в социальной психологии, так как во многом объясняет особенности поведения человека в обществе и возникающие у него проблемы.

    СОДЕРЖАНИЕ

    • 1 Теория ролей в психологии
      • 1.1 Роль как функция человека в обществе
      • 1.2 Роль как стереотип поведения
    • 2 Виды ролей
      • 2.1 Социальные роли
      • 2.2 Межличностные роли
    • 3 Роль и статус

    Теория ролей в психологии

    Впервые понятие социальной роли как первичной структурной единицы социума было предложено американскими социологами Дж. Мидом и Р. Линтоном в 30-х годах XX века. Позднее к этой идее неоднократно обращались уже представители социальной психологии, и к концу прошлого века она оформилась в довольно стройную теорию, объясняющую процессы взаимодействия человека и общества.

    Роль как функция человека в обществе

    Львы живут прайдами, волки — стаями, а люди – социальными группами. Это сообщества индивидов, объединенных общей целью и совместной деятельностью, направленной на ее достижение. Любая групповая деятельность требует распределения функций, предполагающих определенный тип поведения, комплекс обязанностей, позицию человека в социуме и т. д.

    Вот эти функции с точки зрения психологии и есть социальные роли, которые играют люди, и социум предъявляет жесткие требования к ролевому поведению, так как от него зависит достижение общей цели. В каждой группе таких ролей много, их содержание определяется задачами общегрупповой деятельности. Так, в школьном коллективе есть роли учеников, учителей, директора, завуча, технички, библиотекаря и т. д. Так как человек обычно входит в различные группы, в которых выполняет разные функции, то и роль играет тоже не одну. Речь идет не только о формальных группах. Такие же роли есть и в семье: муж, жена, сын, дочь, мать, отец и т. д.

    Принимая новую для себя роль, человек должен в первую очередь осознать ее функциональную составляющую, то есть понять, какой вклад он должен вносить в общую деятельность, что ждет от него сообщество. Без этого невозможно освоение роли. И если в официальных группах функции каждого их члена расписаны в соответствующих документах как должностные обязанности, то в семье этого нет. Поэтому неправильное понимание функционального компонента своей роли или нежелание его понимать приводит к неизбежным конфликтам.

    Невыполнение человеком своих ролевых функций не просто вызывает негативную реакцию группы, к человеку могут быть применены социальные санкции: от открытого осуждения до изгнания из социума.

    Роль как стереотип поведения

    Роль имеет сложную структуру и включает в себя следующие компоненты:

    • социальные нормы;
    • обязанности, связанные с выполнением групповых функций;
    • права человека как члена данной группы;
    • стереотипы ролевого поведения.

    Стереотипы поведения обеспечивают эффективность выполнения человеком своих ролевых функций, поэтому им придают в теории ролей большое значение. Они включают в себя наиболее рациональные и общепризнанные приемы и формы деятельности и нормы отношения с другими членами группы. Кроме этого, стереотипы поведения делают роль узнаваемой, помогают человеку быстро ориентироваться в социальной среде. Мы с детства знаем, каких действий следует ожидать от врача, продавца, парикмахера, учителя и т. д. И принимая новую роль, человеку проще освоить именно стереотипы поведения, так как он заранее знает, как нужно себя вести в той или иной ситуации.

    Две стороны социальной роли – функциональную и поведенческую – можно представить так:

    • роль, как функция – предписывает, что нужно делать человеку;
    • роль, как набор стереотипов поведения – как это нужно делать.

    Социальные роли не только стандартизированы, но и безличны. Конечно, каждый человек – уникальная личность, и его индивидуальность накладывает отпечаток на ролевое поведение, но это не должно выходить за рамки стереотипов. Любая социальная роль включает в себя жестко заданную систему обязанностей, и кто бы эту роль ни играл, набор требований не меняется. Так, продавец может предлагать нам товар с шутками и прибаутками, но он должен при этом выполнять свои функции. А если вместо того, чтобы продавать, он будет нас учить, как нужно одеваться или воспитывать детей, то его по меньшей мере не поймут.

    Несколько сложнее обстоит дело со стереотипами ролевого поведения в такой группе, как семья. Стандарты поведения мужа, жены, детей, бабушки, дедушки, отца, матери и т. д. хоть и имеются, но они более расплывчаты, так как основаны на неформальных традициях и обычаях, мировоззренческих принципах и ценностях. На ролевое поведение в семье оказывают влияние и религиозные верования, и эмоциональные отношения. Ребенок усваивает шаблоны такого поведения на примере своей семьи, и в отдельных деталях (а иногда и существенно) они могут отличаться от того, что принято в других семьях.

    Это может вызвать сложности в будущем, когда выросшие дети решат завести свои семьи. Так, юноша, воспитанный в семье, где все обязанности по дому возложены исключительно на женщину, будет от своей избранницы ожидать такого же поведения. И, например, просьба девушки помыть посуду или пропылесосить пол может вызвать у него недоумение и даже обиду.

    Общаясь с людьми, мы неосознанно ожидаем от них определенного ролевого поведения, равно как и они от нас. Эти ожидания, основанные на сформированных в процессе социализации представлениях, в социальной психологии называются экспектациями. Если экспектации не совпадают из-за различий культур, верований или семейного воспитания, то может возникнуть конфликт. Несовпадение взаимных экспектаций – одна из самых распространенных причин распадения молодых семей.

    Виды ролей

    Когда речь заходит о ролевом поведении, то обычно говорят о социальных ролях, по привычке так называя все роли, которые человек играет в обществе. Но на самом деле наряду с собственно социальными есть еще межличностные роли. Эти два вида отличаются по многим характеристикам.

    Социальные роли

    Социальные роли стандартизированы и конвенциальны. Словом «конвенциальный» в психологии обозначают многие социальные явления, которые формируются в процессе взаимодействия людей. «Конвенция» переводится как «соглашение», и конвенциальными могут быть не только роли, но и нормы поведения. Речь, конечно, не идет о прямом соглашении, это только в детской игровой группе ее участники непосредственно договариваются о правилах игры.

    Обычно конвенциальные нормы или роли формируются в течение длительного времени, когда идет отбор стереотипов поведения, наиболее удобных и эффективных в групповой деятельности. Эти стандарты закрепляются и поддерживаются не только общественным мнением и социальным контролем, но и официальными документами или законами.

    Большинство социальных ролей в современном обществе имеют многовековую историю, но постоянно возникают и новые, еще не до конца оформившиеся. Это связано с появлением новых сфер деятельности, а значит, и функций.

    Наряду с просто социальными выделяют еще и социально-демографические роли: муж, жена, отец, мать, сын, дочь, бабушка и т. д. Они в меньшей степени стандартизированы и поддерживаются не только формальными законами, но также обычаями и традициями. Кстати, мужчина и женщина – гендерные роли – тоже относятся к социальным ролям. Их функции и стереотипы поведения в обществе во многом биологически заданы.

    Межличностные роли

    В отличие от безличных социальных, межличностные роли связаны с индивидуальными особенностями человека и его местом в системе межличностных связей. Регулируются эти роли тоже не формальными законами, а эмоциональными отношениями.

    Каждая межличностная роль, по сути, уникальна, но в условиях длительного существования социальных групп происходит процесс их типизации. То есть в общественном сознании формируются некие шаблонные представления о содержании некоторых межличностных ролей. Например, в каждом классе есть «первая красавица», «плохой парень», «шут-остряк», «зубрилка» и т. д. Такие шаблоны близки к понятию «актерское амплуа».

    Несмотря на то, что межличностные роли не четкие, они более устойчивы, чем социальные. Ведь социальные роли связаны с функциями, и достаточно человеку изменить свои функции в группе, как поменяется и его роль. Студент, закончив ВУЗ, может стать преподавателем, а дочь с возрастом выйти замуж и принять еще и роль жены, а потом и матери.

    Поменять межличностную роль не так просто, потому что она связана с индивидуальностью человека. И именно ее надо менять, если вас не устраивает положение в группе. Но и в этом случае у окружающих еще долго будет сохраняться привычный образ вашего амплуа. Так, «первая красавица» к 10-11 классу может вырасти и стать довольно посредственной девушкой, но отношение к ней в классе сохранится. А записной остряк и шут, долго развлекавший одноклассников, со временем может начать тяготиться своей ролью. Он и рад бы ее изменить, но не получается – всерьез его никто не воспринимает.

    Социальные роли, которые играет один индивид, разнообразны, так как человек является членом разных групп. Межличностные роли определяются индивидуальными, личностными качествами, но и они могут быть разными. Так, мужчина, в семье играющий роль тирана-самодура, в компании друзей может быть скромным, робким и даже трусливым «мальчиком на побегушках».

    Роль и статус

    Роль нужно отличать от статуса. Статус – это положение человека в обществе, в иерархии социальных или межличностных отношений. Статус основывается и на функциях, и на личностных особенностях индивида и определяется качеством выполнения человеком социальных функций, его ценностью, значимостью для общества. Хоть статус и связан с ролевым поведением, но он не определяется ролью – люди, выполняющие одинаковые функции, и значит, играющие одинаковые роли в группе, могут иметь совершенно разный социальный статус.

    Если основа социальной роли – функции человека в группе, межличностная роль складывается на основе эмоционально-оценочных отношений, то статус базируется на авторитете, на степени влияния индивида на других людей в группе.

    Когда речь заходит о ролевом поведении, то могут возникнуть ассоциации с лицедейством, неким сознательным притворством, когда человек надевает на себя маску, чтобы обмануть других людей. Такой тип поведения тоже встречается, например, когда находящиеся на грани развода муж и жена при посторонних разыгрывают роли влюбленных супругов.

    Но все же «отыгрывание» ролей в обществе – это не обман, такое поведение определяется законами развития социума, то есть объективно необходимо. И к ролевому поведению человека побуждает не собственная прихоть или корысть, а осознанная необходимость выполнять свои социальные функции и занимать определенное место в системе социальных и межличностных отношений.

    Социальные роли (определение + примеры) в психологии

    Практическая психология

    Поговорим о переключении кода. Возможно, вы сделали это, не зная об этом. Вы можете сделать это после того, как покинете эту комнату или поднимете трубку.

    Переключение кода — это процесс переключения с одного лингвистического кода на другой. Иногда это говорит совершенно на другом языке. Вы можете начать говорить по-испански, чтобы англоговорящие вокруг вас не услышали, что вы над ними смеетесь. Или вы можете изменить свою речь, когда находитесь в зале заседаний, чтобы она звучала более «интеллигентно». Вы можете выскользнуть из этой речи, когда находитесь в более непринужденной ситуации.

    Зачем мы это делаем? Почему мы меняем всю нашу речь только потому, что находимся в другой комнате или среди других людей? Часто мы меняем код или выполняем другие действия, потому что удовлетворяем потребность выполнять определенные социальные роли.

    Что такое социальные роли?

    Как определяются социальные роли?

    Социальные роли влияют на поведение

    Мы не ограничены одной ролью

    Что такое социальные роли?

    Люди — социальные существа. Мы формируем социальные группы, которые преследуют определенные цели. У каждого члена этой социальной группы есть социальная роль.

    Социальные роли — это определенные категории, которые люди определяют для себя, и они сопровождаются неписаными обязанностями, но также и кодексом поведения. Соблюдая этот кодекс поведения, каждый участник может выполнять свою роль и пожинать плоды этого. Действия вне этих ролей часто имеют последствия.

    Почему у нас есть эти неписаные роли?

    Почему конформизм так полезен в обществе? Эволюционная психология может дать ответ. Эксперты предполагают, что когда люди были частью племен, им приходилось вести себя осторожно, чтобы избежать ужасных последствий. Я говорю о серьезных последствиях – быть съеденным хищниками, голодать и т. д. 

    Если бы каждый член группы действовал предсказуемо, другие члены могли бы быть уверены, что на их пищу будут охотиться, давать убежище и защищать более незащищенным членам общества.

    Но если кто-то действовал беспорядочно или не соответствовал своей роли, группе может стать не по себе. Если «собиратель» стал «охотником», группа может быть не уверена в количестве ягод или дичи, которые вернутся к концу дня. Группа может даже решить отказаться от человека, который ведет себя не в соответствии с их социальной ролью, чтобы их группа (и ее поведение) оставалась более предсказуемой.

    Хотя социальные группы не всегда добывают еду друг для друга, тревога все равно возникает, если кто-то действует не по своей роли.

    Как определяются социальные роли?

    Кто определяет, кто охотник, а кто собиратель? Кто определяет, кто распоряжается деньгами в семье? Кто определяет, кто является «кормильцем», а кто «домохозяйкой»? Кто определяет, что в домашней обстановке должен быть один кормилец и одна хранительница домашнего очага?

    Теория социальных ролей 

    Ответ можно найти в этих двух терминах: «кормилица» и «домохозяйка». Это два разных вида труда. Труд по охоте, собирательству и воспитанию детей также показывает, как эти роли развивались с течением времени.

    Психологи Игли и Вуд предположили, что разделение труда определяет не только «роли» мужчин и женщин в обществе, но и стереотипы, относящиеся к каждому полу. Это известно как теория социальных ролей.

    В рамках этих стереотипов находятся черты характера и поведения. Теория социальных ролей предполагает, что стереотипы о скромной, заботливой женщине и сильном, жестком мужчине исходят из этих ролей, изначально данных им в обществе. Как вы скоро узнаете, эти роли и стереотипы приводят к законам и наказаниям за простое поведение, относящееся к «ролям» каждого пола.

    Социальные роли влияют на поведение 

    Социальные роли влияют на поведение вплоть до самого незначительного выбора, например, ношения брюк или юбки. Любой, у кого есть хотя бы одна нога, может физически носить брюки или юбку. Но общество выработало множество писаных и неписаных правил о том, кому можно носить брюки или юбку.

    Законы о маскараде, впервые принятые в 1800-х годах, устанавливают расплывчатые правила для типа одежды, которую люди могут носить на публике. Хотя эти законы не были приняты для определенных полов, социальные сдвиги заставили правоохранительные органы сосредоточить свое внимание на людях, которые «переодеваются». До 19В 60-е мужчины, одетые в платья, могли подвергнуться нападению со стороны полиции или быть брошенными в тюрьму из-за своей одежды. Но это правило не применялось к религиозным лидерам-мужчинам, которые, можно утверждать, формально носили юбки или платья по своей профессии. Это не применялось в Шотландии, где килты считаются традиционной одеждой.

    Роль мужчины в обществе, а также его местонахождение определяют, обязан ли он иметь шов между ног.

    В зависимости от круга общения, в котором вы находитесь, вы можете заметить, что эти правила начинают меняться. В некоторых обществах почитают трансвеститов и мужчин, которые чувствуют себя достаточно уверенно, чтобы пройтись по подиуму в юбке. Другие по-прежнему оставляют юбки женщинам и религиозным лидерам-мужчинам.

    Мы не ограничены одной ролью 

    Мужчина, который может чувствовать себя комфортно в юбке на вечеринке близких друзей, может чувствовать себя не так комфортно, демонстрируя такое поведение на родео. По мере того, как мы входим и выходим из разных кругов, мы можем приспосабливать свое поведение к тому, где мы находимся в настоящем.

    И наш пол — далеко не единственный фактор, который может «определить» нашу роль в обществе. Раса, религия, возраст и профессия могут определять, какую роль мы играем и какое поведение приемлемо. Эти роли также могут определять, какие «группы» считаются аутсайдерами, а какие считаются более заслуживающими ресурсов. Существует разрыв в оплате труда мужчин и женщин. Но этот разрыв в заработной плате шире или меньше в зависимости от расы человека. И раса, и пол играют роль в том, как работодатель оценивает ценность этого человека в обществе и какую работу он может получить.

    Конечно, наша роль также влияет на наше поведение. Женщина, работающая вне дома, может принимать иные финансовые решения, чем женщина, которая весь день сидит дома. Женщина, которая вкладывает деньги, может быть готова высказать свое мнение в комнате, полной других женщин, но придерживать язык в комнате, полной мужчин. Мужчины в комнате могут учитывать мнение других мужчин, но даже не слушать женщину, которая делится своими мыслями. Мужчины в комнате также могут слушать других мужчин, исходя из их внешности, связывая умную одежду с умными решениями.

    Мы постоянно полагаемся на свои социальные роли и предполагаемые социальные роли других, чтобы выносить суждения и определять поведение. И чем больше мы осознаем, как социальные роли и стереотипы могут влиять на нас, тем больше мы можем сделать шаг назад и принять более правильные и справедливые решения. Вы осуждаете кого-то за то, что он делает что-то не так, или просто за то, что он «не соответствует» той социальной роли, которую ему отводит общество?

    [статья-ссылка]

    Практическая психология

    Практическая психология начиналась как сборник учебных материалов для студентов-психологов в 2016 году, созданный студентом в этой области. С тех пор он превратился в онлайн-блог и канал на YouTube, предоставляющий советы, инструменты и академическую поддержку людям из всех слоев общества в области психического здоровья. С более чем 2 миллионами подписчиков на YouTube, более 500 статей и ежегодным охватом почти 12 миллионов студентов, он стал одним из самых популярных источников психологической информации.

    11.2 Самопрезентация – Введение в психологию

    Цели обучения

    К концу этого раздела вы сможете:

    • Описывать социальные роли и их влияние на поведение
    • Объясните, что такое социальные нормы и как они влияют на поведение
    • Определить сценарий
    • Опишите результаты эксперимента Зимбардо в Стэнфордской тюрьме

     

     

       Как вы уже знаете, социальная психология изучает то, как люди, реальные или воображаемые, влияют друг на друга на мысли, чувства и поведение. Мы обсудили ситуационные точки зрения и внимание социальной психологии к тому, как окружающая среда человека, включая культуру и другие социальные влияния, влияет на поведение. В этом разделе мы исследуем ситуационные силы, оказывающие сильное влияние на человеческое поведение, включая социальные роли, социальные нормы и сценарии. Мы обсуждаем, как люди используют социальную среду в качестве источника информации или подсказок о том, как себя вести. Ситуационное влияние на наше поведение имеет важные последствия, например, поможем ли мы незнакомцу в чрезвычайной ситуации или как мы будем вести себя в незнакомой обстановке.

    СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ

       Одной из основных социальных детерминант человеческого поведения являются наши социальные роли. Социальная роль — это образец поведения, который ожидается от человека в данной среде или группе (Hare, 2003). У каждого из нас есть несколько социальных ролей. Вы можете быть одновременно учеником, родителем, начинающим учителем, сыном или дочерью, супругом и спасателем. Как эти социальные роли влияют на ваше поведение? Социальные роли определяются общим культурным знанием. То есть почти каждый в данной культуре знает, какое поведение ожидается от человека в данной роли. Кроме того, мы, как общество, склонны наказывать социальные нормы, когда видим, что они нарушаются, в одних ситуациях больше, чем в других. Рост, Стахел и Фрей (2016) обнаружили, что люди используют социальные сети в качестве платформы для борьбы с теми, кто не соблюдает определенные социальные нормы и правила. Это связано с меньшим риском критиковать кого-то в Интернете, чем лично. Например, какова социальная роль студента? Если вы осмотрите аудиторию колледжа, вы, вероятно, увидите, что студенты ведут себя прилежно, делают заметки, слушают профессора, читают учебник и тихо сидят за партами (рисунок ниже). Конечно, вы можете видеть, как учащиеся отклоняются от ожидаемого поведения при учебе, например отправляют текстовые сообщения со своих телефонов или используют Facebook на своих ноутбуках, но во всех случаях учащиеся, за которыми вы наблюдаете, посещают занятия — часть социальной роли учащихся.

     

    Быть студентом — это лишь одна из многих социальных ролей, которые у вас есть. (кредит: «MSIS Мичиганского университета»/Flickr)

    Социальные роли и связанное с ними поведение могут различаться в разных условиях. Как вы ведете себя, когда играете роль сына или дочери и посещаете семейное мероприятие? А теперь представьте, как вы ведете себя, когда вы выполняете роль сотрудника на своем рабочем месте. Вполне вероятно, что ваше поведение будет другим. Возможно, вы более расслаблены и общительны со своей семьей, шутите и делаете глупости. Но на рабочем месте вы можете говорить более профессионально, и хотя вы можете быть дружелюбным, вы также серьезны и сосредоточены на завершении работы. Это примеры того, как наши социальные роли влияют и часто диктуют наше поведение в той мере, в какой идентичность и личность могут меняться в зависимости от контекста (то есть в разных социальных группах) (Malloy, Albright, Kenny, Agatstein & Winquist, 19). 97).

    СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

       Как обсуждалось ранее, социальные роли определяются общим знанием культуры о том, какое поведение ожидается от человека в конкретной роли. Это общее знание исходит из социальных норм. Социальная норма – это ожидание группой того, что является уместным и приемлемым поведением для ее членов – как они должны вести себя и думать (Deutsch & Gerard, 1955; Berkowitz, 2004). Как мы должны действовать? О чем мы должны говорить? Что мы должны носить? В нашем обсуждении социальных ролей мы отметили, что в колледжах существуют социальные нормы поведения студентов в роли студента, а на рабочих местах — социальные нормы поведения сотрудников в роли наемного работника. Социальные нормы есть везде, в том числе в семьях, бандах и в социальных сетях. Какие социальные нормы существуют на Facebook?

    Подростки, подростки и социальные нормы

    Моя 11-летняя дочь Джессика недавно сказала мне, что ей нужны шорты и рубашки на лето, и что она хочет, чтобы я отвел ее в магазин в торговом центре, который популярен среди подростков и подростков, чтобы купить их. Я заметил, что у многих девушек есть одежда из этого магазина, поэтому я попытался подразнить ее. Я сказал: «На всех футболках спереди написано «Aero». Если вы носите такую ​​рубашку, и у вас есть замещающий учитель, а все остальные девочки носят такие же рубашки, не подумает ли заменяющий учитель, что вас всех зовут «Аэро»?

     

    Моя дочь ответила в типичной 11-летней манере: «Мама, ты не смешная. Пожалуйста, мы можем пойти по магазинам?»

     

    Я пробовал другую тактику. Я спросил Джессику, сделает ли она популярной одежду из этого магазина. Она ответила: «Нет, это не сделает меня популярной. Это то, что носят популярные дети. Это сделает меня счастливее».

     

    Как лейбл или торговая марка могут сделать кого-то счастливее? Вспомните, что вы узнали о развитии на протяжении всей жизни. Что такого особенного в подростках и молодых подростках, что заставляет их хотеть соответствовать (рисунок ниже)? Это меняется со временем? Вспомните свой школьный опыт или осмотрите кампус колледжа. Какую главную марку одежды вы видите? Какие сообщения мы получаем от СМИ о том, как вписаться?

     

    Молодые люди изо всех сил пытаются стать независимыми, в то же время они отчаянно пытаются соответствовать своим сверстникам. (кредит: Моника Арельяно-Онгпин)

    СКРИПТЫ

       Благодаря социальным ролям люди, как правило, знают, какое поведение ожидается от них в конкретных знакомых условиях. Сценарий – это знания человека о последовательности событий, ожидаемых в определенных условиях (Schank & Abelson, 1977). Как вы ведете себя в первый день в школе, когда входите в лифт или в ресторане? Например, в ресторане в США, если мы хотим привлечь внимание официанта, мы пытаемся установить зрительный контакт. В Бразилии вы издавали звук «psst», чтобы привлечь внимание сервера. Вы можете увидеть культурные различия в сценариях. Для американца сказать «psst» официанту может показаться грубым, но для бразильца попытка установить зрительный контакт может показаться неэффективной стратегией. Сценарии являются важным источником информации для управления поведением в определенных ситуациях. Можете ли вы представить, что находитесь в незнакомой ситуации и не имеете сценария, как себя вести? Это может быть неудобно и запутанно. Как можно было узнать о социальных нормах в незнакомой культуре?

    СТАНФОРДСКИЙ ТЮРЕМНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ЗИМБАРДО

      Знаменитый эксперимент в Стэнфордской тюрьме, проведенный социальным психологом Филипом Зимбардо и его коллегами из Стэнфордского университета, продемонстрировал силу социальных ролей, социальных норм и сценариев. Летом 1971 года в калифорнийской газете было размещено объявление о привлечении мужчин-добровольцев к участию в исследовании психологических последствий тюремной жизни. Более 70 мужчин вызвались добровольцами, и эти добровольцы затем прошли психологическое тестирование, чтобы исключить кандидатов, у которых были основные психические проблемы, проблемы со здоровьем, или история преступлений или злоупотребления наркотиками. Пул добровольцев был сокращен до 24 здоровых студентов мужского пола. Каждому студенту платили 15 долларов в день и случайным образом назначали на роль заключенного или охранника в исследовании. Основываясь на том, что вы узнали о методах исследования, почему важно, чтобы участники распределялись случайным образом?

    В подвале психологического факультета Стэнфорда была построена фиктивная тюрьма. Участники, назначенные играть роль заключенных, были «арестованы» в своих домах полицейскими Пало-Альто, доставлены в полицейский участок и впоследствии доставлены в имитационную тюрьму. Эксперимент был запланирован на несколько недель. К удивлению исследователей, и «заключенные», и «охранники» с рвением взялись за свои роли. Фактически, на 2-й день некоторые из заключенных подняли восстание, и охранники подавили восстание, угрожая заключенным ночными дубинками. За относительно короткое время охранники начали беспокоить заключенных все более и более садистским образом из-за полного отсутствия уединения, отсутствия элементарных удобств, таких как матрасы для сна, а также из-за унизительной работы по дому и ночных счетов.

    У заключенных, в свою очередь, стали проявляться признаки сильного беспокойства и безысходности — они стали терпеть издевательства надзирателей. Даже профессор Стэнфорда, который разработал исследование и был главным исследователем, Филип Зимбардо, обнаружил, что ведет себя так, как будто тюрьма реальна, и его роль тюремного надзирателя тоже реальна. Всего через шесть дней эксперимент пришлось прекратить из-за ухудшения поведения участников. Зимбардо объяснил,

    В этот момент стало ясно, что мы должны закончить исследование. Мы создали крайне мощную ситуацию — ситуацию, в которой заключенные отстранялись и вели себя патологическим образом, а некоторые охранники вели себя садистски. Даже «хорошие» охранники не могли вмешаться, и ни один из охранников не ушел, пока исследование продолжалось. Действительно, следует отметить, что ни один охранник никогда не опаздывал на свою смену, не вызывал больных, не уходил раньше времени и не требовал доплаты за сверхурочную работу. (Зимбардо, 2013)

       Тюремный эксперимент в Стэнфорде продемонстрировал влияние социальных ролей, норм и сценариев на человеческое поведение. Охранники и заключенные разыгрывали свои социальные роли, проявляя поведение, соответствующее этим ролям: охранники отдавали приказы, а заключенные выполняли приказы. Социальные нормы требуют, чтобы охранники были авторитарными, а заключенные — покорными. Когда заключенные бунтовали, они нарушали эти социальные нормы, что приводило к потрясениям. Конкретные действия охранников и заключенных взяты из сценариев. Например, охранники унижали заключенных, заставляя их отжиматься и лишая их личной жизни. Заключенные бунтовали, бросая подушки и громя свои камеры. Некоторые заключенные настолько погрузились в свои роли, что у них проявились симптомы психического расстройства; однако, по словам Зимбардо, ни один из участников не пострадал в долгосрочной перспективе (Александр, 2001).

    Стэнфордский тюремный эксперимент имеет некоторые параллели с жестоким обращением с военнопленными со стороны войск армии США и сотрудников ЦРУ в тюрьме Абу-Грейб в 2003 и 2004 годах. сами (рисунок ниже).

     

    Иракские военнопленные подверглись жестокому обращению со стороны своих американских похитителей в тюрьме Абу-Грейб во время второй войны в Ираке. (кредит: Министерство обороны США)

     

    ОБЗОР

       Поведение человека сильно зависит от наших социальных ролей, норм и сценариев. Чтобы знать, как действовать в той или иной ситуации, мы поделились культурными знаниями о том, как вести себя в зависимости от нашей роли в обществе. Социальные нормы диктуют поведение, подходящее или неподходящее для каждой роли. У каждой социальной роли есть сценарии, которые помогают людям выучить последовательность подходящего поведения в данной обстановке. Знаменитый Стэнфордский тюремный эксперимент — пример того, как сила ситуации может диктовать социальные роли, нормы и сценарии, которым мы следуем в данной ситуации, даже если это поведение противоречит нашему типичному поведению.

     

    Каталожные номера:

    Текст Openstax Psychology, написанный Кэтрин Дампер, Уильямом Дженкинсом, Арлин Лакомб, Мэрилин Ловетт и Марион Перлмуттер, под лицензией CC BY v4. 0. https://openstax.org/details/books/psychology

     

     

    Упражнения

    Контрольные вопросы:

    1. A(n) ________ представляет собой набор групповых ожиданий в отношении соответствующих мыслей и поведения ее членов.

    а. социальная роль

    б. социальная норма

    c. сценарий

    д. attribution

     

    2. В свой первый день футбольной тренировки Хосе надел футболку, шорты и бутсы и выбежал на поле, чтобы присоединиться к своим товарищам по команде. Поведение Хосе отражает ________.

    а. скрипт

    б. социальное влияние

    c. хорошее спортивное поведение

    d. нормативное поведение

     

    3. При покупке одежды подростки часто следуют социальным нормам; это, вероятно, мотивировано ________.

    а. следуя правилам родителей

    b. экономия денег

    c. фитинг в

    d. хорошо выглядит

     

    4. В Стэнфордском тюремном эксперименте даже ведущий исследователь уступил своей роли тюремного надзирателя. Это пример влияния ________ на поведение.

    а. скрипты

    б. социальные нормы

    c. соответствие

    d. социальные роли

     

    Вопросы критического мышления: 

    1. Почему «хорошие» охранники в Стэнфордском тюремном эксперименте не возражали против оскорбительного поведения других охранников? Были ли студенты-заключенные просто слабыми людьми? Почему они не возражали против издевательств над собой?

    2. Опишите, как социальные роли, социальные нормы и сценарии проявлялись в Стэнфордском тюремном эксперименте. Как этот эксперимент можно применить в повседневной жизни? Есть ли более свежие примеры, когда люди начали выполнять роль и стали оскорблять?

     

    Личные вопросы:

    1. Попробуйте посетить религиозную службу, которая сильно отличается от вашей собственной, и посмотрите, как вы себя чувствуете и ведете себя, не зная соответствующего сценария. Или попробуйте посетить важное личное мероприятие, на которое вы никогда раньше не ходили, например бар-мицву (ритуал совершеннолетия в еврейской культуре), кинсеаньера (в некоторых латиноамериканских культурах вечеринка устраивается для девушки, которая исполняется 15 лет), свадьба, похороны или новое для вас спортивное мероприятие, например скачки или скачки на быках. Наблюдайте и записывайте свои чувства и поведение в этой незнакомой обстановке, для которой у вас нет соответствующего сценария. Вы молча наблюдаете за происходящим или просите другого человека помочь в интерпретации поведения людей на мероприятии? Опишите, как изменилось бы ваше поведение, если бы вы посетили подобное мероприятие в будущем?

    2. Назовите и опишите не менее трех социальных ролей, которые вы выбрали для себя. Почему вы взяли на себя эти роли? Какие роли ожидают от вас, но вы пытаетесь сопротивляться?

    Глоссарий:

    Сценарий

    Социальная норма

    Социальная роль

    Ключевые выводы

    Вопросы для обзора:

    1. B

    2. A

    3. C

    4. D

     

    Вопросы критического мышления: 

    оскорбительное поведение охранников из-за силы ситуации. Кроме того, поведение начальника тюрьмы санкционировало негативное отношение охранников к заключенным. Заключенные не были слабыми людьми; их завербовали, потому что они были здоровыми, психически стабильными взрослыми. Сила их социальной роли побудила их к подчиненному поведению заключенных. Сценарий для заключенных состоит в том, чтобы мириться с оскорбительным поведением со стороны авторитетных лиц, особенно в качестве наказания, когда они не следуют правилам.

    2. Социальные роли были разыграны, поскольку каждый участник разыгрывал поведение, соответствующее его роли заключенного, охранника или надзирателя. Сценарии определяли конкретное поведение охранников и заключенных, например унижение и пассивность. Социальные нормы тюремной среды санкционируют жестокое обращение с заключенными, поскольку они утратили многие из своих человеческих прав и стали собственностью правительства.