Социометрический индекс это: Социометрические индексы
- ИНДЕКСЫ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ
- — количественные показатели, характеризующие структуру межличностных отношений в малой группе (групповые И.с.) или положение отдельных членов группы в этой структуре (индивидуальные И.с). Расчет И.с. является одной из наиболее распространенных процедур обработки социометрич. данных, поскольку социометрич. методы могут использоваться не только для изучения малых групп. В более широком смысле под И.с. можно понимать любые характеристики структуры отношений между элементами нек-рого множества соц. объектов. Все приведенные индексы основаны преимущественно на локальных характеристиках социоматрицы (социограммы), т. е. на числе отданных, полученных выборов и их комбинациях, поэтому они не учитывают свойства структуры как целого, свойства, к-рые не сводятся к характеристикам отдельных элементов структуры. Для учета этих свойств целесообразно при построении И.с. использовать методы, развитые в теории графов. В качестве примеров таких индексов можно привести следующие. Сплоченность группы по отношению R — минимальное число дуг, к-рые нужно удалить, чтобы граф стал несвязным, нормированное максимально возможным числом графа (т. е. нормированное число связей, к-рые должны исчезнуть, чтобы группа распалась на не связанные между собой подгруппы). Устойчивость (живучесть) группы — нормированное число связности графа (т. е. минимальное число членов группы, удаление к-рых из группы приводит к тому, что группа разбивается на не связанные между собой подгруппы). Другой случай использования нескольких социоматриц связан с социометрич. методами. Напр., по двум социоматрицам — реальной и аутосоциометрической с тем же критерием («Кого бы Вы взяли с собой при переходе в другую бригаду?» и «Как Вы думаете, кто бы Вас взял с собой при переходе в другую бригаду?») строится индекс осознанности отношений в группе, к-рый измеряется как отношение числа угаданных выборов к общему числу предсказаний. Наконец, еще одним направлением построения И.с. является использование взвешенных социоматриц. В этом случае R может быть любым действительным числом, а не только 0 и 1. Нек-рые из И.с. могут вычисляться по тем же формулам, что и в случае невзвешенных социоматриц (напр., статус, экспансивность, плотность), но изменится нормировка индексов. В других случаях требуется построение новых И.с. специально для взвешенных социоматриц. См. также: Методы социометрические, Социоматрица, Обработка данных социометрических, Вес социометрического выбора. Лит.: см. к ст. Методы социометрические, Обработка данных социометрических. В.И. Паниотто.
Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.
- ИНДЕКС
Смотреть что такое «ИНДЕКСЫ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ» в других словарях:
ОБРАБОТКА ДАННЫХ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ — обработка социологич. информации, полученной с помощью социометрич. методов. Специфика О.д.с. связана с тем, что первичной информацией, подлежащей обработке, являются отношения между респондентами, а не характеристики респондентов, как при… … Российская социологическая энциклопедия
Методы анализа социометрической информации — методы анализа социологической информации, полученной с помощью социометрических методов (см. Социометрия). Специфика М. а. с. и. связана с тем, что первичной информацией, подлежащей обработке, являются отношения между респондентами, а не их… … Социологический справочник
СОЦИОМЕТРИЯ — (от лат. societas общество и греч. измеряю), отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание количественным измерениям симпатий и антипатий между участниками. Термин «С.» появился … Философская энциклопедия
СОЦИОМЕТРИЯ — (от лат. societas об во, греч. metreo измеряю) 1. Теоретич. направление в изучении малых соц. групп в современной социологии, исследующее эмоциональные межличностные отношения и экстраполирующее свои выводы на большие соц. группы и об во в целом … Российская социологическая энциклопедия
Методы обработки и анализа социологической информации — способы преобразования эмпирических данных, полученных в ходе социологического исследования, с целью сделать их обозримыми, компактными, пригодными для содержательного анализа, проверки исследовательских гипотез, интерпретации. Хотя нельзя… … Социологический справочник
Метод социометрических измерений/Социометрические индексы
Выделяют два типа социометрических индексов:
- персональные социометрические индексы;
- групповые.
Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.
Персональные социометрические индексы
Основными персональными социометрическими индексами являются:
- индекс социометрического статуса i-члена;
- индекс эмоциональной экспансивности j-члена;
- индекс объема интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена.
Символы i и j обозначают одного и того же члена группы, но в разных ролях:
- i – объект выбора;
- j – субъект выбора;
- ij – совмещение ролей.
Индекс социометрического статуса i-члена группы
Социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом – индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры – это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко – либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.
Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:
где Ci – социометрический статус i-члена, Ri – полученные i-членом выборы, ∑ – знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N – число членов группы.
Возможен расчет Ci+ – положительного и Ci– – отрицательного статуса в группах малой численности (N).
Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы
Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле:
где Ej – эмоциональная экспансивность j-члена, R – сделанные j-членом выборы (+, –).
С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребно
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ — Студопедия
Социометрические данные можно представить в виде индексов. Простейшим индексом является среднее число выборов или отклонений, полученных индивидом в группе.
Всесторонний анализ статуса индивида в группе можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений.
Социометрические индексы различают:
А) Персональные (П.С.И.) —характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы.
Основными П.С.И. являются:
— индекс социометрического статуса i-члена — свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами;
— эмоциональной экспансивности j-члена — характеризует потребность личности в общении;
— объема интенсивности;
— концентрации взаимодействия ij-члена
Символы iиj обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i – выбираемый, j – он же выбирающий, ij – совмещение ролей.
Б) Групповые (Г.С.И.) —дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе, описывают свойства групповых структур общения.
Из Г.С.И. наиболее важными являются:
— индекс эмоциональной экспансивности группы;
— индекс психологической взаимности.
Достоинства социометрической методики:
— проводится групповым методом и не требует временных затрат (до 15 мин.)
-позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах;
— она весьма полезна в работах по совершенствованию отношений в коллективе.
Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем.
РЕФЕРЕНТОМЕТРИЯ
— методика, разработаная для определения круга лиц, чье мнение важно для данного индивида и группы в целом.
Члены группы производят взаимооценки друг друга по определенному набору качеств, например: умный, добрый, веселый, честный, смелый, общительный, эрудированный, физически сильный, выдержанный, внешне привлекательный, скромный, энергичный, трудолюбивый, уверенный в себе, отзывчивый и т.п.
При обработке результатов подсчитывается количество полученных выборов, определяется референтометрический статус по формуле (1): 3K1i + 2K2i + 3K3i Сi = 3 (M – 1), где:
Сi – референтометрический статус 1-го члена группы;
K1i – количество первых выборов, полученных 1-м членом;
K2i – количество вторых выборов, полученных 1-м членом;
K3i – количество третьих выборов, полученных 1-м членом;
М – количество членов в исследованной группе.
По данным эксперимента рисуется карта референтометрической дифференциации с выделением «звезд», «предпочитаемых», «пренебрегаемых» и т.п.
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ЯДРА МЕЖЛИЧНОСТН. ВЫБОРОВ
Для уточнения мотивации, критериев выбора предпочитаемых товарищей могут использоваться результаты первого этапа референтометрической методики.
На следующем этапе анализа экспериментальных данных возможно применение двух подходов:
1) Вычисляется среднеарифметическое значение проявления оцениваемых качеств (Mi) в группе «выбранных» для дальнейшего взаимодействия и в группе «отверженных» (mi). Затем рассчитываются коэффициенты К «силы» мотива (качества), определяющие выбор предпочтения: Mi – mi Ki = Mi + mi Чем больше значение коэффициента Ki, тем более важно, значимо соответствующее качество, тем более сильно оно влияет на положение человека в данном коллективе.
2) Производится ранжировка членов группы в порядке предпочтительности от наиболее желательных до наименее желательных (с учетом их социометрического статуса), затем осуществляется многократное ранжирование членов группы по оцениваемым качествам с точки зрения степени выраженности у них соответствующих качеств.
После процедуры ранжирования производится парная корреляция рядов, упорядоченных по отдельным оцениваемым качествам, с тем исходным рядом, который получен при анализе предпочтительности дальнейшего взаимодействия. Набор качеств, которым соответствуют наиболее высокие коэффициенты корреляции, и представляет собой мотивационное ядро межличностного выбора. Рассмотренная методика может быть применена как для анализа групповых критериев предпочтительности, определяющих в зависимости от наличия или отсутствия каких качеств человек занимает благоприятное либо неблагоприятное положение в коллективе, имеет высокий или низкий статус, так и для анализа критериев индивидуальной предпочтительности, определяющей, почему такой-то член группы предпочитает или отвергает конкретного другого.
[Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е. Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.].
Как посчитать социометрический статус?
Технику, которую разработал Джекоб Леви Морено, применяют для диагностики межгрупповых и межличностных отношений, с её помощью устанавливается социометрический статус, чтобы изменить, улучшить и совершенствовать эти отношения. Также социометрия позволяет изучать типологию поведения людей в социуме, судить о социальной и психологической совместимости людей в условиях групповой деятельности.
Положительный или отрицательный социометрический статус — это отражение свойств личности, являющейся элементом социометрической структуры и занимающей там некую пространственную позицию (иначе — локус). Это означает, что анализируется сумма предпочтений и отвержений данной личности, получаемой от окружающих людей. В групповой структуре свойства даны каждому элементу, но очень неравномерно, а потому для сравнительного анализа каждое соотношение измеряется и обозначается числом. Это и есть индекс социометрического статуса. Пример расчета будет приведён в данной статье.
Цели социометрии
Процедура социометрических измерений помогает выявить степень разобщённости и сплочённости в группе, а также определить социометрические позиции в смысле соотношения авторитетов по признакам симпатий и антипатий. Таким образом и оказываются на разных полюсах люди, которым присвоен социометрический статус, например, лидера или отверженного. Кроме того, внутри группы необходимо обнаружить подсистемы, некие сплочённые образования, где тоже вполне могут оказаться свои неформальные руководители. Деятельность в рамках этой теории помогает произвести измерение авторитета лидеров — и формального, и неформального, чтобы затем перегруппировать людей по командам для снижения напряжённости в коллективе, которая возникает по причине неприязни людей, чаще всего взаимной.
Социометрический статус определяется посредством определённой методики, проводимой с группой. Это не занимает много времени, достаточно четверти часа, но пользы приносит много. Особенно методика хороша в прикладных исследованиях, где проводится работа по совершенствованию отношений.
Установление социометрического статуса не означает, что все проблемы будут решены в одночасье, конечно, это отнюдь не радикальный способ снятия внутригруппового напряжения. Да и причины его нужно искать значительно глубже, не в отдельных симпатиях и антипатиях коллектива. У подобных проблем гораздо более далеко спрятанные источники. Надёжность социометрической процедуры прежде всего зависит от точного выбора критериев, а диктует их программа исследования и предварительное знакомство со спецификой отношений в группе.
Социометрическая процедура
Общей схемой действий являются следующие: сначала ставятся задачи исследования и выбираются объекты измерения, затем формулируются положения и гипотезы, касающиеся критериев опроса каждого члена группы. Анонимность социометрической процедуре не показана, поскольку измерения в этом случае не дадут ожидаемого эффекта. Требование исследователя раскрывать свои симпатии, а особенно антипатии, обязательно вызовут у многих опрашиваемых не только внутренние затруднения, но и резкое нежелание принимать участие в данном опросе.
Таковы особенности социометрического статуса у студенческого возраста аудитории, у школьников. Здесь лучше всего использовать форму карточек, на которые заносятся выбранные вопросы и критерии, либо устроить опрос типа интервью в устном виде. Последнее особенно хорошо подходит, если исследование устраивается для измерения социометрического статуса в малой группе.
Порядок опроса
На вопросы отвечает каждый член группы, выбирая, в зависимости от склонностей, тех или иных одногруппников, ранжируя их по предпочтительности в сравнении с остальными. Главный критерий — собственные симпатии или антипатии, недоверие или доверие и так далее. Вопросы должны быть подобраны так, чтобы как можно легче было обнаружить отношение одного к другому, к лидеру, к неформальному лидеру, к тому, кого группа по каким-либо причинам не принимает. Экспериментатор зачитывает два вопроса под литерой а) и б), затем даёт опрашиваемым инструкцию. Они должны написать на своих листах три фамилии.
Под первой цифрой — человека, которого выбрали бы в первую очередь, под второй — человека, которого выбрали бы, не будь у них первого, а под третьей — того, кто занял бы это место, не будь первых двух. Вопросы под литерами могут быть составлены как угодно, в зависимости от ситуации. Например, если измеряются особенности социометрического статуса у студенческого возраста ребят, они могут звучать так:
- Кого из товарищей по группе вы попросили бы помочь подготовиться к экзамену? (Первая фамилия, вторая, третья).
- Кого из товарищей по группе вы не хотели бы просить об этом даже в случае крайней необходимости? (Так же — первая фамилия, вторая и третья).
Примерные вопросы
Чтобы выяснить, насколько социометрический статус соответствует нормальным деловым отношениям, вопросы должны быть несколько иными:
- С кем бы вы хотели поехать в долгую служебную командировку?
- С кем бы вы не хотели поехать в продолжительную командировку?
Второй вариант:
- Кто, на ваш взгляд, лучше всех выполнит функции профорга, старосты или другого организатора?
- Кому, на ваш взгляд, будет сложно выполнять обязанности организатора?
И так далее. Вопросы должны быть достаточно корректными, но легко соотноситься с желанием выбора.
Таким же образом школа социометрического статуса рекомендует исследовать и личные отношения в группе. Вопросы составляются по тому же принципу, но в границах данной тематики. Например:
- С кем бы вы посоветовались в трудной ситуации, если бы она появилась в вашей личной жизни?
- К кому из группы вы не хотели бы обращаться ни за одним советом, ни по какому поводу?
Возможны следующие вопросы:
- С кем бы вы хотели разделить комнату в общежитии?
- Если бы вашу группу формировали заново, кого бы вы не хотели видеть в новой группе?
И ещё вариант:
- Кого вы пригласили бы на праздник, например, на день рождения?
- Кого из вашей группы вы в свой день рождения не хотели бы видеть?
Чтобы подтвердить достоверность ответов, данное исследование можно проводить в одной и той же группе не один раз, только с другими вопросами.
Непараметрическая форма
Границы социометрического статуса определяются достаточно зыбко, если используется первая, непараметрическая форма исследования. Однако она помогает обнаружить в каждом члене группы некую эмоциональную экспансивность, получить срез групповой структуры в многообразии межличностных связей. Тем более она полезна и потому, что чаще всего применяется в самом начале исследований, и впоследствии коллектив будет по мере привыкания к опросу более откровенен. Опять же этот метод хорош только для небольших групп, а если в ней более двенадцати человек, понадобится вычислительная техника для подсчёта результатов. Принцип исследования такой: каждый испытуемый отвечает на вопросы карточки без ограничения выбора. Если ему нравятся восемь человек из девяти (девятый – он сам), он вписывает их фамилии одну за другой. (Некоторые, особенно скрытные, пишут по алфавиту или экономят чернила, подписывая: «Выбираю всех!»)
Теоретически возможным числом сделанных выборов каждым членом коллектива будет (N-1), где N — количество людей в группе. И каждого субъекта могут выбрать тоже (N-1) количество раз. Указанная величина, кстати, всегда основная количественная константа всех социометрических измерений. Но непараметрическая процедура делает её единственной и для субъекта, и для объекта выбора. Также её недостатком является огромная вероятность получить случайный выбор. Отметивший всех едва ли действительно находится в такой недифференцированной аморфной системе отношений с окружающими. Скорее — демонстрирует формальную лояльность и заведомо лукавит. Именно поэтому исследователи изменили процедуру метода и снизили таким образом процент вероятности случайного выбора, разделив категории социометрических статусов.
Параметрическая процедура
Во втором варианте ограничивается число выборов. Например, члены группы могут назвать только строго фиксированное число фамилий. Если в коллективе двадцать человек, каждому предлагается выбрать, например, только четыре или пять фамилий. Этот эффект называется лимитом выбора или социометрическим ограничением, и нужно сказать, что надёжность данных значительно повышается, одновременно облегчая статистическую обработку полученного материала. Испытуемые более внимательно относятся к ответам и чисто психологически чувствуют себя ответственными за свой выбор, а потому практически никогда не лукавят, действительно отмечая только тех людей, которые соответствуют в их представлении предлагаемым ролям — товарища по работе, лидера или партнёра.
Также более точным получается и отрицательный социометрический статус. Лимит выборов вероятность случайных ответов сводит практически к нулю, а также помогает стандартизировать условия исследований, если даже группы в одной выборке имеют различную численность. Всё это даёт возможность сопоставлять материалы различных групп. Сейчас принято считать, что в коллективах до двадцати пяти человек минимальной величиной социометрического ограничения должны быть четыре или пять выборов.
Стандартизация
Существенным отличием второго варианта процедуры от первого является то, что социометрическая константа (N-1) может сохраняться только в системе получаемых выборов — к участнику группы. Система отданных выборов — от участника в группу — измеряется с применением новой величины — d, что обозначает социометрическое ограничение. Благодаря её введению, появляется возможность стандартизировать все внешние условия выборов среди групп различной численности. Величина d обязательно определяется по одинаковой для всех групп вероятности выбора случайного. Для определения этой вероятности существует формула: P(A)=d/(N-1). Здесь Р является вероятностью случайного события, (А) — социометрический выбор, а N — число участников группы.
Обычно Р(А) выбирают примерно 0,20-0,30, и если подставить эти значения в вышеприведённую формулу, чтобы определить d (а величина N нам известна), то получится искомое число, показывающее социометрическое ограничение в данной группе. Недостатки у этой процедуры тоже имеются: невозможно увидеть всё многообразие взаимоотношений в коллективе, выявляются только субъективно важные связи, отражаются только избранные, типичные коммуникации, а вся структура в этой группе до конца не раскрывается. Социометрическое ограничение не показывает экспансивную эмоциональность членов коллектива.
Социометрическая карточка
Анкета или карточка для социометрического исследования составляется уже на последнем этапе разработки данной программы. Заполняя карточку, каждый участник опроса должен указывать собственное отношение к остальным членам группы по определённым критериям — решение деловых задач, совместная работа, проведение досуга и так далее. Критерии более всего зависят от цели исследования и следования программе, то есть от того, что является предметом: отношения в группе досуга или в производственной группе, стабилен коллектив или он временный и так далее.
Таблица даёт примерное содержание такой карты.
№ | Тип | Критерий | Выборы |
1 | Производство | Кого вы хотели бы видеть в роли старосты группы? | |
2 | Досуг | Кто по вашему мнению с обязанностями старосты группы не справится? |
Подсчёт результатов
После того, как будут собраны карточки, начнётся математическая обработка данных, а потому необходимо хотя бы вкратце рассказать, как посчитать социометрический статус. Это можно сделать тремя способами — индексологическим, графическим и табличным. Последний характерен тем, что результаты заполняются отдельно по личным и деловым отношениям. По вертикали располагается список фамилий в первой графе, а по горизонтали напротив каждой — цифры: +1,+2,+3 и т.д. Обозначаются те, кто был выбран в первую, вторую и так далее очередь, а -1,-2,-3 и т.д. – те, кто не был избран в первую, вторую и следующую очередь. Взаимность положительного и отрицательного выбора в таблице обводится кружочком (очередность не учитывается).
После окончания этой работы по вертикали подсчитывается алгебраическая сумма всех полученных выборов каждым участником. Затем для каждого подсчитывается сумма баллов. При этом надо учитывать, что первая очередь выбора +3 или -3, вторая +2 или -2 и так далее. И осталось последнее — подсчитать общую алгебраическую сумму, определяющую социометрический статус субъекта в данной группе.
Социометрические индексы
Здесь нужно различать персональный и групповой индекс социометрического статуса. Пример расчета покажет, что первый характеризует индивидуальные социальные и психологические свойства субъекта в роли члена коллектива, а вторые проясняют числовые характеристики всей социометрической конфигурации выбора в группе, описывая свойства структур общения. Например, если школьник Иванов получил первый выбор от одноклассника Петрова, а Сидоров получил от него второй выбор, то в соответственных строках карточки и в соответственных столбцах ставятся соответствующие цифры. Если Иванову тоже Петров нравится больше всех остальных, то есть выбор был взаимен, то цифры эти нужно обвести кружком.
Внизу матрицы подсчитывается то количество выборов, которое получил Иванов, а также Петров и Сидоров. Далее — чистая алгебра, вычисляется социометрический статус каждого ученика. Формула одна на всех: C=M:(N-1). Здесь С — это социометрический статус, М — общее число выборов, где положительные плюсуются, а отрицательные минусуются, N — число испытуемых. Например, Иванов получил 4:9=0,44. Это неплохо. Но даже если результат неутешительный, школа и родители имеют огромные педагогические возможности изменения социометрического статуса ученика. Главное — произвести измерения и понять, в чём проблема.
Наиболее часто выделяют следующие категории статусов: социометрические звёзды, предпочитаемые, пренебрегаемые, отверженные и изолированные. Они отличаются числом положительных и отрицательных выборов и их сочетанием. Очень важно понимание, сознаёт ли человек свой статус и насколько ему комфортно в данной роли.
Нужна помощь в написании работы?
Социометрия позволяет выявить персональные и групповые индексы. К персональным индексам относится социометрический статус и эмоциональная экспансивность индивида. Социометрический статус – это количество полученных выборов индивидом. Это характер позиции личности в группе, основанный не на должности, а на основе его личностных, поведенческих свойств. Социометрический статус отражает отношение индивидов группы к каждому ее представителю. Эмоциональная экспансивность – это показатель социально–психологической потребности личности в общении с другими в группе, показывает выбор самого индивида. Причем, сравнивая индекс социометрического статуса с индексом эмоциональной экспансивности, можно анализировать проблемы индивида в группе. Например, высокая эмоциональная экспансивность и низкий социометрический статус человека показывает проблемную область для индивида.
К групповым социометрическим индексам относятся индекс групповой сплоченности. Он измеряет сплоченность группы, проявляющуюся в количестве взаимных положительных выборов.
Количество взаимных положительных выборов
Гр. спл. = N(n – 1)
Где N – количество человек в группе, а значения от 0,27 считаются хорошим показателем групповой сплоченности.
Социометрический метод имеет ограничения, они заключаются в следующем:
1) Ограниченность познавательных возможностей метода для глубокого анализа личности в группе, так как фиксируются не все отношения и связи, а в основном эмоциональные отношения. В тени остается мотивация и причины отношений индивидов.
2) Метод пригоден для изучения групп не более 30 человек.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость Поделись с друзьямиСоциометрические индексы
Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбираемый, j — он же выбирающий, ij — совмещение ролей. Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:
где Сi — социометрический статус i-члена, R+ и R— — полученные i-членом выборы, Z — знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N— число членов группы.
Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса.
Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы. Возможен также расчет С-положительного и С-отрицательного статуса в группах малой численности (N). Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле
где Ej — эмоциональная экспансивность j-члена, Rj — сделанные /членом выборы (+, -). С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении. Из Г.С.И. наиболее важными являются: Индекс эмоциональной экспансивности группы и индекс психологической взаимности.
Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:
где Ag — экспансивность группы, N — число членов группы? Rj (+,-) — сделанные j-членом выборы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).
Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле:
где Gg — взаимность в группе по результатам положительных выборов, Аij+ — число положительных взаимных связей в группе N — число членов группы.
Социометрические индексы
Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена.Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбираемый, j — он же выбирающий, ij — совмещение ролей.
Индекс социометрического статусаi-члена группы определяется по формуле:
где Сi — социометрический статус i-члена, R+и R—— полученные i-членом выборы, Z — знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N— число членов группы.
Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса.
Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы. Возможен также расчет С-положительного и С-отрицательного статуса в группах малой численности (N). Индекс эмоциональной экспансивностиj-члена группы высчитывается по формуле
где Ej — эмоциональная экспансивность j-члена, Rj— сделанные /членом выборы (+, -). С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении. Из Г.С.И. наиболее важными являются: Индексэмоциональной экспансивности группы и индекс психологической взаимности.
Индекс эмоциональной экспансивности группывысчитывается по формуле:
где Ag — экспансивность группы, N — число членов группы? Rj(+,-)— сделанные j-членом выборы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).
Индекс психологической взаимности(«сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле:
где Gg — взаимность в группе по результатам положительных выборов, Аij+— число положительных взаимных связей в группе N — число членов группы.
Социометрическая карта
С целью изучения морально-психологического климата в коллективе студентов просят заполнить социометрическую карточку. Если респонденты растеряны или не хотят давать прямые ответы, вы можете использовать шифр: дать свои ответы, указав порядковые номера (или предварительно зарегистрированные символы), соответствующие именам выбранных кандидатов, и руководствуясь прилагаемыми список.
№ п / п | Критерии вопросов | ответов (имена выбранных кандидатов) |
1 | С кем бы вы хотели больше всего работать в одной группе? | |
2 | С кем бы вы хотели больше всего работать в одной группе? | |
3 | С кем из членов вашей команды вы бы хотели провести отпуск? и другие |
Количество имен для каждого критерия и вопроса может быть ограничено или не ограничено.Чаще всего социометрия с ограничением выборов используется в группах со значительным числом членов (обычно от 15 до 50 и более человек), а также в межгрупповых опросах. В то же время эксперты считают, что размер ограничения должен позволять выбирать не менее 20-30% имен членов группы. Таким образом, для группы из 25 человек это ограничение должно быть не менее пяти. Если введено ограничение, это предусмотрено специально подготовленной инструкцией по заполнению социометрических карт.
Социометрическое исследование может быть проведено спереди, , когда все предметы заполняют карточки одновременно (на рабочем месте), или индивидуально, , когда каждый интервьюируемый выбирает наиболее удобное место для себя. Во всех случаях карта заполняется исключительно сама по себе, без какой-либо подсказки извне. Целесообразно, чтобы социометрическое исследование сопровождалось специалистом: психологом, социологом, педагогом.
Социометрический стол
Обработка данных социометрического опроса проводится для каждого критерия в отдельности.В качестве иллюстрации можно привести таблицу (socimatrix), например, по критерию: «С кем бы вы больше всего хотели работать вместе?». Предположим, что опрос проводился в группе из шести человек. Социометрия без ограничения выборов. Количество полученных выборов зависит от степени и характера развития потребности в общении с членами группы. Пример зашифрованной социометрической таблицы.
№ п / п | Кто выбирает | Количество выбираемых | Количество проведенных выборов | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | + | — | Всего | ||
1 | A | X | 0 | + | 0 | + | 0 | 2 | 0 | 2 |
2 | В | — | X | 0 | — | + | — | 1 | 3 | 4 |
3 | P | + | 0 | X | 0 | + | 0 | 2 | 0 | 2 |
4 | C | 0 | — | 0 | X | + | 0 | 1 | 1 | 2 |
5 | Т | + | + | 0 | 0 | X | 0 | 2 | 0 | 2 |
6 | X | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | X | 0 | 0 | 0 |
номер секс от выборы | + | 2 | 1 | 1 | 0 | 4 | 0 | 8 | ||
— | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 4 | |||
Итого: | 3 | 2 | 1 | 1 | 4 | 1 | 12 |
Легенда:
+ — положительный статус;
— — отрицательный статус;
0 — ноль выделения (безразличия).
В этой таблице наибольшая личная привлекательность № 5 — «неформальный» лидер по критерию совместной работы, а нулевая привлекательность для № 6 — изолированный член группы.
Социоматрица (таблица)
Изучая отношения в педагогическом коллективе или в учебной группе, сначала нужно построить простую социоматрицу. Пример открытой социометрической таблицы приведен ниже. Результаты выборов транслируются по матрице с использованием условных обозначений.Таблицы результатов заполняются в первую очередь, индивидуально для деловых и личных отношений.
№ | Фамилия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Иванов | + 1 | +2 | +3 | -1 | ||||||
2 | Петров | + 1 | +3 | +2 | |||||||
3 | Сидорова | -1 | +1 | +2 | +3 | ||||||
4 | Данилов | +2 | +1 | +3 | |||||||
5 | Александрова | +2 | +1 | +3 | -3 | -2 | |||||
6 | Адаменко | ||||||||||
7 | Петренко | + 1 | +3 | ||||||||
8 | Козаченко | + 1 | +3 | +2 | |||||||
9 | Яковлева | +2 | + 1 | +3 | -1 | ||||||
10 | Шумская | +2 | + 1 | +3 | -1 | ||||||
Количество выборов | |||||||||||
Количество точек | |||||||||||
Общая сумма |
Легенда:
+ — положительный выбор;
— отрицательный выбор.
Имена всех членов изучаемой группы записаны под номерами; но горизонталь — это только их число. На соответствующих перекрестках номера +1, +2, +3 обозначают тех, кто был выбран каждым субъектом в первой, второй, третьей очереди; цифры -1, -2, -3 — те, кого субъект не избирает в первой, второй и третьей очередях.
В таблице сканируется взаимный положительный или отрицательный выбор (независимо от порядка выбора).После положительных и отрицательных выборов перечислены
.Определение социометрического статуса
Социометрический статус относится к тому, насколько ребенок любим и замечен сверстниками. Это отражает более широкую категоризацию взаимного признания, чем простая дружба. К социометрическим категориям относятся популярные, отвергнутые, забытые, спорные и средние дети. Социометрический статус важен, потому что отношения со сверстниками играют важную роль в социальном и эмоциональном развитии детей.
Оценка социометрического статуса
Социометрический статус оценивается по просьбе детей назначать сверстников, которые им больше всего нравятся и не нравятся, оценивать каждого сверстника по шкале от очень сильно до очень не нравящихся или указывать своих любимых товарищей по играм из разных пар детей. Учителя, родители и исследователи также могут предоставить свои наблюдения. Исследователи используют эти положительные и отрицательные номинации для классификации социометрического статуса каждого ребенка.
Социометрические Категории
Популярные
Популярные дети получают много положительных и несколько отрицательных номинаций.Они хорошо любимы другими. Популярные дети общительны, общительны, дружелюбны и чувствительны к другим. Хотя они напористы и способны использовать агрессию, они проявляют мало разрушительных и негативных действий. Вместо этого они, кажется, используют свои социальные навыки, чтобы получить то, что они хотят, не прибегая к агрессии. Популярные дети также имеют тенденцию демонстрировать высокий уровень академических и интеллектуальных способностей. Дети, учителя и родители обычно соглашаются, какие дети популярны. В целом, популярные дети умеют инициировать и поддерживать позитивные социальные взаимодействия и отношения.
Отклонено
Отклоненные дети получают много отрицательных и несколько положительных номинаций. Они активно не нравятся. Отклоненные дети проявляют меньше положительных социальных навыков и черт, чем дети в других группах, и они показывают более слабые академические и интеллектуальные способности. Недавние исследования указывают на два типа детей, которых отвергают: дети, которые проявляют деструктивное и агрессивное поведение, и дети, которые социально озабочены и замкнуты.
Дети в группе отвергнутой агрессии демонстрируют высокий уровень враждебного и угрожающего поведения, физической агрессии, такой как толкание и борьба, и разрушительного поведения, такого как нарушение правил.Они также могут демонстрировать враждебную атрибуцию или склонность предполагать, что другие дети имеют враждебные намерения в неоднозначных ситуациях. Например, если один дочерний объект отбрасывает художественный проект, а второй дочерний элемент запускает его, прежде чем его можно будет извлечь, сценарий неоднозначен; неясно, нацелен ли второй ребенок на него нарочно или случайно. Хотя не отвергнутые дети признают неоднозначность, отвергнутые агрессивно настроенные дети могут предположить, что отрицательный акт был целенаправленным, а затем реагировать агрессивным ответным ударом.Это агрессивное возмездие воспринимается как неоправданное теми, кто признал ситуативную неопределенность, которая входит в цикл отказа от сверстников.
Другие дети могут быть отвергнуты, потому что они проявляют социально тревожное поведение. Эти дети не слишком агрессивны. Скорее, они робкие и осторожные в социальных ситуациях, что приводит к неудобным, неловким взаимодействиям. Сверстникам может быть трудно предсказать, как эти дети будут действовать, и они могут быть менее готовы к ним приблизиться. Социально озабоченные дети могут затем выйти из будущих социальных ситуаций.Отказавшимся детям, по-видимому, не хватает социальных навыков, которые делают возможным гладкое взаимодействие со сверстниками
пренебрегли
брошенных детей получают несколько положительных и несколько отрицательных номинаций. Они участвуют в нескольких подрывных и агрессивных поведениях, и они показывают меньше общительности, чем их сверстники. Тем не менее, исследования показывают, что дети, которым пренебрегают, не подвергаются большому риску отрицательных результатов. Действительно, в более структурированных мероприятиях эти дети проявляют большую общительность.В противном случае они могут предпочесть уединенную деятельность, что в конечном итоге будет способствовать их пренебреженному статусу. Заброшенные дети не любят. Их просто не замечают.
Спорные
Спорные дети получают как положительные, так и отрицательные номинации. Они хорошо нравятся некоторым детям, но активно не нравятся другим. Эти дети ведут себя так же агрессивно, как и отвергнутые агрессивные дети. Однако они компенсируют свою агрессию позитивным социальным поведением.Как и у популярных детей, они, как правило, имеют высокий уровень академических и интеллектуальных способностей. Их позитивное поведение и качества компенсируют их более высокий уровень агрессии. Оценки детей, учителей и родителей менее последовательны в отношении спорных детей, возможно, потому, что спорные дети сдерживают свои агрессивные проявления, когда присутствуют взрослые. Хотя спорные дети занимаются агрессивным поведением, они также сотрудничают и общительны.
Средний
Средние дети получают среднее количество положительных и отрицательных номинаций.Они не вписываются в одну из самых экстремальных категорий. Большинство детей вписываются в эту категорию. Они более общительны, чем отвергнутые и брошенные дети, но не так общительны, как популярные и противоречивые дети.
Социометрический статус стабильности и последствия
В течение коротких периодов, таких как несколько недель или месяцев, рейтинги популярных и отвергнутых детей остаются довольно стабильными. Дети в запущенных и противоречивых категориях могут колебаться по мере изменения школьной деятельности и развития социальных навыков.В течение более длительных периодов оценки стабильности для детей, от которых отказались, выше, чем для других групп. Другими словами, дети, которые пользуются популярностью, пренебрежением или противоречивостью в молодости, могут иметь или не иметь этот статус через несколько лет. Однако дети, которых активно отвергают в молодом возрасте, все еще имеют тенденцию быть отвергнутыми через несколько лет. Без вмешательства они не приобретают социальные навыки, которые им необходимы для принятия сверстников.
Отклоненные дети, особенно отвергнутые агрессивные дети, подвержены высокому риску негативных последствий, таких как преступность, гиперактивность, синдром дефицита внимания и гиперактивности, проблемы с поведением и злоупотребление психоактивными веществами.Кроме того, они подвержены более высокому риску, чем другие группы, из-за ощущения одиночества, депрессии и обсессивно-компульсивного расстройства. Тем не менее, эти дети могут извлечь выгоду из вмешательств. Родители и учителя, которые обучают детей тому, как справляться с конфликтами и трудными социальными ситуациями, как встречаться и общаться с незнакомыми сверстниками, а также моделировать и укреплять социально компетентное поведение, могут помочь детям в развитии их социальных навыков. В конечном счете, дети, которые узнают о соответствующем социальном поведении, о том, как его реализовать и как интерпретировать социальную обратную связь от других, должны стать более социально компетентными и иметь лучшие отношения со сверстниками.
Ссылка:
- Newcomb, A.F., Bukowski, W.M. & Pattee, L. (1993). Отношения детей со сверстниками: мета-аналитический обзор популярного, отвергнутого, забытого, противоречивого и среднего социометрического статуса. Психологический вестник, 113, 99-128.
Подробнее:
,Социометрия — это раздел социальных наук, основанный на работе Якоба Л. Морено, доктора философии (1890-1974), который изучает формирование и строительство групп и какие особенности методы для описания и учета межличностных отношений в группах. Степень принятие и отклонение для другие в определенных ролях получаются, измеряются и изображаются таким образом, чтобы облегчить открытое обсуждение личности влияние на структуру группы и сплоченность, и построение группы, поскольку это влияет на человека.Люди, обученные социометрическим методам фокусировки на группы или тимбилдинг, социальные сети, сообщество, лидерство, изоляция, взаимность, несоответствие, статус, мотивация и социометрическое восприятие.
Основная философия
Социометрические принципы и подход Морено изложены в изданиях Кто выживет? Основы Социометрия, групповая психотерапия и Sociodrama (1934, 1953, 1978). Он заявляет, что он «пострадал» от идей исправления , что каждый человек наследует исконную природу, которая бессмертный и священный.И именно от этой природы возрастает способность к творчеству, творчество, которое должно быть направлены на сохранение жизни, что все могут выжить. Организовать вселенную разнообразных культур, верований и способов взаимодействия для этой высшей задача требует системы достаточного сложность для изучения существующих взаимосвязанных и достаточного сердца, чтобы мотивировать людей ценить друг друга, active.,
Социометрические методы приводят к повышению сознания; восприятие выявлено, исправлено и в конечном итоге заточены.Члены группы могут затем сделать осознанный выбор с осознанием коллективного выбора и той ролью, которую его или ее выбор играет в группе как все.
Методы
Социальный атом
Студент социометрии становится одновременно участником и наблюдателем своей жизни, исследуя на бумаге и в действии который ядро людей, с которыми он / она связан. То, что наблюдается и измеряется, это близость и расстояние, которое существует (или желательно) и бухгалтерский учет для включения или исключения из своего круга.Исследуемая группа может быть публичной или частной друзья.
Социометрический тест
Группа исследует коллективное влияние своего выбора друг на друга и на целое. Критерий, по которому базовый выбор выбран, и члены группы определяют на бумаге или в действии диапазон вариантов (выбрать, чтобы не выбрать, чтобы остаться нейтральным) и степень положительного и отрицательного чувства, лежащего в основе их выбора. Иногда члены группы могут делать предположения о восприятии о выборе, который могут иметь другие сделал для него или нее.После раскрытия в парах результаты отображаются на социограмме. который нарисован или принят таким образом, чтобы выделить несколько факторы: близость и дистанция, уровень выбора (сильно перегруженный или сильно недогруженный), уровень взаимности, существование подгрупп. Группа Затем обсуждаются результаты и способы улучшения его конструкции для поддержания его целей и задач.
Диаграмма ролей
Пары, триады и малые группы могут исследовать свои ответы друг другу, определяя роли, в которых они взаимодействовать и чувство ответы, которые они имеют друг к другу в роли.Составлен список имен ролей и используется система обозначений для использования в выявлении чувств, или изменения в чувствах.
Encounter
Важным для социометриста является способность облегчить исследование результатов исследований, главным образом через взаимный процесс смена ролей. Лица, занимающиеся социометрическими процедурами, не смогут точно раскрыть себе или другой их истинный выбор, если они не в состоянии полагаться на квалифицированное лечение или различия по мере их возникновения.Социометрист облегчает конфликты, тупики, и встреча людей, которые начинают узнавать друг друга.
Групповое строительство
Социометрия также включает в себя большое количество упражнений и мероприятий, направленных на улучшение принадлежности, сотрудничества, сплоченность, открытость и доступ к ролям. Каждая структурированная разминка является социометрическим событием. Каждый раз, когда лидер просит членов группы выбрать партнера, происходит социометрическое событие. Изучение социометрии уделяет внимание разработке и основополагающим принципам этой деятельности.
Применение социометрии
Социометрические методы были применены в:
- Семейная терапия
- Консультирование пациентов психотерапии
- Образование, в классах и подготовка учителей
- Градостроительство и общественное строительство
- Политические кампании
- Бизнес и промышленность, особенно в области развития организации
- Детские лагеря
- Военная служба
- Восстановление общины
Дополнительную информацию о национальных учебных центрах, постоянном обучении и региональных семинарах можно получить по адресу: контактные данные:
TORONTO ЦЕНТР ПСИХОДРАМЫ И СОЦИОМЕТРИИ
5752 Hinchinbrooke Rd, Hartington, ON K0H 1W0
Тел: (416) 724-3385
Дополнительные источники в социологии, философии,
Методология и практика.
Мендельссон, Питер Дин, доктор философии, диссертация, Сент-Луис, Вашингтонский университет, 1976.
Кто выживет? Основы социометрии, групповой психотерапии и социометрии.
Moreno, Jacob L., Beacon, NY, Beacon House, 1953, 1978.
Проведение клинических социометрических исследований. Хейл, Энн Э., Роанок В.А., Royal Publishing Company, 1985.
.Автор
Аннотация
Предложен новый метод расчета индекса состояния по социометрической структуре небольшой группы. Обсуждаются ограничения предыдущих индексов, и показано, как новый индекс обходит проблемы, с которыми они сталкиваются. Исследования с использованием нового индекса показывают, что он измеряет социальный статус, по крайней мере, в той степени, в которой оценка человека в положительном восходящем направлении личности по модифицированной межличностной рейтинговой шкале указывает на социальный статус.Обсуждается также сущность концепции ослабления.
Предлагаемая цитата
Скачать полный текст с издателя
Исправления
Все материалы на этом сайте были предоставлены соответствующими издателями и авторами.Вы можете помочь исправить ошибки и упущения. При запросе исправления, пожалуйста, укажите ручку этого элемента: RePEc: sae: somere: v: 1: y: 1973: i: 3: p: 329-346 . Смотрите общую информацию о том, как исправить материал в RePEc.
По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, заголовков, аннотаций, библиографических данных или информации о загрузке, обращайтесь: (Публикации SAGE). Общие контактные данные поставщика: .
Если вы создали этот элемент и еще не зарегистрированы в RePEc, мы рекомендуем вам сделать это здесь.Это позволяет привязать ваш профиль к этому элементу. Это также позволяет вам принимать потенциальные ссылки на этот элемент, в которых мы не уверены.
У нас нет ссылок на этот товар. Вы можете помочь добавить их, используя эту форму .
Если вам известно о недостающих элементах, ссылающихся на этот, вы можете помочь нам создать эти ссылки, добавив соответствующие ссылки таким же образом, как указано выше, для каждого элемента ссылки. Если вы являетесь зарегистрированным автором этого элемента, вы также можете проверить вкладку «цитаты» в своем профиле службы RePEc Author Service, поскольку могут быть некоторые цитаты, ожидающие подтверждения.
Обратите внимание, что исправления могут занять несколько недель, чтобы отфильтровать различные услуги RePEc.
,