Социометрия тест: Социометрия

Содержание

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ — это… Что такое СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ?

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ (социометрия и англ. test — испытание, исследование) — специальный социометрический метод, прием и способ фиксации, измерения и исследования установок, оценок, предпочтений и желаний людей, проявляемых ими в отношении других людей или групп в процессе социометрического опроса (тестирования). В зависимости от предмета, целей и задач научного исследования, СТ. проводится по одному или нескольким критериям (в т.ч. по различным разновидностям коммуникативных критериев), посредством которых при анализе ответов на стандартизированные вопросы о желании, предпочтении и возможности взаимодействия с теми или иными людьми устанавливаются сопоставимые выборы людьми друг друга, выражающиеся в форме положительного выбора (+), отрицательного выбора (отвержения и нулевого выбора (безразличия, 0).

При этом особое значение придается дихотомическому (альтернативному) параметру (критерию) «выбор — отвержение», поскольку считается, что именно он позволяет сфокусировать исследование на изучении динамических глубинных социоэмоциональ-ных структур, т.е. в конечном счете на выявлении и диагностике социоэмоциональной напряженности и ее последствий. СТ. позволяет также установить величину социодинамиче-ского расхождения между официальной (формальной, явной) и неофициальной (неформальной, неявной) социометрическими структурами. В качестве основных требований к проведению СТ. выдвигаются: рациональное определение целей, задач и возможностей исследования; четкое определение изучаемой совокупности, проблемы, критерия (критериев), форм и вариантов выборов, корректное использование полученной информации и др. Данные СТ. обрабатываются и выражаются посредством использования различных матричных (Социоматрица), графических (Социограмма), индексных и статистических методов. Результаты СТ. выступают в качестве предпосылки и основы для социометрического изменения существующих отношений, в т.
ч. и посредством использования, в случае необходимости, соответствующих терапевтических средств.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.

  • СОЦИОМАТРИЦА
  • СОЦИОМЕТРИЯ

Смотреть что такое «СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ» в других словарях:

  • СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ — метод исследования в социометрии, предложенный Я. Морено для изучения межличностных отношений в малых группах. С. т. фиксирует факт предпочтения или установку, выраженную индивидом в отношении взаимодействия с др. индивидами в определ. ситуациях …   Философская энциклопедия

  • Социометрический тест

    — методика выявления наглядно графического изображения и индексного представления межличностных отношений в малойгруппе. Результаты такого теста являются неоценимыми для педагога в понимании им процессов формирования внутриколлектиных отношений в… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Социометрический тест — методика выявления, наглядно графического изображения и индексного представления межличностных отношений в малой группе. Результаты такого теста являются неоценимыми для учителя в понимании им процессов формирования внутриколлективных отношений в …   Педагогический словарь

  • МЕТОДЫ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ (СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ) — в узком смысле методы исследования структуры межличностных отношений в малой соц. группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрич. критериям. М.с. были предложены в 30 х гг. Я. (Дж.) Морено в рамках развиваемой …   Российская социологическая энциклопедия

  • СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД (в возрастной психологии) — (англ. sociometric method) прием стандартизированных испытаний для измерения межличностных отношений в малых группах. Син. социометрический тест. Осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые испытуемый производит… …   Большая психологическая энциклопедия

  • тест межличностный — тесты, позволяющие оценивать взаимоотношения в различных группах социальных, например, тест социометрический, тест социально психологической самоаттестации группы как коллектива (см. тест самоаттестации коллектива). Словарь практического… …   Большая психологическая энциклопедия

  • тест социометрический — система специальных вопросов и критериев, направленных на определение отношений людей в пределах изучаемой группы и на поведение самой группы (см. социометрия). Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • Тест цвето-социометрический — (ЦСМ). П. В. Яньшин. Предназначен для изучения комплекса социально психол. параметров группы, структуры группы, индивидуальных аттитюдов членов группы, индивидуально психол. особенностей членов группы. Социально психол. параметры и структура… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • СОЦИОМЕТРИЯ —         (от лат. societas общество и греч. измеряю), отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание количественным измерениям симпатий и антипатий между участниками.         Термин «С.» появился …   Философская энциклопедия

  • Морено Якоб Леви — Морено (Moreno) Якоб (Джэкоб) Леви (р. 20.5.1892, Бухарест), социальный психолог и психиатр, основатель социометрии. Окончил Венский университет, где изучал философию и медицину. Работал в психиатрических клиниках и институтах Австрии и США (с… …   Большая советская энциклопедия

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ. Новейший философский словарь

Читайте также

Тест сносок v1.2

Тест сносок v1.2 Скрипт проверяет порядок расположения ссылок-сносок и их правильность. Определяет, кажется, все возможные ошибки. Является аналогом скрипта «Проверить ссылки», который стандартно идет с FBW, но работает быстрее (сравните: N*N операций в случае скрипта FBW и N

Тест на сообразительность

Тест на сообразительность Во время проводов цыганского барона украли лодку у Харона.

А.Смир Задумайте любое растение. Задумали – прекрасно. Именно оно и будет олицетворять вас. А теперь расшифруем выбор:Роза – королева цветов, всегда шикарно одета и благоуханна, ее

Тест

Тест (от англ. test – проба, испытание, проверка) – в психологии – стандартизированное средство психологического измерения и оценки, предназначенное за короткое время с помощью тех или иных испытаний (количественных и качественных) определить индивидуальные особенности

Х СС – Положение в классе (Социометрический статус)

Х СС – Положение в классе (Социометрический статус) 1. Друзей практически не имеет. Дети не проявляют желания с ним общаться.2. Имеет минимальный круг общения. Большая часть детей не замечает его.3. Имеет устойчивый круг общения.

Активно взаимодействует с другими

Тест на беременность

Тест на беременность Вы планируете стать мамой и с замиранием сердца ожидаете момента, когда же можно будет сделать тест и увидеть заветные две полоски? Или наоборот, это событие пока никак не входит в ваши планы, и вы места себе не находите в ожидании результата теста? В

Тест на ботанство

Тест на ботанство 1. Зачем вы взялись за этот тест?а) от скукиб) чтобы узнать, ботаник ли яв) мне сказали, что я ботаник, и мне очень-очень нужно проверитьг) чтобы побить чей-то счет2. Сколько времени вы проводите за компьютером в сутки?а) меньше часаб) около часав) от 3 до 5

Тест

Тест Тест (англ. test — проба, испытание, исследование) в психологии и педагогике, стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.  Т. начали

Тест-акт

Тест-акт Тест-акт (англ. Test Act), Акт о присяге, закон английского парламента, принятый в 1673. Требовал от всех состоящих (или желающих состоять) на государственной службе присяги по англиканскому обряду и отречения от католических догматов. Принятие Т.-а. означало

Цис-транс-тест

Цис-транс-тест Цис-транс-тест (лат. cis — по эту сторону, trans — через, за пределами и англ. test — испытание), генетический метод анализа, позволяющий выявить принадлежность рецессивных мутаций одному или разным генам . Предложен американским генетиком Э. Льюисом в 1951. Для

ТЕСТ

ТЕСТ (англ. test — проба, испытание, проверка, исследование) — общенаучный эмпирический метод, состоящий в применении системы специально отобранных процедур (формализации, алгоритмизации, инструктирования, фиксации, измерения, анализа и интерпретации) для получения неявной

68. Тест Чоу

68. Тест Чоу Предположим, что на основе собранных данных была построена модель регрессии. Перед исследователем стоит задача о том, стоит ли вводить в полученную модель дополнительные фиктивные переменные или базисная модель является оптимальной. Данная задача решается с

Тест №2

Тест №2 К одному источнику света с 16 дюймовым отражателем (используется как ключевой свет) прикрепляется 7 футовая струна. Кусочки ленты, которые служат маркерами, прикрепляются к струне с интервалом 12 дюймов снизу и, не доходя до лампы 3 футов. Тест будет проводиться при

Тест

Тест Сколько ни пишут, чтобы не ставили турецкие замки, все равно до людей не доходит. На форумах обсуждаются замки KALE, ORNEK, TURKEY, FAIN неспроста. Они стоят на дверях, они продаются и покупаются. Чем вызван спрос? Я думаю, следующими составляющими: низкая цена, красный цвет

Социометрия. Исследование школьного коллектива

Социометрия. Исследование школьного коллектива.

Цель: Изучение ученического коллектива (первичная стратификация по социометрическому статусу, динамика в сфере интеллектуально-деловых и эмоциональных предпочтений).

Задачи: 1.Оценить социометрический статус каждого учащегося.

2. Выявить «интеллектуально-деловых» и социально-коммуникативных лидеров в классе.

3. Определить направление и перспективы работы с учащимися-лидерами и т. н. «робинзонами».

Объект исследования: учащиеся класса 12 человек.

Для учеников выбрана анкета.

Анкета — самый распространённый вид социометрии. Она позволяет провести тест среди учеников всего класса одновременно. Детям даётся инструкция: «Мы хотим, чтобы ваш (наш) класс был самым дружным. Но, возможно, что-то мешает этому. Чтобы разобраться в этой проблеме, мне нужна ваша помощь. Перед вами анкеты. Здесь несложные вопросы, но они касаются ваших отношений друг с другом. Отнеситесь серьёзно и отвечайте честно. Анкеты обязательно нужно подписать. Я даю честное слово, что никто, кроме меня, не узнает о том, что вы написали. Ни с кем не советуйтесь и не подсматривайте в чужие анкеты. Важно только ваше мнение».

На бланке анкеты напечатаны вопросы (критерии) и определено место для ответов. Для учеников начальной школы лучше использовать вариант, при котором дети вписывают имена в строчки с выбором, или же таблицу с готовым списком обучающихся. Важна для младших школьников и формулировка вопроса. Он должен быть понятен, а ситуация выбора — ценной для ребёнка. 

Анкета для мониторинга.

Фамилия и имя ученика _________________________________

Вопрос 1: С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?

Ответ:

Выбор 1.___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Вопрос 2: С кем ты не хотел бы сидеть за одной партой?

Ответ:

Выбор 1.___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Вопрос 3: С кем бы ты хотел делать домашние задания?

Ответ:

Выбор 1. ___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Вопрос 4: Кого ты хочешь пригласить на свой день рождения?

Ответ:

Выбор 1.___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Вопрос 5: Кого ты не хочешь пригласить на свой день рождения?

Ответ:

Выбор 1.___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Вопрос 6: Если бы ты переходил в другую школу, кого бы позвал с собой?

Ответ:

Выбор 1.___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Вопрос 7: Если бы ты переходил в другую школу, кого бы  не позвал с собой?

Ответ:

Выбор 1.___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Вопрос 8: Кого бы ты попросил о помощи в трудной ситуации?

Ответ:

Выбор 1. ___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Вопрос 9: Кого бы ты не попросил о помощи в трудной ситуации?

Ответ:

Выбор 1.___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Анализ результатов.

  1. Класс характеризуется средним уровнем сложившихся доверительных отношений, гендерной сбалансированностью (т. е. взаимоотношения мальчиков и девочек отличаются социально одобряемыми формами сотрудничества, объективностью и взаимной заинтересованностью) – гендерной несбалансированностью (т. е. взаимоотношения мальчиков и девочек характеризуются конфронтацией, игнорироваием интересов друг друга, «ябедничеством», выраженной конфликностью – в явной или скрытой форме).

  2. Показателем среднего уровня сплоченности является частичная оценка формальных и неформальных лидеров, средний процент ребят, не получивших выбора (признания) со стороны одноклассников в сфере «деловых» — коммуникативных – качеств.

  3. По количеству полученных со стороны сверстников выборов детей класса можно подразделить на четыре группы.

Группа 1 – социометрические «звёзды», лидеры, выделяемые в двух сферах.

Выраженная направленность на общение, умение устанавливать тёплые, доверительные отношения со сверстниками.

Такие дети интересны окружающим, они умеют насытить атмосферу яркими событиями и впечатлениями, надёжны в отношениях, ответственны, готовы прийти на помощь.

  1. Фатыхов Ренат

  2. Бочкова Катя

  3. Стрельникова Лиза

Группа 2 – «популярные» — имеющие достаточно широкое признание (более 3-4х выборов) со стороны одноклассников

Петрова Владислава

Шелухова Галя

Кучканова Диана

Группа 3 – «принимаемые» — дети, имеющие опору в классе хотя бы в лице 1-2х человек, что создаёт достаточные условия для положительной динамики их социального статуса.

Курмашев Тимур

Сумина Дана

Ниденталь Арина

Группа 4 – «робинзоны» — дети, оказавшиеся за кругом предпочтений со стороны одноклассников по одной из двух означенных сфер (или по двум). Такой статус может быть следствием одной из двух причин: 1 – ребёнок имеет референтную (значимую для него) группу, поддерживающую его нормальное развитие и социализацию за рамками класса (семья и родственники, друзья, секция, студия и т.д.), 2 – ребёнок имеет личностные особенности, «пробелы» в социализации, объективно не позволяющие ему получить признание сверстников.

Фоминцев Егор

Клопотюк Саша

Данилейко Глеб

Наличие в классе более 4х «робинзонов» может свидетельствовать о низкой стадии развития коллектива, тяжело протекающей внутригрупповой динамике, следует исключить также случаи, ориентированные на медицинское вмешательство.

Рекомендации к работе классного руководителя.

  1. Не афишировать результаты социометрии ни среди детей, ни среди их родителей. Особенно осторожно обращаться с информацией о «непринятых» детях – «робинзонах».

  2. В работе по организации внеклассных дел опираться на учащихся — социометрических лидеров – формальных и неформальных, чьи имена можно озвучить и среди детей, и среди родителей. Учесть особенности взаимовыборов среди учащихся при формировании групп, что позволяет повысить социальную мотивацию учения.

  3. Проследить учебные успехи «интеллектуальных» лидеров, рассмотреть возможность их сотрудничества с учителями-предметниками в НОУ, олимпиадах и т. д.

  4. Выяснить возможную причину социальной изоляции «робинзонов», при необходимости провести корректировку их статуса (использовать механизмы межличностного влечения – сходство и комплементарность, физическая привлекательность, компетентность, взаимное вознаграждение, пространственная близость).

  5. Для оценки эффективности работы по формированию школьного коллектива провести повторную диагностику в конце года. Отследить динамику развития взаимоотношений, переходя от решения социальных проблем к решению проблем личностного роста и успешной социализации каждого учащегося.

Социометрия | Мир Психологии

СОЦИОМЕТРИЯ

Социометрия (англ. sociometry) — теория и метод, разработанные австрийско-амер. психиатром Якобом Морено (Moreno, 1890-1974), позволяющие эмпирически выявлять, схематически (в виде социограммы) представлять и интерпретировать структуру межличностных отношений в группе. В настоящее время С. рассматривается как направление в социально-психологических исследованиях, в которых используются социометрические методы (методики, тесты). См. социометрический метод исследования (в возрастной психологии). (Б. М.)

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Социометрия (микросоциология) — созданные Дж. Морено наука об обществе, психологическая теория общества и одновременно — экспериментальный метод, тест социально-психологический, обеспечивающие изучение и регуляцию отношений между людьми, применяемые для оценки связей межличностных эмоциональных в группе.

Ныне понимается преимущественно как отрасль социологии, психологии социальной и психотерапии групповой, направленная на изучение и гармонизацию отношений межличностных в группах малых с использованием различных количественных методов и методик инструментальных.

В основе теоретической социометрии лежит стремление объяснить все стороны социальной жизни — экономические, политические — состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Морено и его последователи пришли к выводу, что все проблемы современного общества, вне зависимости от его классовой структуры, могут быть разрешены путем перестановки людей согласно их эмоциональным предпочтениям — так, чтобы «социометрическая» революция позволила гармонизовать отношения общественные, являющиеся системами взаимного предпочтения или отвращения людей.

Одно из центральных понятий этой теории — теле, — термин, означающий простейшую единицу чувства, передаваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество и успешность отношений межличностных, в кои они вступают. В результате социометрической процедуры составляются матрица социометрическая, социограмма, вычисляются социометрические коэффициенты сплоченности групповой, понимаемой как коммуникативная общность.

Для социометрии характерно активное использование анкетирования, интервьюирования, тестирования, индексации, применение социоматриц и социограмм, различных модификаций дискуссий групповых, игр ролевых и деловых, психодрамы и социодрамы.

Многочисленные экспериментальные исследования, проведенные в рамках концепции опосредования деятельностного отношений межличностных, показали, что социометрия позволяет проанализировать лишь внешний эмоциональный слой активности групповой и не дает возможности проводить анализ отношений межличностных на основе учета факторов социальных.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Социометрия — термин Дж. Морено, обозначает метод, согласно которому каждого члена психотерапевтической группы опрашивают, с кем из других членов упомянутой группы он хотел бы выполнять определенную деятельность или не хотел бы этого. Не самый объективный, но достаточно информативный метод исследорвания.

Словарь конфликтолога. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.

Социометрия (от лат. societas – общество + metreo – измеряю) – разработанная Дж. Морено психологическая теория общества и одновременно социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе.

В основе теоретической С. лежит стремление объяснить все стороны социальной жизни – экономические, политические – состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Дж. Mорено и его последователи пришли к выводу, что все проблемы современного общества, вне зависимости от его классовой структуры, м. б. разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями так, чтобы «социометрическая» революция позволила гармонизировать общественные отношения, являющиеся, по их мнению, системами взаимного предпочтения или отвращения людей. В технологию С. включены: проведение социометрической процедуры, составление социометрической матрицы, а на ее основе – социограммы, вычисление коэффициентов групповой сплоченности и т. д. Различные модификации С. используются для изучения конфликтных явлений в группах.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Социометрия

  1. Свободное значение – любая попытка измерить, квантифицировать или формализовать межличностные связи. Наиболее разработанным методом является метод Дж. Морено.
  2. Специальное значение – методы и теория, созданные в значительной степени благодаря деятельности Джекоба Л. Морено, которые являются основой для наиболее часто используемых процедур измерения социальных вещей. Методы Морено состоят, прежде всего, из выяснения сети взаимосвязей, существующих между различными членами группы.

Процедурой для установления набора связей является социометрический тест, и окончательная схематическая диаграмма, которая строится на основании этого теста, называется социограммой.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Основное назначение и область применения социометрии.

Категории анализа и виды социометрических опросов
Подробности
Категория: Методика социальных исследований

Объектом изучения социологии выступают соц. Группы. Разновидностью соц. гр. Являются малые соц. группы. Для изучения малых групп можно использовать четыре вида показателей:

A)характеристики, измерение которых не требует социальных инструментов: цели деятельности групп и коллективов, их соответствия общественным идеалам и требованиям данной социальной организации, содержание социальных норм, действующих в коллективах и группах.

Б) характеристики, получаемые путем усреднение данных относительно членов группы или организации, например, социально -демографические.

B)структурные показатели, к числу которых относятся рассматриваемые ниже социометрические индексы.
Г) показатели групповых норм и ценности.

Термин «социометрия» связан с именем Дж. Морено, который в 30-е годы нашего века разрабатывает особую социопсихологическую теорию, согласно которой изменение психологических отношений в малой группе является якобы главным условием изменения отношений во сей социальной системе. При всем утопизме такого подхода, который неоднократно подвергался научной критике, Морено предложил весьма полезную эмпирическую процедуру для измерения некоторых групповых характеристик.

Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е взаимных симпатий и антипатий между членами группы

Назначение социометрической процедуры может быть трояким: а) измерение степени сплоченности — разобщенности в группе; б) выявление «социометрической позиции», т. е соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии, где на крайних полюсах оказывается «лидер» группы и «отвергнутый»; в) обнаружение внутри групповых подсистем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры. Во всех случаях используется опросный лист, где каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по различным вытекающим из задач исследования критериям, например, с точки зрения совместной работы., проведения досуга, участия в решение деловой проблемы, в игре и т. д. Главный инструмент, вопрос который мы задаем должен включать в себя описание проективной ситуации совместной деятельности

Границы применения: надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомств со спецификой группы. Устойчивость данных определяется повторным опросом, а их собственность — путем наблюдения реальных отношений в коллективе или методом контроля по известной группе. Очень важно гарантировать каждому участнику анонимность опроса.

Использование социометрического теста обнаружило незаурядные прикладные возможности. Психологи и педагоги, социологи и практики на предприятиях пользуются социометрическим тестом для диагностики групповой сплоченности , выявления лидеров. Будучи простым в употреблении, социометрический тест, как и другие тесты, является арбитражным. Его показания относительны, и все замеры приобретают смысл только в случае, если производятся по единой процедуре для всех членов группы. При сопоставлении агрегатных (общегрупповых) характеристик опять — таки следует пользоваться единой процедурой. Вместе с тем была доказана ограниченность данных процедур, ибо с их помощью фиксируются поверхностные, не глубинные взаимоотношения в группах, причем специфика групп и коллективов остается не выявленной. Наиболее сильным продвижением вперед являются методы, разработанные на изучение собственно коллективистских отношений в группе, прежде всего ценностно-ориентировочного и ценностно-нормативного единства группы В этих методиках фиксируются содержательные деятельностные аспекты групповых структур, подосновы эмоциональных отношений.

Выделяют персональный (отражает отношение членов группы к каждому ее представителю) социометрический индекс и групповой (характеризует меру связанности группы по выделенному критерию, настоятельность взаимных контактов, но без учета их знака, их направленности).

почему тест социометрия является закрытым​

Складіть психологічну казку використовуючи визначення з психології, або продовжіть у вказаному прикладі.

нормально ли, что человеку нравится смотреть на собственную кровь? и если нет. почему ? ​

Помогите пожалуйста, очень срочно нужно ​

В чем сходство и различие систем обучения и воспитания в Древней Греции и Древнем Риме?

Внимательно прочитайте выдержки из работы А. Лосева «Диалектика мифа» и подготовьте ответы на следующие вопросы: а) Какие два подхода к познанию мифа … выделяет А. Лосев?очень срочно нужен развёрнутый ответ,помогите пожалуйста​

1. Из набора указанных ниже слов составьте группы. На какие группы в принципе можно разделить перечисленные понятия? Аргументируйте основания своей кл … ассификации.Любопытство; стенические чувства; удивление; радостное открытие истины; привязанность; страх; любовь; интерес; воодушевление; враждебность; нега; ярость; сомнение; любознательность; обожание; догадка; очарование; уверенность; восхищение шедевром искусства; удовольствие; предчувствие; симпатия; неудовольствие; чувство таинственного; волнение; предвкушение; жалость; тревожность; увлеченность работой; сладострастие; депрессия; эмпатия; стыд; злость; ненависть; страдание; фрустрация.2. Из набора указанных ниже слов, означающих положительные и отрицательные эмоции, составьте две группы, в первой перечислите эмоции, соответствующие состоянию повышенной, а во второй — пониженной активности человека.Радость, грезы, страх, негодование, ярость, счастье, ужас, экстаз, грусть, печаль, восторг, страдание, тоска, паника, гнев, подавленность, наслаждение, раздражение, удивление, интерес. помогите пожалуйста , ДАЮ 23 БАЛЛА!!!

помогите пожалуйста, срочно надо ​

Кто знает, как заполнять такую таблицу, очень нужно Содержание, методы и средства деятельности Дошкольный возраст Младший школьный возраст Подростковы … й возраст Юношеский возраст Направление деятельности 1. Диагностическое 2. Консультативное 3. Просветительское 4. Профилактическое 5.Коррекционно-развивающее 6.Научно-методическое

(1) Дайте характеристику внимания как психического явления (2) Какие вы знаете теории и концепции рассматривающие феномен внимания Кто автор и тезис … (2-3 представителя ) (3) Виды внимания (4) Непроизвольное и произвольное внимание(дать определение) (5) Что такое послепроизвольное внимание( определение) (6) Основные свойства внимания,раскройте их суть (7) Какие методы изучения внимания вы знаете (8) Что такое мнимая и подлинная рассеянность

составьте список качеств личности учащихся (с возрастом учащихся определитесь самостоятельно), распределив качества по группам: 1) самосознание; 2) са … мооценка; 3) эмоционально-чувственная сфера; 4) волевая сфера; 5) мотивационная сфера.

Социометрия как метод изучения групповой структуры

Одним из самых распространенных методов изучения групповой структуры является социометрия, разработанная в своих основах Д. Морено еще в начале 1930-х гг. В его работах имеется несколько определений этого метода. Обращаясь к более позднему периоду творчества Морено, приведем следующее определение: “Социометрия — это измерение социальных отношений в самом широком смысле, всякое измерение всяких социальных отношений”.

Социометрический метод включает в себя ряд вопросов, предназначенных для того, чтобы индивид выбрал или отверг тех или иных членов своей группы применительно к каким-либо отношениям. Например: “С кем вы хотели бы выполнять совместное задание?”, “С кем вы хотели бы вместе пойти в кино?” и т.п.

В своей совокупности эти вопросы представляют собой социометрический тест. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы И.П. Волков отмечает следующие правила, которыми нужно руководствоваться при формулировании подобных вопросов (критериев):

1. Социометрический критерий должен требовать от субъекта выбрать либо отвергнуть другого члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности.

2. Критерий не должен накладывать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбранным или отвергнутым в пределах группы.

3. Используемые критерии должны быть доведены до уровня понимания членов группы; они должны интересовать если не всех, то большинство членов группы.

4. Критерий должен быть сформулирован так, чтобы у субъекта было конкретное основание для выбора или отвержения других членов; для этого вопрос нужно построить на конкретных ситуациях деятельности — этим достигается усиление критерия.

5. Предложение к выбору или отвержению членов группы нужно формулировать в терминах психологических и эмоциональных отношений: “Кого Вы хотели бы выбрать?”, “Кого желаете (желали бы) выбрать?”, “Кто Вам более (менее) нравится?” и т.д.

6. Критерий должен давать понять, что при желании отвечающих группа может быть реорганизована в соответствии с характером даваемых ими ответов.

7. Критерий не должен ограничивать субъекта в числе и свободе выборов. Если необходимо ввести ограничение числа выборов или порядок в предпочтительности совершаемых выборов, то на это следует указывать особо в вопросе либо в инструкции к тесту.

На основе социометрического тестирования можно зарегистрировать частоту контактов (или общую продолжительность контактов) между парами индивидов. Если эти контакты являются добровольными, то предполагается, что их характер и частота будут обоснованными показателями групповой структуры. Данные,полученные в результате опроса какой-либо группы, заносятся соответствующим образом в специальную таблицу — социоматрицу. Приводим ниже такую матрицу из исследования И.П. Волкова в качестве примера (табл. 1).

Анализ ответов позволяет получать не только качественный но и количественный материал о внутригрупповых взаимоотношениях. Так, число выборов, полученных тем или иным членом группы, свидетельствует о степени и характере его влияния на остальных лиц.

Число выборов, сделанных каким-либо индивидом, говорит о степени и характере его потребности в общении с остальными членами группы. Тот, кто получил больше всего выборов, является социометрическим лидером, или “звездой”, по терминологии Морено. В приведенном примере таким человеком является Т-р (№ 5), обладающий наибольшей притягательностью по критерию совместной работы. Социально изолированным оказывается Х-ч (№ 6) , которого все игнорируют (не выбирают и не отвергают), да и сам он пассивен в этом смысле.

Таблица 1. Социометрическая матрица

Критерии:
“С кем Вы более всего хотели бы совместно работать на одной операции?”;
“С кем Вы более всего не хотели бы совместно работать?”

Примечание:
“+ ” — положительный выбор; “—” — отрицательный выбор; “О” — нулевой выбор (безразлично). Член группы № 1 — официальный руководитель.

Для большей наглядности изображения структуры отношений исследуемой группы данные, заключенные в матрице, можно графически представить в виде социограммы (рис. 1).

Рис. 1. Социограмма

Данная социограмма показывает, что № 5 обладает наивысшим социометрическим статусом, так как его выбирают четыре члена группы из пяти. Индивиды № 1, 3, 5 составляют замкнутую неформальную группировку — они выбирают лишь друг друга. Индивид № 6 находится в психологической изоляции от остальных членов группы.

Взаимную антипатию испытывают индивиды № 2 и 4, при этом № 2 психологически отвергает официального руководителя группы (№ I). Последний может воздействовать на № 2 неофициальным образом лишь через № 5, поскольку № 1 и № 5 связаны взаимными выборами. Эта социограмма свидетельствует также о том, что давать задание, предусматривающее взаимодействие, индивидам № 2, 4 и 6 нецелесообразно, так как у них отсутствует тяготение друг к другу.

Для более обстоятельного анализа данных социометрического теста был разработан ряд индексов. Одни из этих индексов предназначены для того, чтобы показать положение той или иной личности в группе, другие — для того, чтобы охарактеризовать группу как определенную общность.

Для иллюстрации подобного анализа представим несколько индексов, которые можно использовать для описания групповой структуры. Позитивная экспансивность (желание общаться с другими людьми) индивида р в группе из N человек, где р позволено неограниченное число выборов, измеряется посредством следующего индекса:

Экспансивность группы можно измерить посредством следующего индекса:

Групповую сплоченность и групповую интеграцию можно измерить посредством следующих индексов:

Существуют и другие социометрические индексы, которые могут быть использованы при изучении структуры группы. С целью проверки данных социометрического тестирования рекомендуется проводить интервью с испытуемыми по поводу мотивации их выборов. Возможны также повторные социометрические замеры для выявления устойчивости сделанных выборов.

Социально-метрическая методика: значение, использование и ограничения

Прочтите эту статью, чтобы узнать о значении, использовании и ограничениях социометрической техники в учебном руководстве.

Значение социометрического метода:

Социометрический метод или тест в качестве одного из средств, не связанных с тестированием, был впервые разработан Дж. Л. Морено и Хеллен Дженнингс иногда примерно в 1960 году. Это средство простого и графического представления структуры социальных отношений, линий коммуникации и моделей поведения. дружба, влечение и отторжение, существующие в данный момент среди членов определенной группы.

С помощью этой техники консультант или инструктор могут часто измерять принятие или отторжение между членами группы. Обычно наблюдается, что некоторые студенты всегда хотят оставаться вместе, некоторые студенты больше нравятся всем студентам, некоторые студенты никому не нравятся и так далее. Эти социальные отношения, существующие между ними, влияют на все аспекты их развития.

Поэтому учителю необходимо оценить эти социальные отношения, существующие между учениками или студентами.Этот социометрический метод представляет собой метод оценки социального принятия отдельных учащихся. Он основан на индивидуальном выборе учеником дружбы для некоторых групповых ситуаций или деятельности. С помощью этой техники можно узнать, какой студент подходит по духу для рабочей группы или товарищей по определенной работе. На детской площадке учитель может задать вопрос ученику.

Это;

(i) Кого вы хотите возглавить?

(ii) С кем вы хотите подружиться? и т.п.

Выбор учащихся показывает, какие типы отношений у них есть с другими.

Существенными качествами или особенностями социометрического теста являются следующие:

(i) Это простое графическое представление данных о группе.

(ii) Он представляет структуру социальных отношений, существующих между членами группы.

(iii) Это указывает на дружбу между членами группы.

(iv) Указывает на линию притяжения и отторжения среди членов группы.

(v) Здесь всегда есть указатель времени.

(vi) Указывает на человека, наиболее избранного в качестве лидера, и на человека, которого не выбрали вообще, или на изолированного человека.

Следующие методы:

(i) Если группа большая, разделите группу на более мелкие подгруппы, состоящие из десяти членов каждая.

(ii) Члены каждой группы или подгруппы могут быть пронумерованы от одного до десяти.

(iii) Попросите каждого участника написать имя или номер ученика, с которым он больше всего любит работать, играть, сидеть и т. Д.

Ему могут быть заданы такие вопросы :

(a) Кого бы вы хотели сесть рядом с собой в классе или в автобусе, отправляясь в путешествие?

(b) С кем бы вы хотели работать в научной лаборатории?

(c) Кого бы вы хотели видеть в классе?

(d) С кем бы вы хотели поехать домой?

(e) Варианты выбора и предпочтения членов группы могут быть отображены графически со стрелками.Знаки будут обозначать односторонний или односторонний выбор, предпочтения, предпочтения и принятие, в то время как будут указывать взаимный выбор, предпочтения, симпатии и принятие. Каждый член группы будет представлен кружком. Теперь у вас есть «социограмма».

(е) При интерпретации социограммы сосредотачивайтесь на одном члене за раз.

(g) Точка наибольшей концентрации и созвездие стрелок указывают на наибольшее количество вариантов выбора и предпочтений. Такого члена легко можно подобрать в качестве лидера.

(h) Обычно близкие родственники, соседи и члены, имеющие общие интересы, выбирают друг друга. Об этом следует помнить при подборе лидера.

(i) Учащийся, которого не выбрал ни один другой член группы, называется изолированным.

Член группы может стать изолированным из-за многих факторов, таких как следующие:

1. Он новый участник группы.

2. По натуре он застенчив и замкнут.

3.Он не пытается подружиться.

4. Он может принадлежать как к низшему, так и к высшему социально-экономическому уровню.

Может быть три точки наибольшего выбора. Это может указывать на клики или резкое разделение группы.

Графически он представлен ниже:

Использование социометрических методов :

Социально-метрическая методика используется в обучающей программе следующим образом:

(i) Изучая выбор учеников с помощью социометрической техники, учитель может определить характер и степень социальных отношений, существующих между учениками.

(ii) Это полезно для выявления тех, кто изолирован, тех, кого не предпочитает ни один другой человек.

(iii) Это также полезно для выявления тех, кто нравится многим другим и кто может быть лучшим лидером группы. Работая с ними, можно дать рекомендации.

(iv) Социально-метрическая методика более полезна для малых групп. Положение или статус человека определяется на основе определенного критерия.

(v) Это простой, экономичный и естественный метод наблюдений и сбора данных.

(vi) Социально-метрические методы используются всякий раз, когда задействованы такие человеческие действия, как выбор, влияние, доминирование и общение в групповых ситуациях.

(vii) Их можно использовать в широком спектре исследований как в лаборатории, так и в полевых условиях.

(viii) Их можно использовать для обнаружения проверок в группах, каналов коммуникации и влияния, моделей сплоченности и связанности и так далее.

Ограничения социометрической методики :

Несмотря на вышеуказанные достоинства или возможности использования этого устройства, не предназначенного для тестирования, оно подвергается критике по следующим основаниям: :

(i) Данные социометрических тестов кажутся настолько отличными от других данных.

(ii) Исследователям или консультантам трудно думать о социометрических измерениях людей.

(iii) Оценка одного человека другими — это старая практика.

(iv) Есть определенные черты или качества, которые очень трудно измерить, и если они вообще измеряются с помощью наблюдений или других инструментов, измерение может быть неточным и свободным от субъективности.

Эссе по социометрии (для студентов) | Социальные исследования

Социометрия занимается нанесением на карту притяжения и отталкивания между членами группы, между группами (миниатюрные социальные системы) или подгруппами или между подгруппой и отдельными людьми.Социометрия включает в себя набор операций, которые в корне отличаются от метода, использованного Эмори Борадгусом для измерения социальной дистанции.

Хелен Дженнингс, одна из пионеров в области социометрических исследований, описала социометрию как средство графического и прямого изображения общей конфигурации отношений между членами группы в определенный момент времени. Такая картина позволяет увидеть основные пути коммуникации и весь калейдоскоп притяжения и отталкивания членов группы.

Для Франца: «Социометрия — это метод, используемый для открытия и управления социальной конфигурацией путем измерения влечения и отталкивания среди людей в группе».

Основной метод, применяемый в социометрии, — социометрический тест; социометрические методы имеют отношение к группе устройств, включая социометрический тест, которые заключаются в том, что каждый член группы, с которым он / она хотел бы или не хотел бы заниматься какой-либо деятельностью, имеющей отношение к жизни группы .

В зависимости от характера группы участников могут попросить указать, с кем (из числа других членов группы) он / она хотел бы быть связанным или не хотел бы быть связанным, в игре, учебе, проблеме- решение, обед, одолжение и взаймы и т. д.

Какой тип взаимодействия между членами становится центром внимания исследователя, зависит, помимо его целей, от характера и функций группы. Как правило, в социометрических исследованиях используются наблюдения, анкеты и графики собеседований.

Иногда проверка записей может также использоваться для защиты соответствующей информации. Но социометрию правильнее рассматривать как метод анализа, а не просто как метод сбора данных.

Исследователь должен вести наблюдение за поведением участников, если он хочет знать, что происходит в группе. Во время такого наблюдения исследователь концентрируется на том, как участники ведут себя, как они взаимодействуют друг с другом, каков характер их отношений, кто инициирует взаимодействие (роль ориентации) и кто играет роль объекта и т. Д.

Предположим, мы проводим наблюдение, направленное на выяснение модели обмена новогодними поздравлениями учащихся одного класса в государственной школе.

Мы можем обнаружить, что один ученик может считаться самым популярным членом класса, если он получает максимальное количество приветствий; социометрическая «звезда», выражаясь языком социометрии. Мы также можем обнаружить, что некоторые студенты не получают поздравительных открыток.

В социометрической терминологии это «изоляты».«Далее мы можем обнаружить, что среди студентов были случаи взаимного обмена поздравительными открытками, например, A отправляет B, а B отправляет A. Это известно как« взаимный выбор ». В ходе наших наблюдений мы могут встречаться некие клики, т. е. подгруппы студентов, внутри каждой из которых произошел взаимный обмен приветствиями.

Социометрические анкеты и интервью используются для получения информации от каждого человека о других членах группы, с которыми они хотели бы или не хотели вступать в определенный тип взаимодействия, а также об их мыслях об этом взаимодействии.

Вопросы, включенные в социометрическую анкету / расписание, направлены на поиск информации от каждого человека в группе относительно того, каких других членов группы он хотел бы или не любил в качестве своего товарища по играм, соседа по комнате, коллеги и т. Д.

Иногда человека просят назвать всех людей в группе, которых он хотел бы выбрать или отвергнуть; то есть нет никаких ограничений на то, чтобы респондент мог ограничить свой выбор или отказ первыми тремя или четырьмя лицами в порядке предпочтения.Но если группа численно большая, отдельного респондента обычно просят указать свой выбор или отказ первым нескольким лицам в порядке предпочтений.

Сам Морено настаивал на том, чтобы запрашивать неограниченное количество вариантов выбора или отказов, т.е. он рекомендует, чтобы респондентам было разрешено указывать общий диапазон выбора или отказов без каких-либо ограничений.

Конечно, нельзя отрицать, что такая свобода, предоставленная отдельным членам группы, будет иметь большое значение для создания чуткого и объективного портрета межличностных отношений в группе.

Однако практические соображения часто оправдывают ограничение для отдельного респондента указывать свой выбор или отказ только до определенного числового предела (трех или четырех). Если группа, подвергаемая социометрическому анализу, большая, такое ограничение во многом становится необходимым.

Предположим, мы хотим провести социометрический тест в классе студентов. Мы можем попросить каждого ученика класса указать, каких троих (или более) учеников он хотел бы пригласить на вечеринку по случаю дня рождения к себе и каков его порядок предпочтений среди тех, кого он хотел бы пригласить.

Мы также можем попросить каждого студента указать, каких трех (или более) студентов он не хотел бы приглашать на свой день рождения и каков будет его приказ об отказе.

Если респонденты полагают, что их выбор или отказ будет использован в качестве основы для фактической реструктуризации группы или для осуществления последующих договоренностей или реорганизаций, существует большая вероятность их искреннего ответа на социометрические вопросы.

По крайней мере, это обычное и разумное предположение.Таким образом, в социометрических исследованиях исследователь обычно предваряет свой вопрос с заверением респондентов в том, что их выбор в отношении игры, условий жизни, учебы и т. Д. Будет активно приниматься во внимание при изменении преобладающих условий или последующих действий. договоренности.

Несмотря на то, что Морено и его коллеги использовали социометрический метод с особой осторожностью и настаивали на использовании этого метода только при определенных условиях, социометрический метод использовался довольно широко и довольно часто без особой осторожности.

Популярность этого метода может быть объяснена легкостью и графическим характером «социограммы», которую можно точно описать как схематическое средство представления в основных основах схемы межличностных отношений между членами группы и настроения, лежащие в основе этих отношений. Социометрические данные также можно обобщить с помощью таблицы N x N. Такая таблица является основой матричного анализа.

Попробуем разобраться в таблице N x N на примере.Предположим, мы спросили каждого из пятнадцати студентов, составляющих класс, кого (среди остальных четырнадцати) они хотели бы пригласить на вечеринку по случаю дня рождения. Предположим также, что мы попросили каждого студента сделать это в порядке их предпочтений. Мы можем представить эти данные в виде таблицы размером N x N (поскольку в группе пятнадцать студентов, таблица будет размером 15 x 15).

Цифры 1, 2, 3, показанные в различных ячейках приведенной ниже таблицы, обозначают предпочтения. 1 представляет первый выбор предпочтения. Как показано в таблице ниже, A в первую очередь предпочел B в качестве приглашенного на вечеринку по случаю дня рождения.

Точно так же цифры 2 и 3 в таблице указывают соответственно второе и третье предпочтения. Как видно из таблицы, C отдал второе предпочтение A и третье предпочтение E. Точно так же D отдал первое предпочтение A, второе — C и третье — E. Таким образом, в целом социометрическая матрица, проиллюстрированная выше, довольно внятно изображает межличностные отношения между учениками класса.

Те же данные могут быть представлены в виде социограммы.

Социограмма: демонстрация моделей выбора на дне рождения:

Изучая социограмму, представленную выше, мы обнаруживаем, что А — наиболее часто выбираемый человек. Он получил наибольшее количество вариантов, то есть восемь. Из них три являются выбором первого предпочтения, четыре — второго предпочтения и одно третье предпочтение.

На языке социометрии мы можем обозначить А как «звезду», например, он самый популярный ученик в группе.Что касается общего количества вариантов выбора, то следуют D и E (каждый из которых получил по 7 вариантов, независимо от предпочтений). Но с точки зрения предпочтений их положение несравнимо с A, так как D имеет только 2 первых предпочтения, тогда как E только 1.

Следует отметить, что C, G и B обеспечили соответственно 5, 5 и 4 варианта выбора, но каждый из них получил 3 первых предпочтения. В получил первый выбор предпочтения от А, который является «звездой» (как таковой этот первый выбор предпочтения, качественно говоря, составляет больше, чем любой другой выбор первого предпочтения).Такие качественные различия — важные аспекты социометрического анализа.

В социограмме мы обнаруживаем, что 0 не был выбран ни одним учеником и, таким образом, является изолированным на социометрическом языке. Некоторые примеры взаимного выбора также проявляются в социограмме, например, A выбрал B, а B ответил взаимностью на его мнение.

Точно так же K и N отдали друг другу третьи предпочтения. Социограмма также представляет взаимный выбор, который качественно неравен, например, D указал свой первый выбор предпочтения для A, но A дал второй вариант предпочтения D.

Если бы у нас была группа, значительно превышающая представленную на социограмме, соответствующая цифра могла бы показать существование подгрупп или клик внутри большей группы. Социограмма, приведенная выше, представляет собой схему выбора приглашения на вечеринку по случаю дня рождения.

Мы также могли бы задать вопросы учащимся класса, чтобы узнать характер выбора / отказа в отношении других критериев.Например, «кого бы вы выбрали в качестве товарища по играм?» или «с кем бы вы хотели разделить обед?» и т. д., вот некоторые из вопросов, которые можно задать.

Социометрические вопросы, касающиеся ситуаций или событий, о которых задаются вопросы, должны быть теми, с которыми члены группы знакомы, и чтобы вопросы выглядели реалистично в контексте группы.

То есть события или ситуации не должны казаться респондентам слишком диковинными или надуманными, а должны содержательно вписываться в когнитивную структуру респондентов.Наконец, очень желательно поддерживать справедливую меру согласованности между интересующей нас социометрической структурой и критериями, в отношении которых мы просим респондентов указать свое согласие или неприятие.

Анкеты и интервью являются основными инструментами проведения социометрических тестов. Их легко применять, и их можно переформулировать для соответствия различным ситуациям.

Студенты, участвовавшие в тестировании надежности социометрических данных, обнаружили, что, несмотря на значительные различия в индивидуальных предпочтениях и моделях межличностных отношений в группе, баллы / индексы, основанные на социометрических данных, довольно стабильны.

Социометрические методы успешно использовались в исследованиях лидерства, паттернов дружбы, групповых структур, социальных приспособлений, предрассудков меньшинств, морального духа, общественного мнения и т. Д. В области психиатрии (особенно в групповой терапии) социометрия также нашла применение оказался очень плодотворным.

Среди новаторских исследований лидерства с использованием социометрической техники заслуживает особого упоминания исследование, проведенное Хелен Дженнингс на студентках. Дженнингс подсчитал баллы выбора для каждого ученика на основе выбора или отказа, полученного каждым из них.

Это исследование показало, что существует тесное соответствие между статусом лидерства студентов в сообществе и оценками выбора, полученными ими в ходе исследования.

Один из наиболее важных выводов исследования Дженнингса заключался в том, что лидерство не зависит от какой-либо определенной совокупности черт или личностных характеристик; это скорее зависит от поведенческого вклада человека по отношению к другим членам группы.

Фестингер, Шахтер и Бэк применили социометрическую технику в своем исследовании влияния жилищного паттерна на паттерны дружбы.Исследование выявило тот факт, что, хотя такие факторы, как возраст, интересы, социально-экономический статус и т. Д., Важны в формировании дружеских отношений, экологические факторы вносят значительный вклад в первоначальное формирование и укрепление дружеских отношений. .

Криссвелл использовала социометрическую технику в своем исследовании предрассудков этнических групп. Она смогла ясно показать, что расовые предрассудки у детей развиваются только после определенного возраста.

Ротлисбергер и Дисксон в своем известном исследовании под названием «Менеджмент и работник» описали с помощью социометрических диаграмм межличностные отношения между работниками в «Банковской разводке», экспериментальной группе, выделенной из более крупного комплекса «Хоторн». Электротехнические работы.’

Часто бывает невозможно изучить межличностные отношения в контексте какой-то конкретной конкретной ситуации. В такие моменты людей просят поучаствовать в воображаемой игровой ситуации или социальной драме с целью оценки характера их отношений. Социальная драма имеет диагностическое, а также терапевтическое значение для участников.

Переменные, которые представляют социометрические измерения, обычно являются социальными и, как таковые, имеют дело с базовыми данными, которые социологи в основном интересуют, прежде всего, эффективно представлены индивиды во взаимодействии внутри миниатюрной социальной системы, что позволяет получить представление о социальной среде. как воспринимается субъектом.Знание «субъективной системы координат» помогает понять ситуацию.

Социологи, социальные психологи и, в меньшей степени, социальные антропологи и психиатры успешно использовали социометрические измерения. Настойчивость Морено в том, что результаты социометрических исследований следует использовать для реструктуризации изучаемой ситуации, привела к тому, что эти меры используются в сферах образования, промышленности, вооруженных сил, психического здоровья и, в целом, в социальной инженерии.

Междисциплинарная уместность социометрических устройств убедительно доказывает их актуальность для области, где есть интерес к междисциплинарной интеграции. Кроме того, это устройства, которые независимый исследователь может использовать без значительных ресурсов. Социометрические данные имеют прямое значение для изучаемой ситуации.

Это дополнительная заслуга этих методов с точки зрения исследования действий. И это еще не все; эти методы, вызывая у испытуемых высокую степень интереса и сотрудничества, также обеспечивают индексы приемлемости и оперативное определение ряда эмпирических концепций.

Неудивительно, что социальные и поведенческие науки были впечатлены социометрическими приборами, о чем свидетельствует частое использование этих методов в различных областях их научных интересов.

Давайте теперь обсудим некоторые предостережения и ограничения, с которыми следует знать исследователям, использующим социометрические методы. Эти предостережения в некоторых случаях относятся к (а) способу использования этих методов; в других случаях они связаны с (б) недостатком, присущим самой природе социометрических методов.

Социометрические измерения представляют собой лишь один из множества способов рассмотрения межличностных отношений. Чаще всего дополнительные свидетельства, собранные с помощью других средств предоставления информации о физических, социальных, культурных и психологических аспектах ситуации, являются предпосылкой для интерпретативного понимания явлений, к которым традиционно применяются социометрические методы.

Морено справедливо рекомендует использовать тесты на спонтанность и интервью для получения ключей к детерминантам социометрических ответов.Например, лицо, указавшее свой выбор в пользу члена своей этнической группы, могло сделать это благодаря своему личному знакомству с выбранным членом; не столько по причинам этнической принадлежности.

Предположим, в ходе социометрического исследования детей, принадлежащих к разным социально-экономическим классам, было замечено, что дети среднего класса обычно склонны выбирать детей своего слоя в качестве товарищей по играм.

Что будет означать это открытие? Если бы мы обнаружили, что дети среднего класса (избранные и выбирающие) живут в одной местности и как таковые знакомы друг с другом, это будет означать, что фактор проживания играет важную роль в определении межличностного выбора.

Дети, принадлежащие к разным социально-экономическим группам, обычно живут в разных местах, поэтому вероятность контактов между детьми разных слоев обязательно будет меньше. Следовательно, дети среднего класса по понятным причинам не склонны выбирать детей из других групп в качестве своих товарищей по играм.

Следовательно, любой вывод о том, что поступок детей среднего класса, не выбирающих детей из других социально-экономических или культурных групп, является отражением предубеждений.Это не было бы отражением реальности.

Это, однако, не означает, что элемент предрассудков как исторический факт не участвует в формировании модели выбора детей где-либо. Например, на самом деле сегрегация людей разных вероисповеданий, каст и расовых групп, то есть их проживание в отдельных общинах / местах, может частично объясняться предрассудками.

Социометрические методы составляют неотъемлемую часть усилий Морено и его коллег по продвижению зрелой поведенческой теории межличностных отношений.Социометрические методы приобретают свой отличительный характер от этой теории. Но у некоторых исследователей может возникнуть соблазн злоупотребить этими методами. Джон Мэдж высказал явное предостережение относительно этой возможности.

Тенденция игнорировать другие виды данных и приписывать особый эмпирический статус наукометрическим данным может сдерживать мотивацию ввести меру, необходимую для плодотворного и более широкого применения социометрии. Линдзи и Боргатта утверждают, что было проведено очень мало систематических теоретических исследований, направленных на изучение видов условий и переменных, связанных с социометрической реакцией.

Относительное отсутствие систематических и кумулятивных исследований коренится в тенденции полагаться исключительно на социометрические измерения: до сих пор социометрические исследования ограничивались в основном образовательными и институциональными группами, в то время как другие соответствующие группы социометрически не исследовались.

Многопараметрическая концепция природы межличностных отношений может привести к исследованию, которое будет иметь фундаментальное значение для понимания группового процесса.Кроме того, такое систематическое исследование способствовало бы лучшему пониманию социометрических инструментов.

Отсутствие интереса к связи формулировок с эмпирическими данными (характерное для Морено), вероятно, помешало более осторожному и настойчивому подходу к отношениям между теорией и социометрическими данными. Лиман представил базовую математическую модель для представления социометрического выбора, которая может привести к более систематическому подходу к социометрическим данным.

Опять же, социометрические исследователи уделяют мало внимания критерию социометрических вопросов.Неоднократно подчеркивалась важность выбора подходящего критерия для социометрического анализа. Здесь уместно различие между «существенными» и «вспомогательными» критериями (предложенное Морено), причем существенными критериями являются те, которые относятся к изучаемой центральной деятельности.

Криссвелл проводит различие между «односторонними» и «двусторонними» социометрическими вопросами, в то время как Дженнингс предлагает различать «психику» и «социо» группу. Эти различия необходимо подчеркнуть, поскольку неспособность тщательно выбрать критерий отрицательно сказывается на качестве данных, и такие данные могут не поддаваться никакому анализу.

Вопрос о том, что означает выбор в соответствии с различными критериями, а также о видах переменных, которые лучше всего можно измерить с помощью определенных критериев, — это вопросы, которые справедливо заслуживают внимательного рассмотрения и тем не менее часто игнорируются.

Одно из возражений, выдвигаемых в этой связи, состоит в том, что исследователь, использующий социометрию, часто не знает, что означает выбор для испытуемого. Это возражение относится к вопросам уместности различных критериев предоставления данных в отношении конкретных измерений.

Требование, чтобы исследователь «знал» , что на самом деле означает ответ для каждого испытуемого, не совсем корректно; Однако важно то, в какой степени приказ, наложенный на субъектов на основе реакции, может быть соотнесен с соответствующими независимыми мерами.

Несмотря на феноменальные успехи, достигнутые в анализе социометрических данных за последние несколько десятилетий, характерные недостатки все еще сохраняются, наиболее серьезным из них является «тенденция незаконно извлекать выгоду из случайных вариаций» и рассматривать такие вариации как социально значимые.

«Почти социометрические» и «квазисоциометрические» исследования, которые являются ответвлениями «чистых» социометрических исследований, также были достаточно плодотворно проведены в ситуациях, когда строгое соответствие требованиям «чистых» социометрических исследований сталкивается с практическими проблемами.

Социометрическая самооценка, шкала группового участия, мульти-реляционный социометрический опрос, методы «Угадай, кто» и т. Д. — вот некоторые из методологических приемов, очень похожих на социометрические тесты.

Загрузите и поделитесь своей статьей:

Статья о социометрии из The Free Dictionary

— раздел социальной психологии, изучающий межличностные отношения, уделяя основное внимание их количественному измерению.

Термин «социометрия» впервые был использован в 19 веке в связи с попытками применить математические методы к изучению социальных фактов. В 20 веке микросоциологи, в том числе Г. Гурвич, пытались объяснить социальные явления, исследуя личные отношения между людьми.Дж. Морено дал новое определение термину «социометрия», сузив его значение до изучения отношений между людьми. Он включил реакционные утопические аргументы, а также экспериментальные методы в социометрии.

С развитием социальной психологии термин «социометрия» приобрел более конкретное значение, обозначающее группу методов, используемых для исследования межличностных отношений. Социометрический тест устанавливает предпочтение или отношение, выражаемое человеком в отношении взаимодействия с другими людьми в данной ситуации.Такой тест позволяет описать положение индивида в группе с точки зрения его собственного восприятия, сравнить это с реакциями других членов группы и выразить взаимоотношения внутри сопоставимых групп формальными методами, включая математические и математические. графические методы.

Психодрама и социодрама воспроизводят личные отношения, существующие между исследуемыми людьми в драматизированной ситуации. Они используются как в диагностических, так и в терапевтических целях.Социометрические методы широко используются в терапевтических целях и при изучении небольших групп с целью улучшения управления.

ЛИТЕРАТУРА

Moreno, J. L. Социомельрия . Москва, 1958. (пер. С немецкого)
Коломинский, ля. Л. Психология личных взаимоотношений в дет-ком коллектив . Минск, 1969.
Кузьмин Е.С. Основы социальнойпсихологии . Ленинград, 1967.
Лекции по методике конкретных социальных исследований .М., 1972.
Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях . Ленинград, 1970.
Линдзи, Г., Д. Бирн. «Измерение социального выбора и межличностной привлекательности». В Справочник по социальной психологии , вып. 2. Рединг, Массачусетс, 1968.
Нортвей, М. Л. Учебник по социометрии . Торонто, 1967.

Большая советская энциклопедия, 3-е издание (1970–1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

🥇 ▷ Что такое социометрия? Характеристики, цели и методы 【NUOVO】

На разных университетских курсах предмет социометрии так или иначе изучается. Но, , что это за метод исследования, каковы его характеристики и какие цели он преследует?

Социометрия — это количественный (числовой) метод исследования, используемый в социологии, социальной психологии и смежных областях. Он стремится измерить социальные отношения внутри определенной группы, чтобы оценить как индивидуальные, так и общие данные.

Что такое социометрия и для чего она нужна?

Социометрия способствует применению количественных методов измерения личности определенных групп и социальных структур и помогает нам понять возможности, взаимодействия и психическое благополучие как на уровне группы, так и для каждого из ее членов.

Этот метод был разработан психологом и терапевтом Якобом Леви Морено. С момента своего создания социометрия была очень ценным инструментом для оценки и измерения взаимодействия между компонентами различных групп, например, в академической, образовательной, рабочей или спортивной сферах.

Социометрический метод использует несколько методологических ресурсов, относящихся к количественному подходу , например, анкету и опрос, которые относятся к спектру методологий социометрического теста.

История социометрии

Социометрия зародилась в начале 20 века в США, где жил Джейкоб Леви Морено. Эта новая концептуализация привела к появлению методов, которые превратят социометрию в технику, способную изучать, диагностировать и прогнозировать динамику группового и социального взаимодействия как в группах из нескольких членов, так и в социальных контекстах гораздо большей сложности и размера.

Влияние Якоба Леви Морено

Венский психиатр и ученик Зигмунда Фрейда впервые столкнулся с социометрическими исследованиями, когда участвовал в организации колонии беженцев в своей стране. Таким образом, не понаслышке зная о различных проблемах, возникающих в группах людей, Морено попытался организовать эти группы и их членов с помощью социометрического планирования.

С 1925 года Джейкоб Леви Морено переехал в Нью-Йорк и в этом контексте разработал прочную теоретическую основу для своего социометрического метода. Он протестировал свой метод в крупном масштабе в тюрьме Синг-Синг в городе, где он проживал . Этот тест предоставит ему более подробное представление о множестве переменных, которые влияют на личные отношения между различными группами в заданном физическом контексте.

Собрав данные и используя свой большой опыт, он усовершенствовал метод и разработал более совершенную версию социограмм, визуальную форму в виде диаграмм, которые позволяют изучать хорошие или плохие отношения между людьми в контексте более крупной группы. .

С этого момента Морено сделает свои социограммы известными среди американского академического и научного сообщества. Его методология получила очень положительную оценку и стала частью наиболее часто используемых и эффективных инструментов при проведении количественного и психосоциального анализа.

Через пять лет после своего первого черновика, уже в 1930-х годах, Джейкоб Леви Морено опубликует работу о межличностных отношениях, которая заложит основы социометрии.
Именно с этого момента методология, созданная Морено, переживает бум и применяется во множестве контекстов и проектов.Фактически, с 1936 года у него даже был свой собственный специализированный академический журнал. Кроме того, в Нью-Йорке был основан Институт социометрии, позже переименованный в Институт Морено, в честь Джейкоба Леви.

Задачи социометрии

Социометрия преследует разные цели и используется по-разному. По словам самого Якоба Леви Морено, основными задачами социометрии являются:

  • Оцените уровень симпатии человека к группе людей.
  • Чтобы углубить причины, почему это так.
  • Проанализируйте степень сплоченности между различными компонентами одной и той же группы.

1. Выявление отвергнутых лиц

Одна из целей социометрии — выявить и классифицировать тех людей, которые страдают от большего отторжения со стороны других компонентов группы . Аналогичным образом, он также имеет дело с противоположными случаями: для выявления и классификации тех людей, которых больше всего ценят остальные.

Таким образом, цель состоит в том, чтобы работать с первыми, чтобы развивать их социальные навыки и укреплять их общение и отношения с другими, в то время как с более ценными людьми их лидерские способности могут быть усилены.

2. Выявление изолированных людей

Еще одна цель социометрии — выявить людей, считающих себя изолированными от группы . Как это измеряется? Это люди, которые не оказывают влияния, положительного или отрицательного, на динамику и отношения внутри группы.

3. Проанализировать групповую динамику

Другая возможность, которую он предлагает нам, — это способность предвидеть, после изучения динамики группы, , как группа будет реагировать и адаптироваться к определенным изменениям , таким как включение новых людей или уход других.

Эти три цели могут быть найдены с помощью социометрии в образовательном и профессиональном контекстах, которые являются двумя группами, наиболее часто анализируемыми с помощью этого метода.

Как работает социометрический метод?

Социометрический метод, разработанный Якобом Леви Морено, обычно используется в образовательной среде .Он используется для получения большего количества данных и элементов анализа на уровне взаимодействия, симпатии / антипатии и сплоченности между сверстниками. Он также служит для выявления определенных позитивных паттернов или разногласий, которые могут существовать между несколькими из этих членов, и того, как эта динамика влияет на группу.

Основных функций социометрии две: во-первых, идентификация личных отношений в группе. Следует отметить, что социометрия редко обращается к изучению больших групп, чтобы гарантировать, что переменные, о которых идет речь, могут быть правильно идентифицированы.
После того, как поведенческие модели в группе были обнаружены, метод применяется посредством социометрического теста.

Социометрический тест — это анкета, которую заполняет каждый член анализируемой группы. Он должен проводиться без компромисса или давления на участников. Тест предлагает различные сценарии и дает участнику свободу выбора, с какими другими членами он или она предпочли бы сформировать подгруппу, и их причины.
Таким образом, и через ответы каждого члена, можно из первых рук узнать внутригрупповую динамику и причины, по которым каждый участник больше или меньше ценит других людей.

Наконец, метод используется для прогнозирования . Другими словами, это может помочь предварительно просмотреть наиболее подходящую и эффективную динамику для снятия напряженности между участниками и стимулировать хорошую динамику, которая уже была обнаружена в прошлом.

Библиографические ссылки:
.
  • Форселледо, А. Г. (2010). Введение в социометрию и ее приложения. Монтевидео: Universitario de Estudios Superiores.
  • Дженнингс, Х.Х. (1987) Социометрия в групповых отношениях.2-е изд. Вестпорт: Гринвуд.
  • Морено, Дж. Л. (1951). Социометрия, экспериментальный метод и наука об обществе: подход к новой политической ориентации. Маяк Дом.
  • Page, J. 1988/9. Образование и аккультурация на Малаите: этнография внутри- и межэтнического сходства. Журнал межкультурных исследований. 15/16: 74-81. Интернет: http://eprints.qut.edu.au/3566/

Моделирование и измерение сплоченности группы с консонансом

некоторые зависимые переменные организационного поведения

, такие как производительность труда (Carron

и Brawley, 2012; Forsyth, 2010: 138; Chiocchio

and Essiembre, 2009; Park and Shin , 2009; Бил

et al., 2003; Галли и др., 1995; Mullen and Copper,

1994; Оливер, 1988), удовлетворенность работой (Hellriegel

and Slocum, 2011: 373; Williams, 2007: 51–54;

Van der Vegt et al., 2001; Hoyle and Crawford,

1994; Hackman, 1992; Hogg , 1992; Hare, 1976;

Van Zelst, 1952) и соответствие групповым нормам

(Myers, 2010: 213; Schermerhorn et al., 2010:

188–189; Carron, 1982; Kinoshita, 1964; Lott и

Lott, 1961).

Имеются соответствующие исследования, проведенные также

системных ученых о сплоченности и соответствии

(Parsons, 1951; Parsons and Shils, 1962; Tziner,

1982; Agazarian, 1991; Farrell and Barnes,

1993; Luhmann, 1995; Vancouver, 1996;

Vanderstraeten, 2000, 2002; Connors and Caple,

2005; Espejo and Reyes, 2011), хотя их точка зрения

является более структурной, чем поведенческой.

Кроме того, они больше ориентированы на макроорганизационные процессы

(например, дизайн, культура,

технологии и власть), а не на организационные процессы мезо

(т.е. командная динамика) или

микроорганизационные процессы ( т.е. индивидуальный динамик —

ics). Этот пробел относительно восполнен недавними

теоретическими разработками подхода к жизнеспособным системам

(VSA), который показал особое внимание

динамике внутриотношений в

терминах передачи знаний (Simone, 2011:

223–233), цикл ресурсы – возможности —

компетенции (Siano et al., 2008) и консонанс

(Barile, 2009, 2011), формулируя также отношения

индикаторов корабля между людьми как жизнеспособные системы

.

Потому что привлекательность — главный компонент в

, определяющем сплоченность группы (Festinger, 1950:

274; Lott and Lott, 1965: 259; Nixon, 1979: 76;

Hogg and Vaughan, 2011: 290; Myers, 2010 : 213;

Schermerhorn et al., 2010: 188; Wagner and

Hollenbeck, 2010: 188), существует проблема, связанная с

способом определения и измерения групповой сплоченности (в терминах притяжения

).Ссылаясь на

Forsyth (2010: 118–119),

Привлечение между людьми является основным ингредиентом

для большинства групп, но когда эти отношения

усиливаются и распространяются в группе

, они могут преобразовать объединенную группу

в связной… [Проблема в том, что]

связность принимает так много разных форм

и выполняет так много функций, что некоторые теоретики

жаловались, что концепция

по иронии судьбы не имеет связности.

Таким образом, некоторые авторы используют в качестве индикатора сплоченности группы

социометрический тест, оставаясь в описательной реляционной диаграмме

(т.е. (Морено, 1953; Китаваки, 1956; Шериф

и Шериф, 1956). Другие используют качественный анализ

, основанный на включенном наблюдении, мониторинг

группового поведения между доверием (общая

озабоченность) и секретностью (личный интерес),

дает противоречивые результаты (Fine and

Holyfield, 1996).Наконец, есть исследования, согласно которым

используют только шкалы с несколькими пунктами (Evans and Jarvis,

,

1986; Bollen and Hoyle, 1990; Treadwell et al.,

2001) с целью «измерить человека, а

— человека». общество »(Корбетта, 1999: 277). Несмотря на то, что

были небольшими усилиями (например, Ackoff and Emery,

1972), в целом системные теоретики не пристально смотрели на эти аспекты внутри организации, в то время как существует системный подход (i .е.

VSA), который обеспечивает необходимый индикатор (например,

консонанс) для изучения и оценки динамики группы

с точки зрения привлекательности,

сопоставления значения апперцепции изображения

теста (PAVT) с социометрическим тестом и предлагая

как следствие целостную оценку сплоченности группы

.

Учитывая вышеупомянутые исследовательские проблемы,

в этом исследовании, мы пытаемся заполнить вышеупомянутые

упомянутые пробелы, предлагая комбинированную платформу

PAVT + социограмму для измерения сплоченности группы

.В этом случае один из основных факторов VSA,

, то есть консонанс, служит одновременно и концептуальным инструментом

, и практическим индикатором сплоченности

.

Исследовательский подход является количественным,

классифицируется как выводимый (из-за сбора данных

для вывода с помощью социометрического теста отношений

между членами группы) и как

квазиэкспериментальных (из-за восприятия

).

членов группы управляются с помощью хометрической процедуры psy-

, называемой PAVT, в контролируемых условиях

без использования рандомизации

RESEARCH PAPER Syst.Res

Copyright © 2016 John Wiley & Sons, Ltd. Syst. Res (2016)

DOI: 10.1002 / sres.2418

Sergio Barile et al.

Исследование возможности использования социометрического теста в исследовании жителей домов для пожилых людей

Версия PDF также доступна для скачивания.

Кто

Люди и организации, связанные либо с созданием этой диссертации, либо с ее содержанием.

Какие

Описательная информация, помогающая идентифицировать этот тезис.Перейдите по ссылкам ниже, чтобы найти похожие предметы в Электронной библиотеке.

Когда

Даты и периоды времени, связанные с этой диссертацией.

Статистика использования

Когда в последний раз использовалась эта диссертация?

Где

Географические данные о происхождении этой диссертации или о ее содержании.

Информация о карте

  • Координаты названия места. (Может быть приблизительным.)
  • Для оптимальной печати может потребоваться изменение положения карты.

Взаимодействовать с этим тезисом

Вот несколько советов, что делать дальше.

Версия PDF также доступна для скачивания.

Ссылки, права, повторное использование

Международная структура взаимодействия изображений

Распечатать / Поделиться


Печать
Электронная почта
Твиттер
Facebook
Tumblr
Reddit

Ссылки для роботов

Полезные ссылки в машиночитаемых форматах.

Ключ архивных ресурсов (ARK)

Международная структура взаимодействия изображений (IIIF)

Форматы метаданных

Изображений

URL

Статистика

Секер, Мартин Д.Исследование возможности использования социометрического теста при изучении жителей домов престарелых, Тезис, 1950; Дентон, Техас. (https://digital.library.unt.edu/ark:/67531/metadc83763/: по состоянию на 28 октября 2021 г.), Библиотеки Университета Северного Техаса, Цифровая библиотека UNT, https://digital.library.unt.edu; .

Социометрия: характеристика, история, общие цели

Социометрия — это метод количественного психосоциального исследования, целью которого является измерение социальных отношений внутри определенной группы, как общих, так и индивидуальных.

Социометрия позволяет применять количественные методы измерения в социальных структурах и измерять возможности и психологическое благополучие ее членов.

Пример социограммы

Социометрия, разработанная и продвигаемая национализированным румынским психотерапевтом Якобом Леви Морено, позволила визуализировать уровни социального взаимодействия между членами различных групп в образовательной и профессиональной сферах.

Те причины, которые обусловливают социальное взаимодействие и которые не могут быть осознаны людьми, — вот что может объяснить социометрию.

Социометрический метод использует методологические инструменты, характерные для количественного подхода, такие как опрос и анкету, которые образуют социометрический тест.

Социометрия возникла в начале 20 века в Северной Америке на основе работы Морено « Основы социометрии ». Из этого предложения возникнут методы, которые превратят социометрию в технику, способную приближать, диагностировать и предсказывать динамику социального взаимодействия внутри малых групп в различных социальных контекстах.

История социометрии

Якоб Леви Морено, психиатр, получивший диплом в Вене и ученик Фрейда, получил бы свой первый подход к социометрическому анализу, когда ему пришлось бы работать в организации колонии беженцев в Австрии.

Благодаря знанию проблем межличностного общения Морено пришла в голову идея организовать этих людей с помощью социометрического планирования.

В 1925 году Морено переехал в Соединенные Штаты и начал разрабатывать теоретические основы своего нового метода.Другие исследователи поддержали его в основании теоретического и практического движения социометрии, такие как Уильям А. Уайт, Фани Ф. Морс, Гарднер Мерфи и другие.

Его первый крупномасштабный социометрический подход был применен в североамериканской тюрьме Синг-Синг в Нью-Йорке. Это позволило бы ему увидеть в гораздо более широком смысле разнообразие переменных, которые охватывают межличностные отношения между различными группами в пределах данного пространства.

На основе этого опыта Морено разработал социограммы, диаграммы, изучающие симпатии и антипатии среди людей определенной группы.

Морено опубликовал и распространил свои социограммы среди североамериканского научного сообщества, оказав очень положительное влияние, придав широкую огласку социометрии как эффективному методу количественного и психологического анализа.

В тридцатых годах он опубликовал работу о человеческих отношениях, которая в конечном итоге заложила основы социометрии.

С тех пор эта практика приобрела такой бум, что стала применяться в различных сценариях и проектах анализа; У него было собственное специализированное издание, журнал под названием Социометрия: публикация о межличностных отношениях, вышла после 1936 года.

Наконец, Институт социометрии в Нью-Йорке, который позже примет имя своего создателя, Moreno Institute .

Общие задачи социометрии

Среди основных задач социометрии, по словам ее автора, Якоба Морено, являются:

  • Знайте уровень принятия, который человек может иметь в своей группе.
  • Узнайте, почему это так.
  • Оцените уровень сплоченности между всеми членами одной группы.

Выявление отклоненных лиц

Для социометрии важно классифицировать и идентифицировать людей, которые больше всего отвергаются, и тех, кого больше всего ценят остальные, чтобы иметь возможность работать индивидуально с первыми в пользу улучшения групповых отношений и оценивать потенциал лидерство группы, которое могут иметь секунданты.

Выявление отдельных лиц

Другой целью является выявление субъектов, которые считаются изолированными; то есть они не оказывают никакого влияния, положительного или отрицательного, на динамику и групповые отношения.

Динамика исследовательской группы

Эта цель состоит в прогнозировании после изучения группы того, как она сможет реагировать и адаптироваться к изменениям, которые включают включение в группу новых членов и уход старого члена.

Изучаемая группа должна уметь вести себя динамично и позитивно до возможных внутренних изменений.

Все эти цели справедливы для социометрии, применяемой к образовательной и даже профессиональной рабочей среде, двум наиболее популярным группам, изучаемым с помощью социометрии.

Социометрический метод

Социометрический метод гораздо более широко используется в образовательном секторе, чтобы иметь лучшее представление о степени взаимодействия и сплоченности среди сокурсников, а также для выявления положительных или отрицательных аспектов, которые могут существовать между ними, и того, как что влияет на общеобразовательную динамику.

Основными функциями социометрии являются, прежде всего, диагностика межличностных отношений групп, подчеркивая, что группы, которые занимаются социометрией, никогда не бывают действительно многочисленными, чтобы гарантировать, что результат может быть как можно более успешным.

После диагностики сценария и его переменных, то есть состояния межличностных отношений в данной группе, применяется метод с использованием социометрического теста.

Он состоит из анкеты, которую каждый человек заполняет в соответствии со своими предпочтениями, без каких-либо обязательств или давления. Тест предлагает сценарии и свободу выбора человека, который хотел бы более или менее выполнять определенные гипотетические действия, а также причины, по которым он принимает такое решение.

Таким образом, и исходя из индивидуальных результатов каждого участника, вы можете иметь гораздо более четкое и объективное представление о межличностной динамике группы, а также о причинах, по которым некоторые люди имеют большее одобрение или отторжение среди других. Oни.

После применения и изучения инструмента метод продолжает другие функции: прогноз. Он заключается в разработке наиболее подходящего и эффективного способа разрешения возможных противоречий и максимизации существующих позитивных групповых отношений.

Список литературы
  1. Безанилла, Дж. М. (2011). Социометрия: метод психосоциального исследования. Мексика, D.F .: Редакция PEI.
  2. EcuRed. (н.ф.) Социометрия . Получено от EcuRed. Знание обо всем и для всех: ecured.cu
  3. Forselledo, A. G. (2010). Введение в социометрию и ее приложения. Монтевидео: Высший университет.
  4. Морено, Дж. Л. (1951). Социометрия, экспериментальный метод и наука об обществе: подход к новой политической ориентации. . Дом Маяка.
.