Состояние влюбленности: В состоянии влюбленности мужчины чаще женщин теряют рассудок
как работает мозг, когда мы влюблены
Любовь — это, конечно, прекрасно, а состояние влюбленности и вовсе захватывает дух. Но как насчет того, чтобы разобраться, что вообще происходит в мозгу за пределами уже известной нам истории о том, как окситоцин, дофамин, серотонин и эндорфин играют квартетом на ваших извилинах? Ученые уже десятилетиями бьются над ответом на вопрос, является ли любовь эволюционной аномалией или это особый вид зависимости. Разбираемся в том, что известно на сегодняшний день.
Влюбленный мозг
В нейробиологии любовь — это явление намного более комплексное, чем просто душевное состояние или набор базовых реакций. В эмоциональном плане влюбленность подразумевает навязчивые мысли об объекте страсти, которые занимают 65–90% от времени бодрствования. В состоянии влюбленности (в первые 9 месяцев) у человека начинают активно работать центры мозга, отвечающие за аддиктивное поведение: меняются собственные приоритеты, возникает постоянное навязчивое желание близости, становится легче идти на риск. Появляется чувство экстатического, эйфорического счастья, человек стремится сохранять контакт с возлюбленным, даже храня у себя какие-то его вещи, будь то совместные фотографии или предметы одежды. Мозг составляет сложную карту воспоминаний и ассоциаций, связанных с объектом страсти, которую практически намертво цементируют сильные эмоции.
В то же время влюбленность оказывает на тело глубокое физиологическое воздействие. Среди них — снижение аппетита и потеря интереса к пище и питью, а также болевой чувствительности, учащение пульса, сердцебиение, потоотделение, дрожь, кишечная активность, а также повышение кислотности желудка и скорости глотания. На протяжении веков люди думали, что это оттого, что влюбленное сердце бьется так сильно. Однако, когда стало доступно исследование мозга с помощью МРТ, ученые смогли проследить взаимосвязь между влюбленностью и физиологическими реакциями.
В 2007 году Семир Зеки и его коллеги, потратившие годы на изучение организации зрительной системы человека в коре головного мозга, опубликовали исследование, отвечающее на вопрос о том, что происходит в мозге человека, который видит фотографию своего возлюбленного. В исследовании участвовали 18 человек. Когда они впервые увидели фотографии своих возлюбленных, система вознаграждения их мозга — состоящая из большого скопления подкорковых ядер — проявила большую активность. Среди этих областей была заметна активность в хвостатом ядре, базальных ядрах, островковой коре, гиппокампе, передней поясной части коры мозжечка и вентральной тегментальной области.
Когда система вознаграждения возбуждается, она вызывает желание повторить действие, чтобы еще раз получить стимул и последующую награду. По той же схеме система вознаграждения работает и с другими источниками удовольствия: едой, позитивным социальным взаимодействием, занятиями спортом и вредными привычками вроде алкоголя или наркотиков.
Когда клетки вознаграждения в конце концов насыщаются стимулом, они переходят в состояние покоя. Повторяющаяся деятельность медленно заканчивается.
Поговорим о дофамине
Каковы же более глубокие функции частей мозга, которые вступают в действие, когда возлюбленные видят друг друга? Наиболее примечательной из этих областей является область A10 вентральной тегментальной области, которая наряду с черной субстанцией является источником 90% дофамина в головном мозге. Поскольку этот регион богат дофамином, он активен во всех стимулах вознаграждения. Кроме того, он способствует бодрствованию, вниманию, повышению либидо, мотивации и поиску награды. Основная функция дофамина — это «желание» в системе вознаграждения.
В то же время дофамин тесно связан с поиском новизны и творчеством. Это источник повторяющихся мыслей и поведения. Клинически патологическое состояние, связанное с повышенным содержанием дофамина, наблюдается у пациентов с шизофренией и болезнью Паркинсона. В то же время дофамин создает ощущение единения с любимым человеком. Именно дофамин заставляет поэтов писать стихи, когда они влюблены, а музыкантов — сочинять музыку.
В этом дофаминовом вальсе базальные ядра мозга отвечают за поиск стимула и вознаграждения. Кора переднего отдела поясной извилины оценивает внутренние и внешние раздражители и создает на них соответствующие эмоциональные реакции, что обеспечивает принятие решений, анализ рисков и самосознание. Гипоталамус, как известно из предыдущих исследований, имеет дело как с сексуальными стимулами, так и со стимулами любви. Вегетативная система является центральным производителем различных половых гормонов. Она также регулирует чувство голода, жажды и температуру тела. Островная кора создает то самое чувство беспокойства, когда мы влюблены, и отвечает за физиологические проявления влюбленности вроде учащения пульса и потоотделения.
Правда, зачастую чувство влюбленности заставляет нас буквально тупеть и терять берега. Это связано с тем, что активность системы награждения и мотивации подавляет работу других важных областей мозга. Среди страдающих от нашей влюбленности:
Префронтальная область
Самая важная область для визуализации, формирования намерения и принятия решений, а также логических выводов. Это источник логики и соблюдения социальных правил. Снижение активности этой области у влюбленных приводит к ослаблению или потере берегов и здравомыслия.
Теменно-височно-затылочная область
Эта область обеспечивает человеку ощущение положения в пространстве и пространственно отделяет его от другого. Когда эта область деактивирована, разделение между собой и другим приостанавливается, и человек испытывает «единство» с любимым.
Височно-теменная область
Она отвечает за сбор информации из зрительной, слуховой и соматосенсорной систем, а также за самоосознание. В клинической практике нарушения работы этой области встречаются у людей с амнезией и болезнью Альцгеймера, но, конечно, степень поражения не такая же, как у влюбленных.
Зачем нам вообще влюбленность
У любви много различных лиц: это и влюбленность, включающая в себя привязанность, близкую к аддикции, и сексуальное влечение, и сопереживание, доверие, чувство защищенности, желание заботиться. Это чувство обросло большим количеством стереотипов и ритуалов, но если рассматривать человека как еще одно живое существо, то становится непонятно, зачем ему нужно столько сложных процессов. Эволюционисты постарались в этом разобраться, и большинство причин растут из того, что человек — социальное существо, нуждающееся в других представителях своего вида для успешного выживания.
Создание связей для воспроизводства
Первая и основная причина происходит еще из тех времен, когда первые прямоходящие предки боролись за жизнь с помощью подручных средств. Человек-одиночка на ранних этапах развития цивилизации имел мало шансов на выживание, а ведь, кроме этого, есть функция размножения и воспитания потомства. Для того чтобы обеспечить выживание детей, необходимы оба родителя (и желательно помощь других членов общины), и, по мнению ученых-эволюционистов, протокол любви длился как раз достаточное время, чтобы партнеры успели зачать потомство и позаботиться о нем до того, как дети выйдут из младенческого возраста. После этого партнеры могли спокойно разойтись и продолжить увеличивать генетическое разнообразие следующего поколения.
Распределение рисков
«В горе и в радости» и весь остальной текст супружеских клятв взялся не просто так. По мнению профессора биологии Стивена Фелпса, социальные связи, в том числе романтические и дружеские, — это когнитивная стратегия для разделения рисков, и если в прошлом факторами риска были хищники, то в современности это уже тревожность, выгорание и другие источники стресса.
Александра Иваницкая
Теги
#психология
#эрудиция
Опасная влюбленность: 6 ловушек, в которые мы попадаем
Влюбленность — состояние, которое вызывает самые приятные ощущения и ассоциации. Ее воспевают поэты, ей покорны все возрасты и нет ни одного человека, который бы не хотел ощутить эти эмоции. Однако в этот период восприятие партнера искажается, а придуманный образ очень разнится с реальным положением дел. Вместе с психотерапевтом Еленой Яриковой разбираемся, какие ловушки готовит влюбленность нашему разуму.
Идеализация партнера
Когда наш мозг погружается в состояние влюбленности, он дает нам ложное представление о качествах партнера. Все чувства по отношению к нему гипертрофированны, а потому нам кажется, что он идеален — недостатки автоматически превращаются в достоинства, что искажает восприятие реальности и может привести к разочарованию и разрыву отношений в будущем.
Игнорирование окружающего мира
Другие люди перестают быть для вас интересны как потенциальные партнеры. Вы настолько сконцентрированы на вашем возлюбленном, что не замечаете никого вокруг. Схожая ситуация складывается и в интимной жизни — чувства настолько сильны, что прошлый опыт обесценивается, а будущий считается заведомо не таким ярким, что заставляет зацикливаться на существующих отношениях, даже если в них не все идеально.
Оправдание негатива
Странные поступки, недомолвки, нелепые отговорки — все это перестает быть «подконтрольным», и мозг включает оправдание на каждую из этих причин, убеждая вас в том, что ваш партнер не может делать что-то неправильное. Часто эта ловушка становится причиной того, что влюбленный человек не замечает существующих проблем в отношениях, которые позже становятся причиной разлада.
Финансовая прострация
Увлечение партнером становится настолько велико, что вы не считаете деньги в отношениях. Траты могут быть направлены на то, чтобы произвести впечатление на объект обожания — дорогостоящие подарки, частые походы в магазины/салоны красоты/рестораны. Из-за этой ловушки влюбленного разума расчетливость и экономия заглушается желанием угодить партнеру, в результате чего мы не отдаем себе отчет о наших реальных тратах (читайте также: Вы, он и деньги: как обсуждать финансы без вреда для отношений).
Построение несбыточных планов
Период влюбленности заставляет мозг человека существовать в параллельной реальности, в которой он может давать себе или партнеру заведомо неосуществимые обещания. Например, влюбленные могут увлеченно строить планы на совместный затратный отпуск или скорый переезд, при этом игнорируя материальные стороны вопроса. Как правило, результатом подобного планирования становятся конфликты, которые возникают на почве непредвиденных обстоятельств.
Зацикленность на отношениях
Нередко в самый яркий момент ваших отношений вы настолько поглощены своим партнером, что перестаете интересоваться делами родных, начинаете забывать важные события близких, пропускать встречи с друзьями, нередко обвиняя их в нежелании входить в ваше положение. Это — одна из самых опасных ловушек влюбленного мозга, которая может привести к тому, что в вашей жизни не останется никого, кроме вашего партнера, отношения с которым могут вскоре расстроиться.
Состояние влюбленности — прекрасное чувство, оно длится недолго и им нужно наслаждаться. Но есть одно «но» — после него приходит осознание реального положения дел. Вы как будто с каждым днем начинаете заново узнавать человека. Эти ощущения могут вас радовать и давать подтверждение идеальности партнера, но иногда ситуация меняется, и вы приходите к осознанию, что ваши отношения не идеальны. Вопросы в этом случае нужно задавать только себе, а не упрекать партнера в том, что он резко изменился и стал другим. Это не значит, что нужно воздерживаться от отношений или слишком прагматично подходить к их построению. Но все же стоит трезво оценивать обстановку и стараться иногда смотреть на ваши отношения со стороны, чтобы в будущем избежать разочарования.
Кандидат психологических наук, психолог, телеэксперт.
Фото: Getty Images
Marie Claire Editorial
Сегодня читают
Нелюбимая невестка: последнее желание Елизаветы II перед смертью, которое так и не выполнила Камилла
Забудьте о салонах: самое эффективное средство против морщин, которое есть на вашей кухне
Тест: выберите картинку, а мы скажем, где находится ваше место силы
Тест: ответьте на 7 вопросов и узнайте, насколько вы себя любите
Гороскоп на неделю с 24 по 30 апреля: кого ждет встреча-сюрприз, а кого — прибыльная должность
Состояние влюбленности
Гейл
просмотров обновлено
Концепция «влюбленности» была исследована Кристианом Дэвидом в L ‘ État amoureux , опубликованном в 1971 году, когда его идеи, в то время о психосоматике менялись. Дэвид продолжал верить в важность изучения флуктуаций, которым подвержены психические процессы, но теперь он делал упор на те, которые возникают в результате встречи с другим, а не на тех, которые подразумеваются физическим присутствием.
В целом, его исследование пытается указать на внутреннее поведение субъекта, столкнувшегося в результате этой встречи с состоянием «влюбленности». Для Дэвида это состояние характеризуется формой субъективации, состоящей из двух компонентов: субъективации влечения перед лицом специфической травмы, вызванной любовью, и способности интегрировать нарциссическое освобождение, подразумеваемое встречей с любимым человеком. Что касается субъективации любовной травмы, то Зигмунд Фрейд, которого цитирует Дэвид, считает ее похожей на работу скорби или сновидения. Аналогия позволяет ему подчеркнуть уникальность этого типа деятельности, когда влечение обездвижено на перекрестке судьбы и постоянно вновь высвобождается при столкновении с другим. Через эту встречу субъект постоянно вынужден противостоять неизбежной смерти эго. «Там, где пробуждается любовь, эго, умирает этот мрачный деспот», — пишет Дэвид, повторяя цитату Фрейда из Джалал эль-Дина (19).11с).
Одной из основных предпосылок книги Дэвида является объяснение любви как нарциссического расстройства. Сопутствующий риск заставить субъекта противостоять самым примитивным измерениям влечения может восстановить состояние нарциссизма. Эти аспекты задействованы в трагедии Генриха фон Клейста « Пентесилея », тексте, для которого Дэвид предлагает психоаналитическое прочтение. В мифе Пентесилея, царица амазонок, влюблена в Ахилла и любима им. В конце концов она убивает возлюбленного и пожирает его с помощью своих собак. Однако насилие драмы подчеркивает необходимость двустороннего отказа: отказа от близости к существу, на которое субъект проецирует свой идеал, и отказа от сохранения в неприкосновенности контуров и границ эго. В то время как работа скорби сглаживает контуры опыта, умственная работа, требуемая любовной травмой, возвращает ему разнообразие и истинность его нюансов. Но для этого требуется субъективация. В крайнем случае, эта субъективация может принять вид «аффективного извращения», подобное тому, которое выразил Натаниэль в «9» Жида.0009 Плоды Земли , когда он восклицает: «Мои желания дали мне больше, чем обладание объектом этих желаний». В некотором смысле работа, подразумеваемая влюбленностью, включая «аффективную перверсию», отражает требования терапии усилиями пациента, захваченного трансферентной любовью.
Лоран Данон-Буало
См. также: Эмпатия; Дружба; Рэкер, Генрих.
Дэвид, Кристиан. (1971). L ‘ État amoureux . Париж: Пайо.
——. (1980). Метапсихологические размышления о состоянии влюбленности. В Лебовичи, Серж, и Видлохер, Даниэль. Психоанализ во Франции . (стр. 87-100) Нью-Йорк: Издательство международных университетов.
——. (1996). Постскриптум à l’état amoureux. Revue française de psychanalyse , 60 , 3, 633-642.
Фрейд, Зигмунд. (1911). Психоаналитические заметки об автобиографическом описании случая паранойи (параноидного слабоумия). СЭ 12:1-82.
——. (1921). Групповая психология и анализ эго. СЭ 18: 65-143.
Международный психоаналитический словарь
Наше естественное состояние бытия — проект «Безграничная любовь»
9 октября 2018 г. Групповая медитация, часть 2 из 2 Прежде чем слушать лекцию, мы предлагаем вам прослушать эту медитацию благодарной радости с гидом 9.0062 , который предшествовал разговору.
Это вторая лекция из обучающей серии «Быть лекарством: как исцелить себя и свой мир» .
На предыдущем уроке мы говорили, что ключ к счастью — это безусловная любовь ко всем людям, существам и формам жизни. Но как точно определить «любовь»? В нашей культуре много противоречивых определений любви. Несколько культурных определений любви представляют собой бредовые формы желания и вожделения, которые заставят нас погрязнуть в страдании и неумелых действиях. Истинная любовь не причиняет страданий ни себе, ни другим.
Поэтому в этом выступлении мы уточняем наше определение любви. Мы можем совершать любящие действия, но определение любви как действия бесполезно. Действия, которые кажутся любящими, на самом деле могут быть вызваны жадностью, ненавистью или другими бредовыми намерениями и быть полной противоположностью любви.
Например, если человек предлагает голодному ребенку на улице немного еды, это может показаться добрым поступком. Но если их намерение состоит в том, чтобы заманить этого ребенка в свой фургон и похитить его, то действие мотивировано манией жадности и является неумелым.
Для наших целей любовь лучше рассматривать как внутреннее состояние бытия.
А что является ключом к этому внутреннему состоянию любви? Любовь можно рассматривать как разум, свободный от активного заблуждения. Когда наш разум свободен от активного заблуждения, остается любовь. Когда наш ум свободен от активных заблуждений, ум ясен, ярок, мудр и укоренен в настоящем моменте. Когда наш разум свободен от активных заблуждений, наше сердце открыто, связано и уязвимо, но, как это ни парадоксально, сердце также неуязвимо для оскорблений, осуждения или отвержения других. Как будто наша внутренняя любовь поглощает такой негатив.
Так же, как вода может быть в жидком, твердом или газообразном состоянии, любовь может возникнуть в нашей внутренней жизни одним из четырех способов. Это:
1. Доброта.Доброта желает благополучия себе и другим. Доброта желает, чтобы мы и другие были счастливы, мирны и здоровы.
Доброта – умелая мотивация нашей активности. Однако наше заблуждение попытается ограничить нашу доброту одной или несколькими группами существ. Наше эго довольствуется добрым отношением к тем, кто ему нравится, и апатичным или жестоким по отношению к тем, кто ему не нравится. Чтобы избавиться от нашего эго, мы должны сознательно принять решение направить нашу доброту на всех людей, всех существ и все формы жизни, даже если это трудно, сложно или неприятно.
2. Сострадание.Сострадание близко к неприятностям, но не вызывает у них отвращения.
Сострадание жизненно важно как для нашего внутреннего духовного роста, так и для нашего внешнего социального прогресса. Мудрецы различных традиций мудрости напоминают нам, что «выход из страданий лежит через». Чтобы понять наши страдания, мы должны быть готовы мирно прочувствовать наши страдания, чтобы ясно увидеть, как их вызывают бредовые истории. Сострадание позволяет нам переносить собственные страдания с открытым сердцем, уравновешенным умом, с чувством покоя и легкости. Сострадание — это то, что позволяет нам облегчать собственные страдания, учиться на них и преодолевать их.
Более того, пребывание в присутствии других, страдающих, часто вызывает у нас бредовые мысли, из-за которых мы тоже страдаем. Когда мы теряемся в иллюзиях, теряем равновесие и причиняем боль, мы резко снижаем нашу способность исцелять других и не можем на собственном примере научить, как быть миролюбивыми и сострадательными в трудных ситуациях. Но когда у нас есть сострадание, мы можем быть ближе к своим собственным страданиям и ближе к их страданиям, с уравновешенным умом и открытым сердцем, и истинное исцеление может произойти.
3. Мир.Мир принимает настоящее таким, какое оно есть, без какого-либо отвращения или привязанности к настоящему моменту.
Движения за социальную справедливость медленно добиваются успехов в течение многих лет, десятилетий и поколений. Неудачи, трудности и поражения неизбежны. Покой позволяет нам относиться к этим взлетам и падениям с чувством легкости и равновесия. Мир не дает нам впасть в отчаяние, подавленность, апатию, гнев или гедонизм. Покой позволяет нам умело реагировать на все, что возникает.
4. Радость.Радость близка к приятному в настоящий момент, но не цепляется жадно за это приятное.
Радость, возникающая от празднования успехов самих себя и других, а также от оценки всех благ в нашей жизни. Радость вдохновляет на творчество, энергию и ощущение, что все возможно. Активистам необходимо противостоять страданиям в мире, но если они будут игнорировать радость в мире, они рискуют перегореть, и их действия будут менее эффективными.
Все эти внутренние состояния любви порождают очень тонкие, приятные, успокаивающие чувства. Эти чувства включают в себя: энергетическое покалывание, вибрации, ощущение пузырения или потока, теплоту, связанность, открытость, простор или пустоту (которые указывают на отсутствие ощущений), спокойствие, расслабление, легкость и легкость.