Современные молодежные субкультуры: особенности и влияние на личность подростков

Молодежные субкультуры в современной России – Информационно-методический портал для специалистов общероссийского детского телефона доверия

В наши дни большое количество молодежи входят, в какую-либо субкультуру. Субкультуры представляют собой группы людей, объединенных общими интересами, со своими особенностями, ценностями, мировоззрением. Основой культуры могут быть свой стиль одежды, свои манеры, музыка. В своей сущности субкультура – это поиск социального статуса. Вступив в нее человек, обычно, обретает индивидуальный внешний вид, отказывается от общепринятых норм и правил поведения. То есть, форма одежды индивида радикально отличается от большинства, также меняются музыкальные предпочтения и взгляды на происходящее вокруг [1, 6]. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер, стремятся к изоляции. А другие наоборот, пытаются выделиться, донести свою мысль до окружающих. Бывают и агрессивно настроенные субкультуры. Они могут высказывать свой протест против общества, нарушать законы и правила [4, 5]. Все больше молодежи пытаясь найти свой путь, вступают в какую-либо субкультуру. В России, как и в других странах мира, существует множество неформальных объединений. Самыми распространенными неформальными объединениями являются готы, отаку, рэперы, рокеры, «Золотая молодежь», эмо и др.. Точно сказать, когда начали зарождаться те, или иные субкультуры в нашей стране нельзя, но первые упоминания о них были в начале 60-х годов. Но жёсткий политический строй не дал им развиться и многие неформальные группы затихли. Вторая вспышка была в 70-х годах. Государство не смогло подавить такое быстрое развитие неформальных движений и перестало противостоять этому. В 90-х годах в России можно было насчитать не менее десятка различных субкультур. О неформальных движениях говорили не только журналисты и общественность, но и психологи [2]. Ученые стали говорить о субкультурах в национальном масштабе.

Целью нашей работы является изучение понятия субкультур и их анализ в современной России.

 

Материал и методы

Объектом наших исследований стали 64 человека. 27 девушки и 37 парня. Эти люди являются студентами различных высших учебных заведений. Возраст их от 16 до 20 лет.

 

Результаты

На вопрос: «Что понимают под понятием «субкультура»?» 80% респондентов ответили, что это «система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества».

На опрос: «Относите ли вы себя к какой-либо субкультуре?» 60% опрошенных ответили, что не относят себя к каким-либо неформальным объединениям, и 40% могли бы причислить себя к определённой субкультуре. 70% респондентов считают, что субкультуры различают по таким критериям как «стиль и образ жизни», 25% – по «навыкам и умениям», и всего 5% – по «ценностям». 45% опрошенных ответили, что на предпочтения при выборе субкультуры могут повлиять изменение мировоззрения. 30% (из которых большинство девушки) полагают, что на выбор субкультуры влияет мода, 23% считают, что предпочтения при выборе субкультуры меняются под влиянием мнения окружающих, 2% утверждают, что человек решает сам.

40% анкетируемых ответили, что в городе часто встречают «рокеров», 18% «готов», 12% «панков», 10% «скинхедов», 10% «золотую молодёжь», 10% «эмо». 70% опрошенных нейтрально относятся к влиянию субкультур на молодёжь, 15% положительно, 15% отрицательно. О принадлежности к той или иной субкультуре 30% респондентов полагают, что предпочтение в музыке, 30% – одежда, 20% – характер, 15% – макияж и 5% отметили различные признаки. Влияние субкультур проявляется, по мнению 60% опрошенных во внешнем виде, 27% – в мероприятиях» и 13% в различных действиях и акциях. 55% респондентов уверено, что принадлежность студента к той или иной субкультуре может влиять на обучение в вузе, 45% полагают, что это не так.

 

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что чаще всего, мотивом для создания субкультур среди молодёжи является желание выделиться из общей массы, обрести свою индивидуальность, а принадлежность к той или иной субкультуре проявляется в большей степени во внешних признаках [4].

как реагировать на субкультурные проявления подростка

Подросткам свойственно дистанцироваться от мира взрослых и создавать свою собственную культуру с особым набором поведенческих, языковых и внешних символов. Что делать, если ваш ребёнок стал последователем какой-то молодёжной субкультуры? Как реагировать на его субкультурные проявления?

Нечто меньшевистское, предназначенное для избранного круга посвящённых

Cубкультуры бывают самыми разными, не только молодёжными. Любая группа людей, стиль поведения и образ жизни которой отличаются от общепринятых стандартов, может с гордостью называть себя субкультурой (а иногда, в случае явного противопоставления доминирующим в обществе ценностям и контркультурой).

Субкультура всегда подразумевает нечто меньшевистское, предназначенное для избранного круга посвящённых. Именно в этом и заключается весь её смысл. Всё, что со временем становится массовым явлением, автоматически перестаёт быть субкультурой. Естественно, наиболее склонны к тем или иным субкультурным проявлениям подростки, которым хочется всячески дистанцироваться от мира взрослых, выделиться на фоне сверстников, обратить на себя внимание представителей противоположного пола, создать своё тайное сообщество и т. д.

Именно поэтому молодёжных субкультур гораздо больше, чем каких-либо других. У тех, кто успел обзавестись семьёй, детьми и работой, как правило, просто нет времени и сил для подобных увлечений и «внешнего» бунта (хотя, среди представителей байкерской субкультуры очень много людей старше 30 лет, которым не хватает ярких ощущений в жизни).

Нужно заранее подготовиться к возможным субкультурным проявлениям подростка

В любом случае, следует заранее подготовиться к возможным субкультурным проявлениям своего подростка, чтобы это не стало для вас впоследствии неприятной неожиданностью. Хотя, у нынешних родителей должно быть гораздо меньше поводов для беспокойства в этом плане, чем у их предшественников 20-30 летней давности.

Дело в том, что современная молодежь не так активна в субкультурном самовыражении, как подростки предыдущих поколений. По крайней мере, на улицах крупных российских городов сейчас уже не встретишь как в 1980-1990-х или в начале 2000-х годов такого пёстрого разнообразия всевозможных молодёжных группировок (популярная в начале 2000-х субкультура эмо просуществовала недолго и исчезла, похоже, навсегда).

Связано это, конечно же, с развитием цифровых технологий. Современные подростки предпочитают самовыражаться, тусоваться и искать единомышленников в социальных сетях, а не в реальном мире. Именно поэтому искать необычные молодёжные проявления сейчас нужно, скорее, в Интернете, чем на городских площадях.

Ещё не перевелись на земле русской хипстеры и трейсеры

Впрочем, говорить о преждевременной кончине «внешних» молодёжных субкультур пока рано. Ещё не перевелись на земле русской хипстеры (современные стиляги), трейсеры (поклонники паркура, искусства преодоления препятствий в городских условиях), руферы (любители полазить по крышам), представители воркаута (уличного спорта), граффитчики, скинхэды, антифа (антифашисты), футбольные и хоккейные фанаты, а также радикальные политические субкультуры с молодёжным акцентом (национально-освободительное движение, нацболы и т.д.).

Несмотря на такое многообразие, приходится констатировать, что ни у одной современной детско-юношеской группировки нет такой сильной и способной по-настоящему воздействовать на мир идеологии, какая была в своё время у хиппи.

Как правило, все современные молодежные течения сосредоточены либо вокруг популярных музыкальных стилей и уличного искусства, либо вокруг спорта и каких-то радикальных националистических организаций. Все они слишком поверхностны и не предлагают никаких ценных идей по преобразованию и улучшению этого мира (как это в своё время делали «дети цветов»).

Если ваш подросток стал странно одеваться и выражаться

Если вы заметили, что ваш подросток стал как-то странно одеваться и выражаться, то лучше, конечно, не гадать, а подробно расспросить его о том, с чем это связано, как называется данный стиль, и чем он так его привлёк. Если подросток по-настоящему вам доверяет и советуется с вами по всем вопросам, то вряд ли он будет скрывать от вас какую-то информацию о своих увлечениях.

Для того, чтобы вызвать своего «малыша» на откровенность, расскажите ему о том, как вы в своё время «хипповали» в его возрасте (наверняка, найдётся что поведать на эту тему), и тоже увлекались чем-то субкультурным. После такого подробного семейного экскурса в историю, вряд ли он будет отмалчиваться, и сообщит вам всё, что вы хотели знать о современных молодёжных движениях (в том числе, и о том, последователем которого он стал).

Как это использовать для развития подростка

Вряд ли нужно запрещать подростку увлекаться чем-то подобным. Вспомните себя в его возрасте. Разве действовали на вас родительские запреты, угрозы и наставления относительно того, как нужно одеваться, с кем общаться, какую музыку слушать, какие книги читать и т.д.?

Если вы ответите на его субкультурные выкрутасы жёсткими санкциями и политикой тотальных запретов, то он просто перестанет делиться с вами чем-то сокровенным, и вы ничего не узнаете о его новых знакомых и ценностях, которые они исповедуют.

Вместо того, чтобы осуждать и запрещать, лучше попробуйте понять, почему та или иная субкультура так увлекла вашего подростка, есть ли в этом какие-то закономерности. Постарайтесь как можно больше узнать о его увлечении из самых разных источников, и подумайте над тем, можно ли извлечь из этого какую-то пользу для его интеллектуального развития и расширения кругозора.

Если ему нравится какой-то музыкальный стиль, ставший основой для молодёжной субкультуры, послушайте вместе с ним его любимые группы, а потом познакомьте с композициями музыкантов предыдущих поколений и предложите найти связь между их творчеством и стилистикой (не секрет, что многие современные музыканты развивают традиции своих предшественников 30-40 летней давности и зачастую напрямую заимствуют их стилистику). Это значительно расширит его музыкальный кругозор, и будет гораздо лучше способствовать развитию музыкального вкуса, чем увлечение исключительно новомодными группами.

Очень полезно рассказать подростку и о популярных молодёжных субкультурах прошлых лет (о хиппи, панках, металлистах, готах, рейверах и т.д.), об их идеологии, стиле, образе жизни и слэнге. Предложите ему сравнить их с нынешними модными детско-юношескими течениями. Наверняка, подросток откроет для себя в этих «лекциях» много нового и интересного, и, возможно, даже идеология хиппи покажется ему более серьёзной, сильной и значимой, чем мировоззрение современных хипстеров.

Пусть подумает над тем, почему разнообразные субкультуры получают такой резонанс в молодёжной среде, что способствует их распространению, почему многие из них со временем бесследно исчезают, и как мир бизнеса извлекает выгоду из каждого популярного молодёжного течения. Это будет гораздо лучше способствовать его интеллектуальному развитию, чем автоматическое следование каким-то модным тенденциями.

Очень важно также вовремя дать понять ребёнку, что не следует слишком сильно увлекаться какими-то внешними элементами субкультуры. Нацепить на себя разнообразные модные штучки и каким-либо образом украсить своё тело может каждый, а вот выделиться за счёт ума, таланта, оригинального, креативного мышления или неординарных физических данных – лишь единицы.

Это касается любой молодёжной моды. Ненавязчиво объясните ребёнку, что не нужно делать слишком сильный акцент на каких-то внешних субкультурных проявлениях, что гораздо полезнее заниматься внутренним саморазвитием и самообразованием, чем самовыражаться с помощью модных штанов и причёсок. Пусть берёт от молодёжных субкультур самое ценное, что в них есть, и не обращает особого внимания на какие-то малозначимые внешние факторы.

Направьте его хипстерство в «правильное» русло

Поддерживайте своего подростка во всех позитивных субкультурных начинаниях, и старайтесь направить их в «правильное» русло. Например, если он решил стать хипстером (сейчас под этим термином, который появился ещё в 1930-1940-х годах, подразумевают обеспеченную городскую молодёжь, увлечённую современным альтернативным искусством и всем модным и актуальным), расскажите ему о том, какие были первые хипстеры, и чем они отличаются от нынешних. Наверняка, он сильно удивится, когда узнает, что родоначальники этого стиля совсем не уделяли такого повышенного внимания внешнему виду, как современные хипстеры.

Увлечение альтернативной музыкой, арт-хаусным кино и контркультурной литературой, присущее современной культуре хипстеров, безусловно, пойдёт на пользу вашему подростку. Предложите ему рассказывать вам обо всех актуальных новинках в этой сфере, а вы знакомьте его с классическими образцами рок-музыки, интеллектуального кино и немассовой литературы, чтобы восполнить пробелы в его «альтернативном» образовании (очень часто современные хипстеры в погоне за модными новинками совершенно забывают о том, что создавалось в сфере контркультурного искусства 30-50 лет назад).

Если он сильно увлечётся «искусством не для всех», предложите ему попробовать свои силы в каком-то из его направлений.  Кто знает, может быть, он перейдёт от хипстерства к собственным произведениям в области музыки, литературы и современного искусства. Это будет гораздо круче, чем растить бороду, носить клетчатые рубашки (основные внешние признаки современных хипстеров-юношей) и слушать модные новинки только для того, чтобы было, что обсудить в узком кругу «знатоков».

Это касается и других позитивных субкультурных занятий. Если он увлечётся паркуром, объясните ему, насколько важно иметь хорошую физическую форму, заниматься лёгкой атлетикой и силовыми упражнениями, а также правильно питаться и вести здоровый образ жизни, чтобы добиться успеха на этом поприще и стать примерным трейсером. Займитесь с ним пробежками в парке и упражнениями на турниках и брусьях – это явно поможет ему лучше «паркуриться».

Возможно, это увлечение, так же, как и воркаут (уличная физкультура), станет для него основой здорового образа жизни на долгие годы (хотя, в случае с паркуром подростку не мешает прочитать «лекцию» о технике безопасности, поскольку это весьма травмоопасное увлечение).

В любом случае, не запрещайте, не осуждайте, а поддерживайте правильные субкультурные увлечения вашего «малыша», и думайте над тем, каким образом их можно использовать для развития и становления его личности, или для приобретения им каких-то важных жизненных навыков.

Если вам не хватает специфических знаний – обратитесь к поисковым системам. В Интернете сейчас можно легко найти всю нужную информацию об актуальных молодёжных субкультурах.

А что делать с негативными субкультурными увлечениями?

Совсем другое дело, если ваш подросток увлечётся чем-то радикальным или экстремально-нацистским (например, станет скинхэдом, нацболом и т.д.) Подобные увлечения, основанные на ненависти к другим народам и агрессивных акциях, конечно, поддерживать не нужно. Но и запреты тут вряд ли помогут. Подросток просто замкнётся в себе и перестанет с вами общаться.

Лучшее, что вы можете сделать в подобной ситуации – это вести с ним просветительские беседы, постепенно меняя мировоззрение юного радикала. Расскажите ему о том, чем человечество обязано представителям тех народов, с которыми борется его субкультура, и что ни одна идеология не стоит того, чтобы ради неё притеснять представителей других наций.

Наполняйте его сознание глобальными, космополитическими, пацифистскими идеями, и тогда, может быть, он превратится из скинхэда и нациста в представителя движения антифа (в антифашиста). Это будет ваша большая родительская победа.

Создать собственную субкультуру

Какой бы субкультурой не увлекался ваш подросток, с возрастом он должен понять, что гораздо круче создать свой собственный стиль, чем следовать тому, что было придумано кем-то в далёких странах (а практически все молодёжные субкультуры, ставшие популярными в России, изначально зародились в США или в Западной Европе). Помогите ему осознать это в ходе вашего совместного субкультурного образования.

В конце концов, он должен понять, что поиск своей внутренней индивидуальности и её развитие – это и есть самый лучший способ самовыражения, с которым не могут сравниться никакие внешние субкультурные проявления. И совсем не важно, как это будет называться, и какое количество последователей иметь.

Сверхзвуковая молодежь: кто сказал, что субкультуры мертвы?

Взято из нового печатного номера THE FACE. Закажите копию здесь.

Субкультуры мертвы. Или так люди старше 35 хотят, чтобы вы верили. «Все не так, как было в мое время, приятель», бла-бла-бла. «Кислотный дом? Злой!» «Панки? Кэмден!» «Инди? Ты должен был быть там.

Как бы то ни было, мы поняли. Но слухи о гибели субкультур сильно преувеличены. Они повсюду, и вам даже не нужно так усердно искать — или поднимать задницу — чтобы их найти. Они у вас в кармане, публикуют Stories в Instagram, продают вещи на Depop, встряхивают алгоритмы TikTok. А в реальном мире сегодняшняя молодежь занимает свое собственное пространство, одеваясь так, как будто она принадлежит чему-то вам не понять.

Мальчиков, которые одеваются так, будто собираются в поход, обычно можно увидеть сидящими за бильярдным столом в пабе — если возможно, в настоящем пабе с ковром, а не в модном IPA. Королевы драм Депо гуляют по главной улице рядом с вами, размахивая своими подержанными седельными сумками Dior и жуя Wrigley’s блестящими губами. Возродили даже инди. На самом деле, во всяком случае, определенно в Лондоне, на этот раз все еще более претенциозно: студенты Goldsmiths устраивают званые обеды в Камберуэлле и говорят о провалах современной музыки (да, это «новая» инди, но музыка не ).

Панк тоже ню. Менее враждебные и ни в коем случае не слащавые приветствия прошлому, мальчики и девочки нашли свою опору в возрождении хардкорных групп, таких как Chubby and the Gang, гастролирующих в Лидсе, Бристоле, Глазго и Лондоне в дырявых футболках. и грязные джинсы. Сломанный нос по желанию.

А с недавней перезагрузкой «Матрица » пришла новая приверженность эстетике поколения Z: Депо переполнен кожаными плащами, виниловыми брюками и тяжелыми черными ботинками. Демна Гвасалия из Balenciaga увидел это за милю, сменив солнцезащитные очки с выпученными глазами на крошечные версии, морфсьюты и ледяные взгляды. Найдите эту партию, бродящую по концептуальному магазину в другом мире.

Молодежь снова заявляет о своей верности. Возможно, это культура свайпов, или простота поиска своих @людей, или бурный поток дерьма британской политики за последние несколько лет — все это заставило нашу молодежь жаждать ощущения смысла. Как бы то ни было, цифровая сфера — любите ее или ненавидите — в 2020-х годах появились новые молодежные племена, обострившие культурное разделение и предоставившие крутым ребятам онлайн-место за навесами для велосипедов.

История племенной культуры Великобритании многословна, поэтому мы не будем вдаваться в нее слишком подробно. Но хиппи, модники, панки, нью-вейверы, рейверы, готы, новые романтики, новые парни, ладетты, гаражные девушки, инди-синди и шаффлеры имеют одну общую черту: они были молоды и по-разному реагировали на преобладающую политику. . На гнев, разочарование, расшатывание системы и изменение отношения — и они реагировали через стиль.

То, что началось как «Ревущие двадцатые», превратилось в «Скучные двадцатые», возвращаясь к нашей бездраматической жизни до пандемии. Но добавьте к этому молодежь и новые субкультуры, и 2022 год станет очагом новой моды, музыки и искусства. Это не должно быть таким кричащим, как в те дни, когда панки правили Кингс-Роуд — современная жизнь слишком сложна для этого, в любом случае. Когда изображение — это все, и на расстоянии одного клика вы можете быть тем, кем хотите.

Концепт ценности в современных молодежных субкультурах K-pop и Brony в период глобализации

Открытый доступ

Проблема

Веб-конференция SHS.

Том 72, 2019

Международная научная конференция: «Достижения и перспективы философских исследований» (APPSCONF-2019)
Номер статьи 03025
Количество страниц) 6
Раздел Человек в мире культуры
ДОИ
https://doi. org/10.1051/shsconf/20197203025
Опубликовано онлайн 28 ноября 2019 г.

SHS Web of Conferences 72 , 03025 (2019)

Несмеянов Евгений 1 * , Юлия Петрова 2 , Рупия Бачиева и Ольга Васичкина

1 Донской государственный технический университет, 344022, Ростов-на-Дону, Россия
2 344002, г. Ростов-на-Дону, Россия

* Автор, ответственный за переписку: [email protected]

Реферат

Актуальность темы исследования заключается в том, что глобальная молодежная культура является междисциплинарной категорией, с помощью из которых аналитики пытаются понять появление сложных форм культурной идентичности и гибридности, которые чаще встречаются среди молодежи всего мира и которые напрямую связаны со средствами массовой информации (кино, телевидение, популярная музыка, Интернет).

Используя аналогию с молодежными субкультурами K-pop и Brony, авторы показывают сходство между двумя субкультурами по указанным признакам, где ценности определяют манеры и нормы поведения, что является ценным в молодежных субкультурах, получивших мировую популярность благодаря друзьям-единомышленникам. в онлайн-сообществах, где фанаты являются неотъемлемой частью. Индуктивный метод побуждает философствовать об общей картине двух современных молодежных субкультур до частных моментов, т.е. доминирующих социальных ценностей в их публичных действиях в обеих субкультурах. Используя метод обобщения, авторы рассматривают ценностное понятие «лояльность» для молодежи в контексте феномена фанатов на примере субкультур K-Pop и брони. Наиболее важной характеристикой групповой жизни является то, что она имеет набор ценностей, которые управляют поведением членов всей группы.

© The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2019

Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License 4.