Сплочение: СПЛОЧЕНИЕ | это… Что такое СПЛОЧЕНИЕ?

Содержание

Сплочение коллектива

Для эффективной деятельности любого предприятия одним из важных факторов является степень сплочённости коллектива. От этого зависит успешность в достижении поставленных целей.

Коллектив – общность людей, объединённых достижением единой цели. Члены такой команды могут быть совершенно разными по таким характеристикам:

  • возрасту;
  • вкусам;
  • способностям;
  • темпераменту;
  • характеру;
  • увлечениям.

Перед руководителем стоит нелёгкая задача: создать из отдельных личностей дружную команду, успешный коллектив единомышленников. В нём для достижения единой цели каждый выполняет индивидуальную задачу, кладёт собственный кирпичик в здание общего дела. И от слаженности работы зависит его качество, прочность и долговечность.

Значение микроклимата в группе

Позитивный микроклимат способствует быстрому разрешению проблем. Положительный психологический настрой повышает настроение, развивает оптимизм, способствует успешности совместной работы. Отдача от человека, идущего на работу с радостью, значительно выше. И наоборот, конфликты выводят из состояния равновесия и снижают производительность труда. Следовательно, атмосфера доброжелательности, взаимопомощи помогает быстрее достигнуть цели.

Признаки сплочённости коллектива

В успешном коллективе микроклимат характеризуется комфортностью, признанием интересов каждого, общим положительным настроем.

Признаками того, что коллектив достаточно сплочён, можно считать:

  • позитивный эмоциональный фон, чувство защищённости;
  • наличие единого командного духа;
  • ощущение каждым сотрудником собственной ценности на пути к общей цели;
  • интерес к работе, желание прийти на рабочее место;
  • здоровые неформальные отношения, формирующие дисциплину и грамотное распределение рабочего времени;
  • интерес руководителя к сплочению команды;
  • доверительная демократическая атмосфера, отсутствие негатива.

При наличии стержня внутри коллектива, уверенности в себе ослабляется негативное действие факторов извне.

Деятельность по сплочению коллектива

Существует ряд причин разобщённости в коллективе. В каждой компании они свои, однако, можно отметить наиболее частые из них.

  1. Неправдивость информации. Отсутствие необходимых сведений или их подтасовка создаёт нервозность, порождает недоверие и слухи. При этом нормальный режим работы находится под угрозой.
  2. Неграмотность управления. Она усиливает внутреннюю конкуренцию. Появляются лицемеры, шантажисты. Личные интересы ставятся во главу угла, роль общей цели снижается.
  3. Отсутствие чёткого контроля. Размытость требований стимулирует создание группок, выявление неформальных лидеров, не соответствующих стандартам.

Создание единой команды тормозится отсутствием корпоративной культуры и позитивного микроклимата.

Методы сплочения группы

Каждый член команды должен ощущать свою ценность в деле достижения общей цели. Наиболее зарекомендовавшими себя методами для создания единого коллектива являются:

  • достойная мотивация для усиления эффективности работы, позволяющая почувствовать командный дух;
  • формирование целостности команды посредством общих собраний, совещаний, способствующих налаживанию контактов;
  • демократичность управления, улучшение условий работы;
  • совместный поиск разрешения конфликтных ситуаций на семинарах, «круглых столах», тренингах и др.

Корпоративная культура, развлекательные мероприятия способствуют объединению коллектива вокруг общих ценностей.

Значение целенаправленности

Стремление к результативности деятельности определяет её целенаправленность. Личное должно не противоречить общему, а напротив, мягко дополнять. Членам коллектива следует осознавать важность координации личной заинтересованности с достижением общих целей.

Структурированность коллектива

Важно создание команды, где каждому хорошо известны собственные функции, обязанности. Для решения отдельных задач эффективно дробление команды на подгруппы. При этом разрабатываются способы подстраховки, взаимозаменяемости.

Сила организованности

Общая цель предполагает организованность при движении к ней. Отсутствие планирования, сумбурность могут привести к ситуации, схожей с результатом работы героев басни Крылова «Лебедь, рак и щука». Если же каждого работника характеризует пунктуальность, чёткая самоорганизация, то командой в целом управлять намного легче. Важно распределить сферу ответственности каждого.

Сочетание индивидуальной деятельности с групповой

Именно этот метод позволяет сформировать целостность коллектива. При подборе сотрудников важно учитывать их совместимость, положительное взаимовлияние. Противопоставление собственного «я» мнению большинства тормозит достижение поставленной задачи.

Согласованность

Если коллектив сплочённый, результативность вырастает в разы. Согласованность определяется гармоничностью действий, чётким взаимодействием, отсутствием конфликтности, разобщённости.

Высокие результаты

Заинтересованность каждого определяет слаженность работы команды. Выполняя свои обязанности качественно, каждый привносит свою лепту в общее дело, улучшая результат. Если же один сегмент цепочки слабый, он рвётся, приводя к порче всей цепи. Поэтому для достижения результата члены коллектива должны стимулировать и своих коллег. Слаженность работы прямо пропорциональна достижению высоких результатов.

Стадии формирования команды

Для создания сплочённого коллектива требуется время. Выделяют пять стадий развития целостной организованной группы.

1.  Притирка

Если коллектив новый или обновлённый, вначале его члены как бы «притираются» один к другому. Каждый проявляет свой характер, а его коллеги выделяют для себя его слабые стороны, преимущества. Пытаются вступить контакты, сформировать отношения. На этом этапе важен учёт темпераментов, индивидуальных особенностей. Помощь в построении межличностных отношений в такой период может оказать психолог.

2.  Возникновение конфликта

Это считается нормальным явлением. Ведь все люди разные, а сотрудничать – не значит прогибаться друг под друга. При определении точек соприкосновения формируются немногочисленные группы со своими лидерами и аутсайдерами. В конфликтных ситуациях особо важна роль руководителя. Он может грамотно вмешаться в ситуации, не допуская опасных конфронтаций и споров.

3.  Экспериментальная стадия

Потенциал работников растёт. Каждый пытается отыскать свою нишу в общем процессе. В это время ещё наблюдаются сбои. Нагрузки могут варьироваться, перераспределяться. Однако общие показатели улучшаются.

4.  Период творчества

От простого выполнения должностных обязанностей работники переходят к выработке креативных решений. По степени творческого подхода выделяются лидеры, способные сплотить возле себя коллег. Директор в своей работе может на них опираться, доверять ответственные задания. Ведь лидер способен нести ответственность за действия не только свои, а всей сплотившейся вокруг него мини-группы.

5.  Время зрелости

Это этап наибольшей сплочённости сотрудников. Обязанности и ответственность за них хорошо известны каждому. Решение вопросов происходит в конструктивном ключе. Достигнутая согласованность в действиях позволяет решать задачи большой сложности. Результаты становятся ожидаемо высокими.

Роль руководителя

Уже на этапе формирования коллектива директору следует позаботиться о сплочённости группы, а именно:

  • грамотно распределить функциональные обязанности и выстроить коммуникации;
  • умело выстроить систему мотивации;
  • организовать ненавязчивый чёткий контроль над трудовым процессом;
  • профессионально реагировать на быстро происходящие изменения.

Сформированность коллектива на начальном этапе не должна успокаивать руководителя. Важно удержать достигнутый результат, постоянно поддерживать и стимулировать сплочённость команды.

Сигналы о необходимости сплочения команды

Иногда наступает момент, когда все уже понимают, что коллектив разобщён и необходима дополнительная работа для его сплочения. Особые усилия в этом направлении руководителю следует предпринять, если:

  • в компании сложилась нездоровая эмоциональная обстановка, работники ссорятся, предъявляют претензии друг к другу;
  • дух соперничества чрезмерен из-за неграмотно предъявляемых требований;
  • материальная мотивация слишком слаба (оклад оплачивается вне зависимости от качества выполнения задач).

Умелый руководитель не должен пускать на самотёк такое положение дел или перекладывать задачу по оздоровлению ситуации на других членов коллектива. Он сам ответственен за это.

Психологи советуют руководителю для формирования здоровых коллективных взаимоотношений:

  • позаботиться о формировании здорового психологического климата;
  • при подборе сотрудников учитывать общность их взглядов, мировоззрения, ценностей и даже возрастных рамок;
  • охватить всех сотрудников общей, интересной для всех активной деятельностью, положительно влияющей на эмоции;
  • доказать собственную эффективность и организационные способности.

Хорошим мотивом является соревновательный дух в борьбе с другим коллективом за определённые достижения.

Инструменты создания дружной команды

На разных стадиях формирования коллектива используются разнообразные методы его консолидации. Они способствуют сокращению периода объединения отдельных личностей в единое целое.

Сплачивающие мероприятия

Люди становятся ближе друг к другу, находят точки соприкосновения в неформальной обстановке. Она позволяет вести себя свободней. Отвлекаясь от профессиональной обстановки, работники могут лучше понять друг друга и начальство. Возрастает доверие, познаются привычки и увлечения коллег вне работы. Хорошему сближению способствуют, например, такие мероприятия, как совместное празднование календарных праздников, дней рождения, корпоративных вечеринок.

Роль традиций

Они должны присутствовать в любой команде. Например, совместное чаепитие в определённые часы или обсуждение новых фото после выходного. Утром такие незамысловатые традиции дают положительный энергетический заряд, в конце рабочего дня расслабляют, снимают груз усталости за день.

Люди в такие моменты становятся ближе, сплочённее, отбрасывают излишний формализм. Традиционными могут стать: посещение бассейна, вылазки на природу, занятия йогой и др. Конечно же, популярным считается празднование годовщины предприятия. Традиционные события отличаются атмосферой открытости, непринуждённостью, уютом.

Неформальность собраний

Слишком официальные собрания утомляют. Следует вносить в них долю неформальности. Это способствует освобождению от комплексов, свободе высказываний, защите своей точки зрения. Каждый должен понимать, что он здесь нужен. Руководство должно обязательно найти, за что можно похвалить, наградить, отметить каждого без исключения.

Газеты и журналы

Интересным бывает выпуск корпоративных печатных изданий. В них освещается жизнь родной компании, а это интересно каждому. Популярными рубриками считаются:

  • успехи и достижения;
  • поздравления;
  • уголок пожеланий, предложений;
  • юмор и шутки;
  • страничка творчества (стихи, песни, рисунки и т.д.)

Такие газеты, альбомы, журналы могут выпускаться поочерёдно разными отделами. Можно даже ввести соревновательный элемент и коллективное обсуждение.

Совместный отдых

Директору следует провести мониторинг предпочтений работников, какой отдых для них предпочтительнее. И мнение большей части коллектива принять за основу. Во многих компаниях популярностью пользуются вылазки на лоно природы, экскурсии, туризм. В непринуждённой обстановке порой совсем неожиданно раскрывается потенциал отдельных сотрудников.

Совместная релаксация оказывает на группу положительное воздействие:

  • предупреждает выгорание сотрудников,
  • способствует установлению дружеских отношений;
  • освобождает от напряжения и стресса;
  • способствует разрядке конфликтных ситуаций;
  • накапливает позитив.

Подобные мероприятия имеют много плюсов даже в стенах офиса.

Игровая деятельность

Взрослые, как и дети, любят проявлять себя в игре. Широкой популярностью пользуется тимбилдинг – командные игры. Такие мероприятия можно разделить на категории: творческая; интеллектуальная, экстремальная.

Преимущества сплочённого коллектива

В компании, где сотрудники разобщены, трудовой процесс протекает более вяло, чем в сплочённой команде. Поставленные задачи решаются менее эффективно. А там, где члены коллектива консолидированы в единое целое, их действия слажены, легче преодолеваются трудности, ситуации форс-мажора.

Налаживанию дружеского сотрудничества, сглаживанию стрессовых ситуаций, сплочению коллектива в целом поможет профессиональный центр «ИГРОКС» посредством создания неформальной обстановки в процессе проведения корпоративных мероприятий на любой вкус.

 

тимбилдинг и другие способы сплочения

Содержание

Два плюс два не всегда четыре. Результат командной работы выше суммы потенциалов отдельных сотрудников. Сплоченная команда способна решать сложные задачи, придумывать инновационные идеи и противостоять кризису. Поэтому важно заниматься сплоченностью коллектива.

Какой коллектив называется сплоченным

Коллектив называется сплоченным, если усилия всех сотрудников согласованы и направлены на достижение общих целей. Когда коллектив разобщен, растет текучесть кадров и снижается эффективность работников. А в дружной команде формируется постоянный костяк, который способен преодолеть любые трудности.

 Выделяют 5 уровней сплоченности:

  1. Противоборство
    Это настоящий террариум, где сотрудники конфликтуют, завидуют, сплетничают и подставляют друг друга.
  2. Индивидуализм
    В этом коллективе вам не станут вредить, но и на помощь рассчитывать не стоит. В нем каждый сам за себя, коллеги не ратуют за общее дело.
  3. Совместимость
    Людям в таком коллективе комфортно. Они редко конфликтуют, при необходимости выполняют совместные проекты. Но не станут инициаторами для достижения общих целей.
  4. Команда
    Оптимальный уровень коллективизма. Работники разделяют ценности компании и уважают коллег. Они работают не только ради личной выгоды, а ради общей глобальной цели. Каждый чувствует себя частью команды.
  5. Семья
    Высшая степень сплоченности коллектива. Однако специалисты считают, что бизнес может пострадать, когда люди преданы друг другу больше, чем делу. Но иногда такие коллективы могут быть успешны.

Далее в статье будем говорить о сплоченном коллективе, как о команде. Команда имеет несколько отличительных особенностей.

Общая корпоративная культура

Сплоченная команда разделяет и транслирует миссию и ценности компании. Сильный корпоративный дух задает положительный тон общению с клиентами и отношениям внутри коллектива. Например, сотрудники Amazon знают, что миссия компании — быть самой заботящейся о клиенте компанией на Земле. Поэтому клиент для них всегда в приоритете. Они в любой ситуации решают вопрос в пользу клиента, даже если это не совсем выгодно бизнесу.

Преследует общую цель

Команда — это группа людей, объединенных одной целью. Усилия всех работников имеют единый вектор. Каждый знает ради чего он трудится и хорошо понимает свою роль в достижении целей компании. Например, преподаватели знают, что компания стремится стать онлайн-школой №1 в России по подготовке детей к ЕГЭ. Поэтому они по собственной инициативе постоянно повышают экспертность и улучшают качество уроков.

Понятная структура команды

Работу сплоченной команды можно представить в виде единого механизма, где каждый сотрудник играет особую важную роль. Каждый член команды делает вклад в создание ценного продукта всей компании. В структурированной команде четко распределены функции и каждый знает свою роль. Все могут свободно взаимодействовать с другими членами команды и быстро передавать информацию.

Авторитетный руководитель

У команды есть лидер (руководитель), он является примером для других, мотивирует коллектив и ведет к общим целям. Если лидер пользуется настоящим (а не формальным) уважением, команда объединяется вокруг него. Работники становятся более ответственными, результативными и мотивированными.

Комфортная психологическая обстановка

В коллективе преобладает спокойный доброжелательный эмоциональный фон. Людям комфортно работать вместе, они рады видеть друг друга. С удовольствием приходят на корпоративные мероприятия и общаются за пределами работы. Каждый сотрудник может высказать свое мнение, к которому прислушаются. В такой атмосфере растет эффективность и инициативность.

Вопрос. Как вы считаете, коллектив вашей организации соответствует описанным критериям? Если затрудняетесь ответить, проведите анонимный опрос сотрудников, чтобы оценить уровень сплоченности коллектива.

Как сплотить коллектив в компании: 4 ключевых принципа

Групповая сплоченность не приходит мгновенно. Изначально в коллектив попадают люди разного возраста, пола и взглядов, они могут работать в разных странах и быть представителями разных культур, отличаться по семейному статусу, уровню образования и интересам. Задача руководителей и hr-отдела — создать из таких индивидуальностей единую слаженную команду.

Как сплотить работников?

Заразить корпоративной культурой

У людей могут быть разные взгляды на многие вещи, но если их объединяют схожие ценности и миссия, они могут стать командой. Расскажите сотрудникам про корпоративную культуру компании. Что важно донести:

Не все люди будут разделять вашу корпоративную культуру. Поэтому, подбирая человека в команду, учитывайте не только его профессиональные качества, но и психологические — что для него важно в жизни, какими принципами руководствуется. 

Например, если компания занимается здоровым питанием и стремится сделать людей здоровыми, а человек скептически относится к ЗОЖ, он не сможет следовать миссии компании и работать на достижение ее целей. Или, если в вашей организации работают по жестким правилам и регламентам, а для сотрудника важна гибкость, разнообразие и свобода действий, ему будет сложно повторять однотипные действия по инструкции.

Узнайте о других элементах корпоративной культуры.

Объединить вокруг общей цели

Донесите сотрудникам актуальные стратегические цели бизнеса на 3-5 лет, чтобы они служили ориентиром для движения команды. Если экипаж корабля знает конечную точку путешествия, каждый член команды будет направлять корабль в верном направлении. Поясните почему для вас важны эти цели. Например, в следующем году центр детского развития хочет открыть филиал в новом городе. Это поможет охватить еще больше детей и сделать их умными и счастливыми.

Интересно. Коллективы хорошо дружат «против кого-то». Люди могут объединяться в группы и «сражаться» против клиентов или других отделов или коллег. Но лучшей «мишенью» являются конкуренты. К примеру, Colgate соперничает с Aquafresh, а «Кока-кола» с «Пепси».

Чтобы сплотить команду вокруг общей цели, создайте систему мотивации, которая свяжет цели компании с личными целями сотрудников. Например, когда IT-компания разработает новый функционал, она сможет привлекать крупных клиентов, и команда будет зарабатывать больше.

Совет. Если в стране или в компании начался кризис, ставьте краткосрочные цели и сплочайте сотрудников вокруг них. К примеру, удержать клиентов в текущем месяце, чтобы сохранить прежний уровень зарплаты.

Структурировать команду

Убедитесь, что в вашей компании есть четкая организационная структура, по которой распределены ключевые функции. Настоящая команда похожа на плот, в котором все бревна связаны между собой и каждое играет важную роль в приближении к пункту назначения.

Если все функции распределены, покажите всем сотрудникам как именно — расскажите как устроен бизнес изнутри. Понимание общей картины поможет человеку почувствовать себя частью единой системы. Чтобы понять как функционирует компания, новичку недостаточно прочитать таблички на дверях, поочередно их открыть и познакомиться лично с коллегами. Важно передать ему весь процесс создания и предоставления услуги:

Завести традиции и мероприятия

Это регулярные действия, направленные на сплочение коллектива. Например: 

  • По понедельникам проводите координации со всей командой, чтобы каждый мог высказаться и поделиться своими результатами работы. Постарайтесь сделать такие собрания неформальными. К примеру, заведите традицию начинать встречу с анекдота или стихотворения. На следующей встрече передайте эстафету другому сотруднику
  • Каждую пятницу посвящайте последние два часа неформальным посиделкам — общему чаепитию или настольным играм. В это время можно обсудить совместные мероприятия на выходные
  • Устраивайте регулярные встречи за пределами офиса, например, походы в бассейн или в баню. Такие встречи не только способствуют неформальному общению, но и улучшают здоровье. «Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Это у нас такая традиция…»
  • Отмечайте праздники — дни рождения коллег, значимые даты компаний. Важно, чтобы подготовкой праздников занимались сами сотрудники, а не руководство. Во время подготовки улучшится командная работа, весь отдел будет вовлечен и не останется следа формальности. В программу корпоративов можно включать мероприятия по командообразованию, о которых поговорим далее

Чтобы сплотить коллектив, нужно сформировать у всех сотрудников общее представление о компании, в которой они трудятся и передать им знания, о которых писали выше. Для этого рекомендуем создать вводный курс, разместить его на платформе и назначить на всех работников, независимо от должности. О чем этот курс:

  • Опишите сферу деятельности бизнеса, введите общую терминологию
  • Расскажите про миссию, ценности и цели
  • Опишите структуру организации и основной бизнес-процесс
  • Расскажите о корпоративных традициях и мероприятиях

Наглядный пример сплоченного коллектива

Рассмотрим четыре описанных метода сплоченности на примере любительского футбольного клуба:

Цель. У команды есть общая цель — выиграть чемпионат. 

Ценности. В команду берут только тех игроков, которые искренне любят футбол и получают удовольствие от игры, готовы упорно тренироваться, которые уважают тренера и игроков, поддерживают товарищей в сложный момент и не обвиняют никого в поражении.

Структура. У футбольного клуба есть четкая структура — директор, капитан, представитель и игроки. У каждого игрока есть амплуа — вратарь, защитник, полузащитник, форвард. 

Традиции. Перед каждым матчем происходит разбор соперника, после каждого проигранного матча разбор игры, а после победного неформальные посиделки. Чтобы поздравить игроков с днем рождения, все скидываются на подарок. Иногда команда ходит на квесты, чтобы лучше узнать друг друга и улучшить командную работу в непривычных условиях.

Тимбилдинг: мероприятия по командообразованию

Тимбилдинг (с англ. «team building» — построение команды) — это процесс объединения отдельных личностей в единую команду. Тренинги по командообразованию помогают улучшить коммуникацию, убрать конфликты и внутреннюю конкуренцию, лучше узнать коллег, активировать инициативность сотрудников в достижении поставленных целей.

Бывают ситуации, когда командообразование не нужно. Например, если в компании нет командного взаимодействия и люди выполняют задачи по одиночке. Или если в организации большая текучка в силу специфики бизнеса. В остальных случаях стоит уделять время слоченности коллектива.

Планируя мероприятия для тимбилдинга, важно чтобы они соответствовали следующим критериям:

  • Есть общая цель, которую можно достигнуть только сообща
  • Развивает командные навыки. К примеру, навык ведения переговоров, решения конфликтов, делегирования задач
  • Руководители и подчиненные участвуют на равных
  • Сотрудники понимают зачем проводят тимбилдинги и хотят участвовать в них. Чтобы получить такой эффект, выбирайте формат мероприятий, который интересен именно вашему коллективу. Например, молодой коллектив зачастую приветствует спортивные мероприятия, а более зрелый — интеллектуальные. Чтобы точно угадать, проведите опрос среди сотрудников и уточните как им нравится проводить время
  • Регулярность. Сложно сформировать навык и сплотить команду за один раз. Проводите мероприятия каждую неделю или каждый месяц

Есть несколько разновидностей тимбилдинга.

Мероприятия по командообразованию можно классифицировать и по-другому. Предлагаем оттолкнуться от этих разновидностей и придумать что-то свое. Можно провести мероприятие, которое не впишется в данную схему.

Творческий

На мероприятиях творческой направленности сотрудники пробуют что-то новое, развивают творческий потенциал и взаимодействуют с командой.

Примеры творческих мероприятий:

  • Различные мастер-классы по лепке, рисованию, росписи, кулинарии и пр. Например, есть необычные мастер-классы по изготовлению украшений из смолы или по рисованию картины вином.
  • Проведение флешмоба. Чаще всего это массовый танец, который начинается неожиданно в людном месте. Подготовка флешмоба требует командной работы, а его проведение убирает комплексы и дарит много положительных эмоций как участникам, так и зрителям. Другой вариант забавного флешмоба — прийти всем отделом на работу в розовом
  • Совместная фотосессия в интересной локации. После такого мероприятия останутся не только яркие впечатления, но и красивые фотографии. Предложите сотрудникам прийти в ярких нарядах, можно предложить тематические наряды, как на Helloween. Пусть каждый человек побудет в роли режиссера — поставит весь коллектив в интересные позы для фото.
  • Подготовка театральных спектаклей. На сцене люди раскрываются по-новому. Пригласите хорошего режиссера и проведите кастинг на роли актеров среди сотрудников. В течение месяца-двух они готовят представление, которое потом показывают коллегам и семьям.

Активный

Спорт и экстрим помогают получить совместный эмоциональный опыт и быстро снять барьеры между сотрудниками. Как правило, такие мероприятия интересны людям молодого и среднего возраста. Важно чтобы спорт был командным, например футбол, баскетбол или волейбол. Индивидуальные виды спорта наоборот усиливают конкуренцию. Члены одной команды могут соревноваться с другими отделами или филиалами. К примеру, в компаниях Сбербанк и Газпром проходят всероссийские соревнования по волейболу между сотрудниками.

Другие идеи спортивных и экстремальных мероприятий:

  • Квесты на подобие игры «Форд Боярд», где команда участников проходит разные физические и интеллектуальные испытания, чтобы выиграть ключи и подсказки
  • Гонка Героев. Это всероссийский экстремальный командный забег с препятствиями по пересеченной местности. Проходит в 85 городах России
  • Ориентирование или выживание в лесу, совместный турпоход и покорение вершины
  • Пейнтбол или лазертаг — военно-тактическая игра, где стреляют шариками с краской или лазером
  • Гонки на спортивных яхтах. На одной яхте до пяти человек, которыми руководит инструктор и дает указания. Цель — обогнать другие яхты, согласованно выполняя действия
  • Турнир по киберспорту. Главное не увлекаться, чтобы у сотрудников не образовалась игровая зависимость

Интеллектуальный

Это мероприятия, которые требуют совместных умственных усилий для достижения определенной цели.

Примеры интеллектуальных мероприятий:

  • Тематические квизы и викторины, типа «Что, где, когда». Команде дается время, чтобы обсудить вопрос и дать на него ответ
  • Ролевые игры наподобие «Мафия» или бизнес-игры, которые прокачивают не только командные навыки, но и профессиональные
  • Мозговые штурмы — коллективное обсуждение, направленное на решение определенной задачи. Каждый активно предлагает свои идеи
  • Участие в совместных семинарах и тренингах, которые развивают профессиональные или психологические навыки

Психологический

Когда люди не могут найти точки соприкосновения, возникают конфликты на пустом месте. Психологические тренинги помогут улучшить взаимопонимание. На тренинге моделируются ситуации, в которых проявляются личностные качества участников. Особенно полезно объединять в команды конфликтующих коллег.

Упражнения на сплочение работников:

  • Хорошее отношение
    Раз в неделю сотрудники рандомно делятся на пары. Один человек на время становится «ангелом» по отношению к партнеру. Его задача — всячески радовать партнера, а как именно, он придумывает сам. К примеру, можно угостить конфетами, прислать смешное видео, подарить цветы, спеть песню.
  • Общие черты
    Разделите коллектив на группы по 3-5 человек. Каждой группе нужно найти как можно больше общего у всех участников. Например, все трое (пятеро) побывали в Египте, любят сериал «Форсмажоры», играли в детстве в «Рыбку Фредди», были старостами в школе, ненавидят свеклу, увлекаются футболом, имеют плохое зрение и старшего брата. Задание заканчивается тем, что группа рассказывает о своих сходствах.
  • Умение работать в команде
    Два сотрудника садятся спиной друг к другу. У одного инструкция как сделать бумажный самолетик, а у другого лист бумаги. Человек с инструкцией голосом объясняет как сделать самолетик, не наблюдая за процессом. Отличный тренинг на сплочение коллектива
  • Распределение задач
    Вы помещаете сотрудников в закрытое помещение. Им нужно выбраться оттуда за 30 минут. Это станет возможным, если они распределят задачи — один пытается открыть замок, другой ищет люк, третий решает загадку, чтобы получить подсказку.
  • Переговоры и решение конфликтов
    Сотрудников распределяют в пары или тройки. Каждой команде дают сценарий — там описана суть конфликта, роль каждого человека и цель. Задача участников — решить конфликт и достичь своей цели.

По шагам. Чтобы провести тимбилдинг для сотрудников, нужно определить цель мероприятия, выбрать формат и ведущего, назначить время и место. Для проведения тимбилдинга можно привлекать сторонних профессионалов, которые специализируются на этом. После проведения мероприятий собирайте обратную связь, чтобы в следующий раз сделать еще лучше.

Особенности сплоченности удаленных сотрудников

В основе сплоченного коллектива лежит качественная коммуникация. Когда вы работаете удаленно, сложнее общаться с коллегами — непросто завязать неформальный диалог, можно неправильно понять собеседника по переписке, мало возможностей для личных встреч. Поэтому сплоченности удаленных сотрудников следует уделять особое внимание.

Онлайн коммуникации

Подробней о том, как наладить удаленные коммуникации мы поговорили в отдельной статье. Приведем несколько ключевых рекомендаций:

  • Создайте тематические чаты. Они помогают воссоздать среду для свободного общения, как в офисе. Это может быть общий чат для официальных новостей и чаты по бизнес-функциям и направлениям. 
  • Поощряйте неформальное общение. Например, делитесь как провели выходные, присылайте личные фото. Предложите коллегам участвовать в онлайн кофе-брейках — это 20-ти минутные видео-встречи среди рабочего дня. Проводите совместные утренние зарядки.
  • Находите возможности для личных встреч. Поводом может быть корпоратив или совместное обучение. А можно встретиться лишь по той причине, что коллеги находятся в одном городе.
  • Чаще проводите рабочие видео-встречи. К примеру, в компании Unicraft вся команда встречается в Zoom каждый понедельник, чтобы поделиться результатами работы за прошлую неделю и планами на следующую. Дополнительно созваниваются сотрудники одного отдела и обсуждают вопросы своего направления. Чтобы разбавить обстановку и узнать друг друга лучше, попросите каждого принести на совещание вещь, которая их радует и рассказать о ней. Это может быть сувенир из путешествия, картина или даже не вещь, а домашнее животное.

Тимбилдинг онлайн

Кроме налаживания коммуникации, важно проводить и командообразующие мероприятия. Как провести тимбилдинг онлайн:

  • Организуйте марафон или челлендж. Он может быть посвящен любой тематике — здоровому питанию или спорту. Целый месяц сотрудники активно выкладывают фотографии и рецепты здоровых блюд — в общем чате или в своих соцсетях. 
  • Отправьте коллегам ссылку на психологический или развлекательный тест и попросите поделиться результатами в чате.
  • Снимите совместный фильм. Каждый снимает короткое видео на определенную тему, после чего все видео склеиваются в один фильм. Проще всего взять праздничную тематику, например, поздравления к Новому году.
  • Пригласите сотрудников вместе сыграть в онлайн-игру. Это могут быть популярные CounterStrike или Fifa. А может быть и бизнес-игра, которая развивает профессиональные навыки.
  • Запустите конкурс «Угадай коллегу по детскому фото».
  • Устройте киновечер. Подберите хороший фильм и посмотрите его с коллегами под бокал вина. Сотрудники могут по очереди «угощать» коллег своим любимым фильмом. А можно просматривать «профильные» ленты: для работников модного агентства — «Дьявол носит Prada», для пиарщиков — «Плутовство», для менеджеров — «Человек, который изменил все».

Можно придумать множество других идей для сплочения коллектива, главное осознать важность и ценность сплоченной команды.

Нежелательные методы сплочения коллектива

Приведем несколько примеров того, как делать не нужно:

  • Война против одного из участников коллектива или против руководителя. Безусловно, общая цель сплотит коллектив, но с одним участником будут напряженные отношения. В коллективе возникнет нездоровая атмосфера.
  • Деструктивные привычки или хобби — например, совместное курение и выпивка. Во время неформальных тусовок многие соглашаются выпить за компанию, чтобы поддержать коллектив. Но лучше направить внимание сотрудников на более здоровые методы сплочения — спорт, здоровое питание, духовное развитие, обучение.
  • Хвалить отличившегося работника. Когда вы хвалите одного человека, другие могут почувствовать зависть к нему. Это не способствует сплоченности. Лучше хвалить все подразделение, даже если отличился один человек. После крупных сделок угощайте весь отдел тортом, чтобы сотрудники могли за чаепитием вместе порадоваться общей победе.

Вывод

В завершение дадим несколько рекомендаций руководителям, которые помогут сплотить коллектив:

  • Проявляйте интерес и внимание к сотрудникам, подчеркивайте их вклад в достижение общих результатов
  • Слушайте подчиненных и принимайте к сведению их мнение. Такое отношение рождает инициативность и вовлеченность в дела компании
  • Делегируя задачи, передавайте ответственность сотрудникам
  • Будьте источником дружелюбного и доброжелательного отношения в коллективе, уважайте всех подчиненных
  • Объединяйте усилия разных сотрудников или даже разных отделов, если это поможет получить необходимый результат
  • Устраняйте конфликты и стремитесь достичь согласия между противоборствующими сторонами
  • Обучайте сотрудников единым знаниям

Сплочение коллектива.

Тренинг. 3-4 класс | Тренажёр (3 класс):

Занятие-тренинг на сплочение классного коллектива

«Класс глазами каждого»

Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом. Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

Задачи: 

  1. Создание благоприятного психологического климата;
  2. Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;
  3. Развитие умения адекватно выражать  свои чувства и понимать выражения чувств других людей;
  4. Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.

Возраст: школьники 11 — 14лет.

Состав участников: 10 – 12 человек.

Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, презентация к занятию.

Режим работы: 45 минут

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Структура тренинга:

  1. Приветствие – 4 минуты
  2. Цель, задачи – 3 минут
  3. Разминка – 2минут
  4. Основная часть — 40 минут
  5. Рефлексия – 5 минут
  6. Орг. конец – 3 минуты

Ход тренингового занятия:

  1. Разминка – погружение – 2 минуты
  2. Упражнение «»Фотография нашего класса – 7 минут
  3. Упражнение «Если птичка, то какая» – 10 минут
  4. Упражнение «Счёт до десяти» – 10 минут
  5. Упражнение «Горячий стул» – 10 минут
  6. Упражнение «Моя проблема в общении» – 7 минут
  7. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» — 5 минут
  8. Орг.конец. – 5 мин.

Структура: ученики рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать, начинается тренинг.

Ход занятия

1. Приветствие (2 мин).

Цель: Установление контакта с детьми. 

Ведущий, представляется и говорит о целях тренинга. 
Инструкция:

Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, — выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, — скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля» или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы — и ведущие тоже — в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени. 

А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, по очереди каждый одевает бейдж , затем представляется и говорят с каким настроением они пришли на занятие и чего ожидает от него.

Ведущий представляется и говорит о правилах групповой работы . 

Правила работы в группе.

Время: 2 минуты.

Ресурсы: ватман с уже написанными правилами.
Ведущим устанавливается определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте
Список правил: (Каждый пункт правил поясняться ведущим.)
1.Слушать друг друга. 
2.Не перебивать говорящего. 
3.Уважать мнение друг друга. 
4.Я –высказывание. 
5.Безоценочность суждений. 
6.Активность 
7.Правило «СТОП» 
8.Конфедециональность. 

2. Разминка – погружение

Время: 2 мин.
Цель:  Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения , выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.

В начале нашего занятия хотелось бы узнать:

  • У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;
  • Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;
  • Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;
  • Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников ;
  • Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;
  • Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.

3.Основная часть.

Вступительное слово, определение темы, целей тренинга (3 мин).

Сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. На данном занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом.

Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного к взаимодействия друг с другом .

Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед. 

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.

Ход упражнения: каждому ученику выдается лист бумаги. В центре листа в круге написано « Я могу!». Ученики должны нарисовать лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать для другого в своем классе. Затем все записи зачитываются участниками занятия. Подводя итоги работы, — подчеркиваем, что многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим веществом, которое делает класс сплоченнее.

Упражнение: «Моя проблема в общении»

Время: 15-20 мин.

Все участники пишут на отдельных листах бумаги в краткой форме ответ на вопрос: «В чем заключается моя основная проблема в общении (в школе, в классе)?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый ученик произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению. Допускаются высказывания критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.

Упражнение «Счёт до десяти» Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики. Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:

  • Что вы чувствовали?
  • Если не получилось, то почему?

Упражнение «Горячий стул»

Время:10 мин.

Цель:

Инструкция : В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого то из участников тренинга. Когда первый доброволец найдётся и займёт место, ведущий предлагает остальной группе высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сказать о его положительных или отрицательных качествах

Обсуждение: первый участник рассказывает про то, как осмелился быть первым? Все делятся: легко или тяжело было это сделать? Насколько тяжело или легко было высказываться о человеке?

Упражнение « Если птичка, то какая»

Время.  10-15 минут.

Инструкция. «Сейчас одним из вас предоставляется возможность потренироваться в наблюдательности, а то, что ждет других, пока останется в секрете. Кто хочет быть ведущим?» После того, как ведущий найден, тренер просит его встать и отвернуться от группы. Можно попросить его выйти из комнаты. Группе же дается следующее задание: «Загадайте какого-то одного игрока. Однако так, чтобы ведущий не понял, кого вы хотите загадать (в том случае, если он рядом). Используйте жесты».

Процедура проведения. Далее тренер предлагает ведущему отгадать, кого же загадала группа. Однако вопросы можно задавать только особого рода, сравнивая загаданного участника с различными видами животных, растений, рыб, птиц и т. д. При этом ведущий может задать не более 3 вопросов. Вопросы могут быть на разные ассоциации. Вопросы строятся следующим образом: если цветок, то какой? если птичка, то какая? На каждый вопрос ведущий просит сообщить конкретную ассоциацию, возникающую у каждого члена группы. После того как игрок отгадан либо раскрыт (когда ведущий не может отгадать), тренер предлагает группе продолжить. При сохранении интереса в группе можно пройти три круга.

Упражнение: « Фотография нашего класса»

Каждый участник получает чистый лист бумаги. Задача учеников нарисовать смайлик с таким эмоциональным состоянием, которое чаще всего присутствует у них в классе. Затем все рисунки вывешиваются на доске, образуя общую фотографию класса.

Процедура «Спасибо за приятное занятие»

— Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Орг. конец: Спасибо вам большое, что пришли на данное занятие , надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.

Рефлексия:

  • Какие чувства испытывали?
  • Что нового узнали о себе, о группе?
  • Чему научились?
  • Как это пригодиться в будущем?
  • Что было важным?
  • Над чем вы задумались?
  • Что происходило с вами?
  • Что нужно развивать на будущее?

«Прекрасный сад»

Описание упражнения

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это — нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.

Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Обсуждение

Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее — у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

Психологический смысл упражнения

Сама по себе арт-терапия очень мощный инструмент, который используется для психологической коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

«Рисунок на спине»

Описание упражнения

Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание — почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Обсуждение

Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?

Психологический смысл упражнения

Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…»

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что. ..». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение:

  • Какие эмоции испытывали во время упражнения?
  • Что нового узнали о других?
  • Что интересное узнали?

Игра «Атомы и молекулы»

Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.

Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

* На первом занятии следует избегать конфликтных ситуаций, когда при названном числе группа не может разделиться поровну и остаются «лишние участники» или некоторым молекулам не хватает атомов до нужного числа.

Упражнение «Опустить предмет»

Цель: Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей.

Ход упражнения: 6-10 участникам дают гимнастический обруч и просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).

Задача участников: опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.

Обсуждение:

  • Что испытывали при выполнении задания?
  • Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть?
  • Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?

Разминка

После вступительного слова ведущего каждый участник по кругу называет свое имя и продолжает по своему усмотрению фразу: «В людях я ценю…».

Конечно, ребята проучились вместе больше полугода и знают, кого из них как зовут. Но произнесение своего имени в начале фразы акцентирует внимание на том, что это мнение конкретного ученика, что именно он так считает. Возникает ситуация ответственности за свои слова, когда сложнее сказать откровенную глупость или отделаться неуместной шуткой.

После того, как все высказались, учителю важно подвести итог, резюмировать сказанное, по возможности подчеркивая качества, актуальные для цели занятия («Вы видите, что многие из нас ценят в людях честность, готовность прийти на помощь, умение дружить…»).

Упражнение «Единый шаг»

На полу изображаются две параллельные линии на расстоянии очень большого шага. Ребятам дается задание: перебраться на противоположную сторону «коридора» всем вместе, одновременно. Важно предоставить участникам возможность заранее обсудить план действий, договориться.

Обычно команды проявляют огромную изобретательность при выполнении задания: некоторые берут часть команды на плечи, упрощая себе задачу, некоторые сначала собираются между полосами, а потом в один шаг синхронно оказываются на противоположной стороне (ведь в инструкции не сказано, что этого делать нельзя). Задача ведущего – поощрять любые проявления сплоченности и креативности, поддерживать позитивный настрой в ситуации неудачи.

§ 5. Групповое сплочение и определяющие его факторы

Сплочение группы — это процесс, сопровождающий ее на всех этапах развития. Суть сплочения — в формирова­нии особого типа связей в группе, которые позволяют фор­мальную структуру, задаваемую извне, превратить в психо­логическую общность. Сплоченность имеет различные про­явления. Она выражается и в эмоциональной притягательности и взаимопривязанностей членов группы, и стремлений их к сохранению своего группового членства, и в единстве ценностей и целей участников группового общения.

Сама по себе сплоченность выступает для членов любой группы как привлекательная цель и ценность, как то груп­повое состояние, к которому надо стремиться. Особенно яр­ко это проявляется в подростковых группах, стремящихся достичь высокого уровня внутригрупповой солидарности и сплоченности. Однако, удается это не всегда, так как фор­мирование в группе отношений, постоянных на сплоченно­сти, зависит от множества психологических факторов. Оста­новимся на перечислении важнейших параметров, влияющих на процесс сплочения малой группы.

1. Эмоциональная привлекательность членов группы. От­метим, что сам по себе он не обеспечивает ни продуктивной совместной деятельности, ни высокой сплоченности. С дру­гой стороны, и без эмоциональной притягательности людей трудно создать сплоченную группу.

2. Сходство членов группы между собой. Речь идет о раз­личных аспектах сходства: и возрастное, и социальное, и эт­ническое, однако главное — ценностное сходство, близость взглядов и социальных ориентации членов группы. В дан­ном случае в силу вступает механизм, уже описанный выше, при обсуждении особенностей восприятия людьми друг дру­га. Действительно, чем ближе чужое мнение к собственному мнению человека, тем симпатичнее ему лицо, высказываю­щее данную точку зрения. И наоборот: люди склонны не замечать разногласий и противоречий с позицией привлека­тельного лица. Этот же феномен работает и в группе: чело­век более тяготеет к группе, взгляды и ценности которые он разделяет и в которой его собственные взгляды находят под­держку.

3. Предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив членов группы. Об этом также шла речь выше. Отметим, что более привлекательна для людей и имеет большие шансы стать сплоченной группа, чья деятельность основана не на конкуренции, а на кооперации, и в которой преобладает мотив сотрудничества.

Кооперация выступает фактором сплочения группы в си­лу того, что способствует возникновению в группе ряда важ­ных и привлекательных для членов группы феноменов. Во-первых, при кооперации и мотиве сотрудничества уменьшает­ся число внутригрупповых конфликтов и существуют по­стоянно действующие условия успешного разрешения возни­кающих объективных противоречий. Во-вторых, кооперация способствует свободному и открытому общению людей, си­мулирует сближение мнений, расширяет обмен информацией между партнерами (в отличии от конкуренции, которая про­воцирует членов группы на утаивание от партнеров важной информации, так как это может помочь в достижении лич­ных целей). Наконец, в-третьих, кооперация обеспечивает взаимную поддержку действий, так как только совместные усилия могут привести каждого члена группы к личному ус­пеху.

Таким образом, кооперация между членами группы спо­собствует сплочению всей группы. Что касается характера связей группы с другими социальными общностями, то здесь свою позитивную роль может сыграть и конкуренция. Из­вестно, что соревнование между группами в определенных видах деятельности, способствует внутреннему сплочению групп-участников. К такому приему часто прибегают, на­пример, в школьной практике, организуя соревнования клас­сов в различных видах учебной и внеучебной деятельности. При этом важно помнить об одной опасности: межгруппо­вая конкуренция может привести к возникновению меж­групповой агрессии и неприятия детьми друг друга, чего ни в коем случае нельзя допускать.

4. Особенности групповых целей. Речь идет о том, что цели, которые ставятся группой или перед группой ее руко­водителем, помогают коллективу оплачиваться в том случае, если они отвечают потребностям членом группы, могут быть приняты ими в качестве своих личных целей (то есть каж­дый участник видит личный смысл в том, что делает вся груп­па), а также если группа может рассчитывать на успех в до­стижении цели. Другой очень важной характеристикой груп­повой цели должна быть четкость и однозначность ее по­становки. К сожалению, этому условию групповые цели отве­чают далеко не всегда. Например, в учебном процессе целеполагание часто осуществляется не корректно, и перед школьниками -ставятся либо абстрактные глобальные цели, не конкретизируемые в частные задачи (стать гармонически развитыми людьми, стать дружными и сплоченным и т. д.), либо цель подменяется средством, и тогда смыслом учебы становится достижение конкретного оценочного резуль­тата, а смыслом внеучебной деятельности — участие в каком либо мероприятии.

Цель деятельности, в том случае когда она действительно может служить источником активности школьников и факто­ром сплочения классного коллектива, должна отвечать сле­дующим требованиям: во-первых, она должна быть конечна, то есть иметь четкий результат, достижение которого не очень оттянуто во временя от момента принятия цели. При­чем, чем младше дети, тем меньше должен быть этот раз­рыв. Во-вторых, цель должна быть ясной, определенной и понятной каждому участнику. Обязательно нужно проверить, действительно ли все учащиеся одинаково понимают смысл и цель происходящего. В-третьих, цель должна быть техноло­гична, то есть содержать в себе доступные детям средства ее достижения. Хорошо, если эти средства были выработаны детьми на предыдущих этапах совместных действий. Напри­мер, дети научились шить простые изделия, а затем прини­мают участие в карнавальном конкурсе и др. Наконец, цель должна быть личностно привлекательной для каждого школьника, а для этого содержать в себе какие-либо частные цели и средства, интересные или доступные школьнику. Дея­тельность организуемая в классе, должна требовать от каж­дого тех умений, которые у него особенно развиты или кото­рые он хотел бы в себе развить.

5. Удовлетворенность группы и каждого ее члена груп­повой деятельностью и своим положением в группе. Чем выше удовлетворенность участников деятельностью группы и самими собой, тем в большей степени будет сплачиваться такая группа. В свою очередь удовлетворенность возникает при соблюдении ряда условий.

Зададимся вопросом, какие деятельности привлекают школьников?

Прежде всего, учащихся привлекает такая групповая дея­тельность, которая действительно может быть названа сов­местной, то есть она с одной стороны, объективно требует разделения труда, отношений взаимозависимости от своих участников, а с другой стороны, воспринимается, осознается школьниками как единая, требующая общих усилий.

Кроме того, совместная деятельность доступна их частичному или полному контролю, они не чувствуют себя просто исполните­лями воли и желаний взрослых.

Далее, деятельность, предлагаемая учащимся должна иметь ощутимое значение, то есть быть «взрослой» по своему назначению и своим результатам. Это придает ощущение значимости как всей работе класса, так и личному вкладу каждого. При этом важно помнить, что за последние годы у детей и подростков достаточно резко изменились представ­ления об общественной пользе. Скажем, их уже не уговоришь собирать металлолом на паровоз.

Помимо общественной значимости и совместности любая деятельность, предлагаемая школьникам, должна характери­зоваться эмоционально-привлекательной формой, то есть но­сить творческий, а не репродуктивный характер, дети и под­ростки любят «изобретать велосипед», но предпочитают не заниматься тем, что хорошо известно им по личному опыту и рассказам сверстников, должна ставить подростка в ситуацию личного преодоления (своих слабостей, объектив­ных препятствий и так далее), должна быть направлена не только на достижение внешнего результата, но и включать яркий момент самопознания или познания окружающего ми­ра.

Наконец, эмоциональная привлекательность связана и с включением в любую деятельность моментов игры, азарта, импровизации и даже умеренного риска.

В целом, можно такой формулой отобразить привлека­тельную для школьника групповую деятельность: интерес+ активность +общение со сверстниками +личность педагога+

+ общественная ценность и актуальность+проблемность си­туации + волевое напряжение + успех+торжество и ощущение личной значимости.

6. Сплоченность группы зависит также от характера ру­ководства и стиля принятия решений, характерного для груп­пы. Известно, что коллегиальный, кооперативный стиль ру­ководства и возможность для каждого члена группы прини­мать участие в выработке общего решения, способствуют сплочению группы. Ниже мы подробно остановимся на фор­мах и средствах организации группой процесса выработки совместного решения.

Отметим, что сплоченность—это важная характеристика состояния группы, так как сплоченная группа не только пред­ставляет собой более эффективно работающий единый орга­низм, но и обладает большой привлекательностью для каж­дого члена группы. Сплоченная группа характеризуется уси­лением взаимоудовлетворяющего общения между участни­ками, близостью мнений и ценностных ориентации, что по­зволяет человеку чувствовать себя комфортно. В группе вы­сокого уровня сплочения растет самооценка человека, сни­жается уровень его тревожности, и кроме того повышается эффективность любых форм активности такой группы.

СПЛОЧЕНИЕ — кооперативное сообщество

Доброго здравия Вам, уважаемый посетитель данного сайта!

Данный web-сайт представляет наше Кооперативное

Сообщество «СПЛОЧЕНИЕ» (кратко КСС) и, имея статус головного, является одним из его электронных ресурсов.

Мы встречаем Вас на этой скромно оформленной странице нашего сайта КСС, которую сознательно сделали главной, не случайно, вместо того, чтобы сразу погрузить Вас в его контент (содержание), как это обычно делают администраторы, у кого иные цели и задачи в интересах создания привлекательности своих типовых сайтов, чтобы с кондачка нарастить трафик посещаемости.

Наш опыт и социальная статистика таковы, что из 1000 наших соотечественников, посетивших данный сайт КСС, нашими единомышленниками и сторонниками станут или, как модно сейчас выражаться, в сподвижники нашего кооперативного сообщества конвертируются максимум 5 человек.

Самое драгоценное для Человека после всего земного и родственного это всегда

время.

Поэтому будет честнее, если сразу скажем зевакам, бесцельно блуждающим по просторам интернета, чтобы ни они, ни мы не тратили напрасно друг на друга своё драгоценное время.

Нас интересует не количество, а качество соотечественников, которых привлечёт замысел и идея данного сайта КСС, а вместе с ним и наш проект нарождающегося кооперативного сообщества «СПЛОЧЕНИЕ». А количество посетителей, за чем мы не гонимся, прирастёт само собой со временем немного позже.

Данный сайт КСС является продуктом приложения ОБЩИХ УСИЛИЙ не только web-мастеров, администраторов и редакторов, но и совместного творчества многих единомышленников, кто принимает для себя замысел, идеи и концепцию нашего проекта и кооперативного сообщества «СПЛОЧЕНИЕ».

Кооперативное сообщество «СПЛОЧЕНИЕ», чтобы было понятно – это самостоятельная структурная «ветка», которая  оттолкнулась и получила идейный импульс от проекта «ЭРА ПЕРЕМЕН».

Чтобы определиться в своём отношении к проекту «ЭРА ПЕРЕМЕН» и связанному с ним проекту «СПЛОЧЕНИЕ», предлагаем Вам для предварительного просмотра следующие самые ранние, но вместе с тем самые отправные видеоролики этого проекта с одноимённого YOUTUBE-канала «ЭРА ПЕРЕМЕН», от чего именно оттолкнулся и стартовал уже проект кооперативного сообщества «СПЛОЧЕНИЕ»: 👇

Если идеи, изложенные в предложенном видеоматериале, Вас устраивают, Вами принимаются и поддерживаются, то можете смело приобщаться к нашему кооперативному сообществу «СПЛОЧЕНИЕ» и подключаться к данному электронно-сайтовому ресурсу.

Проект «ЭРА ПЕРЕМЕН» — это бесконфликтно вписывающийся в действующее законодательство Российской Федерации, вполне миролюбивый тренд, а отнюдь никакая не секта и даже ни в коей мере не протестный проект, как подобное кто-то может ошибочно предположить и себе представить. Этим проектом предлагаются свои привлекательные способы и простые методы улучшения жизни Народа в своей стране и СОВМЕСТНОГО выживания в случае возможного возникновения смутных времён.

Но этот проект «ЭРА ПЕРЕМЕН» в своей основе охватывает, к сожалению, лишь тему создания компактных поселений в сельской местности.

Разрешение же того, как быть тем, кто не имеет предрасположенность к работе на земле и не связывает свою жизнь с ней, а, налаживая, сохраняя и поддерживая смычку с деревней, намерен развиваться в своей выбранной профессии, продолжать своё какое-либо практическое дело или увлечение, не имеющее ничего общего с возделыванием земли, но при этом тоже размышляет над улучшением условий, как своей собственной жизни, так и жизни своего РОДа в городских условиях, взяло на себя кооперативное сообщество «СПЛОЧЕНИЕ», идеология и концепция которого тесно перекликаются и переплетаются с идеологией и концепцией головного проекта «ЭРА ПЕРЕМЕН», с чем можно будет ознакомиться позже в одном из разделов СОДЕРЖАНИЯ данного интернет-ресурса «СПЛОЧЕНИЕ».

На этом интернет-ресурсе нашего кооперативного сообщества «СПЛОЧЕНИЕ» ЭРАПЕРЕМЕНЫ и СПЛОЧЕНЫ, что составляют СОВМЕСТНЫЙ тандем – «ЭРА ПЕРЕМЕН + СПЛОЧЕНИЕ» (сокращённо ЭПС), могут оказать содействие и проявить себя на сайте в следующем качестве: