Способ восприятия: что влияет и как устроено

Содержание

как определить свой – Конструктор Успеха

Содержание

  • Немного истории
  • Что такое тип восприятия ❓
  • Как определить свой тип восприятия
    • Визуал
    • Аудиал 🎵
    • Кинестетик
    • Дискрет

Что такое тип восприятия и как он влияет на вас, зачем нужно знать собственный тип восприятия и как его определить, чтобы использовать свои сильные стороны по максимуму — поговорим в статье.

Немного истории

Хотя сегодня это трендовая тема, само это понятие появилось много веков назад, еще в античные времена, в трудах мыслителей начиная с VI в. до н. э. Тогда они впервые описали разницу в восприятии информации своими учениками, но еще не пришли к единому мнению, как трактовать эти различия.

Вплоть до до XVIII в. ученые и мыслители рассматривали человека исключительно как часть социума, не слишком учитывая его индивидуальные психологические особенности. И только в восемнадцатом веке психологи Бентам и Смит ввели новый подход изучению психологии индивида и развили теорию, в которой большое значение придается принципу персональной выгоды. Так начала развиваться социальная психология, расцвет которой пришелся на XIX–XX вв. Тогда же стали появляться первые тесты, позволяющие определить тип восприятия информации человеком. Позже появилось отдельное направление социальное психологии, которая изучает эти процессы и явления — соционика.

Читайте также про типы темперамента.

Что такое тип восприятия ❓

Все мы получаем информацию через 5 возможных каналов: слуховой (на слух), зрительный (на глаз), вкусовой (на вкус), тактильный (на ощупь) и обонятельный (по запаху). Воспринятая информация поступает в мозг и там перерабатывается. У каждого из нас есть все пять каналов, но один или два всегда преобладают. Если это слуховой канал, то человек хорошо воспринимает любую информацию на слух, хорошо схватывает на занятиях, лекциях, но перечитывая книгу “про себя”, может так и не вникнуть в ее содержание. Определение типа восприятия — это определение главного канала восприятия.

Понимание, к какому типу вы относитесь, поможет ускорить ваше обучение в любой сфере, увеличить его эффективность, научиться быстро разгонять мозг, а также помочь вам точно донести собеседнику/оппоненту свои мысли. Если вы разговариваете с аудиалом и пытаетесь донести до него свою точку зрения, вам нужно вести себя совершенно иначе, чем в споре с дискретом. Понимание своих сильных и слабых сторон, а также особенностей других людей, поможет вам грамотно выстроить общение и добиться своих целей, а еще это может помочь найти свое предназначение.

Как определить свой тип восприятия

Есть разные способы определить свой тип восприятия. Вот некоторые из них.

  • Самодиагностика. Постарайтесь проследить за своими мыслями. Как они приходят к вам в голову — это образы или запахи, ощущения или внутренняя речь, а может быть, вы слышите лишь звуки? Попробуйте определить доминирующий вид своей памяти: информацию в каком виде вам запомнить проще всего? Также проследите за своим словарным запасом: что повторяется чаще, какие ваши любимые слова и выражения? Обычно человек, имеющий определенный тип восприятия выбирает слова и словосочетания, характерные для этого типа. Но тут есть небольшая погрешность, поскольку употребление конкретных слов может зависеть и от других факторов.
  • Прочитайте слова из списка и воспроизведите их по памяти в любом порядке: что первое придет вам в голову и каким образом вы представите этот предмет или явление? Какие предметы вы вспомнили и представили раньше, а какие — позже?
  1. Прохладный шелк
  2. Пианист, играющий на фортепиано
  3. Горькая микстура
  4. Мчащаяся на полной скорости машина
  5. Волна, которая разбивается об утес

Если сначала вы видите образы, скорее всего, вас можно назвать визуалом. Если сначала вы слышите звуки, а картинки приходят на ум позже, вы аудиал. Если вы представляете расположение этих объектов и свои ощущения от контактов с ними, вы кинестетик. Если же вам нужно проговорить слово, прежде чем представить его в уме — дискрет.

  • Для определения типа восприятия есть специальные книги, а также тесты, но все они имеют некоторую погрешность. Например, есть тест по методике «Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева». Из любопытства вы можете пройти этот тест, но точный и достоверный ответ по вашему типу восприятия даст только психолог.
    Типы восприятия почти не встречаются в чистом, неразбавленном виде, то есть в мире практически нет 100% аудиалов или кинестетиков. Как правило, каждый из нас — это смесь 2-3 типов восприятия в разных пропорциях.

Возникает логичный вопрос, а в чем сильные и слабые стороны и как конкретно их применить? Чтобы ответить на него, разберем особенности каждого из существующих типов восприятия.

Основные типы:

  • Визуальная — человек хорошо запоминает все, что можно увидеть на глаз, то есть видит и хорошо помнит картинки, предметы в комнате, их цвет и форму — При этом он может плохо воспринимать печатный текст, запахи, звуки.
  • При слуховой человек хорошо различает голоса и любые звуки, обычно восприимчив к музыке.
  • Кинестетическая означает доминирование тактильной информации. Он легко отличит вкус двух похожих блюд, ощущения от обработанной и необработанной шерсти. Он может не вспомнить, как вы выглядите, но будет помнить, что чувствовал, когда случайно дотронулся до вас рукой.
  • Дигитальная предполагает навыки построения внутреннего диалога.

При этом доминирование одной системы еще не означает, что другая слаба. При определении типа восприятия речь идет об определении ведущей (но не единственной) системы, которая запускает основные процессы в вашем мозгу.

Согласно данным исследований, в России разделение примерно такое:

Визуал

Для визуалов главный канал восприятия окружающего — это глаза. При этом они, естественно, воспринимают также запахи, звуки, тактильные ощущения, но именно зрительные образы дают максимум информации. Такие люди в буквальном смысле “любят глазами”, для них важна внешность и вся внешняя атрибутика.

Чтобы помочь визуалу в процессе обучения, нужно воздействовать на его глаза — то есть по максимуму использовать картинки и меньше — устную речь. Для таких людей зрительные образы имеют огромное значение. Также можно рисовать схемы — это гораздо эффективнее, чем давать устные инструкции.
Читайте также про цветовой тест Люшера.

Аудиал 🎵

Аудиалы, напротив, прекрасно воспринимают все на слух. Для детей-аудиалов отлично подходит чтение книг вслух, а школьники этого типа повысят свои учебные результаты, если объяснить им тему устно, вместо того чтобы заставлять читать учебник.

Взрослому аудиалу важно проговаривать с все задачи с коллегами и начальниками вслух,а эффективная для визуала таблица или схема с инструкцией для него не сработает. Вообще такие люди — отличные слушатели. Настоящая находка для аудиалов – аудио-книги. И это отличный способ определить, что вы аудиал — если слушать книги нравится больше, чем читать их. Статистически аудиалов меньше всего.

Кинестетик

Для кинестетика лучшее подспорье — это тактильные ощущения, а также переживания. Они воспринимают любую информацию очень эмоционально, и в голове мгновенно связывают ее с ощущениями. С этими людьми бесполезно спорить и отстаивать свою точку зрения при помощи логики. Кинестетик должен иметь тактильный контакт, испытать эмоции и пропустить все через них. Совет кинестетикам — вызывать в воображении ощущения и уметь строить связь между ними и новыми данными.

Дискрет

Здесь главное оружие — факты и цифры, четкие доводы и железная логика. Люди такого типа встречаются нечасто, но по мнению психологов, в последнее время их становится все больше. Почему так происходит, точно неизвестно, но не исключено, что это представители нового виде эволюции. Совет дискретам — везде ищите логику, рисуйте схему и стройте логические цепочки, чтобы докопаться до сути вещей и получить ответы на все вопросы.

Протестировать себя и определить предрасположенность к тому или иному типу можно самостоятельно. Если же вы хотите узнать точный ответ, разобраться со своими сильными и слабыми сторонами, чтобы использовать их для повышения эффективности, лучше обратиться к профессионалу.

Читайте также про пирамиду потребностей Маслоу.

Три способа восприятия информации

ТРИ СПОСОБА ВОСПРИЯТИЯ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Во время проведения тренингов я часто сталкиваюсь с тем, что у одних людей очень быстро формируются новые полезные навыки. А у других этот процесс идет очень тяжело, и часто навыки не формируются вовсе. Человек остается на том же месте, с тем же самым багажом, с которым пришел на обучение.

Зачастую это связано с тем, каким образом человек привык воспринимать новую информацию. У каждого из нас есть свой излюбленный способ. Который нам или помогает, или существенно мешает.

Давайте рассмотрим эти способы.

1.Критическое восприятие

Человек с самого начала настроен на защиту от новой информации. Он изначально не верит в то, что изменения в лучшую сторону возможны. В любых техниках и приемах он ищет изъян. А найдя, очень радуется: «Ну, вот! Я же говорил!». Люди с критическим восприятием нового оправдывают свое бездействие внешними обстоятельствами: нет времени; это слишком сложно; возраст уже не тот; если бы это работало, все бы уже так делали. И так далее.

Сознание человека закрыто от нового. Здесь подходит метафора закупоренного сосуда, в который невозможно ничего налить. В критическом восприятии нет ничего плохого, поскольку оно формируется на основе жизненного опыта. Оно страхует нас от необдуманных поступков и опасных авантюр. Проблема заключается в том, что при таком восприятии обучение чему-то новому становится практически невозможным.

При этом даже у людей, настроенных позитивно по отношению к новому, временами может возникать критическое восприятие какой-то информации. Как правило, это происходит, когда новое противоречит каким-то глубинным установкам. Например, мы всю жизнь считали, что в любом споре надо отстаивать свою точку зрения до конца. И когда нам говорят, что это всего лишь один из способов, и есть другие, — сознание начинает сопротивляться и искать подвох в новой информации. И чем дольше мы сопротивляемся, тем больше энергии уходит «в никуда». Поэтому при обучении важно понимать, что время от времени подобные ситуации обязательно будут возникать и относиться к ним спокойно.

2.Восторженное восприятие

В этом случае любая рекомендация радостно принимается на веру. Новая информация не подвергается критическому осмыслению и никак не адаптируется под конкретную ситуацию. Человек, окрыленный новыми знаниями, тут же бросается внедрять их в жизнь. При этом процесс реализации часто доводится до абсурда и практически никогда не бывает успешным.

Ведь в любом деле есть множество нюансов, которые необходимо просчитать, прежде чем начать применять изученное на практике. В результате опыт получается неудачным, человек расстраивается. И перекладывает ответственность за результат на преподавателя. «Это же вы мне сказали тверже отстаивать свою позицию. А я в результате поссорился с коллегами!». После нескольких таких неудачных опытов человек либо переходит к критическому восприятию, либо навсегда остается «горячим сторонником» любых изменений. Которым никогда не суждено воплотиться в жизнь.

Это пример «детской» позиции, когда у человека нет привычки брать на себя ответственность за собственные действия.

3.Адекватное восприятие

В этом случае человек готов открыто воспринимать новую информацию. Но прежде чем реализовать новые подходы на практике, он критически осмысливает, чем это может быть ему полезно, нет ли риска повредить что-то, что уже хорошо работает. Лишь в этом случае новые подходы встраиваются в уже сформированные процессы и улучшают жизнь.
Такой человек способен трезво оценить, подойдут ли именно ему те подходы, которые предлагаются. Например, какие-то переговорные техники хорошо подходят мужчинам. А в женском исполнении они не только ужасно выглядят, но и совершенно не работают. И наоборот. Тот, кто адекватно воспринимает новое, сразу видит, что ему «идет», а что нет. Такой человек не станет применять все подряд лишь потому, что это хорошо работает у другого. Он подумает, как это можно адаптировать под себя, попробует, внесет коррективы и лишь потом станет использовать на постоянной основе.

И это самый продуктивный способ. Ведь в данном случае человек готов меняться, и при этом несет полную ответственность за все изменения в собственной жизни.

Что такое восприятие? – Общая психология

Перейти к содержанию

Ощущение и восприятие

Цели обучения

  • Обсудить роль внимания, мотивации и сенсорной адаптации в восприятии

Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром.

относится к способу организации, интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. относится к тому факту, что восприятие строится на сенсорной информации. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей. Это называется .

Посмотрите на фигуру на рис. 1 ниже. В одиночку ваш мозг занимается обработкой информации снизу вверх. Есть две толстые вертикальные линии и три тонкие горизонтальные линии. Нет контекста, чтобы придать ему конкретное значение, поэтому не используется нисходящая обработка.

Рисунок 1 . Что это за изображение? Без какого-либо контекста вы должны использовать обработку снизу вверх.

Теперь посмотрите на одну и ту же фигуру в двух разных контекстах. В окружении последовательных букв ваш мозг ожидает, что форма будет буквой и завершит последовательность.

В этом контексте вы воспринимаете линии как форму буквы «Б».

Рисунок 2 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.

Та же фигура, окруженная цифрами, теперь выглядит как цифра «13».

Рисунок 3 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.

В контексте ваше восприятие определяется вашими когнитивными ожиданиями. Теперь вы обрабатываете фигуру сверху вниз.

Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, тогда как восприятие — психологический. Например, когда вы входите на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение — это обонятельные рецепторы, обнаруживающие запах корицы, но 9Восприятие 0034

может быть «Ммм, это пахнет хлебом, который пекла бабушка, когда вся семья собиралась на праздники».

Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как . Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.

Внимание и восприятие

Есть еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос.

Смотреть

Убедитесь сами, как работает слепота по невнимательности, посмотрев этот тест на избирательное внимание от Simons and Chabris (1999):

Вы можете просмотреть стенограмму «теста на избирательное внимание» здесь (откроется в новом окне).

Одна из самых интересных демонстраций того, насколько важно внимание для определения нашего восприятия окружающей среды, произошла в известном исследовании, проведенном Дэниелом Саймонсом и Кристофером Чабри (1999). В этом исследовании участники смотрели видео, на котором люди, одетые в черно-белую одежду, передавали баскетбольные мячи. Участников просили посчитать, сколько раз команда в белом передала мяч. Во время видео между двумя командами ходит человек, одетый в костюм черной гориллы. Вы могли бы подумать, что кто-то заметит гориллу, верно? Почти половина людей, просмотревших видео, вообще не заметили гориллу, несмотря на то, что она была хорошо видна в течение девяти секунд. Поскольку участники были настолько сосредоточены на том, сколько раз белая команда передавала мяч, они полностью отключили другую визуальную информацию. Неспособность замечать то, что полностью видно из-за недостатка внимания, называется 9.0015 .

В аналогичном эксперименте исследователи проверили слепоту по невнимательности, попросив участников наблюдать за изображением, движущимся по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали (рис. 4) (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).

Ссылка на обучение

Узнайте больше о невнимательной слепоте на сайте проекта Noba.

Рисунок 4 . Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)

Мотивации, ожидания и восприятие

Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали очень важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать раздражитель, когда он встроен в отвлекающий фон, называется 9.0021 теория обнаружения сигнала
. Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).

На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этом модуле, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны испытывать определенные типы зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера (рис. 5): линии кажутся разной длины, но на самом деле они имеют одинаковую длину.

Рисунок 5 . В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.

Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах особенностей окружающей среды, которые люди регулярно испытывают в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al., 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al. , 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценивать его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998).

Дети, описываемые как искатели острых ощущений, с большей вероятностью отдают предпочтение насыщенным кислым вкусам (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что позволяет предположить, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие. Кроме того, люди, которые положительно относятся к продуктам с пониженным содержанием жира, с большей вероятностью оценят продукты с пометкой «с пониженным содержанием жира» как более вкусные, чем люди, которые менее позитивно относятся к этим продуктам (Aaron, Mela, & Evans, 19).94).

Смотреть

Рассмотрите различия между ощущением и восприятием в этом видео CrashCourse Psychology:

Вы можете просмотреть стенограмму «Ощущение и восприятие: ускоренный курс психологии №5» здесь (откроется в новом окне).

Подумай об этом

Подумайте о случае, когда вы не замечали что-то вокруг себя, потому что ваше внимание было сосредоточено на чем-то другом. Если кто-то указывал на это, были ли вы удивлены, что не заметили этого сразу?

Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)

Контент с лицензией CC, оригинал

  • Модификация, адаптация и оригинальный контент. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution

Контент с лицензией CC, ранее опубликованный

  • Ощущение и восприятие. Автор : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/5-1-sensation-versus-perception. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно на https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
  • Раздел о восходящей и нисходящей обработке. Авторы : доктор Скотт Робертс, доктор Райан Кертис, Саманта Леви и доктор Дилан Селтерман. Предоставлено : OpenPsyc. Расположен по адресу : http://openpsyc.blogspot.com/2014/06/bottom-up-vs-top-down-processing.html. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike

Все права защищены содержание

  • Ощущение и восприятие – Ускоренный курс психологии №5. Предоставлено : CrashCourse. Расположен по адресу : https://www.youtube.com/watch?v=unWnZvXJh3o. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube

License

General Psychology от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4. 0 International License, если не указано иное.

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

Восемь способов искажения вашего восприятия реальности

Видеть значит верить . В какой-то степени это, конечно, правда: наши глаза позволяют нам видеть то, что нас окружает, помогая нам ориентироваться в нашем мире.

Но оказывается, что зрение намного сложнее, согласно новой книге Восприятие: как наши тела формируют наш разум психологов Университета Вирджинии Денниса Проффитта и Дрейка Бэра. То, что мы воспринимаем в любой данный момент, определяется не только сенсорным входом, но и нашими личными физическими способностями, уровнем энергии, чувствами, социальной идентичностью и многим другим.

«Здравый смысл полагать, что мы ощущаем мир таким, какой он есть объективно», — пишут авторы. «Несмотря на то, что наша наивная интуиция состоит в том, что мы видим мир таким, какой он есть, мы его не видим».

Бессознательные процессы влияют не только на наше зрение. Книга Проффитта и Бэра полна захватывающих результатов исследований, которые бросают вызов не только вещам, которые мы воспринимаем, но и суждениям и решениям, которые мы принимаем на основе того, что мы воспринимаем. Вещи, которые кажутся истинными и универсальными, часто являются просто нашим уникальным опытом восприятия мира.

Реклама Икс

Познакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»

Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.

Это полезно знать, особенно сейчас, когда мы боремся со смертельной пандемией и погрязли в политических и социальных потрясениях. Если мы поймем, какие нерелевантные факторы влияют на то, что мы видим и думаем, мы, возможно, сможем найти способы преодолеть это влияние и принять более эффективные решения как общество.

«Если мы хотим лучше понять себя и своих собратьев, мы должны ценить поразительную индивидуальность каждого опыта», — пишут Проффит и Бэр. Это означает иметь смирение. Вот восемь из множества интересных выводов из их книги.

1. Наша энергия и способности влияют на наше мировоззрение

Несколько исследований, проведенных Проффиттом и другими, показывают, что наше физическое тело и наша способность двигаться влияют на то, как мы воспринимаем окружающее. Например, исследователи обнаружили, что если вы страдаете ожирением или устали, расстояния кажутся вам дальше. Люди с тяжелыми рюкзаками видят перед собой более крутые холмы, чем те, у кого нет рюкзаков.

«Скажем иначе: наша способность ходить определяет кажущуюся проходимость холма, которая определяет то, как мы его видим. Вы видите холм не таким, какой он есть, а таким, каким его видите вы», — пишут Проффит и Бэр.

Если вы держите что-то, что расширяет вашу досягаемость, например, граббер, предметы также кажутся ближе к вам. В спорте успешные бейсболисты буквально видят большие мячи, идущие к ним из питчера, а игроки в гольф, хорошо играющие в гольф, видят большие лунки.

Это явление заметно даже у маленьких детей. Вот почему в одном эксперименте ползающие младенцы демонстрировали страх, когда их опускали на платформу с фальшивой скалой (очевидный обрыв, который на самом деле был прозрачным пластиком), но дети, которые не могли ползать, не показывали того же страха. страх. Они не считали это чем-то страшным, потому что, будучи не ползунами, им пока не нужно было беспокоиться об обрывах.

2. Осознание нашего тела влияет на наши решения

В ходе одного эксперимента исследователи изучали менеджеров хедж-фондов, которым приходилось быстро принимать решения о торговле акциями в условиях сильного давления. Их странная находка? Менеджеры, которые могли более точно подсчитывать удары своего сердца, не прикасаясь к своему телу, были более успешными трейдерами.

Однако люди, которые были более уверены в своих точных счетах, были , а не более успешными, и чем больше разрыв между их уверенностью и точностью, тем выше их беспокойство. Это говорит о том, что реальное осознание своего тела может быть полезно в стрессовых ситуациях на работе.

Хотя непонятно, почему это так, возможно, люди, которые лучше понимают свое сердцебиение, лучше успокаиваются в стрессовых ситуациях и, следовательно, принимают более взвешенные решения. Или может случиться так, что успешные люди, более приспособленные к своему телу, более точно интерпретируют свое восприятие, понимая, как они взаимодействуют. В любом случае, эти открытия служат аргументом в пользу развития большей осознанности тела.

3. Если мы голодны (или нет), это меняет наш выбор

Восприятие: как наши тела формируют наш разум (St. Martin’s Press, 2020, 304 страницы)

Уровень энергии нашего тела также влияет на принятие решений. В одном эксперименте участники, которые пили сладкий напиток, принимали более правильные решения и дольше откладывали немедленное удовлетворение, чем люди, которые глотали сладкий на вкус напиток без глюкозы. Точно так же, когда судьи принимают решения об условно-досрочном освобождении непосредственно перед обеденным перерывом или в конце рабочего дня, они, как правило, отказывают в условно-досрочном освобождении. Это потому, что решение об условно-досрочном освобождении требует более тщательного рассмотрения и, следовательно, больше энергии.

Исследования также показали, что люди, которым нравился высокий стакан сладкого лимонада, как правило, более полезны для других. А дети, которые завтракают, лучше учатся в школе и имеют меньше проблем с поведением.

«То, как вы думаете, бесконечно связано с тем, как вы себя чувствуете физически», — пишут авторы. Поэтому важно убедиться, что мы (или другие люди, на которых мы полагаемся) не слишком истощены, когда необходимо принимать трудные решения.

4. Легко читаемые утверждения кажутся более верными

Наши представления о мире также зависят от кажущихся несущественными влияний. В одном эксперименте, когда исследователи попросили участников определить истинность утверждения, например, «Лима находится в Перу», написанного разными цветами, участники согласились больше с легко читаемыми утверждениями, чем с менее легко читаемыми. Точно так же утверждения, сделанные по схеме рифмовки, например «Горе объединяет врагов», считались более верными, чем утверждения без схемы рифмовки, например «Горе объединяет врагов».

От этой склонности можно избавиться, если просто указать на нее людям. Но, в противном случае, эти силы действуют за пределами нашего сознания, и мы можем быть обмануты тем, насколько легко во что-то поверить или что-то найти в нашем уме.

«Наша склонность к беглости делает нас восприимчивыми к чуши — если это кажется правильным, то это правильно — и когда эта уязвимость масштабируется до уровня СМИ, вы получаете правдивые и фальшивые новости», — пишут авторы.

5. Наши чувства влияют на наши политические взгляды

Наверное, неудивительно, что наши чувства влияют на наше восприятие и мысли. Тем не менее, даже для таких, как я, которые хорошо знакомы с этим исследованием, Восприятие преподнесло несколько сюрпризов.

В одном исследовании, процитированном в книге, исследователи обнаружили, что люди, которые легче вызывают отвращение, когда представляют себе такие вещи, как мусорное ведро, наполненное личинками, или кусок шоколадного торта в форме собачьих какашек, как правило, более консервативны в политическом плане. И они, как правило, испытывают более сильные негативные чувства к людям, которые поддерживают сексуальные свободы, с которыми они не согласны, например права геев или право на аборт.

Такие чувства, как отвращение, которые исходят из лимбической системы нашего мозга, часто за пределами сознательного понимания, направляют наши реакции и оценки, делая их менее чем беспристрастными.

«Эмоции позволяют нам воспринимать добро и зло в мире, наполненном и тем, и другим. Может показаться, что они приходят непрошено, но на самом деле они созданы нами самими и обладают как мудростью, так и превратностями наших самых древних и фундаментальных мозговых структур», — пишут Проффит и Бэр.

6. Плохое самочувствие усложняет жизнь

Любой, кто когда-либо чувствовал грусть или депрессию, знает, как трудно смотреть в лицо миру, когда ты подавлен. Но интересно отметить, что эти чувства также меняют наше сенсорное восприятие. Например, люди, слушающие меланхоличную музыку, склонны думать, что холм выглядит круче, чем люди, слушающие веселую музыку.

«Эмоции. . . должны давать красный или зеленый свет на приближение или избегание объектов, людей и ситуаций и соответствующим образом формировать восприятие», — пишут Проффит и Баер. Это означает, что взращивание положительных эмоций может помочь нам легче решать сложные задачи — идея, которая подтверждается, по крайней мере, некоторыми исследованиями.

7. Наличие других людей облегчает жизнь

Присутствие других людей также влияет на наше восприятие в трудных ситуациях. Держась за руки с кем-то во время болезненного события, вы можете уменьшить боль. Ожидание того, что вам придется нести тяжелую ношу с кем-то еще (а не в одиночку), делает ее легче, а просто мысль о друге может сделать холмы менее крутыми.

Наши социальные связи, по-видимому, играют определенную роль в уменьшении стресса, поэтому, возможно, общение с другими людьми меняет наше восприятие боли или трудностей, делая их легче переносимыми. Эти и другие исследования указывают на центральную роль наших социальных отношений в обеспечении устойчивости в трудные времена.

8. Наши политические убеждения влияют на наши математические способности

Еще одно интересное открытие заключается в том, как наша групповая принадлежность, например, политическая партия, к которой мы принадлежим, влияет на наше восприятие. Например, в одном исследовании людей попросили решить математические уравнения, чтобы проверить истинность результатов исследования, например, эффективна ли вакцина или спасает ли жизнь запрет на оружие. Как и предсказывалось, люди с лучшими математическими способностями могли легче найти ответы, но только тогда, когда результат вычислений не противоречил их политическим убеждениям. Если да, то математика у всех была хуже: они решали задачу правильно на 25–45 % реже.

Это противоречит идее, что людям просто нужно больше информации, чтобы понять правду о ситуации. «Мышление — даже математика — это не процесс, происходящий изолированно, а встроенный в наши личные мысли и групповую идентичность», — пишут авторы. «Мы буквально сбиты с толку, ошеломлены и неспособны использовать все свои способности, когда сталкиваемся с фактами, которые угрожают нашей социальной идентичности».