Способ восприятия: Типы и способы восприятия информации

Содержание

Способы восприятия внешнего мира

Информация о материале
Новости
Просмотров: 7689
  • Предыдущая статья Работа с людьми: Принцип ‘Винни-Пухи и Пятачки’
  • Следующая статья Теория поколений
Настроить шрифт
  • Размер
  • Стиль
  • Режим чтения

В нейролингвистическом программировании (НЛП) есть понятие «репрезентативная система», означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира. Подробно мы здесь данную тему разбирать не будем, так как она является, строго говоря, слишком психологической для книги по менеджменту, однако в необходимом для понимания объеме пробежимся, чтобы учитывать в дальнейшем.

Человек в один и тот же момент достаточно ограничен в способах восприятия информации. Например, если вы читаете сложный текст в учебнике, одновременно слушаете, что вам рассказывает собеседник, и пытаетесь разглядеть прогноз погоды по телевизору, то, скорее всего, не получится ни первое, ни второе, ни третье. Или, к примеру, каждый из нас с вами попадал в ситуацию, когда за чтением интересной книги в общественном транспорте проезжаешь свою остановку; при этом лучше вспомнить такую ситуацию в метро, так как там все станции обязательно объявляют. И нашу с вами, ту, которую мы пропустили, объявляли, и объявление мы, естественно, слышали. Просто наш мозг отфильтровал ненужную в тот момент информацию, вот мы на нее и не отреагировали.

Так происходит и в других случаях, мы подсознательно фильтруем всю информацию и воспринимаем ее с разной степенью внимания.

Тип репрезентативной системы конкретного человека определяется исходя из того, какие органы чувств человек использует для восприятия преимущественно.

Выделяют несколько типов людей в зависимости от их репрезентативных систем.

Визуалы — люди, опирающиеся в основном на информацию, полученную из визуального источника, то есть на ту, которую они видят своими глазами; они часто хорошие рассказчики, могут представить себе картину и описать ее. Зрение и слух у них работают как бы вместе, если они не видят то, о чем идет речь, то как будто они и не слышат.

Аудиалы ориентируются в основном на слух, сами тоже очень любят говорить; используют практически любую возможность вступить в диалог. На вопрос «как дела?» будут действительно рассказывать, как у них дела.

Кинестетики — люди, которые ориентируются на свои чувства (тактильные ощущения), в том числе запах и вкус. Это люди действия, им необходимо ходить, двигать, нажимать, тыкать; вовсе не обязательно они будут очень активными, просто их инструмент восприятия — тело. Читая, например, инструкцию по эксплуатации, они не могут усидеть, пока не попробуют на практике, наверное, поэтому инструкции у них часто недочитанные.

Дигиталы опираются на собственные выводы относительно информации, которую они получили по трем вышеназванным каналам. Про них говорят, что они не сочувствуют другим людям, они понимают.

Определить человека, относящегося к той или иной группе, вполне возможно по словам в его речи, которые соответствуют его репрезентативной системе.

  • Визуалы чаще всего используют: «Давайте посмотрим на проблему с другой стороны», «Я вижу, что у вас есть какие-то сомнения», «Выглядит убедительно»;
  • Аудиал скажет вам: «Что-то я не слышал об этом раньше», «Звучит убедительно»;
  • Кинестетик: «Чувствую подвох!», «Не ощущаю себя в своей тарелке»;
  • Дигитал будет выдержан и скажет: «Считаю, что нужно подписывать контракт», «Думаю, это выгодно».

Одним из способов применения знания, какая система восприятия для человека преимущественная, является использование «его терминологии» в разговоре с ним. В таком случае, как говорят психологи, у него будет снижаться критичность при восприятии того, что является предметом вашего диалога. Это очень важно при вашей совместной работе, так что подстраивайтесь.

В разных источниках приводятся различные соотношения представителей разных психотипов, поэтому сложно сказать, сколько процентов среди нас визуалов, кинестетиков или аудиалов. Цифры, к примеру, по визуалам расходятся в разы — от 25 до 85%, в связи с этим приводить их здесь не будем, да и смысла в этом большого нет в связи со следующим.

Люди, как правило, редко бывают «исключительно аудиалами» или «только кинестетиками», часто у них используется при анализе информации более чем один канал восприятия, даже если один доминирующий.

В связи с этим возьмите за правило для наиболее эффективной встречи с человеком (сотрудником, клиентом или даже своим руководителем) стараться воздействовать на несколько каналов восприятия информации одновременно.

На практике это выглядит так. Вы что-то рассказываете (для аудиалов), одновременно рисуете визуальные образы, графики, схемы на доске или листе бумаги (для визуалов) и даете собеседнику в руки заранее подготовленный материал на бумаге (кинестетикам).

В таком случае вероятность того, что вам удастся «достучаться» до человека, значительно выше.

Формула менеджмента. Практическое пособие начинающего руководителя / Тимур Дергунов. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.
Опубликовано с разрешения издательства

  • Предыдущая статья Работа с людьми: Принцип ‘Винни-Пухи и Пятачки’
  • Следующая статья Теория поколений

Способы восприятия информации

Все мы воспринимаем окружающий мир с помощью осязания, зрения и слуха. Однако нейрофизиологией доказано, что обычно для каждого человека один из этих трех информационных каналов — ведущий, а остальные два — вспомогательные. Согласно условной классификации, люди с доминирующим слуховым восприятием называются аудиалами, люди с доминирующим зрительным восприятием — визуалами, а люди с доминирующим осязательным восприятием — кинестетиками. Зная, какая воспринимающая система является ведущей, учитель может наиболее продуктивно использовать имеющиеся возможности, развивать свой талант.

Упражнение для ведущей воспринимающей системы.

Это упражнение направлено на то, чтобы узнать, какой из воспринимающих каналов наиболее типичен с тем, чтобы использовать имеющееся возможности.

Представьте себе что-нибудь из явлений природного мира, то, что связано с положительными эмоциями (лес, море, поле, реку, дорогу). Обратите внимание на характер возникающих у вас впечатлений. Если первыми появляются зрительные образы, а потом возникают чувства и слышатся звуки — значит ваша ведущая система - зрительная. Вы — визуал. Если вам для того, чтобы представить что-то, нужно сначала восстановить чувства (ощущения тепла, прохлады, если это море), что-то себе внутри сказать, вы человек, у которого преобладает память телесных ощущений (сюда же относятся запахи). Такой человек называется кинестетик. Когда сначала звучат воспоминания прошлого (сначала голоса или морской шум, или просто слово «море»), вы — аудиал, человек, с преобладанием слуховых впечатлений.

Визуалам характерен высокий тембр голоса, как правило урок они ведут стоя, речь быстрая, энергичная, эмоциональная, глаза широко распахнуты, взгляд устремлён вдаль и вверх. Очень высокая скорость переработки информации (прокручиваю её как видеофильм), поэтому кажется, что они часто меняют точку зрения, но часто поверхностны. В классе у такого учителя много схем, таблиц, наглядности, любит использовать иллюстрации. Жестикуляции на уровне глаз. Эти люди, как правило, аккуратно одеты. Подтянуты, модны, хорошо различают цвета и умеют сочетать не сочетаемые аксессуары. Могут носить неудобные вещи, натирать ноги, так как у них снижен порог чувствительности. Порядок любят только внешний, убираются по принципу «всё на своём месте», в не доступных взгляду местах могут оставить пыль и бардак, но очень быстрые.

Аудиалам характерен средний тембр голоса, средний темп речи, средневыраженная эмоциональность. Во время урока предпочитают сидеть, глаза раскрыты обычно, зрачки двигаются слева направо, взгляд направлен направлен прямо перед собой, речь логична, последовательна, соблюдет смысловые и интонационные паузы, любит говорить «во-первых, во-вторых, в-третьих». Средняя скорость переработки информации, идеи осмысливают и переваривают спокойно, хорошо и прочно усваивают информацию, их достаточно трудно переубедить, болезненно реагируют на шум. В классе у такого учителя мало наглядности, 2 — 3 таблицы. Жестикуляция на уровне груди. Эти люди, как правило, одеваются консервативно, классически по покрою, ценят качество изделий, носят их годами, умеют выбирать вещи, большое значение придают обуви. Любят синие, зелёные цвета, спокойные гаммы, слабо различают оттенки. Любят, когда предметы расставлены симметрично. Уборку начинают в каком-то порядке (по часовой стрелке, от окна и т.д.), самые добросовестные, но копуши.

Кинестетикам характерен низкий тембр голоса, медленный темп речи, говорят и чувствуют размеренно, во время урока предпочитают разгуливать по классу, глаза полуприкрыты, взгляд как бы устремлён вниз, вглубь себя. Самая медленная скорость переработки информации, ему требуется длительное время для принятия решения. В классе у такого учителя рабочий беспорядок, но удобный для самого человека. Жестикуляция на уровне живота. Когда что-то вспоминает, может причмокивать губами, шевелит пальцами. Эти люди, как правило, предпочитают одежду больше на размер (уютную, не тянет), мягкую, лёгкую (свитер), терпеть не могут галстуки. Обувь, как правило, разношенная, предпочитают тапочки. Плохо различают цвета, предпочитают пастельные тона, одеваются по сочетанию или по контрасту. Убираться не любят, не любят грязи. Мебель уютная и мягкая. Очень возмущаются, когда кто-то наводит в их беспорядке порядок.

Для прекрасного самочувствия, хорошей работоспособности, творческого подхода необходимо установить гармонию внешнего и внутреннего, что запускает в вас действие важных позитивных ресурсов. Начните это использовать, например так.

Утром визуалу следует подзарядиться приятными зрительскими впечатлениями, вас будет раздражать беспорядок, который вы оставляете, и поэтому предупредите это раздражение. Либо зрительно переключитесь на другие впечатления, например, почувствуйте предвкушение радости от спокойной дороги с рассматриванием нравящихся вам деревьев, зданий. Найдите для себя такие места, которые встречаются на вашем пути и которые вам приятно рассматривать. Либо не оставляйте беспорядка, потому что когда вы вернётесь домой, то вновь получите «удар» при встрече с неприглядной «картинкой».

Кинестетику утром нужно размяться, подвигаться больше, чем остальным. Принять душ. Ощутить физический комфорт. Он, кстати, достигается и лежанием в кровати до последнего и склонностью к опаздываниям. Опаздывая, кинестетик не нарушает свою внутреннюю гармонию, не спешит, не напрягается, но может получить свою порцию ударов, если встретит недовольство начальства. У кинестетиков неприятности в большей степени «застревают» в теле. Многие кинестетики для успокоения проводят много времени за завтраком, еда расслабляет, успокаивает утреннюю суету. Им также свойственно «заедать» неприятности - отсюда лишний вес и переедание, а также расслабляться с помощью кофе, шоколада

Люди с преобладанием слуховой чувствительности утром обязательно что-то слушают, и это им не мешает оставаться спокойными и сосредотачиваться на задачах дня грядущего. Или же напевают, оставаясь нечувствительными ни к беспорядку, ни к естественной потребности поразмяться, подвигаться.

Есть люди, у которых развиты все три вида чувствительности, и это очень хорошо, им легче включиться в ритм жизни и воспользоваться всеми возможностями сразу.

Когда человек не знает об особенностях, он по утрам бессознательно сталкивается с раздражителями, которые мешают комфортному самоощущению. Визуал громко включает музыку или телевизор и через какое-то время нервозно выключает (и правильно) — устал; кинестетик игнорирует своё тело — несёт с собой с самого утра броню усталости; аудиал ходит на цыпочках, чтобы никому не мешать, и в результате испытывает некоторые неудобства.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Учитывая то, какой из воспринимающих каналов наиболее типичен, мы можем грамотно и рационально строить свой рабочий день создавать для себя и окружающим наиболее комфортные условия.

Литература.

  1. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. — М., 1977;
  2. Грегори Р. Разумный глаз. — М., 2003;
  3. Картинки «найди 10 различий». — Режим доступа: www.scanword.net;
  4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения, М.,1983;
  5. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1.- М., 1998;
  6. Олпорт Х.Ф. Феномены восприятия //Хрестоматия по ощущению и восприятию. — Режим доступа: www. psychology Online. Net;
  7. Осгуд Ч. Перцептивная организация //Хрестоматия по ощущению и восприятию — Режим доступа: www. psychology Online. net;

Эмоциональный способ восприятия. Психология типов тела. Развитие новых возможностей. Практический подход

Эмоциональный способ восприятия. Психология типов тела. Развитие новых возможностей. Практический подход

ВикиЧтение

Психология типов тела. Развитие новых возможностей. Практический подход
Трощенко Сергей

Содержание

Эмоциональный способ восприятия

Этот способ характерен тем, что человек живет в мире эмоций, чувств и переживаний. Для него материальная сторона существования оказывается глубоко вторичной. Известная пословица «с милым рай и в шалаше» является очень хорошим примером эмоционального мировосприятия. Эмоциональный человек придает особую значимость наличию и качеству эмоциональных отноше-ний между людьми или между людьми и окружающим их миром. Он более чувствителен по природе и способен «считывать» эмоциональный настрой человека, а также «палитру чувств», скрытую в музыке и зрительных образах.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Значение восприятия (Смысл восприятия)

Значение восприятия (Смысл восприятия) У каждого человека свои восприятия. Разные люди воспринимают разные вещи в одной и той же ситуации. Больше того, каждый приписывает разный смысл тому, что он воспринимаем. И у одного человека значения могут меняться. Он может

Инстинктивный способ восприятия

Инстинктивный способ восприятия Люди, наделенные инстинктивным способом восприятия, или центром тяжести, в большей степени воспринимают мир через инстинкты и уделяют существенное внимание телесным ощущениям и всему, что с этим связано. К этому можно отнести повышенные

Двигательный способ восприятия

Двигательный способ восприятия Люди, наделенные двигательным способом восприятия, тяготеют к взаимодействию с миром через движение. С детства они обладают лучшей способностью к обучению новым движениям, взаимодействию с окружающими предметами и имеют высокую степень

Интеллектуальный способ восприятия

Интеллектуальный способ восприятия Мир интеллектуальных людей – это мир мышления, рассуждения, построения умозаключений. Для них тоже материальность стоит на втором плане, но и эмоции волнуют мало. Часто их считают сухарями, непрактичными, «ботаниками» на современном

Эмоциональный компьютер

Эмоциональный компьютер  Начнем издалека. Представим себе, что ученые девятнадцатого века неким волшебным образом получили современный компьютер. Они стали бы изучать его работу, создали бы целую науку, описывающую свойства операционной системы и установленных

8.4. Эмоциональный контакт

8. 4. Эмоциональный контакт Любое паранормальное явление, носящее позитивный, функциональный характер, предполагает возникновение в получателе целостного, циркулярного, висцерального расширения, абсолютного спокойствия и расслабления диафрагмы, легких. За этим

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ШАНТАЖ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ШАНТАЖ Эмоциональный шантаж — это ситуация, в которой эмоционально близкий вам человек начинает угрожать наказать или заставить вас страдать, если вы не выполните его желаний. Эти люди знают ваши сокровеннейшие секреты и уязвимые места и используют свои

«Эмоциональный часовой»

«Эмоциональный часовой» Один приятель рассказал мне, как он, проводя свой отпуск в Англии, как-то, проходя по набережной канала, зашел позавтракать в маленькое и очень уютное кафе. Покончив с завтраком, он решил немного прогуляться. Спустившись по каменным ступеням

Эмоциональный голод

Эмоциональный голод Люди, находящиеся в этом кластере, едят от нервов, грусти, скуки, злости, чувства вины, ревности и так далее. УБЕЖДЕНИЯ КЛАСТЕРА– Я должен поесть прямо сейчас.– Мне нужна пицца, макароны, сладости, мороженое, пирожное.– Когда я грызу закуски, я чувствую

Эмоциональный контроль

Эмоциональный контроль О конфликте между эмоциями и разумом говорят уже давно; эта раздвоенность, которую отмечали еще греческие философы и представители многих религий мира, объясняется тем, что низшие желания подавляются под влиянием высшего рационального мышления.

Эмоциональный настрой

Эмоциональный настрой Когда вы вспоминаете о пережитой боли, разочарованиях, огорчениях, что вы испытываете – грусть или злость? Если грусть, то такую, что хочется плакать? Вы могли бы заплакать прямо сейчас?Если злость, то такую, что впору закричать? Можете закричать от

6. Эмоциональный фон

6.  Эмоциональный фон Сильно нарушает мыслительный процесс любая сильная эмоция: страх, злость, отвращение и т. д. Причина в том, что эмоции отключают интеллект. Эмоция – это защитная реакция организма в тех случаях, когда должна быть мгновенная реакция. Когда вы потеряли

Эмоциональный разрыв

Эмоциональный разрыв Термин «эмоциональный разрыв», или просто «разрыв», используется нами для обозначения эмоциональной отдаленности, которая достигается при помощи внутренних механизмов или путем физического дистанцирования. Тип механизма, используемый для

Восемь способов искажения вашего восприятия реальности

Видеть значит верить . В какой-то степени это, конечно, правда: наши глаза позволяют нам видеть то, что нас окружает, помогая нам ориентироваться в нашем мире.

Но оказывается, что зрение намного сложнее, согласно новой книге Восприятие: как наши тела формируют наш разум психологов Университета Вирджинии Денниса Проффитта и Дрейка Бэра. То, что мы воспринимаем в любой данный момент, определяется не только сенсорным входом, но и нашими личными физическими способностями, уровнем энергии, чувствами, социальной идентичностью и многим другим.

«Здравый смысл полагать, что мы воспринимаем мир таким, каков он объективно», — пишут авторы. «Несмотря на то, что наша наивная интуиция состоит в том, что мы видим мир таким, какой он есть, мы его не видим».

Бессознательные процессы влияют не только на наше зрение. Книга Проффитта и Бэра полна захватывающих результатов исследований, которые бросают вызов не только вещам, которые мы воспринимаем, но и суждениям и решениям, которые мы принимаем на основе того, что мы воспринимаем. Вещи, которые кажутся истинными и универсальными, часто являются просто нашим уникальным опытом восприятия мира.

Рекламное объявление Икс

Познакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»

Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.

Это полезно знать, особенно сейчас, когда мы боремся со смертельной пандемией и погрязли в политических и социальных потрясениях. Если мы поймем, какие нерелевантные факторы влияют на то, что мы видим и думаем, мы, возможно, сможем найти способы преодолеть это влияние и принять более эффективные решения как общество.

«Если мы хотим лучше понять себя и своих собратьев, мы должны ценить поразительную индивидуальность каждого опыта», — пишут Проффит и Бэр. Это означает иметь смирение. Вот восемь из множества интересных выводов из их книги.

1. Наша энергия и способности влияют на наше мировоззрение

Несколько исследований, проведенных Проффитом и другими, показывают, что наше физическое тело и наша способность двигаться влияют на то, как мы воспринимаем окружающее. Например, исследователи обнаружили, что если вы страдаете ожирением или устали, расстояния кажутся вам дальше. Люди с тяжелыми рюкзаками видят перед собой более крутые холмы, чем те, у кого нет рюкзаков.

«Скажем иначе: наша способность ходить определяет кажущуюся проходимость холма, которая определяет то, как мы его видим. Вы видите холм не таким, какой он есть, а таким, каким его видите вы», — пишут Проффит и Бэр.

Если вы держите что-то, что расширяет вашу досягаемость, например, граббер, предметы также кажутся ближе к вам. В спорте успешные бейсболисты буквально видят большие мячи, идущие к ним из питчера, а игроки в гольф, хорошо играющие в гольф, видят большие лунки.

Это явление заметно даже у маленьких детей. Вот почему в одном эксперименте ползающие младенцы демонстрировали страх, когда их опускали на платформу с фальшивым утесом (очевидный обрыв, который на самом деле был прозрачным пластиком), но дети, которые не умели ползать, не показывали того же страха. страх. Они не считали это чем-то страшным, потому что, будучи не ползунами, им пока не нужно было беспокоиться об обрывах.

2. Осознание нашего тела влияет на наши решения

В ходе одного эксперимента исследователи изучали менеджеров хедж-фондов, которым приходилось быстро принимать решения о торговле акциями в условиях сильного давления. Их странная находка? Менеджеры, которые могли более точно подсчитывать удары своего сердца, не прикасаясь к своему телу, были более успешными трейдерами.

Однако люди, которые были более уверены в своих точных счетах, были , а не более успешными, и чем больше разрыв между их уверенностью и точностью, тем выше их беспокойство. Это говорит о том, что реальное осознание своего тела может быть полезно в стрессовых ситуациях на работе.

Хотя неясно, почему это так, возможно, люди, которые лучше понимают свое сердцебиение, лучше успокаивают себя в стрессовых ситуациях и, следовательно, принимают более взвешенные решения. Или может случиться так, что успешные люди, более приспособленные к своему телу, более точно интерпретируют свое восприятие, понимая, как они взаимодействуют. В любом случае, эти открытия служат аргументом в пользу развития большей осознанности тела.

3. Если мы голодны (или нет), это меняет наш выбор

Восприятие: как наши тела формируют наш разум (St. Martin’s Press, 2020, 304 страницы)

Уровень энергии нашего тела также влияет на принятие решений. В одном эксперименте участники, которые пили сладкий напиток, принимали более правильные решения и дольше откладывали немедленное удовлетворение, чем люди, которые глотали сладкий напиток без глюкозы. Точно так же, когда судьи принимают решения об условно-досрочном освобождении непосредственно перед обеденным перерывом или в конце рабочего дня, они, как правило, отказывают в условно-досрочном освобождении. Это потому, что решение об условно-досрочном освобождении требует более тщательного рассмотрения и, следовательно, больше энергии.

Исследования также показали, что люди, которым нравился высокий сладкий стакан лимонада, как правило, более полезны для других. А дети, которые завтракают, лучше учатся в школе и имеют меньше проблем с поведением.

«То, как вы думаете, бесконечно связано с тем, как вы себя чувствуете физически», — пишут авторы. Поэтому важно убедиться, что мы (или другие люди, на которых мы полагаемся) не слишком истощены, когда необходимо принимать трудные решения.

4. Легко читаемые утверждения кажутся более верными

Наши представления о мире также зависят от кажущихся несущественными влияний. В одном эксперименте, когда исследователи попросили участников определить истинность утверждения, например, «Лима находится в Перу», написанного разными цветами, участники согласились больше с легко читаемыми утверждениями, чем с менее легко читаемыми. Точно так же утверждения, сделанные по схеме рифмовки, например «Горе объединяет врагов», считались более верными, чем утверждения без схемы рифмовки, например «Горе объединяет врагов».

От этой склонности можно избавиться, если просто указать на нее людям. Но, в противном случае, эти силы действуют за пределами сознательного понимания, и мы можем быть обмануты тем, как легко во что-то поверить или что-то найти в нашем уме.

«Наша склонность к беглости делает нас восприимчивыми к чуши — если это кажется правильным, то это правильно — и когда эта уязвимость масштабируется до уровня СМИ, вы получаете правдивые и фальшивые новости», — пишут авторы.

5. Наши чувства влияют на наши политические взгляды

Наверное, неудивительно, что наши чувства влияют на наше восприятие и мысли. Тем не менее, даже для таких людей, как я, хорошо знакомых с этим исследованием, Восприятие преподнесло несколько сюрпризов.

В одном исследовании, процитированном в книге, исследователи обнаружили, что люди, которые легче вызывают отвращение, когда представляют себе такие вещи, как мусорное ведро, наполненное личинками, или кусок шоколадного торта в форме собачьих какашек, как правило, более консервативны в политическом отношении. И они, как правило, испытывают более сильные негативные чувства к людям, которые поддерживают сексуальные свободы, с которыми они не согласны, например права геев или право на аборт.

Такие чувства, как отвращение, которые исходят из лимбической системы нашего мозга, часто за пределами нашего сознания, направляют наши реакции и оценки, делая их менее чем беспристрастными.

«Эмоции позволяют нам воспринимать добро и зло в мире, наполненном и тем, и другим. Может показаться, что они приходят непрошено, но на самом деле они созданы нами самими и обладают как мудростью, так и превратностями наших самых древних и фундаментальных мозговых структур», — пишут Проффит и Бэр.

6. Плохое самочувствие усложняет жизнь

Любой, кто когда-либо чувствовал грусть или депрессию, знает, как трудно смотреть в лицо миру, когда ты подавлен. Но интересно отметить, что эти чувства также меняют наше сенсорное восприятие. Например, люди, слушающие меланхоличную музыку, склонны думать, что холм выглядит круче, чем люди, слушающие веселую музыку.

«Эмоции. . . должны давать красный или зеленый свет на приближение или избегание объектов, людей и ситуаций и соответствующим образом формировать восприятие», — пишут Проффит и Баер. Это означает, что взращивание положительных эмоций может помочь нам легче решать сложные задачи — идея, которая подтверждается, по крайней мере, некоторыми исследованиями.

7. Наличие других людей облегчает жизнь

Присутствие других людей также влияет на наше восприятие в трудных ситуациях. Держась за руки с кем-то во время болезненного события, вы можете уменьшить боль. Ожидание того, что вам придется нести тяжелую ношу с кем-то еще (а не в одиночку), делает ее легче, а просто мысль о друге может сделать холмы менее крутыми.

Наши социальные связи, по-видимому, играют определенную роль в снижении стресса, поэтому, возможно, общение с другими людьми меняет наше восприятие боли или трудностей, делая их легче переносимыми. Эти и другие исследования указывают на центральную роль наших социальных отношений в обеспечении устойчивости в трудные времена.

8. Наши политические убеждения влияют на наши математические способности

Еще одно интересное открытие заключается в том, как наша групповая принадлежность, например, политическая партия, к которой мы принадлежим, влияет на наше восприятие. Например, в одном исследовании людей попросили решить математические уравнения, чтобы проверить истинность результатов исследования, например, эффективна ли вакцина или спасает ли жизнь запрет на оружие. Как и предсказывалось, люди с лучшими математическими способностями могли легче найти ответы, но только тогда, когда результат вычислений не противоречил их политическим убеждениям. Если да, то математика у всех была хуже: они решали задачу правильно на 25–45 % реже.

Это противоречит идее, что людям просто нужно больше информации, чтобы понять правду о ситуации. «Мышление — даже математика — это не процесс, происходящий изолированно, а встроенный в наши личные мысли и групповую идентичность», — пишут авторы. «Мы буквально сбиты с толку, ошеломлены и неспособны использовать все свои способности, когда сталкиваемся с фактами, которые угрожают нашей социальной идентичности».

В общем, чтение об этом исследовании должно нас смирить. Ясно, что на наше восприятие, мысли и решения влияет множество сил, лежащих ниже уровня нашего сознания, и существует множество ошибок. Осознание этих влияний может уберечь нас от дорогостоящих неверных суждений или создания ненужных конфликтов с другими людьми, которые видят вещи по-другому. Конечная выгода от этого? Надеюсь, немного смирения поможет всем нам действовать с меньшим высокомерием и быть более открытыми для других точек зрения.

Внешность может обмануть: почему восприятие и реальность не всегда совпадают

ВСЕ МЫ, даже постмодернистские философы, в душе наивные реалисты. Мы предполагаем, что внешний мир идеально соответствует нашему внутреннему взгляду на него — ожидание, которое подкрепляется повседневным опытом. Я вижу кофейную кружку на столе, делаю глоток и, о чудо, ручка сосуда оказывается в моих руках, когда я осторожно глотаю горячую жидкость. Или я вижу на лужайке желто-зеленый теннисный мячик, беру его и бросаю. Моя собака, похоже, разделяет мой верный взгляд на реальность: она гоняется за мячом и торжествующе ловит его между челюстями.

То, что между восприятием и реальностью должно быть совпадение, неудивительно, потому что эволюция безжалостно отсеивает непригодных. Если вы регулярно неправильно воспринимаете или даже галлюцинируете и действуете в соответствии с этими заблуждениями, вы не проживете долго в мире, полном опасностей, для избегания которых требуется точная оценка расстояния и скорости, а также быстрая реакция. Если вы ныряете в каменистую воду или едете по узкой двухполосной дороге, по которой машины проносятся в противоположном направлении, небольшие ошибки могут быть смертельными.

Вы, вероятно, полагаете, что ваши глаза регистрируют точную информацию об абсолютных размерах, скорости и расстоянии до видимых объектов и что вы реагируете на основе этих беспристрастных данных. Но хотя мы строим роботов таким образом — оснащая их датчиками и компьютерами для определения метрических свойств окружающей их среды, — эволюция пошла по более сложному пути.

Как выяснили психологи и нейробиологи за последние несколько десятилетий, наше сознание обеспечивает стабильный интерфейс с головокружительно богатым сенсорным миром. Под этим интерфейсом скрываются две системы технического зрения, которые работают параллельно. Оба питаются от одних и тех же двух датчиков, глазных яблок, но выполняют разные функции. Одна система отвечает за визуальное восприятие и необходима для идентификации объектов, таких как приближающиеся машины и потенциальные партнеры, независимо от их видимого размера или местоположения в нашем поле зрения. Другой отвечает за действие: он преобразует визуальную информацию в движения наших глаз, рук и ног. Мы сознательно переживаем только первое, но наше выживание зависит от обоих.

Во время движения в горах вы когда-нибудь замечали несоответствие между уклоном, описанным на желтом дорожном знаке, и вашим ощущением, что уклон на самом деле намного круче? Это сделали психолог Деннис Р. Проффит из Университета Вирджинии и его тогдашняя аспирантка Джессика Уитт. Будучи учеными, а не философами, они разработали эксперимент, чтобы выяснить, почему. Проффит и Витт стояли у подножия холмов на территории кампуса и просили проходящих мимо студентов оценить их крутизну двумя способами. Испытуемые должны были выровнять линию диаметра на плоском диске по наклону холма. Их также попросили положить ладонь одной руки на подвижную доску, установленную на штативе, а затем, не глядя на эту руку, отрегулировать наклон доски, пока они не почувствуют, что он соответствует наклону холма.

В первой части теста, которая полагалась только на визуальные подсказки, испытуемые сильно переоценивали, интерпретируя наклон в 31 градус как гораздо более крутой, в 50 градусов. Но когда глаза людей направляли их руки, испытуемые судили точно, наклоняя доску на соответствующую величину. Возможно, еще более поразительным был вывод о том, что склонность людей переоценивать строго визуальную часть теста увеличилась более чем на треть, когда они только что пробежали изнурительную гонку, но на оценки рук это не повлияло. Такое же несоответствие возникало, когда испытуемые носили тяжелые рюкзаки, были пожилыми или находились в плохом физическом состоянии или ухудшающемся здоровье.

В другом варианте эксперимента Проффит предлагал испытуемым стоять на вершине холма либо на скейтборде, либо на деревянном ящике той же высоты, что и скейтборд. Участникам было поручено смотреть вниз по склону и визуально и вручную оценивать его уровень. Их также спросили, насколько они боятся спускаться с холма. Напуганные участники, стоящие на скейтборде, оценили горку круче, чем более смелые, стоящие на ящике. Тем не менее, на визуально управляемое измерение действия страх не влиял.

Проффит утверждает, что восприятие не фиксировано: оно гибко, отражая физиологическое состояние человека. Ваше сознательное восприятие наклона зависит от вашей текущей способности ходить вверх или вниз по склону — тяжелая работа, к которой нельзя относиться легкомысленно. Если вы устали, слабы, напуганы или несете груз, ваша оценка холма — та, которая руководит вашими действиями — будет отличаться от того, что вы видите. Не по выбору, а по замыслу. Это то, как вы подключены.

Команда Витта-Проффитта опубликовала еще один отчет о наблюдении, хорошо известном в спортивных знаниях, о том, что бейсболисты воспринимают мяч больше, когда они хорошо бьют, и меньше, когда они проигрывают. С тех пор Уитт, ныне профессор Университета Пердью, вместе со своим студентом Трэвисом Доршем исследовали эту интригующую связь между тем, как успех (или его отсутствие) в задании влияет на восприятие мира.

В своем эксперименте 23 добровольца должны были забить американский футбольный мяч с 10-ярдовой линии. После разминки участников попросили оценить высоту и ширину ворот, отрегулировав ручную уменьшенную модель ворот, сделанную из труб ПВХ. Затем каждый выполнил по 10 ударов ногой. Сразу после финального удара участники повторили измерение восприятия.

Результат был поразительным. До удара ногой у обеих групп было одинаковое восприятие размеров ворот (кстати, неточное: все недооценивали фактическое соотношение ширины и высоты ворот). Но после 10 ударов плохие игроки (те, кто забил два или меньше успешных удара) увидели, что цель примерно на 10 процентов уже, чем раньше, тогда как хорошие игроки (те, кто забил три или более) восприняли цель примерно на 10 процентов. процентов шире. То, насколько хорошо вы выступили за последние несколько минут, влияет на то, как вы видите мир! Не только метафорически, но и на физиологическом уровне — это меняет ваше реальное восприятие.

После дополнительного анализа данных два психолога обнаружили, что люди, которые не попали в цель, потому что они, как правило, били по мячу слишком коротко, воспринимали перекладину как более высокую, чем их более успешные сверстники, тогда как те, кто промахивался, потому что они били далеко, оценивали прямое поле. посты поуже.

Так что сейчас вы можете подумать: как удобно! Система восприятия предлагает нам корыстные оправдания плохой работы. Но, вероятно, в этом есть некоторая ценность, эволюционно говоря: если люди воспринимают цель как более высокую или меньшую, чем она есть на самом деле, в следующий раз они будут целиться точнее. То, что происходит в футболе, справедливо и для софтбола и гольфа, как выяснили Витт и ее коллеги, и, скорее всего, для жизни в целом.

Наше сознательное восприятие мира хотя и относительно стабильно, но не статично. Мы не способны быть полностью объективными даже в самых обыденных наблюдениях и впечатлениях. Наше осознание окружающих нас объектов формируется и корректируется множеством преходящих факторов — нашей силой и энергией, нашим чувством уверенности, нашими страхами и желаниями. Быть человеком означает видеть мир через свою собственную, постоянно меняющуюся линзу.

Первоначально эта статья была опубликована под названием «Сознание Redux: взгляды могут обмануть» в SA Mind 21, 3, 16-17 (июль 2010 г.)

doi:10.1038/scientificamericanmind0710-16

(дополнительная литература)

  • Воспринимаемый наклон: диссоциация между восприятием и действием. Дж. К. Витт и Д. Р. Проффитт в Perception , Vol. 36, страницы 249–257; 2007.
  • Удары ногой в большую стойку: эффективность ударов ногой по воротам влияет на воспринимаемый размер. Дж. К. Витт и Т. Е. Дорш в Perception , Vol. 38, страницы 1328–1340; 2009 г..
  • Роль высоты и страха в восприятии высоты. Дж. К. Стефануччи и Д. Р. Проффитт в Журнале экспериментальной психологии: человеческое восприятие и производительность , Vol. 35, страницы 424–439; 2009.

ОБ АВТОРАХ

КРИСТОФ КОХ — профессор когнитивной и поведенческой биологии Лоис и Виктор Троендл в Калифорнийском технологическом институте. Он работает в Scientific American Mind’s 9.0004 совет консультантов.

восприятия | Определение, процесс, примеры, различия и факты

неоднозначная картинка

Просмотреть все медиа

Ключевые люди:
Джордж Беркли Анри Тайфель Макс Вертхаймер Эдвин Герберт Лэнд Джеймс Дж. Гибсон
Похожие темы:
восприятие пространства иллюзия восприятие времени галлюцинация восприятие движения

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

восприятие , у людей процесс, посредством которого сенсорная стимуляция преобразуется в организованный опыт. Этот опыт, или восприятие, является совместным продуктом стимуляции и самого процесса. Отношения, обнаруженные между различными типами стимуляции (например, световыми волнами и звуковыми волнами) и связанными с ними восприятиями, предполагают выводы, которые можно сделать о свойствах процесса восприятия; теории восприятия затем могут быть разработаны на основе этих выводов. Поскольку процесс восприятия сам по себе не является публичным или непосредственно наблюдаемым (за исключением самого воспринимающего, чьи восприятия даются непосредственно в опыте), достоверность перцептивных теорий может быть проверена только косвенно. То есть предсказания, полученные на основе теории, сравниваются с соответствующими эмпирическими данными, довольно часто посредством экспериментальных исследований.

Исторически систематическая мысль о восприятии была прерогативой философии. Действительно, восприятие по-прежнему представляет интерес для философов, и многие вопросы о процессе, которые первоначально поднимались философами, по-прежнему актуальны. Однако как научное предприятие исследование восприятия особенно развилось как часть более широкой дисциплины психологии.

Философский интерес к восприятию в значительной степени связан с вопросами об источниках и обоснованности того, что называется человеческим знанием (см. эпистемологию). Эпистемологи задаются вопросом, существует ли реальный физический мир независимо от человеческого опыта, и если да, то как можно изучить его свойства и как определить истинность или точность этого опыта. Они также спрашивают, существуют ли врожденные идеи или весь опыт возникает в результате контакта с физическим миром, опосредованного органами чувств. Психология по большей части обходит такие вопросы, отдавая предпочтение проблемам, которые могут быть решены ее специальными методами. Однако остатки таких философских вопросов остаются; исследователей по-прежнему интересует, например, относительный вклад врожденных и приобретенных факторов в процесс восприятия.

Однако такие фундаментальные философские утверждения, как существование физического мира, считаются само собой разумеющимися среди большинства тех, кто изучает восприятие с научной точки зрения. Как правило, исследователи восприятия просто принимают кажущийся физический мир в том виде, в каком он описывается в тех разделах физики, которые связаны с электромагнитной энергией, оптикой и механикой. Рассматриваемые ими проблемы относятся к процессу образования перцептов при взаимодействии физической энергии (например, света) с воспринимающим организмом. Дальнейший интерес представляет степень соответствия между восприятиями и физическими объектами, к которым они обычно относятся. Насколько точно, например, зрительно воспринимаемый размер объекта соответствует его физическому размеру, измеренному (например, линейкой)?

Вопросы последнего типа подразумевают, что перцептивные переживания обычно имеют внешние референты и что они осмысленно организованы, чаще всего как объекты. Значимые объекты, такие как деревья, лица, книги, столы и собаки, обычно скорее видятся, чем воспринимаются отдельно, как точки, линии, цвета и другие элементы, из которых они состоят. На языке гештальт-психологов непосредственный человеческий опыт состоит из организованных целых ( Gestalten ), а не из наборов элементов.

Основная цель теории гештальта в 20-м веке состояла в том, чтобы определить мозговые процессы, которые могут объяснить организацию восприятия. Теоретики гештальта, в первую очередь немецко-американские психолог и философ, основоположник гештальт-теории Макс Вертгеймер и немецко-американский психологи Курт Коффка и Вольфганг Келер отвергли существовавшее ранее предположение о том, что перцептивная организация является продуктом усвоенных отношений (ассоциаций), составные элементы которых были названы простыми ощущениями. Хотя гештальтисты соглашались с тем, что логически можно понимать простые ощущения как составляющие организованные восприятия, они утверждали, что сами восприятия являются основой для опыта. Такого количества дискретных точек (как простых ощущений), например, не воспринимается; восприятие представляет собой пунктирную линию.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Не отрицая, что обучение может играть определенную роль в восприятии, многие теоретики придерживались позиции, согласно которой перцептивная организация отражает врожденные свойства самого мозга. Действительно, гештальтисты считали восприятие и функции мозга формально идентичными (или изоморфными) настолько, что изучать восприятие — значит изучать мозг. Многие современные исследования в области восприятия направлены на то, чтобы вывести специфические черты функционирования мозга из такого поведения, как отчеты (самоанализ), которые люди дают о своих сенсорных переживаниях. Все больше и больше таких выводов с удовлетворением согласуются с физиологическими наблюдениями за самим мозгом.

Многие следователи в значительной степени полагались на интроспективные отчеты, рассматривая их как объективные описания общественных событий. Серьезные сомнения по поводу такого использования интроспекции были высказаны в 1920-х годах американским психологом Джоном Б. Уотсоном и другими, которые утверждали, что это дает только субъективные оценки и что восприятия неизбежно являются частным опытом и лишены объективности, обычно требуемой от научных дисциплин. В ответ на возражения по поводу субъективизма возник подход, известный как бихевиоризм, который ограничивает свои данные объективными описаниями или измерениями явного поведения организмов, отличных от самого экспериментатора. Вербальные сообщения не исключаются из рассмотрения до тех пор, пока они трактуются строго как публичное (объективное) поведение и не интерпретируются как буквальные, достоверные описания личного (субъективного, интроспективного) опыта говорящего. Бихевиористский подход не исключает научного исследования восприятия; вместо этого он скромно отводит событиям восприятия статус умозаключений. Восприятие других явно невозможно наблюдать, хотя их свойства можно вывести из наблюдаемого поведения (вербального и невербального).

Одним из наследий бихевиоризма в современных исследованиях восприятия является сильная зависимость от очень простых реакций (часто невербальных), таких как нажатие кнопки или рычага. Одним из преимуществ этого спартанского подхода является то, что его можно применять к организмам, отличным от человека, и к человеческим младенцам (которые также не могут давать вербальные отчеты). Это ограничение, однако, не отрезает исследователя от богатого набора гипотез о восприятии, вытекающих из его собственных интроспекции. Бихевиоризм не запрещает источники гипотез; он просто указывает, что для проверки этих гипотез должны использоваться только объективные данные.

Бихевиористские методы изучения восприятия склонны минимально обращаться к сложным, субъективным, так называемым высшим психическим процессам, которые кажутся характерными для взрослых людей; таким образом, они имеют тенденцию дегуманизировать перцептивную теорию и исследования.