Стадии психосоциального развития по эриксону: Теория развития личности Эриксона. Психосоциальное развитие

Стадии развития личности по Э. Эриксону

5 апреля в 07:00

Исследовния в психологии,

Эриксон утверждал, что особенности становления личности зависят от культурного и экономического уровня развития общества, а также какой исторический этап этого развития ребёнок застал. Например, ребёнок из Нью-Йорка, живущий в середине 20 века, будет развиваться не так, как маленький индеец из резервации. В процессе воспитания детям передаются все нормы и ценности общества, культурные традиции.

Содержание развития личности определяется тем, что общество ожидает от человека, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Последовательность периодов развития человека зависит от биологического начала. Ребёнок, взрослея, проходит ряд стадий, в которых он приобретает новое личностное новообразование, которое закладывается в структуру личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

Периодизация развития личности

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности: младенчество (орально-сенсорная), раннее детство (мышечно-анальная), детство (локомоторно-генитальная), школьный возраст, отрочество и юность, ранняя зрелость, средний возраст, поздняя зрелость.

Стадия 1: Младенчество (орально-сенсорная стадия)

0 — 1 года

На этой стадии у ребёнка возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии доверительное отношение проявляется в лёгком кормлении, нормальном глубоком сне, ненапряжённости внутренних органов. Младенец доверяет всем, кто его окружает без гнева и тревоги, спокойно относится к отсутствию матери, чувствуя, что все его потребности будут удовлетворены. В этот период он получает от матери заботу, внимание, знакомство с окружающим миром. Материнская любовь и нежность определяет уровень веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта. В это время он вбирает в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Начинает формироваться идентичность развивающейся личности.

Стадия 2: Раннее детство (мышечно-анальная стадия)

1 — 3 лет

В этом периоде расширяются возможности малыша: он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Родители должны способствовать сохранению чувства самостоятельности ребёнка. Ограничения родителей в требованиях ребёнка должны быть разумными, т.к. они создают основу для негативного чувства сомнений и стыда. Если родители чрезмерно суровы, у ребёнка возникает страх «потерять лицо», постоянная тревога, скованность, необщительность.

Стадия 3: Детство (локомоторно-генитальная стадия)

3 — 6 лет

Этот период совпадает с дошкольным возрастом: ребёнок активно познаёт окружающий мир, быстро всему учится, приобретая новые дела и обязанности, в игре моделирует отношения взрослых. Происходит половая идентификация, ребёнок осваивает мужскую и женскую модель поведения. Он становится более самостоятельным, формируется инициатива. Если его поведение становится агрессивным, инициатива ограничивается взрослыми, появляется чувство вины и тревоги. Следовательно, закладываются новые внутренние инстанции — совесть и моральная ответственность за свои мысли, желания и действия. Родители не должны чрезмерно «давить» на совесть малыша и наказывать, т.к. это вызовет постоянный страх перед наказанием, мстительность, будет тормозиться инициатива, разовьётся пассивность.

Стадия 4: Школьный возраст (латентная стадия)

6 — 12 лет

Этот период предпубертатный (предшествующий половому созреванию ребёнка). Эта стадия связана с воспитанием трудолюбия и овладением новыми знаниями и умениями, постигаются основы трудового и социального опыта, появляется возможность признания окружающими и приобретение чувства компетентности. Если успехи невелики, ребёнок остро воспринимает свою неумелость или неспособность, неуверенно себя чувствует среди сверстников. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности. Этот период является своеобразным началом профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определённых профессий.

Стадия 5: Отрочество и юность

12 — 20 лет

Подростковым возраст и юность — период глубокого кризиса. Детство закончилось, начинает формироваться идентичность. Она объединяет все предыдущие идентификации ребёнка, к ним добавляются новые, т.к. начинается взросление, меняется внешность, происходит включение в новые социальные группы, приобретаются новые представления о себе. Целостная идентичность личности, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют молодым людям решать задачу самоопределения, выбора жизненного пути. Если не удаётся осознать себя и своё место в обществе, наблюдается диффузность идентичности. Появляется инфантильное желание не вступать во взрослую жизнь, устойчивое состояние тревоги, чувство изоляции и опустошённости.

Стадия 6: Ранняя зрелость

20 — 25 лет

В ранней зрелости встаёт перед человеком проблема интимности (близости), появляется истинная сексуальность. Человек готов к близости с другим и в сексуальном, и в социальном плане. После поисков собственной идентичности, он готов слиться с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения требуют верности, нравственной силы и самопожертвования. Но это стремление не должно заглушаться страхом потерять собственное «Я». Это время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э. Эриксоном в романтическом, эротическом и нравственном смысле. В браке любовь проявляется в заботе, уважении, ответственности за спутника жизни. Если же человек не способен любить и устанавливать близкие отношения с другими людьми, то это приводит к изоляции и одиночеству.

Стадия 7: Средний возраст

25 — 65 лет

Это период зрелости, он самый длительный. Основное — это «отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству», забота о будущем человечества. Стремление к продуктивности и творчеству, к передаче своего опыта и идей следующему поколению. Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений реализуется в отношениях со своими детьми. Эриксон подчёркивал зависимость старшего поколения в семье от младшего, т.к. зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным. Если же этой возможности нет, появляется безразличие, сосредоточенность на себе.

Стадия 8: Поздняя зрелость

после 65 лет

Последняя стадия интегративна: «созревают плоды семи предшествующих стадий». Человек принимает пройденный им жизненный путь как должное и обретает целостность личности. Появляется мудрость, взгляд в прошлое даёт возможность сказать: «Я доволен». Дети воспринимаются как продолжение себя, страх смерти исчезает. Если же человек недоволен своей прожитой жизнью, считает её чередой ошибок, появляется раздражение и отчаяние от приближения к концу.

В заключение

Эрик Эриксон создал психосоциальную теорию развития личности. В отличие от З. Фрейда, который в центре развития личности ставил Ид, Эриксон важным считал Эго. Фрейд ограничивался детством, Эриксон утверждал, что человек развивается всю жизнь. Он установил хронологический возраст периодов развития, акцент ставил на зависимости каждого периода от социальных факторов и возрастных изменениях человека.

Стадии развития по Эрику Эриксону — 5, 6, 7, 8 стадии — 20 января 2004

В предыдущих статьях мы рассмотрели четыре стадии психосоциального развития человека: ’Доверие или недоверие’, ’ Автономия или стыд и сомнение ’, ’Инициатива или чувство вины’ и ’Трудолюбие или чувство неполноценности’. Все эти стадии охватывают период детства до 11–12 лет. Сегодня мы рассмотрим четыре последние стадии психосоциального развития человека. Все последующие стадии рассматриваются Эриксоном вплоть до старости и смерти. Содержание каждой из последующих стадий является одновременно и следствием развития на предыдущих стадиях, и в то же время является автономным (т.е. в сознательном возрасте человек способен добиться положительного исхода на любой стадии, даже при условии неудачного развития на более ранних стадиях).

Пятая стадия ’Идентичность или смешение ролей’ совпадает с подростковым периодом. До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, сына или дочери и т.д.. До наступления юности очень важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Ребенок должен понимать, что в разных ситуациях, с разными людьми он должен общаться по-разному, но при этом сохранять некие целостные базовые ценности, которые неизменны независимо от того, с кем общается человек и в каких условиях. Если подростку не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя ролями с противоположной системой ценностей, результатом становится то, что Эрик Эриксон называет диффузией идентичности. Примером конфликта может быть конфликт между ценностями роли сына и роли члена компании подростка. Например, как сын он должен быть послушным и внимательным к родительским просьбам, а как член подростковой группы — смелым, сексуально привлекательным, часто словоблудным. Ценности подростка часто не понятны родителям. На этой стадии подростку важно противопоставлять себя взрослому. Самое главное, что должен усвоить подросток, это то, что безусловно важно по-разному вести себя в зависимости от ситуации, но ни одна из ролей при этом не должна восприниматься как ведущая.

Шестая стадия ’Близость или изоляция’ приходится на позднюю юность и раннюю взрослость. Центральным противоречием на этой стадии является конфликт между близостью и изоляцией. Человек, успешно разрешивший этот конфликт, не боится и умеет устанавливать близкие доверительные отношения с противоположным полом. Близость по Эриксону — это способность отдать часть себя другому человеку, не боясь потерять собственную идентичность, свое ’Я’. Для нашего общества характерно как раз неудовлетворительное разрешение данного конфликта. А как следствие — многочисленные разваленные семьи и неконтакт с детьми. Или наоборот — ’залипание’ на партнере, неспособность отпустить детей от себя, даже когда они уже взрослые, сильная эмоциональная зависимость от партнера и потеря своего ’Я’. Известно, что подростки еще не склонны устанавливать близкие доверительные отношения с противоположным полом. Для юности характерно ’экспериментаторство’, когда с сексуальным партнером существуют только однобокие отношения — сексуальные. И только к ранней взрослости человек овладевает способностью любить, доверять, вверять себя другому, не теряя при этом собственного ’Я’. Седьмая стадия ’Генеративность или стагнация’ характерна для средней взрослости, обычно, когда человек уже создал семью. Центральным противоречием на этой стадии является конфликт между осознанием потребностей общества и излишней поглощенностью собой. Неудачное разрешение предыдущих конфликтов ведет к тому, что человек направлен на удовлетворение больше своих потребностей, слишком занят своим здоровьем и покоем. Такой человек болезненно реагирует на любое ’посягательство’ на его личное пространство, которое объективно выходит далеко за пределы последнего. Эриксон назвал такой исход стагнацией. Зацикленность на собственном благополучии и безопасности не дает возможность человеку раскрыть свои творческие способности, не позволяет ему вполне реализоваться ни как профессионал, ни как родитель. Зачастую человек еще больше усиливает эту свою неспособность, ложно принимая ее за проявление индивидуальности и исключительности. Если же конфликт решается довольно успешно, то человек имеет склонность уделять больше внимания другим людям, чем зацикливаться на своих внутренних проблемах. Как правило, это открытые новому опыту люди, общительные, доброжелательные, творческие личности. Их жизнь пронизана смыслом, они не задаются тупиковыми вопросами о смысле жизни и месте в этом мире. Восьмая стадия ’Целостность эго или отчаяние’ знаменует последний этап в жизни человека. Здесь центральный конфликт — между принятием своей жизни, себя и ощущением напрасности, бессмысленности прожитой жизни. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил он не зря и полностью реализовал то, что было отпущено судьбой. Тогда он принимает жизнь целиком, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния.

Очевидно, что то или иное разрешение конфликта этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупности опыта, накопленного в ходе разрешения предыдущих конфликтов. Важно обратить внимание на то, что родители с самого рождения ребенка ’определяют’ путь решения всех психологических конфликтов человека. Знание этих основных периодов в жизни человека помогает родителю сориентироваться относительно своего собственного развития. От рождения и до смерти человек имеет возможность в любой период жизни стать счастливым, но цена этого зависит от родителей. Чем больше мы будем уделять внимания своему личностному росту, тем более реализованы и удовлетворены жизнью будут наши дети.

По теме

  • 16 декабря 2003, 12:36

    Развитие в течение всей жизни: восемь стадий по Эрику Эриксону (часть 2)
  • 27 ноября 2003, 22:24

    Развитие в течение всей жизни: восемь стадий по Эрику Эриксону (часть 1)

Ольга Андрущенко

РазвитиеРебенокПсихология

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

КОММЕНТАРИИ0

Гость

Войти

Новости РЎРњР?2

Этапы психосоциального развития Эриксона

Назад

Дополнительная помощь

Этапы психосоциального развития Эриксона были представлены в 1950-х годах психологом и психоаналитиком Эриком Эриксоном. Восемь стадий человеческого развития начинаются с рождения и продолжаются до старости. Они основаны на биологических, психологических и социальных факторах, с которыми каждый человек может столкнуться в своей жизни.

Каждая стадия определяется двумя противоположными психологическими тенденциями – положительной/синтонической и отрицательной/дистонической.

Каковы стадии Эриксона?

Stage Psychosocial Crisis Basic Virtue Age
1. Trust vs. Mistrust Hope Birth to 18 months
2. Autonomy vs Стыд и сомнение Воля От 18 месяцев до 3 лет
3. Инициатива против вины Цель 3-6 лет
4. Промышленность против неполноценности Компетентность 6-12 лет
5. идентификация против ролей FIDLITY.
6. Intimacy vs. Isolation Love 12-20 years
7. Generativity vs. Stagnation Care 35-65 years
8. Целостность против отчаяния Wisdom 65 лет смерти

Сцена:

  1. Доверие по сравнению с неправильным проклятием (рождение 18 месяцев) . , они чувствуют себя в безопасности. У них появится уверенность в том, что все в порядке.
  2. Самостоятельность против стыда и сомнений (от 18 месяцев до 3 лет) Малыши учатся самоконтролю, видят себя личностями и отстаивают свою волю.
  3. Инициатива против чувства вины (3–6 лет) У дошкольников начинает развиваться целеустремленность, они исследуют и делают что-то самостоятельно, а также сотрудничают с другими для достижения целей. Они понимают социальное одобрение.
  4. Трудолюбие против неполноценности (6-12 лет) Дети младшего возраста начинают соревноваться и делать то же, что и их сверстники. Они сравнивают себя с другими и сосредотачиваются на приобретении навыков, достижении результатов и ощущении своих способностей.
  5. Идентичность и смешение ролей (12–20 лет) Подростки переживают изменения в своем теле и в том, как они видят себя будущими взрослыми. Они начинают придерживаться своих принципов и убеждений, развивая чувство собственного достоинства и уверенность в себе.
  6. Близость или изоляция (20–35 лет) Молодые люди должны иметь сильное чувство идентичности и сосредоточиться на поиске компании и близости. Они развивают способность предлагать и принимать как физическую, так и эмоциональную любовь.
  7. Генерация против стагнации (35-65 лет) Средний возраст — это время подумать о том, чтобы оставить наследие, быть продуктивным и вносить свой вклад в общество. Изменений может быть много: дети уходят из дома, карьеры могут меняться, тела стареют.
  8. Целостность против отчаяния (65 лет — смерть) Поздняя взрослость — это обычно время выхода на пенсию, а также важность чувства удовлетворения и гордости за свои действия в начале жизни.

Вопросы по теме

Сдать экзамен NCLEX, гарантировано

На карту может быть поставлена ​​вся ваша карьера. Не рискуйте тратить время и деньги на повторный экзамен в случае неудачи. С NCLEX Premium вы выйдете из центра тестирования, чувствуя себя так, как будто вы только что прошли тест на орфографию в первом классе.

Узнать больше

Стадии психосоциального развития Эриксона | Служба онлайн-репетиторов ASWB Licensing Exam

Психосоциальные этапы развития Эриксона разделены на восемь стадий, охватывающих всю жизнь. Согласно Эриксону, люди сталкиваются с новыми проблемами на каждом этапе развития от рождения до старости, что влияет на их развитие. Он утверждает, что проблемы, присущие каждому этапу, должны быть решены до перехода к следующему этапу. Каждый этап упоминается двумя терминами; например, доверие-недоверие, близость-изоляция, оба термина имеют успешный и неуспешный исход.

Этапы характеризуются определенными задачами или кризисами, которые необходимо успешно решить, чтобы продолжить разработку. Если стадия освоена, человек разовьет то, что описывается как сила эго или качество эго. Однако неспособность преодолеть кризис может привести к невозможности перехода к следующему этапу роста. Например, если у подростка не развито чувство того, кто он есть, он может запутаться в своей идентичности.

Доверие против недоверия. Рождение до года. Доверие: основные отношения — родитель/опекун.

Чтобы установить доверительные отношения с родителем или опекуном, необходимо удовлетворить основные потребности младенца (кормление, чувство комфорта и т. д.). Это позволит им чувствовать себя в безопасности и быть уверенными в том, что они могут зависеть от других. Недоверие: если опекун непоследователен или невнимателен, у младенца разовьется недоверие, он станет замкнутым, тревожным и будет рассматривать внешний мир как угрожающее и ненадежное место.

Автономия против стыда и сомнения. Возраст один-два-три года. Основная задача развития – обрести некоторую независимость в окружающей среде. Автономия: ребенок учится быть автономным; пытаться есть, ходить, пользоваться туалетом и т. д. Стыд и сомнения развиваются, если автономия считается неприемлемой, например, когда говорят «нет» или «ты не можешь этого сделать»; конфликт не разрешается, если дети, демонстрирующие независимость или одобрение, отвергаются.

Инициатива против вины. Возраст от трех до пяти лет. Основной задачей развития на этом этапе является развитие способности инициировать и руководить собственной деятельностью. Инициативность: ребенок начинает брать на себя ответственность и чувствует уверенность в своей способности быть творческим, взаимодействовать с другими и вести за собой других, участвуя в творческой и исследовательской игре.

Вина: Это происходит, когда родитель/опекун не признает и не поддерживает усилия ребенка. Если поведение подвергается порицанию, у ребенка разовьется чувство вины и подавлено любопытство. Эти люди считаются пассивными и последователями.

Трудолюбие против неполноценности. Возраст от 6 до 12 лет.

Основной задачей развития является достижение чувства уверенности в себе через обучение, достижения и получение признания от других. Трудолюбие – дети мотивированы к учебе, ориентированы на достижения (овладение физическими, социальными и академическими навыками). Неполноценность: это происходит, когда детям не хватает определенных навыков, над ними смеются сверстники или они не оправдывают ожиданий своих родителей или самих себя.

Идентичность и путаница ролей. Подростки. Основной задачей развития на этом этапе является развитие чувства собственного достоинства, эмоциональной стабильности и уверенности. Идентичность: на этом этапе подросток должен разрешить кризис базовой эго-идентичности. Подростки склонны экспериментировать с различными идентичностями, пытаясь понять, кто они на самом деле. Путаница ролей: Подростки, которым не удается развить личность, которые переживают кризис идентичности, будут сбиты с толку своей ролью.

Они могут стать замкнутыми, искать негативную идентичность (наркотики/преступления) или не иметь планов на будущее (семья, работа, друзья).

Близость против изоляции. Юная взрослость. Близость: (Близость и доверие) Основная задача развития — способность развивать близкие, интимные/долгосрочные отношения с другими. Изоляция: Неспособность установить близость с другими приводит к изоляции. Они избегают социальных контактов, отвергают других и предпочитают одиночество.

Генерация против стагнации. Средняя взрослость. Генерация: (Работа и родительство) Этот этап включает в себя рождение детей, вклад в следующее поколение (наставничество, обучение и т. д.), участие в осмысленной деятельности. Застой: Неудача приводит к поглощению себя, заботе только о себе.

Целостность эго против отчаяния. Поздняя взрослость. Основная задача развития на этом этапе — осмысление опыта прошлых жизней. Целостность развивается, если человек удовлетворен и считает, что его жизнь была значимой.