Стадии психосоциального развития: Теория развития личности Эриксона. Психосоциальное развитие

Стадии психосоциального развития личности


Обратная связь

Э. Эриксон выявил, что процесс развития включает восемь стадий. Рассмотрим этапы жизненного цикла и их характеристику.

Младенческий возраст – орально-сенсорная стадия (от рождения до 1 года). Девиз в этом возрасте: Основополагающая вера и надежда против основополагающей безнадежности. Особенность модусов состоит в том, что для их функционирования необходим другой человек. В первые дни жизни ребенок «живет и любит через рот», а мать «живет и любит через грудь». В акте кормления ребенок получает первый опыт взаимности.

Отчуждаясь, модус проявляется во всех видах активности ребенка, вытесняя собой пассивное получение – («вбирать»). Э. Эриксон писал, что глаза выучиваются фокусировать, уши – распознавать звуки, руки – вытягиваться, а кисти – схватывать и т.д. Все эти достижения приводят к тому, что ребенок выделяет себя как отдельного индивида.

Формирование первой формы эго-идентичности сопровождается кризисом развития. Его показатели: общее напряжение из-за прорезывания зубов, возросшее осознание себя как отдельного индивида, ослабление диады «мать –ребенок» из-за возвращения матери к профессиональным занятиям и личным интересам.

Кризис преодолевается легче, если у ребенка есть доверие к окружающему миру. Следовательно, предмет конфликта: Могу ли я доверять миру?

Признаки социального доверия проявляются в легком кормлении, глубоком сне, нормальной работе кишечника. Ребенок, который с доверием относится к миру, без тревоги переживает исчезновение из его поля зрения матери, он уверен, что она вернется и его потребности будут удовлетворены. В результате прогрессивного развития формируется энергия и жизненная радость.



Вторая стадия – мышечно-анальная, она охватывает раннее детство. А если более точно, то тогда, когда ребенок начинает ходить.

На этой стадии зона получения удовольствия связана с анусом. Анальная зона создает 2 противоположных модуса – модус удержания и модус расслабления. Общество, приучая ребенка к опрятности, создает условия для доминирования этих модусов. Борьба за сфинктерный контроль со стороны общества преобразуется в борьбу за овладение своими двигательными возможностями, за утверждение автономного «Я».

На этой стадии возникает конфликт: Могу ли я управлять собственным поведением?

Возможности ребенка возрастают, он становится более самостоятельным. Но развитие самостоятельности не должно подорвать доверие к миру. Родители должны помочь его сохранить, ограничивая ребенка в излишних требованиях, желании разрушать, когда он, например, пробует силы. Излишние требования родителей могут создать условия для развития у ребенка чувства стыда и сомнений. Появление чувства стыда, по Э.Эриксону, связано с возникновением самосознания. Наказание ребенка за плохие поступки приводят к ощущению того, что на него смотрят глаза мира, постоянно следят за ним с осуждением.

Он хочет, чтобы мир не смотрел на него или хочет стать невидимым. Но это невозможно, тогда у ребенка как бы появляются свои внутренние глаза мира, т.е. стыд за свои ошибки.

Если родители понимают ребенка, предоставляют ему разумную дозволенность, оказывают поддержку, то у него развивается автономия или самостоятельность.

Если родители проявляют гиперопеку, оказываются слишком требовательными, строгими или непоследовательными в требованиях, т.е. не оказывают поддержки и доверия, то у ребенка развиваются негативные качества – сомнение и стыд.

Результат прогрессивного развития – независимость. Если стремление к независимости не подавляется, то устанавливается соотношение между способностью сотрудничать и настаивать на своем.

Когда ребенку удается что-то сделать самостоятельно, то он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе, а если он терпит неудачи и его за это наказывают, например, называют грязнулей и т.п., то он испытывает стыд и сомнение в собственных силах.

Третья стадия – локомоторно-генитальная (возрастные границы от 3 до 5 лет). Девиз этой стадии развития: Инициатива против чувства вины.

Стержень составляют 3 линии развития.

1. Ребенок становится более свободным и настойчивым в своих движениях, в связи с этим устанавливается неограниченный радиус целей.

2. Развитие речи приводит к тому, что он задает бесконечные вопросы, а также часто неправильно понимает различные понятия.

3. Речь и моторика позволяют ребенку распространить воображение на большое число ролей. Он открывает для себя внешний мир. Он готов видеть себя таким же большим, как и взрослые. Он начинает делать сравнения по поводу размеров и других свойств окружающих людей, проявляет большую любознательность. Он представляет себе возможные будущие роли.

Повзрослевший ребенок выглядит более спокойным, более деятельным, инициативным. Инициативность добавляется к автономности и у ребенка появляется способность «атаковать» задачу только ради переживания чувства собственной активности и «двигательной радости», а не так, как раньше, чтобы подчеркнуть свою независимость.

На этой стадии доминирует модус вторжения, который определяет многообразие видов активности и фантазий. Ребенок вторгается или, как пишет Э.Эриксон, влезает в уши и души других людей посредством агрессивных звуков, перемещений в пространстве, др.

В этом возрасте у детей сильное стремление к обучению, они жадно познают окружающий мир. В игре усваиваются отношения между людьми. В результате появляется желание включиться в реальную жизнь взрослых, выйти из роли малыша. Но взрослые остаются для детей всемогущими, они могут наказывать, высказывать претензии и пр. От этого у ребенка просыпается чувство вины, оно может развиваться, если цели, которые он ставит, не реализуются и ребенок терпит неудачи.

В ходе развития у ребенка появляется либо инициативность, либо пассивность и чувство вины. В связи с одобрением инициативы развиваются положительные черты – инициативность, самостоятельность, активность. А в связи с неодобрением активности, развиваются отрицательные черты, как страх перед наказанием, пассивность, мстительность и пр.

Результат прогрессивного развития – целеустремленность.

Четвертая стадия – школьный возраст ( 5 – 12 лет). Девиз: Трудолюбие против неполноценности. Эту стадию характеризует дремотность инфантильной сексуальности и отсрочка генитальной зрелости. Это необходимо, чтобы будущий взрослый человек научился техническим и социальным основам трудовой деятельности. У него появляется желание завоевать признание других людей путем производства вещей. Развивается чувство усердия, трудолюбия, дисциплинированности, он получает удовольствие от завершения трудовой деятельности.

Ребенку иногда хочется побыть одному – почитать, посмотреть телевизор, помечтать, что-то смастерить. Способность делать вещи Э.Эриксон называет чувством созидания.

На этой стадии значимо социальное окружение и особенно хороший учитель, умеющий сочетать игру и учебу, поскольку ребенок учится любить учиться.

Опасность, подстерегающая ребенка на этой стадии, состоит в чувстве неадекватности и неполноценности.

В этом случае он переживает отчаяние от своей неумелости в мире орудий и видит себя обреченным на посредственность. Поддерживаемое в каждом ребенке чувство компетентности создает основу для кооперативного участия в продуктивной взрослой жизни. В младшем школьном возрасте происходит начальная профессиональная идентификация, т.е. ощущение связи с представителями определенных профессий.

В результате кризиса развивается трудолюбие, вкус к работе или чувство неполноценности. Если происходит прогресс в развитии, то ребенок успешно овладевает знаниями, умениями.

Пятая стадия – отрочество и юность (12 – 18 лет) Девиз: личностная индивидуальность против ролевого смешения (спутанность идентичности).

Эту стадию характеризует самый глубокий жизненный кризис. К нему приводят следующие линии развития. Во-первых, бурный физический рост и половое созревание («физиологическая революция»). Во-вторых, озабоченность тем, как он выглядит в глазах других людей, что он собой представляет.

В-третьих, необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества.

В подростковом кризисе идентичности заново встают все критические моменты развития, если они успешно решаются, то доверие к миру, самостоятельность, инициативность, компетентность создадут новую целостность личности. Таким образом, целостная идентичность, доверие к миру, самостоятельность, инициативность, компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которую ставит перед ним общество – задачу самоопределения, выбора жизненного пути.

Когда не удается осознать себя и свое место в мире, то наблюдается диффузность идентичности или ролевое смешение, которая может проявиться в неприятии социальных ролей, желательных для семьи. Это связано с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь.

Присущая подросткам избирательность в общении и жесткость к чужакам – это ни что иное, как защита чувства собственной идентичности от обезличивания и смешения. Создавая замкнутые группы, подростки помогают друг другу справиться с идентификацией.

Ум подростка, по мнению Э.Эриксона, находится в состоянии моратория (промежуточное между детством и взрослой жизнью) между моралью, выученной ребенком и этикой, которая должна быть сформирована взрослым.

Шестая стадия – молодость (от 18-20 лет до 25 лет) Девиз: Близость против одиночества.

На этой стадии происходит поиск спутника жизни, стремление к дружеским связям с членами своей социальной группы. Теперь молодой человек не боится утраты собственного Я, он готов смешивать свою идентичность м идентичностью других людей, он готов к сотрудничеству и даже к компромиссу. Избегание контактов из-за боязни потерять собственное Я может привести к чувству глубокого одиночества. Если психический мораторий продолжается и на этой стадии, то вместо чувства близости возникает дистанция, т.е. нежелание пускать других на свою территорию, в свой внутренний мир. В этом случае человек переживает изоляцию и одиночество.

Преодолеть эти негативные стороны идентичности помогает любовь.

В этом время уже не модус какого-то органа диктует развитие, а все модусы подчинены новому, целостному образованию эго-идентичности, появившемуся на предшествующей стадии.

Появление зрелого чувства любви и установление творческой атмосферы сотрудничества в трудовой деятельности подготавливает переход на следующую стадию.

Седьмая стадия – зрелость (25 – 50 лет) Девиз: Генеративность (производительность) против застоя. Эта стадия является центральной на взрослом этапе жизненного пути.

Развитие личности взрослого человека продолжается благодаря влиянию на него детей, молодого поколения, тем самым он чувствует свою нужность другим людям, а зрелый человек очень нуждается в том, чтобы быть нужным.

Генеративность – это заинтересованность в устойчивости жизни, в наставлении нового поколения. Но порой в силу своей одаренности, взрослые люди направляют свои силы не только на потомство, но и на другие области деятельности, тогда генеративность включает продуктивность и креативность, что делает эту стадию более значимой.

Если же человек излишне поглощен собой, например, озабочен своим здоровьем, старается уберечь свой покой, удовлетворить свои потребности, то наблюдается застой, регрессия. В этом случае человек рассматривает себя как свое собственное и единственное дитя. У него не сформирована способность любить других, заботиться о других, устанавливать близкие отношения.

Стремление к заботе о других, творческий потенциал, желание творить вещи, в которые вложена частица неповторимой индивидуальности, помогают преодолеть этот кризис. Если же этого не происходить, то возникает опасность формирования отвержения. Отвержение может быть направлено на себя (суицид) или во вне (грабеж, разбой). Общество пытается защитить личность от отвержения, для этого оно создает специальные органы – правоохранительные, социальные службы, в том числе и психологическую помощь.

С утратой продуктивности личность направляет все усилия только на собственные нужды, что приводит к утрате смысла жизни, чувству безнадежности.

Восьмой кризис – старость (после 50 лет). Девиз: целостность личности против отчаяния.

На этой стадии человек может обрести интегративность – это завоевание всех 7 предшествующих стадий. Э.Эриксон выделяет следующие характеристики интегративности. Это возрастающая личностная уверенность в своей склонности к порядку и осмысленности; переживание своего жизненного пути как единственного и не нуждающегося в замене; новая отличная от прежней любовь к своим родителям; причастное отношение к различным занятиям и др.

На этой стадии к человеку приходит мудрость, которую Э.Эриксон определил как отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Ритуализация в этом возрасте – это философское осмысление прожитой жизни, принятие ее как необратимой.

Утрата или отсутствие интеграции приводит к появлению чувства отчаяния. Оно заключается в том, что жить уже осталось мало и прожить жизнь по-другому уже нельзя. Отчаяние маскируется постоянным недовольством. Ритуализм проявляется в догматизме, когда пожилой человек не принимает инновации, у него появляется желание все сохранить по старому, догматизм приводит к снижению интеллекта, к личностному обеднению.

Э. Эриксон показал, что на протяжении жизни человек проходит 8 стадий жизненного пути, связанных с формированием разных форм эго-идентичности на основе физиологического созревания и решения задач, поставленных обществом на каждом этапе развития. Э. Эриксон развитие личности рассматривает в целостном жизненном цикле. Выделяет два сценария развития, человек вправе сам выбирать тот или иной сценарий, т.е. автор полагает, что развитие не запрограммированно наследственностью.

Задания для самообразования

Литература:

1. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учеб. для вузов / Л. В. Обухова. — М. : Высш. образование ; МГППУ, 2006. – 460 с.

3.4. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. — С. 102-130.

2. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология : (психология развития и возрастная психология) : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И. В. Шаповаленко. — М. : Гардарики, 2005. – 349 с. (можно любое изд.).

Глава 6. Психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности Э. Эриксона.

3. Эриксон, Э. Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон ; пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеев. – СПб. : Лет. сад, 2000. – 415 с. : ил.

Методические рекомендации

Познакомиться с научной биографией Э. Эриксона.

Какие методы использовал Э. Эриксон? Трактовка структуры личности. Понятие о групповой идентичности, эго-идентичности.

Стадии жизненного пути: определить основной девиз на каждой стадии, охарактеризовать нормальную и аномальную линии развития.

Для закрепления знаний заполнить таблицу 2 «Стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону».

Таблица 2




ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ | Қазақша медицина

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

ПЛАН:

  1. Периодизация психического развития отечественных

психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин,

А. В. Петровский)

  1. Периодизация психического развития

психоаналитического направления (Э. Эриксон, З. Фрейд)

  1. Нравственное развитие личности Л. Колберга

 

  1. Периодизация психического развития отечественных

психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин,

А. В. Петровский) 

Выделение этапов психического развития основывается на внутренних закономерностях самого этого развития  и составляет психологическую возрастную периодизацию. Прежде всего, необходимо дать определение основных понятий – это возраст и развитие.

Возраст – категория, служащая для обозначения характеристик индивидуального развития.  Различают 2 понятия возраста: хронологический и психологический. Хронологический характеризует индивида с момента рождения, психологический – закономерности развития организма, условия жизни, обучения и воспитания.

Развитие может быть биологическим, психическим и личностным.  Биологическое – это созревание анатомо-физиологических структур. Психическое – закономерное изменение психических процессов, которое выражается в количественных и качественных   преобразованиях. Личностное – формирование личности в результате социализации и воспитания.

Возрастная периодизация Л.С. Выготского

  1. Кризис новорожденности – самый яркий и несомненный кризис в развитии ребенка, т.к. происходит смена среды, переход из утробной среды во внешнюю среду.
  2. Младенческий возраст (2 мес. -1 год).
  3. Кризис одного года – имеет позитивное содержание: здесь негативные симптомы очевидно и непосредственно связаны с позитивным приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью.
  4. Раннее детство (1год–3года).
  5. Кризис 3-х лет – называется также фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Позитивное значение: возникают новые характерные черты личности ребенка.
  6. Дошкольный возраст (3-7 лет).
  7. Кризис 7 лет – был открыт и описан раньше других кризисов. Негативные стороны: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения и т.д. Позитивные стороны: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.
  8. Школьный возраст (8-12лет).
  9. Кризис 13 лет – негативная фаза возраста полового созревания: падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, продуктивности умственной работы учащихся. Это вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности.
  10. Пубертатный возраст (14-18 лет).
  11. Кризис 17 лет.

Периодизация развития индивида по критерию ведущей

 деятельности  Д.Б. Эльконина

В настоящее время периодизация психического развития в детском возрасте принадлежит Д. Б. Эльконину. Опираясь на идеи Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева о зависимости развития психики от ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности,  Эльконин предлагает следующую схему периодизации.

Схема периодизации описывает психическое развитие, а не развитие личности.

Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:

  1. Социальная ситуация развития. Это система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни входит.
  2. Основой, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период.
  3. Основные новообразования развития. Важно показать как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее “взрыву” – кризису.
  4. Кризис. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого.

Ребенок – целостная личность, которая активно познает окружающий мир предметов и отношений. Д.Б.Эльконин выделил 2 системы отношений:

  • человек – человек
  • человек – вещь.

В связи с этим существуют 2 группы деятельности, в которых эти системы отношений осваиваются:

  1. Социальная (человек – человек): ориентирована на нормы отношений между людьми, т.е. главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера.
  2. Культурная (человек – вещь): человек осваивает способы действия с вещью, т.е. акцент на развитии интеллектуально-познавательной сферы.

Таблица 1

Стадии психического развития по Д. Б. Эльконину

ВозрастВедущая деятельностьТип деятельности

1
23

Младенчество
Эмоциональное общение с матерьюСоциальная
Младший дошкольный (1-3 года)Предметно-манипулятивная

(освоение предметов культуры)

Культурная
Старший  дошкольныйРолевая играСоциальная
Младший школьныйУчебнаяКультурная
Средний школьный Интимно-личностнаяСоциальная
Старший школьныйУчебно-профессиональнаяКультурная
17- 30 летОсвоение социальных позиций – профессиональная группа и семьяСоциальная
30-40Самореализация и творчествоКультурная
Больше 40Сохранение социального  статуса и уход на заслуженный отдыхСоциальная

Каждая из сторон подготавливает развитие другой стороны. Границами возрастов являются кризисы – переломные моменты в развитии. Гипотеза Д.Б. Эльконина: по закону периодичности в детском развитии, по-новому объясняется содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.

Периодизация психического развития по А. В. Петровском.

Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы.  Для любой группы свойственна своя деятельность и свой стиль общения. Причем в разные возрастные периоды ребенок входит одновременно в разные группы. Становление сопровождается адаптацией, индивидуализацией, интеграцией.

Адаптация – процесс вхождения в новую группу, приспособление к ней. Ребенку необходимо быть как все, т.е. эта фаза предполагает утрату инд. черт (конформность, робость, неуверенность в себе).

Индивидуализация – появляется как противоречие между результатом адаптации и неудовлетворенной потребностью (негативизм, агрессивность, неадекватная самооценка).

Интеграция – ребенок сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группы (изоляция или вытеснение)

А.В.Петровский выделяет следующие возрастные периоды:

  1. Эпоха детства 3-7лет – преобладает адаптация, ребенок в основном приспосабливается к социальной среде.
  2. Эпоха отрочества 11-15 – доминирует индивидуализация, человек проявляет свою индивидуальность.
  3. Эпоха юности (старший школьный возраст) – должна произойти интеграция в общество.
  4. Периодизация психического развития психоаналитического направления (Э. Эриксон, З. Фрейд)

Эпигенетическая периодизация развития личности Э. Эриксона.

Человек, по мнению Э.Эриксона, в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований. Каждый кризис содержит и позитивный, и негативный компонент. Если конфликт разрешен удовлетворительно (т.е. на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и автономию), то это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Если конфликт остается неразрешенным, то этим наносится вред и встраивается негативный компонент (базальное недоверие, стыд). Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии более адаптивной и зрелой личностью.  Все 8 стадий в психологической теории Эриксона представлены в следующей таблице:

Таблица 2

Восемь стадий психосоциального развития по Э. Эриксону

ВозрастПсихосоциальный кризисСильная

сторона

1. Рождение- 1 годБазальное доверие – базальное недовериеНадежда
2. 1-3 годАвтономия – стыдСила воли
3. 3-6 летИнициативность – винаЦель
4. 6-12 летТрудолюбие – неполноценностьКомпетентность
5. 12-19 летСтановление индивидуальности – ролевое смешениеВерность
6. 20-25 летИнтимность – одиночествоЛюбовь
7. 26-64 годаПродуктивность – застойЗабота
8. 65 лет – смертьУмиротворение – отчаяниеМудрость
  1. Доверие – недоверие к миру. Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Чувство доверия связано со способностью матери передать ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний. Причиной кризиса является ненадежность, несостоятельность и отвергание ею ребенка. Это способствует появлению у ребенка психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Также чувство недоверия, по мнению Эриксона, может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности (например, возобновляет прерванную карьеру, рожает следующего ребенка). В результате положительного разрешения конфликта приобретается, по Эриксону, надежда. Иначе говоря, доверие переходит в способность младенца надеяться, что, в свою очередь, у взрослого может составлять основу веры, основу мировоззрения человека.
  2. Автономия – стыд и сомнение. Приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля, избегания чувства стыда, сомнения и унижения. Удовлетворительное разрешение психосоциального конфликта на этой стадии зависит от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. В то же время родители, по Эриксону, должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально представляются опасными как для самих детей, так и для окружающих. Стыд может появиться, если родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сделать сами; или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, чего они сами сделать еще не в состоянии. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие.
  3. Инициатива – чувство вины. В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задачи и приобретения новых навыков; похвала является наградой за успехи. Также у детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что составляет их мир (игрушки, домашние животные и, возможно, братья и сестры). Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними и что их жизнь имеет для них цель. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы. Дальнейшему проявлению инициативы способствует и признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не тормозят фантазию ребенка. Эриксон указывает на то, что дети на данной стадии начинают идентифицировать себя с людьми, чью работу и характер они в состоянии понимать и высоко ценить, все больше ориентируются на цель. Они энергично обучаются и начинают строить планы. Чувство вины у детей вызывают родители, не позволяющие им действовать самостоятельно. Появлению чувства вины также способствуют родители, чрезмерно наказывающие детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола. Такие дети бояться постоять за себя, они обычно ведомые в группе сверстников и чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их.
  4. Трудолюбие – неполноценность. У детей развивается чувство трудолюбия, когда они будут постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе. Опасность этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности, или некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или статусе среди сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше (т. е. приобретаются установки по отношению к учителям и учению). Для Эриксона трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности – уверенность в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей индивид может оказывать положительное влияние на общество. Таким образом, психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.
  5. Становление индивидуальности (идентичности) – ролевое смешение. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, музыканты, студенты, спортсмены) и собрать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три элемента. Первое: у индивида должен сформироваться образ себя, сложившейся в прошлом и смыкающейся с будущим. Второе: людям нужна уверенность в том, что выработанная ими раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них. Третье: люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой. Их восприятие должно подтверждаться опытом межличностного общения через обратную связь. Ролевое смешение характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки испытывают чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности.

Эриксон подчеркивал, что жизнь – это постоянные изменения. Благополучное разрешение проблем на одной жизненной стадии не дает гарантии, что они не появятся вновь на следующих стадиях или что не будет найдено новое решение старых проблем. Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности – это верность. Она представляет собой способность юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества.

  1. Интимность – одиночество. Эта стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период ухаживания, раннего брака начала семейной жизни. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и «устройство». Эриксон под «интимностью» понимает, прежде всего, сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, родителям и другим близким людям. Но для того, чтобы находиться в истинно интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у него было определенное осознание того, кто он и что собой представляет. Главная опасность на этой стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума. Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие (работодатель-работник) и устанавливать поверхностные контакты (клубы здоровья).

Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

  1. Производительность – стагнация. Каждый взрослый, по утверждению Эриксона, должен или отвернуть, или принять мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершенствованию нашей культуры. Таким образом, продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену. Основной темой психосоциального развития личности является забота о будущем благополучии человечества. Те взрослые, кому не удается стать продуктивным, постепенно переходят в состояние поглощенности собой. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим

желаниям.

  1. Умиротворение – отчаяние. Последняя стадия завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий его развития. Умиротворение проистекает из способности человека оглядеть всю прошлую жизнь (брак, дети, внуки, карьера, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. На закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала и искать какие-то новые пути. Эриксон выделяет два превалирующих типа настроения у негодующих и раздраженных пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.

Этапы психосексуального развития ребенка З.Фрейда.

З.Фрейд выделяет 4 стадии психосексуального развития. В термине «психосексуальный» подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является сексуальный инстинкт, прогрессирующей от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. На каждой стадии развития определенный участок тела стремиться к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. З.Фрейд сделал основной акцент на биологических факторах, т.е. все стадии тесно связаны с эрогенными зонами – чувствительные участки тела, которые функционируют как выражение побуждений либидо. Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы, анус и половые органы.

 Таблица 3

Стадии психосексуального развития по З.Фрейду

 СтадииВозрастной периодЗона сосредоточения либидоОпыт, соответствующий данному уровню развития
 1234
 Оральная 0-18 месяцевРот (сосание, кусание, жевание)Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела
 Анальная 1-3 лет

 

 

Анус (удержание или выталкивание фекалий)Приучение к туалету (самоконтроль)
Окончание табл. 3 
1234 
Фаллическая3-6 летПоловые органы (мастурбация)Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания 
Латентная 6-12 летОтсутствует (сексуальное бездействие)Расширение социальных контактов со сверстниками 
ГенитальнаяПоловое созреваниеПоловые органы (способность к гетеросексуальным отношениям)Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество. 

Оральная стадия. В самом начале жизни основная потребность ребенка в питании, поэтому большая часть энергии спроектирована в область рта. Во время кормления ребенка покачивают, ласкают, ребенок испытывает удовольствие от сосания, следовательно, область рта – это первая область, которая приносит максимум удовольствия. Фрейд был убежден в том, что рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде  постоянного жевания чего-нибудь, курения, облизывания губ, грызения ногтей, переедания, поцелуев. Со временем материнская грудь утратит значение объекта любви и будет замещена частью его собственного тела. Он будет сосать свой палец или  язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком постоянной материнской заботы.

Анальная стадия. Фрейд был убежден в том, что способ, каким родители или заменяющие их фигуры приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии. Воспитание, которое поддерживает старания ребенка контролировать себя (по Фрейду – поощрение детей к регулярному опорожнению кишечника и щедрая хвальба за это), воспитывает позитивную самооценку и способствует развитию творческих способностей.

Фаллическая стадия. С 3-х лет ребенок замечает разницу в анатомическом строении мужчин и женщин. Дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, мастурбировать, проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с рождением и половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают их родители. Основным объектом либидо становится родитель противоположного пола. Формируется Эдипов комплекс у мальчика и комплекс Электры у девочки (мальчик влюбляется в мать, хочет на ней жениться, при этом он ревнует маму к отцу, любит его и испытывает чувство вины за свои эмоции). Выход из конфликта (разрешение конфликта) – отождествление себя с конкурирующим родителем.

Латентный период.  На данной стадии либидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, – такие, как спорт, интеллектуальные занятия, отношения со сверстниками. Этот период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии.

Генитальная стадия. В подростковом и юношеском возрасте сексуальность оживает с новой силой (эротические сновидения, фантазии…), но в итоге эта энергия полностью переключается на сверстника противоположного пола. При нормальном развитии личности все, что было до генитальной стадии вытесняется в область бессознательного. Однако иногда наше бессознательное «рвется» наружу. Это проявляется в форме оговорок, описок, ошибок памяти, сновидений, «несчастных» случаев, фантазий, неврозов.

  1. Нравственное развитие личности Л. Колберга 

Лоренс Колберг рассматривает нравственное развитие как прогрессивный процесс. Развитие морального сознания включает 6 стадий, объединяющихся в 3 уровня:

1.Доморальный уровень, который относится к детскому возрасту.

1 стадия – поведение ребенка мотивировано стремлением избежать наказания.

2 стадия – поведение ребенка мотивировано заслужить поощрение

2.Конвенциальная мораль (конвенция- договоренность, соглашение). Источник моральных предписаний остается внешним.

3 стадия – люди отчетливо осознают мнения других и стремятся завоевать их одобрение.

4 стадия – люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Формируется нравственное сознание.

  1. Автономная мораль, т.е. моральные принципы становятся собственным, внутренним достоянием личности.

5 стадия – люди осмысливают различные противоречия  между различными нравственными убеждениями. Они способны делать обобщение, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом.

6 стадия – у людей формируется собственное этическое чувство, универсальные последовательные нравственные принципы. Люди лишены эгоцентризма, предъявляют к себе такие же требования, как к другим. Этой стадии достигли только два человека – И. Христос,

И. Ганди.

стадий психосоциального развития

Эрик Эриксон Стадии психосоциального развития

Кристин Ферч

Думали ли вы, что вы что-то упускаете или, возможно, должны были выбрать другой путь на определенных этапах вашей жизни? Вы чувствуете свой выбор, или ваш социальный мир заставил вас чувствовать себя застрявшим и не уверенным, в каком направлении идти?

Эрик Эриксон создал теорию о нашем социальном мире, роли и влиянии, которое он оказывает на нашу психику, выбор, который мы делаем, и пути, по которым мы идем. Стадии психосоциального развития раскрывают нашу личность на основе конфликтов, которые мы переживаем, от нашего окружения до выбора, который мы делаем. Эти этапы начинаются от младенчества до старости.

Чтобы человек стал полностью функциональным, нам нужно пройти через эти этапы, успешно разрешив конфликт внутри этапа. В зрелом возрасте нам, возможно, придется работать над доверием и недоверием. Когда эти потребности удовлетворены, наше доверие укрепляется, что усиливает позитивный характер наших отношений как с друзьями, так и с любимыми.

Когда мы преуспеваем в прохождении этапов, Эриксон считал, что мы развиваем человеческие добродетели и здоровую личность, неудача приводит к трудностям в продвижении к будущему и негативно влияет на наше самоощущение и личность. Мы чувствуем себя неадекватными, и это продолжает чувство «зависания».

Конфликт, возникающий на каждой стадии, зависит от того, какие психологические потребности требуются на этой стадии. В младенчестве это основные потребности: пища, любовь, безопасность, забота, именно благодаря этим потребностям мы строим доверие, когда эти потребности не удовлетворяются, мы приобретаем недоверие к окружающим и становимся эмоционально отстраненными. Это создает первую стадию доверия по сравнению с недоверием и происходит от рождения до 18 месяцев и является наиболее важной стадией, поскольку мы полностью полагаемся на наших опекунов. Неудача на этом этапе развивает страх, недоверие, подозрительность, тревогу и негативные схемы в отношении других и мира.

Второй этап: независимость против стыда и сомнений , от 18 месяцев до 3 лет. В этом возрасте мы обретаем независимость, исследуя окружающий мир. Мы признаем то, что мы визуально идентифицируем в нашем мире, и наши развивающиеся физические навыки. Благодаря этому личностному росту мы обретаем личный контроль и автономию или независимость. На этом этапе помогают образцы для подражания, которыми могут быть родители, учителя, опекуны, которые предоставляют ребенку выбор и позволяют ему выполнять действия самостоятельно. Приучение к горшку имеет решающее значение на этом этапе, так как именно тогда ребенок учится контролировать свое тело в поддерживающем пространстве, оставаясь при этом независимым, отсюда и автономия, которая увеличивает личную силу и ощущение присутствия в мире. Когда родители поощряют и ожидают, что их дети будут исследовать ограничения, стирать их и избегать критики, дети растут, чувствуя себя в безопасности и уверенно продвигаясь по следующим стадиям развития.

Стыд и сомнения возникают, когда родители чрезмерно критичны или контролируют ребенка и мешают ему проявить свое стремление к исследованию и самостоятельности. Ребенок может чувствовать себя неспособным выжить и постоянно нуждаться в родителях, ему не хватает чувства собственного достоинства и он становится чрезмерно зависимым от других. Есть стыд за несчастные случаи с туалетом, такие как недержание мочи в постель или просто пропущенный сигнал и намочение штанов. Отсутствие контроля и поощрения со стороны родителей порождает чувство стыда и сомнения в том, что они могут действовать самостоятельно без посторонней помощи.

Этап 3 — Инициатива против Вины . Когда у нас есть автономия, уверенность и чувство собственного достоинства, чтобы исследовать наш мир, мы инициируем игру и социальные взаимодействия, что подходит, поскольку этот этап предназначен для детей в возрасте 3-5 лет. Вместе со сверстниками мы учимся самоутверждаться, играя с другими людьми нашего возраста и используя наши навыки межличностного общения. Если нас чрезмерно ограничивают в изучении нашего социального мира родительским контролем или критикой, у нас развивается чувство вины. Когда нас критикуют, чувство вины усиливается, снижая нашу самооценку и желание проявлять инициативу из-за страха неудачи.

Стадия 4: Трудолюбие против неполноценности

В возрасте от 5 до 12 лет мы погружаемся в систему образования, школу, общение со сверстниками и учимся совмещать учебу и друзей. Учителя играют большую роль в нашем росте на этом этапе, поскольку они являются нашими образцами для подражания в обучении и достижениях. Наши группы сверстников также важны, поскольку они также помогают укрепить нашу самооценку и уверенность в себе. В этом возрасте мы можем заниматься спортом, что помогает нам думать о нашей способности выполнять и выполнять задачи и получать одобрение. Когда мы трудолюбивы, мы развиваем компетентность и процветающую самооценку, уверенность и позитивные навыки межличностного общения и отношений. Неудача на этом этапе может привести к ощущению неполноценности, как будто мы не можем использовать определенные навыки, что снижает нашу самооценку, компетентность и уровень уверенности. Неудача может оказать существенное влияние на наше взросление в подростковом возрасте.

Стадия 5. Идентификация против смешения ролей

Этап устрашающего подросткового возраста как для родителей, так и для самого подростка. Есть много новых возможностей, открывающихся по мере того, как молодежь прогрессирует в социальном, спортивном, академическом плане, все или некоторые из них одновременно. Происходят изменения в сознании и способах мышления молодежи, основанные на созревании лобной доли, которая отвечает за все задачи исполнительного функционирования и регуляции эмоций. А также этапы полового созревания, которые влияют на уровень гормонов и то, как работает наш разум. Эта стадия является последней стадией, которая настраивает нас на взрослую жизнь и старость. Это ценное исследование наших убеждений, целей, ценностей, морали и того, как они создают нашу личную идентичность и самоощущение.

Это решающий этап между детством и взрослой жизнью, потому что мы становимся более независимыми и ответственными. Нам нужны успешные переходы от более ранних стадий, поскольку самооценка, уверенность, компетентность и здоровые отношения могут помочь в положительном продвижении через более поздние стадии.

Эриксон считал, что « между моралью, усвоенной ребенком, и этикой, которую должен развить взрослый». Подчеркивая важность того, чтобы молодые люди усвоили роли, которые мы можем принять, когда повзрослеем, в том числе в сексуальном плане, поскольку наш образ тела трансформируется на этом этапе.

Успех на этом этапе приводит к твердой вере в то, кто мы есть, чего мы хотим в жизни и какова наша цель. Верность выражается, когда мы остаемся верными тому, кто мы есть, и наша идентичность начинает укрепляться. При постоянном поощрении наша автономия растет, наше чувство контроля усиливается вместе с нашим самоощущением.

Неудача на этом этапе выглядит как отсутствие идентичности и самоощущения, растерянность и непонимание своей роли в мире и цели в жизни. Мы не уверены в себе, своем будущем и окружающих нас людях, наша социальная группа бедна или отсутствует, поскольку мы не знаем, к чему мы принадлежим, что может привести к кризису идентичности.

Стадия 6: Близость или изоляция

Создание наших личных и интимных отношений между 18 и 40 годами, успех на стадии зависит от успеха на стадии 5. Здесь может возникнуть серьезный конфликт, когда мы пытаемся получить более крупные долгосрочные обязательства, такие как связанные с работой обязанности вместе с семьей. Создание здоровых и счастливых отношений надежно и долговечно для нас. Любовь — это окончательный успех на этом этапе, мы жаждем значимых и длительных отношений.

Неудача на этом этапе заключается в выходе за пределы, в пределах или вне контроля, чтобы сформировать соответствующие узы или избежать близости. Это может привести к одиночеству, изоляции и депрессии, плохому самоощущению, эмоциональной изоляции и малому количеству преданных отношений.

Если на предыдущих этапах продолжаются неудачи, можно вступить в нездоровые отношения для достижения разрешения конфликта.

Стадия 7: Генерация против стагнации

Этот этап наступает в возрасте от 40 до 60 лет. В середине взрослой жизни мы ищем долголетия в продолжении нашей жизни и в долгосрочном влиянии, которое мы оказали на других. Когда мы чувствуем, что оставили след в мире, взращивая вещи вне себя, мы обеспечиваем генеративность. Мы продвигаем поколения ниже нас, поскольку мы продемонстрировали, что значит быть продуктивным и ценным членом общества и наших межличностных групп. Успех на этом этапе проявляется в нашем уровне заботы и чувстве полезности в жизни, мы гордимся тем, кем мы стали, и имеем крепкие отношения с нашим партнером.

Неудача совсем другая, поскольку мы чувствуем застой. Мы чувствуем, что мало повлияли на мир, нам не удалось оставить след в мире, поскольку мы не могли определить свою цель. Мы чувствуем себя непродуктивными, равнодушными, разочарованными и оторванными от мира.

Этап 8: Честность против Отчаяния, финальный этап.

С 65 лет до нашей кончины. Этот этап является этапом рефлексии. Мы замедляемся и, естественно, становимся менее продуктивными, принимаем то, чем мы стали и чего достигли. Успех показывает в наших убеждениях, что мы достигли своих целей, обрели счастье и имеем чувство цельности и цельности. Мы можем заявить, если мы пройдем, мы будем в мире.

Неудача может выглядеть как чувство отчаяния и сожаления о том, что осталось незавершенным, или о допущенных нами ошибках. Мы озлобляемся на прошлое и настоящее и боимся приближаться к концу жизни.

Вы когда-нибудь думали, что у вас может быть неразрешенный конфликт на одном или нескольких из этих этапов? Свяжитесь с нами сейчас, чтобы узнать, как действовать и решить эту проблему, связавшись с нами по адресу: [email protected].

психосоциальное развитие

Последние сообщения

  • 25 способов справиться с переосмыслением

  • Лучшие методы лечения диссоциации

  • «Как справиться с диссоциацией: понимание и преодоление нарушения мыслей, чувств и самоощущения»

    1
900 Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Подача статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *