Становление и развитие психологии: История становления психологии как науки — Информио

Становление психологии: направления, Фрейд, гештальт терапия

Зарождение психологии как науки

Становление психологии и начало ее развития в качестве самостоятельной науки происходило, как считается, с 1879 года, когда немецким физиологом, философом и психологом Вильгельмом Вундтом (1832- 1920) была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория при Лейпцигском университете. Спустя 2 года на основе данной лаборатории формируется Институт экспериментальной психологии, в стенах которого проходили обучение многие выдающиеся мировые психологи, включая российских ученых В. М. Бехтерева, Г. И. Челпанова, Н. Н. Ланге. В этот же период Вундт основал первый психологический журнал и провел в Париже в 1889 году первый международный психологический конгресс с учреждением научного психологического сообщества.

Становление психологии как самостоятельной науки связано с развитием ее предмета, который, по представления Вундта, уникален и заключается в непосредственном опыте субъекта. Этот опыт  он постигает через самонаблюдение, интроспекцию, то есть особую процедуру наблюдения субъекта за процессами, происходящими в сознании. После определения «простейших элементов сознания» в форме ощущений и элементарных чувств, Вундт за основную задачу психологии принял установку связи между элементами и «законами» душевной жизни.

Американский психолог Эдвард Титченер (1867-1927) создал структурную психологию, развивая концепцию интроспективной психологии Вундта. За основной метод изучения ученый принял аналитическую интроспекцию, особенность которой состояла в том, что испытуемые давали результаты самонаблюдения терминами элементов структуры сознания, а не понятиями предметов внешнего мира или стимулами. Элементы сознания, по мнению Титченера, включали ощущения, представления и простейшие чувствования. Из них, как из кирпичиков, формировалось все разнообразие душевной жизни человека.

Другим последователем Вундта, немецким психологом и философом Освальдом Кюльпе (1862-1915), была основана Вюрцбургская школа. Эта школа развивала интроспективный метод, который отличался от методов Вундта и Титченера. Они одновременно рассматривали собственно сознательный опыт и процесс наблюдения за содержательной стороной данного опыта. Систематическая же интроспекция Кюльпе обладала больше ретроспективным характером, ведь испытуемые решали предложенную задачу, впоследствии подробно описывая ход психических процессов при ее решении. Здесь основной объект исследования представлял собой процесс мышления, а не его результат.

Развитие различных направлений психологии

Вместе со структурной психологией Вундта происходило развитие другого подхода к исследованию сознания — функционального. Основным представителем этого знания становится психолог и философ, американец Уильям Джемс (1842-1910), рассматривающий сознание с позиции важной приспособительной функции к среде. Ученый описывал психическую жизнь, включая ее динамичность изменчивость, непрерывность в качестве «потока сознания». Он становится автором теории личности, вводит именно «личностное» измерение сознания: Я «познаваемое» и Я «познающее».

Замечание 1

На конец XIX века становится очевидно, что метод интроспекции имеет ограничения, при этом круг психических явлений нельзя рассматривать только с позиции феноменов сознания.

На этом этапе признание находят идеи создания «другой» психологии. В своей работе «Мысли об описательной и расчленяющей психологии» немецкий философ и психолог Вильгельм Дильтей объяснял существование не одной психологической науки, а двух, включая объяснительную (современная интроспективная психология) и описательную. Каждая их них обладала собственным предметом и методами. Описательная психология строится на других основаниях, стремясь, в первую очередь, к пониманию душевной жизни индивида, включая ее целостность и уникальность. Дильтей полагал, что психологию можно отнести не к циклу наук о природе, а к гуманитарным дисциплинам, включающим историю и культурологию. По этой причине естественно-научный, экспериментальный метод в психологии не применяется, а методом гуманитарных наук должен становиться метод понимания, где исследователь должен прочувствовать исследуемый объект.

Одновременно с этим понимающая психология не занимается отвержением методов объясняющей психологии. На сегодняшний день введенное Дильтеем различие в объяснительной и описательной психологии не теряет актуальности. Проблема определения, к какому типу наук можно отнести психологию (естественные или гуманитарные), в том числе определение принципов построения познания человеческой души, остается открытой, не имея однозначного ответа.

Интенсивная эволюция экспериментальной психологии в начале прошлого века способствовала расширению круга исследуемых аспектов, что сделало очевидным недостаточность психологии сознания и интроспективного метода в ходе объяснения душевной жизни индивида. Произошло и изменение и самого представления о сознании, оно больше не рассматривалось в качестве замкнутого в себе внутреннего мира, который доступен познанию только самого субъекта.

Становление предмета психологии характеризовалось тем, что появилась потребность принципиально пересмотреть на него взгляды.

Это проявилось в появлении нескольких конкурирующих концепций, отстаивающих свои позиции на то, чем должна заниматься психология.

Учение Фрейда

На заре прошлого века была разработана очень важная для психологии теоретическая концепция, называемая психоанализом. Ее автором был австрийский психолог и психиатр З. Фрейд. Не только дальнейшее развитие психологии, но и искусства, литературы, медицины, происходило под влиянием этой теории. Фрейд получил медицинское образование и занимался изучением природы невротических расстройств и способов их лечения. После стажировки во Франции в клинике «Сальпетриер» под началом врача Ж. Шарко, Фрейд начинает применять гипноз в процессе лечения истерических расстройств. При анализе состояния гипнотического транса пациентов и эффектов постгипнотического внушения, ученый при исследовании психической жизни человека, основное внимание сосредоточил скрытых от сознания (неосознаваемых) явлениях.

Идея о том, что психику нельзя ограничивать только областью осознаваемого, были высказаны задолго до возникновения психоанализа. Но именно Фрейдом бессознательное было поставлено в качестве предмета психологии. Первоначально метод создавался для лечения истерических неврозов, впоследствии Фрейд применил его к объяснению психической жизни здоровых людей. По его теории движущая сила поведения развитой личности представлена неосознаваемыми, иррациональными влечениями, основой которых является влечение к жизни и смерти. Психика включает 3 области: бессознательное, предсознательное и сознание. Источник, придающий мотивационную силу поведению, представлен бессознательным, насыщенным энергией либидинозными влечениями, подавленными и вытесненными из области сознания под влиянием «цензуры», запретов и табу общества. Вытесненные влечения характеризуются большим энергетическим зарядом, тем не менее, они не допускаются в область сознания. Сознание сопротивляется, по этой причине содержание бессознательного способно проникнуть в сознание в искаженном, измененном виде.

Фрейдом были определены 3 формы проявления бессознательного: сны, ошибочные действия (описка, оговорка и др. ) и невротический симптом. Исходя из этого, он разработал оригинальные методы, позволяющие получить исходный материал о содержании глубинных структур психики индивида. Они включали анализ снов, свободные ассоциации, анализ описок, оговорок, забывания. Интерпретация данного материала и представляет собой суть метода психоанализа.

Метод нашел широкое применение во всем мире, его приверженцами стали не только психологи, но и представители других областей науки и культуры. Степень плодотворности концепции Фрейда проявилась еще и в том, что его учениками, соратниками и последователями были сформированы свои оригинальные концепции и направления исследования (аналитическое направление К. Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера).

Учение бихевиористов и гештальт терапия

Формирование психологии в начале XX века происходило под влиянием бихевиоризма, начало которого было положено публикацией Джоном Уотсоном статьи «Психология с точки зрения бихевиориста». Предпосылки возникновения этого направления сформировались задолго до того. Этому способствовали достижения в сфере изучения психики и поведения животных Ж. Леба и Э. Торндайка, концепция И. П. Павлова об условных рефлексах.

Бихевиористы отказываются рассматривать субъективный мир человека как предмет психологии. Таким они предлагали считать поведение человека и животного, относя к данной категории все объективно наблюдаемые реакции организма на внешнее воздействие. В соответствии с концепцией бихевиористов, задача психологии заключается в выявлении закономерностей и связей стимулов и реакций, а цель состоит в предсказании поведения субъекта и управлении им. Бихевиористы отказываются от метода интроспекции, заменяя его объективным наблюдением и экспериментом. Важнейшей темой экспериментального исследования становится проблема научения и выработка навыков. Это определило возможность сбора фактов, подверженных тщательной статистической обработке. Тем не менее, основная масса экспериментов проводилась на животных (белых крысах), а закономерности и законы, полученные в результате исследований, легко переносились на поведение людей.

Замечание 2

До 60-х гг. XX в. данное направление, наряду со сменившим его необихевиоризмом, господствовали среди концепций американской психологии. Они повлияли на развитие психотерапии, социальной психологии, методов обучения, психологии рекламы и др. Вместе с этим механицизм бихевиоризма и игнорирование им сознания вызывают жесткую критику последователей других теоретических направлений.

В Германии в 1910-30 гг. получило развитие психологическое направление гештальтпсихологии, основными представителями которого стали сотрудники Берлинского университета М. Верттеймер, В. Кёлер, К. Коффка. Гештальтпсихология не отказалась от исследования феномена сознания и метода феноменологического самонаблюдения, но понимала само сознание в качестве некоего динамического целого, «поля», каждая точка которого взаимодействует с остальными. Единица анализа этого поля — гештальт, который представляет собой целостную образную структуру, которую невозможно свести к сумме составляющих его ощущений. В сфере изучения восприятия и творческого мышления достижения гештальтпсихологии составили золотой фонд мировой психологии. После того, как к власти пришел Гитлер, школа распалась по причине эмиграции ее основных участников. Тем не менее, их идеи оказали существенное влияние на развитие психологии.

Вывод

Выводом лекции является то, что в начале 20 века в психологии сформировалось большое количество конкурирующих, порой несовместимых и несопоставимых направлений, включая психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихологию, динамическую психологию К. Левина, генетическую психологию Ж. Пиаже и др. Нельзя было говорить о существовании единой науки, присутствовали различные концепции, обладающие собственным предметом исследования, методами и принципами. Такую уникальную ситуацию назвали открытым кризисом психологии, положительное содержание которого состояло в активной работе в области создания психологической теории, способной ответить на запросы интенсивного социально-экономического развития общества.

История становления психологии как науки

Общая психология ↓

Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.

Первый этап. Времена античностипредметом психологии является душа. В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое. Основоположниками идеалистического направления были Сократ и Платон (душа – это начало бессмертное; это частица всемирного космоса или мира абсолютных идей, тело тленное. Материалистическое направление в понимании души разрабатывалось Демокритом, Анаксагором, Анаксименом, школой стоиков. Основная идея – душа материальна, состоит из атомов различных веществ.Родоначальником психологии считается Аристотель, который в своей работе «О Душе» обобщил имеющиеся на то время знания о душе, понимая под этим способ организации живого тела, он выделил три вида души: растительная душа, душа животная и душа разумная.

Второй этап XVII – XIX вв. – предметом психологии становится сознание. Под сознанием понималась способность человека ощущать, запоминать, мыслить. В XVII веке большую роль в изменении предмета психологии сыграли работы Р. Декарта. Он впервые обозначил психофизическую проблему, т.е. взаимосвязь души и тела. Он ввел понятие сознания и рефлекса. Основным методом изучения сознания была интра-спекция, разработал этот метод Дж. Локк.

XIX век – Вильгельм Вундт. Его подход назвали структуролизмом, т.к. Вундт основной задачей психологии считал изучение структуры сознания. Вундт считается родоначальником экспериментальной психологии. Вундт и сотрудники выделил 3 основных компонента сознания: ощущения, образы и чувства.

Американский психолог Уильям Джеймс основал другое направление в изучении сознания – функционализм (предназначение). Задачей психологии он считал изучение функций сознания. Основной функцией сознания он считал адаптацию.

Третий этап 1910-1920 годы – США – возникает бихевиоризм. Основоположником бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Предметом психологии становится поведение. Суть бихевиоризма Уотсон выразил в формуле S > R, где S – внешние стимулы, R – ответная реакция или поведение. В классическом бихевиоризме отрицалась роль сознания в поведении. Считалось, что при формировании поведенческих навыков сознание не играет никакой роли, а навыки формируются путем механического многократного повторения одного и того же действия. Классический бихевиоризм не отрицает существование сознания. В 60-е годы из классического бихевиоризма возникает социобихевиоризм (А.Бандура) – отмечалась очень важная роль когнитивных структур, в частности процессов восприятия памяти и мышления.

Четвертый этап 1910 – 1920 годы – Европа. Предметом психологии становится психика. Возникают различные психологические направления и школы.

Психоанализ – основоположник З. Фрейд. Предметом являлась связь между сознанием и бессознательным. Фрейд описал структуру психики в своей теории бессознательного и впервые описал структуру личности: предсознание; сознание; бессознательность. Содержание бессознательного практически никогда не переходят в сознание, этому мешают защитные механизмы личности. Но иногда, в искаженном виде. это содержание может проявляться (например в сновидениях или оговорках).

Из классического психоанализа в 30-60 годы 20 века выделилось два основных направления: глубинная психология (К. Юнга) и аналитическая психология (А. Адлера). Юнг создал теорию о коллективном бессознательном, в которой описал структуру психики. Он выделил три компонента: Коллективное бессознательное или архаичная психика. Личное бессознательное которое включает в себя вытесненные травмирующие переживания, мысли и пр. Формируется в личном опыте. Сознание – те структуры, которые позволяют воспринимать, осознавать, запоминать и анализировать поступающую информацию. Юнг описал архитипы которыми обладает личность – это архитипы: Персона и Тень, Анима и Анимус, Самость.

Позиция Адлера. В концепции Адлера одним из ключевых понятий является комплекс неполноценности, который существенно влияет на личностное развитие и самоактуализацию личности.

Похожие материалы в разделе Общая психология:

  • Развитие ощущений
  • Проблема развития мотивационной сферы личности
  • Свойства сознания
  • Биогенетическая концепция личности
  • Индивид, индивидуальность, личность.
  • Структура личности
  • Волевые свойства личности
  • Изменения, происходящие с личностью в толпе
  • Методы исследования в общей психологии
  • Уровни проявления продуктивной памяти

История психологии развития | Подростковая психология

История психологии развития

Рисунок 3.3.1. Некоторые ключевые фигуры раннего развития психологии. Первый ряд: Зигмунд Фрейд, Дж. Стэнли Холл, Карл Юнг. Задний ряд: Абрахам А. Брилл, Эрнест Джонс, Шандор Ференци, Университет Кларка в Вустере, Массачусетс. Дата: сентябрь 1909 г.

Научное изучение детей и подростков началось в конце девятнадцатого века и расцвело в начале двадцатого века, когда психологи-новаторы стремились раскрыть секреты человеческого поведения, изучая его развитие. Три первых ученых, Джон Локк, Жан-Жак Руссо и Чарльз Дарвин, предложили теории человеческого поведения, которые являются «прямыми предками трех основных теоретических традиций» современной психологии развития» (Васта и др., 19).98, с. 10). Локк, английский эмпирик, придерживался строгой позиции энвайронменталистов, согласно которой разум новорожденного представляет собой tabula rasa («чистый лист»), на котором знания записываются путем опыта и обучения. Руссо, швейцарский философ, проживший большую часть своей жизни во Франции, в своем знаменитом романе « E mile » предложил нативистскую модель, в которой развитие происходит в соответствии с врожденными процессами, проходящими через три стадии: Infans (младенчество), puer ( детство) и подростковый возраст. Руссо подробно описал некоторые из необходимых этапов прохождения этих стадий, чтобы стать идеальным гражданином. Хотя некоторые аспекты его текста вызывали споры, идеи Руссо оказали сильное влияние на педагогов того времени. Наконец, работа Дарвина, британского биолога, известного своей теорией эволюции, побудила других предположить, что развитие происходит посредством эволюционного повторения, причем многие виды человеческого поведения берут свое начало в успешных адаптациях в прошлом, поскольку «онтогенез повторяет филогенез».

Дж. Стэнли Холл

Теории Дарвина оказали большое влияние на Дж. Стэнли Холла, который считал, что дети развиваются на протяжении всей своей жизни во многом так же, как виды развиваются на протяжении всей жизни. Его интересы были сосредоточены на развитии детей, подростковом возрасте и эволюционной теории. Его значительный вклад в эту область заключается в том, что он преподавал первые курсы по развитию детей, несколько его учеников стали ведущими исследователями в этой области, и он основал научные журналы для публикации исследований в области развития детей. Он также был первым президентом Американской психологической ассоциации.

Джеймс Марк Болдуин

Другим одним из первых участников исследования развития был Джеймс Марк Болдуин (1861-1934), американский философ и психолог, получивший образование в Принстоне, который проводил количественные и экспериментальные исследования развития младенцев. Он внес важный вклад в раннюю психологию, психиатрию и теорию эволюции. Болдуин написал такие эссе, как «Умственное развитие ребенка и расы: методы и процессы», которые произвели яркое впечатление на Жана Пиаже (позже разработавшего самую популярную теорию когнитивного развития) и Лоуренса Кольберга (разработавшего теорию морального развития). суждения и развития).

Джон Б. Ватсон

ХХ век ознаменовался формированием качественных различий между детьми и взрослыми. Когда Джон Уотсон написал книгу « Психологическая помощь младенцам и детям, » в 1928 году, он стремился внести ясность в отношении взглядов бихевиористов на уход за детьми и их развитие. Уотсон был основателем области бихевиоризма, которая подчеркивала роль воспитания или окружающей среды в развитии человека. Он считал, основываясь на позиции защитника окружающей среды Локка, что человеческое поведение можно понять с точки зрения опыта и обучения. Он считал, что все виды поведения приобретаются или обуславливаются, о чем свидетельствует его знаменитое исследование «Маленький Альберт», в котором он приучил младенца бояться белой крысы. В книге Уотсона об уходе за младенцами и детьми Уотсон объяснил, что к детям следует относиться как к молодым взрослым — с уважением, но без эмоциональной привязанности. В книге он предостерег от неизбежных опасностей, связанных с тем, что мать дает слишком много любви и привязанности. Уотсон объяснил, что любовь, как и все наблюдаемое поведение, обусловлена. Уотсон поддержал свои предупреждения, упомянув об инвалидности, заявив, что общество не слишком утешает детей, когда они становятся молодыми людьми в реальном мире, поэтому родители не должны создавать эти нереалистичные ожидания. Его книга подверглась резкой критике, но все же оказала влияние на продвижение исследований поведения и развития в раннем детстве.

Зигмунд Фрейд

Другое имя, с которым вы, вероятно, знакомы и которое оказало влияние на изучение развития, — это Зигмунд Фрейд. Модель «психосексуального развития» Зигмунда Фрейда выросла из его психоаналитического подхода к человеческой личности и психопатологии. В отличие от объективного подхода, которого придерживался Уотсон, Фрейд основывал свою модель детского развития на своих собственных воспоминаниях и воспоминаниях своих пациентов об их детстве. Он разработал стадийную модель развития, в которой либидо, или сексуальная энергия, ребенка фокусируется на различных «зонах» или областях тела по мере взросления ребенка. Модель Фрейда является «интеракционистской», поскольку он считал, что, хотя последовательность и время этих стадий определяются биологически, успешное развитие личности зависит от опыта, который ребенок получает на каждой стадии. Хотя детали теории развития Фрейда подвергались широкой критике, его акцент на важности опыта раннего детства, до пятилетнего возраста, оказал длительное влияние.

Арнольд Гезелл

Арнольд Гезелл, ученик Г. Стенли Холла, провел первое крупномасштабное подробное исследование детского поведения, написав несколько книг по этой теме в 1920-х, 30-х и 40-х годах. Его исследования выявили устойчивые закономерности развития, подтверждая его мнение о том, что человеческое развитие зависит от биологического «созревания», при этом окружающая среда обеспечивает лишь незначительные вариации возраста, в котором может появиться навык, но никогда не влияет на последовательность или закономерность. Исследование Гезелла выявило нормы, такие как порядок и средний возрастной диапазон, в котором появляются различные ранние формы поведения, такие как сидение, ползание и ходьба. При проведении своих исследований Гезелл разработал сложные методы наблюдения, в том числе односторонние экраны и методы записи, которые не беспокоили ребенка.

Жан Пиаже

Жан Пиаже (1896–1980) считается одним из самых влиятельных психологов двадцатого века, а его поэтапная теория когнитивного развития произвела революцию в нашем взгляде на детское мышление и обучение. Его работа вдохновила на большее количество исследований, чем любой другой теоретик, и многие из его концепций до сих пор лежат в основе психологии развития. Его интересовали детские знания, их мышление и качественные различия в их мышлении по мере его развития. Хотя он называл свою область «генетической эпистемологией», подчеркивая роль биологического детерминизма, он также придавал большое значение опыту. По его мнению, дети «конструируют» свои знания посредством процессов «ассимиляции», в которых они оценивают и пытаются понять новую информацию на основе имеющихся у них знаний о мире, и «аккомодации», в которой они расширяют и модифицируют свои когнитивные способности. структуры, основанные на новом опыте.

История и происхождение науки психологии

РЕКЛАМА:

Прочитайте это эссе, чтобы узнать об истории и происхождении науки психологии!

Психология не возникла непосредственно как наука. Она началась как отрасль философии и продолжалась около 2000 лет, прежде чем превратилась в науку.

РЕКЛАМА:

Психология возникла в результате стремления космологов разобраться в мистических переживаниях и действиях людей и событий.

К ним относятся их жизненный опыт, сны, материалистическая жизнь, их побуждения и особенности поведения людей в различных ситуациях.

Термин психология впервые встречается в философских книгах 16 века. Оно образовано от двух греческих слов «психея» (душа) и «логос» (учение). Под душой подразумевался принцип, лежащий в основе всех явлений душевной и духовной жизни.

Современные представления о разуме и его функционировании были заимствованы из греческой философии. Один из первых камней в фундамент психологии как науки заложил древнегреческий врач Алкмеон в VI веке до н.э., который предположил, что «психическая жизнь есть функция мозга». Эта идея дает основу для понимания человеческой психики и сегодня. Другими известными греческими философами являются Гиппократ (460–370 гг. до н. э.), Сократ (469 г. до н. э.).-399 г. до н.э.), Платон (428/7-348 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.).

РЕКЛАМА:

Гиппократ, известный как отец медицины, классифицирует людей на 4 типа на основе телесных соков: сангвиники (кровь), меланхолики (черная желчь), холерики (желтая желчь) и флегматики (флегма). . Сократ признавал разум также в дополнение к душе.

Он проанализировал деятельность ума в форме мышления, воображения, памяти и сновидений. Далее его ученики Платон и Аристотель усилили и продолжили идею Сократа. Однако они не очень верили в существование души. Поэтому они подчеркивали способность человека рассуждать и называли человека разумным животным.

Платона больше интересовала роль разума в управлении человеческим поведением. Он был родоначальником дуализма в психологии.

Он считал материальные и духовные субстанции, тело и ум двумя независимыми и антагонистическими принципами, но не мог удовлетворительно развеять свои сомнения. Дуализм Платона был во многом преодолен его учеником Аристотелем, который воссоединил психологическую мысль с естествознанием и восстановил ее тесную связь с биологией и медициной. Он выдвинул идею нераздельности души и живого тела.

Он выдвинул гипотезу о том, что разум является результатом психологической деятельности, и сказал, что необходимо понимать психологические процессы, включая деятельность органов чувств, которые помогают человеку воспринимать окружающую его среду.

Это предположение было доступно для проверки в силу его научной обоснованности. Это правда, что мозг контролирует наши сознательные переживания и поведение. Затем появился французский философ Рене Декарт (1596-1650), который постулировал существование души как отдельной сущности, независимой от тела.

Он сказал, что наше тело подобно автомобильному двигателю, который будет работать без присмотра души, и, следовательно, тело и душа разделены. Он заявил, что человек имеет двойственную природу, а именно ментальную и физическую. Тем самым разъяснялись сомнения, поднятые Платоном.

Он утверждал, что процесс сомнения является доказательством существования души. (Cogito ergo sum — я мыслю, следовательно, существую). Иными словами, во мне должна существовать душа, потому что я могу думать, а мышление есть основная функция души.

Постепенно, по мере развития научного мировоззрения, философия начала терять свое значение, а вместе с ним и душа. Тогда психология была определена как «наука о разуме». Слово «ум» было менее загадочным и расплывчатым, чем «душа», и поэтому это определение какое-то время сохранялось.

РЕКЛАМА:

Психология как научная дисциплина возникла в результате основания Вильгельмом Вундтом (1832-1920) (1832-1920) первого Института психологии в Лейпциге в Германии в 1879 году. Именно здесь первые профессиональные психологи приобрели навыки экспериментальной работы по изучению сознания. Вундт сосредоточил свои эксперименты на сознательном опыте и заменил понятие разума сознанием. Он принял метод «самоанализа».

Со временем развитие психологии как самостоятельной науки получило импульс. Психологи начали отказываться от различных методов и подходов, основанных на спекуляциях, и попытались обеспечить научное обоснование предмета.

Эти усилия привели к появлению различных школ мысли, таких как структурализм, функционализм, бихевиоризм, гештальтизм, психоанализ, гуманистическая школа и т. д. Формулировка этих школ привела к различным подходам к пониманию поведения по-своему.

Краткий анализ этих подходов выглядит следующим образом:

Структурализм :

Эта школа сосредоточила свое внимание на изучении сознательных переживаний и структуры мозга и нервной системы, ответственных за такие переживания.

Видным среди структуралистов был Э. Б. Титченер (1867-1927), британский психолог, который рассматривал психологию как науку о сознании. Структурализм попытался проанализировать три основных элемента сознания, а именно ощущения, чувства и образы, и таким образом обеспечил систематическое изучение разума путем анализа его структуры и, следовательно, получил название структурализм.

Функционализм :

Функционализм был инициирован Уильямом Джеймсом (1842-1910), отцом американской психологии. Другими важными психологами, принадлежавшими к этой школе, были Джон Дьюи, Джеймс Энджелл и др. Функционалисты отстаивали функционирование разума как важный аспект.

По их мнению, разум всегда поможет человеку приспособиться к окружающей его среде. На них повлияла теория эволюции и биологии Дарвина.

Бихевиоризм:

Эта школа мысли была основана Дж. Б. Уотсоном (1878-1958). К другим известным психологам относятся Торндайк, Павлов, Скиннер, Толмен, Халл и др. Уотсон определял психологию как науку о поведении организма.

Он сосредоточил свое внимание на изучении наблюдаемого поведения и отверг невидимые внутренние силы разума. Уотсон отверг метод самонаблюдения как ненадежный и ненаучный и выступил за метод наблюдения и проверки. Бихевиоризм подчеркивал условные рефлексы как элементы поведения.

По Ватсону, условные рефлексы — это выученные реакции на раздражители. Он подчеркивал необходимость объективного наблюдения для изучения поведения человека и животных. До появления этой школы психологи концентрировались только на изучении человеческого поведения, и не было места для изучения поведения животных. Уотсон подчеркивал роль окружающей среды и стимулов в формировании поведения. Он заявил, что может сделать из младенца кого угодно — нищего, адвоката, ученого или преступника.

Гештальт Психология:

Эта школа мысли была основана в 1912 году тремя немецкими психологами Максом Вертгеймером (1880-1941) и его коллегами Куртом Коффкой (1886-1941) и Вольфгангом Колером (1887-1967). .

Термин Гештальт означает «Форма» или «Конфигурация». Эти психологи выступали против атомистического или молекулярного подхода к изучению поведения. Они сказали, что ум не состоит из элементов и, следовательно, его можно лучше понять, только если мы изучаем его в целом.

Главный принцип гештальт-школы: «Целое лучше, чем сумма его частей». Согласно ему, человек воспринимает вещь в целом, а не просто как набор элементов. Точно так же ощущение или восприятие будут переживаться как единое целое. Например, когда мы смотрим на деревянный стол, мы смотрим на него не как на связку разных кусков, а как на единое целое, только тогда мы воспринимаем его как осмысленный предмет.

В результате человеческое поведение характеризуется как разумное поведение, а не как простой механизм стимул-реакция. Таким образом, гештальт-психология резко противостояла точкам зрения других школ.

Психоанализ :

Психология в основном концентрировалась на нормальной человеческой психике до прихода Зигмунда Фрейда (1856-1939), который основал школу психоанализа. Эта теория возникла из клинического фона психически больных.

Фрейд разработал свою теорию, основанную на бессознательной мотивации. Он включает в себя различные понятия, такие как сознательное, подсознательное, бессознательное поведение, структура психики, вытеснение, катарсис, психосексуальное развитие ребенка, либидо, анализ сновидений и т. д., которые помогают анализировать поведение человека в целом, особенно с точки зрения взгляд на понимание ненормального поведения.

Считая, что Фрейд придавал слишком большое значение сексу, двое его последователей разделились и основали собственную школу мысли. Альфред Адлер (1870-1937) начал «Индивидуальную психологию», в которой он поместил мотив власти вместо пола Фрейда, а Карл Густав Юнг (1875-1961) начал «Аналитическую психологию», которая подчеркивает развитие индивидуальной личности из «Коллективного Бессознательный».

Некоторые другие психологи под влиянием Фрейда, известные как неофрейдисты, также внесли большой вклад в современную психологию.