Статус в группе это: Социальный статус — определение, примеры, виды

Положение индивида в группе

21.11.2012

Первым из понятий, употребляемых в данном контексте, является понятие «статус» или «позиция», обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Термины «статус» и «позиция» часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие «позиция» имеет несколько иное значение. Статус индивида в группе — это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Самое широкое применение понятие «статус» находит при описании структуры межличностных отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика.

Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений — это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то как он оценивает свое реальное положение. Действительный статус и его восприятие человеком могут не совпадать.


 
Другая характеристика индивида в группе — это «роль». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Принятая на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутригрупповых отношений.

Существует много классификаций и названий групповых ролей. Набор ролевых функций определяется типом группы ее структурой. Так, например, в психокоррекционной группе многие роли носят яркие названия: «добродетельный моралист», «жалобщик», «хранитель времени», «страж демократии», «аут-сайдер». Набор ролей в группе также зависит от задач, которые она выполняет. Роли, связанные с групповой поддержкой, носят следующие названия: «поощряющий», «гармонизирующий», «идущий на компромисс», «охраняющий и выполняющий», «устанавливающий стандарты», «пассивно следующий».

В наиболее общем виде роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы, представлены в таблице 3.


Типологий групповых ролей достаточно много, в основе их, как правило, лежат отношения власти — подчинения или предпочтения — отторжения. Наиболее яркое представление о ролевом разделении в группе дает анализ таких групп, где существует жесткая иерархия, недостаток ресурсов и проблемы с их распределением. Пользуясь греческим алфавитом, статусно-ролевое распределение в такой группе обычно определяется следующим набором ролей:

  • альфа—лидер группы, наиболее энергичен, авторитетен, пользуется правом первоочередного присвоения благ;
  • бета — второе лицо в группе с соответствующим правом на блага, менее энергичен, но часто более интеллектуален, чем альфа; обычно является хранителем групповых норм и правил;
  • гамма-1 — приближенные, опора, соратники, команда альфы;
  • гамма-2 — обычно многочисленная подгруппа инертных, подчиняющихся членов группы, становящихся жертвами манипуляций представителей верхнего уровня;
  • гамма-3 — оппозиция, подгруппа недовольных своим статусом, но вынужденных подчиняться; по отношению к ним применяется политика «кнута или пряника», причем «пряником» может быть введение в число приближенных (кооптация), а «кнутом» — ограничение прав, получаемого вознаграждения, довольства, изгнание из группы и вплоть до физической расправы;
  • гамма-4 — шут, позволяющий себе (с разрешения лидера) критические замечания, поддерживая видимость демократии, свободы слова и т. п.; по статусу может быть на уровне от гамма-1 до гамма-3;
  • омега — «козел отпущения» — лицо, принимающее на себя групповую агрессию. Такая роль группе необходима для сплочения, демонстрации единства, ощущения чувства «мы» в противовес омеге, которая как раз и есть «не мы». Если личность в позиции омега не согласна со своим статусом и покидает группу, группа находит другую личность на эту роль. Довольно сильно такое групповое деление проявляется и в группах социально незрелых личностей—детей, преступников.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий». Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для оптимизации контроля членами группы используются групповые нормы и групповые санкции.

Ключевые слова: Индивид, Группа

Источник: Горбунова М.Ю., Социальная психология

Материалы по теме

Роль и ролевое поведение индивида в группе

Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :…

Группа и индивид

Занковский А.Н., Психология деловых отношений

Социальный статус индивида в группе

Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е.

А. Пырьев. — Москва; Берлин :…

Глобальные социальные группы (общности)

Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных…

Групповая психотерапия подростков

Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия

Теория группового развития У. Бенниса и Г. Шепарда

Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :…

Формирование внутригрупповых отношений

Кишкель Е.Н. Управленческая психология

Психические явления в больших социальных группах

Горбунова М.Ю., Социальная психология

Социальные статусы – что это в психологии. Виды, характеристики, связь с социальными ролями

Являясь частью социальной группы, каждый человек занимает определенное место в групповой иерархии.

Это место называется социальный статус. Даже если социум имеет неформальный характер и, казалось бы, не имеет четкой структуры и иерархии, то все равно члены этого социума имеют разный «вес», авторитет, привлекательность, уровень власти и т. д. Различие статусов играет важную роль в организации межличностных отношений и в существовании группы.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Что такое социальный статус
    • 1.1 Социальный статус как отражение индивидуально-личностных особенностей человека
    • 1.2 Статус и социальные роли
    • 1.3 Социальный статус и авторитет
  • 2 Виды социальных статусов
    • 2.1 Различные виды позиций в групповой иерархии
    • 2.2 Социометрические статусы

Что такое социальный статус

Это понятие в социальной психологии близко к таким категориям, как авторитет, престиж, роль, но оно не совпадает с ними по значению и имеет существенные отличия. Социальный статус – это то положение, которое занимает человек в обществе. Оно, с одной стороны, определяется его личными качествами, с другой – теми функциями, которые индивид выполняет в группе.

Социальный статус как отражение индивидуально-личностных особенностей человека

Главный фактор, определяющий положение человека в групповой иерархии – это его привлекательность для других. Она связанна не с внешними, поверхностными особенностями, а с теми качествами, которые определяют уровень полезности индивида для группы. Так, добрый и отзывчивый человек может иметь низкий социальный статус, потому что он слишком робкий и безынициативный или ленивый и любит перекладывать ответственность на других. И напротив, уверенность индивида в своих силах, активность, заинтересованность в делах группы повышает его статус.

В разных социумах статус может зависеть от разных качеств личности. Например, в профессиональных коллективах первостепенное значение имеют специальные знания и навыки. В неформальных сообществах подростков – уверенность в себе, смелость и верность группе; в семье – умение заботиться о других, готовность поддержать и т. д.

Статус и социальные роли

Важную роль в формировании социального статуса играет ролевое поведение индивида. Роль – это функция человека в группе, которая включает в себя набор стереотипов ролевого поведения, обязанности и права человека. Роль – это не статус, хоть она может влиять на него. И разные роли могут занимать различное место в групповой иерархии. Но одновременно люди, играющие одни и те же роли в группе, имеют неодинаковые статусы. Например, ученики в классе, дети в многодетной семье, сотрудники офиса — роль одна, а статусы разные.

Однако на формирование социального статуса влияет то, как человек выполняет свои функции, то есть играет приписываемую ему роль в группе. Поэтому нередко случается, что в неформальной групповой иерархии начальник имеет более низкий статус, чем кто-то из его подчиненных.

Социальный статус и авторитет

Под авторитетом в психологии понимают уровень влияния человека на других членов группы. Авторитет может быть формальный и зависеть от должности индивида. Например, начальник всегда обладает формальным авторитетом и имеет рычаги власти и управления, тоже носящие формальный характер. Он может предоставить премию или лишить ее, назначить отпуск в удобное или неудобное для подчиненного время, понизить или повысить в должности и т. д.

Неформальный авторитет связан со статусом, с той позицией, которую индивид занимает в групповой иерархии. Высокостатусные личности нередко обладают большим авторитетом и реальной властью, чем официально назначенные чиновники. Потому что их право власти и управления основано на уважении и поддержке других членов группы.

Виды социальных статусов

Один и тот же человек может обладать различными статусами не только потому, что является членом разных групп, но и потому, что существует несколько видов статусов, определяемых на основе разных факторов.

Различные виды позиций в групповой иерархии

Существует много разных подходов к классификации социальных статусов. Часто это связано, например, с целями конкретного социально-психологического исследования или с какой-то специфической группой.

Указанные здесь виды позиций в иерархической структуре группы не являются единственными, но они общепризнанные.

  • Заданный статус связан с не зависящими от человека, но присущими ему характеристиками: полом, возрастом, национальностью и т. д. Как правило, характеристики, формирующие этот вид статуса, имеют принципиальное значение в существовании группы, в совместной деятельности или связаны с традициями.
  • Личный статус определяется индивидуальными особенностями человека: чертами характера, эмоциональной и волевой сферы, умениями, знаниями и навыками, мотивами и потребностями. Этот вид статуса имеет большее значение в малой группе и во многом определяет место человека в системе межличностных отношений.
  • Приписываемый статус – это заданное извне положение человека, практически не зависящее от его сознательных усилий. К этому виду относятся, например, статусы подростка, тещи, свекрови, зятя, пенсионера и т. д. Предписываемый статус очень близок к соответствующей социальной роли и с течением времени может меняться.
  • Достигаемый статус – это позиция в групповой иерархии, которую человек достиг благодаря своим усилиям или удачливости.

Есть и еще один вид социальных статусов, о котором следует поговорить особо.

Социометрические статусы

Одной из наиболее популярных методик в социальной психологии является социометрия. Эта методика, автор которой американский психолог Я. Морено, позволяет выстроить иерархическую структуру группы и определить статусы ее членов.

Особенность социометрического статуса в том, что он основан на уровне привлекательности индивида для всех остальных членов группы. Анализируя взаимные предпочтения или выборы, можно выделить несколько позиций в групповой иерархии:

  • Социометрические звезды – члены группы, получившие максимальное количество выборов. Звезды хоть и обладают немалым авторитетом в социуме, чаще всего не являются лидерами – хороший лидер не может быть приятен всем, так как он часто применяет социальные санкции. Те, кто занимает верхние позиции в рейтинге привлекательности в своей группе, могут и не обладать качествами лидера – организаторскими способностями, достаточной твердостью, волей и т. д.
  • Предпочитаемые или высокостатусные – это те люди, которые получили большое количество выборов, но меньшее, чем звезды. Они достаточно популярны в группе, их положение устойчивое, на их поддержку обычно рассчитывает лидер.
  • Низкостатусные – члены группы, получившие 1-2 выбора. В целом они могут быть довольны своим положением, так как или имеют хотя бы одного, но преданного друга, или потому что входят в замкнутую микрогруппу. Но в групповой жизни они не пользуются авторитетом и часто почти в ней не участвуют.
  • Изолированные – субъекты, которых не выбрал никто. Причем они не получили не только положительных, но и отрицательных выборов. Они как бы вообще не существуют, их не замечают в группе. И эта позиция самая тяжелая с точки зрения эмоциональной оценки. Быть изолированным хуже, чем быть отверженным или пренебрегаемым.
  • Пренебрегаемые – люди, которых отвергает большинство членов группы, или они получили много отрицательных выборов. Чаще всего причиной их позиции являются личные качества и собственный негативизм. Нередко пренебрегаемые сами провоцируют негативную реакцию группы, чтобы не быть изолированными.

Выяснение социометрических статусов полезно для понимания отношений в группе, но оно не раскрывает полностью позицию каждого человека в системе групповой деятельности. И все же социометрические статусы связаны с личными качествами, устойчивы и оказывают сильное влияние на развитие личности и ее поведение в социуме. Этим и объясняется популярность методики Я. Морено.

В чем разница между группами, ролями и статусом? – VennLeader.com

Давайте уточним социальную структуру. В этом посте мы ответим на вопрос «В чем разница между группами, ролями и статусом?» В каждом из этих доменов человек принадлежит к нескольким группам . Группы — это люди, у которых есть что-то общее и которые считают, что то, что у них есть, имеет большое значение. Например, в интимной сфере нашей жизни наша семья является примером группы. В социальной сфере примером группы может быть команда по софтболу. А Референтная группа — это группа, которую человек принимает в качестве эталона при формировании отношения и поведения. Семья является такой группой для большинства, но некоторые люди могут также обнаружить, что их принадлежность к своей профессии как группе привила убеждения и ценности до такой степени, что их повседневная этика во многом определяется этим членством (полицейские, военные, врачи и т. д.). духовенство, например).

Социальный статус — это положение, которое человек занимает в группе. Некоторые из них приписанных статусов, таких как год нашего рождения или цвет нашей кожи. Каждый из этих статусов делает нас членом определенной группы, и все же мы не можем легко изменить их, если вообще можем их изменить. Затем есть другие статусы, которые достигнуты . Это позиции, которые мы занимаем в различных группах, к которым мы можем стремиться и которые мы можем улучшить. Как Солдат [группа] статус человека может повыситься с рядового до генерала. Как спортсмен [группа] человек может пройти путь от бейсбольного поля младшей лиги родного города до выступлений за величайшую бейсбольную команду мира, «Бостон Ред Сокс». Членство в группах; спортсмен, бейсболист и даже питчер остается прежним. Но их статус постепенно повышается. А набор статусов — это все статусы или должности, которые человек занимает в своих группах, как достигнутые, так и назначенные. Большинство состояний сопровождаются символами состояния или знаками, идентифицирующими состояние. Например, у помолвленной женщины может быть обручальное кольцо. У супружеской пары может быть набор обручальных колец. Большинство символов статуса — это материальные предметы, которые отображают их достижения как члена группы. Спортивное и здоровое тело также может считаться символом статуса для человека, который является спортсменом или членом группы, которая ценит физическую форму.
Далее мы поговорим о Ролях , которые мы играем в нашей повседневной жизни.   Роли — это поведение, обязанности, преимущества и привилегии, связанные со статусом.

Роли, которые мы играем, являются неотъемлемой частью нашей личности и глубоко переплетены с нашей самооценкой. В нашей повседневной жизни мы играем много ролей; например, отец/мать, офицер полиции, тренер по бейсболу, свидание за ужином, студент колледжа и лучший друг. Эрвинг Гоффман (1922–1982) разработал тип социологического исследования, известного как драматургия, который утверждает, что мы играем эти роли в своей жизни театральным образом. Каждый раз, когда мы принимаем новую роль, мы начинаем играть эту роль на мировой сцене. Это известно как наше «ролевое выступление», и то, как мы играем роль, во многом зависит от того, кто присутствует на представлении. Если правда, что весь мир — сцена, то мы постоянно либо выступаем, либо репетируем. Места, где от нас ожидают исполнения нашей роли, по сути являются «авансценой». Например, семейный обеденный стол — это передняя сцена, на которой мать, отец, сын или дочь могут проявить себя наилучшим образом в такой роли, отложив в сторону свою роль студента, тренера или врача. «За кулисами» — это место, где мы чувствуем себя в безопасности и комфортно, репетируя свои роли или полностью откладывая их в сторону. Такие места, как ванная, спальня или наши машины по дороге на работу.

Помните, Лидер Веннов «[имеет] четкое представление о себе и справедливо судит о добре и зле. Они действуют с чувством самосознания, что приводит к эффективному использованию эмоционального интеллекта ; они берут на себя ответственность за свои решения». Мы обсудим роли, которые мы играем в нашей повседневной жизни, поскольку они связаны с нашими наборами статусов и переплетаются с ними. Набор ролей — это каждый статус, обычно связанный с несколькими ролями: сержант как профессиональный полицейский; Сержант в качестве начальника патруля; Сержант в качестве инструктора, тренера, наставника и т. д. Гоффман сказал, что наши попытки заставить других видеть нас в лучшем свете — это управление впечатлением.

Ролевое моделирование является важной частью социализации. Наша способность удовлетворительно играть роль, производя соответствующее впечатление на нашу аудиторию, во многом зависит от того, как мы учимся играть эту роль. Ролевая социализация (например, гендерно-ролевая социализация) — это то, как мы учимся играть роль. Образцы для подражания показывают нам, как играть свою роль. И наоборот, мы моделируем для других, как играть роли, которые мы исполняем (например, сын наблюдает за своим отцом, чтобы когда-нибудь научиться играть эту роль, а патрульный офицер, проходящий испытательный срок, наблюдает за своим сержантом, чтобы научиться играть эту роль когда-нибудь).

Если рассматривать весь наш набор статусов как единое целое, некоторые вещи обычно выделяются, возможно, одна больше других. Это считается нашим главным статусом . Главный статус — это статус, который пересекает другие статусы, которые занимает человек, и рассматривается как доминирующий статус.

» Весь мир — сцена, И все мужчины и женщины просто актеры;

Имеют свои выходы и свои входы,

И один человек в свое время играет много ролей,

Его действия семи веков. Сначала младенец,

Мычание и рвота на руках медсестры.

Потом плаксивый школьник с ранцем

И сияющее утреннее лицо, ползучее, как улитка

Неохота в школу. А потом любовник,

Вздыхая, как печь, с горестной балладой

Сделано на бровь любовницы. Потом солдат,

Полный странных ругательств и бородатый, как пард,

Ревнивый в чести, внезапный и быстрый в ссоре,

В поисках пузыря репутации

Даже в пушечном жерле. А потом правосудие,

Яркое круглое брюшко с хорошей подкладкой из каплуна,

С суровыми глазами и бородой формальной стрижки,

Полно мудрых пил и современных экземпляров;

Итак, он играет свою роль. Шестой век сдвигается

В тонкие панталоны в тапочках,

С очками на носу и сумкой сбоку;

Его юношеские чулки, хорошо сохранившиеся, слишком широкий мир

За сморщенную ногу и громкий мужской голос

Снова обращаясь к детским дискантам, трубы

И свистит в его звуке. Последняя сцена из всех,

На этом заканчивается эта странная, полная событий история,

Второе ребячество и простое забвение,

Без зубов, без глаз, без вкуса, без всего»

— Уильям Шекспир написал, Как вам это понравится, Акт II, Сцена 7

 

Социальный статус | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.