Стереотипы что это: Стереотипы: что это, примеры, виды и как их разрушить

Содержание

Стереотипы: что это, примеры, виды и как их разрушить

Гендерные, этнические, религиозные — это только часть стереотипов, которым подвержены люди. Разбираемся, в чем польза и опасность стереотипов и как не стать их жертвой

  1. Что это
  2. Какими бывают
  3. Как влияют
  4. Как бороться

Что такое стереотипы

Стереотип (от др.-греч. στερεός — «твердый», «пространственный» и τύπος — «отпечаток») — это устойчивый упрощенный образ социальной группы или явления, который основывается не на личном опыте, а перенимается извне.

Изначально термин использовался в типографском деле. В современном понимании его первым предложил американский журналист и государственный деятель Уолтер Липпман в 1922 году в своей знаменитой книге Public Opinion («Общественное мнение») [1]. Липпман использовал понятие скорее в негативном ключе, считая, что стереотипы подталкивают нас к полуправде вместо полного понимания. Он критиковал средства массовой информации за эксплуатацию стереотипов для манипулирования аудиторией.

При этом нельзя сказать, что стереотипы — это однозначно негативное явление. Изначально они появились как ментальные ярлыки, чтобы помочь нашему мозгу ориентироваться в мире. Так, в первобытных обществах стереотипы помогали людям быстро отличать хищников от безобидных животных, а соплеменников от чужаков. Мозг отмечал характерные внешние черты своей группы (цвет кожи и волос, язык, поведение), чтобы «сканировать» других и понимать, кто друг, а кто враг. Со временем круг общения человека перестал ограничиваться собственным племенем. Социальных групп становилось все больше, усложнялись взаимодействия между людьми, что порождало все больше и больше стереотипов.

Современный человек ус­ваи­ва­ет стереотипы через семью, средства массовой информации, профессиональные группы. Как правило, стереотипы воспринимаются некритически и принимаются «на веру». Более того, возможный последующий личный опыт часто «под­го­ня­ет­ся» под сте­рео­тип, а изменение укоренившихся убеждений происходит крайне медленно.

Стереотипы оказывают значительное влияние на взаимодействия между отдельными людьми и социальными группами. При этом порой стереотипы содержат искаженный и подчеркнуто негативный образ объекта — тогда их называют предубеждениями или предрассудками. Предубеждения часто используются пропагандой для формирования определенного общественного мнения, чтобы помогать заказчику пропаганды добиваться поставленных целей, пользуясь поддержкой людей. Так, стереотипные визуальные образы использовались нацистской Германией как один из инструментов для разжигания ненависти к еврейскому народу [2].

Виды стереотипов

Как пишет израильский историк и антрополог Юваль Харари, человек смог победить в межвидовой борьбе благодаря умению объединяться в большие группы по тем или иным признакам [3]. Если изначально люди сбивались в племена по сугубо физическим параметрам, то с течением времени они стали объединяться на базе все более сложных идей, таких как язык, религия, нация, профессия, корпорация, субкультура и так далее.

Характерные признаки каждой из групп считываются чужаками и со временем становятся стереотипами, часто имеющими мало общего с «исходником».

Сегодня существуют стереотипы о практически любой социальной группе. Наиболее широко распространены следующие виды стереотипов:

  • Гендерные. В зависимости от гендера предписывают людям разные характеристики и роли в обществе. Несмотря на успехи движения за права женщин в ХХ веке, гендерные стереотипы продолжают существовать. Все еще можно услышать фразы типа «мужчина в доме хозяин» или «женщина — хранительница очага». Кроме того, во многих странах мира женщины продолжают борьбу за равные доходы, получая меньше мужчин за одинаковую работу (в соответствии со стереотипом, что мужчинам еще нужно кормить семью, а женский доход — «дополнительный»).

  • Этнические/национальные. Набор представлений о внешности, уровне интеллекта и характере представителей разных национальностей. Например, «русские много пьют» или «немцы всегда пунктуальны». Часто являются ложными и имеют мало общего с действительностью. При чрезмерной эксплуатации такие стереотипы могут стать причиной межнациональной розни.

  • Возрастные — в наши дни их часто именуют эйджизмом. Действуют в обе стороны: молодых воспринимают как некомпетентных или наивных, а пожилых — как немощных или застрявших в прошлом.

  • Религиозные — набор представлений о представителях разных конфессий. Например, «все буддисты спокойные и много медитируют».

  • Социальные или классовые. Делят людей на группы по уровню достатка и социальному статусу, например: «Все богатые люди укрываются от налогов» или «Рабочие на заводах неграмотны». Эксплуатировались, в частности, коммунистическими режимами для мобилизации населения на борьбу с «враждебным классом». Так, советская пропаганда создавала негативный образ зажиточных крестьян («кулаков»), чтобы спровоцировать другие группы на борьбу с ними [4].

  • О внешности — домыслы о личности и характере человека, основанные на его внешности. Например, «блондинки недалекие» или «бородатые мужчины мужественные». Тот самый случай, когда человека «встречают по одежке», делая выводы, даже не узнав его.

Влияние стереотипов

Опубликовано множество исследований о влиянии стереотипов на сознание. Так, психолог из Принстона Сьюзан Фиске в рамках исследования о расовых предрассудках провела эксперимент [5]. Она решила изучить, как миндалевидное тело мозга (амигдала), ответственное, в том числе, за страх, реагирует на представителей другой расы.

Во время эксперимента двум группам белых участников на протяжении нескольких секунд демонстрировались фотографии темнокожих людей. Участникам первой группы задавался вопрос, есть ли людям на карточках 21 год — в этом случае амигдала заметно активизировалась. В другой группе участникам показывали тех же людей, но на этот раз задавали другой вопрос: «Какой, по вашему, овощ они предпочитают?» Здесь ученые зафиксировали снижение активности амигдалы — люди перестали испытывать страх. Фиске считает, что во втором случае респонденты представляли людей с фотографий в привычных условиях, например, как они выбирают овощи в магазине или готовят их на кухне. Опрашиваемые начинали невольно сравнивать людей с фотографий с собой, думая, что, возможно, им нравятся те же продукты.

Благодаря попыткам угадать персональные предпочтения респонденты воспринимали людей с фотографий как личностей. В первом же случае, когда вопрос был общего характера, их воспринимали как группу, и в сознании каждого опрашиваемого тут же всплывали соответствующие стереотипы.

Ученые объясняют это тем, что люди часто торопятся судить других по групповым признакам (как положительным, так и отрицательным). Но как только мы начинаем воспринимать представителей иной группы как отдельных личностей, стереотипы отходят на второй план.

Исследователи из университета Южной Джорджии в США провели другой эксперимент [6], который показал, что мы настолько подвержены стереотипам, что применяем их даже по отношению к себе. В эксперименте рассматривались сразу два стереотипа: «женщины не сильны в точных науках» и «азиаты хороши в математике». Двум группам женщин азиатского происхождения предлагалось пройти тест по математике одинаковой сложности. Перед тестом одной из групп напомнили о стереотипе про женщин, а другой про азиатов. По итогам первая группа показала слабый результат, а вторая, напротив, сильный.

Польский социопсихолог Анри Тэшфел смог объяснить, что именно в человеческой психологии делает ее предрасположенной к опоре на стереотипы.

По его теории социальной идентичности [7], человеку важно ощущать себя частью группы. Это дает чувство принадлежности и способствует осознанию своего места в социуме. Эта теория объясняет тот факт, что людям свойственно делить людей на «своих» и «чужих». Чтобы доказать свою теорию, Тэшфел провел эксперимент. Он поделил на две группы мальчиков одного возраста, учащихся вместе в бристольской школе.

Каждому Тэшфел задал несколько вопросов и в итоге объявил, что первая половина из них предпочитают творчество Кандинского, а вторая — другого художника-абстракциониста Кале (при этом его вопросы на самом деле не имели никакого отношения к искусству). Далее он выдал им сумму денег, которую нужно было распределить между собой по какому угодно признаку. В результате участники давали больше денег членам своей — искусственно выделенной Тэшфелом — группы. Эксперимент показал, что мы автоматически начинаем относиться лучше к «своим», чем к «чужим», даже когда делимся на группы совершенно случайным образом.

Как бороться со стереотипами

Избавиться от предубеждений возможно, хотя это и требует усилий. Как правило, проблема стереотипного мышления решается работой над расширением кругозора и круга общения. Профессор Патриция Девайн из Университета Висконсин-Мэдисон по итогам проведенного исследования сформулировала рекомендации, как справиться с предубеждениями и стереотипами [8].

Пять техник для противостояния стереотипному мышлению от Патриции Девайн и ее коллег:

  • Замена стереотипа

     — осознать свои предубеждения по отношению к другим людям и найти альтернативное объяснение их действиям, отличное от стереотипа.

  • Контрстереотипная визуализация — вспомнить или вообразить людей из группы, которые не попадают под стереотип.

  • Индивидуализация — сосредоточиться на индивидуальности объекта, а не на стереотипных чертах его группы.

  • Перенятие перспективы — попытаться взглянуть на мир глазами другого человека, «побывать в его шкуре».

  • Контакт — найти связи с людьми из разных групп и таким образом расширить свой кругозор.

Исследования показывают, что истории успеха людей, принадлежащих к определенной группе, меняют представления о всей группе в лучшую сторону [9]. Более того, они помогают даже самим представителям группы добиваться большего. В качестве примера приводится «эффект Обамы». Так, результаты исследования выявили положительную корреляцию между действиями Обамы, который был на тот момент президентом США, и успеваемостью темнокожих студентов. В периоды, когда инициативы Обамы получали широкий отклик в прессе, результаты студентов улучшались. Здесь срабатывала техника контрстереотипной визуализации.

Один из самых действенных способов разрушать стереотипы — личный контакт. Примером этого является история американского темнокожего исполнителя кантри Дэрила Дэвиса [10]. Традиционно жанр кантри был популярен в американской глубинке среди людей с белым цветом кожи.

После одного из выступлений к Дэвису подошел белый мужчина, чтобы выразить свое восхищение его виртуозностью. К комплиментам он добавил, что и не думал, что темнокожий может оказаться таким талантливым исполнителем кантри. Между ними завязался диалог. Во время последовавшей беседы белый мужчина признался, что впервые сидит за барной стойкой с темнокожим. Более того, он рассказал Дэвису, что является членом ультраправой расистской организации «Ку-клукс-клан». Впоследствии он был изгнан из организации за то, что продолжал регулярно ходить на концерты Дэвиса. С музыкантом же они стали друзьями. Он передал Дэвису контакты других членов клана, с которыми музыкант начал встречаться, несмотря на опасность. Он задавал всем им вопрос: «Как вы можете меня ненавидеть, даже не зная меня?» В ходе разговоров представители клана приходили к выводу, что они больше не хотят иметь ничего общего с расистской идеологией, построенной на стереотипах. Помимо музыкальной карьеры, Дэвис посвятил много сил борьбе с расизмом и написал книгу о своем опыте, которую озаглавил «Похождения чернокожего в Ку-клукс-клане». В одном из интервью он так описал свой метод: «Устанавливайте диалог. Когда двое врагов разговаривают, они не дерутся».

Стереотипы и поверхностное восприятие действительности и сейчас продолжают доминировать в сознании многих людей. Порой бывает сложно отказаться от мыслительных паттернов, которые складывались годами — выйти из зоны комфорта, чтобы начать думать по-новому. Но важно помнить, что, предлагая простой и очевидный вариант жизни, стереотипы ограничивают нас, закрывая полную картину и лишая возможности существовать в гармонии с другими.

Стереотип как социокультурный феномен в трудах отечественных и зарубежных исследователей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

Филология

УДК 8

РС! 10. г-112686 К.Д. Ворожко

Стереотип как социокультурный феномен в трудах отечественных и зарубежных исследователей

Аннотация

Данная работа посвящена социокультурному феномену стереотипизации как объекту исследования отечественных и западных лингвистов. Статья предназначена для студентов филологического профиля и широкой аудитории.

I Ключевые слова: социум, стереотип, стереотипизация, упрощенное представление, социокультурный феномен.

i

K.D. Vorozhko

Stereotype as a socio-cultural phenomenon in Russian and foreign researches’ studies

Abstract

This article is devoted to socio-cultural phenomenon of stereotyping as an object of studies of Russian and Western linguists. This study is intended for students specialized in philology and also for mainstream audience.

| Keywords: : society, stereotype, stereotyping, simplified insight, socio-cultural phenomenon.

Проблема исследования природы стереотипа носит междисциплинарный характер. Стереотип как социально-культурный феномен находит широкое применение не только в сфере лингвистики. Исследованию стереотипов посвящались труды психологов (К.Г. Юнг, А.Н. Леонтьев, В.С. Агеев, П.Н. Ши-хирев, Г. Тэшфел), социологов (У Липпман, У Олбиг, Г.У Оллпорт, И.С. Кон, Г.С. Батыгин, Г.У Солдатова), лингвистов (Ю.А. Сорокин, А.К. Байбурин, Ю.Д. Апресян, В.А. Маслова, Ю.Е. Прохоров), специалистов в сфере межкультурной коммуникации (С.Г. Тер-Минасова, С.В. Иванова, Дж. Рассел, А. Хан), этнопсихолингвистов (Е. Бартминьский, В.В. Красных) и др.

Под стереотипом понимается схематизированное, упрощенное представление о каком-либо фрагменте реальности. Стереотипы — это упорядоченные, упрощенные схематичные культурно детерминированные «картинки мира» в сознании человека, позволяющие экономить временной и интеллектуальный ресурсы в процессе социализации и усвоении сложных явлений объективной действительности [1, с. 110]. Под стереотипами У. Липпман понимал некие образцы

(patterns), определяющие философию жизни индивида. Эти априорные суждения о фактах, явлениях, своем или чужом этносе формируют определенные представления еще до непосредственного соприкосновения с действительностью. Стереотипы призваны восполнить отсутствующую информацию, «…маркировать объекты либо как знакомые, либо как странные и необычные, усугубляя различия по этому параметру: слегка знакомое подается как очень близкое, а чуть-чуть странное — как абсолютно чужое». Столь мощное влияние клишированных образцов на сознание человека обусловливается тем, что стереотипные мнения позволяют познающему субъекту не только рационально расходовать временной, трудовой, а также интеллектуальный ресурсы, но и «служат ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. <…> Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания» [1, с. 104-109]. Стереотипы можно уподобить бастиону, стены которого надежно защищают основы мироздания и культурные традиции данной этнической общности. Стереотипы

Philology

представляют собой упорядоченные, упрощенные и культурно детерминированные «картинки мира», облегающие путь познания окружающего мира во всей его противоречивости и многогранности. Стереотипы помогают человеку сложить для себя представление об окружающем мире в целом, расширить границы социального, географического и политического окружения. Стереотипы так настойчиво транслируются в процессе социализации, что зачастую воспринимаются как некий факт, объективно существующая реальность. По У Липпману, стереотипы не следует считать однозначно ложным психосоциальным феноменом. Стереотип может быть объективным, частично объективным или ложным. «Система стереотипов, возможно, является стержневой в нашей личной традиции, она защищает наше место в обществе, <…> а также сохраняет время в нашей занятой жизни и помогает нам спастись от сбивающих с толку попыток увидеть мир устойчивым и охватить его целиком» [1, с. 95, 114].

Авторы исследования Popular Culture: An Introductory Text Д. Нахбар и К. Лауз, отмечают, что стереотипы являются составной частью массовой культуры. Они могут быть сформированы на основе возраста («молодежь слушает только рок-н-ролл»), пола («все мужчины хотят от женщин только одного»), расы («японцы неотличимы друг от друга»), религии («ислам — религия террора»), профессии («все адвокаты — жулики») и национальности («все евреи — жадные»). Существуют также стереотипы географические (к примеру, «жизнь в маленьких городах безопасней, чем в мегаполисах»), вещевые (например, «германские машины — самые качественные») и пр. Стереотипы в большинстве случаев носят нейтральный характер, однако при их переносе от конкретного человека на группу людей (социальную, этническую, религиозную, расовую и пр.) часто приобретают негативный характер. Именно на стереотипах основаны такие явления, как расизм, сексизм, исламофобия и пр.

Подчеркивая актуальность когнитивного аспекта стереотипа, Д. Кац и К.У Брейли трактуют стереотип как недостоверное фиксированное суждение относительно каких-либо фактов. Ученые утверждают, что этнический стереотип мыслится как устойчивое представление, которое слабо согласуется с передаваемыми реалиями. Это представление вытекает из человеческой особенности, состоящей в том, что какое-либо явление подвергается предварительной категоризации, после чего наблюдается непосредственно. Иными словами, априорная оценка данного фрагмента реальности предшествует эмпирическому опыту [7, p. 288-289].

«Природа предрассудка» Г.У Оллпорта стала не только классическим научным трудом, но и имела историческое значение. Оллпорт полагал, что, во-первых, категоризация есть фундаментальный процесс, лежащий в основе межгрупповой перцепции, а также формирования стереотипов и предрассудков. Оллпорт отмечал, что «человеческое сознание осуществляет

мыслительный процесс при помощи категорий. После своего формирования категории становятся основой нормального априорного суждения. И процесс этот неизбежен» [6, p. 20]. Во-вторых, содержание стереотипов соотносится с формами рационализации того или иного поведения в данном культурном контексте и зачастую не соответствует действительности [6, p. 196]. На этом основании, можно заключить, что необходимыми условиями реализации стереотипов и предрассудков являются категоризация и культурный контекст. Ученый исследовал стереотип в рамках разработанной им теории предрассудка. Г.У. Оллпорт исходит из постулата о том, что стереотип следует трактовать как когнитивный элемент специфической социальной установки — этнического предрассудка. Предрассудок, в свою очередь, имеет два основополагающих компонента: установку симпатии или антипатии, которые приводятся в равновесное состояние посредством системы убеждений. По мнению ученого, стереотипы необходимы для закрепления предшествующих суждений и предрассудков, а также утверждения существующего status quo в межгрупповых взаимоотношениях. Стереотип есть удобный способ организации информации о социуме. По Оллпорту, стереотип выступает в роли оправдательного механизма для одобрения или порицания какой-либо группы. Кроме того, стереотип — необходимое средство селекции информации для облегчения процессов восприятия и рефлексии [6, p. 192]. Так, например, категория «негр» может восприниматься субъектом сте-реотипизации как нейтральное понятие, обозначающее расовую принадлежность. Стереотип возникает тогда, когда данной категории приписываются определенные качества: негры музыкальны, суеверны, атлетичны. Иными словами, под стереотипами Г. Оллпорт понимал некие «картинки-образы», соотносимые с определенной категорией.

Отвечая на вопрос о том, что собой представляет стереотип, К. Мак Гарти, В.Й. Изебит и Р. Спирс выделяют три основополагающих принципа процесса стере-отипизации: 1) стереотипы необходимы для объяснения социальных явлений и процессов; 2) стереотипы представляют собой некие энергосберегающие механизмы; 3) стереотипы есть суждения, разделяемые социальными группами. Первый принцип служит адаптации пер-цептора в новой социальной ситуации. Второй принцип преследует цель экономии усилий познающего субъекта. И, наконец, третий принцип подразумевает, что стереотипы должны соответствовать общепринятым взглядам и нормам данной социальной группы, представителем которой является сам перцептор [8, p. 7].

В отечественной науке интерес к исследуемой проблеме активизировался в 1960-1970-х гг. в среде ученых-этнографов, социологов и психологов. В работах В.А. Ядова, И.С. Кона, Г.У. Кцоева, В.С. Агеева, В.Ф. Петренко, П.Н. Шихирева, Т.Г. Стефаненко, Н.А. Рождественской особое внимание уделяется, как и в западной научной традиции, исследованию антро-

Interactive science | 6 • 2016

83

Филология

постереотипов: тендерных, профессиональных, этнических. Для представителей отечественной школы характерен поиск положительных качеств, присущих социальным стереотипам.

Под стереотипами следует понимать «чувственно окрашенные социальные образы» [5, с. 70]. Стереотип — это предельно фиксированный образ, который воспринимается как истинный и побуждает к определенной модели поведения. Стереотипы представляют собой схематические, стандартизированные образы или представления о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. Согласно В. А. Ядову, стереотип необходимо исследовать в совокупности его социального, аффективного и когнитивного аспектов. Ученый не соотносит стереотип с каким-либо конкретным его носителем, что позволяет исследовать данную проблематику на различных уровнях. Исходя из дефиниции, предложенной В.А. Ядовым, мы будем рассматривать стереотип как разновидность социальной установки, имеющей чувственную окраску. Стереотипу присущ ярко выраженный аффективный компонент. Содержательная сторона стереотипа отражает схематичное и генерализованное восприятие фрагментов социальной действительности [5, с. 626-627].

По И.С. Кону, процесс стереотипизации сводится к тому, что сложное индивидуальное явление механически подводится под простую общую формулу, характеризующую класс подобных явлений. Стереотипы неизменно присутствуют в обыденном сознании. Ни один

человек не в состоянии самостоятельно, творчески воспринимать необъятное многообразие жизненных ситуаций. Стереотип аккумулирует некий стандартизованный коллективный опыт, внушается индивиду в процессе социализации и регулирует его поведение. Стереотип может быть истинным и ложным, может вызывать как положительные, так и отрицательные эмотивные реакции. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению [2, с. 3-5].

В когнитивной лингвистике и этнолингвистике стереотип соотносится с содержательной стороной языка и культуры, т. е. представляет собой ментальный стереотип. В «Кратком словаре когнитивных терминов» Е.С. Кубряковой мы найдем следующее определение стереотипа. Под стереотипом понимается стандартное мнение о социальных группах или об отдельных лицах как представителях этих групп. Итальянцы музыкальны, южане вспыльчивы, профессора рассеянны, женщины эмоциональны. Подобные высказывания описывают стереотипные представления обыденного сознания, так называемые «расхожие истины», характерные для некоторой группы как носительнице культуры [3, с. 177].

Таким образом, стереотип представляет собой упрощенное, ригидное к новой информации, культурно детерминированное и эмоционально окрашенное представление о каком-либо фрагменте социальной реальности (предмете, явлении, ситуации), живущее как в индивидуальном сознании, так и сознании целых социальных групп [4, с. 46].

Литература

1. Липпман У Общественное мнение / Пер. с англ. Т.В. Барчуновой; ред. перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с.

2. Кон И.С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) / И.С. Кон // Новый мир. — 1966. — №9. — С. 188-204.

3. Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред. Е.С. Кубряковой. — М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. — 245 с.

4. Романов А.С. Языковые средства экспликации энических стереотипов в картине мира американских военнослужащих: Дис. … канд. филол. наук: 10.02.19 / А.С. Романов. — М., 2015. — 215 с.

5. Ядов В.А. Стереотип социальный / В.А. Ядов // Философский энциклопедический словарь; гл. ред. Л.Ф. Ильичев. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 840 с.

6. Allport G.W. The Nature of Prejudice / G.W. Allport. — Reading, MA: Addison-Wesley, 1954. — 350 p.

7. Katz D. & Braly K.W. Racial Stereotypes in One Hundred College Students / D. Katz, K.W. Braly // Journal of Abnormal and Social Psychology. — 1933. — Vol. 28. — P. 288-289.

8. McGarty C., Yzerbyt V.Y., Spears R. Stereotypes as Explanations. The formation of meaningful beliefs about social groups / C. McGarty, V.Y. Yzerbyt, R. Spears. — Cambridge: Cambridge University Press, 2002. — 230 p.

Все ли стереотипы вредны и как жить с ними в ладу

4 октября 2022 Жизнь

Шаблоны мышления экономят время и энергию, но перестают работать, если в ситуации слишком много переменных.

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Что такое стереотипы и зачем они нужны

Обычно это слово употребляется в негативном значении. Его часто говорят, когда обвиняют кого‑то в шаблонном мышлении и нежелании разобраться в ситуации. Что отчасти правильно, но не совсем справедливо.

Стереотип — это заранее сформированная оценка чего‑то и готовность действовать соответственно ей. В социальной психологии так называют обобщённое убеждение об определённой группе людей, ожидание от них какого‑то определённого поведения.

Стереотипы могут быть положительными и отрицательными. Вообще шаблоны поведения — это не всегда плохо. Они помогают здорово сэкономить время именно за счёт того, что не нужно оценивать ситуацию каждый раз заново, есть уже работающие паттерны поведения. Иначе думать пришлось бы слишком много. А ещё стереотипы обеспечивают безопасность.

Например, обычно перед цунами вода сначала отходит от берега, прежде чем обрушиться на него высокой волной. Стереотип «если море уходит — это опасно, бери тревожный чемоданчик и беги в горы» буквально спасает жизни. Желание подумать, разобраться, выслушать все версии происходящего может закончиться трагически.

С людьми примерно так же — если вы видите вдалеке подозрительную группу мужчин с цепями и битами, вряд ли вы решите, что они собрались, чтобы огородить площадку и сыграть в бейсбол. Скорее всего, вы обойдёте их стороной. И даже если это всё-таки бейсболисты, кажется, лучше не рисковать.

Наши предки тоже прекрасно руководствовались стереотипами. Большое, жёлтое и пятнистое — должно быть, жираф, можно расслабиться. Среднее такой же расцветки — скорее всего, хищник из семейства кошачьих, надо бы быстро ретироваться. К стоянке племени подходит кто‑то похожий на нас — это свой. Если он не похож на нас, то чего пришёл — вряд ли с добрыми намерениями.

В общем, выглядит этот механизм довольно полезно. Но на практике далеко не всегда оказывается таким.

Почему стереотипы далеко не всегда эффективны

Термин «стереотип» впервые употребил американский журналист и политик Уолтер Липпман. Он позаимствовал его у типографов. У них стереотип — это печатная форма с набранным на ней текстом. С помощью такой заготовки можно делать множество оттисков.

Но теперь представьте, что наборщик ошибся и, скажем, в книге о грибах нечаянно вставил «не» в одну из глав. И вот люди с удивлением читают, что бледная поганка не ядовита, и обогащают гробовщиков.

Со стереотипами вероятность ошибки ещё более велика. Если они формируются через собственный опыт, у человека просто нет нужного объёма данных для объективной оценки. Допустим, ему на жизненном пути встретились два Анатолия, которые оказались так себе личностями. И вот он уже ко всем Толикам и Толянам относится с подозрением, хотя неприятным может оказаться человек с любым именем.

Стереотипы отлично работают в повторяющихся условиях — как в истории с цунами. Но не стоит полагаться на них, если речь идёт о чём‑то переменчивом.

Сложно представить что‑то более переменчивое, чем люди. Оценивая их по какому‑то формальному признаку или даже по группе таких признаков, легко попасть впросак. Ведь на поведение и привычки влияет множество условий. Например, как бы ни хотелось считать, что у той или иной национальности есть врождённый набор характеристик, люди будут вести себя по‑разному в зависимости от территории проживания, достатка, религии, личных убеждений и так далее.

Вместо слова «стереотипы» здесь можно использовать «предрассудки» или «предубеждения — сразу звучит не так невинно, не правда ли?

Есть несколько причин, почему стереотипы могут не соотноситься с действительностью.

Стереотипы формируются без критического осмысления

Ребёнок — как чистый лист, его взгляды на жизнь формирует окружение, которому он доверяет. Например, он тянется к плите. Мама говорит: «Осторожно, горячее. Будет больно!» У малыша ещё недостаточно опыта, чтобы осмыслить её слова. Он касается плиты и обжигается — и правда больно. Кажется, мама что‑то в этой жизни понимает, ей можно доверять. Ребёнок чуть подрастает, разбивает коленку, бежит к маме, чтобы она его пожалела… А мама говорит ему: «Что ты за тряпка! Мальчики не плачут». И вот он уже считает эмоциональных мужчин слабыми. Папа в этот момент пересматривает архивы Задорнова: «Ну американцы тупы‑ы‑ы‑е!» И этому тоже мальчик верит.

Верит на слово — в этом и проблема. Суждение усваивается иррационально. Человеку уже не надо проверять, горячая ли плита, общаться с американцами, наблюдать, как эмоциональные мужчины реагируют на стресс (спойлер: лучше, чем те, кто запрещает себе эмоции). Он верит на слово и основывает свои ожидания буквально ни на чём.

Стереотипы формируются от частного к общему

Вы ещё не забыли пример про Анатолиев? Именно так это и работает.

Учёные нередко проводят исследования на тысячах людей на протяжении десятков лет, а потом в комментариях всё равно пишут: результаты такие, но однозначных выводов мы сделать не можем. Людям, далёким от науки, нерелевантные выборки неважны. Они буквально могут пообщаться с одним человеком и распространить все присущие ему качества на тех, кто выглядит похоже. Стоит ли говорить, что это не так.

Это всё равно что увидеть, как кто‑то отравился красной ягодой, и вычеркнуть из жизни клубнику, малину и вишню.

Стереотипы формируются исходя из удобства, а не из истины

Как мы уже определились, многое здесь основано не на глубинных исследованиях, а на вере. А верить проще и приятнее в то, что выглядит удобнее и безопаснее. Например, стереотип о том, что в насилии виновата жертва (наверное, спровоцировала) основана на вере в справедливый мир. Это когнитивное искажение помогает думать, что если соблюдать какие‑то правила, то с тобой ничего плохого не случится.

Стереотипы устаревают

Казалось бы, у группы людей выборка должна быть достаточной, чтобы формировать верные стереотипы. Но тут снова велик риск промахнуться. Например, долгое время считалось, что высшее образование — гарантия лучшей жизни. И какое‑то время назад это было справедливо. Например, если человек родился в колхозе, поступление в вуз было для него одним из редких социальных лифтов. С дипломом он уже мог работать в конторе, а не на поле. Многие живут в соответствии с этим стереотипом и сейчас и готовы учиться где угодно, лишь бы получить диплом. Хотя само наличие корочек уже ничего не гарантирует.

Как стереотипы могут вредить

Казалось бы, ну не работают стереотипы и не работают, людям свойственно заблуждаться. Но всё несколько хуже. Стереотипы формируют неблагоприятную среду для тех, против кого работают. Например, смуглому брюнету с карими глазами будет сложнее снять квартиру. При этом нет большой разницы, строитель он или профессор в третьем поколении.

Более того, под воздействием стереотипов сами представители группы, на которую они направлены, могут с ними соглашаться. Например, в обществах, где девочкам не твердят постоянно, что математика не их дело, они справляются с задачами на том же уровне, что и мальчики.

И это не говоря о том, что человек, движимый стереотипами, сам себя запирает в своём узком и не всегда уютном мирке. Не случайно есть выражение «в плену стереотипов», а выражения «в райских кущах стереотипов» нет.

Как бороться с вредными стереотипами

Научитесь понимать, когда вами движут именно они

Это будет непростой бой, потому что стереотип — готовое решение, которое всплывает в мозгу без промедления. С другой стороны, иногда бывает достаточно пару раз себя поймать на предрассудке, после чего «развидеть» его уже не получится.

Примеров стереотипов, которые можно в себе заметить, множество. Например, вы можете думать, что если человек ВИЧ‑инфицирован, то он наркоман и маргинал. Или между врачом со славянской и неславянской фамилией автоматически выбирать первого. Хотя способов передачи ВИЧ множество, а оба доктора имеют плюс‑минус одинаковое образование.

Попытайтесь разрушить стереотип

Есть несколько способов:

  • Попробуйте найти другое объяснение поведению человека. Например, мужчина не может пришить пуговицу не потому, что это «не по природе», а потому что он раньше никогда этого не делал. Ведь это умение не врождённое. Попробует и научится.
  • Ищите исключения — людей из группы, которые не соответствуют стереотипу. Исключение вовсе не подтверждает правило, это абсурд. Оно лишь указывает, что в наших головах существует некое правило. А всё, что в него не вписывается, мы воспринимаем как нечто нестандартное. И первый порыв мозга, который ищет простые пути, — проигнорировать исключение как что‑то, что в его картину мира не вписывается. И вот тут как раз кроется точка роста: нестандартное даёт понять, что мир разнообразнее, чем нам кажется, а придуманные нами правила не всегда состоятельны.
  • Оценивайте человека по его личным качествам. Не стоит бежать впереди паровоза и развешивать ярлыки. Дайте людям проявить себя.

Расширяйте кругозор

Чем больше человек узнаёт о других людях, их жизни, культуре и так далее, тем менее он подвержен предрассудкам. Например, если кто‑то увлекается азиатской культурой, он довольно легко отличит китайца от корейца, а японца от филиппинца. Для него они не будут на одно лицо. Так что знание по‑прежнему сила.

Читайте также 📌

  • Как формируются гендерные стереотипы
  • Справедливость, равенство и двойные стандарты: что такое новая этика и как она меняет нормы общения
  • Почему мы развешиваем на людей ярлыки и к чему это приводит

Стереотипы в рекламе: как использовать, примеры, основные виды

Отправить статью или инфоповод

2 декабря 2022