Стимульный материал для диагностики дошкольников: Диагностика детей дошкольного и младшего школьного возраста

Диагностические методики логопеда для работы с детьми в ДОУ

Одной из задач по оказанию логопедической помощи является организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся (распоряжение Минпросвещения РФ от 06.08.2020 г. N Р-75 «Об утверждении примерного положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»).

Диагностируя состояние устрой речи ребенка дошкольного возраста, учитель-логопед обследует:

  • звукопроизношение
  • фонематические процессы (фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления)
  • слоговую структуру слова
  • словарь
  • грамматический строй речи (понимание обращенной речи, словоизменение, словообразование)
  •  самостоятельную речь
  • артикуляционную моторику (подвижность органов артикуляционного аппарата)
  • мелкую моторику рук

В данной статье представлен список диагностических методик, которые учитель-логопед может использовать в своей работе, как с детьми раннего возраста (от 2-4 лет), так и с детьми 4-7 лет.

Диагностические методики для детей 2-4 лет

  1. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет
  2. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет
  3. Мазанова Е. В. Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР
  4. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (от 3 до 4 лет)
  5. Соломаха Л.С., Серебрякова Н.В. Схема обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста
  6. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста

Диагностические методики для детей 4-7 лет

  1. Андронова Е.Ю., Рау Е.Ю. Комплексная диагностика речевых и неречевых проявлений при заикании у дошкольников
  2. Быховская А.М., Казова Н.А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР
  3. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей
  4. Зайцева Е. С. Шептунова В. К. Тестовая методика обследования речи детей 4-7 лет
  5. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда
  6. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи
  7. Кирьянова Р.А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет
  8. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР
  9. Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста
  10. Мазанова Е. В. Обследование речи детей 4-5 лет с ОНР
  11. Мазанова Е. В. Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР
  12. Мазанова Е. В. Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР
  13. Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)
  14. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)
  15. Семенович А.В. Комплексная диагностика и коррекции психоречевых нарушений у дошкольников со сложной структурой дефекта (общее недоразвитие речи, осложненное гиперактивностью)
  16. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения
  17. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи
  18. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической стороны речи
  19. Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника
  20. Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста

Уважаемые коллеги! Среди предложенного списка диагностических методик, Вы, наверняка, выберете те, которые помогут Вам комплексно обследовать речь дошкольника и правильно определить речевое нарушение.

1

1632

0

В избранное

07.02.2022

Поделиться

Скопировать ссылку

Татьяна КузнецоваАвтор

Учитель-логопед, учитель-дефектолог высшей категории со стажем работы более 20 лет

Копилка учителя-логопеда ДОУ

игры / презентации / стендовая информация / и другие полезные материалы

Перейти в копилку

Вопрос 2.

Определите основные факторы выбора методик и адаптации стимульного материала при психодиагностике детей, независимо от варианта дизонтогенеза.

При недостаточном владении ребенком с нарушением слуха словесной речью применяется невербальная форма заданий, где их условия вытекают из характера предъявленного материала или могут быть показаны с помощью естественных жестов.

Если ребенок владеет жестовой речью, она может быть использована для объяснения инструкции. В более старшем возрасте возможно письменное предъявление инструкций.

Т. В. Розанова считает эффективным вначале использовать задание, аналогичное основному, но более легкое, а после того, как ребенок его выполнит, переходить к основному.

Специальных методик для психологической диагностики детей с нарушениями зрения мало, а использование общепсихологических тестов и требует в связи с особенностями зрительной функции заданий адаптации стимульного материала.

Предлагаемые для обследования задания могут состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, рельефных и плоскостных изображений в контурном или силуэтном виде, выполненных в различной цветовой гамме.

Требования к характеристикам стимульного материала:

  1. контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60—100%. Отрицательный контраст предпочтительней, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, чем наоборот;

  2. пропорциональность соотношения предметов должна соответствовать соотношениям реальных объектов;

  3. цвет стимульных материалов должен соответствовать реальному цвету объектов;

  4. необходим высокий цветовой контраст — 80—95%;

  5. на изображениях должны быть четко выделены ближний, средний и дальний планы’,

  6. фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания;

  7. в цветовой гамме желательно использовать желто-красно-оранжевые и зеленые тона;

  8. расстояние от глаз ребенка до стимульного материала не должно превышать 30—33 см, а для слепых детей — в зависимости от остроты остаточного зрения.

Основной принцип адаптации методик — увеличение времени экспозиции стимульного материала в зависимости от особенностей зрительной патологии в 2— 10 раз.

При обследовании могут быть использованы стандартизированные методики для определения уровня умственного развития и учебной деятельности. Однако это возможно лишь при условии адаптации материала в соответствии с общими требованиями к зрительным и тактильным возможностям детей.

Выбор методического инструментария при обследовании ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата во многом зависит от возможностей обследуемого ребенка выполнять те или иные тестовые задания. До 3—4 лет обследование основывается на методах фиксированного наблюдения в естественных или экспериментально смоделированных ситуациях.

При обследовании детей старше 3—4 лет используются экспериментально-психологические методики (С. Д. Забрамная, Е. А. Стребелева и др.), направленные на выявление нарушений в формировании восприятия, пространственных и временных представлений, различных видов мышления. Тестовые задания даются в устной форме и проводятся индивидуально. Учитывая повышенную истощаемость детей, следует внимательно относиться к «дозированию» тестовых нагрузок. Как правило, до 5—7 лет длительность разового обследования не должна превышать 20—30 минут.

В схему обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется включать задания на изучение всех видов восприятия, конструирования, пространственных и временных представлений, графических навыков, а также (в школьном возрасте) навыков чтения, письма, счета.

С 12—14 лет возможно использование опросников.

При обследовании аутичных детей обязательно следует учитывать характер предлагаемых пособий, предметов, дидактических игр и реакцию ребенка на них. Прекращение работы может произойти не из-за переутомления, а из-за неадекватной реакции на стимульный материал — немотивированного страха перед ним, поэтому рекомендуется предварительно положить некоторые пособия и тестовые задания в разных местах кабинета, чтобы ребенок к ним привык и они не казались ему чем-то новым и неизвестным.

При определении диагностического инструментария специалист должен опираться на известные в диагностической практике комплекты и наборы диагностических методик и тестовых заданий, обязательно учитывая в организации деятельности ребенка его возраст и информацию матери или близких о его предпочтениях в выборе игрушек или предметов.

Оценка трех стимулирующих средств для вызова вербализации у детей дошкольного возраста

%PDF-1.7 % 1 0 объект > эндообъект 6 0 объект > эндообъект 2 0 объект > транслировать 2019-08-23T16:16:17-07:002019-08-23T16:16:16-07:002019-08-23T16:16:17-07:00Заявка pdfHarmony 2.0uuid:6021854c-ac4d-11b2-0a00-782daduid000000u :60225e64-ac4d-11b2-0a00-807a20a2ff7fapplication/pdf

  • Оценка трех стимулирующих средств для вызова вербализации у детей дошкольного возраста
  • Твила Эстель Юнкер Страндберг
  • Prince 9.0 rev 5 (www.princexml.com)pdfHarmony 2.0 Linux Kernel 2.6 64bit 13 марта 2012 г.
    Библиотека 9.0.1 конечный поток эндообъект 3 0 объект >
    эндообъект 4 0 объект > эндообъект 5 0 объект > эндообъект 7 0 объект > эндообъект 8 0 объект > эндообъект 90 объект > эндообъект 10 0 объект > эндообъект 11 0 объект > эндообъект 12 0 объект > эндообъект 13 0 объект > эндообъект 14 0 объект > эндообъект 15 0 объект > эндообъект 16 0 объект > эндообъект 17 0 объект > эндообъект 18 0 объект > эндообъект 19 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /Тип /Страница >> эндообъект 20 0 объект > эндообъект 21 0 объект > эндообъект 22 0 объект > эндообъект 23 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 24 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >
    > эндообъект 25 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 26 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 27 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 28 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 29 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 30 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 31 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 32 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект >
    >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 33 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 34 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageB /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 35 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 36 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 37 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 38 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 39 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 40 0 объект >
    /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 41 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 42 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 43 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 44 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 45 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 46 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 47 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 48 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 49 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 50 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 51 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 52 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 53 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 54 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 55 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 56 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 57 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 58 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 59 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 60 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 61 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 62 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 63 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 64 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 65 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 66 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 67 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 68 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 69 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 70 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 71 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 72 0 объект > /ProcSet [/PDF /текст /ImageC] /XОбъект > >> /Повернуть 0 /TrimBox [26,6 0 585,4 792] /Тип /Страница >> эндообъект 73 0 объект > эндообъект 74 0 объект > /Граница [0 0 0] /Rect [81,0 646,991 148,734 665,009] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 75 0 объект > /Граница [0 0 0] /Rect [81,0 617,094 149,136 629,106] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 76 0 объект > /Граница [0 0 0] /Rect [411,9 617,094 549,0 629,106] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 77 0 объект > /Граница [0 0 0] /Rect [325,496 97,5415 376,848 105,5495] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 78 0 объект > транслировать HIn0E>N@ ( dpN#)e(mII@Q{O»‘eAFļ. $]&a@{\ GT»g .]]eBlQlI2J5A2G9ֹ|O\R)XJL JCԚeB 9:l3

    О чем могут рассказать глаза — ScienceDaily

    Часто говорят, что «глаза говорят все», но независимо от их внешнего выражения, глаза также могут сигнализировать о нарушениях развития нервной системы, таких как РАС и СДВГ. согласно новому исследованию Университета Флиндерса и Университета Южной Австралии.

    В первом исследовании такого рода исследователи обнаружили, что записи сетчатки могут идентифицировать различные сигналы как для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), так и для расстройства аутистического спектра (РАС), обеспечивая потенциальный биомаркер для каждого состояния.

    Используя «электроретинограмму» (ЭРГ) — диагностический тест, который измеряет электрическую активность сетчатки в ответ на световой раздражитель — исследователи обнаружили, что дети с СДВГ показали более высокую общую энергию ЭРГ, тогда как дети с РАС показали меньшую ЭРГ. энергия.

    Окулист-исследователь из Университета Флиндерса, доктор Пол Констебл, говорит, что предварительные результаты указывают на многообещающие результаты для улучшения диагностики и лечения в будущем.

    «РАС и СДВГ являются наиболее распространенными нарушениями развития нервной системы, диагностируемыми в детстве. Но, поскольку они часто имеют схожие черты, постановка диагноза для обоих состояний может быть длительной и сложной», — говорит доктор Констебл.

    «Наше исследование направлено на улучшение этого. Изучая, как сигналы в сетчатке реагируют на световые раздражители, мы надеемся разработать более точную и раннюю диагностику различных нарушений развития нервной системы. мы можем идентифицировать эти различия и локализовать их в конкретных путях, которые используют различные химические сигналы, которые также используются в мозге, а затем мы можем показать четкие различия для детей с СДВГ и РАС и, возможно, с другими нарушениями развития нервной системы».0007

    «Это исследование предоставляет предварительные данные о нейрофизиологических изменениях, которые не только отличают СДВГ и РАС от типично развивающихся детей, но также свидетельствуют о том, что их можно отличить друг от друга на основе характеристик ЭРГ».

    По данным Всемирной организации здравоохранения, у каждого 100 ребенка есть РАС, при этом у 5-8 процентов детей диагностирован СДВГ.

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это нарушение развития нервной системы, характеризующееся чрезмерной активностью, трудностью концентрировать внимание и трудностью контролировать импульсивное поведение. Расстройство аутистического спектра (РАС) также является нарушением развития нервной системы, при котором дети ведут себя, общаются, взаимодействуют и учатся иначе, чем большинство других людей.

    Соавтор и эксперт по человеческому и искусственному познанию в Университете Южной Австралии, доктор Фернандо Мармолехо-Рамос, говорит, что исследование может распространиться на другие неврологические состояния.

    «В конечном счете, мы смотрим на то, как глаза могут помочь нам понять мозг, — говорит доктор Мармолехо-Рамос.

    «Несмотря на то, что необходимы дальнейшие исследования для установления аномалий в сигналах сетчатки, характерных для этих и других нарушений развития нервной системы, то, что мы уже наблюдали, показывает, что мы находимся на пороге чего-то удивительного.