Стимульный материал для диагностики дошкольников: Диагностика детей дошкольного и младшего школьного возраста
Диагностические методики логопеда для работы с детьми в ДОУ
Одной из задач по оказанию логопедической помощи является организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся (распоряжение Минпросвещения РФ от 06.08.2020 г. N Р-75 «Об утверждении примерного положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»).
Диагностируя состояние устрой речи ребенка дошкольного возраста, учитель-логопед обследует:
- звукопроизношение
- фонематические процессы (фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления)
- слоговую структуру слова
- словарь
- грамматический строй речи (понимание обращенной речи, словоизменение, словообразование)
- самостоятельную речь
- артикуляционную моторику (подвижность органов артикуляционного аппарата)
- мелкую моторику рук
В данной статье представлен список диагностических методик, которые учитель-логопед может использовать в своей работе, как с детьми раннего возраста (от 2-4 лет), так и с детьми 4-7 лет.
Диагностические методики для детей 2-4 лет
- Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет
- Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет
- Мазанова Е. В. Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР
- Нищева Н.В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (от 3 до 4 лет)
- Соломаха Л.С., Серебрякова Н.В. Схема обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста
- Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста
Диагностические методики для детей 4-7 лет
- Андронова Е.Ю., Рау Е.Ю. Комплексная диагностика речевых и неречевых проявлений при заикании у дошкольников
- Быховская А.М., Казова Н.А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР
- Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей
- Зайцева Е. С. Шептунова В. К. Тестовая методика обследования речи детей 4-7 лет
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда
- Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи
- Кирьянова Р.А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет
- Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР
- Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста
- Мазанова Е. В. Обследование речи детей 4-5 лет с ОНР
- Мазанова Е. В. Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР
- Мазанова Е. В. Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР
- Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)
- Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)
- Семенович А.В. Комплексная диагностика и коррекции психоречевых нарушений у дошкольников со сложной структурой дефекта (общее недоразвитие речи, осложненное гиперактивностью)
- Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения
- Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи
- Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической стороны речи
- Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника
- Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста
Уважаемые коллеги! Среди предложенного списка диагностических методик, Вы, наверняка, выберете те, которые помогут Вам комплексно обследовать речь дошкольника и правильно определить речевое нарушение.
1
1632
0
В избранное
07.02.2022
Поделиться
Скопировать ссылку
Татьяна КузнецоваАвтор
Учитель-логопед, учитель-дефектолог высшей категории со стажем работы более 20 лет
Копилка учителя-логопеда ДОУ
игры / презентации / стендовая информация / и другие полезные материалы
Перейти в копилку
Вопрос 2.
Определите основные факторы выбора методик и адаптации стимульного материала при психодиагностике детей, независимо от варианта дизонтогенеза.При недостаточном владении ребенком с нарушением слуха словесной речью применяется невербальная форма заданий, где их условия вытекают из характера предъявленного материала или могут быть показаны с помощью естественных жестов.
Если ребенок владеет жестовой речью, она может быть использована для объяснения инструкции. В более старшем возрасте возможно письменное предъявление инструкций.
Т. В. Розанова считает эффективным вначале использовать задание, аналогичное основному, но более легкое, а после того, как ребенок его выполнит, переходить к основному.
Специальных методик для психологической диагностики детей с нарушениями зрения мало, а использование общепсихологических тестов и требует в связи с особенностями зрительной функции заданий адаптации стимульного материала.
Предлагаемые для обследования задания могут состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, рельефных и плоскостных изображений в контурном или силуэтном виде, выполненных в различной цветовой гамме.
Требования к характеристикам стимульного материала:
контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60—100%. Отрицательный контраст предпочтительней, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, чем наоборот;
пропорциональность соотношения предметов должна соответствовать соотношениям реальных объектов;
цвет стимульных материалов должен соответствовать реальному цвету объектов;
необходим высокий цветовой контраст — 80—95%;
на изображениях должны быть четко выделены ближний, средний и дальний планы’,
фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания;
в цветовой гамме желательно использовать желто-красно-оранжевые и зеленые тона;
расстояние от глаз ребенка до стимульного материала не должно превышать 30—33 см, а для слепых детей — в зависимости от остроты остаточного зрения.
Основной принцип адаптации методик — увеличение времени экспозиции стимульного материала в зависимости от особенностей зрительной патологии в 2— 10 раз.
При обследовании могут быть использованы стандартизированные методики для определения уровня умственного развития и учебной деятельности. Однако это возможно лишь при условии адаптации материала в соответствии с общими требованиями к зрительным и тактильным возможностям детей.
Выбор методического инструментария при обследовании ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата во многом зависит от возможностей обследуемого ребенка выполнять те или иные тестовые задания. До 3—4 лет обследование основывается на методах фиксированного наблюдения в естественных или экспериментально смоделированных ситуациях.
При обследовании детей старше 3—4 лет используются экспериментально-психологические методики (С. Д. Забрамная, Е. А. Стребелева и др.), направленные на выявление нарушений в формировании восприятия, пространственных и временных представлений, различных видов мышления. Тестовые задания даются в устной форме и проводятся индивидуально. Учитывая повышенную истощаемость детей, следует внимательно относиться к «дозированию» тестовых нагрузок. Как правило, до 5—7 лет длительность разового обследования не должна превышать 20—30 минут.
В схему обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется включать задания на изучение всех видов восприятия, конструирования, пространственных и временных представлений, графических навыков, а также (в школьном возрасте) навыков чтения, письма, счета.
С 12—14 лет возможно использование опросников.
При обследовании аутичных детей обязательно следует учитывать характер предлагаемых пособий, предметов, дидактических игр и реакцию ребенка на них. Прекращение работы может произойти не из-за переутомления, а из-за неадекватной реакции на стимульный материал — немотивированного страха перед ним, поэтому рекомендуется предварительно положить некоторые пособия и тестовые задания в разных местах кабинета, чтобы ребенок к ним привык и они не казались ему чем-то новым и неизвестным.
При определении диагностического инструментария специалист должен опираться на известные в диагностической практике комплекты и наборы диагностических методик и тестовых заданий, обязательно учитывая в организации деятельности ребенка его возраст и информацию матери или близких о его предпочтениях в выборе игрушек или предметов.
Оценка трех стимулирующих средств для вызова вербализации у детей дошкольного возраста
%PDF-1.7 % 1 0 объект > эндообъект 6 0 объект > эндообъект 2 0 объект > транслировать 2019-08-23T16:16:17-07:002019-08-23T16:16:16-07:002019-08-23T16:16:17-07:00Заявка pdfHarmony 2.0uuid:6021854c-ac4d-11b2-0a00-782daduid000000u :60225e64-ac4d-11b2-0a00-807a20a2ff7fapplication/pdf
О чем могут рассказать глаза — ScienceDaily
Часто говорят, что «глаза говорят все», но независимо от их внешнего выражения, глаза также могут сигнализировать о нарушениях развития нервной системы, таких как РАС и СДВГ. согласно новому исследованию Университета Флиндерса и Университета Южной Австралии.
В первом исследовании такого рода исследователи обнаружили, что записи сетчатки могут идентифицировать различные сигналы как для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), так и для расстройства аутистического спектра (РАС), обеспечивая потенциальный биомаркер для каждого состояния.
Используя «электроретинограмму» (ЭРГ) — диагностический тест, который измеряет электрическую активность сетчатки в ответ на световой раздражитель — исследователи обнаружили, что дети с СДВГ показали более высокую общую энергию ЭРГ, тогда как дети с РАС показали меньшую ЭРГ. энергия.
Окулист-исследователь из Университета Флиндерса, доктор Пол Констебл, говорит, что предварительные результаты указывают на многообещающие результаты для улучшения диагностики и лечения в будущем.
«РАС и СДВГ являются наиболее распространенными нарушениями развития нервной системы, диагностируемыми в детстве. Но, поскольку они часто имеют схожие черты, постановка диагноза для обоих состояний может быть длительной и сложной», — говорит доктор Констебл.
«Наше исследование направлено на улучшение этого. Изучая, как сигналы в сетчатке реагируют на световые раздражители, мы надеемся разработать более точную и раннюю диагностику различных нарушений развития нервной системы. мы можем идентифицировать эти различия и локализовать их в конкретных путях, которые используют различные химические сигналы, которые также используются в мозге, а затем мы можем показать четкие различия для детей с СДВГ и РАС и, возможно, с другими нарушениями развития нервной системы».0007
«Это исследование предоставляет предварительные данные о нейрофизиологических изменениях, которые не только отличают СДВГ и РАС от типично развивающихся детей, но также свидетельствуют о том, что их можно отличить друг от друга на основе характеристик ЭРГ».
По данным Всемирной организации здравоохранения, у каждого 100 ребенка есть РАС, при этом у 5-8 процентов детей диагностирован СДВГ.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это нарушение развития нервной системы, характеризующееся чрезмерной активностью, трудностью концентрировать внимание и трудностью контролировать импульсивное поведение. Расстройство аутистического спектра (РАС) также является нарушением развития нервной системы, при котором дети ведут себя, общаются, взаимодействуют и учатся иначе, чем большинство других людей.
Соавтор и эксперт по человеческому и искусственному познанию в Университете Южной Австралии, доктор Фернандо Мармолехо-Рамос, говорит, что исследование может распространиться на другие неврологические состояния.
«В конечном счете, мы смотрим на то, как глаза могут помочь нам понять мозг, — говорит доктор Мармолехо-Рамос.
«Несмотря на то, что необходимы дальнейшие исследования для установления аномалий в сигналах сетчатки, характерных для этих и других нарушений развития нервной системы, то, что мы уже наблюдали, показывает, что мы находимся на пороге чего-то удивительного.