Структура сюжетно ролевой игры по эльконину – Статья на тему: Этапы развития сюжетно-ролевой игры

Статья на тему: Структура игровой деятельности по Д. Б. Эльконину

Структура игровой деятельности по Д. Б. Эльконину

Сюжет — это та сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре. Сюжет — отражение детьми в игре определенных действий, событий, взаимоотношений жизни и деятельности окружающих. Сюжет игры состоит из следующих элементов: действие, персонаж и, предметная ситуация.

Содержание игры, отмечает Д. Б.Эльконин, — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. Содержание игры — то, что именно воспроизводится в сюжете. Содержание игры — это то, что выделено ребенком в качестве основного момента деятельности взрослых, отражаемой в игре. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным стержнем является предметная деятельность людей, к играм, отражающим отношения между людьми, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и общественным отношениям между людьми.

Мотивы игры связаны с возрастом детей и изменяются — на протяжении дошкольного детства, определяя содержание игры. Формируются мотивы под влиянием социальных факторов и зависят от впечатлений, знаний, которые дети получают из самых разных источников: каждодневного жизненного опыта; специального, педагогически организованного ознакомления с явлениями окружающей действительности.

Роль,   которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д.Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Она объединяет все стороны игры. Роль является средством реализации сюжета. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Роль отражается в действиях, речи, мимике, пантомимике. К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых или детей, действия и поступки которых вызвали наибольшее эмоциональное впечатление, интерес. Чаще всего это мама, воспитатель, учитель, врач, шофер и т. д.

Игровые действия — это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.

Игровое употребление предметов — замещения — важнейшая характеристика сюжетно-ролевой игры. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно-действенной форме. Ребёнок, используя один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуществляет символизацию, то есть происходит дифференциация означаемого и означающего и рождение символа. В ходе обобщения и сокращения действия изменялся его смысл: действие с ложкой превращалось в кормление кукла, действие с гребешком — в причёсывание и т.п. Если до этого ложка или гребёнка были объектом действий ребёнка, то теперь   объектом действий становилась кукла или другая сюжетная игрушка, а ложка или гребёнка, замещённые предметами — заместителями, становились средством выполнения действий кормления или причёсывания, объектом которых становились сюжетные игрушки.

В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, но не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку.

Сюжетно-ролевая игра — основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, сюжет, роли.

nsportal.ru

1. Содержание понятия “сюжетно-ролевая игра”. Место в классификации детских игр

 

Игра – основной вид деятельности в дошкольный период.

Ведущим видом игровой деятельности дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры составляют основной пласт творческих игр, присущих дошкольникам. В их состав могут входить элементы строительно-конструктивных, театрализованных и других игр.

Психолог Д.Б. Эльконин дает такое определение сюжетно-ролевой игры: “Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними”.

Л.С. Выготский отмечал, что основой сюжетно-ролевой игры является мнимая, или воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет игровые действия в созданной им самим игровой обстановке.

Источник сюжетно-ролевых игр дошкольников – окружающий мир предметов, людей, природа, жизнь и деятельность детей и взрослых.

А.В. Запорожец отмечал: “Игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков”.

Игра занимает важное место в жизни дошкольника и является преобладающим видом самостоятельной детской деятельности. В сюжетно-ролевых играх развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова).

Свободная сюжетная игра – самая интересная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное чувство свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений, что не всегда происходит в других видах продуктивной деятельности дошкольников. Сюжетная игра не требует от ребенка конкретного “продукта”. В ней все происходит “как будто”. Ребенок может успешно осуществлять любую деятельность взрослых, включаться в любые ситуации, проживать “желаемые события”. Эти возможности расширяют практический мир ребенка, создают положительный эмоциональный фон развития.

Источником сюжетно-ролевых игр является окружающий мир во всем его многообразии. Сюжетно-ролевые игры органично включаются в разные виды организованной и самостоятельной деятельности детей и имеют важное значение в их развитии и воспитании.

 

2. Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольный период. Значение сюжетно-ролевых игр в развитии и воспитании дошкольников

 

Сюжетно-ролевые игры имеют свою специфику, которая отражает самобытность, самостоятельность, творчество ее участников. Главной отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является, по мнению исследователей, то, что ее создают сами дети, игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер.

Самодеятельный характер сюжетно-ролевой игры заключается, по мнению Д.Б. Эльконина, в том, что дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, как развернут игру и т.п. Другими словами, в сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят те или иные действия, явления, отношения активно и своеобразно.

Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, пониманием и осмыслением ими тех или иных фактов и явлений, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

К.Д. Ушинский отмечал, что самое главное в сюжетно-ролевой игре то, что ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к событию, которое он разыгрывает.

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отражать свои впечатления об окружающем мире. Сюжетно-ролевым играм присущи основные черты игровой деятельности: эмоциональная насыщенность, увлеченность, самостоятельность, активность, творчество, соревновательность, кооперация.

Сюжетно-ролевая игра по характеру – отражательная деятельность, но полученные знания, впечатления ребенок пропускает через себя, преобразовывая их, придавая им личностный смысл и включая их в свой личный опыт.

Говоря о сюжетно-ролевой игре как о ведущем виде игровой деятельности, необходимо отметить ее значение в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Развивающее значение сюжетно-ролевой игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, совершенствуются мыслительные операции, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.

О педагогическом значении игры писали Р.И. Глуховская, Р.И. Жуковская, Н.К. Крупская, С.Н. Карпова, А.С. Макаренко, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и другие педагоги и психологи.

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин раскрыли значение сюжетно-ролевой игры для психического развития. Они указывали, что в сюжетно-ролевой игре развивается мотивационно-потребностная сфера личности: у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности (стать взрослым и осуществлять его функции), возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность стать им. В сюжетно-ролевой игре возникает новая психическая форма мотивов (от мотивов, имеющих форму непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму общественных намерений).

Исследования психологов (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Я.Л. Коломенский, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин и др.) подтверждают, что в сюжетно-ролевой игре складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заместителей. Использование внешних, реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психические процессы ребенка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их при решении разнообразных умственных задач.

А.В. Запорожец, опираясь на теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, высказал предположение о том, что сюжетно-ролевая игра является своеобразным материальным этапом в формировании психических процессов, позволяющим в доступной для ребенка наглядно-действенной форме воссоздать (смоделировать) образцы, эмоционально притягательные, но пока еще, в силу возрастных особенностей, для него недоступные.

В исследованиях, проведенных под руководством Д.Б. Эльконина, на примере формирования некоторых интеллектуальных операций было показано, что в коллективной сюжетно-ролевой игре у ребенка может происходить формирование объективной оценки рассматриваемого объекта или явления и переход его интеллектуальных операций на новый уровень развития (конкретно-операциональный). Появление возможности координации различных точек зрения осуществляется за счет формирования у ребенка “условно-динамической” позиции (одновременное нахождение на своей фактической и “условной” позициях) при последовательном взятии им на себя разных игровых ролей.

Л.А. Венгер выделяет значение сюжетно-ролевой игры в формировании у детей способности становиться на точку зрения другого человека, смотреть на вещи его глазами.

Большое внимание исследователи уделяли выявлению значения сюжетно-ролевой игры для развития произвольных процессов.

Л.С. Выготский рассматривал формирование произвольного поведения с точки зрения развития аффективно-потребностной сферы. По его мнению, чтобы было удовлетворено основное желание ребенка – действовать как взрослый, ему необходимо подчинить свое поведение правилам. Выполнение правила есть средство реализации обобщенных аффектов ребенка.

Исследования А.В. Запорожца показали, что у дошкольников качественные и количественные показатели произвольного запоминания, удержания определенной позы, построения сложного движения в условиях сюжетно-ролевой игры гораздо выше, чем в ситуации выполнения прямого задания взрослого.

По мнению исследователей сюжетно-ролевой игры (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин), развитие познавательных и волевых процессов, происходящее за счет особенностей игровой мотивации, связано главным образом с выполнением ребенком взятой на себя роли.

Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский отмечали, что в сюжетно-ролевой игре развивается воображение. В.В. Давыдов указывал, что в игре развивается способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями (кубикстановится мылом и т.д.). Благодаря этому свойству воображения, по мнению В. В. Давыдова, дети используют в игре предметы-заместители, символические действия. Широкое использование в игре предметов-заместителей в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения (моделирование, схемы, символы и т.д.), что потребуется в учении.

Кроме вышеперечисленных значений сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка можно отметить значение игры для развития нравственных качеств личности (С.Н. Карпова, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и др.). Через сюжетно-ролевую игру дети усваивают моральные нормы и правила поведения. В игре формируется стиль отношений, общения ребенка со сверстниками и взрослыми, воспитываются чувства и вкусы и т.д.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольников. Она составляет значительный пласт игр дошкольников. Этому виду детских творческих игр присущи все особенности игры как деятельности. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие воображаемой ситуации, в которой разворачивается замысел игры. Игра оказывает влияние на все стороны развития и воспитание личности ребенка-дошкольника. Она имеет специфичную структуру. Рассмотрим компоненты сюжетно-ролевой игры.

 

studfile.net

Структура сюжетно-ролевой игры. Характеристика структурных элементов.

Игра – вид детской деятельности и, как всякая деятельность, имеет свою структуру. Ей присущи все компоненты структуры деятельности: мотив, цель, планирование, средства реализации, игровые действия, результат. Сюжетно-ролевая игра, являясь творческой, накладывает свою специфику на структурные компоненты.

Т.А.Куликова в сюжетно-ролевой игре выделяет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роли, игровые действия.

Сюжет игры представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Сюжеты игр разнообразны: бытовые игры в семью, детский сад, производственные, отражающие профессиональный труд людей, игры в больницу, магазин и т. д., общественные игры в празднование дня рождения города и т. п.

Одними из основных средств реализации сюжета являются игровые действия. В. И. Логинова, П. Г. Саморукова выделяют два вида игровых действий: оперативные и изобразительные – «как будто».

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. В. Менджерицкой, П. Г. Саморуковой и Д. Б. Эльконина) показали, что основным содержанием сюжетно-ролевых игр является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях: действия и отношения взрослых к предметам, содержание их труда, отношения и общение людей в быту, труде и т. д.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени, соответствующим образом используя те или иные предметы, вступая в разнообразные отношения с други­ми играющими.

Проблемами развития роли в игре занимался Д. Б. Эльконин. На основе исследований он сделал вывод о том, что центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком. В ходе развития меняется осознание ребенком своей роли, появляется критическое отношение к проигрыва­нию этой роли или исполнению ролей товарищами по игре, изменяется содержание роли – от отображения действий к изображению отношений между людьми.

В. И.Ядэшко, В. Я. Сохин выделяют еще такие компоненты сюжетно-ролевой игры: игровой замысел, правила.

Игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут играть дети: в магазин, в детский сад и т. д.

Правила в процессе игры устанавливаются самими детьми, а в некоторых играх – взрослыми, они призваны определять и регулировать поведение и взаимоотношения играющих. Они придают игре организованность, устойчивость, закрепляют содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение от­ношений и взаимоотношений.

Анализ различных литературных источников по проблеме позволяет выделить в сюжетно-ролевых играх следующие структурные компоненты: игровой замысел, сюжет, содержание, роли, игровые действия, правила. Эти компоненты, их разворачивание детьми в совместной деятельности со взрос­лыми и другими детьми образуют многообразные сюжетно-ролевые игры, занимающие значительное место в жизни детей на всех этапах дошкольного детства.

studfile.net

«Структура сюжетно-ролевой игры»

Контрольная работа  «Структура сюжетно­ролевой игры»                                                          Выполнила слушатель  Мартынова Ольга Александровна                                                        Курс дистанционный

Содержание Введение 1. Место сюжетно­ролевой игры в воспитательно­образовательном процессе  детского сада 1.1 Сущность и значение сюжетно­ролевой игры дошкольника 1.2 Условия развития сюжетно­ролевой игры Заключение Литература 2

Введение Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает   в   разнообразные   отношения   с   окружающими.   Общение   является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.   Актуальность­   это   плохо   решаемая   или   совсем   не   решаемая проблема в дошкольном учреждении. Несмотря на то, что сюжетно­ролевая игра достаточно используемая в детском саду, проблема при общении детей в игровой деятельности остаётся актуальной, потому что не все воспитатели владеют   методикой   руководства   сюжетно­ролевой   игрой   детей.   В дошкольном   возрасте   ведущей   деятельностью   является   сюжетно­ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. Игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий   жизни   ребёнка   в   обществе.   Основной   линией   развития   ребенка является   постепенное   освобождение   от   конкретной   ситуации,   переход   от ситуативного   общения   к   вне   ситуативному.   Игра   является   своего   рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью от вещей и предметных   действий   к   свободе   от   реальной,   воспринимаемой   ситуации. Именно   в   этом   освобождении   и   состоит   значение   игры   для   психического развития детей. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно игра является основой творческого развития. Можно сказать, что есть игры вырабатывающие жестокость, грубость, разжигающие национальную   ненависть,   плохо   действующие   на   нервную   систему, вызывающие азарт, тщеславие, и есть игры, имеющие воспитательное значение, укрепляющие   волю,   воспитывающие   чувство   справедливости,   умение помогать в беде. Исходя из этого положения, очень важно уделять внимание руководящей   роли   педагога   в   организации   и   развертывании   творческих сюжетно­ролевых   игр,   совершенствовании   методики   воспитательного воздействия   игровой   деятельности   на   нравственное   становление   личности дошкольника. Д.Б. Эльконин выделил в структуре сюжетно – ролевой игры такие составляющие, как сюжет, содержание, роль, игровые действия, игровое употребление   предметов,   показал,   что   центральным   компонентом   ее выступает роль – соответствующий принятым в обществе нормам, правилам, способ поведения людей в различных ситуациях. Важную роль для правильной 3

организации   сюжетно­ролевых   игр   и   руководства   ими   играет   осознание воспитателями   сущности   детской   творческой   игры   и   ее   педагогической ценности. Четкое определение позиций при рассмотрении данных вопросов дает нам возможность наметить наиболее оптимальные способы руководства сюжетно­ролевыми   играми   детей.   Цель   работы   ­   дать   характеристику сюжетно ­ ролевой игры и показать особенности руководства ею со стороны взрослого.  1. Место сюжетно­ролевой игры в воспитательно­образовательном  процессе детского сада игра педагогический воспитательный ролевой 1.1 Сущность и значения сюжетно­ролевой игры дошкольника В современной педагогике сюжетно­ролевая игра рассматривается как специфический вид человеческой деятельности, направленной на отражение окружающей   действительности,   в   частности,   трудовой   деятельности взрослых, их жизни и общественных отношений. Характер и содержание игры социальны по своей природе и детерминированы конкретными культурными и социально­экономическими условиями жизни ребенка. На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания   и   умения,   сюжетно­ролевая   игра   остается   наиболее   характерным видом   его   деятельности.   Особенности   сюжетно­ролевой   игры   раскрыты   в работах   психологов   (Л.С.   Выготский,   Д.Б.   Эльконин,   А.В.   Запорожец)   и педагогов   (Р.И.   Жуковская,   Д.В.   Менджерицкая,   А.П.   Усова,   Н.Я. Михайленко).   Основной   сюжетно­   ролевой   игры   является   мнимая   или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя   роль   взрослого   и   выполняет   ее   в   созданной   им   игровой   обстановке. Например,   играя   в   школу,   изображает   учителя,   ведущего   урок. Самостоятельность   детей   в   сюжетно­ролевой   игре­одна   из   ее   характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут развивать роли, где развернут игру. Каждый ребенок свободен в выборе   средств   воплощения   образа.   При   этом   нет   ничего   невозможного: можно,   сев   в   кресло   «ракету»,   очутиться   на   Луне,   при   помощи   палочки­ «скальпеля» ­ сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет   фантазии   позволяют   дошкольнику   самостоятельно   включаться   в   те сферы   человеческой   деятельности,   которые   в   реальной   жизни   еще   долго будут ему не доступны. Объединяясь в сюжетно­ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают правила игры, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с трех­четырех лет. К этому времени у ребенка появляются   новые   потребности,   новые   мотивы   деятельности,   связанные   с осознанием своих отношений со взрослыми. У ребенка появляется желание 4

активно участвовать в общественной жизни. После трех лет, как отмечал Л.С. Выготский, в развитии ребенка наблюдаются «противоречивые тенденции: с одной   стороны,   у   него   появляется   целый   ряд   нереализуемых   немедленно потребностей,   желаний,   невыполнимых   сейчас   и   тем   не   менее   не устраняющихся как желания; с другой стороны, у него сохраняется почти полностью тенденция к немедленной реализации желаний. Отсюда и возникает игра, которая с точки зрения вопроса о том, почему ребенок играет, всегда должна быть понята как воображаемая иллюзорная реализация нереализуемых желаний.   Воображение   и   есть   то   новообразование,   которое   отсутствует   в сознании   ребенка   раннего   возраста.   Но   самое   главное   ­   в   игре   ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое   разыгрывается.   Творческий   характер   сюжетно­ролевой   игры определяется   наличием   в   ней   замысла,   реализация   которого   сопряжена   с активной   работой   воображения,   с   развитием   у   ребенка   способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество   ребенка   принимает   характер   перевоплощения.   Успешность   его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств,   фантазии,   интересов.   Дети   проявляют   большую   изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники сами   мастерят   игрушки,   помогающие   полнее   реализовать   замысел,   лучше справиться   с   ролью.   Структура   ролевой   игры,   согласно   Д.Б.   Эльконину, включает   следующие   компоненты:   1)   роли,  которые   берут   на   себя   дети   в процессе игры;   2) игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;  3)   игровое   употребление   предметов,   условное   замещение   реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребенка; 4) реальные отношения между играющимися детьми, выражающиеся в разнообразных   репликах,   замечаниях,   посредством   которых   регулируется весь ход игры. Как всякая творческая деятельность, сюжетно­ролевая игра эмоционально   насыщена   и   доставляет   каждому   ребенку   радость   и удовольствие   уже   самим   процессом.   Сюжетно­ролевая   игра   имеет структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно­ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно­ ролевой игры. Сюжет игры ­ это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.   Сюжет   представляет   собой   отражение   ребенком   определенных действий,   событий,   взаимоотношений   из   жизни   и   действительности окружающих.   При   этом   его   игровые   действия   (крутит   руль   автомашины, готовит   обед,   учит   рисовать   учеников   и…)   ­одно   из   основных   средств реализации сюжета.    Сюжеты   игр   разнообразны.   Условно   их   делят   на   бытовые   (игры   в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд 5

людей (игры в больницу, магазин и …), общественные (игры в празднование Дня рождения Города, в библиотеку, в школу). Содержание игры, отмечает Д.Б.   Эльконин,   ­   это   то,   что   воспроизводится   ребенком   в   качестве центрального   характерного   момента   деятельности   и   отношений   между взрослыми   в   их   трудовой   и   общественной   жизни.   В   содержании   игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в деятельность взрослых;   оно   может   отражать   лишь   внешнюю   сторону   человеческой деятельности ­­ только то, с чем действует человек, или отношение человека к своей   деятельности   и   другим   людям   или,   наконец,   общественный   смысл человеческой   деятельности.   Содержание   игры   ­это   то   что   производится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений   между   взрослыми   в   их   бытовой,   трудовой,   общественной деятельности.   В   зависимости   от   глубины   представлений   ребенка   о деятельности   взрослых   меняется   и   содержание   игр.   Таким   образом,   в содержании   игры   выражены   разные   уровни   проникновения   ребенка   в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается   в   игре   только   внешняя   сторона   деятельности   (с   чем   человек действует:   «человек­   предмет»).   Затем,   по   мере   понимания   ребенком отношения   общественного   смысла   труда,   в   играх   начинают   отражаться взаимоотношение   людей   (человек­человек),   а   сами   предметы   заменяются (кубик­кусок   мыла,   хлеб,   утюг,   машинка)   или   только   мысленно представляются (как будто у меня акваланг, и я опускаюсь на дно океана»). Для ребенка роль­ это его игровая позиция: отожествляет себя с каким­либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама   заботится   о   детях,   готовит   им   еду,   укладывает   спать;   учительница говорит громко и четко, строгая, требует, чтобы все ее слушали, не шалили на уроках.   Подчинение   ребенка   правилам   ролевого   поведения   является важнейшим элементом сюжетно­ ролевой игры. Отступление кого­ либо из играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре: «С капитаном нельзя спорить!» или: «Капитаны громко приказывают, а ты просишь матроса помыть палубу!». Сюжетно­ролевая   игра   имеет   чрезвычайно   большое   значение   для умственного   и   нравственного   развития   ребенка,   для   формирования   его способностей и становления личности в целом. Для ребенка роль­ это его игровая   позиция:   отожествляет   себя   с   каким­либо   персонажем   сюжета   и действует   в  соответствии   с  представлениями   о   данном   персонаже.  Всякая роль   содержит   свои   правила   поведения,   взятые   ребенком   из   окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Как всякая творческая деятельность, сюжетно­ролевая игра эмоционально насыщенна и доставляет каждому ребёнку радость и удовольствие уже самим своим процессом. 6

1.2 Условия развития сюжетно­ролевой игры Дошкольный   возраст   ­один   из   важнейших   этапов   в   формировании   и развитии   индивидуальных   и   коллективных   игровых   интересов   детей.   Под игровым интересом мы понимаем сложное психическое образование, которое воспринимаем одновременно и как особое непосредственное эмоционально­ познавательное отношение к игре или игрушке; и как стремление выразить познанное   в   деятельности;   как   потребность   ребенка   заниматься   именно данной деятельностью, которая обеспечивает соучастие в жизни взрослого, удовлетворяет   потребность   в   общении,   приносит   радость   созидания, творчества. В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью   ребенка   и   имеет   большое   значение   для   его   физического   и психического   развития,   становления   индивидуальности   и   формирования детского   коллектива.   В   первые   годы   жизни   при   обучающем   воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют   собой   предпосылки   сюжетно­ролевой   игры.   Первым   этапом является   ознакомительная   игра.   Взрослый   организует   предметно­   игровую деятельность   ребенка,   используя   разнообразные   игрушки,   предметы.   Ее содержание составляют действия­ манипуляции, которые ребенок совершает вместе   со   взрослым,   обследуя   качества   предмета,   игрушки.   Взрослый, показывает   игрушку   и   действия   с   ней.   В   процессе   самостоятельных манипуляций   с  игрушкой ребенок  познает ее свойства. В ознакомительной игре   прослеживается   намеренность   действий   ребенка:   берет   игрушку, рассматривает,   стучит.   Такая   преднамеренность   действий   с   предметами­ предпосылка   развития   целенаправленности,   характерной   для   сюжетно­ ролевой игры. На втором этапе развития игровой деятельности появляется 7

отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических   свойств   предмета   и   на   достижение   с   его   помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание ребенка на его целевое назначение: «Это чашка, из нее пьют. Это одеялко,   укроем   куклу».   Третий   этап   развития   игры   относится   к   концу первого, началу второго года жизни. Формируется сюжетно­отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в   повседневной   жизни   (баюкают   куклу,   кормят   мишку).  Воспитатель   учит малышей отображать жизненные ситуации, знакомые им по личному опыту, в игровом   плане.   Для   развития   сюжетно­отобразительной   игры   необходимы образные игрушки, с помощью которых педагог вовлекает детей в решение игровых   задач  («Мишка   хочет   гулять,  покатай   Мишку  на  санках»).  Перед ребенком ставится условно­игровая цель деятельности, которую он достигает игровыми способами и средствами, и получает воображаемый результат.   Развитие   игры   и   игровых   интересов   зависит   от   реальных взаимоотношений,   складывающихся   между   детьми   в   группе.   При целенаправленном   педагогическом  воздействии   у   ребенка  могут  быть  рано воспитаны способность к сопереживанию, умение прийти на помощь. Дети младшего   дошкольного   возраста   могут   ради   достижения   более   важного результата отказаться от приятного удовольствия. Мотивом такого поведения в данном случае являются моральные чувства: жалость, сострадание, стыд, зачатки   ответственности,   которые   проявляются   раньше,   чем   убеждения, привычки,   знания   и   нормы   поведения.   Однако   сами   эти   чувства   не   могут возникнуть   «путем   естественного   вызревания»,   их   нужно   воспитывать. Немаловажное значение для развития игровой деятельности имеют предметы –   атрибуты.   Они   помогают   ребенку   взять   на   себя   роль,   спланировать   и развернуть   сюжет,   создать   игровую   ситуацию.   Они,   как   бы   обеспечивают внешние условия для реализации роли, облегчая малышу ролевое поведение. В старшем   дошкольном   возрасте   ребенок   не   меньше   нуждается   во   внешних атрибутах, потому, что такой опорой становятся представления о функции взрослых.   Основное   условие   для   развития   сюжетно­ролевой   игры   —   это совместные   игры   взрослого   и   ребенка.   Чтобы   научить   детей   развивать содержание игры, педагог обыгрывает жизненные ситуации, привлекая их к активному   участию.   Следует   побуждать   детей   воспроизводить   ранее усвоенные   действия   в   новых   вариантах   игры.   Педагог   создаёт   ситуации, стимулирующие ребенка к использованию предметов­ заменителей (ножа нет, чем   же   резать   хлеб?),   к   действиям   в  воображаемой   ситуации.  Такие   игры обычно   сопровождаются   речью,   которая   помогает   созданию   образа   (каша вкусная, зайка любит морковку; молодец Мишка ­ вытер рот салфеткой). Для развития   сюжетно   ­   отобразительной   игры   эффективны   показы   ­ инсценировки. Педагог показывает, как одна игрушка умывается, вытирает лицо и руки полотенцем, садится за стол, пьёт молоко т.е. демонстрирует 8

цепочку   последовательных   разнородных   действий   с   одной   игрушкой.   В следующий раз демонстрируются однородные действия, которые выполняют разные игрушки: мишка, кукла Ляля, зайка. Они по очереди поют знакомую малышам песню, читают наизусть стихотворение, пляшут, играют в мяч.Чтобы обучающие   занятия,   принесли   положительные   результаты,   целесообразно повторять   их,   вводя   новые   элементы,   вызывая   у   малышей   эмоциональные реакции,  повышая  их  активность.  Повторные  показы ­инсценировки   можно проводить с двумя­тремя детьми: это позволяет упражнять их в выполнении игровых   действий,   в   использовании   предметов­   заменителей.   Игрушки, действия с которыми малыши ещё не освоили, не рекомендуется давать для самостоятельного   пользования.   Сначала   детей   надо   обучить   игровым действиям в совместной со взрослым игре. Так, если дети не умеют строить из   кирпичиков, кубиков,   воспитатель   проводит   обучающие   игры, индивидуальные занятия.  Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры,   руководить   отношениями   между   ними.   Совместная   игровая деятельность   способствует   формированию   у   детей   организованности   и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми. Заключение   Игра   ­   основной   вид   деятельности   ребенка   вплоть   до   младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те   качества,   которые   не   были   раньше   заметны   ни   ему,   ни   окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка,   подготовить   его   к   жизни   в   современном   обществе,   заставить   его поверить в свои силы и возможности. Развитие игровой деятельности детей зависит   от   содержания   и   формы   непосредственного   общения   педагога   с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни   осуществлялось,   должно   протекать   в   форме   равноправного доброжелательного   сотрудничества   взрослого   с   детьми.   Оно   должно направлять   малышей   на   самостоятельное   воспроизведение   знаний,   умений, способов   действия   с  предметами,  полученное   на  занятиях   и   в   совместной деятельности   со   взрослым.   Педагогу   следует   поощрять   проявление активности,   инициативы   и   выдумки   детей.   Планирование   системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение   в   игре   разнообразных,   новых   для   них   явлений   окружающей действительности,   с   другой   стороны,   усложняет   способы   и   средства воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни, 9

полученные   из   разных   источников,   определяют   содержание   игровых   задач, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры. Воспитательное значение игры во многом   зависит   от   профессионального   мастерства   педагога,   от   знания   им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного   методического   руководства   взаимоотношениями   детей,   от четкой организации и проведения всевозможных игр. 10

Литература 1.Венгер Л.Н., Мухина В.С. Психология – М., 1988. c.63 2.Жуковская Р. И. Воспитание детей в игре. М., 1963. С. 68.  3.Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно­ ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989.­ №5. ­ С.­ 39. 4.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. ­ М.: Академия, 2001. 5. Короткова Н.А. Сюжетно ­ ролевая игра старшего дошкольника // Ребёнок в детском саду.2006. ­ №4. ­ С. 43.  6.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика. М., 2005. С. 165. 7.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре – М.: Просвещение, 1982. – 128с. 8.Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Владос, 2003. – 368с. 9.Урунтаева Г.А. Детская психология – М.: Академия, 2006. – 368с.  10.Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 85.  11.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение 1989.  С. 184.  Р 11

znanio.ru

План-конспект урока на тему: «Характеристика сюжетно-ролевой игры»

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ  

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Теоретические и педагогические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

НА ТЕМУ: «Характеристика сюжетно-ролевой игры»

Цель-

  • Изучить: Сущность и структура сюжетно-ролевой игры и особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

Задачи-

  • Развитие представлений студентов о сюжетно-ролевой игре дошкольников
  • Воспитывать у студентов желание активно работать на уроке
  • Вызывать интерес к изучаемому материалу
  • Формировать умение анализировать материал, отвечать на поставленные вопросы

Материал-

  • Конспект лекции
  • Литература по теме (книги)
  • Комплект (по количеству студентов) учебника Козловой С.А., Куликовой Т.А. «Дошкольная педагогика».

План:

  1. Литература и исследователи данной проблемы
  2. Сущность и структура сюжетно-ролевой игры
  3. Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
  4. Домашнее задание:
  1. Повторить лекцию и ознакомиться с литературой по данной проблеме.
  1. Литература:
  • Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. средних пед. учеб. заведений. –М. : Издательский центр «Академия», 2001
  • Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста Ростов н/Д.: Феникс,2010

Исследователи:

  • Л.С.Выгодский
  • С.Л.Рубинштейн
  • А.Н.Леонтьев
  • Ф.И.Фрадкина
  • А.П.Усова
  • Д.Б.Эльконин
  • Д.В.Менджерицкая
  • Р.И.Жуковская
  1. Сущность сюжетно-ролевой игры.

Итак, что же такое сюжетно-ролевая игра?

Сюжетно-ролевая игра – это творческий вид игровой деятельности, наиболее характерный для детей дошкольного возраста. Основой этой деятельности является мнимая или воображаемая ситуация, заключающаяся в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Характеризуя сюжетно-ролевую игру, Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослым.

Как вы думаете, что же за «источник», который «питает» сюжетно-ролевую игру ребенка? (окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослого и сверстников).

Самое главное – в сюжетно-ролевой игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

На эту особенность указывал Ушинский: «…в игре же дитя – зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Творческий характер игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевопложения.

Структура сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:

  • Сюжет
  • Содержание
  • Роль

Задание: из учебника (Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. средних пед. учеб. заведений. –М. : Издательский центр «Академия», 2001) кратко выписать характеристику структурных компонентов сюжетно ролевой игры.

(Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. 

Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутит руль автомашины, готовит обед, учит рисовать учеников и др.) — одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:

  • бытовые (игры в семью, детский сад),
  • производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму),
  • общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полет на Луну).

На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Так, в играх детей народов Севера отражаются охота на тюленей, моржей, труд оленеводов. Дети, живущие в приморских регионах, играют в кораблестроителей, работают в порту, встречают туристов.

Но, кроме того, в каждую эпоху происходили серьезные, иногда экстремальные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождали новые сюжеты детских игр. На протяжении многих лет дети нашей страны играли в Великую Отечественную войну (в сражения, бомбежки, эвакуацию мирных граждан, госпиталь, партизан, блокаду Ленинграда, парад Победы и др.). После полета Юрия Гагарина в космос (12 апреля 1961 г.) дети многих стран мира стали играть в освоение межпланетного пространства (строят ракеты, отправляются на Марс, Луну, работают на космической станции Мир).

В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, лечение больных и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни.

Содержание игры, отмечает Д. Б.Эльконин, — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Например, дети младшей группы, изображая в игре врача, многократно повторяли одни и те же действия: измеряли температуру, смотрели у больного горло. После того как малышам сделали прививки, в игровом изображении врача прибавились новые действия. Дети старшей группы, договариваясь об игре в больницу, уточняли, какие специалисты будут лечить больных: хирург, окулист, детский врач. В зависимости от специализации врача каждый играющий выполнял специфические действия, при этом врачи ласково разговаривали с пациентами, уговаривали их не бояться укола, операции, перевязки, смелее принимать лекарства. Таким образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек — предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек — человек»), а сами предметы легко заменяются (кубик — кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливает логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П.Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормил мишку — уложил спать; снова покормил- и снова уложил спать. А.П.Усова охарактеризовала такие игры как игры- действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка. Например, Оля усадила своих дочек за стол, пошла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюльками, сковородками, а дочки так и остались ненакормленными.

Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.

На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдаются целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей, транспорт и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что-то свое, индивидуальное. Например, Сережа, папа которого капитан речного парохода, предлагает «воспитательнице» покатать детей по Москве-реке. Получив согласие, строит из стульев пароход, встречает пассажиров на его борту. В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых в игре ситуаций, которые хорошо освоены ребенком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса. Так, если малыши, играя в детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают обед едва поднеся ко рту ложку. Иногда дети ограничиваются символическими действиями: матрос плавает по комнате, которая стала «как будто море».

Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др. В настоящее время распространены игры в путешествия, в том числе и космические: расширилась сфера отображения труда взрослых (обслуживающий труд в банке, на транспорте, служба охраны и правопорядка и др.).

В старшем и дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий (положил голову на ладошку — уснул) дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали — и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:

  • усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого;
  • постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).

Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет.

Роль — средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Для ребенка роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботится о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая, требует, чтобы все ее слушали, не шалили на уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо из играющих от этих правил вызывает протесты у партнеров по игре: «С капитаном нельзя спорить!» или: «Капитаны громко приказывают, а ты просишь матроса помыть палубу!» Таким образом, для дошкольников роль — это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. На третьем году жизни наблюдается эмансипация ребенка от взрослого. Одновременно у дошкольника растет стремление действовать самостоятельно, но как взрослый. Тогда, играя, малыш начинает выполнять отдельные действия, характерные для какого-либо взрослого (укладывает куклу спать, как мама), хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые начатки роли. К ним следует отнести и еще один признак: ребенок «озвучивает» игрушку, говоря от ее лица.

На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я — мама, я — шофер, я — врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами: мама выбирает для игры игрушки или предметы, которые необходимы для приготовления обеда, купания ребенка; врач подбирает для лечения карандаш-градусник, рвет бумажки для горчичников, из бутылочки наливает воображаемое лекарство и т. п. Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых, деятельность которых требует определенной атрибутики: у мамы — набор предметов быта, у врача — медицинские инструменты, лекарства, у шофера — транспортное средство. Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик для купания куклы), а также предметы-заместители (карандаш или палочка становится в игре ножом, ложкой, градусником, шприцем). Ролевое взаимодействие между играющими осуществляется посредством предметно-игровых действий: врач лечит больного, измеряя температуру, делая уколы и т. п.

В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница заботится о детях, капитан ведет корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали, чтобы пассажирам было удобно). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов. В этом возрасте ролевая речь становится средством взаимодействия. Поскольку у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры — процесс довольно эмоциональный. Помощь педагога необходима.

В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующей дошкольного учреждения, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий (есть свободная полоса на аэродроме, значит, самолет может приземлиться), сколько смысл социальных отношений (полоса свободная, но надо запросить диспетчера, чтобы не случилось аварии)).

  1. Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте:
  1. Соблюдение правил (регламентирование того, что делают ребенок и воспитатель.) Просто так, из ниоткуда, действие по правилам не возникает. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослого, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образцу жизни людей.
  • Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.
  1. Социальный мотив игр. Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.
  2. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие. Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны.

На ваш взгляд, ребенок отличает игру от действительности? Обоснуйте свою позицию. (отличает, о чем говорит наличие в его речи высказываний типа «как будто», «понарошку», «по-правде», однако ребенок не притворяется, а действительно переживает все).

Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Сеченов доказал, что игровые переживания ребенка оставляют глубокий след в сознании малыша.

  • Сюжетно-ролевая игра – школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир ребенка.
  1. В ходе сюжетно-ролевых игр происходит развитие интеллекта. Некоторые игры продолжаются неделями, постепенно развиваясь («Моряки», «Путешествие»…).
  • Продолжительное пребывание ребенка в одной и той же роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.
  1. В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество.
  2. В сюжетно-ролевой игре происходит интенсивное развитие речи.

nsportal.ru

3. Структура сюжетно-ролевой игры. Характеристика структурных элементов

 

Игра – вид детской деятельности и, как всякая деятельность, имеет свою структуру. Ей присущи все компоненты структуры деятельности: мотив, цель, планирование, средства реализации, игровые действия, результат. Сюжетно-ролевая игра, являясь творческой, накладывает свою специфику на структурные компоненты.

Т.А. Куликова в сюжетно-ролевой игре выделяет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роли, игровые действия.

Сюжет игры представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Сюжеты игр разнообразны: бытовые игры в семью, детский сад, производственные, отражающие профессиональный труд людей, игры в больницу, магазин и т.д., общественные игры в празднование дня рождения города и т.п.

Одними из основных средств реализации сюжета являются игровые действия. В.И. Логинова, П.Г. Саморукова выделяют два вида игровых действий: оперативные и изобразительные – “как будто”.

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д.В. Менджерицкой, П.Г. Саморуковой и Д.Б. Эльконина) показали, что основным содержанием сюжетно-ролевых игр является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях: действия и отношения взрослых к предметам, содержание их труда, отношения и общение людей в быту, труде и т.д.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени, соответствующим образом используя те или иные предметы, вступая в разнообразные отношения с другими играющими.

Проблемами развития роли в игре занимался Д.Б. Эльконин. На основе исследований он сделал вывод о том, что центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком. В ходе развития меняется осознание ребенком своей роли, появляется критическое отношение к проигрыванию этой роли или исполнению ролей товарищами по игре, изменяется содержание роли – от отображения действий к изображению отношений между людьми.

В.И. Ядэшко, В.Я. Сохин выделяют еще такие компоненты сюжетно-ролевой игры: игровой замысел, правила.

Игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут играть дети: в магазин, в детский сад и т.д.

Правила в процессе игры устанавливаются самими детьми, а в некоторых играх – взрослыми, они призваны определять и регулировать поведение и взаимоотношения играющих. Они придают игре организованность, устойчивость, закрепляют содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.

Анализ различных литературных источников по проблеме позволяет выделить в сюжетно-ролевых играх следующие структурные компоненты: игровой замысел, сюжет, содержание, роли, игровые действия, правила. Эти компоненты, их разворачивание детьми в совместной деятельности со взрослыми и другими детьми образуют многообразные сюжетно-ролевые игры, занимающие значительное место в жизни детей на всех этапах дошкольного детства.

 

studfile.net

Консультация на тему: Консультация для педагогов: «Структура сюжетно-ролевой игры»

Консультация для педагогов: «Структура сюжетно-ролевой игры»

Теория игры, ее роль в развитии личности ребенка.

Основой любого вида деятельности ребенка является игра. Начиная с простых потешек, игры в «ладушки», ребенок познает окружающий мир. Все мы, рано или поздно, играем. С помощью игры у ребенка развивается речь, познание, мышление, воображение, память и другие высшие психические функции.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; » Игра имеет важное значение  в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,  в игре… «

К. Д. Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка: «Не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого свяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определит характер и направление человека».

В создании современной теории игры особенно велика роль Н. К. Крупской, она дала новое решение таким основным вопросам, как причины потребности ребенка в игре, ее сущность, связь игры с трудом, значение игры для всестороннего развития детей.

 Н. К. Крупская считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремлением ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью.

Игра — это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Узы, которые связывают игру и красоту очень тесные и многообразные. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность.

Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия.

Игра — это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает.

Именно в мире впервые формируется необходимость влияния на окружение, изменить его, когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать создаются предпосылки игровой деятельности.

В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью.

Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д. Б. Эльконин, в игре интеллект направляется за эмоционально — действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.

Поскольку игра является основой дальнейшей жизни человека, то мы и поговорим о игре как таковой.

Сюжетно-ролевая игра, ее структура и особенности развития.

В игре ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но и знание и смысл.

Случайный предмет, который ребенок раздваивает на конкретную вещь и ее воображаемое значение, воображаемую функцию становится символом. Ребенок может любой предмет пересоздать на что угодно, он становится первым материалом для воображения. Дошкольнику очень трудно оторвать свою мысль от вещи, поэтому он должен иметь опору в другой вещи, для того, чтобы вообразить себе коня, ему необходимо найти палку, как точку опоры. В этом символизирующем действии происходит взаимное проникновение, переживание и фантазия.

Возникает сюжетно – ролевая игра в случаях нормально развивающегося ребенка в конце раннего возраста. Первоначально игра возникает в предметной деятельности ребенка, когда некоторые предметные действия начинают выполняться с предметами, для этого не предназначенными (или вовсе без предметов), теряют свой практический смысл (т.е. направленность на получение результата) и превращаются в изображение настоящих действий. Но это еще не сюжетно-ролевая игра. В ней нет ни сюжета, ни ролей, и она называется изобразительной (предметно – манипулятивной деятельностью) игрой. В этот период ребенок может играть с кастрюлями мамы, но при этом не делать вид, что он варит что-то, а использовать их как ванну для кукол или как музыкальные инструменты. Очень часто кастрюля превращаются в своеобразный гимнастический снаряд для ребенка, на котором он может прыгать, пинать его или просто залезть туда сам.

Переход от изобразительной игры к сюжетно-ролевой включает связывание отдельных игровых действий в более или менее целостный сюжет (т.е. изображение определенного события) и приятие ребенком на себя той или иной роли (мамы,  врача, учительницы и т.д.)

 Возникновение изобразительной игры и ее переход в сюжетно-ролевую игру включат ряд последовательных этапов. Первоначально взрослые обычно показывают простые действия с сюжетными игрушками – куклами, животными. Ребенок эти действия повторяет так же, как и любые другие предметные действия, «качает» куклу, «кормит» Мишку, но никакого игрового смысла этим действиям не придает. Это хорошо видно из того, что действия выполняются только с теми предметами, на которых они были показаны.

 Первый шаг в развитии изобразительной игры состоит в том, что ребенок начинает переносить показанные ему действия с игрушками или те действия, которые он научился выполнять с настоящими вещами, на другие предметы. Перенос действий на новые предметы приводит к тому, что ребенок начинает действовать и с такими предметами, которые вообще не могут быть использованы для получения реального результата. Он может мерить температуру палочкой или карандашом, варить палочкой суп или кашу из песка, при этом угощая приготовленным «блюдом» окружающих.

Постепенно ребенок начинает в изобразительной игре ставить себя на место другого человека, принимает на себя его роль. Принятие роли проходит те же этапы, что и использование предметов-заместителей, но это происходит обычно несколько позже. Сначала ребенок выполняет действия другого человека, но называет себя своим собственным именем. Ребенок может взять папин инструмент и начать чинить и без того исправленные вещи, например, машину или раковину. Потом возникает словесное обозначение роли, но только после того, как ребенок уже изобразил действия другого человека. Ребенок сначала играет. Потом как бы узнает в своих действиях действия взрослого и называет себя его именем. Переход изобразительной игры в сюжетно-ролевую завершается, когда ребенок принимает на себя роль раньше, чем начинает игровые действия. Обычно это происходит в дошкольном возрасте. В этом возрасте ребенок может одеть мамин рабочий халат (если она медик) и взяв, какие либо предметы, заменяющие медицинский инструмент, сообщить родным, что к ним пришел доктор всех лечить.

Ролевые игры имеют следующие особенности:

1.   Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

2.   Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).

3.   Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

4.   Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

5.   Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.

6.   В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

7.   Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изменяться:

а) от начала к концу;

б) от первой игры к последующим играм той же группы детей;

в) наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.

Средства игры:

1. Знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка;

2.     Предметы игры;

3. Способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах;

4. Те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

Строение игры:

  1. тема (например, семья, политика, школа, магазин)
  2. выбор собственной роли ребенка
  3. сюжет игры (девочка кормит куклу, потом укладывает ее спать и убирает посуду)

Существует также еще одна классификация строения игры, именуемая «лесенкой успеха»:

  1. задумка
  2. материал
  3. инструмент
  4.  последовательность
  5.  результат

Младшие дошкольники играют, как правило, в одиночку. Они еще не умеют договариваться между собой, распределять роли, игровой материал. Темы их игр обычно берутся из впечатлений собственной жизни, из непосредственного окружения. Это – «дочки-матери», «детский сад», «езда» на машине, «лечение». Сюжеты игр однообразны. Это чаще всего многократное повторение одних и тех же игровых действий.

Особенность игр младших дошкольников состоит в том, что среди игровых действий преобладают внешние действия, по возможности точно, буквально воспроизводящие действия изображаемых людей. Так, играя «в доктора» после того, как в детском саду побывал врач и сделал детям прививки, младшие дошкольники стараются точно повторять внешние действия врача.

В играх трехлетних детей словесные игровые действия используются сравнительно редко. Но можно их этому специально обучить.

Непосредственным толчком к началу игры у младших дошкольников служит либо совет взрослого, либо недавно полученное впечатление (например, поход в зоопарк, катание на каруселях или по реке), либо новая игрушка. Поэтому в этом возрасте полезны игрушки и комплекты игрушек, относящиеся к доступным пониманию детей видам человеческой деятельности.

На протяжении младшего и среднего дошкольного возраста происходит значительное изменение сюжетно-ролевой игры. Это, прежде всего, переход от одиночных игр к совместным. Происходит оно постепенно. Сначала ребенок проявляет интерес и внимание к игре другого ребенка, эпизодически включаются в нее на короткое время. Пока игра заключается лишь в выполнении элементарных действий с игрушками, она не дает оснований для устойчивого общения. Дети могут меняться игрушками, помогать друг другу, но потом снова расходиться, и каждый играет сам по себе.

При более длительном общении дети начинают вступать по мере развития игровых умений и более детального знакомства с жизнью взрослых людей. Стремление воспроизвести в игре не только действия взрослых, но и взаимоотношения приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, которые играли бы вместе с ним. Возникает необходимость организовывать игру, включающую несколько ролей, договориться с другими детьми. В среднем дошкольном возрасте в условиях детского сада начинают возникать небольшие группки детей, часто играющих вместе. Их объединяет к одним и тем же темам игр.

Вместе с переходом от одиночной к совместной игре расширяется тематика детских игр и усложняются их сюжеты. Главным в сюжетах детских игр становится воспроизведение отношений между людьми. В играх исчезает многократное повторение одних и тех же действий. А сами эти действия совершаются для того, чтобы выразить отношение к другому человеку в соответствии со взятой ролью

Дети стараются вести игру так, чтобы соблюдать известные им правила поведения людей в той или иной ситуации, которую отражает сюжет игры. Например, девочка в роли учительницы ведет урок и ругает мальчика, который не выучил домашнее задание. Мальчик молчит. Но уже на «перемене», пользуясь тем, что пока игра прервалась, говорит, что ему не нравится учительница и он не хочет, чтобы она в следующий раз играла эту роль. Однако со «звонком» на урок мальчик снова садится за парту и играет роль ученика.

Совместная игра создает необходимость в развитии реальных взаимоотношений между играющими детьми. Они должны научиться договариваться между собой, решать возникающие споры и недоразумения. Однако в три-четыре года это вызывает у детей существенные трудности, из-за которых может нарушиться ход игры. Поэтому большое значение имеет руководство игрой со стороны взрослого. Руководство должно заключаться в организации обсуждения и решения вопросов, возникающих по ходу игры, самими детьми. Но стоит помнить, что правильно обучить ребенка игре можно не с помощью правил, а с наводящими вопросами, например «А ты уверен, что продавец так может ответить покупателю?», «А разве правильным будет ругаться на пациента, если он боится? Разве его не надо успокоить?» и т.д.

Постепенно организация и руководство играми переходят к самим детям. Но не все они в одинаковой мере в этом участвуют. Обычно наиболее активные и инициативные дети, знающие много сюжетов игр, становятся их организаторами, другие же участники остаются более пассивными.

Особенности сюжетно – ролевой игры:

  1. коллективность – дети уже не играют в одиночку, а небольшими группами по несколько человек;
  2. разнообразие тематики, сложности и развернутости сюжетов – сюжеты могут быть разнообразны, например, игра в «город»;
  3. планирование игры в коллективе – дети предварительно договариваются между собой как и во что будут играть, что можно делать в игре, а что нет;
  4. условное обозначение некоторых действий – например, обед обозначается несколькими взмахами ложки, сон – просто полежать несколько секунд;
  5. точное соблюдение правил и ролей;
  6. выделение организаторов игр – в этом возрасте можно выделить явных лидеров в игре, мнение которых весомо для остальных детей.

Помимо сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте большое значение приобретают другие виды игр – подвижная и дидактическая (обучающая). Такие игры не возникают в самостоятельной деятельности детей. Их придумываю и предлагают взрослые в целях совершенствования движений или выработки у детей различных знаний и навыков. Некоторые подвижные игры передаются из поколения в поколение (прятки, лапта) и переходят к младшим детям от старших. Подвижные и дидактические игры сходны с сюжетно-ролевой игрой в том отношении. Что содержат в себе ее элементы – иногда сюжет (например, игры типа «путешествия» с выбрасыванием очков при помощи кубика), иногда – привлекательный игровой материал (игры типа лото) и почти всегда – явные или скрытые роли. В таких играх, как «Гуси- гуси, домой», «Казаки и разбойники», роли обозначены прямо. Но они фактически есть и в прятках (роли прячущегося и ищущего), и в салочках (роли догоняющего и убегающих), и во многих других подвижных и дидактических играх (роли водящего и идущего и т.п.).

        Общая особенность подвижной и дидактической игр состоит в том, что это – игры с правилами. Их основной смысл для ребенка сводится к строгому выполнению правил и выигрышу. Игры с правилами становятся любимыми играми старших дошкольников, и готовит их к этому сюжетно-ролевая игра, когда они учатся выполнять правила, определяемые ролью.

        Исходя из всего вышесказанного следует сделать вывод, что именно игра способствует развитию личности дошкольника, его мышлению, воображению, памяти, речи, формирует его поведение, умение слаженно работать в коллективе. С помощью игры можно определить будущий характер дошкольника, его ценности.

        Начинаясь с предметно – манипулятивной деятельности, игра за столь короткий промежуток времени (всего 3-5 лет) претерпевает колоссальные изменения. Она становится основой для учебной деятельности, поэтому при обучении в начальной школе сохраняются элементы игры. Да даже в старших классах дети очень часто просят провести с ними какую-нибудь игру (в основном, дидактическую), чтобы разнообразить процесс обучения.

        Даже Я. А. Коменский рассматривал игру как необходимую для ребенка форму деятельности. Он требовал, чтобы родители не мешали детским играм, а сами принимали в них участие, направляя их в правильное русло: «Пусть они (дети) будут теми муравьями, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают; нужно только помогать детям, чтобы все, что происходит, происходило разумно». Подчеркивая образовательное значение детской игры, Каменский писал: «Во время игры ум все-таки чем-либо напряженно занят и часто даже изощряется». Он указывал и на воспитательную роль игры в деле сближения ребенка с его сверстниками и рекомендовал родителям организовывать и поощрять совместные игры и развлечения детей друг с другом.

        А родителям стоит помнить, что очень часто в игре дети отражают ситуации, которые происходят у них дома.

        «Ребенок учится тому,

         Что видит у себя в дому.

         Родители – пример ему.

         И оттого, что видят дети,

         Мы за дела свои в ответе.»

                        С. Брант

Список литературы.

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987.
  2. Дошкольное образование в России. Министерство образования РФ. — М.; Изд.АСТ, 1997
  3. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология» / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. — М.,1988
  4. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. — 2006. — №2. — С. 84 — 87
  5. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. — 2006. — №3. — С. 81 — 85
  6. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. — 2006. — №4. — С. 79 — 87
  7. Мацкевич М. Изобразительное творчество и игра в пространстве музея// Дошкольное воспитание. — 2006. — №6. — С. 90 — 95
  8. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. — №4. — С. 70 — 74
  9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений / Г.А.Урунтаева. — М., 2001.

nsportal.ru