Структура учебной мотивации методика: Диагностика «Структура учебной мотивации школьника»

Диагностика «Структура учебной мотивации школьника»

Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника

Инструкция к тесту

Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл:

  • 0 баллов – почти не имеет значения;

  • 1 балл – частично значимо;

  • 2 балла – заметно значимо;

  • 3 балла – очень значимо.

Тестовый материал

1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель. 
2. Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире. 
3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться. 
4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку. 
5. Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция. 
6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку. 
7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо. 

8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться. 
9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам. 
10. Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников. 
11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей. 
12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т. д. 
13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком. 
14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни. 
15. На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы. 
16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде). 
17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи. 
18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших. 
19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т. д.). 
20. Учеба в моем возрасте – самое главное дело. 
21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе. 

Ключ к обработке анкет

Познавательные

2

9

15

Коммуникативные

3

10

16

Эмоциональные

1

8

21

Саморазвития

6

13

19

Позиция школьника

7

14

20

Достижения

5

12

18

Внешние (поощрения, наказания)

4

11

17

Материал на тему: Диагностика учебной мотивации школьников
Диагностика учебной мотивации школьников

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, модифицированная с учетом выявленных Н.Ц.Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации).

Инструкция к тесту

Проводится три серии испытаний.

Первая серия

Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.

Вторая серия

Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия

Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал
  1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
  2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
  3. Хочу окончить школу и учиться дальше.
  4. Хочу быть культурным и развитым человеком.
  5. Хочу получать хорошие отметки.
  6. Хочу получать одобрение учителей и родителей.
  7. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
  8. Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.
  9. Хочу быть лучшим учеником в классе.
  10. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
  11. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
  12. Не хочу получать плохие отметки.
  13. Люблю узнавать новое.
  14. Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.
  15. Люблю думать, рассуждать на уроке.
  16. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
  17. Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.
  18. Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.
  19. Люблю решать задачи разными способами.
  20. Люблю все новое и необычное.
  21. Хочу учиться только на «4» и «5».
  22. Хочу добиться в будущем больших успехов.
Ключ к тесту

Мотивы:

  • долга и ответственности: 1 – 2 суждения;
  • самоопределения и самосовершенствования: 3 — 4;
  • благополучия: 5 — 6;
  • коммуникативные: 7 -8;
  • престижа: 9 — 10;
  • избегания неудачи: 11 — 12;
  • учебно-познавательные (содержание учения): 13 — 14;
  • учебно-познавательные (процесс учения): 15 — 16;
  • сотрудничества: 17 — 18;
  • творческой самореализации: 19 — 20;
  • достижения успеха: 21 — 22.
Обработка результатов теста

При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Изучение отношения учащихся к учебным предметам

Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу. Напротив записанного учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.

I. Необходимые предметы:                     —              причина:

II. Интересные предметы:                      —              причина:

Ответы

I. Варианты ответов на вопрос “Необходимые предметы”:

  1. Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.
  2. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.
  3. Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.
  4. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
  5. Этот предмет учит разбираться в жизни.
  6. Этот предмет считают значимым мои родители. 
  7. Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.
  8. Этот предмет будет в итоговом тестировании.

II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”:

  1. Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях. 
  2. Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
  3. Интересно выяснять причины событий.
  4. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету. 
  5. Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
  6. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.
  7. Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.
  8. Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников. 
  9. Интересно, так как этот предмет дается мне легко. 
  10. Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.
  11. Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.
  12. Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.

 

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение доминирующих мотивов учения

Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения. Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива балл от 0 до 10.

  1. Понимаю, что ученик должен учиться хорошо
  2. Хочу окончить школу и учиться дальше 
  3. Понимаю, что знания мне нужны для будущего
  4. Хочу быть культурным и развитым человеком 
  5. Хочу получать хорошие отметки
  6. Хочу получать одобрение родителей
  7. Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне
  8. Хочу быть лучшим учеником в классе
  9. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех
  10. Хочу занять достойное место среди лучших в классе
  11. Мне нравится учиться
  12. Люблю узнавать новое
  13. Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей
  14. Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности
  15. Люблю уроки, на которых можно рассуждать
  16. Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи  
       

Мотивы обучения:

  • мотив долга и ответственности – № 1;
  • мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;
  • мотивы собственного благополучия – № 5–7;
  • мотивы престижности – № 8–10;
  • мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;
  • мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.

Анкета для определения школьной мотивации

1.

Тебе нравится в школе?

Да

Не очень

Нет

2.

Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Иду с радостью

Бывает по- разному

Чаще хочется остаться дома

3.

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты бы пошёл в школу или остался дома?

Пошёл бы в школу

Не знаю

Остался бы дома

4.

Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки?

Не нравится

Бывает по- разному

нравится

5.

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

Не хотел бы

Не знаю

Хотел бы

6.

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Нет

Не знаю

Хотел бы

7.

Ты часто рассказываешь о школе своим родителям?

Часто

Редко

Не рассказываю

8.

Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель математики?

Мне нравится наш учитель

Точно не знаю

Хотел бы

9.

У тебя в классе есть друзья?

Да, много

Да, мало

Нет друзей

10.

Тебе нравятся твои одноклассники?

Нравятся

Не очень

Не нравятся

                                                Анализ результатов.

За каждый первый ответ – 3 балла, промежуточный – 2 балла, последний – 0 баллов. Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.

25-30 баллов – сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.

20-24 балла – отношение к себе как к школьнику практически сформировано.

15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

10-14 баллов – отношение к себе как к школьнику не сформировано.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе.

Анкета для определения мотивации деятельности учащихся на уроке математики.

Прочтите анкету и подчеркните пункты, которые соответствуют Вашим стремлениям и желаниям.

  1. Учусь потому, что на уроках математики интересно.
  2. Учусь потому, что заставляют родители.
  3. Учусь потому, что хочу получать хорошие оценки.
  4. Учусь потому, что хочу подготовиться к будущей профессии.
  5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.
  6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди одноклассников.
  7. Учусь потому, что нравится узнавать новое.
  8. Учусь потому, что нравится учитель математики.
  9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.
  10. Учусь потому, что хочу больше знать.
  11. Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.
  12. Учусь потому, что хочу быть лучшим учеником.

Анализ результатов.

Широкие социальные мотивы – пункты 4, 5

Мотивация благополучия – пункты1, 11

Престижная мотивация – пункты 6, 12

Мотивация содержания – пункты 7, 10

Мотивация прессом – пункты  2, 9

Узкие социальные мотивации – пункты 3, 8.

Тест «Изучение познавательной мотивации и отношения к уроку математики»

  1. По понедельникам я просыпаюсь с мыслью:
  1. Ура! Сегодня будет математика;
  2. Ура! Сегодня не будет математики;
  3. Я заболел и не пойду в школу, это даст возможность не получить плохую отметку по математике.
  1. Я прихожу в школу для того, чтобы:
  1. Узнать что-то новое, интересное;
  2. Заниматься таким интересным предметом, как математика;
  3. Встретиться с учителем математики и пообщаться;
  4. Пообщаться с друзьями;
  5. Весело провести время.
  1. Я всегда готовлю домашнее задание по математике :
  1. Совершенно самостоятельно;
  2. Обращаюсь за помощью к взрослым;
  3. Под контролем родителей;
  4. От случая к случаю;
  5. Не делаю никогда.
  1. Для того, чтобы хорошо учиться по математике, нужно:
  1. Иметь интерес к предмету;
  2. Хорошо работать на уроке;
  3. Уметь списывать.
  1. Когда я получаю плохую отметку, то:
  1. Стараюсь тут же её исправить;
  2. Стараюсь исправить в ближайшее время;
  3. Ничего не пытаюсь сделать.

Тест «Мотивация изучения математики»

  1. Я получаю радость от занятия математикой, так как мне нравится преодолевать трудности.
  2. Я регулярно занимаюсь математикой, потому что добиваюсь успехов по этому предмету.
  3. Мне нравятся занятия математикой, так как это развивает мою память и ум.
  4. Меня воодушевляет успех при решении задач.
  5. Мне нравится заниматься математикой, потому что это интересно.
  6. Мои товарищи и учитель уважают меня за успехи в математике.
  7. Я добросовестно занимаюсь, потому что это развивает мой характер.
  8. Мой класс должен быть лучшим в учёбе, и я хочу внести свой вклад.
  9. Я регулярно занимаюсь математикой, чтобыповышать свои знания.
  10. Я хочу хорошо разбираться во всём, что предусмотрено программой по математике.
  11. Знания по математике пригодятся в моей будущей профессии.
  12. Я стараюсь хорошо учиться, так как люблю быть в центре внимания.
  13. Когда я справляюсь с трудной задачей, я получаю удовольствие и чувствую себя победителем.
  14. У меня поднимается настроение, когда я добиваюсь успехов по математике.
  15. Меня радуют достигнутые успехи.
  16. Я стремлюсь на уроке решить задачу первым, потому что мне нравится чувство соперничества.
  17. Я добросовестно учусь, потому что не хочу подводить своего учителя.
  18. Я всегда довожу решение задачи до конца, потому что мне нравится добиваться поставленной цели.
  19. Я хочу основательно знать математический материал, чтобы быстрее и качественно решать задачи.
  20. Мне нужны хорошие знания математики для поступления в ВУЗ.
  21. Глубокие знания по математике позволят мне защищать честь школы на олимпиадах.
  22. Я регулярно выполняю задания по математике , потому что не хочу огорчать родителей плохими оценками.
  23. Я всегда учусь добросовестно, потому что на сегодняшний день это мой долг.
  24. Встретившись с незнакомой математической задачей, я стараюсь самостоятельно додуматься до её решения.
  25. Мне нравиться узнавать новое из истории математики, для этого я часто обращаюсь к дополнительной литературе.
  26. Хорошие знания по всем предметам мне пригодятся в будущем.
  27. Я всё делаю добросовестно, потому что хочу быть полезным гражданином.

Бланк для ответов:(поставьте + под подходящей степенью)

Номер утверждения

Степень преобладания данного утверждения

не знаю

немного

достаточно

значительно

Обработка результатов:

«не знаю» — 0 баллов,  «достаточно» — 2 балла

«немного» — 1 балл,  «значительно» — 3 балла.

Соответствие утверждений мотивам-категориям:

10, 19, 25 – познавательный мотив

11, 20, 26 – мотив подготовки к профессиональной деятельности

9, 18, 24 – мотив достижения успеха

3, 7, 14 – мотив личного самоутверждения

1, 4, 13 – мотив эмоционального удовольствия

2, 6, 12 – мтив социального самоутверждения

5, 15,16 – социально-эмоциональный мотив

8, 17, 22 – социально-моральный мотив

21, 23, 27 – гражданско-патриотический мотив.

Подсчитав для каждого  мотива общую сумму баллов в классе (s), можно вычислить процент доминирования каждого мотива-категории (p) в данном классе: p = s/9n*100%, где n-количество учащихся в классе.

Статья на тему: Методики диагностики учебной мотивации школьников

Методика диагностики направленности мотивации изучения предмета

(автор Дубовицкая Т.Д.)

Цель — выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики: методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 9-10-летнего возраста.

Инструкция:

 Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

«верно»                 + +;

«пожалуй, верно»         +;

«пожалуй, неверно»     –;

«неверно»                    – –.

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Благодарим за участие в опросе!

Вопросы для опроса:

  1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
  2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
  3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
  4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).
  5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.
  6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
  7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
  8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
  9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
  10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).
  11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
  12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
  13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
  14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
  15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
  16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
  17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.
  18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
  19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
  20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Ключ: 

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы («верно»; «пожалуй, верно»), а «Нет» — отрицательные («пожалуй, неверно»; «неверно»).

«Да» — 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

«Нет» — 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Интерпретация результатов:

Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

0—10 баллов — внешняя мотивация;

11—20 баллов — внутренняя мотивация.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы  следующие нормативные границы:  

0—5 баллов — низкий уровень внутренней мотивации;

6—14 баллов — средний уровень внутренней мотивации;

15—20 баллов — высокий уровень внутренней мотивации.

Опросник «Учебная мотивация школьников» (для обучающихся 7-11 лет)

(модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой)

Цель: выявить уровень мотивации и определить особенности отношения детей к школе,  учебному процессу на основе эмоционального реагирования на школьную ситуацию.

Вопросы зачитываются ответственным за опрос вслух,  предлагаются варианты ответов, а школьники должны записать те ответы, которые им подходят, или указать буквенное обозначение ответа.

Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите буквенное обозначение этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».

Вопросы для опроса:

  1. Тебе нравится в школе?

а) не очень

б) нравится

в) не нравится

  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а) чаще хочется остаться дома

б) бывает по-разному

в) иду с радостью

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

а) не знаю

б) остался бы дома

в) пошел бы в школу

  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

а) не нравится

б) бывает по-разному

в) нравится

  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

а) хотел бы

б) не хотел бы

в) не знаю

  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) не знаю

б) не хотел бы

в) хотел бы

  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

а) часто

б) редко

в) не рассказываю

  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

а) точно не знаю

б) хотел бы

в) не хотел бы

  1. У тебя в классе много друзей?

а) мало

б) много

в) нет друзей

  1. Тебе нравятся твои одноклассники?

а) нравятся

б) не очень

в) не нравятся

Ключ:

В протоколе отмечается количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса

оценка за ответ а)

оценка за ответ б)

оценка за ответ в)

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

По количеству набранных баллов определяем уровень сформированности мотивации к обучению:

0 — 10 баллов – низкая школьная мотивация, негативное отношение к школе, школьная дезадаптация;

11 — 20 баллов – хорошая школьная мотивация, положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью;

21 — 30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

В процентном соотношении определяем долю обучающихся с высоким уровнем школьной мотивации к обучению, средним и низким.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Изучение отношения учащихся к учебным предметам

Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу. Напротив записанного учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.

I. Необходимые предметы:                     —              причина:

II. Интересные предметы:                      —              причина:

Ответы

I. Варианты ответов на вопрос “Необходимые предметы”:

  1. Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.
  2. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.
  3. Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.
  4. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
  5. Этот предмет учит разбираться в жизни.
  6. Этот предмет считают значимым мои родители. 
  7. Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.
  8. Этот предмет будет в итоговом тестировании.

II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”:

  1. Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях. 
  2. Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
  3. Интересно выяснять причины событий.
  4. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету. 
  5. Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
  6. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.
  7. Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.
  8. Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников. 
  9. Интересно, так как этот предмет дается мне легко. 
  10. Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.
  11. Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.
  12. Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение доминирующих мотивов учения

Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения. Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива балл от 0 до 10.

  1. Понимаю, что ученик должен учиться хорошо
  2. Хочу окончить школу и учиться дальше 
  3. Понимаю, что знания мне нужны для будущего
  4. Хочу быть культурным и развитым человеком 
  5. Хочу получать хорошие отметки
  6. Хочу получать одобрение родителей
  7. Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне
  8. Хочу быть лучшим учеником в классе
  9. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех
  10. Хочу занять достойное место среди лучших в классе
  11. Мне нравится учиться
  12. Люблю узнавать новое
  13. Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей
  14. Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности
  15. Люблю уроки, на которых можно рассуждать
  16. Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи  
       

Мотивы обучения:

  • мотив долга и ответственности – № 1;
  • мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;
  • мотивы собственного благополучия – № 5–7;
  • мотивы престижности – № 8–10;
  • мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;
  • мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение мотивации к предметам

Дорогой ученик! Отметь, пожалуйста, в таблице мотив к изучению преподаваемых в школе предметов.

Предмет 

  • Русский язык
  • Литературное чтение
  • Математика
  • Информатика
  • Окружающий мир
  • Английский язык
  • Физкультура
  • Музыка
  • ИЗО
  • Технология

Мотивы:

  • Интересное содержание предмета 
  • Интересное преподавание
  • Предмет имеет практическое значение
  • Уважаю учителя
  • Хотел бы получать дополнительные знания 
Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой) « Психологические тесты

Шкалы: мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, благополучия, аффилиации, престижа, избегания неудачи, содержание учения, процесс учения, коммуникативные, творческой самореализации, достижения успеха

Темы: мотивация

Тестируем: свойства личности · Возраст: младший школьный, подростковый, школьникам
Тип теста: вербальный · Вопросов: 22
Комментарии: 3 · написать

Назначение теста

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, модифицированная с учетом выявленных Н.Ц.Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации).

Методика была подвергнута стандартизации и показала достаточную дискриминативную и ретестовую надежность и содержательную валидность.

Инструкция к тесту

Проводится три серии испытаний.

Первая серия

Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.

Вторая серия

Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия

Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал
  1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
  2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
  3. Хочу окончить школу и учиться дальше.
  4. Хочу быть культурным и развитым человеком.
  5. Хочу получать хорошие отметки.
  6. Хочу получать одобрение учителей и родителей.
  7. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
  8. Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.
  9. Хочу быть лучшим учеником в классе.
  10. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
  11. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
  12. Не хочу получать плохие отметки.
  13. Люблю узнавать новое.
  14. Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.
  15. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Войти через ВКонтакте

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23” или “Мужчина, 31“.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей” и “Доступ в любое время” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете согласие на обработку персональных данных.

Ключ к тесту

Мотивы:

  • долга и ответственности: 1 – 2 суждения;
  • самоопределения и самосовершенствования: 3 – 4;
  • благополучия: 5 – 6;
  • аффилиации: 7 -8;
  • престижа: 9 – 10;
  • избегания неудачи: 11 – 12;
  • учебно-познавательные (содержание учения): 13 – 14;
  • учебно-познавательные (процесс учения): 15 – 16;
  • коммуникативные: 17 – 18;
  • творческой самореализации: 19 – 20;
  • достижения успеха: 21 – 22.
Обработка результатов теста

При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

Источники
  • Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004, С.149-150.
Особенности структуры учебной мотивации в условиях вузовского образования. Психология,

Проблема мотивации различных видов деятельности (в том числе образовательной) как одна из наиболее развитых в современной педагогической психологии. Круг понятий структуры мотивации учебной деятельности. Проблема обучения мотивации.

.Эти черты привели к тому, что молодые люди доверяли своим учителям.

, 09.01.2019

  • Подходы к определению и структурированию сознания, существующие в психологии. Научные подходы к решению проблемы сознания в областях естествознания и гуманитарной деятельности. Отличия зарубежных подходов.

    , 06.02.2019

  • Современная социальная структура и необходимость системного пересмотра психологических основ новейших гуманитарных школ для принятия практических шагов в решении этого круга проблем.Особенности и результаты проведения первичных тренировок.

    , 06.02.2019

  • Взаимосвязь между основными человеческими ценностями, поведением в Instagram (интенсивность Instagram и вовлеченность в его использование), типом мотивации его использования и самооценкой. Самоуважение и использование социальных сетей. Использование сайтов в социальных сетях и основные человеческие ценности.

    , 10.12.2019

  • Психологические проблемы организации внутрифирменного обучения на российских предприятиях.Организационные принципы внутренней образовательной системы компании даны, принцип уникальности, исследования в действии и обучения в действии.

    , 06.02.2019

  • Психологическое содержание обучения иностранным языкам и его связь с психолингвистикой, психологией и педагогикой. Современная тенденция обучения иностранному языку учебного процесса. Психологические особенности речевых актов языкового обучения.

    , 05.04.2014

  • Профилактика девиантного поведения среди курсантов и студентов, прежде всего, предполагает решение проблемы их социальной адаптации, позитивной профессиональной социализации в контексте специального образования в университете МВД.

    , 29.04.2019

  • Влияние педагогической деятельности на развитие профессиональных и личностных деформаций у учителей дошкольных образовательных учреждений.Выбор стратегий поведения при разрешении конфликтных ситуаций, использование психологических защит.

    , 06.02.2019

  • Педагогическая деятельность на историческом, биологическом и химическом факультетах, сочетающая в себе систему необходимых знаний (по педагогике и психологии) и педагогически, которые способствуют формированию готовности будущего учителя к эффективной профессиональной деятельности.

    , 09.02.2019

  • Действия, которые постоянно сопровождают варианты диалога студентов.Формирование и обновление смысла, воспитание чувств в образовательном процессе. Наиболее значимые характеристики диалога в образовании. Выбор чувственных приоритетов в диалоге.

    , 06.02.2019

  • ,
    Особенности структуры учебной мотивации в условиях вузовского образования. Психология,

    Проблема мотивации различных видов деятельности (в том числе образовательной) как одна из наиболее развитых в современной педагогической психологии. Круг понятий структуры мотивации учебной деятельности. Проблема обучения мотивации.

  • Анализ европейских исследований чувственно-мотивационной сферы молодежи, участвующей в волонтерской деятельности.Разработка методов социально-психологической поддержки для каждого типа организаций. Выявление жизненных стратегий молодых людей.

    , 09.02.2019

  • Психологические особенности развития профессиональных компетенций будущих учителей раскрываются в процессе профессиональной подготовки. Выявлена ​​тенденция высших учебных заведений и системы профессионального образования.

    , 28.12.2017

  • Проблема исследования в семейной психологии, супружеской ревности.Психологические особенности формирования представлений о супружеской ревности старшеклассников. Разделение их на группы с хорошо сформированными, рассеянными и призрачными понятиями ревности.

    , 06.02.2019

  • Познание в мотивационном и аффективном контекстах. Интеллект и личность: от психометрии к динамике личности. Динамическая интеграция: оптимизация и дифференциация в развитии. Интеллектуальное функционирование и развитие в социальном контексте.

    , 05.09.2012

  • Проблема профессионального выгорания преподавателей технических специальностей высших учебных заведений. Изучение профессиональной удовлетворенности путем анализа материального, интеллектуального удовлетворения и удовлетворенности физическим состоянием.

    , 02.12.2018

  • Анализ психологических направлений преодоления гендерно-ролевого конфликта личности в процессе развития карьеры.Формирование мотивации достижения и психологических критериев успеха. Анализ профессиональных и семейных ценностей.

    , 23.05.2020

  • Роль языка в структурировании и существовании человека. Синтез познания и смысла в архитектуре индивидуального сознания. Синхронизация принятия дидактическими ценностями учебного материала студентом в виде семиотического текста.

    , 06.02.2019

  • Исследования различных форм уклонения от военной службы.Эмпирические исследования среди военнослужащих, дезертировавших из командования войсками. Психологические особенности, снижающие эффективность межличностного взаимодействия. Регулярная воспитательная работа с солдатами.

    , 06.02.2019

  • Рассмотрены результаты исследования удовлетворенности самореализацией в профессиональной сфере и в жизни в целом педагогов дошкольного образовательного учреждения. Варианты траекторий личностного и профессионального развития учителей.

    , 06.02.2019

  • Проблема профессионального выгорания преподавателей технических специальностей высшего образования. Оценка удовлетворенности учителей, которая находится в отрицательной зоне. Условия организации производственной деятельности. Признаки материального удовлетворения.

    , 26.02.2016

  • ,
    Преподавание математики через концептуальную мотивацию и практическое обучение

    Это концептуальный документ, основанный на практике, в котором описаны избранные средства практического обучения и концептуальная мотивация на всех уровнях математического образования. В нем подробно описывается подход, использованный авторами для разработки идей для преподавателей математики. В статье показано, что этот подход в математическом образовании, основанный на практическом обучении в сочетании с естественной мотивацией, вытекающей из здравого смысла, является эффективным.Кроме того, стимулирующие вопросы, компьютерный анализ (включая поиск в Интернете) и известные классические проблемы являются важными мотивирующими инструментами в математике, которые особенно полезны в рамках практического обучения. Авторы утверждают, что весь учебный план по математике K-20 под одним зонтиком практически осуществим, когда в этом широком спектре используются методы мотивации понятий и обучения действиям. Этот аргумент подтверждается различными примерами, которые могут быть полезны на практике школьных учителей и преподавателей университетов.Авторы нашли практическую причину для практического обучения в рамках математического образования практически в любой точке студенческой академической жизни.

    1. Введение

    В настоящее время учащиеся нуждаются как в познавательном, так и в практическом опыте на протяжении всего курса математического образования, чтобы быть продуктивными гражданами 21-го века. Возникновение этого утверждения можно проследить до работ Джона Дьюи, который подчеркнул важность образовательной деятельности, которая включает «развитие художественных способностей любого рода, специальных научных способностей, эффективной гражданственности, а также профессиональных и деловых». профессий »([1], с.307). Совсем недавно Биллетт [2], основываясь на своих исследованиях по интеграции опыта обучения студентов высших учебных заведений в дисциплинах, связанных с сестринским уходом и аналогичными услугами в поддержку потребностей человека, предположил, что «возможно, будет возможно полностью интегрировать практический опыт в совокупность опыта высшего образования, способствующего выработке надежных и важных профессиональных знаний »(с. 840). Основным аргументом настоящей статьи является то, что в контексте математического образования, actio

    .
    Обоснование для исследования — исследовательская методология

    Важно, чтобы вы могли объяснить важность проводимого вами исследования, предоставив веские аргументы. Обоснование исследования должно быть конкретным и в идеале должно касаться следующих пунктов:

    1. Исследование должно способствовать устранению пробела в литературе . Устранение пробела в существующей литературе является одним из обязательных требований для вашего обучения.Другими словами, вам не нужно «изобретать велосипед» таким образом, чтобы цели и задачи вашего исследования были совершенно новыми, или, по крайней мере, они должны предлагать новые взгляды на существующие проблемы управления и бизнеса.

    Например, хотя ранее были проведены тысячи исследований для изучения различных аспектов лидерства, эта тема далеко не исчерпана как область исследований. В частности, могут быть проведены новые исследования в области лидерства для анализа воздействия инновационных средств коммуникации, таких как Twitter и другие сайты социальных сетей, на методы лидерства.

    В качестве альтернативы, влияние глобального экономического и финансового кризиса 2007-2010 годов на лидерство может быть изучено более подробно. Тот же принцип применим почти ко всем областям бизнес-исследований, то есть пробелы в литературе можно найти в отношении практически всех областей бизнеса и экономики.

    2. Исследование может быть проведено для решения конкретной проблемы . Вам необходимо подробно объяснить суть проблемы и выделить практические преимущества, связанные с ее решением.Предположим, тема вашей диссертации — «Изучение преимуществ и недостатков различных стратегий выхода на китайский рынок». В этом случае вы можете сказать, что практические последствия вашего исследования связаны с оказанием помощи предприятиям, стремящимся выйти на китайский рынок для принятия более обоснованных решений.

    В качестве альтернативы, если ваше исследование посвящено анализу воздействия программ и инициатив КСО на имидж бренда, практический вклад вашего исследования будет связан с повышением эффективности программ КСО для бизнеса.

    Дополнительные примеры исследований, которые могут помочь в решении конкретных практических проблем, могут включать следующее:

    • Исследование причин высокой текучести кадров в Hanson Brick
    • Критический анализ проблем мотивации сотрудников в Esporta, Finchley Road, Лондон
    • Исследование эффективного планирования преемственности в Microsoft
    • Изучение основных различий между частным и государственным начальным образованием в США и влияние этих различий на качество образования

    В то же время важно отметить, что это не является обязательным условием для диссертации, которая будет связана с решением конкретной проблемы.Диссертации также могут быть чисто теоретическими. Примеры таких исследований могут включать в себя:

    • Родился или вырос: пересмотр теории лидерства Великого Человека в 21 веке
    • Критический анализ актуальности теории достижений Макклелланда в индустрии информационных технологий США
    • Неолиберализм как основная причина возникновения мирового финансово-экономического кризиса 2007-2009 гг.
    • Анализ модели изменений Левина и ее актуальности для фармацевтического сектора Франции

    3.Исследование должно способствовать уровню профессионального развития исследователя. Вы должны подробно объяснить, каким образом ваши исследования способствуют достижению ваших долгосрочных карьерных устремлений.

    Например, вы выбрали тему исследования « Критический анализ актуальности теории достижений Макклелланда в индустрии информационных технологий США ». Вы можете заявить, что связываете свои карьерные устремления с тем, чтобы стать ИТ-руководителем в США, и, соответственно, глубокое знание мотивации сотрудников в этой отрасли повысит ваши шансы на успех в выбранной вами карьере.

    Таким образом, вы находитесь в лучшем положении, если уже определили свои карьерные цели, чтобы в процессе исследования вы могли получить подробные знания о различных аспектах выбранной вами отрасли.

    Rationale for the Study Rationale for the Study

    Моя электронная книга, Окончательное руководство по написанию диссертации в бизнес-исследованиях: пошаговая помощь предлагает практическую помощь для завершения диссертации с минимальным стрессом или без него. Электронная книга охватывает все этапы написания диссертации, начиная с отбора и заканчивая областью исследований, до представления завершенного варианта работы в установленные сроки.

    Иоанна Дудовского

    ,