Стыдливость: Стыдливость | это… Что такое Стыдливость?
О стыдливости
Стыдливость — это чувство стеснения, которое испытывает человек, чувство, удерживающее его от совершения порицаемых поступков. Противоположность стыдливости — нахальство и чувство безразличия к порицаемым поступкам.
Два противоположных качества
Стыдливость и бесстыдство могут быть как врожденными свойствами, так и приобретенными. Однако людей в зависимости от степени обладания этими качествами можно разделить на несколько групп. У кого-то бесстыдства бывает больше с самого рождения, у кого-то — меньше. Кроме того, обладатели стыдливости или бесстыдства от рождения подразделяются по степеням. Так, человек может обладать стыдливостью в такой мере, что бесстыдству не останется и места. Другой же может совершить много бесстыдных поступков, и будет казаться, что у него нет стыдливости. Врожденный характер играет немаловажную роль в развитии приобретаемого качества. Кто проявляет стыдливость, тот достигнет прекрасного удела. А кто откажется от этого качества и будет совершать лишь то, что пожелает, тот лишится блага обоих миров.
Стыдливость бывает двух видов
Первый вид — это врожденное качество, являющееся одним из величайших нравов, которым Всевышний Аллах наделяет Своего раба. Поэтому Пророк сказал: «Стыдливость не приносит ничего, кроме блага». Стыдливость удерживает от совершения плохих поступков и от обладания дурным нравом, побуждает к благонравию. Исходя из этого, стыдливость является качеством веры.
Второй вид — это приобретенная стыдливость. Такой вид этого качества является следствием познания Аллаха, познания Его величия, близости от Своих рабов, ведь Он наблюдает за ними и знает изменнические взгляды и то, что скрывается в людях. Это качество является наивысшим свойством веры.
Чувство стыдливости перед Аллахом также появляется вследствие наблюдения за Его милостями и признания недостаточной благодарности Всевышнему за это.
Если человек будет лишен обоих видов стыдливости (врожденной и приобретенной), то ничто не будет сдерживать его от скверных поступков и дурных нравов. Таким образом, он станет таким, как будто у него вовсе нет веры.
60 ответвлений
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк сказал: «Вера (включает в себя) более шестидесяти ответвлений, и стыдливость — (одно из) ответвлений веры». Какова польза из данного хадиса?
1. Стыдливость — это похвальное качество. Все небесные Писания единодушно одобряют стыдливость и побуждают к ней. Кроме того, разум и природное естество человека признают достоинство этого качества и его прекрасные последствия. Поэтому мусульманину необходимо обладать стыдливостью, придерживаться этого качества во всех своих делах, ведь стыдливость представляет собой только благо.
2. Человек, который не стесняется, явно и скрыто совершает плохие поступки, ведь его от этого ничто не удерживает. Стыдливость удерживает от дурных дел. Так, проявление стыдливости перед Всевышним удерживает человека от поступков, порицаемых с точки зрения религии, а проявление стыдливости перед людьми сдерживает от непристойных деяний. Таким образом, человек, лишенный стыдливости, проявляет полное безразличие к своим поступкам.
3. Мусульманин должен развивать в себе этот прекрасный нрав, принимая для этого соответствующие меры. Он должен познакомиться с нравами Пророка и поступать в соответствии с ними. Необходимо регулярно посещать религиозные уроки, дружить только с праведными людьми.
Если не чувствуешь стыда, то делай что хочешь
Сообщается со слов Абу Масуда (да будет доволен им Аллах), что Пророк сказал: «Поистине, дошло до людей из слов первого пророчества (следующее): если ты не чувствуешь стыда, то делай что хочешь». Сказанное означает, что из слов предшествующих пророков до людей дошло то, что стыдливость удерживает от совершения непристойных дел и поступков, запрещенных шариатом и не одобряемых разумом. Как известно, такое качество является правильным и достойным. Кроме того, все законодательные нормы и люди сошлись на благородности стыдливости. Слова Пророка «…то делай что хочешь» являются повелением в значении сообщения. Это означает, что если у тебя нет стыда, то ты будешь совершать все, что хочешь, и ничто не удержит тебя от совершения запретного поступка. И тогда Аллах даст соответствующее воздаяние за твои действия и накажет за пренебрежительное отношение к Его запретам. В этих словах содержится суровый выговор, ведь у того, кто не возвеличивает своего Господа, отсутствует вера. Или же в этих словах содержится угроза, как, например, слова Всевышнего: «Поступайте, как пожелаете!» (Св. Коран. «Разъяснены», 40). Этот аят означает: делай что пожелаешь, и тогда ты увидишь последствия своих дел.
Таким образом, слова Пророка «…то делай что хочешь» означают: если ты отказываешься проявлять стыдливость, то ты заслуживаешь, чтобы тебе сказали: «…делай что пожелаешь, и тогда ты увидишь скверность своего положения».
Ислам вращается вокруг этого хадиса, ведь поступки бывают двух видов. Первый вид — запретные, нежелательные и непредпочтительные поступки, совершения которых стыдятся. Необходимо отстраняться от такой категории поступков. Второй вид — обязательные, желательные и одобряемые поступки. Как бы то ни было, этот хадис указывает на то, что стыдливость была желательной в предыдущих поколениях и остается таковой и поныне.
Религиозное значение слова «стыдливость» не нуждается ни в намерении, ни в том, чтобы оно было приобретенным. Поэтому хадис подразумевает именно такое значение. Суть вопроса заключается в следующем: если ты хочешь что-то совершить, но не знаешь, приступить к этому делу или отступиться, то посмотри на то, что ты хочешь сделать. Если твой поступок относится к категории тех дел, при совершении которых не стыдятся ни Аллаха, ни пророков, то не делай его. И при этом ни на кого не обращай внимания. Если же ты стыдишься Аллаха и пророков, то оставь это дело.
Этот хадис относится к лаконичной, содержательной речи, которой Аллах удостоил Своего пророка.
Вопрос 144. О неотделимых частях благоразумия и [в первую очередь] о стыдливости, Сумма теологии. Том IX
Фома Аквинский (католический святой)
Сумма теологии. Том IX
Часть 21Часть 23
Скачать
epub fb2 pdf Оригинал: pdf12Мб
Далее нам надлежит рассмотреть части благоразумия по отдельности, и в первую очередь неотделимые части, каковые суть стыдливость и благообразие. В отношении стыдливости наличествует четыре пункта:
1) является ли стыдливость добродетелью;
2) что является её объектом;
3) кого человек стыдится;
4) какого рода люди стыдятся.
Раздел 1. Является ли стыдливость добродетелью?
С первым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что стыдливость является добродетелью. В самом деле, как явствует из приведённого во второй [книге] «Этики» определения, добродетели надлежит «блюсти установленную разумом середину»
Возражение 2. Далее, всё, что заслуживает похвалы, является или добродетелью, или чем-то связанным с добродетелью. Но стыдливость заслуживает похвалы, не будучи при этом частью добродетели. В самом деле, она не является ни частью рассудительности, поскольку находится не в разуме, а в желании, ни частью правосудности, поскольку стыдливость предполагает какую-то страсть, тогда как правосудность не связана со страстями. Не является она и частью мужества, поскольку мужеству свойственно быть настойчивым и напористым, тогда как стыдливости свойственно от чего-то отказываться. Наконец, она не является и частью благоразумия, поскольку последнее имеет дело с желаниями, тогда как стыдливость, как говорят философ 269 и Дамаскин270, есть своего рода страх. Таким образом, из этого следует, что стыдливость является добродетелью.
Возражение 3. Далее, Туллий говорит, что нравственность и добродетельность сказываются друг о друге. Но стыдливость является частью нравственности, поскольку, по словам Амвросия, «стыд есть попутчик и домочадец спокойного ума, не склонного к своенравию, чуждого каких-либо излишеств, друга-трезвости и оплота нравственности, искателя красоты». Следовательно, стыдливость является добродетелью.
Возражение 4. Далее, каждый порок противостоит добродетели. Но некоторые пороки противостоят стыдливости, а именно бесстыдство и неупорядоченно притворная стыдливость. Следовательно, стыдливость является добродетелью.
Возражение 5. Кроме того, как сказано во второй [книге] «Этики», «повторение одинаковых поступков порождает соответствующие им навыки»271. Затем, стыдливость предполагает достойные похвалы поступки, из множества которых и рождается навык. Но добродетель, как указывает философ, есть навык к заслуживающим похвалы делам272. Следовательно, стыдливость является добродетелью.
Этому противоречит сказанное философом о том, что стыдливость не является добродетелью273.
Отвечаю: добродетель можно понимать двояко, в строгом смысле и в расширительном. Добродетель в строгом смысле этого слова, как сказано в седьмой [книге] «Физики», является совершенством274. Поэтому всё, что несовместимо с совершенством, даже если оно благо, не отвечает понятию добродетели. Но стыдливость несовместима с совершенством, поскольку она является страхом перед чем-то постыдным, а именно приносящим бесчестье. Поэтому Дамаскин говорит, что «стыдливость есть страх перед постыдным деянием» 275. Затем, подобно тому, как надежда связана с возможным и труднодоступным благом, точно так же страх связан с возможным и труднопереносимым злом, о чём мы уже говорили выше (ΙΙ–Ι, 46, 1; ΙΙ–Ι, 41, 2; ΙΙ–Ι, 42, 3), когда исследовали страсти. Но совершенный в добродетельном навыке не схватывает то, делание чего было бы бесчестным и постыдным, как некую возможную трудность, то есть как то, что ему трудно избежать. И при этом он актуально не совершает ничего постыдного, так что у него нет оснований бояться бесчестья. Поэтому стыдливость, которой недостаёт совершенства добродетели, в строгом смысле слова не является добродетелью.
Однако если понимать добродетель расширительно, то она означает всё то, что в человеческих деяниях и страстях благо и заслуживает похвалы, и в этом смысле стыдливость подчас называют добродетелью, поскольку она является заслуживающей похвалы страстью.
Ответ на возражение 1. Хотя одним из входящих в определение добродетели условий является соблюдение середины, этого добродетели ещё не достаточно, поскольку ей также необходимо быть «сознательно избираемым навыком», то есть деятельностью на основании выбора. Но стыдливость является не навыком, а страстью, и её движение порождается не выбором, а порывом страсти. Следовательно, она не отвечает определению добродетели.
Ответ на возражение 2. Как мы уже говорили, стыдливость является страхом перед позором и бесчестьем. Затем, ранее было показано (142, 4), что самым позорным и бесчестным является порок распущенности.
Поэтому со стороны своей движущей причины, каковой является постыдное деяние, стыдливость скорее относится к благоразумию, чем к какой-либо иной добродетели, хотя со стороны вида страсти, а именно страха, она к нему не относится. Однако в той мере, в какой противные другим добродетелям пороки являются позорными и бесчестными, стыдливость также может быть связана и с другими добродетелями.Ответ на возражение 3. Стыдливость содействует нравственности постольку, поскольку устраняет противное нравственности, однако при этом она не достигает совершенства нравственности.
Ответ на возражение 4. Всякий изъян обусловливает порок, но не всякое благо достаточно для понятия добродетели. Таким образом, из этого можно заключить, что хотя всякий порок со стороны своего происхождения противен добродетели, тем не менее, не всё, что противно пороку, является добродетелью. Поэтому бесстыдство, будучи следствием чрезмерной любви к постыдному, противостоит благоразумию.
Ответ на возражение 5. Часто повторяющееся чувство стыда обусловливает навык к приобретённой добродетели, посредством которой избегают являющихся объектами стыдливости постыдных вещей, однако при этом их более не стыдятся, хотя если бы человек продолжал сообразовываться с материей стыдливости, то благодаря этой приобретённой добродетели он испытывал бы ещё больший стыд.
Раздел 2. Связана ли стыдливость с постыдным деянием?
Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что стыдливость не связана с постыдным деянием. Ведь сказал же философ, что «стыд – это страх дурной славы»276. Но подчас те, которые не делают ничего дурного, страдают от дурной славы, согласно сказанному [в Писании]: «Ради Тебя несу я поношение, и бесчестьем покрывают лицо моё» (Пс. 68:8). Следовательно, стыдливость в строгом смысле слова не связана с постыдным деянием.
Возражение 2. Далее, постыдным, очевидно, является только то, что греховно. Однако человек стыдится и того, что не греховно, например, исполнения рабских обязанностей. Следовательно, похоже, что стыдливость в строгом смысле слова не связана с постыдным деянием.
Возражение 3. Далее, как явствует из сказанного в первой [книге] «Этики», добродетельные поступки не постыдны, а прекрасны277. Однако люди подчас стыдятся совершать добродетельные поступки, согласно сказанному [в Писании]: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится» (Лк. 9:26). Следовательно, стыдливость не связана с постыдным деянием.
Возражение 4. Кроме того, если бы стыдливость в строгом смысле слова была связана с постыдным деянием, то из этого бы следовало, что совершающий более постыдное деяние должен больше стыдиться. Однако человек подчас склонен стыдиться меньших грехов и при этом хвалиться большими, согласно сказанному [в Писании]: «Что хвалишься злодейством?» (Пс. 51:3). Следовательно, стыдливость в строгом смысле слова не связана с постыдным деянием.
Этому противоречит следующее: Дамаскин и Григорий Нисский говорят, что «стыдливость есть страх перед совершением или уже совершённым постыдным деянием».
Отвечаю: как мы уже говорили ранее (ΙΙ–Ι, 41, 2; ΙΙ–Ι, 42, 3) при рассмотрении страстей, страх в строгом смысле слова связан с трудным злом, то есть с таким, которого трудно избежать. Стыд, со своей стороны, бывает двояким. Так, есть стыд, присущий пороку и связанный с безобразностью произвольного акта, который в строгом смысле слова вряд ли можно считать трудным злом. В самом деле, то, что зависит от одной только воли, не представляется трудным и выходящим за пределы способности человека, и потому не схватывается им как что-то страшное, по каковой причине философ говорит, что такое зло не является предметом страха 278.
Другой вид стыда является, если так можно выразиться, стыдом вины, и связан с сопутствующим ему осуждением человека подобно тому, как ясность славы связана с возданием человеку почестей. И коль скоро это осуждение обладает признаком трудного зла, равно как почитание обладает признаком трудного блага, то стыдливость, которая есть не что иное, как страх перед бесчестьем, в первую очередь и по преимуществу связана с осуждением или бесчестьем. Поскольку же осуждение в строгом смысле слова последует пороку, равно как почитание – добродетели, из этого следует, что стыдливость, как и бесчестье, имеет дело с пороком. Поэтому философ говорит, что «человеку не так стыдно, если недостаток не является следствием его собственной вины»
Затем, стыдливость относится к вине двояко. Во-первых, так, что человек воздерживается от порочных деяний из страха перед осуждением; во-вторых, так, что человек совершат порочное деяние, но из страха перед осуждением избегает совершать его явно. В первом случае, по мнению Григория Нисского, речь идёт о человеке «смущающемся», во втором – о «стыдящемся». В связи с этим он говорит, что «человек, который стыдится действовать втайне, смущается страхом перед бесчестьем».
Ответ на возражение 1. В строгом смысле слова стыдливость имеет дело с дурной славой греха, который является произвольным изъяном. Поэтому философ говорит, что «человек больше стыдится того, в чём он виноват сам»280. Но добродетельный человек, которого бесчестят по причине его добродетели, презирает бесчестье, поскольку его не заслуживает, о чём пишет философ в своём рассуждении о величавом281. В связи с этим об апостолах сказано, что они «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа, Иисуса, удостоились принять бесчестье» (Деян. 5:41). То же, что человек подчас стыдится осуждения за добродетель, связано с несовершенством его добродетели, поскольку, чем добродетельней человек, тем больше он презирает внешнее, как доброе, так и злое. Поэтому [Писание] говорит: «Не бойтесь поношения от людей» (Ис. 51:7).
Ответ на возражение 2. Хотя, как уже было сказано (63, 3), надлежащей причиной для почитания человека является добродетель, тем не менее, почесть связана с некоторым превосходством, и то же самое справедливо сказать и об осуждении. Действительно, хотя осуждению подлежит только грех, тем не менее, по крайней мере, в человеческом мнении, оно связано с любым видом недостатка. Поэтому человек стыдится бедности, дурной славы, рабства и тому подобного.
Ответ на возражение 3. Стыдливость не связана с добродетельными деяниями как таковыми. Однако акцидентно человек может стыдиться и их – либо потому, что людям они представляются порочными, либо потому, что, совершая их, он боится прослыть превозносящимся или лицемером.
Ответ на возражение 4. Подчас более тяжкие грехи связаны с меньшим бесчестьем – либо потому, что они менее постыдны (как [например] духовные грехи по сравнению с грехами плоти), либо потому, что они указывают на некоторое изобилие каких-то преходящих благ; так, человек больше стыдится трусости, чем отваги, воровства, чем грабежа, поскольку последние свидетельствуют о его превосходстве в силе. И то же самое можно сказать о других грехах.
Раздел 3. Стыдится ли человек больше всего тех, кто ему близок?
С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что человек не стыдится больше всего тех, кто ему близок. Ведь сказано же во второй [книге] «Риторики», что «люди больше стыдятся тех, кого уважают»282. Но люди в первую очередь уважают лучших, которые не всегда им близки. Следовательно, человек не стыдится больше всего тех, кто ему близок.
Возражение 2. Далее, похоже, что наиболее близки человеку те, которые поступают подобно ему. Но человек не испытывает стыда за свой грех перед теми, о ком он знает, что они виновны в таком же грехе, поскольку, согласно сказанному во второй [книге] «Риторики», «то, что человек делает сам, за то он не взыщет с ближних»283. Следовательно, он не стыдится больше всего тех, кто ему близок.
Возражение 3. Далее, философ говорит, что «люди особенно стыдятся тех, кто имеет привычку разглашать многим, например насмешников и комических поэтов»284. Но те, кто человеку близок, не станут разглашать многим о его пороках. Следовательно, их не до́лжно стыдиться в первую очередь.
Возражение 4. Кроме того, по словам философа, «человек стыдится тех, кому не сделал ничего дурного, кто впервые обращается с просьбой, с кем он ищет дружбы»285. Но такие люди связаны с ним не слишком близко. Следовательно, он не стыдится больше всего тех, кто ему близок.
Этому противоречит следующее: во второй [книге] «Риторики» сказано, что «человек больше всего стыдится тех, кто находится с ним постоянно»286.
Отвечаю: осуждение противостоит почёту, и потому как почёт означает засвидетельствование чьего-либо превосходства, и в первую очередь – превосходства в связи с добродетелью, точно также осуждение, страхом перед которым является стыдливость, означает засвидетельствование недостатка человека, и в первую очередь того, который обусловливается грехом. Поэтому чем более весомым является чьё-либо засвидетельствование [нашего недостатка], тем более оно пристыжает. Затем, такое засвидетельствование может быть более весомым или потому, что существует уверенность в его истинности, или по причине его следствия. Уверенность в истинности может сопутствовать свидетельству человека по двум причинам. Во-первых, в связи с правотой его разума, как это имеет место в случае мудрых и добродетельных людей, тех, от которых человек более всего жаждет признания и кто может пристыдить его больше всех. Поэтому дети и более низменные животные не могут никого пристыдить по причине недостаточности их суждения. Во-вторых, в связи со знанием им удостоверяемого предмета, поскольку «всякий правильно судит о том, в чём сведущ»287. В указанном отношении мы больше всего стыдимся тех, кто нам близок, поскольку они лучше всех осведомлены о наших делах, в то время как посторонних или вовсе неведомых нам людей, которые вряд ли что знают о наших делах, мы не стыдимся вообще.
Засвидетельствование может также [облегчаться или] отягчаться своим следствием в зависимости от того, является ли оно полезным или вредным. Поэтому люди более всего ищут уважения тех, кто может быть им полезен, и более всего стыдятся тех, кто может причинить им вред. По этой причине мы также в определённом смысле больше стыдимся тех, кто нам близок, поскольку мы непрерывно пребываем в их обществе, вследствие чего причиняемый ими вред тоже может быть некоторым образом непрерывным, тогда как вред, причиняемый посторонними и случайными для нас людьми, скоропреходящ.
Ответ на возражение 1. Лучшие люди пристыжают нас по той же причине, что и те, кто нам близок. Ведь как свидетельство лучших людей более весомо потому, что они обладают наиболее полным знанием вещей и в своих суждениях не отступают от истины, точно так же и свидетельство тех, с кем мы живём, более убедительно потому, что они самым обстоятельным образом осведомлены о наших делах.
Ответ на возражение 2. Нас не пугает свидетельство тех, с кем нас связывает общий грех, потому, что, по нашему мнению, они не могут считать наш изъян постыдным.
Ответ на возражение 3. Мы стыдимся распространителей сплетен по причине приносимого ими вреда, поскольку из-за них многие думают о нас дурно.
Ответ на возражение 4. Мы стыдимся тех, кому мы не сделали ничего дурного, по причине вреда, который возник бы, если бы мы, так сказать, изменили их доброе о нас мнение. К тому же при сопоставлении противоположностей их различие кажется большим, вследствие чего когда человек замечает что-то постыдное в том, которого он почитает, оно представляется ему ещё более постыдным. То же, почему мы больше стыдимся тех, кто впервые обращается к нам с просьбой или с кем мы ищем дружбы, связано с нашим страхом претерпевания вреда в том случае, если мы разочаруем их своим отказом или не сможем с ними подружиться.
Раздел 4. Могут ли стыдиться добродетельные?
С четвёртым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что могут стыдиться и добродетельные. В самом деле, следствия противоположностей противоположны. Но те, кто наиболее порочен, не ведают стыда, согласно сказанному [в Писании]: «У тебя был лоб блудницы, ты отбросил стыд» (Иер. 3:3). Следовательно, добродетельные в большей степени склонны стыдиться.
Возражение 2. Далее, философ говорит, что «люди стыдятся не только пороков, но и их признаков»288, а это может иметь место и в случае добродетельного. Следовательно, добродетельные могут стыдиться.
Возражение 3. Далее, стыд – это «страх дурной славы»289. Но добродетельные могут страдать от дурной славы, например, если их оклевещут или незаслуженно осудят. Следовательно, добродетельный может стыдиться.
Возражение 4. Кроме того, мы уже показали (143), что стыдливость является частью благоразумия. Но часть неотделима от целого. И коль скоро благоразумие свойственно добродетельному, то, следовательно, свойственна ему и стыдливость.
Этому противоречит сказанное философом о том, что «добродетельному человеку стыдливость чужда»290.
Отвечаю: как уже было сказано (1), стыдливость является страхом перед чем-то постыдным. Затем, не бояться зла можно двояко: во-первых, потому, что оно не представляется злым; во-вторых, потому, что его не считают для себя возможным или трудным для избегания.
Поэтому человеку может недоставать стыда двояко. Во-первых, потому, что то, чего он должен стыдиться, не представляется ему таковым, в связи с чем погрязшие в грехах подчас не испытывают стыда и вместо осуждения своих грехов похваляются ими. Во-вторых, потому, что они схватывают постыдное как нечто такое, чего с ними или не может случиться, или его можно будет легко избежать. В последнем смысле старики и добродетельные не стыдливы. Однако при этом они расположены так, что если бы с ними случилось что-либо постыдное, они бы устыдились. Поэтому философ говорит, что «стыд можно считать добродетельным разве что условно»291.
Ответ на возражение 1. Неведенье стыда свойственно как лучшим, так и худшим, но, как уже было сказано в этом разделе, по разным причинам. Обычные же люди его ведают, поскольку, обладая некоторой любовью к благу, они при этом в целом не свободны от зла.
Ответ на возражение 2. Добродетельному свойственно избегать не только пороков, но и того, что обладает их признаками, согласно сказанному [в Писании]: «Удерживайтесь от всякого рода зла» (1Фес. 5:22). И философ, со своей стороны, говорит, что добродетельный должен избегать как «воистину постыдных деяний, так и слывущих таковыми»292.
Ответ на возражение 3. Как уже было сказано (2), добродетельный человек презирает осуждение и бесчестье, поскольку он их не заслуживает и потому не слишком стыдится. Однако в некоторой степени бесчестье, подобно другим страстям, может препятствовать [деятельности] разума.
Ответ на возражение 4. Стыдливость является частью благоразумия не сущностно, а как расположенность к нему, в связи с чем Амвросий говорит, что «стыдливость закладывает основы благоразумия», внушая человеку страх перед каким бы то ни было бесчестьем.
* * *
267
Ethic. II, 6.
268
Ethic. II, 7.
269
Ethic. IV, 15.
270
De Fide Orth. II.
271
Ethic. II, 1.
272
Ethic. I, 12.
273
Ethic. II, 7; IV, 15.
274
Phys. VII, 3.
275
De Fide Orth. II.
276
Ethic. IV, 15.
277
Ethic. I, 9.
278
Rhet. II, 5.
279
Rhet. II, 6.
280
Ibid.
281
Ethic. IV, 7.
282
Rhet. II, 6.
283
Ibid.
284
Ibid.
285
Ibid.
286
Ibid.
287
Ethic. I, 1.
288
Rhet. II, 6.
289
Ethic. IV, 15.
290
Ibid.
291
Ibid.
292
Ibid.
Часть 21Часть 23
Источник: Сумма теологии. Часть II-II. Вопросы 123-189. / Фома Аквинский. — К.: Ника-Центр, 2014. — 736 с. С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания. ISBN: 978-966-521-643-8 978-966-521-475-5
Застенчивое определение и значение — Merriam-Webster
застенчивый ˈbash-fəl
1
: социально застенчивый или робкий : застенчивый, застенчивый
В детстве он был застенчив.
2
: в результате застенчивого характера или типично для него
застенчивая улыбка
застенчиво
ˈbash-fə-lē
наречие
застенчивость
ˈbash-fəl-nəs
существительное
Знаете ли вы?
Суффикс прилагательного — ful имеет несколько различных значений, большинство из которых имеют очень мало общего со словом «полный». В случае с стыдливое , -ful означает «обладающий качествами». Это значение -ful было объединено с устаревшим глаголом bash , означающим «быть смущенным» (то есть встревоженным или смущенным), чтобы образовать застенчивый , что буквально означает «имеющий качества смущения». Это сочетание глагола с — ful также встречается в mournful , что буквально означает «имеющий качества скорби».
Синонимы
- назад
- кой
- тихоня
- застенчивый
- интроверт
- скромный
- рецессивный
- на пенсию
- скромный
- застенчивый
- застенчивый
- изъято
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
застенчивый мальчики приглашают девочек на танец застенчивый ребенок, который прятался в своей комнате всякий раз, когда в доме были гости
Недавние примеры в Интернете Мемфис не застенчив из-за их чрезвычайного таланта и юношеского блеска. — Джейлон Томпсон, 9 лет.0037 США СЕГОДНЯ , 4 марта 2023 г. Водолей, немного более застенчивый и застенчивый, тоже может пойти против Льва, если тот попытается выставить их напоказ или выдвинуть на всеобщее обозрение. — Анна Кауфман, USA TODAY , 20 января 2023 г. Или, может быть, застенчивый 25-летний парень, благодарный за то, что у него есть работа водителем гоночных автомобилей, но не уверенный во всем, что с этим связано. — Дэйв Каллманн, 9 лет.0037 Journal Sentinel , 18 января 2023 г. Теперь, после похорон Бенедикта в четверг, Франциск, никогда не стеснявшийся применения своей власти, впервые освобожден. — Джейсон Горовиц, New York Times , 7 января 2023 г. Однако застенчивый ответ Джордана не раскрывает всей истории. — Алексис Кубит, The Courier-Journal , 18 декабря 2022 г. Главный соредактор Variety Рамин Сетудех уловил реакцию Фрейзера на стоящий O: застенчивый , благодарный, со слезами на глазах. — Стервятник , 4 сентября 2022 г. Мальчики-подростки в баскетбольных футболках и кроссовках уверенно вели несколько пригласительных танцев, вытаскивая застенчивых гвардейцев в два раза выше себя на пол спортзала, чтобы танцевать и топать. — Захария Хьюз, 9 лет.0037 Anchorage Daily News , 1 декабря 2022 г. Партия также достойна жесткой критики за застенчивый подход к наказанию Трампа и его союзников за мятеж. — Дэвид Маскиотра, CNN , 11 июня 2022 г. Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «застенчивый». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
Раннесовременный английский bash «потерять самообладание, прийти в смятение» (возвращаясь к среднеанглийскому baishen, basshen , вероятно, афетический вариант abaissen, abaschen «абаш») + -ful entry 1
Первое известное использование
1548, в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
2 Первое известное использование
застенчивого было в 1548 г.Посмотреть другие слова того же года
Словарные статьи Около
застенчивыйпаша
застенчивый
застенчивый Билли
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Застенчивый».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/bashful. Просмотрено 29Март 2023 г.Копировать цитату
Детское определение
застенчивый
прилагательное
застенчивый ˈbash-fəl
: неловко или страшно рядом с другими людьми
застенчиво
-fə-lē
наречие
застенчивость существительное
Еще от Merriam-Webster на
застенчивыйАнглийский: Перевод bashful для говорящих по-испански
Britannica English: Перевод bashful для говорящих на арабском языке
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
безупречный
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Как ты меня только что назвал?
- Перед тем, как мы пошли к ней домой, Ханна сказала нам, что ее тетя флиббертигиббет .
- Оскорбление Бесплатный
Вы знаете, как это выглядит… но как это называется?
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?
ИГРАТЬ
Застенчивое определение и значение | Dictionary.com
- Основные определения
- Синонимы
- Викторина
- Связанный контент
- Примеры
- Британский
Показывает уровень сложности слова.
[баш-фухл]
/ ˈbæʃ fəl /
Сохрани это слово!
См. синонимы для: застенчивый / застенчивый / застенчивый на Thesaurus.com
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
прилагательное
неудобно застенчивый и легко смущающийся; застенчивый; робкий.
свидетельствующий о стыдливости, сопровождаемый ею или происходящий из нее.
ДРУГИЕ СЛОВА СЛОВА застенчивый
1 смущенный, скромный.
См. синонимы к слову застенчивый на Thesaurus.com
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ Стыдливому
Высокомерному.
См. антонимы к слову застенчивый на Thesaurus.com
ВИКТОРИНА
МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЩИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОРЫ?
Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?
Вопрос 1 из 7
Какое предложение верно?
Происхождение застенчивый
Впервые записано в 1540–1550 гг. ; (a)bash + -ful
исследование синонимов для застенчивого
1. См. застенчивый 1 .
ДРУГИЕ СЛОВА ОТ СЛОВО застенчивый
застенчивый·полный·лы, наречиезастенчивый·полнота, существительное·верно·застенчивый·полноценный, прилагательноео·слишком·застенчивый·полный·лы, наречие
o·слишком·застенчивый·полнота , существительное·застенчивый·полноценный, прилагательноене·застенчивый·полный·лы, наречие·застенчивый·полнота, сущ. , Башкирия, Башкирская АССР, Башкирская Республика
Dictionary.com Полный текст На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023
Слова, относящиеся к слову застенчивый
смущенный, застенчивый, застенчивый, смущенный, сдержанный, застенчивый, застенчивый, робкий, смущенный, отсталый, покрасневший, робкий, сдержанный , скромный, скромный, скромный, нервный, сверхскромный, отшатывающийся, сдержанный
Как использовать застенчивый в предложении
Интересно узнать этих людей, их неуверенность и их проблемы и постепенно сблизиться с их застенчивой внешностью.
«Подземелье бойфренда» напомнило мне свидания во время пандемии, мечи и все такое|Шеннон Ляо|31 августа 2021 г.|Washington Post
Организаторы пытались убедить студентов, которые могут чувствовать себя застенчивыми онлайн, хотя бы попробовать поиграть в палача или шарады.
Программа Best Buddies помогает старшеклассникам поддерживать связь во время пандемии|Дана Хеджпет|23 апреля 2021 г.|Washington Post
Помню, в то время я был очень застенчив и сказал: «Спасибо!»
15-летие сериала «Все это она»: актеры и съемочная группа вспоминают о создании классики 90-х|Марлоу Стерн|29 января 2014 г.|DAILY BEAST герцогиня.
Уилл и Кейт на лондонской премьере Африканских кошек||25 апреля 2012|DAILY BEAST
Миссис Нельсон, ехавшая впереди с застенчивым водителем, тщетно пыталась вовлечь его в разговор.
Девушки на улице в седле | Лора Ли Хоуп
Кажется смешным, что парень, который мог держать голову прямо перед ураганом пушечного выстрела, должен быть прямо застенчивым.
Overland|John William De Forest
У француженок нет той застенчивой скромности, которая характерна для женщин Англии и Америки.
Путешествие по югу Франции и внутренним районам провинций Прованс и Лангедок в 1807 и 1808 годах|подполковник. Пинкни
Это было так необычно для застенчивого Альфреда, что мисс Колдуэлл вскочила и легко соскользнула на землю.
Истории проторенных троп|Стюарт Эдвард Уайт
Но поскольку на следующий день он казался более сильным и подвижным, я пришел к выводу, что он был застенчив и ел только тогда, когда я не смотрел.
Птицы и вся природа, Vol. VI, № 3, октябрь 1899 г. | Разные
Определения слова застенчивый в британском словаре
застенчивый
/ (ˈbæʃfʊl) /
прилагательное
склонен избегать внимания из-за застенчивости или скромности; застенчивый; робкий
указывает или характеризуется застенчивостью или скромностью
Производные формы застенчивого
застенчивый, наречие застенчивый, существительноеПроисхождение слова застенчивый
C16: от bash, сокращение от abash + -ful English Collins
900 Полное цифровое издание 2012 г.