Стыдливость: Стыдливость | это… Что такое Стыдливость?

Содержание

О стыдливости

Стыдливость — это чувство стеснения, которое испытывает человек, чувство, удерживающее его от совершения порицаемых поступков. Противоположность стыдливости — нахальство и чувство безразличия к порицаемым поступкам.

Два противоположных качества

Стыдливость и бесстыдство могут быть как врожденными свойствами, так и приобретенными. Однако людей в зависимости от степени обладания этими качествами можно разделить на несколько групп. У кого-то бесстыдства бывает больше с самого рождения, у кого-то — меньше. Кроме того, обладатели стыдливости или бесстыдства от рождения подразделяются по степеням. Так, человек может обладать стыдливостью в такой мере, что бесстыдству не останется и места. Другой же может совершить много бесстыдных поступков, и будет казаться, что у него нет стыдливости. Врожденный характер играет немаловажную роль в развитии приобретаемого качества. Кто проявляет стыдливость, тот достигнет прекрасного удела. А кто откажется от этого качества и будет совершать лишь то, что пожелает, тот лишится блага обоих миров.

Стыдливость бывает двух видов

Первый вид — это врожденное качество, являющееся одним из величайших нравов, которым Всевышний Аллах наделяет Своего раба. Поэтому Пророк сказал: «Стыдливость не приносит ничего, кроме блага». Стыдливость удерживает от совершения плохих поступков и от обладания дурным нравом, побуждает к благонравию. Исходя из этого, стыдливость является качеством веры.

Второй вид — это приобретенная стыдливость. Такой вид этого качества является следствием познания Аллаха, познания Его величия, близости от Своих рабов, ведь Он наблюдает за ними и знает изменнические взгляды и то, что скрывается в людях. Это качество является наивысшим свойством веры.

Чувство стыдливости перед Аллахом также появляется вследствие наблюдения за Его милостями и признания недостаточной благодарности Всевышнему за это.

Если человек будет лишен обоих видов стыдливости (врожденной и приобретенной), то ничто не будет сдерживать его от скверных поступков и дурных нравов. Таким образом, он станет таким, как будто у него вовсе нет веры.

60 ответвлений

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк сказал: «Вера (включает в себя) более шестидесяти ответвлений, и стыдливость — (одно из) ответвлений веры». Какова польза из данного хадиса?

1. Стыдливость — это похвальное качество. Все небесные Писания единодушно одобряют стыдливость и побуждают к ней. Кроме того, разум и природное естество человека признают достоинство этого качества и его прекрасные последствия. Поэтому мусульманину необходимо обладать стыдливостью, придерживаться этого качества во всех своих делах, ведь стыдливость представляет собой только благо.

2. Человек, который не стесняется, явно и скрыто совершает плохие поступки, ведь его от этого ничто не удерживает. Стыдливость удерживает от дурных дел. Так, проявление стыдливости перед Всевышним удерживает человека от поступков, порицаемых с точки зрения религии, а проявление стыдливости перед людьми сдерживает от непристойных деяний. Таким образом, человек, лишенный стыдливости, проявляет полное безразличие к своим поступкам.

3. Мусульманин должен развивать в себе этот прекрасный нрав, принимая для этого соответствующие меры. Он должен познакомиться с нравами Пророка и поступать в соответствии с ними. Необходимо регулярно посещать религиозные уроки, дружить только с праведными людьми. 

Если не чувствуешь стыда, то делай что хочешь

Сообщается со слов Абу Масуда (да будет доволен им Аллах), что Пророк сказал: «Поистине, дошло до людей из слов первого пророчества (следующее): если ты не чувствуешь стыда, то делай что хочешь». Сказанное означает, что из слов предшествующих пророков до людей дошло то, что стыдливость удерживает от совершения непристойных дел и поступков, запрещенных шариатом и не одобряемых разумом. Как известно, такое качество является правильным и достойным. Кроме того, все законодательные нормы и люди сошлись на благородности стыдливости. Слова Пророка  «…то делай что хочешь» являются повелением в значении сообщения. Это означает, что если у тебя нет стыда, то ты будешь совершать все, что хочешь, и ничто не удержит тебя от совершения запретного поступка. И тогда Аллах даст соответствующее воздаяние за твои действия и накажет за пренебрежительное отношение к Его запретам. В этих словах содержится суровый выговор, ведь у того, кто не возвеличивает своего Господа, отсутствует вера. Или же в этих словах содержится угроза, как, например, слова Всевышнего: «Поступайте, как пожелаете!» (Св. Коран. «Разъяснены», 40). Этот аят означает: делай что пожелаешь, и тогда ты увидишь последствия своих дел.

Таким образом, слова Пророка  «…то делай что хочешь» означают: если ты отказываешься проявлять стыдливость, то ты заслуживаешь, чтобы тебе сказали: «…делай что пожелаешь, и тогда ты увидишь скверность своего положения».

Ислам вращается вокруг этого хадиса, ведь поступки бывают двух видов. Первый вид — запретные, нежелательные и непредпочтительные поступки, совершения которых стыдятся. Необходимо отстраняться от такой категории поступков. Второй вид — обязательные, желательные и одобряемые поступки. Как бы то ни было, этот хадис указывает на то, что стыдливость была желательной в предыдущих поколениях и остается таковой и поныне.

Религиозное значение слова «стыдливость» не нуждается ни в намерении, ни в том, чтобы оно было приобретенным. Поэтому хадис подразумевает именно такое значение. Суть вопроса заключается в следующем: если ты хочешь что-то совершить, но не знаешь, приступить к этому делу или отступиться, то посмотри на то, что ты хочешь сделать. Если твой поступок относится к категории тех дел, при совершении которых не стыдятся ни Аллаха, ни пророков, то не делай его. И при этом ни на кого не обращай внимания. Если же ты стыдишься Аллаха и пророков, то оставь это дело.

Этот хадис относится к лаконичной, содержательной речи, которой Аллах удостоил Своего пророка.

Вопрос 144. О неотделимых частях благоразумия и [в первую очередь] о стыдливости, Сумма теологии. Том IX

Фома Аквинский (католический святой)

Сумма теологии. Том IX

Часть 21Часть 23

Скачать