Субкультуры 2018 года в россии – Современные и классические молодежные субкультуры
Самая стильная субкультура – движение модов
Сегодня мы вспомним историю молодежной субкультуры модов. Эта субкультура во многом определила дух и стиль 1960 годов.
Моды (mod — сокращение от «modernist») появились в Ист-Энде — восточной части Лондона, в которой преимущественно жили представители рабочего класса, — в 1958 году. Закат субкультуры начался в 1966 году. Но за восемь лет они стали самой стильной молодежной субкультурой, которую дизайнеры до сих пор вспоминают с тоской.
История субкультуры модов
К 1956 году подрастало первое поколение британцев, которое не видело войны (благодаря бэби-буму, который прокатился по всем странам-участницам Второй мировой, к концу 1950-х — началу 1960-х в Британии почти 40% населения составляли люди в возрасте до 25 лет). Они жили чуть обеспеченнее, чем их родители. Их образование было немного лучше, чем у старших за счет проведенных реформ.
Эти молодые люди видели жизнь своих родителей серой и скучной, им не хотелось прожить такую же унылую жизнь, как мамы и папы с чрезмерной работой и недостатком развлечений, в серой одежде. Так сформировалось новое протестное поколение, заострившее проблему отцов и детей.
В 1955 году вышла песня Rock Around The Clock. Она привлекла внимание молодежи бойкими ритмами. Примерно в это же время в Британии прошла крупная выставка современного (модернистского) искусства. Набирал популярность итальянский неореализм и французская новая волна в кино. Иной стиль поведения и образ жизни привлекали молодых британцев из рабочего класса, которые работали продавцами или клерками в офисах, то есть выполняли монотонные задания.
Образ жизни модов конца пятидесятых — начала шестидесятых годов, — независимых, свободолюбивых, одетых идеально вплоть до мельчайших деталей, завсегдатаев джазовых клубов, разъезжающих на итальянских мотороллерах и нередко употребляющих амфетамин и другие вещества, еще не был хорошо знаком широкой общественности, однако к нему приобщалось все больше и больше молодых людей.
Этому способствовала атмосфера любимых модами кофе-баров, где стало появляться все больше молодежи из рабочей среды, и кроме джаза все чаще звучал ритм-энд-блюз. Плененные зажигательностью музыки и развлечений, юные модернисты, теперь представляющие самые разные слои общества, развивали и совершенствовали чувство стиля.
Изначально моды были исключительно мужской субкультурой. Сначала они подражали тедди-боям, но пошли дальше них в культе одежды. В 1958 году небольшая группа парней стала разгуливать по Лондону в итальянских шелковых костюмах, подогнанных по фигуре (цвета варьировались от серого и черного до красного, коричневого или зеленого).
Узкие лацканы пиджака, узкие галстуки, заостренные кожаные туфли (обычно лоферы, причем для их демонстрации моды предпочитали чуть укороченные брюки), оксофордские рубашки, водолазки из шерсти или кашемира, рубашки-поло с горизонтальными полосками, вязаные свитеры с V-образным вырезом, парка. Образ завершали черные очки и черный котелок.
Понятно, что такой гардероб стоил недешево. Моды могли отказывать себе в продуктах питания, лишь бы отложить деньги на очередную покупку. Но приобрести вещь было полдела. Главным было довести ее до идеального состояния: ни складочки, ни морщиночки, ни пятнышка.
Парни этой субкультуры тратили часы на то, чтобы отутюжить одежду и начистить обувь. И потом столько же времени уходило на прическу: развести в горячей воде сахар, остудить и гладко уложить прическу. Короткая стрижка, волосок к волоску — наконец, мод выходил в люди социализироваться. Стоит добавить, что моды любой сексуальной ориентации не гнушались использовать декоративную косметику для коррекции тона кожи и даже помаду!
Минимум три дня в неделю человек, считавший себя модом, проводил в компаниях. Кофе-бары были местом сбора: в отличие от британских пабов они не закрывались на ночь и там были музыкальные автоматы. Увлечение музыкой — джазом, блюзом и R&B — было другой страстью модов. Чтобы бодрствовать несколько суток подряд, моды употребляли различные стимуляторы и наркотики.
Сначала моды мечтали об открытых кабриолетах, но суровая действительность заставила их пересесть на скутеры. Только представьте – стильно одетый парень проносится мимо на скутере, а у него даже волос на голове не шелохнется. В 1960 году большинство парней мечтало, чтобы их приняло сообщество субкультуры модов.
Субкультура модов и девушки
Запоздало к модам присоединились девушки. Короткие платья А-силуэта, мини-юбки, балетки, одежда бойфренда, короткие стрижки, неброский макияж — вот так надо было выглядеть, чтобы быть принятой в моды. Главным дизайнером для девушек модов стала Мэри Куант.
С увеличением числа модов росло и внимание к ним со стороны музыкальной и модной индустрии, а также телевидения. Развитие стильной субкультуры оказало сильнейшее влияние на моду по всему миру. «Свингующий Лондон», как назвали этот феномен журналисты, включал в себя самые разные проявления культурной и сексуальной революции шестидесятых. В музыке речь шла о самом настоящем «Британском вторжении»: весь мир слушал The Beatles, The Kinks, The Rolling Stones, The Who, The Small Faces и десятки других английских групп.
Постепенно субкультура начала обрастать коммерческой составляющей и стиль ее последователей начал диктоваться извне. Модные бренды решили нажиться на молодежной субкультуре и стали всеми путями навязывать объекты желания.
К 1966 году первые моды повзрослели и обзавелись семьями, поэтому им уже было некогда проводить ночи напролет в кофе-барах и на дискотеках. Кроме того, стали появляться новые и новые субкультуры, которые предлагали большее разнообразие стиля и идеологической составляющей.
Постепенно некоторые моды выродились в скинхедов или перешли в иное движение, а многие просто начали вести обычную жизнь, во многом похожую на жизнь их родителей. Посему, совсем скоро от модов остались лишь воспоминания.
mylitta.ru
Субкультура в Москве, 2019 ✮ Молодежные субкультурные течения в России
В Москве существует большое количество ежегодных и регулярных событий, которые рассчитаны на хипстеров и в целом на сообщество интеллектуальной молодежи. Как правило, такие мероприятия сочетают в себе сразу несколько видов и форм деятельности.
Узнать больше
В последние годы в Москве появилось множество магазинов, парикмахерских, клубов и арт-пространств, ориентированных на хипстерскую аудиторию. Появились антикафе и антикинотеатры. На бывших фабриках и заводах возникли целые креативные кластеры.
Узнать больше
На Северо-Западе Москвы расположился центр российского байкерского движения «Ночные волки». Знаменитая мотомастерская, развлекательный клуб Sexston с несколькими ресторанами и барами, открытая площадка с шатрами – целый город с невероятной атмосферой.
Узнать больше
На сегодняшний день количество зарегистрированных мотоциклистов в Москве перевалило за 100 тысяч. Традиционно открытие мото-сезона в Москве проходит в мае. Однако первые выезды начинаются уже в апреле и длятся вплоть до выпадения снега и стойких холодов.
Узнать больше
На сегодняшний день в столице предлагается немало экскурсий различной степени экстремальности, в ходе которых участникам приоткроются многие секреты подземных сооружений. Это история, скрытая от глаз обывателей, способная удивить и даже изменить представление о городе.
Узнать больше
Объекты раздела на карте
Нажмите, чтобы показать карту
ru.moscovery.com
Молодёжные субкультуры
В каждую эпоху существовали те, кто своим внешним видом и поведением бросал вызов обществу. В прошлом веке выделились целые сообщества молодых людей, которые шли перпендикулярно мнению большинства. Длинные волосы, напульсники, ирокезы и нарочито широкие джинсы – молодёжные субкультуры боролись за право самовыражения!
Хиппи
Изначально никакой субкультуры как таковой не было – были потомки американских обывателей, осознавшие, что стандартный жизненный план «школа-колледж-работа» им не по нраву. В 60-е годы XX века юные борцы с системой убегали из дома, жили в коммунах, а то и отправлялись подобно птичьим стаям в тёплые края Латинской Америки или Индии. Дух свободы от родительского надзора сформировал и внешний вид бунтарей: расклешённые брюки, яркие рубашки, длинные волосы и килограммы украшений-фенечек – достаточно, чтобы консервативно настроенные граждане добропорядочных американских городков обходили за километр. Хиппи прославились активной общественной позицией, главным образом, протестами против войны во Вьетнаме. Современные представители субкультуры являются пассивными противниками любой системы – от государственного строя до общественных настроений – и желают мира во всём мире без особых усилий.
Панки
Яркий пример того, как контркультура стала целым движением. Изначальная идея – отрицание. Так, первым русским панком можно считать Евгения Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети», отрицавшего даже минимальные потребности человека. Превратно поняв (точнее, совершенно не поняв) принципы анархизма, стихийно возникшая на Западе молодёжная субкультура стала противопоставлять себя всем окружающим. В 70-е годы в Лондоне стали появляться коллективы, игравшие громкую эпатажную музыку и заводившие толпу неприличными выходками – солистам ничего не стоило бросить что-нибудь со сцены, раздеться или прыгнуть в толпу. Внешний вид был соответствующим: неестественные цвета волос, тяжёлые ботинки, кожаные куртки и цепи. Символом панк-движения стал ирокез – залитые лаком волосы торчком в сочетании с выбритыми висками. Английский дизайнер Вивьен Виствуд ввела панковский дух в модную индустрию — кеды Converse и майки с логотипами рок-групп уже несколько не сходят с обложек журналов. А само движение постепенно сошло на нет, поскольку старые идеи уже не актуальны, а чему противостоять сейчас, панки ещё не придумали.
Готы
Продолжением панк-движения считаются готы. Субкультура выросла на почве из мрачных романов ужасов XVIII – XX века, декадентства и музыки с соответствующим настроением. К германским племенам эпохи великого переселения народов и стилю архитектуры средневековья одетые в чёрное панки не имели никакого отношения – «готами» иронически назвали фанатов вокалиста группы Sex Gang Children по прозвищу Готический гоблин. Вскоре под это определение стали подгонять унылые гитарные риффы, изображения надгробий и летучих мышей и депрессивное состояние души. Кладбищенская тематика стала привлекать неформалов всё больше и больше, что отразилось на поведении и внешнем виде. Готы используют белую как мел пудру, густо красят глаза, наносят на ногти чёрный лак и наряжаются в одежду мрачных тонов. Особым шиком считается викторианский стиль – длинные юбки, корсеты, перчатки. Субкультура получила широкое распространение в начале 2000-х годов, и это стоило миллиардов потерянных нервных клеток родителям, чьи дети принялись одеваться как на похороны и ходить гулять на погосты.
Эмо
Термин «эмо» возник примерно в 80-е годы – так иронично называли коллективы, игравшие чересчур эмоциональную музыку. Тогда они не пользовались большой популярностью, поскольку темы любви, боли и суицида не считались важными для социума. Расцвет пришёлся на начало 2000-х годов – на постсоветском пространстве пик пришёлся на 2007 год. Стереотипный облик – чёрно-розовые волосы, рваная чёлка до кончика носа, узкие джинсы, кеды и густо подведённые глаза. Поведение целиком и полностью соответствует названию: тонкие ранимые натуры заливаются слезами из-за мыслей об одиночестве и жестоком мире. Последние яркие представители чёрно-розового движения были замечены в далёком 2011 году – субкультура сошла на нет так же стремительно, как и обрела популярность.
Когда ты молод и не признаёшь компромиссы, сама природа диктует неокрепшему растущему организму самовыражаться и заявлять о себе окружающим. Молодёжные субкультуры уже не пользуются такой популярностью как раньше – в век информационных технологий и доступа ко всемирной паутине юные бунтари получают дополнительные способы высказаться и выхлестнуть бьющую через край энергию.
ЭТНОМИР для школьников и студентов
Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Всё, что есть в ЭТНОМИРе, наглядно, красочно и доступно знакомит детей с культурой или историей, достопримечательностью или климатом, этносами или флорой и фауной региона, что способствует фиксации информации через впечатление, а значит, знания, полученные в ЭТНОМИРе, хорошо усваиваются детьми и сохраняются в их памяти на всю жизнь. Ведь когда ребёнок своими глазами видит шамана-тувинца или девушку-эвенкийку, шьющую обереги, то диковинные названия народностей, проживающих слишком далеко, чтобы ими интересоваться, перестают быть для него просто словами.
Посещение павильонов Улицы Мира, этнических жилищ, музеев парка и контактных зоопарков дополняет школьную программу, а аттракционы и море развлечений на свежем воздухе делают отдых в парке не только познавательным, но и очень весёлым!
Знакомьтесь с образовательными программами для школьников и студентов в ЭТНОМИРе, планируйте поездку вместе с нашими менеджерами образовательного отдела и приезжайте в гости!
ethnomir.ru
Субкультуры современной России — часть 2
Молодежные субкультуры в современной России охватывают в основном школьников старших классов. Психологи утверждают, что так тины формируют самооценку, им легче самоутвердиться в группировках, чем реальными поступками, свидетельствующими о взрослости. Молодежь же утверждает, что дело не в заниженной самооценке: новые веяния в российском обществе обусловливают смену принятых установок.
Как бы то ни было, молодежных течений сегодня достаточно, и их приверженцев объединяет многое, от философии до символики. Краткий обзор основных из этих течений представляет нам следующую картину.
Формирование подростковых субкультур в России имеет свои специфические причины, отличные от стран Запада. Прежде всего, это — социальная и экономическая неустойчивость общества. Экономический подъем, наблюдавшийся в последние годы, принципиально картину не изменил. Проще говоря, нашу молодежь волнуют не те потребности, которые стимулируют различные молодежные движения на Западе, а проблема преодоления жизненных трудностей, порой и просто физического выживания. Во-вторых, наиболее желанной перспективой для сегодняшних подростков представляется быстрое достижение престижного социального положения.
Неформалы сильно отличаются друг от друга заявленными целями, ценностями и, как следствие, поведением и времяпровождением. К примеру, объединяются по признаку предпочтения определенных стилей музыки, танцев. Не говоря уже о футбольных болельщиках: таких объединений — около 80%.
На фоне распространения в стране субкультур и псевдокультур растет уровень преступности среди российской молодежи: по статистике, каждый пятый молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет хотя бы раз совершил правонарушение или преступление. И это тоже связано со спецификой молодежных субкультур в России. Так, около 9% от всей численности подростковых группировок — наркоманы и токсикоманы.
В 1986 году было официально признано существование неформальных группировок в СССР. По молчаливому согласию подростки стали «отгораживаться» от взрослых одеждой, атрибутикой, сленгом, манерами и моралью, за что и подвергались осуждению. Тогда-то подростковые группировки и начали делить на асоциальные, антисоциальные и т.д.
Например, панки, хиппи, байкеры, рокобилли относили к асоциальным: угрозы обществу они не представляли, но и общим нормам поведения не подчинялись. Антисоциальными называли подростковые группировки, которые носили агрессивный характер, утверждаясь за счет других.
А вот подростковые банды, не относясь ни к той, ни к другой группе, так и остались отдельной классификацией: «банды». Так называли объединения подростков по территориальному признаку: здесь царили свои нравы и законы, ценился культ силы и умение драться. В ходу были такие выражения, как «травка», «прикидка», «счетчик» и тому подобное; принято было ходить при оружии. И ныне банды по-прежнему враждуют друг с другом и терроризируют «нейтральных» подростков. Такие организации называют также, в зависимости от места, «конторами», шайками. В них входят «боевики» 16-18-ти лет и «шелуха» — подростки лет 14. Возглавляют банды лидеры от 19 до 22 лет.
В отдельную группу выделились всем известные молодежные группировки, избравшие символику со свастикой. Они называют себя «фашиками», «фашистами», «наци», «нацистами», «Национальным фронтом». В народе же они больше известны как скинхеды («бритоголовые»).
Но есть и молодежные объединения, которые получили название просоциальных: это объединения по защите природы, памятников архитектуры. Эти группы, цель которых — приносить пользу обществу, малочисленны, но активны.
Также существуют неформальные группы художественного направления. Интересен и так называемый «компьютерный андеграунд» — своеобразный молодежный мир, в котором много подгрупп со специфической структурой: на самом низком уровне находятся юзеры (пользователи), потом идет группа «пойнтов», далее — «сисопы», или системные операторы (администраторы), руководят же ими так называемые сетевые коммуникаторы. В этом мире существует свой особый сленг и стиль общения. Отсутствие постоянного контакта в «реале» они компенсируют обменом электронными письмами, который стал их ритуалом.
Люберы — широко известная молодежная группировка с ярко выраженной агрессивностью в поведении. Первоначально это было стихийное объединение подростков, боровшихся за «оздоровление» общества: они «перевоспитывали» бомжей, проституток, алкоголиков и т.д., преследуя и избивая их. Они появлялись в разных городах России, всегда готовые к неожиданному нападению.
Эта практика стихийных избиений несколько позже стала «образцом» для скинхедов и баркашовцев — группировок с более организованной структурой, также состоявших в основном из подростков.
Их отличительный символ — свастика, знак, который даже не говорит, а кричит сам за себя. Носят его наши с вами современники, которые родились намного позже победы над фашизмом. Они называют себя фашистами и этим гордятся. Кто-то даже знаком с отдельными высказываниями и произведениями Ницше и Шпенглера. Большинство же следуют простой установке: «основную часть «недочеловеков» надо уничтожить, а остальных превратить в рабов».
Как сформировавшееся молодежное движение скины появились в России еще в начале 90-х годов ХХ века. В основном среди сторонников фашистской идеологии — молодежь до 21 года, хотя в их рядах есть и люди 22-26 лет.
Подростки-скины выделяются из толпы бритыми головами, черной одеждой, брюками, заправленными в ботинки. Иногда на одежде присутствует изображение питбуля. В общественных местах стараются появляться группками. Встретить их можно в основном вечером, когда настает «их» время. Тусоваться они стараются в разных местах, а при встречах могут устраивать обсуждение «хроники дня». И если одним ненацистом стало меньше… то эта новость принесет бурную радость.
Футбольных фанатов считают субкультурой, близкой к криминальной. Усугубляется это тем, что болельщики — одна из самых активных подростковых групп в России.
Что характерно для фанов — они, как правило, даже не знают историю команд, но «в курсе» недавних событий и предстоящих матчей. Для них большое значение имеет эмоциональная разрядка, возможность орать, буянить и смешивать разные установки и стили жизни.
Впрочем, и эти объединения сильно разнятся.
Так, например, группа спартаковских болельщиков «Гладиаторы» избегает драк, но защищает «младших» (новичков). Они хорошо развиты физически и пропагандируют «чистый образ жизни».
Однако среди подобных группировок есть и такая, как «Колдырь бой-фронт» («колдырь» на сленге — «пьяница»). Как можно догадаться, это — болельщики-алкоголики. Возрастная категория их составляет 17-18 лет, но есть и постарше.
Такие молодежные движения, защищающие окружающую среду, в России непопулярны и малочисленны (всего 4%), даже в Чернобыле. Акции российского «Гринписа» по большей части неэффективны и являются подражанием Западу. Такие движения удобно формировать при официальных структурах: самостоятельно существовать они не могут из-за материальных трудностей и правовых препятствий.
Мамы и папы современных подростков наверняка помнят, как в середине 80-х распространилось новое направление в музыке — хэви-металл. А еще появились длинноволосые ребята, на мотоциклах и в косухах, которым даже в голову не приходило следовать правилам дорожного движения. Их стали называть байкерами.
Узкий круг «своих» принимал к себе новеньких только после отбора, и исключительно тех, кто мог отстоять свои убеждения кулаками. Сила и тренировки культивировались, мускулы наращивались, внешний вид становился все более устрашающим.
Многие байкеры действительно были металлистами, а на концертах выступали даже добровольной охраной. Символом абсолютной байкерской свободы стал флаг Конфедерации.
Однако для того, чтобы подражать байкерам Запада, нужно иметь хороший материальный достаток. Кроме того, имея мотоциклы, их владельцы не могут исправить элементарные поломки. А ведь умение привести в порядок своего «коня» является неотъемлемым элементом субкультуры.
Сейчас движение байкеров в России обрело иной смысл. Молодежь, придерживающаяся образа жизни байкеров, не имеет идейной основы. Это движение еще не до конца сформировалось среди ребят из семей с небольшим доходом. Но оно уже не байкерское. Это небольшие группки без какой-либо атрибутики и даже названия. С байкерами они себя теперь не ассоциируют. А съезды на мотофестиваль в Малоярославце демонстрируют уже совсем иной стиль жизни молодежи.
Участники фестиваля сами собирают или переделывают свои мотоциклы. Подростки могут буквально переселиться на несколько месяцев в гараж или устроить мастерскую прямо в квартире. После завершения работы они компаниями ездят на мотоциклах по городу, соблюдая все правила движения и не ставя перед собой каких-то целей.
В англо-русском словаре вы быстро найдете перевод слова «rave», означающего «бредить», «бред». Покопавшись в Интернете, можно наткнуться еще на одно определение в «Словаре современного сленга» Т. Торна: «рейв» — «дикая вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения».
Последнее определение точнее всего описывает поведение образовавшейся молодежной субкультуры в России и сформировавшийся у тинов ночной образ жизни.
mirznanii.com
Статья по теме: Субкультуры. Понятие, история возникновения, особенности молодёжных субкультур.
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Анжеро-Судженского городского округа
«Станция юных туристов»
Статья
СУБКУЛЬТУРЫ.
ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЁЖНЫХ СУБКУЛЬТУР.
Автор: Мигонькина Зиля Раисовна,
педагог дополнительного образования
Анжеро-Судженск
2018 уч. год
Введение
В современной школьной и студенческой действительности педагогам часто приходится сталкиваться с необычными, на их взгляд учащимися. Он непонятно выражаются, странно выглядят внешне: бритые на лысо, крашеные во все цвета радуги волосы, странные манеры, макияж, татуаж, одежда… Что же это такое? Как реагировать на таких учеников и студентов? Стоит ли в ужасе «шарахаться» от них или нужно просто присмотреться, прислушаться и понять, чем живут учащиеся, что у них творится в душе? Возможно, это просто попытка выделиться на фоне общего окружения. Каждый педагог решает эти вопросы для себя сам. Но, помочь ему разобраться в особенностях такого явления как субкультура можно.
В данной статье рассматривается особая часть общественной культуры – субкультуры. Понятие, история и причины возникновения субкультуры. А так же классификация субкультур. Но, наиболее подробно описана субкультура под названием «альтернативщики».
Что же такое субкультура? Субкультура — свод накопленных определённым мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.
Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.
Под молодёжной субкультурой понимается культура определённого молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
История возникновения субкультуры
Ненормативное (отклоняющееся от принятых в обществе норм, асоциальное) поведение молодых людей впервые стало объектом внимания учёных в США в 30-50 гг. XX века. Учёные-социологи, психологи, правоведы изучали возникновение и функционирование молодёжных банд в больших городах, в первую очередь Чикаго. Они рассматривали ненормативное, то есть нестандартное с точки зрения общественных норм, поведение молодёжи. Исследования показали, что члены таких бандитских объединений живут в соответствии с собственными правилами и нормами, которые являются отклонением от базовой социально-культурной нормы. Именно к ним, этим объединениям, и было впервые применено понятие «субкультура». В этой концепции субкультурой является такое сообщество, где нетипичное — «асоциальное» поведение рассматривается как конформизм, то есть норма. Субкультурой стали называть такую подсистему общества, которая не признается обществом в целом, в первую очередь государственной властью.
Как видим, первоначально подход к субкультурам был чисто социологическим. Затем интерес к этому феномену перемещается в более широкую сферу гуманитарных интересов — сферу культурологии.
После второй мировой войны термин «молодёжная субкультура» вошёл в обиход социологов и стал употребляться не только применительно к преступным формированиям, но и ко всем явлениям культуры, связанным с молодёжью. Отмечалось, что рост благосостояния ведёт к повышению покупательной способности молодёжи, а это в свою очередь порождает возникновение нового, самостоятельного рынка товаров и услуг, ориентированного на молодого покупателя. Это было названо «прорывом тинейджерской культуры». Впрочем, в этот период отклонения от базовых норм и ценностей общества у молодёжи было незначительным и многие исследователи на этом основании отрицали существование понятия «молодёжная культура», аргументируя свою позицию тем, что в руках старшего поколения сосредоточены мощные средства влияния и контроля над образом жизни молодого поколения.
Но, правы оказались те, кто рассматривал тинейджерство как начало нового внутрикультурного процесса. Производство широкодоступных «культурных товаров» (поп-музыка, мода и т.п.) привело к тому, что тинейджерство стало международным стилем-движением, продуцирующим и потребляющим не только разнообразные варианты моды и музыки. Молодёжная субкультура постепенно дифференцировалась, в ней возникли различные движения, которые связывались уже не только и не столько с модой и музыкой, сколько с общественно-политическими взглядами — этот процесс охватил культуру в 60-70 гг. Тогда и заговорили о «конфликте поколений», а как следствие резко возрос интерес к исследованиям, изучающим эту проблему.
Понятие молодёжной субкультуры
Понятие молодёжных субкультур вначале применялось социологами Западной Европы и США только к криминальной среде. Постепенно содержание понятия расширилось и стало использоваться применительно к нормам и ценностям, определяющим поведение определённой социальной группы молодёжи — таким образом, понятие «субкультура» связалось с понятием «культурная парадигма», то есть тот набор представлений и правил, который даёт своего рода матрицу поведения в разных ситуациях. Однако, изучая эту матрицу, учёные натолкнулись на факты, заставившие их подвергнуть сомнению некоторые представления, казавшиеся ранее очевидными. Например, английский учёный Грант Мак-Крекен в книге «Паводок: культура, рожденная сумятицей», получившей широкую известность, описывает свои беседы с различными группами подростков (готами, панками и скейтерами). Исследователь обнаружил, что отличия в одежде, моде и т.п., то есть внешние отличия, обозначают отличия внутренние, а именно: отличия в ценностях и их градации. Кое-кто из наблюдателей, заметил он, полагает, что поступками подростков руководит одно лишь желание добиться признания ровесников, а всё остальное (одежда, язык, музыкальные пристрастия, манера поведения и т.д.) — это всего лишь «обезьянничанье», необходимое для принадлежности к группе. Такая точка зрения исходит из представления о молодёжной культуре как о естественной последовательности.
Другая точка зрения исходит из того, что субкультура представляет собой противостояние, которое состоит в том, что причина разнообразия в подростковом мире являет собой выражение межвозрастной и классовой вражды. Эту позицию развивает, к примеру, книга американских исследователей «Язык молодёжных субкультур: социальная идентификация в действии» (Нью-Йорк,1995). Подростки вступают во враждебный мир. Такую точку зрения отстаивали, в частности, авторы одной из первых значительных книг, посвящённых молодёжным субкультурам — англичане Стюарт Гелл и Тони Джефферсон в книге «Противостояние через ритуалы: молодёжные субкультуры в послевоенной Британии», вышедшей в Лондоне в 1976 г.
Причины возникновения субкультуры
Почему возникают субкультуры?
Наиболее распространённым является такой ответ: чтобы разрешить противоречия в основной культуре, если она оказывается неспособной обеспечить новое поколение действенной идеологией. Субкультура обретает формы в собственной стилистике поведения, в языке, одежде, в ритуалах, способных к творческому развитию.
Соотношения между «главной» культурой и «отклонениями» пытается определить теория субкультур как научная дисциплина. Она работает в понятийном поле культурологии, базируясь на конкретных социологических исследованиях и других гуманитарных дисциплинах. Марксистская теория отрицает субкультуры, рассматривая молодёжные субкультуры как идеологию, призванную маскировать антагонистические противоречия капиталистического общества и подменить их противостоянием поколений.
Близки к марксистским взгляды сторонников теории социального конфликта.
Теоретики социального действия делают акцент на поведении личности в её контактах с другими. В этом понимании субкультуры рассматриваются как система, регулирующая осуществление интересов и потребностей молодёжи в обществе.
Каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. Это и есть неформалы – представители современных субкультур.
Само слово «неформал», «неформальный» обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек-неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Говоря по-научному, субкультура — это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Английский социолог М. Брейк отмечал, что субкультуры как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей» развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте». Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом.
Субкультуры – это большой яркий мир, открывающий нам различные оттенки жизни. Это видно из классификации субкультур.
Классификация субкультур
Виды субкультур:
- Музыкальные — субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки: альтернативщики, готы, инди, металлисты, панки, растаманы, рокеры, рейверы, хип-хоп (рэперы), фолкеры, эмо, риветхеды и др.;
- Имиджевые — субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению: Visual kei, кибер-готы, нудисты, стиляги, Тедди-бои, милитари, фрики и др.;
- Политические и мировоззренческие — субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям: анархо-панки, антифа, скинхеды (все разновидности), битники, неформалы, хиппи, яппи, нью-эйдж, стрейд-эйдж и т.д.;
- По хобби — субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби: байкеры, райтеры, трейсеры, хакеры;
- По другим увлечениям — субкультуры, основанные на кино, играх, мультипликации, литературе: отаку, геймеры, ролевое движение, толкиенисты, териантропы, фурри;
- Хулиганские — выделение этих субкультур часто оспаривается, и далеко не все, причисляемые к ним, сами относят себя к ним. Например: руд-бои, гопники, любера, ультрас и т.п.
Альтернативщики
Остановимся на такой субкультуре, как альтернативщики.
Альтернативщики — молодёжная субкультура, возникшая в начале 1980-х годов, впоследствии занесённая в Россию в 1990-х.
Альтернатива — слово, произошедшее от названия независимых, не мейнстримовых звукозаписывающих лейблов, на которых выпускали свои пластинки музыканты, предлагающие «альтернативную» музыку, не имеющую чётких границ жанра. Сформировалась при смешении металлистов, панков и рэперов. Успех альтернативной музыки и её постепенное превращение в мейнстрим, обеспечили такие группы, как Nirvana, Korn и Limp Bizkit.
Сообщество альтернативщиков не имеет структуры и не сформировало каких-либо чётких принципов, так как изначально базировалось не на идее, а на музыке. Однако, популярными темами для текстов песен являются нон-конформизм, призывы к политической грамотности населения и анти-фашизм. Но с таким же успехом, тексты могут рассказывать о буйных вечеринках, любви, сексе, насилии, наркотиках, и т. д. Альтеры (сокращение от «альтернативщики») очень часто разделяют панковские анархические взгляды. Однако, примером альтернативной группы, имеющей чёткие политические убеждения и имеющей прочный идейный базис, служит Stone Sour.К. На сегодняшний день, от первоначального значения названия этой субкультуры, не осталось практически ничего, кроме якобы нон-конформистских лозунгов. Со временем альтернатива приобретает всё большую и большую популярность среди молодёжи, а как следствие — переходит в то, чему изначально предлагала «альтернативу», в ещё один мейнстримовый жанр музыки, без особой филосовской подоплёки.
Музыка делится на множество поджанров, но наибольшую популярность смогли обрести эти три: 1) Альтернативный металл. Основатели — Corrosion of Conformity, White Zombie. Исходит от хэви-металл и трэш-металл; 2) Рэпкор. Основатели — Urban Dance Squad, Rage Against The Machine, Biohazard, Limp Bizkit. Исходит от рэпа; 3) Гранж. Основатели — Nirvana. Исходит от панка.
Внешний вид представителей этой субкультуры сильно зависит от их возраста и среды общения. Наиболее часто встречающаяся сегодня комбинация это — чёрные волосы, закрывающие уши, чёрная одежда, кеды (преимущественно скейтерские), пирсинг на лице, тоннели, дреды. Но, далеко не все альтернативщики одобряют такую «униформу», и предпочитают ей просто свободную спортивную одежду популярных брендов.
В среде альтернативщиков популяризованы татуировки, занятия спортом, зачастую экстремальными его видами и употребление алкоголя и (или) различных наркотических веществ. Это не значит, что все, без исключения, альтернативщики имеют вредные привычки. Эта их черта, как и внешний вид, зависит скорее от личных качеств, нежели от принадлежности к этой субкультуре.
Заключение
Субкультуры являются особой частью общественной культуры. Субкультуры имеют свою классификацию по различным признакам: внешнему виду, внутреннему мироощущению, политическим взглядам, музыкальным пристрастиям и другим культурным предпочтениям (кино, литература, живопись, мода и т.д.).
Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.
Уважаемые педагоги, помните: внешний вид и наличие или отсутствие вредных привычек (алкоголь, наркотики и т.д.) у представителей различных субкультур зависит скорее от личных качеств человека, нежели от принадлежности его к какой-либо субкультуре!
Список использованной литературы и источников
1. Аксютина О. А. Панк-культура как феномен молодежной контркультуры // Современные трансформации российской культуры. М.: Наука, 2005, с. 564—603
2. Громов А.В., Кузин О.С. «Неформалы. Кто есть кто?» — М.,1990г.
3.Запесоцкий А.С., Файн А.П. «Это непонятная молодёжь…:проблемы неформальных молодёжных объединений» – М: Профиздат, 1990г.
4. Ольшанский Д.В. «Неформалы: групповой портрет в интерьере»- М: Педагогика, 1990г.
5. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». — М.: Ин-т социологии РАН, 2000. — 262 с.
6. http://xreferat.com/84/1279-4-molodezhnye-subkul-tury.html
7. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/subkultura.html
8. http://nside.ru/wiki/spisok-subkultur
9.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
nsportal.ru
«Многообразие субкультур. Течения современности»
«Многообразие субкультур. Течения современности»
Автор: Мухамадеева Ирина Сергеевна,
учитель обществознания, социальный педагог МБОУ СОШ №111
Новосибирск 2018
Введение
Актуальность исследования
В современном мире мы все чаще сталкиваемся с понятием «субкультура». Что же это такое и почему многие подростки становятся представителями тех или иных субкультур? Какие существуют виды субкультур и когда они появились? Как развивались?
В последнее время понятие «молодежная субкультура» все чаще и чаще стало использоваться учеными-социологами и журналистами при обращении к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде.
Молодежная субкультура — достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. Существование этого феномена затрагивает множество аспектов — от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп.
Целью исследования является выявление психологических особенностей влияния молодежной субкультуры на личность подростка.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
определить понятие «субкультура»;
рассмотреть сущность возникновения и развития молодежных субкультур;
выявить виды современных молодежных субкультур;
изучить особенности влияния молодежной субкультуры на внутренний мир подростков.
В данной работе я расскажу вам о Различных субкультурах. О молодёжных движениях второй половины XX века и о том как они преобразились в наше время.
Понятие “Субкультура”
В 1950 году американский социолог Дэвид Рисмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством.
Мишель Мафессоли-французский социолог, в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур.
Российский орнитолог Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы». В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Иногда для обозначения субкультурного сообщества используется жаргонное слово «тусовка».
Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провёл британский социолог и медиавед Дик Хэбдидж своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.
В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Иногда для обозначения субкультурного сообщества используется жаргонное слово «тусовка».
Субкультуры 50-80х
Здесь мы рассмотрим только некоторые, наиболее популярные движения.
Хиппи.
Молодёжная субкультура, родилась в США в 60-х годах XX века. Расцвет пришёлся на конец 60-х — начало 70-х годов. Первоначально хиппи протестовали против некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм.
Гранж.
Направление в рок-музыке (вариант “New wave grunge metal”), а также молодёжная субкультура, ставшее одним из наиболее известных явлений альтернативного рока конца 80-х середины 90-х годов XX века. Родиной гранжа стал Сиэтл (город в штате Вашингтон, США). Наиболее значимых исполнителей прозвали “Сиэттлской четвёркой”, в неё входили четыре коллектива: Pearl Jam, Nirvana, Alice in Chains и Soundgarden.
Панки.
Молодёжная субкультура, возникшая в середине 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии. Характерными особенностями движения являлось критическое отношение к обществу и политике. С панк-роком тесно связана группа Velvet Underground и их солист Лу Рид, который считается отцом-основателем альтернативного рока.
Рокеры.
Рокеры появились в середине 60-х годов и достигли расцвета в конце 60-х начале 70-х годов. В Англии и на континенте. Рокеры-выходцы из семей неквалифицированных рабочих, без образования и часто из неполных семей.
Одежда рокера- это всегда кожаная куртка, поношенные джинсы, грубые большие ботинки, длинные волосы зачесаны назад иногда татуировки. Основным элементом субкультуры был-мотоцикл, символ свободы, власти и устрашения, основной источник получения сильных ощущений.
Современные субкультуры
Хикикомори (сокр. хикки)
Японский термин, обозначающий подростков, отказывающихся от социальной жизни и, зачастую, стремящихся к крайней степени социальной изоляции и уединения вследствие разных личных и социальных факторов. Такие люди не имеют работы и живут на иждивении родственников.
Геймеры
Люди, которые играют в компьютерные игры. Но сейчас это уже не те безобидные школьники, которые стреляют друг в друга из игрушечных пистолетов; у геймеров есть целая культура, они устраивают чемпионаты с многомиллионным призовым фондом, разговаривают на особом арго и не считают своё увлечение «просто играми».
Коспле́й (от англ. costume play — «костюмированная игра»).
Изначально косплей был исключительно японским явлением, однако в конце 1980-ых начал распространятся за пределами Японии, и сейчас такое понятие как «косплей» известно по всему миру.
По сравнению с иными западными фан-сообществами, российский косплей один из самых «профессиональных». И на самом деле, все не так просто, как кажется на первый взгляд. Для того, чтобы создать костюм косплееры могут несколько месяцев шить костюмы, огромный труд подобрать правильные линзы и парик.
Косплей – это не просто производство костюма, которое вторично по своей важности, а именно процесс вживания в роль персонажа. Этим косплей очень похож на театральное искусство и кинематограф.
ЗОЖ (Здоровый Образ Жизни)
ЗОЖники- это люди, поддерживающие здоровый образ жизни для поддержания здоровья, силы и красоты. Представители ЗОЖа не котируют употребление алкоголя, фастфуда и тем более наркотических веществ. ЗОЖники считают что жизнь требует движение.
Влияние субкультур на внутренний мир подростков
Нельзя дать точного ответа хорошо или плохо влияет субкультура на общество и молодежь в частности. Как говорится: «Все хорошо в меру». Подростки в период своего взросления пытаются найти себя и понять, что хотят от жизни вот и начинают применять разные облики субкультур, самое главное во время закончить с этим и не пропустить момент взросления. Но проблема в том, что не одна субкультура не призывает к построению карьеры, развитию личности, к семье и детям. Везде только безысходность, агрессия, алкоголь и отрицание всех норм, а такие позиции чреваты последствиями. С одной стороны, молодежь, относящаяся к субкультурам, имеет постоянное общение и увлекается тем, что им интересно. Так же это способствует социализации молодых людей, помогает так сказать реализовать свои желания, поднять свой авторитет в глазах товарищей. С другой стороны, это все зависит от самой субкультуры и от человека. Есть определенные культуры, которые призывают к насилию, жестокости в обращении с животными, людьми тут, безусловно, они опасны для общества и их нужно опасаться. Если есть голова на плечах, то подросток никогда не попробует наркотики, не прыгнет с крыши или не совершит преступление. Хотя для родителей лучше, что бы ребенок просто занимался спортом, гулял и учился, но иногда бывает полезным вступить в какое-то общество, что бы начать формировать свой характер. Ведь различные молодежные течения возникают вследствие определенных тенденций общества. Агрессия в субкультурах становится ответом на несправедливость взрослых, военные конфликты и неправильное воспитание, а яркий вид свидетельствует о бунтарстве против норм. Поэтому родителям следует понять своих детей и дать им некоторую свободу. Подростки, как правило, «перерастают» свои увлечения. Влияние субкультур в таком случае постепенно ослабевает и со временем ребенок понимает, что ему это совсем не нужно. Можно относить себя к той или иной субкультуре.
Представители субкультур среди нас.
Практическая часть
Безусловно, что бы исследовать влияние субкультур на внутренний мир подростков правильнее всего будет опросить самих несовершеннолетних.
В рамках исследования были опрошены учащиеся 9-11 классов школы №111. В анкетировании участвовало 100 человек.
Респондентам предлагалось оценить, какое влияние оказывают субкультуры на внутренний мир подростков.
64% — Знают про существование современных субкультур, и про их род занятий
Из них 24% — Принадлежат к каким либо субкультурам
И 36% — Не знают ничего про современные субкультуры
Как видно из диаграммы 1, среди респондентов больше тех, кто знает про существование современных субкультур и про род занятий данных движений (40%), вместе с тем, только 24% всех респондентов принадлежат к каким либо субкультурам. Оставшиеся 36% не имеют представления о роде занятий совренных субкультур, об их истории и целях.
Большинство подростков проинформировано о субкультурах, знают, что это такое, встречались с представителями субкультур. Почти все относятся терпимо к тем или иным субкультурам.
Так же можно сказать, что, не смотря на популярность субкультур среди подростков, даже можно сказать некоторой «моды» на субкультуры ученики умеют трезво оценивать влияние субкультур на них.
Таким образом, подводя итог можно сказать, что мы провели исследования и выявили влияние субкультур на отношения подростка с обществом. В своем большинстве это зависит от общества, которое окружает подростка, относящего себя к молодежной субкультуре.
Список источников.
https://dekatop.com/archives/71
https://sub-cult.ru/chtivo/sub-cult
http://www.allwomens.ru/7731-osnovy-zdorovogo-obraza-zhizni-dvizhenie-i-zdorove.html
infourok.ru