Сущность психологической меры защиты личности включение: Грановская Р.М. Березная И.Я. ИНТУИЦИЯ И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Содержание

Типы и формы психологической защиты. Как формируется защитная реакция человека?

13 февраля 2023

13.02

6 минут

6 мин.

29569

51

1

Австрийский психолог и психоаналитик Зигмунд Фрейд сформулировал и ввел понятие «защитные механизмы личности». Они формируются чаще на бессознательном уровне и служат для защиты нашей с вами психики, снижая последствия травматических событий, психических нагрузок, отрицательных эмоций. В этой статье мы расскажем об основных методах психологической защиты и приведем стратегии ответной защиты психики.

Содержание статьи

  1. Общая информация
  2. Механизмы защиты
    1. Примеры
  3. Способы
  4. Формы и типы
  5. Частые вопросы
  6. Заключение эксперта

Что такое защитная реакция

Сознание человека в нормальном состоянии способно адаптироваться к любым изменениям «привычной» жизни. Например, при возникновении сильного стресса, конфликтной ситуации, в тяжелом жизненном состоянии срабатывает определенный механизм подавления, который позволяет человеку пережить случившееся.

К механизмам защиты в психологии относятся особые процессы и техники компенсации, защищающие нас с вами от негатива, потрясений, негативных эмоций.

Данные защитные меры позволяют вернуть внутреннее равновесие, ясность сознания, получить «потерянную» стабильность и понимание, сохранить общение и продолжить социальное взаимодействие.

Психологическая защищенность в норме «срабатывает» тогда, когда есть реальная угроза психологического стресса и потрясения. Но также в норме она должна сама и «выключаться» после снижения угрозы.

Зачастую защитные механизмы реагируют на стресс в «автоматическом» режиме. Человек не всегда может ими управлять и поэтому в ряде случаев такое бессознательное «включение» может со стороны показаться странным, человек может оказаться непонятым окружающими, но при этом он сохранит эмоциональную стабильность.

Важно! Слишком частое «срабатывание» защитных стимулов вредит человеку — он может потерять связь с реальностью и внешним миром. Это опасно притуплением чувств и ощущением измененного восприятия.

Механизмы психологической защиты

Формирование развития психологической защиты начинается в детстве. На поведение в стрессовых условиях влияет воспитание, внутрисемейные процессы, социум. Словом, те же самые факторы, которые позволяют ребенку адаптироваться и развиваться, под влиянием негативных событий «заставляют» действовать тем или иным способом.

Защитные механизмы также формируют наше привычное поведение. Например, если мы регулярно общаемся с тем или иным человеком, то, наблюдая его обычную реакцию, мы можем сделать вывод о том, взволновал ли он, беспокоит ли его что-то, в каком состоянии этот находится собеседник. Если мы видим необычную реакцию, слишком яркую или, наоборот, заторможенную, мы понимаем, что что-то случилось.

Слишком резкие изменения в поведении говорят нам о том, что раздражение копилось длительное время, влияние стресса очевидно, критические изменения произошли.

Примеры психологической защиты

Человек регулярно сталкивается с проявлением психологической защиты. Можно привести несколько ситуаций:

  1. Эмоциональное напряжение на работе, трудные проекты, конфликт с начальником «заставляет» главу семейства высказывать свое недовольство учебой сына и недостаточно изысканным ужином жены. Человек «сливает» негатив на близких людей, потому что сказать начальнику «всю правду в лицо» он не может, но он нашел того, кто заведомо слабее.
  2. Студент провалив сессию и «стоя» на грани отчисления, говорит своему другу, что этот институт не так уж и хорош, а специалисты данных профессий много не зарабатывают, они не престижные. Так, он уменьшает напряжение и защищает себя от негативных эмоций.
  3. Когда в отношениях что-то не складывается, возникают недомолвки, то вместо того, чтобы нормально поговорить и прийти к компромиссу, кто-то из пары (а чаще это именно девушки) начинают плакать, закатывать истерику, обижаться — ведет себя словно маленький ребенок.

Фото: Защитные механизмы психики

Способы защиты

Эмоционально зрелый индивид может защититься от язвительных замечаний окружающих, неодобрительных реакций, выпадов, дать эмоциональный отклик и сохранить свою душевную гармонию.

Но не в каждой ситуации удается прибегнуть к бессознательной защите или бывает, что она не срабатывает. Тогда есть другие способы справиться с агрессией:

  1. Чтобы агрессивные выпады не дошли в вашу сторону и не задели вас «за живое», вам надо представить, что мы находитесь на ветру и обидные слова просто от вас сдувает ветром.
  2. Используйте смех, как способ преувеличения проблемы до комичной. Так, вы сможете обезоружить агрессора и сохранить здоровье.
  3. Еще один способ также подключает фантазию — отчетливо представьте себя в аквариуме, за толстым стеклом, ощутите, как звук извне поглощает вода и вы находитесь в «вакууме».

Если вас вывели из равновесия, а ограждающая реакция не дала желаемого результата, то эти способы помогут вам сохранить эмоциональное равновесие.

Но при этом помните, что наша бессознательная реакция — это своего рода «временная затычка», чтобы сбалансировать эмоции, это некий самообман, в который мы верим и считаем, что какая-либо угроза миновала. Да, она помогает нам вернуться к реальности, примириться с травмой, пережить сильный стресс. Но чрезмерное использование таких способов защиты может принести больше вреда, чем пользы. Индивид может получить невротические расстройства с сопутствующими симптомами, такими как тревога, фобии, астении.

Если после каких-то событий, действий, определенного поведения вы чувствуете беспокойство, нарушение привычного жизненного ритма, эмоциональный комфорт не возвращается, то это значит, что данный механизм сработал «слишком сильно» и вы чувствуете его последствия. Чтобы урегулировать баланс и вернуться к привычному состоянию, может потребоваться помощь специалиста.

Получить консультацию психолога

Standard

Персональный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

1105 ₽/мес

13 256 ₽

Подробнее

Family

Семейный пакет для круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

1819 ₽/мес

21 830 ₽

Подробнее

Premium

Максимальный пакет безлимитного круглосуточного общения с российскими врачами по телефону

2555 ₽/мес

30 661 ₽

Подробнее

Формы и типы психологической защиты

Далее рассмотрим наиболее часто встречающиеся приемы психологической защиты, определенные модели поведения, которые помогают нам легче переносить негативные переживания и социальные конфликты.

Виды защитной реакции человека

Характеристика и описание

Вытеснение

Человек просто забывает, «стирает из памяти» отрицательные события. Но это происходит через подавление, поэтому иногда воспоминания могут накопиться и «выйти» с новой силой.

Проекция

Индивид говорит о своих недостатках, критикуя других. Или приписывает свои желания другим людям. Например, обвиняя в неверности партнера, он сам раздумывает изменить.

Интроекция

Следования чужим нормам и правилам, но при этом отсутствует понимание, подходит это самому человеку или нет.

Слияние

Реакция из детского возраста, когда младенец и мать были неразлучны. Во взрослом возрасте проявляется тотальным «мы» и полностью «забивает» на индивидуальность.

Рационализация

Стремление подобрать аргументы и веские причины неприятной ситуации или провала. Убеждение, что к результату привели определенные события, а не он сам.

Отрицание

Игнорирование очевидных фактов для того чтобы защитить организм от потери, расстройства, травмы.

Регрессия

Детское поведение, основанное на обиде, замалчивании, капризах, игноре.

Сублимация

Замещение одного действия на другое, которое «безопаснее» и «экологичнее».

Читайте также Cублимация в психологии

Частые вопросы

Есть ли вред от психологической защиты?

+

Да, есть. Он проявляется уходом от реальности, состоянием отречения, заторможенностью, снижением активности, саморазвития.

Почему психологическая защита — это самообман?

+

Потому что она не решает проблему, а откладывает ее на потом. То есть если психика пошатнулась, надо ее восстановить, сделав временную «заплатку», а только потом разбираться с причинами.

Что значит зрелая личность?

+

Это тот человек, который не маскирует свои негативные чувства, умеет о них прямо говорить, не прячется за «маской» благополучия, кто адекватно оценивает свои действия и может взять на себя ответственность в случае вины.

Заключение эксперта

Варианты психологической защиты, безусловно, довольно хорошо изучены, и они необходимы нам, как зрелым и полноценным личностям. Но иногда и такой бессознательный механизм может давать сбой, и тогда человек теряет свою «броню» и становится уязвим. Как и в каждом психологическом аспекте, важно следить за своими чувствами и ощущениями и стараться сохранять баланс.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 339

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

Источники

  1. … Кисляков, П.А. Психология развития человека как субъекта деятельности / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, Е.А. Петрова. — М.: Русайнс, 2018
  2. . .. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. — Москва, «Просвещение», 2013
  3. … Гримак, Л.П. Психология активности человека: Психологические механизмы и приемы саморегуля

Поделиться:

Категория: Психология

Про здоровье Беременность и роды Про детей ЗОЖ Психология Неврология Гастроэнтерология Уход за собой Лекарства и БАД

Предыдущая статья

Фимоз у мальчиков

Следующая статья

Как научиться молчать

Другие статьи по теме

Черепенько Людмила Викентьевна

18. 01.22

Как правильно мерить давление

Про здоровье

Агишев Дамир Адгемович

30.06.22

Абсансная эпилепсия

Неврология

Есакова Екатерина Юрьевна

01.09.22

Дивертикулез кишечника: причины, симптомы лечение

Гастроэнтерология

Что понимать под состоянием безопасности личности //Психологическая газета

Сколько существует человечество, столько для него существует проблема безопасности. Люди всегда стремятся к безопасному существованию. Безопасность имеет разные аспекты. Существует политическая безопасность (безопасность государства), техническая безопасность (чаще называемая «техника безопасности»), социальная безопасность (стремление к социальной среде, максимально безопасной для взаимодействия с другими людьми), экологическая безопасность (безопасное взаимодействие с природным окружением) и многие другие стороны безопасности. Но квинтэссенцией всех форм безопасности является психологическая безопасность, то есть субъективная уверенность в отсутствии каких-либо опасностей в своей жизни в данный момент времени. Все аспекты безопасности для человека абстрактны, пока не касаются его личного существования.

Безопасность традиционно понимается как организация внешней среды (по исследованиям — прежде всего производственной), включающая систему правил, по которым должно осуществляться поведение человека (работника) и которые позволяют осуществлять деятельность, максимально эффективную, с точки зрения результативности (адекватности, соответствия требованиям и т. п.) В данном случае «правила» понимаются достаточно широко — от законов и положений инструкций до ценностей, установок и предпочтений личности. Понятие безопасности традиционно носит охранительный характер и на этом построены многие концепции общественной безопасности и классические теории безопасности в политологии. Понимание безопасности в философском контексте прямо выводит нас на проблему «свободы воли».

Понятие «безопасности» в психологии является довольно сложным и многозначным при определении. Оно широко применяется в таких областях психологии как эргономика, психология труда, инженерная психология и вместе с тем неопределенно в своем психологическом содержании, и, строго говоря, «оторвано» собственно от психической структуры. Психическая реальность, зафиксированная в нем, неясна и характеризуется как противоположность таких феноменов как «Опасность», «Тревога», «Страх». Таким образом, его собственная сущность теряется и размывается в других психических понятиях.

Вместе с тем данное понятие отражает важнейшую грань собственно психических проявлений и личностных свойств. Ощущение себя в безопасности становится определяющим фактором результативного поведения в любых сферах жизни, в принятии решений, в мотивации выбора и т. п. Восприятие себя в безопасности во многом конституирует внутренний мир личности, образует его содержание, обуславливает его многообразие.

На субъектном уровне безопасность приобретает форму личностной ценности, которая наряду с другими базовыми ценностями определяет его существование. Многие теории указывают на значимость ощущения безопасности в формировании личности. Известная теория формирования мотивации А. Маслоу определяет «безопасность» как базовую потребность. Без ее удовлетворения невозможно гармоничное развитие и достижение самореализации личности [10].

Психологическая безопасность личности — это определенная защищенность сознания от воздействий, способных против воли человека изменять его психические состояния, психологические характеристики и поведение [8].

В.Д. Анасов подчеркивает, что для обеспечения психологической безопасности личности необходимы три фактора: человеческий фактор, фактор среды, фактор защищенности. Первые два считаются основными. Человеческий фактор — это различные реакции человека на опасные ситуации. Среда традиционно разделяется на физическую и социальную. Для ощущения безопасности она должна быть комфортной и понятной для личности. Фактор защищенности — это средства, которыми люди пользуются для защиты от тревожных и опасных ситуаций. Они могут быть физическими и психологическими (механизмы психологической защиты) [1].

Безопасность тесно связана с угрозой. В юридической литературе в зависимости от направленности угрозы для человека выделяют:

  • физическую опасность — угрозу физическому состоянию организма, его нормальному функционированию;
  • психологическую опасность — угрозу, ведущую к возможным психологическим потрясениям и выражающуюся либо в виде угроз, оскорблений, унижений, преследования со стороны криминальных элементов, либо в виде обостренного восприятия ужасающих картин действительности [12].

Следовательно, человек чувствует себя в безопасности, когда отсутствует угроза, или он защищен от нее. С защищенностью понятие безопасности связано в сознании большинства людей. В силу специфики видового поведения человека защищенность требует активного социального взаимодействия. Мы защищены, когда мы вместе. Однако включение в социум означает ограничение свободы и порождает социальные угрозы личной безопасности. Таким образом, возникает непреодолимый парадокс: безопасность возможна при абсолютном владении ситуацией, контроле среды и возможности свободного активного поведения, но это невозможно при нахождении в социуме. Социум ограничивает свободное поведение личности системой правил и, одновременно, защищает человека от вредоносных факторов внешней среды. Внутрисоциумные связи могут быть конкурентными, манипулятивными, директивными, дружескими и т. п. Они могут провоцировать в сознании человека как эффект безопасности, так и стресс, тревогу, ожидание неприятностей, то есть опасность. Этот парадокс является энергетическим фактором динамики состояния личности. Человек осваивает общественные ценности, нормы, законы, на основе которых формируются такие личностные качества, как моральность, нравственность, личное достоинство, разумность, ответственность. Это помогает человеку чувствовать себя защищённым и успешно противостоять различным стрессам, при субъективном ощущении свободы поведения.

Для человека характерно восприятие безопасности на двух уровнях: физическая безопасность и социально-психологическая безопасность. К физическому уровню относятся те факторы, которые обеспечивают физическую сохранность личности. Психологический уровень определяется субъективным восприятием ситуаций, явлений как безопасных; сохранением психологической устойчивости в стрессовых ситуациях.

Конечно, это разделение достаточно условно. Следует упомянуть, что безопасность личности в целом формируется сочетанием факторов разного уровня. Например, наличие еды как таковой может быть недостаточно для обеспечения жизненной безопасности личности, если на психологическом уровне она будет восприниматься как низкокачественная. Во многом, психологический уровень безопасности носит решающий характер в формировании общей безопасности личности, если не брать в расчет экстремальные ситуации — когда личности грозит угроза жизни «здесь и сейчас».

Разберем это подробнее.

Физический уровень. Здесь в формировании безопасности личности можно использовать данные из психологии поведения людей в чрезвычайных ситуациях, криминальной психологии, психологии толпы, психологии паники. Например, если человек знает закономерности возникновения паники, он может предотвратить возможные жертвы (допустим, в результате давки), тем самым обеспечив безопасность, как для себя, так и других людей. В различных разделах психологии проводятся исследования, позволяющие выявить закономерности, феномены поведения людей в экстремальных, стрессовых, чрезвычайных ситуациях и все они носят не только теоретический, но и, что особенно важно в контексте данной темы, прикладной характер. В рамках социальной психологии выявлены, к примеру, феномен невмешательства свидетеля, эффект притягательной силы толпы, эффект социальной уступчивости и другие. Эти и другие феномены могут быть использованы в качестве основы для мер, предотвращающих или устраняющих угрозу безопасности личности.

Психологический уровень. Для обеспечения безопасности личности на этом уровне могут быть задействованы все разделы психологии. Необходимо подчеркнуть, что здесь большую роль играет восприятие ситуации как безопасной. Все, конечно, зависит от конкретной личности — некоторые люди больше подвержены тревоге, некоторые меньше, у одних людей уровень стрессоустойчивости выше, чем у других и т. д.

Однако, основываясь на данных, полученных из психологических исследований, выявленных закономерностях, мы можем повышать уровень психологической безопасности личности. Стрессоустойчивость тренируема, свидетельствуют данные из психологии стресса [14], получается, что мы можем воздействовать на этот показатель, повышать его, тем самым влияя и на факторы безопасности личности. Практически в каждом разделе психологии мы сможем найти такие материалы, теории, которые тем или иным образом окажут воздействие на обеспечение безопасности личности, если эти данные будут применены. Однако собственно исследованию вопросов безопасности уделяют внимание два основных направления психологии. Это психология безопасности субъекта профессиональной деятельности и психология безопасности среды. В последние годы стали появляться системные исследования психологических проблем безопасности человека [3, 6, 7, 15, 16].

Исторически безопасность профессиональной деятельности изучается достаточно давно и имеет определенную наработанную базу. Основной фокус исследований направлен на систему «человек-техника» и имеет практический выход в аспекте приспособления техники в ее широком понимании к возможностям человека. Безопасность в этом случае является следствием оптимального соответствия техники возможностям человека. Безопасность среды исследуется приблизительно в этом же аспекте. Насколько среда оптимальна требованиям существования человека, настолько обеспечена его безопасность. Основной признак среды, детерминирующий состояние безопасности — это надежность. Надежная среда — где мы не испытываем стресса. Накоплена значительная база эмпирических и теоретических данных, позволяющих формировать безопасность субъекта в профессиональной деятельности [2, 5, 9, 11]. В последние годы все более актуальным становится изучение информационной безопасности, которое захватывает как аспект технических факторов, так и социальной и природной среды. Но, ни то, ни другое направление не отражают онтологическую сущность безопасности как субъективного переживания. Человек нередко ощущает опасность, или неопределенную тревогу при отсутствии объективных факторов опасности и наоборот. В настоящее время все больше исследователей и практиков обращают внимание на необходимость активной разработки проблематики психологической безопасности личности. Это связано с тем, что психологическая среда, в которой живет человек, становится все более опасной и агрессивной, а уровень психологических знаний людей не позволяет распознавать деструктивное психологическое воздействие. Профессиональная безопасность, безопасность профессиональной деятельности, безопасность профессионального развития личности — это отдельная большая сфера исследования в рамках изучения психологической безопасности. Актуальность этой проблематики связана с тем, что, во-первых, необходимо обеспечение объективно безопасных условий труда, а во-вторых, люди в ходе профессионального самоопределения и дальнейшей профессиональной деятельности не умеют вырабатывать субъективных факторов, обеспечивающих им психологическую безопасность.

Именно этот аспект анализа должен быть поставлен во главу угла современных исследований.

Безопасность — это, прежде всего, внутреннее субъективное состояние личности. Как и любое состояние, безопасность подчиняется бинарной логике. Состояние безопасности не может быть оценено без состояния опасности.

Анализ определений психологической безопасности позволяет сделать один неоспоримый вывод: в ней присутствует мощный субъективный элемент. Однако, люди совершенно по-разному представляют себе, что им необходимо для ощущения безопасности. Для понимания безопасности как субъективного ощущения, необходимо разобраться в его психологической природе. Что это: чувство, эмоция, настроение, неопределенное ощущение, психическое состояние, или что-то в этом роде?

Нужно признать, что на самом фундаментальном уровне безопасность — это специфическое состояние нашей души, позволяющее чувствовать себя гармонично, уверенно, позитивно и счастливо. Безопасность — это достижение удовлетворенности жизнью, покой, расслабление, положительные эмоции, позитивное восприятие окружающего мира.

На примере исследования деятельности спасателей (Субботина-Беляшина, 2015) мы выяснили, что под психологической защищенностью спасатели понимают относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание возможности удовлетворения своих основных потребностей, обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию. Такая оценка подтверждает целесообразность рассмотрения безопасности как субъективного состояния. Анализ состояния как психологического феномена представлен в теории состояний, предложенной А.О. Прохоровым.

А.О. Прохоров указывает, что в состав психического состояния исследователи включают характеристики психических процессов, потребностно-мотивационной сферы, сознания, психомоторные, когнитивные, энергетические и нейродинамические составляющие, а также ряд функциональных характеристик состояния: интенсивность, устойчивость и др. К перечисленному перечню автор предлагает добавить характерологические особенности личности как основные составляющие психического состояния. Таким образом, в состав психического состояния он включает направленность как систему отношений личности (мотивационная сфера), биологические компоненты, волевые и интеллектуальные составляющие. Отдельные составляющие в каждый момент времени занимают доминирующее положение, обусловливая качественное своеобразие психического состояния [13]. Основываясь на данной характеристике, мы провели ряд исследований, позволивших раскрыть безопасность как состояние.

Рассмотрим психологическую природу состояния «опасности-безопасности». Воспринимая любую актуальную ситуацию, личность осознанно или неосознанно оценивает степень ее опасности для себя. Оценка встраивается в механизм адаптации к среде и ее психофизиологическим основанием является ориентировочная реакция. Ориентировочная реакция, как реакция на новый, неожиданный стимул, считается элементарной психофизиологической моделью поведения в ситуации неопределенности, проблемной ситуации, простейшей формой информационного поиска, ориентировочно исследовательской деятельности. Если ситуация оценена как потенциально угрожающая, актуализируется оборонительная реакция, т.е. поведение, направленное на устранение или ослабление влияния вредных факторов окружающей среды. Следовательно, происходит возбуждение зон мозга, ответственных на психологическое поведение в угрожающей ситуации. На рациональном уровне это состояние выражается в осознании угрозы, опасности. Идет селекция восприятия информации с доминированием той, которая связана с угрожающей ситуации. Активизируется мотивация на преодоление возникшей угрозы. Принятие решения о поведении в данных условиях строится или в направлении преодоления ситуации (борьбы с ней), или в избегании и изоляции (отступлении, бегстве). Принятие того или другого варианта зависит от полноты получаемой информации, от склонности к риску и стрессоустойчивости конкретного человека, от значимости данной ситуации для него, от системы ценностных ориентиров, регулирующих поведение личности, от Я-концепции и от многого другого. Если поведение, используемое индивидом, оказалось правильным, адекватным, то ситуация разрешается и внутреннее состояние трансформируется в свою противоположность — состояние безопасности. Безопасность, или отсутствие опасности, отсутствие угрозы, означает наличие и сохранение в перспективе условий, подходящих для жизни, для оптимального функционирования и развития. На субъективном уровне это выражается в чувстве внутреннего комфорта, спокойствия, уверенности в своих силах. Таким образом, безопасность — это результат немыслимо сложной паутины ресурсов, процессов и действий. Необходимо изучить все, что обеспечивает возникновение и существование ощущения безопасности.

Состояние «опасности-безопасности» имеет трехуровневую структуру.

Первый уровень — психофизиологический. Он связан с работой психофизиологических и нейродинамических систем, имеющих свой уровень актуализации в состоянии опасности и безопасности. На этом уровне происходит мобилизация или торможение всех систем, ответственных за изменение (или сохранение, если она безопасна) условий ситуации.

Второй уровень — собственно психологический. Он отражает регулирование психических свойств и состояний, с позиции требований ситуации и субъектного уровня.

Третий уровень — личностный. Он характеризуется способностью организовывать личную активность в соответствии со своими мотивами, целями и требованиями ситуации.

В качестве основного механизма обеспечения психологической защищенности выступает психологическая защита специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. В соответствии с таким подходом основной функцией психологической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний.

Исследуя состояние безопасности на личностном уровне у руководителей (Субботина – Розов, 2016) мы выявили сложную структуру этого состояния. Выделена специфика связи некоторых личностных характеристик, обеспечивающих субъективное восприятие безопасности ситуации и стрессоустойчивости у руководителей. Высокая стрессоустойчивость управленцев связана с экстравертированностью, эмоциональной устойчивостью, интернальностью (в частности, с интернальностью в области достижений, в области неудач, в области производственных отношений и в области межличностных отношений), мотивационной ориентацией «на задачу». Активность этих психических характеристик позволяет личности чувствовать себя в безопасности.

Как показал целый ряд наших исследований (2015-2019 гг.), переживание состояния безопасности отрицательно коррелирует с тревожностью, страхом и нейротизмом, Положительные корреляции зафиксированы с высокой стрессустойчивостью, доминантностью и эмоциональной стабильностью. Специфическая связь состояния безопасности выявлена со склонностью к риску. В профессиях особо-опасной категории (спасатели, пожарные) склонность к риску положительно корелирует с переживанием безопасности ситуации, а в профессиях других типов — отрицательно.

Эти и ряд других данных позволяют сделать вывод о специфической структуре состояния безопасности. Состояние безопасности имеет внутреннюю структуру, что доказывается выявленными значимыми связями между оценкой важных для людей ситуаций, в которых они чувствуют себя безопасно. Были выделены доминирующие категории, имеющие наибольшее количество корреляционных связей с остальными. Это — семейные проблемы и трагедии; проблемы, связанные с учебой; финансовые проблемы; политическая стабильность. Эти сферы являются наиболее значимыми для испытуемых. Были выделены также рядоположные категории, такие как ценность личности, физическое здоровье, природные катастрофы, рабочие стрессы. Несмотря на сильную эмоциональную окраску, они не воспринимаются субъектами как факторы, способные вызывать другие ситуации или не могут изменять к ним отношение испытуемых. Мы считаем, что, вследствие сравнения опасных ситуаций с безопасными, первые можно заметить соответственными формулировками на безопасные. Внутренняя структура взаимосвязей от этого не изменяется.

Безопасность — это интегративное состояние, объединяющее несколько психических состояний, возникающих в значимых для личности ситуациях.

Для ощущения безопасности, человеку необходима устойчивость и определенность среды и своего поведения. Человек от природы запрограммирован на избегание риска. Существуют математические модели избегания риска. Однако эта человеческая склонность исчезает, если потенциальная награда за рискованное поведение достаточно велика [4]. Существуют способы сохранения состояния безопасности. Естественный механизм — психологическая защита. Психологическая защита личности представляет собой сложную систему, которая обеспечивает психологическую безопасность личности, в условиях действия разнообразных социальных факторов и ситуаций. Она помогает сохранять душевное равновесие и устранять чрезмерные эмоциональные переживания, неизбежно возникающие в жизни каждого человека. Существуют различные механизмы психологической защиты, позволяющие человеку приспосабливаться к многообразным жизненным ситуациям. Они снижают стрессогенное влияние возникающих опасностей, позволяют сохранить рациональное поведение в экстремальных ситуациях, но, наряду с этим, могут и усугублять их путем искажения оценок объективной действительности. Так все больше людей, не справляясь со стрессом, уходят в зависимости, неприемлемые формы поведения, что приводит к нарушению адаптивных возможностей личности. Способ преодоления состояния опасности — копинг стратегии. Копинг-стратегии могут рассматриваться как один из способов психологической защиты, но и как свойство личности: предрасположенность в ответе на стрессовую реакцию. При этом копинг-стратегии находятся под сознательным контролем личности.

Важнейшей задачей психологии является поиск внутренних механизмов и факторов психологической безопасности. Сформировать их можно только путем повышения уровня самосознания личности (самопознания, самооценки, саморегуляции). Психологическая безопасность — это такое внутреннее состояние комфорта индивида, в которой он самостоятельно управляет своими эмоциями и знаниями, не является при этом объектом манипуляции и воздействия с внешней стороны и выражается в возможности обнаруживать и защищаться от различных отрицательных явлений.

Безопасность выступает внутренней первичной потребностью человека, поэтому существуют и объективные «первичные» механизмы обеспечения безопасности. В частности, чувствительность к обнаружению сигналов опасности, скоростная характеристика реагирования на эти сигналы, особенности эмоциональных реакций в ситуации опасности. Таким образом, можно сделать, следующий вывод, что безопасность личности связана как с субъективной, психологической стороной, так и с объективным существованием человека. Взаимодействие двух сторон информационной и энергетической составляет основу жизни человека и, следовательно, обеспечивает состояние безопасности. Человек внутренне «настроен» на безопасное существование. Самообеспечение безопасности с психологической точки зрения представляет собой достижение субъектом психического состояния подконтрольности некоторого комплекса внешних и внутренних параметров, позволяющих достигать состояния динамического равновесия со средой и влияющих на вероятность достижения значимых для него целей и решения соответствующих задач. Психологическое самообеспечение безопасности характеризуется своими закономерностями, стратегиями, принципами, средствами и методами организации. Разрушение системы самообеспечения безопасности связано с изменением картины мира субъекта. Психические свойства, влияющие на обеспечение безопасности субъекта, в каждом конкретном случае преломляются через его актуальные психические состояния, поддерживающие реагирование на опасность или создающие этому определенные помехи.

В профессиональной деятельности безопасность как состояние детерминируется, прежде всего, осознанием и оценкой условий осуществления деятельности. Оценка условий деятельности как приемлемых стимулирует личность принять эту деятельность на уровне самореализации. Чем больше факторов условий воспринимаются человеком как ненадежные, опасные, тем менее (вплоть до отторжения) привлекательна профессия. При этом для разных людей доминируют в роли опасных самые разные факторы (технические, природные, социальные, и т. д.). Для одних простудится на морозе (например, каменщик) является гораздо менее опасным фактором, чем совершить финансовую ошибку в отчете (например, бухгалтер), а для другого наибольшая опасность видится в социальном конфликте с коллегами (например, учитель). Следовательно, стремление переживать состояние безопасности принципиально определяет выбор профессии и уровень самореализации в ней.

  1. Анасов В. Д., Лепский В. Е. Исходные посылки проблематики информационно-психологической безопасности // Проблемы информационно-психологической безопасности. Москва: Институт психологии РАН, 1996. С. 7-11.
  2. Андреева Н. В. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении: настольная книга руководителя. Москва: Айрис-пресс, 2005. 248 с.
  3. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности. Москва: Нестор- история, 2011. 272 с.
  4. Бернетт Д. Счастливый мозг. Как работает мозг и откуда берется счастье. Москва: Эксмо, 2019. 336 с.
  5. Гумеров Г. Г., Петров С. В. Криминальные опасности и защита от них: учебное пособие. Новосибирск: АРТА, 2011. 247 с.
  6. Донцов А. И., Зинченко Ю. П., Зотова О. Ю., Перелыгина Е. Б. Психология безопасности: учебное пособие для академического бакалавриата. Москва, 2019. 276 с.
  7. Информационно-психологическая и когнитивная безопасность / под ред. И. Ф. Кефели, Р. М. Юсупова. Санкт-Петербург, Петрополис, 2017. 300 с.
  8. Колесникова Т. И. Психологический мир личности и его безопасность. Москва: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 176 с.
  9. Котик М. И. Психология и безопасность. Санкт-Петербург: Питер, 2006. 447 с.
  10. Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 351 с.
  11. Огнев И. Н. Психологическая безопасность: учебное пособие. Москва: Феникс, 2007. 605 с.
  12. Папкин А. И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности: практ. Пособие. Москва: ГУК МВД РФ, 1996. 260 с.
  13. Прохоров А. О. Смысловая регуляция психических состояний. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 352 с.
  14. Селигман М. Новая позитивная психология. Москва: София, 2006. 367 с.
  15. Субботина Л. Ю., Ефимова Н. С. Психология безопасности человека. Москва: Изд-во РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2013. 191 с.
  16. Эксакусто Т. В. Теоретические основы социально-психологической безопасности/ под ред. Н. А. Лызь. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. 244 с.

Источник: Субботина Л. Ю. Что понимать под состоянием безопасности личности // Ярославский психологический вестник. 2021. № 3 (51). С. 37-42.

Подлежит ли они судебному преследованию и должны ли они быть?

30 ноября 2019 г.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Ротем Литинский
Делиться:

По определению, права человека универсальны и описывают те права, которые связаны с человеческим достоинством. Таким образом, всеобщее обязательство соблюдать эти права, возможно, обязывает правительство проявлять инициативу в своих действиях или бездействии, направленных на укрепление человеческого достоинства. В то время как международное право в области прав человека поощряет фидуциарную ответственность национальных правительств по защите прав человека своих жителей, универсальность прав человека также порождает широкое толкование того, как их можно соблюдать. Эта интерпретация иногда субъективно операционализируется.

Ученые-правозащитники признают пять широких категорий прав — гражданских, политических, социальных, экономических и культурных — изложенных во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, но редко применяемых в полной мере. В частности, социальные права часто связаны с выделением и распределением ресурсов, что обычно остается за законодательным органом. Они считаются правами «второго поколения», защищаемыми государством для обеспечения удовлетворения основных потребностей, таких как средства к существованию, жилье, образование, здравоохранение и занятость. Социальные права — это в первую очередь частные права, требующие вмешательства и жертв со стороны государства, а не негативное право, предполагающее бездействие правительства. Это контрастирует с гражданско-политическими правами «первого поколения», которые в значительной степени ограничивают вмешательство государства и которые, по мнению многих, скомпрометированы за счет социально-экономических прав.

Сегодня экономические права официально не считаются «подлежащими судебной защите», а это означает, что остаются серьезные разногласия по поводу того, должны ли независимые судебные органы исправлять нарушение права, считая действия или бездействие правительства неконституционными и, в определенной степени, требуя реакции законодательной или исполнительной власти. .

К обязательствам, налагаемым работой по экономическим правам, следует подходить так же, как и к гражданским и политическим правам. К ним относятся предоставление свобод, возложение обязательств на государство в отношении третьих сторон и возложение на государство обязательств по принятию мер или достижению определенного результата (Международная комиссия юристов, 2008 г.). Обеспечение соблюдения экономических прав играет важную роль в смягчении последствий вездесущих и разрушительных экономических кризисов внутри страны и за рубежом.

Экономическая справедливость для борьбы с экономической борьбой

Конституционализация экономических прав может приступить к решению острых проблем голода, безработицы и бедности, которые несоразмерно затрагивают малообеспеченные слои населения и меньшинства в Соединенных Штатах и ​​за рубежом.

Соединенные Штаты, несмотря на то, что они являются одними из самых богатых и богатых ресурсами и технологиями государств мира, остаются единственной развитой страной, где миллионы голодают («Голодное государство в 2009 г. »).”, Права человека , 2009 г.). Уровень бедности остается таким же деморализующим. В США 39,7 млн ​​человек живут в бедности, в том числе 12,8 млн детей (U.S. Census Bureau, 2018). Восемьдесят шесть процентов рабочих мест в продовольственной системе предлагают очень низкую заработную плату на уровне или ниже уровня бедности, что является неуклонно растущим стандартом (Альянс работников пищевой цепочки и Исследовательский кооператив солидарности, 2016). Более высокие уровни бедности также тесно связаны с уровнем безработицы. Широко распространенная и сохраняющаяся безработица приводит к ужасным последствиям как для национальной экономики, так и для демографического состава безработных; у первого отстают в финансовом отношении, а у второго может произойти эмоциональное и психологическое разрушение.

Традиция рассматривать экономические права как второстепенные обманчива, особенно учитывая фундаментальный характер этих прав. Америка приняла Всеобщую декларацию прав человека, в статье 25 которой говорится, что существует «право на уровень жизни, достаточный для здоровья и благополучия» каждого человека и его семьи, включая основные продукты питания, медицинское обслуживание, социальные услуги и обеспечение в случае безработицы или инвалидности. Именно эти права человека предлагают средства формулирования и удовлетворения основных человеческих потребностей. Эти потребности охватываются защитой, обеспечиваемой экономическими правами.

Из этого следует, что судебная защита прав человека имеет решающее значение. Право без средств правовой защиты вызывает вопросы о том, является ли оно вообще правом. Это не означает, что судебное исполнение является единственным или даже лучшим способом защиты экономических, социальных и культурных прав. Тем не менее, судебное правоприменение играет четкую роль в развитии нашего понимания этих прав, в устранении явных нарушений и в принятии решений по контрольным случаям, которые могут привести к систематическим институциональным изменениям и предотвратить будущие нарушения прав.

Правосудие и объем судебной власти

Многие задаются вопросом, допустимо ли с конституционной точки зрения, чтобы суд оценивал постепенное осуществление экономических прав, что потребовало бы согласованных действий нескольких механизмов. Поскольку ответственность за разработку и обеспечение соблюдения законов принадлежит соответственно законодательной и исполнительной ветвям власти, судебное обеспечение экономических прав может быть неправильно истолковано как очернение системы сдержек и противовесов. С другой стороны, судебный контроль требует, чтобы суды оценивали соответствие законодательства и действий правительства конституционным идеалам, устремлениям и обязательствам. Обеспечение прав человека на кров, питание и базовую экономическую стабильность, лежащих в основе реализации их человеческого достоинства, вполне укладывается в эти конституционные рамки. Несмотря на это, американские суды часто затыкают себе рот, отказывая им в праве конституционализировать социально-экономические права.

Из-за их невыборного статуса роль и масштабы судов постоянно находятся под вопросом. Но именно этот статус изолирует судей от общественности, позволяя им защищать отдельных лиц и группы, сохраняя при этом объективность. Существует институциональный уклон в сторону сохранения общественного блага в ущерб индивидуальным правам, поскольку последние создают риск, который может вступать в противоречие с общественными интересами, риск, который государственные чиновники хотят свести к минимуму. В то время как государственные чиновники могут основывать решения на общественном одобрении, изолированные судьи дистанцируются от общественного мнения и могут оставаться последовательными в своих ценностях и решениях. Эти факторы создают доверие, необходимое для осуществления мощного судебного надзора.

Экономические права как производные конституционных положений

На практике демократические конституции часто вынуждают суды затыкать себе рот, чтобы противодействовать судебному чрезмерному расширению полномочий и делегировать юрисдикцию государству. Суд обязан — аналогично позитивным обязанностям, возлагаемым на государство — вмешиваться, если неконституционное законодательство необоснованно ущемляет основные права и свободы людей на функциональное участие в жизни общества. Это обязательство основано как на правах человека и экономической справедливости, так и на Конституции.

Экономическая свобода все чаще ассоциируется с защитой Первой поправки. Например, есть элементы закона о свободе слова, которые препятствуют распределению богатства. Базовые правила требуют, чтобы некоторая общественная собственность была легко доступна для политической деятельности ( Weak Courts, Strong Rights , Tushnet, 2009). Этот «сервитут Первой поправки» в отношении государственной собственности, предоставленный публичным демонстрантам, в значительной степени примиряет реальность с тем, что способность ощутимо влиять на государственную политику непропорционально зависит от обладания адекватными ресурсами, такими как деньги. Защита спорных ораторов во время протестов также требует средств, состоящих из выделенных долларов налогоплательщиков. Это отражает стремление поощрять как свободу выражения мнений, так и экономическое перераспределение. Хотя защита прав, закрепленных в Первой поправке, важна, равный доступ к таким основным правам не может быть по-настоящему реализован без обязательного соблюдения основных прав и потребностей человека. Хотя теоретически все американцы имеют равные права на свободу слова, свободу выражения мнений, заключение договоров или владение собственностью, на практике эти права не ощущаются в равной степени. Все это связано с экономической несправедливостью.

Законы должны быть установлены на принципе легитимности, основанном на уверенности в том, что все разумные люди смогут удостовериться в своих достоинствах в судебном иске. Законодательство узаконивается посредством этого общественного одобрения и согласия разумных граждан. Государство не может призывать своих членов принять и участвовать в их демократической системе, если оно не ведет себя таким образом, чтобы должным образом поддерживать каждого человека как ценного участника социальной, политической и экономической жизни. Этого можно добиться путем конституционализации социальных прав.

Социальные права относятся к наиболее фундаментальным из индивидуальных забот. В той мере, в какой суду поручено толковать Конституцию, он должен в равной степени учитывать конституционные моральные цели обеспечения удовлетворения материальных потребностей людей. Таким образом, судьи привержены позитивному правопорядку, потому что, если Конституция не гарантирует социальные права, она не соответствует своей моральной цели. Поскольку законодательные органы принимают политические решения независимо от соображений конституционного права, существует явная заинтересованность в том, чтобы суд контролировал законодательные действия. Кроме того, обзор политики не является разработкой политики (Управление Верховного комиссара ООН по правам человека). Судебная власть не превосходит своей конституционной роли, принимая решения, касающиеся экономических прав.

Жизнеспособные решения неуместных страхов

Как правило, опасения по поводу конституционализации экономических прав проистекают из логистических и бюрократических опасений по поводу беспрецедентного распространения принудительной судебной системы и внесения изменений в распределение богатства. Но внедрение судебного надзора в слабой форме бросает вызов убеждению, что любое судебное взаимодействие с экономическими правами, подлежащими защите в судебном порядке, должно проявляться в форме принудительных постановлений. Благодаря слабому судебному надзору экономические права «обеспечиваются политикой, поддерживаемой и поощряемой судами» (Tushnet, 2009).). При этом вместо того, чтобы сделать права, не подлежащие судебному разбирательству, «юридически неуместными», традиционные опасения по поводу судебного чрезмерного расширения, как правило, смягчаются, в то время как права по праву получают внимание правительства и играют основополагающую роль в защите от обычных деликтов и контрактов. Это, хотя и не вносит прямых поправок в политику правительства, требует реакции законодателей и населения.

С другой стороны, слабые материальные права или те права, которые признаны в качестве подлежащих судебной защите, но в значительной степени дискреционных в законодательном порядке, также служат жизнеспособной альтернативой сильным экономическим правам, обеспечиваемым в судебном порядке. Вместо того, чтобы предоставлять помощь отдельным истцам, суд будет призывать к «разумной» защите прав на экономическое и социальное обеспечение, позволяя и привлекая правительства к ответственности за принятие прав на социальное обеспечение. Это формальная позиция, принятая в конституционном праве США.

Оспаривание экономических прав в судах — мировые и исторические прецеденты


По данным Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, экономические права оспаривались и продолжают оспариваться в судах по всему миру. Большая часть Европы уже приняла судебную защиту экономических прав. Европейская социальная хартия охватывает права на жилье, социальную защиту, образование, хорошие условия труда, здоровье, высококачественные социальные услуги, защиту трудящихся-мигрантов, а также защиту от бедности и социальной изоляции. Президент Европейского комитета по социальным правам Джузеппе Пальмизано, например, имеет явное намерение подчеркнуть связь между экономическими правами и гражданскими и политическими правами, закрепленными в Европейской конвенции о правах человека. Он утверждает, что «сегодня в Европе крайне необходимо не только подчеркнуть важность этих прав, но, прежде всего, избегать узкого подхода, при котором лишь некоторые из них рассматриваются как права человека».

Соединенные Штаты имеют долгую историю обеспечения социальной справедливости путем защиты экономических прав. В разгар Великой депрессии президент Франклин Д. Рузвельт реализовал «Новый курс», в соответствии с которым правительство ввело в действие множество политик и программ, направленных на повышение занятости, восстановление жилищного строительства и борьбу с бедностью и голодом. Десятилетия спустя был принят Закон о доступном медицинском обслуживании, призванный смягчить крайнее неравенство, существующее во всей системе здравоохранения. Важность экономических прав и справедливости также находит фундаментальные корни в американской законодательной политике, конституциях штатов и судебных решениях.

Заключительные замечания

Независимо от решения, соблюдение экономических прав остается важным как для обеспечения надлежащего и равного осуществления гражданских и политических прав отдельных лиц, так и для обеспечения надлежащего уровня жизни. Соблюдая, уважая и придерживаясь целей экономической справедливости, действия правительства по защите человеческого достоинства превращаются из желаемых в продуктивные. Обеспечение экономических прав через судебные каналы заставляет нас задаться вопросом, относятся ли права к потребностям или демократическим ценностям. Выбор последнего может означать отстаивание правовой необходимости игнорировать социальные реалии или намеренно оставаться абстрактным, чтобы люди могли решить, должна ли демократия работать сама по себе или поддерживать более надежную структуру, обеспечивающую соответствие прав — по мере их операционализации — требованиям.

Ротем Литински учится на третьем курсе Калифорнийского университета в Беркли, специализируясь на юридических и политических науках, и проходил стажировку в Верховном суде Калифорнии в Сан-Франциско и в Секции гражданских прав и социальной справедливости ABA.

Психологическое тестирование

Психологические тесты измеряют психологические параметры: интеллект и познание, личность и психопатология, поведение и эмоции. Вместе с наблюдением и анамнезом психологические тесты позволяют точно описать и поставить диагноз.

Типы тестов

Психологические тесты можно разделить на два основных типа: измерения самооценки и измерения, основанные на результатах. Меры самоотчета просто задают прямые вопросы о симптомах, эмоциях, поведении и истории. Например, мера самоотчета о депрессии, такая как Опросник депрессии Бека , может задавать вопросы о сне, аппетите и настроении, обо всех симптомах депрессии. Эти тесты часто точно отражают интересующую конструкцию. Тем не менее, с одной стороны, они подвержены преднамеренному искажению фактов, а с другой — плохой личной информированности. Другими словами, показатели самоотчета работают только в той мере, в какой респондент хочет быть правдивым и знает себя досконально. Напротив, показатели, основанные на производительности, напрямую ничего не задают; скорее, они берут образец поведения. Показатели эффективности основаны на том факте, что определенные лица и личности выполнять определенным образом. Аналогичным образом, когда у человека есть конкретное расстройство, этот человек выполняет соответственно на таких показателях, основанных на результатах. Тревожный человек, например, будет вести себя как тревожный человек на таком тесте. По сути, показатели, основанные на производительности, представляют собой структурированный снимок поведения. Вместо того, чтобы задавать прямые вопросы, эти тесты вовлекают испытуемых в задачу и изучают их поведение на протяжении всего процесса.

Точность: ложноотрицательные и ложноположительные результаты

Как и все тщательно разработанные тесты, психологические тесты предназначены для обеспечения точности и ограничения ошибок. Тест, который не может дать точных результатов, бесполезен и даже может быть вредным. Медицинские тесты, такие как маммография, обычно помогают в раннем выявлении рака молочной железы; они обладают достаточной точностью, чтобы быть значительно лучше, чем случайность, в обнаружении раковых и предраковых новообразований. Тем не менее, маммография не работает значительно лучше, чем шанс, у женщин с плотной тканью молочной железы. В таких случаях рентгенографическое изображение не может надежно отличить здоровую опухоль от раковой. Следовательно, для таких женщин результаты могут быть точными; но так же часто они могут заставить здоровую женщину думать, что у нее рак, а женщину, больную раком, думать, что она здорова. По сути, маммограмма молочной железы, состоящей из плотной ткани, будет содержать недопустимое количество ошибок типа I или ложноположительных результатов, а также недопустимое количество ошибок типа II или ложноотрицательных результатов. Независимо от того, является ли интересующее вас состояние раком или депрессией, физическим или психическим заболеванием, важно, насколько это возможно, избегать ложноотрицательных и ложноположительных результатов.

Обеспечение точных результатов

Большинство хорошо построенных психологических тестов 1) стандартизированы и 2) основаны на норме. Стандартизированные тесты даются в структурированном виде в соответствии с определенными правилами. Тогда один психолог проводит стандартизированный тест точно так же, как и другой психолог. Контролируемый язык, закодированные слова, экранированный контент и особый язык тела гарантируют правильное и последовательное проведение тестов. Кроме того, большинство хорошо построенных психологических тестов основаны на норме, что позволяет проводить сравнения. Тесты, основанные на нормах, разрабатывают нормативный образец; трудный и дорогостоящий процесс, который влечет за собой проведение теста сотням и даже тысячам людей. Обычно предпринимаются усилия по тестированию в кластерах городов и сельских общин, вне расовых и экономических границ, чтобы результирующая выборка была репрезентативной для населения. Вооружившись этой информацией, результаты отдельного человека можно сравнить с результатами выборки. Таким образом, вместо того, чтобы угадывать, является ли конкретная работа адекватной, патологической, выдающейся или какой-либо иной, психолог сравнивает работу человека с результатами, полученными на выборке. Это дает объективные данные без теории, догадок или оценочных суждений.