Суть нерефлексивного слушания заключается в: Суть нерефлексивного слушания заключается в …

Содержание

Русский язык и культура речи (стр. 21 из 45)

Созданию такого климата способствует соблюдение участниками диалога принципа кооперации Г.П. Грайса и принципа вежливости Дж.Н. Лича, установление партнерских отношений, а также применение ряда психологических принципов общения, сформулированных в научной и методической литературе. Назовем основные из них.

Принцип равной безопасности, предполагающий непричинение психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене. Этот принцип запрещает оскорбительные выпады против реципиента, унижение чувства собственного достоинства партнера. Ярлыки, грубые слова и выражения, обидные реплики, оскорбления, презрительный и насмешливый тон могут вывести человека из состояния равновесия, нанести ему моральную травму и даже физический ущерб здоровью, а значит, помешать восприятию и пониманию информации.

Принцип децентрической направленности означает непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие. Суть этого принципа состоит в том, что силы участников коммуникации не должны тратиться на защиту амбициозных, эгоцентрических интересов. Их следует направлять на поиск оптимального решения проблемы. Децентрическая направленность в отличие от эгоцентрической характеризуется умением анализировать ситуацию или проблему с точки зрения другого человека, исходя не из собственных интересов, а из интересов дела. Отмечается, что это довольно часто нарушаемый принцип. Нередко люди, руководствуясь самыми разными мотивами, в пылу эмоций забывают о самом предмете обсуждения.

Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, то есть непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла. Порой участники общения сознательно искажают позицию оппонента, передергивают смысл его слов, чтобы таким образом добиться преимуществ в разговоре. Это приводит к разногласиям и взаимному непониманию.

Установлению благоприятного климата речевого общения способствуют также и следующие факторы:

– признание не на словах, а на деле плюрализма мнений, наличия разных точек зрения на проблемы современной жизни, что является необходимой предпосылкой демократического решения вопросов;

– предоставление каждому возможности осуществить свое право высказать собственную точку зрения;

– предоставление равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции;

– осознание того, что необходимость конструктивного диалога диктуется не волей отдельных лиц, а реально сложившейся ситуацией, связана с решением жизненно важных проблем для той и другой стороны;

– определение общей платформы для дальнейшего взаимодействия и сотрудничества, стремление найти в высказываниях партнера и в его поведении то, что объединяет с ним, а не разъединяет, поиск общих точек соприкосновения.

Необходимым условием эффективной речевой коммуникации является умение слушать. Это умение важно не только для реципиента, но и для коммуникатора, так как диалогический характер общения признается наиболее эффективным и предпочтительным.

Несоблюдение перечисленных условий, игнорирование названных принципов превращает конструктивный диалог в деструктивный, препятствует организации эффективной речевой коммуникации.

Главная причина появления деструктивных элементов в процессе общения – стереотипно-догматическое мышление, нетерпимость к чужому мнению. Основанием де-структивности могут стать и личностные особенности его участников: эгоизм, амбициозность, уверенность в собственной непогрешимости, категоричность суждений, неспособность идти на компромисс, а также отсутствие здравого смысла, непонимание реальных процессов, происходящих в обществе.

Межличностные барьеры, возникающие а процессе речевого общения, зачастую обусловлены особенностями восприятия речевых средств. Серьезным препятствием в

информационных обменах являются расхождения в понимании смысла употребляемых слов у отправителя и получателя. Это нередко бывает связано с неточностью словоупотребления, неправильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Смысловое восприятие во многом зависит и от языковой компетенции личности, ее речевого опыта, словарного запаса, подготовленности к интерпретации языкового сообщения.

«Умение слушать – редкая способность и высоко ценится», – писал Д. Гранин в романе «Картина». И это действительно так. Большинство людей, по мнению ученых, плохо умеют слушать слова других, особенно если они не задевают их интересов. Исследования показывают, что умением выслушать собеседника сосредоточенно и выдержанно, вникнуть в сущность того, что говорится, обладают не более 10 процентов людей, а руководители слушают с 25‑процентной эффективностью. А между тем умение слушать – это необходимое условие правильного понимания позиции оппонента, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешного ведения переговоров, беседы, существенный элемент культуры делового общения.

Что же такое слушание с психологической точки зрения, каковы его основные принципы и какие приемы так называемого хорошего слушания необходимо усвоить каждому?

Слушание представляет собой процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Это возможность сосредоточиться на речи партнера, способность выделить из его сообщения идеи, мысли, эмоции, отношение говорящего, умение понять своего собеседника. Это психологическая готовность к контакту с другим человеком. Как говорят специалисты, слушание – это тяжелый труд, но и ценнейший дар, которым можно одарить другого.

Манера слушать, или так называемый стиль слушания, во многом зависит от личности собеседников, от характера и интересов слушателей, от пола, возраста, служебного положения участников общения. Например, подчиненные, как правило, более внимательны и сосредоточенны в разговоре с «начальством», нежели наоборот, они далеко не всегда решаются прервать своего руководителя.

Психологи установили также существенные различия в поведении мужчин и женщин. Они считают, что в разговоре мужчина перебивает женщину почти в два раза чаще. Примерно одну треть времени разговора женщина собирается с мыслями, пытается восстановить ход прерванного разговора. Мужчины чаще сосредоточиваются на содержании разговора, а женщины больше внимания уделяют самому процессу общения. Мужчины любят слушать самих себя. Они склонны слишком быстро давать готовые ответы, не выслушивая собеседника до конца и не задавая ему вопросов.

Различают два вида слушания. Один из них называется нерефлексивным. Он состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями. На первый взгляд, такое слушание кажется пассивным, но оно требует значительного физического и психологического напряжения. Нерефлексивное слушание обычно используется в таких ситуациях общения, когда один из собеседников глубоко взволнован, желает высказать свое отношение к тому или иному событию, хочет обсудить наболевшие вопросы, испытывает трудности в выражении своих проблем. Однако такое слушание не всегда бывает уместным. Ведь молчание можно принять за знак согласия. Нерефлексивное слушание порой ошибочно истолковывают как принятие позиции оппонента. Поэтому намного честнее сразу прервать собеседника, открыто высказать свою точку зрения, чтобы впоследствии избежать недоразумений.

Следует иметь в виду, что некоторые собеседники не имеют достаточного желания высказать собственное мнение, другие, напротив, ждут активной поддержки, одобрения своим словам. В таких случаях рекомендуется применять другой вид слушания – рефлексивный. Суть его заключается в активном вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в создании благоприятных условий для общения, в обеспечении правильного и точного понимания собеседниками друг друга. Важно уметь выбрать вид слушания, наиболее уместный в данной ситуации общения.

Наладить контакт с собеседником, понять его точку зрения, вникнуть в суть разногласий с ним поможет соблюдение принципов хорошего слушания. Психологи выделяют три основных принципа. Один из них звучит так: «Старайтесь сконцентрироваться на человеке, который говорит с вами; обращайте внимание не только на его слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу и т.д.». Это позволит получить дополнительные сведения о внутреннем состоянии собеседника, его отношении к предмету обсуждения, о реакции на слова партнера.

Другой важный принцип хорошего слушания ученые сформулировали следующим образом: «Покажите говорящему, что вы его понимаете». Чтобы реализовать этот принцип, рекомендуют использовать различные приемы рефлексивного слушания. Можно обратиться к говорящему за уточнениями, используя такие фразы, как: Я вас не понял; Не повторите ли вы еще раз?; Что вы имеете в виду?

Целесообразно сформулировать мысли говорящего своими словами, чтобы уточнить сообщение. Перефразирование обычно начинается словами: Как я вас понял…; Как я вас понимаю…; По вашему усмотрению…; Другими словами…

Иногда необходимо понять и отразить чувства говорящего: Мне кажется, что вы чувствуете…; Вы, вероятно, расстроены…

Можно использовать и так называемый прием резюмирования. Слушающий подытоживает основные идеи и чувства говорящего: То, что вы сказали, может означать…; Если теперь обобщить сказанное вами, то…; Вашими основными идеями, как я понял, являются… Это создает уверенность в правильном восприятии сообщения, особенно в ситуациях, когда между собеседниками есть разногласия, отсутствует единая точка зрения, назревает конфликт.

Слушание как необходимое условие эффективной коммуникации

Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Block title
Форма входа

общения. Например, подчиненные, как правило, более внимательны и сосредоточенны в
разговоре с «начальством», нежели наоборот, они далеко не всегда решаются прервать своего
руководителя. умением выслушать собеседника сосредоточенно и выдержанно, вникнуть в сущность того, что
говорится, обладают не более 10 процентов людей, а руководители слушают с 25-процентной
эффективностью. А между тем умение слушать — это необходимое условие правильного
понимания позиции оппонента, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешного

ведения переговоров, беседы, существенный элемент культуры делового общения.

Что же такое слушание с психологической точки зрения, каковы его основные принципы и какие
приемы так называемого хорошего слушания необходимо усвоить каждому?

Слушание представляет собой процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.
Это возможность сосредоточиться на речи партнера, способность выделить из его сообщения идеи,
мысли, эмоции, отношение говорящего, умение понять своего собеседника. Это психологическая
готовность к контакту с другим человеком. Как говорят специалисты, слушание — это тяжелый
труд, но и ценнейший дар, которым можно одарить другого.

Манера слушать, или так называемый стиль слушания, во многом зависит от личности
собеседников, от характера и интересов слушателей, от пола, возраста, служебного положения

участников

Психологи установили также существенные различи> в поведении мужчин и женщин. Они
считают, что в разговоре мужчина перебивает женщину почти в два раза чаще. Примерно одну
треть времени разговора женщина собирается с мыслями, пытается восстановить ход прерванного
разговора. Мужчины чаще сосредоточиваются на содержании разговора, а женщины больше
внимания уделяют самому процессу общения. Мужчины любят слушать самих себя. Они склонны
слишком быстро давать готовые ответы, не выслушивая собеседника до конца и не задавая ему
вопросов.

Различают два вида слушания. Один из них называется нерефлексивным. Он состоит в умении
внимательно молчать, не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями. На первый взгляд,
такое слушание кажется пассивным, но оно требует значительного физического и психологического
напряжения.

Нерефлексивное слушание обычно используется в таких ситуациях общения, когда
один из собеседников глубоко взволнован, желает высказать свое отношение к тому или иному
событию, хочет обсудить наболевшие вопросы, испытывает трудности в выражении своих проблем.
Однако такое слушание не всегда бывает уместным. Ведь молчание можно принять за знак
согласия. Нерефлексивное слушание порой ошибочно истолковывают как принятие позиции
оппонента. Поэтому намного честнее сразу прервать собеседника, открыто высказать свою точку
зрения, чтобы впоследствии избежать недоразумений.

Следует иметь в виду, что некоторые собеседники не имеют достаточного желания высказать
собственное мнение, другие, напротив, ждут активной поддержки, одобрения своим словам. В
таких случаях рекомендуется применять другой вид слушания — рефлексивный. Суть его
заключается в активном вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои

мысли и чувства, в создании благоприятных условий для общения, в обеспечении правильного и
точного понимания собеседника-
ми друг друга. Важно уметь выбрать вид слушания, наиболее уместный в данной ситуации
общения.

Наладить контакт с собеседником, понять его точку зрения, вникнуть в суть разногласий с ним
поможет соблюдение принципов хорошего слушания. Психологи выделяют три основных
принципа. Один из них звучит так: «Старайтесь сконцентрироваться на человеке, который
говорит с вами; обращайте внимание не только на его слова, но и на звук голоса, мимику, жесты,
позу и т. д.». Это позволит получить дополнительные сведения о внутреннем состоянии
собеседника, его отношении к предмету обсуждения, о реакции на слова партнера.

Другой важный принцип хорошего слушания ученые сформулировали следующим образом:

«Покажите говорящему, что вы его понимаете». Чтобы реализовать этот принцип, рекомендуют
использовать различные приемы рефлексивного слушания. Можно обратиться к говорящему за
уточнениями, используя такие фразы, как: Я вас не понял; Не повторите ли вы еще раз?; Что вы
имеете в виду?

вашему усмотрению . ..; Другими словами …

Иногда необходимо понять и отразить чувства говорящего: Мне кажется, что вы чувствуете
Вы, вероятно, расстроены…

Можно использовать и так называемый прием резюмирования. Слушающий подытоживает
основные идеи и чувства говорящего: То, что вы сказали, может означать…; Если теперь
обобщить сказанное вами, то Вашими основными идеями, как я понял, являются … Это создает
уверенность в правильном восприятии сообщения, особенно в ситуациях, когда между

собеседниками есть разногласия, отсутствует единая точка зрения, назревает конфликт.

Необходимо обратить внимание и на такой принцип хорошего слушания: «Не давайте оценок,
не давайте советов». Психологи утверждают, что оценки и советы, даже когда они даются из
самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказываний. А это может снизить
активность участников диалога, оказать давление на мнение присутствующих и в результате
помешать эффективному обсуждению проблемы

К сожалению, названные принципы часто нарушаются Таким образом, умение слушать,
соблюдение принципов хорошего слушания, применение соответствующих приемов позволяют
сделать общение более плодотворным

Календарь

«  Октябрь 2022  »
ПнВт
Ср
ЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Друзья сайта
Бродяга Здесь может быть ссылка на ваш сайт. Пишите договоримся.

3.4.

 Психология общения

Необходимым условием правильного понимания собеседника является умение слушать и говорить, то есть умение подавать информацию.

Слушания

Это психологический компонент вербальной коммуникации, метод декодирования и восприятия информации.

Умение слушать имеет первоочередное значение в человеческом общении. Статистические данные говорят, что из общего количества времени, который используется для контактов на работе и дома, 9% времени мы пишем, 16 читаем, СО — говорим, 45% — слушаем (точнее говоря, имели бы слушать).

Слушая, реципиент раскрывает смысл информации, которая получена от коммуникатора. Он понимает смысл сообщения во время декодирования. При этом ярко проявляется значение ситуации совместной деятельности, осознание которой включено в процесс декодирования. Без этой ситуации невозможно раскрыть смысл сообщения.

Свойство слушания как личностная качество присуще не всем людям. Мы не слушаем собеседника по разным причинам: нехватка времени, контрастность эмоционального состояния реципиента со смыслом слов коммуникатора. Психологические процессы, отмеченные понятиями «слушать» и «слышать», существенно отличаются. Слушать означает напрягать орган слуха, а слышать — напрягать мозг, концентрируя внимание на словах партнера. Именно поэтому слушая можно не слышать, поскольку сознание в это время занята другими проблемами, мнениями, информацией. Кроме того, многие люди слышат только то, что хотят услышать. Поэтому коммуникатор должен учитывать, что его информация воспринимается субъективно. Эффективное слушание предполагает правильное понимание слов и чувств говорящего, сосредоточение на обсуждаемой проблеме. Оно обеспечивает осознание и решение партнерами по общению обсуждаемой проблемы, создание общего информационного поля, общего смысла, наладка откровенных отношений, взаимопонимания.

Вы, возможно, слышали выражение «слушать всем телом» (когда информация интересная, собеседник бессознательно возвращается к партнеру, устанавливает с ним визуальный контакт, пытается «всем телом» продемонстрировать свою заинтересованность). Такое умение слушать — это восприятие информации, за которого реципиент выражает заохочувальне отношение к тому, кто говорит, своеобразно стимулируя общения, сдерживается от лишних замечаний, способствует обмену информацией. Если собеседник в процессе диалога замолчал, это еще не означает, что он слушает. Ведь слушания является процессом, который предусматривает концентрацию внимания. Уточняя, оценивая и анализируя информацию во время диалога, человек больше внимания уделяет своим делам, чем тому, что ей говорят. Особенно это проявляется в ситуациях конфликтного общения. В процессе диалога она чаще проникается тем, понял ли ее собеседник, чем тем, насколько ей понятны его слова, позиция. Такое слушание деформирует процесс общения.

Глядя на поведение участников коммуникативного процесса, различают нерефлексивне, рефлексивное, критическое и емпатійне слушания.

Признак нерефлексивного слушания заключается в минимальном вмешательстве в речь собеседника (условно-пассивное слушание). Во время нерефлексивного слушания могут оказываться поддержка, одобрение, понимание с помощью лаконичных ответов, которые помогают продолжить беседу (реплики «да», «понимаю» и др.). Эффективное оно в ситуациях, когда собеседник выражает свое отношение к событию, стремится обсудить актуальные вопросы, чувствует себя обиженным или решает важную проблему. Такое слушание эффективное, когда собеседнику трудно изложить свои проблемы, необходимо держать под контролем эмоции в общении с лицом, которое занимает высокую должность. Нецелесообразно оно в ситуациях, когда собеседник не заинтересован в разговоре или когда его попытки слушать и понять воспринимается как согласие, соучастие.

Рефлексивное слушание подразумевает регулярное использование обратной связи для достижения большей точности в понимании партнера.

Критическое слушание требует от участника общения сначала анализа сообщение, затем — его понимания. Такое слушание приемлемое во время делового совещания, конференции, дискуссии, на которых обсуждаются проблемы, мысли, идеи, касающиеся новых проектов, опыта и др. Однако в процессе сообщение новой информации, например на лекции, критическое слушания непродуктивное, поскольку отторжение информации не дает возможности почерпнуть из нее ценное.

Емпатійне слушание предполагает, что участник общения уделяет больше внимания «зчитуванню» чувств, а не слов. Оно бывает эффективным, если коммуникатор вызывает у собеседника (реципиента) положительные эмоции (радость, надежду на лучшее, уверенность в себе и др.), и неэффективным, если провоцирует негативные эмоции (страх, тревогу, разочарование и т.п.).

Словесное согласования действий коммуникатора и реципиента предусматривает принятие ими коммуникативных ролей другого (комму-тор реципиента, и даже — коммуникатора). Это зависит от их общего включения в общий контекст коммуникативной деятельности.

При экспрессивном общении уместны приемы нерефлексивного слушания, или умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника. Ведь он и без того эмоциональный, возбужденный и имеет трудности при формулировании своих мыслей. Необходимо также выразить свое понимание и одобрение его поведения.

Когда же цель общения — урегулирование конфликта незаменимыми приемами слушания, которые основаны на сопереживании или понимании чувств другого человека, важно дать понять собеседнику, что вы понимаете его чувства.

Но какова бы ни была цель общения, утверждает известный ученый Иствуд Атвагер, всегда полезно знать технические приемы эффективного слушания и уметь непринужденно пользоваться ими. Вот главные из них.

Проанализируйте свои привычки относительно слушания, сильные и слабые стороны, характер ошибок, которые допускаются. Не слишком ли быстро вы оцениваете людей? Часто ли перебиваєте собеседника? Какие препятствия общения характерны для ваших ответов? Какие из них чаще всего повторяются? Знание своих привычек — это первый шаг к их совершенствования.

Не избегайте ответственности при общении. Она общая, поскольку в ней участвуют двое, причем выступают в роли слушателей поочередно. Умейте показать собеседнику, что вы действительно слушаете и понимаете его. Этого можно достичь уточняющими вопросами, активными эмоциями. Как партнер может узнать, что его поняли, если ему не сказать об этом?

Будьте внимательны. Умейте поддерживать, с кем говорите, визуальный контакт, но без назойливости или пристального взгляда (иногда принимается как враждебность). Следите, чтобы ваши позы и жесты свидетельствовали: вы его слушаете. Помните, что он хочет общаться с внимательной, живым человеком.

Умейте сосредотачиваться на том, что говорит участник диалога. Это требует сознательных усилий, поскольку сосредоточено внимание удерживается недолго (менее одной минуты). Старайтесь свести к минимуму ситуационные препятствия (телевизор, телефон). Не допускайте «блуждания» мыслей.

Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Помните» что люди передают свои мысли и чувства «закодированными», согласно принятых социальных норм.

Умейте быть наблюдательными. Следите за немовними сигналами разговора (поскольку на эмоции приходится большая часть общения) и выражением человека: как смотрит на вас, как поддерживает контакт, как сидит или ест, как ведет себя во время разговора. Отвечают неречевые сигналы собеседника его языке или противоречат ей?

Следуйте одобрительной реакции относительно того, кто выражает свое мнение. Ваше одобрение помогает точнее выразить ее. Будь-яка негативная реакция с вашей стороны вызывает у того, с кем вы общаетесь, защитную реакцию, чувство неуверенности, настороженность.

Прислушайтесь к самому себе. Ваша озабоченность и эмоциональная неуравновешенность мешают слушать партнера. Если его речь и поведение затрагивают ваши чувства, постарайтесь выразить их: это прояснит ситуацию, устранит препятствия в диалоге.

Помните, что иногда цель, с которой обращаются, — это получить от вас что-нибудь реальное, или изменить ваше мнение, или заставить вас сделать что-нибудь. В этом случае действие — лучший ответ собеседнику.

Совершенствуя свое умение слушать, основное внимание следует уделить усвоению этих рекомендаций. Однако помните о наиболее распространенные ошибки, которых не следует допускать.

1. Итак, слушая собеседника:

2. Не принимайте молчание за внимание — человек может быть просто погружена в собственные мысли.

3. Не делайте вид, что вы слушаете. Это бесполезно: отсутствие интереса и скука неизбежно проявятся в жестах. Лучше уж признаться, что в данный момент выслушать довольно внимательно вы не можете, обратившись, например, на занятость.

4. Не перебивайте без надобности. Иногда мы делаем это не осознанно, кстати, руководители чаще перебивают подчиненных, чем наоборот. Если же для уточнения сути дела вам все же необходимо перебить того, кто говорит, помогите ему возобновить прерванный ход мыслей

5. Не делайте поспешных выводов. Каждый не осознанно склонен судить, оценивать и одобрять или не одобрять то, о чем говорится. Но именно такие субъективные оценки заставляют собеседника занять оборонительную позицию. Помните, что такие оценки — барьер для содержательного общения.

6.Не давайте «поймать» себя в споре. Когда вы мнением не соглашаетесь о чем говорится, то, как правило, перестаете слушать и ждете своей очереди высказаться. А если начинаете спорить, то настолько увлекаетесь обоснованием своей точки зрения, что время не слышите партнера. Выслушайте его до конца, чтобы понять, с чем именно вы не согласны, а уже после этого излагайте свою точку зрения.

7. Не задавайте слишком много вопросов. Можно уточнить сказанное, но «закрытые» вопросы, требующие ответа типа «да» или «нет», необходимо сводить к минимуму. Чрезмерно большое количество вопросов подавляет собеседника, отнимает у него инициативу и ставит время в оборонительную позицию.

8. Никогда не говорите: «Я хорошо понимаю ваши чувства». Такое заявление иногда служит для оправдания попыток (кстати, безуспешных) убедить собеседника в том, что вы слушаете. В действительности узнать, что именно чувствует собеседник, очень трудно.

9. Не проявляйте излишней чувствительности к эмоциональной стороны языка. Слушая взволнованную человека, будьте сдержанны, иначе пропустите содержание разговора. Будьте настороже к эмоционально заряженных слов и выражений (чтобы они не выбили вас из колеи), воспринимайте только смысл, который они несут.

Не давайте советы, если вас об этом не просят. Если же ее действительно просят, уточните, чего именно он хочет на самом деле.

10.Не прикрывайтесь слушанием как защитой. Пассивные, неуверенные в себе люди иногда используют его как возможность избежать общения и самовыражения. Они не только не говорят, но на самом деле и не слушают.

Говорение

Еще одним из важнейших компонентов общение как обмен информацией является говорение, то есть умение говорить, произносить информацию, строить предложения.

Культуру говорить изучает специальная наука — риторика {теория красноречия). Ритор, оратор должен определить совокупность коммуникативных качеств, которые являются необходимыми для достижения желаемого успеха во время выступления. Среди этих качеств, прежде всего, следует назвать три:

знание предмета речи;

В владения навыками публичной речи;

Престиж оратора.

Глубокое знание предмета выступления — это необходимое условие успешной публичной речи. Нельзя убедить аудиторию в том, чего сам толком не выучил, в чем сам не уверен до конца. Для оратора знания предмета речи выражается в глубоком сочетании высокой общей эрудиции в области теории с тщательной подготовкой к каждому публичного выступления. Надо иметь в виду, что, кроме несомненной объективной значимости для достижения эффективности речи, отличное знание темы имеет еще и непосредственной психологическое воздействие на самого оратора, помогая успешно бороться с профессиональным заболеванием, которое риторики всех стран мира называют болезнью аудитории. Болезнь эта поражает многих ораторов, и не только начинающих. Не раз симптомы этой болезни на себе ощущал каждый: несложное речи, голос, который срывается, дрожь в коленях, выступающий холодный пот, пересыхающее горло, попытка куда спрятать руки, которые вдруг кажутся такими большими, что на них все обращают внимание.

Главным и безошибочным средством против этой болезни является, прежде всего, твердое знание темы и отличное владение материалом. Импровизация является высшей формой ораторского искусства. Импровизационная речь, как правило, более эмоциональная, более энергичная, она сильнее влияет на слушателей. Сам факт импровизации поднимает авторитет оратора, способствует его успеху. Особенно важна импровизация в ответах на вопрос, в полемике, коротком выступлении с докладом, в обсуждениях. От выступающего в данном случае требуется большая изобретательность и эрудиция. Идеальной ораторской речью есть речь, которая настолько хорошо подготовлена, что кажется непринужденной, и аудитория воспринимает ее как импровизацию. Этого, безусловно, следует добиваться. Однако чистой импровизацией увлекаться не надо, потому что, отдавшись вдохновению, оратор может упасть существенное и даже важно. Более того, он может выразить неточное или ложное положение, неосторожно обмолвиться, тем самым отдавая предпочтение в руки недоброжелателей. Это особенно важно, если события происходят в условиях полемики, споры, где оппоненты цепляются к каждому слова и фразы. Поэтому надо максимально оттачивать каждую фразу и формулировки.

Подведем краткий итог в отношении первой качества оратора: безупречное знание материала — надежный фундамент, на котором основывается вся сооружение публичного вещания.

Что же нужно для того, чтобы построить это сооружение? Для этого, прежде всего, нужны навыки речи — второе важное качество оратора, что определяет успех его публичного выступления. Ответить на вопрос о содержании навыков речи — это означает перечислить все основные элементы риторики, то есть умение подобрать материал, организовать речь, провозгласить ее с трибуны, отреагировать на поведение слушателей.

В устных видах коммуникации, в том числе и в публичной речи, личность коммуникатора проявляется не только в самой информации, но и в его голосе. Такие черты личности оратора, как неуверенность, застенчивость, деликатность, убежденность, интеллигентность, как и другие качества характера, обязательно находят отражение и в его речи. Интересно, что голос во всем богатстве тона, тембра, высоты, интонации дает возможность создать достаточно точное представление не только о духовные, но и физические качества его обладателя.

Но, кроме содержания речи и голоса, оратор имеет и другие возможности личного влияния на аудиторию. Он появляется перед ней во всей своей физической сущности, используя такие мощные средства воздействия, как жесты, мимику, всю свою прелесть. Дело в том, что аудитория часто создает впечатление о оратора с момента его появления на трибуне. Иногда своей дерзостью, бесстыдством, стараясь показать свое превосходство перед слушателями он отталкивает аудиторию. Ритор, который выходит на трибуну в измятому костюме, непоголений, с гребешком, что торчит из кармана или бутербродом в руке, демонстрирует свое неуважение к аудитории. На слушателей это производит негативное впечатление. От того, как ритор стоит, как держится на трибуне, зависит многое. Бывают случаи, когда оратор еще не успел подняться на трибуну, но уже говорит. Его не интересует, слушают его или нет, или слышат его последние ряды.

В риторике существует специальное правило: в начале речи всегда должна быть выдержана пауза. Существуют и другие паузы, которые сознательно или бессознательно используются оратором во время произнесения речи, но эта пауза особая. После того, как оратор поднялся на трибуну, он дает возможность аудитории 5-10 секунд присмотреться к нему, и в то же время сам устанавливает с ней контакт. Так, пробегая глазами по аудитории, он дает понять, что с уважением относится к ней. Трудно согласиться с точкой зрения некоторых специалистов в области риторики, которые утверждают, что в случае волнения или осложнения во время выступления надо найти в аудитории человека, который с большим вниманием на тебя смотрит и слушает, и все время смотреть на нее. Это плохо, потому что таким образом вы демонстрируете свое неуважение к аудитории и, кроме того, человек, к которому вы постоянно обращаетесь, может збентежитися. Не лучше и ситуация, когда ритор через близорукость сосредотачивается только на тексте, сгибается в три погибели и читает из бумаги, не интересуясь реакцией аудитории. Большинство людей в процессе общения сосредотачивают свое внимание на лице говорящего и, главным образом, на его глазах. И это не случайно. Мимика является важнейшим средством эмоционального воздействия оратора на аудиторию. Вот почему вдохновенное лицо оратора — прекрасный стимулятор эмоций аудитории. Мимика, позы, движения, жесты — важные невербальные коммуникативные элементы, которые помогают установить и удерживать контакт оратора с аудиторией.

Так же, как и слова-паразиты, фразы-паразиты, крепко в’їлися в нашу устную пропаганду, к сожалению, имеют место и жесты-паразиты. Риторика разных стран по-разному называет ораторов, которые имеют постоянные жесты-паразиты. От жестов-паразитов, таких как рубить рукой воздух, или все время водить рукой, следует избавляться. Особенно неприятное впечатление на слушателей производят жесты человека, который все время дергает галстук, застібує или розсті-требует пуговицу, «обнимает» трибуну и др.

Учитывая тот факт, что оратор имеет значительный арсенал средств воздействия на аудиторию, следует подчеркнуть необходимость приобрести соответствующий диапазон речевых навыков. Не надо забывать, что он является не только автором сообщения как журналист или автор газетной статьи, но и исполнителем своего произведения. Представитель сам готовит доклад, пишет ее и с ней выступает. Не только умение свободно подготовить речь, но и умение свободно держаться на трибуне, безукоризненно владеть голосом, жестом, мимикой, и безошибочно реагировать на поведение аудитории — таковы объективные требования к ритора, который пытается произвести желаемое воздействие на аудиторию. Скованность, неуверенность, малейшая фальшь в поведении, ошибки в произношении — все это немедленно замечается аудиторией, неизбежно снижает результат лучшей речи. Только тот оратор сможет достичь успеха и донести до аудитории пламенное слово, который научится владеть всей совокупностью разнообразных навыков публичной речи.

В отношении слушателей к ритора существует еще одно важное свойство, что объективно способствует успеху выступления, — это авторитет топора, его престиж в конкретной аудитории, социальный статус, его профессия, заслуги и т. д. Каждый, кто использует живое слово в своей деятельности, в управлении людьми, должен стараться обрести собственный авторитет, основанный на глубоком знании предмета, умение владеть аудиторией, уважительном отношении к ней. Авторитет и доверие принадлежат к категориям, которые трудно достигаются, очень легко теряются и практически не восстанавливаются.



Назад  

Как стать активным слушателем

Что такое активное слушание?

Активное слушание — это способность сосредоточиться на говорящем, понять его сообщение, осмыслить информацию и вдумчиво ответить. В отличие от пассивного слушания, когда вы слушаете говорящего, не запоминая его сообщение, этот ценный навык межличностного общения гарантирует, что вы сможете вовлекать и позже вспоминать конкретные детали без необходимости повторения информации.

Активные слушатели используют вербальные и невербальные приемы, чтобы показать и удержать свое внимание на говорящем. Это не только поддерживает вашу способность сосредоточиться, но и помогает говорящему увидеть, что вы сосредоточены, вовлечены и заботитесь.

Вместо того, чтобы думать и мысленно репетировать, что вы могли бы сказать, когда говорящий закончит, активный слушатель внимательно обдумывает слова говорящего и фиксирует информацию в памяти.

Как стать активным слушателем

Вот различные упражнения на активное слушание, которые вы можете использовать, чтобы улучшить свои навыки межличностного общения:

Навыки вербального активного слушания

Парафраз : Обобщите основные моменты сообщения, которым поделился говорящий, чтобы показать, что вы полностью понимаете их смысл. Это также даст говорящему возможность прояснить расплывчатую информацию или расширить свое сообщение.

Пример: «Итак, вы говорите, что ваша текущая система управления контентом больше не соответствует техническим потребностям вашей команды, потому что она не поддерживает большие видеофайлы».

Задавайте открытые вопросы : Задавайте вопросы, показывающие, что вы поняли суть того, чем они поделились, и помогите им поделиться дополнительной информацией. Убедитесь, что на эти вопросы нельзя ответить простым «да» или «нет».

Пример: «Вы правы — процедура регистрации нуждается в некотором обновлении. Какие изменения вы хотели бы внести в процесс в течение следующих шести месяцев?»

Задавайте конкретные уточняющие вопросы : Задавайте прямые вопросы, которые помогут говорящему предоставить более подробную информацию об информации, которой он поделился, или сузить широкую тему или тему.

Пример: «Расскажите мне больше о вашей текущей рабочей нагрузке. Какой из этих проектов занимает больше всего времени?»

Используйте короткие словесные утверждения : Короткие позитивные утверждения помогут говорящему чувствовать себя более комфортно и покажут, что вы вовлечены и способны обрабатывать информацию, которую он предоставляет. Небольшие словесные аффирмации помогут вам продолжить разговор, не перебивая говорящего и не нарушая его темп.

Пример: «Я понимаю». «Я понимаю.» — Да, это имеет смысл. «Я согласен.»

Проявите сочувствие : Убедитесь, что говорящий понимает, что вы способны распознавать его эмоции и разделять их чувства. Проявляя сострадание, а не просто чувствуя его, вы можете наладить контакт с говорящим и начать устанавливать чувство взаимного доверия.

Пример: «Мне очень жаль, что вы столкнулись с этой проблемой. Давайте придумаем, как я могу помочь».

Поделитесь похожим опытом : Обсуждение похожих ситуаций не только покажет говорящему, что вы успешно интерпретировали его сообщение, но также может помочь в построении отношений. Если спикер поделился проблемой, предоставление информации о том, как вы решали аналогичные задачи, будет ценным для других.

Пример: «Мне тоже было трудно начать работу с этой программой. Но становится намного легче. Всего через несколько недель я почувствовал себя совершенно комфортно, используя все функции».

Вспомнить ранее предоставленную информацию : Постарайтесь вспомнить ключевые концепции, идеи или другие критические моменты, которыми говорящий поделился с вами в прошлом. Это демонстрирует, что вы не только слушаете то, что они говорят в данный момент, но и способны запоминать информацию и вспоминать конкретные детали.

Пример: «На прошлой неделе вы упомянули о добавлении более старшего координатора для помощи с этой учетной записью, и я думаю, что это отличная идея».

Навыки невербального активного слушания

Кивок : Несколько простых кивков говорящему показывают, что вы понимаете, о чем он говорит. Кивок — это полезный, поддерживающий сигнал, и он не обязательно сообщает о том, что вы согласны с говорящим, а только о том, что вы в состоянии понять смысл его сообщения.

Улыбка : Подобно кивку, легкая улыбка побуждает говорящего продолжать. Однако, в отличие от кивка, он означает, что вы согласны с их сообщением или довольны тем, что они говорят. Улыбка может заменить короткое словесное подтверждение, помогая снять напряжение и убедить говорящего чувствовать себя комфортно.

Избегайте отвлекающих движений : Неподвижность может сообщать о сосредоточенности. Для этого старайтесь избегать таких движений, как взгляд на часы или телефон, вздох вслух, рисование или постукивание ручкой. Вам также следует избегать обмена вербальными или невербальными сообщениями с другими людьми, которые слушают говорящего. Это может заставить говорящего чувствовать себя расстроенным и неудобным.

Применяя описанные выше вербальные и невербальные приемы в будущих беседах, вы можете работать над укреплением отношений и сохранением большего количества информации, полученной во время общения на рабочем месте. Активное слушание требует практики для улучшения и поддержания. Чем больше вы будете использовать эти приемы, тем более естественными они будут казаться.

Руководство по навыкам активного слушания в образовании

by Becton Loveless

Что такое активное слушание

Активное слушание — это метод, который чаще всего ассоциируется с консультированием. Это глубокий тип слушания, при котором слушатель сосредотачивается на том, что говорит говорящий, и пытается полностью понять. Ответы делаются на основе этого глубокого понимания того, что было сказано, и сами ответы обычно носят чуткий и понимающий характер слушателя. Из-за акцента на взаимодействии между говорящим и слушателем, в том числе на эмоциональном взаимодействии, активное слушание чаще всего связано с консультированием, разрешением конфликтов и обучением, поскольку слушатель должен иметь возможность решать ряд проблем, озвученных говорящим. оратор.

Несмотря на общую направленность использования активного слушания в карьере, связанной с участием в разрешении конфликтов, эта концепция также применяется в сфере образования. В образовании активное слушание менее сосредоточено на конфликте и вместо этого используется для сопереживания обучения, хотя это не должно удивлять. Среди учащихся активное слушание означает, что учащиеся уделяют все внимание учителям или своим сверстникам. Акцент делается не на разрешении конфликтов, а на глубоком обучении.

Часто можно определить, вовлечен ли учащийся в этот глубокий уровень слушания, судя по тому, задает ли учащийся вопросы и выглядит ли учащийся визуально сфокусированным на говорящем. Учителя часто могут уловить эти невербальные сигналы, которые ученик слушает, когда ученик улыбается, кивает или просто выглядит так, как будто он убрал другие отвлекающие факторы, чтобы сосредоточиться на учителе.

Активное слушание в сравнении с пассивным слушанием

Если активное слушание определяется глубоким взаимодействием с говорящим, то пассивное слушание характеризуется лишь незначительным вниманием к тому, кто говорит. Пассивным слушателям может казаться, что они слушают, но на самом деле они лишь поверхностно понимают, о чем идет речь. По сути, пассивные слушатели — это рассеянные слушатели. Эти слушатели безоговорочно принимают сказанное, что не следует считать хорошим моментом. Активные слушатели задаются вопросом о том, что им говорят, чтобы глубже понять материал. В небольших беседах с учителями этот тип слушателей может говорить довольно много, что на самом деле демонстрирует, что они не слушают, а вместо этого просто пытаются донести свою точку зрения. Люди обнаруживают, что это часто происходит в политике, когда человек, находящийся по другую сторону дебатов, слушает ровно столько, сколько нужно, чтобы привести контраргумент. То же самое происходит и в образовании, где учащиеся слушают ровно столько, чтобы ответить учителю, но никогда не достигают глубокого понимания. Пассивные слушатели не в состоянии понять более глубокие мысли говорящего.

Результаты активного слушания

Активное слушание важно для учащихся по нескольким причинам и имеет несколько положительных результатов, которые учителя любят поощрять. Когда ученик занимается активным обучением, он с меньшей вероятностью неправильно поймет то, чему его учат. Их знания более глубокие и всеобъемлющие, с меньшим количеством пробелов в понимании ученика. Благодаря более глубокому пониманию материала учащимся часто легче выполнить порученную им работу. Таким образом, эти студенты часто более продуктивны, чем их сверстники, которые только пассивно слушают. Они также, вероятно, будут более эффективно использовать ресурсы, которые предоставляет учитель, и использовать эти ресурсы для завершения своей работы. Поскольку у них есть более глубокая база знаний, на которую можно опираться, учащиеся, которые активно слушают, с большей вероятностью будут полагаться на себя.

Активное слушание в классе может быть частью более широкого педагогического подхода к учащимся, известного как активное обучение. Активное обучение и активное слушание предполагают повышение вовлеченности учащихся. Активное обучение побуждает студентов делать что-то кроме пассивного прослушивания лекции. Вместо этого ожидается, что студенты будут заниматься различными способами.

Взаимодействие может происходить одним из нескольких способов. Активное слушание может стимулировать участие, когда учитель использует «паузу для уточнения». Эта пауза предназначена для того, чтобы подчеркнуть определенные моменты и понятия. Как только учитель обращается к особенно важному моменту, он может сделать паузу, чтобы эта информация усвоилась, и пообщаться с классом, спросив, есть ли какие-либо вопросы относительно сказанного. Учитель может ходить по комнате, просматривая записи учеников и отвечая на вопросы. Важным моментом здесь является обеспечение пространства между основными точками, когда эти точки действительно могут быть изучены.

Помня о том, что задания и упражнения важны для поощрения обучения, учителя могут также применять стратегию «одноминутного письма» в своих классах. Во время занятия или в конце учитель может задать вопрос по теме и дать ему минуту на ответ. Это помогает учащимся синтезировать то, что они узнали, поскольку им предоставляется возможность выразить своими словами то, что они узнали. С другой стороны, учителя также могут попросить учащихся ответить, попросив их написать одноминутное сочинение о том, что было наименее ясным во время урока. Это имеет два преимущества. Во-первых, учитель дает ученику возможность синтезировать свое обучение. Тем не менее, учитель также создает возможность получить обратную связь и решить эти неясные моменты на следующей лекции.

Идея обзорной статьи также может быть распространена на ежедневные и еженедельные журналы. В этих журналах учителя могут попросить учащихся более подробно рассказать об уроках, которые они усвоили во время занятий. Однако учитель может способствовать еще большему синтезу, заставляя учащихся отвечать на дневники друг друга. Это дает учащимся возможность еще больше углубиться в свое обучение, предоставляя краткие критические анализы, в которых они опираются на то, что они знают, чтобы помочь в обучении своих сверстников. Это еще одно занятие, которое требует от студентов активного участия в лекции, поскольку им нужно будет опираться на то, что они узнали, чтобы дать эффективные ответы своим сверстникам.

Стратегии для учащихся

Со временем учащихся можно научить навыкам активного слушания. Однако это также означает, что ученик перенимает новые привычки, когда дело доходит до слушания учителя. Физически ученик должен стараться поддерживать зрительный контакт со своими преподавателями. Зрительный контакт — это простой способ сфокусироваться на говорящем и улучшить концентрацию на передаваемом сообщении.

Пока спикер излагает свои мысли и основные моменты, учащийся не должен прерывать. Слушатели не пытаются торопить говорящего, а вместо этого позволяют ему закончить изложение своих тезисов. Слушатели не должны делать предположений о том, что сообщается, или о выводах говорящего, а вместо этого просто позволяют говорящему закончить изложение своей точки зрения. После того, как спикер закончил излагать свои мысли, учащиеся могут свободно задавать вопросы, и учащиеся должны поощряться к взаимодействию со своим учителем по обсуждаемым темам.

Студентов также следует учить синтезу. Синтез предполагает повторение сказанного говорящим словами слушателя. Учащиеся должны научиться повторять своими словами те моменты, которые указал их учитель. Они могут делать это самостоятельно или во время разговора с учителем. Наконец, студентов следует научить тому, как понимать сообщение в целом. Важно уловить детали того, что обсуждает учитель, но также важно определить общее сообщение. Только обращая внимание на то и другое, ученик может прийти к полному пониманию урока учителя.

Стратегии для учителей

Точно так же, как учащихся можно научить использовать определенные подходы к активному слушанию, учителя также могут применять определенные стратегии, которые повышают вероятность того, что учащиеся будут активно слушать. Первым и самым важным шагом является установление связи со студентами. Чем ближе ученик к своему учителю, тем больше вероятность, что он будет внимательно слушать во время школьных уроков. Учитель становится больше, чем просто говорящая голова, и становится реальным человеком, с которым ученики могут общаться.

Учителя также должны помнить, что внимательное слушание требует участия, поэтому больше говорить не всегда лучше. Иногда важнее делать уроки краткими и задавать больше вопросов и ответов, чтобы способствовать более глубокому пониманию. По той же причине учителя должны позволять ученикам говорить в разумных пределах. Позволяя учащимся говорить вслух о том, чему их учат, обобщая то, что они узнали, и проговаривая свои пути решения проблемы, вы можете помочь им лучше понять материал, который им преподавали.

Учителя должны планировать уроки таким образом, чтобы они поощряли активное слушание. Предоставьте учащимся схематичные схемы, которые они смогут заполнять во время прослушивания лекции, а позднее предоставьте исчерпывающие рекомендации, чтобы учащиеся не распределяли свое внимание между прослушиванием и конспектированием. Каждый день выделяйте часть урока, чтобы учащиеся могли сверять свои записи друг с другом, что дает им возможность обобщать и взаимодействовать друг с другом в отношении материала. Наконец, во время урока регулярно делайте краткие задания и проверяйте знания. Если учащиеся знают, что их могут попросить выполнить задание или ответить на вопросы в любое время, они с большей вероятностью будут активно слушать своих преподавателей.

Преимущества для учителей

Хотя активное слушание важно для учащихся, оно важно и для учителей. Учителя могут извлечь большую пользу из изучения навыков активного слушания, которые они могут использовать в ходе обучения. В одном отчете указывалось, что активное слушание особенно важно при общении с родителями, что является обычной ситуацией, с которой знакомо большинство педагогов. Учителя регулярно должны взаимодействовать с родителями и пытаться строить отношения, которые приводят к лучшим результатам для учащихся. Родители могут стать партнерами в образовательном процессе и перенести уроки, полученные в школе, домой. Тем не менее, учителя должны уметь правильно общаться с родителями. Активное слушание было важно в этом контексте, потому что оно помогало учителям лучше понимать точки зрения родителей и делать чуткие комментарии. Активное слушание также было важно, чтобы помочь учителям понять, какие вопросы задавать родителям, и иметь возможность обобщить и обобщить родительские опасения. Следовательно, учителям необходимо было работать над развитием собственных навыков активного обучения. Попросив учителей узнать, что такое активное слушание, и выполнить упражнения, в которых они слушали другие разговоры и слышали, как звучит активное слушание, они смогли смоделировать поведение и сами стали более активными слушателями.

Существует несколько способов, с помощью которых учителя могут максимально активно слушать при общении с родителями. При взаимодействии с родителями учителя должны уделять особое внимание невербальным сигналам, которые подают родители. Некоторые родители могут чувствовать себя не так комфортно, как другие, общаясь с учителями, и учителя должны попытаться уловить некоторые из этих сигналов. Учителя должны попытаться понять опасения родителей, независимо от того, чувствуют ли они себя комфортно или нет.

Часть того, чтобы родитель чувствовал себя комфортно, включает в себя непредвзятый подход к родителю. Может быть трудно сказать, из какого происхождения родитель. Некоторые из них, возможно, сами были высококлассными учениками, а у других может быть очень мало образования. Таким образом, не все родители будут знать, как поддержать своих детей в студенческие годы. Учителя должны отбросить любые предубеждения, к которым они могут приблизиться в этих беседах. Родители имеют разное происхождение, и учителя должны иметь возможность вести честные и открытые беседы с широким кругом людей, а не ожидать, что родители будут обладать определенными знаниями или навыками.

Помимо отказа от предубеждений, учителя должны принять некоторые рекомендации, которые обычно даются всем активным слушателям. Учителя должны сосредоточиться на говорящем, свести к минимуму перерывы и не слушать только для того, чтобы ответить. Вместо этого учителя должны сосредоточиться на намерении родителя и его более широком сообщении, уделяя особое внимание помощи в решении проблем родителей, а не агрессивным действиям. Родители, которые чувствуют себя комфортно с учителем, будут более охотно учиться у инструктора и перенимать практику дома, которая поддерживает обучение. Эти же родители также с большей вероятностью будут выражать свои опасения учителям, что может помочь им выработать совместный подход к удовлетворению потребностей учащихся.

Заключение

Активное слушание важно не только для учащихся, но и для учителей. Среди учащихся активное слушание может помочь улучшить обучение, и учителя должны структурировать классы и обучать стратегиям, которые помогают учащимся активно слушать. Однако сами учителя также должны научиться быть активными слушателями, так как это может помочь им лучше взаимодействовать с родителями.

Читайте также:
— Навыки эффективного слушания

Техника и прием активного слушания в психологии

В психологии общения важно, чтобы человек осознал собственную значимость — когда им интересуются, внимательно слушают, хотят понять. Взаимодействие людей в обществе основано на вежливости и основах этикета.

Одним из новых направлений в коммуникативных навыках является технология активного слушания. Его суть заключается в доброжелательном отношении к собеседнику, стремлении понять его. Заинтересованность – главный метод активного слушания. Знание техники поможет завоевать доверие собеседника, получить от него подробную информацию.

Общение с детьми поможет лучше понять страхи и переживания ребенка. Он научится преодолевать свои проблемы самостоятельно. Родители и дети станут внимательнее, терпимее друг к другу. Это создаст гармоничные семейные отношения.

Навыки слушания

Во время общения важно не только говорить выразительно, грамотно, но и уметь слушать собеседника. Для взаимопонимания с вашим визави это имеет большое значение. Уметь слушать означает воспринимать поток информации от рассказчика. Уровень человеческой культуры позволит вам вежливо выслушать собеседника, тактично воздержаться от резких высказываний, пренебрежительной мимики.

Способность слушать зависит от типа личности, интеллекта, возраста, пола. Ученые доказали, что женщины эмоциональны при прослушивании, невнимательны, часто перебивают собеседника собственными рассказами. Мужчины же способны выслушивать информацию до конца, мысленно отыскивая пути ее разгадки.

Многие профессии предполагают умение слушать. Это продавцы, парикмахеры, массажисты, психологи, врачи, учителя, администраторы, консультанты. Для этого важны эффективность и культура слушания. Существуют специальные приемы, облегчающие восприятие информации. Прием активного слушания поможет поддержать собеседника, показать значимость его рассказа.

Типы слушания

Психологи и исследователи коммуникации различают 4 типа слушания.

Эмпатическое слушание … Это умение читать чувства, эмоции говорящего. Умение представить себя на месте собеседника, сопереживать ему. Эмпатическое слушание эффективно, если собеседник или его информация вызывают положительные эмоции.

Критическое слушание … Это целенаправленный анализ полученной информации. Ее критическое восприятие, понимание. Такое слушание эффективно для принятия ответственных решений. Он позволяет взвесить все за и против, согласиться или не согласиться с собеседником.

Пассивное (неотражающее) прослушивание . Этот тип используется, когда собеседнику необходимо высказаться. Он подразумевает минимальное вмешательство в монолог визави.

Активное (рефлексивное) слушание. Это максимальное установление обратной связи с собеседником. Активное слушание помогает расположить к себе собеседника. Позволяет влиять на его точку зрения. Прием активного слушания свидетельствует об элементарной вежливости, внимательности к словам собеседника.

Что такое активное прослушивание?

Активное слушание – смысловое восприятие информации. Этот коммуникативный навык позволяет вам сконцентрироваться на разговоре, уточнить детали и переспросить. С помощью этой технологии собеседник чувствует потребность в своей информации, заинтересованность в ней окружающих.

Умение вести беседу, воспринимать и понимать слова говорящего возможно только при доброжелательном настроении. Активное слушание, техника и вовлеченный человек способствуют развитию доверительных отношений между собеседниками. Это профессиональный навык и искусство, на овладение которым могут уйти годы.

Неумение наладить диалог, отчужденность людей делают технологию активного слушания востребованной. Этот процесс состоит из нескольких этапов.

Основные этапы активного слушания

  1. Искренний интерес к человеку, желание ему помочь.
  2. Внимание к собеседнику.
  3. Способность временно отказаться от критических суждений, попытаться встать на место говорящего.
  4. Создать собеседнику благоприятную обстановку, побуждая его к самостоятельному поиску выхода из ситуации.

Помехи активному слушанию

Во время прослушивания человек сталкивается с определенными трудностями, мешающими восприятию информации.

Внутренние помехи — это ваши собственные мысли, переживания. Они мешают восприятию, заставляя концентрироваться на одной мысли или целом комплексе мыслей. Мечтательное или сонливое состояние также мешает активному слушанию.

Внешние помехи — раздражители, заставляющие отвлекать от разговора. Это может быть неспособность собеседника передать информацию (несвязность и невнятность речи, ее темп и громкость), посторонние или отвлекающие шумы (телефон, ремонтные работы, звуки транспорта).

Активное прослушивание. Его виды и техники

Технику активного слушания условно делят на 2 вида: мужскую и женскую.

Мужской взгляд на активное слушание больше относится к навыкам делового общения. Здесь важна правильная подача информации, ее понимание и анализ. Поэтому при активном слушании мужского вида чаще всего раздаются уточняющие вопросы: «где», «сколько», «когда», «почему», «как».

Женский активный слуховой вид сосредоточен на чувствах и эмоциях. Здесь важна не столько достоверность информации, сколько отношение к ней или к собеседнику. Это позволяет стать на место собеседника, почувствовать его настроение, переживания.

Во время общения следует обращать внимание на слова собеседника, стараться его понять. Это позволит вам выбрать правильные техники активного слушания. поощрение, повторение, размышление, обобщение … Они помогут лучше понять рассказчика, вызовут симпатию между собеседниками.

Приемы активного слушания

Основными приемами активного слушания являются стремление уловить суть речи собеседника, по возможности помочь ему. Овладение этими методами достигается постоянными тренировками. Методы активного слушания включают:

Продвижение. Он заключается в заинтересованности, выраженном желании выслушать собеседника. На этом этапе важна доброжелательность, отсутствие оценочных суждений;

Повторение. Он заключается в уточняющих вопросах, повторении фраз говорящего. Вербальная концентрация на основных моментах разговора;

Отражение. Он заключается в понимании эмоций собеседника. На этом этапе можно в умеренных дозах копировать мимику или жесты собеседника, выражая тем самым заинтересованность и полное взаимопонимание;

Обобщение. Он заключается в подведении итогов выступления собеседника. Это концентрация на главной идее всего сказанного и выбор компромисса.

Примеры активного слушания

При регулярном использовании легко освоить основные приемы активного слушания. Примерами для обучения служат ободряющие и уточняющие вопросы, сочувственное кивание и кивание головой.

Поощрение собеседник позволяет настроиться на разговор. Здесь могут быть использованы невербальные приемы (улыбка, кивок, доброжелательный взгляд). Кроме них — словесные. Это слова «ага», «продолжайте, пожалуйста», «я вас внимательно слушаю», «как интересно».

Повтор лучше сформулировать на языке Тогда собеседнику будет проще указать на ошибку и озвучить свой вариант фразы. Это вопросы «правильно ли я вас понял?», «вы хотели это сказать?», «другими словами…».

Рефлексия — это способность понимать то, что трудно передать словами. Подтекст можно прочитать по мимике, модуляции голоса, повышенной или пониженной интонации. Это слова «вы встревожены», «вы чувствуете, что…», «вам кажется, что…».

Обобщение или решение проблемы при разговоре проскальзывает несколько раз. Опытный собеседник непременно подытожит, тем самым дав понять, что внимательно слушал рассказчика и понял его основную мысль. Это слова «Кажется, я понимаю, что вы хотели сказать…», «Кажется, здесь самое главное…», «если я правильно понимаю, вы испытали…», «в общем , вы так решили…».

Вопросы для активного слушания

Во время разговора нельзя отвлекаться, но нужно стараться уловить суть речи собеседника. Узнайте, что он хочет сказать и почему. Необходимо своевременно задавать уточняющие вопросы. Они помогут вам быстро понять собеседника.

Открытые вопросы требуют подробного ответа. Чем их больше, тем объемнее станет полученная информация. Это вопросы типа «как», «как», «сколько», «почему», «почему».

Закрытые вопросы требуют короткого однозначного ответа «да» или «нет». Ими не следует злоупотреблять — они создают атмосферу допроса. Их лучше использовать в конце разговора, чтобы узнать состояние собеседника. Вам удалось с ним договориться, прийти к одному решению.

Альтернативные вопросы состоят из двух частей. Первая часть представляет собой открытый вопрос. Вторая часть — два и более ответа. Собеседнику предоставляется возможность выбрать нужный вариант.

Ошибки в применении техники

Приемы активного слушания в психологии способствуют полноценному построению отношений в обществе. Поэтому следует избегать очевидных коммуникативных ошибок.

  • Отвлечение от разговора, реакция на внешние раздражители, собственные мысли.
  • Придумывание ответов или аргументов способствует потере сути разговора.
  • Увещевания, критика и морализаторство («Я же говорил…») только подтолкнут собеседника к прекращению разговора.
  • «Попугайские» фразы или копирование слов говорящего создают иллюзию понимания. Проницательный человек догадается, что его не слушают.
  • Нельзя перебивать, заканчивать фразу за собеседника. Лучше пусть он сам сформулирует мысль.
  • Свести разговор к бессмысленной полемике.
  • Сконцентрируйтесь на себе, переводя все слова собеседника в свои ситуации («а у меня так было…»).

Активное слушание в общении с ребенком

В детстве важно знать, что родители понимают переживания ребенка. Иногда ему трудно выразить словами все, что он чувствует. Внимательные родители должны помочь ребенку правильно объяснить свое состояние, доходчиво рассказать о событии.

Методы активного слушания для детей помогают озвучивать чувства и эмоции. Родители должны не только понять ребенка, но и научиться сопереживать ему, поддерживать его. Это сблизит и укрепит семейные отношения. Научит ребенка не бояться негативных переживаний, справляться с ними. Приведет к взаимному активному слушанию: родители – ребенок, ребенок – родители.

Отец и мать должны изучить типы слушания. Техники активного слушания для детей заключаются в их демонстрации. Нужно показать ребенку, что его хотят выслушать и помочь.

  1. В разговоре с ребенком нужно быть с ним на одном уровне, глаза в глаза. Отложите все дела, не разговаривайте с ним из разных комнат. Покажите важность диалога доброжелательным взглядом.
  2. Попробуйте соединить смысл слов ребенка с его чувствами. Это поможет вам разобраться в ситуации. Предпочитайте утвердительную форму (не вопрос) в описании внутреннего состояния ребенка. «Вы расстроены, потому что…», «Вы злитесь, потому что…».
  3. Пауза, чтобы ребенок мог собраться с мыслями и продолжить диалог.
  4. Повторите основную мысль ребенка своими словами. Так ему станет ясно, что родители его услышали и поняли.
  5. Не оставляйте ребенка наедине со своими страхами, проблемами, переживаниями.

Бывает и так, что от собеседника следует избавиться как можно скорее. Причины могут быть разные: от нежелания общаться с конкретным человеком до нежелания слушать длинные монологи. Альтернативные технологии могут быть созданы на основе методов активного слушания. С его помощью собеседник почувствует нежелание с ним общаться. Что такое концепции неактивного слушания?

  • Молчаливость, отсутствие эмоциональной реакции на слова, игнорирование собеседника.
  • Постоянные ответы с вопросом на вопрос.
  • Пренебрежительная поза, мимика.
  • Перебивание собеседника, переключение на личные темы.
  • Во время разговора отвлекаюсь на телефонные звонки, занимаюсь другими делами.
  • Резко критикуйте собеседника, сразу указывая на его ошибки и просчеты.

Этот альтернативный метод не следует использовать постоянно. Люди нуждаются в общении и сопереживании. Лишь в редких исключениях следует помнить, какие понятия не относятся к методам активного слушания. Лучше всего вежливо объяснить, что собеседник выбрал неудачное время для разговора. Старайтесь избегать надоедливых собеседников, отдавая предпочтение позитивным людям.