Темы по профилактике суицида: Оказание экстренной психологической помощи — Деятельность

Содержание

Памятка родителям по профилактике суицида

ПАМЯТКА родителям по профилактике подросткового суицида
ПАМЯТКА родителям по профилактике суицидального поведения детей и подростков

    Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием.

Сохраняйте контакт со своим ребенком.
Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.

Для этого:
  Расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым. Главное при этом делать акцент на мысли «Я – не просто родитель, я – твой друг».


  Придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!
   Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (т.е. агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.
   Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент.
Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.
   Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? В чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно для вас в жизни. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что не правильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.
   Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – это та ценность, ради которой стоит жить
. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни – наш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.
   Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.
   Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.
   Найдите баланс между свободой и не свободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.
   Не вмешивайте детей в решение междоусобных семейных конфликтов. Оберегайте юную, ранимую душу от скверных ругательств и оскорблений.
   Позволяйте ребенку участвовать в распределении средств семейного бюджета. Уважительно относитесь к его позиции.
    Содействуйте ребенку в решении разных вопросов: помогите выбрать телепрограмму по интересам, читайте и обсуждайте журналы, статьи из газет, ходите с ним пешком, на лыжах, ездите на дачу, в отпуск.
   Доверяйте ребенку, прощайте случайные шалости, будьте честными в требованиях, последовательными.
   Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

В случае необходимости Вы и Ваш ребенок всегда можете получить профессиональную помощь по Единому телефону доверия для детей и подростков

8-800-2000-122 

Меры по профилактике и предупреждению суицидального поведения у несовершеннолетних, организация помощи несовершеннолетним, совершившим суицидальную попытку

Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, а уж тем более сохранение их жизни, является одной из самых главных задач нашего общества.

Профилактика суицидального поведения у детей и подростков является системой общих и специальных мероприятий на разных уровнях: на общегосударственном и правовом уровне, на общественном уровне, медицинском, педагогическом, социально-психологическом и семейном уровнях.

К условиям успешности профилактической работы можно отнести следующие составляющие: комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Своевременность приобретает главное значение при работе с подростками. Известный факт, что подростковые суициды в большинстве случаев совершаются в состоянии аффекта.

От внимательного отношения и грамотного, своевременного реагирования окружающих (родителей, педагогов, сверстников, медицинских работников) зависит, реализует свой суицидальный план подросток или остановит его.

Так как в данном докладе перед нами не стоит цель рассмотрения факторов суицидального поведения (а их огромное множество), перейдём к главной теме данной статьи: к рассмотрению способов предотвращения, профилактики суицида детей и подростков.

Основные задачи профилактики суицидов в учебных заведениях следующие:

  • Своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой.
  • Установление с детьми более близких отношений путём доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать им помощь.
  • Проявление наблюдательности и умения своевременного распознания признаков суицидальных намерений, высказываний или изменений в поведении. Помнить, что мнение о том, что кто часто угрожает покончить с собой, никогда не сделает этого, не только ошибочно, но и опасно.
  • Оказание помощи в учёбе, ученикам с низкой успеваемостью. Плохая успеваемость и стыд от этого, насмешки, могут стать фактором суицида.
  • Контроль посещаемости и прогулов. Выявление причин пропусков занятий.
  • Изучение семьи, условий жизни ребёнка.
  • Выявление психических болезней ребёнка, своевременное оказание психологической помощи, предотвращение алкоголизма и наркозависимости, токсикомании.
  • Осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства: к токсическим веществам, к опасным медикаментам, огнестрельному и иному оружию.
  • Формирование у детей позитивных потребностей, формирование умения всегда быть занятым конструктивными делами и занятиями, быть трудолюбивым, любознательным.
  • Раннее формирование устойчивых интересов (спорт, искусство, познание, изучение чего либо).
  • Организация деятельности детей и подростков, которая является альтернативой отклоняющемуся поведению: кружки по интересам, спортивные секции, художественные или танцевальные классы, экскурсии и турпоходы, благотворительная деятельность и т.д.
  • Одной из мер профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков в государственном масштабе можно назвать оказание учителям и воспитателям в преодолении стресса на рабочих местах. Ведь известный факт: лучший учитель – это здоровый учитель.

Формы профилактики подросткового суицида

Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у несовершеннолетних относится к одной из важных задач воспитателей, родителей и школьных психологов. Вот некоторые формы профилактики подростковой суицидальности:

  • Соблюдение педагогической тактики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя, учителя и родителя.
  • Освоение знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-психологического подхода, лечебной педагогики и психотерапии.
  • Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы.
  • Неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах.
  • Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска. Мнение о том, что тот, кто угрожает покончить с собой, никогда этого не сделает, не только ошибочно, но крайне опасно.
  • Проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром.
  • Формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях. Ничем не может помешать напоминание подросткам о том, что все мировые религии предупреждают о тяжелой участи самоубийцы. Жизнь не заканчивается после смерти, а самоубийца, по всем мировым вероучениям, испытает адские мучения, покончив жизнь самоубийством.
  • Повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей.

Если существует суицидальный риск или уже произошла попытка суицида.

Чаще всего несовершеннолетние в состоянии стресса или после совершённой попытки испытывают главную проблему – проблему общения, т.е неспособности или невозможности обсудить с кем-то возникшие проблемы. Поэтому диалог с ребенком в это время является бесценным. Первым шагом в предупреждении самоубийства всегдя является установление доверительного общения с подростком. Это очень трудно, но нужно проявить всю мудрость и терпение.

  1. Внимательно выслушайте подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам ребенка.
  5. Не бойтесь прямо спросить не думает ли он (она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Следущие вопросы помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:

-Похоже, что у тебя что-то стряслось?

-Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?

-Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше риск суицида).

Помощь подросткам с суицидальными наклонностями или совершившими попытку суицида:

  1. Вы должны оставаться самим собой. Иначе ваши разговоры и действия будут фальшивыми в глазах ребенка.
  2. В вашу задачу входит вступить с подростком в доверительные отношения, чтобы о смог рассказать вам, что у него на душе.
  3. Не столь важно, что вы говорите, важно как вы говорите. Если вы не можете найти нужных слов, но искренне сопререживаете ребенку, ваш голос, интонация, мимика передадут ваши чувства.
  4. Говорите на равных, а не как старший.
  5. Не думайте, что вы должны что-то говорить, когда возникнет пауза. Молчание дает каждому из вас время подумать.
  6. Проявите искреннее участие, а не допрос с пристрастием. Простые и прямые вопросы «Что случилось?», «Что произошло?» будут мене угрожающими, чем сложные, Напоминающие допрос, вопросы.
  7. Направляйте разговор в сторону боли ребенка, а не от нее.
  8. Будьте на стороне ребенка. Не принимайте сторону людей, которым он причиняет боль или которые причиняют боль ему.
  9. Дайте возможность ребенку найти свои собственные ответы, даже если вы считаете, что знаете очевидное решение и выход.
  10. И последнее. Когда вы не знаете, что сказать, не говорите ничего. Но будьте рядом!

В заключении можно сказать следующее. Самоубийство является сложным, многоплановым явлением. Сегодня оно представляет серьёзную проблему общественного здоровья, требующую постоянного внимания.

Профилактика самоубийств, помимо усилий специалистов в области суицидологии, предусматривает повышение уровня знаний в этой области не только работников учебных заведений, но и родителей и всего общества в целом.

Информацию подготовил врач-психиатр Р.Р. Баторшин 09.03.2019 г.

Классный час по профилактике суицида на тему «Я выбираю жизнь» (8 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Глубочанская средняя общеобразовательная школа №8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

мероприятия для учащихся 7 -8 класса

по профилактике эмоционального неблагополучия,

суицидальных намерений.

 

Тема: «Я выбираю жизнь!»

 

Форма проведения: классный час

 

 

 

 

Автор: педагог-психолог Гайворонская Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

х. Глубокий

2018г.


 

Пояснительная записка

 

Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества. По всей Земле после решения покончить с собой умирает больше людей, чем в результате войн и насильственных убийств, вместе взятых.

Проблема суицида привлекает внимание психологов, социологов, психиатров многих стран мира. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общее количество смертей от суицида сейчас приближается к миллиону в год. Тенденции таковы, что к 2020 году число самоубийств, по всей видимости, возрастет в полтора раза.  

Неблагоприятным считается тот факт, что в России наиболее высокие показатели завершенных самоубийств отмечается в группах лиц молодого и среднего возраста. Самый распространенный случай самоубийства – повешение. Ранее считавшийся наиболее опасный для суицида возраст – около 30 лет – стал уменьшаться до 24-х и даже 15-ти лет, суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель «помолодевшего суицида»: самоубийство становится третьей по счету ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей. В связи с этим повсеместно проводятся меры профилактики, в целях предупреждения суицидальных наклонностей. 

Данный классный час предназначен для организации профилактической работы по предупреждению суицидальных попыток среди подростков общеобразовательного учреждения. 

Цель занятия: профилактика эмоционального неблагополучия, суицидальных намерений, содействие формированию эмпатии сверстникам в трудных жизненных ситуациях, содействие формированию у учащихся толерантности к сложным жизненным ситуациям через сохранение позитивных жизненных установок.

Задачи: обобщить и систематизировать понятие «суицид», воспитывать культуру общения со взрослыми, со сверстниками, активизировать подростков к продуктивному мышлению, анализу, развивать коммуникативные умения учащихся (компетенции).

Формировать УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности в конфликтной ситуации, мотивация уверенного поведении, мотивация на развитие коммуникативных умений и навыков.

Регулятивные УУД: оценивать результаты коммуникации (своей – чужой), анализировать собственное поведение в конфликтных ситуациях, планировать свое действие во время общения, определять цель во взаимодействии с оппонентом, конструировать стратегии решения конфликтных ситуаций.

— Коммуникативные УУД: определять цель общения, слушать собеседника, рефлексировать, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, приобрести навык эффективного поведения, преодолеть коммуникативный барьер.

Познавательные УУД: систематизировать материал, работать взаимодействовать в разных ситуациях, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы, строить стратегии поведения.

Планируемый результат

Предметные:

Знать понятие «суицид», его предпосылки.

Уметь распознавать конфликтные ситуации, уметь использовать конструктивные стратегии решения конфликтных ситуаций.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности в общении, мотивация уверенного поведении, мотивация на развитие коммуникативных умений и навыков.

Метапредметные:

Регулятивные УУД — Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственное поведение в конфликтных ситуациях, планировать свое действие во время общения, определять цель во взаимодействии с оппонентом, конструировать стратегии решения конфликтных ситуаций.

Коммуникативные УУД — Уметь определять цель общения, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, приобрести навык эффективного поведения, преодолевать коммуникативный барьер.

Познавательные УУД — Уметь систематизировать уже известный материал, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы, усвоить понятие «суицид», и его предпосылки.

Основные понятия: Суицид, предпосылки суицида, конфликт.

Межпредметные связи: Обществознание, психология, профориентация.

Форма проведения: классный час, диспут.

Методы: — Лекционный метод передачи знаний;

Методы социально- психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем; метод анализа конкретных ситуаций.

Целевая группа: учащиеся 7-8 класса

Оборудование: высказывания по теме, презентация, музыкальная композиция, атрибуты для упражнений.

Предварительная работа: поиск и сбор информации, составление конспекта занятия, подготовка презентации и музыкального сопровождения, подготовка атрибутов для упражнений.

Длительность: 40 минут

Пространственно-временные условия проведения классного часа (количество времени, режим работы, требования к помещению (площадь, оснащённость, изолированность и т. д.)):

· кабинет (актовый зал, библиотека), удаленный от основных учебных классов;

· достаточное электрическое и естественное освещение;

· жалюзи для обеспечения затемнения при показе видеоматериала;

· достаточное количество электрических розеток.

· время проведения классного часа: 40 минут.

Материально-техническое обеспечение и специальное оборудование: стулья по количеству участников группы, столы, фломастеры, доска, раздаточный материал, проектор.

Требования к ведущему (образование высшее, профессиональная подготовка, профессиональные навыки):

Педагог-психолог, социальный педагог (1-2 чел.), имеющий высшее педагогическое или психологическое образование.

Этапы подготовки и проведения мероприятия: подготовительный (изучение общественного мнения, изучение литературы и интернет-ресурсов, подготовка конспекта мероприятия), основной (проведение мероприятия в соответствии с конспектом), заключительный (подведение итогов, рефлексия).

 

 


 

Сценарий классного часа

Ход мероприятия.

I. Мотивация к учебной деятельности

 

— Здравствуйте, ребята! Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о жизни, о её горестях и радостях, о её скоротечности и смысле…

— Я предлагаю подобрать определения к слову «жизнь». Жизнь… Какая она…

(варианты ответов детей)

— К сожалению, есть люди, которые не ценят свою жизнь. И зачастую проживают её бесцельно и бессмысленно, просто прожигая. Но ещё страшнее, когда человек решается на роковой шаг – добровольно уйти из жизни

Песня группы «Сплин» «Летела жизнь»

Обсуждение ролика

II. Сообщение темы урока, постановка цели

— Сегодня мы с вами будем говорить о такой серьезной теме, как переживание жизненных трудностей. Они встречаются в жизни каждого из нас, и, конечно, нет на свете людей, которые не переживали бы временных неудач. Мы будем обсуждать очень трудную проблему. Мы попробуем разобраться в том, что такое суицид.

— Но для начала давайте с вами включимся в рабочий процесс. Для этого мы выполним такое задание:

Упражнение «Комплимент».

Ведущий (держит в руках маленький мяч).

— Сейчас мы будем передавать этот мячик, и говорить соседу комплимент. Знаете ли вы, что такое комплимент?» (учащиеся предлагают свои варианты) «Вы правы, комплимент – это приятное сообщение о каких-либо ваших достоинствах (чертах характера, умениях, особенностях одежды, внешности и т.д.). Задание такое: передаем мячик соседу, при этом отмечаем в нем какое-либо положительное качество – делаем комплимент. Получающий комплимент должен поблагодарить и, в свою очередь, обращаясь к следующему участнику сказать ему тоже что-то хорошее, какие достоинства он мог бы отметить.

— Молодцы, ребята!

III. Включение системы знаний для приобретения навыка: конструирование нового способа действия.

— А сейчас, скажите пожалуйста, Какие же неудачи (трудности) могут быть в жизни подростка? (учащиеся предлагают свои варианты).

— Молодцы, спасибо! Действительно, в жизни подростка иногда случаются различные неприятности, которые окружающим взрослым (и даже иногда сверстникам) могут показаться несущественными и незначительными. Но это вовсе не означает, что случившееся на самом деле пустяк, так как ситуация каждого человека неповторима, как и он сам: у нас нет одинаковых родителей, друзей, опыта, каждый переживает неудачи по-разному и степень этих переживаний тоже будет различна. Поэтому каждый человек, переживающий неприятности (даже если нам они кажутся несерьезными) заслуживает внимания и сочувствия.

— А сейчас мы с вами узнаем, что такое «самоубийство», другими словами осознанное самостоятельное лишение себя жизни, добровольное либо вынужденное имеет другое название – суицид.

— Суицид – основная причина смерти у сегодняшней молодежи. Что такое суицид подростка? — «это, по сути, признание нежелания или неумения изменить тяжелую для него ситуацию. Вместо того чтобы воздействовать на ситуацию, пытаться изменить ее, подросток пытается уйти от решения проблемы».

— Причин самоубийств множество. Люди убивают себя из-за несчастной любви, от сильной страсти или не сложившейся семейной жизни; убивают от позора, бессилия и бесчестия; от потери состояния и нужды; убивают, чтобы избежать измены и предательства; от безнадежной болезни и мучительных страданий.

— Подростки совершают самоубийства из желания умереть красиво, умереть молодыми, вызвать к себе особую симпатию. Но молодость, как сказал Гете, это недостаток, который быстро проходит, не нужно ее этим обрекать на пустую трату времени.

— Давайте с вами поговорим, какова же ваша позиция по этому поводу?

(ответы по этому поводу учащихся).

 

Кто совершает самоубийства? Почему? Каким образом?

— Мы знаем, что тема суицида внушает страх. Страх этот может быть еще большим, если ты знаешь кого-то, кто предпринял попытку уйти из жизни или же покончил с собой, или если тебе самому приходили в голову мысли о суициде. Мы знаем также, что суицид является запретной темой, о нем не поговоришь с родителями, учителями или друзьями.

— Возможно, ты знаешь кого-то, кто совершил суицидальную попытку. Возможно, ты знаешь кого-то, кто совершил суицид. Если это так, то ты, вероятно, слышал, как кто-то (быть может, и ты сам) задавал вопрос: «Зачем ей было умирать?» или «Зачем ему было так поступать со своей семьей?»

— Вопросы эти вполне естественны, но большей частью ты не получишь на них однозначного ответа, не узнаешь, почему твой знакомый решил расстаться с жизнью. Напрашивается другой, более точный вопрос: «Какая проблема или проблемы возникли у этого человека?» Тебе это может показаться странным, но большинство подростков, совершающих суицид, на самом деле умирать ведь не хотят. Они просто пытаются решить одну или несколько проблем. Трагедия состоит в том, что проблемы временные они решают раз и навсегда.

— Самое важное – помнить, что в большинстве своем молодые люди, которые пытаются покончить с собой или кончают с собой, умирать вовсе не хотят. Они хотят избежать проблем, которые, на их взгляд, им не по плечу. Эти проблемы причиняют им эмоциональную и физическую боль, и суицид представляется им надежным средством эту боль остановить.

 

Вывод: Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не пример для подражания, а блуждающие огни, которые могут заманить, но приближаясь к ним можно лишиться жизни.

— Ребята, а скажите, пожалуйста, можно ли предотвратить надвигающуюся беду?

— Верно, нужно непременно реагировать на любую скрытую или открытую угрозу. Прежде всего, человеку нужно выговориться в данной ситуации, а кто его может выслушать?

-Для этого существуют специальные психологические службы. Это телефон доверия, на который мы можем позвонить и получить помощь квалифицированного специалиста. Номера телефонов для ознакомления вывешены на первом этаже школы.

— Скажите, а друг может предотвратить самоубийство? (ответы детей)

— От заботливого, любящего друга зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.

— А теперь представьте, что кто-то из ваших друзей поделился своей тайной, – сказал, например, что хочет покончить с собой. Согласитесь, если б он вам не доверял, то и секретами бы не делился. И заговорил ваш друг с вами, возможно, именно потому, что умирать-то он не хотел. К вам он обратился потому, что верил: понять его сможете только вы.

— Для того, чтобы стать ближе друг к другу, мы с вами выполним упражнение «Пожелания на ладонях».

 

Упражнение «Пожелания на ладонях».

(Заранее подготовлены шаблоны ладошек. На нах каждый участник пишет пожелание и ладошки прикрепляются на доске в виде солнышка).

Вывод: — Самое главное для человека это его жизнь, дороже нет ничего, никакая материальная ценность не сможет ее заменить.

 

IV. Итоги урока. Рефлексия.

-В конце занятия подводятся итоги, побуждая учащихся поделиться тем, что они узнали, что больше всего запомнилось. Обязательно делается акцент на следующих моментах:

— проблемные ситуации – естественные события нашей жизни, ни один человек не живет без трудностей;

— пережить неприятности помогут окружающие люди и друзья, при этом очень важно уметь заметить изменение эмоционального состояния, так как не все умеют говорить о них открыто;

— важно уметь правильно выстроить разговор с человеком, переживающим проблемы;

— в кризисной ситуации может потребоваться помощь специалиста – психолога;

— обратиться к психологу также может любой неравнодушный человек для того, чтобы получить рекомендации, как правильно оказать помощь приятелю;

— номер Телефона Доверия:  _______________________________________

— проблемная ситуация имеет несколько сторон, не только негативных;

— у человека очень много ресурсов для достижения целей. Один из способов расслабления и достижения своей цели – это упражнение «Дотянуться до звезд».

Упражнение «Дотянуться до звезд».

— А теперь давайте с вами выполним упражнение, которое называется «Дотянуться до звезд». Встаньте и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием или целью…Протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой…Теперь выберите другую звездочку, которая напоминает о другой мечте…Потянитесь обеими руками как можно выше и «сорвите» эту звезду…Положите ее рядом с первой» (можно дать возможность участникам «сорвать несколько звезд»). После выполнения упражнения участники могут поделиться своими впечатлениями друг с другом (по желанию).

— На этом наше занятие закончено. Спасибо за внимание, до встречи.

 

 


 

Литература.

 

Амбрумова А. Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения: Методич. рекоменд. М., 1980.

1.Карнеги Д. Как завоевать друзей…-М, 1990г.

Погодин И.А. Суицидальное поведение: психологические аспекты: учеб. пособие. М.: Флинта: МПСИ, 2008.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии- М, 1998г.

3. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2012/02/120209_suicide_children_ interview.shtml (дата обращения: 11.02.2015)

4. URL: http://domjizni.com/причины-самоубийства-подростков/ (дата обращения: 11.02.2015)

 

Ролик

 

 

 

План работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №20 имени Абдуллы Алиша» Советского района г.Казани

УТВЕРЖДАЮ

 __________Арсланова Р.М.

Директор МБОУ «Гимназия №20»

                                                                         1 сентября 2015 года

ПЛАН РАБОТЫ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

МБОУ «ГИМНАЗИЯ №20» имени Абдуллы Алиша

 на 2015-2016 год

 

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

1

НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Заседание  МО классных руководителей

 сентябрь

Руководитель ШМО, ЗДВР, психолог

2

Рекомендации классным руководителям «О мерах профилактики суицида среди детей и подростков»

Подготовка информации.  

сентябрь

Психолог

3

Роль педагога в профилактике суицидального поведения

Совещание

В течение года

Психолог

4

Причины и мотивы суицидального поведения детей и подростков.

Родительское собрание  

сентябрь  

Психолог

 

5

Способы преодоления кризисных ситуаций

Психологическое занятие 10- 11 кл.

апрель

Психолог

6

Индивидуальная работа с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Наблюдения,

Беседы,

консультации

В течение года

Психолог

7

Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения

Диагностика

суицидального поведения

учащихся 5- 9 кл.

По запросу

Психолог

8

Международный день телефона доверия урок для учащихся 5-9 классов « В моей жизни много разного: и хорошего, и трудного»

Урок для учащихся 5- 9 кл.

17 мая

Психологи

9

Выявление и предупреждение суицидального  поведения у школьников

Выступление на педсовете

Декабрь  

Психолог

10

Проведение классных часов на темы: «Познай самого себя», «Что значит жить достойно», «И жизнь хороша, и жить хорошо», «Жизнь как высочайшая ценность», «Урок мира», «Мы вместе»

Классный час

Ноябрь, апрель

Классные руководители

11

«Как прекрасен этот мир»

Творческая акция (конкур рисунков, стихотворении)

Ноябрь, апрель

Учитель ИЗО, педагог- организатор

12

Участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях школы и района

соревнование

В течение года

Учитель физ-ры

13

«Урок Доброты в 5 классах»

Кл. час

ноябрь

Классные руководители

14

Участие в республиканской акции

«Неделя добра- эстафета добрых дел»

По плану

По плану

Классные руководители, Фатыхова Л.Р.

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 __________Арсланова Р.М.

Директор МБОУ «Гимназия №20»

                                                                         1 сентября 2014 года

ПЛАН РАБОТЫ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

МБОУ «ГИМНАЗИЯ №20» на 2014-2015 год

 

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

1

НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Заседание  МО классных руководителей

 сентябрь

Руководитель ШМО, ЗДВР, психолог

2

Рекомендации классным руководителям «О мерах профилактики суицида среди детей и подростков»

Подготовка информации.  

сентябрь

Психолог

3

Роль педагога в профилактике суицидального поведения

Совещание

В течение года

Психолог

4

Причины и мотивы суицидального поведения детей и подростков.

Родительское собрание  

Ноябрь, апрель  

Психолог

 

5

Способы преодоления кризисных ситуаций

Психологическое занятие 10- 11 кл

апрель

Психолог

6

Индивидуальная работа с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Наблюдения,

Беседы,

консультации

В течение года

Психолог

7

Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения

Диагностика

суицидального поведения

учащихся 5- 9 кл

По запросу

Психолог

8

Международный день телефона доверия урок для учащихся 5-9 классов « В моей жизни много разного: и хорошего, и трудного»

Урок для учащихся 5- 9 кл

  • Главная
  • Новости
  • Школы
  • Ученику
  • Учителю
  • Личный кабинет

природа происхождения и методы профилактики» — ООО «ЦСТ «Сфера»