Термин клиническая психология ввел: 2. История клинической психологии

2. История клинической психологии

Об истории клинической психологии мы можем сказать здесь лишь несколько слов, упомянув важнейшие ее этапы (подробно см. Bastine, 1990; Pongratz, 1977; Routh, 1994; Walker, 1991; Freedheim, 1992). Зарождение научной клинической психологии можно отнести к концу XIX в., когда Вильгельм Вундт основал Институт экспериментальной психологии в Лейпциге. В этом институте наряду с другими обучались и работали те психологи, которые сегодня по праву считаются основателями клинической психологии.

Так, в частности, у Вундта обучался американец Лайтнер Уитмер (1867-1956), который ввел понятие клинической психологии (Routh, 1994). После получения ученой степени в Лейпциге он вернулся в США и работал на факультете психологии Пенсильванского университета. В 1896 г. он основал первую психологическую клинику (Psychological clinic) при университете Пенсильвании; в этом заведении, которое сегодня назвали бы консультационно-педагогическим центром, в основном обследовались и лечились дети со слабой успеваемостью.

В 1907 г. Уитмер учредил журнал «The Psychological Clinic». Понятие клиническое он взял из медицины, не подразумевая под этим ни медицинскую психологию, ни клинику в смысле места, где занимаются психологической деятельностью, а имея в виду только работу с отдельными конкретными случаями. Хотя Уитмер и дал название новой науке, он практически не повлиял на дальнейшее развитие этой дисциплины. В 1917 г. несколько специалистов по клинической психологии основали Американскую ассоциацию клинических психологов, которая в 1919 г. вошла в Американскую психологическую ассоциацию как клиническая секция; в результате понятие клинической психологии стало определять профессиональный статус, притом что определения самой клинической психологии еще не было. Наряду с понятием клинической психологии было введено используемое до сих пор в англоязычных странах понятие Abnormal Psychology
(в журнале «Journal of Abnormal Psychology», выходящем с 1907 г.), которое отчасти применяется как синоним клинической психологии, а отчасти используется для психологических дефиниций и этиологических теорий психических расстройств.

Из лаборатории Вундта вышел и немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856— 1926), который уже в 90-е гг. XIX в. пытался применить экспериментальные подходы, используемые в психологии, к решению проблем психиатрии и этим дал мощный импульс для развития клинической психологии. Крепелин решительно отказался от спекулятивных подходов, бытовавших в психопатологии того времени, и подчеркивал необходимость экспериментальных исследований в психиатрии. Большую роль в развитии клинической психологии, особенно немецкоязычной, сыграл другой медик, а именно Зигмунд Фрейд (1856-1939), открыв сферу психотерапии для не-медиков и значительно продвинув вперед психологическую теорию возникновения психических расстройств. Сначала он, как и Крепелин, стоял на естественнонаучной позиции, но впоследствии обратился к герменевтическому, понимающему подходу.

Можно считать, что Крепелин и Фрейд (и тот и другой — медики, а не психологи) дали сильнейший толчок развитию немецкой (и международной) клинической психологии. Но, кроме того, эти два имени знаменуют и два различных понимания клинической психологии, которые и по сей день нередко противостоят друг другу как в науке, так и в практике: Крепелин был сторонником эмпирической клинической психологии, а Фрейд — приверженцем герменевтического научного подхода, нашедшего наиболее яркое выражение в глубинной психологии.

Как подчеркивают многие эксперты (ср. Ash & Geuter, 1985), в немецкоязычных странах понятие

клиническая психология в узком смысле, как название особой науки или профессии, долгое время не было особенно распространено. Однако уже в первой половине XX в. клиническая психология была имплицитно представлена следующими областями науки.

Психодиагностика. Вопросы клинической психологии решались главным образом в сфере психодиагностики; существенный импульс для развития этой области дал, в частности, Бине, один из создателей диагностики интеллекта. Во время обеих мировых войн значительно продвинулась вперед диагностика пригодности к строевой службе, что очень способствовало распространению диагностики в целом и, в частности, клинической диагностики.

Педагогическое консультирование. На базе психодинамических подходов Фрейда и Адлера, а также клинико-психологических разработок Уитмера уже очень рано были созданы консультационно-педагогические центры (Пенсильвания, 1896, Вена, 1919, Мюнхен, 1922). Наряду с психотерапией глубиннопсихологической ориентации педагогическое консультирование долгое время оставалось единственной областью интервенции, открытой для клинических психологов. Сфера деятельности педагогического консультирования иногда описывалась понятием

психагогика (например, Адлер, Шульц-Хенке). Под этим термином подразумевалась активная интервенция, которая была ограничена определенным сроком и применялась при психических расстройствах и нарушениях поведения.

Психологическая интервенция (и особенно психотерапия) при психических расстройствах. Надо сказать, что начиная с рубежа веков психотерапией получили право заниматься и «глубинные» психологи, так что психологов уже давно можно идентифицировать как терапевтов.

Однако подготовка специалистов по глубинной психологии довольно редко осуществлялась в рамках университетского образования. Как правило, психологи, закончив соответствующие образовательные учреждения, проходили дальнейшую специализацию, и такая форма профессиональной подготовки является общепринятой по сей день. Научная психология мало принимала во внимание глубинную психологию в плане образования и профессиональной сферы деятельности и даже боролась с ней (Fallend, Handlbauer, Kienreich, Reichmayr & Steiner, 1985), поэтому специалисты этого профиля нередко ассоциировались не с психологией, а с психоанализом и другими глубиннопсихологическими школами; в результате и психотерапия не считалась прикладной дисциплиной психологии.

Хотя в США понятие клинической психологии вошло в обиход уже в начале XX в., в немецкоязычных странах оно появляется только около середины столетия. В 1946 г. Гельпах издал книгу под названием «Клиническая психология»; при этом он понимал под клинической психологией психологию соматических болезней (особенности психики и поведения при соматических заболеваниях).

Начиная с 1950-х гг. в немецкоязычных странах появляются книги под названием «Клиническая психология». Так, Е. Штерн в 1950-е гг. выпускает в свет трехтомное пособие по клинической психологии; примерно в то же время выходит учебник по клинической психологии Мейергоффа (ср. Schraml, 1969). Первыми учебниками по клинической психологии, в которых это понятие соответствует сегодняшнему и которые обращены в первую очередь к психологам и студентам, изучающим психологию, можно считать труды Шрамля (1969, 1970; Schraml & Baumann, 1974, 1975). В этих учебниках вводится новое определение клинической психологии, выраженное через психотерапевтические методы, близкие к психологии: «разговорная психотерапия» (клиенто-центрированная психотерапия) и «поведенческая терапия». Основателем «разговорной психотерапии» является Карл Роджерс (см. «Counseling and psychotherapy», 1942), и с 1950-х гг. она получает широкое распространение в Америке. В начале 60-х гг. в Гамбургском университете (Германия), в рамках факультета психологии Р.
и А. Тауш (R. Tausch, A. Tausch) начинают внедрять «разговорную психотерапию». Немного позднее — с 1950-х гг. — благодаря специалистам из США, Англии и ЮАР (см. Margraf, 1996) стремительно развивается поведенческая терапия и начиная с 1960-х гг. оказывает мощное влияние и на практику. С середины 1960-х гг. поведенческая терапия получает распространение и в немецкоязычных странах.

С начала 1970-х гг. в немецкоязычных странах значение клинической психологии постоянно растет — и как прикладной дисциплины в науке, и как аутентичной профессии. Благодаря развитию множества новых психотерапевтических методов акцент в работе клинических психологов переместился с диагностики на терапию. Изменения в концепциях здравоохранения привели к тому, что психологи с их широкой компетенцией вошли также во многие учреждения здравоохранения (см. главу 19), в результате чего к задачам терапии добавились задачи профилактики и реабилитации.

С середины 1980-х гг. клиническая психология проникает в сферу соматической медицины: было введено понятие поведенческая медицина (Behavioral medicine) и тем самым создано поле исследовательской и профессиональной деятельности, где тоже значительно преуспели психологи. Дальнейшее расширение понятия клинической психологии произошло в конце 1980-х гг., когда появилась психология здоровья.

Нынешняя ситуация характеризуется все более четким разделением клинической психологии на частные области, что ведет к специализации как в науке, так и в практике. Клиническую психологию как профессиональную сферу (включая образование, специализацию и повышение квалификации) мы будем подробно рассматривать в главе 19.

Клиническая психология. Что такое «Клиническая психология»? Понятие и определение термина «Клиническая психология» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Клиническая психология (от греч. kline – больничная койка) – область прикладной психологии, занимающаяся диагностикой интеллектуальных и личностных отклонений, коррекцией поведения, а также реабилитацией и коррекцией психопатических, психосоматических и пограничных расстройств.

Это направление появилось на рубеже XIX – XX вв. благодаря трудам Э. Крепелина, Э. Кречмера, И. Брейера, Зигмунда Фрейда. Их исследования совмещали в себе классические приемы психиатрии и новаторские методы (гипноз и работа с бессознательным). Формированию клинической психологии способствовали также исследования индивидуально-психологических различий человека, проводимые Ф. Гальтоном, А. Бине, Дж. Кеттелом с использованием тестовых методик.

С 1960-х гг. развивается «антипсихиатрическое течение», и в клиническую психологию проникают гуманистические идеи, начинается активное применение психотерапевтических методов. Прежний интерес к измерению интеллекта отходит на второй план, появляются проективные методики (проекция внутреннего мира человека на его творческую деятельность). Кроме того, расширяется использование и применение самого понятия «клиника», которое начинает подразумевать все многообразие повседневных конфликтов, внутриличностных и межличностных проблем, жизненных затруднений человека. Сфера компетенции клинической психологии уже не ограничивается изолированным больным, но также включает в себя его жизнь в больничном коллективе и за пределами медицинского учреждения. Здесь можно говорить о появлении семейной психотерапии и психологического консультирования.

Клиническая психология как метод помогает решать адаптационные трудности детей и взрослых, разрабатывает способы диагностики и психологической помощи в различных сферах и областях образования, воспитания, программы реабилитации пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, жертв насилия и психологического стресса.

< Клиент-центрированная терапия

Когнитивная психотерапия >

Популярные термины

    Клиническая психология

    Виктор Каган прочел для нас книгу «Клиническая психология утраты Я»

    «Я читаю в книгах то, что понимаю», — сказал мне когда-то Игорь Семенович Кон. За много лет я ни разу не пожалел об использовании этого правила чтения. Надеюсь, не пожалеете и вы, хотя труд одного из ведущих российских психологов, обобщающий 30 лет исследований, — не самое легкое чтение и для профессионала.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Ревность усиливает желание»: правда ли это — размышления психоаналитика
    • Несчастный брак: есть ли выход, кроме развода? 3 пути
    • Сосуды на лице: что делать, если они стали слишком заметными?
    • «Нормально ли то, что отдельным сотрудникам компании позволяют абсолютно все?»
    • 8 вопросов, которые стоит задать психотерапевту перед началом работы
    • «Акула» против «плюшевого мишки»: как ссорятся разные типы людей — проверьте свою пару
    • 8 самых креативных глэмпингов в России
    • Внутренние перемены: как одежда влияет на самоощущение — повысьте уверенность в себе

    Сегодня читают

    • «Муж сошелся с другой женщиной, но обещал вернуться. Попросил ждать его»
    • Свингеры: кто и почему меняется партнерами — разбор с психологами
    • Как понять, что партнер вам лжет: 6 основных признаков
    • Как заниженная самооценка влияет на отношения: 10 негативных последствий

    Psychologies приглашает

    Psychologies ВКонтакте

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    Краткая история Центр клинической психологии Proliance, Бока-Ратон, Флорида

    Вы когда-нибудь задумывались, как клиническая психология стала тем, чем она является сегодня? Ты не один! Мы подумали, что было бы интересно дать вам краткую историю клинической психологии, чтобы помочь нашим пациентам лучше понять, что мы делаем и как мы можем вам помочь!

    Рождение современной и экспериментальной психологии началось в 1879 году в лаборатории Вильгельма Вундта в Лейпцигском университете. Это часто называют рождением из-за глубоких связей с исследованиями и экспериментами в клинической психологии. Первая психологическая клиника была открыта в 189 г.6 в Пенсильванском университете под руководством Лайнера Уитмера. Уитмер лечил мальчика, у которого были проблемы с правописанием, что сделало университет известным своим лечением нарушений обучаемости. В том же году Зигмунд Фрейд впервые ввел термин «психоанализ», что сделало 1896 год официальным началом клинической психологии. В течение 10 лет было открыто несколько клиник клинической психологии, однако психиатры и неврологи оставались стандартными специалистами для лечения психических заболеваний и стрессов.

    Термин «клиническая психология» родился в 1917 году, когда была образована Американская ассоциация клинических психологов. Хотя эта организация распалась, Американская психологическая ассоциация (АПА) вскоре сформировала отделение клинической психологии и начала предлагать сертификаты. Это отделение теперь известно как Подразделение 12 и является ведущей профессиональной организацией в этой области.

    Всплеск использования клинической психологии и психологов произошел во время Второй мировой войны, когда военные полагались на них для лечения солдат, вернувшихся с войны, с тем, что сейчас известно как посттравматическое стрессовое расстройство (ранее контузия). Эти солдаты начали демонстрировать значительное улучшение, что придало профессионалам большой авторитет. Вскоре была создана Национальная ассоциация женщин-психологов, чтобы справиться со стрессом, вызванным войной для семей. Соединенные Штаты начали тенденцию в этой области, поскольку Великобритания запустила аналогичную программу в своих вооруженных силах, которая была смоделирована по образцу американского подхода.

    Для подготовки клинических психологов Управление по делам ветеранов финансировало программы подготовки докторов наук в различных университетах. Поскольку в этих программах отсутствовала часть клинической практики, первым, кто предложил основанную на практике докторскую степень, был Университет Иллинойса в 1968 году. Эта программа предоставила структуру, которой должны следовать другие университеты, что привело к развитию доктора клинической психологии. (PsyD), впервые признанная в 1973 году.

    Область клинической психологии резко выросла с XIX века.70-х годов и распространилась на множество других областей, таких как уголовное правосудие, спорт и здравоохранение. С течением времени он достиг большего успеха благодаря большей осведомленности и признанию исследований, лучшему пониманию культурных различий, достижениям в области психотропных препаратов и признанию в рамках управляемой помощи. Мы надеемся, что это даст вам всестороннее, но краткое представление об истории клинической психологии, и мы приглашаем вас продолжать исследования для получения дополнительной информации!

    Клиническая психология | Энциклопедия.com

    Клиническая социология — гуманистическая междисциплинарная специализация, направленная на улучшение качества жизни людей. Клинические социологи оценивают ситуации и уменьшают проблемы посредством анализа и вмешательства. Клинический анализ — это критическая оценка убеждений, политики и/или практик с целью улучшения ситуации. Вмешательство, создание новых систем, а также изменение существующих систем основано на постоянном анализе.

    Клинические социологи специализируются в различных областях, таких как укрепление здоровья, устойчивые сообщества, социальные конфликты или культурная компетентность, и работают во многих областях. Это, например, организаторы сообщества, социотерапевты, посредники, фасилитаторы фокус-групп, специалисты по реализации социальной политики, исследователи действий и администраторы. Многие клинические социологи являются профессорами университетов, работающими полный или неполный рабочий день, и эти клинические социологи занимаются интервенционной работой в дополнение к преподаванию и исследованиям.

    Роль клинического социолога может быть сосредоточена на одном или нескольких уровнях от индивидуального до межобщественного. Несмотря на то, что клинический социолог специализируется на одном или двух уровнях вмешательства (например, консультирование по вопросам брака, консультирование сообщества), практикующий врач будет перемещаться между несколькими уровнями (например, индивидуум, организация, сообщество), чтобы анализировать или вмешиваться, или и то, и другое.


    ИСТОРИЯ АМЕРИКАНСКОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

    Когда социология возникла как дисциплина в 1890s, нация боролась с вопросами демократии и социальной справедливости. Была сельская и городская бедность, женщины по-прежнему не имели права голоса, происходили линчевания. Фермеры и рабочие в конце 1800-х были разочарованы, потому что они могли видеть централизацию экономической и политической власти в руках ограниченных групп людей. Такого рода разочарование привело к общественным протестам и развитию реформаторских организаций. В этом климате неудивительно, что многие из первых социологов были учеными-практиками, заинтересованными в уменьшении или решении насущных социальных проблем, с которыми сталкивались их сообщества.

    Первые университетские курсы . Хотя многие из первых социологов интересовались практикой, самое раннее известное предложение с использованием слов «клиническая социология» было сделано Милтоном К. Винтерницем (1885–1959), врачом, который был деканом Йельской школы медицины с 1920 по 1935 год. По крайней мере, еще в 1929 году Винтерниц начал разрабатывать план создания отделения клинической социологии в Йельской медицинской школе. Винтерниц хотел, чтобы каждый студент-медик имел возможность анализировать случаи, основанные на медицинской специальности, а также на специальности клинической социологии.

    Винтерниц активно добивался финансовой поддержки своего предложения от Фонда Розенвальда, но ему не удалось получить необходимые средства для отдела клинической социологии. Однако он отметил успех курса медицинского факультета по общественному здравоохранению, который был основан на плане клинической социологии.

    Первый курс, в названии которого использовалось слово «клиническая социология», читал Эрнест У. Берджесс (1886–1966) в Чикагском университете. Берджесс вел курс в 1928, а затем предлагал его дважды в 1929 году. В эти годы курс считался «специальным» курсом и не фигурировал в университетском каталоге. Берджесс предлагал курс клинической социологии в качестве обычного курса пять раз с 1931 по 1933 год. Курс продолжал числиться в каталоге в течение следующих нескольких лет, но не преподавался после 1933 года.

    Каталоги Чикагского университета не включали описание курса клинической социологии, но курс всегда числился в группе социальной патологии. Все курсы в этом разделе касались таких тем, как преступность, наказание, уголовное право, организованная преступность и личная неорганизованность. Несколько студентов, зачисленных на эти первые курсы клинической социологии, были помещены в детские консультации. Кларенс Э. Глик, например, был штатным социологом в Детской психологической клинике Нижнего Норт-Сайда в Чикаго, а Леонард Коттрелл был клиническим социологом в Детской психологической клинике Саут-Сайда.

    Два других университета предлагали клинические курсы в 1930-х годах — Тулейнский университет в Луизиане и Нью-Йоркский университет. Курс Тулейнского университета был разработан, чтобы дать студентам возможность узнать о поведенческих проблемах и социальной терапии на конференциях и полевых работах в детской консультационной клинике. Луи Вирт (1897–1952), штатный преподаватель и директор детской психологической клиники в Новом Орлеане, должен был вести курс весной 1930 года. Вирт не смог вести курс, потому что согласился на годовой Стипендия Совета по исследованиям в области социальных наук для работы в Европе. Курс читался в его отсутствие, но информация о курсах университета не идентифицирует профессора, занявшего место Вирта.

    Когда Вирт вернулся в Соединенные Штаты в 1931 году, он поступил на факультет Чикагского университета. Весной 1932 г. он читал «незначительный» курс клинической социологии, но к тому времени уже не работал с детскими консультациями.

    Нью-Йоркский университет также предлагал курсы клинической социологии в начале 1930-х годов. Харви Уоррен Зорбо (1896–1965) был там преподавателем Педагогической школы, которая обеспечивала подготовку к бакалавриату и аспирантуре для приглашенных учителей, консультантов по вопросам образования, клиницистов, социальных работников и школьных руководителей. Основным направлением программы было решение образовательных проблем и других социальных дилемм.

    Зорбо вместе с Агнес Конклин предложили «Семинар по клинической практике» в 1930 году. Курс был предназначен для того, чтобы учащиеся могли стать консультантами или консультантами по преодолению поведенческих трудностей в школах. С 1931 по 1933 год курс клинической практики назывался «Семинар по клинической социологии». Этот курс был одним из самых посещаемых курсов по социологии образования и предлагался в течение двух семестров каждый год. Курс был открыт для аспирантов, которые писали диссертации или занимались исследовательскими проектами в области педагогической ориентации и социальной работы.

    Зорбо, автор книги «Золотой берег и трущобы: социологическое исследование ближней северной стороны Чикаго », был связан с клиниками по крайней мере с 1924 года. Это был год, когда Зорбо и Клиффорд Шоу организовали две социологические клиники в Чикаго — Детские клиники Нижней Северной и Южной стороны. В 1925 году Зорбо был заместителем директора Клиники детской помощи Нижнего Норт-Сайда.

    В 1928 году Зорбо был основателем Клиники социальной адаптации одаренных в Нью-Йоркском университете. Он был директором этой клиники с момента ее основания и активно участвовал в ее работе более пятнадцати лет. Клиника предназначалась для интеллектуально одаренных и талантливых подростков. Клиника дала аспирантам возможность получить опыт преподавания, клинической диагностики и лечения детей с поведенческими проблемами.

    В 1953–54 учебном году Элвин В. Гоулднер (1920–1980) преподавал на кафедре социологии и антропологии Антиохийского колледжа в Огайо. Прежде чем поступить на факультет, Гулднер четыре года проработал преподавателем в университете, а затем один год работал консультантом в Standard Oil of New Jersey.

    Гоулднер предложил «Основы клинической социологии» в Антиохии. Курс преподавался на самом высоком уровне бакалавриата, и ожидалось, что студенты, зачисленные на курс, прошли курс кафедры социальной патологии. В бюллетене колледжа было дано следующее описание курса:

    Социологический аналог клинической психологии с группой как единицей диагностики и терапии. Акцент на развитии навыков, полезных при диагностике и терапии групповой напряженности. Принципы функционального анализа, групповой динамики, организационного анализа и анализа малых групп изучались и применялись к историям болезни. Репрезентативное исследование в оцениваемой области.

    Термин «клиническая социология» впервые появляется в печати . Первое известное опубликованное соединение слов клиническая и социология появились в 1930 году, когда Милтон С. Винтерниц, патологоанатом и декан Йельской медицинской школы, захотел основать кафедру клинической социологии. После работы над идеей, по крайней мере, еще в 1929 году, он написал об этом в отчете президенту Йельской медицинской школы, и отчет был опубликован в 1930 году в Йельском университете Бюллетень . В том же году была опубликована речь Винтерница на открытии нового здания социальных наук Чикагского университета. В докладе также упоминалась клиническая социология.

    Абрахам Флекснер, видный критик медицинского образования и директор Института перспективных исследований в Принстоне, упомянул клиническую социологию в 1930 году в своей книге « университетов: американский, английский, немецкий ». Флекснер не одобрял Институт человеческих отношений, который Винтерниц создавал в Йельском университете. На страницах критики, посвященных институту, Флекснер кратко упомянул клиническую социологию: «Предлагается только одно очевидное новшество: профессор клинической социологии» (Flexner 19).30).

    Винтерниц продолжал писать о ценности клинической социологии до 1936 года, когда был сдан его последний отчет в качестве декана. Одним из самых убедительных заявлений Винтерница (1932) в поддержку этой области было современное заявление, которое появилось в его годовом отчете за 1930–1931 годы: . В течение года становилось все более и более очевидным, что подобное развитие вполне может быть средством оказания помощи, столь необходимой для изменения основы судебного иска в отношении преступления. . .

    Не только в медицине и юриспруденции, но, вероятно, и во многих других сферах деятельности необходима широкая подготовка клинического социолога. . .

    Первым обсуждением клинической социологии социологом была статья Луи Вирта 1931 года «Клиническая социология» в The American Journal of Sociology . Вирт подробно писал о возможности работы социологов в клиниках детского развития, хотя конкретно не упомянул о своей собственной клинической работе в Новом Орлеане. Вирт писал: «Возможно, не будет преувеличением фактов говорить о генезисе нового раздела социологии в форме клинической социологии» (Вирт 19).30).

    В 1931 году Вирт также написал брошюру о развитии карьеры, в которой говорилось: с проблемами неправомерных действий все чаще обращаются к социологам, чтобы стать членами их профессиональных штатов (Wirth, 1931).

    Вирт «призывал (студентов социологии) стать специалистами в одном из основных разделов социологии, таком как социальная психология, городская социология… или клиническая социология» (Вирт 1931).

    В 1931 году Сол Алински был студентом Чикагского университета и записался на курс клинической социологии Берджесса. Три года спустя статья Алинского «Социологический метод в клинической криминологии» появилась в «Протоколах шестьдесят четвертого ежегодного конгресса Американской тюремной ассоциации» № . Алински, наиболее известный сейчас своей работой по организации сообщества, в 1934 году был штатным социологом и членом классификационного совета тюрьмы штата Иллинойс.

    В 1944 г. первое формальное определение клинической социологии появилось в книге Е.П. Социологический словарь Fairchild . Альфред МакКланг Ли, автор этого определения, был известен как один из основателей Общества изучения социальных проблем, Ассоциации гуманистической социологии и Ассоциации социологической практики. Позже Ли использовал слово «клинический» в названии двух статей — своей «Анализ пропаганды: клиническое резюме» 1945 года и статьи 1955 года «Клиническое исследование общества».

    Также в 1944 году вышла книга Эдварда МакДонаха «Подход к клинической социологии». МакДонах читал определение клинической социологии, данное Ли, но не видел статьи Вирта 1931 года. МакДонах в своей статье «Социология и социальные исследования » предложил создать клиники социальных исследований, которые имели бы «групповой способ изучения и решения проблем» (McDonagh 1944).

    В 1946 г. книга Джорджа Эдмунда Хейнса «Клинические методы межрасовых и межкультурных отношений» вышла в журнале The Journal of Educational Sociology . Хейнс был соучредителем Национальной городской лиги (1910 г.) и первым афроамериканцем, занявшим пост в правительстве США. В его статье 1946 года, написанной, когда он был исполнительным секретарем Департамента расовых отношений Федерального совета церквей Христа в Америке, обсуждались городские клиники департамента. Клиники были созданы для того, чтобы справляться с межрасовой напряженностью и конфликтами путем разработки ограниченных конкретных программ действий.

    Современные произведения . В то время как публикации, упоминающие клиническую социологию, появлялись по крайней мере каждые несколько лет после 1930-х годов, количество публикаций значительно увеличилось после основания Ассоциации клинической социологии в 1978 году. Ассоциация, которая теперь называется Ассоциацией социологической практики, уделяла большое внимание публикациям. Людей поощряли публиковать и идентифицировать свою работу как клиническую социологию, и ассоциация предоставила своим членам возможность публикации. Обзор клинической социологии и тематический журнал «Социологическая практика » издаются ассоциацией с начала 1980-х гг. Эти ежегодные журналы были заменены в 1990-х годах ежеквартальным изданием Sociological Practice: A Journal of Clinical and Applied Sociology .

    Ассоциация социологической практики сыграла центральную роль в развитии американской клинической социологии. Ассоциация помогла сделать доступной самую обширную в мире коллекцию литературы по обучению, исследованиям и вмешательствам под маркой клинической социологии и ввела единственный процесс сертификации клинической социологии.

    Строгий процесс сертификации клинических социологов, проводимый Ассоциацией социологической практики, доступен по адресу Ph.D. и уровни MA. Процесс получения докторской степени был принят в 1983 г., а сертификация была впервые присуждена в 1984 г. Ассоциация начала предлагать сертификацию на уровне магистра в 1986 г. Успешные кандидаты как на докторскую, так и на магистерскую степень получают одно и то же звание — C.C.S. (сертифицированный клинический социолог).

    Опытным клиническим социологам рекомендуется подать заявку на сертификацию. который дается для интервенционной работы (оценка и изменение социальных систем). В рамках процесса подачи заявки кандидат должен указать свою область специализации (например, общественное, семейное консультирование) и уровень вмешательства (например, организация, физическое лицо). Процесс сертификации требует членства в Ассоциации социологической практики, документации о соответствующем образовании и обучении под наблюдением, документации о междисциплинарном обучении, эссе об этике и теории, а также демонстрации перед коллегами и оценочной комиссией.

    Ассоциация социологической практики вместе с Обществом прикладной социологии также создали Комиссию по прикладной и клинической социологии. Комиссия установила стандарты для аккредитации программ клинической и прикладной социологии на уровне бакалавриата и намерена сделать то же самое для программ магистратуры.


    КЛИНИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

    Практическая социология 1890-х и начала 1900-х годов теперь называется социологической практикой. Этот общий термин социологическая практика включает в себя два направления: клиническую социологию и прикладную социологию. Клиническая социология делает упор на практическое вмешательство, в то время как прикладная социология делает упор на исследования в практических целях. Обе специальности требуют различного рода специальной подготовки.

    Некоторые практикующие социологи являются «клиническими» в том смысле, что они только или преимущественно занимаются интервенционной работой; другие являются «прикладными» в том смысле, что они только или в основном проводят исследования, представляющие практический интерес. Некоторые практикующие делают и то, и другое. Клинические социологи, например, могут проводить исследования перед началом проекта вмешательства для оценки существующего положения дел, во время вмешательства (например, для изучения процесса адаптации) и/или после завершения вмешательства для оценки результатов вмешательства. то вмешательство. Для некоторых клинических социологов исследовательская деятельность является важной частью их собственной клинической работы. Эти социологи имеют соответствующую исследовательскую подготовку и ищут возможности для проведения исследований. Другие клинические социологи предпочитают концентрироваться на интервенциях и оставляют любые исследования другим членам команды. Те клинические социологи, которые решают не заниматься исследованиями, могут обладать исследовательскими навыками, но предпочитают проводить интервенции, могут не иметь достаточного опыта в проведении исследований или могут знать, что другие члены команды имеют больший опыт в исследованиях.


    ТЕОРИИ, МЕТОДЫ И СТРАТЕГИИ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

    Клинические социологи должны иметь образование и подготовку по крайней мере в одной области помимо социологии. Это означает, что социологи-клиницисты не только знакомятся с рядом теорий (например, символического взаимодействия, структурно-функционализма, конфликта, социального обмена) и количественными и качественными методами исследования, которым обычно обучают в программах по социологии, но и испытывают дополнительное влияние извне. их собственные программы. В результате клинические социологи интегрируют и используют широкий спектр теоретических и методологических подходов.

    Клинические социологи используют существующую теорию для формулирования моделей, которые будут полезны для выявления и понимания проблем, а также для определения стратегий уменьшения или решения этих проблем. Клинические социологи также показали, что практика может влиять на существующие теории и помогать в разработке новых.

    В то время как клинические социологи используют широкий спектр исследовательских методов и техник (например, исследование совместных действий, географические информационные системы, анализ фокус-групп, опросы), они, вероятно, наиболее известны своими исследованиями конкретных случаев. Тематические исследования включают в себя систематический сбор и анализ подробной, всесторонней информации о человеке, месте, событии или группе. Этот методологический подход включает в себя множество методов сбора данных, таких как анализ документов, истории жизни, глубинные интервью и включенное наблюдение.

    Клинические социологи, работающие в этой области в течение десяти или двадцати лет, возможно, узнали о стратегиях вмешательства прежде всего на курсах и семинарах, проводимых за пределами факультетов социологии, а также благодаря своей работе и общественному опыту. Клинические социологи, которые совсем недавно вышли на поле, также, возможно, изучали методы вмешательства в рамках своих социологических программ. Эти программы по социологии могут включать курсы, например, по фокус-группам, посредничеству или администрированию, а также требовать контролируемых резиденций или стажировок.


    КЛИНИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ УСЛОВИЯХ

    Клиническая социология так же стара, как и область социологии, и ее корни находятся во многих частях мира. Специализация клинической социологии, например, часто восходит к работам арабского ученого и государственного деятеля Абд-ар-Рахмана ибн Халдуна (1332–1406) XIV века. Ибн Хальдун представил многочисленные клинические наблюдения, основанные на его разнообразном опыте работы, например, в качестве государственного секретаря Марокко и главного судьи Египта.

    Огюст Конт (1798–1857) и Эмиль Дюркгейм (1858–1917) входят в число тех, чьи работы часто упоминаются как предшественники этой области. Конт, французский ученый, который ввел термин «социология», считал, что научное изучение обществ обеспечит основу для социальных действий. Работа Эмиля Дюркгейма об отношении между уровнями влияния (например, социального по сравнению с индивидуальными факторами) побудила Элвина Гоулднера (1965, стр. 19) написать, что «он больше, чем любой другой классический социолог, использовал клиническую модель».

    В ряде стран растет интерес к клинической социологии. Например, французский язык является преобладающим языком многих, если не большинства, текущих международных конференций по клинической социологии, а во Франции и франкоязычной Канаде появились книги и статьи с клинической социологией в названии. Клинические социологи, говорящие на французском языке, делают упор на клинический анализ. У них прочная международная сеть, и они проделали отличную работу по привлечению в эту сеть несоциологов. Их литература обширна. Особенно примечательны работы Жака ван Бокстале и Марии ван Бокстале; Роберт Севиньи, Эжен Энрикес, Венсан де Голежак и Жак Реом.

    Начиная с середины 1990-х годов итальянцы проводили конференции по клинической социологии, публиковали книги и статьи по клинической социологии и проводили многочисленные обучающие семинары по клинической социологии. Если кто-то заинтересован в изучении клинической социологии в Италии, он хотел бы ознакомиться с работами Мишелины Този, Франческо Баттисти и Лучио Луизона. Книга Луисона 1998 года, Introduczione alla Sociologia Clinica (Введение в клиническую социологию), содержит тринадцать статей, написанных американцами. Одна из них является оригинальной статьей, написанной для этого тома, а все остальные представляют собой переводы статей, опубликованных в журнале Ассоциации социологической практики.0046 Обзор клинической социологии или Социологическая практика . Том завершается кодексом этики Ассоциации социологической практики.

    Клиническая социология существует и в других частях мира. Особый интерес представляют события в Греции, Бразилии, Мексике, Уругвае и Южной Африке. В Южной Африке, например, социологический факультет одного университета организовал социологическую клинику, а другой социологический факультет разработал специализацию выпускников по консультированию.

    Международное развитие клинической социологии поддерживалось главным образом двумя организациями. Отделение клинической социологии Международной социологической ассоциации (ISA) было организовано в 1982 году на Всемирном конгрессе ISA в Мехико. Другое большое влияние оказывает секция клинической социологии Международной ассоциации социологов французского языка (Международная ассоциация социологов французского языка).

    Совершенно очевидно, что глобальная клиническая социология начинает зарождаться. Американская клиническая социология сыграла важную роль в раннем развитии глобальной специализации, но сейчас она является лишь одним из многих влияний. Будет интересно посмотреть, будет ли направление международного поля столь же явно гуманистическим и ориентированным на вмешательство, как американская клиническая социология.

    ссылки

    Брюн, Джон Г. и Говард М. Ребах 1996 Клиническая социология: программа действий . Нью-Йорк: Пленум.

    Кларк, Элизабет Дж., Ян Мари Фриц и П.П. Рикер (ред.) 1990 Клинические социологические взгляды на болезни и потери: связь теории и практики . Филадельфия: Чарльз Пресс.

    Энрикес, Юджин 1997 «Клинический подход: генезис и развитие в Западной Европе». Международная социология . 2/12 (июнь): 151–164.

    —— 1992 «Remarques Terminales Vers une Sociologie Clinique d’Inspiration Psychanalytique». L’Organisation en Analyze . Феврье. Париж: PUF

    ——, Gilles Houle, Jacques Rheaume и Robert Sevigny (eds.) 1993 L’Analyse Clinique dans les Sciences Humaines . Монреаль: Издания Сен-Мартен.

    Фриц, Ян Мари (ред.) 1996 Справочник по клинической социологии . 4-е изд. Вашингтон, округ Колумбия: Центр учебных ресурсов Американской социологической ассоциации и Ассоциация социологической практики.

    Фриц, Ян Мари 1991a «История американской клинической социологии: первые курсы». Clinical Sociology Review 9:5–26.

    Фриц, Ян Мари 1991b «Появление американской клинической социологии». Стр. 17–32 В книгах Х. Ребаха и Дж. Брюна, ред., Справочник по клинической социологии . Нью-Йорк: Пленум.

    Fritz, Jan Marie1985 Справочник по клинической социологии . Нью-Йорк: Гарленд.

    Гаулежак, Винсент де и Ширли Рой (ред.), 1993 г. Клиника социологии . Париж: люди и перспективы.

    Джорджино, Энцо 1998 «Per un Ridefinizione del Lavoro Professionale в социологии». Социология и профессия . 29 (Марцо): 8–23.

    Гласснер, Барри и Джонатан А. Фридман 1979 Клиническая социология . Нью-Йорк: Лонгман.

    Гоулднер, Элвин 1965 «Исследования в области прикладных социальных наук». Социальные проблемы . 3/3 (январь): 169–181. Перепечатано в 1965 г. в книге Элвина Гулднера и С.М. Миллер, ред., Прикладная социология . 5–22 Нью-Йорк: Свободная пресса.

    Luison, Lucio (ed.) 1998 Introduczione alla Sociologia Clinica: Teorie, Methodi e Tecniche di Intervento . Милан: ФранкоАнджели.

    Ребах, Ховард М. и Джон Г. Брюн (ред.), 1991 Справочник по клинической социологии . Нью-Йорк: Пленум

    Реом, Жак 1997 «Проект клинической социологии в Квебеке». Международная социология . 2/12 (июнь): 165–174.

    Севиньи, Роберт 1997 «Клинический подход в социальных науках». Международная социология . 2/12 (июнь): 135–150.

    Штраус, Роджер А. (редактор), 1999 Использование социологии: введение с прикладной и клинической точки зрения . Третье издание. Нью-Йорк: Генерал Холл.

    Штраус, Роджер А. (редактор), 1979 г. «Специальный выпуск по клинической социологии». Американский ученый-бихевиорист . Март Апрель.

    Този, Мишелина и Франческо Баттисти (редакторы) 1995 Клиника социологии и системы Социально-санитарный: Dalle Premesse Epistemologiche Allo Studio di Casi e Interventi . Милан: ФранкоАнджели.

    ван Бокстале, Жак, Мария ван Бокстале, Колетт Барро и Кл. Magny 1963 «Travaux de Sociologie Clinique: Quelques Conditions d’une Intervention de Type Analytique en Sociologie». L’Annee Sociologique . Париж: Presses Universitaires de France.

    ван Бокстале, Жак, Мария ван Боксталь, Колетт Барро, Жак Мальбос и Пьеретт Шейн 1968 «Проблемы де ла Sociologie Clinique: Nouvelles Observations sur la Definition de la Socioanalyse».