Тест айзенка описание методики: В доступе на страницу отказано
Методика Айзенка по определению темперамента. Описание, интерпретация результатов
Каждый слышал про типы темперамента, такие, как сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. Многие даже проходили тесты на определение своего темперамента. Методика Айзенка позволяет выявить врождённые свойства человека, оказывающие влияние на всю его дальнейшую жизнь. Каждому интересно, что движет его поступками, чувствами и эмоциями. Айзенк, использовав в работе материалы своих многочисленных предшественников, создал тест, способный определить, к какому типу темперамента относится человек.
Если отвечать на вопросы тестирования честно и прямо, то данная методика показывает удивительно правдивые результаты, что лишь увеличило её популярность в мировом сообществе. Что за человек создал этот тест? Что заставило его исследовать столь сложную вещь, как человеческий интеллект? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно заглянуть в прошлое, узнать о нелёгкой, но интересной жизни профессора Айзенка.
Психология о том, что это — нейротизм
В психологии есть такой термин, как нейротизм, значение которого знакомо далеко не каждому, хотя…
Биография
Ганс Юрген Айзенк родился в 1916 году в Берлине. Семья, в которой появился на свет великий учёный, была довольно необычной — отец снимался в комедийных кинофильмах, а мать была известной актрисой немого кино. Естественно, родители хотели приобщить сына к своей прибыльной профессии, даже помогли маленькому Айзенку сыграть свою первую роль в фильме. Но юный Ганс не хотел становиться актёром, его манили бескрайние просторы научной мысли.
После окончания гимназии Айзенк поступил в Берлинский университет, чтобы изучать там философию. Однако он не поддерживал идеологию нацистов, занимавшую тогда всё большее место в немецких сердцах.
Поэтому Ганс часто ссорился с другими учениками, что создавало плохую атмосферу для освоения наук. В то же время положение семьи Айзенков становилось всё более шатким, ведь его отец был евреем, которым в нацистской Германии готовилась ужасная участь.
Ганс Юрген Айзенк: краткая биография и вклад в науку
Довольно часто в жизни человека важную роль играют «случайности» (которые, как известно, не…
Все эти факторы заставили семейство Айзенков переехать во Францию. Правда, там они пробыли недолго, всего год, в течение которого Ганс изучал литературу и историю. Затем семья будущего гения психологии переехала в Англию, где и осталась жить. Тут Айзенк поступил в Лондонский университет на факультет психологии, так как требования на физическом факультете были слишком высоки. В 1940 году Ганс Айзенк стал доктором психологии.
Работы
Во время Второй мировой войны доктор Айзенк работал в госпитале по реабилитации солдат, получивших психические отклонения на войне. Там он не только помогал пациентам, но и проводил над ними эксперименты, задавая множество вопросов относительно их внутренних переживаний. После войны Ганс основал кафедру психологии в Лондонском институте психиатрии. Именно она стала его постоянным местом работы вплоть до самой смерти.
Отнюдь не всем нравился необычный доктор психологии, некоторые из его работ вызывали откровенную неприязнь у людей. Конечно, тест на интеллект, методика диагностики самооценки психических состояний по Айзенку или его знаменитый тест на темперамент приобрели всемирную популярность. Каждому хочется узнать о себе больше или удостовериться в том, что уж его-то интеллект выше, чем у других.
Опросник САН: интерпретация результатов
Чтобы оценивать самочувствие, активность и настроение, был разработан специальный опросник. Его…
Но не все исследования Ганса Айзенка пришлись по душе публике. Некоторые из его трудов носили откровенно расистский характер. Например, работа, в которой учёный написал, что уровень интеллекта определяется генами, и чернокожие люди в среднем на 15 пунктов ниже белого человека. Многие науки вроде евгеники или астрологии, популярные в Третьем Рейхе, влекли психолога. Идея создания сверхчеловека также была близка Айзенку, что отчётливо ощущается в его книгах.
Неоднократно Ганс подвергался жёсткой критике и нападкам леворадикальных организаций. Несмотря на это, он спокойно продолжал свою работу, совершенно не обращая внимания на недоброжелателей. Многие его работы, такие как методика Айзенка на темперамент, заслужили небывалую популярность и принесли всемирную славу своему создателю. Умер великий психолог в 1997 году, опубликовав огромное количество работ, используемых в психологии и по сей день. Неоднозначная репутация Ганса Айзенка не в силах затмить его весомые достижения в области психологии.
Методика Айзенка по определению темперамента
Тест на определение темперамента основан на предположении, что нервной системе человека присущи некие врождённые качества, которые существенно влияют на формирование личности. Большую роль в создании этого теста сыграли исследования Павлова. Ганс Айзенк предположил, что наибольшее влияние на личность оказывают некоторые самые сильные черты характера, которые он выделил в два типа — экстраверсия и интраверсия, стабильность и невротизм. Именно комбинации этих признаков формируют темперамент человека.
Методика исследования темперамента Айзенка выявила, что комбинация интраверсии и стабильности создаёт спокойного, миролюбивого, доброго и заботливого, но пассивного человека. Но если интраверсия сочетается с невротизмом, то результатом будет замкнутый, пессимистичный, подозрительный индивид, страдающий от постоянных перепадов настроения. Сочетание экстраверта и стабильности делает человека общительным, весёлым, дружелюбным, наделяет его прекрасными лидерскими качествами. Но если экстраверсия сочетается с невротизмом, то выходит агрессивная, непостоянная, ранимая и импульсивная личность.
Что представляет собой тест на темперамент
Методика Айзенка по определению темперамента включает ряд вопросов, направленных на выявление основных качеств человеческой личности. Например, часть вопросов призвана выявить экстраверсию или интраверсию личности. Другая же их часть нужна для определения эмоциональной устойчивости, а некоторые предназначены лишь для проверки честности испытуемого, чтобы установить достоверность результатов. Существует два варианта теста, чтобы иметь возможность проводить повторное испытание, не опасаясь, что объект исследования запомнил свои предыдущие ответы.
Интерпретация теста достаточно проста, чтобы каждый мог провести его самостоятельно. Методика диагностики темперамента Айзенка предполагает, что есть некая координатная плоскость, по горизонтали которой находится шкала «экстраверт-интраверт», на ней отмечается сумма баллов за ответы на вопросы, призванные определить экстраверсию. Некоторые вопросы дают балл за ответ «да», некоторые — за ответ «нет». Шкала начинается от 1 балла и заканчивается на 24, соответственно, центром является 12. Такая же шкала по вертикали определяет невротизм личности.
Подсчитав баллы и отметив их на координатной плоскости, вы получите точку, которая будет характеризовать вашу личность. Эта точка находится на пересечении двух координат. Помните, что встретить какой-либо тип темперамента в чистом виде невозможно, в каждом присутствуют черты всех четырёх типов. Однако какой-то из них будет доминирующим. Именно для выявления главенствующего типа темперамента и создана эта методика. Тип темперамента Айзенка не является приобретённым качеством, поэтому нереально изменить доминирующий темперамент полностью, можно лишь слегка разбавить его, подстраиваясь под жизненные обстоятельства.
Методика Айзенка — самооценка психических состояний
Тест на самооценку психических состояний создан для того, чтобы можно было выяснить, насколько часто испытуемый впадает в определённые психические состояния. В этом тестировании присутствует 4 группы вопросов, по 10 в каждой. Если состояние, отмеченное в вопросе, наблюдается часто, то ставится 2 балла, если иногда — 1 балл. Ежели вероятность подобного состояния исключена, то вопрос оценивается в 0 баллов.
Это тестирование позволяет лучше понять себя, не прибегая к помощи сторонних людей. С его помощью можно выяснить, что вам необходимо изменить в своей личности для более гармоничной жизни. Эта весьма популярная методика Айзенка. Психических состояний, описанных в ней, невозможно полностью избежать, но вполне реально привести их в порядок, стать уравновешенным, счастливым человеком.
Интерпретация результатов
Первая группа вопросов предназначается для проверки человека на тревожность. Количество баллов от 0 до 7 — признак низкой тревожности, человек с такими результатами спокоен и радуется жизни. От 8 до 14 баллов — средний уровень тревожности, большинство людей подходят именно под эту категорию. 15 баллов и более свидетельствуют о крайне высоком уровне тревожности, это сигнал, означающий, что пора принимать меры по восстановлению психического здоровья.
Вторая группа вопросов выясняет уровень фрустрации испытуемого. Если человек набрал от 0 до 7 баллов в этой группе вопросов, то его самооценка высока, неудачи и трудности не пугают его. 8-14 баллов — нормальный уровень, фрустрация бывает, но не очень часто. От 15 баллов — постоянная фрустрация, вызванная низкой самооценкой и катастрофической неуверенностью в своих силах. Люди с таким уровнем фрустрации избегают трудностей, даже мелкая неудача способна нанести сокрушительный удар по их душевному равновесию.
Вопросы третьей группы определяют агрессивность испытуемого. Если методика самооценки Айзенка показывает от 0 до 7 баллов в этой группе вопросов, это признак спокойного и уравновешенного человека. От 8 до 14 баллов — приемлемый уровень агрессии, большинство людей относятся именно к этой группе. Агрессия имеет место, но возникает лишь по какой-либо причине и частично контролируется человеком. Если же испытуемый набирает более 15 баллов в вопросах третьей группы, то он однозначно испытывает проблемы с гневом и агрессией, что может создавать серьёзные трудности в общении с людьми.
Последняя группа вопросов оценивает ригидность человека. Если набранные баллы — 0-7, то испытуемый легко переносит перемены, без проблем изменяет мировоззрение под действием весомых аргументов, быстро приспосабливается к новой обстановке. 8-14 баллов — нормальный уровень ригидности, человеку непросто приспосабливаться и изменяться, но под действием обстоятельств это вполне возможно. От 15 до 20 баллов — очень сильная ригидность, невозможность изменить свои убеждения даже под воздействием неоспоримых фактов, перемены на работе или в семье несут серьёзный стресс столь закостенелому субъекту.
Тест на уровень интеллекта
Наверное, самая популярная методика Айзенка — тест на уровень интеллекта, или IQ. Он используется повсеместно: от приёма на работу и до бесплатных онлайн-тестов. Средний коэффициент интеллекта находится в промежутке между 100 и 120 пунктами. Испытуемый, набравший более 130 пунктов, отличается выдающимися умственными способностями. Если же тестирование показывает более 150 пунктов, это явный признак гениальности.
Вопросы в этом тесте Айзенка предназначены для людей от 18 лет с законченным средним образованием. В них нужно решать задачи, которые не требуют каких-либо определённых знаний, а лишь проверяют способности к логическому мышлению. Поэтому тест на IQ подходит каждому, независимо от образования и профессии. Это, наверное, самая распространённая методика Айзенка. Интеллект — одно из главных качеств, необходимых для выживания в современном мире, его развитие и измерение невероятно важны для человечества.
Как проходит тест на IQ
На прохождение теста даётся 30 минут. За этот промежуток времени нужно ответить на 40 вопросов. Если вопрос слишком сложен, можно пропустить его и приступить к следующему, чтобы сэкономить немного времени. Как показала практика, некоторые вопросы идут очень просто, тогда как другие вводят в ступор, поглощая время испытуемого, снижая общий результат. Поэтому нужно грамотно распоряжаться временем и не зацикливаться на каких-либо вопросах, к ним можно будет вернуться позже.
Это тестирование не такое, как, например, методика Айзенка на темперамент, ведь тут на все вопросы отводится всего 30 минут, что не позволяет человеку, проходящему тестирование, расслабиться, постоянно держит его в напряжении. Трудно сказать, насколько этот метод измерения интеллекта достоверен, многие считают, что он лишь показывает способности к логическому мышлению. Как бы то ни было, альтернативы этому тесту ещё не придумали, оставляя Айзенку монополию на измерение людских умов.
Стоит ли верить тестам
Ганс Айзенк создал много замечательных тестов, повсеместно используемых в нашем обществе. Однако не стоит полностью полагаться на них, ведь сознание человека — дремучий лес. Учёные лишь слегка рассмотрели его поверхность, но глубины разума до сих пор остаются загадкой.
Несмотря на это, тесты Айзенка способны выявить наиболее серьёзные нарушения в эмоциональном или интеллектуальном развитии. Например, человек, набравший менее 80 баллов в тесте IQ, однозначно имеет проблемы с умственным развитием.
Результаты по методике Айзенка могут также вовремя сообщить о серьёзных нарушениях в работе психики. Таким образом, незначительные дефекты или проблемы, спрятанные глубоко в подсознании, едва ли откроются вам при помощи тестов Айзенка, но если отвечать на вопросы честно, то информация, полученная в результате, безусловно, заставит задуматься. Каждая методика Айзенка — результат упорного труда и многочисленных исследований. На создание некоторых тестов Ганса вдохновили труды античных мыслителей. Также огромное значение в работах этого замечательного учёного имеют исследования И. П. Павлова, который тоже внёс неоценимый вклад в науку.
Где можно пройти тесты Айзенка
В интернете создано огромное количество сайтов, на которых можно прочесть всё о тестах, и даже пройти их онлайн. Во Всемирной паутине представлена каждая методика Айзенка, описание, вопросы и способы подсчёта баллов — всё это предлагают многочисленные сайты, посвящённые психологии. Всевозможные социальные центры и психологи тоже готовы провести «живое» тестирование. Однако оно, скорее всего, будет стоить денег.
Другое дело — тестирование онлайн. Тут вам предоставят удобный интерфейс для прохождения всей процедуры и подробно объяснят, что к чему. Тот, кто не хочет проходить тестирование онлайн, может просто найти вопросы и способы подсчёта баллов, чтобы самостоятельно подсчитать результаты. Для этого понадобится лишь листок бумаги и ручка или карандаш.
Конечно, проходить или нет тесты Айзенка — личное дело каждого, кроме тех случаев, когда этого требует работодатель. Но если у вас есть немножко свободного времени, то вместо того, чтобы потратить его на развлечения и вредные привычки, вы можете получше узнать свой характер, оценить сильные или слабые стороны собственной личности. Это поможет выработать наиболее эффективную жизненную стратегию, использовать свои сильные стороны и прикрывать уязвимые места.
Каждая методика Айзенка — плод его многолетнего труда. Этот необычный учёный верил, что разум человека поддаётся измерению. Вся его жизнь была пронизана этой непоколебимой верой в безграничные возможности психологии, и это дало свои плоды. Целых 84 книги было написано Гансом Айзенком, его работы вдохновляют пылких исследователей современности, а тесты психолога используются по всему земному шару и прекрасно себя зарекомендовали. Не упускайте возможность прикоснуться к своему внутреннему миру, пройдите тесты Айзенка, и, быть может, это навсегда изменит вашу жизнь.
Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка)
- Лариса Жукова
- Психологические тесты по общей психологии
- Просмотров: 7150
Шкалы
Экстраверсия, интроверсия, нейротизм; типы темперамента — сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.
Назначение теста
Опросник предназначен для диагностики экстраверсии, интроверсии и нейротизма, включает также девять вопросов, составляющих «шкалу лжи». Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в один балл.
Г.Айзенк разработал два варианта данного опросника (А и В), что позволяет, например, проводить повторное исследование после тех или иных экспериментальных процедур, исключив возможность запоминания ранее данных ответов.
Инструкция к тесту
«Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет знак – (нет)».
Текст опросника (вариант А)
1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытывать сильные ощущения?
2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить или посочувствовать?
3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?
4. Очень ли трудно вам отказываться от своих намерений?
5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите, не тратите ли много времени на обдумывание?
9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
10. Верно ли, что на спор вы способны решиться на все?
11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?
12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?
13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?
14. Часто ли вас беспокоят мысли о том, что вам не следовало чего-либо делать или говорить?
15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?
16. Верно ли, что вас легко задеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компании?
18. Бывают ли иногда у вас такие мысли, которыми вам не хотелось бы делиться с другими людьми?
19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?
20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим числом самых близких друзей?
21. Много ли вы мечтаете?
22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?
23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?
24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?
25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлечься с веселой компанией?
26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?
27. Слывете ли вы за человека живого и веселого?
28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?
29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?
30. Бывает ли, что вы передаете слухи?
31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?
32. Что вы предпочитаете, если хотите узнать что-либо: найти в книге (ответ “Да”) или спросить у друзей (ответ “Нет”)?
33. Бывают ли у вас сильные сердцебиения?
34. Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?
35. Бывают ли у вас приступы дрожи?
36. Всегда ли вы говорите только правду?
37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где все подшучивают друг над другом?
38. Раздражительны ли вы?
39. Нравится ли вам работа, требующая быстрого действия?
40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?
42. Опаздывали ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?
43. Часто ли вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?
45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?
47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
48. Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?
49. Могли бы вы сказать, что вы уверенный в себе человек?
50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?
51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народа?
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
56. Любите ли вы подшутить над другими?
57. Страдаете ли вы бессонницей?
Текст опросника (вариант Б)
Этот вариант опросника отличается от предыдущего только текстом методики. Инструкция, ключ, обработка данных дублируются и в связи с этим здесь не приводятся.
1. Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас?
2. Часто ли у вас бывает беспокойное чувство, что вам что-нибудь хочется, а вы не знаете что?
3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?
4. Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины?
5. Держитесь ли вы обычно в тени на вечеринках или в компании?
6. Всегда ли в детстве вы делали немедленно и безропотно то, что вам приказывали?
7. Бывает ли у вас иногда дурное настроение?
8. Когда вас втягивают в ссору, предпочитаете ли вы отмолчаться, надеясь, что все обойдется?
9. Легко ли вы поддаетесь переменам настроения?
10. Нравится ли вам находиться среди людей?
11. Часто ли вы теряли сон из-за своих тревог?
12. Упрямитесь ли вы иногда?
13. Могли бы вы назвать себя бесчестным?
14. Часто ли вам приходят хорошие мысли слишком поздно?
15. Предпочитаете ли вы работать в одиночестве?
16. Часто ли вы чувствуете себя апатичным и усталым без серьезной причины?
17. Вы по натуре живой человек?
18. Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?
19. Часто ли вам что-то так надоедает, что вы чувствуете себя «сытым по горло»?
20. Чувствуете ли вы себя неловко в какой-либо одежде, кроме повседневной?
21. Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь сосредоточиться на чем-то?
22. Можете ли вы быстро выразить ваши мысли словами?
23. Часто ли вы бываете погружены в свои мысли?
24. Полностью ли вы свободны от всяких предрассудков?
25. Нравятся ли вам первоапрельские шутки?
26. Часто ли вы думаете о своей работе?
27. Очень ли вы любите вкусно поесть?
28. Нуждаетесь ли вы в дружески расположенном человеке, чтобы выговориться, когда вы раздражены?
29. Очень ли вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда вы нуждаетесь в деньгах?
30. Хвастаетесь ли вы иногда?
31. Очень ли вы чувствительны к некоторым вещам?
32. Предпочли бы вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку?
33. Бываете ли вы иногда беспокойными настолько, что не можете долго усидеть на месте?
34. Склонны ли вы планировать свои дела тщательно и раньше чем следовало бы?
35. Бывают ли у вас головокружения?
36. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?
37. Справляетесь ли вы с делом лучше, обдумав его самостоятельно, а не обсуждая с другими?
38. Бывает ли у вас когда-либо одышка, даже если вы не делали никакой тяжелой работы?
39. Можно ли сказать, что вы человек, которого не волнует, чтобы все было именно так, как нужно?
40. Беспокоят ли вас ваши нервы?
41. Предпочитаете ли вы больше строить планы, чем действовать?
42. Откладываете ли вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня?
43. Нервничаете ли вы в местах, подобных лифту, метро, туннелю?
44. При знакомстве вы обычно первыми проявляете инициативу?
45. Бывают ли у вас сильные головные боли?
46. Считаете ли вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?
47. Трудно ли вам заснуть ночью?
48. Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?
49. Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову?
50. Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза?
51. Замкнуты ли вы обычно со всеми, кроме близких друзей?
52. Часто ли с вами случаются неприятности?
53. Любите ли вы рассказывать истории друзьям?
54. Предпочитаете ли вы больше выигрывать, чем проигрывать?
55. Часто ли вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше вас по положению?
56. Когда обстоятельства против вас, обычно вы думаете, тем не менее, что стоит еще что-либо предпринять?
57. Часто ли у вас сосет под ложечкой перед важным делом?
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Экстраверсия – интроверсия:
- «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;
- «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Нейротизм (эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность):
«да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
«Шкала лжи»:
- «да» (+): 6, 24, 36;
- «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Обработка результатов теста
Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл. При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.
Экстраверсия:
- больше 19 – яркий экстраверт,
- больше 15 – экстраверт
- 12 – среднее значение,
- меньше 9 – интроверт,
- меньше 5 – глубокий интроверт.
Нейротизм :
- больше 19 – очень высокий уровень нейротизма,
- больше 14 – высокий уровень нейротизма,
- 9 – 13 – среднее значение,
- меньше 7 – низкий уровень нейротизма.
Ложь:
- больше 4 – неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,
меньше 4 – норма.
Интерпретация результатов теста
Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат.
Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.
Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).
«Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.
Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.
Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами – выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других – вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.
Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик – человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Поделитесь информацией с друзьями
Айзенк и развитие когнитивно-поведенческой терапии
Ганс Айзенк внес один из основных вкладов в развитие поведенческой терапии. Он был ведущим теоретиком и писал и выступал за ее принятие в течение 40 лет. Тем не менее, в своих последних работах на эту тему он выражал некоторое разочарование и даже тревогу по поводу наблюдаемых им событий (Eysenck, 1997). В этой статье я проанализирую природу и ценность его вклада, а затем пересмотрю собственную оценку Айзенка в свете последних достижений в поведенческой терапии, которая теперь превратилась в когнитивно-поведенческую терапию (Рахман, 19).97).
Участие Айзенка в клинической психологии произошло случайно, а не по его выбору. Во время войны больница Модсли, исследовательское и клиническое психиатрическое учреждение, была переведена в Милл-Хилл. Доктор Обри Льюис был ведущим сотрудником психиатрического отделения, и у него были амбициозные планы на этот предмет. Ганс Айзенк недавно окончил Университетский колледж Лондона, но у него не было постоянной работы и мало перспектив. Его докторская диссертация была исследованием психологии эстетики, и в то время у него не было знаний, опыта или интереса к клинической психологии. Тем не менее, у него была вдохновляющая встреча с Льюисом, который уже на этом раннем этапе создавал обширную кафедру психиатрии, которая должна была быть прочно подкреплена соответствующими науками. В разные периоды своей долгой карьеры Льюис нанимал социологов, неврологов, эпидемиологов. Льюис искал кого-то, кто продвигал бы научный подход к психиатрической психологии. Он был впечатлен талантом и энергией Айзенка, и Айзенк должным образом занял свой пост.
После войны Льюис убедил Айзенка поехать в США для изучения достижений в области клинической психологии (Gibson, 1981). Айзенк видел много вещей, которыми можно восхищаться в формирующейся модели, особенно идеями так называемой модели Боулдера — настоянием на том, что подготовка клинических психологов должна основываться на факультетах академической психологии, что обязательным условием является хорошая подготовка в области психологии бакалавриата и что обучение должно включать в себя значительный исследовательский компонент, включая получение докторской или другой научной степени. Однако Айзенка не впечатлило некритическое принятие разнообразных форм психотерапии, которые отстаивались и практиковались в то время. Он также критически относился к широкому использованию проективных тестов, таких как тест Роршаха. Как основательный психометрик, Айзенк считал широкое использование этих тестов неизбирательным и неоправданным.
По возвращении из США Айзенк изложил рекомендации по развитию клинической психологии в Великобритании, обобщенные Гибсоном (1981):
l Законы, установленные в академической психологии, должны применяться в клинической сфере.
l Клиническая психология должна быть самостоятельной профессией.
l Поскольку психотерапия и проективные тесты… не вытекают из психологической теории или знаний, и нет доказательств их клинической полезности, они не должны использоваться клиническими психологами и не должны составлять какую-либо часть их обучения.
Начиная с этой базы, Айзенк продолжал работать над своими идеями для профессии клинической психологии, а затем над развитием нового подхода к психотерапии, основанного на знаниях, методах и разработках академической психологии. Набросок его ранних планов был изложен в его первой и удивительно успешной популярной книге «Использование и злоупотребление психологией» (Penguin, 1953).
Желая построить терапию на основе академической психологии, Айзенк решил, что процессы обусловливания являются лучшим краеугольным камнем.
Я придумал свою первую рудиментарную идею поведенческой терапии, т. е. метод лечения невротических расстройств, который рассматривал бы их как условные эмоциональные реакции, которые должны быть погашены с помощью хорошо известных процессов, описанных во всех учебниках по обучению и обучению. (Айзенк, 1997, стр. 1136)
Позже это заземление станет явным. Один из первых учебников по поведенческой терапии, который я написал в соавторстве с Айзенком — «Причины и лекарства от неврозов» (Кеган Пол, 19 лет).65) — получил грандиозный подзаголовок: «Введение в современную поведенческую терапию, основанную на теории научения и принципах обусловливания».
В начале
Когда по окончании войны психиатры и психологи Модсли вернулись из Милл-Хилла, Льюис призвал Айзенка разработать программу обучения клинических психологов. Монте Шапиро был назначен первым руководителем отдела клинической подготовки. Айзенк и Шапиро согласились с тем, что необходим свежий подход к природе клинической психологии и, следовательно, новый тип обучения профессионалов, которые будут работать в этой области. Ввиду их критики неоправданного использования большинства имеющихся психологических тестов, а также теста Айзенка (1953) знаменитой критики эффектов психотерапии, они были вынуждены предложить конструктивные альтернативы.
Учитывая огромное значение, которое Айзенк придавал развитию клинической психологии из академической психологии, было, возможно, неизбежно, что он должен был основывать новый вид терапии на теории научения — доминирующей ориентации большинства факультетов психологии в послевоенные годы, особенно в Северном полушарии. Америка. Обнадеживает тот факт, что ученый, впервые описавший и проанализировавший процессы обусловливания, Павлов, сам интересовался возможным клиническим применением своих открытий.
В 1950-х годах Айзенк и члены его отдела, в частности Джонс, Бич, Виктор Мейер, Шапиро, Кендрик, Фрэнкс, Пейн, Мартин и другие, неоднократно обсуждали жизнеспособность создания новой формы психологической терапии, основанной на обусловливании. . Членам секции клинической подготовки также было предложено поэкспериментировать с методами, основанными на модели кондиционирования. Но эта работа была фрагментарной и бессистемной, не в последнюю очередь потому, что большинство психиатров, следуя примеру Обри Льюиса, настаивали на том, чтобы все формы лечения проводились людьми с медицинским образованием. В те ранние годы терапия у психологов проводилась тихо и почти тайно. Эти ранние случаи были преимущественно тревожными расстройствами, особенно агорафобией. Были извлечены некоторые бесценные уроки и опубликовано несколько очень вдохновляющих историй болезни, но не было последовательного применения и, конечно же, ничего, приближающегося к надлежащему полевому испытанию.
Входит Джозеф Вольпе
В 1950-х и начале 1960-х годов Айзенк постоянно развивал свои взгляды на то, какую форму может принять этот новый тип терапии. В 1954 году Джозеф Вольпе, медицинский психолог, опубликовал первые результаты, которых он достиг с помощью систематической десенсибилизации, техники уменьшения страха, которую он разработал в Йоханнесбурге. Эта техника возникла в результате оригинального исследования Вольпе по индукции искусственных неврозов у лабораторных животных с использованием павловских методов. В отличие от большинства своих предшественников в этой области, Вольпе продолжал исследовать различные методы «лечения» этих расстройств — подавления условных реакций страха, которые были вызваны в экспериментах. Затем он столкнулся со значительными трудностями при переносе этих открытий в клиническую практику.
После ряда фальстартов Вольпе усовершенствовал метод систематической десенсибилизации, при котором терапевт вызывал у пациента состояние расслабления, а затем просил его вообразить поэтапные и постепенные воображаемые репетиции ситуаций, в которых они испытывали страх. Вольпе (Wolpe, 1958) в то время работал в интеллектуальной и географической изоляции, но уже на этом раннем этапе было очевидно, что он и Айзенк разделяют некоторые важные взгляды на природу терапии. Оба они использовали Павлова в качестве отправной точки, оба истолковывали многие психологические проблемы как результат переживаний аверсивного обусловливания или как результат недостаточного обусловливания, и оба считали, что клиницисты должны разрабатывать процедуры обусловливания для терапевтических целей.
В дополнение к своей экспериментальной работе, Вольпе был занятым клиницистом и имел свободный доступ к пациентам с психологическими расстройствами, особенно тем, кто страдал от того, что в то время называлось невротическими расстройствами. Работа Вольпе обеспечила клиническое содержание теоретической основы, которую Айзенк строил в течение ряда лет. Вольпе и Айзенк согласились не по всем пунктам, но по основным положениям они были полностью согласны. Они никогда не сотрудничали напрямую, но на всю жизнь установили интеллектуальную дружбу, основанную на взаимном уважении.
Айзенк был красноречивым и откровенным сторонником этого нового подхода к психотерапии, читал лекции и писал на эту тему с большой энергией и успехом, но у Вольпе был значительный клинический опыт. (Айзенк в шутку хвастался, что у него 100-процентная безупречная история болезни, потому что он успешно «вылечил» только одного пациента, и то после одного сеанса.) Они стимулировали и поддерживали друг друга, а Вольпе собирал и публиковал все больше и больше клинических результатов. и Айзенк, настойчиво продвигающий идеи поведенческой терапии. В 1962 Айзенк основал ведущий журнал в этой области Behavior Research and Therapy.
Когнитивный возраст
И Айзенк, и Вольпе были убежденными сторонниками того мнения, что поведенческая терапия должна оставаться тесно связанной с преобладающим бихевиоризмом 1950-х и 1960-х годов. Когда с середины 1980-х годов когнитивные концепции и техники были внедрены в поведенческую терапию, у обоих мужчин были серьезные сомнения по поводу такого развития событий.
Были как отрицательные, так и положительные причины включения когнитивных концепций. С отрицательной стороны, теоретическая основа поведенческой терапии, теория обучения Халлиана, столкнулась с фатальными препятствиями и в конце концов исчезла. Оказалось, что это леса, а не фундамент. Положительные эффекты усвоения когнитивных концепций включали в себя большую объяснительную ценность, постоянно расширяющийся охват, обостренную специфичность и предоставление психологического содержания (например, путем определения того, какие конкретные когниции связаны с эпизодами паники).
Американская линия преемственности
До сих пор история ограничивалась развитием того, что можно было бы назвать британской формой поведенческой терапии. Примерно в то же время, в начале 1950-х годов, в США происходило параллельное развитие. В то время как британский подход основывался главным образом на идеях Павлова, Уотсона и Халла, американская форма поведенческой терапии состояла главным образом из применения идей Скиннера и его коллег (Rachman, 1997). Вдохновленные Скиннером, некоторые из его студентов и коллег попытались воспроизвести на психиатрических пациентах эффекты обусловливания, которые так легко достигаются с голубями и другими лабораторными животными. Намерение состояло в том, чтобы формировать и изменять поведение пострадавших пациентов путем систематического использования оперантного обусловливания.
В ходе этих разработок концепции психического расстройства и ненормального поведения были значительно изменены, а ценность медицинской модели психологических проблем была высмеяна. Проблемы пациентов были переопределены как проблемы поведения, чистые и простые, и решение заключалось в разработке корректирующей программы оперантного обусловливания. Американские психологи проводили свои исследования в основном с пациентами, страдающими хроническими психическими расстройствами или нарушениями развития. К их большой чести, многие из этих ранних исследователей, такие как Айллон и Азрин (1968), демонстративно настаивал на работе с самыми тяжелыми больными, с теми больными, которые жили в подсобных помещениях крупных психиатрических больниц. Их исследования отличались изобретательностью и смелостью, но их большие надежды не оправдались.
Британские поведенческие терапевты работали в разных условиях и почти всегда в психиатрической больнице или службе. Они имели дело в основном с амбулаторными пациентами, страдающими невротическими расстройствами, большинство из которых в настоящее время подпадает под категорию тревожных расстройств. Британские авторы, в том числе Айзенк и Вольпе, критически относились к идеям Скиннера, которые они правильно считали слишком узкими и ограничительными. После периода относительно независимого развития британские и американские формы поведенческой терапии постепенно интегрировались, и сегодня мало следов этих различных начал.
Успехи
С середины 1960-х до середины 1980-х годов бихевиористы добились ряда ценных успехов. Были разработаны и тщательно протестированы в ходе рандомизированных контролируемых испытаний специальные методы уменьшения страха и преодоления более широких проблем с тревогой. Но несомненные успехи в обучении лечению тревожных расстройств не сопровождались такими же темпами прогресса в лечении другой основной психологической проблемы, встречающейся в амбулаторных службах, а именно депрессии. Учитывая отсутствие прогресса в лечении депрессии с помощью общепризнанных методов поведенческой терапии и ослабление запрета на использование когнитивных концепций, поведенческие терапевты читали работы Бека (Beck et al., 19).79) с растущим интересом, и их успокоило включение поведенческих заданий в его программы лечения. Они также были впечатлены его настойчивостью в точной и постоянной регистрации ключевых событий и самокорректирующимся характером программ. Например, пациентов просили вести ежедневные записи своих неадекватных когниций, автоматических негативных мыслей и контрутверждений.
Отбросив в сторону оставшиеся подозрения относительно приемлемости экспериментов с этими неповеденческими когнитивными концепциями, поведенческие терапевты начали лечить депрессивных пациентов с помощью когнитивной терапии. Некоторые ранние успехи помогли развеять оставшиеся запреты на использование когнитивных методов. Форма когнитивной терапии Бека основывалась на том, что «аффекты и поведение человека во многом определяются тем, как он структурирует мир» (Beck et al., 19).79, стр. 3), а терапия была разработана для выявления, проверки и исправления лежащих в основе дисфункциональных убеждений. Тем не менее беспокоило то, что «развитие когнитивной терапии депрессии происходило в значительной степени в отрыве от фундаментальной когнитивной науки» (Teasdale, 1993, стр. 341). Расхождение между психологической наукой и клинической практикой, конечно, беспокоило и Айзенка, который также сохранял свои поведенческие сомнения относительно целесообразности или даже оправданности введения когнитивных концепций.
К счастью, постоянное вливание когнитивных концепций и техник продолжалось, и два потока были объединены успешной разработкой теории и методов лечения панического расстройства (Clark, 1986) и обсессивно-компульсивного расстройства (Salkovskis, 1985). По иронии судьбы, внедрению когнитивных концепций в терапию способствовала необходимость улучшить наши методы лечения депрессии, но в конечном итоге когнитивный подход оказался особенно эффективным при лечении тревожных расстройств (см. Clark & Fairburn, 19).97).
На сегодняшний день
Расширенная и обогащенная форма поведенческой терапии, когнитивно-поведенческая терапия, процветает. Помимо разработки все более конкретных и все более эффективных методов когнитивно-поведенческой терапии, мы наблюдаем фонтан новых теорий в этой области (см. вставку). Этот список, хотя и не является исчерпывающим, дает представление о скорости и расширении оригинального и смелого мышления, которое возникло. Я полагаю, что мы находимся в середине серьезного пересмотра природы психопатологии.
Что бы подумал обо всем этом Ганс Айзенк с его оговорками по поводу вторжения когнитивных концепций в поведенческую терапию? Прежде чем обратиться к несомненным успехам поведенческой терапии и когнитивно-поведенческой терапии, успехам, которые, как я уже сказал, чрезвычайно радовали Айзенка, давайте рассмотрим его жалобы.
Немногие поведенческие терапевты интересуются теоретическими основами того, что они делают… возникла целая школа когнитивно-поведенческой терапии, которая выступает против важности принципов обучения, критикуя принципы теории обучения, как будто ничего не изменилось в последние пятьдесят лет. (Айзенк, 1997, с.159)
Но надо сказать, что многие принципы теории обучения, включая всю амбициозную и впечатляющую схему, изложенную Халлом, были дискредитированы, и в настоящее время мало кто знает и еще меньше заботятся о том, что было доминирующей теорией в психологическую эпоху, в которой вырос Ганс Айзенк. Более того, теория обусловливания страха, сыгравшая важную и ценную роль в раннем развитии поведенческой терапии, должна была быть пересмотрена и расширена (Rachman, 19).90).
Что касается его беспокойства по поводу того, что терапевты больше не интересуются теоретическими основами того, что они делают, я считаю, что список в рамке говорит об обратном. Более того, я уверен, что если бы Айзенк увидел богатство и тонкость этих разработок, он бы отбросил в сторону свое сопротивление использованию когнитивных понятий и возрадовался бы.
Другие его разочарования включают то, что он назвал политикой эклектики, недостаточное признание генетического вклада психологических расстройств и игнорирование личностных переменных. И это правда, что личностные переменные, по крайней мере, в том виде, в каком они измеряются с помощью экономичных и простых способов инвентаризации и опросников, не имели большого успеха и сегодня используются в основном в исследованиях результатов.
Обращаясь к успехам поведенческой терапии, Айзенк сказал:
Мне удалось организовать клиническую психологию и поведенческую терапию как профессиональную деятельность в Соединенном Королевстве с определенной структурой карьеры и заработной платы, с установленными конкретными схемами обучения. Управлением здравоохранения и социальных служб совместно с Британским психологическим обществом … [это] в настоящее время составляет практически единственную отрасль психологии, где количество вакансий превышает количество доступных кандидатов (Айзенк, 1997, стр. 158).
Что касается конкретно поведенческой терапии, он писал, что методы, «которые пропагандируются, оказались чрезвычайно успешными». Он продолжил:
[В нашем отделении] мы лечим более тысячи пациентов каждый год… это очень контрастирует со случайным случаем, присылаемым нам в строжайшей секретности, когда Обри Льюис все еще выступал против любой формы Лечение проводят психологи. (стр. 158)
Другими успехами, о которых упоминал Айзенк, были значительно улучшенное сотрудничество между психологами и психиатрами и международное признание этих методов. Ему было бы приятно прочитать результаты опросов, проведенных в США, которые показывают, что КПТ является наиболее широко одобренной формой психологической терапии, и что Национальный институт психического здоровья до сих пор рекомендовал КПТ в качестве метода лечения двух конкретных расстройств. психологическое лечение по выбору (паническое расстройство и обсессивно-компульсивное расстройство).
Я считаю правильным продолжить этот список успехов. Хотя несомненно верно, что и профессия клинической психологии, и использование поведенческой терапии хорошо зарекомендовали себя, он мог бы также сказать, что эволюция поведенческой терапии привела к серьезным изменениям в том, как рассматриваются все формы психологической терапии. и оценил. Отчасти из-за первоначальной и резкой критики Айзенком заявлений об эффектах психотерапии в 1953 году в оценку психотерапии вводились все более строгие стандарты. В настоящее время существует почти всеобщее признание необходимости доказательной терапии. Основной стиль сбора этих доказательств — использование рандомизированных контролируемых испытаний, которые Айзенк отстаивал с самого начала.
В результате развития когнитивно-поведенческой терапии мы стали свидетелями важных изменений в наших взглядах на психопатологию. Возьмем один пример: разработка эффективных методов уменьшения страха, начиная с метода систематической десенсибилизации Вольпе, ведет к гораздо более глубокому пониманию самой природы самого страха. Во многом благодаря новаторским экспериментам Питера Ланга (1968) стало очевидно, что «страх — это не комок», а скорее состоит как минимум из трех слабо связанных систем — поведенческой, физиологической и когнитивной. Мы также многое узнали о колебаниях страха, о том, что вызывает страх, что его уменьшает, при каких условиях он возвращается после периода отсутствия, о склонности многих людей чрезмерно предсказывать свои страхи, о природе суммирования страхов. , и так далее. Между прочим, это тоже прекрасный пример успеха прикладной науки.
Но я бы добавил одно замечание. Мы склонны думать о клинической психологии как о приложении психологической науки, как если бы клиницисты просто высасывали фундаментальную науку. Тем не менее, это двусторонний процесс, и в случае с психологией страха я считаю, что клиницисты внесли важный и существенный вклад в психологию страха и в психологию эмоций в целом.
Айзенк что-то изменил? Он задал этот вопрос себе и сделал вывод:
Поведенческая терапия, несомненно, произвела бы заметный эффект и без меня, но, возможно, гораздо позже… Просто предположим, что моего предшественника в Милл Хилл, Эрика Триста… Обри Льюис попросил начать заниматься клинической психологией в Англия! Будучи убежденным психоаналитиком, он начал бы с фрейдистской линии. (Eysenck, 1997, стр. 4)
В заключение я считаю, что Айзенк внес неоценимый вклад в развитие поведенческой терапии и помог развить клиническую психологию в тандеме с поведенческой терапией – конечно, при большой помощи его коллег из Факультет психологии, особенно Монте Шапиро. С исторической точки зрения нельзя упускать из виду переплетение развития поведенческой терапии и клинической психологии как самостоятельной профессии. Этот вклад в клиническую психологию и поведенческую терапию, сделанный психологом, главным интересом которого была личность, является немалым достижением. Я твердо верю, что, несмотря на свои сомнения в отношении когнитивных концепций, Ганс Айзенк теперь радовался бы энергичному интеллектуальному росту когнитивно-поведенческой терапии и ее расширяющейся применимости.
— Джек Рахман работает на факультете психологии Университета Британской Колумбии, Канада. Электронная почта: [email protected]
Коробка: Фонтан теорий когнитивно-поведенческой терапии
1 Паническое расстройство (например, Clark, 1986; Barlow, 1988)
2. Обсессивно-компульсивные расстройства: общая теория (например, Salkovskis, 1985). ) Навязчивая проверка (Rachman, 2002) Навязчивые идеи (Freeston, 1996; Rachman, 1997) Накопление (Frost, Krause & Steketee, 1996)
3. Социальная фобия (Clark & Wells, 1995; Хаймберг, 1997; Rapee, 1997)
4. Посттравматическое стрессовое расстройство (Ehlers & Clark, 2000; Brewin, 2001)
5. Тревога по поводу здоровья (ранее ипохондрия) (Salkovskis, 1985)
6. Генерализованное тревожное расстройство (Wells, 1995) , Dugas, 1998)
7. Булимия (Fairburn, 1981)
8. Анорексия (Fairburn, Shafran & Cooper, 1999)
)
11. Делюзии (Чедвик, 19 лет)98)
12. Tics (O’Connor, 2003) Полные ссылки доступны у автора.
Ссылки
Айлон, Т. и Азрин, Н. (1968). Экономика токенов. Нью-Йорк: Уайли.
Бек, А., Раш, А.Дж., Шоу, Б.Ф. и Эмери, Г. (1979). Когнитивная терапия депрессии. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
Кларк, Д.М. (1986). Когнитивный подход к панике. Поведенческие исследования и терапия, 24, 461–470.
Кларк, Д.М. и Фэрберн, К. (1997). Наука и практика когнитивно-поведенческой терапии. Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать.
Айзенк, Х. Дж. (1953). Эффекты психотерапии. Журнал консультативной психологии, 16, 319–324.
Айзенк, Х. Дж. (1997). Бунтарь с причиной. Лондон: Издатели транзакций.
Айзенк, Х. Дж. и Рахман, С. (1965). Причины и методы лечения неврозов. Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
Гибсон, Х. (198 л). Ганс Айзенк: Человек и его работа. Лондон: Питер Оуэн.
Ланг, П. (1968). Оценка методов систематической десенсибилизации. В К.М. Фрэнкс (ред.) Оценка и оценка поведенческой терапии. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
Рахман, С. (1990). Страх и мужество (2-е изд.). Сан-Франциско: WH Фриман.
Рахман, С. (1997). Эволюция когнитивно-поведенческой терапии. В D. Clark & C. Fairburn (Eds.) «Наука и практика когнитивно-поведенческой терапии». Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать.
Салковскис, П. (1985). Обсессивно-компульсивные проблемы. Поведенческие исследования и терапия, 25, 579–583.
Тисдейл, Дж. (1993). Эмоции и два вида смысла. Поведенческие исследования и терапия, 31, 339–354.
Вольпе, Дж. (1958). Психотерапия реципрокным торможением. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
РЕЗЮМЕ ПЛАН I. Обзор теории факторного анализа II. Биография Рэймонда Б. Кеттелла IV. Введение в теорию признаков Кеттелла Кеттелл использовал три различных источника данных, которые входят в матрицу корреляции: (1) L-данные или запись жизни человека, полученная из наблюдений, сделанных другими людьми; (2) данные Q, основанные на вопросниках; и (3) Т-данные или информация полученные в результате объективных испытаний. V. Исходные признаки B. Признаки второго порядка 35 первичных исходных признаков имеют тенденцию группироваться вместе, образуя восемь явно выраженных признаков. распознаваемые признаки второго порядка. Два сильнейших признака второго порядка можно назвать экстраверсией/интроверсией и тревогой. VII. Динамические черты D. Динамическая решетка VIII. Генетическая основа признаков IX. Введение в факторную теорию Айзенка X. Биография Ганса Й. Айзенка XI. Измерение личности B. Иерархия мер XII. Измерения личности XIII. Родственные исследования XV. Concept of Humanity |