Тест бурдона корректурная проба онлайн – Корректурная проба (Тест Бурдона) « Психологические тесты
Методика 4.3. Корректурная проба Бурдона
Цель работы. Измерение количественных характеристик внимания в корректурной пробе Бурдона и выявление динамики этих характеристик в процессе кратковременной деятельности.
Оборудование. В работе используется бланк теста Бурдона в модификации, предложенной советским психологом П.А. Рудиком.
Ход работы. Эксперимент выполняется коллективно при последующей самостоятельной обработке результатов.
Каждому испытуемому выдаются листы с тестом Бурдона. Выполнению данной работы предшествует упражнение, осуществляемое в специальной части бланка теста. Время упражнения – 1 минута.
Испытуемый зачеркивает в бланке всегда четыре буквы: А, М, К, З. Работа идет построчно. После упражнения испытуемый приступает к основной работе, чему предшествуют команды экспериментатора: «Внимание. Начали!»
Основная работа осуществляется в течение 5 минут, и по истечении каждой минуты экспериментатор дает команду: «Черта». Команда «Стоп!» означает прекращение всего эксперимента.
Инструкция испытуемому. По моей команде «Начали!» вы начинаете искать и вычеркивать в каждой строке лежащего перед вами листа буквы А, М, К, З. Работать нужно внимательно и как можно быстрее. Вначале будет минута упражнения. Затем основная работа в течение пяти минут, причем по истечении каждой минуты и в ответ на мою команду: «Черта», вы ставите его в том месте, где сейчас работаете. Работа прекращается по команде «Стоп».
Обработка результатов
Вычислить показатель концентрации внимания k, для чего необходимо подсчитать:
— общее количество правильно зачеркнутых букв – n 1;
— количество пропусков букв А М К З – n2;
— количество ошибочно зачеркнутых букв – n3;
— общее количество в просмотренных строках букв А, М, К, З, подлежащих вычеркиванию – n.
Показатель концентрации внимания k вычисляется как отношение:
k=100% .
Такие коэффициенты требуется вычислить как в целом (k), так и по каждой минуте работы в отдельности (k1, k2, k3, k4, k5).
Примечание. В психотехнике была принята такая система качественной оценки концентрации внимания в зависимости от величины этого коэффициента.
Очень хороший – 81…100%
Хороший – 61…80%
Средний – 41…60%
Плохой – 21…40%.
2. Построить график, отражающий динамику концентрации внимания (колебание, а возможно, упражняемость) по отдельным минутам основного эксперимента, т. е. по величинам k1, k2, k3, k4, k5.
Примечание. Строго говоря, это будут колебания (изменения) точности или уровня безошибочности данной корректурной работы, Такая точность, бесспорно, зависит от концентрации внимания, однако не отражает последнюю строго однозначно, так как данный показатель может быть существенно искажен проявлениями других свойств внимания, например переключаемостью, объемом и так далее.
3. Вычислить значение коэффициентов точности (аккуратности внимания) А (по каждой минуте и за все пять минут работы):
А =
и построить график, отображающий их динамику (по аналогии с пунктом 2 обработки).
Подсчитать величины коэффициентов продуктивности (или эффективности) внимания:
E=AN,
где N есть общее количество знаков, просмотренных за данный период времени (в любой строке текста имеется 35 букв).
Построить график изменения величины Е по отдельным минутам эксперимента.
ГХБПКШЗПЮВРХПАЕТЖДЖСРГВХСЮГИКВРГМАГУ
НТКОБЕМФОИЮШЛЗЖВПЕПЧНВСЖУЛХХЮРХБЯЗШ
ОСВЧЕХТЕСПМНТООЖХШНАЕЧЮПВЖЛЮФОВПАКМ
КЧЗШАЖКЯДХИСВПБЮРЖВПУЮШАТХСГМКРАТЮД
ДРГПЛВРГАМКЕТНЧЗОУБХФПЛЖШЯНСЮДЮХВТУА
ПЯИХНЛУТШИВБКОГЗМХЯРДАЧЕЮЖСФПДСРКГЧН
ЮТЛЕФГЖЮУПШСРДЕАЛТБЗКИНФЯВПЧМОЗАГНБО
ХВИОМШСЯСНЛОЖВМФЕЮЗУХДРТГКБИАНДКУЖХ
ГЗШЯНБХЮАВЧЮФДПСЗИХПЧЖГОБШЖСВУАРЛМТ
БДКОМВЗСЮХНГЯЖВСЮПМИЕТРШУХКПЛЖИУЧФР
ЕЗНГАРХМФПУЮКНЯЗГШВИЧАЖЛСОЕДТВИТШПК
ДЛОУЖАГЗДВЮЯНФМСУХКШЛПДБРЕНЧГОСТЧЫЖЭ
ГТЮЧЗРПЛЖЫГЕИСАЭЛПТСЧЯЮЕНГШХУВФОРСТПЕ
НЕАРТБВДГКИЧТЖХЗКБИСТВНЦЗУЧТСНАВЫЮБЭЗХ
ОРЫЕИСТЗХРАЛТВНЕКДЬИТЫЖДЩШГЕТИВРЮБРПЛ
ЕПЫБИШГВЕЦОТТЛГНАОЕКТАЛЖЩЦЕМКБОРАЕЫФ
РПУНБМНАВДЖЫЗЭКФЛМСКНВАТЯИЗЕНКИАМЕВЛД
ГОБЛЕСТИНКАСВТГИДРГЮЗХЦАВМЫГХТАРОРЖЭОУ
РАНТВЫФРИГОВИКЕПРЖНЩИКУШЕНИРПАВЫФДЖО
НГЕПРАМВКНЩЗХЖДТМСПАВКЦЯТРУЛКТХАВНТВЦБ
Рис. 8. Бланк к методике 4.3
studfile.net
Тест «Корректурная проба» Бурдона — КиберПедия
Назначение теста: исследование степени концентрации и устойчивости вниманияОбследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к», «р»; всего 2000 знаков по 50 букв в каждой строчке.
Экспериментатор выдает ему бланк «корректурная проба» (см. приложение 1) разъясняет по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к», «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через каждые 60 секунд экспериментатор произносит: «Черта!» Испытуемый должен поставить вертикальную черту в том месте строки, где его застала команда. Через 10 минут отмечается последняя рассмотренная буква.
В психологический паспорт вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за 10 минут, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв, которые надо было вычеркнуть.
Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных не зачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Концентрация внимания оценивается по формуле:
К= С2/ П,где
С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым;
П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждой 60 секунд по формуле:
А= S/ t, где
А – темп выполнения,
S- количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
T – время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:
С = (S0 / S) 100, где
S0- количество ошибочно проработанных строк,
S- общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
Протокол
Возраст_______пол_______образование__________________________________________
60 с | 60 с | 60 с | 60 с | 60 с | 60 с | 60 с | 60 с | 60 с | 60 с | |
общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы S | ||||||||||
S0— количество ошибочно проработанных строк | ||||||||||
П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков). | ||||||||||
Количество букв в просмотренной части корректурной таблицы |
К= С2/ П,где
С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым;
П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
К=___________________________________________
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждой 60 секунд по формуле:
А= S/ t, где
А – темп выполнения,
S- количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
T – время выполнения.
А=____________________________________________
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:
С = (S0 / S) 100, где
S0- количество ошибочно проработанных строк,
S- общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
С=________________________________________________
Построить «кривую истощаемости»
Общий вывод _____________________________________________________________
Задание 2. Провести тестирование
Тест: Таблицы Шульте
Методика заимствована из психологии труда, но имеет большое применение в области патологии. Данная методика может быть использована для исследования психического темпа, точнее, для выяснения скорости ориентировочно – поисковых движений взора, для исследования объема внимания (к зрительным раздражителям), свойств распределения и переключения внимания.
Методика может быть использована для обследования детей и взрослых. Единственное ограничение к проведению методики – знание ребенком цифр и умения считать в пределах нескольких десятков.
Для проведения обследования необходимо следующее оборудование:
— пять таблиц с написанными на них в беспорядке числами от 1 до 25;
— секундомер;
— указка.
Обследуемому мельком показывают таблицу, сопровождая этот показ словами: «Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Далее таблицу прикрывают, т. е кладут на стол числами вниз и продолжают инструкцию: «Вы должны будете вот этой указкой показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно скорее, но не ошибаться, понятно? Затем экспериментатор одновременно ставит таблицу прямо перед лицом обследуемого вертикально на расстоянии 7-75 см от него и, включая секундомер, говорит: «Начинайте!»
Пока обследуемый показывает и называет числа, экспериментатор следит за правильностью его действий, а когда обследуемый называет число «25», экспериментатор останавливает секундомер.
После первой таблицы экспериментатор предлагает без всяких дополнительных инструкций отыскать числа на 2-5 таблицах.
Психолог регистрирует время, затраченное испытуемым на показывание и называние всего ряда цифр в каждой таблице в отдельности. Отмечаются следующие показатели:
1. превышение нормативного (40-50 секунд) времени, затраченного на указание и называние ряда цифр в таблицах;
2. динамика временных показателей в процессе обследования по всем пяти таблицам.
По результатам данного теста возможны следующие характеристики внимания испытуемого:
Концентрация внимания (нормальная, если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, соответствующее нормативному; недостаточная – если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, превышающее нормативное).
Устойчивость внимания (устойчиво – если не отмечается значительных временных отличий при подсчете цифр в каждой из четырех – пяти таблиц; неустойчиво – если отмечаются значительные колебания результатов по данным таблиц без тенденции к увеличению времени, затраченного на каждую следующую таблицу).
Протокол
ФИО испытуемого_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Возраст_______пол_______образование__________________________________________
Время | 1 таблица | 2 таблица | 3 таблица | 4 таблица | 5 таблица |
Норма до 40-50 сек |
Вычислите эффективность работы (ЭР) по формуле:
ЭР= (Т1+Т2+Т3+Т4+Т5)/5
ЭР= _______________________
Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого
возраст | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
6 лет | 60 и меньше | 61-70 | 71-80 | 81-90 | 91 и больше |
7 лет | 55 и меньше | 56-65 | 66-75 | 76-85 | 86 и больше |
8 лет | 50 и меньше | 51-60 | 61-70 | 71-80 | 81 и больше |
9 лет | 45 и меньше | 46-55 | 56-65 | 66-75 | 76 и больше |
10 лет | 40 и меньше | 41-50 | 51-60 | 61-70 | 71 и больше |
11 лет | 35 и меньше | 36-45 | 46-55 | 56-65 | 66 и больше |
12 лет и более | 30 и меньше | 31-35 | 36-45 | 46-55 | 56 и больше |
Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:
ПУ= Т4 /ЭР
ПУ=__________________________
Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.
Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:
ВР=Т1/ЭР
ВР=_______________________
Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.
Общий вывод:
cyberpedia.su
Корректурная проба ( тест бурдона)
Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р». Исследование проводится индивидуально.
Инструкция: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачёркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно». По истечении 10 минут отмечается последняя рассмотренная буква.
При обработке результатов сверяются результаты в корректурных бланках испытуемого с программой- ключом к тесту.
Из протокола занятий в психологический паспорт школьника вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за 10 минут, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. ( приложение 2).
Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 минут, и точность К, вычисленная по формуле: К= (m\n)x 100%, где n- количество букв, которые необходимо было вычеркнуть; m- количество правильно вычеркнутых во время работы букв.
С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью специальной таблицы, полученной путём обычного шкалирования.
Оценка устойчивости внимания в баллах.
Продуктивность | Точность | |||
Знаки | Баллы | % | Баллы | |
≤1010 | 1 | ≤70 | 1 | |
1010- 1175 | 3 | 70- 72 | 2 | |
1175- 1340 | 5 | 72- 73 | 3 | |
1340- 1505 | 7 | 73- 74 | 4 | |
1505- 1670 | 9 | 74- 76 | 5 | |
1670- 1835 | 10 | 76- 77 | 6 | |
1835- 2000 | 11 | 77- 79 | 7 | |
2000- 2165 | 12 | 79-80 | 8 | |
2165- 2330 | 13 | 80- 81 | 9 | |
2330- 2495 | 14 | 81-83 | 10 | |
2495- 2660 | 15 | 83- 84 | 11 | |
2660- 2825 | 16 | 84- 85 | 12 | |
2825- 2990 | 17 | 85- 87 | 13 | |
2990- 3155 | 18 | 87- 88 | 14 | |
3155- 3320 | 19 | 88- 90 | 15 | |
3320- 3485 | 20 | 90- 91 | 16 | |
3485- 3650 | 21 | 91- 92 | 17 | |
3650- 3815 | 22 | 92- 94 | 18 | |
3815- 3980 | 23 | 94- 95 | 19 | |
3980- 4145 | 24 | 95-96 | 20 | |
4145- 4310 | 25 | 96- 98 | 21 | |
≥4310 | 26 | ≥ 98 | 22 |
Рассматривая интегральный показатель устойчивости внимания А по формуле: А= В+ С, где В и С – бальные оценки продуктивности и точности соответственно.
Приложение 1.
Фамилия, имя________________________________ класс________________
Дата________________
глдтсякшвылябжснаухсрклмвзглпоаыфэхьмвклнмчклтрксв
еивлктчклхдбвнкасвидзгвклтктвеснаисекнухнаснивпеитхд
бюжълщгошлогринпмаексвцфпкминортлзюхтэрнмунгшздл
хобрмпсквфаумснктилдзхбтквузналидимранквдшбтсвфхбэ
клаисшовхколбановсплойшралгостдибкпвсбглкрприковлтм
нудхбсрлгдкуфстмнлнолксвхемваимскалдгтевдхдбитхгкукл
нкелысмнлсакекхевскхдркмбэгкзруцвхеистлвклщюгкпувглд
тсякшвылябжснаухсрклмвзглпоаыфэхьмвклнмчклртксвхеив
лктчклхдбрнкасвидзгвклткшвеснаисекнаухнаснивпеитхдбю
ълщгощлогринпмаексвцфпкминортлзюхтэрнмунгшздлхобр
брмпсквфаумснктилдзхбтквузналидимранквдшбтсвфхбэкла
исшовхколбановсплойшралгостдибкпвсьглкрприковлтмнуд
хбсрлгдкуыфстмлнолксвхемваимскалдгтевдхдбитхгкуклмн
келыснлсакекхевскхдркмбэгкзруцвхеистлвклщюггкпувглдт
сякшвылябжснаухсрклмвзглпоаыфэхьмвклнмчклртксвхеив
лктчклхдбрнкасавидзгвклткшвеснаисекнухнаснивпеитхдбю
жълщгошлогринпмаексвцфпкминортлзюхтэрнмунгщздлхоб
рмпсхвфаумснктилдзхбтквузналидимранквдшбтсвфхбэклаи
сшовхколбановсплищралгостдиькпвсбглкрприковлтмнудхб
срлгднкелыснлсакекхевскхдркмбэгкзруцвхеистлвкклшююг
орланубитпамыщнгьитпвкйюбярпдолрнимавюбчрпнубтикп
куглдтсякшвылябжснаухсрклмвзглпоаыфэхьмвклнмчклтрк
олбановсплойшралгосисшовхктдибкпвсьглкрприковлтмнуд
хбсрлгдкуыфстмлнолксвхемваимскалдгтевдхдбитхгкуклмн
фрмпсхвфаумснктилдзхбтквузналидимранквдшбтсвфхбэкл
сшовхколбановсплищралгостдиькпвсбглкрприковлтмнудхб
скисшовхколбановсплойшралгостдибкпвсьглкрприковлтмн
тисшовхколбановсплойшралгостдибкпвсьглкрприковлтмну
мфрмпсхвфаумснктилдзхбтквузналидимранквдшбтсвфхбэк
сшовхколбановсплищралгостдиькпвсбглкрприковлтмнудхб
срлгднкелыснлсакекхевскхдркмбэгкзруцвхеистлвкклшююг
орланубитпамыщнгьитпвкйюбярпдолрнимавюбчрпнубтикп
лтисшовхколбановсплойшралгостдибкпвсьглкрприковлтмн
studfile.net