Тест сжо леонтьева: Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева

Содержание

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева

Данная методика представляет собой 20 симметричных шкал-вопросов, состоящих из пары целостных альтернативных предложений с одинаковым началом. Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля:

1. «Цели в жизни». Характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

2. «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить.

3. «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией». Измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.

4. «Локус контроля — Я (Я — хозяин жизни)». Характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни.

5. «Локус контроля — жизнь или управляемость жизни». Отражает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.

Тест СЖО позволяет, таким образом, оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Тест смысложизненных ориентаций

Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача — выбрать одно из двух утверждений, которое, по вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1,2,3, в зависимости от того, насколько вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на ваш взгляд, одинаково верны).

1.

Обычно мне очень скучно.

 

3210123

Обычно я полон энергии.

 

2.

Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей.

3210123

Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной.

3.

В жизни я не имею определенных целей и намерений.

3210123

В жизни я имею очень ясные цели и намерения.

4.

Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной.

3210123

Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной.

5.

Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие.

3210123

Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.

6.

Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться.

3210123

Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.

7.

Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал.

3210123

Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.

8.

Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов.

3210123

Я осуществил многое из того, что было мною запланировано.

9.

Моя жизнь пуста и неинтересна.

3210123

Моя жизнь наполнена интересными делами.

10.

Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.

3210123

Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.

11.

Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.

3210123

Если бы я мог выбирать, то  бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.

12.

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство.

3210123

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.

13.

Я человек очень обязательный.

3210123

Я человек совсем не обязательный.

14.

Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.

3210123

Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния

природных способностей, и обстоятельств

15.

Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.

3210123

Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.

16.

В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей.

3210123

В жизни я нашел свое призвание и цели.

17.

Мои жизненные взгляды

еще не определились.

3210123

Мои жизненные взгляды

вполне определились.

18.

Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.

3210123

Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.

19.

Моя жизнь в моих руках, и я

сам управляю ею.

3210123

Моя жизнь не подвластна

мне, и она управляется внешними событиями.

20.

Мои повседневные дела приносят мне удовольствие

и удовлетворение.

3210123

Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.

 

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения. Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3 2 1 0 1 2 3 в оценки по восходящей или нисходящей асимметричной шкале по следующему правилу:

В восходящую шкалу 1234567 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.

В нисходящую шкалу 7654321 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) — полюсу ее отсутствия.

Например, если по первому пункту у Вас был следующий результат 3210123, то после перевода в восходящую шкалу вы получите 5 баллов.

Если по второму пункту у Вас был похожий результат по начальной шкале: 3210123, то после перевода в нисходящую шкалу вы получите 3 балла.

После перевода всех двадцати пунктов в восходящие или нисходящие шкалы суммируются баллы по соответствующим субшкалам и заносятся в таблицу.

Субшкала 1 (Цели) – подсчитывается суммированием пунктов (пп.) 3, 4, 10, 16, 17, 18.;

Субшкала 2 (Процесс) – пп. 1, 2, 4, 5, 7, 9.;

Субшкала 3 (Результат) – пп. 8, 9, 10, 12, 20.;

Субшкала 4 (Локус контроля – Я) – пп. 1, 15, 16, 19. ;

Субшкала 5 (Локус контроля – жизнь) – пп.7, 10, 11, 14, 18,19.

Пример анализа данных по опроснику смысложизненных ориентаций СЖО

На рис. 4 отражены средние значения показателей смысложизненных ориентаций в группах юношей и девушек.

Анализ данных, отраженных на рис. 4, показывает, что показатели смысложизненных ориентаций в группе девушек выше, чем в группе юношей.

Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев.

Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева  позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Тест  СЖО является адаптированной версией теста “Цель в жизни” (Purpose-in-Life Test , PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла  и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории.

На основе факторного анализа адаптированной Д.А.Леонтьевым версии этой методики отечественными исследователями (Леонтьев, Калашников, Калашникова) был создан тест СЖО, включающий, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля-Я и локус контроля-жизнь).

Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности. 

В тесте СЖО жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов. Важным является  ясное соотнесение целей – с будущим, эмоциональной насыщенности – с настоящим, удовлетворения – с достигнутым результатом, прошлым.

Ситуация предоставляет каждому человеку возможность сделать в настоящем определенный выбор в виде поступка, действия или бездействия. Основой такого выбора является сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии. Совокупность осуществленных, актуализированных выборов формирует «прошлое», которое неизменно, вариациям подвержены лишь его интерпретации. «Будущее» есть совокупность потенциальных, ожидаемых результатов усилий, предпринимаемых в настоящем, в этой связи будущее принципиально открыто, а различные варианты ожидаемого будущего имеют разную мотивирующую притягательность. 

Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев:

Инструкция к тесту СЖО.

Вам предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача выбрать одно из утверждений, которое по Вашему мнению больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0 ,если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).

Тестовый материал к методике Леонтьева.

  

3

2

1

0

1

2

3

 

1.

Обычно мне очень скучно.

       

Обычно я полон энергии

2.

Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей

       

Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной

3.

В жизни я не имею определенных целей и намерений

       

В жизни я имею очень ясные целя и намерения

4.

Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной

       

Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной.

5.

Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие

       

Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.

6.

Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться

       

Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.

7.

Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал

       

Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.

8.

Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов.

       

Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.

9.

Моя жизнь пуста и неинтересна.

       

Моя жизнь наполнена интересными делами

10.

Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.

       

Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.

11.

Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.

       

Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.

12.

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство.

       

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.

13.

Я человек очень обязательный.

       

Я человек совсем не обязательный.

14.

Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.

       

Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств.

15.

Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.

       

Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.

16.

В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей.

       

В жизни я нашел свое призвание и целя.

17.

Мои жизненные взгляды еще не определились.

       

Мои жизненные взгляды вполне определились.

18.

Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.

       

Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.

19.

Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею.

       

Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями.

20.

Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение

       

Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.

Ключ к тесту СЖО
Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили). 
Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3210123 в оценки по восходящей или нисходящей ассиметричной шкале. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) — полюсу ее отсутствия.
При подсчете баллов по ключу придерживаются следующего правила:
— в восходящую шкалу  1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.
— в нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.
Вот пример перевода ответов на первые пять пунктов теста в оценки по ассиметричным шкалам:

№ утверждения

Ответ испытуемого

Балл

1

3 2 1 0 1 2 3

3

2

3 2 1 0 1 2 3

1

3

3 2 1 0 1 2 3

4

4

3 2 1 0 1 2 3

5

5

3 2 1 0 1 2 3

2

После этого суммируются баллы ассиметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченных испытуемым.

Субшкала 1 (цели в жизни) — 3, 4, 10, 16, 17, 18.
Субшкала 2 (процесс жизни) — 1, 2, 4, 5, 7, 9.
Субшкала З (результат жизни) — 8, 9, 10, 12, 20.
Субшкала 4 (локус контроля — Я) — 1, 15, 16, 19.
Субшкала 5 (локус контроля — жизнь) — 7, 10, 11, 14, 18, 19.
Общий показатель — осмысленность жизни (ОЖ) — все 20 пунктов.

В таблице ниже приведены средние и стандартные отклонения по общему показателю СЖО и всем пяти субшкалам отдельно для мужчин и женщин, полученные на выборке 200 человек в возрасте от 18 до 29 лет (по данным Д.А. Леонтьтева,2000).

Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя СЖО (по данным Д.А. Леонтьева, N=200 чел).

Субшкала

Среднее знач. ± Станд откл

Мужчины

Женщины

1

Цели в жизни

32,90±5,92

29,38±6,24

2

Процесс жизни

31,09±4,44

28,80±6,14

3

Результативность жизни

25,46±4. 30

23,30±4,95

4

Локус контроля — Я

21,13±3,85

18,58±4,30

5

Локус контроля — жизнь

30.14±5,80

28.70±6,10

 

Общий показатель ОЖ

103,10±15,03

95,76±16,54

В следующей таблице приведены средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя СЖО взрослых лиц в возрасте от 30 до 55 лет обоего пола, полученные в работе Е.А. Петровой, А.А. Шестакова (2002). Ими применялся СЖО для оценки служащих банковских структур. Данные апробации, представляющие сравнительный интерес в целях.

Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя СЖО (по данным Е. А. Петровой, А.А. Шестакова, 2002, n=75).

Субшкала

Среднее знач. ± Станд откл

1

Цели в жизни

38.91±3,20

2

Процесс жизни

35,95±4,06

3

Результативность жизни

29,83±3,00

4

Локус контроля — Я

24,65±2,39

5

Локус контроля — жизнь

34.59±4,44

 

Общий показатель ОЖ

120,36±10,21

Интерпретация к методике СЖО.

В тесте используются следующие  субшкалы:

1. Цели в жизни.  Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни (ОЖ) будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.

3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придавать смысл остатку жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Раздел: тесты по психологии с ответами.

Тесты по психологии личности.

Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев.

Оцените статью:

 

 

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

Тест на уровень субъективного контроля (Тест УСК) Дж. Роттера

Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера)

Цель-Средство-Результат. Тест-опросник ЦСР. Методика Карманова А. А. для диагностики структуры деятельности.

Шкала экзистенции (тест ШЭ) А. Лэнгле и К. Орглер. Методика для диагностики осмысленности жизни.

Уровень самоактуализации личности. (Тест САТ, Опросник САМОАЛ)

 

  • Назад: Методика способность самоуправления (тест ССУ) Н. М. Пейсахов.
  • Вперед: Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной.

Средства психодиагностики — Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)

  • Разработка с участием сотрудникa(ов) ф-та:

    Нет

Название первоисточника: Purpose-in-Life Test, PIL

Автор(ы): Леонтьев Д.А.

Автор(ы) первоисточника: Crumbaugh J.C., Maholick L.T

Год публикации: 1969

Даты новых редакций и их названия 1981 — русскоязычная адаптация теста Муздыбаевым К.  | 1986-88гг. — русскоязычная адаптация теста Леонтьевым Д.А.

Оригинал или адаптация: Адаптация

Целевая группа: взрослые люди

Возрастная группа: взрослые люди

Психометрические характеристики:

Надежность методики проверялсь с помощью ретестирования с интервалом в 2 недели (испытуемые — 76 студентов МГУ), результаты оказались устойчивы (p≤0,05). В подтверждение надежности теста говорит иблизкая к нулю корреляция теста со шкалой «лжи» Методики многостороннего исследования личности (Снеткова М.В., 1988).

Структуры корреляционных связей ос­мысленности жизни с другими личностными переменными отличаются у разных групп испытуемых. Например, в проведенном М.В.Снетковой (1988) исследовании в  выборке студентов-непсихологов осмысленность жизни коррелирует с большим числом других переменных, в том числе с тремя основными шкалами опросника уровня субъек­тивного контроля (Бажин, Голынкина, Эткинд, 1984) — об­щей интернальности, интернальности по отношению к дос­тижениям и интернальности по отношению к неудачам; с це­лым рядом шкал теста личностных ориентации Э. Шострома в адаптации Л.Я.Гозмана и М.В.Кроза (Гозман, Кроз, 1987) — со шкалой внутренней опоры, самоуважения, взгляда на при­роду человека и синергичности, а также со шкалой самоуве­ренности методики исследования самоотношения  (МИС) С.Р.Пантилеева и В.В.Столина (Пантилеев, Столин, 1989) и со шкалами «С» и «Е» 16-факторного личностного опросника Р.Кеттела. В группе больных неврозом число значимых корре­ляций теста заметно меньше — с интернальностью по отношению к неудачам опросника УСК и со шкала­ми самоуважения и креативности теста личностных ориента­ции. Полученные данные «заставляют задуматься о разнообразии психологи­ческих механизмов, придающих жизни людей цельность, ос­мысленность и упорядоченность» (Леонтьев А.Д., 2000).

При факторном анализе выделились шесть факто­ров, пять из которых (за исключением второго) хорошо ин­терпретируются, включают с весом не менее 0,40 от 4 до 6 пунктов каждый и значимо (р<0,01) коррелируют с общим показателем осмысленности жизни. Результаты, полученные при факторизации, позволяют утверждать, что осмысленность жизни личности не является внутренне однородной структу­рой. Полученные факторы (за исключением второго) можно рассматривать как составляющие смысла жизни личности. При этом они разбиваются на две группы. В первую входят соб­ственно смысложизненные ориентации: цели в жизни, на­сыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией. Не­трудно увидеть, что эти три категории соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым). Два оставшихся фактора характеризуют внутренний локус конт­роля, с которым, согласно приведенным выше данным, ос­мысленность жизни тесно связана, причем один из них ха­рактеризует общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, а второй отражает веру в собственную способность осуществлять такой контроль (образ Я) (Леонтьев, Калашников, Калашникова, 1993).

Параметры оценки:

1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют нали­чие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают  жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни.  Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмо­ционально насыщенный и наполненный смыслом.

3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореа­лизацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.

4. Локус контроля-Я (Я — хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личнос­ти, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы пост­роить свою жизнь в соответствии со своими целями и пред­ставлениями о ее смысле. Низкие баллы — неверие в свои силы контролировать события собственной жизни. 

5. Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни. При вы­соких баллах — убеждение в том, что человеку дано контро­лировать свою жизнь, свободно принимать решения и вопло­щать их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному конт­ролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Процедура проведения:

Испытуемому предлагается выбирать из пар противоположных утверждений (20 утверждений) одно, которое по его мнению, больше соответсвует действительности, и отмечать из цифр 1,2,3, в зависимости от степени уверенности в выборе (0=оба утверждения одинаковы верны).

Литература:

Crumbaugh, J. C. and Maholick, L. T. Manual of Instructions for The Purpose-in-Life  Test.  Munster, Indiana:  Psychometric Affiliates, 1969.

Леонтьев  Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). — М.: Смысл, 2000. — 18с.

Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентации // Психологический журнал, 1993, т. 14,  № 1. С. 150-155. 

Муздыбаев К. Удовлетворенность жизнью, ощущение счастья, пе­реживание смысла собственного бытия // Рабочий класс СССР на рубеже 80-х годов. М., 1981. С. 181-198. 

Необходимость обучения: Нет

Необходимость лицензии: Нет

Методика «Смысло-жизненные ориентации» (СЖО)

1.Обычно мне очень скучно3210123Обычно я полон энергии
2.Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей3210123Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной
3.В жизни я не имею определенных целей и намерений.3210123В жизни я имею очень ясные цели и намерения.
4.Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной.3210123Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной.
5.Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие.3210123Каждый день кажется мне совершенно похожим на другие.
6.Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться.3210123Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.
7.Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал.3210123Моя жизни сложилась совсем не так, как я мечтал.
8.Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов.3210123Я осуществил многое из того, что было мною запланировано.
9.Моя жизнь пуста и неинтересна.3210123Моя жизнь наполнена интересными делами.
10.Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.3210123Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.
11.Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.3210123Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.
12.Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня с растерянность и беспокойство.3210123Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.
13.Я человек очень обязательный.3210123Я человек совсем не обязательный.
14.Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.3210123Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств
15.Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.3210123Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.
16.В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей.3210123В жизни я нашел свое призвание и цели.
17.Мои жизненные взгляды еще не определились.3210123Мои жизненные взгляды вполне определились.
18.Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.3210123Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.
19.Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею.3210123Моя жизнь не подвластна мне, и она управляется внешними событиями.
20.Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение.3210123Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.

Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев

Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев. Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева  позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. Тест  СЖО является адаптированной версией теста “Цель в жизни” (Purpose-in-Life Test , PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла  и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории. На основе факторного анализа адаптированной Д.А.Леонтьевым версии этой методики отечественными исследователями (Леонтьев, Калашников, Калашникова) был создан тест СЖО, включающий, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля-Я и локус контроля-жизнь). Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности.   В тесте СЖО жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов. Важным является  ясное соотнесение целей – с будущим, эмоциональной насыщенности – с настоящим, удовлетворения – с достигнутым результатом, прошлым. Ситуация предоставляет каждому человеку возможность сделать в настоящем определенный выбор в виде поступка, действия или бездействия. Основой такого выбора является сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии. Совокупность осуществленных, актуализированных выборов формирует «прошлое», которое неизменно, вариациям подвержены лишь его интерпретации. «Будущее» есть совокупность потенциальных, ожидаемых результатов усилий, предпринимаемых в настоящем, в этой связи будущее принципиально открыто, а различные варианты ожидаемого будущего имеют разную мотивирующую притягательность. 

Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев:

Инструкция к тесту СЖО. Вам предложены пары противоположных утверждений.

Ваша задача выбрать одно из утверждений, которое по Вашему мнению больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0 ,если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).

Тестовый материал к методике Леонтьева.    3 2 1 0 1 2 3  

1. Обычно мне очень скучно.               Обычно я полон энергии

2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей . Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной

3. В жизни я не имею определенных целей и намерений.   В жизни я имею очень ясные целя и намерения

4. Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной.   Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной.

5. Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие. Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.

6. Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться . Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.

7. Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал. Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.

8. Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов. Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.

9. Моя жизнь пуста и неинтересна.  Моя жизнь наполнена интересными делами

10. Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной. Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.

11. Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе. Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.

12. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.

13. Я человек очень обязательный.   Я человек совсем не обязательный.

14. Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.  Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств.

15. Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.  Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.

16. В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей.   В жизни я нашел свое призвание и целя.

17. Мои жизненные взгляды еще не определились.     Мои жизненные взгляды вполне определились.

18. Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.    Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.

19. Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею.   Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями.

20. Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение            

  Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.

Ключ к тесту СЖО Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили).  Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3210123

в Ключ к тесту СЖО Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили).  Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3210123 в оценки по восходящей или нисходящей ассиметричной шкале. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) — полюсу ее отсутствия. При подсчете баллов по ключу придерживаются следующего правила: — в восходящую шкалу  1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17. — в нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20. Вот пример перевода ответов на первые пять пунктов теста в оценки по ассиметричным шкалам: № утверждения Ответ испытуемого Балл 1 3 2 1 0 1 2 3 3 2 3 2 1 0 1 2 3 1 3 3 2 1 0 1 2 3 4 4 3 2 1 0 1 2 3 5 5 3 2 1 0 1 2 3 2 После этого суммируются баллы ассиметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченных испытуемым. Субшкала 1 (цели в жизни) — 3, 4, 10, 16, 17, 18. Субшкала 2 (процесс жизни) — 1, 2, 4, 5, 7, 9. Субшкала З (результат жизни) — 8, 9, 10, 12, 20. Субшкала 4 (локус контроля — Я) — 1, 15, 16, 19. Субшкала 5 (локус контроля — жизнь) — 7, 10, 11, 14, 18, 19. Общий показатель — осмысленность жизни (ОЖ) — все 20 пунктов. В таблице ниже приведены средние и стандартные отклонения по общему показателю СЖО и всем пяти субшкалам отдельно для мужчин и женщин, полученные на выборке 200 человек в возрасте от 18 до 29 лет (по данным Д.А. Леонтьтева,2000). Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя СЖО (по данным Д.А. Леонтьева, N=200 чел). Субшкала Среднее знач. ± Станд откл Мужчины Женщины 1 Цели в жизни 32,90±5,92 29,38±6,24 2 Процесс жизни 31,09±4,44 28,80±6,14 3 Результативность жизни 25,46±4. 30 23,30±4,95 4 Локус контроля — Я 21,13±3,85 18,58±4,30 5 Локус контроля — жизнь 30.14±5,80 28.70±6,10   Общий показатель ОЖ 103,10±15,03 95,76±16,54 В следующей таблице приведены средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя СЖО взрослых лиц в возрасте от 30 до 55 лет обоего пола, полученные в работе Е.А. Петровой, А.А. Шестакова (2002). Ими применялся СЖО для оценки служащих банковских структур. Данные апробации, представляющие сравнительный интерес в целях. Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя СЖО (по данным Е.А. Петровой, А.А. Шестакова, 2002, n=75). Субшкала Среднее знач. ± Станд откл 1 Цели в жизни 38.91±3,20 2 Процесс жизни 35,95±4,06 3 Результативность жизни 29,83±3,00 4 Локус контроля — Я 24,65±2,39 5 Локус контроля — жизнь 34.59±4,44   Общий показатель ОЖ 120,36±10,21 Интерпретация к методике СЖО. В тесте используются следующие  субшкалы: 1. Цели в жизни.  Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни (ОЖ) будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО. 2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее. 3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придавать смысл остатку жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни. 4. Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни. 5. Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Смысложизненные ориентации авторов Википедии (на примере русскоязычного сегмента) / The Meaning of life orientations of Wikipedia authors (on the example of Russian-language segment)

207

6. Психология личности как точная наука

свидетельствует высокий интегральный показатель, выражающий

положительную перспективу в нахождении смысла жизни.

Рассмотрим полученные результаты отдельно по каждой суб-

шкале.

1. Цели в жизни. У подавляющего большинства респондентов

(88%) наличествуют личные цели на будущее, что вкладывает в их

жизнь содержательную направленность и временнýю перспективу.

При общем высоком уровне ОЖ низкие баллы по этой субшкале

присущи 12% респондентам, живущим сегодняшним или вчераш-

ним днем.

2. Процесс жизни. Превалирующая часть респондентов (88%)

расценивает процесс своей жизни как интересный, эмоционально

насыщенный и наполненный смыслом, тогда как 12% не удовлет-

ворены своей жизнью в настоящем.

3. Результативность жизни. Значительное количество респон-

дентов (88%) ощущают продуктивность и удовлетворенность само-

реализацией прожитой частью жизни. Недовольство пройденным

жизненным этапом испытывают 12% участников исследования.

4. Локус контроля— Я. Восприятие себя как сильной личности

(«хозяина жизни»), обладающей достаточной свободой выбора для

построения собственной жизни в соответствии с индивидуальны-

ми целями и представлениями о ее смысле, характерно для 90%

респондентов. Наряду с этим 10% ответивших не верят в управля-

емость жизненных событий.

5. Локус контроля — жизнь. Изрядная доля респондентов

(89%) убеждены в том, что они могут сполна контролировать свою

жизнь, свободно принимая решения в воплощении намеченных

целей. Остальным испытуемым (11%) свойствен фатализм— вера

в то, что жизнь неподвластна сознательному контролю, так как

свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать

на будущее.

Осуществлен начальный этап планируемого исследования.

Даль нейшая работа ставит целью углубиться в целостное пони-

мание смысложизненных ориентаций онлайн-энциклопедистов в

плане их психологической гибкости в нахождении смысла жизни

по отношению к прошлому, настоящему и будущему. Ожидаемым

практическим результатом станут рекомендации относительно

смыслонаполнения жизни посредством дистантного просвещения.

Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 17-06-00515.

Тест смысложизненных ориентаций | ПсиЛаб

Теоретические основы

Тест смысложизненных ориентации является адаптирован­ной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была раз­работана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и пресле­довала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциаль­ном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний — ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описан­ных видов неврозов. Первоначально авторы стремились пока­зать, что а) методика измеряет именно степень «экзистенци­ального вакуума» в терминах Франкла; б) последний характерен для психически больных и в) он не тождествен просто психической патологии. «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической зна­чимости жизни.

Адаптации и модификации методики

Адаптация теста ос­мысленности жизни на русском языке была впервые выпол­нена К.Муздыбаевым (ИСЭП АН СССР, г.Ленинград). К.Муздыбаев воспроизвел без изменений форму теста Крамбо, за­менив при переводе некоторые пункты другими. Согласован­ность отдельных пунктов с суммарным баллом оказалась до­вольно высокой (корреляция от 0,37 до 0,71), хотя нельзя исключить предположение о сильном влиянии на ответы фак­тора социальной желательности. В основном исследовании

К.Муздыбаева, которое по своим задачам носило социоло­гический характер, участвовали 540 рабочих трех промыш­ленных предприятий г.Ленинграда. Среди полученных в этом исследовании результатов следует назвать следующие. Уровень удовлетворенности смыслом жизни оказался ниже удовлетво­ренности жизнью в целом, определявшейся на основании прямых вопросов. Показатель осмысленности жизни у муж­чин оказался значимо выше, чем у женщин, у женатых (за­мужних) — выше, чем у холостых (незамужних) и разведен­ных; наличие детей также коррелировало с осмысленностью жизни. Была выявлена характерная возрастная динамика ос­мысленности жизни, максимумы которой приходятся на воз­растные группы 25—30 и старше 50 лет, а минимумы — на группу до 25 лет и низкое плато, охватывающее возрастные группы от 30 до 50.

Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни (ОЖ) была разработана и адаптирована Д.А.Леонтьевым (фа­культет психологии МГУ) в 1986—88 гг. Версия К.Муздыбаева была взята за основу и видоизменена по следующим трем параметрам: были изменены и упрощены формулировки ряда пунктов с сохранением общего их смысла; вместо общего на­чала предложения с двумя вариантами окончания форму­лировалась пара целостных альтернативных предложений с одинаковым началом; асимметричная шкала градации ответа от 1 до 7 была заменена симметричной шкалой — 3 2 1 0 1 2 3. Последнее было сделано с целью уменьшения «прозрачнос­ти» методики и устранения позиционных эффектов, хотя про­цедура подсчета суммарного балла при этом несколько ус­ложнилась. Параллельно была переведена на русский язык и шкала поиска смысложизненных целей. Единственное из­менение по сравнению с оригинальной версией методики заключалась в том, что семиступенчатый квантификатор был заменен пятиступенчатым («никогда — редко — иногда — час­то — постоянно»), поскольку в русском языке не удалось по­добрать адекватного набора из семи частотных обозначений.

Процедура проведения

Инструкция

Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача — выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).

Обработка результатов

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) -полюсу ее отсутствия.

В восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты — 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.

В нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты — 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Общий показатель ОЖ — все 20 пунктов.

Субшкала 1 (цели)— 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (процесс) — 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала З (результат) — 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 ( локус контроля — Я) — 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 ( локус контроля — жизнь) — 7, 10, 11, 14, 18, 19.

Средние и стадартные отклонения субшкал и общего показателя ОЖ (N=200 чел)

Шкалы Мужчины Женщины
M σ M σ
1 — Цели 32,90 5,92 29,38 6,24
2 — Процесс 31,09 4,44 28,80 6,14
3 — Результат 25,46 4,30 23,30 4,95
4 — ЛК-Я 21,13 3,85 18,58 4,30
5 — ЛК-жизнь 30,14 5,80 28,70 6,10
Общий показатель ОЖ 103,10 15,03 95,76 16,54

Интерпретация результатов

Интерпретация субшкал

1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют нали­чие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не толь­ко целеустремленного человека, но и прожектёра, планы ко­торого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкреп­ляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теори­ей о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что­бы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмо­ционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характе­ризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале — признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацелен­ность в будущее.

3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореа­лизацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать челове­ка, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля-Я (Я — хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личнос­ти, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы пост­роить свою жизнь в соответствии со своими целями и пред­ставлениями о ее смысле. Низкие баллы — неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни. При вы­соких баллах — убеждение в том, что человеку дано контро­лировать свою жизнь, свободно принимать решения и вопло­щать их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному конт­ролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Стимульный материал

Бланк ответов

Литература

  1. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.

Инна Кариака. Ценностно-смысловые ориентации как фактор формирования поведения студентов-психологов.

(2017) Наука и образование, 11, 146-150. Одесса.


DOI:

Каряка Инна,
кандидат психологических наук, доцент,
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования,
Национальный авиационный университет,
Украина, проспект Космонавта Комарова, 1,


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ФАКТОР
ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ


РЕЗЮМЕ:

Статья посвящена исследованию особенностей смысловой сферы студентов-психологов, так как это явление человеческого сознания проникает во все сферы жизни и приводит к проявлениям жизненной дезориентации в юности. Проведено эмпирическое исследование на основе следующих методов исследования: Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С. Бубнова, Тест жизненно-смысловых ориентаций (ЛСО) А. Леонтьева, Ценностный тест Ш. Шварц (Ценный опросник (VQ)), Инвентаризация склонности к девиантному поведению А. Орла; а также методы математической статистики (критерий Колмогорова-Смирнова, коэффициент корреляции Пирсона, коэффициент корреляции Спирмена). В выборку вошли 44 студента 1 и 2 курсов по специальности «Практическая психология» Национального авиационного университета, г. Киев.Полученные результаты показали, что чем выше уровень склонности к преодолению норм и правил, тем выше уровень высокого социального статуса, социальной активности, общения, жизненного процесса, жизненных целей, материального благополучия, признания и уважения, власти, автономия и достижения, а также более низкие уровни соответствия, универсальности и безопасности. Кроме того, чем выше уровень аддиктивного поведения человека, тем выше уровень желания милосердия, универсализма, потребности в безопасности и тем ниже уровни социальной активности, общения, власти, локуса самоконтроля, достижений и т. Д. и доброта есть.Таким образом, существует статистически значимая корреляционная связь между предрасположенностью к агрессивному поведению и ценностно-смысловыми ориентациями, а также самоотношением.


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

смысл, ценностные ориентации, жизненно-смысловые ориентации, личностная самооценка, рефлексия, смысловая сфера.


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ :


ССЫЛКИ :

1. Калитеевская, Е.Р. (2007). Смысл, адаптация и самоопределение подростков. Вопросы психологии — Вопросы психологии, 2, 68-80 [на украинском языке].
2. Карпинский, К.В. (2010). Взаимосвязь самоотношения и смысложизненного кризиса в развитии личности. Мир психологии — Мир психологии, 4, 152–167 [на украинском языке].
3. Леонтьев Д.А. (2003). Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности.2-е изд. rev. Москва: Смысл.
4. Леонтьев Д.А. (2000). Тест смысложенных ориентаций (СЖО). 2-е изд. rev. Москва: Смысл.
5. Рева М.М. (2015). Особенности жизненной перспективы в подростковом возрасте. Психолохия и особист — Психология и личность, 2, 126-139. Киев-Полтава [на украинском языке].
6. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. (2002). Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.Москва [на русском языке].
7. Наследов А.Д. (2004). Математические методы психологического исследования. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Руководство]. Санкт-Петербург: Речь.
8. Максименко, С. Д. (2015). Генезис существования личности. Монреаль: Коммуникация Accent Graphics [на английском языке].

ДИНАМИКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ТЕОРИИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Рекомендации

1.Егоршин А.П. Стратегический менеджмент. Нижний Новгород: НИМБ, 2010. 192 с.
2. Марков В.Н. Лично-профессиональный потенциал кадров управления: психолого-акмеологическая оценка и оптимизация. Дис. докт. психол. Личностный и профессиональный потенциал управленческого персонала: психоакмеологическая оценка и оптимизация. М., 2004. 453 с.
3. Павлова А.М. Профессионально-личностный потенциал специалиста: явление и понятие.Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всероссийского сезона психологов. Санкт-Петербург: СПбГУ, 2003. С. 207–210.
4. Леонтьев Д.А. Потенциал личности как потенциал саморегуляции. Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. М .: Смысл, 2006. С. 85–105.
5. Леонтьев Д.А., Овчинникова Ю.Ю., Рассказова Е.И., Фам А.Х. Психология выбора. М .: Смысл, 2015. 463 с.
6. Леонтьев Д.А. Современная психология мотивации. М .: Смысл, 2002. 343 с.
7. Дружилов С.А. Психология профессионализма. Инженерно-психологический подход. Харьков: Гуманитарный центр, 2011. 296 с.
8. Маклаков А.Г. Адаптационный потенциал личности: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. Психологический журнал, 2001, т. 22, нет. 1. С. 16–24.
9. Мандрикова Е.Ю. Личностный потенциал в организационном контексте. Личный потенциал. Структура и диагностика. М .: Смысл, 2011. С. 469–490.
10. Баард П.П., Деси Э.Л., Райан Р.М. Внутреннее удовлетворение потребностей: мотивационная основа производительности и благополучия в двух рабочих условиях. Журнал прикладной социальной психологии, 2004, т. 34. С. 2045–2068.
11. Деси Э.Л. Психология самоопределения. Торонто, Lexington Books Publ., 1980. 480 с.
12. Деси Э.Л., Райан Р.М. «Что» и «почему» достижения цели: потребности человека и самоопределение поведения. Психологическое расследование, 2000, вып. 11. С. 227–268.
13. Deci E.L., Connell J.P., Ryan R.M. Самоопределение в трудовой организации. Журнал прикладной психологии, 1989, т. 74, нет. 4. С. 580–590.
14. Колено К.Р., Цукерман М. Причинно-следственные ориентации и исчезновение предубеждения к самосовершенствованию. Журнал исследований личности, 1996, т.30. С. 76–87.
15. Шелдон К.М., Ниемец К.П. Важна не только сумма: сбалансированное удовлетворение потребностей также влияет на благополучие. Журнал личности и социальной психологии, 2006, т. 91. С. 331–341.
16. Стоун Д., Деси Э., Райан Р. Вне разговора: создание автономной мотивации с помощью теории самоопределения. Печатная газета, 24 ноября 2008 г.
17. Боно Дж. Э. Самоопределение на работе: мотивационные эффекты трансформационных лидеров (Университет Айовы).Информационная и обучающая диссертация Proquest, AAT 3009562. 2001.
18. Деси Э.Л., Райан Р.М. Шкала общей причинно-следственной ориентации: самоопределение личности. Журнал исследований личности, 1985b, т. 19. С. 109–134.
19. Гуай Ф., Сенекаль К., Готье Л., Ферне С. Прогнозирование нерешительности в карьере: перспектива теории самоопределения. Журнал консультативной психологии, 2003, т. 50. С. 165–177.
20. Ди Доменико С., Фурнье М. Социально-экономический статус, неравенство доходов и жалобы на здоровье: взгляд на основные психологические потребности. Исследование социальных показателей, 2014, т. 119, стр. 1–19.
21. Дергачева О.Е., Дорфман Л.Я., Леонтьев Д.А. Российская адаптация шкалы общей причинно-следственной ориентации. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2008. 3. С. 91–106.
22. Деси Э.Л., Райан Р.М. Шкала общей причинно-следственной ориентации: самоопределение в личности. Журнал исследований личности, 1985b, т. 19. С. 109–134.
23. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО).М .: Смысл, 2000. 18 с.

2018 №2 / Статьи

Разделы журнала

Архив и статистика

Войти

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ:

Наш адрес: 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10а, офис 98.

Телефон:
+7 (495) 780-09-42 доб.1740,
+7 (495) 723-56-31

E-mail: info@evestnik-mgou. ru,
[email protected]

График работы: с понедельника по четверг с 10-00 до 17-30,

пятница с 10:00 до 16-00,

обеденный перерыв с 13:00 до 14-00.

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Вестник МРСУ / Раздел «Психология» / 2018 № 2.

I.L. Фельдман

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛУЧЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ВЗРОСЛЫМИ, ПРИМЕНЯЮЩИМИ ДУХОВНЫЕ ПРАКТИКИ. В кн .: Вестник Московского областного государственного университета (электронный журнал). 2. С. 307-322.

Doi: 10.18384 / 2224-0209-2018-2-887


Индекс УДК: 159.9

Дата публикации: 22.05.2018 Страница: 307-322

Полный текст статьи

Загрузок: 62

Абстракция


В статье исследуется актуальная проблема ощущения субъективного благополучия и удовлетворенности качеством жизни взрослых.Автор эмпирически исследует особенности восприятия взрослыми людьми субъективного благополучия, вовлечение исследуемых взрослых в техники личностного и духовного развития. Кроме того, эти результаты сравниваются с контрольной группой людей, которые специально не занимаются саморазвитием. Анализ показал, что люди, специально занимающиеся техниками личного и духовного развития, по-разному переживают субъективное благополучие и удовлетворенность качеством жизни.

Ключевые слова


субъективное благополучие, удовлетворенность качеством жизни, осмысленные ориентации, техники личностного роста, техники духовного развития

Список литературы


1.Атаманова Ю.А. [Оценка уровня удовлетворенности качеством жизни: Адаптация Н.Э. Водопьянова]. В кн .: Психологическая диагностика. Доступно по адресу: https://sites.google.com/site/test300m/ookg (дата обращения: 15.12.2017).
2. Аргайл М. Психология счастья. СПб .: Питер, 2003. 272 ​​с.
3. Диагностика удовлетворенности качеством жизни. Доступно по адресу: https: // lektsia.com / 3×1437.html (дата обращения: 28.03.2018).
4. Лесков А.С. Тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева [Тест жизненно-значимых ориентаций (ЖО) Д.А. Леонтьев]. В кн .: Психология счастливой жизни. Доступно на: http://psycabi.net/testy/256-test-smyslozhiznennye-orientatsii-metodika-szho-d-a-leontev (дата обращения: 15.12.2017).
5. Фельдман И.Л. Личное самопознание будущего специалиста: опыт эмпирического исследования.Тула: Изд-во Тульского государственного университета, 2014. 191 с.
6. Фельдман И.Л. [Психическое здоровье и личностное развитие студентов университета в процессе обучения]. В кн .: Акмеология [Акмеология]. 2015. 3 (55). С. 168–169.
7. Фельдман И.Л. [Особенности личностного развития и профессиональной самореализации студентов-психологов]. В кн .: Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки [Новости Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. 4, стр.351–363.
8. Чиксентмихай М. Поток: Психология оптимального переживания. М .: Альпина Нон-фикшн, 2013. 464 с.
9. [Шкала субъективного благополучия]. В кн .: Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануилов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М .: Изд-во Института психотерапии, 2002. С. 467–470.

% PDF-1.4 % 1 0 объект > эндобдж 2 0 obj > эндобдж 3 0 obj > эндобдж 4 0 объект > поток 2018-01-23T02: 03: 21 + 07: 002018-01-25T19: 53: 54 + 07: 00Arbortext Advanced Print Publisher 11.0.2857 / W UnicodeiText 4.2.0 от 1T3XTapplication / pdf конечный поток эндобдж 5 0 obj > эндобдж 6 0 obj > эндобдж 7 0 объект > эндобдж 8 0 объект > эндобдж 9 0 объект > эндобдж 10 0 obj > эндобдж 11 0 объект > эндобдж 12 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / XObject> / ExtGState> / ColorSpace> / Свойства> >> >> эндобдж 13 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / ExtGState> / ColorSpace> >> >> эндобдж 14 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / ExtGState> / ColorSpace> >> >> эндобдж 15 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / ExtGState> / ColorSpace> >> >> эндобдж 16 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / ExtGState> / ColorSpace> >> >> эндобдж 17 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text] / ExtGState> / ColorSpace> >> >> эндобдж 18 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / ExtGState> / ColorSpace> >> >> эндобдж 19 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / ExtGState> / ColorSpace> >> >> эндобдж 20 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageC / ImageB / ImageI] / XObject> / ExtGState> / ColorSpace> / Свойства> >> >> эндобдж 21 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / ExtGState> / ColorSpace> >> >> эндобдж 22 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / ExtGState> / ColorSpace> >> >> эндобдж 23 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text] / ExtGState> / ColorSpace> >> >> эндобдж 24 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / ExtGState> / ColorSpace> >> >> эндобдж 25 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / ExtGState> / ColorSpace> >> >> эндобдж 26 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / ExtGState> / ColorSpace> >> >> эндобдж 27 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / ExtGState> / ColorSpace> >> >> эндобдж 28 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text] / ExtGState> / ColorSpace> >> >> эндобдж 29 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text] / ExtGState> / ColorSpace> >> >> эндобдж 30 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / ExtGState> / ColorSpace> >> >> эндобдж 31 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text] / ExtGState> / ColorSpace> >> >> эндобдж 32 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text] / ExtGState> / ColorSpace> >> >> эндобдж 33 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text] / ExtGState> / ColorSpace> >> >> эндобдж 34 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] / ExtGState> / ColorSpace> / Свойства> >> >> эндобдж 35 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text] / ExtGState> / ColorSpace> >> >> эндобдж 36 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text] / ExtGState> / ColorSpace> >> >> эндобдж 37 0 объект > эндобдж 38 0 объект > эндобдж 39 0 объект > эндобдж 40 0 объект [159 0 R 160 0 R 161 0 R 162 0 R 163 0 R 164 0 R 165 0 R 166 0 R 167 0 R 168 0 R] эндобдж 41 0 объект > поток xYˎ5 ߯ e> # (l} Uo ° GUOo ^% IFc’pz ! Z] 1O9Oϥ =.е ( M, K8 [5; e «A4 / x {{ZD3] rGiP6W ֡ O% PaCcM; qF ww / f / f) ‘W

ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИОННО-ЗНАЧИМЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

Александрова Т.И. (2006). Мотивационно-смысловые установки личности учителя и их влияние на эмоциональное благополучие учащихся.Кандидатская диссертация. Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Хабаровск.

Асмолов, А.Г. (2007). Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. Москва: «Смысл»; Издательский центр «Академия».

Гарсия-Аландете, Дж., Марко, Дж. Х. и Перес, С. (2017). Жизненный тест: сравнение основных моделей у пациентов с психическими расстройствами.Испанский журнал психологии, 20, 1–9. DOI: 10.1017 / sjp.2017.28.

Хаджихасани, М., и Надери, Н. (2020). Тревога смерти у пожилых людей: роль духовного здоровья и воспринимаемой социальной поддержки. Психология старения, 6 (4), 309–319. DOI: 10.22126 / jap.2020.5778.1473.

Хайдарзаде, М. и Амохаммади, М.А. (2017). Духовный рост у пациентов с сахарным диабетом II типа: качественное исследование. Журнал научных исследований в области сестринского дела и акушерства, 14 (2), 34–44.DOI: 10.29252 / jgbfnm.14.2.34.

Диабетический атлас IDF. (2013). Шестое изд. Брюссель, Бельгия: Международная федерация диабета. Доступно по адресу: www.idf.org/diabetesatlas

.

Качан Е.П., Кулак А.И. (2015). Особенности внутренней картины болезни у пациентов с сахарным диабетом 2-го типа в зависимости от длительности заболевания.Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология — Вестник Белорусского государственного университета. Философия и психология, 1, 108–114.

Хромов, А. (2000). Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. Университет.

Кошанская, А.Г. (2007). Взаимосвязь психологических и клинических характеристик у больных сахарным диабетом II типа при различных вариантах его течения.Кандидатская диссертация. В.М. Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. Бехтерева, Санкт-Петербург.

Кирилова О. (2017). Новый подход к изучению локуса контроля здоровья в пидлиткив из цукровым диабетом I типа. Украинский журнал детской эндокринологии — Украинский журнал детской эндоцинологии, 1, 16–20 [на украинском языке].

Лебедева А.Л. (2009). Проявление мотивационно-смысловых ориентаций личности в профессиональной сфере (на примере сотрудников государственных и коммерческих организаций). Кандидатская диссертация. Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург.

Леонтьев Д.А. (2000). Тест смысло-жизненных ориентаций (СЖО).(2-е издание). Москва: Смысл.

Леонтьев Д.А. (2007). Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. (3-е издание). Москва: Смысл.

Лужецкая А.М. (2015). Специфика мотивационно-смысловой сферы современного учителя. [Специфика мотивационно-смысловой сферы современного учителя]. Бюллетень ВСНЦ СО РАМН — Вестник ВСНЦ СО РАМН, 4 (104).68–73 с.

Мильман В. (1990). Метод изучения мотивационной сферы личности. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции — Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции (стр. 23–43). Москва: МГУ.

Оганесян С.Л., Губина С.Т., Кароян А.А. (2015). Психологические изменения личности при сахарном диабете.Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук — Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук, 10 (55), 43–47.

Панахи, Р., Ахмади, А., Амджадиан, М., Хаси, Б., Нури, Э., Гаджари, Х.,… и Гадери, Н. (2019). Исследование взаимосвязи между духовным здоровьем и качеством жизни пациентов с сахарным диабетом 2 типа. Журнал хронических болезней, 7 (2), 73–79. DOI: 10.22122 / cdj.v7i2.386

Саит Министерства охраны здоровья Украины. moz.gov.ua/article/health/vsesvitnij-den-borotbi-z-diabetom-scho-treba-znati-pro-hvorobu.