Тесты для пмпк: Диагностические методики для ПМПК
Тест «Изучение интеллекта 6-9 лет» подходит для ПМПк
Методика определения уровня развития детей 6-9 лет.
Цель: исследование уровня умственного развития детей младшего школьного
возраста.
Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания:
I субтест — исследование способностей отличать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, а также оценка запаса знаний испытуемого;
II субтест — исследование способностей обобщения и отвлечения, а также
выделения существенных признаков предметов и явлений;
III субтест — исследование способности устанавливать логические связи и
отношения между понятиями;
IV субтест — выявление умения обобщать.
Порядок проведения: Задания читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок ребенка и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.
Текст методики
I. Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».
а) У
сапога есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
б) В теплых краях обитает… (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень),
в) В году… (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
г) Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
д) Самая большая птица… (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).
в) Розы — это… (фрукты, овощи, цветы, дерево).
ж) Сова всегда спит… (ночью, утром, днем, вечером),
з) Вода всегда… (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
и) У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень, тень).
к) Город России… (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).
II. Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо исключить».
а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка,
фиалка.
б) Река, озеро, море, мост, болото.
в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
д) Тополь, береза, орешник, липа, осина.
е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
III. Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа — другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева.
лес / деревья =
библиотека / сад, двор, город, театр, книги
бежать / кричать = стоять / молчать, ползать, шуметь, звать, плакать
Значит нужно установить, во-первых, какая связь существует между словами слева,
а затем установить такую же связь в правой части.»
а) огурец / овощ =
георгин/ сорняк, роса, садик, цветок, земля
б) учитель / ученик = врач / койка, больные, палата, термометр
в) огород / морковь = сад / забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы
г) цветок / ваза = птица / клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
д) перчатка / рука = сапог / чулки, подошва, кожа, нога, щетка
е) темный / светлый = мокрый / солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
з) машина / мотор = лодка / река, моряк, болото, парус, волна
и)стул / деревянный = игла / острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
к) стол / скатерть = пол / мебель, ковер, пыль, доска, гвозди
IV. Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:
Брюки, платье… — одежда.
Придумай название к каждой паре»:
a) Метла,
лопата…
б) Окунь, карась…
в) Лето, зима…
г) Огурец, помидор…
д) Сирень, шиповник.
е) Шкаф, диван…
ж) День, ночь…
з) Слон, муравей…
и) Июнь, июль…
к) Дерево, цветок…
Правильные ответы:
I
субтест: | II субтест
|
III субтест
| IVсубтест
|
Обработка результатов
I субтест:
Если ответ на первое задание правильный, задаётся вопрос «почему не
шнурок?» При правильном объяснении решение оценивается в 1 балл, при
неправильном — 0,5 балла.
Если ответ ошибочный, ребенку оказывается помощь — ему предлагается подумать и
дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после
второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется
понимание ребенком слова «всегда», что важно для решения 6 из 10 заданий того
же субтеста. При решении последующих заданий I субтеста уточняющие вопросы не
задаются.
II субтест:
Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему?» При
правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ
ошибочный, оказывается помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ
после второй попытки ставится 0,5 балла. При ответах на 7, 9,10-е (ж, и, к)
задания дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного
возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для
решения этих заданий. При ответе на 7-е (ж) задание II субтеста дополнительный
вопрос также не задается, так как эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно
решает это задание, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».
III субтест:
За правильный ответ — 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла.
IV субтест:
При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным.
При решении III и IV субтестов уточняющие вопросы не задаются.
При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение каждого субтеста, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом.
Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение
всех четырех субтестов, — 40 (100% оценки успешности). Кроме того,
целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение заданий
при второй попытке (после стимулирующей помощи).
Интерпретация.
Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает
ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного
внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку —
дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп
детей с ЗПР относится обследуемый. Оценка
успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле:
где х — сумма баллов, полученных испытуемым.
На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были определены следующие уровни успешности нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР:
4-й уровень успешности — 32 балла и более (80—100% ОУ),
3-й уровень — 31,5—26 баллов (79,0—65%),
2-й уровень — 25,5—20 баллов (64,9—50%),
1-й уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже).
Диагностика для ПМПК
Методика «Кругозор»
С.А.Банков
(общая осведомленность, ориентация в пространстве и времени)
Цель: выявление общей осведомленности ребенка: о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям, установление эмоционального контакта.
Возраст: 5-7 лет.
п/п
Вопросы
Общая осведомленность
1
Назови свою фамилию, имя (1 балл), отчество (2 балла)
2
Когда ты родился? Сколько тебе лет? Сколько лет тебе будет через год? (дата или месяц – 1 балл), число, месяц, год – 2 балла
3
Как зовут твоих родителей? (ФИО – 2б, ФИ – 1б)
4
Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной (1 балл)?
5
В каком городе ты живешь (1 балл)?
6
Каких ты знаешь диких животных? Назови (1 балл).
7
Каких ты знаешь домашних животных? Назови (1 балл).
8
Что делает почтальон (врач, учитель) (по 1 баллу за каждого)?
9
Что больше 8 или 5 (1 балл)? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2 (2 балла).
Ориентация во времени
10
Сейчас утро или вечер (1 балл)?
11
Какое сейчас время года (1 балл)?
12
Назови четыре времени года (в любом порядке) (4 балла).
13
Назови дни недели, начиная с понедельника (2 балл).
Ориентация в пространстве
14
Покажи свой правый глаз, левое ухо (1балл)? Зачем нам нужны глаза, уши (1 балл)?
Знание цветов
15
Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга) (1 балл)?
Оценка результатов:
21 и более баллов – высокий уровень
15 — 20 баллов – хороший уровень
7 – 14 баллов – средний уровень
6 и менее баллов – низкий уровень
Методика «Аналогии»
(мышление: анализ, обобщение)
Цель: оценка умственных операций анализа и обобщения.
Возраст: 5-7 лет
Инструкция: «Я буду называть тебе тори слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему, то есть найти ему пару».
Слова:
ОКУНЬ – РЫБА, а РОМАШКА — …
МОРКОВЬ – ОГОРОД, а ГРИБЫ…
ЧАСЫ – ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК…
ГЛАЗ – ЗРЕНИЕ, а УШИ — …
ДОБРО – ЗЛО, а ДЕНЬ …
УТЮГ – ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН -…
Оценка результатов: За каждый правильный ответ выставляется по два балла, если ребенок справился без помощи психолога, если с помощью – 1 балл, совсем не справился – 0 баллов.
10-12 – высокий;
7-9 — хороший;
4-6 – средний;
3 и менее – низкий.
Методика «10 картинок»
(зрительная память)
Цель: определение объема произвольного зрительного запоминания.
Возраст: 5-7 лет
Инструкция: «Сейчас я покажу тебе картинки, посмотри на них внимательно и постарайся их запомнить».
Процедура обследования: ребенку предъявляется 10 картинок (время предъявления – 15 секунд).
Оценка результатов:
За каждое правильное воспроизведение выставляется по одному баллу.
8-10 – высокий уровень
6-7 – хороший уровень
4-5 – средний уровень
3 и меньше– низкий
Методика «Четвертое лишнее»
Е.Л.Агаева
(образно-логическое мышление, классификации)
Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
Возраст: 4-5 лет.
Стимульный материал: картинки с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам: 1) по величине; 2) по форме; 3) по цвету; 4) по родовой категории (дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. – 4 шт. от простого к сложному)
Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов. 10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут. 6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут. 4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут. 2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут. 0-1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.
Выводы об уровне развития.
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий
Методика «10 слов»
А.Р. Лурия
(слуховая память)
Цель: определение объема кратковременной слуховой памяти.
Возраст: 5-7 лет.
Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе слова. Пожалуйста, слушай меня внимательно».
Процедура обследования: ребенку вслух называют 10 слов с интервалом в 1 секунду между словами.
Слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.
Оценка результатов:
За каждое правильное воспроизведенное слова выставляется по одному баллу.
8-10 слов – высокий уровень (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)
6-7 слов – хороший уровень (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)
4-5 – средний уровень (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)
3 и меньше – низкий (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)
Методика «Домик»
Н. И. Гуткина
(произвольность внимания)
Цель: оценка уровня произвольности внимания.
Возраст: 5-10 лет.
Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги, на котором нарисована картинка, и карандаш. На этом листе прошу тебя нарисовать точно такую же картинку. Не торопись, будь внимателен. Если же нарисуешь неправильно, то ничего стирать не нужно, рядом нарисуй правильно».
Когда ребенок говорит об окончании работы, ему надо предложить, все ли верно.
Ошибками считаются:
отсутствие какой-либо детали 4б.
увеличение отдельных деталей рисунка, 3б.
неправильно изображенный элемент рисунка 2б.
неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (смещение забора вниз или вверх, трубы, отклонение колечек дыма более 30˚ от горизонтальной линии) 1б.
отклонение прямых линий более 30˚ от заданного направления. 1б.
разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены. 1б.
залезание линий одна за другую. 1б.
Оценка результатов:
0б. – высокий уровень
1-2б. – хороший
3-4б. – средний
более 4б. – низкий
Методика «Последовательные картинки»
А. Н. Бернштейн
(причинно-следственные связи)
Цель: изучение логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.
Возраст: 5-7 лет.
Оборудование: рисунок из четырех последовательных изображений. (Ниже представлены два варианта картинок). Картинки вырезаются по линиям. Надо отметить, что эта серия с явным сюжетом является легкой. Более сложные варианты — картинки со скрытым сюжетом, с незавершенным действием.
Процедура проведения: перед ребенком на столе в произвольном порядке кладут четыре картинки и предлагают рассмотреть их в течение 20—30 сек. Инструкция: «Все эти картинки про одного мальчика. Разложи их по порядку, что было сначала, что потом». Если ребенок не начинает работу, уточняют: «Что сначала делал мальчик? Положи эту картинку сюда, первой»; «А что потом?». После того как ребенок разложит картинки, предлагают составить по ним рассказ.
Анализ результатов.
— Дети с нормальным умственным развитием с интересом рассматривают картинки, понимают инструкцию и выполняют задание. Они самостоятельно устанавливают последовательность событий, раскладывают картинки в нужном порядке, сопровождают свои действия речью. Качество рассказа разное: от скупого описания до развернутого рассказа. Некоторые дети вносят в рассказ элементы собственного опыта или наблюдений.
— Дети умственно отсталые справляются с этим заданием значительно позже (к 7—8 годам). В 5—6 лет они ограничиваются называнием отдельных картинок («Мальчик», «Еще еще мальчик», «Кушает») с помощью наводящих вопросов. Последовательности изображенных на картинках действий они не устанавливают. Помощь не используют.
— Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию. К 6 годам им доступно понимание последовательности изображенных событий. Однако при раскладывании они часто нуждаются в наводящих вопросах. Затрудняются в составлении развернутого рассказа.
Методика «Найди отличия»
(концентрация внимания)
Цель: определить уровень внимания: насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи.
Возраст: 4-7 лет.
Процедура проведения: перед ребенком на столе кладут по очереди 2 картинки и предлагают рассмотреть их в течение 20-30 сек. Инструкция: «На этик картинка одинаковые изображения, но что-то в них есть разное. Найди отличия на картинках». Необходимо внимательно посмотреть на две пары картинок и отметить, чем они отличаются.
Всего отличительных признаков в первой паре картинок 10, во второй — 7. Следовательно, ребенок максимально может набрать за этот тест 17 баллов. Время на выполнение этого задания – 4 минуты.
Оценка результатов:
16-17баллов — высокий уровень; 4-7балла — ниже среднего;
13-15 баллов — выше среднего; 0-3 балла — низкий уровень.
8-12 баллов – средний уровень;
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
(восприятие)
Цель: определить уровень восприятия.
Возраст: 3-7 лет.
Инструкция: Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
Балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
0-1 балл — за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
Выводы об уровне восприятия
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Рисовальный тест Куглера
(мелкая моторика)
Цель: оценка уровня развития мелкой моторики, помогает определить уровень развития аналитико-синтетической деятельности.
Возраст: 6-7 лет.
Инструкция: « Посмотри на фигуру и нарисуй такую же».
Процедура обследования: тест состоит из семи усложняющихся фигур, которые ребенок должен самостоятельно нарисовать. Фигуры предъявляются поочередно по мере выполнения последующей.
Оценка результатов: Фигура с изображением креста (5) обязательно должна быть выполнена ребенком семи лет. С ней справляется и шестилетние дети. Невыполнение рисунка восьмилетним ребенком свидетельствует с большей вероятностью о слабоумии. Незрелым к школьному обучения считается ребёнок , который перед поступлением в школу не может нарисовать последних три фигуры (5, 6,7).
Выводы об уровне развития мелкой моторики:
7 – высокий уровень
6 – хороший
5 – средний
4 и менее – низкий
Методика определения эмоциональной самооценки
А. В. Захаров
(эмоциональная самооценка)
Цель: определение уровня эмоциональной самооценки у ребёнка.
Возраст: 4-7 лет.
Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты. Поставь букву «Я» в нужном кружке.
Оценка результатов: нормой для ребенка является указание на третий – четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я – образа», осознает свою ценность и принимает себя.
При указании на первый – второй круг – завышенная самооценка.
При указании на круги далее четвёртого – заниженная самооценка.
Методика «Графический диктант»
Л. А.Венгер
(графические навыки, мелкая моторика)
Цель: определение уровня развития графических навыков и точность движения руки.
Возраст: 4-7 лет.
Инструкция: попросите малыша соединить линией каждую машинку со своим домиком, не съезжая с дорожки.
Оценка результатов:
О высоком уровне развития графических навыков свидетельствует отсутствие выходов за пределы дорожки, при этом карандаш отрывается от листа не более 3 раз.
Если ребёнок рисует неровную, дрожащую, слабую линию или, напротив, сильно нажимает и рвёт бумагу, допускает более 3-х выходов за пределы дорожки, а также многократное проведение по одному и тому же месту, уровень развития мелкой моторики низкий.
Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки ребенком.
Возраст: 3-7 лет.
Стимульный материал: предметные картинки, разрезанные по диагонали.
Процедура обследования: психолог показывает ребёнку четыре части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку». Обучение: психолог показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.
Интерпретация: Дети с нормальным умственным развитием с 3 лет складывают картинку из двух частей методом проб. После 4 лет они переходят к зрительному соотнесению. Картинки, разрезанные на 4 части, предлагаются с 4 лет, к 5 годам задание выполняется способом зрительного соотнесения. При работе с картинками, разрезанными по прямым на три части, дети часто «теряют» среднюю часть, сдвигая начало и конец изображения, но при удивлении и вопросе «А куда положим этот кусочек?» самостоятельно исправляют ошибку.
Дети с ЗПР собирают картинку из двух частей к 4 годам, картинка из 4 частей может вызвать у них затруднения и в 5 лет. После показа способа действия (взрослый собирает, показывает ребёнку, а потом разрушает картинку) ребёнок выполняет задание. Дети отвлекаются, могут не закончить задание, им требуются организующая помощь и поддержка.
Дети с УО не понимают смысл задания, хаотично перекладывают части картинки. К 5 – 6 годам эти дети способны собрать картинку, разрезанную на 2 – 4 части, но для этого им необходимо показать уже сложенное изображение. Если части лежат в перевёрнутом виде, то складывание вызывает большие трудности. Только после показа и совместного со взрослым выполнения они начинают собирать картинку самостоятельно. Однако для некоторых из них составление картинок из четырёх частей остаётся в этом возрасте недоступным.
Оценка результатов:
1 балл (низкий уровень) – не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения.
2 балла (средний уровень) – принимает задание, но условия задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения.
3 балла (хороший уровень) – принимает и понимает цель задания, выполняет методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб.
4 балла (высокий уровень) – принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием.
Методика «Раздели на группы»
А.Я.Иванова, Е.В.Доценко
(образно-логическое мышление, геометрические фигуры)
Цель: оценка образно-логического мышления ребенка, знания геометрических фигур, цветов.
Возраст: 5-7 лет.
Процедура обследования: ребенку показывается картинка, на которой нарисованы геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники, ромбы следующих цветов – красные, желтые, синие и белые и двух размеров. Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.
Инструкция: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из групп и по какому признаку они выделены». На выполнение задания отводится 3 минуты.
Оценка результатов:
10 баллов – ребенок выделил все группы фигур за время меньше чем 2 минуты.
8-9 баллов – выделил все группы за время от 2,5 до 3 минут.
6-7 баллов – выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3 минут.
4-5 баллов – за время 3 минуты ребенок сумел назвать только от 5 до 7 групп.
2-3 балла – за время 3 минуты ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп.
балл – за время 3 минуты ребенок сумел выделить не более 1 группы фигур.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
балл – очень низкий.
Методика «Диктант»
Д.Б. Эльконин
(произвольность поведения)
Цель: оценить такие показатели произвольности поведения как умение слушать и понимать, а затем в точности выполнять каждую инструкцию педагога, выполнять действие по инструкции, соблюдая требования и придерживаться образца.
Возраст: 5-7 лет.
Материалы методики: листы в клетку, карандаш, образец.
Процедура обследования:
Первый этап заключается в том, что дети должны запомнить правила, по которым выполняется задание. Затем рассмотреть образец, выбрать место на бумаге, где будет выполняться задание.
На втором этапе дети выполняют рисунок.
Третий этап предусматривает проверку, правильно ли выполнено задание, сравнивание с образцом и исправление ошибок, если имеются.
В данной методике дети должны проводить линии по клеткам. Если педагог говорит направо, то линию нужно рисовать в этом направлении, если налево или направо, то тоже соблюдать направление линии. Линия должна продолжаться на такое количество клеточек, сколько укажет педагог. Начинать линию нужно от той точки, которую укажет взрослый.
Критериями являются произвольная регуляция и самостоятельность. Произвольная регуляция подразумевается под действием вслед за вербальной инструкцией взрослого. Самостоятельность выявляется по выполнению, следуя наглядному образцу.
Оценка результатов:
После выполнения рисунков работы детей проверяются, и им начисляются баллы.
4 балла — если ребенок смог точно выполнить задание, рисунок воспроизведен по образцу.
3 балла — если в задании была допущена одна ошибка.
2 балла — за несколько ошибок.
1 балл — рисунки, совершенно не похожие на образец.
Выводы об уровне произвольности:
4 балла – высокий.
3 балла – хороший.
2 балла – средний.
1 балл –низкий.
Методика «Кактус»
М.А. Панфилова
(личностные характеристики)
Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Возраст: с 4-х лет.
Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!
Процедура обследования: Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
Обработка результатов и интерпретация
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
пространственное положение
размер рисунка
характеристики линий
сила нажима на карандаш
Агрессия — наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, в центре листа
Зависимость, неуверенность — маленькие рисунок внизу листа.
Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков, необычность форм.
Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм — использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов.
Тревога — использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии.
Женственность — наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.
Экстровертированность — наличие других кактусов, цветов.
Интровертированность — изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка , изображение домашнего кактуса.
Стремление к одиночеству — изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.
MPK-1/ERK требуется для полной активности ресвератрола, увеличения продолжительности жизни и репродукции
An, J. H. , & Блэквелл, Т.К. (2003). SKN-1 связывает мезэнтодермальную спецификацию C. elegans с законсервированной реакцией на окислительный стресс. Гены и развитие, 17, 1882–1893 гг. [бесплатная статья ЧВК] [PubMed] [Google Scholar]
Анисимов В.Н. , Берштейн, Л.М. , Егормин, П. А. , Пискунова, Т. С. , Попович, И.Г. , Забежинский, М.А. , … Франчески, К. (2005). Влияние метформина на продолжительность жизни и развитие спонтанных опухолей молочной железы у трансгенных мышей HER-2/neu. Экспериментальная геронтология, 40, 685–69.3. 10.1016/j.exger.2005.07.007 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Apfeld, J. , О’Коннор, Г. , МакДонах, Т. , ДиСтефано, П. С. , & Кертис, Р. (2004). Активируемая AMP протеинкиназа AAK-2 связывает уровни энергии и инсулиноподобные сигналы с продолжительностью жизни у C. elegans . Гены и развитие, 18, 3004–3009. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Bass, T. M. , Вайнков, Д. , Хаутхофд, К. , Джемс, Д. , & Партридж, Л. (2007). Влияние ресвератрола на продолжительность жизни в Drosophila melanogaster и Caenorhabditis elegans . Механизмы старения и развития, 128, 546–552. 10.1016/j.mad.2007.07.007 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Baur, J. A. , Пирсон, К.Дж. , Прайс, Н.Л. , Джеймисон, H.A. , Лерин, С. , Калра, А. , … Синклер, Д. А. (2006). Ресвератрол улучшает здоровье и выживаемость мышей на высококалорийной диете. Природа, 444, 337–342. 10.1038/природа05354 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Бердичевский А. , Вишванатан, М. , Хорвиц, Х.Р. , & Гуаренте, Л. (2006). C. elegans SIR-2.1 взаимодействует с белками 14-3-3 для активации DAF-16 и увеличения продолжительности жизни. Ячейка, 125, 1165–1177. [PubMed] [Google Scholar]
Berman, J. R. , & Кеньон, С. (2006). Потеря зародышевых клеток удлиняет продолжительность жизни C. elegans за счет регуляции DAF-16 с помощью kri-1 и передачи сигналов липофильного гормона. Ячейка, 124, 1055–1068. [PubMed] [Google Scholar]
Бхуллар, К. С. , & Хаббард, Б.П. (2015). Увеличение продолжительности жизни и здоровья с помощью ресвератрола. Biochimica Et Biophysica Acta, 1852, 1209–1218. [PubMed] [Google Scholar]
Blackwell, T. K. , Стейнбо, М.Дж. , Хурихан, Дж. М. , Эвальд, С.Ю. , & Исик, М. (2015). SKN-1/Nrf, реакции на стресс и старение у Caenorhabditis elegans . Свободнорадикальная биология и медицина, 88, 290–301. 10.1016/j.freeradbiomed.2015.06.008 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Brenner, S. (1974). Генетика Caenorhabditis elegans . Генетика, 77, 71–94. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Бурманн, К. , Шаян, П. , Поппер, Б. , Гоэль, А. , & Шакибаи, М. (2016). Sirt1 необходим для опосредованного ресвератролом химиопрофилактического эффекта в клетках колоректального рака. Питательные вещества, 8, 145 10.3390/nu8030145 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Choi, Y. , Юн, Д. С. , Ли, К.-М. , Чой, С.М. , Ли, М.-Х. , Парк, К. Х. , … Ли, Дж. В. (2018). Усиление регенерации кости, управляемой мезенхимальными стволовыми клетками, посредством ресвератрол-опосредованной регуляции SOX2. Старение и болезни, 10, 10.14336/AD.2018.0802 [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
Кот, CD , Расмуссен, Б.А. , Дука, Ф.А. , Заде-Тахмасеби, М. , Баур, Дж. А. , Далджит, М. , … Лам, Т.К. (2015). Ресвератрол активирует Sirt1 двенадцатиперстной кишки, чтобы обратить вспять резистентность к инсулину у крыс через нейронную сеть. NatureMedicine, 21, 498–505. 10.1038/нм.3821 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Curtis, R. , О’Коннор, Г. , & ДиСтефано, П. С. (2006). Сети старения у Caenorhabditis elegans : AMP-активируемая протеинкиназа (aak-2) связывает множественные пути старения и метаболизма. Старая Клетка, 5, 119–126. [PubMed] [Google Scholar]
Дасгупта Б. , & Милбрандт, Дж. (2007). Ресвератрол стимулирует активность АМФ-киназы в нейронах. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки, 104, 7217–7222. 10.1073/пнас.0610068104 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
de la Guardia, Y. , Гиллиат, А.Ф. , Хеллберг, Дж. , Реннер, П. , Кабрейро, Ф. , & Джемс, Д. (2016). Запуск апоптоза зародышевой линии способствует старению гонад у К. Элеганс . Онкотаргет, 7, 39082–39096. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Dowling, R. J. , Закихани, М. , Фантус, И.Г. , Поллак, М. , & Зоненберг, Н. (2007). Метформин ингибирует мишень рапамицин-зависимой трансляции у млекопитающих в клетках рака молочной железы. CancerResearch, 67, 10804–10812. 10.1158/0008-5472.CAN-07-2310 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Essers, M. A. , де Врис-Смитс, Л. М. , Баркер, Н. , Полдерман, П. Э. , Бюргеринг, Б.М. , & Корсваген, Х.К. (2005). Функциональное взаимодействие между бета-катенином и FOXO в передаче сигналов окислительного стресса. Наука, 308, 1181–1184. [PubMed] [Академия Google]
Драгоценные камни, Д. , & Риддл, Д.Л. (2000). Определение продолжительности жизни дикого типа у Caenorhabditis elegans . Журналы геронтологии, серия A: биологические науки и медицинские науки, 55, B215–B219. 10.1093/герона/55.5.B215 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Грир, Э. Л. , Морес, Т.Дж. , Хаусвирт, А.Г. , Грин, Э. М. , Лиман, Д.С. , Маро, Г.С. , … Брюнет, А. (2010). Члены комплекса триметилирования h4K4 регулируют продолжительность жизни в зависимости от зародышевой линии в К. Элеганс . Природа, 466, 383–387. 10.1038/природа09195 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Greiss, S. , Холл, Дж. , Ахмед, С. , & Гартнер, А. (2008). C. elegans Транслокация SIR-2.1 связана с проапоптотическим путем, параллельным cep-1/p53, во время апоптоза, вызванного повреждением ДНК. Гены и развитие, 22, 2831–2842. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Harrison, D. E. , Стронг, Р. , Шарп, З.Д. , Нельсон, Дж. Ф. , Эстл, К.М. , Флёрки, К. , … Миллер, Р.А. (2009 г.). Рапамицин, вводимый в конце жизни, увеличивает продолжительность жизни генетически гетерогенных мышей. Природа, 460, 392–395. 10.1038/природа08221 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Herranz, D. , Муньос-Мартин, М. , Канамеро, М. , Мулеро, Ф. , Мартинес-Пастор, Б. , Фернандес-Капетильо, О. , & Серрано, М. (2010). Sirt1 способствует здоровому старению и защищает от рака, связанного с метаболическим синдромом. ПриродаСвязи, 1, 3 10.1038/ncomms1001 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Хорн, доктор медицины , & Риккардо, Дж. Л. (1988). Иерархия реагирования на помехи. Психологические отчеты, 62, 83–86. [PubMed] [Google Scholar]
Хсу, А. Л. , Мерфи, C.T. , & Кеньон, С. (2003). Регуляция старения и возрастных заболеваний с помощью DAF-16 и фактора теплового шока. Наука, 300, 1142–1145. 10.1126/наука.1083701 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Hu, Y. , Лю, Дж. , Ван, Дж. , & Лю, К. (2011). Спорные связи между ограничением калорий, SIRT1 и ресвератролом. Свободнорадикальная биология и медицина, 51, 250–256. 10.1016/j.freeradbiomed.2011.04.034 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
Хаббард, Э. Дж. (2007). Caenorhabditis elegans зародышевая линия: модель биологии стволовых клеток. Динамика развития: официальное издание Американской ассоциации анатомов, 236, 3343–3357. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Hubbard, B. P. , & Синклер, Д. А. (2014). Низкомолекулярные активаторы SIRT1 для лечения старения и возрастных заболеваний. Тенденции в фармакологических науках, 35, 146–154. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Кеннеди, Б.К. , & Лэмминг, Д. У. (2016). Механическая цель рапамицина: великий проводник метаболизма и старения. CellMetabolism, 23, 990–1003. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Lamming, D. W. , Сабатини, Д.М. , & Баур, Дж. А. (2012). Фармакологические средства продления жизни. Журнал клинической и экспериментальной патологии, XX (Приложение 4), 10.4172/2161-0681.S4-002. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Leacock, S.W. , & Рейнке, В. (2006). Профилирование экспрессии мейотической прогрессии, опосредованной MAP-киназой, в Caenorhabditis elegans . PLoS Genetics, 2, e174 10.1371/journal.pgen.0020174 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Lee, M. H. , Омачи, М. , Арур, С. , Наяк, С. , Фрэнсис, Р. , Черч, Д. , … Шедл, Т. (2007). Множественные функции и динамическая активация передачи сигналов киназы, регулируемой внеклеточным сигналом MPK-1, в развитии зародышевой линии Caenorhabditis elegans . Генетика, 177, 2039–2062. 10.1534/генетика.107.081356 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Ли, Г. Д. , Уилсон, Массачусетс , Чжу, М. , Волков, C.A. , де Кабо, Р. , Ингрэм, Д.К. , & Зоу, С. (2006). Диетическая депривация увеличивает продолжительность жизни у Caenorhabditis elegans . AgingCell, 5, 515–524. 10.1111/j.1474-9726.2006.00241.x [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Lin, K. , Син, Х. , Либина, Н. , & Кеньон, С. (2001). Регуляция белка долголетия Caenorhabditis elegans DAF-16 с помощью инсулина/IGF-1 и передачи сигналов зародышевой линии. NatureGenetics, 28, 139–145. 10.1038/88850 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Lin, H. Y. , Лансинг, Л. , Мериллон, Дж. М. , Дэвис, Ф.Б. , Тан, Х.Ю. , Ши, А. , … Дэвис, П.Дж. (2006). Интегрин альфаVбета3 содержит сайт рецептора ресвератрола. Журнал FASEB: официальное издание Федерации американских обществ экспериментальной биологии, 20, 1742–1744. [PubMed] [Google Scholar]
Лю Б. , Гоша, С. , Ян, Х. , Чжэн, Х. , Лю, X. , Ван, З. , … Чжоу, З. (2012). Ресвератрол восстанавливает SIRT1-зависимое снижение взрослых стволовых клеток и смягчает прогероидные признаки прогерии, вызванной ламинопатией. CellMetabolism, 16, 738–750. 10.1016/j.cmet.2012.11.007 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
Лю Т. , Ци, Х. , Ма, Л. , Лю, З. , Фу, Х. , Чжу, В. , … Ли, Г. (2015). Ресвератрол ослабляет окислительный стресс и увеличивает продолжительность жизни однолетних рыб Nothobranchius guentheri . Исследования омоложения, 18, 225–233. [PubMed] [Google Scholar]
Мартин-Монтальво, А. , Меркен, Э. М. , Митчелл, С.Дж. , Паласиос, H.H. , Мот, П.Л. , Шейбай-Кнудсен, М. , … де Кабо, Р. (2013). Метформин увеличивает продолжительность жизни и здоровья мышей. NatureCommunications, 4, 2192 10.1038/ncomms3192 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Mitchell, S. J. , Мартин-Монтальво, А. , Меркен, Э. М. , Паласиос, H.H. , Уорд, Т. М. , Абульверди, Г. , … де Кабо, Р. (2014). Активатор SIRT1 SRT1720 продлевает жизнь и улучшает здоровье мышей, получающих стандартную диету. CellReports, 6, 836–843. 10.1016/j.celrep.2014.01.031 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Mouchiroud, L. , Хауткупер, Р. Х. , Муллан, Н. , Кацюба, Э. , Рю, Д. , Канто, С. , … Оверкс, Дж. (2013). Путь NAD(+)/Sirtuin модулирует продолжительность жизни посредством активации митохондриальной UPR и передачи сигналов FOXO. Ячейка, 154, 430–441. 10.1016/j.cell.2013.06.016 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
О, Дж. , Ли, Ю.Д. , & Вейджерс, Эй Джей (2014). Старение стволовых клеток: механизмы, регуляторы и терапевтические возможности. NatureMedicine, 20, 870–880. 10.1038/нм.3651 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Okuyama, T. , Иноуэ, Х. , Окума, С. , Сато, Т. , Кано, К. , Хонджо, С. , … Нисида, Э. (2010). Путь ERK-MAPK регулирует продолжительность жизни посредством SKN-1 и инсулиноподобной передачи сигналов у Caenorhabditis elegans . . Журнал биологической химии, 285, 30274–30281. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Паллауф, К. , Римбах, Г. , Рупп, П. М. , Чин, Д. , & Вольф, И. М. (2016). Ресвератрол и продолжительность жизни модельных организмов. Текущая медицинская химия, 23, 4639–4680. 10.2174/0929867323666161024151233 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Пирола, Л. , & Фройдо, С. (2008). Ресвератрол: одна молекула, много целей. IUBMB Life, 60, 323–332. 10.1002/юб.47 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Цинь, З. , & Хаббард, Э.Дж. (2015). Неавтономная активность DAF-16/FOXO противодействует возрастной потере C. elegans Зародышевые стволовые клетки/клетки-предшественники. Nature Communications, 6, 7107. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Tissenbaum, H. A. , & Гуаренте, Л. (2001). Повышенная доза гена sir-2 увеличивает продолжительность жизни у Caenorhabditis elegans . Природа, 410, 227–230. [PubMed] [Google Scholar]
Эм, Дж. Х. , Парк, С.Дж. , Канг, Х. , Ян, С. , Форец, М. , Макберни, M.W. , … Чанг, Дж. Х. (2010). Мыши с дефицитом протеинкиназы, активированной АМФ, устойчивы к метаболическим эффектам ресвератрола. Диабет, 59 лет, 554–563. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Viswanathan, M. , Ким, С.К. , Бердичевский, А. , & Гуаренте, Л. (2005). Роль регуляции SIR-2.1 генов реакции на стресс ER в определении продолжительности жизни C. elegans . Ячейка развития, 9, 605–615. [PubMed] [Google Scholar]
Ван Ю. , О, С.В. , Депланке, Б. , Ло, Дж. , Уолхаут, Эй Джей , & Тиссенбаум, H.A. (2006). Белки C. elegans 14-3-3 регулируют продолжительность жизни и взаимодействуют с SIR-2.1 и DAF-16/FOXO. Механизмы старения и развития, 127, 741–747. [PubMed] [Академия Google]
Ван Ю. , & Тиссенбаум, H.A. (2006). Перекрывающиеся и различные функции для Caenorhabditis elegans SIR2 и DAF-16/FOXO. Механизмы старения и развития, 127, 48–56. 10.1016/j.mad.2005.09.005 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Wang, X. , Чжан, Дж. , Лу, Л. , & Чжоу, Л. (2015). Эффект долголетия эхинакозида у Caenorhabditis elegans опосредуется через daf-16. BioScience, биотехнология и биохимия, 79, 1676–1683. [PubMed] [Академия Google]
Вуд, Дж. Г. , Рогина, Б. , Лаву, С. , Ховитц, К. , Гельфанд, С.Л. , Татар, М. , & Синклер, Д. (2004). Активаторы сиртуинов имитируют ограничение калорий и замедляют старение у многоклеточных животных. Природа, 430, 686–689. 10.1038/природа02789 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Ye, K. , Джи, C.B. , Лу, X.W. , Ни, Ю. Х. , Гао, К.Л. , Чен, X.H. , … Го, X. Р. (2010). Ресвератрол ослабляет радиационное повреждение в Caenorhabditis elegans , предотвращая окислительный стресс. Журнал радиационных исследований, 51, 473–479.. 10.1269/млн.10009 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Yoon, D. S. , Чой, Ю. , Чой, С.М. , Парк, К. Х. , & Ли, Дж. В. (2015). Различные эффекты ресвератрола на ранние и поздние пассажи мезенхимальных стволовых клеток через регуляцию бета-катенина. Сообщения о биохимических и биофизических исследованиях, 467, 1026–1032. [PubMed] [Google Scholar]
Зарсе, К. , Шмайссер, С. , Биррингер, М. , Фальк, Э. , Шмолль, Д. , & Ристов, М. (2010). Дифференциальные эффекты ресвератрола и SRT1720 на продолжительность жизни взрослых Caenorhabditis elegans . Исследование гормонов и метаболизма = Hormon‐ Und Stoffwechselforschung = Hormones Et Metabolisme, 42, 837–839. [PubMed] [Google Scholar]
Вопросы и ответы о PMPK-DJ9000 | Sony UK
Sony SupportTurntables
Где на веб-сайте поддержки Sony можно найти руководства по продуктам, технические характеристики, обновления прошивки/программного обеспечения или драйверы? драйверы, а также технические характеристики продукта. Лучший способ найти информацию о вашем продукте — сначала
Как проверить, посылает ли пульт дистанционного управления инфракрасный (ИК) сигналПРИМЕЧАНИЕ. Этот ответ предназначен для инфракрасных пультов дистанционного управления с пометкой (IR). Метка (IR) отсутствует на пультах дистанционного управления Android TV, выпущенных в 2016 году, но, тем не менее, они являются инфракрасными пультами дистанционного управления. ИК-пульт дистанционного управления
Что такое беспроводная технология Bluetooth?Что такое Bluetooth? Bluetooth — это технология беспроводной связи, которую можно использовать для передачи данных на близком расстоянии от одного цифрового устройства к другому. Bluetooth — это, по сути, беспроводное соединение один к одному
Где найти название модели и серийный номер? Название вашей модели позволяет вам получать информацию и услуги, характерные для вашего устройства. Название модели и серийный номер можно найти в нескольких местах, в зависимости от продукта: Наклейка сзади или снизу
Где найти авторизованный ремонтный и сервисный центр Sony?Выберите категорию продукта Диагностика, ремонт Варианты бронирования и авторизованные центры обслуживания и ремонта могут различаться в зависимости от вашего продукта. Чтобы продолжить, выберите категорию ► Телевизоры и проекторы
[ВИДЕО] Максимально эффективное использование кабелей!
Гарантия Sony: что вам нужно знать
Как создать учетную запись Sony и зарегистрировать мой продукт Чтобы зарегистрировать свой продукт, вам сначала необходимо создать учетную запись Sony.