Техника работы с метафорическими картами: Метафорические карты техники. Самая полная классификация
Техники работы с МЕТАФОРИЧЕСКИМИ ассоциативными картами
Человек вслепую вытягивает из колоды одну или несколько карт, и поразмыслив над ними отвечает на следующие вопросы:
Что изображено на карте?Кто на карте – главный действующий герой?
Чем началась и как закончилась эта история?
Кто я на этой карте?
Что эта карта означает для меня?
Техника работы с открытыми картами «Визитка»
Разложить карты перед клиентом или группой в открытую, вверх изображениями. Попросить выбрать свою карту-визитку или создать визитку из нескольких карт, и представить ее вам или группе.
Дополнительные вопросы могут быть:
Есть ли среди оставшихся карт еще какая-то, которая дополнит твой рассказ о себе?
Если бы ты мог нарисовать на пустой карте что-либо, чего тебе не хватает для представления себя, то что бы это было?
Техника работы с закрытыми метафорическими картами «Сходство»
Разложить карточки перед клиентом картинками вниз. Вытаскивая карточку не глядя, клиент должен рассказать о сходстве между собой и изображением. Например, «Я такая же верная, как эта собака».
Эту технику можно предложить группе (например, на этапе знакомства), где каждый участник вытягивает свою карту и рассказывает что-то о себе группе через сходство с изображением.
Можно сузить задачу, дать задание в рамках одной темы – на работе. Например, «на работе я злой, как эта змея».
Работа с картинкой и со словом на карте одновременно
При таком подходе включаются в работу сразу 2 полушария мозга, развиваются межполушарные связи.
Техника «Соотнесение со словом»
Предложить клиенту выбрать карточку-картинку, представляющую его проблему. Затем предложить выбрать словесную карточку, наиболее полно отражающую суть проблемы. Затем поставить клиенту задачу найти и описать связь между этими картами. Какую часть проблемы (представлена карточкой) выражает это слово? И какую – не выражает? И наоборот – что из написанного больше всего отражено на карте, а что – нет?
Замечено, что такой подход часто порождает напряжение, раздражение клиента, т. к. он чувствует себя открывающимся, менее защищенным. Поэтому более мягкий вариант этой техники –
Закрытый выбор слова и открытый выбор изображения, т.к. клиент выбирает картинку осознанно, а слово – наугад. Так снижается напряжение. Вопросы к клиенту при этом остаются теми же – о связи между словом и изображением.
Возможен ответ, что слово совсем не подходит к картинке. Этот ответ тоже принимается, ведь его надо аргументировать.
Можно предложить к открыто выбранной картинке подобрать несколько слов (в открытую или закрытую) – в какой степени по шкале от 1 до 10 подходят эти слова к проблеме?
Техника «Очеловечивание»
Здесь работает принцип отделения человека от проблемы, возможность клиента посмотреть на проблему со стороны
Попросите клиента выбрать карту, олицетворяющую его проблему. Дайте ему задание поговорить со своей проблемой, расспросить, как ей удается контролировать ситуацию, с помощью чего? Что ее ослабляет и что усиливает? Чего проблема боится?
Другой подход – подойти к картинке как к мудрому советчику. «Что говорит тебе эта кошка/птица/окно и т.д. на картинке? Что она может и хочет сделать? А ты что можешь и хочешь сделать сейчас?» так клиент получает доступ к своим же собственным ресурсам.
Техника «Режиссура»
Пусть клиент срежиссирует ситуацию с помощью метафорических карт – убирает и добавляет персонажей, оживляет и озвучивает картинки, добавляет музыку. «Что бы ты сюда добавил?» и т.д. После всех изменений следует привязать это к реальности: «Как эти метафорические изменения выглядели бы в реальности?», «Что ты можешь сделать, чтобы это произошло в твоей жизни?»
Техника «Зум»
Как на фотоаппарате – приближать и удалять изображение на карте. Пусть клиент выберет основную карту. Затем попросить его выбрать дополнительные карты (с картинками или словами) и разложить их вокруг основной на различном расстоянии – на том, которое отражает их реальную близость к центральной картинке. Так складывается целостная картина. Или наоборот – вокруг основной карты разложить ее более мелкие детали, ее составные части – на расстоянии по важности. Обязательно нужно обсудить, что скрывается за всем этим? Какие чувства? Что болезненно? Что приносит, например, радость и удовольствие?
Техника «Очки»
Клиент выбирает карточку, символизирующую проблему. Теперь пусть посмотрит на нее с помощью разных очков. «Что об этом сказал бы твой папа? А что мама/ коллеги на работе/дети? Какое бы впечатление эта картинка произвела бы на них? Чье мнение ты хочешь узнать?»
Техника «Раскрашивание»
Клиент выбирает метафорическую карту, представляющую для него проблему. Скажите клиенту «Представьте, что эта картинка нарисована простым карандашом. Какими бы цветами вы ее раскрасили?». Об этом можно поговорить, а можно и не обсуждать: иногда достаточно просто увидеть ситуацию по-новому.
Техника работы с метафорическими ассоциативными картами «Римский мост»
В основе техники – яркий образ арочного моста. Все получаемые от клиента карты раскладываем так, что «камни прошлого» ложатся слева, а «камни желаний, целей, намеченного будущего, планов» – справа. Все, что касается настоящего, – в середине. Настоящее поддерживается с одной стороны прошлым, а с другой – будущим. Жизнь представляется как надежная арка, где все взаимосвязано. Можно выстроить второй слой арки – информационно-энергетический, поддерживающий его внешнюю оболочку. Важно, чтобы к окончанию встречи у клиента выстроилась надежная структура, поддерживающая его уверенность в преодолении проблемы, дающая силы.
По пособию Кац Г., Мухаматулина Е. «Метафорические карты. Руководство для психолога»
Как метафорические карты помогают разобраться в себе
23 января 2022 Ликбез Жизнь
Нет, это не гадание, а рабочий инструмент психологов.
Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Что такое метафорические карты
Название у них романтическое и немного загадочное, кажется, будто они связаны с магией и гаданием. Но нет. Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это набор картинок, которые используют для диагностики и проработки психологических проблем, а также для обучения, самопознания, игр и творчества. Иногда их ещё называют проективными, О‑картами или картами ассоциаций.
Метафорические карты. Фото: Irina Neyman / ShutterstockПервую колоду метафорических карт создал в 1975 году художник и искусствовед Эли Раман. В 1983 году его колоду под названием OH‑Cards увидел психотерапевт Моритц Эгетмейер и решил использовать её в работе с пациентами.
С тех пор МАК стали одним из инструментов психологов, а позже — коучей, преподавателей, творческих натур и всех тех, кто хочет узнать себя получше.
Оксана Коновалова
Практикующий психолог, кандидат философских наук, сертифицированный специалист по МАК.
Изначально метафорические карты были изобретены как «карманное искусство» и не имели отношения к психологии и психотерапии. Это позволяет думать, что действительно любое изображение при должной квалификации специалиста может использоваться в качестве МАК.
Для первой колоды, которая теперь считается классической, Эли Раман использовал самые разные образы и ситуации: пейзажи, играющих детей, пациента на приёме у врача, грустного клоуна, летящую в небе птицу. Позже художник создал ещё несколько колод. Например, Persona, которая состоит из портретов, или Mythos и Saga, в которых отражены мифические и сказочные сюжеты.
Сейчас помимо классических существует множество наборов МАК разных авторов. У каждой колоды своя стилистика и свой набор изображений. Но в целом в качестве метафорических карт можно применять практически любые иллюстрации и фотографии.
Мария Эриль
Психолог, психотерапевт, руководитель направления «Психология коммуникации» компании business speech.
Я не использую наборы карт, поскольку много путешествую по миру, бываю в художественных музеях и там покупаю открытки. Эта уникальная коллекция с яркими и довольно абстрактными произведениями современного искусства и служит мне метафорическими картами.
Основной принцип, которым я руководствуюсь, когда выбираю изображения: они должны вызывать эмоцию и быть противоречивыми. Причём нередко карты могут всколыхнуть и негативные переживания, и это нормально, ведь мы больше работаем с болью, нежели с чем‑то приятным.
Главное требование к МАК — они должны подстёгивать воображение, давать повод для размышлений, запускать каскад ассоциаций. Ну и, конечно, образы на картах не должны быть страшными, отталкивающими, порнографическими или способными травмировать человека.
Психологи часто отдают предпочтение именно абстрактным изображениям — они достаточно универсальны и позволяют не привязываться к конкретным образам.
Оксана Коновалова
Практикующий психолог, кандидат философских наук, сертифицированный специалист по МАК.
Всё, что видит человек в этом мире, способно вызывать у него ассоциации. Однако абстрактные художественные изображения могут давать больший простор для работы именно через метафоры.
Собственно, кляксы Роршаха тоже являются проективной методикой, хотя полноценными изображениями их назвать сложно — акцент, как и при работе с МАК, делается на то, что клиент домыслит недостающие части и элементы целостной картины в своём сознании.
Какими бывают метафорические карты
Существует несколько классификаций МАК. Например, в зависимости о того, что на них изображено, они делятся на рисуночные, абстрактные и фотокарты.
Светлана Тропманн
Практикующий психолог, арт-терапевт, специалист по метафорическим ассоциативным картам.
Есть универсальные колоды для решения широкого круга вопросов и узкоспециализированные, например, для работы с детьми, с эмоциями, личными границами, постановкой целей и так далее. Исходя из ситуации и запроса клиента, специалист выбирает те карты, которые будут наиболее подходящими и позволят максимально эффективно раскрыться подсознанию.
По цели использования МАК бывают такими:
- Универсальными. Это колоды с большим набором самых разных образов и сценок, которые подходят для проработки почти любой ситуации.
- Персонифицированные. На них так или иначе изображены лицо или фигура человека, а также животные. Психолог Оксана Коновалова отмечает, что такие карты помогают исследовать эмоции, настроение, реакции, характер человека. Клиент может говорить о себе и заниматься самопознанием, а может описывать других людей, исследуя своё к ним отношение.
- Ресурсные. Это любые позитивные сценки, пейзажи и абстракции, которые призваны вдохновить человека, подарить ему силы и радость. Такие карты дают возможность сформулировать новое решение, по‑другому посмотреть на себя, обрести внутреннюю опору и найти внешний ресурс. По словам Оксаны Коноваловой, эти колоды помогают ответить на вопросы «Что я могу использовать?», «К кому я могу обратиться в текущей ситуации?»
- Специальные. Например, наборы с изображениями детей, соответственно, для взаимодействия с клиентом‑ребёнком, или с картинками, на которых нарисованы пары — для семейного консультирования.
Как психологи используют метафорические карты
МАК относятся к проективным психологическим методикам. В основе работы с этим инструментом лежит такой защитный механизм психики, как проекции.
Оксана Коновалова
Практикующий психолог, кандидат философских наук, сертифицированный специалист по МАК.
Чтобы понять, что такое проекции, можно обратиться к образу кинопроектора. Пока плёнка находится у него внутри, узнать содержание, «а какое у вас тут кино», практически невозможно. Точно так же и человек не может «разглядеть» своё подсознание.
Однако благодаря устройству проектора, то, что находится на плёнке, проецируется на белый экран, и мы теперь можем видеть его крупно, детально, даже в динамике.
Метафорические карты — это образы фильма на стене. Изучая их, мы можем понять, что было на плёнке. Человек проецирует во внешний мир и видит в других людях, ситуациях и предметах то, что не может или не хочет видеть и принимать в себе. Таким образом, понимая, как он описывает, например, своё окружение, можно делать выводы о том, каково содержание его сознания и подсознания.
Специалисты используют МАК, чтобы разговорить клиента, помочь ему сформулировать свой запрос, выразить переживания и через образы проработать беспокоящие его ситуации.
Светлана Тропманн
Практикующий психолог, арт-терапевт, специалист по метафорическим ассоциативным картам.
Метафорические карты позволяют человеку через разговор со своим подсознанием понять и устранить причины тех жизненных ситуаций, которые его беспокоят. МАК помогают заглянуть вглубь себя, быстро обнаружить и изменить установки, которые мешают наладить отношения в семье, встретить достойного партнёра, решить финансовые проблемы, найти призвание и просто стать счастливым.
Никаких жёстких правил, как именно использовать МАК, нет. Поэтому специалист может, например, попросить клиента вытянуть карту и просто рассказать, что он видит, какие ассоциации у него возникают. У изображений нет единой универсальной трактовки, каждый, по сути, видит в них себя, свою боль, свои острые ситуации и яркие переживания. А значит, и психотерапевт в рассуждениях о картинке «читает» самого человека.
Оксана Коновалова
Практикующий психолог, кандидат философских наук, сертифицированный специалист по МАК.
Способы работы с МАК не универсальны. Практически каждый специалист может работать с ними по‑своему, в авторском подходе. Кто‑то предпочитает «расклады» — работу с определённым количеством карт, которые раскладываются в определённом порядке. Кто‑то работает спонтанно, интуитивно — идёт за ходом рассуждения клиента, привлекая наиболее подходящие колоды и схемы.
МАК можно использовать не только в индивидуальной работе, но и в групповой психотерапии, во время различных тренингов и тимбилдингов, на коуч‑сессиях.
Кроме того, Оксана Коновалова отмечает, что карты прекрасно работают и онлайн. Основатели метода считают, что человек должен сам вытаскивать карту, а значит, при онлайн‑работе одна колода должна быть у психолога, а другая такая же — у клиента. Однако практика показывает, что можно работать иначе.
Например, карту может вытаскивать специалист; карты могут быть предварительно отсканированы или сфотографированы и предложены для выбора клиенту; наконец, существуют программы, которые позволяют клиенту «вытягивать» карту онлайн.
Кому ещё могут пригодиться метафорические карты
Работа с проекциями и ассоциациями может помочь не только психологам и их клиентам. МАК принесут пользу и в других ситуациях.
Творческим людям
Карточки могут помочь придумать историю, найти интересный образ для работы над творческим проектом, просто расшевелить воображение.
Аналоги метафорических карт используют и известные творческие личности. Например, писатель Филип Пулман, автор книжной серии «Тёмные начала», говорил, что найти вдохновение ему помогает колода Myriorama — нечто среднее между ассоциативными картами и игрой. Из карточек этой колоды можно составлять разные пейзажи и сценки.
Любителям настольных игр
Что‑то похожее на МАК лежит в основе многих настолок. Например, известной и в некотором роде культовой игры «Имаджинариум» со всеми её дополнениями. Она построена на том, что один участник должен рассказать об ассоциациях, которые у него вызывает картинка, а остальные — угадать, какую именно карточку он имел в виду.
Также существуют игры в формате сторителлинга, например «В некотором царстве» и «Однажды в сказке», которые предлагают рассказать историю с помощью изображений персонажей, мест и событий. Картинки в таких играх — это тоже, по сути, метафорические карты.
Всем, кто хочет узнать себя получше
У психологов нет единого мнения о том, стоит ли человеку самостоятельно работать с метафорическими картами или он может столкнуться со слишком сильными эмоциями и не суметь их правильно прожить без поддержки специалиста.
Мария Эриль
Психолог, психотерапевт, руководитель направления «Психология коммуникации» компании business speech.
Метафорические карты можно использовать и самостоятельно, наедине с собой, но с одним условием: только после того, как вы уже получили опыт такой практики у психолога.
И тем не менее МАК часто используются именно для самостоятельной работы. Человек медитирует, концентрируя внимание на образах, и делает упражнения, в которых нужно так или иначе пофантазировать о нарисованных сценах и ситуациях. Таким образом он может лучше понять себя, свои переживания, мотивы своих поступков.
Кому не стоит использовать метафорические карты
Психологи считают, что в целом это достаточно мягкий и безопасный инструмент, у которого нет противопоказаний. И всё же в некоторых обстоятельствах с ним стоит быть осторожными.
Светлана Тропманн
Практикующий психолог, арт-терапевт, специалист по метафорическим ассоциативным картам.
Метафорические карты — один из самых безопасных и экологичных инструментов в психологии. Они позволяют работать с психикой бережно и мягко, поэтому подходят даже для подростков и детей от 6 лет. Человек при взаимодействии с МАК чувствует себя спокойно, расслабленно, так как не нужно затрачивать усилия и ресурсы, думая над тем, как лучше описать те или иные события своей жизни.
С осторожностью карты применяют при лечении людей с психическими заболеваниями и отклонениями, так как МАК способны поднять старые эмоциональные травмы, послужившие толчком к возникновению болезни.
Также специалисты внимательно относятся к выбору колоды и к особенностям личности клиента.
Оксана Коновалова
Практикующий психолог, кандидат философских наук, сертифицированный специалист по МАК.
Противопоказаний в работе с метафорическими картами, в общем‑то, нет. Есть отдельные темы и колоды, которые предполагают участие высококвалифицированного специалиста. Например, колода Lidya Jacob Story не подойдёт новичку или для самостоятельной работы с картами. Эта колода нередко вызывает сопротивление у клиентов, поднимает очень глубокие темы, связанные с травмами, страхами. Чтобы работать с МАК на этом уровне, нужна подготовка и опыт.
Колода COPE ориентирована на проработку травмирующих событий, поэтому работа с ней также может сопровождаться определёнными трудностями.
«Противопоказание» может быть связано с особенностями клиента. У некоторых людей не развито образное, ассоциативное мышление. Если к этому добавить нежелание работать, то такой клиент выдаст заявление о том, что «он ничего не видит и ничего эта картинка у него не вызывает».
И, конечно, стоит всегда держать в голове, что МАК, как и любой другой инструмент самопознания, — не универсальная таблетка, способная вылечить любую проблему. Если вам очень плохо или вы в трудной ситуации, из которой не можете выбраться сами, лучше сразу обратиться за помощью к специалисту.
Как работать с метафорическими картами самостоятельно
1. Выберите подходящие картинки
Можно остановиться на классических колодах Эли Рамана OH‑Cards, Persona, Personita, Mythos, Saga и других. Или выбрать любую из современных колод, которая вас вдохновляет и кажется вам интересной. Купить их можно в книжных магазинах и на сайтах, посвящённых МАК.
Также вы можете «вытащить» карту онлайн или самостоятельно собрать необычные изображения в хранилищах картинок, например в Pinterest.
2. Сочините историю
Разложите перед собой несколько картинок и попробуйте пофантазировать. Что на них происходит? Кто главный герой? В чём его проблема и как он попытается её решить? Куда он отправится? В конце получится небольшая история или сказка, которую при желании можно даже записать.
Веселее играть в такую игру в компании хотя бы из двух‑трёх человек, но можно делать это и самостоятельно.
3. Выбирайте из двух вариантов
Метафорические карты могут помочь с трудным выбором.
Оксана Коновалова
Практикующий психолог, кандидат философских наук, сертифицированный специалист по МАК.
Представим, что человек оказался перед дилеммой. В таком случае можно не глядя вытащить из колоды две карты. Затем спросить себя «Что будет, если я отвечу „да“?», взять одну из двух карт и постараться её интерпретировать. Затем задать вопрос «Как будут развиваться события, что я получу, если отвечу „нет“?» и рассмотреть вторую карту.
Допустим, девушка не знает, увольняться ли ей с работы. Она вытягивает две карты. Левая, на которой изображён спортсмен, для неё означает ответ «Да, уволиться», а правая, с портретом ребёнка, — ответ «Нет, не увольняться (по крайней мере пока)».
Рассуждения могут быть такими: «Если я уволюсь, мне придётся нелегко, но я справлюсь. Видно, что спортсмен в прекрасной форме, ему, возможно, и тяжело, но нагрузка ему по силам. Если я не уволюсь, с моей стороны это будет инфантильным решением — ребёнок на картинке грустный, похоже, он не знает, что делать. По ощущениям мне больше откликается карта с ответом „да“».
4. Ищите ответы
Это упражнение поможет разобраться с проблемой, которая вас беспокоит.
Мария Нечаева
Психолог, МАК-эксперт.
Сформулируйте запрос или вспомните трудную ситуацию, из которой хотелось бы достойно выйти. Достаньте карту из универсальной колоды, переверните, чтобы увидеть, что на ней изображено, и спросите себя: «В чём основная трудность при решении моего вопроса?»
Рассматривайте все детали на картинке, расскажите, кто на ней изображён и что происходит. Подсознание выдаст ассоциативный ряд, и вы сможете ответить на вопрос.
Потом достаньте ещё одну карту и задайте себе другой: «Что мне поможет решить мою проблему?»
Наконец, возьмите третью карту — для поиска ресурса и спросите себя: «В чём я смогу найти ресурс для достижения цели?»
Психолог Светлана Тропманн обращает внимание, что очень важно сформулировать запрос правильно — так, чтобы на него можно было получить ответ, который зависит от ваших действий и учитывает вашу ответственность.
Светлана Тропманн
Практикующий психолог, арт-терапевт, специалист по метафорическим ассоциативным картам.
Например, «Когда я выйду замуж?» — это не запрос, а гадание, поскольку в такой формулировке нет вас, вашей фигуры и вашего вклада в желаемый результат. Совсем другое дело, если вы задаёте вопрос «Что я могу сделать, чтобы выйти замуж?» Здесь уже вы работаете с собой и своими внутренними установками, которые или мешают вам, или помогают.
5. Следуйте инструкциям
К большинству колод метафорических карт прилагаются брошюрки, в которых есть интересные упражнения — на проработку трудных ситуаций, поиск ответов, развитие творческого потенциала. Часто такие инструкции делают сами авторы колод — психологи, коучи, психотерапевты. Поэтому там можно найти хорошие способы самоанализа, наводящие вопросы и другие полезные приёмы.
Читайте также 🧐
- 7 распространённых заблуждений о психотерапии
- Что такое когнитивно-поведенческая терапия и как быстро она помогает
- 8 мифов о психическом здоровье, которые пора выбросить из головы
Что такое метафорические ассоциативные карты?
Метафорические ассоциативные (или проективные) карты представляют собой набор изображений об игре или размером с открытку, изображающих людей, их взаимодействие, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные изображения. Одни наборы карточек сочетают в себе картинку с надписью, другие включают отдельно карточки с картинками и карточки со словами. Сочетание слов и изображений создает игру смыслов, обогащающуюся новыми гранями при помещении в тот или иной контекст; изучение того или иного предмета, актуального для человека в данный момент.
Это проективное психологическая техника: важен не смысл, изначально заложенный исследователей, а искренний отклик каждого человека на картину под рукой. В одну и ту же картину разные люди увидят совершенно разные явления, и будет извлекать собственное внутреннее содержание релевантных переживаний в ответ на такие стимул.
Как метафорически карты служат взаимопониманию между людьми? В первую очередь карты помогают наводить мосты от человека к человеку в тех случаях, когда людям трудно поговорить друг с другом о каком-то щекотливом вопросе. Метафорические ассоциативные карты помогают выражать мысли, формулировать их и конкретизировать нужный посыл. Помимо упрощения словесного выражения эмоций, сама карта несет определенный эмоциональный заряд как посредник между эмоциональными мирами двух человек, и может быть воспринято как сообщение даже без вербальной поддержки.
Метафорический ассоциативные карты – инструмент профессионального психолога, психотерапевта и тренер, используемый в диагностике, коррекции и развитии способностей. Они инструмент бизнес-тренера и лидера психологических групп, используемый для «разогрев» группы, установление доверительных отношений между членами группы для диагностики актуальных потребностей группы, а также техника групповой работы.
И в то же время, Метафорические ассоциативные карты — это игра, в которую можно играть безопасно и с полной отдачей. радость со своими и чужими детьми, родителями, супругами, коллегами, друзья, знакомые и новые люди: игра без правил, но с тысяча способов сыграть в нее и возможность придумать тысячу первым!
При использовании в работа профессиональных психологов, психотерапевтов, коучей и тренеров, Метафорические ассоциативные карты имеют следующие преимущества:
- Ассоциативные карты интернациональны и могут использоваться в любых культурах, для любого возраста;
- Работая с ассоциативными картами, мы обходим рациональную часть мышления;
- Метафорические карты помогают нам установить диалог между внутренним и внешним, вывести на поверхность глубинный материал;
- Метафорические карты — это трамплин для нашего воображения, запускающий причудливые ассоциации, ведущие нас к неожиданным открытиям;
- Ассоциативные карты помогают снять защитные барьеры психики;
- Метафорические карты создают людям условия для самопознания;
- Ассоциативные карты создают безопасную и комфортную ситуацию для самораскрытия в паре или группе, помогают «выйти из собственной скорлупы» и «растопить лед» в тревожной ситуации;
- Метафорические ассоциативные карты могут использоваться как репрезентанты расстановок Хеллингера во время работы терапевта с клиентом наедине.
Использование метафорических карт в (ACT) Терапии принятия обязательств
Метафора «Поезда» в осознанности и родственных техниках
«Мир поездов» — терапевтический инструмент, включающий колоду метафорических карт, колоду карт-историй и профессиональное руководство с предложениями по использованию карт в терапии.
На каждой метафорической карте изображена конкретная повозка. Размещение карточек одна рядом с другой создаст визуальный образ поезда.
Карточки можно использовать для представления мыслей, ситуаций, событий, отношений или периодов в жизни клиентов.
Контурные карты в колоде позволяют клиентам тянуть свои собственные вагоны, если они не найдут в колоде карту, соответствующую их потребностям.
Поезда различаются по таким характеристикам, как длина, состав, форма, цвет, скорость и прочность, и все они основаны на изменяющемся выборе вагонов (карт), составляющих их.
Набор «Мир поездов» может облегчить процессы ACT несколькими способами, например:
Терапевт может предложить клиенту выбрать кареты-карточки, которые представляют неприятные мысли, которые часто возникают у клиента.
Например, клиент может выбрать карту, на которой изображена сломанная повозка, чтобы отразить повторяющуюся мысль: «Я недостаточно хорош».Или — клиент выбирает карточку с изображением кареты в темном лесу и говорит; «Эта карта напоминает мне о том, как много раз я беспокоился о том, что должно произойти что-то плохое».
Клиенту предлагается описать карточку терапевту, чтобы вместе узнать о природе родственной мысли 9.0003
Дальнейшие техники могут включать в себя предложение клиенту понаблюдать за карточкой, повторить вслух мысль, которую она представляет, а затем обратить внимание на чувства и телесные ощущения, которые вызывает эта мысль/повозка.
В качестве альтернативы клиенту можно предложить положить карточку на чистую страницу, а затем нарисовать вокруг нее чувства, телесные ощущения и ассоциации, которые она вызывает. В этой технике визуальный способ выражения дополняет и обогащает словесный.
Называние вагона, представляющего мысль, является рекомендуемой техникой, которая в сочетании со зрительным образом может облегчить идентификацию будущих подобных мыслей в момент их возникновения . Например, клиент выбирает карту с изображением вагона-цистерны, чтобы представить повторяющуюся мысль: «На меня нападают». Он / она называет карту и общий опыт — «режим войны». Изображение карты и имя, которое дал ей клиент, послужат подсказками, которые помогут ему/ей распознавать мысли, связанные с аналогичными проблемами в будущем.
Каждый вагон, изображенный на карточках, имеет определенную среду . Клиенты могут обогатить это метафорическое окружение, поместив вырезанные из журналов картинки рядом с картой или обрисовав ее. Эти методы могут побудить клиентов исследовать контекст появления мысли; например, места, события или люди, присутствующие, когда у клиента возникают подобные мысли.
Размещение последовательных карточек вдоль рисунка дорожек может помочь клиентам изучить ситуации, которые вызывают эти автоматические мысли и поведение, которое следует за ними.
Придание последствиям визуального представления в виде карточек может показать «цены», которые клиенты «платят» за свои ответы.
Указание на отсутствующие части в карточках или озвучивание безмолвных/заглушенных изображений может осветить сферы избегания в жизни клиента.
Многие методы могут быть основаны на том, как клиенты описывают специфические черты каждого вагона, с которым они хотят работать в сеансе. Слабые стороны и потребности, а также сильные стороны и стремления, которые характеризуют каждый вагон, вместе с поездками, станциями назначения и другими метафорами из мира поездов — все это может помочь клиентам в их усилиях по определению
процесс работы сам по себе поддерживает развитие и практику метапознания . Изучая вагоны в колоде, выбирая карты для представления мыслей, творчески работая с изображениями и размещая карты одну рядом с другой, чтобы строить разные поезда, клиенты учатся наблюдать за своими мыслями как посторонние зрители и могут постепенно начать отличать себя от содержание этих мыслей.
Набор «Мир поездов» динамичен по своей природе. Кареты, представляющие мысли, можно добавлять и удалять, они могут менять форму и содержание, вызывать разные чувства и ощущения. Все это может меняться со временем, когда человек путешествует от одной станции к другой в течение жизни. Это поддерживает восприятие себя как гибкого и контекстуального понятия, увеличивая психологическую гибкость
клиента.
При подключении карт к мыслям каждый вагон становится визуальным представлением определенного типа мысли, в то время как движущийся, динамичный поезд может представлять текущие мысли и переживания, которые «путешествуют» по разуму клиента.
Таким образом, клиент постепенно осознает изменяющийся поток мыслей, который он/она испытывает. Это способствует процессу когнитивного разделения , посредством которого клиенты учатся видеть свои мысли как приобретенные истории, а не как фиксированную «истину», в которую они были ассимилированы.