Типы направленности личности: Направленность личности: структура и виды направленности

Содержание

Типы социальной направленности — Психологос

Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По подсчетам американских ученых, правильный выбор професссии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

Для оценки профессионального личностного типа применяют методику Джона Голланда. Согласно его концепции он выделил 6 типов социальной направленности личности.

1. Реалистический тип — несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.

Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.

2. Интеллектуальный тип — несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности.

Рекомендуются профессии научного характера: ботаник, астроном, математик, физик и т.д.

3.Социальный тип — обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями.

Рекомендуются профессии: врач, учитель, психолог и т.д.

4. Конвенциальный тип — предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, не любит смену деятельности. Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности.

Рекомендуются профессии, связанные с канцелярией и расчетом.

5. Предприимчивый тип — избирает цели. которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.

Рекомендуются профессии: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.д.

6. Артистический тип — опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «я». Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества.

Рекомендуются творческие занятия: музыка, рисование, литературное творчество и т.д.

Инструкция.

Цель данного теста — определить тип социально-профессиональной направленности личности.

Вам предлагаются различные пары профессий. В каждой паре необходимо найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Из двух предложенных профессий надо обязательно выбрать одну более предпочтительную. Не спешите, подумайте. Всего 42 пары профессий.

Тут можно пройти тест.

Сущность и содержание направленности личности

Подходы к рассмотрению психологической структуры личности весьма разнообразны, они определяются спецификой основных теорий личности. Рассмотрим один из подходов.

Психологическую структуру личности следует рассматривать как относительно устойчивую связь и взаимодействие всех сторон личности, как целостное образование.

Направленность личности — психическое свойство — система потребностей-доминант, ценностей, устремлений, смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению.

Направленность выражается в жизненных целях, активной деятельности по их достижению. Одна из форм проявления направленности личности — особенности ее поведения в той или иной сфере жизнедеятельности.

Когда мы говорим, что направленность личности проявляется через ее поведение, влияя на него и формируя его, мы имеем в виду именно устойчивые формы такого проявления. Устойчивость личности — это еще одна базовая характеристика, неразрывно связанная с ее направленностью.

Устойчивость выражается в последовательности и предсказуемости поведения, в повторяющейся идентичности реакций на одни и те же раздражители независимо от ситуации.
В направленности личности обычно выделяют мировоззренческую (общественно-политическую), профессиональную, бытовую направленность.

Направленность личности, система побуждений, обуславливающая избирательность отношений и активность человека. Она имеет определенные формы и характеризуется определенными качествами.

Качества направленности личности:

  • Уровень — общественная значимость направленности человека.
  • Широта — определяется количеством интересов.
  • Интенсивность — эмоциональная окраска направленности.
  • Устойчивость — характеристика направленности во времени.
  • Действенность — активность человека для реализации целей в своей деятельности.

Формы направленности личности:

  • Влечение — явно неосознанное, смутное стремление, направленное на какой-либо предмет или действие, движимое маловыраженной потребностью.
  • Желание — недостаточно полное и глубоко осознанное стремление к чему-либо.
  • Интерес — относительно высокая форма направленности на предмет, являющаяся стремлением к его познанию, обычно социально обусловленный.
  • Склонность — эмоциональное предпочтение той или иной деятельности, ценности, базирующееся на устойчивой потребности в ней.
  • Идеал — форма направленности, воплощенная в конкретном образе, к которому стремится личность. Высшая цель стремлений человека.
  • -Мировоззрение — система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе, обществе.
  • Убеждения — форма направленности личности, выражающаяся в глубоко осмысленной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, органически сливающейся с чувствами и волей человека и получившей для него личностный смысл. Система! убеждений человека отражает его мировоззрение.

Мировоззрение — ядро общественного и индивидуального сознания. Будучи способом осознания действительности, мировоззрение включает в себя и принципы жизни, обусловливающие характер деятельности людей. Важнейшая компонента мировоззрения — идеалы как решающие жизненные цели. По общественной значимости мировоззрение бывает революционным или консервативным и т.д.

По общественной значимости мировоззрение бывает революционным или консервативным и т.д.

Мировоззрение имеет огромный практический смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда обретает характер убеждений.

Мировоззрение и убеждения человека определяют его моральные качества.

Мораль — обобщающее понятие, в общественном и индивидуальном сознании — нравственные нормы и ценности, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности.

Совесть — нравственная самооценка человеком своих поступков.

Мировоззрение формируется как в результате критического осмысления естественно-научных, социально-исторических, технических И философских знаний, так и под влиянием непосредственных условий жизнидеятельности, передаваясь из поколения в поколение в виде культурно-исторического наследия.

По мнению 3. Фрейда, мировоззрение — интеллектуальная конституция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения; в ней ни один вопрос не остается открытым, и все, что вызывает интерес, занимает определенное место.

Потребность — объективно испытываемая субъектом нужда в чем-то которая отражается и субъективно, являясь источником активности, развития личности. Потребность выступает основной движущей силой развития человека. В самом общем виде потребности людей делятся на Апологические (материальные) и социальные (духовные).

Первично биологической формой потребности является нужда. В организме постоянно возникают определенные состояния напряженности; они связаны с нехваткой тех или иных веществ (предметов), необходимости для его нормального функционирования (поддержания состояния гомеостаза). На восполнение нужды направлены соответствующие инстинкты и поведенческие акты.

Потребности не остаются неизменными, они меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, уровня его знаний об окружающей действительности и отношения к ней. С одной стороны, потребности являются «двигателем» общественного развития, но с другой — человечество может погибнуть под грузом отходов от удовлетворения своих материальных потребностей. Удовлетворение материальных потребностей вступает в противоречие с окружающей средой и приводит к возникновению целого комплекса экологических проблем.

Потребности рассматриваются также как особые психические состояния — состояния «напряжения», «неудовлетворенности», «дискомфорта» и т.д., отражающие несоответствие между внутренними и внешними условиями деятельности. Данные состояния могут осознаваться, могут проявляться в неосознанных влечениях, мотивах деятельности, установках и др. Потребности изменчивы, динамичны, биологически и социально обусловлены, их удовлетворение протекает в результате целенаправленной деятельности.

Подходы к классификации потребностей весьма разнообразны. Наиболее популярные принадлежат А.Маслоу и X. Меррею. По мнению Х. Меррея, их список включает в себя двадцать ключевых потребностей.

Важную роль играет процесс опредмечения потребности — «узнавание» потребностью своего предмета. Через опредмечение потребность получает свою конкретизацию.

В процессе опредмечения обнаруживаются важные черты потребностей.

Опредмечение — очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения — оно обретает направленность, зависящую от мотива.

Мотив — конкретное побуждение к деятельности, субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека- психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве мотива могут выступать инстинкты, влечения, направленные на определенный объект, эмоции, установки, идеалы, элементы мировоззрения и др. От мотива следует отличать мотивировку.

Мотивы отличаются:

  • видом потребности, которая в них проявляется;
  • формами, которые они принимают;
  • широтой или узостью;
  • содержанием деятельности, в которой они реализуются.

Мотивировка — вербальное объяснение, иногда оправдание тех или иных действий. Она может не совпадать с истинным мотивом в случае сознательного или бессознательного искажения его.

С помощью такой Мотивировки человек старается сохранить свой статус, свое «Я», удовлетворить актуализированную потребность, сохранить цельность своего «Я», выглядеть лучше среди окружающих, нередко и в своих глазах, при совершении неблаговидных, аморальных поступков. Стремясь тем самым избежать или уменьшить степень психотравмирующего влияния на свою личность тех или иных факторов.

Источник развития мотивов — процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. Одним из основных признаков п ива является множество действий, собирающихся вокруг одного предмета. Эта совокупность действий, вызываемых одним мотивом, и называется деятельностью, точнее — деятельностью особенной.

С одной стороны, мотив может удовлетворяться набором разных действий; с другой — действие может побуждаться разными мотивами. Если взять конкретного индивида, то его действия, как правило, побуждаются сразу несколькими мотивами. Этот процесс называется полимотивираванностью и является типичным для большинства людей.

По своей роли не все мотивы, побуждающие к некоей деятельности, однозначны: один из них, главный, называется мотивом ведущим, второстепенные-мотивами-стимулами.

Ведущий мотив — главный, основной мотив, побуждающий к некоей деятельности в случае ее полимотивированности. Он выполняет смыслообразующую функцию.

Мотив стимул — второстепенный мотив, побуждающий к определенной деятельности в случае ее полимотивированности. Он лишь дополнительно стимулирует эту деятельность.

Большинство мотивов не осознанны. Осознание мотивов происходит в процессе самопознания и нравственного самосовершенствования.; К осознаваемым мотивам (мотив-цель)
относятся большие жизненные цели, направляющие деятельность в течение длительного периода жизни. Это — мотивы-цели. Они присущи только зрелой личности.

Важную роль для самореализации личности играет соотношения мотивов достижения и избегания. Они являются устойчивой мотивационной чертой личности.

Мотив достижения успеха (мотив достижения) — потребность добиваться успеха в различных видах деятельности. Устойчивая личностная мотивационная черта.

Мотив избегания неудачи (мотив избегания) — стремление во всякой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно если результаты деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми.

Дтя «успешной» личности характерно преобладание мотива достижения.

Следует различать мотивацию и мотивировку.

Совокупность стойких мотивов образует мотивацию — систему побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

При рассмотрении личности в контексте социума важным является; знание и учет социальной установки.

Социальная установка — готовность субъекта к той или иной деятельности, актуализирующаяся при предвосхищении им появления определенного объекта, явления и несущая на себе черты целостной структуры личности с постоянным набором характеристик.

  • Когнитивный компонент — совокупность знаний и оценочных суждений и убеждений об объекте.
  • Эмоциональный компонент включает систему чувств, связанных с соответстствующим объектом или событием.
  • Поведенческий компонент — предрасположенность к реальным (положительным или отрицательным) действиям по отношению к объекту.

На формирование и изменение социальной установки оказывает влияние целый ряд факторов.

КАКАЯ ВАША ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ?

Перейти к основному содержанию

Джон Г. Коттон, доктор философии.

Джон Г. Коттон, доктор философии.

Психолог / исследователь / клинический ассистент. Профессор / Обозреватель

Опубликовано 2 августа 2018 г.

+ Подписаться

В своем психологическом опыте я пришел к выводу, что, хотя люди уникальны, существуют три широкие ориентации, по которым можно разделить нашу личность: физическая , эмоциональная и интеллектуальная . Хотя у каждого из нас есть эти три измерения личности, для большинства людей одно из этих измерений является основным, и именно это я имею в виду, когда говорю о «личностной ориентации» человека.

Более конкретно, личностная ориентация человека — это тот аспект личности, с помощью которого он наиболее естественно взаимодействует с миром. Это то измерение жизни, в котором человек, скорее всего, будет искать удовольствия, использовать его для решения проблем и возвращаться к нему во время стресса. Ниже приведены некоторые примеры действий и методов решения проблем для лиц с четко выраженной личностной направленностью.

ФИЗИЧЕСКАЯ Практически все мы рождаемся с физической ориентацией на жизнь. Наши удовольствия (и наша боль) непропорционально физически связаны, поскольку наше интеллектуальное и эмоциональное «я» гораздо менее развиты в детстве. Многие из нас продолжают свой физический путь во взрослую жизнь, в то время как некоторые из нас сворачивают на эмоциональный и интеллектуальный путь в подростковом возрасте.

Людей с физической ориентацией больше всего стимулируют занятия, связанные с телом. На конструктивном уровне это могут быть упражнения, йога, спорт, секс, удовольствие от вкусной еды и активные действия, такие как прыжки с парашютом. Они также, вероятно, выберут карьеру с сильным физическим компонентом и, как правило, чувствуют себя неестественно на работе, которая требует «сидеть за столом в офисе весь день». У них также, как правило, более развитые органы чувств, и поэтому они с большей вероятностью узнают разницу во вкусе между хорошим скотчем и дешевым скотчем или разницу в звуке из стандартного автомобильного динамика и динамика JBL.

Конечно, все действия, связанные с поиском удовольствий, которыми наслаждаются физически ориентированные люди, могут быть чрезмерными или разрушительными, и когда они борются с различными жизненными проблемами, они часто используют эти физические действия в качестве паллиатива, чтобы смягчить свою боль или отвлечь ее. от него, что затем может привести к дополнительным проблемам, таким как ожирение и алкоголизм, а также к множеству рискованного поведения. Кроме того, их идентичность непропорционально вложена в их тела, поэтому они гораздо больше, чем люди в двух других измерениях, страдают от физического упадка или дефектов (например, шрама на теле или выпадения волос) или снижения спортивных результатов.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ Те, кто встал на путь эмоциональной ориентации после детства, никогда не перестанут ценить физическую часть жизни, но ее относительная важность начинает уменьшаться в пользу привлекательности в эмоциональной сфере. Эмоционально ориентированные люди придают огромное значение отношениям — дружбе, романтическим отношениям и семейным отношениям — поскольку эти отношения являются огромным источником силы, а также определяют их личность. Для эмоционально ориентированного человека отношения имеют приоритет над любым абстрактным или произвольным принципом правильного и неправильного. Хотя они обычно могут злиться на людей в своей жизни, возможно, даже слишком остро реагировать, они почти никогда не жертвуют отношениями из-за гордыни, которая является скорее пороком для тех, кто интеллектуально ориентирован.

Эмоционально ориентированные люди, как правило, более экстравертны или, по крайней мере, более склонны чувствовать себя комфортно в социальной среде. Когда им больно, их больше утешает разговор с кем-то из близких, чем пробежка, бутылка вина или чтение книги. Соответственно, самые сложные жизненные ситуации для них связаны не с потерей физических навыков, а с потерей отношений из-за смерти, переезда или отчуждения. Эмоционально ориентированные люди с большей вероятностью вступают в брак по любви (а не по социальному статусу или богатству), а также чаще ставят счастье в отношениях выше карьерных достижений, если у них есть выбор.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ Путь интеллектуальной ориентации выбирают те, для кого умственные занятия ценятся выше, чем отношения и все виды и удовольствия физической сферы. Они скорее будут заниматься за компьютером в каком-то качестве, чем на велосипеде или за романтическим ужином. Социализация для них — просто средство для достижения цели (будь то на службе их карьеры или какой-то другой политической цели), а не то, чем можно наслаждаться ради удовольствия.

Хотя ученые и профессионалы более склонны к интеллектуальной, чем физической или эмоциональной ориентации, не все интеллектуально ориентированные люди вкладывают свой интеллект в академические науки: многие из них весьма религиозны и вкладывают свой интеллект в свою религию и изучение соответствующих священных писаний. . С этой точки зрения они видят религию через интеллектуальную, а не эмоциональную линзу (в отличие от тех, кто является приверженцем своих религий с «больным сердцем») и часто борются с «правильным» и «неправильным», поскольку это относится к конкретным Библейские отрывки и принципы, а не то, что говорит им их сердце. В отличие от эмоционально ориентированных людей интеллектуально ориентированные люди чаще вступают в брак по причинам 9. 0015 другое кроме любви (например, из-за социального статуса или богатства, или потому, что женитьба — это «то, чем вы занимаетесь»). Они также более склонны ставить карьерные цели выше счастья в отношениях, если у них есть выбор, и часто жертвуют временем с супругом и детьми, чтобы добиться большего на работе.

Пропорции и баланс

Ранее я отмечал, что хотя у всех нас есть физические, эмоциональные и интеллектуальные измерения, для большинства из нас одно из этих измерений является первичным, другое — вторичным, а третье — третичным. Два человека, однако, могут иметь одинаковые рейтинги этих параметров (например, 1-интеллектуальный, 2-физический и 3-эмоциональный), но иметь их в разных пропорциях. Например, пропорции ориентации «Стива» могут быть на 37% интеллектуально ориентированными; 33% физически ориентированы; и 30% ориентированы на эмоции, но «Джо» может быть ориентирован на 60% интеллектуально; 25% физически ориентированы; и 15% эмоционально ориентированы. Хотя мы можем считать, что и «Стив», и «Джо» интеллектуально ориентированы, большинству людей они кажутся совершенно разными. «Стив» покажется большинству людей умным, но уравновешенным парнем, возможно, в образе легендарного баскетбольного тренера Дьюка Майка Кржижевски, в то время как «Джо» может показаться большинству людей научно-фантастическим книжным червем в образе персонажа. «Шелдон» в «Теории большого взрыва».

С клинической точки зрения понимание особенностей личности пациента очень важно, когда речь идет о рекомендации вариантов лечения. Хотя я расскажу об этом подробнее в следующей статье, я считаю, что важно создать план лечения, ориентированный на личностную ориентацию человека. Например, интеллектуально ориентированный человек, скорее всего, не будет хорошо реагировать на вмешательства при депрессии или тревоге, которые включают в себя физические упражнения или вступление в социальный клуб, но он или она может реагировать на медитацию (т. стимулирующий проект. Точно так же эмоционально ориентированный человек, скорее всего, больше откликнется на группу поддержки, чем на книгу по самопомощи.

Джон Дж. Коттон, доктор философии, лицензированный частный психолог и автор книги «Кто вы? Основные вопросы для автостопщиков на пути к истине».

  • ЧЕТЫРЕ ТИПА ДЕПРЕССИИ: ситуационная, биологическая, психологическая и экзистенциальная

    27 апр. 2020 г.

  • Если вам нужна маска для лица…

    7 апр. 2020 г.

  • COVID-19 И ТИПЫ ЛИЧНОСТИ: Моя дискуссия с Чейзом и Сарой в популярном шоу «I Do Podcast»

    1 апр.
    2020 г.

  • ПОДКАСТ: повышение производительности мозга с помощью нейробиоуправления и медитации — интервью с доктором Эндрю Хиллом

    4 ноября 2019 г.

  • РЕКОМЕНДАЦИЯ КНИГИ: О победе над шизофренией — Роберт Фрэнсис

    30 октября 2019 г.

  • TED Talk: Депрессия — секрет, которым мы делимся

    22 окт.
    2019 г.

  • ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ? (Часть 3 из 3)

    27 марта 2019 г.

  • ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ? (Часть 2 из 3)

    12 марта 2019 г.

  • ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ? (Часть 1 из 3)

    6 марта 2019 г.

  • ПРАЗДНИЧНЫЕ ПОЖЕЛАНИЯ, 2018

    24 декабря 2018 г.

Другие также смотрели

Исследуйте темы

Фонд Майерс и Бриггс

Главная > Мой MBTI ® Тип личности > Понимание MBTI ® Типовая динамика > Типовая динамика

MBTI ® тип — это больше, чем просто четыре основных предпочтения; это динамичная и сложная взаимосвязанная система личности. Различные составляющие психологического типа человека работать взаимосвязанным образом, чтобы установить баланс и эффективность. Тип — это процесс развития на протяжении всей жизни, и многие факторы могут влияют на направление развития типа.

  • Первая и последняя буквы в вашем типе называются отношением или ориентации, потому что они связаны с тем, как вы взаимодействуете с миром.
  • Две средние буквы называются вашим ментальным функции, потому что они являются основой для большей части работы вашего мозга. работа. Две буквы вместе называются вашей функцией пара

Отношения или направления

В шрифтовом языке отношения (или ориентации) отражают способы, которыми вы заряжаетесь энергией и как вы структурируете или живете, твоя жизнь. Экстраверсия и интроверсия, по Юнгу, дополнительные отношения (или ориентации) энергии.

  • Те, кто предпочитает Экстраверсию, направляют энергию вовне и заряжаются внешним миром.
  • Те, кто предпочитает Интроверсию, направляют энергию внутрь и заряжаются энергией, размышляя о своем внутреннем мире.

Два других отношения (или ориентации), Суждение и Восприятие, подразумеваемые в работах Юнга, были построены Изабель Майерса для дальнейшего уточнения приложений психологического типа.

  • Скорее всего, придут люди, предпочитающие осуждающую позицию. быстро делать выводы и наслаждаться структурой, обеспечиваемой достижением закрытие.
  • Люди, предпочитающие позицию восприятия, скорее всего, больше времени для сбора информации, прежде чем с комфортом приступить к закрытие, наслаждайтесь процессом и более комфортно, будучи открытым.

Умственные функции

На языке шрифтов у вас есть четыре умственные функции: ощущение, Интуиция, мышление и чувство. Каждый имеет и использует все четыре функции, хотя только две из них являются частью вашего типа. Фактически, вы не могли бы прожить день, не используя все из них в той или иной степени!

Две психические функции предназначены для сбора информации, которую есть, они используются для восприятие :

  • Сенсорное (S) восприятие обращает внимание на детали и текущие реалии; Интуитивное (Н) восприятие обращает внимание на смыслы, закономерности и будущие возможности.