Тревога это в психологии: Тревога. Что такое «Тревога»? Понятие и определение термина «Тревога» – Глоссарий
Тревога с позиции психологии
Тревога — это психическое состояние внутреннего беспокойства, направленное на прогнозирование опасности в будущем. Носит в себе отрицательный эмоциональный окрас, характеризуется наличием дурных предчувствий, беспокойством и телесным напряжением.
Дядюшка Фрейд, основатель психоанализа (направление психотерапии), очень точно разделил понятия тревоги и страха. Если первая сама по себе беспредметна, нет привязки к чему-то определенному, лишь смутное представление надвигающегося нечто, то страх вполне конкретен, я точно знаю, что меня страшит в данный момент.
Пример:
«Я боюсь, что эта собака меня укусит, она злобно рычит » — это страх.
«Я предчувствую, если поверну за тот темный угол, там может ожидать нечто ужасное»- это уже является показателем тревоги, не знаю, что произойдет, но фантазирую самое плохое.
Здесь следует отметить, что в современной психологии, есть ещё один термин — тревожность- это черта человеческой личности, при которой имеется склонность к переживанию тревоги и чувствование ее постоянно. Высоко тревожные личности, предрасположены к частому беспокойству и раздражительности, даже по незначительному поводу. Испытывают нетерпеливость, суетливы, внутренне скованны.
Они более подвержены катастрофическому мышлению, воспринимая мир в темных тонах, чем низко тревожные люди.
Тревога и тревожность тесно связанны с социальным аспектом, ожиданием неудач во взаимодействии. Ощущается, как угроза положению в обществе человека: его самооценке, ценностям, взглядам, потребностям.
«А вдруг случиться непредвиденное и я окажусь без работы!»; «А если я скажу, что — то не то на выступление!»; «Они не перезванивают, произошло непоправимое!». Источниками данного состояния, могут быть, как внутренние факторы, прошлый неудачный опыт, который интерпретирует настоящие события и транслирует мрачные представления в отношение происходящего в дальнейшем, так же внешние раздражители: ситуации, люди…
Напрасно ищешь тишины:
В живой природе нет покоя.
Цветенье трав и смерть героя,
Восторг грозы и вой луны.
Сергей Городецкий.
Стоит подчеркнуть, что тревога носит в себе две части:
✔мобилизацию, которая отлично служит, помогает собраться и направить энергию в полезное русло.
✖ дезорганизацию, которая имеет высокую степень проявления, является достаточно токсичной, так как выводит человека из строя, требуя немедленного поиска помощи из вне.
Данное наблюдение исследователей, делает акцент на пользе любого состояния и эмоции, пока те находятся в разумных пределах, не причиняя человеку страдания.
? Поведение: хождение по помещению без особой цели; раскачивание на стуле; грызение карандашей, колпачков от ручек, ногтей; теребление одежды, волос; стучание пальцами по столу и т.д.
? Эмоциональное и когнитивное состоянии: бессилие, чувстве незащищённости, беспомощности, невозможности принять важные решения, затруднения в постановке целей.
? Физиологическое состоянии: холодный пот, учащенное сердцебиение, тяжесть в желудке, затрудненное дыхание.
Есть такое выражение — » Тревога — это возбуждение минус кислород», которое точно подчеркивает то, что происходит с человеком на физическом уровне.
Как с этим быть?
Во-первых, предлагаю вам провести мини эксперимент:
Уберите все часы вокруг вас. Возьмите телефон и откройте секундомер. Нажав кнопку старт отставьте его в сторону, попробуйте опираясь на внутренние ощущения, засечь одну минуты, не считая про себя и не кося взгляд на циферблат. В момент, когда вы почувствуйте, что уже время, возьмите телефон и нажмите стоп. Часто, люди с повышенной тревогой, не могут высидеть и 25-30 секунд, если же ваше время ушло далеко вперёд, это тоже не является хорошим показателем, так как может говорить о том, что вы находитесь в подполье пофигизма.
В случае, если показатель приближен к минуте, то ваш уровень тревоги в норме.
Разумеется, это только экспресс тест. Требуется более комплексный подход и дополнительная диагностика специалиста.
Во — вторых, если вспомним выражение, описанное выше, про нехватку кислорода, то самым лучшем способом самостоятельной работы с тревогой, станет — дыхание.
Для этого: сядьте удобно, почувствуйте, как ваши ноги касаются пола. Положите одну руку на живот. Сделайте медленный глубокий вдох через нос считая до 6-и, в область живота, надувная его как воздушный шарик, насчёт 4- и задержите дыхание и насчёт 12 делаем медленный и спокойный выдох через рот.
Упражнение снизит тревогу и вернёт вас в момент » здесь и сейчас» вашей жизни.
Автор статьи: Яна Яцук
Задать вопрос психологу.
«Мы занимаемся чем угодно, только не собой»
«Мы занимаемся чем угодно, только не собой» | Большие Идеи Психология Анна Натитник Фото: wen panda / UnsplashПандемия, экономический кризис, затянувшееся состояние глубокой неопределенности — все это вызывает у большинства людей тревогу. Оказавшись в непривычной ситуации, каждый по-своему ищет из нее выход. Психологи и психотерапевты, однако, давно поняли, как бороться с тревожностью и улучшить качество жизни в сложных условиях. Об этом и том, как подружиться со своей тревогой, рассказывает врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, президент Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова Дмитрий Ковпак.
HBR Россия: Что входит в понятие «тревога»?
Ковпак: Слово «тревога» понятно без объяснений. В первую очередь, это эмоция. Она может быть условно здоровой, то есть сигнализирующей человеку об опасности, а может быть дезадаптирующей. Тогда речь идет о расстройствах. Существует целая группа расстройств, которые относятся к тревожным. Это, например, паническое расстройство, агорафобия, социальная фобия, генерализованное тревожное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство.
У тревоги есть разные степени: озадаченность, обеспокоенность, страх, паника. Паника — пиковая эмоция, которая стала для многих символом тревожных расстройств. Это слово происходит от имени древнегреческого бога пастухов и дикой природы Пана, который своим внешним видом и поведением вселял в людей ужас. Существуют также специфические фобии, касающиеся определенного объекта, ситуации или процесса. Например, многие недолюбливают членистоногих: паук, который даже в фантазиях приземляется человеку за шиворот, вызывает у него эмоциональные и даже физиологические реакции. Можно бояться чего угодно, поэтому список страхов, который раньше вели, перестали дополнять: к любому явлению, предмету, животному можно добавить слово «фобия».
На одну и ту же ситуацию все реагируют по-разному: кто-то впадает в панику, кто-то отделывается легкой обеспокоенностью, кто-то вообще ничего не ощущает. С чем связана предрасположенность к тревоге?
Тревога имеет основания. Зачастую ее вызывают так называемые внешние триггеры: сообщения о каком-то эксцессе, экономический или финансовый кризис, пандемия, проблемы на работе или дома. Когда что-то случается, наша нейросеть обрабатывает полученную информацию и делает выводы на основании нашего опыта. Этот опыт может быть запрограммирован в ДНК (через геном передаются, например, безусловные рефлексы) или накоплен в течение жизни. Очень важна, например, модель семьи, которую мы впитываем в детстве. Если бабушка чуть что капала себе корвалол и, как одна известная актриса, говорила «как страшно жить», то эта картина мира запечатлелась в нашей памяти и мы считаем себя слабым и беспомощным. Любой травматический опыт — травля в школе, тяжелые отношения с близкими, недостаток поддержки, внимания и т. д. — может приводить к тому, что человек будет из-за чего-то сильно беспокоиться. Его может всю жизнь сопровождать (часто в неосознанном виде) социальный страх — волнение по поводу того, как его оценят окружающие, или страх публичных выступлений, или обеспокоенность тем, как сложатся обстоятельства.
Как психика реагирует на тревогу?
Обычно начинают работать защитные механизмы. Некоторые люди используют компенсаторную стратегию — разбираются не с причинами, а со своим состоянием. Обжегшись на молоке, они дуют на воду и таким образом перестраховываются. У них возникает паника — не клиническая, а социальная — например, во время пандемии они убеждены, что грядет апокалипсис и все умрут. Включается охранительное поведение, в том числе отвлекающее от собственных переживаний: «с утра выпил — весь день свободен», заедание стресса, запойные покупки (вспомните ажиотаж вокруг туалетной бумаги в начале пандемии).
Как мы видим, во время пандемии одни боятся даже нос в форточку высунуть, а другие, наоборот, ведут себя рискованно: бравируют отрицанием вируса, снимают маски или, как в Иране, облизывают ручки публичных помещений и подошвы обуви. Этот второй тип людей призывает к нерациональному позитиву: если я буду бодриться, верить в лучшее, вирус меня не возьмет, поэтому я не стану менять свой образ жизни и соблюдать хотя бы элементарные меры предосторожности.
Как бороться с тревожными состояниями?
У этого процесса три важнейших элемента: осознание; принятие и изменение; тренировка и адаптация. Они тесно связаны между собой. Осознание — это прояснение текущей ситуации. Люди — не реалисты, хотя сами себя и считают таковыми. Мы проецируем на реальность свои ожидания, шаблоны, стереотипы мышления, схемы, которые являются кристаллизацией нашего опыта и его интерпретации. Мы порой видим то, что ожидаем увидеть, живем в дополненной нашими проекциями реальности и многое делаем на автомате — иначе мы бы не могли справиться с поступающей в мозг информацией.
Аарон Бек, создатель когнитивной психотерапии, еще в 1960-е годы ввел термин «автоматические мысли». Это, по сути, полуосознанный способ быстрой обработки информации, получения выводов на основании этой обработки и выработка предписаний. Автоматические мысли — производные наших убеждений. Человек, уверенный в собственной беспомощности и уязвимости, считает, что его здоровью и жизни что-то угрожает, и «включает» компенсаторные стратегии гиперконтроля и избегания опасностей. Тот, кого страшит непринятие значимыми для него людьми, делает все, чтобы окружающие оценивали его положительно.
На психотерапии первый этап — это анализ, который позволяет понять, как и чем человек себя тревожит. Вот простая ситуация: человек «прочитал» мысли начальника, который хмурым взором обвел подчиненных, и «понял», что тот его ненавидит и вот-вот уволит, — поэтому решил сам написать заявление об увольнении, пока не случилось катастрофы. А у начальника, оказывается, было несварение желудка, и смотрел он хмуро потому, что плохо себя чувствовал. Часто люди, не разобравшись, выбирают худший сценарий и реагируют так, будто он является доказанным фактом. Поэтому анализ — это возможность разобраться на конкретных примерах, как человек мыслит, какие у него привычки и убеждения, какие из них помогают ему жить, а какие, наоборот, мешают. Затем нужно найти альтернативы этим привычкам и способам мышления — те, которые помогут человеку достигать целей и чувствовать себя хорошо, — и научиться ими пользоваться.
То есть не стоит пытаться влиять на ситуацию — вместо этого нужно фактически изменить себя?
Древнегреческий философ Эпиктет еще две тысячи лет назад сказал, что не вещи расстраивают нас сами по себе, а наше отношение к вещам. Мы не всегда можем поменять окружающую действительность: пандемию, экономический кризис и т. д. — а вот на свое отношение к ней повлиять можем. Наша внутренняя, субъективная действительность подвластна нам в гораздо большей степени, чем внешняя.
И все же люди часто говорят: «Мне не нравится то, что происходит, я против этого». Но разве можно повлиять, скажем, на дождь? Наверное, если вы мэр Москвы, то тучи разгонят. Но это будет дорого стоить. В таких ситуациях нужно смотреть на соотношение «цена-качество». Если вы готовы менять реальность — партнера, супруга, коллектив, планету, — осознайте, сколько это будет стоить. И заодно спросите себя, есть ли у вас запасная планета.
Когда мы разберемся с тем, что происходит у нас внутри, может оказаться, что не так много нужно менять снаружи, что мы способны ко всему адаптироваться, изменяя свое отношение к действительности. Это не значит, что необходимо со всем смириться или тем более подчиниться. Это значит, что надо учиться видеть действительность и воспринимать ее, даже если она не соответствует нашим ожиданиям и требованиям. Когда начинается дождь, мы раскрываем зонт, а не ругаемся на облака. Принятие — это возможность действовать более адаптивно и извлекать из ситуации то, что она способна дать. Это синоним не терпения, а преодоления — в первую очередь, своих предубеждений.
Можно ли справиться с тревогой без помощи психотерапевта?
Психология и психотерапия апеллируют, прежде всего, к самому человеку. Ни один специалист не может (и лучше бы не пытался) залезть в чей-то мозг и управлять им. Человек — сложнейшая система: 86 млрд нейронов, которые имеют еще сто или даже больше триллионов связей.
Однако психотерапии как научной дисциплине чуть больше ста лет — до этого люди как-то жили без нее. Были уникальные фигуры вроде Сиддхатхи Гаутамы Шакьямуни, который пошел в лес, там медитировал и достиг условного просветления; были люди, которые уходили в скит, стояли на столпе, как столпники, и находили контакт с собой. Но это, скорее, исключения. Человеку свойственно убегать от себя. Мы боимся обнаружить в себе что-то неполноценное, неприятное, расстроиться из-за этого, впасть в отчаяние или депрессию. Поэтому мы занимаемся чем угодно, только не собой. Нам проще интересоваться глубинами океана или космоса, чем остаться наедине с собой и заглянуть внутрь себя.
Психика и организм человека представляют из себя фантастическую систему, которая способна адаптироваться не хуже, чем таракан. Однако, в отличие от таракана, мы зачастую мешаем этой адаптации: таракан будет исходить из данности, а мы из требований, таракан будет делать то, что помогает его выживанию, а мы действовать по заведенным стереотипам даже вопреки своим интересам, усиливая свои переживания из-за того, что все идет не так, как мы ожидали.
И все же существуют ли приемы для самостоятельного снятия хотя бы острых приступов тревоги?
Когда мы напряжены эмоционально, то обязательно напряжены и физически. Чем сильнее возбуждение коры головного мозга, тем больше возникает кортико-мышечных рефлексов, которые создают так называемый мышечный панцирь. Это наша защита от угроз, включенность тела в мобилизацию из-за тревоги — то, что всегда было необходимо для выживания и поэтому «запрограммировано» в нас генетически. Дыхательные техники, мышечная релаксация, растяжка, массаж, мануальная терапия, медитация, плаванье, даже приседания способны снять стрессовое состояние и этот панцирь. Но как только мы выходим из кабинета массажиста, из тренажерного зала или бассейна и опять начинаем себя психологически «накручивать», панцирь собирается вновь. Методы, которые я перечислил, — это скорая помощь, способная временно облегчить состояние человека. Но если не разбирать причинно-следственные связи, все вернется на круги своя.
Люди предпочитают бороться с симптомами, с тем, что на поверхности, — с тревогой, страхом, паникой, с их физиологическими проявлениями. Но навыков для этой борьбы у них зачастую нет: медитировать, делать мышечную релаксацию или растяжку до полного расслабления нужно учиться. Поэтому многие любят таблетки — и фармкомпании этим пользуются. Действительно, купировать тревогу самому можно с помощью транквилизаторов, то есть успокоительных препаратов. Самое известное в нашей стране — феназепам, в Америке — алпразолам, или ксанакс. В некоторых тяжелых случаях без таблеток, и правда, не обойтись, потому что иначе невозможно выйти из клинча и начать работать над собой. Но важно не впасть в зависимость от этих препаратов: когда человек верит не в себя, а во внешний костыль, он остается заложником собственных тревог.
Если не побороть тревогу, она будет только нарастать?
советуем прочитать
Будут ли нас нанимать на основе анализа тембра голоса?
Томас Чаморро-Премузик
Почему советы директоров ошибаются при назначении топ-менеджеров
Клаудио Фернандес-Араос
«Они сожгли дом»
Ади Игнейшес
Счастье иметь цель
Тони Шварц
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Мера лидерства
Генри Минцберг
Правило эффективности
Почему власть меняет человека: две основные причины
Дэвид Дюбуа
Брендинг элитных товаров: ниже радара
Белк Рассел, Вилсон Джонтан, Эгхарт Джиана
Типы тревожных расстройств
Тревога — это естественная реакция человека, связанная с чувством беспокойства, напряжения или страха при столкновении с ситуациями, которые считаются угрожающими.
Хотя переживание тревоги у всех разное, для людей характерно чувство ужаса или страха и потеря контроля, настойчивая и отчетливая мысль, что они вот-вот упадут в обморок, вырвут или даже умрут, почувствуют головокружение , иметь проблемы с дыханием и начать потеть.
Люди развили реакцию «бей или беги», чтобы защитить себя от опасных ситуаций. Когда мы сталкиваемся с угрозой, наш организм вырабатывает гормоны, в том числе адреналин и кортизол, чтобы мы чувствовали себя более бдительными и вызывали телесные реакции, такие как учащение пульса и расширение зрачков.
После того, как угроза миновала, наш организм вырабатывает другие гормоны, помогающие мышцам расслабиться. Таким образом, когда мы чувствуем тревогу, мы испытываем эту автоматическую реакцию, которую не всегда можно контролировать.
Для многих людей тревога может стать проблемой психического здоровья, если они обнаружат, что регулярно испытывают тревожные чувства, а их страхи или беспокойства несоразмерны ситуации. Они обнаруживают, что избегают ситуаций, которые могут вызвать у них тревогу.
Если человек обнаруживает, что его тревога оказывает значительное негативное влияние на его способность жить полной жизнью, как он хочет, у него может быть диагностированное расстройство психического здоровья.
Тревожные расстройства характеризуются мучительным, стойким беспокойством, а также часто дисфункциональным поведением, которое они могут использовать, чтобы попытаться уменьшить тревогу, например, избеганием или другим безопасным поведением.
Приблизительно 1 из 5 человек в какой-то момент жизни испытывает диагностируемое тревожное расстройство. Некоторые люди могут бороться со своим тревожным расстройством месяцами или годами, если их не лечить; они могут иметь более одного диагностируемого тревожного расстройства или обнаруживать, что их тревожность колеблется или возвращается после лечения.
Симптомы могут проявиться в любой момент жизни, проявиться уже в детстве или подростковом возрасте и продолжаться во взрослом возрасте.
Содержание
Типы
Тревожные расстройства могут проявляться по-разному. Ниже приведены некоторые часто диагностируемые тревожные расстройства:
Генерализованное тревожное расстройство
Генерализованное тревожное расстройство (ГТР) характеризуется постоянным и чрезмерным беспокойством по поводу множества вещей.
Человек с этим расстройством может чрезмерно беспокоиться о своем здоровье, здоровье других, финансах или безопасности, среди прочего.
Эти опасения несоразмерны реальным обстоятельствам и их трудно контролировать. Часто люди могут чувствовать себя неловко или нервничать или чувствовать, что что-то плохое должно произойти без известной причины.
ГТР сопровождается физическими симптомами, и беспокойство может длиться дни, недели или месяцы.
Паническое расстройство
Паническое расстройство связано с внезапным и сильным чувством тревоги и страха. Это характеризуется паническими атаками, которые включают интенсивные физические симптомы, которые повторяются и часто неожиданны.
Эти панические атаки часто достигают пика и обычно длятся от 5 до 20 минут.
Социальное тревожное расстройство
Лица с социальным тревожным расстройством обнаруживают, что у них высокая тревожность и страх перед социальными ситуациями.
Это может произойти в большинстве или во всех социальных ситуациях, в результате чего люди с этим расстройством часто избегают социальных ситуаций, где могут.
Люди с социальным тревожным расстройством часто боятся, что их будут рассматривать негативно, осуждать или смущать в социальных ситуациях, и поэтому это может негативно повлиять на их жизнь.
Специфическая фобия
Люди, страдающие специфической фобией, испытывают сильную тревогу при контакте с определенным объектом или ситуацией, вызывающей страх. Распространенными специфическими фобиями являются пауки, змеи, высота и замкнутое пространство.
Специфические фобии могут вызывать непреодолимый и иррациональный страх перед чем-то, что может представлять незначительную опасность или не представлять никакой реальной опасности.
Воздействие фобического объекта или ситуации может вызвать серьезные симптомы тревоги и даже спровоцировать панические атаки. Поэтому люди стремятся максимально избегать фобии.
Посттравматическое стрессовое расстройство
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — это состояние, вызванное травматическим событием, либо пережитым травмой, либо свидетелем ее. После травматического события у человека могут возникать повторяющиеся воспоминания, кошмары или неконтролируемые мысли об этом событии.
Эти мысли могут вызвать сильную тревогу и повышенное чувство опасности.
Эти люди могут испытывать стресс или страх даже в безопасных ситуациях, и определенные триггеры, которые напоминают им об этом событии, могут вызвать эти тревожные чувства.
Обсессивно-компульсивное расстройство
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) характеризуется навязчивыми, навязчивыми мыслями и компульсивным поведением. Навязчивые мысли вызывают значительный дистресс, и люди чувствуют себя вынужденными совершать навязчивые действия, чтобы облегчить свое беспокойство и дистресс.
Например, у человека с обсессивно-компульсивным расстройством могут быть навязчивые мысли о том, что он заражен, и поэтому он может чрезмерно мыть руки несколько раз и в течение длительного периода времени, чтобы уменьшить стресс.
Люди с обсессивно-компульсивным расстройством могут проявлять ритуальное поведение, которое мешает их повседневной деятельности и может очень усложнить их жизнь.
Тревожное расстройство разлуки
Тревожное расстройство разлуки часто является детским расстройством, связанным с тревогой, связанной с разлукой с родителем или другими людьми, которые играют родительскую роль в ребенке.
Тревога чрезмерна для уровня развития ребенка. Это может включать в себя прилипчивость ребенка, сильный плач, отказ ходить в школу или развитие физических заболеваний, связанных с тревогой.
У ребенка может быть чрезмерное беспокойство по поводу того, что он находится вдали от своего родителя, он может бояться потеряться от родителя или бояться, что с родителем случится что-то плохое, если ребенка не будет с ним.
Симптомы
Тревожные расстройства обычно проявляются через мысли, чувства и физические ощущения наряду с поведением, обычно являющимся результатом тревоги.
Ниже приведены некоторые физические, когнитивные и поведенческие симптомы тревожных расстройств:
Физические симптомы
Когнитивные симптомы
Трудно контролировать беспокойство
Беспокойство о самом беспокойстве
Проблемы с концентрацией внимания
Чувство надвигающейся опасности, паники или гибели
Перепады настроения или плохое настроение
Повторяющиеся мысли
Неконтролируемые мысли
Паника, страх и тревога
Негативные мысли о мире и о себе
Напряженный или нервный
Гнев или раздражительность
Поведенческие симптомы
Избегание того, что вызывает тревогу
Проведение ритуалов
В поисках уверенности
Неспособность оставаться неподвижным
Невозможно успокоиться
Самоизоляция
Проблемы со сном
Использование безопасного поведения
Существуют также некоторые осложнения, которые могут возникнуть в результате тревожных расстройств:
Потеря интереса к ранее любимым занятиям
Проблемы на работе или в школе
Не иметь возможности проводить свободное время
Борьба с попытками заниматься новыми видами деятельности
Трудности в отношениях
Развитие другого психического расстройства, такого как депрессия.
Причины
Нет ни одной известной причины возникновения тревожных расстройств. В зависимости от типа испытываемого тревожного расстройства несколько факторов могут влиять на вероятность того, что у кого-то будет диагностируемое расстройство.
Генетика может играть роль в развитии тревожных расстройств. Наличие близкого родственника с тревогой может увеличить риск того, что у кого-то также разовьется тревога.
Аяно и др. (2021) провели метаанализ, который предположил, что психические расстройства у родителей могут быть связаны с повышенным риском развития тревожных расстройств у их детей.
Было обнаружено, что дети, родители которых страдают биполярным расстройством, более подвержены риску развития обсессивно-компульсивного расстройства и генерализованного тревожного расстройства.
Точно так же дети родителей с депрессивным расстройством подвергались более высокому риску развития тревожного расстройства разлуки, генерализованного тревожного расстройства и социального тревожного расстройства.
Кажется вероятным, что у женщин чаще, чем у мужчин, развивается тревожное расстройство. В частности, показатели панического расстройства, генерализованного тревожного расстройства, фобий, тревоги разлуки и посттравматического стрессового расстройства, по-видимому, выше у женщин, чем у мужчин.
Социальное тревожное расстройство и ОКР, напротив, чаще поражают мужчин (Christiansen, 2015).
Индивидуальные особенности человека также могут влиять на вероятность развития у него тревожного расстройства. Например, люди с робким темпераментом, пессимистичными взглядами или те, кто склонен избегать чего-либо опасного, могут быть более естественными тревожными.
Более того, те, кто набрал высокие баллы по личностному аспекту невротизма, неизменно оказывались фактором риска развития ряда тревожных расстройств (Zhang et al., 2021).
Биологически считается, что ключевая область мозга, миндалевидное тело, играет роль в возникновении симптомов, связанных с тревогой.
Миндалевидное тело является частью лимбической системы, участвующей в обработке и регулировании эмоций, включая страх. Считается, что префронтальная кора головного мозга, область, участвующая в критическом мышлении и рассуждениях, модулирует реакцию миндалевидного тела на угрозы, обеспечивая рациональное мышление в кажущихся опасными ситуациях.
Если были нарушены взаимодействия между миндалевидным телом и префронтальной корой, считается, что это влияет на тревогу, поскольку миндалевидное тело может преобладать над частью мозга, которая обеспечивает логическое обоснование воспринимаемых угроз.
Еще одним фактором, способствующим тревожным расстройствам, является приобретенный опыт. Как видно из исследований бихевиористской психологии, людей можно приучить бояться определенных объектов или ситуаций. Этот страх также можно усилить, избегая вещей, которые вызывают тревогу, что повышает вероятность того, что тревога будет усиливаться.
Люди также могут учиться, наблюдая за другими людьми, демонстрирующими тревожное поведение. Например, если дети растут в семье родителей, страдающих тревожным расстройством, ребенок может научиться беспокоиться о тех же вещах.
Точно так же сильный стресс или травма в молодом возрасте могут оказать негативное влияние на человека. У детей, подвергшихся физическому или эмоциональному насилию, пренебрежению, потере родителей, издевательствах или социальном исключении, а также у детей, у которых были холодные или чрезмерно опекающие родители, может быть больше шансов на развитие тревожных расстройств.
Кроме того, стрессоры текущей жизни могут способствовать возникновению тревожных расстройств. Некоторые стрессоры включают давление на работе, большие перемены в жизни, финансовые проблемы, наличие других проблем с психическим здоровьем или изменения в физическом здоровье.
В исследовании 2021 года было обнаружено, что психологический дистресс после вспышки COVID-19 положительно коррелирует с генерализованным тревожным расстройством (Nikčević et al. , 2021).
Это имеет смысл, учитывая, что у многих людей во время пандемии, возможно, появились более серьезные опасения по поводу своего здоровья, здоровья других, работы и финансовых вопросов — основные беспокойства, которые испытывают люди с генерализованным тревожным расстройством.
Диагностика
Чтобы поставить диагноз тревожного расстройства, поставщик первичной медико-санитарной помощи может сначала проверить наличие признаков основного заболевания. Они могут пройти медицинский осмотр, чтобы исключить физические заболевания, прежде чем проверять психическое здоровье.
Психиатр, психолог и другие специалисты в области психического здоровья также могут поставить диагноз.
Для диагностики тревожных расстройств психиатр может провести психологическое обследование. Это включает в себя обсуждение мыслей, чувств и поведения человека, чтобы помочь точно поставить диагноз и проверить наличие связанных осложнений.
Они также могут сравнить симптомы пациента с симптомами, показанными в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5).
В DSM-5 есть набор критериев, которым необходимо соответствовать для каждого конкретного тревожного расстройства. В зависимости от типа тревожного расстройства тревожные чувства должны присутствовать в течение значительного периода времени и соответствовать по крайней мере некоторым симптомам, перечисленным в критериях.
Для соответствия критериям тревожность должна быть достаточно значительной, чтобы негативно влиять на сферы нормального функционирования, такие как работа, учеба, отношения или другие важные сферы жизни.
Испытываемые симптомы тревожных расстройств также не должны быть связаны с какими-либо другими заболеваниями. Они не должны быть лучше объяснены другим психическим расстройством или действием веществ (например, лекарств, алкоголя или наркотиков).
Тревога часто может сосуществовать с другими психическими расстройствами, что затрудняет диагностику, особенно если симптомы других состояний затмевают тревожные расстройства.
Обычно рекомендуется искать диагноз возможного тревожного расстройства, когда:
Беспокойство существенно влияет на работу, учебу и другие аспекты повседневной жизни.
Есть беспокойство по поводу испытываемых симптомов или высокий уровень тревоги.
Человек может полагаться на алкоголь или другие вещества, чтобы справиться со своими симптомами тревоги.
Индивидуум ранее лечился от беспокойства, и теперь его симптомы вернулись.
У человека возникают суицидальные мысли из-за беспокойства.
Лечение
Варианты лечения тревожных расстройств могут зависеть от типа тревожного расстройства и тяжести симптомов.
Часто сочетание медикаментозного лечения и психотерапии оказывается наиболее эффективным для лечения симптомов и предотвращения рецидива тревожного расстройства.
Лекарства
Антидепрессанты — это наиболее часто назначаемые препараты для лечения тревожных расстройств, особенно селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС).
СИОЗС обеспечивают циркуляцию большего количества нейротрансмиттера серотонина в головном мозге. Некоторые СИОЗС, которые могут быть назначены, включают циталопрам (целекса), флуоксетин (прозак) и сертралин (золофт).
Эти лекарства обычно не так сильны, как другие лекарства, что делает их более переносимыми, и поэтому их можно принимать в течение длительного времени. Однако они могут вызывать некоторые побочные эффекты, такие как тошнота, сухость во рту или суицидальные мысли, особенно в начале приема лекарства.
Бензодиазепины являются более сильными лекарствами от беспокойства, обычно прописываемыми людям с тяжелыми симптомами, которые испытывают значительные трудности в повседневной жизни. Некоторые примеры бензодиазепинов включают алпразолам (ксанакс), клоназепам (клонопин) и лоразепам (ативан).
Из-за того, что эти лекарства очень сильнодействующие, не всегда рекомендуется их длительное применение. Они также могут сопровождаться неприятными побочными эффектами и вызывать привыкание, поэтому их обычно назначают в малых дозах на короткий период времени, чтобы помочь в кризисный период.
Психотерапия
Психотерапия — это общий термин для лечения проблем психического здоровья путем беседы с врачом-психиатром.
Во время сеансов терапии люди узнают больше о своем состоянии, настроении, чувствах, мыслях и поведении.
Психотерапия помогает людям научиться контролировать свою жизнь и реагировать на сложные ситуации с помощью здоровых навыков выживания. Психотерапия может быть доступна на индивидуальных, парных, семейных или групповых сеансах, в зависимости от того, что было бы наиболее эффективным для человека.
Многие виды психотерапии доказали свою эффективность:
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это очень популярный вид терапии, который включает в себя помощь человеку в выявлении нездоровых, негативных убеждений и поведения и попытку заменить их здоровыми, позитивными, а также обучение навыкам преодоления различных проблем. .
Диалектическая поведенческая терапия (ДПТ) — это тип КПТ, который обучает поведенческим навыкам, таким как внимательность, регулирование эмоций, устойчивость к стрессу и межличностная эффективность, чтобы помочь управлять эмоциями и улучшить отношения с другими.
Экспозиционная терапия — эта терапия может быть включена в когнитивно-поведенческую терапию и оказалась полезной, особенно для людей со специфическими фобиями и социальным тревожным расстройством.
Эта терапия включает в себя постепенное столкновение с объектом или ситуацией, которые вызывают тревогу, чтобы укрепить уверенность, чтобы человек мог находиться рядом с объектом или в ситуации и справляться со своими симптомами тревоги.
Терапия принятия и приверженности — это включает в себя помощь человеку с тревогой в осознании и принятии своих мыслей и чувств и приверженности внесению изменений в надежде, что это повысит их способность справляться с ситуациями и приспосабливаться к ним.
Стратегии выживания
Помимо лекарств и методов лечения, в жизнь тех, кто борется с тревогой, могут быть внесены некоторые изменения в образ жизни, которые могут помочь справиться с некоторыми тревожными чувствами:
Поддержание здорового и сбалансированного питания
Регулярные физические упражнения — особенно аэробные упражнения могут помочь уменьшить чувство тревоги
Избегайте стимуляторов, таких как кофеин – кофеин увеличивает частоту сердечных сокращений, что может вызвать у людей нервозность
Отказ от алкоголя. Алкоголь может почти сразу уменьшить беспокойство, поэтому многие люди, страдающие тревогой, могут использовать его, чтобы успокоиться. Однако после употребления люди, вероятно, почувствуют себя более раздражительными или подавленными или станут зависимыми от веществ, что является нездоровым механизмом выживания.
Восстановление рутины, проведение перерывов, постановка реалистичных целей, размышление над целями и анализ прогресса.
Выполнение расслабляющих упражнений, таких как йога, осознанность и медитация
Поддержание сети поддержки – разговоры с надежными друзьями и членами семьи о заботах и тревогах могут снять большую часть бремени, которое они чувствуют
Иногда простое признание беспокойства и принятие чувства может помочь людям справиться со своими эмоциями и понять, что они могут мыслить иррационально.
Разорвать порочный круг беспокойства
Люди с тревогой чаще всего сканируют свое окружение на наличие потенциальных угроз. Таким образом, больше внимания уделяется вещам, которые вызывают их тревогу.
Поиск потенциальных угроз может привести к усилению физических симптомов тревоги.
Чтобы справиться с тревогой, люди часто либо избегают, либо избегают ситуации, что приносит им мгновенное, краткосрочное облегчение. Они также могут использовать другие типы безопасного поведения, чтобы помочь им справиться с ситуациями, вызывающими тревогу.
Например, человек с обсессивно-компульсивным расстройством будет вести себя ритуально, или человек с социальным тревожным расстройством может притворяться, что занят в своем телефоне, чтобы не участвовать в социальных ситуациях.
Хотя такое поведение избегания и безопасности может помочь кому-то почувствовать себя лучше в краткосрочной перспективе, такое поведение может быть вредным в долгосрочной перспективе.
Избегание ситуаций с высокой тревожностью может привести к усилению физических симптомов в подобных ситуациях в будущем, вызвать потерю уверенности в том, что вы сможете справиться с ситуацией, и увеличить использование безопасного поведения.
Из-за этого беспокойство будет продолжаться и может даже усилиться или распространиться на другие ситуации. Это порочный круг беспокойства.
Чтобы разорвать порочный круг беспокойства, важно постепенно противостоять вызывающей тревогу ситуации, одновременно учась отказываться от безопасного поведения.
Например, человек с обсессивно-компульсивным расстройством может постепенно начать останавливать себя от выполнения своего ритуального поведения, или человек с социальным тревожным расстройством может следить за тем, чтобы он не брал свой телефон в социальную ситуацию, чтобы с большей вероятностью участвовать в разговорах. .
В краткосрочной перспективе отказ от такого поведения может привести к усилению чувства тревоги. Но через некоторое время физические симптомы беспокойства должны уменьшиться, а поведение поиска потенциальных угроз должно уменьшиться.
Способность разорвать порочный круг беспокойства — это то, что может помочь терапевту в психотерапии, если человек чувствует, что не может сделать это самостоятельно.
После многократного воздействия ситуаций с высокой тревогой при прекращении безопасного поведения уверенность в таких ситуациях должна постепенно возрастать.
Если люди регулярно и систематически бросают себе вызов, у них должно быть больше шансов снизить общую тревогу.
Вам нужна психиатрическая помощь?
США
Если вы или ваш близкий боретесь с симптомами тревожного расстройства, обратитесь в Национальную горячую линию Управления по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психическим здоровьем (SAMHSA) для получения информации о центрах поддержки и лечения в вашем районе.
1-800-662-4357
Великобритания
Свяжитесь с самаритянами для получения поддержки и помощи от обученного консультанта: https://www. samaritans.org/; электронная почта [email protected] .
Доступно 24 часа в сутки, 365 дней в году (звонок по этому номеру БЕСПЛАТНЫЙ):
116-123
Переосмысление психических заболеваний: rethink.org
0300 5000 927
90 421 СсылкиАяно, Г., Беттс, К., Маравилла, Дж. К., и Алати, Р. (2021). Систематический обзор и метаанализ риска деструктивных расстройств поведения у потомства родителей с тяжелыми психическими расстройствами. Детская психиатрия и развитие человека, 52 (1), 77–9.5.
Кристиансен, Д. М. (2015). Изучение половых и гендерных различий в тревожных расстройствах. Свежий взгляд на тревожные расстройства, 17-49.
Правительство Западной Австралии. (н.д.). Порочный круг тревоги. Центр клинических вмешательств. Получено 19 ноября 2021 г. с: https://www.cci.health.wa.gov.au/~/media/CCI/Mental-Health-Professionals/Panic/Panic—Information-Sheets/Panic-Information-Sheet— 03—The-Vicious-Cycle-of-Anxiety. pdf
Никчевич А.В., Марино К., Колубински Д.К., Лич Д. и Спада М.М. (2021). Моделирование вклада личностных черт Большой пятерки, беспокойства о здоровье и COVID-19от психологического стресса до генерализованной тревоги и депрессивных симптомов во время пандемии COVID-19. Журнал аффективных расстройств, 279, 578–584.
Чжан Ф., Баранова А., Чжоу С., Цао Х., Чен Дж., Чжан С. и Сюй М. (2021). Причинное влияние невротизма на психическое здоровье и сердечно-сосудистые заболевания. Генетика человека, 1-15.
Психологические объяснения тревожных расстройств
Одной биологической предрасположенности или повышенной чувствительности к стрессу недостаточно для развития тревожного расстройства. Как упоминалось ранее, у человека больше шансов развить тревожное расстройство, если он биологически предрасположен к тревоге в сочетании с психологической уязвимостью. Исследования выявили четыре важные психологические переменные, которые предсказывают психологическую уязвимость к тревоге. Это:
1. воспринимаемый контроль;
2. когнитивные оценки;
3. когнитивные убеждения;
4. Когнитивные искажения.
Рассмотрим каждую из этих переменных более подробно.
Воспринимаемый контроль:
Изучите свои варианты сегодня
Объявление
Одним из ведущих мировых экспертов по тревожным расстройствам является Дэвид Барлоу, доктор философии. Согласно Барлоу (2002), у людей может развиться психологическая уязвимость к тревоге в результате переживаний в раннем возрасте. Одной из таких уязвимостей является отсутствие «ощущаемого контроля» над стрессовыми жизненными обстоятельствами. Исследователи обнаружили, что фактическое присутствие стрессоров само по себе вызывает тревогу. Скорее, тревога во многом определяется личностным состоянием человека.0455 воспринял способность контролировать потенциально стрессовое событие. Важно понимать, что это отсутствие контроля может быть, а может и нет. Вместо этого важно восприятие человеком степени своего контроля.
Детские переживания могут сильно повлиять на чье-то чувство контроля. Когда дети постоянно испытывают недостаток контроля над событиями в своей жизни, они могут начать воспринимать мир как непредсказуемый и опасный. Такое мировоззрение может привести к чувству беспомощности. В результате у них развивается склонность ожидать негативных результатов, как бы они ни пытались их предотвратить. Несколько типов раннего жизненного опыта могут позже повлиять на восприятие человеком контроля. Одним из них является семейная динамика, особенно стиль воспитания. Чрезмерно опекающий стиль воспитания может показать, что мир — опасное место. Кроме того, такой стиль воспитания ограничивает возможности ребенка развивать навыки преодоления трудностей. Его противоположность, недостаточная защита и низкий уровень заботы, приводит к неструктурированному, хаотичному миру, наполненному стрессом. Еще одним опытом в раннем возрасте, влияющим на восприятие контроля, является потеря или разлука с основными опекунами. Третий тип переживаний — это постоянная травма, такая как жестокое обращение в детстве (физическое, эмоциональное и/или сексуальное). Это не означает, что наша психологическая траектория зафиксирована в детстве и что ничего нельзя сделать, чтобы ее изменить. Напротив, это просто означает, что ранний опыт может способствовать психологической уязвимости. Это отчасти объясняет, почему одни люди более склонны к тревоге, чем другие.
Воспринимаемое отсутствие контроля распространяется на переживания человеком своего тревожного расстройства. Люди с тревожными расстройствами часто сообщают, что не могут контролировать свои симптомы. Это отсутствие контроля очень огорчает их. Это может объяснить, почему благонамеренные попытки близких подбодрить человека часто вызывают сомнения у человека с тревожным расстройством.
Когнитивные оценки:
Термин «когнитивная оценка» просто означает, как мы оцениваем и оцениваем конкретное событие или ситуацию в окружающей среде. Когнитивная оценка является ключевым понятием в понимании восприимчивости человека к стрессу и тревоге. Согласно Лазарю и Фолкману (1984), когнитивная оценка состоит из двух отдельных типов убеждений. Эти убеждения называются «первичными» и «вторичными» оценками. Первичная оценка относится к субъективной оценке ситуации человеком. Первичная оценка человека определяет, имеет ли ситуация какое-либо прямое отношение к благополучию этого человека. Вторичная оценка относится к оценке человеком своей способности справиться с этой ситуацией.
Первичная оценка может быть далее разбита на три отдельные категории, включая «нерелевантную», «доброкачественно-положительную» и «стрессовую». Событие считается неактуальная оценка когда ее возникновение не оказывает никакого влияния на самочувствие человека. Например, предположим, что вы проходите собеседование при приеме на работу. Администратор просит вас сесть в комнату ожидания. Вы осматриваете комнату и замечаете, что большинство людей небрежно одеты, в то время как вы тщательно причесаны, готовясь к этому важному дню. Вы заключаете, что другие люди не должны ждать собеседования. Вы решаете, что они должны быть в зоне ожидания по какой-то другой причине. Это нерелевантная оценка. Другими словами, другие люди в зале ожидания никак не влияют на ваше самочувствие.
Доброкачественная положительная оценка относится к случаю, когда оценка события приводит к положительным убеждениям. Эти позитивные убеждения на самом деле усиливают позитивные чувства и/или функционирование. Возвращаясь к нашему предыдущему примеру, предположим, что вы проходите собеседование на одну и ту же работу. Однако на этот раз, когда вы наблюдаете за другими неряшливо одетыми людьми в приемной, вы делаете вывод, что они кандидаты на ту же работу. Все вы ждете интервью. Эта оценка может заставить вас поверить, что у вас есть значительное преимущество перед другими кандидатами на работу. Ваша оценка этого события будет сочтена положительной, если вы подумаете про себя: «Нет проблем, у меня есть эта работа!» и эта дополнительная уверенность позволила вам хорошо проявить себя во время интервью.
Напротив, стресс-оценка относится к случаю, когда возникновение события приводит к убеждениям, прогнозирующим вред. Такие убеждения приведут к переживанию беспокойства. Например, представьте, что вы снова кандидат на работу. Однако на этот раз, когда вы осматриваете зал ожидания и сравниваете свою одежду с другими кандидатами, вы решаете, что это вы одеты небрежно. Остальные кандидаты кажутся опрятными и подготовленными. Это будет считаться стресс-оценкой, если вы считаете, что ваша неряшливость, скорее всего, снизит ваши шансы на получение работы. Эта оценка может привести к тому, что вы плохо выступите во время интервью, потому что вы очень волновались. Из этих трех примеров ситуации на собеседовании становится ясно, что наши первичные оценки обстоятельств будут влиять на то, испытываем ли мы тревогу.
Вторичная оценка относится к оценке человеком своей способности справиться с обстоятельствами. Это частично определяется их предполагаемой способностью контролировать или влиять на ситуацию. Важно признать, что защитный эффект, обеспечиваемый воспринимаемым контролем, не требует точной оценки. Это просто восприятие контроля, даже если это восприятие иллюзорно. Для иллюстрации давайте рассмотрим ребенка, который регулярно подвергается жестокому обращению. Жестокое обращение, безусловно, является стрессором в детстве. Однако не у всех детей, подвергшихся жестокому обращению, развиваются тревожные расстройства. Почему это может быть? Вполне возможно, что один ребенок, подвергшийся насилию, может прийти к (ложному) убеждению, что он может контролировать или предотвращать насилие, будучи «хорошей девочкой». Эта оценка может служить для защиты этого ребенка от беспокойства, поскольку она дает ему иллюзию, что ее действия могут контролировать жестокое обращение. Таким образом, он может служить буфером против развития тревожного расстройства. Напротив, другой ребенок, подвергшийся насилию, может иначе оценить свою способность справляться с насилием. Она могла бы более точно заключить, что она ничего не может сделать, чтобы предотвратить жестокое обращение.