Тревожный тип акцентуации характера: Тревожный тип акцентуации характера | Описание тревожно-мнительного типа

Тревожно-педантичный тип

Главными чертами этого типа в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждению, тревожная мнительность и любовь к самоанализу, и, наконец, легкость возникновения обсесий – навязчивых страхов, опасений, действий, мыслей, представлений. Страхи и опасения тревожно-педантичного подростка целиком адресуются к возможному, хотя и маловероятному, в его будущем: как бы не случилось чего-то ужасного и непоправимого, как бы не произошло непредвиденного несчастья с ним самим, а ещё страшнее с теми близкими к которым он обнаруживает страстную почти патологическую привязанность.

Особенно ярко выступает тревога за мать: как бы она не заболела и не умерла, как бы с ней не случился несчастный случай. Даже небольшую задержку при возвращении матери с работы подросток переносит тяжело. Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становится специально придуманные приметы и ритуалы: жесты, заклинания, поведенческие комплексы.

Другой формой защиты бывает особо выработанный формализм и педантизм. Нерешительность в действиях и склонность к рассуждениям у такого подростка ярко сочетаются. Всякий самостоятельный выбор может стать предметом долгих и мучительный колебаний.

Нерешительность часто приводит к гиперкомпенсации в виде неожиданной самоуверенности безоапеляционности в рассуждениях, скорополитливости действий, как раз в тех ситуациях, когда требуется осмотрительность и осторожность. Происходящие после этого неудачи ещё больше усиливают нерешительность и сомнения.

Тревожно-педантичному типу, как правило, несвойственна склонность к нарушениям правил, законов, курению, употреблению алкоголя и т.п.

Интровертированый тип

Наиболее существенными чертами данного типа считаются замкнутость, отгороженность от окружающего мира, неспособность или нежелание устанавливать контакты. Им характерны также сочетание противоречивых черт личности и поведения – холодности и утонченной чувствительности, упрямству и податливости, настороженности и легковерию, Апатичной бездеятельности и напористой целеустремленности, замкнутости и внезапной неожиданной назойливости, застенчивости и бестактности, чрезмерных привязанностей и немотивированных антипатий, рациональных рассуждений и нелогичных поступков, богатства внутреннего мира и бесцветности его внешних проявлений.

Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении делают непонятными и неожиданными для окружающих многие поступки таких подростков. Угрозу для них представляет алкоголь, к которому они иногда прибегают в небольших дозах с целью «побороть» застенчивость. Неменьшую опасность для подростков данного типа представляют другие дурманящие вещества. Особенно бурно реагирую такие подростки на неумелые грубые попытки взрослых проникнуть в их внутренний мир «влезть» в душу. В этом отношении гораздо предпочтительнее попытки продемонстрировать искреннюю компетентную заинтересованность увлечением воспитанника.

Возбудимый тип

Главными чертами этого типа являются склонность к дисфории -пониженному настроению с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, склонностью к агрессии и тесно связанной с ней аффективной взрывчатостью. В интеллектуальной сфере обычно наблюдается вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всю психику. Эти подростки могут искать повод для скандала сами. Также аффект может быть вызван и теми конфликтами, которые легко возникают у возбудимых подростков, вследствие властности, стремление к подавлению сверстников, жестокости и себялюбии. Повод для гнева может быть ничтожен, но он всегда сопряжен хотя бы с незначительным ущемлением прав и интересов возбудимого подростка. Как правило, подростковому возрасту у возбудимых детей происходит падение мотивации к учебной деятельности, что, тем не менее, часто сочетается с довольно высокими претензиями к своим оценкам. Возбудимый подросток начинает бороться за благополучные оценки самыми разными способами: от заискивания перед учителем до яростных тяжелых конфликтов с ним.

Очень важно не провоцировать конфликты, учитывая лёгкую эмоциональную зарождаемость возбудимых подростков сохранять подчеркнутый доброжелательный тон, но не в коем случает не заискивающий, при этом необходимо вести постоянное наблюдение за его поведением на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы своевременно погасить деспотизм возбудимого подростка.

Акцентуации характера

Учебная литература по юридической психологии


 

Еникеев М.И.
ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебник
СПб., 2001.

 


ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

§ 4. Акцентуации характера

Акцентуация – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме «слабых мест» в психике индивида – избирательной ее уязвимости в отношении некоторых воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям (от лат. accentus – ударение, подчеркивание).

Отдельные акцентуированные черты характера обычно бывают достаточно компенсированны. Однако в трудных ситуациях у человека с акцентуированным характером может возникнуть нарушение поведения. Акцентуации характера, его «слабые места» могут быть явными и скрытыми, проявляющимися в экстремальных ситуациях. Лица с личностными акцентуациями более податливы влияниям среды, более подвержены психическим травмам. И если неблагоприятная ситуация наносит удар по «слабому месту», то все поведение таких лиц резко видоизменяется – начинают доминировать особенности акцентуации.

Типы акцентуированных личностей еще не определены окончательно. Они описаны К. Леонгардом и А.Е. Личко.[1] Однако эти авторы дают различную и чрезмерно дробную классификацию акцентуаций. Мы выделяем лишь четыре типа акцентуированных личностей: возбудимый, аффективный, неустойчивый, тревожный. В отличие от психопатий акцентуации характера не вызывают общую социальную дезадаптацию личности (см. табл. 15).

Таблица 15

Типы акцентуаций характера

Тип
акцентуации
характера

 

Поведенческие проявлений

 

Факторы, содействующие акцентуации характера

 

I.


Возбудимый

 

Повышенная вербальная и двигательная активность. Стремление к лидерству. Завышенный уровень притязаний. Неусидчивость, недисциплинированность, склонность к делинквентности (мелким правонарушениям), рискованным действиям.

 

Противодействие со стороны окружающих вызывает отрицательную реакцию.

 

Неразборчивость в выборе знакомств; неряшливость; легкость вхождения в асоциальную группу. Стремление к удовольствиям. Склонность к алкоголизации на уровне групповой психической зависимости. Низкий уровень реализации способностей.

 

Гиперопека, «кумир семьи», безнадзорность, неблагополучие внутрисемейных отношений

 

II.
Аффективный

 

Крайняя эмоциональная неустойчивость. Аффективные вспышки возникают по разнообразным, часто ничтожным поводам, но быстро истощаются и, как правило, не проявляются в грубой агрессии. Иногда возникают реакции аутоагрессии.

 

Повышенная смена настроений, суетливость, крайняя несобранность, неусидчивость.

 

Конфликтность, низкая самокритичность

 

Склонность к делинквентному поведению.

 

Бесконтрольность, попустительство, наличие психотрав-мирующих обстоятельств

 

III.
Неустойчивый

 

Неустойчивость поведения, противоречивость поступков, частая смена настроения, астеничность. Озлобленность, подозрительность, мнительность, обидчивость

 

Отношение к людям неустойчивое. Особенности характера не маскируются Искренни и прямолинейны

 

Повышенная чувствительность к знакам внимания, сочувствия. Неприятности вызывают тяжелые невротические срывы. Самооценка недостаточная

 

«Слабым местом» характера этого типа является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц

 

В поисках эмоционального контакта могут входить в асоциальные группы.

 

Эмоциональная неустойчивость

 

Эмоциональное отвержение, гипопротекция, семейные конфликты

 

IV.
Тревожный

 

Повышенная тревожность, впечатлительность, боязливость, чувствительность к отрицательным воздействиям, робость, застенчивость

 

Склонность к депрессивным состояниям в результате завышенных моральных требований к себе, «этическая скрупулезность»

 

Пониженный уровень притязаний, чувство собственной неполноценности, замкнутость

 

Предрасположенность к фобиям. Склонность к гиперкомпенсации – использование утрированных способов самоутверждения в «зоне слабости»

 

Неделинквентны, но виктимоопасны

 

«Слабое место» этого характера – неспособность переносить насмешки, унижения, подозрения в неблаговидных поступках. В таких ситуациях возможно неадекватное поведение

 

Повышенная требовательность, необоснованные претензии, эмоциональное отвержение

 

 

Интенсивно проявляясь в подростковом возрасте, акцентуации характера со временем могут компенсироваться, а при неблагоприятных условиях – развиться и преобразоваться в «краевые» психопатии. Иногда акцентуация граничит с различными видами психопатий, поэтому при ее характеристике, типологизации используются психопатологические схемы и термины. Психодиагностика типов и степени выраженности акцентуаций осуществляется при помощи «Патохарактериологического диагностического опросника» (разработанного А. Е. Личко и Н.Я. Ивановым) и личностного опросника MMPI (шкалы которого включают зоны акцентуированных и патологических проявлений характера).

 



[1] Леонгард К. Акцентуация личности. Киев, 1981; Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

 






НАВЕРХ

Новые подходы к диагностике психопатии и расстройства личности

1. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и Статистическое Руководство по Психическим Расстройствам. Вашингтон, округ Колумбия: APA, 1980

2. Шнайдер К. Die Psychopathischen Persönlichkeiten. Berlin: Springer, 1923

3. Coid J, Kahtan N, Gault S, Jarman B. Пациенты с расстройством личности, госпитализированные в службы судебной психиатрии. Br J Psychiatry 1999; 175: 528-36 [PubMed] [Google Scholar]

4. Чиккетти Д.В., Воробей С.С. Разработка критериев для оценки конкретных предметов в данном инвентаре. Am J Men Deficiency 1987;86: 127-37 [Google Scholar]

5. Циммерман М. Диагностика расстройств личности. Обзор проблем и методов исследования. Arch Gen Psychiatry 1994; 51: 225-45 [PubMed] [Google Scholar]

6. Widiger TA. Дименсиональные модели расстройства личности, предложенные для DSM-IV. J Personal Disord 1991;5: 386-8 [Google Scholar]

7. Кларк Л.А., Харрисон Дж.А. Инструменты оценки. В: Livesley WJ, изд. Справочник по расстройствам личности: теория, исследования и лечение. Нью-Йорк: Гилфорд, 2001: 277–306 9.0003

8. Клекли Х. Маска здравомыслия. Лондон: Генри Кимптон, 1941

9. Хэйр Р.Д. Пересмотренный контрольный список психопатии зайца. Торонто: Multi-health Systems, 1991

10. Blackburn R, Coid JW. Эмпирические кластеры расстройств личности DSM-III у насильственных преступников. J Personal Disord 1999;13: 18-34 [PubMed] [Google Scholar]

11. Леонхард К. Akzentuierte Persönlichkeiten. Berlin: Volk und Gesundheit, 1968

12. Тайрер П., Джонсон Т. Установление тяжести расстройства личности. Am J Психиатрия 1996;153: 1593-7 [PubMed] [Google Scholar]

13. Tyrer P, изд. Задачи на будущее. Расстройства личности: диагностика, управление и курс. London: Arnold, 2000: 126-32

14. Tyrer P, Mitchard S, Methuen C, Ranger M. Расстройства личности, связанные с неприятием лечения и обращением за лечением: тип R и тип S. J Personal Disord 2003;72: 350- 6 [PubMed] [Google Scholar]

15. Linehan MM, Armstrong HE, Suarez A, Allmon D, Heard HL. Когнитивно-поведенческая терапия хронически парасуицидальных пограничных пациентов. Arch Gen Психиатрия 1991;48: 1060-4 [PubMed] [Google Scholar]

16. Verheul R, van den Bosch LMC, Koeter MJW, de Ridder MAJ, Stijnen T, van den Brink W. Диалектическая поведенческая терапия для женщин с пограничным расстройством личности : 12-месячное рандомизированное клиническое исследование в Нидерландах. Br J Psychiatry 2003;182: 135-40 [PubMed] [Google Scholar]

17. Tyrer P, Sensky T, Mitchard S. Принципы нидотерапии в лечении стойких психических и личностных расстройств. Psychother Psychosomatics 2003; 33: 969-76 [PubMed] [Google Scholar]

18. Бейтман А., Фонаги П. Эффективность частичной госпитализации при лечении пограничного расстройства личности: рандомизированное контролируемое исследование. Am J Psychiatry 1999; 156: 1563-99 [PubMed] [Google Scholar]

19. Бейтман А.В., Фонаги П. Лечение пограничного расстройства личности психоаналитически ориентированной частичной госпитализацией: 18-месячное наблюдение. Am J Psychiatry 2001;158: 36-42 [PubMed] [Google Scholar]

20. Tyrer P, Thompson S, Schmidt U, и др. Рандомизированное контролируемое исследование кратковременной когнитивно-поведенческой терапии в сравнении с обычным лечением при рецидивирующем преднамеренном самоповреждении: исследование POPMACT. Psychol Med (в печати) [PubMed]

21. Byford S, Knapp M, Greenshields J, et al. (от имени группы POPMACT). Экономическая эффективность краткой когнитивно-поведенческой терапии по сравнению с обычным лечением при повторяющемся преднамеренном самоповреждении: рациональный подход к принятию решений. Psychol Med 2003; 33: 977-86 [PubMed] [Google Scholar]

22. Солофф PH. Есть ли медикаментозное лечение выбора для пограничного пациента? Acta Psychiatr Scand 1994; 89 (приложение 379): 50-5 [PubMed] [Google Scholar]

23. Rice ME, Harris GT, Cormier CA. Оценка терапевтического сообщества максимальной безопасности для психопатов и других преступников с психическими расстройствами. Law Hum Behav 1992;16: 399-412 [Google Scholar]

24. Cohen BJ, Nestadt G, Samuels JF, Romanoski AJ, McHugh PR, Rabins PV. Расстройство личности в более позднем возрасте: исследование сообщества. Бр Дж Психиатрия 1994;165: 493-9 [PubMed] [Google Scholar]

25. Stevenson J, Meares R, Comerford A. Снижение импульсивности у пожилых пациентов с пограничным расстройством личности. Am J Psychiatry 2003;160: 165-6 [PubMed] [Google Scholar]

26. Seivewright H, Tyrer P, Johnson T. Изменение статуса личности при невротических расстройствах. Lancet 2002;359: 2253-4 [PubMed] [Google Scholar]

Аффективное расстройство | психология | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.