Тревожный тип акцентуации характера: Тревожный тип акцентуации характера | Описание тревожно-мнительного типа
Тревожно-педантичный тип
Главными чертами этого типа в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждению, тревожная мнительность и любовь к самоанализу, и, наконец, легкость возникновения обсесий – навязчивых страхов, опасений, действий, мыслей, представлений. Страхи и опасения тревожно-педантичного подростка целиком адресуются к возможному, хотя и маловероятному, в его будущем: как бы не случилось чего-то ужасного и непоправимого, как бы не произошло непредвиденного несчастья с ним самим, а ещё страшнее с теми близкими к которым он обнаруживает страстную почти патологическую привязанность.
Особенно ярко
выступает тревога за мать: как бы она
не заболела и не умерла, как бы с ней
не случился несчастный случай. Даже
небольшую задержку при возвращении
матери с работы подросток переносит
тяжело. Психологической защитой от
постоянной тревоги за будущее становится
специально придуманные приметы и
ритуалы: жесты, заклинания, поведенческие
комплексы.
Нерешительность часто приводит к гиперкомпенсации в виде неожиданной самоуверенности безоапеляционности в рассуждениях, скорополитливости действий, как раз в тех ситуациях, когда требуется осмотрительность и осторожность. Происходящие после этого неудачи ещё больше усиливают нерешительность и сомнения.
Тревожно-педантичному типу, как правило, несвойственна склонность к нарушениям правил, законов, курению, употреблению алкоголя и т.п.
Интровертированый тип
Наиболее существенными
чертами данного типа считаются
замкнутость, отгороженность от окружающего
мира, неспособность или нежелание
устанавливать контакты. Им характерны
также сочетание противоречивых черт
личности и поведения – холодности и
утонченной чувствительности, упрямству
и податливости, настороженности и
легковерию, Апатичной бездеятельности
и напористой целеустремленности,
замкнутости и внезапной неожиданной
назойливости, застенчивости и бестактности,
чрезмерных привязанностей и немотивированных
антипатий, рациональных рассуждений и
нелогичных поступков, богатства
внутреннего мира и бесцветности его
внешних проявлений.
Возбудимый тип
Главными чертами
этого типа являются склонность к дисфории
-пониженному настроению с раздражительностью,
озлобленностью, мрачностью, склонностью
к агрессии и тесно связанной с ней
аффективной взрывчатостью. В
интеллектуальной сфере обычно наблюдается
вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность,
инертность, откладывающие отпечаток
на всю психику. Эти подростки могут
искать повод для скандала сами. Также
аффект может быть вызван и теми
конфликтами, которые легко возникают
у возбудимых подростков, вследствие
властности, стремление к подавлению
сверстников, жестокости и себялюбии.
Повод для гнева может быть ничтожен, но
он всегда сопряжен хотя бы с незначительным
ущемлением прав и интересов возбудимого
подростка. Как правило, подростковому
возрасту у возбудимых детей происходит
падение мотивации к учебной деятельности,
что, тем не менее, часто сочетается с
довольно высокими претензиями к своим
оценкам. Возбудимый подросток начинает
бороться за благополучные оценки самыми
разными способами: от заискивания перед
учителем до яростных тяжелых конфликтов
с ним.
Очень важно не
провоцировать конфликты, учитывая
лёгкую эмоциональную зарождаемость
возбудимых подростков сохранять
подчеркнутый доброжелательный тон, но
не в коем случает не заискивающий, при
этом необходимо вести постоянное
наблюдение за его поведением на уроках
и во внеурочной деятельности, чтобы
своевременно погасить деспотизм
возбудимого подростка.
Акцентуации характера
Учебная литература по юридической психологии
Еникеев М.И. Учебник
ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ § 4. Акцентуации характераАкцентуация – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме «слабых мест» в психике индивида – избирательной ее уязвимости в отношении некоторых воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям (от лат. accentus – ударение, подчеркивание). Отдельные акцентуированные черты характера обычно бывают достаточно компенсированны. Однако в трудных ситуациях у человека с акцентуированным характером может возникнуть нарушение поведения. Акцентуации характера, его «слабые места» могут быть явными и скрытыми, проявляющимися в экстремальных ситуациях. Лица с личностными акцентуациями более податливы влияниям среды, более подвержены психическим травмам. Типы акцентуированных личностей еще не определены окончательно. Они описаны К. Леонгардом и А.Е. Личко.[1] Однако эти авторы дают различную и чрезмерно дробную классификацию акцентуаций. Мы выделяем лишь четыре типа акцентуированных личностей: возбудимый, аффективный, неустойчивый, тревожный. В отличие от психопатий акцентуации характера не вызывают общую социальную дезадаптацию личности (см. табл. 15). Таблица 15 Типы акцентуаций характера
Интенсивно проявляясь в подростковом возрасте, акцентуации характера со временем могут компенсироваться, а при неблагоприятных условиях – развиться и преобразоваться в «краевые» психопатии. Иногда акцентуация граничит с различными видами психопатий, поэтому при ее характеристике, типологизации используются психопатологические схемы и термины. Психодиагностика типов и степени выраженности акцентуаций осуществляется при помощи «Патохарактериологического диагностического опросника» (разработанного А.
[1] Леонгард К. Акцентуация личности. Киев, 1981; Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
|
Новые подходы к диагностике психопатии и расстройства личности
1. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и Статистическое Руководство по Психическим Расстройствам. Вашингтон, округ Колумбия: APA, 1980
2. Шнайдер К. Die Psychopathischen Persönlichkeiten. Berlin: Springer, 1923
3. Coid J, Kahtan N, Gault S, Jarman B. Пациенты с расстройством личности, госпитализированные в службы судебной психиатрии. Br J Psychiatry 1999; 175: 528-36 [PubMed] [Google Scholar]
4. Чиккетти Д.В., Воробей С.С. Разработка критериев для оценки конкретных предметов в данном инвентаре. Am J Men Deficiency 1987;86: 127-37 [Google Scholar]
5. Циммерман М. Диагностика расстройств личности. Обзор проблем и методов исследования. Arch Gen Psychiatry 1994; 51: 225-45 [PubMed] [Google Scholar]
6. Widiger TA. Дименсиональные модели расстройства личности, предложенные для DSM-IV. J Personal Disord 1991;5: 386-8 [Google Scholar]
7. Кларк Л.А., Харрисон Дж.А. Инструменты оценки. В: Livesley WJ, изд. Справочник по расстройствам личности: теория, исследования и лечение. Нью-Йорк: Гилфорд, 2001: 277–306 9.0003
8. Клекли Х. Маска здравомыслия. Лондон: Генри Кимптон, 1941
9. Хэйр Р.Д. Пересмотренный контрольный список психопатии зайца. Торонто: Multi-health Systems, 1991
10. Blackburn R, Coid JW. Эмпирические кластеры расстройств личности DSM-III у насильственных преступников. J Personal Disord 1999;13: 18-34 [PubMed] [Google Scholar]
11. Леонхард К. Akzentuierte Persönlichkeiten. Berlin: Volk und Gesundheit, 1968
12. Тайрер П., Джонсон Т. Установление тяжести расстройства личности. Am J Психиатрия 1996;153: 1593-7 [PubMed] [Google Scholar]
13. Tyrer P, изд. Задачи на будущее. Расстройства личности: диагностика, управление и курс. London: Arnold, 2000: 126-32
14. Tyrer P, Mitchard S, Methuen C, Ranger M. Расстройства личности, связанные с неприятием лечения и обращением за лечением: тип R и тип S. J Personal Disord 2003;72: 350- 6 [PubMed] [Google Scholar]
15. Linehan MM, Armstrong HE, Suarez A, Allmon D, Heard HL. Когнитивно-поведенческая терапия хронически парасуицидальных пограничных пациентов. Arch Gen Психиатрия 1991;48: 1060-4 [PubMed] [Google Scholar]
16. Verheul R, van den Bosch LMC, Koeter MJW, de Ridder MAJ, Stijnen T, van den Brink W. Диалектическая поведенческая терапия для женщин с пограничным расстройством личности : 12-месячное рандомизированное клиническое исследование в Нидерландах. Br J Psychiatry 2003;182: 135-40 [PubMed] [Google Scholar]
17. Tyrer P, Sensky T, Mitchard S. Принципы нидотерапии в лечении стойких психических и личностных расстройств. Psychother Psychosomatics 2003; 33: 969-76 [PubMed] [Google Scholar]
18. Бейтман А., Фонаги П. Эффективность частичной госпитализации при лечении пограничного расстройства личности: рандомизированное контролируемое исследование. Am J Psychiatry 1999; 156: 1563-99 [PubMed] [Google Scholar]
19. Бейтман А.В., Фонаги П. Лечение пограничного расстройства личности психоаналитически ориентированной частичной госпитализацией: 18-месячное наблюдение. Am J Psychiatry 2001;158: 36-42 [PubMed] [Google Scholar]
20. Tyrer P, Thompson S, Schmidt U, и др. Рандомизированное контролируемое исследование кратковременной когнитивно-поведенческой терапии в сравнении с обычным лечением при рецидивирующем преднамеренном самоповреждении: исследование POPMACT. Psychol Med (в печати) [PubMed]
21. Byford S, Knapp M, Greenshields J, et al. (от имени группы POPMACT). Экономическая эффективность краткой когнитивно-поведенческой терапии по сравнению с обычным лечением при повторяющемся преднамеренном самоповреждении: рациональный подход к принятию решений. Psychol Med 2003; 33: 977-86 [PubMed] [Google Scholar]
22. Солофф PH. Есть ли медикаментозное лечение выбора для пограничного пациента? Acta Psychiatr Scand 1994; 89 (приложение 379): 50-5 [PubMed] [Google Scholar]
23. Rice ME, Harris GT, Cormier CA. Оценка терапевтического сообщества максимальной безопасности для психопатов и других преступников с психическими расстройствами. Law Hum Behav 1992;16: 399-412 [Google Scholar]
24. Cohen BJ, Nestadt G, Samuels JF, Romanoski AJ, McHugh PR, Rabins PV. Расстройство личности в более позднем возрасте: исследование сообщества. Бр Дж Психиатрия 1994;165: 493-9 [PubMed] [Google Scholar]
25. Stevenson J, Meares R, Comerford A. Снижение импульсивности у пожилых пациентов с пограничным расстройством личности. Am J Psychiatry 2003;160: 165-6 [PubMed] [Google Scholar]
26. Seivewright H, Tyrer P, Johnson T. Изменение статуса личности при невротических расстройствах. Lancet 2002;359: 2253-4 [PubMed] [Google Scholar]
Аффективное расстройство | психология | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.