Удовлетворение социальных потребностей – Базовые социальные потребности человека — что это такое: список и примеры

Социальные потребности:

1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволяла бы им общаться.

2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды.

3. Проводите с подчиненными периодические совещания.

4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба.

5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.

Потребности в уважении:

1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу.

2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами.

3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты.

4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений.

5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия.

6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.

Потребности в самовыражении:

1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал.

2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую полной отдачи.

3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.

Кроме теории Маслоу, в настоящее время находят применение содержательные теории мотивации МакКлелланда, Герцберга и др.

Научный и практический интерес представляет, на наш взгляд, классификация потребностей, разработанная С.Б. Кавериным (рис. 1.2)*.

* Каверин С.Б. Мотивация труда.— М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 1998.

Рис. 1.2. Классификация потребностей (по Каверину)

Анализ литературных источников /9, 11, 15, 17, 21/ позволил нам составить матрицу потребностей по 13 признакам (табл. 1.9).

Таблица 1.9

Матрица потребностей

Признак потребности

Характеристика признака

1

2

1. Место в иерархии

потребностей

1.1. Первичные (низшие)

1.1.1. Физиологические (голод, жажда, отсутствие

жилища, сексуальные потребности)

1.1.2. Безопасность, защищенность

1.2. Высшие

1.2.1. Социальные (принадлежность к социальной группе, потребность в уважении, признании)

1.2.2. Духовные

1.2.3. Потребность в самовыражении, самоактуализации, реализации творческих способностей

2. Что влияет на

потребность

2.1. Национальность

2.2. История

2.5. География

2.4. Природа

2.5. Пол

2.6. Возраст

2.7. Социальное положение

3. Историческое место

потребности

3.1. Прошлые

3.2. Настоящие

3.3. Будущие

4. Уровень

удовлетворения

потребности

4.1. Полностью удовлетворенные

4.2. Частично удовлетворенные

4.3. Неудовлетворенные

5. Степень

сопряженности

потребности

5.1 Слабо сопряженная с другими потребностями

5.2. Сопряженная

5.3. Сильно сопряженная (автолюбитель и бензин, лыжи и снег, электронные часы и батарейки и т.п.)

6. Масштаб

распространения

6.1. Географический: всеобщий, региональный

6.2. Социальный: всеобщий, внутри национальной общности, внутри социальной группы по образованию, внутри группы по доходу

7. Частота

удовлетворения

7.1. Единично удовлетворяемые

7.2. Периодически удовлетворяемые

7.3. Непрерывно удовлетворяемые

8. Природа

возникновения

8.1. Основные

8.2. Вторичные

8.3. Косвенные

9. Применяемость

потребности

9.1. В одной области

9.2. В нескольких областях

9.3. Во всех областях

10. Комплексность

удовлетворения

10.1. Удовлетворяется одним товаром

10.2. Удовлетворяется несколькими товарами

10.3. Удовлетворяется взаимозаменяемыми товарами

11. Отношение

общества

11.1. Отрицательное

11.2. Нейтральное

11.3. Положительное

12. Степень эластичности

от дохода и возраста

12.1. Слабоэластичные (для удовлетворения физиологических потребностей)

12.2. Эластичные (для удовлетворения высших потребностей)

12.3. Высокоэластичные (предметы роскоши)

13. Способ

удовлетворения

13.1. Индивидуальный

13.2. Групповой

13.3. Общественный

В литературе понятие "потребность" рассматривается только относительно индивидуума. Считаем необходимым это понятие распространить и на технические, производственные, социально-экономические системы. Тогда для этих систем следует определять потребности в разных видах ресурсов для их функционирования и развития. Для производственных и социально-экономических систем следует определять также потребности в технических системах и ресурсах для разных форм воспроизводства — капитального строительства, расширения производства, реконструкции, технического перевооружения, социального развития.

С учетом более широкого толкования потребность — разность между необходимым (ожидаемым или возможным) и имеющимся состояниями объекта управления (индивидуума, организации, региона, страны и т.д.) для удовлетворения его нужд в определенном виде ценностей.

Из этого определения следует, что сначала следует прогнозировать будущие потребности объекта управления, затем их конкретизировать в виде ценностей и только потом — находить (проектировать) конкретный товар для удовлетворения конкретной потребности конкретных потребителей. Цепочка: потребности → ценности → товары → рынки → потребители, а также основные виды менеджмента и маркетинга показаны на рис. 1.5.

Рис. 1.3. Цепочка: потребности ценности товары рынки потребители во взаимосвязи с основными видами менеджмента и маркетинга

Разграничение основных видов маркетинга и менеджмента на рис. 1.3 условно. Оно проведено для определения приоритетных объектов исследования в разных дисциплинах (науках). Из него не следует, что, например, отдел стратегического маркетинга не занимается инновациями, производством, не изучает рынки и потребителей. Занимается, но эти функции для него не основные и выполняются с целью определения возможности достижения нормативов конкурентоспособности товаров организации и стратегии ее развития. Главной функцией отдела НИОКР является экспериментальная проверка возможности материализации нормативов конкурентоспособности в производстве. Если нормативы конкурентоспособности, разработанные на стадии стратегического маркетинга, потом окажутся ниже рыночных требований, то вся работа на стадиях НИОКР, производства и т.д. будет пустой, убыточной, неконкурентоспособной. Поэтому, главное — отличное начало и отличный "выход" в каждом звене. В этом цель стратегического маркетинга.

Главными функциями тактического маркетинга являются тактическая микро- и макросегментация рынка, тактическое позиционирование товара, выбор каналов сбыта, организация рекламы, стимулирование ускорения сбыта. К функции тактического маркетинга также относится мотивация применения во всех подразделениях организации, во всех нормативно-методических и проектно-констуркторских документах концепции маркетинга — приоритета интересов потребителя (для персонала, отдела, цеха, организации и т.д.) перед интересами изготовителя или поставщика. Это очень трудная задача (функция). Поэтому концепция реализуется только в условиях рыночных отношений.

studfile.net

Удовлетворение социальных потребностей


⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 38Следующая ⇒

 

Наверное, разумно было бы начать изложение с ана­ лиза упоминавшейся уже обширной экспериментальной работы Гарри и Маргарет Харлоу об обезьянах, но я предпочитаю ограничиться работами Калгауна о грызу­ нах, на которые я уже ссылался [Calhouп, 1963а; Cal­ houn & Casby, 1958], так как его интересует размер груп­ пы, пути социального взаимодействия и последствия мас­ сового скопления животных. Работы Калгауна оказали мне существенную помощь в развитии тех идей, которые я выдвинул, не имея экспериментальных данных, и кото­ рые непосредственно относятся, как я теперь понимаю, к одиночеству. Далее выстраивается гипотеза.

Итак, структура гармонического баланса у людей и животных требует хотя бы векоторой реакции со стороны внешнего мира в виде восприятия предметов, запахов, в особенности осмысленных социальных контактов или взаимодействия. Общая для людей и животных жажда информации

была точно установлена путем наблюдений и экспериментов. Ограничившись пока отношениями общенця, я буду использовать термин «ласка» («погла живание»), введенный известным психиатром Эриком Берном для обозначения отношений общения (Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988). Младенец блаженствует при ласке или физическом контакте удовлетворяющем большую часть его потребност

 

 

в общении или жажду внешнего раздражителя. Лаской в широком понимании может быть просто-напросто осо­ знание присутствия другого человека. Подмигивание, го­ ворящее о признании или взаимопонимании,- еще боль­ шая ласка, чем вышеназванная. Может показаться, что нам необходим термин, противоположный данному, та­ кой, как «досада» или «оскорбление», но, я полагаю, для данной дискуссии это несущественно.

Две крысы А и В, обе испытывающие потребность

в общении, встречаются и вступают в контакт, лаская друг друга; эта ласка может варьироваться от опозна­ вания друг друга путем обнюхивания до совокупления. Калгаун [Calhoun, l963a] сначала принял без доказа­ тельств, а потом доказал, что возникающее в результа­ те удовлетворение является затяжным состоянием, при

котором потребность в общении или жажда внешнего раздражителя временно не ощущается, нейтрализуется. Длительность такого затяжного состояния прямо пропор­ цианальна степени удовлетворения потребности.

Теперь допустим, что третья крыса С, испытывающая

потребность в общении, подходит к крысе А, когда та временно бездействует. С не получит ласки и будет разо­ чарована, у нее наступит фрустрация. Не получить ожи­ даемого ответа так же обидно, как натолкнуться на равную этому чувству досаду или оскорбление. Фрустра­ ция -тоже затяжное состояние, длительность которого

примерно пропорциональна интенсивности фрустрации.

Представим себе группу потенциально «равных»

подростков, находящихся вместе и контактирующих друг

с другом таким же образом. Какие индивиды (из них

мы выберем одного и назовем его J) неоднократно ра­

зочаруются, не найдя ласки, будет зависеть от случай­ ности. Личность J и его надежды соответ твенным обра­ зом изменятся. Тогда он, ощущая потребность в обще­ нии, может обратиться к еще одному индивиду, К, у ко­ торого тоже есть потребность в общении. Но J может на сей раз обратиться к К по-другому: возможно, измени­ лись его надежды, возможно, J слишком часто встречал отпор, и К сочтет его подход как не совсем соответ­ ствующий ситуации (возможно, J своим приставгнием

стал напоминать Урию Гипа). Таким образом, на модель личности и поведения J может далее повлиять неудовлет­ варительный и негдекватный отклик со стороны К, хотя К тоже испытывает потребность в общении. Можно пред-

 

положить, что совокупность подобных случайных встреч на раннем этапе развития всегда существующих генети­ ческих и других индивидуальных различий, обстоятель­ ства, такие, как болезнь или неспособиость добыть доста­ точное количество пищи (скажем, из-за отпора, получен­ ного на месте кормления), входят в число факторов, определяющих появление табели о рангах и низведение некоторых особей, первоначально обладавших, по всей видимости, «нормальными» возможностями, к низшим рангам иерархии.

Взяв это за основу, я предлагаю обсудить, во-первых, соотношение удовлетворения и фрустрации в зависимости от размера группы и, во-вторых, то, к каким последстви­ ям приводит отнесение в конец списка тотема. При этом я отдаю себе отчет в том, что ради краткости изложения должен, к сожалению, опустить ряд доказательств.

 

Удовлетворение, фрустрация и размер группы

 

В огороженном месте с обилием пищи и воды мы наблюдали за увеличивающимися по численности груп­ пами крыс. У одинокой крысы, как показано на рис. l в точке нуля, нет возможности получить удовлетворение от общения. По мере увеличения группы быстро воз­ растает число удовлетворительных встреч, как показано на первом отрезке кривой «удовлетворение». Но растет и фрустрация. Кривые на рис. l отражают количество времени, проведеиное в одном из двух затяжных состоя­ ний. Наступает такой момент, когда четвертая часть времени уходит на пребывание в состоянии удовлетво­ рения и такое же время - на состояние фрустрации. Оставшаясн часть времени уходит на нейтральные со­ стояния. Если количество крыс превысит эти пределы, то время удовлетворения начинает уменьшаться, а время фрустрации из-за скопления животных будет увеличи­ ваться. Таким образом, существует оптимальный объем группы, представляющий физиологический баланс, при котором удовлетворение и фрустрация уравновешивают друг друга (около 12 взрослых особей крыс и других видов животных, по данным Калгауна).

Здесь необходимо сделать отступление на тему эволю­ ции. Постоянное удовлетворение потребностей в природе недостижимо. Следует ожидать, что эволюция видов

 

 

 

ct

::!:

8.

о

 

!S

о

:t

1-

 

0,50 фрустрациА

 

0,25

 

 

Nь = 12

 

о

 

 

удовлетворение

би могли бы одинаково успешно переносить и полное отсутствие взаимодействия, и такое большое число кон­ тактов, когда едва хватает времени на еду и сон. В этом случае группы или колонии любого размера были бы одинаково жизнеспособными. Достичь такого состояния можно было бы только за счет чрезвычайно сложных физиологических механизмов и большого расхода эволю­ ционной энергии. Однако эволюция отличается строгой экономией. Следовательно, нам нужно рассчитывать на эволюцию, предъявляющую ограниченные требования к частоте социальных контактов и к соответствующему оптимальному размеру группы, которая позволит макси­ мально их удовлетворить; а достичь этого можно, только уравновесив удовлетворение фрустрацией.

Имеются данные о том, что и у человека физиологиче­

ская структура и основные психические потребности со­ рие!lтированы на особый размер группы, соответствую­

о 2 4

в 12 16 32

Размер группы N

щии его потребности в определенном уровне социального взаимодействия или ласки. У этого явления есть генети­

Рис. 1. Размер группы- мера возможности встреч-показана

на рис. в связи с относительным временем, проведенным в затяжном

состоянии удовлетворения или фрустрации. Время состояния фрустрации будет увеличиваться с увеличением размера группы, а время удовлетворения имеет предел насыщения, наступающий,

когда время пребывания в одном из двух состояний примерно равно, то есть составляет около 0,25 в любом из двух состояний, и 0,5 в нейтральных состояниях. Предполагается, что на этой стадии оптимальные физиологические состояния достигаются

с максимальным удовлетворением, когда численность популяции

должна рассматриваться как оптимальная, а множество

(численность группы, размер потребности в социальном взаимодействии, физиологические системы, регулирующие при этом внутренние процессы и стрессы) выбрано в интересах эволюционной

экономии (данные Калгауна).

 

 

приведет к оптимальному физиологическому состоянию, при котором состояния удовлетворения будут примерно уравновешены состояниями фрустрации равной продол­ жительности. (Фрустрация, таким образом, представляет собой необходимую здоровую часть жизни - в разумных дозах.) Выходя за пределы этого основного уровня Nь, фрустрация возрастет с такой скоростью, что при группе в N все особи будут постоянно находиться в состоянии

фрустрации.

Можно представить себе существование некоего вида

животных с такой высокой степенью адаптации, что осо-

 

ческая основа, но есть и значительные индивидуальные

фенатипические различия благодаря культурным факто­ рам и особенно- прежнему опыту индивида. Калга­ ун располагает некоторыми доказательствами в пользу того, что для человека основной или оптимальный размер

группы также примерно равен 12 взрослым индиви­ дам, но, вероятно, фенатипические факторы перекры­ вают генетические требования. Тем не менее не нужно забывать, что на генетически обоснованный, оптималь­ ный размер группы воздействуют генетически обоснован­ ные физиологические механизмы. В этом мы возможно найдем основу для дальнейшего изучения результата стресса, испытываемого человеком в толпе, и проектиро­ вания жилых массивов.

Представленное выше обсуждение имеет прямое отно­ шение к склонности индивида к замкнутости и одиночест­ ву в связи с его потребностью в ласке.

 

 

Значимость принадлежности к низшей категории

 

Нахождение в конце списка тотема также непосредст­ венно связано с риском испытать одиночество, замкнув­ шись в себе. Калгаун использует термин «скорость» в ка-

 

10-1219

честве своей особой оценки того, насколько особь готова отправиться в то место, где у нее будет больше шансов встретиться с другими. В колониях мышей при лабора­ торных испытаниях каждая мышь имела свою метку с целью опознания, и наблюдатели в течение данного от­ резка времени регистрировали каждый случай появления мышей в определенных местах (таких, как место нахожде­ ния воды и пищи), где возможность встреч была наиболее вероятной. После длительных наблюдений каждой мыши выставлялся балл, равный ее «скорости». У главаря груп­ пы, или мыши (крысы) «альфа» исследователи, естествен­ но, отметили самую высокую скорость. У мыши «Омега» скорость была настолько низкой, что, будь она еще ниже, мышь не смогла бы остаться в живых: был достигнут предел робости. Низкоскоростные мыши ждут, пока за­ снут все другие особи, прежде чем набраться храбрости и отправиться за едой и водой, и часто в спешке удира­ ют, если пошевелится доминирующая особь.

Если отдельных мышей расположить в порядке их баллов за скорость, то получится классификация, подоб­ ная табели о рангах. Калгаун обнаружил, что когда балл за скорость каждой особи наносится на график относи­ тельно ее рангу по скорости, то точки от мыши «альфа» в верхнем левом углу графика до мыши «омега» в его ниж­ нем правом углу дают падение почти по прямой линии. Если размер группы увеличить, то мышь «Омега» не мо­ жет опуститься ниже своей отметки за скорость, так как она уже достигла предела подчиненности. Точка для мы­ ши «омега», с другой стороны, будет просто продвигаться вправо, так как теперь надо оценить большее количество мышей. Скорость мыши «альфа» убывает. Изгиб линии выравнивается, если процесс скопления мышей продол­ жается, наступает такая стадия, когда у мыши «альфа» наблюдается примерно такой же низкий уровень скоро­ сти, как у мыши «Омега». На этой стадии все мыши рав­ ны, но их активность -самого низкого уровня, и группа обречена на вымирание. Нет никакого социального взаи­ модействия и нет размножения.

В естественных колониях у животного «альфа» -бо­ гатый мир реальности благодаря повторяющимся кон­

тактам с другими особями и соотнесениости с территори­ ей колонии. Оно может выдержать лишение большого числа таких контактов или «потерю объектов» без особых страданий. В отличие от этого мир «замкнутого» (ушед-

 

шего в себя) животного сужается до такой степени, что его связь с реальностью становится пугающе слабой. Калгаун рассказал мне, что взял «замкнутых» крыс и улучшил им питание. Казалось бы, событие незначи­ тельное, но в результате эти крысы испытали потерю объекта поиска как утрату последнего важного для них фактора, к которому они уже привыкли. Испытав потрясе­ ние из-за новой обстановки, многие крысы еще больше замкнулись и умерли от голода в условиях улучшивших­ ся запасов пищи. Я уже упоминал пленного Кристофера Берни, пронесшего в свою камеру улитку, чтобы та соста­ вила ему компанию [Burney, 1952]. Ему удалось остать­ ся в здравом уме благодаря тому, что весь период бодр­ ствования он подчинил жесткой дисциплине. Несмотря на голод, Кристофер Берни всегда делил единственный паек на части и съедал полОВffНУ утром и половину вече­ ром. Тем не менее, проведя долгое время в заключении, когда осознание реальности сильно ослабло, он почувст­

вовал, что самые незначительные перемены вызывают у

него серьезную тревогу. Например, на каком-то этапе

пребывания в заключении ему сначала дали хлеб, а по­

том суп, и это нарушило долгую традицию, когда суп по­ давали первым. Однажды Кристофера Берни перевели в

камеру улучшенного типа. В тот момент ему казалось, что все его спокойствие находится под угрозой, и ему приходилось делать невероятные усилия, чтобы не поте­ рять ощущение реальности и не сойти с ума - во многом так же, как одной из «замкнутых» крыс Калгауна. Если бы в одном из таких случаев Берни сломался, он, воз­ можно, нырнул бы в такие глубины одиночества, которые ему не .приснились бы даже в самом кошмарном сне.

 

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Методы удовлетворения потребностей высших уровней Социальные потребности

  1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться

  2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды

  3. Проводите с подчиненными периодические совещания

  4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба

  5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок

 

Потребности в уважении

  1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу

  2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами

  3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты

  4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений

  5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия

  6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице

  7. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности

Теория мотивации Фредерика Герцберга.

Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.

Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает факторы, вызывающие удовлетворенность работой.

Гигиенические факторы

Мотивация

Политика фирмы и администрации

Условия работы

Заработок

Межличностные отношения

Степень непосредственного контроля за работой

Успех

Продвижение по службе

Призвание и одобрение результата

Высокая степень ответственности

Возможность творческого и делового роста

Первая группа факторов (гигиенические) связана с самовыражением личности, её внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы.

Гигиенические факторы Герцберга, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенность в будущем.

Теория мотивации Дэвида МакКлеланда.

Эта теория утверждает, что структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремление к успеху, стремление к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала со стороны коллег, а как личностные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организации, а стремление к признанию – его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.

Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. В данном случае, основной упор касается распределения усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К данным теориям относятся следующие теории:

Теория ожиданий В.Врума

Теория справедливости

Теория мотивации Портера-Лоулера.

Теория справедливости.

Эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении.

Сотрудник оценивает размер поощрения по сравнению с поощрениями других сотрудников. При этом он учитывает условия, в которых работают он и другие сотрудники.

Теория мотивации Портера-Лоулера.

Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть её в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.

Портер и Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способность и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться.

Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С.Выгодский и его ученики А.Н.Леонтьев и Б.Ф.Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы они не рассматривали. Именно, поэтому они не получили дальнейшего развития.

Макс Вебер основывал свою теорию на 3-х первичных составляющих. Это Теория Х (авторитарная), теория У (принудительная) и теория Z (побуждающая). Поучи приобщил к данным теориям теорию А.

Сопоставление теорий Маслоу, МакКлелланда и Герцберга

Теория мотивации Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу. Гигиенические факторы Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности в будущем. Его мотивации сравнимы с потребностями высших уровней Маслоу (рис. 13.3.).  Рис. 13.3.Соотношение теорий потребностей Маслоу и Герцберга.

Но в одном пункте эти две теории резко расходятся. Маслоу рассматривал гигиенические факторы, как нечто, что вызывает ту или иную линию поведения. Если менеджер дает рабочему возможность удовлетворить одну из таких потребностей, то рабочий в ответ на это будет работать лучше. Герцберг же, напротив, считает, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой.

Теория Маслоу

1. Потребности делятся на первичные и вторичные и представляют пятиуровневую  иерархическую структуру, в которой они располагаются в соответствии с приоритетом 2. Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической  структуры 3. После того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается

Теория МакКлелланда

1. Три потребности, мотивирующие человека - это потребность власти, успеха и  принадлежности (социальная потребность) 2. Сегодня особенно важны эти потребности высшего порядка, поскольку потребности низших  уровней, как правило, уже удовлетворены

Теория Герцберга

1. Потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации 2. Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиться неудовлетворению работой 3. Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней у Маслоу и  МакКлеллаида, активно воздействуют на поведение человека 4. Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в  сущность работы

Теория ожиданий В. Врума:

•Ожидание (затраты труда–результат) – предполагаемая связь между действиями результатами, при чем под действием понимается сознательное поведение, контролируемое человеком, под результатом – будущее событие, которое может и не находиться под контролем человека, то есть его появление носит вероятностный характер.

•Валентность (результат-вознаграждение) – характеризует силу предпочтении ячеловека в отношении данного результата, то есть ожидаемая ценность вознаграждения.

•Инструментальность (исполнение-результат) – вероятность ожидаемого вознаграждения.

•Урм = Ож · В · Ин

Исходя из теории ожиданий, можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника.

studfile.net

Помощь пациенту в удовлетворении социальных потребностей

Потребность

Сестринское вмешательство при удовлетворении нарушенной потребности

В одобрении

Поощрять пациента при достижении успеха в достижении поставленной цели, в желании самостоятельно проводить самоуход.

В понимании.

Выбрать метод общения с пациентом.

Слушать пациента проявляя интерес, внимание и сострадание к его проблемам.

В привязанности и любви

Объяснить родственникам о необходимости проявлять внимание и любовь к близкому им человеку, посещать регулярно, проявляя заботу о его состоянии.

В семье

Дать понять пациенту, что они ждут его выздоровления и

желают в этом участвовать.

Помочь пациенту позвонить домой или друзьям.

Роль медицинской сестры в восстановлении и поддержании независимости пациента в удовлетворении потребностей

Потребность в сестринском уходе универсальна, она необходима человеку от рождения до смерти. Медицинская сестра должна активно привлекать пациента, членов его семьи в удовлетворении потребностей в самоуходе, помогая ему сохранить свой самостоятельность, независимость.

Термин «самоуход» употребляется, когда речь идет о деятельности службе здравоохранения, участии членов семьи пациента, его друзей, групп самопомощи и взаимопо­мощи. Самоуход предполагает участие самого пациента направленный на удовлетворение его жизненно важных потребностей, в результате чего обеспечивается достаточный для него уровень здоровья.

Помощь пациенту в удовлетворении физиологических потребностей

Потребности

Сестринские вмешательства при удовлетворении

нарушенной потребности

В воздухе

Поднять изголовье кровати, придать пациенту положение

«Фаулера». Обучить пациента;

- технике кашля, дыхательным упражнениям

-приемам самопомощи при приступе удушья

-самостоятельно пользоваться ингалятором.

В пище

Помочь пациенту принимать пищу.

Обучить пациента адекватному питанию.

Дать рекомендации пациенту и его родственникам по

соблюдению диеты.

В жидкости

Помочь пациенту пить; обеспечить достаточным количеством

витаминизированной жидкости.

В выделении продуктов

жизнедеятельности

Обеспечить пациента индивидуальным судном и мочеприемником.

Научить пациента и его родственников пользоваться памперсами, калоприемником, мочеприемником. Помочь пациенту дойти до туалета. Обеспечить пациенту безопасность и уединение во время акта дефекации и мочеиспускания.

В сне

Обеспечить комфортные условия для сна.

Выяснить причины нарушения сна.

Обучить пациента навыкам, способствующим регулированию сна (стакан теплого молока с ложкой меда, прогулки перед сном).

Обучить пациента составлению режима дня (частая смена

деятельности и отдыха).

В движении

Определить, насколько ограничение подвижности влияет на

состояние зависимости человека.

Обучить пациента и его родственников перемещению в постели, приемам ЛФК.

При разрешении пациенту двигаться, осудить приемам вставания с постели, хождению на костылях или с палкой.

В прикосновении

Беседуя с пациентом, взять его за руку, поправить одеяло

или подушку.

Посоветовать близким чаще его обнимать.

studfile.net