Упражнения для дошкольников на развитие мышления: Игры и упражнения для развития логического мышления дошкольника | Материал (старшая группа) по теме:

Игры и упражнения для развития логического мышления дошкольника | Материал (старшая группа) по теме:

Ведущий говорит: «я буду говорить слово , обозначающее какой -нибудь предмет, а вы должны быстро придумать, что можно сделать с помощью этого предмета. Например, ножницы -резать, калькулятор -считать, лопата -копать». Слова: грабли (собирать опавшие листья), вилка (кушать), молоток (забивать гвозди), чашка (пить), кастрюля (варить), иголка (шить), ноги (ходить), руки (брать), глаза (смотреть), нос (дышать), уши (слышать, ручка (писать), фломастер, краски (рисовать),лейка (поливать), отвёртка (закручивать шурупы), дрель (сверлить в стене дыру), сумка (носить вещи), пила (пилить), порошок (стирать), мыло (мыть), утюг (гладить), коса (косить траву), спички (разводить огонь), сковорода (жарить), клей (клеить),  забор (огораживать территорию), книга (читать),  градусник (измерять температуру), часы (узнавать время), телефон (звонить).

-детям  предлагается закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово.

Подборку игр подготовила: Педагог –психолог МДОУ «Детский сад № 64 общеразвивающего вида» -Зыкова Елена Геннадьевна.

Используемая литература: Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.- Ярославль, 1995 г., Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. Ярославль,1996 г., Широкова Г.А., Жадько Е. Г. Практикум детского психолога. Ростов н/Д,2005

«Думайте и додумывайтесь»

Д.Карнеги

Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков:

«Найди лишнее слово».

Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

·        Старый, дряхлый, маленький, ветхий

·        Храбрый, злой, смелый, отважный

·        Яблоко, слива, огурец, груша

·        Молоко, творог, сметана, хлеб

·        Час, минута, лето, секунда

·        Ложка, тарелка, кастрюля, сумка

·        Платье, свитер, шапка, рубашка

·        Книга, телевизор, радио, магнитофон

·        Мыло, метла, зубная паста, шампунь

·        Береза, дуб, сосна, земляника

Игра  «4-лишний»

-развитие обобщения

Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла;

Сосиски – печенье – тарелка – сыр;

Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;

Кепка – шапка – шляпа – тапочки;

Перчатки – ботинки –сапоги – туфли;

Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;

Мандарины – бананы – помидоры –лимоны;

Машина – троллейбус – самолёт – скакалка;

Синичка – индюк –гусь –петух;

Пенал – тетрадь – карандаш – юла;

Сом – щука – жук – окунь;

Куртка – полотенце – платье – костюм.

«Найди лишнюю картинку».

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.

    Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

  Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.

               -Упражнения на развитие гибкости ума.

«Назови слова…»

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

·        Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)

·        Назови, слова, обозначающие домашних животных

·        Назови, слова, обозначающие диких животных

·        Назови, слова, обозначающие наземный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие водный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие овощи

·        Назови, слова, обозначающие фрукты

·        Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…) 

Упражнение «Назови, одним словом».

— Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.

Процедура:

1.Дети должны назвать каждую группу одним словом:

а) Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена -…

б) Стол, диван, кресло, стул -…

в) Москва, Баку, Кишинев, Минск -…

г) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля -…                                                                  

д) Январь, март, май, август -…

2.Дети должны закончить начатое перечисление и назвать каждую группу одним словом:

а) Ботинки, туфли – это…

б) Прятки, жмурки – это…

в) Зима, осень — это…

г) Пальто, куртка – это…

д) Иванов, Петров, Сидоров – это…

    Игра «Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.

Ребенок называет такие варианты:

·        Рисовать

·        Писать

·        Использовать, как палочку,

·        Указка

·        Градусник для куклы и т. д.

Игра «Говори правильно»

Выучите с ребенком стихотворение.

Скажу я слово «ВЫСОКО»

А ты ответишь — …(НИЗКО)

Скажу я слово «ДАЛЕКО»

А ты ответишь — …(БЛИЗКО)

Скажу тебе я слово «ТРУС»

Ответишь  ты — …(ХРАБРЕЦ)

Теперь «НАЧАЛО», я скажу,

Ну, отвечай — … (КОНЕЦ)

Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:

·        Веселый – грустный

·        Быстрый – медленный

·        Красивый – безобразный

·       Пустой – полный

·        Худой – толстый

·        Умный – глупый

·        Тяжелый – легкий

·        Твердый – мягкий

·        Шершавый – гладкий

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

       Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки не несут никакой умственной нагрузки. А вот такие, например, заставляют задуматься не только ребенка, но и взрослого:

Два соболя хвостами друг к другу лежат. (БРОВИ)

Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу (ОКНО)

Свернется – с кошку, развернется – с дорожку. (ВЕРЕВКА)

Упражнение на развитие словесно-логического мышления:

«Определи понятия»

Ребенку предлагаются следующие наборы слов:

·        Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;

·        Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой

·        Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус

Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».

Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.

-Упражнения на развитие мыслительной операции:

«Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

1.    муха и бабочка

2.    дом и избушка

3.    стол и стулья

4.    книга и тетрадь

5.    вода и молоко

6.    топор и молоток

7.    город и деревня

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?

Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

Лингвистическая игра на развитие скорости мышления:

«Закончи слово»

        Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», — так вы начинаете игру.

Предлагаются слоги:

·        по…

·        до…

·        на…

·        че…

·        за…

·        пры…

·        ми…

·        ку…

·        му…

·        зо…

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Игры и упражнения для развития логического мышления и связной речи для детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей

Подготовила Головко Т.С.

Усваивая родной язык, ребенок с ранних лет усваивает не одни только слова, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко. Словесно – логическое мышление начинает более интенсивное формирование к шести-семи годам, так как к этому времени ребенок использует и преобразует достаточно много понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольника. Различные игры, конструирование, рисование, лепка, чтение общение, необходимая коррекционная речевая деятельность — то есть все то, чем ребенок занимается до школы, развивает у него мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщения, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. С возрастом ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку.

Вот несколько игр и упражнений на развитие логического мышления и связной речи для вашего ребенка:

1. Игра «Отгадай-ка»

Цель: Обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки: по описанию узнавать предмет.

Ход игры. Необходимо, чтобы ребенок выбрал вокруг себя любой предмет и начал описывать его, но не в коем случае не называл. Во время игры вы следите за тем, чтобы ребенок при описании предметов называл их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Вы можете задавать вопросы загадывающему: «Где этот предмет находится?» или «Для чего нужен этот предмет?» Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать ребенку возможность самому описать предмет, его основные признаки и рассказать о них.


2. Игра «Похож – не похож».

Цель: Учить детей сравнивать предметы, находить в них различные признаки, различия, сходства, узнавать по описанию.

Ход игры. Предложите ребенку описать два предмета, рассказать, чем они похожи и чем они отличаются? Например, загадывает: «Две птицы, одна большая, черная, с толстым клювом, а другая маленькая, с желтой грудкой». Играющий должен быстро ответить и загадать свою загадку.

В следующий раз вы предлагаете выбирать для сравнения предметы с менее заметными признаками различия. Ребенок понимают задание и дает описание, например, скамейки и дивана, кошки и котенка, сосны и ели.


3. Игра «Что кому нужно?»

Цель: Продолжать упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Ход игры.  Вы называете предметы труда людей определенной профессии, а ребенок называет профессию.


4. Упражнение «Сравни картинки».

Цель: Учить сравнивать картинки, выделять общие признаки.

Игровой материал: «Домик» для 3 картинок (из счетных палочек, картинки: собака, пчела, рыбка, курица, аквариум, улей, конура, пирамидка, замок, ключи.

Вы предлагаете ребенку поиграть в игру, где он будет учиться сравнивать картинки. На столе перед ним раскладываете все картинки в 3 ряда в любом порядке. Ниже кладете домик для картинок и говорите: «Здесь я буду класть картинки, которые чем-нибудь похожи! (Кладете картинки собаки и пчелы). Чем они похожи?» Ребенок отвечает: «Собака и пчела похожи тем, сто они – животные, пчела и собака приносят пользу. Также они могут причинить боль. Затем вы убираете эти картинки из домика и кладете картинки с рыбкой и курицей и просите найти, что у них общего. Ребенок отвечает: «Курица и рыбка – живые. У них есть голова, рот, глаза, хвост, живот, спина. Далее использованные картинки убираются и на их место выкладываете картинки с аквариумом, конурой, ульем. Ребенок сравнивает картинки.


5. Игра «Вершки и корешки»

Цель: Упражнять детей в квалификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле)

Ход игры. Вы уточняете с ребенком, что «вершки», а что – «Корешки»: «Съедобный корень овоща будем называть «корешки», а съедобный плод на стебле – «вершки». Вы называете какой-нибудь овощ, а ребенок быстро отвечает, что в нем съедобно: вершки или корешки. Вы предупреждаете, чтобы ребенок был внимателен, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Вы называете: «Морковь». Ребенок отвечает: «Корешки», «Помидор» — «Вершки». «Лук» — «Вершки и корешки».

6. Игра «Что было, а что будет».

Цель: Уточнить представление детей о прошлом и настоящем времени.

Ход игры. Вы предлагаете послушать коротенькое стихотворение и сказать, было или будет то, о чем в нем говорится. Стихотворение «Игрушки» А. Барто хорошо служит этой цели.  Например:

Идет бычок, качается, вздыхает на ходу:

«Ой, доска кончается! Сейчас я упаду».

Ребенок говорит: «Качается» — это сейчас, а «упаду» — это еще будет».

 Или:

Уронили Мишку на пол,

Оторвали Мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Ребенок говорит: «Уронили и оторвали» — это было, «не брошу» — это будет

7. Игра «Придумай предложение».

Цель: Развивать речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры. Вы объясняете правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а ты придумаешь с ним предложение.

12 занятий по критическому мышлению для детей

  • Поделиться
  • Электронная почта

Критическое мышление — это ценный навык, которому нужно активно обучать маленьких детей. Лучший способ научить этому дошкольников и детсадовцев – через игровую деятельность, обсуждения и рассказы.

В этой статье я расскажу о некоторых основных занятиях по критическому мышлению для детей, а также о некоторых упражнениях на развитие навыков мышления более высокого порядка, которые вы можете включить в свой ежедневный рассказ.

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление является одним из навыков мышления высшего порядка и представляет собой процесс анализа информации с использованием логики, рассуждений и творчества, чтобы понимать вещи и делать выводы. [источник]

Занятия по критическому мышлению для дошкольников и детсадовцев

Дошкольные годы — это время стимулировать ваших детей веселыми играми и занятиями, которые развивают их воображение и способность критически мыслить.

Эти 12 игр на критическое мышление для детей представляют собой традиционные игры без экрана, в которые можно играть с дошкольником где угодно и без какой-либо подготовки.

1. Я шпион

В традиционную игру Я шпион можно играть по-разному, например. слежение за объектами по исходным звукам (обучение буквам) или цветам (распознавание цвета).

Чтобы проверить мышление вашего ребенка, сыграйте в эту игру, используя описательные подсказки, которые не включают звуки или цвета.

Пример:

  • Я вижу своим глазком что-то мягкое, круглое, что можно бросить.
  • Я слежу своим глазочком за чем-то, что растет, гладкое и встречается на деревьях.

2. Построй историю

Эта игра о творческом мышлении и развитии речи.

Начните с составления предисловия к рассказу:

Жил-был маленький серый кот.

Затем ваш ребенок добавляет к рассказу предложение, тем самым меняя направление рассказа:

Маленькая серая кошка потерялась в лесу.

Затем вы добавляете предложение, и история продолжается:

Внезапно он услышал шёпот позади себя и замер.

Эта игра обычно заканчивается приступами смеха и нелепой историей, но требует много ума и воображения.

3. Игра в рифмы

Играйте в эту игру в рифмы, предлагая ребенку придумать слова, которые рифмуются с такими простыми словами, как кошка или кран. Эта игра отлично подходит для развития слуховое восприятие .

Произнесите предложение, например « У меня есть …» или « Я вижу …» и добавьте простое слово, например кот . Затем ваш ребенок отвечает тем же предложением, используя подходящее рифмующееся слово, и вы продолжаете игру, пока у вас не закончатся слова вместе.

Затем выберите новое слово.

Пример:

Вы: Я вижу кота .

Ребенок: Я вижу крысу .

Вы: Я вижу мат .

Ребенок: Я вижу шляпу .

4. Сколько вы можете себе представить?

В этой игре детям предлагается придумать слова, соответствующие теме или категории.

Выберите категорию, например цвета , и включите таймер на одну минуту. Попросите ребенка назвать как можно больше слов, подходящих для данной категории, не повторяя ни одного.

Записывайте слова по мере их произнесения и в конце посчитайте общее количество. Ваш ребенок будет мотивирован побить тотал в следующем раунде.

5. Здания из спичек

Создавайте 3D-структуры из спичек и различных материалов, которые можно использовать для соединения краев, например. Prestik, Blu Tack, желейные конфеты, маленькие зефирки, лента, пластилин , клей и т. д.

Это научит некоторым технологическим навыкам и поощрит планирование, мышление и решение проблем , пока ваш ребенок пытается понять, как присоединиться части вместе и заставить вещи стоять, балансировать или удерживаться в определенном положении.

6. Cloud Stories

Это занятие понравится каждому ребенку. Выйдите на улицу в хороший пасмурный день, лягте рядом на траву и поищите картинки в облаках.

Когда вы найдете несколько, предложите ребенку рассказать историю, связав все картинки вместе.

7. Тема Lego

Если у вашего ребенка есть Lego или другие конструкторы, предложите ему собрать целую тему, которую вы выбрали.

Вы можете попросить своего ребенка построить тему фермы с животными и фермерскими домами, а затем попросить его построить космическую станцию. Вы будете удивлены тем, насколько творческими могут быть дети, когда им предлагают придумать способы творчества.

8. Танграмы

Танграмы отлично подходят для изучения геометрии и распознавания образов. Обычно к ним прилагаются карточки с шаблонами, но это конкретное задание следует выполнять без них.

Попросите ребенка использовать фигуры для создания определенного изображения, например. конкретное животное и не давать никаких указаний. Ваш ребенок должен думать о том, как построить различные части тела, соединяя фигуры вместе.

9.   Крестики-нолики

Эта игра, также известная как крестики-нолики , является отличной игрой для развития мыслительных навыков, а также развивает навыки планирования.

Нарисуйте на бумаге или доске простую таблицу, подобную приведенной выше. По очереди добавляйте в таблицу ноль или крестик и смотрите, кто первым составит ряд из трех.

Ваш ребенок, вероятно, быстро сообразит и начнет тщательно обдумывать, прежде чем разместить свой символ.

В эту игру также можно играть с цветными фишками или другими предметами.

10. Что это?

Держите предмет или игрушку за спиной. Ваш ребенок должен угадать, что это такое, задавая вопросы, чтобы извлечь подсказки.

Сначала попросите ребенка спрятать предмет, чтобы вы могли смоделировать разрешенные типы вопросов. Затем поменяйтесь местами и позвольте ребенку сформулировать вопросы. Со временем ваш ребенок научится задавать целевые вопросы, которые сужают варианты.

Примеры:

  • Он мягкий или твердый?
  • Могу ли я съесть это?
  • Поместится ли он в моей руке?
  • Он издает звук?

11. Прятки

В этой игре Прятки

вместо человека спрятан объект.

Это разновидность игры, описанной выше, в которой нужно дать указания или подсказки, где спрятан объект.

Спрячьте объект и дайте подсказки, такие как:

  • Это далеко отсюда.
  • Это снаружи дома.
  • Рядом с ним вода.
  • Он в тени.

Эти подсказки могут быть простыми или сложными, в зависимости от возраста и мыслительных способностей вашего ребенка.

12. Что произошло на самом деле?

Эта игра развивает воображение, креативность и мышление. Выберите рассказ, который ваш ребенок любит читать и хорошо знает, но пусть он придумает альтернативный конец истории.

Например, Красная Шапочка идет в лес со своей корзиной, но по дороге заблудилась и не может найти дом своей бабушки. Что будет дальше?

Поощряйте вашего ребенка думать о решениях проблем, встречающихся на пути, и о том, как персонажи могут действовать в определенных ситуациях.

Упражнения для развития навыков мышления более высокого порядка для рассказов

Одно из самых полезных занятий, которое вы можете делать каждый день во время чтения своим детям, с того момента, как они начинают понимать слова, — это осмысленно задавать им вопросы, чтобы развивать навыки мышления.

Благодаря использованию некоторых очень простых типов открытых вопросов ваш ребенок думает , анализирует , предсказывает , сравнивает , решает , высказывает мнений 6 , 909016 и среди прочих умений.

Есть много преимуществ, которые можно получить от простого акта чтения и прослушивания в одиночку, однако, используя возможность добавить некоторые методы вопросов, вы разовьете важные когнитивные навыки , которые научат вашего ребенка мыслить продвинутым образом.

Примеры

Вопросы на мышление более высокого порядка для дошкольников

Существует множество различных типов и стилей вопросов, которые можно задавать, каждый из которых преследует разные цели и стимулирует различные мыслительные навыки.

Вот 3 примера типов вопросов, которые вы можете использовать при чтении:

1.

Вопросы, требующие прогнозов

Вопросы такого типа побуждают детей делать прогнозы для рассказа. Например, они могли предсказать:

  • жанр рассказа по подсказкам на обложке книги
  • что происходит в конце истории
  • что происходит в начале (если сначала прочитать конец истории)
  • что может произойти, если персонаж примет определенное решение (и другие сценарии принятия решения)

2.

Вопросы, требующие вывода

Вывод означает, что детали не указаны в тексте явно, но есть подсказки, которые подталкивают читателя к выводу ответа на вопрос . Дети учатся читать между строк.

Возьмем, к примеру, иллюстрацию к рассказу о сцене под открытым небом, где светит солнце. Если вы спросите ребенка, день сейчас или ночь, он может не найти ответа в тексте; однако они могут найти на иллюстрации доказательства того, что сейчас дневное время.

Это называется логическим выводом и отлично подходит для развития навыков критического мышления у детей.

3.

Вопросы по основной идее

Я работал со старшеклассниками, которым было трудно сформулировать основную идею рассказа или текста в одном предложении.

Если весь текст посвящен миграционным привычкам птиц, например, многие дети определят основную идею как слишком широкую (например, речь идет о птицах) или слишком узкую (например, говоря, что речь идет об одном из многих видов, упомянутых в текст или просто ссылка на то, что было сказано в первом предложении).

Задав вопрос «Можете ли вы рассказать мне в одном предложении, о чем эта история?» научит детей ясно мыслить и формулировать краткие и логичные мысли.

Задавание таких вопросов может занимать всего 5 минут в день и окажет огромное влияние на способность вашего ребенка логически мыслить и решать проблемы.

Надеюсь, вам понравятся некоторые из этих дошкольных заданий и упражнений на критическое мышление.

Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к печатным головоломкам, историям, наборам заданий и многому другому!

Присоединяйтесь к Empowered Parents +, и вы получите загружаемый набор из

печатных головоломок, игр и рассказов , а также Пакет заданий «Обучение через игру» , который включает целый год занятий для детей от 3 до 6 лет.
Доступ бесплатен навсегда.

Регистрация бесплатной учетной записи Grow выполняется быстро и легко и позволит вам добавлять в закладки статьи для последующего чтения на этом веб-сайте, а также на многих веб-сайтах по всему миру, использующих Grow .

  • Поделиться
  • Электронная почта

Семь популярных заданий на критическое мышление для дошкольников —

В этом посте мы познакомимся с семью заданиями на критическое мышление для дошкольников, которые просты, их легко настроить и в которые весело играть.

Критическое мышление — один из самых важных навыков, которым дети должны овладеть, чтобы добиться успеха в завтрашнем мире.

Я помню, когда я был студентом, в школах в значительной степени полагались на запоминание и в основном на максимально точное повторение того, что сказал учитель или книга. В школах хвалили «учеников-диктофонов».

Хотя ситуация начала меняться, и в некоторых школах поощряется и преподается логическое мышление, к сожалению, во многих школах до сих пор действует эта устаревшая система, в которой дети просто повторяют список фактов.

Дети должны уметь обрабатывать информацию, анализировать ситуацию, делать выводы, сравнивать и сопоставлять.

Как родители, мы должны помочь нашим детям достичь более высокого уровня логического мышления, поскольку в наши дни это очень ценится.

Несмотря на то, что дети будут развивать свои мыслительные способности в ходе повседневного общения, мы также можем помочь им создать прочную основу, играя с ними в игры на логическое мышление, когда это возможно.

Для этого предлагаем семь простых упражнений на критическое мышление для дошкольников, которые несложно организовать. Большинству требуются только строительные блоки, ручка и бумага, игрушки, которые уже есть в вашем доме, или распечатка.

Этот пост ma y содержит партнерские ссылки, и я могу получать небольшую комиссию, когда вы нажимаете на ссылки без каких-либо дополнительных затрат для вас. Являясь партнером Amazon, я зарабатываю на соответствующих покупках. Вы можете прочитать мое полное раскрытие здесь.

Лишний

The Odd One Out — отличная игра на размышления для детей. Это улучшает их критическое мышление, используя их знания о шаблонах, словарном запасе, различиях и сходствах.

Есть несколько способов играть в The Odd One Out:

  • рабочие листы
  • онлайн-игры
  • использование домашних игрушек
  • в качестве упражнения на слушание, произнося слова

Для тех, кто не знаком с этой игрой, позвольте мне объяснить это. Вы предъявляете ребенку четыре предмета или изображения. Три из этих объектов имеют что-то общее, а четвертый никак не связан с тремя. Ребенок должен опознать «злоумышленника». Конечно, игра не ограничивается четырьмя объектами, вы можете выбрать больше.

Что будет дальше (шаблоны)

Хорошая, но простая игра-рассуждение для детей — это What Comes Next. Шаблоны учат детей тому, что будет дальше, тем самым обучая их логическим связям и использованию критического мышления.

Понимание закономерностей помогает нам делать обоснованные предположения и предположения и наводить порядок в мире, который может показаться хаотичным.

What Comes Next — простая игра, в которую, как и в The Odd One Out, можно играть с помощью рабочих листов, домашних игрушек, приложений и компьютерных игр.

Мне нравится играть в эту игру со строительными блоками, так как она позволяет мне практиковать цвета, размеры, числа и многое другое.

Использование книг

Книги открывают прекрасные возможности для развития навыков мышления.

Читая ребенку, просто остановитесь и задайте открытые вопросы, например: «Как вы думаете, что произойдет с X (персонажем)?» или «Как вы думаете, что теперь будет делать X?»

Это побудит ребенка делать предположения и придумывать творческие ответы.

Загадки

Нет ничего лучше, чем загадки, чтобы активировать клетки мозга и улучшить их мыслительные способности. Загадки хороши тем, что помогают детям сосредоточиться на одной проблеме, пока они не найдут решение, тренируют мозг (как и любой мускул, его нужно использовать, чтобы оставаться в форме), побуждают детей мыслить нестандартно и придумывать с творческими ответами, не говоря уже о том, что они веселые и не требуют предварительной подготовки.

Интернет полон загадок для детей, так что все, что вам нужно сделать, это найти некоторые из них. Вот несколько идей.

Сопоставление тени

Сопоставление тени — это простое занятие для маленьких детей, которое помогает им улучшить свои навыки решения задач. Это отличное занятие для зрительного различения и памяти, наблюдения за закономерностями, сходствами и различиями.

Вы можете скачать эту симпатичную игру «Сопоставление теней с животными на ферме» бесплатно.

Крестики-нолики Melissa&Doug Игра «Крестики-нолики»

Большинство из нас знакомо с этой игрой, поскольку она существует уже очень давно (ее изобрели древние египтяне, вы не поверите).

Крестики-нолики — простая игра, хотя, по-видимому, существует 255 000 различных исходов, в которые можно играть с детьми от двух до трех лет.

Правила просты для понимания: есть два игрока, у одного символ X, а у другого 0. Они играют на сетке 3×3, и цель состоит в том, чтобы игроки трижды поместили свои символы в ряд по вертикали, горизонтали или диагонали.

Вы можете играть в крестики-нолики традиционным способом, с ручкой и бумагой, или получить игру с манипуляторами, которая определенно будет более привлекательной для детей.

Крестики-нолики от Melissa&Doug выглядят фантастически!

Выбери что-нибудь…

Это простая, но эффективная игра на критическое мышление для дошкольников, хотя в нее вполне можно играть и с малышами.

В эту игру можно играть, используя картинки или игрушки, которые есть в доме. Идея проста: подарите ребенку шесть игрушек (их может быть больше или меньше в зависимости от возраста ребенка). Убедитесь, что некоторые игрушки имеют сходство (цвет, форма, материал и т. д.).

Ребенок должен выбрать правильную игрушку/изображение на основе вашего описания. Возьмите картинку выше в качестве примера. Вот некоторые из предложений, которые я использовал со своим мальчиком:

  • Выберите что-нибудь круглое, но без выпуклостей.
  • Выберите что-нибудь кубическое из дерева.
  • Выберите что-нибудь, что является кубом, но не имеет чисел на нем.
  • Выберите предмет квадратной формы, но не куб.

Хотя это правда, что дети будут развивать свое критическое мышление посредством повседневного общения, мы всегда можем помочь им улучшить этот очень важный навык, играя с ними в игры, подобные представленным выше.


Подробнее:

Укрепляющие мозг игры на совпадение памяти

Увлекательные занятия для критического мышления

Упражнения на сопоставление форм из переработанной бумаги

Упражнения для развития навыков мышления, и я надеюсь, что этот пост оказался полезным для вас

1 9 эти занятия по критическому мышлению для дошкольников подарят вашим малышам моменты веселья и обучения.