Урок по психологии для старшеклассников – Рабочая программа по психологии (10 класс) на тему: Программа уроков психологии для старшеклассников

Урок психологии для старшеклассников с элементами тренинга на тему «Креативность»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПСИХОЛОГИИ

Подготовила:

Практический психолог

ГБОУ ЛНР СОШ I-III ст. №1

Сальникова Татьяна Владимировна

ТЕМА: «Урок психологии для старшеклассников с элементами тренинга на тему «Креативность»

ЦЕЛЬ: Ознакомить старшеклассников с понятием «Креативность», развивать гибкость и нестандартность мышления, воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям.

ЗАДАЧИ:

  1. Образовательные:

II. Воспитательные:

  • формировать у старшеклассников приверженность высоким эстетическим ценностям;

  • формировать у школьников умение видеть красивое во всём, что их окружает;

  • формировать у учеников стремление к самовоспитанию и саморазвитию.

III. Развивающие:

  • развивать чувство юмора у старших подростках;

  • развивать воображение;

  • развивать скорость, точность, гибкость и оригинальность мышления;

  • развивать навык самообладания;

  • развивать уверенность в себе каждого ученика.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

1) Расставить в классе до начала урока стулья в тренинговый круг или полукруг.

2) Подготовить стимульный материал (видеоролики, презентации, мяч).

3) После звонка, перед началом работы, попросить учеников выключить или поставить на беззвучный режим свои мобильные телефоны (1мин).

2. Мотивационный этап.

1) Знакомство:

— Здравствуйте ребята, меня зовут Татьяна Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок психологии.

2) Принятие правил:

— А для того, чтобы мы смогли продуктивно с вами работать на нашем уроке, я предлагаю вам вспомнить или придумать новые правила работы на уроке:

  • Правило «Табу» 1 раз

  • Правило «Взаимного уважения»

  • Правило «Моё мнение» без оценочных суждений (3 мин)

3) Сообщение темы и цели урока:

— Правила приняты, и мы можем перейти к нашему уроку, тема которого «Креативность».

— В условиях современного времени, технологического прогресса и накопления информационной базы, ускоряется с каждым днём ритм жизни, появляются всё новые и новые задачи общества и требования к специалистам на рынке труда. Соответственно современный молодой человек вынужден приспосабливаться к новым условиям жизни. А вот одним из важных качеств человека, помогающих приспособиться, является креативность. Сегодня мы узнаем, что же такое креативность и как её развивать (1 мин).

3. Структура урока

1) Знакомство-разминка (3мин).

— Я вас не знаю ещё, и чтобы с вами познакомиться, предлагаю вам выполнить следующее задание:

Упражнение. Называя своё имя, скажите формулу, которая, на ваш взгляд, достаточно точно описывает вашу личность.

2) Информационный блок (5 мин)

— Теперь, когда мы познакомились мы можем с вами продолжить работу, и продолжим мы её с обсуждения понятия «креативность». Я по прошу вас каждого по очереди высказать свою точку зрения по поводу того, как вы понимаете значение этого понятия (назначение отвечающего). Обсуждение по кругу. Вывод:

Креативность — способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.
Проявления креативности: быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям. Условия актуализации: самообладание и уверенность в себе.

3) Основная часть урока.

— Итак, мы с вами выяснили, что же такое креативность, как она проявляется и при каких условиях. Теперь я предлагаю вашему вниманию просмотр слайдов, для разминки вашего воображения. Оно вам понадобится в выполнении следующего задания.

Просмотр «Презентация 1» (1 мин)

— Вот так эта презентация нам с вами демонстрирует проявление воображения, креатива его автора. А теперь вы продемонстрируете сой креатив. Для этого вы сейчас проиграете каждый свою роль в театре-экспромт. Я раздаю роли:

  • Деревья (4-6 человек),

  • Цыган,

  • Конь,

  • Воробей,

  • Пёс,

  • Хозяйка,

  • Хозяин

  • Шум ветра (2-4 человека)

  • Остальные задействованы в роли изгороди стойла.

Теперь я читаю текст сценки. А ваша задача, наиболее оригинально сыграть каждому свою роль, какой бы значимости она не была.

«…Ночь. Завывает Ветер. Раскачиваются Деревья. Между ними пробирается Цыган, он ищет конюшню, где спит Конь… Вот и конюшня. Спит Конь, ему что-то снится, он слегка перебирает копытами и тоненько ржёт. Недалеко от него пристроился на жёрдочке Воробей, он дремлет, иногда открывает то один, то другой глаз. На улице на привязи спит Пёс. Деревья шумят, из-за шума не слышно, как Цыган пробирается в конюшню. Вот он хватает Коня за уздечку… Воробей тревожно зачирикал…. Пёс отчаянно залаял… Цыган уводит Коня. Пёс заливается лаем. Выбежала из дома Хозяйка, заохала, закричала. Она зовёт мужа. Выскочил с ружьём из дома Хозяин. Цыган убегает. Хозяин ведёт коня в стойло. Пёс прыгает от радости. Воробей летает вокруг. Деревья шумят, и Ветер продолжает завывать. Хозяин гладит Коня и бросает ему сена. Хозяин зовёт Хозяйку в дом. Всё успокаивается. Спит Пёс. Дремлет воробей на своём прежнем месте. Стоя засыпает Конь, он изредка вздрагивает и тихо ржёт… Занавес!» (10 минут).

— Каждый справился со своей ролью, потому, что так сыграть её мог только он. И на сколько у каждого человека развито его воображение, его креативный подход к решению задач, настолько разными были сыграны роли одного вида.

— И следующее упражнение так же, как и предыдущее поможет вам в осознании понятия «креативность»

Упражнение. Предъявление рисунка с изображением куба… что вы видите на рисунке?
У нас возникли разные мнения, хотя на листе только 12 отрезков прямых. Как это объяснить? (Идея о влиянии опыта), (5 минут).

— Теперь, когда мы с вами закончили осознание сущности понятия «креативность», перейдём к тренировки этого качества. И для этого вам предлагается следующее упражнение:

Упражнение. Все знают примету: «Упал нож — придёт мужчина». Сейчас мы будем развивать эту область примет. Бросая мяч, говорите, что упало. Кто ловит, говорит, кто придёт и почему (10 минут).

4 Заключительная часть урока.

— Наш урок подходит к завершению. Я прошу вас каждого по очереди высказать своё мнение о том, что вы узнали нового, а что осталось неясным (назначение отвечающего). Обсуждение по кругу (3-5 минут)

— И для закрепления полученной информации на сегодняшнем уроке, я предлагаю вам просмотреть видеоролики с креативной рекламой (1-3,5 минут)

Видео «Кока-кола» 1 мин

Видео «Пежо» 2,5 минуты.

После просмотра видео: Урок закончен, все свободны. До свидания.

infourok.ru

План-конспект занятия по психологии (10, 11 класс) на тему: Психологическое занятие для старшеклассников «Пристанище для души»

          Психологическое занятие для старшеклассников

         

Тема: Пристанище для Души или  Какие мы разные.

Цель: Создать благоприятные условия в классе для конструктивного взаимодействия друг с другом, поднять эмоциональный тонус учащихся, развитие ощущения защищенности и принадлежности к группе, обучение старшеклассников умению заглянуть в свой внутренний мир.

Педагог-психолог:

Вот и заканчиваются 9 лет совместного обучения в школе. Многому вы научились, много узнали. Можете ли вы сейчас назвать наиболее важное, что вы смогли приобрести для себя за эти годы учёбы? (знания, общение, дружбу и т.д.)

Несомненно, важным для каждого в вашем классе является то, что вы постепенно учились изучать себя, присматривались к каждому своему однокласснику, сравнивали, анализировали поступки друг друга, интересовались мечтами, учились ставить цели перед собой, а также жить в коллективе.

Почему так важно уметь жить в коллективе?

Сегодня на психологическом занятии мы с вами поговорим о том, насколько хорошо развиты взаимоотношения в вашем классе, насколько хорошо вы знаете друг друга. Возможно, сегодня в конце занятия многие из вас признаются в том, что не достаточно хорошо знает какого-нибудь одноклассника. А кто — то откроет себя совершенно в другом формате.

 

Итак, начинаем. А развивать взаимоотношения в нашем коллективе мы будем, выполняя определённые задания.

  1. Разминка.

«Глаза в глаза»

Посмотрите в течение нескольких секунд в глаза друг другу. Попробуйте рассмотреть цвет глаз, разрез глаз и то, что выражают глаза в данный момент. Обсуждение. Что вы почувствовали, глядя в глаза друг другу? Тяжело ли смотреть в глаза человеку?

2.Рассказ об однокласснике.

Просим на цветных листочках изобразить своё лицо и поменяться с соседом по парте этими листочками. Далее на обратной стороне необходимо написать до пяти самых интересных и знакомых вам качеств или интересов своего соседа-одноклассника. Обсуждение. Насколько трудно было выполнять данное задание?

Далее ведущий говорит о том, что легко мы запоминаем внешность одноклассника, даже знаем его интересы, увлечении, интересуемся его качествами характера и.т.д. А всегда ли мы знаем внутренний мир своего одноклассника: его мечты, переживания, трудности, возможно переживания и др. Всегда ли можно оказать помощь своему однокласснику, если не знать его внутреннего мира?

Что представляет внутренний мир человека? Это наша душа.

Душа поёт

Родственные души

Душа болит

Широкая душа

Душевный человек

Зеркало души

Кристально чистая душа

Ранимая душа

А где находится у вас душа? Вы когда-нибудь задумывались, как выглядит душа? Или как ее можно изобразить? Когда вы слышите это слово, что вы представляете.

3.Напишите или нарисуйте, на что похожа ваша душа.

Какая, тонкая струна, что называется душа…

Чуть тронул мысленно ее, она поет, но…как и что?

Зависит это, как всегда, от тех, кто рядом…иногда…

От мыслей, что приходят к нам, в пустой квартире по ночам…

От настроения, любви, и оттого, как счастлив ты…

Она маяк, она звезда, иль бездна, пропасть, темнота…

Она ребенком мило спит, иль птицей гордою парит.

То станет львом и рвется в бой, иль зайцем, ищущим покой.

То неожиданно больна и валит с ног ее хандра.

Прогонит смерть и песнь поет,

то сникнет вдруг и слезы льет.

Какая, тонкая струна, что называется душа…

4.Упражнение «Пристанище для души» 

Давайте с вами немного пофантазируем. Попробуем представить себя героями следующей фантастической истории. Много-много лет назад, задолго до появления на Земле человека, из далекого космоса на нашу планету попали минералы, состоящие из необычного вещества. Такого вещества на Земле никогда не было. У него имелось неожиданное и страшное свойство: один раз в десятки тысяч лет эти минералы начинали испускать особое излучение, действовавшее в течение трех лет. Это излучение было разрушительным только для одного типа материи — для человеческих тел. Они рассыпались на отдельные атомы. Когда излучение прекращалось, атомы человеческих тел вновь собирались вместе в том же порядке и тела восстанавливались. При этом ничего подобного не происходило ни с птицами, ни со зверями, ни с цветами, ни с деревьями и ни с какими неживыми предметами.

 
Ученые, обнаружив случайно один из этих минералов и изучив его свойства, узнали об опасности, грозившей человечеству, и задумались о том, как предотвратить надвигавшуюся беду. Найти все инопланетные минералы, рассыпанные по Земле, и вывезти их куда-нибудь в космос или уничтожить не представлялось возможным.

 
Тогда было принято такое решение: если уж сохранить тела невозможно, надо попытаться сохранить человеческие души. Но как? Ученые пришли к выводу, что следует найти способ на те три года, в течение которых будет действовать излучение, «переселить» куда-нибудь души людей.
Когда же излучение прекратится, и человеческие тела восстановятся, можно будет вернуть души обратно.

Долго работали ученые, изобретая способы такого «переселения» душ, и, в конце концов, справились с этой трудной задачей. Всем жителям Земли было объявлено, что им необходимо выбрать птицу, животное, насекомое, растение или любой неживой предмет, которые могли бы стать временным пристанищем их души, пока не закончится разрушающее действие излучения.

Представьте себе, что и вы оказались перед таким выбором. Подумайте, в какое именно тело или предмет (а может быть, природное явление) вам захотелось бы «переселиться», чтобы достаточно комфортно провести в нем три года?

Участники группы задумываются.

Выдержав небольшую паузу, ведущий продолжает.


Следует не забыть и еще об одной важной проблеме. Когда минуют три года, ученые должны будут извлечь ваши души из их временных пристанищ и вернуть каждую в свое тело. Но как же определить, кто в каком теле или предмете «поселился»? Надо оставить ученым информацию о своем местонахождении.
Вам дается 10 минут, для того чтобы написать маленькое представление о том, в кого вы превратитесь. Объясните, почему вы сделали именно такой выбор. Чем вас привлекает пребывание в течение трех лет именно в таком виде?


Для усиления этого эффекта можно включить негромкую музыку, в которой звучали бы тревожные ноты.


Когда работа закончена, участники группы сдают подписанные листы ведущему.

Педагог-психолог: Итак, вы превратились в кого-то или во что-то и прожили в новом для вас виде три года. Наконец время действия излучения миновало. Попробуем вернуть каждому из нас свою душу.

Ведущий зачитывает сочинение, учащиеся должны узнать, кому принадлежит эта душа.

Обсуждение. Легко ли вам было соединить душу с телом человека? Почему?

Что нового и ком вы узнали, выполняя данное упражнение?

Заключение: как важно знать друг друга, уметь увидеть в человеке его внутренний мир. Не оценивать, не судить, не осуждать человека, а попытаться прежде всего понять каждого. Т.е. уметь научиться беречь душу, сохранять душевное тепло своё и окружающих нас людей.

Сегодня на занятии мы с вами ещё раз попытались заглянуть в мир своих одноклассников, присмотреться к себе и каждому в классе. Зачем это важно учиться? Конечно, прежде всего, чтобы сохранять тепло души, сохранять душевное здоровье.

Только душевно здоровый человек может творить самое главное на Земле – Добро!

Закончить занятие мне хочется стихотворением А.Дементьева “Выбор”

Душа бывает как туман,

Бывает – как рассвет.

В тумане прячется обман

В рассвете – только свет.

А что таит твоя душа?

Туман или рассвет?

И с чем душа твоя пришла –

Ты знаешь или нет?

Пусть будет жизнь к тебе добра

Научит добрым быть.

Когда же явится пора

Тебе долги платить.

Себя не сдерживай тогда

Долги сполна плати

 И за минувшие года,

И те, что впереди.

Тогда развеется туман

В грядущем и в былом

Ведь нам недаром выбор дан

Между добром и злом.

Души не видно в зеркалах

 Мы в глубине своей прекрасны, но как узнать себя, скажи?

Мы смотрим в зеркало напрасно — в нем не увидеть лик Души.

Душа имеет отраженье в глазах и в искренних словах.

Ее постичь не в силах гений, Души не видно в зеркалах…

Душа не терпит изученья, она хранит в себе секрет.

И лишь в порыве вдохновенья от Душ людских исходит Свет.

Постигнув суть своей природы, оставив плен земных страстей,

Душа становится свободной, и даже время служит ей.

Но если жизнь проходит серо, Душа во власти злого сна.

Она разрушится без Веры — Душа ранима и нежна.

Пусть целый мир взамен обещан, Душою в жизни не криви.

Душа от святости трепещет и воскресает от ЛЮБВИ!

Разработку занятия подготовила:

 

педагог-психолог МКОУ Каменская СОШ

 Саенко Инна Александровна

Приложение 1

Если Душа имеет образ кристалла – значит, Душа накопила приличный опыт, и теперь он начинает кристаллизоваться, превращая личность в обладателя с особыми качествами. ВЫ становитесь действующим элементом Вселенной. 

Цветок –означает раскрытость Души, её готовность к дальнейшим трансформациям.

 Птица – подвижная форма Души, которая уже способна к конкретным действиям. 

Образ ребенка, ангелочка, взрослого человека – говорит  о весьма взрослом состоянии Души.

Также важен оттенок Души.

По оттенку можно определить, для чего Душа пришла в мир. Красный оттенок – душа пришла учиться жить, осваивать жизненное пространство. Жёлтый – осваивать то, что называется «психизмом»: вживание, чувствование этого мира, наполнение его своей энергией. Мы учимся взаимодействовать с психической энергией других людей, других существ окружающего мира. С изначальной энергией – ци, ки, чи, праной. Научились. Дальше собираем знания, понимая, что энергия – это ещё не все, нужна ещё и информация. И тогда Душа приобретает голубоватый (небесный) оттенок. Зеленоватый   – эмоционально-чувственное пространство. Правильные эмоции, правильные чувства. А правильно ли я люблю? Золотой. Душа пришла служить человечеству, решать проблемы человечества и конкретных людей тоже. Это бодхический уровень – те, кто добровольно принимает на себя служение Человечеству, Космосу.  Розовый – учиться правильной любви, чистой, божественной. Душа учится испытывать нежность ко всему живому, видя в нем проявление Сущего.  Фиолетовый оттенок – ощущение себя продолжением Бога. Он и Бог – это нечто Единое. И человек живет, соответствуя этому состоянию. Перламутрово-белый – присутствие высшей Души. Она просто живет, и делает свое дело, и не задает никаких вопросов и не ищет никакой выгоды. Чёрный – психоматрицы иных миров: агрессоров, вампиров, чёрных магов, демонов.*

nsportal.ru

«Человек и его характер» урок психологии для старшеклассников

УРОК ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Тема. Человек и его характер.

Ковганенко Г.В.,

психолог ОСШ № 25 г. Актобе

Республика Казахстан

Цель урока: расширение представлений учащихся о характере человека, его проявлениях, возможностях человека в совершенствовании своего характера.

Задачи:

  • раскрыть значимость волевых усилий для познания человеком самого себя;

  • развить осознанное отношение к собственным личностным качествам;

  • воспитывать потребность в самосовершенствовании

Ресурсы: тест Будасси, тест «Дерево», презентация «Воспитание силы воли на примере великих людей современности», акварельные краски, мелки цветные.

Ход урока.

  1. Приветствие. Учащиеся берутся за руки и произносят фразу «Здравствуте МЫ!»

  2. Беседа.

Все мы очень разные. Чем еще, кроме своих увлечений, пристрастий, способностей мы различаемся?

Сегодня мы поговорим о характере. Что, по-вашему, означает характер?

Характер – это совокупность стержневых, более или менее устойчивых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.

Характер, в переводе с греческого означает «чеканка, печать, особенность, манера». По сути, характер – это «отпечаток» воспитания и влияния окружающей среды. Он формируется в процессе общения людей между собой, в их деятельности и взаимоотношениях с окружающей средой и миром.

  1. Диагностика самооценки. Методика Будасси.

Вам роздан перечень черт характера личности. Отметьте в бланке черты характера, присущие идеальному человеку. Посчитайте количество, выбранных вами. Теперь выберите черты антиидеала. Посчитайте их количество. А теперь выберите из идеальных черт, и из черт антиидеала те качества, которые свойственны вам. Посчитайте свои положительные качества и отрицательные.

Рассчитайте коэффициент К. К = Положит. ваши качества делим на количество, выбранных вами качеств, присущих идеальному человеку

Если значение К от 0,4 до 0,5- самооценка адекватная.

Если К близко к 0, то вы недооцениваете себя.

Рассчитаем коэффициент М. М = ваши отрицательные качества делим на количество, выбранных вами качеств, присущих антиидеалу.

Если М стремится к 0 — самооценка завышенная.

Если М стремится к 1—- заниженная.

  1. Обсуждение результата теста.

Каких качеств вы выбрали больше? Положительных? Отрицательных?

Отрицательными чертами своего характера, какие качества назвали?

Мешают ли они вам в жизни?

Какие чувства испытываете, когда негативная черта берёт верх над вами? (внутриличностый конфликт)

  1. Человеком, какого характера можно восхищаться? Приведите примеры.

  2. Цитата урока.

«Посеешь поступок – пожнешь привычку,

Посеешь привычку – пожнешь характер,

Посеешь характер – пожнешь судьбу».

Восточная мудрость.

Обсуждение цитаты.

  1. Притча «Воспитание характера».

Важно ли воспитывать в себе положительные качества характера?

Кому это нужнее? Себе или окружающим?

  1. «Волшебный сундучок». Напишите на листоках те качества характера, которые будут мешать вам в осуществлении жизненных планов.

  2. Ведущий собирает листочки в сундучок и зачитывает их. Выбираются наиболее часто повторяющиеся качества.

  3. Класс делится на группы и им дается задание: написать рекомендации другу по коррекции негативных качеств характера. Например:

1 группа – лень

2 группа – неуверенность в себе

3 группа – вспыльчивость

За помощью учащиеся могут обратиться к психологу.

Презентация своих проектов.

  1. Слова Иммануила Канта ЧЕЛОВЕК — ТВОРЕЦ СЕБЯ.

…. Следует обратить внимание юноши на то, чтобы любое решение его, к коему он пришел по зрелому размышлению, претворялось им на практике: в противном случае уж лучше не затевать никаких планов и не принимать окончательного решения…

Юноше следует указать также:

  • На необходимость жизнерадостности и хорошего настроения, человек живет в радости сердца своего, когда ему не в чем упрекнуть себя;

  • На необходимость ровного, спокойного расположения духа. Самовоспитанием можно добиться того, чтобы всегда оставаться человеком оживленным, не отягощающим собой никакого общества;

  • На то, чтобы многое в жизни рассматривать как свой неизменный долг. Любой мой поступок должен обладать для меня ценностью не потому, что он отвечает той или иной моей склонности, а потому, что совершая его, я тем самым исполняю мой долг;

  • На необходимость любить других людей, а также помнить о том, что все мы – граждане мира…

  • На необходимость, наконец, отчитываться перед самим собой каждый день, чтобы иметь возможность в конце жизни подвести итог ее ценности и значения.

  1. Презентация. «Как воспитывать силу воли».

  2. Упражнение «строим автомобиль». Учащимся предлагается собрать автомобиль. Каждую деталь машины будет представлять ученик, выбираемый группой в соответствии с его личностными качествами. Н-р: роль мотора — лидер класса.

  3. Моя сильная черта характера…

И я хочу поделиться ею с тобой (Импульс по кругу)

videouroki.net

План-конспект занятия по психологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему: Конспект занятия по психологии для старшеклассников «В чем моя сила? Я верю в себя!»

Конспект занятия для учащихся 8-11 классов.

Тема: В чем моя сила? Я верю в себя!

Цель: формирование позитивного мышления, уверенности в себе, снятие тревожности.

Педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Лазарева Татьяна Анатольевна

Поверьте, что в вас

гораздо больше сил и

                                                                                                                 талантов, чем вы

                                                                                                          сейчас знаете.

Работа с притчей

*Притчу читает, а лучше рассказывает,  педагог или подготовленный учащийся.

Один мудрец наблюдал за женщиной, которая постоянно плакала и жаловалась то на солнце, когда оно светило, то на дождь, когда он лил. Тогда он спросил, почему её расстраивает и солнечная и дождливая погода. Женщина ответила: «У меня есть две дочери. Одна из них стирает для людей бельё и этим зарабатывает на хлеб, а вторая продаёт зонтики. Когда идет дождь, у прачки мало денег, а когда светит солнце, зонтики никто не покупает. Поэтому я и горюю о своих дочерях». Тогда мудрец посоветовал женщине думать о прачке в хорошую погоду, а о продавщице зонтиков в плохую. С тех пор эта женщина всегда была в хорошем настроении и радовалась за своих дочерей.

Обсуждение притчи.

— О чем эта притча?

— Чему учит?

Вывод: Обращайте внимание на преимущества вашего положения, и тогда его недостатки будут меньше расстраивать вас.

Чтобы быть счастливым, надо уметь видеть в жизни хорошее.

Информирование

Мы привыкли считать, что работа над собой и самосовершенствование предполагает только анализ ошибок и борьбу со своими слабостями. Однако есть еще одна не менее, если не более важная сторона работы над собой. Она заключается в обнаружении в себе не только противника и виновника ошибок, но и сподвижника, друга и помощника. У каждого из нас есть свои сильные стороны, но обнаружить их в себе порой оказывается очень нелегко. Как это ни странно, большинство людей не умеют думать о себе в позитивном ключе. Давайте потренируемся.

Упражнение «Назови сильные стороны».

Назначение:

— формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе;

— развитие умения думать о себе в позитивном ключе.

Каждый член группы в течение 5-7 минут на листе бумаги составляет список своих сильных сторон – то, что он любит, ценит и принимает в себе, то, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то,  что является или может стать точкой опоры в различные моменты жизни.

По желанию учащиеся  рассказывают  о своих сильных сторонах всей группе.

Вывод: Проведя «инвентаризацию» своих сильных сторон, можно подумать о том, как лучше воспользоваться ими для создания чего-то ценного по-настоящему. В своих поступках человек руководствуется системой индивидуальных ценностей, то есть тем, во что верит, что считает ценным и значимым.

Для определения собственных сильных сторон, возможностей их конструктивного использования, для осознания своей системы ценностей большую помощь может оказать совместная работа с другими людьми, возможность поделиться с ними своими мыслями и чувствами.

Упражнение «Комплименты»

Назначение: развитие умения выражать и принимать комплименты, позитивно воспринимать партнера по общению.

Учащимся предлагается обменяться комплиментами. Желательно подобрать комплимент, относящийся к внутреннему миру человека. (Например, «Ты надежный человек.»)

Упражнение «Чемодан» 

Назначение: повышение самооценки, обучение учащихся умению находить в других людях положительные качества.

 

Каждый получает лист с изображением чемодана. (Приложение 1). Лист подписывается и передается от одного  ученика к другому. Каждый пишет своему однокласснику либо добрые слова о нем, отмечая качества, которые нравятся в хозяине чемодана, либо добрые пожелания. Обязательно ДОБРЫЕ.

Получив свой чемодан, учащиеся делятся своими впечатлениями:

— Какие слова удивили?

— Что порадовало?

Рефлексия:

Назначение: получение обратной связи.

Учащиеся высказываются о том, как они себя чувствовали на занятии, что понравилось, что нет.

Приложение 1

Литература:

Зинкевич-Евстигнеева «Сокровищница жизненных сил».Набор психологических карт. СПб.: «Речь», 2012.

Все грани гармонии. Набор психологических открыток с притчами. СПб.: «Речь», 2012.

Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль, «Содействие», 1992.

Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. СПб.: «Речь», 2006.

nsportal.ru

План-конспект занятия по психологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему: Тренинговое занятие «Мыслим творчески» для подростков и старшеклассников

Цыцарова Ирина Сергеевна

Тренинговое занятие «Мыслим творчески» для подростков и старшеклассников.

Цель тренинга: развитие творческого мышления у подростков и старшеклассников

Задачи тренинга: 

1. развивать спонтанное, творческое мышление;

2. показать возможности использования креативности при решении жизненных проблем, а также достижение личных и целей;

3. формировать умение творческой работы в команде;

4. научить способам снятия напряжения и усталости.

Длительность: 1, 5 часа

Необходимые ресурсы: воздушные шарики, нитка для закрепления шариков, карточка с загаданным словом, бумага А4,ручки (по количеству участников).

План работы:

  1. Организационная часть
  1. Приветствие, ритуал приветствия, знакомство с темой занятия

5-10 мин

  1. Основная часть
  1. Упражнение «Форум»
  2. Упражнение «Шарики»
  3. Психологическая игра «Восточный базар»
  4. Игра «Эврика»
  5. Психотехника «Семь свечей»

15 мин.

10-15 мин.

15 – 20 мин.

10 – 15мин.

5 мин

  1. Заключительная часть
  1. Рефлексия занятия, ритуал прощания
  1. – 10 мин

                 

  Этот тренинг, как и любой другой, начинается с приветствия. Участники знакомятся друг с другом , ведущий знакомит с правилами работы, все настраиваются на работу. Далее начинается основная часть тренингового занятия, куда входят различные упражнения, игры и техники.

______________________________

«Форум»

Цели: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства, потренироваться в осознании взаимовлияний, возникающих в группе, дать через игровой опыт возможность ярко представить себе многообразие взаимодействий, связей, контактов, осуществляемых в рамках тренинга.

Ход игры: это прекрасное задание для первой встречи группы, знакомство с участниками и их – между собой.

  1. В течении некоторого времен участники свободно передвигаются по комнате,  присматриваясь к товарищам, вглядываясь в их лица, пытаясь «почувствовать» атмосферу тренинга.
  2. Затем участники разбиваются на группы по 4 – 5 человек – ничего не говоря при этом, просто объединяясь с людьми, с которыми бы хотелось быть в одной группе.
  3. В течении 15 минут каждая группа занимается поиском ответа на вопросы: « Почему мы оказались вместе», «Благодаря чему, каким образом возникла наша подгруппа?».
  4. Еще 5 минут дается участникам для того, чтобы определить «вектор» группы – то, что их объединяет, подобрать определение этому «явлению»  придумать группе имя.
  5. Представитель каждой из групп рассказывает о том, как прошли предыдущие этапы групповой работы, какое имя носит группа, вкратце рассказывает о ее участниках.
  6. Тренер обращается к форуму:
  • Как вы думаете, в какой из возникших здесь групп вы могли бы оказаться? Почему?
  • Всмотритесь в лица участников других групп! Кто из них похожи или не похож на вас (внешне, предполагаемыми качествами, стилем одежды, профессиональной деятельностью…)?

Каждые 3 – 5 человек, ответившие на этот вопрос, составляют цепочку – новую группу. Участник этой вновь образовавшейся группы «отделяются» от остального форума и в течении 15 минут разговаривают о том, что их привело на тренинг, знакомятся, «притираются» друг к другу…

«Шарики»

Цели: снять напряжение у участников группе; поддержать открытое выражение чувств и эмоций; активизировать группу на продолжение работы.

Ход игры.

1 этап. Все берут шарики и на скорость их надувают.

2 этап. Группа стоит в круге. В круг вбрасываются один за другим 2-3 шарика. Задача группы – не дать им упасть, поддерживать их в воздухе с помощью ударов любыми частями тела.

3 этап. Все участники берутся за руки. В круг вбрасывается шарик, который нужно продержать в воздухе. Использовать можно только сцепленные руки. Если цепочка разрывается, игра начинается снова.

4 этап. Все шарики складываются в центре круга. Группа сцепляет руки. Задание – лопнуть все шарики, не разнимая рук. (Выпускать шарики за пределы круга тоже нельзя!)

«Восточный базар»

Цели упражнения: снижение чувства напряженности благодаря включению в игровую ситуацию «здесь и теперь»; обращение внимания участников друг на друга, объединив их соревнованием в партнерских отношениях.

Помните картину восточного рынка в музыкальной сказке «Али — Баба и сорок разбойников»? С какими ассоциациями связываете вы словосочетание «восточный базар»?

  • Крики…
  • Запах еды и пряностей…
  • Яркость, буйство красок…
  • Бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже…

Замечательно! А вот, как описал чувственность и яркую энергетику восточного рынка известный израильский писатель Амос Оз:

…Была невероятная притягательность в этих переливающихся через край и растекающихся вокруг базарах, завораживающих и искушающих так, что перехватывало дыхание и плавилась душа. Коленки дрожали от обилия овощей, фруктов, сыров, сдобренных разными приправами, от острых запахов и кушаний, дерущих горло, потрясающих, чуждых, чужих, странных, дразнящих, возбуждающих… И эти алчные руки, которые щупают, роются, погружаются в потаенную глубину этих груд из фруктов, зелени, красных перцев, пряных маслин… И изобильная нагота этой мясной плоти, болтающейся на крюках, окровавленной, обнаженной, от которой поднимается пар, лишенной кожи и не знающей стыда… И все это разнообразие приправ, пряностей, специй, доводящее едва не до обморока, все это разнузданное и околдовывающее многоцветье горького, острого и соленого. А над всем этим еще и необузданный аромат кофе, проникающий до самых печенок, и запахи, поднимающиеся от всяких стеклянных сосудов, наполненных напитками всех цветов с кусочками льда и дольками лимона. И эти крепкие базарные грузчики, смуглые, взлохмаченные, обнаженные до пояса, мускулы играют под кожей, подрагивая от напряжения, потные тела их лоснятся под солнцем. (Цит. по: Амос Оз. Повесть о любви и тьме. Тель-Авив: Едиот ахронот, 2005. С. 61)

— Итак, через несколько минут мы попадем с вами на настоящий рынок. Он в разной культуре, в разных странах — различен. Но всегда — символ общения, деятельности, активной жизни.

Каждый получает лист бумаги и карандаш/ручку. Складываем лист пополам по горизонтали и разрываем на две половинки. Их, в свою очередь, опять сгибаем пополам и разрываем. Получили по четыре карточки. Их тоже складываем и разрываем. Теперь у каждого в руках восьмушки листа. На каждой из восьмушек разборчиво напишем свое имя и, если в группе есть участники с одинаковыми именами, то, кроме имени, еще и первую букву фамилии. Теперь каждую «записку» по отдельности сложим дважды текстом внутрь. Должны получиться записки одинакового формата! Подготовленные записки тренер собирает в большую шляпу (или прозрачный пакет, корзинку), обходя участников группы

— Вот теперь, когда все приготовления закончены, мы с вами отправимся на восточный рынок. По моему хлопку вам нужно по быстрее добраться до записок и найти все восемь записок с вашими именами, которые вы написали! Сделайте это любым, приемлемым для вас способом! Для этого у вас будет всего пять минут! Через пять минут рынок закроется, так что советую поспешить. Первые три «покупателя», которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками. Вопросов нет?

— Начали!

Тренер выкладывает в центре комнаты горку собранных записок, тщательно перемешав их.

Игра начинается. Она сопровождается активнейшим контактом между игроками, криками, смехом и т. д. Тренер время от времени поддерживает накал страстей, объявляя, сколько минут осталось до «закрытия рынка». Закрывая «рынок», объявляем имена трех победителей игры.

Итоги игры.

  • Кто же оказался самым успешным посетителем нашего рынка? Встречайте аплодисментами трех победителей игры! (Тренер объявляет имена первых собравших по восемь записок со своими именами.) Расскажите, как вам удалось выиграть? Какую тактику игры вы выбрали? Активный поиск, ожидание встречных предложений, «агрессивный маркетинг», взаимный обмен, попытку обмануть партнера?
  • Что вам понравилось, а что — нет в прошедшей игре?
  • Как вы ведете себя в сходных жизненных ситуациях, когда есть цейтнот, когда не определено четко, что можно, а что нельзя, когда у партнеров есть разные личные интересы? Находите ли вы сходство между вашим поведением в игре и тем, какой вариант сценария вы проигрываете в реальной жизни?

«ЭВРИКА!!!»

Цели:  развить спонтанность, творческое, ассоциативное мышление;  способствовать раскрепощению участников группы.

Ведущий крупно записывает на карточке загаданное им слово. Обращаясь к группе, он говорит:

— Я приглашаю вас поучаствовать в увлекательном «эвристическом штурме», в конце которого вы, как Архимед, сможете воскликнуть — «ЭВРИКА!», «Нашел!» На карточке я записал загаданное мной слово. Это имя существительное. То есть отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?», нарицательное в единственном числе. Чтобы отгадать его, вам придется:

  • подумать и представить, что там может быть написано;
  • высказывать по очереди вслух ваши предположения о том, на что «может быть похоже» это слово, что оно может обозначать.

У каждого в группе есть шанс оказаться в роли Архимеда, хочу только попросить об одном — каждый участник группы может предложить только один вариант отгадки. Кроме того, до конца игры он должен запомнить свое предположение, чтобы потом «защитить» свою версию.

Итак, я готов принимать ваши идеи!

  • Это — душа…
  • Это — настроение…
  • Это — живое существо…
  • Это — любовь…
  • Это — природное явление…

Когда предложения иссякнут (или все участники сообщат о своих идеях), ведущий показывает группе карточку со словом. И начинается второй, еще более интересный этап — каждый должен найти оправдание своей версии, почему она так или иначе связана с загаданным словом!

Предположим, загаданное слово — «птица». Тогда «защита» версий может выглядеть примерно так:

  • Это — душа, потому что душа стремится ввысь, как птица. Недаром душу сравнивают в сказках с птицей…
  • Это настроение, потому что, как и птица, наше настроение то взлетает, то падает вниз, оно изменчиво.
  • Это живое существо. Я был прав. Никто ведь не оспорит очевидного факта?!
  • Это любовь… Потому что жизнь без любви — как птица без крыльев. Без этого исчезает романтика, остается один быт.
  • Это — природное явление, ведь птица — часть природы…

 «Семь свечей»

Цель: снятие напряжения, релаксация, сочетающая концентрацию на воображаемом объекте и дыхательное упражнение.

 «Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух.  Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…»

Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.

Обсуждение.  Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения? Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

____________________________

В конце тренинга проводится рефлексия проведенного занятия. Участники могут высказываться сами или с помощью наводящих вопросов ведущего. Что понравилось на занятии? Что не понравилось? Что запомнилось больше всего? Что хотелось бы изменить? Как вы можете оценить свое самочувствие, настроение после тренинга?

Использованная литература и источники:

  1. Кипнис М., 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу/ Михаил Кипнис. — М.:АСТ; СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. —317, (3) с. — (Лучше тренинги мира)
  2. Электронный ресурс: trepsy.net ( Психологические упражнения для тренингов)

Автор – составитель занятия: Цыцарова Ирина Сергеевна, педагог – психолог.

nsportal.ru

Презентация к уроку по психологии (11 класс) на тему: Психологический тренинг для старшеклассников «Как достичь успеха»

Психологический тренинг для старшеклассников «Как достичь успеха»

Цель: 

— осознание учащимися необходимости целеполагания с учетом своих потребностей и мотивов.
— научить пошаговому способу достижения цели.
— формирование установки на самоанализ.

Методическое оснащение: слайды, жетоны,  бланки «прошлые успехи», «ресурсы достижений»,  «достигнутый прогресс»,  «лестница достижений», мелодии.

Эпиграф к тренингу:  (Приложение №1 Слайд №2)

«Мы пришли в этот мир, чтобы выразить себя и только себя.           
Цель жизни и смысл жизни – самовыражения.»

Э. Цветков.

«Я – величайшее из чудес, сотворенный природой.»

О. Мандино.

Ход тренинга

1. Ритуал приветствия. 

Упражнение «Презентация индивидуальности».

Чтобы получше узнать друг друга — познакомиться, нам поможет наше собственное имя. На некоторые буквы своего имени нужно назвать черты своего характера.
Т — талантливый.
И — интеллигент.

Ведущий предлагает взят жетон, на нём написать букву из своего имени и своё личностное качество.(или несколько качеств)

Рефлексия – кто запомнил качество Антона, т.д. Что нового вы узнали друг о друге.

2. Правила работы группы:

— искренность в общении (давайте говорить здесь не то, что «требуется», а то, что мы на самом деле думаем).
— активное участие в происходящем (Вы и Ваше мнение нужны нам и важны для нас).
— право на своё мнение и уважение мнения другого (участник говорит «от себя», от своего имени и не критикует мнение другого.)
— неразглашение происходящего за пределы группы (действуем по принципу «здесь и сейчас»).

3. Разминка – энержайзер.

Сейчас вы можете свободно ходить по комнате. По моему хлопку вы должны будете выполнить моё задание. Начнём!

— распределитесь в группы на тех, у кого есть часы и у кого их нет.
— по длине волос.
— по росту (высокие и не очень)
— по цвету глаз.
— по настроению, которое вы сейчас испытываете. Какое у вас настроение?

4. Задание к размышлению: в жизни и в общении — « Две столбовые дороги».

Предлагается рассмотреть две картины, с следующим описанием:

(№1 Рисунок 1)

—  Одна – широкая, но неосвещённая. На ней то и дело встречаются булыжники страха и отчаяния, а иногда дорогу преграждают завалы зависти, озлобленности. Пешеходов на ней уйма, но ты все время спотыкаешься о камни отчужденности и одиночества,  потому что рядом шагают только глухонемые. Прорываясь через заросли обид, вины, ты устало сталкиваешь с дороги того, кто послабее. Но, в конце концов, тебя эта дорога вымотает и разрушит.

(№2 Рисунок 2)

— Вторая дорога – длинная, но светлая, на ней горят фонари веры и уверенности. У прохожих слух острый, так как они слышат не только то, что ты говоришь, но и то, что чувствуешь. По бокам красиво подстрижены газоны взаимоподдержки  и выручки, а на клумбах ярко пламенеют цветы любви, доверия и прощения, уютную тень усталому путнику дают деревья взаимопонимания и душевного спокойствия. Возможно, дорога эта тоже утомит, но не разрушит.

Дорога первая – это путь неконструктивного, разрушающего общения. Дорога вторая – это путь конструктивного, созидающего общения. Все кем  овладел страх перед жизнью, стремятся к мучительной первой дороге. У таких людей проблемы с общением. Избавить людей от страха и увлечь их на другую дорогу есть единственный способ: дать им возможность почувствовать себя умными, хорошими, добрыми, любимыми и интересными.

Задание: Какая картина вам ближе? Бывает, человек метается, а не бывает ли середины? (черно-белая полоса). Вы свои жетоны поместите под картиной, которая вам ближе на данный момент.

Сегодня мы собрались для того, чтобы поразмыслить о том, как жить, чтобы быть успешным.
Ответьте на  вопрос честно: (Приложение №1 Слайд №3)

1.Зачем мы живем, в чем наше предназначение?
2.Для чего вы ходите в школу? Для чего вас учат в школе?
3.Чего вы хотите достичь в жизни? К чему вы стремитесь сейчас? (ответы)

В ваших ответах есть противоречие. Оно заключается в том, что основная деятельность в школе учебная, а интересы вашего возраста заключаются в том, что вы стремитесь сейчас к самоутверждению, личностным контактам, поискам личностного смысла. Как быть?

1. Понять, что взрослость немыслима без получения знаний. Это личностный смысл учения.
2.В вашем возрасте есть возможности для формирования и самосовершенствования. Сегодня мы будем работать над понятиями (Приложение №1 Слайд №4)

Цель
Мотивация
Прошлые успехи
Ресурсы достижения
Достигнутый прогресс
Личностная социальная поддержка

I этап.

Что такое цель? Это то, что позволяет нам в жизни стать не неудачниками, а победителями, учит пользоваться своими лучшими качествами своей  личности для достижения чего-то. Если человек уверенно, шаг за шагом движется по направлению к своей мечте и стремится жить такой жизнью, какую он себе вообразил, то успех придет к нему.

Задание: цель бывает ближняя и дальняя. Сейчас сформулируйте свою цель, определите для себя,  чего вы хотите достичь.

Рефлексия

II этап. « Мотивация». (Приложение №5)

Мотивы – комплекс факторов, побуждающих человека к деятельности; это те причины – которые заставляют что-то либо делать.

Как сказал М. Горький: (Приложение №1 Слайд №5)
«Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное тебе.
Человек становится выше ростом от того, что тянется вверх.»

Задание: заполнение таблицы №2

Советы Д. Карнеги «Как добиться успеха», это что нужно изменить в себе, как помочь самому себе: (Приложение №1 Слайд №6)

1. Развивайте силу воли.

Успех приходит к тому, кто к нему стремится. Не ждите, что кто-то откроет вас – откройте себя сами. Скажите себе: я хочу, я могу, я сделаю. Успех предпочитает, чтобы его сильно желали, добивались, прилагая максимум усилий.

2. Следуйте поставленной цели.

Всякий успех начинается с какой-то идеи. Сформулируйте ее для себя четко, не придаваясь одним лишь неясным мечтам. Запишите, когда и чего вы хотите добиться. Ориентируйтесь на эту цель, отмечая промежуточные результаты. Если в движении возникает заминка, определите, в чем причина. Сделайте новую попытку, но не теряйте при этом главную цель.

3. Составляйте план действий

Намечайте вечером, какие дела должны быть сделаны завтра. Что касается долгосрочных дел, то надо также записывать, если к ним необходимо подготовиться.

4. Оценивайте себя объективно.

Охарактеризуйте себя сами, ответив на такие вопросы:
Достаточно ли я демонстрирую свои выгодные качества?
Знают ли о них другие?
Нужно задумываться над своими слабостями и учитывать их. Тот, кто лжет сам себе- никогда не добьётся  успеха.

5. Следите за своим временем.

Определите, в какое время дня вы работаете особенно продуктивно и творчески. Эти лучшие часы не растрачивайте впустую. Рутинные дела выполняйте только тогда, когда все равно становитесь  вялым, усталым. Проанализируйте, на что обычно  вы тратите время, старайтесь не транжирить его бесцельно.

6. Делайте дела безотлагательно.

Не откладывайте до бесконечности неприятные дела, старайтесь по быстрее с ними разделаться, иначе они будут вас тяготить. Начинайте сразу делать то, что кажется вам полезным.

7. Думайте о хорошем.

Общеизвестно, что из-за черных мыслей, постоянных забот и пессимизма качество жизни не улучшается.

8. Слушайте окружающих.

Учитесь тому, что знают другие. Прежде чем говорить, выслушайте других. Никогда не обрывайте говорящего.

9. Доверяйте своим чувствам.

Ум — еще не всё. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, высказывайте все, что вначале кажется невероятным.

III этап. «Прошлые успехи»

У каждого из вас есть за спиной уже какой-то прошлый опыт, прошлые успехи – это ваша личная сила! Его нужно использовать!  (Приложение №2)
(н-р: нач. школу окончил без «3»). Вспомним их. «Ресурсы достижения»

Это то, что вы лучше умеете делать, ваши интересы, склонности. То, что дает вам  ощущение радости, уверенности в себе, что окрыляет и наполняет вас энергией ( спорт, хобби, музыка, книги, упрямство, сила воли.)   

IV этап. «Лестница достижений»

Все мы стремимся к успеху, хотим быть успешными, но не всегда это у нас получается. Я сейчас открою вам очень важный секрет: наши мысли определяют особенности нашей личности. То, что мы думаем- определяет нашу судьбу. Поэтому мы должны выстраивать свои мысли и делать себе правильные внушения.
Направим наши мысли на наше будущее- и попробуем написать, каких же успехов вы сможете достичь через определенные промежутки времени.

И на этом же рисунке сделай пометочку, как ты докажешь другим, что достиг прогресса?
(Приложение №3)

V этап. «Социальная поддержка»

А сейчас мы устроим себе праздник. Представьте, что вы уже достигли всего, о чем мы сегодня писали. И у нас праздник «День успеха» (закройте глаза, помечтайте). Опишите свой идеальный день. Это может быть рисунок, а можно писать словами, что вы чувствуете? Кто Рядом с вами? Где вы находитесь?( в лесу, на берегу озера, в офисе, в квартире; какие вещи вас окружают: рояль, компьютер, чашка кофе …)

Релаксация: «Любите все свои «Я»» (Приложение №4 )

Я бы хотела, чтобы вы вернулись в то время, когда вы были младенцем. Пристально к себе  приглядитесь. Улыбнитесь малышу и,  открыв ему навстречу объятия, скажите: « Я – твоё будущее, и я пришёл, чтобы любить тебя». Обнимите его и поведите его с собой в настоящее время. А теперь оба встаньте перед зеркалом так, чтобы вы могли смотреть друг на друга с любовью.»
Шагните в то время, когда вы только научились ходить. Вы вставали и падали и снова вставали и падали. И вдруг – вы сделали первый шаг, затем ещё и ещё. Мы так гордились собой, Любите малыша.

Вы будущие первоклассники! Вам не хотелось оставлять свою маму. Вы храбро переступили порог, и начался новый этап вашей жизни. Вы всегда делали всё, что было в ваших силах, в любой жизненной ситуации. Любите малыша!
Теперь вам 10 лет. Вы помните, что происходило в это время. Оно, вероятно, было чудесным, а, может быть, вы боялись? Вы делали всё возможное, чтобы выжить. Любите этого ребёнка.

Вернитесь теперь в то время, когда вы были подростком. Возможно, оно было восхитительно волнующим, потому что вы наконец выросли. А возможно, и принесло вам много волнений другого толка: сверстники  учили вас тому, что можно делать, а что нельзя. Вы старались изо всех сил справиться с этой трудной задачей. И вы делали это как нельзя лучше. Любите подростка!
Теперь школьные годы остались  позади.  Вы знали больше, чем ваши родители. Вы были готовы начать жизнь так, как вы хотели. Вы были смелы и напуганы в одно и то же время. Любите себя в юности!

Теперь вспомните первый день вашей работы. Как вы гордились своей первой зарплатой! Вам хотелось всё делать хорошо. Так многому предстояло учиться. Вы делали для этого всё, что могли. Любите себя в то время.
Подумайте о другой вехе в вашей жизни. О женитьбе или замужестве. О вашем собственном ребёнке. О новом доме. Вероятно, это были прекрасные переживания?! Вы с ними справились. Любите себя за это.

Теперь « поставьте» перед собой все ваши многочисленные «Я» . Встаньте перед зеркалом так, чтобы вы могли смотреть на каждое из них, смотреть с любовью. А вот ещё одно ваше « Я» . Оно идет вам навстречу из будущего, протягивая руки и говорит: « Я здесь, чтобы любить тебя.» Да будет так!.

5. Рефлексия занятия:

— о чем сегодняшнее занятие заставило вас  призадуматься? Попытались ли вы глубже взглянуть внутрь себя?
— может кто-то понял истины этих дорог, изменил отношение к ним?
— что больше всего запомнилось?

В знак благодарности за приятные общения давайте встанем все в общий круг , возьмемся за руки и все вместе скажем: « Я буду успешным!»

Педагог-психолог

Савенкова Е.А.

nsportal.ru

Психологическая игра для старшеклассников «Бабочка»

Психологическая игра для обучающихся 10-11 классов «БАБОЧКА»

Цель: развитие способности понимать и принимать особенности другого человека, отличные от собственных.

Задачи:

обучение навыкам самопознания;

предоставление опыта межличностного взаимодействия в необычной ситуации игры;

развитие коммуникативных навыков, открытие новых форм сотрудничества друг с другом;

формирование умения понимать другого;

Необходимые материалы: ручки и по 2 листа формата А4 на каждого участника; цветные карандаши, фломастеры; музыка для релаксации.

Ход игры

Педагог-психолог и участники садятся в общий круг.

Приветствие

Педагог-психолог приветствует всех участников. Все присутствующие здороваются по кругу необычным способом.

Педагог-психолог: В школе мы все собираемся вмес­те, здесь нас ждут друзья, учителя. Каждый из вас — ин­тересная личность, достойная уважения, каждый вносит собственный вклад в наши отношения, в дела класса.

Передавая мяч друг другу, назовите свое имя, расскажите немного о себе, скажите о том, что каждый из вас любит делать и что у вас хоро­шо получается.

Составление правил группы

Педагог-психолог знакомит подростков с пра­вилами работы психотерапевтической группы, а именно: конфиденциальность, доверие, Я-высказывания, возможность сказать «нет», активность и пр.

Разминка

Педагог-психолог: продолжите пожалуйста, фразу «Если бы я был(а) насекомым, я был(а) бы…» (вре­мя на размышление — 2 минуты).

Теперь по кругу каждый из вас назовет то насекомое, которое он представил. Расскажите почему выбрали именно это насекомое.

Педагог-психолог: Возьмите лист бумаги и напишите в столбик 5 характеристик вашего насекомого, ответив на вопрос: «Какой(ая) я?»

Напротив каждой характеристики напишите проти­воположную ей (антоним). Рядом с каждой характери­стикой поставьте «+», если вам нравится эта черта, и «-», если нет.

Введение в сказку

Педагог-психолог: Сегодня вы познакомитесь со сказкой, ко­торая называется «Бабочка». Вы окажетесь на вол­шебной поляне и встретитесь там с разными насеко­мыми. У каждого из них свой характер и образ жизни, свои представления о «правильном» поведении. Но у всех есть что-то общее — то место, где они живут.

Итак, в путь.

Жила-была бабочка. Яркая и легкая.

Каждый день она летала над цветами, кружилась в прозрачном воздухе и радовалась жизни. С наступлени­ем темноты бабочка опускалась на землю, садилась под свою любимую травинку и засыпала. А с восходом солн­ца она снова пробуждалась к жизни и с радостью порхала в воздухе, перелетая от одного цветка к другому.

Однажды, опустившись на травинку, бабочка услы­шала:

— Вы только посмотрите на эту беззаботность! Только и знает что порхать! А трудиться кто будет?

Бабочка оглянулась и увидела жука-точильщика, недо­вольно смотрящего на нее.

Извините, это вы мне? — учтиво поинтересовалась Бабочка.

Вам, — буркнул Жук. — Мы тут кору точим в поте лица, а она летает и летает, порхает и порхает. Смотреть невозможно.

И он недовольно зашевелил своими усами.

Анализ характеристик

Педагог-психолог: Посмотрите на те два списка, которые вы составили, отвечая на вопрос «какая(ой) я»?

Первый список — особенности характера, наиболее присущие вам, а второй — те, которые есть как в вас, так и в других людях.

Может быть, сейчас вы их не проявляете в жизни, но очень отчетливо видите в других. И если рядом с какой-то характеристикой вы поставили «-», вполне вероятно, что с людьми, имеющими такие характери­стики, вы вступаете в явные конфликты или, не желая обострить отношения, переживаете конфликт внутри себя».

Продолжение сказки

Полет — моя жизнь, я наслаждаюсь им, — сказала Бабочка. — А еще я переношу на своих лапках пыльцу от одного цветка к другому и помогаю нашей поляне цве­сти. Хотите, будем вместе ее украшать?

Я? Переносить пыльцу? Что за вздор! — фыркнул Жук. — Я занят настоящим делом — челюсти развиваю. Посмотрите, какие они у меня сильные — любой прутик перекусить могу.

И точильщик активно задвигал челюстями.

А зачем перекусывать прутики? — поинтересова­лась Бабочка.

Ну, вообще-то я их не перекусываю, — уточнил Жук. — Я кору ем, потому что очень кушать люблю. А по­том толстею и добрею.

А я красоту люблю, — сказала Бабочка, — вот и по­могаю нашей поляне цвести.

Игра «Межгрупповая встреча»

Педагог-психолог: В нашей сказке встретились два разных харак­тера, два разных мира. У каждого свои интересы. А ведь часто так бывает и в жизни.

Сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы. В одной будут те из вас, кто в начале занятия срав­нил себя с насекомыми, близкими к бабочкам, то есть, бабочки, стрекозы и др. Во второй — жуки, божьи ко­ровки и др.

(Группа делится на две подгруппы.)

Сейчас я предлагаю вам сосредоточиться на особен­ностях своих насекомых — тех, которые отличают вас от другой подгруппы насекомых, и прошу выполнить сле­дующие задачи:

Дать характеристику своим насекомым, отметив, что для них характерно и что вас объединяет.

Описать представление о вашей группе, которое, по вашему мнению, сложилось у другой подгруппы.

Описать представление, которое, по вашему мне­нию, сложилось у членов другой подгруппы о самих себе: как они видят свою группу, что думают о себе.

    Составьте три различных списка и постарайтесь написать их таким языком, чтобы с вашими записями смогли работать другие. Через 20 минут я пере­дам каждой группе три составленных другой группой списка, и у вас будет возможность познакомиться с точкой зрения ее участников.

    В течение 15-20 минут обе группы работают отдельно, а затем ведущий передает их списки друг другу.

    А теперь познакомьтесь с точкой зрения другой груп­пы и постарайтесь понять, в чем ваше представление о ней оказалось не вполне верным. Какая информация ока­залась для вас совершенно новой? Как вы можете объяс­нить обнаруженные несовпадения? В чем ошибались вы сами, а в чем — другие? У вас есть 10 минут.

    Педагог-психолог: Возвращайтесь на свои места. Давайте обменяемся впе­чатлениями.

    Продолжение сказки

    Итак, бабочка сказала, что любит красоту и помогает поляне цвести. На что жук ответил:

    Ну, уж не знаю, что там у вас получается, но это вечное порхание туда-сюда — несерьезно, баловство какое-то.

    А давайте полетим вместе, — предложила Бабоч­ка. — В полете и поговорим.

    И она закружилась над солнечной поляной. Жук расправил крылья и взлетел вслед за ней.

    Игра «Отражение»

    Педагог-психолог предлагает участникам разбиться на пары (желательно, чтобы один был из команды «Бабочки», а второй из команды «Жуки») и встать друг перед другом на расстоянии вытянутой руки. Они протягивают руки на высоте груди, ладони находятся на расстоянии 2-3 см от ладоней партнера. Для этого упражнения важно, чтобы ладони не соприкасались.

    Сначала более высокий игрок становится ведущим и начинает медленно двигать обеими руками, при этом руки партнера должны следовать за этими движениями настолько синхронно, как будто они — отражение. На выполнение задания отводится 2 минуты.

    Затем ведущим становится второй участник и выпол­няет то же упражнение, стараясь действовать так, чтобы партнер мог точно следовать за его движениями (2 ми­нуты).

    На следующем этапе инициатива в движении рук долж­на поочередно переходить от одного партнера к другому. В этом раунде особенно полезно установить зрительный контакт и действовать осторожно и медленно. На выпол­нение задания отводится 2 минуты.

    В течение следующих 5 минут игроки обмениваются впечатлениями о совместной работе (обсуждают, на­сколько успешно им удавалось взаимодействовать).

    Игра «Рисунок поляны»

    Педагог-психолог: Вот так Жук полетал и, посмотрев на поля­ну с высоты, с удивлением заметил множество ярких и красивых цветов. Я предлагаю сейчас каждой паре взять один лист бумаги на двоих и молча, не общаясь друг с другом, создать общий рисунок поляны. Вы можете най­ти на ней место для своего насекомого и изобразить его, а также то, что ваш герой видит на этой поляне.

    Педагог-психолог включает спокойную музыку, и участники рисуют свои поляны (10 минут).

    Я вижу, ваши рисунки готовы. Прошу вас поставить их так, чтобы они были хорошо видны другим. Посмо­трите, какие разные у вас поляны.

    А сейчас снова вернитесь к своей паре и обсудите друг с другом следующие вопросы:

    Комфортно ли вам было рисовать друг с другом? Почему?

    Есть ли у вашего рисунка общий сюжет?

    Можно ли сказать, что вы нарисовали одну поляну, или при взгляде на рисунок создается впечатление, что это две разные поляны?

    —Что вы можете добавить в свой рисунок, чтобы было видно, что у вас одна поляна?

    Педагог-психолог: Спасибо за замечательные рисунки, за активное обсуждение. Продолжим сказку

    Окончание сказки

    Впервые Жук посмотрел на поляну с высоты и с удив­лением заметил множество ярких и нежных цветов.

    — Сядем на колокольчик, — предложила Бабочка и изящно устроилась в самом центре цветка.

    Жук с восторгом опустился рядом с ней, но тонкий сте­белек колокольчика неожиданно наклонился и точильщик с шумом упал на землю.

    — Не тот вес, — сказал он и, посмотрев на бабочку, до­бавил: — Извини, порхающее создание. Я понял — ты со­здана для своей жизни, так же как я — для своей. Спасибо.

    Жук расправил крылья и полетел к знакомому дереву снова точить кусочек коры.

    Но с тех пор он все чаще отрывался от своего любимо­го занятия и смотрел в высокое голубое небо. И кто знает, о чем при этом думал этот сильный и большой Жук?

    Игра «Подарок»

    Педагог-психолог: Сейчас вы можете сделать друг другу по­дарки. Каждый по очереди средствами пантомимы изо­бражает какой-нибудь предмет и передает его своему соседу справа (цветок, мороженое, игрушку мягкую или эмоции и т.п.)

    Обсуждение игры

    Участники занятия обсуждают игру, делятся своими впечатлениями: что особенно понравилось и запомни­лось, чего им не хватило. Говорят, какой вывод для себя они сделали.

    Завершение занятия.

    Педагог-психолог: спасибо большое за продуктивную работу.

     

    Занятие составлено по материалам журнала «Школьный психолог»

     

    xn--j1ahfl.xn--p1ai