Уровень притязаний это в психологии: Уровень притязаний — Психологос

Уровень притязаний личности — что это такое в психологии

Содержание

  1. Как формируется уровень притязаний
  2. 3 уровня притязаний
  3. Заниженный уровень притязаний
  4. Адекватный уровень притязаний
  5. Завышенный уровень притязаний
  6. Влияние воспитания на уровень притязаний
  7. Как формируется заниженный уровень притязаний
  8. Как формируется адекватный уровень притязаний
  9. Как формируется завышенный уровень притязаний
  10. На что влияет уровень притязаний
  11. Примеры из жизни
  12. Можно ли изменить уровень притязаний

Уровень притязаний личности – это оценка человеком себя, своих способностей и понимание того, на что он может рассчитывать в жизни. Говоря простыми словами – это его амбициозность. С точки зрения психологии, чтобы достигнуть поставленной цели, необходима сила воли, мотивация, адекватная самооценка и умение распределять свои ресурсы. Но успех в достижении этих целей, будь то собственный бизнес или брак, будет напрямую зависеть от уровня притязаний личности. Именно он определяет, какие задачи будет выбирать человек, сможет ли их достичь, самореализоваться.

Как формируется уровень притязаний

Всё, что вы считаете достойным себя, включая собственный дом, семью, должность, заработную плату, уважение, награды, – это личные притязания. Они напрямую влияют на то, какую степень трудностей выбирает для себя человек, веря, что он их преодолеет. Ведь чем сложнее задача, тем значительнее результат.

Уровень притязаний зависит от таких факторов, как:

  • предыдущий опыт – это то, насколько в прошлом вы успешно справлялись с аналогичными задачами;
  • оценка актуальных возможностей – насколько правильно вы можете воспринимать свои знания, умения, навыки, связи, финансовые и психологические ресурсы;
  • постановка задачи – какие цели выбирает человек: легкие, трудные или недостижимые вообще, они и определяют уровень притязаний;
  • успешность преодоления трудностей – тот результат, к которому вы пришли, то есть достигли вы своей цели или нет.

С точки зрения психологии, если человек поставил перед собой цель, добился того результата, на который рассчитывал, он берется за более трудную работу. Если потерпел поражение – за более легкую. То есть от его предыдущей победы будет зависеть уровень притязаний, амбиции, то, на что он теперь готов претендовать.

Но более важно, как личность воспринимает свой успех или свою неудачу. Один, попытавшись устроиться на престижную должность и потерпев поражение, утверждается в мысли «без связей никуда», бросает всё и довольствуется мелкими подработками. Другой в аналогичной ситуации анализирует свои сильные и слабые стороны, восполняет пробел в знаниях, опыте или квалификации и повторяет попытку снова.

В психологии уровень притязаний рассматривается в двух формах:

  • общий – он относится к жизни в целом, это то, на что человек претендует как личность;
  • частный – касается определенных сфер жизни (карьеры, семьи, внешности, социального статуса и т. д.).

Например, в целом человек может быть не очень амбициозным. У него скромный дом, обычная семья, он довольствуется отдыхом на даче. Но он воспринимает себя как шахматиста высокого уровня, ездит по турнирам, общается с лучшими игроками. Его амбиции в определенной сфере намного выше общих.

3 уровня притязаний

Курт Левин, исследуя то, как человек соотносит свои способности с целями и желаниями, какие трудности он готов ради этого преодолевать, выделяет несколько уровней притязаний. Каждый из них имеет свои характерные особенности и последствия для личности.

Заниженный уровень притязаний

У такого человека амбиции меньше, чем реальные возможности. То есть при своих навыках, ресурсах, опыте и знаниях, он претендует на меньшие достижения.

Для него характерны:

  • постоянная тревожность – он всё время предполагает, что случится что-то плохое;
  • ошибочные прогнозы при оценке своего результата – ему кажется, что он сделал хуже, чем есть на самом деле;
  • заниженная самооценка – он не уверен в себе и своих силах, часто сомневается, ему трудно принимать решения, что негативно влияет на его уровень притязаний;
  • зацикленность на ошибках – он их не забывает, прокручивает в голове, воспринимая как катастрофу;
  • неумение проигрывать – любые неудачи влияют на самоуверенность, он готов всё бросить, чувство провала вызывает сильные переживания;
  • излишняя склонность к самокритике – к себе он предъявляет завышенные требования;
  • обесценивание своих побед – даже достижение результата он преуменьшает либо не признает значимости своего вклада.

Главная проблема, с которой сталкивается такой человек, – он ставит слишком легкие цели, хотя в действительности способен на большее. Он предпочитает «быть как все», «не выделяться». Его поведением движет мотив избегания неудачи.

Адекватный уровень притязаний

Такой человек реалистично оценивает свои сильные качества и слабости. Он знает, на что он действительно может претендовать в данный момент, а какие цели сейчас недостижимы настолько, что нет смысла к ним стремиться.

Адекватный уровень притязаний меняется в зависимости от конкретных достижений человека. Например, последние 5 лет он мечтает стать гендиректором крупной компании. Когда он окончил институт, он не претендовал на эту должность, а устроился менеджером. Получил опыт, обрел связи.

Год назад, понимая, что он хорошо себя зарекомендовал, реализовал несколько амбициозных проектов, он подал заявление на должность начальника отдела. Уровень притязаний повысился, но всё еще остался адекватным. Через несколько лет он сделает следующий шаг. А если завтра допустит ошибку, из-за которой сорвет работу, а потом еще окажется в конфликтных отношениях с советом директоров, он, наоборот, снизит свои ожидания.

Завышенный уровень притязаний

Человек ставит цели, достичь которые на сегодняшний день объективно не способен. Его поведение характеризуется тем, что он:

  • не может правильно прогнозировать последствия – всегда предполагает, что получит желаемое, несмотря на отсутствие реальных возможностей для этого;
  • отказывается признавать свои ошибки и не снижает уровень притязаний после неудач;
  • бросает работу, как только сталкивается с серьезными трудностями;
  • обесценивает важность цели, если не смог ее достичь;
  • обладает слишком высокой самооценкой;
  • предъявляет неадекватные требования к окружающим;
  • находит причины своих неудач во внешних обстоятельствах, но не в себе.

Порой за завышенным уровнем притязаний стоит не только воспитание, но и подсознательный страх удачи. Например, человек не хочет работать, а предпочитает финансово зависеть от родителей. Но обладая завышенной самооценкой, он не готов это признать, потому что это нарушает представления о себе. Поэтому он, не имея опыта и нужного образования, претендует на управляющую должность с зарплатой 200 тысяч. Понимая, что никогда ее не получит, он снимает с себя ответственность за недостижение этой цели, тем самым позволяя себе не предпринимать каких-либо действий.

Влияние воспитания на уровень притязаний

В целом за амбициозностью человека стоит его самооценка. Она складывается под влиянием значимых взрослых, которые окружали ребенка и качеством их общения. Именно это определяет, какими будут его притязания и насколько в будущем этот ребенок сможет добиться успеха и реализоваться как личность.

Как формируется заниженный уровень притязаний

Если ребенка постоянно сравнивали с другими детьми, причем не в его пользу, осуждали, ругали, возлагали завышенные ожидания, требовали решения невыполнимых задач, у него появляется заниженная самооценка. Постоянная критика со стороны родителей, высказывание ими своего недовольства вызывают нежелание проявлять инициативу и пробовать что-то новое, формируют страх допустить ошибку, получить плохую оценку.

Также на заниженный уровень притязаний влияют установки: «ты ничего не добьешься», «кому ты такой нужен», «не будь белой вороной», «не позорь меня».

Вырастая, человек может испытывать синдром самозванца или гадкого утенка, ему всё время кажется, что он не заслужил то, что имеет. Ему трудно адаптироваться к новым обстоятельствам и быстро реагировать на них. Его самооценка зависит от мнения окружающих, и он убежден, что не достоин больше того, что уже имеет.

Как формируется адекватный уровень притязаний

Родители должны оказывать поддержку, поощрять интерес к чему-либо, хвалить за инициативу, давать адекватную обратную связь. Если ребенок хочет сделать что-то новое, важно донести до него родительскую установку: «попробуй, у тебя всё получится». Они верят в ребенка, говоря, что в следующий раз у него обязательно выйдет. Но даже если он потерпит поражение, они всё равно его любят.

В то же время взрослые учат справляться с неудачами, на своем примере показывая, что любая ошибка или проигрыш – это не трагедия, а просто часть жизни, благодаря которой приобретается опыт, появляются новые навыки. Так формируется адекватный его способностям уровень притязаний.

При таком воспитании малыш получает поддержку, но в то же время и конструктивную критику, он учится анализировать себя, свои поступки и решения. Родители поощряют его самостоятельность и инициативность.

Как формируется завышенный уровень притязаний

Обычно он присущ избалованным вниманием детям. Члены семьи воспринимают такого мальчика или девочку как настоящее сокровище, потакают его капризам, заваливают подарками, не дают адекватной обратной связи его поступкам, а только восхваляют.

Они говорят, что он достоин лучшего, более того, что он сам лучше всех. В конфликтных ситуациях они всегда оправдывают своего ребенка, при этом обвиняя других ребят, учителей.

Часто завышенный уровень притязаний формируется у детей из богатых и влиятельных семей. При любой проблеме или ситуации, когда окружающие не удовлетворяют их желания, они грозят тем, что позвонят родителям. Так, молодой человек, которого не приняли на работу, предупреждает, что стоит ему позвонить папе, и у всех начнутся проблемы. Он не разделяет свои личные способности и отцовское влияние, потому что до этого родители действительно решали все его проблемы.

Обычно, сталкиваясь с неразрешенной проблемой, такие люди раз за разом переживают аффект неадекватности – острые негативные эмоции, связанные с собственной неудачей. Они начинают либо отрицать сам факт провала в своей деятельности, либо снимать с себя какую-либо ответственность за это.

Также на уровень притязаний ребенка влияет уровень родителей. Они могут быть неуверенными, закомплексованными, убежденными, что нужно жить скромно. А могут быть требовательными, агрессивными, обвиняющими других во всех своих бедах, не признающими своей неправоты.

На что влияет уровень притязаний

В значительной степени он определяет, как человек воспринимает себя, насколько уверен, целеустремлен, настойчив. Проще говоря, уровень притязаний напрямую отражает, какая у личности самооценка. Через свои амбиции и способность преодолевать трудности формируется Я-концепция, то есть его самосознание.

Уровень притязаний определяет:

  • способность человека адекватно воспринимать себя;
  • умение справляться с проблемами, переживать неудачу и продолжать двигаться к своей цели;
  • уверенность в себе и своих силах;
  • самоощущение и независимость от чужого мнения;
  • умение грамотно оценивать себя и свои реальные возможности;
  • успешность в реализации целей.

Неудачи, несостоятельность, обиды на других, непродуктивные установки – всё это мешает самореализации. Но больше всего на это влияют реальные достижения человека. А они зависят именно от того, насколько цели соответствуют способностями.

Примеры из жизни

Допустим, человек с адекватным уровнем притязаний решил стать предпринимателем. У него уже есть опыт в качестве руководителя среднего звена, он знает свои сильные стороны: умение находить общий язык с коллегами, устанавливать партнерские связи, знания в области финансов и налогов.

В то же время он, несмотря на амбициозность, понимает и свои слабые стороны, например отсутствие опыта в качестве руководителя фирмы, нехватку лидерских качеств.

Прежде чем искать инвесторов, он решает сначала восполнить этот пробел и проходит обучение в школе практической психологии «Центр ИнтерАктив» на курсе «Сильный руководитель», входит в круг других предпринимателей, получает необходимые навыки.

Что на его месте сделает человек с завышенным уровнем притязаний? Мужчина, который никогда не зарабатывал самостоятельно, берет кредит и начинает свой бизнес. Он уверен, что у него получится всё «как в кино», он сразу получит прибыль. Обычно это приводит к стремительному банкротству. И не потому, что он не способен стать предпринимателем, просто он не может реально оценить, какие трудности в его силах преодолеть.

Или девушка, не обладая выдающимися внешними данными, высоким интеллектом, хорошим воспитанием, готова встречаться только с миллионером с прекрасной фигурой и безупречным вкусом.

Люди с неадекватным уровнем притязаний терпят поражение, потому что изначально ставят нереалистичные цели, которых не могут добиться с теми ресурсами, которыми обладают. Но признать этого они не хотят, а продолжают раз за разом совершать одну и ту же ошибку.

Другой пример – мальчик, который блестяще решает задачи по математике и всегда получает одни пятерки, может отказаться от участия в олимпиаде, потому что у него заниженный уровень притязаний. Как и у мужчины, который годами разрабатывает гениальные бизнес-планы, не хватает смелости и решительности основать свою компанию.

Или девушка, благодаря которой ее компания-работодатель вышла на международный уровень, боится попросить повышения в должности или увеличения зарплаты, несмотря на то что ее фактический вклад позволяет ей это.

Людям с низким уровнем притязаний мешают страхи, неуверенность, непродуктивные установки, которые они «унаследовали» от родителей, а также боязнь рискнуть и проиграть. В результате они не могут полностью реализовать свой потенциал и живут с ощущением общей неудовлетворенности.

Можно ли изменить уровень притязаний

Неадекватная амбициозность или ее отсутствие приводят к тому, что человек постоянно терпит поражение, он недоволен жизнью и не видит возможности для самореализации. Если вы заметили, что у вас завышенный либо заниженный уровень притязаний, важно скорректировать его до адекватного.

Для этого необходимо:

  • работать над самооценкой;
  • проанализировать свои прошлые достижения, научиться объективно их оценивать;
  • приобрести навык правильно ставить цели, отталкиваясь не только от своих желаний, но и от возможностей;
  • расширить свои нынешние ресурсы, использовать их.

Несмотря на то что уровень притязаний формируется еще в детстве, то, как вы живете сейчас, тоже оказывает на него серьезное влияние.

Человек с заниженным уровнем, раз за разом получая признание со стороны окружающих, может научиться адекватно себя оценивать. Но для этого ему нужно преодолеть свою зажатость, психологические блоки и страхи, найти силы для того, чтобы действовать. При завышенном уровне необходимо учиться расставлять приоритеты, находить новые ресурсы.

С точки зрения психологии, уровень притязаний личности показывает, насколько она будет успешна и реализована в жизни. Если вы хотите проверить адекватность своих амбиций, проработать их и качественно повлиять на свою самооценку, приглашаем вас на обучение в школу профессионально-практической психологии «Центр ИнтерАктив». Благодаря этому вы не только начнете понимать себя и правильно ставить цели, но и научитесь определять амбициозность других людей. Вы сможете понимать, добьются ли они желаемого, на что они претендуют и почему терпят поражение.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SELF-ESTEEM AND LEVEL OF TEENAGERS’ ASSERTION

Прохорова Н.В.

ORCID: 0000-0003-3639-8842, Студент, Национальный исследовательский университет, Высшая школа экономики

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования психологических особенностей самооценки и уровня притязаний в период ранней юности и их содержательная интерпретация. Представлена возрастная специфика динамических особенностей проявлений самооценки и уровня притязаний подростков. Анализируются особенности соотношения самооценки и уровня притязаний юношей и девушек, продемонстрированы тенденции взаимосвязей и различий проявления самооценки и уровня притязаний подростков на нижнем и верхнем пределах возраста.

Ключевые слова: самосознание, образ-Я, самооценка, уровень притязаний, аффект неадекватности, ранняя юность.

Prokhorova N.V.

ORCID: 0000-0003-3639-8842, Student, National Research University “Higher School of Economics”

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SELF-ESTEEM AND LEVEL OF TEENAGERS’ ASSERTION

Abstract

The article presents the analysis of the results of an empirical study of the psychological features of self-esteem and the level of assertion in early adolescence and their meaningful interpretation. It presents the age specificity of the dynamic features of self-esteem manifestation and the level of assertion of teenagers. The main features of self-esteem ratio and the level of assertion of boys and girls are analysed, the tendencies of interrelations and differences in the manifestation of self-esteem and the level of assertion of teenagers on the lower and upper age limits are demonstrated.

Keywords: self-awareness, self-image, self-esteem, level of assertion, affect of inadequacy, early adolescence.

Cоциально-экономические и политические изменения, усложнение условий труда и жизни требуют усилий творческой активности личности, возрастание требований к себе и своей деятельности. Очень важным для формирования всесторонне развитой личности, является развитие самосознания, определение собственного «Я», своих личностных особенностей для правильной организации взаимоотношений с окружающими людьми. Решение этих аспектов привлекает внимание к таким фундаментальным образованиям личности как самооценка и уровень притязаний.

Уже классическими стали тезисы, подтвержденные в отечественной и зарубежной психологии о том, что важным этапом становления самооценки и уровня притязаний является период ранней юности [7, С.

12], когда принимаются ответственные решения, которые определяют всю будущую жизнь человека: формирование мировоззрения и убеждений, поиск смысла жизни, профессиональное и личностное самоопределение. Самооценка и уровень притязаний юношей и девушек занимают ведущее место в процессе социализации личности, поиска своего места в будущей самостоятельной жизни. Однако, в условиях ослабления роли ответственности государственных институтов в определении ориентиров профессионального и личностного направления подрастающего поколения, возможно усиление несогласованности и противоречивости уровня притязаний и самооценки учащихся старших классов школы.

Все вышеприведенное позволяет констатировать социальную значимость и необходимость системных психологических исследований самооценки и уровня притязаний современных подростков, что и обусловило выбор темы статьи.

Необходимость дальнейшего изучения взаимоотношений между самооценкой и уровнем притязаний обусловлена не только их сложностью, влиянием (специфика этих взаимоотношений оказывает влияние на развитие личности, самосознания, процессов саморегуляции поведения и деятельности), но и тем, что в русле современных научных взглядов углубление представлений о развитии и функционировании самооценки и уровня притязаний предполагает движение в направлении динамического и структурного объединения в единое целое, в динамическую систему [9, С.

22].

Цель статьи заключается в обобщении данных эмпирического исследования возрастной специфики самооценки и уровня притязаний подростков. Достижение этой цели происходило путем решения ряда задач: выявление динамических особенностей становления самооценки и уровня притязаний личности в период ранней юности; установление характера связи между самооценкой подростков и их уровнем притязаний.

Для выяснения возрастной динамики становления самооценки и уровня притязаний в ранней юности было проведено эмпирическое исследование среди подростков. В диагностический комплекс вошли валидные, стандартизированные инструменты: «Шкала самооценки и уровня притязаний Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн (модификация Г.М. Прихожан), методика количественного измерения самооценки (С.А. Будасси), «Моторная проба» Шварцландера. Выборку составили 97 учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы (возраст 15-17 лет, пол – 47 юношей и 50 девушек).

Нижняя граница анализируемого возрастного периода (10-ый класс): реалистичная (адекватная) самооценка – 52% исследуемых (соответственно – средняя самооценка – 30% и высокая – 22%), завышенная самооценка (очень высокая) – 37%, заниженная (низкая) самооценка – 11%. Верхняя граница возраста (11-ый класс) – реалистичная (адекватная) самооценка – 73% исследуемых (соответственно – средняя самооценка – 40% и высокая – 33%), завышенная самооценка (очень высокая) – 21%, заниженная (низкая) самооценка – 6%. Как видим, в 11 классе более отчетливой становится тенденция к росту адекватности самооценки, снижается полюсность ее представленности.

Подтверждение этой тенденции получает свое отражение и в результатах исследования, полученных с помощью методики количественного измерения самооценки (С.А. Будасси): 10-ый класс: адекватная самооценка – у 35% респондентов, тенденция к завышению самооценки – 28%, завышенная самооценка – 30%, заниженная самооценка – 7%. Половина 11-классников демонстрирует адекватную самооценку, у 30% юношей зафиксирована тенденция к завышению, а в 17% завышенной самооценки, заниженная самооценка зафиксирована лишь у 3% опрошенных.

По методике Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн в модификации Г.М. Прихожан были выявлены следующие показатели: нижняя граница раннего юношеского возраста (10-ый класс) – реалистичный уровень притязаний – 59% исследуемых (соответственно – средний уровень – 38% высокий – 21%), завышенный уровень притязаний (очень высокий) – 28%, заниженный (низкий) уровень – 13%; верхняя граница возраста (11-ый класс) – реалистичный (адекватный) уровень притязаний – 79% исследуемых (соответственно – средний уровень – 39% и высокий – 40%), завышенный уровень притязаний (очень высокий) – 18%, заниженный (низкий) уровень – 3%.

Анализ приведенных выше результатов исследования позволяет констатировать, что большинство учащихся и 10-ого и 11-ого классов демонстрируют реалистичный (адекватный) уровень притязаний, свидетельствующий об оптимальном представлении о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития, однако на верхней границе возраста этих исследуемых на 20% больше, чем в 10-ом классе.

В 11-ом классе на 10% уменьшилось количество лиц с завышенным (очень высоким) уровнем притязаний, которые характеризуются нереалистичным, некритичным отношением к собственным возможностям. Уменьшается также количество юношей и девушек (на 10%), которые имеют заниженный (низкий) уровень притязаний, то есть недооценивают свои возможности и способности, не доверяют себе, не уверены в своих силах, что является индикатором неблагоприятного развития личности.

Сравнительный анализ диагностических показателей уровня притязаний подростков на нижний и верхний пределы возраста по методике Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн в модификации Г.М. Прихожан обнаружил постепенное уменьшение с возрастом числа школьников с завышенным уровнем притязаний и увеличение количества учащихся с адекватным уровнем притязаний. Такие возрастные закономерности развития уровня притязаний можно объяснить тем, что проблема становления субъекта саморазвития становится именно в юношеском возрасте, когда решаются важнейшие задачи личностного развития: построение и интеграция целостного образа Я, достижение самоидентичности, личностное, социальное и профессиональное самоопределение. За логикой и закономерностями становления личности, юноши и девушки в начале взрослой жизни должны определить свои ценности, жизненные намерения и взять ответственность за их реализацию [2, С. 99].

Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования уровня притязаний подростков на основе самоописний (субъективного оценивания) (методика Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн в модификации Г.М. Прихожан) и в процессе выполнения деятельности на основе успешности-неуспешности («Моторная проба» Шварцландера) выявил существенные различия диагностируемых показателей.

Самые существенные различия диагностических показателей уровня притязаний подростков на основе самоописаний и в процессе выполнения деятельности выявлено в 10-м классе. Для доказательства статистической разницы между этими показателями был использован t-критерий Стьюдента. Выявлена статистическая разница показателей на уровне p<0,01 именно для нижней границы раннего юношеского возраста (10-ого класса). Для верхней границы данного возрастного периода (11-ого класса) статистически достоверной разницы между диагностическими показателями уровня притязаний подростков на основе самоописания и в процессе выполнения деятельности не было выявлено.

Полученные результаты проведенного исследования можно объяснить тем, что в начале периода ранней юности у школьников еще недостаточно развиты рефлексивные способности и способность к адекватной оценке структуры собственной деятельности. Десятиклассники склонны демонстрировать стремление к сложным высоким целям, однако они еще не способны последовательно реализовать это стремление в своем поведении.

В процессе личностного и профессионального самоопределения у юношей и девушек постепенно развивается способность к рефлексии и становится более адекватной оценка структуры собственной деятельности на верхней границе возраста (11-ый класс).

С целью установления характера взаимосвязи уровня самооценки старшеклассников и их уровня притязаний по методике Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн в модификации Г.М. Прихожан был проведен корреляционный анализ. Это позволило установить существование тесной статистически значимой связи между самооценкой юношей и девушек и их уровнем притязаний. Это дает основания прийти к выводу, что между самооценкой личности и уровнем притязаний существует тесная функциональная связь. В работах, посвященных изучению взаимодействия самооценки и уровня притязаний, подчеркивается, что от их характера во многом зависит личностное развитие, способность личности к саморегуляции поведения и деятельности.

В разработке и апробации программы такой коррекционно-развивающей работы и анализе динамики уровней самооценки и уровня притязаний старшеклассников после ее реализации видятся перспективы дальнейших исследований этой проблемы [6, С. 6].

Сравнительный анализ результатов исследования нижней и верхней границ раннего юношеского возраста дает основания утверждать, что в процессе взросления самооценка юношей и девушек становится более адекватной и дифференцированной. Исследование динамических особенностей уровня притязаний подростков выявило постепенное уменьшение с возрастом числа школьников с завышенным уровнем притязаний и увеличение количества учащихся с адекватным уровнем притязаний.

Корреляционный анализ полученных результатов эмпирического исследования убедительно доказал существование тесной статистически значимой связи между самооценкой юношей и девушек и их уровнем притязаний, что подтверждает их функциональную связь.

Преобладание у определенной части подростков неадекватной самооценки и уровня притязаний обусловливают необходимость проведения специальной коррекционно-развивающей работы, которая базируется на взаимосвязи самооценки, уровня притязаний и готовности подростка к личностному и профессиональному самоопределению с целью активизации механизмов саморазвития растущей личности.

Список литературы / References

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности // Журнал практического психолога. – 2008. – №5. – С. 44-65.
  2. Бороздина Л. В. Что такое самооценка? / Л. В. Бороздина // Психологический журнал. – 1999. – Т. 13. – №4. – С. 99-101.
  3. Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: автореф. дис. … д-ра психол. наук / Л.В. Бороздина. – М., 1999
  4. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки / А.В. Захарова // Вопросы психологии. – 1989. – №1. – С. 5-15.
  5. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. – 1991. – №2. – С. 15-34.
  6. Кокоренко В.Л. Факторы лечебной среды в образовательном пространстве для детей с нарушениями психического развития / В.Л. Кокоренко // Медицинская психология в России. – 2014. – № 1 (24). – С. 6.
  7. Кон И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон // Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1989. – С. 175.
  8. Кулаков Г. С. Особенности становления самооценки и уровня притязаний старшеклассников как психологических детерминант их профессионального самоопределения: автореф. дис. … канд. психол. наук: спец. 19.00.07 «Педагогическая и возрастная психология» / Г. С. Кулаков. – Киев, Нац. мед. ун-тет. М.П. Драгоманова, 2013. – С. 20.
  9. Медникова Г. И. Самооценка и уровень притязаний личности как динамическая система / Г. И. Медникова // Общая психология, история психологии . – 2002. – С. 22.
  10. Молчанова О.Н. Проблемы самооценки индивидуальной личности / О.Н. Молчанова // Мир психологии. – 2011. – №1. – С. 82-95.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Bozhovich L.I. Problemy formirovanija lichnosti [Problems of identity formation] // Zhurnal prakticheskogo psihologa [Journal of the practical psychologist]. – 2008. – №5. – P. 44-65. [in Russian]
  2. Borozdina L. V. Chto takoe samoocenka? [What is self-esteem?] / L. V. Borozdina // Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal]. – 1999. – T. 13. – №4. – P. 99-101. [in Russian]
  3. Borozdina L.V. Teoretiko-jeksperimental’noe issledovanie samoocenki [Theoretical and experimental study of self-assessment]: The author’s abstract of dis. … of PhD in psychological sciences / L.V. Borozdina. – M., 1999. [in Russian]
  4. Zaharova A.V. Strukturno-dinamicheskaja model’ samoocenki [Structural-dynamic model of self-esteem] / A.V. Zaharova // Voprosy psihologii [Questions of psychology]. – 1989. – №1. – P. 5-15. [in Russian]
  5. Zinchenko V.P. Miry soznanija i struktura soznanija [The worlds of consciousness and structure of consciousness] / V.P. Zinchenko // Voprosy psihologii [Questions of psychology]. – 1991. – №2. – P. 15-34. [in Russian]
  6. Kokorenko V.L. Faktory lechebnoj sredy v obrazovatel’nom prostranstve dlja detej s narushenijami psihicheskogo razvitija [Factors healing environment in the educational space for children with disorders of mental development] / V. L. Kokorenko // Medicinskaja psihologija v Rossii [Medical psychology in Russia]. – 2014. – № 1 (24). – P. 6. [in Russian]
  7. Kon I. S. Psihologija junosheskogo vozrasta [The psychology of adolescence] / I. S. Kon // Problemy formirovanija lichnosti [problems of formation of personality]. – M.: Prosveshhenie, 1989. – P. 175. [in Russian]
  8. Kulakov G. S. Osobennosti stanovlenija samoocenki i urovnja pritjazanij starsheklassnikov kak psihologicheskih determinant ih professional’nogo samoopredelenija [Features of formation of self-esteem and level of aspiration of high school students as psychological determinants of professional self-determination]: The author’s abstract of dis. … of PhD in psychological sciences: spec. 19.00.07 «Educational and developmental psychology» / G. S. Kulakov. – Kiev, Nac. med. un-tet. M.P. Dragomanova, 2013. – P. 20. [in Russian]
  9. Mednikova G. I. Samoocenka i uroven’ pritjazanij lichnosti kak dinamicheskaja sistema [Self-esteem and level of claims personality as a dynamic system] / G. I. Mednikova // Obshhaja psihologija, istorija psihologii [General psychology, history of psychology]. –2002. – P. 22. [in Russian]
  10. Molchanova O.N. Problemy samoocenki individual’noj lichnosti [Problems of the self of the individual personality] / O.N. Molchanova // Mir psihologii [The world of psychology]. – 2011. – №1. – P. 82-95. [in Russian]

Глава 3 Три утверждения, четыре обоснования: инструменты опроса потребителей исследовательских карточек Джеффри Дрисколла

Какие три утверждения??

  1. частота
  2. связь
  3. причинность

Что делают претензии?

  • сделать заявление о переменной или об отношениях между переменными
  • аргумент, который кто-то пытается сделать

Что такое переменная?

  • то, что варьируется, должно иметь не менее двух уровней (значений)
  • *основной блок психологических исследований (DV)

Что такое постоянная переменная?

  • то, что потенциально может варьироваться, но имеет только один уровень в рассматриваемом исследовании (IV)

Что такое регулируемая переменная?

  • мы контролируем его уровни, назначая участников на различные уровни переменной
    , например: P1 получает 20 мг, P2 40 мг и т. д.

Измеряемая величина?

  • исследователи записывают наблюдение, утверждение или значение
    пример: IQ, АД, рост
    также абстрактные переменные, такие как депрессия

Какими двумя способами можно описать переменные?

  1. Концептуальное определение

2. Рабочее определение

Что такое концептуальное определение переменной?

  • когда исследователи обсуждают теорию или журналисты пишут об исследованиях….(абстрактные концепции)

Что такое рабочее определение переменной?

  • когда интересующая концепция превращается не в измеряемую переменную или переменную, которой манипулируют… необходима для проверки гипотез с помощью эмпирических исследований

Приведите пример определения обеих переменных.

  1. концептуальное определение: прибавка в весе

2. рабочее определение: ВЗВЕШИВАЙТЕ ИХ

Каким образом переменные обычно обозначаются как определения?

  • концептуально
  • чтобы узнать операциональную переменную посмотрите, как они были измерены!
    ex Как они измерили «Х».

Опишите, что такое заявка на частоту!

  • описать скорость или уровень чего-либо
    пример: более 2 миллионов американских подростков в депрессии
  • два миллиона = частота/количество
  • они заявляют, насколько часто встречается что-то
  • утверждения, в которых упоминается % переменной…количество людей, которые соответствуют описанию или некоторой группе lvl
  • не показывает связи между ними и не утверждает, что одно вызвало другое

Заявления о частоте касаются только скольких переменных? Измерять или манипулировать?

  • только одна переменная

— ТОЛЬКО ИЗМЕРЯЕМАЯ

Являются ли утверждения о частоте анекдотических заявлений?

НЕТ

  • они сообщают о проблеме, но ничего не говорят о частоте или скорости….
  • нет отчета о результатах исследования в области социальных наук… они просто показывают иллюстративную историю (без эмпирического подтверждения)

Что такое претензия ассоциации?

**также словесные индикаторы??*

  • утверждает, что один уровень переменной ВЕРОЯТНО СВЯЗАН с определенным уровнем другой переменной
  • также называется коррелятом
  • связанный, ассоциация, коррелированный, педикюрный, связанный, подвержен риску

Заявки на ассоциации включают в себя сколько переменных?

 не менее двух
только ИЗМЕРЕННО (это то, что отличает его от причинно-следственных претензий) 

Что используется, чтобы увидеть, связаны ли две переменные после измерения переменных для утверждения ассоциации?

  • описательная статистика

Каковы четыре типа требований ассоциации?

  1. положительные ассоциации
  2. отрицательные ассоциации
  3. нулевые ассоциации
  4. криволинейные ассоциации

Объясните, что такое положительная ассоциация!

  • тоже звонили?
  • бывший?
  • повторено?
  • aka + корреляция
  • высокие баллы идут с высокими баллами; низкие баллы соответствуют низким баллам
    Пример: высокие баллы аномального жира соответствуют большему количеству симптомов деменции
    Пример: низкие баллы аномальному жиру соответствуют меньшему количеству симптомов деменции
  • диаграммы рассеяния

Объясните, что такое негативная ассоциация!

  • тоже звонили?
  • бывший?
  • повторено?
  • к чему относится отрицание?
  • ака — корреляция или обратная связь
  • высокие баллы идут с низкими баллами, а низкие баллы идут с высокими баллами.
  • пример: высокий уровень использования сотовых телефонов связан с низким качеством спермы
  • диаграмма рассеяния
  • отрицательно относится только к наклону, это не означает, что отношения плохие!

Объясните Нулевые заявления об ассоциации!

  • бывший?
  • повторено?
  • нет связи между переменными
  • облако пятен, не имеющее наклона, поэтому линия, проведенная через него, будет почти горизонтальной с нулевым наклоном.
    Пример: СДВГ НЕ связан со злоупотреблением наркотиками в будущем
  • диаграмма рассеяния

Объясните утверждения криволинейной ассоциации!

  • ex
  • уровень одной переменной меняет свою модель по мере увеличения другой переменной.
    -ex: Отношения между возрастом и частотой посещений врача
    (это отношения между вами……когда вы молоды, вы посещаете много…по мере взросления не так часто…тогда они увеличиваются, когда вы пожилые)
  • диаграмма рассеяния

Что такое прогноз в отношении требований ассоциации.

  • математически заглядывая в будущее… или используя ассоциации, чтобы сделать наши оценки более точными.

Прогнозы и +/- ассоциации?

  • если мы знаем уровень одной переменной, мы можем более точно предположить или предсказать уровень другой переменной.
  • пример: Интенсивное использование сотового телефона связано с плохим качеством спермы. Если мы знаем количество используемых клеток, мы можем предсказать качество спермы.

Совершенны ли предсказания на основе утверждений об ассоциации?

  • нет обычно отключаются через определенный запас

Когда дело доходит до утверждений и прогнозов ассоциаций, что делает их более сильными/более точными?

  • если есть сильная связь между двумя переменными = более точный прогноз
  • даже если есть небольшая связь, это помогает нам делать прогнозы по сравнению с тем, если бы мы не знали о связи.

С прогнозированием утверждений об ассоциации (+/-), если мы абсолютно ничего не знаем об ассоциации, на чем будут основаны наши прогнозы?

  • средние значения

Ассоциации помогают нам делать прогнозы, уменьшая что?

размер нашей ошибки предсказания

Могут ли заявления об ассоциации Zero помочь нам делать прогнозы?

  • НЕТ
  • мы не можем предсказать уровень одной переменной по уровню другой, поэтому лучше всего угадать среднее или среднее.

Объясните, что такое причинно-следственная связь!

  • переменные ____
  • могут быть какие три классификации
  • слов, которые указывают на причинно-следственную связь?
  • как они проводятся по сравнению с другими заявлениями
  • предварительный язык, который все еще означает причинно-следственный?
  • утверждают, что одна из переменных отвечает за ИЗМЕНЕНИЕ либо
  • переменная ковариация
  • может быть +, — или криволинейной
  • вызывать, усиливать, ограничивать
  • придерживаться более высоких стандартов
  • может, может показаться, предполагает , возможно, потенциал

Какие три шага нужно пройти от утверждения об ассоциации до причинно-следственного?

  1. установить, что две переменные коррелированы (не может иметь нулевую взаимосвязь…..причинная переменная и результат v)
  2. должен показать, что причинная переменная была первой, а результат v последним
  3. установить, что нет другого объяснения связи

Каковы четыре больших достоверности?

  1. Конструктив
  2. Внешний
  3. Статистический
  4. Внутренний

Действительная претензия??

  • разумный, точный и обоснованный

* никогда не говорите, что это действительно… мы должны указать тип

Какие две проверки применимы к заявлениям о частоте опроса?

  • Конструкция и внешняя действительность

Заявление о частоте:

— Действительность конструкции?

  • насколько хорошо они измерили свои переменные
    L> насколько хорошо исследование измерило переменную или манипулировало ею
  • должно установить, что каждая переменная была надежно измерена (одинаковые оценки при повторных тестах) и что разные уровни переменной точно соответствуют к истинным различиям.

Заявление о частоте:

— Внешняя валидность?

  • насколько хорошо результаты исследования обобщаются или представляют людей и контексты, помимо тех, что участвуют в самом исследовании!
  • убедитесь, что участники представляют население, которое они должны представлять

Какие три типа действительности применимы к допросу Претензий Ассоциации?

  1. Конструктив
  2. Внешний
  3. Статистический

Утверждение Ассоциации:

— Действительность конструкции?

-оценить каждую переменную
— насколько хорошо они были измерены
L> если хорошо мы можем доверять выводам

Утверждение ассоциации:

— Внешняя действительность?

  • может ли ассоциация распространяться на другие группы населения? другие контексты, времена, места?

Утверждение Ассоциации:

— Статистическая достоверность?

  • статистика используется для описания данных и оценки вероятности того, что результаты могут или не могут быть отнесены на счет случая
  • степень точности и обоснованности статистических выводов
Утверждение ассоциации

:
— Статистическая достоверность?
L> Какие два типа ошибок сводит к минимуму хорошая статистическая достоверность?

  1. Ошибки типа I: на основе результатов делается вывод о наличии связи между двумя переменными, когда ее нет. (ложная тревога)
  2. Ошибки типа II: на основании результатов сделать вывод, что существует одна ассоциация, если она есть. (промахи)

Ковариация??

  • При изменении «А» меняется «В»

Каковы три правила причинно-следственной связи?

  1. Ковариация
  2. Временной приоритет: одна переменная появилась раньше другой переменной
    ПРИМЕР: Уроки музыки повышают IQ… Прежде чем повысить IQ, необходимо доказать, что уроки музыки идут первыми
  3. Внутренняя валидность (правило третьей переменной): исследование должно быть возможность исключить альтернативные объяснения ассоциации.

Как исследователи пытаются поддержать причинно-следственную связь?

  • эксперимент!
    L> золотой стандарт психологических исследований
    L> манипулировать переменной, которую они считают причиной, и измерять переменную, которую они считают следствием.
  • Управляемая переменная: IV
    — измеряемая переменная: DV

Каким образом эксперименты обеспечивают временной приоритет и внутреннюю достоверность причинно-следственных утверждений?

  • манипулируя одной переменной и измеряя другую, можно гарантировать, что манипулируя причинной переменной, она будет первой.
    -может контролировать альтернативные объяснения (обеспечить внутреннюю v)
    L> например: Случайное назначение: убедитесь, что участники максимально похожи.

Причинные претензии:

  1. Действительно ли долговой стресс вызывает проблемы со здоровьем?
  2. Действительно ли семейные обеды борются с расстройствами пищевого поведения?
    * * это правильно или неправильно ?
 1.
А) Ковариация: установлена! (положительная ассоциация)
Б) Временной приоритет: НЕТ
C) Внутренняя валидность? НЕТ...возможны другие объяснения.
2.
А) Ковариация: ДА
Б) Временной приоритет: НЕТ
C) Внутренняя валидность: неееет 

Причинно-следственные связи:

  1. Внешняя валидность
  2. Конструктивная валидность
  3. Статистическая валидность
  1. обобщаются ли результаты?
  2. опросить как управляемую, так и измеряемую переменную (насколько хорошо они были измерены)
    L>использование управляемых переменных необходимо для создания конкретной задачи или ситуации, которая будет представлять каждый уровень.
  3. оценить, насколько хорошо дизайн исследования позволил исследователям свести к минимуму вероятность того, что соответствующая ошибка вывода станет ложной тревогой. Насколько сильна связь? Является ли различие статистически значимым

[Решено] Вспомните три типа претензий и четыре больших срока действия….

Получите больше от подписки*

  • Доступ к более чем 100 миллионам учебных ресурсов по конкретным курсам
  • Круглосуточная помощь опытных наставников по более чем 140 предметам
  • Полный доступ к более чем 1 миллиону решений для учебников

*Вы можете изменить, приостановить или отменить в любое время

Вопрос задан Amm0809

Вспомните три типа утверждений и четыре больших достоверности. Объясните, какая действительность наиболее уместна для каждого из трех типов утверждений. Исследователи обычно не стремятся достичь сразу всех четырех основных показателей достоверности. Почему не

Социальные науки Психология ПСИ ПСИ 102

Ответ и объяснение

Решено проверенным экспертом

Рейтинг Полезно

Ответил Prof-Vahid2

s ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Пеллентеск dapibus eff

Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет

Получите полный доступ к Course Hero

Изучите более 16 миллионов пошаговых ответов из нашей библиотеки

Подпишитесь, чтобы просмотреть ответ

odio.

llentesque dapi ipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet.

эл. Nam s a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Лорем ипсум долор сит амет, 9 лет0003

gue vel laor Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit.

нг элит. Nam lacini

ongue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacini

icitur laoreet. Nam Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisc

ipiscing эл. Na lestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum

gue vel laoreet consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. P

эл. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus effic

m risus ante, d sum dolor sit amet, consectetur adipiscing e

ipsum dolor sit am онек аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, co

Fusce dui l sus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna

Donec aliquet. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulv

llentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices

Отзывы студентов

100% (4 оценки)

Другой ответ

Ответы экспертов

Не включенные в другие категории облегченные. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Имя

Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Donec aliquet

Разблокируйте полный доступ к Course Hero

Изучите более 16 миллионов пошаговых ответов из нашей библиотеки

Подпишитесь, чтобы посмотреть ответ

ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem

e vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus

lestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a mole

Отзывы студентов

100% (3 оценки)

Другой ответ

Ответил Lucie.