Уровень тревожности 5 класс: Диагностика тревожности | Классный час (5 класс) на тему:
Значимые для школьников причины тревожности относительно перехода в пятый класс
Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №07 (60) Июль 2021
УДК 37. 015.3
Дата публикации 19.07.2021
Иванова Наталья Валентиновна
канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород, [email protected]
Кокорева Наталья Евгеньевна
учитель начальных классов МБОУ «Школа 169», РФ, г. Нижний Новгород, [email protected]
Севастьянова Анастасия Дмитриевна
студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород, [email protected]
Аннотация: В статье рассматривается проблема школьной тревожности и ее причины на рубеже начальной и средней школы. Раскрыты результаты семантического контент-анализа 243 сочинений «Я будущий пятиклассник» обучающихся разных типов школ. На основе ранжирования выделены наиболее значимые для четвероклассников причины тревожности относительно перехода в пятый класс. Установлено, что в большей степени (I — V ранговые места) причинами тревожности будущих пятиклассников выступают новые педагоги, увеличение нагрузки, изменение состава класса, новое пространство, взаимоотношения со старшеклассниками. Выявлена специфика в значимости причин тревожности относительно предстоящего перехода в пятый класс у четвероклассников из разных типов школ.
Ключевые слова: тревожность, школьная тревожность, причины тревожности, четвероклассник, основная школа.
Ivanova Natalia Valentinovna
PhD in Psychology, Associate professor at the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool and Primary Education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Kokoreva Natalia Evgenievna
primary school teacher MBOU » School 169», Nizhny Novgorod, Russia
Sevastyanova Anastasia Dmitrievna
student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Abstract: The article presents an analysis of the problem of school anxiety and its causes at the turn of primary and secondary school. The results of semantic content analysis of 243 essays «I am a future fifth grader» of students of different types of schools are disclosed. Based on the ranking, the most significant causes of anxiety for fourth graders regarding the transition to the fifth grade are identified. It is established that to a greater extent (I — V rank places) the causes of anxiety of future fifth graders are new teachers, an increase in workload, a change in the composition of the class, a new space, relationships with high school students. The specificity in the significance of the causes of anxiety about the upcoming transition to the fifth grade in fourth-graders from different types of schools is revealed.
Keywords: anxiety, school anxiety, causes of anxiety, fourth grader, secondary school
Правильная ссылка на статью
Иванова Н.В., Кокорева Н.Е., Севастьянова А.Д.Значимые для школьников причины тревожности относительно перехода в пятый класс // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 07 (60). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/znachimye-dlya-shkolnikov-prichiny-trevozhnosti-otnositelno-perekhoda-v-pyatyj-klass.html (Дата обращения: 19.07.2021)
Одной из важнейших ценностей в современном мире является здоровье подрастающего поколения, его сохранение и укрепление. Негативное влияние на психическое и соматическое здоровье ребенка оказывают разные факторы, одним из которых выступает повышенная тревожность как проявление эмоционального неблагополучия и дискомфорта. По свидетельству многочисленных психолого-педагогических исследований распространенной разновидностью тревожности у обучающихся является школьная тревожность (А.М. Прихожан, Н.В. Литвиненко, А.К. Бикметова А.В. Микляева, П.В. Румянцева и другие). Для построения и реализации эффективной системы профилактики и нивелирования школьной тревожности необходимо ориентироваться в наиболее значимых ее причинах на различных этапах школьного обучения. Особое внимание следует уделить причинам школьной тревожности детей на рубеже начальной и средней школы для предупреждения трудностей в адаптации к новым образовательным условиям в пятом классе. В большинстве работ причины школьной тревожности трактуются с точки зрения самих исследователей, основанной на теоретическом анализе, наблюдении и тестовых методиках. Целью нашей работы являлось изучение причин школьной тревожности четвероклассников, связанной с переходом на новую образовательную ступень, с позиции самих детей, а также определение наиболее значимых из них.
В современных психолого-педагогических исследованиях школьная тревожность определяется как разновидность (специфический вид) тревожности, выражающаяся в оценке ситуаций, связанных со школьной жизнью, как несущих угрозу, опасных [1; 2; 3]. Психологическим проявлением школьной тревожности, как отмечает А.М. Прихожан, выступают повышенное волнение, беспокойство, ожидание негативного отношения к себе, отрицательной оценки со стороны учителей и одноклассников [1]. Также как и все остальные выделяемые виды тревожности (самооценочная, межличностная, магическая и другие), школьная тревожность может быть разной степени интенсивности: низкой, оптимальной (нормальной), повышенной, высокой и очень высокой. Исследователями доказано, что высокий уровень школьной тревожности не только дезорганизует учебную деятельность, значительно снижает академическую успеваемость, но и может приводить к трудностям коммуникации, социальной изоляции, а также выступает предиктором развития серьезных тревожных расстройств и соматических заболеваний [1; 4; 5, 6, 7]. Значимость и актуальность своевременного выявления высокой школьной тревожности, ее предупреждения и нивелирования не вызывает сомнений.
По свидетельству современных отечественных психолого-педагогических публикаций самый существенный рост (пик) школьной тревожности приходится на начало обучения в основной (средней) школе при освоении детьми новых образовательных условий. Так, в диссертационном исследовании А.К. Бикметовой установлено, что при поступлении в пятый класс число детей с выраженной общей школьной тревожностью увеличивается в полтора раза [8]. В докторской диссертации Н.В. Литвиненко констатируется, что приблизительно для трети пятиклассников характерен высокий и очень высокий уровень школьной тревожности [9]. Однако следует подчеркнуть, что в ряде работ отмечено усиление школьной тревожности по поводу перехода на новую образовательную ступень уже в четвертом классе [10; 11; 12]. Так, А.М. Первицкая и Н.Ю. Демина утверждают, что «ситуация перехода в среднее звено… захватывает личность еще в конце 4 класса» [10, с. 64].
В целом, анализ психолого-педагогических публикаций позволяет констатировать разнообразие причин школьной тревожности на рубеже начальной и основной школы с точки зрения исследователей:
- нарушения межличностных коммуникаций внутри классного коллектива; фрустрация потребности ребенка в защищенности со стороны педагога [4];
- незнание требований будущих педагогов, опасения неблагоприятных контактов со старшеклассниками [10];
- трудности в освоении школьной программы, существенные учебные нагрузки, завышенные требования со стороны учителей и (или) родителей [13].
В работе Т.Н. Князевой констатируется, что для четвероклассников с высоким уровнем учебно-познавательной мотивации основной причиной школьной тревожности выступает возможная потеря академической успешности в средней школе [11]. Следует отметить отсутствие исследований причин школьной тревожности относительно предстоящего перехода в пятый класс с позиции самих обучающихся, а также ранжирования значимости для детей этих причин. Данный факт обусловил выбор темы нашей работы.
Исследование проводилось на базе школ города Нижнего Новгорода разного типа: МБОУ «Школа № 169», МАОУ №186 «Авторская академическая школа», МАОУ «Школа № 187 с углублённым изучением отдельных предметов». Всего в исследовании приняли участие 243 четвероклассника из 9 классов (из каждой школы по 3 класса). Включение в выборку учащихся из разных типов школ было сделано с целью выявления специфики в значимости причин школьной тревожности на рубеже начального и основного звена в зависимости от особенностей образовательного учреждения. Диагностика проводилась в начале третьей четверти, когда тема завершения начальной школы набирает актуальность для детей и при этом у педагогов и психологов еще есть определенный запас времени для коррекции, нивелирования проблемных точек в готовности обучающихся к переходу на новую образовательную ступень и отношения к этому переходу.
Для сбора эмпирических данных применялось диагностическое сочинение «Я будущий пятиклассник». Эта проективная методика позволяет оперативно получить информацию о различных компонентах готовности четвероклассника к переходу в основную школу [14]. В нашей работе в соответствии с поставленной целью мы сосредоточили внимание на анализе детских высказываний, фраз, словосочетаний, раскрывающих причины волнений, тревожности обучающихся относительно перехода в пятый класс. Основным аргументом в пользу выбора именно этой методики являлось то, что в сочинении дети самостоятельно формулируют причины изучаемой нами тревожности, а не работают с уже готовым их перечнем, составленным взрослыми. В качестве инструмента для оценки и интерпретации содержания сочинений использовался семантический контент-анализ. Применение контент-анализа обусловлено тем, что данный метод позволяет не только качественно, но и количественно обработать текстовую информацию, выявить необходимые факты, закономерности. Для повышения объективности интерпретации продуктов детской деятельности в экспертной оценке сочинений приняли участие несколько человек.
Первоначальный перечень категорий анализа сочинений (причин школьной тревожности) был составлен на основе обзора публикаций [1; 4; 9; 10; 11 и других], в процессе непосредственного выполнения контент-анализа он был скорректирован и проранжирован в зависимости от частоты упоминаний в текстах.
В качестве основных наиболее часто встречающихся индикаторов тревожности четвероклассников в текстах сочинений были выделены следующие глаголы: волнуюсь, переживаю, боюсь, тревожусь, опасаюсь, нервничаю, беспокоюсь. В отдельных работах были зафиксированы глаголы: паникую, комплексую, психую, которые в контексте сочинений также свидетельствовали об изучаемой нами тревожности.
Индикаторами степени тревожности детей относительно перехода в пятый класс нами были выделены наречия. Об умеренной тревожности свидетельствуют такие наречия, как: чуть-чуть, немного, слегка и т. д. Для высокой степени тревожности характерны наречия: очень, сильно, ужасно, страшно и т.д. В единичных сочинениях на тревожность указывали фразы: не дает покоя мысль о том, что; страшно думать и другие.
В целом, один и более индикаторов школьной тревожности, связанной с переходом в пятый класс, были зафиксированы в 53% детских сочинений (в работах 129 человек). Высокая степень тревожности, вызываемая одной или несколькими причинами, была выявлена в 36,6% работах (у 89 человек). Таким образом, можно констатировать, что больше половины четвероклассников испытывают волнения, относительно смены образовательной ступени, при этом около трети – в сильной степени, что в свою очередь еще раз подтверждает важность затронутой в нашей работе проблемы.
В итоге семантического контент-анализа был сформирован рейтинг значимых для четвероклассников причин тревожности относительно перехода в основную школу. Представим полученный перечень причин школьной тревожности в порядке их ранговых мест (табл. 1).
Таблица 1. Значимые для четвероклассников причины тревожности относительно перехода в основную школу
Причины школьной тревожности | Число упоминаний в сочинениях | Ранговое место | |
% | абс. | ||
новые педагоги | 47,3 | 115 | I |
увеличение нагрузки | 34,5 | 84 | II |
изменение состава класса | 31,6 | 77 | III |
новое пространство | 30,4 | 74 | VI |
взаимоотношения со старшеклассниками | 29,6 | 72 | V |
новые предметы | 20,9 | 51 | VI |
снижение успеваемости | 19,3 | 47 | VII |
новый классный руководитель | 16,8 | 41 | VIII-IX |
увеличение темпа работы | 16,8 | 41 | VIII-IX |
смена школы | 7,4 | 18 | X |
Из таблицы следует, что наиболее значимой причиной тревожности по поводу перехода в пятый класс для современных четвероклассников является появление новых незнакомых учителей (47,3%, I рейтинг). Подчеркнем, что 32% детей в своих работах продемонстрировали высокую тревожность по этому поводу, о чем свидетельствовали соответствующие индикаторы наречия. Этот факт, бесспорно, требует к себе внимания и организации мероприятий, заранее знакомящих четвероклассников с педагогами средней школы. Так, например, в рамках осуществляемой нами экспериментальной работы по реализации личностно-развивающей образовательной среды на заключительном этапе начального общего образования (четвертые классы) проводятся: уроки учителей среднего звена в четвертых классах; взаимодействие детей с будущими учителями в рамках разновозрастных проектов; знакомство с самопрезентацией педагогов пятых классов по видеороликам и другое [12, 15]. Данная экспериментальная работа реализуется в течение нескольких лет на базе школ г. Нижнего Новгорода, имеющих статус экспериментальной площадки НГПУ им. К Минина (МБОУ «Школа № 169», МАОУ №186 «Авторская академическая школа») и доказала свою эффективность в оптимизации личностного развития четвероклассников, включая снижение уровня школьной тревожности [12].
Второе место в рейтинге причин изучаемой тревожности (34,5%) занимает увеличение нагрузки. У четвероклассников вызывают серьезные волнения и беспокойство, что «будет намного больше уроков», «гораздо больше домашки», «много контрольных», они могут не справиться с возросшей нагрузкой, «всю ночь делать уроки» и не успевать посещать кружки, секции и просто отдыхать. На наш взгляд данная причина тревожности обусловлена в первую очередь недостаточной или недостоверной информированностью четвероклассников о нагрузке в средней школе. Считаем, что помимо обсуждения с детьми нагрузки в пятом классе, следует обратить особое внимание на специальные психолого-педагогические упражнения, развивающие у детей уверенность в своих силах, умение планировать время (основы тайм менеджмента), выбирать наиболее важное и главное для себя.
Относительно третьей в общем рейтинге причины изучаемой тревожности (31,6%) была выявлена специфика в ее значимости в разных типах образовательных учреждений. Так, для четвероклассников школы с углубленным изучением отдельных предметов, где в пятом классе происходит перераспределение детей по новым коллективам в зависимости от выбранной профильной дисциплины, изменение состава класса (новый класс, смена класса) имеет существенное значение как причина тревожности (I-II рейтинг по данной школе). В двух других школах, где коллектив класса сохраняется при переходе в основное звено, названная причина школьной тревожности не является столь значимой и была употреблена в сочинениях отдельных детей, планирующих переход в другую школу. В целом, именно за счет показателей школы с углубленным изучением отдельных предметов такая причина тревожности как «изменение состава класса» имеет в общей выборке высокий третий рейтинг.
Четвертое место в рассматриваемом рейтинге в качестве причины тревожности занимает новое для четвероклассников пространство средней школы, его неизвестность, неосвоенность, необходимость быстро перемещаться в нем из-за кабинетной системы. В 30,4% детских сочинений отмечается, что «боюсь не успеть переходить из кабинета в кабинет», «сильно переживаю, что запутаюсь и потеряюсь в коридорах» и подобное. Эти опасения и тревожность четвероклассников обоснованы, их можно и нужно нивелировать, заблаговременно знакомить учеников с пространством среднего звена, расположением кабинетов, туалетов, оптимальными маршрутами передвижений. Мы убедились, что эффективными средствами для решения названных задач могут быть квест, виртуальные и реальные экскурсии, дни открытых дверей, уроки в кабинетах средней школы [12; 15].
Значимой причиной тревожности для 29,6% четвероклассников (V рейтинг в перечне) являются перспективные взаимодействия со старшеклассниками при переходе в пятый класс. Основываясь на опыте в рамках экспериментальной работы, отметим, что снизить тревожность выпускников начальной школы относительно будущих контактов со старшеклассниками можно средствами разновозрастной проектной деятельности, коллективных творческих дел, комплекса упражнений, формирующих у четвероклассников уверенность в межличностных взаимодействиях, по оптимизации вербального и невербального общения [12,15]. В целом, названные пять причин являются наиболее значимыми для четвероклассников, в своих сочинениях их называют около трети школьников.
Также в детских работах в качестве причин тревожности относительно предстоящего перехода в пятый класс названы: новые предметы (непонятные, незнакомые и вероятно сложные), прогнозируемое снижение успеваемости, новый классный руководитель и увеличение темпа работы на уроках. Последнее место в рейтинге причин изучаемой тревожности занимает смена школы, что актуально для сравнительно небольшой группы четвероклассников, планирующих переход в другое образовательное учреждение.
Подчеркнем, что в приведенный в таблице перечень не были включены причины тревожности, названные в единичных работах, например, ухудшение почерка («я переживаю и волнуюсь, что в пятом классе у меня испортится мой красивый почерк, у мамы так было») или то, что ребенок с пятого класса будет добираться до школы самостоятельно.
Особую группу испытуемых по итогам диагностики составили четвероклассники с генерализованной тревожностью. В работах этих детей не было указаний на конкретные причины их волнений, однако были индикаторы, демонстрирующие высокую степень школьной тревожности: «я ужасно боюсь перехода в пятый класс», «мне не хочется и очень страшно думать о переходе в пятый класс». Эти сочинения были учтены только в общем количестве работ, содержащих индикаторы тревожности. Данные школьники составляют группу риска в плане возможной дезадаптации на этапе перехода в новую образовательную среду, требуют дополнительной диагностики и психолого-педагогической поддержки.
Также следует отметить, что в одном из классов, принявших участие в диагностике, у 15 детей из 26 (57,6%) была констатирована тревожность относительно написания всероссийских проверочных работ (ВПР): «ужасно боюсь, что не напишу ВПР»; «волнуюсь, что напишу ВПР на двойку и останусь в четвертом классе»; «очень переживаю, что плохо напишу ВПР и меня не переведут в пятый класс». По нашему убеждению данная ситуация спровоцирована педагогом и демонстрирует серьезную для детей причину тревожности относительно окончания начальной школы, а не обучения в пятом классе.
Подводя итоги проведенной работы, отметим, что предстоящий переход в пятый класс в целом и отдельные связанные с ним обстоятельства уже в середине четвертого класса являются причиной школьной тревожности для более чем половины обучающихся. Установлено, что наиболее значимой причиной данной тревожности являются будущие незнакомые для четвероклассников педагоги среднего звена. Выявлено, что тип образовательного учреждения определяет специфику в значимости причин тревожности относительно предстоящего перехода в пятый класс: в частности, в школе с углубленным изучением отдельных предметов одной из наиболее существенных причин изучаемой тревожности является изменение состава, смена класса. В своей статье мы не только отразили перечень причин, вызывающих у четвероклассников тревожность относительно предстоящей смены образовательной ступени, но и кратко обозначили некоторые способы профилактики и нивелирования рассматриваемой тревожности, основываясь на опыте экспериментальной работы. Считаем, что представленный рейтинг значимых причин школьной тревожности относительно перехода в пятый класс может быть ориентиром для планирования психолого-педагогической поддержки будущих пятиклассников и решения проблемы преемственности начальной и средней школы.
Список литературы
1. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: «МОДЭК», 2000. 304 с.
2. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2004. 248 с.
3. Шевкун А.В. Понятие школьная тревожность в России и за рубежом // Гуманитарный научный журнал. 2017. №1. С.80-85
4. Полунина Л.В. Психическое состояние школьной тревожности в подростковом возрасте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2013. №3. С.62-64.
5. Глазкова Т.В. Психологический дебрифинг как средство профилактики тревожности в младшем школьном возрасте // Современное педагогическое образование. 2021. №1. С.110-114.
6. Лебедева Е.И. Современные предикторы школьной тревожности младших школьников // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2020. №2. С. 347-359.
7. Агарагимова В.К., Асланбекова А.Х., Магомедова А.Н. Взаимосвязь между тревожностью и развитием коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2021. №3 (88). С. 232-234.
8. Бикметова А.К. Особенности эмоционально-волевой регуляции школьников при переходе из начальной в среднюю школу: дис. … канд. психол. наук. М., 2011. 200 с.
9. Литвиненко Н.В. Адаптация школьников в критические периоды развития к образовательной среде: дис. … д-ра. психол. наук. Оренбург, 2009. 469 с.
10. Первитская А.М., Демина Н.Ю. Особенности социально-психологической адаптации пятиклассников // Вестник Курганского государственного университета. 2012. №1 (23). С.63-65.
11. Князева Т.Н. Предподростковый возраст как проблема современного детства // Вопросы психологии. 2011. № 6. С. 130–140.
12. Иванова Н.В. Реализация модели личностно-развивающей образовательной среды на заключительном этапе начального общего образования: монография. Н. Новгород: Мининский университет, 2020. 160 с.
13. Находкин В.В., Кривошапкина Ю.Г. Исследование уровня школьной тревожности и способы ее коррекции // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. №3 (32). С. 350-352.
14. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева. Москва: Совершенство, 1998. 341 с.
15. Ivanova, N. Educational environment approach to preventing the growth of school students anxiety in the transition from primary to secondary school / N. Ivanova, T. Sorokina //Elementary Education Online, 2020; Т. 19, № 1. p. 333-342.
← Предыдущая статьяМетодика развития координационных способностей борцов греко-римского стиля 12–13 лет с использованием специальных средств
Следующая статья →Взаимосвязь характеристик профессионального выгорания и перфекционизма у студентов
Расскажите о нас своим друзьям:
Тревожность и страхи школьников на экзаменационных испытаниях. Как справиться с проблемой?
Исследованию психических состояний тревожности человека в современной психологической науке отводится важное место. Изучению данной проблемы посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов.
Профилактическая и коррекционная работа по снижению тревожности, связанной с учебной деятельностью и образовательным пространством, должна проводиться прежде всего педагогами-психологами, учителями и родителями (законными представителями) и начинаться с первого дня нахождения обучающегося в школе.
Данная тема актуальна для обучающихся 9, 11-х классов, так как вскоре им предстоит сдавать выпускные экзамены, большинство старшеклассников стремятся набрать максимальный балл по ОГЭ и ЕГЭ, но одним из факторов, влияющих на достижение поставленной цели, является тревожность, поэтому важно знать способы снижения уровня тревожности как во время подготовки к экзаменам, так и во время самой сдачи.
Я, как педагог-психолог, совместно с ученицей 9-го класса, решила узнать, как обучающиеся МКОУ Венгеровской СОШ № 2 воспринимают ситуацию сдачи ГИА, зависит ли уровень тревожности от личностных особенностей.
Целью нашего исследования стало изучение влияния показателей уровня тревожности, напряжённости, общего состояния школьников на продуктивность процесса обучения. Для реализации поставленной цели были сформулированы задачи:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме тревожности и определить ведущие концепции, направления в изучении тревожности.
2. Раскрыть понятия «тревожность выпускника» перед сдачей итоговых выпускных экзаменов (ГИА / ЕГЭ).
3. Провести диагностическое исследование и проанализировать результаты.
4. Систематизировать рекомендации по психолого-педагогической помощи обучающимся, законным представителям и педагогам по преодолению тревожности и страхов.
Объектом нашего исследования являются обучающиеся 9, 11 классов МКОУ Венгеровской СОШ № 2, анализ напряжённости, тревожности в экстремальной ситуации экзамена, а также возможность соотнесенности показателя уровня тревожности с качеством учебы респондентов.
Предмет – влияние сдачи экзамена на тревожность обучающихся, их готовность к действиям в экстремальной ситуации экзамена.
Исходя из вышесказанного, нами была выдвинута гипотеза исследования: высокий уровень тревожности у старшеклассников в связи со сдачей ОГЭ / ЕГЭ оказывает негативное влияние на конечный результат.
Для решения поставленной цели и задачи использовались теоретические и эмпирические методы исследования.
1. Теоретические: изучение и анализ теоретической и экспериментальной литературы по психологии, педагогике, социологии по исследуемой теме; анализ полученной информации, доказательство.
2. Эмпирические: анкетирование, тестирование и опрос методом математической статистики обучающихся 9, 11 классов. Анализ изученного и собранного в результате проведенного опроса материала и его графическое обобщение в виде таблицы.
Данная работа имеет практическую и теоретическую значимость. Практическое значение работы состоит в том, что проведенные наблюдения и сделанные на основе собранного материала выводы могут заинтересовать родителей (законных представителей), педагогов, изучающих вопросы влияния показателей уровней тревожности на качество обучения и экзаменационную ситуацию.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что его результаты могут быть учтены педагогическим составом и обучающимися, что позволит предупредить подобные негативные явления путём своевременного выявления и проведением целенаправленной работы по её преодолению.
Работа проводилась в несколько этапов. Первым этапом работы было проведение теоретического анализа литературы. Рассматривалось, что такое эмоции, история их возникновения, характеристика тревожностей, основные отличия и как они влияют на учебную деятельность, на ОГЭ и ЕГЭ.
Любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через эмоциональные переживания. Это так называемые «чистые» эмоции.
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Эмоциональное состояние личности обучающегося в ситуации сдачи ГИА практически не изучено. Наиболее часто экзаменационные переживания обучающихся выпускных классов связаны с неверием в себя и свои силы, что характерно для заниженной самооценки.
Следующим этапом исследовательской работы стало проведение эмпирического исследования. Базой исследования явились обучающиеся МКОУ Венгеровской СОШ № 2. Общее число испытуемых составило 55 обучающихся в возрасте 15-17 лет.
В ходе эксперимента использовались методики, которые представлены на слайде.
Первым этапом стало выявления ряда психоэмоциональных особенностей и состояний обучающегося по методике В.В. Бойко.
В 9 «а» классе большинству обучающихся (45,5 %) присущ средний уровень импульсивности. В 9 «б» и 11 классах выявлен низкий уровень у 58,8 %. У 12,7 % из общего числа опрошенных отмечен высокий уровень импульсивности, то есть обучающимся свойственна неуправляемая эмоциональная возбудимость.
С целью изучения уровня тревожности использовали методику «Опросник ситуативной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера, адаптированную Ю. Л. Ханиным.
Таким образом, из 11 обучающихся 9 «а» высокий уровень ситуативной тревожности имеют 4 респондента (36,4 %), 7 – средний (63,6 %). Для 5 обучающихся характерен высокий уровень личностной тревожности (45,5 %), 5 человек (45,5 %) средний и 1 респондент имеет низкий уровень.
Из 18 обучающихся 9 «б» высокий уровень ситуативной тревожности имеют 6 человек (33,4 %), 10 – средний (55,6 %), 2 человека низкий (11 %). Для 8 характерен высокий уровень личностной тревожности (44,4 %), 6 человек (33,4 %) средний уровень и 4 респондента имеют низкий уровень (22,2 %).
Из 26 обучающихся 11 класса высокий уровень ситуативной тревожности имеют 9 человек (34,6 %), 11 – средний (42,4 %), 6 – низкий (23 %). Для 7 обучающихся характерен высокий уровень личностной тревожности (27 %), 11 человек (42,4 %) средний и 8 имеют низкий уровень (30,6 %).
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности и низкие показатели требуют особого внимания.
Для диагностики стиля учебной деятельности использовали тестовый опросник Г.С. Прыгина. В 9 «а» (45,5 %) и 9 «б» (50 %) относятся к группе «зависимых», для данных обучающихся осуществление деятельности происходит главным образом на советах, подсказках, указаниях со стороны педагогов.
В 11 классе ведущую группу – 42,3 % обучающихся составляют «автономные». У них развит высокий самоконтроль, уверенность в себе, склонность к самостоятельному выполнению любой работы.
Четвертым этапом стало проведение анкеты «Эмоциональное состояние во время ОГЭ», которая представляла 12 вопросов.
Таким образом, из 55 обучающихся начинают испытывать нервно-психическое напряжение еще задолго до проверки знаний 7 респондентов. Не испытывают напряжения, спокойно относятся к проверке знаний – 23,6 %. Большую группу составляют обучающиеся, которые испытывают напряжение и волнение только накануне – 45,4 %.
Обучающихся, уверенных в себе, выносливых, спокойных, не склонных к нервозности, среди обучающихся 9, 11 классов выявлено 32 человека, что составляет 58,1 %.
Исходя из проведенного исследования, пришли к выводу, что в 9 «а» классе 45,5 % обучающихся думают, что их работоспособность во время экзамена значительно снизится, произойдет быстрая утомляемость. В 9 «б» (55,6 %) и 11 (63,4 %) классах респонденты предположили, что их работоспособность останется на прежнем уровне.
Наличие физического или физиологического дискомфорта у обучающихся присутствует в 38,2 %, это проявляется в виде тошноты, рвоты, дискомфорт в кишечно-желудочном тракте. Температурные ощущения отличаются от нормы у 31 % обучающихся, большие изменения выявлены в 9 «б» классе, проявляется это в наличии холодных рук, озноба, горячей головы, жара.
У обучающихся, уверенных в себе, выносливых, спокойных, не склонных к нервозности, отмечается значительно более низкий уровень тревожности до экзамена (81,9 %), чем у обучающихся, проявляющих задолго до экзаменов неуверенность в себе (12,5 %). Поэтому относительно низкий уровень тревожности можно считать одним из основных показателей психологической готовности к успешной сдаче экзамена.
24 респондента (50,6 %) определили свое будущее состояние на экзамене как «обычное» и около 56,4 % (31 обучающийся) посчитали его «повышенным» или «пониженным». Из этого можно сделать вывод, что с повышением уровня тревожности понижается качество учебы.
Следующим этапом стал сравнительный анализ показателей личностной и ситуационной тревожности с учебной деятельностью и эмоциональным состоянием во время проверки знаний.
У 19 обучающихся (34,5 %) с высоким уровнем ситуативной тревожности ведущим стилем учебной деятельности является «зависимый» (25,5 %) и у них повышенная импульсивность (12,7 %).
Из 55 обучающихся 20, что составляет 36,4 %, имеют высокий уровень личностной тревожности, обнаружили «зависимый» стиль учебной деятельности (25,4 %), однако у данной группы обучающихся присутствуют незначительные признаки импульсивности (16, 4 %).
Активная познавательная деятельность обучающихся не может не сопровождаться тревогой. Ведь сама ситуация экзамена, когда нужно приложить усилия, всегда таит в себе неопределённость, противоречивость, а следовательно, и повод для тревоги.
Тревога становится конструктивной, если человек понимает, что любая ошибка, совершена ли она на экзамене или в реальной жизни – это не катастрофа, а стимул для дальнейшего поиска.
Завершающим этапом стало составление пособия «Методические рекомендации для обучающихся, их законных представителей и педагогов «Как справиться с тревожностью перед экзаменами».
Приложение. Презентация «Тревожность и страхи на экзаменационных испытаниях школьников. Как справиться с проблемой?»
Список литературы
1. Байметов А.К. Некоторые обусловленные силой возбуждения факторы индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников. / Типологические исследования по психологии личности (Сб. под ред. В.С. Мерлина). – Пермь, 1967, с.34-46.
2. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал, т. 17, 1996, № 1, с.169-174.
3. Прихожан А.М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дис. … канд. психол. н. М., МГУ, 1977.
Различные уровни тревожности и стадии панических атак (легкие, средние и тяжелые)
Тревожные расстройства по-разному влияют на людей.
Узнайте о различных уровнях тревожности, включая симптомы и тяжесть нарушений.У каждого человека в какой-то момент жизни возникает чувство беспокойства, и определенное количество беспокойства является нормальным. Тревожные расстройства, однако, определяются чрезмерным беспокойством и чрезмерным возбуждением, которые нарушают нормальное функционирование. Тревожность – одно из наиболее распространенных психических расстройств с 190,1% взрослых в США, пострадавших в прошлом году. Тревога может начаться в раннем возрасте, в среднем в возрасте 11 лет, и может варьироваться от легко неприятных симптомов до тяжелой и изнурительной паники, которая может мешать человеку нормально жить.
На уровень тревожности могут влиять личность, стратегии выживания, жизненный опыт и пол. Уровни тревоги, как правило, классифицируются по уровню испытываемого дистресса и нарушений на четыре категории: легкая тревога, умеренная тревога, сильная тревога и паническая тревога.
Краткий обзор статьи:
- Тревожные расстройства могут быть легкими, умеренными или тяжелыми.
- Тревога уровня паники может включать в себя сильный страх, учащенное дыхание и учащенное сердцебиение.
- Панические атаки обычно длятся около 10 минут и могут быть вызваны различными причинами.
- Легкое и умеренное беспокойство можно контролировать с помощью терапии, лекарств и физических упражнений.
- Для достижения успеха при тяжелой тревоге может потребоваться комбинация стратегий лечения.
Легкое беспокойство
Хотя легкая тревога часто описывается как субклиническая или клинически незначимая, она может влиять на эмоциональное, социальное и профессиональное функционирование. Симптомы легкой тревожности могут проявляться в виде социальной тревожности или застенчивости и могут проявляться в раннем детстве и во взрослом возрасте. Если оставить ее без внимания, легкая тревожность может привести к неадекватным стратегиям выживания или более серьезным психическим расстройствам.
Умеренное беспокойство
Люди с умеренным уровнем тревожности имеют более частые или стойкие симптомы, чем люди с легкой тревожностью, но все же их повседневная активность лучше, чем у людей с тяжелой тревожностью или паническим расстройством. Например, люди с умеренной тревожностью могут сообщать о таких симптомах, как чувство нервозности, неспособность контролировать свое беспокойство или неспособность расслабиться несколько дней или большую часть дней в неделю, но не каждый день. Несмотря на то, что симптомы умеренной тревожности носят разрушительный характер, люди с умеренной тревожностью могут успешно справляться со своей тревожностью с помощью врача или стратегий самопомощи.
Сильная тревога
Тяжелая тревога сильно изнуряет, а симптомы тяжелой тревоги соответствуют ключевым диагностическим критериям клинически значимого тревожного расстройства. Люди с сильной тревожностью обычно получают более высокие баллы по шкале дистресса и более низкие по шкале функционирования. Тяжелые симптомы тревоги также часто сочетаются с большой депрессией, что может способствовать большей инвалидности. Симптомы тяжелой тревоги часты и настойчивы и могут включать учащенное сердцебиение, чувство паники и социальную изоляцию.
Чувство депрессии или тревоги может привести к суицидальным мыслям. Если вы или ваш близкий испытываете суицидальные мысли или наклонности, позвоните на Национальную горячую линию по предотвращению самоубийств по телефону 1-800-273-8255.
Уровень паники Тревога
Паническая тревога или паническое расстройство характеризуется частыми, повторяющимися и неожиданными приступами паники. Паническая атака может включать такие симптомы, как:
- Быстрое появление сильного страха
- Учащенное сердцебиение
- Учащенное дыхание
- Тошнота или головокружение
- Страх смерти
Панические атаки обычно длятся около 10 минут. Триггеры панических атак варьируются от человека к человеку, и причина приступа может быть знакома человеку или неизвестна.
Управление тревогой
Существует много разных способов справиться с тревогой, в зависимости от ее серьезности. Например, легкое или умеренное беспокойство можно контролировать с помощью упражнений, медитации или терапии. В более тяжелых случаях беспокойства наиболее полезными могут быть терапия, медикаментозное лечение или комбинация лечебных стратегий.
Использование стратегий выживания и лечения, таких как телетерапия, может изменить жизнь людей, живущих с тревогой, и позволить им обрести контроль над своей жизнью.
Если вы ищете более здоровые способы справиться с тревогой, вам может помочь приложение Nobu. Это бесплатно и для всех, кто хочет уменьшить беспокойство, справиться с депрессией, повысить самооценку, получить последующий уход после лечения, посетить сеансы телетерапии и многое другое. Загрузите приложение Nobu сегодня!
Редактор — Меган Халл
Меган Халл — специалист по контенту, который редактирует, пишет и придумывает контент, чтобы помочь людям выздороветь. Читать далее
Медицинский обзор – д-р Сара Дэш, доктор медицинских наук
Д-р Сара Дэш – научный сотрудник с докторской степенью, работающий в Торонто. В 2017 году Сара защитила докторскую диссертацию по психологии питания в Центре питания и настроения Университета Дикина. Подробнее
Национальный институт психического здоровья. «Любое тревожное расстройство». Ноябрь 2017 г. По состоянию на 15 мая 2019 г..
Банделоу Б. и Михаэлис С. «Эпидемиология тревожных расстройств в 21 веке». Dialogues Clin Neurosci, 2015. По состоянию на 11 мая 2019 г.
Remes, O., et al. «Систематический обзор обзоров pr[…]n взрослого населения». Brain Behav, 2016. По состоянию на 11 мая 2019 г.
Sehlmeyer, C., et al. «Показатели ERP для торможения реакции — это […] черты личности». Neuropsychologia, 2010. По состоянию на 11 мая 2019 г.
Kelly, MM, et al. «Половые различия в использовании методов преодоления […]симптомов депрессии». Depress Anxiety, 2008. По состоянию на 11 мая 2019 г..
Spitzer, R.L., et al. «Краткий метод оценки генерализованного […]расстройства: GAD-7». Arch Intern Med, 2006 г. По состоянию на 11 мая 2019 г.
Медицинский отказ от ответственности
Программа Recovery Village направлена на улучшение качества жизни людей, борющихся с употреблением психоактивных веществ или психическим расстройством, с помощью основанного на фактах контента о характере психических заболеваний, вариантах лечения и связанных с ними результатах. Мы публикуем материалы, которые исследуются, цитируются, редактируются и рецензируются лицензированными медицинскими работниками. Информация, которую мы предоставляем, не предназначена для замены профессиональной медицинской консультации, диагностики или лечения. Его не следует использовать вместо рекомендаций вашего врача или других квалифицированных медицинских работников.
4 уровня тревоги
Совершенно нормально время от времени испытывать тревогу. Тревожные расстройства, однако, представляют собой расстройства психического здоровья, характеризующиеся тяжелой и стойкой тревогой, включая такие симптомы, как чрезмерное беспокойство и повышенное возбуждение, которые нарушают повседневную деятельность.
Тревога является одним из наиболее распространенных психических расстройств в Соединенных Штатах, от него ежегодно страдают около 19,1% американцев. Чтобы лучше понять, насколько сильным может быть беспокойство, мы рассмотрим 4 уровня беспокойства и симптомы, связанные с каждым из них.Каковы четыре уровня тревоги?
Тревога может начаться в раннем возрасте или развиться позже как кульминация генетических или биологических факторов или жизненного опыта. Тревога обычно начинается в среднем в 11 лет и может вызывать симптомы, которые варьируются от легкого дискомфорта до тяжелых и изнурительных.
Существует четыре уровня тревоги: легкая тревога, умеренная тревога, сильная тревога и паническая тревога, каждый из которых классифицируется по уровню стресса и нарушений, которые они вызывают. На четыре компонента тревоги также могут влиять личность человека, стратегии выживания, жизненный опыт и пол.
Семейный анамнез психических заболеваний, таких как тревога, также может увеличить вероятность развития подобного состояния. Ниже приведены 4 уровня тревоги и симптомы, которые они вызывают.
Легкая тревога
Хотя легкая тревога обычно считается легкой или субклинической, она может влиять на эмоции человека, отношения, способность к общению и успеваемость в школе или на работе. Симптомы легкой тревоги аналогичны симптомам социальной тревоги, включая постоянные беспокойства, которые игнорируются, нервозность, тошноту, дрожь и потливость. Хотя большинство из этих симптомов встречаются у большинства людей с тревожными расстройствами, у людей с легким беспокойством они не изнурительны.
Человек с легким беспокойством может показаться застенчивым, застенчивым и даже немного неуклюжим. Эти симптомы обычно присутствуют с детства и могут прогрессировать во взрослом возрасте, если их не лечить. В дополнение к ухудшению симптомов развитие нездоровых стратегий выживания, таких как злоупотребление алкоголем, вызывает серьезную озабоченность у людей, которые не получают консультации или терапию по поводу легкой тревожности.
Умеренная тревожность
Умеренная тревожность — это уровень тревожности 2, который включает более частые или стойкие симптомы, чем симптомы легкой тревожности, но все же позволяет вести повседневную деятельность по сравнению с тяжелой тревожностью или паническим расстройством. Например, люди с умеренной тревожностью могут испытывать такие симптомы, как нервозность или нервозность, неспособность контролировать свое беспокойство или неспособность расслабиться большую часть дней в неделю.
Несмотря на то, что умеренные симптомы тревоги носят разрушительный характер, они не настолько изнурительны, чтобы нарушить повседневную рутину человека или помешать ему выполнять обязанности на работе, дома или в школе. Тем не менее, важно отметить, что даже умеренную тревожность следует лечить, так как у людей с тревожными расстройствами могут развиться вредные привычки справляться с трудностями, которые в долгосрочной перспективе могут усугубить их симптомы.
Тяжелая тревожность
Третий уровень тревожности – это когда начинают проявляться изнурительные симптомы. Тяжелые симптомы тревоги соответствуют диагностическим критериям клинически значимого тревожного расстройства или генерализованного тревожного расстройства (ГТР). Существуют физические симптомы сильного беспокойства, в том числе боли в голове и желудке, дрожь и частое мочеиспускание, а также поведенческие симптомы, такие как неспособность контролировать беспокойство, дистресс, непропорциональный ситуации, неспособность расслабиться, трудности с концентрацией внимания и многое другое. .
Люди с выраженной тревожностью обычно испытывают больший стресс и меньшую способность функционировать. Человек с этим заболеванием может также сообщать о симптомах, сходных с симптомами большой депрессии, таких как усталость, головные боли, нарушение концентрации внимания и памяти. Тяжелые симптомы тревоги являются постоянными и частыми, что затрудняет работу человека и выполнение даже самых простых задач.
Тревога на уровне паники
Четвертый уровень тревоги — это тревога на уровне паники или паническое расстройство, которое характеризуется частыми, повторяющимися и неожиданными приступами паники. Общие симптомы панической атаки включают в себя:
- Внезапное появление сильного страха и чувства обреченности
- Сердцебиение или учащенное сердцебиение
- Быстрое дыхание
- Тошнота или головокружение
- Страх смерти
- Потеря сознания или обморок
У людей с паническими расстройствами приступы паники обычно длятся около 10 минут и могут возникать неожиданно. Триггеры панических атак у разных людей разные, поэтому полезно поработать с терапевтом или специалистами в области психического здоровья, чтобы определить, что это за триггеры, и разработать соответствующие механизмы преодоления.
Помощь при тревоге
Независимо от того, с каким из четырех компонентов тревоги вы боретесь, наш лечебный центр в Массачусетсе может помочь. Центр лечения Клирбрук предлагает психиатрическую помощь по месту жительства, которая предоставляет варианты индивидуальной и групповой терапии для людей с тревожными расстройствами, паническим расстройством, депрессией, обсессивно-компульсивным расстройством и другими заболеваниями. Мы даже предлагаем различные уровни лечения зависимости, чтобы помочь людям, страдающим расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ.
Хотя тревога может быть изнурительной болезнью, вы не должны позволять ей управлять вашей жизнью. Позвоните в наш реабилитационный центр Clearbrook сегодня по телефону 570-536-9621, чтобы узнать больше о реабилитационном центре для наркозависимых и психиатрической помощи в штате Массачусетс.
Связанное чтение:
«Мне кажется, я слишком много думаю»: черты чрезмерно мыслящего человека
Тревога, вызванная каннабисом
тревога
Алисса Валентин
Алисса — директор Banyan по цифровому маркетингу и технологиям.