Вербальный и невербальный контакт: 2.3. Вербальные и невербальные средства общения

Содержание

Вербальные и невербальные средства установления контакта

Вербальные  и невербальные средства установления контакта

     Природа происхождения

     Всю человеческую коммуникацию по форме выражения информации условно можно разделить на вербальную (посредством речи) и невербальную (внеречевую).

     Вербальные  средства общения, безусловно, являются уникальной системой представления информации. Основным вербальным средством общения является речь, которой, в свою очередь, обладает только человек. Ученые до сих пор ведут споры относительно природы происхождения феномена речи. Одни утверждают, что речь имеет под собой биологическую основу (в том смысле, что у человека генетически заложены основы речи), и главным аргументом приверженцев к данной теории является тот факт, что разговаривают все люди, не зависимо от национальности, расы и пр. И действительно, посмотрите на маленьких детей: их никто не учит языку, они сами без особой сложности научаются языку, как будто в них уже заложены основы речи.

Для сравнения вспомните, как сложно, например, научить ребенка держать ложку, и как легко ребенок в возрасте 3 – 4 лет может освоить два, а то и три иностранных языка.

     Однако  существует и другое мнение по данному  вопросу. Некоторые ученые считают, что речь – «произведение социума» и не имеет под собой биологической  основы. Надо заметить, что в защиту и этой теории немало фактов. Например, если речь имеет биологические корни, то почему она свойственна только человеку? Ученые проводили эксперимент: в семье на протяжении четырех лет на равных условиях воспитывались ребенок и детеныш гориллы. Они воспитывались с рождения, условия были благоприятны для развития речи, однако в итоге детеныш гориллы так и не научился говорить. В защиту данного предположения есть еще один немаловажный факт: дети маугли, которые на протяжении длительного периода времени были изолированы от социума, разговаривать не могут. К тому же если сенситивный (наиболее благоприятный) период для развития речи упущен, то научить таких детей человеческой речи практически невозможно.

     Таким образом, до сих пор не выяснено заложены ли основы речи в человеке генетически, или же они возникают и развиваются лишь в системе социума. На данный момент существует огромное количество противоречивых фактов, подтверждающих и первую и вторую теории. Думаю, истина, как это часто бывает, где-то посередине. Однако сегодня тенденция ведется к тому, что речь является все-таки произведением социума. Думаю, что дело не в том, что эта теория является более точной, просто сегодня преобладает гуманистический подход (во времена Зигмунда Фрейда преобладало биологизаторское мышление), в рамках которого так думать будет «правильнее», так как каждый человек – это феномен, личность, индивидуальность, который взращивается и развивается исключительно в условиях социума. А что будет дальше – зависит от времени, в котором будет жить следующее поколение.

     Невербальные  средства коммуникации безусловно более  древняя и общая форма выражения  информации. Если речью владеет всего-навсего  все человечество, то невербальные средства в совершенстве используют и животные, причем у каждого вида своя система невербальных знаков.

     Но  и здесь не все так просто. До сих пор нерешен вопрос, является ли невербальная коммуникация отдельной самостоятельной системой, или же она только лишь сопровождает речь.

     В самом начале изучения невербальной коммуникации ученые считали, что невербальные средства общения существуют как вспомогательные системы внеречевой деятельности, которые сопровождают речь. Однако после ряда исследований данное предположение осталось в меньшинстве. Например, был проведен такой эксперимент: один ученый решил записать на видео диалог двух людей. При дальнейшем просмотре записи и тщательном ее изучении он пришел к выводу, что все жесты и прочие невербальные системы речи (о них мы поговорим чуть позже) не случайны. Они не просто сопровождают речь, они как бы излагают все то, что словами не скажешь (или не захочешь сказать).

Исследователь сравнил их с танцем, в котором гармонично излагается все. В дальнейшем им был проведен еще один эксперимент, в ходе которого он записал на видео «диалог» двух младенцев, которые лежали рядом друг с другом и «о чем-то беседовали». При тщательном анализе полученной записи он увидел, что «танец жестов» удивительным образом похож на тот, который присутствовал в первом эксперименте.

     Думаю и при решении данного вопроса истина опять-таки находится где-то посередине. Невербальную коммуникацию назвать полностью самостоятельной системой безусловно нельзя, однако факты говорят о том, что и просто сопровождающей речь она не является. Вербальные и невербальные средства общения тесно и неразрывно связаны друг с другом. И это факт, не требующий доказательств.

     Сравнительная характеристика вербальных и невербальных средств  общения.

     Вербальная  и невербальная коммуникации тесно  связаны друг с другом. Но тем  не менее они не являются единым целым. Их объединяют общие цели. И главной, определяющей целью является не трансляция информации, как может показаться на первый взгляд, а установление контакта и налаживание коммуникации. Это связано с тем, что человек в процессе общения требует не информацию, не опыт, не знание, он ищет понимания, а его достичь можно лишь после установления контакта. Если бы все общение сводилось только лишь к обмену информации (на любом уровне), оно потеряло бы всякий смысл и превратилось бы в фатовое общение (общение ни о чем. То есть этот вид общения наполнен определенным содержанием, несет в себе какую-то информацию, но не требует понимания, осмысления, анализа и пр. Пример: пересказ сериала.).

     Итак, вербальные и невербальные средства общения объединены общей целью (о ней мы поговорим ниже), однако средства ее достижения у них разные.

     Вербальная  коммуникация – речевая, которая, как  мы уже говорили, является универсальной. Посредством нее передается от 10% до 25% всей информации, а принимается  от 4% до 1%.   То есть посредством речи индуктор способен передать очень небольшое количество информации, а реципиент воспринять еще меньше.

     Остальная информация о человеке передается невербально. Невербальная коммуникация по сравнению с вербальной является более старой формой передачи информации, а также установления контакта. Та информация, которая передается посредством нее считывается бессознательно (впрочем как и передается). В этом, можно сказать, ее большое преимущество.

     Нередко наши слова расходятся с делом. Люди очень часто говорят одно, думают другое, ну а делают третье. И не всегда нарочно, даже не всегда осознанно. Человек от природы непросто устроен, процесс человеческого общения от природы очень сложен и неоднороден. Часто мы не можем выразить словами четко и ясно чего мы хотим и не потому, что мы это скрываем, зачастую мы просто сами незнаем чего хотим. И в процессе общения наше подсознание (которое содержит ответы на все вопросы) кодирует информацию.

Впоследствии подсознание реципиента (того, на кого направлено сообщение) декодирует эту информацию. Именно таким образом устанавливается контакт на уровне подсознания. Часто мы этого даже не замечаем, до уровня нашего сознания поднимается лишь результат. Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда незнакомый человек совершенно не нравится, и вы даже не знаете почему. Казалось, он вам не сделал ничего плохого, его идеальное поведение, манера и содержание разговора наоборот должны притягивать и вы не можете найти рационального объяснения данной ситуации. А на самом деле он подсознательно отправляет вам невербальные сигналы, которые противоречат его словам и действиям, и ваше подсознание, декодировав данные знаки, посылает сигнал на сознательный уровень, и вас интуитивно отталкивает от вашего собеседника. В таком случае контакт прерывается. Случаются и полностью противоположные ситуации, когда, казалось, нет между вами ничего общего на вербальном уровне, и разговаривать не о чем, а на уровне подсознания вас как магнитом притягивает друг к другу, и в этом случае невербальный контакт будет налажен.

      

    
 

ВЕРБАЛЬНЫЕ  КОММУНИКАЦИИ

  • Совершенствование навыков вербального общения
  • Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.

Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса. Вспомните Мартина Идена Д. Лондона, который, решив стать писателем, ежедневно стал учить определенное количество новых слов. Это ему помогло. Сейчас обычно если и учат новые слова, так только при изучении иностранного языка.

Хотя расширять свой словарный запас надо как тем, у кого он невелик, так и тем, чья профессия этого требует (писатель, оратор, переводчик, политик и т.п.). Если вы ясно понимаете, что именно хотите сказать, и ваш словарный запас достаточно велик, то вы наверняка сумеете точно выразить свою мысль и предотвратите возможные недоразумения. И напротив, люди, у которых сумбур и в мыслях и в словах, постоянно рискуют попасть впросак. Зачастую люди стесняются пользоваться своим богатым словарным запасом, не желая щеголять образованностью, опасаясь показаться заносчивыми.

Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли монотонным голосом, уткнувшись в заранее подготовленную бумажку, то очень скоро обнаружите, что аудитория не слушает вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет докладчику оценить реакцию слушателей. Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуникация, в которой участвуют два человека. Так, в политике давно известен факт, что личное общение с избирателями повышает шансы кандидата на успех в избирательной кампании.

Как добиться, чтобы  ваше общение с супругом, учителем, начальником или с понравившейся вам девушкой было более эффективным? Психологи установили, что общению больше способствуют открытые вопросы. При ответе на закрытый вопрос («Вам нравится ваша работа?») можно ограничиться простым «да» или «нет», тогда как открытый вопрос («Что вам нравится в вашей работе?») требует развернутого ответа.

Структура речевой коммуникации

Мы уже убедились  в том, что в межличностной  коммуникации происходит нечто большее, чем просто передача и восприятие слов. Даже точное значение слов возникает из единого комплекса речевых и невербальных средств, которые используются для усиления и подтверждения слов, и даже для насмешки над своими словами и придания им противоположного смысла. В то же время слова, взятые сами по себе, все же являются основным компонентом коммуникации.

Вербальное общение  является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как ‘прошу дополнительную минуту перерыва’ в спортивных состязаниях и т.п.

Речевая сторона  коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и  выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили  и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного инвентаря (в современной лингвистике иногда говорят: поля) возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это – социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен.

Поэт О.Э.Мандельштам писал: “Я слово позабыл, что я хотел сказать: слепая ласточка в чертог теней вернется…”. Сколько таких ласточек не долетают до цели, и сколько не могут покинуть своего гнезда в ‘чертоге теней’ – столько неточных высказываний и невысказанных мыслей тянутся за нами в жизни и общении.

Система, обеспечивающая речевую коммуникацию – человеческий язык – изучается языкознанием. Не имея возможности изложить теорию языка в рамках пособия по коммуникации, рекомендуем обратиться к учебникам  по лингвистике. Считается, что существует два ‘классических’ учебника: учебник А.А.Реформатского и учебник Ю.С. Маслова. Помимо собственно языкознания, речевое общение изучается в смежных науках: социальной лингвистике и психолингвистике, а также в самой психологии.

Невербальное общение и коммуникация

Содержание:
Визуальный канал
Дистанция
Жесты
Зрительный контакт
Выражение лица
Межкультурные различия в интерпретации улыбки.
Паралингвистика.
Множественные каналы
Невербальное поведение и самопрезентация

Большая часть коммуникации между людьми происходит невербально, и влияния невербальной коммуникации на впечатления о других людях могут быть особенно сильными. В исследовании Эмэби и Розенталя (Amaby, Rosenthal, 1993) студентам демонстрировали 30-секундные видеоролики без звука, на которых были сняты лекции преподавателей колледжа, а затем просили их оценить преподавателей по ряду личностных качеств. Студенты смогли дать достоверные оценки качествам преподавателей — оценки, которые демонстрировали хороший уровень консенсуса и представляли собой достоверные прогнозы оценок, которые студенты давали преподавателям позднее, в конце семестра. Не возникает сомнения в том, что воздействие даже небольшого количества невербального поведения может быть очень существенным!

В целом люди сообщают информацию о себе главным образом тремя способами. Наиболее очевидный способ — вербальная коммуникация, т. е. содержание речи человека. Другие способы невербальны и предоставляют набор гораздо более трудноразличимых сигналов. Невербальная коммуникация представляет собой сумму тех способов, при помощи которых мы передаем информацию без использования речи.

Невербальная  коммуникация приходит к нам через визуальный канал, включающий в себя такие особенности, как выражение лица, жесты, поза и внешний вид. Она также поступает к нам через паралингвистический канал, а именно через речевые сигналы, остающиеся после того, как содержание удалено, а именно высоту тона, амплитуду, темп, качество звука и речевой контур.

Визуальный канал

Некоторые из основных невербальных сигналов визуального канала выражаются путем «соблюдения дистанции», жестов и зрительного контакта.

Дистанция.

Обычно чем более дружелюбные и личные чувства человек испытывает к другому человеку, тем ближе к нему он стоит. Друзья стоят ближе друг к другу, чем незнакомые люди; люди, которые хотят казаться дружелюбными, выбирают более короткую дистанцию; а люди, между которыми существует сексуальное влечение, стоят очень близко друг к другу. Несмотря на то что большинство людей не уделяют много времени размышлениям о своем личном пространстве, мы все осознаем, что если человек стоит близко к нам, это обычно расценивается как знак дружбы или интереса. Возможно, это один из наиболее важных и простых способов сказать тому, кого ты только что встретил, что он тебе нравится. Другой человек немедленно осознает ваш интерес, и, если его это не интересует, он, возможно, отодвинется на большее расстояние, чтобы продемонстрировать вам свое отношение.

Люди, принадлежащие к разным культурам, имеют различные традиции использования прикосновений и других невербальных коммуникаций во время случайного разговора. Например, эти две женщины, живущие в Северной Америке, чувствуют себя комфортно, не прикасаясь друг к другу, в то время как эти двое мужчин, идущие по улице в Испании, во время разговора находятся близко друг к другу и неоднократно дотрагиваются до собеседника 

Жесты.

 В последние годы было опубликовано множество книг на тему языка тела. Авторы этих книг утверждают, что можно с точностью определить, что думают другие люди, наблюдая за движениями их тел и позами. Открытая ладонь означает приглашение, скрещенные ноги демонстрируют попытку защититься и т. д. Несомненно, телодвижения и поза несут в себе определенную информацию. Существуют откровенные, прямые жесты и жесты, уловимые с очень большим трудом. Многие движения тела являются общепринятыми и передают определенную информацию или указания: примерами служат жесты, означающие «остановитесь» или «подойдите», а также жесты со смыслом «садитесь», «да», «нет», «уходите», «до свидания». Многие непристойные жесты имеют хорошо известные значения. В определенном смысле все они составляют язык знаков.

Жесты имеют значение главным образом тогда, когда наблюдатели и участники понимают контекст и в особенности когда они понимают данную культуру. Открытая ладонь не всегда означает приглашение: иногда вытянутая вперед рука с повернутой от себя ладонью означает «стой»; жест, направленный в другую сторону, когда ладонь повернута к себе, а пальцы двигаются в сторону тела, означает «подойдите» или «входите». Никто так и не создал достоверный словарь жестов. Популярные книги, рассказывающие о языке тела, обычно не основаны на научных исследованиях, и их следует читать с долей здорового скептицизма. Значение жестов зависит от контекста, от человека, совершающего действие, от культуры и от реципиента коммуникации.

В настоящее время значение невербальных коммуникаций и в особенности жестов начинает завоевывать свое место в массовой культуре. Специалисты средств массовой информации, которые «делают» политических кандидатов, часто работают над их жестами и другими средствами невербальной коммуникации так же серьезно, как и над содержанием их выступлений. Во время предвыборной кампании 1988 года газета Newsweek (Warner, Fineman, 1988, p. 19) процитировала слова Роджера Айлза (Ailes), консультанта по средствам массовой информации Джорджа Буша, которые он произнес во время репетиции одного из выступлений: «Снова вы идете с этой гребаной рукой. Вы похожи на гребаного гомика!» (цитируется по DePaulo, 1990).

Зрительный контакт

Зрительный контакт — наиболее интересная форма невербальной коммуникации. Как и в случае с другими формами коммуникации, зрительный контакт может обладать огромным количеством значений и зависеть от контекста. Но почти во всех социальных взаимодействиях зрительный контакт несет определенную информацию. Как минимум зрительный контакт свидетельствует об интересе или о его отсутствии. В кинофильмах влюбленные подолгу смотрят друг другу в глаза, чтобы показать любовь, привязанность или заботу. Несомненно, все мы знаем, что длительный зрительный контакт используется в качестве средства демонстрации тяги к кому-то. Даже случайный разговор может превратиться в выражение романтического интереса, если один из участников разговора поддерживает зрительный контакт. И наоборот, избежание или прерывание такого контакта обычно является признаком того, что человек не заинтересован в общении. Несомненно, что, когда во время разговора человек избегает зрительного контакта, мы склонны интерпретировать это как показатель того, что он не в полной мере вовлечен во взаимодействие. Однако из этого общего принципа существуют исключения. Зрительного контакта может избегать также человек, сообщающий плохие новости или говорящий что-то, причиняющее боль. Иногда отсутствие зрительного контакта может означать, что человек стесняется или напуган. Если человек испытывает чувства, которых он стесняется, он не хочет быть объектом прямого пристального взгляда. В исследовании, проведенном Эллсуортом, Фридманом, Перликом и Хойтом (Ellsworth, Friedman, Perlick & Hoyt, 1978), студенткам колледжа сказали, что им предстоит принять участие в обсуждении вопросов, касающихся «достаточно интимных, личных сторон жизни, вещей, о которых студенты колледжей обычно не любят говорить». Затем каждая студентка должна была ждать начала дискуссии в  присутствии подставного лица — помощника исследователя, который в течение 75% времени смотрел прямо на нее или же за все это время бросал на нее только один пристальный взгляд. Без сомнения, большинство участниц отдали предпочтение тому человеку, который не смотрел на них пристально. Но в случае с участницами эксперимента, не ожидавшими разговора, способного вызвать их смущение, все было по-другому. Прямой пристальный взгляд явно пугал смущенных женщин.

Более того, зрительный контакт может быть активно использован в целях запугивания. В другом эксперименте некий человек пристально смотрел на участника, который имел возможность при желании агрессивно реагировать на него. Участники, испытавшие на себе пристальный взгляд, были менее агрессивны, чем те, на кого не смотрели. По-видимому, продолжительный зрительный контакт может быть интерпретирован как угроза, что заставляет людей спасаться или действовать в примирительной манере. Возможно, все мы можем вспомнить тех преподавателей, которые использовали эту технику очень эффективно.

В том, что зрительный контакт может нести противоположные значения — дружелюбие и угрозу, — возможно, и нет ничего удивительного. В обоих случаях он указывает на более высокую степень вовлеченности и эмоционального содержания. То, является ли эмоция положительной или отрицательной, зависит от контекста; невербальные сигналы сами по себе не обладают фиксированным значением.

Выражение лица

Выражение лица также может иметь значение для установления контакта с другими людьми. Одно из интересных проявлений этого феномена — подражание. Наблюдения показали, что люди (как и шимпанзе) физически подражают реакциям других. Дарвин отмечал, что люди, в частности, имитируют страдания других. Возможно, что это подражание является проявлением симпатии к жертве; подражающий человек может руководствоваться желанием дать понять другому человеку, что он разделяет его болезненный опыт.

Для проверки этой идеи Бавелас, Блэк, Лемери и Муллетт показывали студенткам, каждой в отдельности, как человек случайно роняет тяжелый монитор на поврежденный палец, на который была наложена толстая повязка из бинтов. В некоторых случаях жертва, подставное лицо (сильно израненное!), смотрела на наблюдателя; в других случаях зрительный контакт не осуществлялся. Большинство наблюдателей в ответ демонстрировали выражение боли, но в случае отсутствия зрительного контакта оно быстро исчезало. Более того, когда зрительный контакт присутствовал, наблюдатели были в значительно большей степени склонны улыбаться, по-видимому, в попытке утешить пострадавшего. Выражения лиц наблюдателей в условиях зрительного контакта оценивались как более «понимающие» и «заботливые», чем лица тех, кто находился в условиях отсутствия зрительного контакта; это означает, что первые успешнее сообщали чувства сопереживания и сочувствия.

Межкультурные различия в интерпретации улыбки.

Каждый день посетители Департамента автомобильного транспорта (США) выстраиваются в очередь для того, чтобы сделать фотографию для идентификационных карт и водительских прав. Когда людей просят широко улыбнуться, большинство из них с готовностью делают это. Однако, как рассказывает фотограф Калифорнийского департамента автотранспорта, однажды, когда он попросил улыбнуться японца, тот отказался сделать это. Что же было не так? Ответ заключается в различии информации, передаваемой улыбкой.

В Соединенных Штатах улыбка обычно рассматривается с положительной точки зрения как показатель того, что улыбающийся человек добр и дружелюбен и что ему можно доверять. Историки высказали предположение, что поскольку Соединенные Штаты были обществом переселенцев, испытывающим недостаток официального правопорядка, возможность общаться с другим человеком, дружелюбным, не имевшим дурных намерений, вызывающим доверие, имела очень большое значение. Эта интерпретация, судя по всему, сохраняется, свидетельством чего является тот факт, что людей, живущих в Соединенных Штатах, обычно относят к самым дружелюбным людям на планете.

У жителей Азии, напротив, улыбка может передавать совершенно иную информацию. Японец, отказавшийся улыбаться при фотографировании на водительские права, считал, что улыбка будет указывать на то, что он недостаточно серьезно относится к своим обязанностям водителя. Фотография предназначалась для официального документа, и улыбка могла свидетельствовать о фривольном отношении к важному виду деятельности. Подобное же мнение выражает корейская пословица: «Мужчина, который много улыбается, не может быть настоящим мужчиной». Во многих азиатских обществах, включая Японию, Корею и Индию, люди могут улыбаться, когда они смущены, грустны, счастливы, извиняются, разгневаны или находятся в замешательстве. Таким образом, улыбка не имеет четких ассоциаций с дружелюбием или счастьем, как это происходит в Соединенных Штатах или России. Различия в культурных интерпретациях улыбки могут создавать проблемы (Dresser, 1994). Владельцы магазинчиков в Корее, которые, общаясь с покупателями из других стран, не улыбаются, иногда воспринимаются последними как настроенные враждебно. Жителей Соединенных Штатов иногда считают ребячливыми и немного глупыми из-за особенностей их поведения. Когда японские правительственные чиновники фотографируются с сановниками из Соединенных Штатов, они иногда улыбаются, но в основном потому что их учили, что такое поведение ценится американской аудиторией. Таким образом, такой простой акт поведения, как улыбка, может иметь многочисленные значения в различных культурах и может быть использован в качестве основы для формирования суждений о множестве личностных и культурных особенностей.

Паралингвистика.

Вариации речи, отличные от реального вербального контакта, называемые паралингвистикой, передают значительное количество значений, в особенности эмоциональных (Banse & Scherer, 1996). Высота тона, уровень громкости, ритм, изменение интонации и заикания несут в себе  конкретную информацию. Родители часто могут сказать по звуку плача своего ребенка о том, голоден ли он, рассержен или слегка капризничает. Собаки лают совершенно по-разному, и каждый тип лая имеет для человека, знакомого с этим животным, разное значение. И несомненно, выразительность и смысл речи взрослых людей частично зависит от этих паралингвистических факторов.

Такое простое высказывание, как «Ты хочешь переехать в Японию» может иметь абсолютно разный смысл в зависимости от ударения и интонации. Произнесите его вслух как невразумительное высказывание без каких-либо ударений, и оно будет звучать как простая констатация факта. Скажите его с изменением интонации (подъем голоса) на конце предложения, и оно поставит под вопрос мудрость решения отправиться в Японию; вы выразите сомнение в том, что это хорошее место для переезда. Скажите его с дополнительным ударением на первом слове, и оно превратится в вопрос о том, в какой мере квалифицирован человек, к которому обращаются; вы выражаете сомнения в том, способен ли этот человек найти свое место в этой стране. Короткая фраза «Ты мне нравишься» в зависимости от паралингвистических характеристик может указывать практически на что угодно — от умеренных чувств до пылкой страсти.

Эти вариации часто имеют большое значение при передаче эмоций. В действительности они настолько важны, что часто их необходимо добавлять к письменному языку. Для того чтобы показать, что кто-то считает Японию неудачным выбором, предложение могло бы читаться следующим образом: «»Ты хочешь переехать в Японию?» — сказал он с недоверием». Для передачи чувства, стоящего за высказыванием «Ты мне нравишься», можно написать: «»Ты мне нравишься», — страстно прошептала она». Без этих паралингвистических признаков трудно интерпретировать данные высказывания. Одна из трудностей изучения паралингвистики (и большинства других видов невербального поведения) состоит в том, что эти признаки не имеют фиксированного значения. Все мы сходимся во взглядах на значения слов. Мы все знаем, что означает слово «Япония», и, с некоторыми вариациями, мы знаем, что если человек говорит, что вы ему «нравитесь», он имеет в виду положительные чувства. И напротив: люди придают паралингвистическим признакам весьма разнящиеся значения. В понятии некоторых людей пауза может быть использована для ударения; для других она может означать неуверенность. Более высокая тональность может означать волнение или ложь; громкость может указывать на гнев, сочувствие или волнение. Определенное значение зависит от контекста. Трудно интерпретировать сообщение, когда говорящий разговаривает с вами более громко. Если человек сжимает руку в кулак, показывает ли он свой гнев? Если человек сжимает вас в объятиях, является ли это свидетельством любви? Интерпретация зависит как от индивидуальных привычек и характеристик, так и от этнических обычаев.

Множественные каналы

Какой из трех каналов коммуникации — вербальный, визуальный или паралингвистический — обеспечивает наибольшую информацию о реальных эмоциях человека? Обычно, и это неудивительно, люди стремятся сформировать более точные суждения о другом человеке, обладая доступом ко всем каналам коммуникации. Исследователи способов невербального общения высказывают предположение о том, что невербальная коммуникация играет важную роль при формировании суждений об истинном состоянии человека, в особенности при передаче эмоциональной информации. Однако эмпирические исследования ставят это заключение под сомнение. В целом вербальный канал, т. е. информация, которую люди сообщают о себе, представляется гораздо более важным для всех типов суждений о людях, в том числе и суждений об их эмоциональном состоянии .

Вопрос о том, какой из каналов передает более значимую информацию, становится особенно актуальным, когда наблюдатель из разных каналов получает противоречивые сигналы. Как вы интерпретируете чувства вашей подруги, если она говорит, что любит вас, а сама отодвигается в сторону и не смотрит на вас? Ее вербальная и наблюдаемая вами коммуникация, похоже, вступают в противоречие. А что, если ваша соседка по комнате кричит вам во всю силу своих легких, что на самом деле она нисколько не сердится на вас за то, что вы разбили ее любимую кофейную чашку? Противоречия между каналами имеют особенное значение при интерпретации явно обманчивых коммуникаций.

Действительно ли в конфликтных ситуациях можно с максимальной уверенностью положиться на невербальную и в особенности наблюдаемую коммуникацию, как утверждают некоторые из исследователей? В ходе одного из исследований Краусс, Эппл, Моренси, Уэнцель и Уинтон (Krauss, Apple, Morency, Wenzel & Winton, 1981) показывали участникам записи телевизионных дебатов, состоявшихся в 1976 году между Уолтером Мондейлом (Mondale) и Робертом Доулом (Dole), двумя кандидатами на пост вице-президента. Начало дебатов было приятным, но затем дискуссия приобретала возбужденный и враждебный характер. Исследователи отобрали 12 отрывков из выступлений каждого оратора, в половине из которых демонстрировались положительные эмоции, а в половине — отрицательные. Затем каждому участнику были показаны эти отрывки в одном из четырех условий:

  1. аудио-визуальном — стандартная версия, записанная на видео-кассету;
  2. только вербальном — письменная расшифровка стенограммы, представленная в NewYork Times,
  3. только видео — с выключенным звуковым каналом; и
  4. паралингвистическом — только звуковая дорожка, но с отфильтрованным содержанием, что делало речь непонятной, в то время, как такие невербальные особенности, как высота тона, уровень громкости, темп и т. д., были сохранены.

Таблица 1

Правильность восприятия истинных чувств воспринимающего по отношению к объекту

  Вербальное содержание
  доступно недоступно
Выражение лица доступно для наблюдения +8,5 +7,4
Выражение лица недоступно для наблюдения +8,4 +3,1

Примечание. Отметка представляет собой восприятие истинного чувства воспринимающего к понравившемуся объекту минус восприятие истинного чувства воспринимающего к непонравившемуся объекту, каждое из которых оценивается по 9-балльной шкале.

Источник: Zuckerman, Amidon, Bishop & Pomerantz (1982), p. 353.

 

Вербальное содержание оказалось решающим для определения того, какие эмоции выражались: позитивные или негативные; т. е. вербальная информация была наиболее важной, что противоречит предположениям о значении невербальных коммуникаций. Данные, полученные в ходе этого исследования, представлены в табл. 1. Визуальный канал мало что привнес в суждения наблюдателей. Паралингвистическая информация действительно сделала свой вклад в суждения об уровнях эффективности и активности выступлений ораторов. То есть наблюдатели, которым был представлен неразборчивый звуковой ряд, сформировали такие же  суждения о силе эмоций, что и те, кому была представлена полная аудио-визуальная информация. Значение полученных результатов заключается в том, что паралингвистическая информация, такая как зрительный контакт, может оказаться достаточной для определения энергичности эмоции и вовлеченности, даже если она недостаточна для определения конкретного типа выражаемой эмоции.
Таким образом, в целом можно отметить, что невербальные сигналы — как пара- лингвистические, так и видимые — не являются очень точными проводниками, способными привести к пониманию эмоциональных чувств у других людей. В невербальных коммуникативных сигналах нет ничего магического или безусловного. Большинство из них могут передавать множество сообщений в зависимости от контекста. Прикосновение к руке привлекательной женщины, с которой вы недавно познакомились, означает нечто совершенно иное, чем такое же прикосновение бездомного на станции метро. Невербальные сигналы могут быть информативными, но в основном это происходит тогда, когда они прочно вписаны в знакомый контекст, когда мы знаем, какова роль другого человека, когда мы имеем некоторое представление о его общих целях, когда мы имеем представление о нормах, существующих для этой ситуации, и т. д.

В отсутствие понятного или знакомого контекста — например когда мы путешествуем за границей — мы часто чувствуем себя потерянными, и невербальные сигналы имеют для нас мало смысла. Причина заключается в том, что многие сигналы, понятные нам в рамках нашего культурного контекста, в ином культурном контексте имеют совершенно иное значение.

Невербальное поведение и самопрезентация

Итак, в ходе нашего обсуждения возникло предположение о том, что невербальное поведение является или самопроизвольным и неосознанным, или представляет собой потенциальный источник утечки информации об обмане. Однако  невербальное поведение подвластно саморегуляции (DePaulo, 1992). Когда у людей присутствует мотивация произвести определенное впечатление, они часто делают это, в частности управляя своим невербальным поведением.

Вспомните, что происходило, когда ваш друг в последний раз делился с вами своими проблемами. Если вы терпеливо и сочувственно слушали, как это делают большинство из нас, по меньшей мере в начале разговора, вы, возможно, сознательно произносили правильные слова, такие как «Это очень плохо» или «Так ужасно нельзя обращаться ни с кем». Вероятно, вы также сознательно использовали соответствующие формы невербального поведения, например установление зрительного контакта с другом, когда он говорил, и сочувственно кивали. Вы знали, к примеру, что нельзя улыбаться, а нужно выглядеть серьезно, и что не следует вскрывать и просматривать свою почту, пока он объясняет суть своей проблемы. Несмотря на то что у вас не было намерения каким-либо образом обманывать вашего друга, формы вашего невербального поведения находились под четким контролем, по крайней мере в определенной степени, так что вы выражали соответствующие чувства и реакции на откровения вашего друга.

В течение жизни мы много узнаем о самопрезентации невербального поведения — столько, что когда мы взрослеем, она становится почти автоматической. Например, уже во время обучения в колледже мы, скорее всего, не думаем, что нам следует прекратить суетиться, долго смотреть кому-то в глаза и выглядеть сочувственно, когда другой человек рассказывает нам о своих проблемах. Эти формы поведения могут проявляться, в сущности, спонтанно, как реакции на страдание друга. Культурные нормы, определяющие, как человек передает эмоции другим людям, являются упорядоченными и следуют нормам, которые психологи называют правилами демонстрации (Ekman, 1992а, 1992b). Правила демонстрации определяют не только то, какая эмоция должна быть передана в определенной ситуации, но и то, как это должно быть сделано.

Невербальное поведение также может быть использовано и для будущих социальных целей. Когда мужчина разговаривает с женщиной, которой он хочет назначить свидание, он много улыбается, устанавливает с ней длительный зрительный контакт, стоит довольно близко и может упереться рукой в стену за спиной своей предполагаемой партнерши. Будучи вынужденным разговаривать с кем-то, кто его не привлекает, он стоит на большем расстоянии от собеседника, время от время обводит глазами комнату, сохраняет более серьезное выражение лица и держит руки прямо перед собой.

Люди отличаются друг от друга тем, насколько эффективно они используют свою невербальную коммуникацию. В частности, при использовании невербального поведения проявляются половые различия. Девушки и женщины обычно  более экспрессивны, в большей степени вовлечены в свои межличностные взаимодействия и более свободно выражают эмоции. Им свойственно в большей степени использовать невербальное поведение во взаимодействии с другими людьми, например такие его проявления, как прикосновения, зрительный контакт, выразительные движения тела, улыбка и пристальный взгляд. Кроме того, женщины точнее интерпретируют и невербальные сигналы, чем мужчины. В передаче различных эмоций также существуют тендерные различия. Женщины гораздо лучше передают счастье, в то время как мужчины более способны к передаче гнева.

Гендерные различия легко интерпретировать с точки зрения половых ролей. Обычно женщин считают специалистами в социальной и эмоциональной сферах жизни, и в этом плане невербальное поведение может оказать им явную помощь. Однако отдельные исследования показывают, что данные половые различия развиваются в очень раннем периоде жизни, даже в возрасте 3 месяцев. Соответственно бывает сложно определить роль природы и воспитания при попытке понять эти важные половые различия.

В заключение можно отметить, что из всего вышесказанного следует, что при наличии мотивации к передаче своих собственных эмоций в процессе социального взаимодействия люди пытаются сделать это, в частности, контролируя формы своего невербального поведения. Несмотря на то что иногда люди используют это поведение для обмана других, более обычным служит их использование для передачи в определенной ситуации правильного впечатления о себе и своих чувствах. Более того, люди осуществляют этот невербальный контроль достаточно успешно, пока не совершают попыток передать ложное впечатление.

Невербальное общение и коммуникация.

Читайте также:
Вербальное общение.
Общение.
Невербальное общение в работе педагога.

Оценка навыков вербального и невербального общения в этногериатрическом ОСКЕ

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: РезюмеРезюме (текст)АбстрактАбстракт (текст)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

Полнотекстовые ссылки

Эльзевир Наука

Полнотекстовые ссылки

. 2011 май; 83(2):158-62.

doi: 10.1016/j.pec.2010.05.012. Epub 2010 18 июня.

Лорен Дж. Коллинз 1 , Энн Шриммер, Джеймс Даймонд, Дженис Берк

принадлежность

  • 1 Отделение гериатрической медицины, Департамент семейной и общественной медицины, Медицинский колледж Джефферсона, Университетская больница Томаса Джефферсона, Филадельфия, Пенсильвания 19107, США. Лорен.Коллинз@jefferson.edu
  • PMID: 20561763
  • DOI: 10.1016/j.pec.2010.05.012

Лорен Дж. Коллинз и др. Пациент Educ Couns. 2011 май.

. 2011 май; 83(2):158-62.

doi: 10.1016/j.pec.2010.05.012. Epub 2010 18 июня.

Авторы

Лорен Дж. Коллинз 1 , Энн Шриммер, Джеймс Даймонд, Дженис Берк

принадлежность

  • 1 Отделение гериатрической медицины, Департамент семейной и общественной медицины, Медицинский колледж Джефферсона, Университетская больница Томаса Джефферсона, Филадельфия, Пенсильвания 19107, США. Лорен.Коллинз@jefferson.edu
  • PMID: 20561763
  • DOI: 10.1016/j.pec.2010.05.012

Абстрактный

Цель: Общение во время медицинских бесед играет большую роль в приверженности пациентов лечению, удовлетворенности уходом и результатах лечения. Навыки как вербального, так и невербального общения (ННО) играют центральную роль в развитии взаимопонимания между пациентами и медицинскими работниками. Цель этого исследования состояла в том, чтобы оценить роль невербальных и вербальных коммуникативных навыков в оценках стандартизированных пациентов во время этногериатрического объективного структурированного клинического обследования (OSCE).

Методы: Были проанализированы интервью 19 студентов-медиков, резидентов и стипендиатов этногериатрической ОСКЭ. Каждое интервью записывалось на видео и оценивалось по контрольному списку из 14 пунктов вербального и 8 пунктов невербального общения. Взаимосвязь между вербальными и невербальными коммуникативными навыками по оценкам интервью стандартизированных пациентов была изучена с использованием корреляционного анализа.

Полученные результаты: Поддержание адекватного выражения лица (FE), использование утвердительных жестов (AG) и ограничение как нецеленаправленных движений (UM), так и жестов рук (HG) оказали значительное положительное влияние на восприятие качества интервью во время этого ОСКЕ. Навыки невербального общения сыграли роль в восприятии общего качества интервью, а также восприятии культурно компетентного общения.

Заключение: Включение формативной и итоговой оценки как вербальных, так и невербальных коммуникативных навыков может быть важным компонентом учебных инноваций в этногериатрии, таких как ОСКЭ.

Авторское право © 2010 Elsevier Ireland Ltd. Все права защищены.

Похожие статьи

  • Оценка невербальной коммуникации студентов-медиков во время объективного структурированного клинического обследования.

    Исикава Х., Хашимото Х., Киносита М., Фухимори С., Симидзу Т., Яно Э. Исикава Х. и др. мед. образования. 2006 г., декабрь; 40 (12): 1180-7. doi: 10.1111/j.1365-2929.2006.02628.x. мед. образования. 2006. PMID: 17118111

  • Разработка и внедрение объективного структурированного клинического обследования для обеспечения формирующей обратной связи по коммуникативным и межличностным навыкам в гериатрической подготовке.

    О’Салливан П., Чао С., Рассел М., Левин С., Фабини А. О’Салливан П. и др. J Am Geriatr Soc. 2008 г., сен; 56 (9): 1730-5. doi: 10.1111/j.1532-5415.2008.01860.x. Epub 2008 21 августа. J Am Geriatr Soc. 2008. PMID: 18721223

  • Оценка достоверности стандартизированных оценок пациентами коммуникативного поведения студентов-медиков с использованием системы анализа взаимодействий Roter.

    Прайс EG, Windish DM, Magaziner J, Cooper LA. Прайс Э.Г. и др. Пациент Educ Couns. 2008 Январь; 70 (1): 3-9. doi: 10.1016/j.pec.2007.10.002. Epub 2007 26 ноября. Пациент Educ Couns. 2008. PMID: 18037602 Клиническое испытание.

  • Навыки общения при встрече с больным — актуальная тема экзамена для студентов-медиков. Выгодное образовательное вложение.

    Карлберг Л., Линдгрен К. Карлберг Л. и соавт. Лакартинген. 2004 г., 30 сентября; 101(40):3072-4, 3076. Лакартинген. 2004. PMID: 15506124 Обзор. шведский.

  • Оценка эффективности обучения коммуникативным навыкам: обзор исследований.

    Хенвуд П.Г., Альтмайер Э.М. Хенвуд П.Г. и соавт. Clin Выполните качественное медицинское обслуживание. 1996 июль-сен;4(3):154-8. Clin Выполните качественное медицинское обслуживание. 1996. PMID: 10159304 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Опыт работы со станцией анамнеза ОБСЕ через Zoom: выполнимость, принятие и проблемы с точки зрения студентов, симулированных пациентов и исследователей во время пандемии COVID-19.

    Хербстрейт С., Бенсон С., Райзер С., Салаи С., Фриц А., Радемахер Ф., Градл-Дитч Г. Хербстрейт С. и соавт. GMS J Med Educ. 2022 г., 15 сентября; 39(4):Doc44. дои: 10.3205/zma001565. Электронная коллекция 2022. GMS J Med Educ. 2022. PMID: 36310885 Бесплатная статья ЧВК.

  • Коммуникативные навыки, используемые врачами в педиатрической поликлинике.

    Ли Т., Лин Э.К., Лин Х.К. Ли Т. и др. BMC Health Serv Res. 2022 4 августа; 22 (1): 993. doi: 10.1186/s12913-022-08385-5. BMC Health Serv Res. 2022. PMID: 35927741 Бесплатная статья ЧВК.

  • Борьба с предвзятостью при встречах с первичной медико-санитарной помощью: дизайн информатики для поддержки клиницистов.

    Диркс Л.Г., Бенето Э., Сабин Дж., Пратт В., Лейн С., Баском Э., Казанова-Перес Р., Ризви Н., Вейбель Н., Харцлер А.Л. Диркс Л.Г. и др. Ext Abstr Hum Factors Computing Syst. 2022 апрель; 2022: 386. дои: 10.1145/3491101.3519825. Epub 2022 28 апр. Ext Abstr Hum Factors Computing Syst. 2022. PMID: 35615338 Бесплатная статья ЧВК.

  • Культурные влияния и объективное структурированное клиническое обследование.

    Боуг РФ, Боуг AD. Боу Р.Ф. и др. Int J Med Educ. 2021 28 января; 12:22-24. дои: 10.5116/ijme.5ff9.b817. Int J Med Educ. 2021. PMID: 33507878 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.

  • Цифровизация в рамках учебной программы MME — обучение и оценка коммуникативных и межпрофессиональных навыков в модуле Гейдельберга посредством видеоконференции вместе с виртуальным курсом ОБСЕ.

    Панте С.В., Вайлер М., Штайнвег Б., Херрманн-Вернер А., Брюналь С., Горностаева М., Брасс К., Мучлер А., Шааль-Ардикоглу А., Вагенер С., Мельтнер А., Юнгер Дж. Панте С.В. и др. GMS J Med Educ. 3 декабря 2020 г .; 37 (7): Doc88. дои: 10.3205/zma001381. Электронная коллекция 2020. GMS J Med Educ. 2020. PMID: 33364367 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • 1 K01 HP00075-01/PHS HHS/США
  • R24-MH074779/MH/NIMH NIH HHS/США

Полнотекстовые ссылки

Эльзевир Наука

Укажите

Формат: ААД АПА МДА НЛМ

Отправить по номеру

Невербальное общение, невербальные сигналы и навыки для освоения

В течение нескольких секунд после встречи люди уже сформировали свое мнение о вас. Они не знают вас, но они уловили, как вы одеты, как вы себя держите и, самое главное, ваш язык тела.

Вы изо всех сил пытаетесь установить значимые связи? Вам трудно донести свою точку зрения? Все может сводиться к языку вашего тела. Создание прочных социальных связей — это лучший способ не только вести полноценную и радостную жизнь, но и создать прочную сеть контактов, которая поможет вам достичь ваших целей. Независимо от того, хотите ли вы установить эти связи для продвижения по карьерной лестнице, вы встречаетесь и вам нужно проецировать другой образ, или вы просто хотите казаться более уверенным и способным, лучше всего потратить время на то, чтобы заметить и изменить свой язык тела. то, что вы можете сделать, чтобы поддержать ваши коммуникативные усилия.

Зрительный контакт

Зрительный контакт является наиболее важным фактором невербального общения. Зрительный контакт показывает, что вы увлечены своим собеседником и заинтересованы в том, что он говорит. Когда вы устанавливаете сильный зрительный контакт, вы демонстрируете уверенность и искренность. Если вы смотрите на землю или в воздух, вы показываете, что вам неинтересно или неуверенно. Хорошим ориентиром является правило 80/20. Поддерживайте прямой зрительный контакт с партнером в 80 % случаев и позволяйте своим глазам блуждать в течение 20 % времени, пока вы воспринимаете его точку зрения и собираетесь с мыслями.

Руки и ладони

Что делают ваши руки, когда вы разговариваете с другими? Вы скрещиваете руки на своем теле? Размахивая руками или нервно перебирая пальцами, вы производите впечатление ненадежного человека. Точно так же, скрестив руки на груди, вы кажетесь отстраненным от разговора. Расслабьте руки по бокам и соедините их так, чтобы пальцы соприкасались, образуя треугольник. Эти небольшие жесты имеют большое значение, когда речь идет о том, чтобы выглядеть уверенно и быть вовлеченным в разговор. Наконец, когда придет время пожать друг другу руки, крепко и крепко держите его. Вы же не хотите агрессивно сжимать руку или оставлять ее безвольной. Крепкое рукопожатие демонстрирует надежность и может стать решающим фактором при первом впечатлении.

Поза и презентация

Вы стоите, сгорбившись? Ваши плечи сгорблены? Если вашей позе не хватает, это может создать впечатление, что вам не хватает уверенности, искренности или знаний предметной области. Встаньте прямо, расправив плечи и высоко подняв голову. Скорее всего, вы уже чувствуете себя более уверенно, просто улучшая свою осанку. Хорошая осанка делает вас более доступным, а когда ваше тело открыто обращено к аудитории, вы, кажется, больше заинтересованы в их реакции.

Создайте альтер-эго

Как советует тренер и консультант Тодд Херман, иногда вам нужно создать альтер-эго, чтобы улучшить свои коммуникативные навыки. Считаете ли вы себя интровертом, которому трудно общаться с другими? А что, если бы вы считали себя общительным, уверенным в себе человеком, легко заводящим социальные связи? Когда Тодд был гостем подкаста Тони Роббинса, он обсуждал необходимость создания секретной личности. «Это понимание того, что в вашей жизни есть нюансы, а затем создание версии себя, которую вы хотите проявить в каждом из них», — сказал Тодд. Если вам нужно проводить презентации по работе, но вы ненавидите публичные выступления, сформируйте альтер-эго, который будет потрясающим оратором с сильным языком тела. У вас есть возможность подключиться к этому мышлению всякий раз, когда вы выходите на эту сцену, но вы все равно можете вернуться к своему обычному «я», когда закончите произносить свою речь.

Нервничать

Спросите себя: когда в последний раз вы верили словам кого-то на телевидении, кто ерзал? Актеры, ведущие новостей и политики обучены сдерживать свое беспокойство, чтобы их сообщение было более правдоподобным. Вы принимаете то, что они говорят вам, потому что их речь источает знания и уверенность в себе, даже когда они не правы. В следующий раз, когда вы обнаружите, что нервно ерзаете, остановитесь на мгновение. Сделайте вдох, встаньте прямо и сложите руки либо друг над другом, либо на столе или подиуме перед собой. Использование этого момента для того, чтобы вспомнить себя, должно помочь вам на время перестать ерзать. Если вы сохраните эту привычку, вам будет легче отсечь желание ерзать, как только оно возникнет. В конце концов, вы перестанете ерзать совсем.

Глубокое слушание

Если вы действительно хотите установить прочные связи с помощью эффективных невербальных методов общения, вы можете использовать силу глубокого слушания. Глубокое слушание сочетает в себе различные принципы невербальной коммуникации, такие как поддержание постоянного зрительного контакта, работа над тем, чтобы быть по-настоящему присутствующим и вовлеченным в разговор, предложение невербальной обратной связи, такой как улыбки и кивки, и расположение вашего тела так, чтобы оно было близко к вашему собеседнику, сохраняя при этом хорошая осанка. Когда вы делаете это вместе, результатом является глубокое слушание, состояние, в котором вы полностью впитываете то, что говорит ваш партнер, и он чувствует, что может общаться с вами открыто и честно.

Существует так много способов повысить ценность любого разговора, группового собрания или социального взаимодействия, но их легко упустить из виду, если вы не ведете себя так, чтобы зажечь разговор и установить контакт. Невербальные сигналы и жесты могут сказать гораздо больше, чем слова сами по себе. Совершенствуя свой язык тела и представляя себя так, чтобы излучать искренность, уверенность и знания, вы углубите свои существующие отношения и создадите значимые новые.

Хотите научиться влиять на других и взаимодействовать с ними на более глубоком уровне?

Мастерство влияния — это программа Тони Роббинса №1 для продавцов. Изучите проверенные стратегии, чтобы получить максимальную отдачу от вашего бизнеса и вашей жизни. Начать безрисковую пробную версию сегодня

Начать безрисковую пробную версию

Хотите добиться реальных результатов СЕЙЧАС? Заполните форму ниже, чтобы запланировать БЕСПЛАТНУЮ 30-минутную сессию с тренером по стратегии результатов Тони Роббинса.