Вербальный контакт что это: Невербальный контакт в психологии

Содержание

Невербальный контакт в психологии

ДОКЛАД

ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

НА ТЕМУ:

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ КОНТАКТ

В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Выполнила:

Педагог-психолог МБОУ «Школа № 29»

г.Дзержинска Нижегородской области

Карпова Ирина Александровна

Содержание Стр.

Введение………………………………………………………………………3-4

1. Виды невербального контакта, их характеристика…………………….5-13

2. Правила невербального поведения консультанта в психологическом консультировании………………………………………………………….14-17

Заключение…………………………………………………………………18-19

Литература……………………………………………………………………..20

Введение

Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков.

Мы изучали родной язык, иностранный, многие изучают языки программирования. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали — это язык жестов, мимики и телодвижений человека.

Что касается стороны исследования этого языка, то, пожалуй, наиболее влиятельной работой начала ХХ века была работа Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у людей и у животных», опубликованная в 1872 году. Она стимулировала современные исследования в области «языка тела», а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов.

Впервые серьезным исследованием этого языка занялся в конце 70-х годов Аллан Пиз, который является признанным знатоком психологии человеческого общения и автором методики обучения основам коммуникации в Австралии.

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40 информации передается с помощью вербальных.

Эти данные заставляют задуматься над значением «невербалики» для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка — языка телодвижений, на котором все мы с вами разговариваем, даже не осознавая этого.

Невербальное общение очень важно и в психологическом консультировании, так как через невербальные проявления клиент демонстрирует свое истинное отношение к происходящему. И задача консультанта увидеть и интерпретировать эти проявления, т.е. понять, что за ними кроется. Кроме того, визуальное слежение за эмоциональным состоянием клиента в процессе консультативной беседы позволяет консультанту вовремя принимать меры по регуляции его (клиента) состояния.

Немаловажную роль играет и то, как сам консультант в процессе психологического консультирования поддерживает клиента с помощью невербальных средств.

В данном реферате мы более подробно рассмотрим виды невербальных контактов, ознакомимся с их характеристиками и правилами невербального поведения консультанта в психологическом консультировании.

На мой взгляд, эта тема является очень актуальной, так как жесты, мимика и движения человека – это точные индикаторы его внутреннего душевного состояния, мыслей, эмоций и желаний. И научиться правильно выражаться и понимать человека с помощью невербального общения – является одной из главных задач практического психолога.

В первой части нашей работы мы ознакомимся с основными видами невербального контакта, дадим им краткую характеристику. Во второй части – более подробно изучим правила невербального поведения консультанта в процессе психологического консультирования.

1. Виды невербального контакта. Их характеристика.

Австралийский специалист Аллан Пиз утверждает, что
с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств— 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Невербальные выражения можно разделить на:

  1. Экстра- и паралингвистические. Это различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску (тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

  2. Оптико-кинетические. Это то, что человек «прочитывает» на расстоянии (жесты, мимика, пантомимика, поза, взгляд и т.д.)

  3. Проксемика. Это организация пространства и времени коммуникативного процесса, которые зависят от культурных и национальных традиций, степени доверия к собеседнику.

4. Визуалика, или контакт глаз.

5. Такесика. Это прикосновения в результате общения (рукопожатия, поцелуи, похлопывания, касания).

6. Различная символика (например, татуировки, погоны военных).

Давайте более подробно остановимся на самых выжных, на мой взгляд, невербальных средствах взаимодействия.

Общение людей начинается с того, на каком расстоянии они друг от друга находятся. Выделяют четыре основные дистанции общения:

1. Интимная зона (от 15 до 46 см).

Из всех зон эта самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет так, как будто бы это его собственность. На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики. В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Это сверх интимная зона.

2. Личная зона (от 46 до 1,2 метра).

На ней осуществляется общение между друзьями. Здесь предполагается только визуальный контакт.

3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метров).

Используется для делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

4. Общественная зона (более 3,6 метра).

Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

Непоследнюю роль в невербальном контакте играют движения, их темп и направление.

Размашистые, словно охватывающие движения демонстрируют уверенность говорящего и свидетельствуют о том, что ему нечего скрывать. По малозаметным движениям, которые к тому же часто совершаются украдкой, можно судить о том, что говорящий не хочет привлекать к себе внимание. Подобные движения кажутся незначительными, непритязательными.

Темпы движений подразделяются на спокойные, оживленные и быстрые. Спокойное чередование движений свидетельствует о самообладании и концентрации. Эти движения импонируют и пробуждают внимание к себе. Они уместны в тех случаях, когда люди хотят быть понятыми и хотят вызвать доверие. Оживленные движения являются выражением импульсивности, веселого настроения, восхищения, а также несдержанности и гнева. Тот, кто демонстрирует оживленный язык поз тела, хочет либо увлечь за собой других, либо запугать их. Быстрые движения бывают, как правило, обусловлены живым темпераментом. Движения могут быть быстрыми даже в тех случаях, когда налицо недостаток жизненной силы. Быстрые движения часто кажутся бесцельными, властными, возбужденными, раздраженными, взволнованными или рассеянными.

Направление движения тоже имеет свою формулировку. Движения вперед свидетельствуют об интересе к тому объекту, в направлении которого мы движемся.

Этот интерес может быть обусловлен позитивно или негативно, буквально или объективно. Точное значение можно вывести из дополнительно подаваемых сигналов. Движения назад демонстрируют тенденцию к отдалению. Движения в сторону ассоциируются с уклончивым поведением. Наклоненная в сторону часть тела ощущает себя уязвленной. Если мы “уклоняемся от слов”, то голова при этом поворачивается в сторону.

Движение мускулатуры лица называется мимикой. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Малоподвижная мимика указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством и рассудительностью. Выражение лица является важнейшим источником информации о человеке, его чувствах. Именно мимические реакции собеседника свидетельствуют о его эмоциональном отклике, служат средством регуляции процесса коммуникации.

Если перейти на конкретные участки лица, то менее всего подконтрольна его нижняя часть. Не случайно все те, кто постоянно общается с людьми, прежде всего, обращают внимание на губы, крылья носа, подбородок.

Губы, выпяченные вперед, следует расценивать как враждебный выразительный сигнал, а если они поджаты, то это уже символ ухода в себя, производящий скорее впечатление испуга. Если поджатые губы напряжены, сжаты, этим выражается бессильный гнев. Если рот искажается во время разговора или смеха и чередование движений дисгармонично, то это выражает негативные стремления даже в том случае, если все остальные сигналы носят положительный характер и лицо кажется дружелюбным. Если рот скривлен в одну сторону и это не вызвано состоянием здоровья, то тогда можно говорить о склонности данного человека к издевательскому и презрительному отношению. Приоткрытый, ненапряженный рот с полными губами является, с одной стороны, дружелюбно-любезным, а с другой – смущенным, растерянным.

Наиболее заметным проявлением мимики является улыбка. У людей, которые много улыбаются или смеются, со временем лицо вообще приобретает улыбающееся, дружелюбное выражение. Чем свободнее и непринужденнее кажется нам улыбка, тем в большей степени она является выражением наивной, чистой радости. Вынужденная деланная улыбка неожиданно возникает и так же неожиданно исчезает. Из-за этого скрываемые за ней лицемерные намерения становятся очевидными. К улыбкам «по заказу» относится также и улыбка смущения. Она тоже неорганична. Это вымученная улыбка, которая нередко используется в качестве компенсации, например при выражении сочувствия. Приторную улыбку можно установить по чуть более заметному растяжению губ. Поэтому такая улыбка производит утрированное, слегка наигранное впечатление, выражая больше того, что испытывают на самом деле. Основное различие между улыбкой и усмешкой заключается в том, что губы остаются сомкнутыми в довольно напряженном состоянии. За счет этого в этом виде улыбки выражается некоторое волевое усилие. Напряжение может сигнализировать как о внимании, так и о тенденции к господству.

Нос является частью лица, мало подверженной изменениям. По моему мнению, анализу можно подвергать лишь те формы носа, которые сложились в результате мышечной активности на протяжении жизни. Если наморщить нос, то наискосок к спинке носа появится скопление морщин. Они свидетельствуют об отвращении, смущении, дискомфорте и неприязни. Если носогубная складка отчетливо заметна не только в своей верхней части, но и на участке от уголков носа до линии рта, то тогда ее называют также “интенсивной складкой”. Она сигнализирует об энергичности, жизненной силе и способности переносить большие нагрузки.

Наморщенные брови обычно связаны с напряжением, критикой, неудовольствием, гневом, бешенством и потрясением. Брови в виде выпуклого полумесяца – наоборот – выражают в определенных ситуациях удивление, недоумение, а в других, в сочетании с улыбкой – радость, удовольствие.

Голове, как носителю важнейших органов человека, особое значение отводится и в динамичном языке тела. Многочисленные выразительные модели поведения проявляются, например, в том, что для улучшенного восприятия голова выдвигается вперед, в целях обороны она отводится назад, при уклонении от чего-то – в сторону, а при сближении – склоняется вперед. Давайте рассмотрим это более подробно.

Голова, свисающая без напряжения, выражает безволие, апатию, отсутствие порыва и безнадежность. При отсутствии напряжения затылочной мышцы голова падает на грудь. Если голова склонена и при этом взгляд обращен вниз, то тогда подобное поведение можно истолковать как подчинение. В зависимости от степени наклона головы и продолжительности отсутствия зрительного контакта можно говорить либо о нечистой совести, либо о стыдливости, либо о проявлении подчинения. Тот, кто представляет перед нами с поднятой головой, чувствует себя свободным и уверенным, не испытывая страха. В соответствии с этим поднятие головы означает чувства собственного достоинства и готовности приступить к какому-либо делу. Если голова расслабленно откинута назад, то это говорит о снижении концентрации внимания, нередко оно наблюдается у людей в мечтательных состояниях и при созерцательном поведении. Полный поворот головы и легкое напряжение свидетельствует о заинтересованности, выражаемой без всякой сдержанности или каких-либо задних мыслей. При неполном повороте головы не все лицо обращено к партнеру. Из-за неполного поворота головы зрительный контакт устанавливается при помощи взгляда, направленного из уголков глаз, наискосок, что сигнализирует о заинтересованности человека.

Взгляд может “выражать больше, чем слова”. Язык глаз очень важен для самоощущения в процессе общения. Взгляд прищуренным глазом служит для недоверчивого контроля, он говорит о навязчивости и выражает, пожалуй, даже садизм и агрессивность. Подоплека его может крыться в тайных негативных намерениях, коварстве или угрозе. Прибегая к такому взгляду, человек хочет выяснить намерения других и в то же время скрыть свои. Такой взгляд производит неприятное, колючее, холодное впечатление. Взгляд глаз, параллельно направленных на небольшое расстояние, говорит о том, что перед нами задумчивый человек, погруженный в мир собственных представлений, который лишь смутно воспринимает то, что происходит вокруг него. При случайных встречах с другими людьми он словно не замечает их. Прямой взгляд больше всего подходит для установления зрительного контакта. В человеческих взаимоотношениях этот взгляд свидетельствует о заинтересованности и уважительном отношении, в особенности, если в сторону партнера обращено лицо. В случае взаимного поворота друг к другу лиц взгляды встречаются на приблизительно одинаковой высоте. Это говорит о том, что собеседники общаются как бы на одном уровне, признавая себя равноправными партнерами. Прямой взгляд широко открытых глаз прямо в лицо другого человека свидетельствует о готовности откровенного и прямого общения. Без всяких тайных причин такой взгляд сигнализирует о порядочности, уверенности в себе и прямом характере. Взгляд сверху вниз может быть обусловлен разным ростом собеседников или разницей в занимаемых ими позах. Этот взгляд увеличивает расстояние между партнерами и придает хозяину взгляда чувство превосходства, а тому, на кого смотрят, – чувство неуверенности.

Это лишь немногие примеры тех сообщений, которые могут передаваться выражением лица в процессе взаимодействия консультанта и клиента. Отслеживание консультантом подобного рода мимических реакций (как своих, так и клиента) распознавания скрытых в них смыслов могут существенно обогатить процесс терапевтической коммуникации.

Сопровождать, дополнять или заменять какое-либо высказывание в невербальном общении можно также и с помощью жестов.

Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые люди совершают с целью общения. Различают указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты.

Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.

Для выделения жестов в основном служат пальцы. Собственно свое значение жест приобретает только после принятия пальцами того или иного положения. Давайте поподробнее рассмотрим наиболее встречающиеся жесты в общении людей и дадим им краткую характеристику.

Жест “рука – лицо” означает желание что-нибудь скрыть. Если кто-то смеется “в ладошку”, это значит, что он не хочет, чтобы смех заметили. Лицо закрывают при чувстве смущения, либо стыда или же когда хотят демонстрировать свою реакцию, либо нужно защититься. Количество жестов “рука – лицо” заметно возрастает, когда кто-нибудь лжет или пытается солгать. Наиболее часто встречавшимися у “лжецов” движениями являются следующие: поглаживание подбородка, прикрытие рта, касание носа, потирание щеки, касание или поглаживание волос на голове, потягивание за мочку уха, потирание или почесывание бровей, сжимание губ. Если вытянутый указательный палец кладется на краешек губы, то это говорит о том, что человек ищет помощи, испытывает неуверенность и беспомощность. Поднести руки к глазам (к лицу), значит выразить отвращение, боль, но в то же время и примитивность. Потирание глаз (или ушей) выражает неловкость, досаду или легкую робость. Если кисть руки сбоку прикасается ко лбу, то таким образом должно быть обеспечено отгораживание от нежелательных раздражителей. Поглаживание лба рукой означает, что должны быть “изгнаны” тягостные мысли или представления.

Заложенные руки за спину — свидетельствуют о том, что их владелец не хочет никого беспокоить. Так выражается выжидательное поведение. Заложив руки за спину, мы как бы на некоторое время или вообще хотим отрешиться от мирской суеты. Поэтому данная поза, сохраняемая длительное время, часто наблюдается у сдержанных, пассивных и склонных к созерцанию людей.

Руки в карманах — как бы говорит о том, что собеседник больше не хочет нас слушать и, действуя по-прежнему, реагировать на наши намерения.

Еще одним средством невербального общения являются эмоции. Они всегда присутствуют в рассказе, причем как более по­верхностные, легко осознаваемые, так и более глубокие, скрытые от самого рассказчика. Эмоции способны придать дополнительную значимость и вес самым обыденным словам.

Акцентирование эмоционально окрашенных слов — это всего лишь первый шаг к пониманию переживаний. Чаще всего непос­редственно следующий за вопросом ответ не будет содержать в себе действительно глубинных и сокровенных эмоций. Он всего лишь приоткроет занавес, но для того чтобы увидеть хотя бы краешек сцены, следует двигаться дальше. В последовавшем ответе также необходимо вычленить наиболее значимые слова и попытаться при­близиться к глубоким переживаниям, стоящим за ними. Такое развитие диалога характеризует одну из важнейших особенностей консультативной беседы — ее нацеленность в глубину, ориентиро­ванность на понимание более глубинных, личностно значимых пе­реживаний.

Более подробно о невербальном поведении во время психологического консультирования представлено у Немова Р. С. (Немов Р. С., 2001, стр.520-527).

Владение мимикой, умение распознавать и передавать эмоции и жесты является профессиональным требованием всех людей, работающих в сфере «человек-человек». Особенно важно обладать этим навыком психологу-консультанту, так как через невербальные проявления клиента, он может дополнять и модифицировать свое вербальное сообщение. Для того чтобы консультирование было более успешным, консультанту необходимо придерживаться некоторым правилам невербального поведения, о которых мы поговорим в следующей части реферата.

2. Правила невербального поведения консультанта в психологическом консультировании

О невербальном контакте и его значении, как в процессе психо­терапии, так и для обеспечения эффективности межличностного общения, написано очень много. Связано это не только с тем, что одно и то же слово, сказанное по-разному, приводит к различному эф­фекту. Невербальные реакции в меньшей степени, чем вербальные, находятся под сознательным контролем человека. Здесь начинаю­щий консультант может с легкостью допустить ошибку, не «усле­дить» за собой, и тогда невольная гримаса раздражения или уста­лости, воспринятая клиентом на свой счет, может негативно сказаться на дальнейшем ходе беседы. Не случайно существуют спе­циальные формы обучения психотерапевтов при помощи видеоза­писи, направленные на овладение и контроль за собственным вы­ражением лица.

Своим невербальным поведением консультант тоже развивает консультативный контакт. Поэтому консультант должен контролировать свое невербальное поведение.

Существуют определенные правила невербального поведения консультанта в процессе психологического консультирования. Давайте рассмотрим их более подробно.

1. Контакт глаз. В повседневной жизни люди редко смот­рят в глаза друг другу, скорее даже избегают этого. Консультанту также не сле­дует навязывать взгляд в глаза клиенту, хотя для клиента иногда заглянуть в глаза психолога бывает важно для того, чтобы прове­рить, насколько внимательно его слушают, не смеются ли, не осуждают ли.

Тем не менее, консультанту во время беседы следует смотреть на клиента, а не в сторону, поскольку иначе у собеседника может возникнуть ощущение, что его плохо и невнимательно слушают.

Оптимальный вариант, на мой взгляд, состоит в том, чтобы поддерживать визуальный контакт, но вместе с тем периодически позволять себе отвлекаться на другие объекты, не задерживаясь на них надолго. Лучшее пространственное расположение во время беседы — консультант и клиент сидят под углом, чуть наискосок. Так они находятся в поле зрения друг друга, но клиент имеет возможность смотреть в сторону, не отво­дя специально глаз и не навязывая себя собеседнику.

2. Выражение лица. Это, пожалуй, самый главный невербальный «ключ» консультирования, так как оно передает эмоциональное состояние клиента. Консультанту следует следить за своим выражением лица. Лучше всего, если на лице можно про­честь доброжелательное внимание. Независи­мо от ситуации выражение лица и голос не должны выдавать растерянности и смятения. Выражение спокойствия и увереннос­ти на лице консультанта само по себе имеет психотерапевтичес­кий эффект, способствуя ощущению, что все нормально, ничего страшного не происходит, со всем этим можно справиться.

3. Поза тела. Естественно, что поза консультанта не должна быть напряжен­ной или закрытой. Закрытость позы традиционно связывается со скрещенными руками или нога­ми. Ощущение отстраненности психолога может возникнуть, если он слишком далеко откидывается на кресле или отодвигается от клиента. Но не стоит и слишком близко придвигаться к собесед­нику или сидеть на кресле, наклонившись прямо вперед — такая поза может вызвать ощущения давления и нарушения личностного пространства.

Консультант и клиент находятся во время беседы в своеобраз­ном телесном контакте, использование которого может также по­высить эффективность консультативного процесса. Обычно это выражается в том, что при глубокой вовлеченности в разговор кли­ент, не осознавая этого, начинает зеркально отражать позу и по­ведение консультанта. Так, если психолог напряжен, ощущение напряжения и неуверенности передается и собеседнику, который неосознанно принимает позу, аналогичную позе консультанта.

4. Тон, темп и громкость голоса. Реакция клиента на то, что говорит психолог, во многом связа­на с тем, каким тоном с ним говорят. Тон консультанта должен не просто быть доброжелательным, он должен соответствовать тому, что говорится.

Не стоит говорить с клиентом слишком громко. Скорее наобо­рот, приглушенный голос в большей мере способствует возникно­вению у собеседника ощущения доверительности, интимности.

Здесь же хотелось бы отметить и использование паузы, как средства психотерапии. Соблюдая паузу, психолог предоставляет возможность говорить клиенту, стимулирует монолог. Наличие пауз в беседе создает ощущение неторопливости, продуманности происходящего, поэто­му не следует слишком спешить задавать вопросы или комменти­ровать то, что говорит клиент. Пауза подчеркивает значительность сказанного, необходимость осмыслить и понять. Консультанту сле­дует выдерживать паузу практически после любого высказывания клиента, кроме тех, которые непосредственно содержат вопрос. Пауза дает возможность дополнить уже сказанное, поправить, уточ­нить. Для нормальной паузы вполне достаточно 30—40 секунд.

5. Время от времени наклоняться к клиенту. Таким образом, консультант выражает свое участие в контакте. Главное – не делать эти движения слишком часто и резко, так как клиент может начать тревожиться.

6. Быть расслабленным. Большинство клиентов очень волнуются в процессе консультирования, поэтому консультант не должен быть напряжен и обеспокоен.

Существует множество правил невербального поведения психолога в психологическом консультировании и к тому же у каждого опытного про­фессионала есть свои приемы и «уловки», помогающие в работе с самыми разными клиентами. Но стоит отметить, что для овладения всеми этими приемами на действительно высоком уровне, необходимы долгие часы работы под наблюдением опытного профессионала-супервизора. Только в этом случае можно увидеть себя со стороны, понять и отрефлексировать многое, что иначе останется незамеченным.

Заключение

Язык мимики и жестов существовал еще задолго до появления разговорного языка. Однако научное изучение этого явления началось только в последние тридцать лет и особую популярность приобрело в 70-х годах.

Основываясь на изученную литературу по данной теме, можно сделать вывод, что особое внимание невербальному контакту уделяется в психологии, так как язык телодвижений в принципе более правдив, чем язык слов. Мы научились говорить на табуированные темы, соблюдая определенный контроль, а в запутанных ситуациях прибегать во имя спасения ко лжи. И используя имеющиеся у нас в запасе слова, нам это более или менее удается. Язык тела, не приученный к подобному «театрализованному» поведению, реализует присущие ложному содержанию серии жестов неохотно или вовсе «не идет» на них, что может служить весьма ценной информацией для психологов и давать положительные результаты в психологическом консультировании. Ведь порой, с помощью невербальных средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов.

Но не стоит также забывать, что большинство сигналов языка тела многозначны. Даже одинаковые невербальные проявления могут означать разные вещи в зависимости от контекста. Их более точное определение возможно лишь при учете и других факторов: подборе слов, ударения, окружения, роли, настроения и т.д. Поэтому правильно распознавать и выражать свое невербальное поведение должен уметь любой человек, работающий в сфере коммуникации, а в особенности – практический психолог.

В данной работе были описаны виды невербальных средств в общении, даны краткие их характеристики. Мы также рассмотрели некоторые правила невербального поведения консультанта в процессе психологического консультирования.

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что невербальные проявления в общении, в том числе и психологическом консультировании имеют важную роль. Эффективность психотерапевтической работы зависит и от того, насколько правильно и точно консультант «расшифровывает» и использует невербальные средства в процессе психологического консультирования.

Литература

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1993.

3. Кашапов Р. Типология личности, или какие мы разные. М., 2002.

4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.

5. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов — на — Дону, 1986.

6. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 2000.

7. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.

8. Немов Р. С. Психологическое консультирование. М., 2001.

9. Пиз Аллан. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. М., 1995.

10. Пиз Аллан. Язык жестов. Воронеж. 1992.

11. Таланов В. Л., Малкина-Пых И. Г. Справочник практического психолога. М., 2005.

12. Флоренская Т. А. Диалог как метод психологического консультирования // Психологический ж – л. 1994. №5.

13. Ягнюк К. В. Качество присутствия и элементы невербального общения // Ж–л практической психологии и психоанализа. 2000а. №1.

Общение взрослых с маленькими детьми: невербальные контакты – Medaboutme.ru

Общение взрослых с маленькими детьми — это многогранный процесс. Непосредственно словами при этом доводится до них лишь мизерная часть информации. По данным ученых, их доля составляет не более 7 процентов. Весь остальной процесс взаимодействия взрослого человека с маленьким — это так называемый язык тела. 

Он включает в себя определенные позы, мимику, жесты. Все это относят к невербальным способам общения, которые должны освоить не только детские психологи или воспитатели в детских садах, но и родители. Такая форма подачи информации эффективно влияет на все стороны развития ребенка в долгосрочной перспективе:

  • на их отношение к взрослым и сверстникам,
  • на поведение,
  • на понимание и усваивание информации,
  • на восприятие детей со стороны других людей.

В конечном счете все это определяет будущее ребенка, его социализацию, перспективы. Невербальная форма подачи различных инструкций, советов, указаний, да и просто полезных сведений, как оказалось, может играть решающую роль. По этой причине модель поведения родителей должна быть тщательно выверена и просчитана, если они не хотят получить неожиданный и не всегда позитивный результат. 

Влияние звуков на развитие ребенка

Известно, что новорожденные и маленькие дети позитивно реагируют на мамин голос. Они его очень быстро запоминают, узнают среди множества других, определяют разные интонации. Познание жизни в этом возрасте идет именно через восприятие тональности маминого голоса и его интонаций.

Более того, ученые утверждают, что именно мамин голос учит ребенка структурировать человеческую речь. Через его интонации малыш учится определять начало и завершение слогов, слов и предложений. Кроме того, научно подтверждено, что высокий тон голоса активнее стимулирует детей к общению. Именно поэтому они реагируют, прежде всего, на голос мамы, а не папы.

Для малыша, который обладает небольшим лексическим запасом и пока не в состоянии распознавать значение многих слов, существенное значение имеет, когда родители показывают свою реакцию на общение с ним при помощи звуков. Такой голосовой реакцией можно выразить согласие, одобрение/неодобрение, заинтересованность, строгость, негативную оценку. Ребенок легче воспринимает это и принимает как руководство к действию.

В любом возрасте дети легче воспринимают информацию, если разговор идет при общении на уровне его глаз. Они при этом более восприимчивы к звуковым волнам и в прямом смысле этого слова не пропускают сказанное взрослыми мимо ушей. Не случайно для эффективности преподавания психологи часто рекомендуют учителям давать учебный материал, находясь с учениками на одном уровне.

Как родителям следует двигаться при общении


Невербальное общение выражается не только интонацией и звуками. Психологическое и творческое развитие ребенка идет более активно, если взрослые при этом правильно применяют жесты или занимают подходящие позы. 

Не забывайте, что родители кажутся малышу огромными. Неосторожную позу или резкое движение он может посчитать угрожающими и пугающими. Если это часто повторяется, взрослые, сами того не желая и порой даже не подозревая об этом, могут выработать у ребенка стойкий страх. А с учетом того, что он просто не понимает, почему против него задействована такая агрессия и угроза, малыш может замкнуться в себе, отдалиться от родных.

Чтобы этого не произошло, необходимо контролировать свои жесты и принимаемые позы. Оптимальное расстояние между маленькими детьми и взрослыми при общении может составлять до 60 см. Чем старше ребенок, тем больше становится эта дистанция, а личное пространство подростка увеличивается, подчеркивая его самостоятельность. Принудительное сокращение такого пространства неизбежно будет восприниматься как угроза.

Успешное развитие ребенка стимулируется в том числе и невербальным поощрением. Свою поддержку и одобрение можно выразить очень простыми жестами — кивнуть головой, поднять вверх большой палец или, например, для подростков отметить их достижения двумя пальцами, сложенными в букву V (виктория). Использование таких жестов не требует от взрослых значительных усилий или траты времени, но оказывается очень важным для взаимопонимания в семье.

Готовность к общению, желание выслушать ребенка выражает и поза, которую выбирают при этом родители. Если мама при этом мечется по кухне или выполняет какие-то другие движения, то доверительного общения не получится. Заинтересованность в беседе нужно показать ребенку определенной позицией. Не стоит скрещивать ноги и руки, обнимать себя за плечи или колени. Поза должна быть открытая, развернутая в сторону ребенка, приглашающая к разговору.

Каким еще может быть невербальный контакт с детьми


На развитии ребенка может сказаться даже мимика взрослых. Обидеть, напугать, поощрить, выразить презрение, похвалить можно одним лишь выражением лица. Для малышей этот фактор особенно важен, поскольку значения некоторых высказываний они еще могут не знать, а вот к мимике очень чувствительны.

Дети прекрасно могут распознать выражение глаз взрослых, эмоциональную окрашенность той или иной гримасы, искренность улыбки. Естественно, они очень чувствительны к фальши, когда слова расходятся с выражением лица человека. Надо понимать, что в итоге формируется и собственная реакция ребенка, закладывается его модель поведения на долгие годы.

Это означает, что родителям в присутствии своего ребенка все же следует контролировать выражение лица. 

Столь же важен для развития ребенка и зрительный контакт в процессе общения с взрослыми. Недостаточно просто контролировать свою мимику — важно общаться лицом к лицу. Ребенок сосредотачивает свое внимание на всех сторонах беседы, вплоть до движения губ. Так предлагаемая ему информация становится более «читабельной», и легче им воспринимается.

Если малыш вас игнорирует, не «слышит» ваши слова, не реагирует на сделанные замечания или указания — просто попробуйте бережно повернуть его к себе и повторить все то же самое, глядя ему в лицо. В таком действии будут реализованы и тактильный, и зрительный контакт, и интонация голоса, и выражение лица. Такое комплексное воздействие окажется более результативным.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Упражнение «Невербальный контакт»

Инструкция: Один из участников (доброволец) должен будет выйти из комнаты. Когда он вернется, ему надо будет определить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. При этом все мы будем пользоваться только невербальными средствами. Группа, в отсутствие добровольца должна будет определить участника, который будет демонстрировать готовность вступить в контакт, остальные должны будут показать нежелание этого делать. Затем выбираются другие добровольцы. Количество участников, желающих вступить в контакт, можно постепенно увеличить – двое, трое, все, кто хочет.

Вопросы:

—         Легко ли было устанавливать контакт?

—         Что помогло определить желающего общаться?

—         Какими средствами показывали нежелание общаться?

—         Что вы чувствовали, когда вы понимали, что в общении с вами не заинтересованы?

Это упражнение дает возможность попрактиковаться в умении устанавливать вербальный контакт, т.е. начинать и продолжать разговор.

Группа делится на пары. Один участник задает открытые вопросы, дающие возможность собеседнику ответить более полно.

Второй участник пары дает на каждый вопрос не только ответ, но и дополняет информацией о себе. После некоторого времени (например, 5 минут) участники меняются ролями.

Вопросы: Что понравилось, что показалось затруднительным?

Описание поведения.

Сидя в кругу, участники наблюдают за поведением других, по очереди, говорят, что они видят относительно любого из участников (например, «Коля сидит, положив ногу на ногу»).

Ведущий следит, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения.

После выполнения упражнение обсуждается, часто ли наблюдались тенденции использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участники?

Инструкция: «Пусть один из нас (доброволец) какое-то время побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на две группы по какому-то выбранному нами признаку».

Признак должен быть виден зрительно, и однозначно делить группу на две части (например, наличие шнурков на обуви, цвет глаз и т.д.). Две подгруппы садятся в разных местах, чтобы быть обозначенными пространственно. Вернувшийся доброволец должен будет определить, по какому признаку разделились группы. Затем выбирается другой доброволец.

Участники разбиваются на 3-4 группы. Каждой группе дается тема, которую они после обсуждения должны представить невербально.

После представления, остальные участники сообщают о том, что они видели, и какая была задана тема. Возможные темы: рождение, вдохновение, дружба, верность, тоска, разлука, любовь…

При обсуждении обращается внимание на то, какое невербальное поведение позволило определить тему. Во время обсуждения ведущий акцентирует внимание на различные описания увиденного и оценок, которые мы даем на основе своего опыта.

2. Коммуникация чувств.

Эмпатия.

Каждый пишет ответы на следующие вопросы, лист подписывается:

—         Какие три предмета взяли бы с собой на необитаемый остров?

—         Если бы вас колдун превратил в животное, то в какое?

—         Ваша любимая пословица или поговорка?

—         Когда меня хвалят я…

Ведущий собирает ответы, перемешивает и зачитывает.

Каждый участник отмечает у себя, как он думает, кто это написал. Затем, когда будут прочитаны все ответы, зачитываются имена написавших.

Проводится обсуждение:

—         Всех ли отвечавших на вопросы угадал?

—         У кого сколько совпадений?

—         С чем связана успешность (степень знакомства, способность чувствовать другого человека)?

Один из участников (доброволец) выходит из комнаты, он становится водящим. Оставшиеся выбирают участника, которого они загадывают. Водящий возвращается, его задача – угадать загаданного человека. У него есть три попытки. Для того, чтобы отгадать, водящий задает участникам вопросы следующего типа: если бы это был цветок (животное, погода, машина, здание, цвет, фигура, насекомое и т.д.), то какой? Участник, к которому обращаются, говорит свою ассоциацию.

Например: «Это нарцисс». Если водящий отгадывает, угаданный участник становится водящим.

Водящему важно следить, чтобы все или многие участники группы попробовали себя в роли водящего, или в роли загаданного человека.

Вопросы:

—         Трудно ли было подбирать ассоциацию?

—         Трудно ли было угадывать?

—         Кому удалось угадать, что помогло?

—         Чьи ассоциации показались самыми удачными?


Андрей Максимов — Общение

 

ОБЩЕНИЕ

 

Психофилософия определяет общение следующим образом.

Общение — вербальный контакт между двумя или несколькими людьми с целью обмена информацией и/или получения удовольствия.

Контакт есть результат общения, а не его цель. Другими словам, никогда не надо ставить такой цели: установить контакт.

Если разговор будет идти правильно – контакт установится, как результат этого разговора.

Если не правильно – всяко не установится.

А что значит: правильно-не правильно?

Давайте разбираться.

У незнакомых детей практически никогда не возникает трудностей с общением. Но,

чем прочней человек встраивается в социальную систему, тем больше у него возникает проблем с контактами на человеческом уровне.

Связано это с тем, что в детстве свободны и равны практически все. Взрослея, люди обременяют себя огромным количеством зависимостей, в том числе, и условных. Ребенку ничего не стоит познакомиться в песочнице с другим карапузом. Для многих взрослых – завести знакомство – это целая проблема.

Дети – открыты, взрослые – закрыты. Чем они, собственно говоря, закрыты? Мы закрываемся собственными представлениями о самих себе, нередко – собственными комплексами. Одним кажется, что они – косноязычны, не симпатичны, не интересны. Другим, что они — столь замечательны, а все вокруг им, таким расчудесным, и неинтересны вовсе.

Бог изначально дает нам умение общаться. Но потом нередко мы эти навыки теряем.

Но даже того, кто, по собственной инициативе утерял, данное Богом, умение – можно научить получать информацию, брать информацию, получать от общения удовольствия. Подчеркну: это можно научить делать любого человека. Кто-то лучше, кто-то хуже (как целоваться), но непременно научится любой.

Удовольствие от общения могут получать только общительные люди. Общительность – природное качество. Его, конечно, можно развивать, но это тема отдельного, психологического разговора.

А вот получать информацию может научиться любой.

Вербальное общение двух или нескольких людей с целью получения информации мы называем «интервью».

В данном случае, мы имеем в виду интервью не как жанр журналистики, но как жанр жизни. Причем, самый популярный. Американские исследователи подсчитали: 80% нашего времени мы тратим на получение интервью: получаем информацию у других людей, у новых городов, у книг, фильмов, спектаклей…

Это все интервью?

Да. И они все строятся по одним и тем же законам.

Вот – только некоторые из них[1].

Человек никогда не отвечает на заданный вопрос. Вы его спрашиваете: «Ты куда?», он отвечает: «Скоро вернусь».

Получение информации – это конкретный ответ на Ваш конкретный вопрос, который – в разных формах – надо задавать столько раз, пока не получите ответ.

Мы выходим из дома не узнать других, а показать себя. В результате рождается психологический настрой, очень мешающий установлению любых связей: от контактов с людьми, до — контактов с произведениями искусства.

У Вас не получится интервью, если Вы не сможете сделать своего собеседника – будь это человек, книга или новый город -центром мира.

Человек (книга, фильм и проч.) предоставит Вам информацию только, если почувствует в момент общения, что для Вас в этом мире ничего, кроме него, не существуют.

Психологи говорят, что людей, среди прочего, можно разделить на две группы: одни, входя в комнату, как бы говорят: «Здравствуйте, это я»; другие – «Здравствуйте, Вы».

Если Вы хотите получить информацию от человека ли, от нового ли фильма или от картины, Вы должны начинать с психологической настройки: «Здравствуйте, это Вы».

У человека два уха и один рот. Это намек Господа Бога на то, что ими надо пользоваться именно в таком соотношении: слушать в два раза больше, чем говорить.

Когда Вы говорите – Вы никогда не узнаете ничего нового.

Главное свойство хорошего вопроса состоит в том, что Вы не знаете на него ответ.

Только, задавая вопрос, на который Вы не знаете ответ, можно получить для себя новую информацию.

К слову, советую задать такие вопросы Вашим самым близким людям – уверяю Вас, узнаете многое интересного.

Информация – это новость. Новость – это то, чего Вы не знаете.

Берете ли Вы интервью у человека, или у нового фильма, или у нового города – это надо делать без предубеждения, без некого предварительного знания.

Если Вы используете разговор или просмотр фильма для того, чтобы доказать себе что-то (что человек, скажем, врет; или что фильм, как Вы и ожидали – плох) – Вам это всегда удастся. Доказывающий, живущий в Вашей голове, предоставит Вам сотни доказательств этого.

Но ничего нового Вы не узнаете.

Вопросы должны рождаться из ответов собеседника.

Только в этом случае собеседник понимает, что Вы его слушаете, и что он Вам интересен.

Повторю: это всего лишь несколько правил из моей теории общения. Но, надеюсь, они Вам помогут.

Понять информацию, которую Вам дает человек, весьма непросто. Часто нам представляется, что мы ее поняли, но, на самом деле, поняли нечто иное.

Не бойтесь переспрашивать.

Во время интервью страшно не прослыть «непонимайкой», а, действительно, не понять или не правильно понять то, что Вам говорят.

И последнее.

Слова «общение» и «общий» имеют один корень.

Общение – это единственный способ найти общее с другим, непохожим, казалось бы, на Вас человеком.


[1] Желающих подробнее узнать о том, как получать информацию от окружающего мира с удовольствием отсылаю к своей книге, где об этом рассказывается весьма подробно: А.Максимов. Общение в поисках общего. – СПб.: «Питер», 2013.

Библиотека MyWord ru

Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова — М.: СФЕРА, 2005. — 512 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………………………….. 3

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОКОРРЕКЦИЮ ………………………………………….. 4

Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА …………………………………………………………………………………………. 4

§ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ ……………………………………………………….. 4

§ 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ……. 9

§ 3. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ………………………………………………………………….. 13

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ ………….. 16

§ 1. ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ

ПРОГРАММ ……………………………………………………………………………………………………………………. 16

§ 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ……………… 20

Раздел II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ

ПРАКТИКЕ ………………………………………………………………………………………………………………………… 23

Глава 1. ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ …………………………………………………………… 23

§ 1 КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ …………….. 23

§ 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ А. АДЛЕРА …………….. 28

§ 3. КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К. РОДЖЕРСА …………………………………………… 32

§ 4. ЛОГОТЕРАПИЯ ………………………………………………………………………………………………………… 38

§ 5. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ …………………………………………………………………… 41

Глава 2. ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ………………………………………………………………………. 47

Глава 3. КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ………………………………………………………………………….. 56

§ 1. ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ……………………………………………. 56

§ 2. РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ (РЭТ) А. ЭЛЛИСА …………………………………… 62

§ 3. КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД А. БЕКА ………………………………………………………………………….. 67

§ 4. РЕАЛЬНОСТНАЯ ТЕРАПИЯ У. ГЛАССЕРА ………………………………………………………………. 74

Глава 4. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ ……………………………………………………………………………………… 76

§ 1. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ Э. БЕРНА …………………………………………………………………………. 76

Глава 5. ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ Ф. ПЕРЛЗА ………………………………………………………………………….. 81

Раздел III. МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ………………………………………………………….. 87

Глава 1. ИГРОТЕРАПИЯ ……………………………………………………………………………………………………… 87

§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА …………………………………………………………………….. 87

§ 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ИГРОТЕРАПИИ ………………………………………………………… 89

§ 3. ИГРОВАЯ КОМНАТА И ЕЕ ОСНАЩЕНИЕ ……………………………………………………………… 103

§ 4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГУ-ИГРОТЕРАПЕВТУ …………………. 108

Глава 2. АРТТЕРАПИЯ ………………………………………………………………………………………………………. 111

§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА …………………………………………………………………… 111

§ 2. МУЗЫКОТЕРАПИЯ …………………………………………………………………………………………………. 116

§ 3. БИБЛИОТЕРАПИЯ ………………………………………………………………………………………………….. 122

§ 4. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ …………………………………………………………………………………… 127

§ 5. ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК …………………………………………………………………………………….. 131

§ 6. СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ …………………………………………………………………………………………. 136

§ 7. СКАЗКОТЕРАПИЯ ………………………………………………………………………………………………….. 137

§ 8. КУКЛОТЕРАПИЯ ……………………………………………………………………………………………………. 140

Глава 3. ПСИХОГИМНАСТИКА ………………………………………………………………………………………… 142

Глава 4. МЕТОДЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ …………………………………………………………. 147

§ 1. МЕТОД СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИИ И СЕНСИБИЛИЗАЦИИ ……… 147

§ 2. ИММЕРСИОННЫЕ МЕТОДЫ ………………………………………………………………………………….. 153

§ 3. МЕТОДЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ПРИНЦИПЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ..156

§ 4. «ЖЕТОННЫЙ» МЕТОД ……………………………………………………………………………………………. 159

§ 5. МЕТОД МОРИТА ……………………………………………………………………………………………………. 160

§ 6. ХОЛДИНГ ……………………………………………………………………………………………………………….. 162

§ 7. ИМАГО-МЕТОД ……………………………………………………………………………………………………… 165

Глава 5. ПСИХОДРАМА ……………………………………………………………………………………………………. 167

§ 1. ОПИСАНИЕ МЕТОДА …………………………………………………………………………………………….. 167

§ 2. ФОРМЫ И ВИДЫ ПСИХОДРАМЫ ………………………………………………………………………….. 172

§ 3. МЕТОДИКИ ПСИХОДРАМЫ …………………………………………………………………………………… 177

Раздел IV. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ……………………………… 182

Глава 1. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ………………………………………………………. 182

§ 1. ПОКАЗАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ……………………………………. 182

§ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ.185

Глава 2. ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ………………………………………………………………………. 194

§ 1. СПЕЦИФИКА ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ …………………………………….. 194

§ 2. ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГРУППЫ …………………………………………………….. 206

§ 3. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА ……………………………………………………………………………………… 211

§ 4. РУКОВОДСТВО ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППОЙ ………………………………………….. 219

Глава 3. ВИДЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП ………………………………………………………………………. 227

§ 1. ТРЕНИНГОВЫЕ ГРУППЫ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ …………. 227

§ 2. ГРУППЫ ВСТРЕЧ ……………………………………………………………………………………………………. 253

§ 3. ГЕШТАЛЬТ-ГРУППЫ ……………………………………………………………………………………………… 267

§ 4. ГРУППЫ УМЕНИЙ …………………………………………………………………………………………………. 272

§ 5. ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ГРУППЫ …………………………………………………………….. 279

Глава 4. ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ………………………… 286

Раздел V. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ..295

Глава 1. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ …………………………………………….. 295

§ 1. СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ……………………….. 295

§ 2. МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ302

БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………………………………………………………………… 325

Моим родителям, Осипову Анатолию

Ивановичу и Осиповой

Майе Степановне, посвящаю

эту книгу.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Основная сложность удаленной работы – психологическая

Опыт удаленного формата работы может привести к тому, что после пандемии многие предпочтут работать удаленно. Хотя, не всем этот формат подходит.

На мой взгляд, основная сложность удаленной работы – психологическая. Известно, что при обмене информацией путем телефонных звонков, писем и иных средств коммуникаций (без живого контакта), мы теряем до 80 % информации, потому что при живом общении мы ее считываем подсознательно, на уровне телесности и эмоций.

И это, безусловно, надо компенсировать. Поэтому, перейдя в режим удаленной работы (а в нашей компании на удаленку перешло более 500 офисных сотрудников), мы чаще стали устраивать совместные онлайн-конференции, собрания и т.д., чтобы иметь возможность обмениваться информацией и поддерживать вербальный контакт. В своих коммуникациях используем формат видеоконференции, главным образом, по Skype for Business, т.к. очень важно видеть друг друга и поддерживать эмоции.

Что касается организации контроля, то здесь многие подразделения в своей работе используют CRM, Jira, service desk, что дает возможность ставить задачи и эффективно их контролировать. В остальных случаях существуют планы работы на период, которые позволяют четче контролировать работу сотрудников.

С окончанием карантина и выходом в офис, не исключаю, что какая-то часть наших сотрудников выскажет пожелание и дальше работать удаленно, но вряд ли это будет подавляющее большинство. Ряд сотрудников и до 2020 года у нас могли работать удаленно, в основном эту возможность использовали it-специалисты и те сотрудники регионального департамента, которые нередко выезжали в командировки. Сейчас этот опыт будет более востребован, возможно, кто-то перейдет на работу в коворкинках, и работодатели станут более лояльнее к тому, чтобы активнее использовать проектный подход.

Не исключаю, что, учитывая довольно разветвленную сеть наших представительств (у нас 110 филиалов по стране) мы станем более широко вести поиск наиболее востребованных специалистов, в т.ч. за пределами РФ.

Татьяна является директором по персоналу ООО «Байкал-Сервис ТК»

Экзамен онлайн > СахГУ

В Саха­лин­ском госу­ни­вер­си­те­те про­шел пер­вый кан­ди­дат­ский экза­мен в дистан­ци­он­ном фор­ма­те.

Экза­мен про­шел у аспи­ран­тов по направ­ле­ни­ям под­го­тов­ки: «нау­ки о Зем­ле», «педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние», «био­ло­гия», «стро­и­тель­ные мате­ри­а­лы и изде­лия», «эко­но­ми­ка» и «социо­ло­ги­че­ские нау­ки».

Пер­во­про­ход­ца­ми ста­ли 11 аспи­ран­тов из СахГУ, ИМГиГ и соис­ка­тель из Бело­рус­ско­го наци­о­наль­но­го тех­ни­че­ско­го уни­вер­си­те­та (г. Минск)

В свя­зи с сани­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ской обста­нов­кой в реги­оне были вве­де­ны кор­рек­ти­ров­ки в про­ве­де­ние атте­ста­ци­он­ных испы­та­ний. Соглас­но реко­мен­да­ци­ям Мини­стер­ства нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния, уче­ный совет СахГУ при­нял реше­ние об отмене госу­дар­ствен­ных экза­ме­нов у выпуск­ни­ков уни­вер­си­те­та. Это ново­вве­де­ние, в соот­вет­ствии с феде­раль­ным госу­дар­ствен­ным обра­зо­ва­тель­ным стан­дар­том, не кос­нет­ся выпуск­ни­ков направ­ле­ния под­го­тов­ки «юрис­пру­ден­ция» и аспи­ран­тов. Экза­ме­на­ци­он­ные испы­та­ния прой­дут с при­ме­не­ни­ем дистан­ци­он­ных обра­зо­ва­тель­ных тех­но­ло­гий. Дела­ет­ся это для того, что бы не под­вер­гать опас­но­сти здо­ро­вье сту­ден­тов, аспи­ран­тов и чле­нов госу­дар­ствен­ных комис­сий.

Для реше­ния зада­чи уни­вер­си­те­том была выбран спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный сер­вис для про­ве­де­ния видео­кон­фе­рен­ций, онлайн-встреч и дистан­ци­он­но­го обу­че­ния «Zoom». В малом зале адми­ни­стра­тив­но­го кор­пу­са рас­по­ло­жи­лись чле­ны госу­дар­ствен­ной комис­сии, а в ауди­то­ри­ях, стро­го по два чело­ве­ка – аспи­ран­ты. Каж­до­му из них был предо­став­лен ноут­бук, мик­ро­фон, устой­чи­вое интер­нет-соеди­не­ние и рабо­чая зона.

В состав атте­ста­ци­он­ной комис­сии вошли: кан­ди­дат фило­соф­ских наук, доцент кафед­ры социо­ло­гии Сер­гей Про­стя­ков, кан­ди­дат фило­соф­ских наук, доцент кафед­ры социо­ло­гии Дмит­рий Ерма­ков, кан­ди­дат фило­соф­ских наук, доцент кафед­ры управ­ле­ния Гали­на Кова­лё­ва, заме­сти­тель пред­се­да­те­ля – док­тор социо­ло­ги­че­ских наук, заве­ду­ю­щий кафед­рой социо­ло­гии Алек­сандр Конь­ков. Пред­се­да­тель комис­сии, кото­рый нахо­дил­ся вне стен alma mater, док­тор исто­ри­че­ских наук, заве­ду­ю­щий кафед­рой рос­сий­ской и все­об­щей исто­рии Алек­сандр Васи­лев­ский.

Чле­ны комис­сии в режи­ме онлайн сле­ди­ли не толь­ко за тем, как отве­ча­ет аспи­рант, но и за чисто­той под­го­тов­ки. Экза­ме­ны про­хо­ди­ли в ауди­то­ри­ях, осна­щен­ных каме­ра­ми видео­на­блю­де­ния.

Для нас сам фор­мат был необы­чен, посколь­ку мы впер­вые сда­ем экза­мен таким обра­зом. Конеч­но, когда у вас с комис­си­ей есть вер­баль­ный кон­такт – это одно, а когда ты смот­ришь в каме­ру, то это совер­шен­но дру­гое. – гово­рит стар­ший пре­по­да­ва­тель кафед­ры гео­ло­гии и неф­те­га­зо­во­го дела ТНИ СахГУ, аспи­рант Оле­ся Куп­цо­ва. – Мои вол­не­ние на экза­мене были свя­зан­ны лишь с тем, что воз­мож­но меня не будет слыш­но или пло­хо вид­но. Сего­дня все было на хоро­шем уровне и без тех­ни­че­ских слож­но­стей.

Поздрав­ля­ем аспи­ран­тов и пре­по­да­ва­те­лей СахГУ с успеш­ной сда­чей кан­ди­дат­ско­го экза­ме­на в онлайн-режи­ме.

Что такое вербальные навыки и почему они важны?

Сильные словесные навыки помогут стимулировать существенное обсуждение, будь то в конференц-зале или в вашей гостиной.

У всех нас есть естественная способность выражать себя по-разному. Эффективное межличностное общение необходимо на рабочем месте и дома. Он играет ключевую роль в объединении людей, особенно когда обсуждение сосредоточено в областях разногласий или конфликтов. Если у нас есть сильные вербальные коммуникативные навыки, у нас больше шансов добиться успеха.

Расширение Университета штата Мичиган рекомендует вам учитывать эти вербальные навыки в следующий раз, когда вы будете участвовать в важном разговоре:

  • Задавайте вопросы — задавайте актуальные, своевременные и открытые вопросы. Открытые вопросы расширяют рамки обсуждения, поскольку требуют дополнительной информации. Эффективный допрос — важный навык. Вопросы можно использовать для получения информации, начала разговора, проверки понимания, вовлечения кого-либо в разговор, поиска поддержки или согласия, определения уровня разногласий и т. Д.
  • Probe — продолжите конкретное обсуждение, используя уточняющие вопросы (расскажите мне больше о…, пожалуйста, объясните…) или невербальные сигналы (кивок, молчание, поддержание зрительного контакта)
  • Парафраз — перескажите своими словами то, что сказал кто-то другой, чтобы подтвердить активное слушание.
  • Перенаправление вопросов и комментариев — попросите других членов группы ответить на вопросы или комментарии, адресованные вам. Это помогает вовлечь всех в разговор.
  • Обратитесь назад — обратитесь к сказанному ранее, чтобы побудить людей признавать идеи друг друга и развивать их. («Помните нашу дискуссию в прошлом месяце, когда мы решили…?»)
  • Включите более спокойных участников — попросите выступить специально тех, кто еще не поделился своими мыслями.
  • Круговое обсуждение — пусть один человек говорит за другим, в определенном порядке, чтобы включить всех (с возможностью «пройти»)
  • Поощряйте различные взгляды — расширяйте возможности для решения проблем или новых идей: «Что думает кто-то другой?», «Есть ли еще одна идея, которую мы упустили из виду?», «Что скажут те, кого здесь нет?» , «Какие еще варианты?»
  • Поощряйте совпадение взглядов — начните приводить группу к консенсусу: «Даже несмотря на разногласия, есть ли области, в которых мы все согласны?», «Что, по нашему мнению, важно в этом вопросе?»
  • Сдвинуть перспективу — побудите группу рассмотреть вопрос с других точек зрения (детали этой части vs.отношение к общей картине, преимущества и недостатки и мысли с точки зрения другой группы по той же проблеме и т. д.)
  • Подведите итоги — дайте краткий и сжатый обзор серии комментариев по проблеме, позволяя обеим сторонам рассмотреть и согласовать сказанное, прежде чем переходить к следующей теме обсуждения
  • Мост — скажите несколько слов (кратко рассмотрите) то, что только что обсуждалось или произошло, и информацию о том, что группа будет делать или что будет дальше.

Как можно улучшить навыки вербального общения? Подумайте, прежде чем говорить: помогите организовать свои мысли посредством активного слушания и узнайте, когда применять эти различные навыки. Вы повысите свою уверенность, если будете использовать эти словесные навыки.

Не забывайте менять свой голосовой тон и интонацию голоса: этот невербальный навык добавит интереса и энергии вашему разговору. Групповое обсуждение приносит дополнительную энергию и азарт. Нет ничего хуже, чем слушать гул «Monotonous Murray» снова и снова…

Вы нашли эту статью полезной?