Виды кризисов в психологии: Виды кризисов

Содержание

Психологические кризисы

В наше время «кризис», «стресс», «напряженность» и т. п. очень часто употребляемые и актуальные слова. Всем понятно, что они относятся к некоторым особым моментам в жизни, которые могут приводить к печальному исходу. Поэтому бытует мнение, что их надо избегать и с ними надо бороться. Однако это не так, и при ближайшем рассмотрении становится понятным почему. Мы ограничимся таким явлением, как психологический кризис.

Каждый человек, отдает он себе в этом отчет или нет, имеет некое содержательное психологическое «ядро» — смысл жизни. Активность человека реализуется через многочисленные интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные, волевые и др. механизмы. Каждым своим действием и поступком он как бы говорит себе: «А я вот такой». Психологический кризис — это невозможность осуществлять цикл воплощения себя, свой жизненный замысел. При этом нет нарушений функций мозга, человек практически здоров. Он может конечно, заболеть, у него может возникнуть, например, невроз, но не в этом суть.

Внешние обстоятельства дают возможности, при которых человек может действовать, как и раньше. Но развивать прежнюю активность он уже не может по внутренним психологическим причинам, он как бы утратил понимание и чувство, что ему это нужно. Такое состояние сопровождается интенсивными, часто отрицательными по окраске эмоциями. Возможны трудно поправимые, тяжелые и даже трагические поступки, человек может заболеть, оказаться психологически травмированным на всю жизнь. Но возможны и прямо противоположные последствия: человек может стать более зрелым, собранным, добрым, человечным, сильным, смелым и мудрым — «вырасти», подняться на новую ступень в своем развитии.

Человек в течение своей жизни не один раз переживает психологические кризисы. Выделяют различные виды кризисов в зависимости от причины: кризисы отрыва от семьи, ухода на пенсию, резкой смены профессии, изменения (понижения или резкого повышения) социального статуса. Грубо можно выделить кризисы: возрастные, по соматическим основаниям (болезнь), социально-статусные (или ролевые) и внутреннего роста.

С возрастом изменяются возможности и внутренние состояния. Человек вдруг осознает, что он уже взрослый, и ему можно то, чего нельзя было вчера; он отец ребенка, глава семьи и от него зависит судьба жены и детей. Или — умирает близкий человек, и оказывается — он значил так много, что жизнь без него бессмысленна.

Весьма отчетливо психологическая суть кризиса выступает при кризисе достижения (успеха). Человек стремится стать олимпийским чемпионом. Вся жизнь с раннего детства расписана по минутам: тренировки, режим питания и т. п. Родители подчиняют свою жизнь той же задаче — ребенок будет чемпионом! В 24 года он стоит на пьедестале, звучит гимн, он — олимпийский чемпион. А когда отгремели литавры победы, в тишине возник вопрос: а что дальше? И оказалось, что ответа нет. Возник тяжелый кризис: дальше неинтересно, все интересное позади, а впереди много, много пустых дней — зачем они, непонятно.

Итак, кризисы — явление закономерное и необходимое для роста личности. Основной вопрос в том, чтобы суметь выйти из кризиса достойно и более зрелым, сильным, чем раньше. Перед каждым человеком всегда стоит вопрос об ответственности за себя: как «вписаться» в жизнь, как распорядиться тем, что заложено в тебе природой, родителями и усвоенной культурой, как организовать свое внутреннее «хозяйство», в том числе и наиболее тонкое — психологическое, особенно, когда нужно как бы умереть и родиться в новом обличьи, пройдя психологический кризис. Прежде чем говорить о течении кризисов, логично остановиться на их типах в зависимости от тех психологических механизмов, которые испытывают максимальные напряжения. Известно, что психологические процессы, которые мы вслед за Ф. Е. Василюком будем называть переживанием, имеют свои внутренние цели. Их четыре:

  1. Испытать сейчас («здесь и теперь») удовлетворение.
  2. Реализовать какую-то деятельность соответственно какому-то мотиву.
  3. Обеспечить упорядоченность своего внутреннего мира.
  4. Обеспечить личностный рост — прогресс личностной структуры — стать психологически совершеннее. Осуществление совокупности этих целей — в реализации психической жизни. Невозможность реализации любой из них приводит к разным видам психологических кризисов.

Первый тип кризиса связан с кризисом удовольствия и часто включает как разрешающий механизм психологическую защиту. Если для человека на каком-то этапе и в каких-то обстоятельствах чрезвычайно важно пережить чувство удовлетворения, и ему становятся в тягость негативные переживания, то любая трудность воспринимается как трагедия. У него возникает душевная боль, ощущение катастрофы. Тогда включаются механизмы психологической защиты, суть которых — искажение реальности. Человек как бы не видит и не слышит, что происходит в действительности. Смысл происходящего блокируется для сознания. Человек не допускает для себя осознание происходящего. Сознание прибегает к ряду уловок: подмене содержания, забыванию существенного, внушению, что это — ерунда, толкованию совсем в другой плоскости, приписыванию ведущей роли другим людям и обстоятельствам и т. п. Рационализация (удобное объяснение), девальвация (а виноград-то зелен), проекция (это не я — это он такой) и, наконец, вытеснение из сознания намеренно-ненамеренное, честное забывание неприятных обстоятельств — типичные варианты психологической защиты — включения механизмов искажения реальности.

Когда на человека «сваливаются» грозные обстоятельства, ему становится настолько тяжело, что он как бы замирает и отстраняется. Не принимает и не допускает, что это происходит с ним, именно с ним. Эта фаза неприятия характерна для реакции на экстремальные факторы. Биологически это оправдано. У животных многих видов реакция каталептической неподвижности при опасности (прикинуться мертвым) распространена. Нечто подобное, но без внешних выражений происходит в этой фазе и с человеком. Рациональный смысл — авось пронесет. Здесь психика защищается от непосильных переживаний. К сожалению, этот тип реакции у многих людей возникает на значительно менее сильную стимуляцию. Человек включает фильтры и не видит неприятного, в том числе своих дурных поступков, которые он видеть не хочет. В самосознании и в восприятии других возникают устойчивые искажения. Накапливаясь, они делают человека неадекватным обстоятельствам и себе. Он не видит себя и обстоятельства без сильных, угодных ему, искажений. Это ведет к другим типам кризисов.
Очень часто неправильное использование механизмов защиты приводит к неврозу. Выход из этого кризиса — только в межличностных отношениях, когда в благожелательной обстановке человек вдруг прозревает и начинает ощущать свою неадекватность. В частности, с этой целью проводятся групповые психологические тренинги коммуникативной способности.

Второй тип кризиса — фрустрация. Преодолеть его помогают рационалистические механизмы — механизмы поиска новых форм поведения. Этот тип кризиса возникает, когда человек, испытывая какую-то сильную потребность, не может ее удовлетворить, потому что в его арсенале нет (или он не находит) подходящих средств воздействия на внешние обстоятельства. Условия тут таковы. Препятствие — внешнее, надо найти способ его преодолеть. Выйти из ситуации человек не может (таковы обстоятельства). Типичная картина такова: сначала человек выбирает поведение, которое может, в принципе, привести к успеху, причем поведение это достаточно хорошо организовано.

Но результат не достигается, вторая попытка кончается также неудачей, начинаются вариации — опять безрезультатно. Человек многократно повторяет безнадежное поведение, или он модифицирует его так, чтобы действовать было легче, но это поведение уже, в принципе, желательного результата дать не может: сначала он это осознает, а потом уже не осознает и продолжает бессмысленное (в плане его намерений) поведение, расходуя силы, время и усиливая внутреннюю напряженность. Параллельно происходит дезорганизация самого этого поведения: оно хуже упорядочено. Наконец, человек как бы «залипает» на цели и способе: пусть я умру, но сделаю это только таким способом. Затем, если изменились обстоятельства, появилась возможность выйти из ситуации, сменив цель и деятельность, он сделать этого не может.

Выход из кризиса обеспечивается рационалистическими механизмами: терпением и синтезом новой поведенческой формы. Отставить во времени удовлетворение, прекратить всякую деятельность, осознать степень соответствия поведенческому смыслу; поискать подходящий вариант другой формы поведения с тем же смыслом, проверить важность цели, возможность и осуществимость отказа от нее. Отказаться можно: стало субъективно свободнее. Еще раз вернуться к другим формам адекватного поведения. Тут возможен инсайт (озарение) — «а ларчик просто открывался». Надо попробовать достигнуть желаемого, осознать затраченный ресурс (время, энергия и другие ценности), свободно решить отказаться или продолжить, все время возвращаться к чувству: я могу этого не делать. И самое главное при этом типе кризиса — не подменять реальность, видеть ее такой, какая она есть, запастись терпением, модифицировать свои способности, ни в коем случае не сползти к неадекватным действиям, а искать реальный способ разрешающего поведения: внутреннее поведение нужно точно согласовать с реальностью и помнить, но максимально спокойно, о времени.

Третий тип кризиса — ценностный кризис. В его основе лежит борьба мотивов. Человек всегда включен в многообразные отношения, реализуемые разными деятельностями, каждая из которых имеет свои ведущие мотивы. Борьба реализуемых отношений во внутреннем мире выступает как борьба мотивов. Выбор мотива, имеющего право на реализацию сейчас, связан с построением иерархии мотивов в соответствии с принимаемой личностью системой ценностей. Отношения между ценностью и мотивом очень непростые. Мотив всегда энергетически и эмоционально заряжен, он — двигатель осуществления деятельности. Он всегда индивидуален. Он всегда только мой: моя психика отводит энергию этому мотиву в соответствии с моей индивидуальностью. Причем мое сознание может этого не осознавать.

Ценность — это то, что и мое и одновременно взято из общечеловеческой культуры. Ее приоритет среди других мотивов осознается более-менее четко. Это то, «как должно быть» по социально принятым правилам. Отсюда трудности: планируемое на языке ценностей может в реальности оказаться не соответствующим истинно заряженным энергией мотивам. Что важно, то оказалось слабо мотивированным, и наоборот. Ценность проходит сложный путь, пока не станет истиной, действительно энергетически значимым мотивом.

Таким образом, суть ценностного кризиса в следующем. Человек в ситуации столкновения мотивов не в состоянии сделать выбор. Не работает ценностная система. Он колеблется, идет время, уходит ситуация, упускаются шансы, могут нарушаться отношения с другими, но он топчется на месте, он не в состоянии решиться. Этот кризис имеет разные варианты. Самый простой — если неадекватна какая-то часть (не центральная) ценностной системы, процессы переделки этой части не так травматичны. Несколько более тяжелый случай, когда ценностная система изменилась в силу необратимого события, например, в случае смерти близкого человека. Его объективно уже нет. Но в нашем сознании он еще живет старой жизнью. Проходит ряд этапов, пока не осознается необратимость события, жизнь образа застывает в завершенности, он идеализируется и становится ценностным образом, занимая уже другое место, в другом ряду ценностной системы. Изменяется иерархия ценностей и мотивов — можно жить дальше.

Наиболее сложный случай возникает, когда вся система ценностей, которой руководствовался человек, оказывается несостоятельной — она привела к жизненному краху. Тогда есть два весьма противоречивых пути. Один — найти среди осколков разрушенной системы новое ядро смысла жизни: для чего, для кого дальше жить. И основываясь на нем, начать жить по-новому. Другой путь связан с истинно человеческой свободой, когда основная ценность, ради которой жил человек, не может оцениваться рассудком. Человек признает эту ценность соответствующей более высокой реальности, чем та, которая доступна земному рассудку. Эта ценность для человека больше, чем жизнь. Человек идет на все, чтобы не изменить ей и готов платить за это своей жизнью. (Иногда не только своей).

Четвертый тип кризиса — целостный кризис. Суть его такова. Выделяют теоретическое и практическое сознание. Теоретическое сознание строит конструкции на языке понятий и идеальных форм, которые могут быть совершенно оторванными от реальности. Оно не признает времени, ситуативности и мелочей. Оно очень свободно. В нем вечный человеческий дух. Но оно же планирует заказ на земное реальное практическое действие. В нем работают ценности и мотивы. Оно решает вопрос об осуществимости, но не осуществляет. Практическое сознание огрубляет, «пригоняет» к месту и времени, имеющимся ресурсам, переводит на практический язык планы теоретического сознания. Практическому сознанию противостоят: теоретическое сознание, с одной стороны, и реальность — с другой. Воля — это тот механизм, который обеспечивает их согласие и соответствие. Самое важное — это устойчивость всей системы. Дело в том, что иерархия мотивов, принятая до начала осуществления планов, в процессе их реализации может измениться. То, что казалось очень желаемым до действия, под влиянием трудностей может потерять свою привлекательность. «Услужливые» механизмы защиты готовы исказить реальность, чтобы уменьшить негативные переживания. Начнут изменяться образы, ситуации, и система мотивов «поползет»… Центральный механизм для выхода из этого кризиса — воля вместе с напряженно работающим творческим блоком, который все время создает новые комбинации ценностей, мотивов, эмоций, теоретического, практического сознания и реальности. Воля есть не только сила — это механизм управления психикой, который может обещать и угрожать, приказывать и закрывать пути к отступлению … Здесь кризис — это кризис воли и творческого процесса. Такой кризис сопровождается разрывом отношений с близкими людьми. Человек как бы сжигает мосты, и только близкие люди или профессиональные психологи могут вернуть его к значимым контактам. Кто-то на какой-то срок должен взять на себя функции воли и творческого блока, но так, чтобы не разрушить уверенность человека в том, что дальше он справится сам. Иначе другой ему будет нужен всегда.

Психологические кризисы — это необходимые бури, рождающие новое. Вредны кризисы надуманные, когда люди в них играют, чтобы управлять другими. Тогда они разрушают себя, медленно, но верно.

Хотя психологические кризисы бывают различного типа, некоторые моменты выхода из кризиса общие. Для преодоления кризиса можно использовать психотехники — специальные психологические приемы, имеющие различные теоретические истоки. На наш взгляд, наиболее эффективен гештальт-терапевтический комплекс психотехнических средств. Он способствует определенному направлению изменений в ходе психических процессов, как бы помогает вырваться из порочного круга.

Первый процесс, который при всей болезненности требует усиления — это осознавание своего актуального состояния. В кризисе этот далеко не всегда хорошо развитый уровень страдает значительно. Суть движения к развитию осознавания — это воспитание в себе установки «пассивного» наблюдателя своего потока сознания. Есть группа упражнений, способствующих этому. Например, такое. Явно существуют три крупных среза осознавания: то, что я воспринимаю (слышу, вижу, ощущаю), чувствую (приятно, неприятно, горько, обидно, больно, щекотно и т. п.), думаю (мои мысли). Надо постараться не вмешиваться в ход сознания, а только словесно фиксировать происходящее. Сядьте на стул, в кресло и вслух фиксируйте для себя эти стороны потока сознания — последовательно каждую область в течение 2-3 минут. Начинайте с произнесения своего полного имени: я, Федоров Николай, вижу отчетливо … и перечисляйте, что видите перед собой с краткими определениями; потом — я чувствую, что у меня затекла правая нога … неудовлетворенность, досаду и т. п…. И таких 2-3 цикла. Сделайте то же стоя, лежа. Причем желательно не забывать, что у вас есть разные виды чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, «суставное» чувство. Важно сосредоточиться на том, что ощущается в данный момент. Такого нейтрального наблюдателя в себе полезно воспитывать независимо от наличия кризиса, но в кризисной ситуации это поможет высветить для сознания то, что упускается как «деталь», которая, однако, может оказаться важной.

Другое упражнение направлено на осознавание того, что осознается лишь с сопротивлением. Называется этот процесс осознание противоположностей.

Каждое свойство человека и состояние могут быть обозначены точкой на шкале с крайними полюсами: сильный — слабый, робкий — смелый и т. п. Обычно приятное и приемлемое для нас мы осознаем лучше, чем то, что нам неприятно знать о себе. Но это — мы; нельзя оторвать часть себя. С другой стороны, мы не свободны в выборе, если делаем его, закрыв глаза на какие-то свои с трудом осознаваемые чувства. А эта несвобода усиливает тревожность и скованность. Кризис часто делает восприятие себя однобоким, поэтому важно осознавать свои противоположности. Делайте упражнения на обращение. Например: «идет дождь» — что противоположно дождю? Я делаю массаж кому-то — что я ощущаю, если он делает массаж мне и т. п. Сделайте 20-30 таких обращений. Вообще, поиграйте: переворачивайте слова, имеющие привычный смысл и т. п. Напишите список противоположных человеческих качеств. Отметьте свои, представьте, что противоположные качества — ваши. Дайте себе словесный отчет. Следует заметить, что автоматически конфликтная сфера тоже будет обращаться.

Третьим важным моментом для возникновения ситуации выхода из кризиса является интеграция разных сфер осознания. Здесь эффективны упражнения, когда одна и та же ситуация последовательно описывается на языке ощущений, эмоций и, наконец, мыслей. Например: у меня сжаты челюсти, я чувствую напряжение жевательных мышц. Иными словами — я сержусь, я злюсь. Я думаю, что в нашем обществе много несовершенного и т. п. Повторите это 2-3 раза. Понаблюдайте за своими ощущениями. Учтите, что кризисные переживания тоже станут по-своему интегрироваться.

Наконец, поскольку кризис всегда связан с эмоциональным напряжением, которое может приводить к дезорганизации поведения и тонкого согласования психических процессов, то умение регулировать его — расслабляться и мобилизовываться — всегда очень полезно. Мышечное расслабление способствует снятию психического напряжения, поэтому в аутотренинге следует применять упражнения на расслабление. Но эти упражнения лишь часть того, что необходимо. Есть еще одно эффективное упражнение: моя комната («мой дом»). Сядьте, расслабьтесь и начните строить в воображении свою любимую комнату с видом на озеро, в лес или куда-то еще. Обставьте ее, как вы хотите, представьте свое кресло, свое любимое место в ней. Запомните ее и мысленно уходите в нее отдыхать в любое время в течение дня. Побудьте в ней 5-7 минут, и вы ощутите прилив сил.

Мы перечислили лишь несколько примеров. В литературе можно найти много других упражнений. Но мы хотели только показать некоторые приемы, помогающие продуктивно пройти через кризис.

Кризис в психологии

Понятие кризиса в психологии

Определение 1

Психологический кризис представляет собой переломный момент в жизни человека, качественный переход из одного состояния в другое, граница между новым и старым опытом.

Он имеет два основных вида детерминации:

  • внутреннюю,
  • внешнюю.

Внутренняя детерминация обусловлена внутренними постепенными изменениями, приводящими к качественному прыжку. Она связана с изменениями в человеческой личности, при которых формируется представление о себе как носителе новых психологических ролей и потребность превратиться в субъекта новой роли объективные условия для которой, еще не сформировались. Когда новая жизненная роль не реализуется в ролевом поведении, это становиться причиной важного жизненного кризиса, который может иметь достаточно серьезные последствия.

Внешняя детерминация представлена изменениями определенных обстоятельств жизни человека, при которых существующие жизненные роли не соответствуют социальным ролевым ожиданиям. Ситуации, при которых возникает необходимость замены не отживших жизненных ролей, также может стать причиной жизненного кризиса, заключающегося в трудностях формирования новых жизненных ролей.

Типы жизненных кризисов

В зависимости от характера и содержания психологических проблем и жизненных обстоятельств, послуживших причиной кризисной ситуации, а также личностных ролей, возникающих, развивающихся и исчезающих, выделяются типы жизненных кризисов:

  • кризисы становления личности;
  • кризисы здоровья;
  • терминальные кризисы;
  • кризис значащих отношений;
  • кризис личностной автономии;
  • кризис самореализации;
  • кризис жизненных ошибок.

Наиболее распространенными кризисами становления являются нормативные возрастные кризисы, которые необходимы для нормального процесса личностного становления. Возрастным кризисам присущи значительные качественные изменения в психологии человека. Данные изменения сопровождаются всегда изменением ролей, так как определенная деятельность предусматривает соответствующую ей личностную роль человека. Кризис становления личности характерны не только для периодов детства, отрочества, юности. Кризисы становления у взрослых людей могут сопровождаться знаковыми жизненными событиями: сменой профессии, уходом из семьи, переездом.

Человек может переживать серьезный кризис по причине потери здоровья, получения увечья или другими проблемами, коренным образом изменяющих жизнь. Яркими фрустрирующими кризисными факторами являются потеря важных социальных и жизненных функций в связи с изменением здоровья, отказ от жизненных планов в связи с невозможностью их воплощения.

Достаточно серьезными являются кризисы, связанные с терминальными человеческими ценностями, например, с возможным или неминуемым концом жизни.

Важной для жизни является сфера взаимоотношений человека с окружающими и значительные изменения в структуре данных взаимоотношений зачастую сопровождаются изменениями межличностных ролей и кризисами. Причинами кризисов подобного типа могут выступать: вынужденная разлука, смерть близкого человека, измена, развод. К кризису может привести появление новых межличностных ролей, например, рождение ребенка.

Причиной кризиса личностной автономии могут служить обстоятельства, которые связаны с потерей или ограничением свободы или личностной автономии. Кризис личностной автономии является разновидностью кризиса значащих отношений. Но кризис значащих отношений заключается в потере межличностных значащих ролей, а кризис личностной автономии связан с попаданием в нежелательную новую межличностную роль.

Жизненный кризис может также наступить вследствие обстоятельств, которые связаны с невозможностью нормальной самореализации человека, в частности, потери работы, выхода на пенсию, утраты значащей социальной роли, осознания ошибочности выбранного жизненного пути.

Кризис жизненных ошибок развивается вследствие каких-либо фатальных поступков, потери ценных вещей, кризиса греха. Кризис жизненных ошибок может быть и следствием неосуществленных поступков.

Проявление кризиса

Замечание 1

Кризисное состояние сопровождается яркими отрицательными эмоциями: волнением, ощущением неопределенности, тревогой, переживанием собственной беспомощности, одинокости, никчемности, безнадежности, пессимистической оценкой себя, текущей ситуации и будущего, затруднениями в планировании своих дальнейших действий.

В кризисном состоянии, с позиции психофизиологии, происходят изменения в мышлении, познавательных процессах, наблюдается снижение внимания и способности усвоения информации. Отмечаются также соматовегетативные нарушения: человек дышит, всхлипывая, постоянно вздыхает, ощущает физическую слабость, истощение и разбитость.

Напряженность и тревога, вызванные ситуацией кризиса, приводят к снижению глубины и адекватности понимания других людей. Человек преувеличивает экстренность критической ситуации, ему кажется, что для принятия необходимого решения у него меньше времени, чем в реальности. У людей, находящихся в состоянии кризиса, имеют место нарушения личной идентификации. Они теряют уверенность в своей способности перенести отрицательные эмоции.

9 основных кризисов в жизни человека

С первым криком, когда у младенца раскрываются лёгкие, ему становится нелегко — у него наступает первый жизненный кризис, как говорят психологи. И до конца жизни, чтобы дышать свободно, нужно пройти череду других психологических кризисов. Их не стоит бояться, они помогают становиться мудрее и сильнее.

0 лет

Родился — и сразу за работу: добывай себе пищу, открывая рот, дыши и кричи громче. А в то тёплое и защищённое место, которое ты считал домом, обратной дороги нет. Так наступает самая большая перемена в жизни человека и первый кризис.

— Младенец ещё очень плохо видит и слышит, при этом самый большой его орган — кожа. Поэтому до шести недель очень важно, чтобы у матери и ребёнка был постоянный телесный контакт, — говорит семейный психолог Екатерина Долженко. — От того, насколько нежно мама прикасается, зависит дальнейшее благополучие малыша.

Нередко мать, устав от беременности и родов, не сразу включается в материнство. Если у неё послеродовая депрессия или зашкаливает усталость, близкие должны сменить её и позаботиться о ребёнке, советует гештальт-терапевт Радмила Мавлиева.

1 год

Ребёнок хочет больше, чем может. Он становится капризным: всё время недоволен, требует внимания, обижается. Он может попросить игрушку и тут же её отбросить. Он отказывается делать то, что ещё недавно доставляло ему очевидное удовольствие. Смысл его выступлений: заявить миру о своём «Я», потому что он осознал свою «отдельность» от взрослого.

— Мир влечёт малыша и пугает одновременно, — говорит Радмила Мавлиева. — Поэтому важно, чтобы ему было куда вернуться после своих исследований — в родительский тыл, готовый принять и помочь.

Ограничьте запреты — разрешайте всё, что неопасно для здоровья и жизни. Увлекайте ребенка игрой. Если малыш капризничает, не ругайте, а пытайтесь отвлечь внимание. А если не получается, успокаивайте. Сохранить связь с родителями в такие моменты важнее, чем получить требуемое.

3 года

Кризис трёх лет по своим симптомам похож на кризис одного года, только проявляется ещё ярче. Ребёнок бунтует против порядков, которые заведены в доме, устраивает истерики в людных местах, жаждет самостоятельности, причём не столько физической, как два года назад, сколько личностной. Ещё одна характерная черта — обесценивание взрослых вплоть до того, что ребёнок может обозвать кого-то из родителей.

— Родителям не следует принимать близко к сердцу негативизм и резкость ребёнка, это просто неловко выраженная злость от беспомощности, — говорит Радмила Мавлиева.  — Но нужно обратиться к специалисту, если родитель в ответ испытывает желание бить и обзывать ребёнка, а также если к четырём годам интенсивность истерик не стихает.

Поощряйте самостоятельность малыша, пусть он демонстрирует, что может справляться один. Хвалите, если у него что-то получается, а если не получается — хвалите за старание. Предлагайте что-то сделать самостоятельно, предупреждайте таким образом капризы.

— Если мама настаивает на своём режиме, то, вырастая, ребёнок теряет своё «хочу», вместо этого знает «надо», и в будущем у него будут проблемы, — поясняет Екатерина Долженко.

7 лет

Поступив в школу, ребёнок оставляет дома непосредственность. Прежде чем совершить поступок, он теперь думает о том, какое значение это будет для него иметь. Это может выражаться в том, что ребёнок вдруг начинает манерничать и паясничать. В то же время он может скрывать свои истинные эмоции, терпеть какую-то ситуацию и не показывать, что ему плохо. У школьника может появиться комплекс неполноценности или, напротив, ложное чувство превосходства над другими детьми.

— Надо иметь в виду, что ведущая деятельность с 3 до 7 лет — игровая, с 7 до 13 — познавательная, — говорит Екатерина Долженко. — Поэтому лучше сводить ребёнка к психологу, чтобы понять, совершил ли он этот переход от игр к познанию, готов ли он к школе.

11—15 лет

В этот период происходит мощная гормональная перестройка: в ребёнке просыпается мужчина или женщина.

— Сейчас половое созревание происходит раньше: в 9 лет начинается предпубертат, а в 11— уже кризис, — говорит Екатерина Долженко. — «Я уже не ребёнок!» — кричит ребёнок. Основная задача его — обесценить ценности родителей и на их руинах выстроить свои.

Авторитет взрослых в этом возрасте стремительно тает. Ребёнок может вам ещё подчиняться внешне, но втайне он думает, что вы старый башмак и ничего не понимаете.

— В глазах подростка родители — мастодонты, столько не живут. Объективно говоря, мир так быстро меняется, что родители и правда могут мало понимать в том, что интересно подросткам,— считает Радмила Мавлиева.  — Так признайте это, не надо быть вторым подростком и обижаться. Знакомьтесь с новым человеком.

В этом возрасте особенно важно стать ребёнку другом. Он то и дело испытывает сомнения в себе, в своей привлекательности. Важно поддерживать его и формировать здоровую самооценку.

Хуже пубертата — его отсутствие. Если ребёнок не «попрощался» с родителями, он остаётся зависимым от них, и иногда — на всю жизнь. Современные дети рискуют упустить свой важный кризис.

— Дети перестали гулять на улице, вместо этого они проводят время в виртуальном пространстве,— объясняет Екатерина Долженко. — Получается, что с отцом и матерью связи ослабленные, общения очень мало. И подросток переживает «стёртый» пубертат.

Впоследствии он нередко так и остаётся подростком из виртуальной реальности — инфантильным и несамостоятельным.

17 лет

Школа закончена, и всё по-новому. Родители не имеют такого безусловного права, как раньше, ругать за «секс, драгз и рок-н-ролл», и хочется попробовать всё и сразу. Ответственность тоже новая — другие требования к учёбе, первая подработка. Приходят размышления о смысле жизни и своём месте в ней.

— Нужно давать подросткам увидеть последствия своих поступков. Обычно для родителей это очень тревожно, ожидания катастрофические, они рисуют в воображении чудовищные картины: что их ребёнок стал бомжом или проституткой, — говорит Радмила Мавлиева. — Но, если усилите давление и контроль, это не подействует. Вера в то, что ребёнок справится и что он не хочет себе смерти, поможет преодолеть тревогу.

30 лет

Когда вам 20, вы думаете, что 30 — это чуть ли не старость, до наступления которой нужно достичь всевозможных вершин. И вот происходит первая оценка достижений, и с ней, разумеется, связаны разочарования и вопросы: «А туда ли я иду?»

И вот приходит неудовлетворённость профессией, семьёй или её отсутствием.

— Разочарование порой трудно пережить, и это может выражаться в желании показать себя с лучших сторон в виртуальной жизни, создавать образ «100% успех»,— говорит Радмила Мавлиева.

Попробуйте приближаться к тридцатилетнему рубежу с радостью, готовьтесь к нему как к важному событию, словно это Новый год и завтра первый день новой жизни. Решите, как вы теперь будете в ней жить. Например, вспомните занятия, которые приносили вам удовольствие десять лет назад, и верните увлечения в свою жизнь: танцуйте, рисуйте, занимайтесь спортом. И перестаньте сравнивать себя с другими. Поверьте в свой путь.

40 лет

Зачем живёшь, что оставишь после себя, что хотел, но не успел — эти вопросы мучают сорокалетних. Очевидно, годы активного созидания остались позади.

— Особенно остро протекает кризис у тех, у кого смысл жизни в достижениях, — считает Радмила Мавлиева. — Обнаруживается, что дом построен, дерево посажено, ребёнок почти вырос. И что теперь делать? Жизнь становится пустой. Симптомы на физиологическом уровне: депрессии, панические атаки, тревожность, гипертония, язва.

Среди 40-летних больше всего разводов. Смена семьи, профессии, образа жизни в этот период— это способ запрыгнуть в последний вагон поезда, который идёт в другом направлении. Чаще всего в собственных неудачах люди винят своих партнёров: «Если бы он не был таким… Если бы она меня понимала… всё бы было иначе». Вот за этим «иначе» и заводят новых партнёров. Мужчины нередко находят более молодых любовниц.

60—70 лет

Маркер этого кризиса — выход на пенсию. Человек ещё на многое способен, но слышит: «Спасибо за всё, заслуженно отдыхайте!». Вместе с тем ухудшается здоровье и приходит осознание, что смерть не так уж далеко. В результате — уныние, ощущение никчёмности, страхи, мнительность.

Если пожилой человек чувствует себя нужным и полезным в семье, перестройка пройдёт мягко. Родные помогают выработать позитивное отношение к старости: наконец-то пришло время жить для себя. Можно читать книги, гулять, заниматься тем, на что никогда не хватало времени и наконец радовать себя мыслью, что все кризисы миновали и впереди ещё много лет спокойной жизни.

Теория кризисов и типы кризисов

Существует множество теорий кризисов и моделей кризисных вмешательств, которые используются для объяснения того, как развиваются кризисы и что означает для человека потребность в кризисном вмешательстве. Некоторые объяснения теории кризиса носят более академический характер, в то время как другие считаются более прикладными или практичными.

Прежде чем рассматривать три типа кризиса, важно ознакомиться с базовой теорией кризиса. Хотя существуют десятки моделей – Джеймс (2008) перечисляет 7 теорий и 5 моделей кризисного вмешательства, ниже будут рассмотрены лишь некоторые из них. Это самые важные.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Определяющий кризис
    • Кризисная формация
    • Основная формула для кризисного вмешательства
  • CRISIS AS AS Danger и Opportunity
  • Теория
  • 9001 2. SIT -CRISALIS 9009
  • 9999999999 годы
  • CRIS -Теория.
  • Экзистенциальный кризис
  • Другие теории кризиса и кризисного вмешательства
  • Другие модели кризисного вмешательства
  • Библиография
  • Определение кризиса

    Джеймс (2008, стр. 3) приводит несколько определений кризиса, которые являются важным предшественником понимания теории кризиса. Ключевым элементом в каждом из них является то, что человек перегружен. Три из 6 определений перечислены ниже:

    1. «Люди находятся в состоянии кризиса, когда они сталкиваются с препятствием на пути к важным жизненным целям — препятствием, которое на какое-то время непреодолимо при использовании обычных методов решения проблем. Наступает период дезорганизации, период расстройства, в течение которого делается много безуспешных попыток найти решение». (Каплан, 1961, стр.18)

    2. «Кризис возникает из-за препятствий на пути к жизненным целям, которые, по мнению людей, они не могут преодолеть с помощью привычного выбора и поведения» (Каплан, 1964, стр. 40)
    3. Кризис — это кризис, потому что человек не знает, как справиться с ситуацией (Carkhuff & Berenson, 1977, стр. 165)

    Кризисное формирование

    1. Происходит негативное событие, вызывающее чувство субъективного дистресса
    2. Этот дистресс приводит к нарушению функционирования
    3. Навыки совладания не улучшают функционирование

    Термин « когнитивный ключ » относится к вашему убеждению в отношении негативного события, которое влияет на то, насколько хорошо вы сможете справиться с этим событием. Измените свою точку зрения и помогите улучшить свою способность справляться.

    Основная формула кризисного вмешательства

    1. Изменить восприятие негативного события и предложить стратегии преодоления
    2. Бедствие снижено
    3. Функционирование возвращается к докризисному уровню

    Кризис как опасность и возможность

    Кризис можно рассматривать и как опасность, и как возможность. Существует миф, согласно которому китайское слово «кризис» означает как опасность, так и возможность. Хотя это не совсем точно (так же, как слово «возможность» не содержит слова «порт»), мнение верно

    пережить кризис и быть более подготовленным к преодолению будущих кризисов. С другой стороны, если они не будут искать эту поддержку, их функционирование еще больше ухудшится, и им будет труднее справляться с вещами.

    Теория исторического кризиса

    Эрих Линдеманн, немецкий психиатр, является автором первых статей в области кризисного вмешательства, касающихся тяжелой утраты после пожара в ночном клубе Cocoanut Grove, в результате которого погибло около 500 человек. (Райт, 2014) В его статье «Симптоматология и лечение острого горя» отмечается, что кризисы, как правило, имеют схожие черты и течение, и большинство из них не требуют формального вмешательства. (1944)

    Коллега Линдеманна Джеральд Каплан расширил поле кризисного вмешательства, чтобы рассмотреть все виды травмирующих событий. И Линдеманн, и Каплан рассматривали кризис как развитие состояния неравновесия, при этом Линдеманн выделял четыре стадии кризиса (Джеймс, 2008; стр. 10):

    1. Нарушение равновесия
    2. Кратковременная терапия или работа с горем
    3. Работа с проблемой или горем
    4. Восстановление равновесия

    С Каплан расширил эту кризисную теорию, чтобы определить аффективные, поведенческие и когнитивные воздействия.

    Современная прикладная теория кризисов

    Несмотря на то, что работа Каплана и Линдеманна оказала влияние и важна для понимания развития кризисного вмешательства, ее недостаточно для описания современных кризисов психического здоровья, которые могут развиваться без единого провоцирующего события или ранее существовавших проблем с психическим здоровьем. .

    Книга Лоуренса Браммера 1985 года «Отношения помощи: процесс и навыки» (цитируется по Miller, 2011) определяет три типа кризиса, которые составляют его теорию прикладного кризиса.

    Эти домены:

    1. Кризис развития
    2. Ситуационный кризис
    3. Экзистенциальный кризис

    Кризис развития

    Кризис развития является результатом нормального жизненного события (например, беременности или выпускного), которое вызывает у человека стресс и напряжение. (Джеймс, 2008, стр. 13). Хотя кризисы развития являются нормальным явлением, они могут нуждаться в тщательном наблюдении, чтобы убедиться, что клиент возвращается к нормальному функционированию.

    Одним из полезных способов концептуализации кризиса развития является рассмотрение концепции горя и утраты. Поскольку все изменения в жизни человека приводят к потерям, а для обработки потери требуется работа с горем, человеку потребуется время, чтобы обработать свои жизненные изменения.

    Ситуационный кризис

    Ситуационный кризис является наиболее распространенным типом событий, когда мы рассматриваем кризисное вмешательство. Это событие настолько ошеломляющее и внезапное (Schottke, 2001, стр. 236), что оно подавляет нормальное преодоление. Примеры ситуационных кризисов включают сексуальное насилие, автомобильную аварию или внезапную потерю или горе.

    Это наиболее распространенная форма кризиса, с которой могут столкнуться аварийно-спасательные службы и другие работники кризисных служб (работники горячей линии, социальные работники).

    Экзистенциальный кризис

    Экзистенциальные кризисы основаны на более широких представлениях о предназначении человека и достижении актуализации, глубоком чувстве личной реализации (Олсон, 2013) Часто экзистенциальные кризисы связаны с ситуациями сожаления или веры в то, что жизнь прошла мимо них (Прайс, 2011) или осознание того, что человек не достигнет поставленных перед собой целей в определенном возрасте (Джеймс, 2008, стр. 13)

    Экзистенциальные кризисы особенно распространены в такие моменты жизненного перехода, как 30, 40 и 50 лет, когда люди «подводят итоги» своей жизни. Серьезный экзистенциальный кризис может предрасполагать к самоубийству и может быть связан с заметно высоким уровнем самоубийств среди мужчин и женщин в возрасте от 45 до 54 лет. (MacDonald, 2015)

    Другие теории кризиса и вмешательства в кризис

    Существует множество других источников в James (2008), которые здесь не рассматриваются. Это:

    • Психоаналитическая теория
    • Теория систем
    • Теория экосистем
    • Теория адаптации
    • Межличностная теория
    • Теория Хаоса
    • Теория развития

    Другие модели антикризисного вмешательства

    • Модель равновесия
    • Когнитивная модель
    • Модель психосоциального перехода
    • Экологическая модель развития
    • Контекстно-экологическая модель

    Библиография

    Каплан, Г. (1964) Принципы профилактической психиатрии. Основные книги: Нью-Йорк, N

    Браммер, Л. М. (1985) Отношения помощи: процесс и навыки. Prentice Hall: Upper Saddle River, NJ

    James, R.K. (2008) Стратегии кризисного вмешательства. Брукс/Коул: Белмонт, Калифорния.

    Линдеманн, Э. (1944) Симптоматология и лечение острого горя. Американский журнал психиатрии, 101.141-148. Доступ получен в электронном виде 28 мая 2016 г. по адресу http://www.nyu.edu/classes/gmoran/LINDEMANN.pdf 9.0003

    Макдональд, Д.К. (2015) Понимание и предотвращение мужского самоубийства. Доступ получен в электронном виде 29 мая 2016 г. по адресу: http://dustinkmacdonald.com/understanding-and-preventing-male-suicide/

    Miller, G. (2011) Fundamentals of Crisis Counseling. John Wiley & Sons: Hoboken, N

    Olson, A. (2013) Теория самореализации: психические заболевания, творчество и искусство. Психология сегодня. Доступ получен в электронном виде 29 мая 2016 г. по адресу https://www.psychologytoday. com/blog/theory-and-psychopathology/201308/the-theory-self-actualization 9.0003

    Прайс М. (2011) В поисках смысла. Монитор по психологии. 42(10). 58.

    Шоттке Д., Поллак А.Н. (Ред.) (2001) Скорая медицинская помощь: ваш первый ответ в неотложной помощи. Американская ассоциация хирургов-ортопедов. Jones & Bartlett: Suffolk, MA

    Wright, B. (2014) «Пожар в ночном клубе Cocoanut Grove произошел 72 года назад в Бостоне», Boston.com. Электронный доступ 29 мая 2016 г. по адресу http://www.boston.com/news/local-news/2014/11/28/the-cocoanut-grove-nightclub-fire-happened-72-years-ago-in- бостон

    Цитируйте эту статью как: MacDonald, D.K., (2016), «Crisis Theory and Types of Crisis», получено 13 октября 2022 г. с http://dustinkmacdonald.com/crisis-theory-types-crisis/.

    Виды эмоционального кризиса — Психолог Варшава

    Эмоциональный кризис (психический кризис) является естественным элементом жизни и может быть описан как « временное, периодическое нарушение психического равновесия, вызванное угрозой, связанной со смыслом жизни, важными ценностями , в противостоянии с важными жизненными проблемами. Характеризуется состоянием эмоционального напряжения, в значительной степени тревожным » (Кубацка-Ясецка, 2010, с. 26).

    Эмоциональный кризис вызывает изменения во многих областях функционирования, которые влияют друг на друга, т.е. в когнитивной, эмоциональной, поведенческой и биофизической сферах. Кризисное состояние интуитивно связано с понятиями стресса, конфликта, трудной и критической ситуации, чувства безысходности и беспомощности, разочарования, утраты или скорби. Тяжесть и усиление таких чувств и мыслей может вызвать настоящие страдания, с которыми трудно справиться.

    Никто не может быть уверен, что эмоциональный кризис никогда не затронет его.

    Симптомы эмоционального кризиса

    Эмоциональный кризис, как зыбучие пески, может наступить без предупреждения – внезапно и неожиданно. Он также может поглотить вас во время перехода через пустыню после любого последующего шага. Эта метафора удачно иллюстрирует два течения кризиса:

    • постепенное
    • внезапное

    Во время эмоционального кризиса происходит относительно внезапная и неожиданная потеря равновесия. Нарушаются сложившиеся модели поведения, что несет в себе субъективное ощущение психического дискомфорта. Ситуации, высвобождающие стресс и кризис, связаны с угрозой собственной идентичности – это имеет решающее значение для личных ценностей и ощущения смысла жизни.

    Эмоциональный кризис и его последствия

    Чувство равновесия и чувство безопасности являются динамическими конструктами. Любые события или изменения в окружающей среде или жизни могут вызвать отсутствие комфорта и эмоциональное расстройство. В этой ситуации, естественно, может появиться тревога, напряжение или депрессия. Кризис возникает, когда человек не в состоянии остановить или повернуть вспять ход событий, и каждая попытка заканчивается углублением дисбаланса и нарастанием напряжения, беспокойства, страдания, дискомфорта и хаоса.

    Стоит знать, каковы симптомы эмоционального кризиса и как его распознать. Выделяют четыре взаимообусловленные сферы, в которых она проявляется:

    1. Познавательная:

    • коллапс природной способности решать проблемы и принимать решения
    • искаженное восприятие событий
    • потеря понимания однозначных связей между событиями
    • дезорганизация чувства собственной идентичности

    2. Эмоциональные: повышенная тревожность (в т.ч. боязнь потери контроля, расфокусированность), многочисленные страхи, эмоциональный шок, переполняющее чувство беспомощности и безысходности, чувство утраты, опустошенности, вины и вреда, гнев, стыд, смущение

    3. Поведенческие:

    • трудности в выполнении повседневных жизненных функций
    • трудности в контроле эмоций и управлении своей жизнью
    • изоляция или боязнь одиночества или усиление зависимости от окружения деструктивные)
    • поведение, несовместимое с испытываемыми чувствами

    4. Биофизиологические: расстройка и дезинтеграция физиологических процессов, соматические жалобы.

    Однако следует помнить, что кризис – это уникальное состояние для каждого человека. Это значит, что каждый может переживать, чувствовать и интерпретировать ход событий индивидуально по-своему.

    Понимание эмоционального кризиса

    Кризис — это временный срыв, который можно разрешить в разных направлениях. Именно поэтому важно беречь себя и иметь смелость воспользоваться поддержкой психолога. Люди в кризисе — совершенно нормальные и интеллектуально развитые люди. Стресс и тревога могут препятствовать эффективному когнитивному функционированию, но в этом случае нет психической недостаточности или психического заболевания.

    Несмотря на слабость и неорганизованность, люди, пострадавшие от кризиса, обычно хотят и могут себе помочь. Условием восстановления душевного равновесия является интерпретация кризиса как непосредственной необходимости переформулировать собственную жизнь, ценности или смысл жизни.

    Угроза, но может быть шанс

    Эмоциональный кризис может быть как угрозой, так и возможностью. Это зависит от субъективной интерпретации и реакции на ситуацию.

    Несомненно, кризис – переломный момент, требующий немедленного разрешения и выбора направления. Его можно охарактеризовать как переживание события или ситуации как невыносимо трудной, изматывающей и нарушающей механизмы совладания с трудностями. Если человек в кризисе не получает поддержки, это может вызвать серьезные расстройства (Джеймс и Гиллиланд, 2004. С. 26).

    Принимая во внимание вышеизложенное, стоит выделить, почему криз представляет собой угрозу:

    • может наступить серьезная декомпенсация, которая выявляется, например. агрессией, направленной на себя или на других
    • может быть некоторая замкнутость из-за невыносимой ситуации
    • неорганизованность может вызывать смирение и даже суицидальные мысли
    • работа с кризисом только внешне может вызвать его хронизацию
    • эмоциональный кризис может привести к зависимости
    • ухудшает выполнение основных ролей и взаимоотношений
    • эмоциональный кризис может препятствовать развитию личности

    В то же время эмоциональный кризис – это ситуация, которая дает вам возможность изменить, переформулировать или переоценить определенные вопросы. Если мы осмелимся и дадим ему шанс.

    Что дальше?

    Говорят, что эмоциональный кризис может длиться от нескольких дней до полугода. Итак, как с этим бороться? Иногда времени не хватает, чтобы залечить раны. Кризис – это ситуация, которая требует вмешательства и психологической помощи. В некотором смысле пережитое страдание имеет тенденцию разрушать внутренние барьеры и включает в себя стремление искать поддержки. Давайте будем открыты для таких возможностей.

    Автор: Анна Чукиас

    Библиография:

    1. Кубацка-Ясецка, Д. (2010). Interwencja kryzysowa. Pomoc w kryzysach Psychologicznych. Варшава: Wydawnictwa Akademickie i Profesjonalne.
    2. Маккей, М., Фаннинг, П., Лев, А., Скин, М. (2019). Relacje na huśtawce. Сопот: GWP.
    3. Джеймс Р., Гиллиленд Б. (2004 г.). Strategie interwencji kryzysowej. Варшава: ПАРПА.

    Кризисное вмешательство

    Цель:

    Эта категория предоставляет общую информацию о кризисном вмешательстве, включая, помимо прочего, планирование, реализацию и доступные ресурсы, которые могут помочь клиенту в кризисной ситуации.

    Уточняющая информация

    Определение кризиса:  Нарушение или сбой в нормальном или обычном образе жизни человека или семьи. Кризис не может быть разрешен с помощью обычных ресурсов/навыков человека для решения проблем.

    Кризис может отличаться от проблемы или чрезвычайной ситуации

    • Хотя проблема может вызвать стресс и быть трудной для решения, семья или отдельный человек способны найти решение. Следовательно, проблема, которая может быть решена человеком или семьей без постороннего вмешательства, не является кризисом. Часто проблема может показаться кризисом семье или человеку, находящемуся в состоянии стресса и не мыслящему ясно. Вмешательства, которые устанавливают доверие и обеспечивают уверенность, совет или направление со стороны социального работника, могут решить такую ​​проблему.
    • Чрезвычайная ситуация — это внезапная, неотложная необходимость, например, когда жизнь находится в опасности из-за несчастного случая, попытки самоубийства или насилия в семье. Это требует немедленного внимания со стороны правоохранительных органов, CPS или других специалистов, обученных реагировать на опасные для жизни события. Если ситуация может ждать ответа от 24 до 72 часов, не подвергая опасности человека или семью, это кризис, а не чрезвычайная ситуация.
    • Тремя основными элементами кризиса являются: стрессовая ситуация, трудности преодоления и время вмешательства. Каждая кризисная ситуация уникальна и потребует гибкого подхода к клиенту и ситуации.
    Ситуации, которые могут привести к кризису

    У каждого есть опыт, который заставляет его чувствовать себя расстроенным, разочарованным или утомленным. Когда эти типы чувств сочетаются с определенными жизненными событиями или ситуациями, они часто приводят к нарастанию напряжения и стресса. Было выявлено пять типов ситуаций, которые могут вызывать стресс и, в свою очередь, способствовать кризисному состоянию. Типы кризисных ситуаций клиентов, представленных в CSO, обычно связаны со следующим:

    • Семейные ситуации  – расследование жестокого обращения с детьми, жестокое обращение с супругом, незапланированная беременность, дезертирство родителей, хронически больной член семьи и отсутствие социальной поддержки являются примерами семейных ситуаций, которые могут вызвать стресс и кризисы.
    • Экономические ситуации — внезапное или хроническое финансовое напряжение является причиной многих семейных кризисов, таких как потеря работы, выселение, отсутствие еды, кража домашних денег или имущества, высокие медицинские расходы, неуплата алиментов, изъятие автомобиля , отключения коммунальных услуг, деньги, «потерянные» из-за азартных игр или наркомании, и бедность.
    • Социальные ситуации — Насилие в районе, неадекватное жилье, нехватка общественных ресурсов и неадекватные образовательные программы иллюстрируют некоторые способы, которыми сообщество может способствовать семейным кризисам.
    • Важные жизненные события — события, которые большинство считает счастливыми, такие как брак, рождение ребенка, продвижение по службе или выход на пенсию, могут спровоцировать кризис в семье; поступление ребенка в школу, поведение подростка, уход взрослого ребенка из дома, наступление менопаузы или смерть близкого человека также могут быть очень стрессовыми жизненными событиями.
    • Природные стихии -кризисы возникают в результате стихийных бедствий, таких как наводнения, ураганы, пожары и землетрясения, или даже длительных периодов высокой температуры и влажности, или пасмурной или чрезмерно холодной погоды.

    Обязанности работников

    1. Социальные работники CSO и специалисты по программам для людей с ограниченными возможностями могут оказывать серьезное долгосрочное влияние на жизнь своих клиентов и помогать другим сотрудникам CSO, своевременно и надлежащим образом реагируя на кризисные ситуации клиентов. Финансовые работники CSO и менеджеры по работе с клиентами WorkFirst должны попытаться решить кризисные вопросы, связанные с назначенным количеством дел и программ. При необходимости сотрудники ОГО могут консультироваться с социальными работниками и специалистами по программам для людей с ограниченными возможностями для разрешения кризисных ситуаций, связанных с клиентами.
    2. Успешное разрешение экстренной ситуации может значительно укрепить доверительные отношения социального работника со своим клиентом и подготовить почву для сотрудничества и продуктивных отношений в будущем.