Виды власти в психологии: 📖 88. Психология власти. Шпаргалка по социальной психологии. Челдышова Н. Б. Страница 88. Читать онлайн

Содержание

Психология власти

Власть –  это возможность приказывать в условиях, когда тот, кому приказывают (объект власти), обязан повиноваться тому, кто приказывает (субъект власти).

Для власти обязательно:

  1. наличие не менее двух партнеров;
  2. подчинение объекта приказу субъекта власти;
  3. наличие общественных норм, устанавливающих, право субъекта власти отдавать приказы и обязанность объекта власти им подчиняться.

 В психологии при объяснении феномена власти в первую очередь обращают внимание на ее мотивационную основу. В теории Дж. Уайта власть (в смысле сил, способностей, компетентности) понимается как результат некоторого всеобщего фундаментального мотива, в концепции Адлера выводится особый мотив — стремление к власти и к превосходству — из первоначальной недостаточности власти. Для Ж, Пиаже и Дж. Уайта компетентность является результатом функционального «мотива порождения эффекта» (effectance motive), побуждающего субъекта постоянно вступать в спор с окружающим миром, в том числе и социальным, ради усовершенствования своей способности к эффективному действию.

Примитивные формы социальной власти свойственны человеку начиная с 2—3 лет: он может командовать ими, бить их или угрожать им. Одновременно с этим он начинает улавливать природу ролей.

Австрийский психолог Альфред Адлер (1870—1937), основатель индивидуальной психологии, центральным принципом своего учения о личности считал «волю к власти». Главным источником мотивации он полагал стремление к самоутверждению как компенсацию возникающего в раннем детстве чувства неполноценности, определяющего специфический для человека «жизненный стиль». Согласно его теории стремлением к совершенству, превосходству и социальной власти субъект пытается компенсировать обусловленный своей конституцией дефицит власти, воспринимаемый как недостаточность своих способностей (отсутствие маскулинности у женщин, различного рода телесные несовершенства, зависимость ребенка от взрослых) и переживаемый как комплекс неполноценности.

Френч и Равен выделили пять видов источников власти, позднее Равен и Круглански дополнили эту классификацию еще одним видом (информационной властью) и провели дальнейшую дифференциацию видов власти исходя из последствий применения власти, связанной с каждым из источников, и «стоимости* этого применения.

  1. Власть вознаграждения (reward power). Ее сила определяется ожиданием В того, в какой мере А в состоянии удовлетворить один из его (В) мотивов и насколько А поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения В.
  2. Власть принуждения, или наказания (coercive power). Ее сила определяется ожиданием В, во-первых, той меры, в какой А способен наказать его за нежелательные для А действия фрустрацией того или иного мотива, и, во-вторых, того, насколько А сделает неудовлетворение мотива зависящим от нежелательного поведения В. Принуждение здесь заключается в том, что пространство возможных действий В в результате угрозы наказания суживается. В предельном случае власть принуждения может осуществляться непосредственно физически, например когда ребенка, который не хочет ложиться спать, бьют или насильно укладывают в постель.
  3. Нормативная власть (legitimate power). Речь идет об инте-риори зова иных В нормах, согласно которым А имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них.
  4. Власть эталона (referent power). Основана на идентификации В с А и желании В быть похожим на А.
  5. Власть знатока (expert power). Ее сила зависит от величины приписываемых А со стороны В особых знаний, интуиции или навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.
  6. Информационная власть (informational power). Имеет место в тех случаях, когда А владеет информацией, способной заставить В увидеть последствия своего поведения в новом свете.

Американский психолог Д. Картрайт создал дескриптивную модель власти, согласно которой мотив власти служит проявлением универсального стремления обладать средствами удовлетворения своих потребностей и желаний. «Все люди склонны влиять на других и стараются занять влиятельное положение, поскольку стремятся к определенным целям, достижение которых требует использования влияния.

Уже тот важный факт, что при достижении своих целей и удовлетворении потребностей люди зависят друг от друга, приводит к желанию употребить власть, когда другой человек препятствует в осуществлении его желаний. Применение власти, как замечено, делает человека более сговорчивым, уступчивым и готовым прийти на помощь, а мотивация власти приобретает характер инструментальной. Характерным примером такого инструментального действия власти является ее ролевое использование. От людей, занимающих руководящие позиции в социальных группах и организациях (семья, школа, фирма, армейская служба), ожидают, что они будут заботиться о соблюдении всеми единых норм поведения. Поэтому статус и выполняемая роль включают источники (ресурсы) власти, благодаря которым девиантов можно наказать или исключить из группы.

Инструментального подхода к мотивации власти придерживается, в частности, Дж. Верофф.

Другая точка зрения на мотив власти (ее, в частности, придерживались известные американские психологи Д. Макклелланд и Д. Винтер) связана с понятием внутреннего вознаграждения: в этом случае власть выступает не средством давления на других людей, а источником внутренней гордости, тщеславия, высокой самооценки.

В этом случае побуждающим началом является желание сделать ее ощутимой для другого, оказать влияние на его поведение. Применяя власть, человек ощущает свое могущество, у него возникает чувство уверенности в себе, растет его самоуважение и т. п. При этом может изменяться восприятие партнера, которому может быть приписана более зависимая и менее автономная позиция. Субъективно происходит как бы уменьшение значимости партнера и одновременно увеличивается психологическая дистанция между ними.

Придуманный психологами личностный конструкт «мотив власти» отражает индивидуальные различия властного поведения. Прежде всего между людьми существуют различия в силе стремления к умножению и увеличению источников власти. Уже простое обладание властью может без всякого применения власти к другому человеку приносить удовлетворение. С точки зрения получения удовлетворения от власти чувство обладания ею более значимо, чем воздействие на других людей. Желанными источниками власти могут быть престиж, статус, материальное положение, руководящая должность, возможность контроля над информацией.

Так, в работе Д. Винтера (1973) было показано, что у студентов, занимающих какие-либо посты в студенческом самоуправлении, уровень мотивации власти существенно превосходит средний. Высокий мотив власти оказался также у организаторов-добровольцев программы оздоровления жизни в крупном городе, игравшей важную роль в местной политике. Однако у чиновников того же города такой мотив обнаружить не удалось.

В поздней версии своей теории Д. Винтер определял социальную власть как способность производить желаемый эффект в поведении или переживаниях другого человека. По своей природе человек заботится не только о выживании или пище, но и о сохранении власти над окружением. Если она утеряна, он немедленно спешит ее восстановить. Человек проявляет заботу о сохранении власти через свои поступки, к которым могут относиться:

  1. активные насильственные действия, направленные на другого человека, например нападение;
  2. оказание помощи, совет, поддержка, содействие без какой-либо просьбы со стороны другого человека:
  3. попытка управлять другим человеком;
  4. попытка повлиять, убедить, уговорить, подкупить;
  5. стремление произвести впечатление на другого человека.

Важным может оказаться и то, насколько субъект в состоянии учесть собственные источники власти, собственные средства воздействия и мотивы другого человека. Проведенное Д. Винтером выборочное тестирование обнаружило сильно выраженный мотив власти у священников, учителей, журналистов и психологов в отличие от административных служащих, врачей и юристов. В первых четырех случаях мы имеем дело с явно « мани пул яти вными» профессиями, связанными с воспитанием других людей, оказанием на них влияния и их изменением.

У. Шнакерс и У. Кляйнбек (1975) установили, что испытуемые с высоким мотивом власти активнее ведут себя в «играх с переговорами», ощутимее влияют на своих партнеров, чаще идут на обман и с самого начала нацелены на больший выигрыш. Шнакерс и Кляйнбек определяют мотив власти как стремление проводить в жизнь свои намерения и решения, используя, по возможности, свой контроль над происходящими событиями.

Говорят, что политика — вторая древнейшая профессия. Но я пришел к выводу, что у нее гораздо больше общего с первой.
Рональд Рейган

А. Донли и Д. Винтер измерили силу мотива власти 12 живших в XX в. американских президентов (с помощью анализа содержания речей, произнесенных при вступлении в должность) и соотнесли ее с политической эффективностью их деятельности (по оценкам историков), с вступлением в войну и с масштабами преобразований кабинета. Несмотря на имевшийся в распоряжении президентов огромный аппарат власти, те из них, кто обладал, судя по применявшимся показателям, слабым мотивом власти (Тафт, Гардинг, Кулидж, Гувер и Эйзенхауэр), пускали этот аппарат в ход менее активно, чем президенты с сильным мотивом власти (Ф. Д. Рузвельт, Трумен, Кеннеди и Джонсон). Таким способом американским психологам удалось дифференцировать «сильных» и «слабых» политических лидеров.

Говоря о моральности намерений, можно вспомнить о введенном Тибо и Келли различении фатального и поведенческого контролей. В случае фатального контроля А оказывает влияние на последствия действий В, не заботясь ЕЙ О его мотивах, ни о его поступках.

В случае поведенческого контроля А влияет на последствия действий В лишь в той мере, в какой ему предварительно удалось мотивировать В поступить желательным для себя (А) образом.

Исследование Д. Макклелланда и Д. Бернхайма (1976) обнаружили у предпринимателей и менеджеров потребность во власти и стремление к лидерству. Если менеджер тяготеет к власти и она для него — лучший мотиватор поведения, то его предприниматель склонен к другому — к лидированию, даже если при этом возрастает степень риска. Ученые обнаружили, что предприниматель, создающий быстро прогрессирующую бизнес-фирму, редко является лидером. Причина объясняется просто: достижение — игра для одного, а не для многих. Действительно, достигать чего-либо можно в одиночку, но не толпой. Когда фирма разрастается, у нее появляется организационная структура, устанавливающая или упорядочивающая взаимоотношения многих людей. Мотивация на достижение трансформируется в потребность власти. Ведь власть — чисто структурная характеристика. Leadership Motive Pattern* Макклел-ланда измеряет уровни аффиляции, потребности во власти и подавлении (сдерживания). С ее помощью удалось установить, что потребность во власти присуща всякому эффективному, или хорошему, менеджеру. Но всякий мотив оказывается более мощным, чем даже стремление к личностному развитию. Вообще он буквально забивает все другие позывы в человеке, заглушает все прочие потребности, особенно если они противоречат ему. Это вполне здоровое начало в деятельности менеджера. Уважающему себя менеджеру присуща именно потребность оказывать влияние на поведение других людей во благо организации в целом.

Обследованные Макклелландом менеджеры выказали слабый уровень потребности в аффиляции, что означает низкий уровень потребности в кооперации и сотрудничестве с другими людьми. Власть может привести к авторитаризму, правда, подобная тенденция может гаситься высокой степенью самоконтроля менеджера и его «зрелостью» (психологическая характеристика уровня развития личности). Очень часто мотив достижения, присущий, например, инженерам, склонным к творческой самоотдаче, вступает в противоречие с мотивом власти, который характеризует менеджеров и развитую в них потребность влиять на поведение других.

В другом исследовании Макклелланда испытуемые играли в рулетку — модельное изображение реальной ситуации риска. Испытуемые, до того протестированные по специальной методике, определяющей их мотивационный тип, делали ставки, выигрывали и проигрывали. Для участия в эксперименте были отобраны испытуемые с доминированием одного из трех мотивов: власти, достижения, аффилиации. Как можно видеть из рисунка на ниже. испытуемые с высоким мотивом власти предпочитали наиболее рискованные ставки, т. е. приносящие наибольший выигрыш, но с наименьшими шансами на успех. Испытуемые с высоким мотивом аффилнации практически вели себя противоположным образом, предпочитая низкий уровень риска и стремясь избежать открытого соперничества. Неожиданным оказалось поведение испытуемых с доминированием мотива достижения, выбиравших не низкие, что следовало ожидать для ситуации азартной игры, а высокие ставки.

Вероятность выигрыша

Индивидуальные различия должны проявляться и в тех целях, ради которых в конечном счете человек стремится применить власть или оказать влияние. Использование власти может служить созданию приятных переживаний подчинения окружающих своей воле и спровоцированной беспомощности другого человека, что ведет к повышению самооценки. Но оно же может служить «благому делу», целям группы или организации, «правильно понятым интересам» самого объекта воздействия. С моральной точки зрения предполагаемые намерения использующего власть субъекта оцениваются участниками ситуации и сторонними наблюдателями как «хорошие» или «плохие», «законные» или «незаконные».


Именно в этом смысле Макклелланд различает два вида мотивов, называя их личностью ориентированной (P-Power) и социо ориентированной властью (S-Power). Макклелланд и его сотрудники обнаружили, что показатель «задержки активности* в описаниях ТАТ и других вербальных материалах (частота употребления частицы «не») при высоких остальных показателях мотива власти коррелирует с обладанием ответственным постом и небольшим потреблением алкоголя (S-Power), в то время как при отсутствии задержки активности высокий мотив власти сочетается с чрезмерным потреблением спиртных напитков, хвастовством престижными вещами, дающим эрзац удовлетворения чтением порнографических и спортивных журналов, а также со склонностью к риску в азартных играх (P-Power).

Разница двух видов власти может также выявляться введением в разработанные для измерения мотива власти категории анализа содержания дополнительных категорий, фиксирующих, например, направлено ли применение власти на достижение собственного блага или блага других людей, сомневается ли человек в своих источниках власти и своей способности воспользоваться ими. На основе различения направленности мотива власти на собственное благо или на благо других людей Макклелланд разработал теорию четырехстадийной классификации осуществления власти. Она восходит к разработанной Эриксоном психоаналитической теории развития «Я». Они захватывают только первую, самую важную половину жизни, когда сформировавшиеся типы властных отношений влияют на всю оставшуюся жизнь. На первой стадии, в раннем детстве, закладывается модель «мне придают силы другие», образцом для которой служат отношения матери к ребенку. С позиций ориентации на власть в последующие годы жизни она означает отношения с людьми, которые могут поддержать, защитить, вдохновить, воодушевить, короче, увеличить у индивида ощущение собственной силы (например, человек вдохновляется речью политического лидера). На второй стадии (средний период детства) отношения строятся по модели «я сам придаю себе силы» и характеризуются стремлением обрести независимость от матери, самостоятельно контролировать собственное поведение. На следующей стадии взросления («я хочу производить впечатление на других») подростка одолевают сомнения во всех и всяких авторитетах, он то и дело меняет друзей и стремится к завоеванию лидерства. На четвертой, завершающей стадии взрослого человека («мне хочется выполнить свой долг») на первый план выходят моральные ценности. Он стремится посвятить свою жизнь служению делу или определенной социальной группе. Если на первых двух стадиях человек обретает власть, то на двух последующих он ее применяет. Если третья фаза ориентирована на эгоизм, то четвертая — на альтруизм. В таком противоречии происходит нелегкий процесс социально-политического становления личности.

Указанные стадии представляют собой последовательные этапы созревания, которые проходит человек в процессе своего развития. Достижение более высокой стадии не аннулирует предыдущие, они остаются в распоряжении человека и могут актуа-лизоваться в соответствующей ситуации. Поддавшись панике, взрослый человек опускается вниз по уровням развития и воспроизводит стереотипы поведения, которые были ему присущи в детстве (зависимость от авторитета).

Проанализировав обширный культурно-антропологический и психологический материал, Макклелланд установил, что распространенность маскулинизированного идеала в западной культуре формирует особую конфигурацию властных отношений, причем на всех уровнях, в отличие от восточной культуры (в частности, индийской) с характерными для нее типично женскими формами применения власти, где отсутствие такого идеала создало совершенно иной тип реализации властных полномочий. Надо сказать, что Д. Макклелланд, будучи психологом по образованию, огромное внимание тем не менее уделял антропологическим и культурологическим изысканиям. В 1961 г. выходит знаменитый бестселлер Дэвида Макклелланда «Достигающее общество». В нем рассматривается применение теории достижения и теории власти к самым разным областям — теории научения и восприятия, автономному обучению, кросскультурным исследованиям.

Помимо кросс культурных спецификаций власти, Макклелланд изучал также тендерные. Сопоставив данные двух групп испытуемых, мужчин и женщин, он обнаружил характерные признаки женской формы власти: воодушевляемость от работы с другими людьми, отсутствие напористости, склонность откладывать все на последний момент, любовь к детям и готовность добровольно ухаживать за ними.

В одном из исследований Макклелланд и Тиг предлагали испытуемым помериться силой. Каждый мог выбрать себе партнера по армрестлингу по вкусу — человека равной силы, более сильного или более слабого. Индивиды с низким мотивом власти выбирали соперников равной или меньшей силы; с высоким мотивом власти предпочитали соперников равной или большей силы. Но вот что еще более удивило: индивиды с высоким личностно ориентированным мотивом власти были склонны к хвастовству, выдавая себя за больших, чем это было на самом деле, любителей риска. Лишь у испытуемых с низкой потребностью власти оценка собственных шансов на успех находилась в обратном отношении к силе партнера: чем тот был сильнее, тем ниже они себя ставили, и наоборот. Проигрывая более сильному противнику, они не чувствовали себя задетыми. Испытуемые с выраженным мотивом власти, проиграв, чувствовали себя тем сильнее задетыми, чем большую значимость они придавали победе над соперником. У них оценка шансов на успех не зависела от силы соперника.

•Исключительные обстоятельства могут требовать исключительных мер. Переходные периоды нередко вынуждают пожертвовать свободой людей во имя спасительной эффективности. В оккупированной стране о демократических принципах не может быть и речи, поскольку правила диктуются самим по себе присутствием захватчика. Конечно, в двадцать первом веке необходимо стремиться к максимальной свободе, однако она не должна вступать в противоречие с выживанием нации и ее безопасностью.»
Жан-Мари Ле Пен, известный французский политик

Используя методику ТАТ, концепцию четырех стадий развития «Я» Эриксона и достижения Макклелланда, М. Стюарт создала собственную теорию, выявляющую:

  1. отношение к авторитету;
  2. отношение к людям и объектам;
  3. чувства;
  4. действия.

Для ее апробации использовалась выборка из 35 первокурсников Гарварда. Удалось выявить особенности отношения к авторитету на разных стадиях: на первой — авторитет приветствуется, на второй — он критикуется, на третьей — авторитетом возмущаются, на четвертой — индивидуальные авторитеты отчуждаются.

Виды власти в группе

10.03.2020

В группе существует два вида власти: лидерство и руководство.

Как лидерство, так и руководство связны с проблемой власти и регуляцией взаимоотношений индивидов в процессе совместной деятельности.

Существует несколько теорий лидерства, в основе каждой важные качества и функции групповой динамики. Теория черт лидера основывается на предположении, что люди рождаются с набором личностных черт, благодаря которым потом могут руководить (Платон). К основным чертам лидера относят психологические, морально-нравственные, конституциональные, например, интеллект, инициативность, внешний облик, уверенность в себе, здоровье (физическое и психическое), происхождение из «высшего класса», рост физический, который должен заметно отличаться от среднего в любую сторону. Теория лидерства как функции ситуации рассматривает лидерство как способность одного из членов малой группы взять управление в свои руки и вывести группу из кризиса, в то время как прежний лидер оказывается неспособным к этому. Сторонники теории лидерства как функции влияния последователей отмечают, что лидер должен учитывать установки, мнение, ценности; должен ориентироваться на своих последователей. К. Левиным предложена типология лидерства. Он выделяет автократический, демократический и попустительский.

Сегодня некоторыми специалистами эта типология применяется при анализе стилей управления в группе.

Итак, деятельность группы начинается с установления лидерства. Лидер — это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует вокруг себя группу людей с теми же, что и у него, нормами, ценностями и способствует организации и управлению этой группой при достижении общей цели (Берн, 2000).

Лидер — начальник группы официальной или вожак неформальной. Особенно удачным является совмещение обоих качеств в одном лице. «Штатный» (универсальный) лидер назначается или избирается на достаточно длительный срок. Ситуативный лидер — член группы, взявший на себя функции ее лидера в отсутствие или по причине бездействия «штатного» в ситуации, потребовавшей срочного принятия решения, осуществления руководства.

Основной принцип лидерства — превосходство. Он обязан в чем -то превосходить других членов группы. Он решает главные задачи в группе. Специфика в том, что его на эту роль выдвигают и он также «берет» ее в свои руки. Лидер представляется группе через характеристику своих важных для дела качеств. Это должны быть такие качества, которые соответствовали бы предмету взаимодействия (спортсмен должен быть сильным, ловким, иметь медали и т. д.). Лидер должен намекнуть членам группы на свою исключительность в чем-либо важном для дела. Он подает надежду членам группы, что и они смогут, сотрудничая под его руководством, получить некую долю этих качеств. Однако он должен держаться в рамках

Если лидерство возможно при наличии двух условий — выбор группой на эту роль какого-либо из участников взаимодействия и его стремление играть эту роль, то руководство — это процесс управления индивидом группой (организацией), официально оформленный, предполагающий его юридическую ответственность за функционирование группы, возможность использования санкций для поощрения или наказания подчиненных В отличие от лидера руководитель обладает формально закрепленными правами и обязанностями.

Куртом Левиным предложны три основных типа руководства группой.

Авторитарный (автократический) стиль — характеризуется явным неравноправием руководителя и рядовых членов группы, исполняющих его волю, основывается на авторитете или могуществе лидера.

Мы можем говорить об авторитарном стиле управления, когда руководитель лично обращается к членам группы, чтобы узнать их позицию; прерывает аргументацию говорящего, если считает ее не верной; самостоятельно принимает решения; не дает подчиненным проявлять инициативу; отдает распоряжения в энергичной, часто грубой форме; проявляет недоверие к подчиненным.

Руководитель демократического стиля, прежде чем принять решение, советуется с членами группы, участвует в дискуссии наравне со всеми, принятое решение реализуется при разделенной ответственности, все члены группы могут высказываться свободно; активность подчиненных стимулируется, распоряжения отдаются спокойно, по -деловому. 

При либеральном (попустительском, анархическом) стиле руководства дела в группе идут сами собой, руководитель соглашается с любым мнением, даже если на стадии реализации решения предлагается все переменить. В чистом виде этот стиль самый непродуктивный, гибельный для группы.

Ни один из указанных стилей управления группой не является однозначно плохим или хорошим. Важно, чтобы тип руководства соответствовал стадии социально -психологической зрелости группы. Для группы, находящейся на уровне высокоразвитого коллектива, имеющего органы самоуправления, способного к самоорганизации, оптимальным является демократический стиль руководства. В группах со средним уровнем социально-психологической зрелости предпочтителен гибкий стиль руководства, сочетающий в себе элементы демократического и авторитарного.

Ключевые слова: Власть, Группа

Источник: Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 229 с.

Материалы по теме

Влияние группового меньшинства

Семечкин Н.И., Психология малых групп

Признаки больших социальных групп

Деркача А.А. , Социальная психология

Типы легитимности политической власти

Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для…

Квазигруппы и их виды

Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных…

Групповая психотерапия

Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия

Власть как свойство социальной системы

Фролов С.С., Социология организаций

Развитие малых групп

Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :…

Социально психологическая структура группы

Кишкель Е.Н. Управленческая психология

Личность лидера — Власть как источник лидерства

Личность лидера — Власть как источник лидерства
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии
Индекс материала
Личность лидера
Власть как источник лидерства
Лидерский потенциал
Все страницы

Страница 2 из 3

 

2.

2. Власть как источник лидерства

В научной и учебной литературе существует множество определений власти. Самое распространенное определение власти дал Г. Минцберг (Минцберг, 1979).
Власть представляет собой потенциальную способность индивида влиять на поведение других людей.
По М. Веберу, существует три вида оснований для законной власти:
► Рациональные основания. Законная власть основана на вере в законность нормативных правил, по которым отдаются приказы.
► Традиционалистские основания. Власть основана на вере в незыблемость традиции и законность статуса «властей предержащих».
► Харизматические основания. Власть основана на почтительном отношении к праведности, героизму или образцовым качествам конкретной личности и к нормативным решениям, исходящим от этой личности (харизматическая власть).
Также основаниями власти, по мнению Р. Гандапаса, могут служить:
1. Формальный статус.
1.1. Статус отца (фрейдисты и неофрейдисты).
2. Компетентность.
3. Харизма.
Позже большинство исследователей пришли к выводу, что существует два основных источника власти:
► Положение индивида в организации (должностные полномочия).
► Личные качества индивида.
Следует выделить и другие возможные источники власти:
► Личные усилия (инициатива, саморазвитие).
► Сеть взаимоотношений (поддержка связей с многими людьми).
► Информация (доступ).
Должностные властные полномочия. Вместе с должностью менеджер получает законную или легитимную власть. Это значит, что подчиненные понимают, что они обязаны следовать указаниям менеджера.
Если менеджер имеет возможность официально поощрять подчиненных (материальное вознаграждение, повышение в должности, похвала и т.п.), то он обладает властью, основанной на вознаграждении.
Если менеджер имеет возможность применить к подчиненным наказание (уволить или понизить в должности, наложить материальное взыскание, критиковать действия сотрудника), то он обладает властью, основанной на принуждении.
Реакцией на должностные властные полномочия со стороны подчиненных является подчинение. Это значит, что подчиненные будут выполнять распоряжения, даже если они с ними не согласны.
Личная власть возникает благодаря внутренним ресурсам индивида (профессиональные знания и личные качества).
Экспертная власть возникает благодаря высоким профессиональным качествам индивида. Подчиненные соглашаются с указаниями менеджера, поскольку признают его превосходство в знаниях и умениях.
Менеджер, обладая личными качествами, благодаря которым его уважают и хотят быть на него похожими, получает референтную власть (харизму).
Реакцией подчиненных на экспертную и референтную власть менеджера является приверженность. Это значит, что подчиненные разделяют точку зрения менеджера и выполняют его распоряжения с энтузиазмом.
Приверженность предпочтительнее подчинения!
Соотношение различных видов власти приведено на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Соотношение различных видов власти

Блейн Ли в книге «Искушение властью» показал, что систематизация власти значительно сложнее. Согласно его концепции, власть может строиться на трех моделях: власть принуждения, власть выгоды и власть уважения.
1. Власть принуждения
Возможность использовать власть принуждения возникает вместе с назначением на должность. Преимущества власти принуждения, казалось бы, очевидны. Не надо никого ни в чем убеждать, достаточно приказать. Но можно ли заставить людей работать лучше, если эти люди будут испытывать негативные эмоции?
2. Власть выгоды
Власть выгоды основана на принципе «ты – мне, я – тебе». Это власть, проявляющаяся в возможности сделать что-то для кого-то. Менеджер и подчиненные как бы заключают сделку. Но эта сделка постоянно открыта для пересмотра, и стороны постоянно ищут новые возможности. Может быть, менеджер найдет более квалифицированного сотрудника, может быть, сотрудник решит, что более не нуждается в том, что ему предлагает менеджер.
Виды власти выгоды:
2.1. Власть вознаграждения – основана на стремлении других людей получить похвалу, признание или доход за согласие выполнить наше желание.
2.2. Власть положения. Владеющий ею вправе требовать от других больше, чем обычный человек.
2.3. Власть квалификации. Сотрудник, обладающий уникальной квалификацией, и она востребована другими сотрудниками, вправе рассчитывать, что они что-то для него сделают по его просьбе.
2.4. Власть харизмы или власть обаяния.
2.5. Власть информации – основана на обладании информацией, которая в данный момент очень нужна другим. Власть информации проходит вместе с эксклюзивностью информации.
2.6. Власть случая, если благодаря стечению обстоятельств человек оказывается в центре внимания, то он оказывается в состоянии влиять на других людей.
2.7. Власть возможностей. Человек, имеющий доступ к важным персонам, товарам, благам, которые ценятся другими, даже если эти ресурсы и не принадлежат лично ему, может стать очень влиятельным человеком.
2.8. Власть результативности.
2.9. Власть оценки – работает, когда сотрудник обладает способностью сдвинуть дело с мертвой точки, мобилизовать других, найти выход из тупика.
2.10. Власть отношений – основана на знакомстве с могущественным человеком. Это знакомство позволяет заимствовать часть его власти. Власть отношений существует, пока поддерживаются отношения с этим
«могущественным человеком».
Подавляющее большинство взаимодействий между взрослыми людьми относятся к категории власти выгоды. Этот вид власти базируется на независимости, когда каждый человек заботится о собственных интересах. Власть выгоды срабатывает и приносит результаты, но проблема заключается в том, что эта власть не действует, когда менеджеру больше нечего предложить. В таких случаях взаимоотношения либо прерываются, либо возникает власть принуждения. Ненадежность власти выгоды порождает в людях тревожность.
3. Власть уважения
Настоящая и долговременная власть не может быть результатом маневров и тактик, переговоров или запугивания. Это более тонкое явление. Ключ к власти – уважение. Если люди уважают менеджера, то он может постоянно и долго на них влиять. Менеджер в этом случае обладает властью во взаимодействии с другими людьми, а не над ними. Такая власть, основанная на доверии и уважении, живет еще долго после смерти того, кто ею обладал.
Человек, обладающий властью, – это тот, в кого верят другие люди, кого они уважают и почитают. Для некоторых людей остается загадкой, почему их влияние растет по мере того, как растет их уважение к другим людям.
«У людей по-настоящему великих появляется странное ощущение, что величие не пребывает в них, а проявляется через них. Поэтому они скромны» (Джон Раскин).
Люди готовы выполнять желания такого руководителя, потому что они хотят того же самого. И тут совершенно неважно, присутствует ли этот человек физически, контролирует ли других людей и платит ли им: он верит в них, а они верят в него. Власть, основанная на принципах, предполагает контроль, но это внутренний контроль, это самоконтроль. Такая власть поощряет этичное поведение, потому что те, на кого влияют, ощущают свободу выбора. Лидер служит людям и благодаря этому служению становится достойным их доверия.
Власть уважения приводит к взаимозависимости. А когда вы зависимы, то очень уязвимы. Можно сказать, что власть, основанная на принципах, – это обдуманный риск. Однако потенциальный выигрыш – рост самоуважения, честь, способность к искренним чувствам, более высокий самоконтроль – оправдывает риск.
Независимость – это достижение, взаимозависимость – это выбор, который могут сделать только независимые люди.
Развитие уважения – это процесс, который занимает всю жизнь. Чтобы создать новое видение, придется отказаться от привычных, но неэффективных стратегий управления.
Влияние – этот тот эффект, который оказывают действия человека на установки, ценности, верования или поведение других людей (например, К. Маркс).
Влияние и власть соотносятся следующим образом: влияние – это необходимая, но недостаточная предпосылка власти.
Если менеджер хочет добиться власти уважения и пользоваться ей у окружающих, стоит практиковать 10 основных принципов влияния:
1. Убеждение.
2. Терпение.
3. Деликатность.
4. Готовность учиться.
5. Безусловное приятие окружающих.
6. Доброта.
7. Знание.
8. Дисциплина.
9. Последовательность.
10. Целостность.
Один из самых труднореализуемых принципов – умение безусловно принимать другого человека (пятый принцип). Это, в конечном счете, означает желать ему самого доброго независимо от того, как его успехи скажутся на вас.
Следует так же отметить распространенные тактики влияния:
► Рациональное убеждение (факты, цифры, логические аргументы).
► Вызов симпатии к себе (доверие, похвала).
► Правило взаимности (обмен выгодами и одолжениями).
► «Вербовка» союзников.
► Просите то, что хотите получить (ясность и открытость).
► Поддержка руководителей более высокого уровня.
► Вознаграждение за желательное вам поведение.
Через власть и влияние осуществляется руководство и проявляется лидерство.
Баланс власти
Уровень влияния облеченного властью лица А на лицо Б = степени зависимости лица Б от лица А, таким образом, подчиненные тоже обладают властью!

 


<< Предыдущая — Следующая >>


404 Cтраница не найдена

Размер:

AAA

Изображения Вкл. Выкл.

Обычная версия сайта

К сожалению запрашиваемая страница не найдена.

Но вы можете воспользоваться поиском или картой сайта ниже

  • Университет
    • История университета
    • Анонсы
    • Объявления
    • Медиа
      • Представителям СМИ
      • Газета «Технолог»
      • О нас пишут
    • Ректорат
    • Структура
      • Филиал
      • Политехнический колледж
      • Медицинский институт
        • Лечебный факультет
        • Педиатрический факультет
        • Фармацевтический факультет
        • Стоматологический факультет
        • Факультет послевузовского профессионального образования
      • Факультеты
      • Кафедры
    • Ученый совет
    • Дополнительное профессиональное образование
    • Бережливый вуз – МГТУ
      • Новости
      • Объявления
      • Лист проблем
      • Лист предложений (Кайдзен)
      • Реализуемые проекты
      • Архив проектов
      • Фабрика процессов
      • Рабочая группа «Бережливый вуз-МГТУ»
    • Вакансии
    • Профсоюз
    • Противодействие терроризму и экстремизму
    • Противодействие коррупции
    • WorldSkills в МГТУ
    • Научная библиотека МГТУ
    • Реквизиты и контакты
    • Документы, регламентирующие образовательную деятельность
  • Абитуриентам
    • Подача документов онлайн
    • Абитуриенту 2022
    • Экран приёма 2022
    • Иностранным абитуриентам
      • Международная деятельность
      • Общие сведения
      • Кафедры
      • Новости
      • Центр Международного образования
      • Академическая мобильность и международное сотрудничество
        • Академическая мобильность и фонды
        • Индивидуальная мобильность студентов и аспирантов
        • Как стать участником программ академической мобильности
    • Дни открытых дверей в МГТУ
    • Подготовительные курсы
      • Подготовительное отделение
      • Курсы для выпускников СПО
      • Курсы подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ
      • Онлайн-курсы для подготовки к экзаменам
      • Подготовка школьников к участию в олимпиадах
    • Малая технологическая академия
      • Профильный класс
      • Индивидуальный проект
      • Кружковое движение юных технологов
      • Олимпиады, конкурсы, фестивали
    • Архив
    • Веб-консультации для абитуриентов
    • Олимпиады для школьников
      • Отборочный этап
      • Заключительный этап
      • Итоги олимпиад
    • Профориентационная работа
    • Стоимость обучения
  • Студентам
    • Студенческая жизнь
      • Стипендии
      • Организация НИРС в МГТУ
      • Студенческое научное общество
      • Студенческие научные мероприятия
      • Конкурсы
      • Команда Enactus МГТУ
      • Академическая мобильность и международное сотрудничество
    • Образовательные программы
    • Подготовка кадров высшей квалификации
      • Аспирантура
      • Ординатура
    • Расписание занятий
    • Расписание звонков
    • Онлайн-сервисы
    • Социальная поддержка студентов
    • Общежития
    • Трудоустройство обучающихся и выпускников
      • Информация о Центре
        • Цели и задачи центра
        • Контактная информация
        • Положение о центре
      • Договоры о сотрудничестве с организациями, предприятиями
      • Партнеры
      • Работодателям
        • Размещение вакансий
        • Ярмарки Вакансий
      • Студентам и выпускникам
        • Вакансии
        • Стажировки
        • Карьерные мероприятия
      • Карьерные сайты
        • hh. ru
        • Работа в России
        • Факультетус
      • Карьерные возможности для лиц с инвалидностью и ОВЗ
      • Трудоустройство иностранных студентов
    • Обеспеченность ПО
    • Инклюзивное образование
      • Условия обучения лиц с ограниченными возможностями
      • Доступная среда
    • Ассоциация выпускников МГТУ
    • Перевод из другого вуза
    • Вакантные места для перевода
  • Наука и инновации
    • Научная инфраструктура
      • Проректор по научной работе и инновационному развитию
      • Научно-технический совет
      • Управление научной деятельностью
      • Управление аспирантуры и докторантуры
      • Точка кипения МГТУ
        • О Точке кипения МГТУ
        • Руководитель и сотрудники
        • Документы
        • Контакты
      • Центр коллективного пользования
      • Центр народной дипломатии и межкультурных коммуникаций
      • Студенческое научное общество
    • Новости
    • Научные издания
      • Научный журнал «Новые технологии»
      • Научный журнал «Вестник МГТУ»
      • Научный журнал «Актуальные вопросы науки и образования»
    • Публикационная активность
    • Конкурсы, гранты
    • Научные направления и результаты научно-исследовательской деятельности
      • Основные научные направления университета
      • Отчет о научно-исследовательской деятельности в университете
      • Результативность научных исследований и разработок МГТУ
      • Финансируемые научно-исследовательские работы
      • Объекты интеллектуальной собственности МГТУ
      • Результативность научной деятельности организаций, подведомственных Минобрнауки России (Анкеты по референтным группам)
    • Студенческое научное общество
    • Инновационная инфраструктура
      • Федеральная инновационная площадка
      • Проблемные научно-исследовательские лаборатории
        • Научно-исследовательская лаборатория «Совершенствование системы управления региональной экономикой»
        • Научно-исследовательская лаборатория проблем развития региональной экономики
        • Научно-исследовательская лаборатория организации и технологии защиты информации
        • Научно-исследовательская лаборатория функциональной диагностики (НИЛФД) лечебного факультета медицинского института ФГБОУ ВПО «МГТУ»
        • Научно-исследовательская лаборатория «Инновационных проектов и нанотехнологий»
      • Научно-техническая и опытно-экспериментальная база
      • Центр коллективного пользования
    • Конференции
      • Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы науки и образования»
      • VI Международная научно-практическая онлайн-конференция
  • Международная деятельность
    • Иностранным студентам
    • Международные партнеры
    • Академические обмены, иностранные преподаватели
      • Академическая мобильность и фонды
      • Индивидуальная мобильность студентов и аспирантов
      • Как стать участником программ академической мобильности
      • Объявления
    • Факультет международного образования
  • Сведения об образовательной организации

Власть — понятие, признаки, типы и функции

Тема власти часто встречается на экзаменах ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию. Чтобы вы могли получить балл повыше, приглашаем разобрать тему от и до в этой статье. Пристегнитесь: сегодня мы поговорим о понятии власти, ее происхождении и видах, для чего она обществу и как народ может контролировать ее работу.

Записывайтесь на онлайн-фестиваль для родителей SmartFest!

Ждём вас 8 октября в 13:00. Вместе с педагогами, психологами и другими экспертами в образовании и воспитании ответим на главные вопросы мам и пап.

Бесплатный урок по обществознанию

Записаться

Что такое власть

У этого термина есть несколько определений. С точки зрения обществознания власть — это:

  1. Воздействие субъекта власти на поведение людей.

  2. Способность одной стороны влиять на поведение другой. При этом готова вторая сторона сотрудничать или нет, не учитывается.

  3. Механизм, который помогает организовать и управлять общей деятельностью.

Считается, что власть появляется одновременно с человеческим обществом, потому что оно не может существовать без такого механизма. Безвластие означает хаос и разобщенность в жизни людей. При этом власть всегда идет рука об руку с неравенством, когда есть властвующая и подвластная группы.

Что включает в себя власть

У власти есть компоненты — субъекты, объекты и ресурсы. Разберемся, что понимают под каждым из них.

Компоненты власти

Название

Сущность элемента власти

Пример

Субъект власти

Те, в чьих руках находится власть

Человек, сообщество, организация, народ, мировая общность, которая объединена в ООН

Объект власти

Те, на кого направлена власть

Человек, социальная группа, класс и т. д.

Ресурсы власти

Средства, с помощью которых реализуют власть

Экономические: деньги, природные ресурсы, техника и т. д.

Социальные: образование, статус, должность, звание и т. д.

Культурно-информационные: наука, СМИ, знания, образовательные институты и т. д.

Принудительные: военные силы, оружие, полиция

Демографические: люди, которые создают другие ресурсы

Какой бывает власть

Власть многолика и может проявляться по-разному. Существуют критерии, которые делят ее на разные категории. Давайте узнаем, какие именно.

Типы власти

Критерии

Виды

Какова степень институализации

Правительственная, школьная, городская и т. д.

Кто субъект

Парламентская, президентская, народная, классовая, партийная

На какую сферу влияет

Духовная, идеологическая, политическая, информационная, политическая и т. д.

К какому режиму правления относится

Деспотическая, авторитарная, демократическая и т. д.

Сколько человек принимают ключевые решения

Личная и коллективная

Как соотносится с законом

Законная и незаконная, легальная и нелегальная

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

Политическая власть

Политическая власть — это право, способность и возможность людей отстаивать свои политические взгляды и воплощать их в жизнь. Этот вид власти — один из самых важных для жизни общества.

Для политической власти характерны такие признаки:

  1. Распространяется на всех людей, которые живут на территории государства.

  2. Действует на основе права от имени всего общества.

  3. Может использовать разнообразные ресурсы власти — принудительные, социальные, экономические и т. д.

  4. Создает единый общегосударственный центр принятия политических решений.

  5. Единственная может пользоваться силой в пределах страны.

Какие бывают виды политической власти

Политическую власть тоже можно разделить на типы по разным признакам. Обсудим, на какие именно.

Классификация политической власти

Критерий

Формы власти

Для чего предназначена

Законодательная, судебная, исполнительная

Какое место занимает в общей структуре власти

Местная, региональная, центральная

Каков основной субъект

Республиканская, монархическая

К какому типу политического господства относится

Традиционная, рационально-правовая, харизматическая

Остановимся подробнее на последнем из критериев — системе политического господства. Разделить их на виды предложил немецкий историк и социолог Макс Вебер. Рассмотрим каждый из них в таблице ниже.

Виды политического господства по Веберу

Критерий

Традиционное господство

Рационально-правовое или легальное господство

Харизматическое господство

Правила, на которых основано господствоПатриархальные или сословные правилаПравила, которые разработали на основе здравого смысла
Глава системыМонарх или религиозный лидерДолжностное лицо или органПророк, лидер, военачальник, демагог
Как глава системы получил властьПо наследству или традицииВ ходе передачи на основе принципа большинстваЗа счет доверия объекта власти к лидеру
Форма легитимностиВера в установленные правилаЦелерациональная вера в нормыЭмоциональная вера в качества лидера и его идеи
Главный тип социального поведенияТрадиционноеИнструментальное или целерациональноеЭмоциональное

Помните: виды, которые мы описали выше, не встречаются в своем идеальном варианте. Каждый из примеров реальных политических систем сочетает черты разных типов господств.

Какой должна быть политическая власть сегодня

Современное общество держит политическую власть в рамках. Чтобы соответствовать времени и нуждам народа, она должна быть:

  • ограничена, т. е. разделена на исполнительную, судебную и законодательную;

  • легитимна, т. е. оправдана с общественно-моральной точки зрения и признана людьми;

  • регламентирована, т. е. ее должен контролировать закон;

  • институциональна, т. е. связана с общественными институтами.

Как мы уже писали выше, политическая власть играет важную роль в жизни общества. Теперь настало время разобраться, какие именно функции она выполняет.

Функции политической власти

Формирует политическую систему.

Сплачивает общество вокруг политической жизни государства.

Регулирует отношения между людьми и государством.

Управляет жизнью общества и государства на разных уровнях.

Контролирует органы власти и политические процессы.

Руководит политическими и другими отношениями.

Создает подходящую для общества форму правления, тип политической системы и т. д.

Что делает политическую власть устойчивой

Политическая власть долго не продержится на плаву, если не докажет, что она эффективна. Разберемся, что помогает ей быть устойчивой.

Устойчивость политической власти

Принцип

Легитимность

Результативность

Суть принципа

То, насколько общество одобряет власть, признают ее политические решения, поддерживают лидеров, партии и движения

То, насколько хорошо власть справляется с работой, выполняет обещания и оправдывает ожидания народа

Как проявляется

Народ положительно оценивает власть и соглашается подчиняться ей.

Гражданское общество признает власть.

Мировое сообщество признает власть

То, насколько хорошо власть справляется с работой, выполняет обещания и оправдывает ожидания народа

Государственная власть

Государственная власть — это один из видов власти в обществе, где субъект — это государство в лице его федеральных органов, а объект — население.

Признаки государственной власти

Публична, т. е. выступает от имени общества

Суверенна, т. е. возглавляет власть внутри страны и не зависит от отношений с другими государствами

Ограничена территорией государства

Теория разделения властей

Согласно теории, которую предложили Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Гамильтон и Д. Мэдисон, государственная власть делится на 3 вида: законодательную, исполнительную и судебную. Цель этой теории — помешать одной из властей навязывать другим свою волю и не допустить авторитаризма и диктатуры в обществе. Подробнее о политических режимах мы ранее писали в блоге.

Разберемся, какие положения входят в теорию разделения властей:

  1. Законодательной, судебной и исполнительной властью управляют разные люди и органы, как заложено в Конституции.

  2. Все ветви равны и самостоятельны, ни одна из них не может устранить другую.

  3. Политика не может влиять на судебную власть. У судей есть право занимать должность долгое время.

  4. Ни одна из ветвей не может претендовать на права, которые заложены для другой в Конституции.

Таким образом, государственная власть делится на ветви, каждая из которых отвечает за свою функцию:

  • исполнительная — контролирует государственные дела;

  • судебная — охраняет порядок в обществе и закон;

  • законодательная — создает законы с учетом интересов народа.

Так теория помогает обществу не допустить, чтобы власть злоупотребляла положением в угоду личным желаниям, выходила за рамки закона и устанавливала авторитарный порядок.

Учёба без слёз (бесплатный гайд для родителей)

Пошаговый гайд от Екатерины Мурашовой о том, как перестать делать уроки за ребёнка и выстроить здоровые отношения с учёбой.

Проверь себя

Давайте узнаем, как хорошо вы разобрались, что такое власть в обществознании, ее признаках, видах и источниках. Ниже мы собрали задания, которые проверят ваши знания по материалу статьи.

Задание 1

Вспомните, какие компоненты входят во власть и что они обозначают.

Задание 2

Ниже мы перечислили 10 утверждений. Определите, какие из них верные, а какие — нет.

  1. Объект власти — это тот, от кого она исходит.

  2. Государственная власть ограничена территорией этого государства.

  3. Политическая власть не может регулировать свои отношения с гражданами.

  4. Образовательные учреждения не входят в число ресурсов власти.

  5. Политика не может влиять на судебную власть.

  6. Государственная власть — важная часть политической.

  7. Одобрение народа влияет на то будет политическая власть устойчивой или нет.

  8. По Веберу бывают 4 вида политического господства: харизматическое, либеральное, традиционное и рационально-правовое.

  9. Власть бывает личная и коллективная.

  10. В государственной власти объект — это само государство, а субъект — его население.

Задание 3

Перескажите своими словами все, что запомнили о теории разделения властей.

Надеемся, что эта статья помогла вам разобраться в видах и функциях власти. Еще больше углубить знания по этой теме и попробовать свои силы на заданиях можно на курсе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию от Skysmart. Там вас ждут пробные варианты экзаменов, помощь репетитора и разбор ошибок других выпускников. Узнать свой уровень и попробовать обучение на платформе можно на вводном уроке — это бесплатно.

Записывайтесь на онлайн-фестиваль для родителей SmartFest!

Ждём вас 8 октября в 13:00. Вместе с педагогами, психологами и другими экспертами в образовании и воспитании ответим на главные вопросы мам и пап.

Психология управления — Образовательная платформа «Юрайт». Для вузов и ссузов.

  • Скопировать в буфер библиографическое описание

    Акимова, Ю. Н.  Психология управления : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Ю. Н. Акимова. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 320 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-00630-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/413307 (дата обращения: 25.09.2022).

  • Добавить в избранное

Учебник и практикум для прикладного бакалавриата

  • Учебник и практикум для прикладного бакалавриата»> Нравится
  • 5 Посмотреть кому понравилось
  • Поделиться
    • Описание
    • Программа курса
    • Видео: 33
    • Тесты: 6
    • Задания: 24
    • Нет в мобильном приложении
    Ознакомиться
    • Аннотация
    • Программа курса
    • Медиаматериалы 33
    • Тесты 6

    В учебнике рассматриваются теоретические и методологические основы психологии управления, социально-психологические закономерности процесса управления, методы и механизмы управленческого воздействия, психологические аспекты выполнения функций управления, социально-психологические особенности управления групповым поведением, психологические основы связующих процессов в организации, психологические аспекты управления конфликтами.

    Повиновение и сила » AllPsych

    Психология 101 Содержание1: Как изучать психологию — 1.1: Влияние исследований на психологию — 1.2: Экспериментальные исследования — 1.3: Типы исследований3: Биопсихология — 2.1: Нейротрансмиттеры — 2.2: Мозг и нервная система3: Введение в теории развития, личности и стадий — 3.1: Двигательное и когнитивное развитие — 3.2: Стадии психосоциального развития по Эриксону — 3.3: Стадии психосексуального развития по Фрейду — 3.4: Структурная и топографическая модель Фрейда — 3.5: Механизмы защиты Эго Фрейда — 3.6: Фрейд Механизмы защиты Эго — — 3.7: Стадии морального развития Кольберга4: Введение в теорию обучения и поведенческую психологию — 4.1: Классическое и оперантное обусловливание — 4.2: Подкрепление и графики подкрепления5: Ощущение и восприятие — 5.1: Ощущение — 5.2: Восприятие6: Память, интеллект , и состояния ума — 6.1: Память и забывание — 6.2: Интеллект — 6.3: Релаксация и гипноз7: Мотивация и эмоции — 7. 1: Мотивация — 7.2: Эмоции8: Социальная психология — 8.1: Наш взгляд на себя и других8.2: Послушание и власть8.3: Роль групп9: Психопатология — 9.1: Классификация психопатологии — 9.2: Психические расстройства — 9.3: Стигма, стереотипы и психически больные10: Психотерапия — 10.1: Типы психотерапии10.2: Терапевты Ссылки



    Почему мы подчиняемся одним людям, а не другим? Почему вы можете влиять на своих друзей? Какие качества делают человека более влиятельным? Эти вопросы имеют первостепенное значение для понимания социального порядка. Ответы на эти вопросы также играют важную роль во многих профессиях, таких как продажи, маркетинг и, конечно же, политика.

    Давайте начнем с более подробного рассмотрения того, что такое «сила». Обычно считается, что власть имеет определенный атрибут, который дает одному человеку большее влияние на другого. Этим атрибутом может быть интеллект или опыт, это может быть должность или, возможно, деньги. По мнению большинства социальных психологов, существует пять типов власти: принудительная, вознаграждающая, легитимная, экспертная и референтная.

    Сила принуждения


    означает силу наказания. Говорят, что родители обладают силой принуждения, потому что они могут, например, поставить своего ребенка на тайм-аут; начальники обладают силой принуждения, потому что они могут уволить работника или поручить ему менее приятную работу. Сила вознаграждения почти противоположна; это сила вознаграждать. В этом смысле родители и начальство также обладают такой властью, как и многие другие в нашей жизни. Легитимная власть относится к власти, предоставленной какой-либо властью, такой как власть, которой офицер полиции обладает благодаря местному правительству или правительству штата, или власть, которой профессор обладает в соответствии с правилами колледжа или университета.

    Экспертная сила

    результат опыта или образования. Те люди, у которых больше знаний, как правило, обладают большей властью в ситуациях, когда эти знания важны. Например, врач будет иметь больше власти в случае неотложной медицинской помощи, чем сантехник. Но когда трубы взрываются и дом затапливает, врача вызывать нельзя. Наконец, референтная сила относится к восхищению или уважению. Когда мы смотрим на людей свысока из-за их достижений, отношения или любых других личных качеств, мы склонны давать им больше власти над нами. Представьте, что ваш «герой» или любимая кинозвезда просит вас что-то сделать; мы, скорее всего, подчинимся из восхищения или уважения.

    Использование власти для влияния на других

    Теперь, когда мы знаем, что такое власть и как люди ее получают, давайте поговорим о том, как эта сила используется для влияния на других. Большинство из нас знает, что симпатия и согласие, как правило, идут рука об руку. Мы согласны с нашими друзьями по многим вопросам, особенно по более важным вопросам, и часто не согласны с нашими оппонентами. Кроме того, убеждения и поведение, как правило, идут рука об руку. Например, большинство людей, которые считают, что воровать очень аморально, не стали бы воровать, большинство тех, кто считает, что мусорить нехорошо, не мусорят.

    Что интересно в этой последней концепции, так это то, что происходит, когда наши убеждения и наше поведение не совпадают. Вы можете подумать, что мы изменим то, как мы действуем, но в реальном мире мы склонны менять свои убеждения по поводу темы, прежде чем изменить свое поведение. Человек, который считает, что мусорить нехорошо, после того, как выбросил банку из-под газировки из окна машины, может сказать себе: «Это было только один раз» или «посмотри на весь другой мусор на автостраде». в этом смысле его вера изменилась; Мусорить теперь можно, если это сделано только один раз или если другие мусорят первыми.

    Приравнивая это к влиянию на других, мы видим, что если мы можем изменить то, как человек ведет себя, мы можем изменить то, как он думает или чувствует. Представьте себе продавца автомобилей, который способен убедить потенциального покупателя в том, что именно этот новый автомобиль он хочет купить. Продавец может попытаться использовать множество различных методов, но один из них — «тест-драйв». Теория, лежащая в основе этого, заключается в том, что если действия человека включают вождение автомобиля, он с большей вероятностью изменит свое мнение об автомобиле.

    Существуют и другие переменные, связанные с влиянием на других или изменением отношения. Давайте сначала посмотрим, какие качества источника или говорящего помогают ему влиять на других. В первую очередь это мощность, о чем говорилось выше. Чем больше видов власти и чем сильнее каждый из них, тем влиятельнее она будет. Во-вторых, человек должен быть правдоподобным, чтобы влиять на нас. Поэтому источник должен быть заслуживающим доверия, в конце концов, если мы кому-то не верим, им будет гораздо труднее изменить наше мнение. Наконец, привлекательность играет роль в том, как на нас влияют. На нас больше влияют привлекательные люди, в том числе физическая и социальная привлекательность, симпатия, манера поведения и одежда.

    Цель или слушатель также играет роль в том, как на него повлияют. Люди с низкой самооценкой и/или высокой неуверенностью в себе, как правило, больше подвержены влиянию, чем другие. Чем больше мы сомневаемся в своих способностях, тем больше мы обращаемся к другим за советом или советом. Другие факторы, такие как возраст, IQ, пол или социальный статус, по-видимому, не играют существенной роли в том, как другие влияют на нас.

    Наконец, давайте посмотрим на отношения между источником и целью. Прежде всего, между двумя людьми должно быть некоторое сходство. Если цель или слушатель не чувствует никакого сходства с говорящим, он с гораздо меньшей вероятностью примет то, что она говорит. В конце концов, у нас нет ничего общего, так что она могла знать о моей жизни. Чем больше они похожи, тем больше влиятельная способность. Во-вторых, должно быть умеренное несоответствие в отношении. Если разница между ними слишком велика, изменить отношение или убеждения слушателя будет слишком сложно. Если разница слишком мала, то никаких существенных изменений не произойдет вообще. Разница должна быть достаточно велика, чтобы изменение было возможным, но достаточно мало, чтобы слушатель был открыт для изменения.

    Пять форм власти Френча и Рэйвена

    Понимание того, откуда берется власть на рабочем месте

    Подумайте о известном вам лидере, который полагался на свою способность дисциплинировать или вознаграждать людей, чтобы добиться цели. Затем напомните себе о лидере, который был признанным экспертом в своей области или о ком, которого вы действительно восхищались своей честностью.

    Каково было работать на этих лидеров, и кто из них получил от вас лучшее? То, как лидер ведет себя по отношению к вам, и то, насколько эффективно вы в результате работаете, может зависеть от источника его власти. И их сила не обязательно должна исходить из их официального статуса или титула.

    Социальные психологи Джон Френч и Бертрам Рэйвен изучали это явление более полувека назад. Несмотря на свой возраст, их исследования все еще могут помочь нам понять, почему некоторые лидеры влияют на нас, насколько мы готовы принять их власть и — если вы лидер — как вы можете создать новые основы власти, чтобы добиться от своих людей наилучшего.

    Не все формы власти имеют положительное влияние.

    Понимание власти

    В 1959 году Френч и Рэйвен описали пять основ власти:

    1. Законный. Это происходит из убеждения, что человек имеет формальное право предъявлять требования и ожидать от других уступчивости и послушания.
    2. Вознаграждение — это результат способности одного человека компенсировать другому его соблюдение.
    3. Эксперт — это основано на высоком уровне навыков и знаний человека.
    4. Референт — это результат воспринимаемой человеком привлекательности, достоинства и права на уважение других.
    5. Принуждение. Это происходит из убеждения, что человек может наказать других за неподчинение.

    Шесть лет спустя Рэйвен добавила дополнительную силовую основу:

    1. Информационная. Это результат способности человека контролировать информацию, необходимую другим для достижения чего-либо.

    Понимая эти различные формы власти, вы можете научиться использовать положительные из них в полной мере, избегая при этом отрицательных основ власти, на которые менеджеры могут инстинктивно полагаться.

    Основы власти

    Давайте рассмотрим основы власти Френча и Рэйвен в двух группах – позиционных и личных.

    Позиционные источники власти

    Легитимная власть

    Президент, премьер-министр или монарх обладают законной властью. Как и генеральный директор, религиозный министр или начальник пожарной охраны. Избирательные мандаты, социальная иерархия, культурные нормы и организационная структура — все это обеспечивает основу для легитимной власти.

    Этот тип силы, однако, может быть непредсказуемым и нестабильным. Если вы потеряете титул или положение, ваша законная власть может мгновенно исчезнуть, потому что люди находились под влиянием положения, которое вы занимали, а не вы.

    Кроме того, ваша власть ограничена ситуациями, которые, по мнению других, вы имеете право контролировать. Например, если начальник пожарной охраны говорит людям держаться подальше от горящего здания, они, скорее всего, прислушаются. Но если он попытается заставить двух людей вести себя более вежливо по отношению друг к другу, они, скорее всего, проигнорируют указание.

    Reward Power

    Люди, наделенные властью, часто могут раздавать награды. Повышения, продвижения по службе, желаемые назначения, возможности для обучения и простые комплименты — все это примеры поощрений, контролируемых людьми, находящимися «во власти». Если другие ожидают, что вы вознаградите их за то, что вы хотите, есть большая вероятность, что они это сделают.

    Проблема с этой силовой базой в том, что она не так сильна, как кажется на первый взгляд. Руководители редко имеют полный контроль над повышением заработной платы, менеджеры часто не могут сами контролировать продвижение по службе, и даже генеральным директорам для некоторых действий требуется разрешение их советов директоров. Кроме того, когда вы используете награды или когда награды не имеют достаточной воспринимаемой ценности, ваша сила ослабевает.

    Совет:

    Исключениями являются похвала и благодарность. Нам нравится их получать, и, что самое приятное, их можно дарить бесплатно!

    Сила принуждения

    Этот источник силы также проблематичен, и им можно злоупотреблять. Более того, это может вызвать неудовлетворенность или обиду у людей, к которым оно применяется.

    Угрозы и наказания являются распространенными инструментами принуждения. Вы используете силу принуждения, когда намекаете или угрожаете, что кого-то уволят, понизят в должности или лишат привилегий. Хотя ваше положение может позволить вам сделать это, это не означает, что у вас есть воля или оправдание для этого. Иногда вам может понадобиться наказать людей в качестве крайней меры, но если вы слишком часто применяете силу принуждения, люди уйдут. (Вы также рискуете быть обвиненным в издевательствах над ними.)

    Информационная власть

    Обладание контролем над информацией, которая нужна или нужна другим, дает вам сильное положение. Доступ к конфиденциальным финансовым отчетам, знание того, кто должен быть уволен, и знание того, куда ваша команда собирается на свой ежегодный «выходной день» — все это примеры информационной силы.

    В современной экономике информация является особенно мощной формой власти. Сила проистекает не из самой информации, а из наличия доступа к ней и возможности делиться ею, утаивать, манипулировать, искажать или скрывать ее. С помощью этого типа силы вы можете использовать информацию, чтобы помочь другим, или как оружие или инструмент для переговоров против них.

    Личные источники власти

    Опора только на эти позиционные формы власти может привести к холодному, технократическому, бедному стилю руководства. Чтобы быть настоящим лидером, вам нужен более надежный источник власти, чем титул, способность вознаграждать или наказывать или доступ к информации.

    Сила эксперта

    Когда у вас есть знания и навыки, которые позволяют вам понимать ситуацию, предлагать решения, здраво рассуждать и в целом превосходить других, люди будут слушать вас, доверять вам и уважать то, что вы говорите. Как эксперт в предметной области, ваши идеи будут иметь ценность, и другие будут рассчитывать на вас как на лидера в этой области.

    Более того, вы можете распространить свою уверенность, решительность и репутацию рационального мышления на другие предметы и проблемы. Это хороший способ создать и сохранить авторитет эксперта, а также улучшить свои лидерские качества.

    Вы можете узнать больше о том, как создать экспертную силу и использовать ее как эффективную основу для лидерства, здесь.

    Референтная сила

    Референтная сила исходит от того, что один человек любит и уважает другого и каким-то образом отождествляет себя с ним. Знаменитости обладают референтной властью, поэтому они могут влиять на все, от того, что люди покупают, до того, какого политика они выбирают. На рабочем месте человек с референтной властью часто заставляет всех чувствовать себя хорошо, поэтому он, как правило, имеет большое влияние.

    Власть референта может быть большой ответственностью, потому что вам не обязательно делать что-либо, чтобы заслужить ее. Таким образом, его можно легко злоупотребить. Тот, кто симпатичен, но кому не хватает целостности и честности, может прийти к власти и использовать эту власть, чтобы ранить и отталкивать людей, а также для получения личной выгоды.

    Полагаться только на референтную власть — не лучшая стратегия для лидера, который хочет долголетия и уважения. Однако в сочетании с экспертной силой это может помочь вам добиться большого успеха.

    Инфографика

    Вы можете увидеть нашу инфографику теории Френча и Рэйвена здесь:

    Ключевые моменты

    В 1959 году социальные психологи Джон Френч и Бертрам Рэйвен определили пять основ власти:

    1. Легитимность.
    2. Награда.
    3. Эксперт.
    4. Референт.
    5. Принудительный.

    И, шесть лет спустя, добавлена ​​дополнительная силовая база:

    1. Информационная.

    Любой способен удерживать власть и влиять на других: вам не обязательно иметь важную должность или большой офис. Но если вы распознаете различные формы власти, вы сможете избежать влияния тех, кто использует менее позитивные формы, и вы сможете сосредоточиться на развитии экспертной и референтной власти для себя. Это поможет вам стать влиятельным и эффективным лидером.

    Примените это к своей жизни
    1. Просмотрите каждую базу силы и запишите, когда и как вы ее использовали.
    2. Спросите себя, правильно ли вы использовали силу. Подумайте об ожидаемых и неожиданных последствиях и решите, что вы сделаете по-другому в следующий раз.
    3. Подумайте о людях, которые имеют над вами власть и влияние. Какие источники энергии они используют? Правильно ли они используют свою силу? При необходимости разработайте стратегию по уменьшению случаев незаконного использования власти над вами кем-либо еще.
    4. Когда вы чувствуете себя бессильным или находитесь под чрезмерным влиянием, подумайте, как вы могли бы восстановить свою силу и контроль. Ведь ты никогда не остаешься без власти. Стремитесь лучше осознавать силу, которой вы обладаете, и используйте ее, чтобы получить то, что вам нужно — гуманно.

    Формы власти Френча и Рэйвен: простое резюме

    Перейти к содержимому

    Предыдущий Следующий

    • Посмотреть увеличенное изображение

    «Формы власти Френча и Рэйвен» описывает шесть источников лидерской власти: Принуждение, Вознаграждение, Легитимность, Эксперт, Референт и Информация. Каждая форма власти, используемая для влияния на кого-либо, по-разному влияет на отношения и результаты, некоторые лучше, чем другие.

    Резюме проекта «Мир труда»

    Формы власти Френча и Рэйвена

    В общих чертах мы можем думать о лидерстве как о способности заставить других людей делать то, что вы от них хотите. Чтобы иметь возможность влиять на других таким образом, лидеры на работе (или влиятельные лица в других ситуациях) используют различные формы власти.

    Френч и Рэйвен изучили это явление на практике. Они определили, что существует шесть различных форм власти, которые можно использовать для влияния на других: легитимная, поощрительная, принудительная, информационная, референтная и информационная.

    Палки могут наказать.

    Каждая из форм силы Френча и Рейвен должна быть получена, прежде чем их можно будет использовать, и разные формы силы получаются по-разному. Кроме того, каждый из них имеет разные характеристики, разные требования и разные уровни эффективности для разных людей. Различные формы власти также по-разному влияют на текущие отношения с теми, на кого они влияют.

    Бесплатные семинары.

    Не реже одного раза в месяц мы проводим бесплатные обучающие онлайн-сессии в рамках наших целей как общественной компании.

    Эти семинары длятся около часа и затрагивают темы, которые дороги нашему сердцу. Обычно они проходят в 13:00 по британскому времени, и вы можете не снимать камеру, чтобы они могли стать хорошим компаньоном для обеда.

    Изучите семинары на Eventbrite

    1 – Сила принуждения

    Принуждение подразумевает принуждение кого-либо к действию против его воли. Обычно это достигается за счет возможности наказать кого-то за несоблюдение. Принуждение может только когда-либо добиться подчинения других, оно никогда не может привести их к превышению минимального уровня исполнения. Это также обычно вызывает негодование, и если его использовать слишком часто, люди уходят. Этой силой можно злоупотреблять, будьте осторожны.

    2 — Сила награды

    Второй формой силы Френча и Рэйвен является сила награды. Вознаграждение предполагает предоставление кому-либо выгоды за выполнение чего-либо. Это почти противоположно принуждению.

    И морковь может наградить.

    Как и в случае с принуждением, вознаграждение обычно достигается только за согласие. Вознаграждение обычно влияет на работу людей только до того момента, когда вознаграждение было получено, после чего постоянного стимула нет. Некоторые награды носят личный характер, например приятное «спасибо», и они могут быть очень мощными. Сила вознаграждений со временем уменьшается, и получатели вознаграждений могут начать рассматривать их как права.

    3 – Легитимная власть

    Легитимная власть – это власть, основанная на положении или наборе формальных отношений. Лидеры иерархии и выборные должностные лица обладают законной властью. На людей влияет законная власть, и они будут делать то, что им говорят, в соответствии с правилами общества и на рабочем месте. Однако легитимная власть непостоянна. Если кто-то теряет свое положение, он часто быстро теряет свою власть.

    4 — Экспертная сила

    Четвертая из Форм Френча и Рэйвен — экспертная сила.

    Экспертная сила основывается на индивидуальном опыте. Их уровень навыков, компетентности и опыта помогает им заслуживать доверия и оказывать влияние на других.

    Сила эксперта определяется исключительно личными качествами и полностью не зависит от положения в организации. Власть эксперта длится только до тех пор, пока эксперт продолжает получать хорошие результаты и не действует исключительно для личной выгоды.

    5 – Референтная сила

    Когда люди очаровательны, мы хотим сделать для них лишнюю милю.

    Власть референта основана на любви и уважении личности. Это происходит от воспринимаемой человеком ценности, ценности или привлекательности.

    Влиятельные люди в социальных сетях имеют референтную силу. Это сугубо личный тип власти, на который, как правило, не влияет положение (хотя оно может помочь людям получить положение). Одна только референтная власть часто не так сильна на рабочем месте.

    6 — Информационная власть

    Последняя из форм власти Френча и Рэйвен — информационная власть.

    Информационная мощь основана на способности контролировать поток информации, необходимой для достижения цели. Часто это связано с доступом к конфиденциальной информации, о которой другие не знают (информационная асимметрия).

    Информационная мощь может быть очень сильной в нашем мире, который все больше зависит от информации и данных. Однако, как только источник информации теряется, теряется и связанная с ним сила.

    Доступность силы

    Как мы упоминали во введении, люди получают разные формы силы по-разному. Некоторые придерживаются иерархических позиций в организациях или обществе, некоторые доступны людям на всех уровнях, а некоторые требуют умения наблюдать и оценивать других. Ниже мы рассмотрим каждую из форм в связи с этими факторами.

    Узнайте больше

    Доверие — еще одна концепция, которая может вас заинтересовать, как и модель SCARF Дэвида Рока, которая рассматривает социальную угрозу на рабочем месте. Вам также может понравиться наш подкаст об эмоциях и социальной боли на работе:

    Представление проекта «Мир труда»

    «Формы власти» Френча и Равена — хорошая основа для рассмотрения власти и влияния лидеров и, в более широком смысле, в мир работы. Они особенно полезны для амбициозных, новых и менее осознающих себя лидеров, и стоит отметить, что большинство лидеров используют сочетание многих форм власти.

    В отношении форм власти мы обращаем внимание на важность власти, которая не связана исключительно с положением. Позиционная власть принуждения, вознаграждения, легитимности и информации побуждает людей достигать минимального уровня исполнения, но на самом деле не побуждает людей брать на себя ответственность за то, что они делают, и делать больше, чем минимум.

    Positional Power соответствует нашим ролям и позициям в сфере труда.

    Референтная власть, которая приводит к тому, что другие люди хотят доставить вам удовольствие тем, кто вы есть как личность, является лучшей формой власти, позволяющей заставить людей действительно владеть тем, что они делают, и стараться добиваться отличных результатов. Власть эксперта и референта очень эффективны в сочетании и могут стать основой превосходного лидерства.

    Подводя итог, мы считаем, что эта схема полезна, и руководители, которые ее понимают, могут стать более эффективными.

    Конечно, властью легко злоупотребить, и это не всегда хорошо. По словам Лорда Экшена, который был гораздо красноречивее нас, «Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно. Великие люди почти всегда плохие люди». То же самое, конечно, относится и к женщинам.

    Кем бы вы ни были, если вы ищете или имеете власть, вы должны стремиться использовать ее честно.

    Наш подкаст.

    Наш подкаст — отличный способ узнать больше о сотнях увлекательных тем из мира труда.

    Spotify

    Другие