Внешние качества человека: Качества человека внешние и внутренние

Содержание

По внешности можно определить 10 ключевых качеств личности человека

https://ria.ru/20091216/199552843.html

По внешности можно определить 10 ключевых качеств личности человека

По внешности можно определить 10 ключевых качеств личности человека — РИА Новости, 16.12.2009

По внешности можно определить 10 ключевых качеств личности человека

Ученые доказали также, что точность такого анализа выше, если знакомство происходит случайно, когда тот находится в естественной для себя позе с привычным для него выражением лица.

2009-12-16T12:54

2009-12-16T12:54

2009-12-16T12:54

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/199552843.jpg?1537589951260957276

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2009

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

МОСКВА, 16 дек — РИА Новости. Ученые доказали: чтобы точно определить персональные качества человека, достаточно внимательно изучить его внешность — от одежды до выражения лица и позы, в которой человек обычно предпочитает находиться, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Personality and Social Psychology Bulletin.

Несмотря на то, что уже давно известно, что внешность при первом знакомстве с человеком играет исключительно важную роль в дальнейших отношениях, до сих пор было проведено очень мало исследований, направленных на изучение достоверности психологического портрета, который человек может составить о постороннем на основании только его внешних данных.

В своей работе Лара Науманн (Laura Naumann) из Калифорнийского университета в Беркли и группа ее коллег показали, что внешности вполне достаточно для того, чтобы достаточно точно определить 10 ключевых качеств личности незнакомого человека. При этом точность такого анализа выше в том случае, если первое знакомство с человеком происходит случайно, когда тот находится в естественной для себя позе с привычным для него выражением лица.

В своей работе ученые фотографировали добровольцев, для составления психологического портрета которых использовали их собственные ответы на вопросы и информацию, предоставленную близкими людьми. На основании этих опросов ученые могли надежно охарактеризовать добровольцев по 10 параметрам, среди которых была так называемая «большая пятерка» признаков человеческой личности: открытость, добросовестность, экстравертированность, покладистость и невротицизм, а также привлекательность, самоуважение, степень одиночества, религиозность и политическая ориентация.

Добровольцы были сфотографированы в полный рост, причем на одной из фотографий им было предписано находиться в стандартной позе, не выражающей никаких эмоций и с нейтральным выражением лица. На второй фотографии эти же добровольцы были сфотографированы в произвольной позе, которую те сами выбрали, не получив каких либо указаний на этот счет со стороны исследователей.

На следующем этапе эксперимента посторонним людям предлагалось определить 10 качеств человеческой личности по представленным фотографиям. Оказалось, что фотографии в стандартной позе позволили людям достоверно судить лишь о трех качествах личности — экстравертированности, самоуважении и религиозности. В то же время, фотография, сделанная в спонтанно возникшей у добровольцев позе, позволила наблюдателям достоверно судить практически обо всех десяти качествах незнакомых людей.

При этом ученые установили, что важную информацию о человеке наблюдатели получали как из статических признаков, таких, например, как стиль одежды, так и динамических — позы и выражения лица.

«Эти результаты позволяют предположить, что личность человека выражается как через статические, так и через экспрессивные параметры внешности, которые могут быть достаточны для точного составления психологического портрета человека», — говорится в статье ученых.

3.2. Имена существительные, характеристику внутренние качества человека

Прилагательные с положительной оценкой человека также составляют две разновидности. Данная лексико-тематическая группа более значительна по количеству наименований. Все лексемы можно объединить в несколько микрогрупп. В их числе слова со значением:

1) ‘хороший’: первостатейный, славутный, чинный;

2) ‘умный’: башковатый, толковистый, тороватый, удумчивый, ухватистый, фартовый;

3) ‘умелый, ловкий в деле’: матёрший, проворый, задорный, заядный, рукастый, ходоватый;

4) ‘умеющий ладить с людьми’: поладливый, гладкослoвый, желaтельный, сладистый, ладистый, фартовый;

5) ‘добрый’: добродyший, добролaдный смелый;

6) ‘внимательный’: вседyшный; чувствительный, заботливый;

7) ‘боевой, смелый, решительный’: бедоватый, бедовский, бросноватый, мутуристый, гладко-стриженый, поворотистый, рисковый, плясуний, смельчатый, спесивый;

8) ‘общительный’: подходчивый, свойсливый, ласкoсловый, людя́вый, людскoй, свойчивый;

9) ‘крепкий, выносливый, здоровый’: жиловатый, здоровящий, кубовастый, могутный, моготный, парной;

10) ‘любимый, дорогой’: дрочёный, жалобаный, жалимый, гладкословый, любонький, разлюбленный;

11) ‘спокойный’: невы́ходной, остонoвненький;

12) ‘веселый’: куражный, полоротый;

13) ‘счастливый’: счастливенький;

14) ‘смелый, бойкий’: бедoвский, натyристый.

Данная лексико-тематическая группа представлена в русских говорах Сибири весьма разнообразна. К ней относятся прилагательные с положительной оценкой 14 микрогрупп в количестве 54 лексемы.

Иногда такие прилагательные подменяются именами существительными с тем же значением:

дeржанник — ‘о тот, кто оказывает поддержку, помощь’,

галyха – ‘шутник, весельчак’.

Объединение имен прилагательных, характеризующих внутренние качества человека, в данной микрогруппе позволяет увидеть их системные отношения. Синонимами в данной группе слов являются следующие слова:

бедоватый, бедовский, бросноватый, мутуристый, гладко-стриженый, поворотистый, рисковый, плясуний, смельчатый, спесивый – “боевой, смелый, решительный человек”;

жиловатый, здоровящий, кубовастый, могутный, моготный, парной – крепкий, выносливый, здоровый’;

башковатый, толковистый, тороватый, удумчивый, ухватистый, фартовый – “об умном человеке” и др.

Полнее и разнообразнее представлена тематическая группа, к которой относятся прилагательные со значениями, выделенными в отдельные лексико-семантические группы (ЛСГ).

В составе ее следующие ЛСГ, характеризующие человека:

1) ‘плохой’: гадский, неклюжий, сподливый;

2) ‘злой’: злодейный, злостный, зубатый, озойливый, рьяный, рьяной, худоумый;

3) ‘острый на язык’: галушный, костылёвый;

4) ‘излишне разговорчивый’, болтливый: баенный, барахлистый, болтаный, болтлявый, вертополохий, говоркой, щекатый;

5) ‘скандальный, крикливый’: бронистый, бросливый, бузливый, буявый, варайдучий, возбранный, мяляйдучий, ревливый, скандалисный, собаковатый, дуровoй, мерендyчий, варадyчий, варандyчий, брезготлuвый,

неполaдливый, греховoдный, ножoвый;

6) ‘ворчливый’: брюзговатый, брязговатый, варайдучий, рабайдучий, рябяйдучий, рыкучий;

7) ‘капризный’: вопливый;

8) ‘хвастливый’: барахлистый, барахлитый, хвастоватый;

9) ‘озорной, непослушный, своевольный (чаще о детях)’: бедовский, бядовский, разбойный, ретивый, шальковатый, шаловатый, шалый;

10) ‘избалованный’: баловатый, дрочёный;

11) ‘развязный, разболтанный: вихлявый, развязистый;

12) ‘гордый, высокомерный, зазнавшийся’: бесивый, задравный, вознoсливый, задрaвный, занрaвный, вообрaжный, занoсливый;

13) ‘хитрый, неискренний’: подцелистый, гладкострuженый, вертyлый, двулuцый, затaйный, сподвидный;

14) ‘нахальный: нахалистый;

15) ‘сердитый: хмуроватый;

16) ‘брезгливый разборчивый в еде: брезговатый, брёзговатый, гамливый, чамливый;

17) ‘неразборчивый в еде, ненасытный: большедырый, обжористый, прожористый, хартистый;

18) ‘жадный’: заборстый, забериховатый, закoсливый, заберuховатый, завидный;

19) ‘неповоротливый’: неповеркой, нескладистый, нешевелявый;

20) ‘слабый физически, чаще больной’: вяленький, маломожненький, незаводненький, незафивненький, скудненький, чахленький;

21) ‘скучный’: скучливый, тошнёхонький;

22) ‘беспомощный’: безмоглый, беспрокий, жалостный;

23) ‘замкнутый, нелюдимый’: лесовой, людоватый;

24) ‘умственно неполноценный, глупый’: чепутной, пришалимый, чудесный;

25) ‘ведущий беспорядочный образ жизни’: путаный, шатущий, шатучий, обрюсоватый;

26) ‘пьяный’: мотаный, тёпленький;

27) ‘бессовестный, бесстыдный’ — бесстyжий, нахaлистый;

28) ‘легкомысленный, беспутный’ – баламyтный, кручё́ный, легкоyмный, беспyтый, незабoтный, однодё́нный

29 ‘нервный, вспыльчивый’: бросовaтый, крутовaтый, вскuпчивый, бросарлuвый;

30 ‘угрюмый, недовольный’: безуты́шный, жмyра;

31 ‘своевольный, упрямый, крутого нрава’: неповoдный, курaжливый, натyристый, прион. , медв. настoйливый, прион. наты́рливый;

32 ‘робкий, тихий’: небуя́вый, несуря́дливый, пуд. ню́хлый

33‘нелюдимый’: несогласoванный, несуря́дливый, несою́зный, ознoбный, нелюдовaтый, нелюдoвый, людовaтый.

Данная лексико-тематическая группа самая многочисленная – 136 единиц. Она представлена в русских говорах Сибири весьма разнообразно. По семантическим признакам мы объединили все прилагательные в 33 микрогруппы.

Предметной лексики с отрицательной оценкой внутренних качеств человека в русских тоболо-иртышья значительно больше, чем с положительной. Часто имена прилагательные, содержащие эмоционально-экспрессивную оценку, подменяются именами существительнымит с аналогичным значением:

ехuда — ‘о злом, вредном человеке’,

бубaрка — ‘о жадном, злом человеке’,

бузa — ‘хулиган, скандалист’,

бры́згалка — ‘о нервной, раздражительной женщине’,

бурандyнья — ‘та, которая любит ворчать’;

жuгaло — ‘о язвительном, злобном человеке’,

запeчельник — ‘о нелюдимом человеке, домоседе’,

мы́тарь — ‘хитрец’, закалды́га ‘беспутный, опустившийся человек’,

забирyха –‘жадный, скупой человек’,

жaдник — ‘жадный, скупой человек’,

брязгa — ‘ворчун’,

отдyй — ‘неслух, упрямец’;

кя́райда — ‘ворчливый человек’,

мoмот — ‘угрюмый, неприветливый человек’,

занoс — ‘зазнавшийся, высокомерный человек’,

нyдница — ‘зазнавшийся человек’,

булы́га — ‘пустой, никчемный человек’,

бaлбах — ‘непутёвый человек’,

загребuсвет и загробuсвет — ‘об очень жадном, корыстолюбивом человеке’,

жмoд, жмoда, жмoха

– ‘жадный, скупой человек’,

забeка — ‘драчун, забияка’,

брoсaльница — ‘бойкая, задиристая женщина’,

варaйдунья — ‘ворчунья’,

вaрайдун — ‘ворчун’,

ню́ча — ‘робкая, тихая женщина’;

нелюдuмок -‘необщительный, неприветливый человек’;

жoм, жoма, жмyр – ‘жадный, скупой человек’;

жаднyля — ‘жадный, скупой человек’; кем.

бессты́дница-бесстрaшница — ‘тот, кто не боится нарушать религиозные предписания, правила’,

бедулuца ‘легкомысленный человек’,

вoльница — ‘беспутный человек, гуляка’,

беспромы́слица — ‘непутёвый, никчемный человек’,

задирuха — ‘тот, кто заводит ссору, задира’,

неспустuха — ‘задира, неуживчивый человек’.

В лексико-тематическую подгруппу ‘внутренние, душевные качества человека’ входят и фразеологизмы:

молодaя забaва – ‘о молодом беспечном человеке’,

лeзть в заклю́ку – ‘упорно возражать, перечить’,

нaсердку отогнaть – ‘злобу сорвать’,

высoко себя́ нестu – ‘быть заносчивым, вести себя высокомерно’;

кулакu зажимaть – ‘действовать с помощью угроз, вести себя скандально’;

смотрeть по нoсу – ‘быть хитрым, расчётливым’, потеря́ть лицo ‘перестать стыдиться, потерять стыд’.

«Словарь фразеологизмов и иных устойчивых сочетаний русских говоров Сибири» под. ред. Бухарева Н.Т., Федоров А.И.(Новосибирск, 1972. – 166 с.) квалифицирует данные фразеологические единицы как областные.

Объединение имен прилагательных, характеризующих внутренние качества человека, в данной микрогруппе позволяет увидеть их системные отношения. Синонимами в данной группе слов являются следующие слова:

заборстый, забериховатый, закoсливый, заберuховатый, завидный — ‘жадный’;

бронистый, бросливый, бузливый, буявый, варайдучий, возбранный, мяляйдучий, ревливый, скандалисный, собаковатый, дуровoй, мерендyчий, варадyчий, варандyчий, брезготлuвый, неполaдливый, греховoдный, ножoвый — ‘скандальный, крикливый’;

вяленький, маломожненький, незаводненький, незафивненький, скудненький, чахленький — ‘слабый физически, чаще больной’ и др.

Исследование имен прилагательных, характеризующих внутренние качества человека показало, что синонимические и антонимические отношения данной группы гораздо развитей. Представим антонимические отношения:

Спокойный человек – невы́ходной, остонoвненький.

Скандальный, крикливый человек – бронистый, бросливый, бузливый, буявый, варайдучий, возбранный, мяляйдучий, ревливый, скандалисный, собаковатый, дуровoй, мерендyчий, варадyчий, варандyчий, брезготлuвый, неполaдливый, греховoдный, ножoвый.

Нервный вспыльчивый – бросовaтый, крутовaтый, вскuпчивый, бросарлuвый.

Умный человек –

башковатый, толковистый, тороватый, удумчивый, ухватистый, фартовый.

Умственно неполноценный, глупый человек – чепутной, пришалимый, чудесный.

Общительный, разговорчивый – подходчивый, свойсливый, ласкoсловый, людя́вый, людскoй, свойчивый.

Угрюмый, недовольный –

безуты́шный, жмyра.

Замкнутый, нелюдимый – лесовой, людоватый.

Таким образом, исследование имен прилагательных, характеризующих внешние и внутренние качества человека, показало огромные возможности говоров. Синонимические и антонимические отношения данных групп позволяет видеть богатство диалектного языка.

Материальные и духовные качества человека – Океан знаний

В каждом человеке присутствует уникальный набор разнообразных качеств, которые определяют его как личность и создают для него определенный образ действий, которому он и следует. Качества очень сильно влияют на человека и его образ жизни. Фактически, только от качеств человека зависит то, что он в состоянии делать, а что он делать не может. По качествам также определяется природа человека, которая указывает на направление действия и сферы деятельности для каждого. Следует определить как качества влияют на человека и чем отличаются материальные и духовные качества.

Как качества влияют на человека?

Качества человека определяют и то, чем он будет привлечен, его манеру поведения, желания и стремления, а также источники счастья и беспокойства. По этой причине, очень важно определить и понять качество собственной личности, а также то, как они проявляются и то, какие плоды они приносят, что, несомненно, определят полезность каждого качества для человека.

Проявление качества зависит от объекта на которое оно направлено. Например, качество гордости направлено на обладателя: его достижения, успехи и почёт, а жадность направлена на стремление обладать и контролировать какой-либо предмет самолично. Есть качества, которые направлены не на конкретный объект, а создают определенный фон жизни, склоняя человека в жизни к той или иной деятельности, такими качествами могут быть знание или невежество, решительность или трусость и так далее. Эти качества не направлены на что-либо, но проявляются в определенных ситуациях, вынуждая человека действовать определенным образом.

Греховные и праведные качества

Качества могут быть положительные и отрицательные или, на религиозный лад: праведные и греховные. Праведные качества освобождают человека, позволяя ему действовать не только свободно в определенных ситуациях, но и быть свободным от различного рода беспокойств и желаний. Греховные качества сами по себе приводят человека к страданию, так как под их влиянием человек совершает дурные поступки, о которых позже серьезно раскаивается. Бывает и так, что влияние греховного качества побуждает человека совершить настолько ужасный поступок, который преследует его всю жизнь. Праведные же качества способны дать человеку определенный выбор, так как человеком прекращают управлять его амбиции, страхи и желания. Такой эффект дает человеку спокойствие и умиротворенность, что позволяет назвать его жизнь свободной.

Влияние, которое оказывают праведные качества на человека отличаются от материальных. Праведные качества дают человеку дисциплину, спокойствие, уверенность, довольство жизнью, независимость от внешних обстоятельств, способность контролировать себя и свои чувства и так далее. Совокупность оказываемых праведными качествами влияний дает человеку умиротворенную и счастливую жизнь, которая лишь укрепляет его веру в свой путь. Правильные поступки, которые совершает человек наделенный праведными качествами, преследуют его до конца жизни в хорошем смысле, давая ему возможность не только наслаждаться правильностью собственных поступков, но и привлекая разумных людей этими качествами.

Греховные качества обуславливают человека в стремлении удовлетворить их, вынуждая человека действовать исходя из приказов этих самых качеств. Это может быть не столь очевидно, когда мы говорим об этом, но это становится очень явно на деле. Так, гневный человек не способен контролировать себя, предпочитая наносить разнообразный вред всем окружающим и психологический и физический. Алчность привязывает человека к собственности, вынуждая его постоянно испытывать беспокойства по поводу её сохранения. Такой образ действий взращивает в человеке тревожность и подозрительность, лишая его возможность жить умиротворенно. Невежество забирает у человека возможность действовать правильно, внушая ему не только ложные идеи и вредные мысли, но и указывая на неспособность других дать такому человеку дельный совет. Влияние греховных качеств разнообразно, но всегда несёт в себе негативный эффект на жизнь человека.

Желания возникающие под влияние праведных и греховных качеств очень различаются, заставляя человека стремится к разным вещам. Так, трудолюбивый человек будет стремиться к своему делу, а ленивый – к отдыху. Разные плоды качеств определяют конечную их оценку, что дает очевидный вывод о том, что греховные качества приводят к пагубному влиянию на жизнь человека, тогда как праведные – к благотворному.

Материальные желания

Желания всегда связаны с материальными объектами: с грубыми или тонкими.

Грубые материальные объекты – это воспринимаемые объекты, которыми мы можем наслаждаться благодаря нашим органам восприятия. То есть, это вкус, запах, звук, вид и тактильные ощущения. Воспринимаемые объекты вызывают различные состояния ума, которые можно охарактеризовать как «наслаждение». Например, поедая вкусное блюдо человек испытывает одну форму наслаждения, а прикасаясь к человеку, к которому есть симпатия, будет ощущаться другая форма наслаждение. Но, в общем, это наслаждение. Итак, взаимодействие органов восприятия с определенными материальными объектами порождает наслаждение.

Тонкие материальные объекты – это идеи, которые, находясь, в уме человека приносят ему наслаждения. Источником наслаждений является уже не взаимодействие с материальными объектами, а умонастроение, которое возникает в результате деятельности ума. Идеями могут быть: превосходство, почёт, собственничество, правота и так далее. То есть, доказав внутри себя определенную идею, человек испытывает наслаждение. Например, снискав почёт за что-то человек будет наслаждаться этим состоянием, которое вызовет у него определенное умонастроение. Это те состояния, которыми человек наслаждается, в результате возникновения умонастроения.

Также, тонкими материальными объектами являются эмоции, которые также являются источником наслаждения для человека, если они положительные. Отрицательные, соответственно, приносят страдание человеку.

Эмоции и идеи являются материальными поскольку, находятся в уме. Ум состоит из тонкой материи и материален, хотя и не осязаем. Материальных, но не осязаемых объектов в мире достаточно, например, звук или свет.

Понимание материальных желаний очень поможет определить какое качество в человеке преобладает путем определения его главных желаний. Наиболее проявленное качество всего очень явно выражается в человеке – в его словах, действиях и привычках, а также целях и планах.

Духовные качества

Качества человека определяют самого человека. Когда мы говорим о человеке «плохой», мы подразумеваем что он обладает набором отрицательных качеств, которые отталкивают людей от него. Когда мы говорим «хороший», мы напротив подразумеваем, что такой человек обладает рядом положительных качеств, которые привлекательны и приятны для других людей. То же самое происходит с праведными и греховными качествами. Один человек грешник, а второй праведник именно потому, что они живут двумя разными жизнями из-за различия в качествах. Но есть, помимо праведных и греховных качеств, иные качества, которые стоят на уровень выше их обоих.

Духовные качества – это качества, связанные с духовной природой человека, то есть его душой. Качества души проявляются во взаимодействии с внутренней, духовной энергией человека. Взаимодействие с духовной энергией означает её восприятие и осознание себя ею. Когда мы созерцаем своё тело в зеркале мы можем испытывать разнообразные чувства, и когда мы обращаем свой взор внутрь, мы также испытываем чувства, но духовные. Эти духовные качества направляют человека на определенный жизненный путь, на который очень трудно встать человеку обладающему множеством праведных качеств.

Духовные качества не зависят от разнообразных изменений вокруг человека и проявляются постоянно и независимо от обстоятельств. Ни отношение людей, ни степень трудности задач, ни радость и горе не способны повлиять на обладателя духовных качеств. Это происходит потому что такой человек черпает настроение и стимул для действия изнутри, а не снаружи. Подобно тому, как совесть не мешает грешному человеку совершать злодеяния, так и различные желания не мешают духовному человеку совершать духовную деятельность.

Духовные качеств внешне достаточно похожи на праведные качества. Однако, праведные качества направлены на материальные объекты, а духовные, соответственно, на духовные. Человек может духовно взаимодействовать лишь с двумя: с душой и с Богом. Душа для взаимодействия человека доступна посредством наблюдения, а Бог посредством общения с Ним и размышления о нём. Это касается внутренней деятельности, но человек также может говорить или слушать о Боге, что также будет являться духовной деятельностью.

Духовная деятельность позволяет человеку приобретать духовные качества. Вернее будет сказать, проявлять их. Так как изначальная природа человека – духовная, природа его души. Человек, по сути, является душой, а материальные оболочки, будь то тело, ум, разум или ложное эго – лишь оболочки, которыми покрыта душа, вынуждая человека действовать определенным образом.

Суть и форма

Очень часто, внешние оболочки сравниваются с одеждой. Неудобной одеждой, которая требует от человека двигаться определенным образом, чтобы не испытывать неудобств. Такой пример достаточно хорошо иллюстрирует положение души, внутри материальных оболочек. Но освобождаясь от их влияния, человек способен проявить духовные качества, которые, помимо того, что неизменны во времени и обстоятельствах, ещё и происходят из самого человека. То есть, человеку не нужен какой-то стимул или желание проявлять эти качества, они сами проявляются в каждый момент существования. Также, духовные качества не вызывают в человеке любого дискомфорта и являются естественными и неотчуждаемыми от него. Например, праведный человек время от времени может сожалеть о том, что ему приходится быть праведным, ведь он ограничивает себя в наслаждениях. В это же время, духовный человек не испытывает материальных желаний, так как черпает изнутри намного превосходящее счастье.

Счастье – это одно из основных духовных качеств и оно естественным и постоянным образом ощущается духовным человеком.

Вечность или бессмертие – это второе главное качество, которое означает бессмертие и вечность души. Это качество избавляет человека от страхов и привязанности, так как позволяет человеку осознавать себя не как это тело, а как бессмертную душу. Таким образом, восприятие человека строиться таким образом, что смерть – это не ужасный конец жизни, а просто переход к следующей.

Третьим главным качеством – является знание. Это не знание материальных объектов и их свойств, это знание является антиподом невежества. Такое духовное знание вручает человеку все остальные духовные качества наполняя его ими, подобно тому, как наполняет комнату свет Солнца, изгоняя тьму. Так и знание заполняет всего человека, заставляя невежество исчезнуть.

Знание наделяет человека совокупностью качеств, которые схожи с праведными, но не имеют причин. Лишенные причинно-следственной связи такие качества не обуславливают человека, оставляя его свободным как в деятельности, так и в отношениях с другими людьми. Дело в том, что материальные праведные качества имеют под собой материальные причины – желание или страхи, то есть внешние причины. Внешние обстоятельства очень часто меняются и это причина по которой грешный человек иногда становится праведником, а праведник – грешником. Однако, духовные качества исходят из духовной природы человека, которая не отделима от него самого, что делает их неотделимой частью человека, подобно тому, как свет и тепло являются неотделимыми качествами огня.

В священных писаниях, духовные качества сравнивают с огнем свечи. Если свечу положить в высокий горшок, то она не будет распространять свет. Это сравнение достаточно точно иллюстрирует процесс проявления духовных качеств и обусловленности человека в материальных оболочках. Освобождаясь от влияния материи, человек понемногу начинает проявлять все больше и больше духовных качеств, до тех пор пока не будет проявлять их полностью.

Духовные качества, как и духовная природа, дают человека намного превосходящие плоды. Например, счастье, которое получает человек от внутренней, духовной природы, намного превосходит материальное счастье, которое человек получает от материальных объектов. От превосходящего вкуса счастья, которое возникает в результате духовного пути, человек больше не ищет удовлетворения в материи. Материальное и духовное счастье сравнивается с лужей и нектаром, и тот, кто обнаружит бесконечный источник нектара больше не будет пить из лужи. И это очевидно, ведь нектар превосходит мутную воду из лужи, и подобно этому, духовное счастье, заключающееся в духовной природе и возникающее от взаимодействия с ней или Богом, превосходит материальное счастье, которое человек способен черпать из различных источников наслаждения.

Материальные и духовные качества

Итак, материальные качества делятся на греховные и праведные. Эти качества имеют разные проявления, источники и плоды. Например, смирение возникает от понимания, а гордость от невежества. Плоды этих двух качеств будут разные, и проявляться они будут по-разному. Праведные качества способны дать человеку счастливую и свободную жизнь, а греховные приводят человека к погибели.

Но праведные качества требуют от человека определенных усилий для их поддержания и страданий, которые человек переживает ограничивая себя в тех или иных наслаждениях. И хотя в конечном итоге именно такие качества делают человека счастливым, для их поддержания приходится трудиться и ограничивать себя, что иногда выливается в схождение с этого пути.

Греховные же качества, напротив, требуют от человека отсутствия силы воли, принося человеку сначала немного наслаждений, а потом много страданий. Иногда, устав от непомерного труда и множества страданий, человек обращается к праведному пути, что спасает его внутреннюю жизнь.

Но и греховные и праведные качества являются материальными, так как источники, проявления и плоды их связаны с материей. Если греховный человек может наслаждаться своим вожделением и его плодами, то праведный человек будет наслаждаться дисциплиной и её плодами. Но и те, и другие плоды будут иметь материальную природу, что означает как бренность, так и изменчивость. Иначе говоря, никто не может утверждать что грешный человек завтра не станет праведником, а праведник – грешником. Такая изменчивость порождена именно материальным фундаментом.

Но есть иная природа, вечная и непреходящая. Духовные качества человека не зависят от материальных объектов и обстоятельств. Плоды, проявления и источники носят не материальный, а духовный характер. Такое положение дел, означает что проявления этих качеств, плоды и источники человек черпает из собственной, духовной природы, становясь, фактически, автономным источником счастья для самого себя. Сама духовная природа превосходит материальную в своих плодах: бессмертие души, духовное знание и полное счастье. Материальное тело не может быть бессмертным, знания человек то получает, то забывает их, иногда не успевая их применить или не понимая их, а счастье невозможно получить через материальные объекты.

Духовные качества постоянны и если человек взошел на этот уровень с него уже невозможно сойти, так как устойчивость поддерживается как неизменной духовной природой, так и большим счастьем, а также свободой. Путь к приобретению духовной природы лежит через праведные качества, но духовный путь стоит выше материального, пусть даже и правильного.

Духовные качества способны дать человеку полное счастье и умиротворенность, освободив человека от беспокойств, тревог и непомерных желаний, от которых человек порой изнывает. Обретение своего истинного «Я», даст человеку возможность быть источником счастья для самого себя, а для достижения такого уровня достаточно всего лишь отказаться от всего остального.

Труд всему голова.

Тема «Деятельность в жизни человека». 10-11-й классы – Учительская газета

Если вы услышите такое, например, глубокомысленное утверждение: «Муравьиная куча есть продукт деятельности муравьев», вам покажется, что есть в этой фразе такое, с чем не хочется согласиться. И вы будете правы в своем ощущении. А поразмыслив, легко придете к выводу о том, что нельзя муравьям, как и всем, впрочем, животным – детям природы, – приписывать то, на что способен только человек. Ибо только человек способен к такой присущей только ему форме взаимодействия с окружающей средой, как человеческая деятельность.

Чтобы лучше понять, что такое человеческая деятельность, разложим это понятие на его главные составные части.

Итак, во-первых, это активность, т.е. нечто связанное с движением, взаимодействием различных предметов (объектов). Активность бывает механической, физической, биологической, социальной и т.д. – в зависимости от форм движения.

Во-вторых, деятельность – это, как уже отмечалось, взаимодействие человека или группы с окружающей средой, с миром.

В-третьих, это процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя. В деятельности человек преобразует мир, делает его другим, чаще всего улучшает, но нередко и ухудшает, портит. Достаточно вспомнить экологическую проблему, к рассмотрению которой мы обратимся ниже.

В деятельности человек реализует самого себя. Нет иного способа проявить свои желания, способности, стремления, силы, иные возможности, кроме деятельности. Один человек пишет стихи, другой ремонтирует самые сложные механизмы, третий выращивает рекордного веса овощи, четвертый стремится подняться все выше по служебной лестнице, пятый старается заработать как можно больше денег, шестой все свои силы отдает воспитанию ребенка, седьмой добросовестно обслуживает посетителей кафе и т.д.

Поэтому если мы хотим получше узнать того или иного человека, мы можем, конечно, выслушать его собственное мнение о себе, мнение о нем знакомых и родственников, но самый верный путь познания заключается во внимательном рассмотрении того, какова его деятельность, каков он в этой деятельности, т. е. что и как делает этот человек.

Многие ученые справедливо рассматривают деятельность как основу человеческого существования. В деятельности, с помощью деятельности человек не только добывает средства к существованию, но и развивается как личность, формируется как общественное существо, оттачивает свои способности и возможности.

Деятельность сближает людей, объединяет их в различные сообщества. Мы говорим: «Совместная деятельность», имея в виду согласованные действия людей ради достижения какой-либо цели. Само общение людей есть сложная, требующая больших душевных затрат, не всегда благодарная деятельность. Самая приятная разновидность деятельности в этом направлении – помощь другим людям, а нередко и взаимопомощь. Высшая человеческая мудрость утверждает, что отдавать намного приятнее для настоящего, нравственного человека, чем брать. Те, кто ощутил высочайшее наслаждение самоотдачи, знают, что с ней не могут сравниться суетные радости, в основе которых приобретение, завоевание, овладение, потребление.

Виды деятельности. Существуют различные классификации человеческой деятельности. Важнейший вид человеческой деятельности – трудовая. Именно в труде приобретает человек качества зрелой личности. С его помощью создаются все богатства человеческой культуры, как материальной, так и духовной. Выделяется также учебная и игровая деятельность. Некоторые психологи выделяют еще деятельность общения.

Различают также деятельность практическую и теоретическую (духовную). В процессе практической деятельности люди непосредственно преобразуют окружающую природу, общество и себя. Результатом творческой деятельности бывают новые, доселе неизвестные материальные и духовные «продукты».

Деятельность по своему характеру бывает созидательная (создание того, чего не было в природе) или разрушительная (войны, нашествия). Бывает и так, что в процессе созидательной деятельности (строительство электростанций, химических и других предприятий) происходит разрушение природы.

Структура деятельности. Всякая деятельность имеет соответствующую структуру. В эту структуру входят субъект (тот, который действует, проявляет активность) и объект деятельности (то, на что она направлена). Взаимодействие субъекта и объекта деятельности и составляет ее основное содержание.

Деятельность целенаправленна. Чтобы что-то сделать, нужно ранее представить цель деятельности, способы ее выполнения и, если позволяют способности, ее результат. Далеко не всегда человек отдает себе отчет о мотивах своих действий, хотя сделать это отнюдь нелишне.

Деятельность складывается из действий. Каждое действие имеет ту же структуру, что и вся деятельность: осознание цели, мотива, способов действия и результата. Человеку свойственно оценивать результаты своей деятельности и на основе этой оценки вносить в нее коррективы.

Вопросы:

1. Что такое деятельность?

2. Какую роль в жизни человека и общества играет деятельность?

3. Какие бывают виды деятельности?

4. Какова структура деятельности?

Какова роль потребностей, интересов и способностей в деятельности?

Активность человека, характер его деятельности обусловлены потребностями, т. е. состояниями индивида, которые возникают, когда он испытывает нужду в объектах, необходимых для его существования и развития. В соответствии с его природной и общественной сущностью потребности разделяются на биологические (в движении, питании, воде, самосохранении, продолжении рода и т.д.) и социальные (в труде, познании, красоте и др.). Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Под интересами принято понимать такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него. Когда мы говорим, что у человека есть интерес к кино, это значит, что он старается как можно чаще смотреть фильмы, читать специальные книги и журналы, обсуждать просмотренные произведения кинематографии и т.д. От интересов следует отличать склонности. Интерес выражает направленность на определенный предмет, а склонность – на определенную деятельность. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес к кино необязательно влечет за собой возможность работать в качестве кинорежиссера, актера или оператора. А вот интерес к шахматам возникает вместе со склонностью играть в шахматы.

Интерес и склонности человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т.д.

Успех деятельности человека в той или иной области жизни определяется тем, насколько у него развиты способности – организаторские, педагогические, технические, художественные и др. Способности – это такие психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Способности – это и наблюдательность, и зрительная память, и эмоциональная память, и техническое воображение, и музыкальный слух и многие другие качества личности человека. Природные (врожденные) задатки способностей (например, сила, равновесие и подвижность процессов возбуждения и торможения и другие анатомо-физиологические особенности) называются одаренностью. Одаренность есть лишь природные предпосылки способностей. Последние же выражаются в мастерстве, которое приобретается в процессе приобретения жизненного опыта, воспитания в широком смысле этого слова. Развитие способностей одаренного человека происходит в том случае, если у человека обнаруживается устойчивая склонность к какому-либо делу, любовь к этому делу. Способствует развитию способностей общая работоспособность человека, умение трудиться не покладая рук, упорно добиваясь искомого результата. Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельности, называется талантом к данной деятельности.

Как соотносятся свобода и деятельность человека?

«Я верю в свободу, в право человека быть самим собой, отстаивать себя и давать отпор всем тем, кто мешает ему состояться. Но свобода – это нечто большее, чем отсутствие притеснения. Свобода – это не только «свобода от». Это «свобода для» – свобода стать независимым; свобода чувствовать свое бытие, а не обладать вещами или командовать людьми». Эти рассуждения психолога Э.Фромма вводят нас в непростую проблему свободы человека и его ответственности перед собой и обществом.

Человеку свойственно желать максимальной свободы в своей деятельности. Так уж он устроен. Некоторые пытаются вести себя по принципу «что хочу, то и ворочу». Люди анархистского склада рассуждают приблизительно так: «С какой это стати я буду подчиняться правилам, которые придумали сами же люди? Возможность ошибок в процессе составления правил велика. Многие правила, нормы несовершенны. Пожалуй, не буду обращать на них внимания». Это анархистский стиль деятельности, который никогда не обеспечивал ее долговременных успехов. Другие, наоборот, настолько ощущают себя «привязанными» к нормам и правилам, регламентирующим деятельность и поведение человека в обществе, что оказываются неспособны выйти за рамки необходимости и также обречены на непродуктивность своих действий.

В философской литературе распространено понимание свободы как возможности выбора. Если у человека есть возможность выбрать те или иные модели поведения и действий, он свободен. Легко проследить, как действует это условие свободы деятельности на примере трех важнейших элементов последней (условия, в которых осуществляется деятельность, цель деятельности и средства для ее достижения). Если возможен выбор, то человек самостоятельно определяет не только цель деятельности и средства ее достижения, но и условия, при которых эта деятельность осуществляется наиболее продуктивно. Если существует возможность выбора, человек может выразить в своей активности особенности своей личности. Свобода самовыражения – залог творчества. Но возможности выбора не беспредельны. Мешают нам свободно выбирать условия, цели и средства деятельности объективные закономерные естественные связи между ними. Например, глупо летом ставить цель покататься на лыжах по лесу, а зимой – пойти пособирать грибы. Существует объективная связь между целью и средствами ее достижения. Вряд ли, скажем, удастся наколоть дров с помощью молотка и разжечь костер из железных прутьев. Это простые примеры ограничений, которые накладывает на наши усилия что-то сделать природа. И мы легко миримся с такими ограничениями. Другое дело – социальные ограничения. Вы хотите написать о злоупотреблениях местного начальства, а вашу заметку (под благовидным предлогом) не берет ни один орган печати. Вы хотите открыть свое дело, но на пути его оформления встречаете такую бездну препон в виде утрясок-согласований, что быстро опускаете руки. Вам хотелось бы ездить на работу на автомобиле, но вы не можете заработать на его покупку достаточно денег. Вам хотелось бы подарить любимому дорогую вещь, но вашего заработка едва хватает на самое необходимое – еду, оплату жилья, одежду… Следовательно, в данном случае общество, в котором вы живете, не предоставляет вам достаточно возможностей выбора.

Однако трудно представить себе общество, диапазон возможностей выбора в котором был бы безграничным. Даже в самом демократическом обществе равенство прав не гарантирует равенства возможностей выбора. В подлинно свободном обществе должен быть не безграничный диапазон возможностей выбора, а возможность всем гражданам выбирать в рамках достигнутого обществом диапазона реальных предложений.

Высшая ступень свободы – свобода созидания, возможность не только выбирать то, что предлагает общество, но и создавать новые ценности, творить новые возможности. Свобода творчества – это свобода создавать новые средства, ставить новые цели, творить небывалые ранее условия деятельности.

Нужна ли действующему человеку воля?

Представим себе, что для какой-то деятельности имеются все предпосылки: на основе потребности сформировался мотив, определена цель, продуманы средства ее достижения. Остается приступить к действиям, но… Что-то не получается: настроения нет, голова побаливает, мысли отвлекающие лезут в голову. Но проходит время, эта временная заминка преодолевается и деятельность начинается. Благодаря чему? Благодаря тому, что была подключена, вступила в действие воля. Воля – это та сторона психики, которая проявляется в сознательных и целенаправленных действиях. Волевыми действиями в собственном смысле являются действия, которые связаны с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля также есть власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения. Внутренние препятствия возникают часто как следствие столкновения противоречащих друг другу побуждений: хочется отдохнуть, но надо идти встречать родственника; хочется досмотреть футбольный матч, но надо идти на дежурство и т.д. Проявить волю – значит заставить себя сделать то, что нужно, подавить те влечения и желания, которые этому мешают. Преодоление внешних препятствий – такое же непростое дело, как и преодоление внутренних помех. Затруднения в учении, трудности, неудачи по службе, семейные неурядицы – все это и многое другое способно выбить из колеи, сделать недееспособным безвольного человека. Тот же, кто обладает волей, умеет добиваться поставленной цели, доводить дело до конца несмотря на самые серьезные внешние препятствия. Воля тесно связана с чувствами, которые являются ее двигателем, но воля также помогает обуздать разбушевавшиеся эмоции, взять власть над ними. Волевые действия непременно обдуманны, всесторонне взвешены. Импульсивность действий и поступков слабо сочетается с волей.

Можно выделить две основные стадии волевого действия: подготовительную («мысленное действие», заканчивающееся принятием решения) и завершающую («фактическое действие», заключающееся в исполнении принятого решения). В психологии выделяют такие волевые качества человека, как сознательность решений, действий, решительность, владение собой, энергия и настойчивость.

Что еще почитать, обсудить: мнения, факты и т.д.

Мы строим дома, выращиваем хлеб и плавим сталь, создаем теории и шьем сапоги – все это деятельность. В чем же специфика этой активности по сравнению, скажем, с активностью животных, которые тоже добывают себе пищу, вьют гнезда и выращивают потомство?

Прежде всего в том, что деятельность имеет целенаправленный характер, т.е. это такая активность, которая направлена на достижение сознательно поставленной цели. Бесцельная активность не является деятельностью. Например, когда вы зеваете или прогуливаетесь – это активность, а не деятельность… Важность цели для деятельности проявляется в том, что мы часто обозначаем одну и ту же деятельность именно по цели, достижению которой она подчинена, и на вопрос: «Что ты делаешь?» отвечаем: «Строю дом», «Готовлю обед», «Разжигаю костер», «Ловлю рыбу» и т. п.

Другой важной чертой деятельности является ее предварительная продуманность. После того как цель поставлена, человек анализирует ситуацию, в которой ему предстоит действовать, и выбирает способы и средства достижения цели, намечает последовательность своих будущих действий…

Всякая деятельность характеризуется структурой, т.е. специфическим набором действий и последовательностью их осуществления…

* * *

Еще одной важной чертой деятельности, на которую редко обращают внимание, является ее безличный характер. Деятельность безлична в том смысле, что она не зависит от того, кто именно ее совершает… Зажигая свет в комнате, вы просто щелкаете выключателем и тем самым приводите в движение процесс, который завершается тем, что лампочка загорается. Поэтому деятельность, направленная на достижение некоторой цели, будет осуществляться одинаково всеми индивидами. (А.НИКИФОРОВ, философ).

Целеустремленный человек находит средства, а когда не может найти, создает их. (У. ЧЭННИНГ, писатель)

…Воля противоположна желанию и представляет собой разумное побуждение? (ЗАНОН, философ)

В соединении с добрым побуждением крепкая воля настолько является источником благоденствия и счастья, насколько она, при отсутствии нравственных начал, есть источник зла. (С.СМАЙЛС, писатель)

Тесты и задания

А) 1. Основой человеческого существования является…

а) потребительство;

б) деятельность;

в) любовь;

г) дружба.

2. Деятельность складывается из…

а) поступков;

б) намерений;

в) действий.

3. Деятельность человека, имеющая нравственный или безнравственный смысл, называется…

а) «показухой»;

б) поведением;

в) самовыражением.

4. Именно в деятельности человек становится существом_________________.

Б) Существует притча о трех рабочих, кативших тачки с кирпичом. Прохожий спросил каждого из них, что тот делает. «Не видишь разве, – ответил первый, – кирпич вожу». «На хлеб семье зарабатываю», – ответил второй. А третий сказал: «Храм строю».

Как вы думаете, была ли у них одна и та же деятельность? Или они выполняли разные деятельности, которые реализовались в одинаковых действиях? Поясните свое мнение.

Темы рефератов

1. Какая деятельность должна быть предпочтительнее для человека – выгодная или интересная?

2. Как взаимосвязаны виды деятельности?

Анатолий Никитин, кандидат педагогических наук

Сон и здоровье

СОН – это состояние, которое через определенные нейрофизиологические, химические, психологические изменения дает нам возможность на следующий день быть работоспособными физически, умственно и эмоционально. Сон человека можно подразделить на несколько стадий: 

 ПЕРВАЯ СТАДИЯ (её также можно назвать расслабленным бодрствованием) – поверхностный сон. В этот период мы ещё не спим, но частота дыхания, пульса снижается, также постепенно снижается уровень артериального давления и мышечного тонуса. 

 ВТОРАЯ СТАДИЯ сна – это более глубокий сон (средней глубины), во время которого продолжается снижение артериального давления, пульса, частоты дыхания и происходит дальнейшее расслабление мышц. В этот момент мы перестаем реагировать на незначительные внешние раздражители, на привычный шум за окном или в квартире. В этой фазе могут возникнуть подергивания рук, ног, иногда вовлекающие все тело, так называемые сонные вздрагивания. 

 ТРЕТЬЯ СТАДИЯ (ее в настоящее время принято решение объединить с четвертой), называется глубокий сон, или дельта. Во время глубокого сна происходят важные процессы: накопление необходимых веществ для полноценного функционирования организма, синтез аминокислот, процессы регенерации, синтезируется соматотропный гормон (гормон роста). Функция стадии с быстрыми движениями глаз – это психологическая адаптация, упорядочивание, анализ полученной за день информации, формирование программы будущего поведения, формулирование ответа на полученные вызовы. Важно понимать, что плохой сон, а тем более патология сна вызывает изменения, влечет появление сопутствующих заболеваний. Если эмоциональный стресс, тревога, депрессия вызывают нарушения сна, то и само по себе расстройство сна вызывает появление эмоциональных нарушений, снижение памяти, концентрации внимания, скорости реакции, снижение либидо, импотенцию. Оказалось, что сон у нас очень разный. Можно сказать, что мы спим определенными фрагментами, каждый из которых называется циклом. В цикле есть две фазы: медленного сна и быстрого сна. Затем, когда фаза быстрого сна заканчивается, начинается следующий фрагмент, потом еще один. Всего таких циклов 4-6. Очень важно, что эти фазы — медленный и быстрый сон — различно представлены во время сна: первая из них занимает 75%, вторая — 25%. Медленный сон называется медленным, потому что на электроэнцефалограмме определяется медленная активность, затихает вегетативная деятельность, замедляется пульс, снижается артериальное давление. Наверное, это очень важный период, позволяющий организму накапливать определенные силы, энергию. В это время происходит анаболический процесс. Быстрый же сон настолько необычен, что его даже называют парадоксальным. В мозге регистрируется быстрая ритмическая активность, происходят быстрые движения глаз, мышцы, которые расслабляются в медленном сне, расслабляются еще больше. Возникают вегетативные и эндокринные «бури», колеблются артериальное давление, дыхание, частота сердечных сокращений, наконец, именно в это время мы видим сны. Значит, 25% нашего сна приходится на сон со сновидениями. Таким образом, из 60 лет жизни человек 20 лет проводит во сне, из них 5 лет — в быстром сне т.е. в сновидениях (нет людей, которые не видят сны, а имеются лишь те, которые их помнят или не помнят). Такая организация сна помогает ответить на вопрос, зачем он нужен. 

 Сон нужен потому, что нам действительно необходимо накопление энергии и сил, которые мы тратим в период бодрствования, активной деятельности. Лишь после сна мы чувствуем себя полноценно отдохнувшими. Вечером кажется, что ты уже не имеешь резерва сил, чувствуешь себя «измочаленным», а утром снова готов к активной деятельности. Четверть сна мы тратим на сновидения, наш мозг активно работает в этот период. Количество нейронов, работающих во время сна, очень велико и не меньше, чем при бодрствовании; только надо понять, в чем сущность этой работы. Если для всего организма — это накопление энергии и активная деятельность, то, когда мы говорим о работе во сне, имеется ввиду активная психическая деятельность. Психические явления, происходящие во сне, можно обозначить, как психологическую защиту. Когда человек засыпает, осуществляется сортировка информации, какая-то важная информация идет в долговременную память, неважная — отсеивается. 

 Есть люди, спящие долго, есть спящие мало, они отличаются друг от друга темпераментом, отношением к жизни, психофизиологическим обликом. Есть «жаворонки» и «совы», приспособленные либо к более поздней, либо к более ранней работе, а также «голуби», которые испытывают меньшее давление этих ритмов и могут легче приспосабливаться как к ночной, так и к дневной деятельности. Состояние, в котором человек провел ночь, во многом определяет его способность реализовывать свою жизненную программу. Поэтому сон обеспечивает не только само продолжение жизни, но и, что очень важно, — ее качество. Полноценный сон дает возможность более полной реализации человека в бодрствующем состоянии, таким образом, проблема сна имеет не только медицинские, но и социальные аспекты, важность которых трудно переоценить.  

 Доказано, что длительные периоды «недосыпа» негативно сказываются на качестве жизни: пропадает чувство юмора, появляется раздражительность, замкнутость, зацикленность на одних и тех же проблемах. Потеря всего лишь 4 часов сна снижает реакцию на 45%. Ухудшается память, возможно обострение различных заболеваний. 


ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО СНА

1. Старайтесь не накапливать периоды «недосыпа». 

 2. Не стоит принимать перед сном алкоголь и кофеин-содержащие продукты. 

 3. Известно, что вредит качеству сна и то, если вы ложитесь спать голодным или, наоборот, плотно поев. Самый животрепещущий вопрос – сон на голодный желудок. У многих это просто не получается. На самом же деле диетологи рекомендуют, чтобы с момента последнего приема пищи до сна прошло не менее 2-3 часов. Таким образом организм не будет занят перевариванием пищи, и вы уснете гораздо быстрее. И вместо работы по перевариванию пищи ваш организм будет настроен на отдых.  

 ОДНАКО, СПАТЬ МНОГО — НЕ МЕНЕЕ ВРЕДНО, ЧЕМ НЕДОСЫПАТЬ. Идеальная продолжительность сна взрослого человека составляет 7-8 часов в сутки. Некоторые специалисты считают, что женщинам требуется дополнительный час сна, потому что они более эмоциональны. 

 Детям для нормальной работы организма необходимо спать не меньше 10 часов в сутки. Полноценный сон может снизить у них проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности и улучшить поведение. 20 минут дополнительного сна улучшает школьную успеваемость ребенка. 

 Поскольку треть нашей жизни мы проводим во сне, важно оптимальным образом использовать это время для восстановления организма. Постель должна быть удобной, комната для сна — темной и хорошо проветриваемой, а само положение тела — правильным. Помимо того факта, что сон в искаженной позиции может стать причиной хронических болей в шее и нижней части спины, он также может провоцировать головные боли, временную задержку дыхания во время сна (апноэ), изжогу и боли в желудке. Не говоря уже о храпе. 

 СОН НА ЖИВОТЕ: САМАЯ ОПАСНАЯ ПОЗИЦИЯ 

 Несмотря на то, что сон на животе помогает пищеварению и может избавить от храпа, привычка спать в этой позиции провоцирует боли в шее и позвоночнике. Главной причиной является то, что голову приходится поворачивать, поскольку нельзя дышать через подушку. 

 Сгибая одну из ног в колене и подкладывая руку под голову, вы лишь усугубляете ситуацию, поскольку мышцы шеи и плечевого комплекса оказываются в напряжении, а позвоночник искривляется. Боли в спине при привычке спать на животе — лишь вопрос времени. 

 Почему же удобно спать на животе? 

 Доктора считают, что человек стремится спать в той позиции, в которой ему удобнее всего дышать — чем меньший поток воздуха проходит через глотку во время сна, тем вероятнее человек склонен спать на животе. Это объясняет и то, что такое положение снижает храп. 

 В противоположность сну на животе, сон на спине сокращает поступление воздуха в легкие, провоцируя более громкий звук вдыхания и выдыхания. Помимо всего прочего, такая поза не рекомендуется тем, кто склонен к временным остановкам дыхания во время сна (апноэ). 

 СОН НА СПИНЕ: ЛУЧШАЯ ПОЗА ДЛЯ СНА 

 В этом положении позвоночник находится в нейтральной позиции, что помогает организму эффективно восстанавливать силы. Однако помните о том, что подушка при таком сне должна быть максимально тонкой (высокая повышает нагрузку на шею), а матрас должен быть не слишком мягким, но и не слишком твердым. Дополнительные подушки под колени и поясницу сделают сон в такой позе удобнее. 

 СОН НА БОКУ 

 При сне на боку и на спине необходимы правильная, не слишком высокая, подушка и принимающий форму тела матрас, способный амортизировать нагрузку. 

 Подходя любому человеку, сон на боку также считается одной из лучших поз. При этом то, на каком боку вы спите, играет важную роль — сон на правом боку может провоцировать изжогу, а сон на левом снижает выработку кислоты в желудке и полезен при рефлюксной болезни. 

 Наиболее правильным положением рук при сне на боку является вытягивание их вдоль тела — подкладывая руки под подушку, вы можете вызвать как боли в шее, так и неприятное чувство онемения.  

 УЧИМСЯ СПАТЬ ПРАВИЛЬНО 

Помните о том, что привычка спать в неправильной позе может оказаться чрезвычайно устойчивой — вполне вероятно, что первое время вам будет казаться крайне неудобным сон в правильной позиции. Особенное значение это имеет для тех, кто привык спать на животе. Выбирая комфортную для сна позу, сперва убедитесь в том, что матрас и подушка подобраны верно, затем переходите к тестированию сна на спине — если такой сон даже с двумя поддерживающими подушками не покажется вам удобным, переходите ко сну на боку. 

  •  Спальня – только для сна

 Обязательно выделите под спальню отдельное помещение. Поверьте, жить так будет намного проще и комфортнее, особенно, если Вы живете не один. Не придется просыпаться каждый раз от звуков льющейся воды и других посторонних шумов. 

 Следующие «враги» крепкого сна – вся цифровая техника. Психологи, сомнологи и дизайнеры интерьеров твердят в один голос – долой все компьютеры, ноутбуки, планшеты и даже телевизор! Особенно телевизор! Все эти посторонние «жители» спальни негативно влияют на качество Вашего сна, а иногда могут даже стать причиной бессонницы. Вспомните это многообразие светодиодов и различных звуковых сигналов от гаджетов – царство постоянных раздражителей. 

 Совет дня! Убирайте даже телефон – вечный отвлекающий фактор – в другую комнату. А вместо него в комнате оставьте только классический будильник.    

  • Матрас – всему голова

 Продуманный интерьер комнаты и правильно подобранные обои не смогут помочь Вам крепко заснуть, если у Вас плохой матрас. Вот почему к выбору столь важной для Вас вещи нужно подойти максимально тщательно. 

  • Темнота – Ваш верный друг

 Спать нужно обязательно в темноте. И никаких исключений. Все дело в очень нужном для крепкого и здорового сна гормоне – мелатонине. Он вырабатывается исключительно в темноте и помогает лучше заснуть и полноценно выспаться. Конечно, в крупных городах очень сложно добиться комфортной для сна темноты – рекламные билборды, фары машин, яркие фонари явно не способствуют погружению в сон. Вот почему так важно позаботиться о хорошей светоизоляции окон в Вашей спальне.  

 Как вариант, можно повесить очень плотные темные шторы, они станут прекрасной защитой от нежелательного уличного освещения и подарят долгожданный сумрак. 

 Не забудьте, что Вам может мешать спать свет не с улицы, а из соседнего помещения. Вот почему крайне нежелательно устанавливать в спальню дверь со стеклом. Любое включение света сразу же создаст дискомфорт для спящего. 

 Второй нюанс, на котором стоит также подробно остановиться, – тип освещения. Основное освещение в спальне специалисты не рекомендуют использовать, так как оно становится дополнительным источником тепла, что не является плюсом, особенно в летнюю жару. Лучше аккуратный ночник со спокойным светом, который скорее поможет Вам заснуть.   

  • Тишина и прохлада

 Да, именно такая атмосфера должна царит в спальне – тихая и прохладная. И об этом нужно позаботиться заранее – еще на стадии покупки или ремонта квартиры. Не стоит лишний раз повторять как посторонние звуки мешают спать. Поэтому полная звукоизоляция спальной комнаты, продуманная заранее, весьма желательна. Обязательно учтите расположение Вашей будущей спальни: ни в коем случае не размещайте ее на южной стороне, иначе в ней всегда будет очень жарко, что совершенно не способствует хорошему отдыху. Идеальные условия для полноценного сна – температура в пределах 18-21°С. 

 Конечно, не всегда есть такая возможность, поэтому желательно предусмотреть наличие кондиционера. Также Вы можете взять на вооружение известные народные средства – сырые простыни и емкости с водой, поставленные на пол (лучше около вентилятора). 

ХОРОШИЙ СОН ИМЕЕТ РЕШАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ВАШЕГО ЗДОРОВЬЯ. ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ БЕЗОПАСНЫМ, ПРОДУКТИВНЫМ, ПРИМИТЕ МЕРЫ, ЧТОБЫ РЕГУЛЯРНО ВЫСЫПАТЬСЯ !

Что такое «успех» и «успешность»

Отправить статью или инфоповод

21 февраля 2011