Возникновение психологии в россии: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Содержание

Становление отечественной психологии

Возникновение и развитие психологии рассматривается в рамках такого предмета как история психологии. Рассматривая основные тенденции становления и развития психологической науки, мы не будем подробно рассматривать историю отечественной психологии, но не можем не осветить наиболее значимые этапы ее развития, поскольку психологические школы России давно снискали заслуженную славу во всем мире.

Особое место в развитии психологической мысли в России занимают труды М. В. Ломоносова. В своих работах по риторике и физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений и идей, говорит о первичности материи. Особенно ярко эта идея была отражена в его теории света, которая впоследствии была дополнена и развита Г. Гельмгольцем. По мнению Ломоносова, необходимо различать познавательные (умственные) процессы и умственные качества человека. Последние возникают из соотношения умственных способностей и страстей. В свою очередь, источником страстей он считает действия и страдания человека.

Таким образом, уже в середине XVIII в. были заложены материалистические основы отечественной психологии.

Становление отечественной психологии происходило под влиянием французских просветителей и материалистов XVIII в. Это влияние отчетливо заметно в работах Я. П. Козельского и психологической концепции А. Н. Радищева. Говоря о научных работах Радищева, необходимо подчеркнуть, что в своих трудах он устанавливает ведущую роль речи для всего психического развития человека.

У нас в стране психология как самостоятельная наука начала развиваться в XIX в. Большую роль в ее развитии на данном этапе сыграли труды А. И. Герцена, который говорил о «деянии» как существенном факторе духовного развития человека. Следует отметить, что психологические воззрения отечественных ученых во второй половине XIX в. в значительной степени противоречили религиозной точке зрения на психические явления. Одной из наиболее ярких работ того времени явилась работа И. М.

Сеченова «Рефлексы головного мозга»*. Эта работа внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности. Следует отметить, что Сеченов был не только физиологом, чьи труды создали естественнонаучную основу для современной психологии. Сеченов с ранней молодости увлекался психологией и, по мнению С. Л. Рубинштейна, был крупнейшим русским психологом того времени. Сеченов-психолог не только выдвинул психологическую концепцию, в которой определил предмет научного познания психологии — психические процессы, но и оказал серьезное влияние на становление в России экспериментальной психологии. Но, пожалуй, наибольшее значение его научной деятельности заключается в том, что она оказала влияние на исследования В. М. Бехтерева и И. П. Павлова.

Труды Павлова имели огромное значение для мировой психологической науки. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сформированы многие психологические концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм.

Позднее, на рубеже веков, экспериментальные исследования были продолжены такими учеными, как А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, Г. И. Челпанов.

А. Ф. Лазурский много занимался вопросами личности, особенно изучением характера человека. Кроме того, он известен своими экспериментальными работами, в том числе предложенным им методом естественного эксперимента.

Начав разговор об эксперименте, мы не можем не назвать имя Н. Н. Ланге — одного из основателей экспериментальной психологии в России. Он известен Не только тем, что занимался изучением ощущения, восприятия, внимания. Ланге создал при Одесском университете одну из первых в России лабораторий экспериментальной психологии.

Одновременно с экспериментальной психологией в России в конце XIX — начале XX в. развиваются и другие научные психологические направления, в том числе общая психология, зоопсихология, психология ребенка. Психологические знания стали активно использоваться в клинике С. С. Корсаковым, И. Р. Тархановым, В. М. Бехтеревым. Психология стала проникать в педагогический процесс. В частности, широкую известность получили работы П. Ф. Лесгафта, посвященные типологии детей.

Особенно заметную роль в истории отечественной дореволюционной психологии сыграл Г. И. Челпанов, который был основателем первого и старейшего в нашей стране Психологического института. Проповедуя позиции идеализма в психологии, Челпанов не мог заниматься научными исследованиями после Октябрьской революции. Однако на смену основателям отечественной психологической науки пришли новые талантливые ученые. Это С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, которые не только продолжили исследования своих предшественников, но и вырастили не менее знаменитое поколение ученых. К их числу относятся Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. Основные труды этой группы ученых относятся к периоду 30-60-х годов XX в.

В этот период возникло несколько научных школ и направлений. Так, в Грузии сформировалась известная психологическая школа Д. Н. Узнадзе. Представители этого направления взяли на вооружение понятие установки и широко использовали его для анализа многих психологических явлений.

Другое научное направление связано с именем Л. С. Выготского, создателя культурно-исторической теории развития психики человека. К этому направлению в основном относились ученые, работавшие в МГУ. Сферу их научных интересов составляли вопросы общей и педагогической психологии.

Третью школу создал С. Л. Рубинштейн, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии в МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. С. Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого в нашей стране фундаментального психологического труда «Основы общей психологии».

В это же время жили и трудились такие известные всему миру психологи, как Б. М. Теплов и А. А. Смирнов. Последний известен своими трудами в психологии памяти, а Б. М. Теплов заложил научные основы изучения темперамента и психологии творческой деятельности.

В более поздние годы сформировались основные современные психологические школы. Это школы Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета и Московского государственного университета. Создание первой школы связано с именем Б. Г.

Ананьева, который не только сформулировал принципы изучения человека и определил с этих позиций основные направления развития психологии, но и создал факультет психологии ЛГУ, из которого вышла плеяда известных ученых.

Аналогичную организаторскую роль при создании факультета психологии в МГУ сыграл А. Н. Леонтьев, автор психологической теории деятельности. Кроме того, заслугой Леонтьева явилась разработка многих проблем в области восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики.

А. В. Запорожец совместно с Д. Б. Элькониным заложил основы детской психологии. В сферу основных научных интересов Запорожца — организатора и многолетнего руководителя Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР — входили вопросы возрастного развития и воспитания детей.

Эльконин известен как автор учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития.

Значителен вклад в развитие педагогической психологии П. Я. Гальперина, создателя теории планомерного (поэтапного) формирования умственных действий.

Благодаря исследованиям А. Р. Лурии отечественная психология существенно продвинулась вперед в области нейрофизиологических основ памяти и мышления. Труды Лурии заложили научно-психологическую базу для современной медицинской психологии. Результаты его исследований до сих пор широко применяются в диагностических и терапевтических целях в медицинской практике.

Мировую известность получили работы психофизиолога Е. Н. Соколова, который совместно с сотрудниками создал современную теорию цветового зрения; теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов; нейрофизиологическую теорию памяти и др.

Не менее известные психологи работают у нас в стране и в настоящее время, продолжая исследования и дела своих предшественников. Их труды вносят достойный вклад в развитие современной психологической науки.

Завершая данный раздел, необходимо отметить, что психология прошла длительный путь становления. Вероятно, мы не ошибемся, если скажем, что первые психологические воззрения появились вместе с самим человечеством. На протяжении всего развития психологической науки в ней параллельно развивались идеалистические и материалистические направления. Учения, основанные на материалистических взглядах, прежде всего способствовали развитию естественно-научного понимания природы психических явлений и становлению экспериментальной психологии. В свою очередь, учения, опирающиеся на идеалистические философские воззрения, привнесли в психологию этические аспекты психического. Благодаря этому в современной психологии рассматриваются такие проблемы, как личностные ценности, идеалы, нравственность.

Отечественная психология изначально развивалась как материалистическая, поэтому в ней получили широкое распространение экспериментальные методы.

Развитие психологии в России в послереволюционный период.

В послереволюционные годы началась бурная пере­стройка психологии под флагом марксизма. Особые усилия были направлены на критику идеалистических позиций Г.И. Челпанова и теоретических «ошибок» К.Н. Корнилова, П.П. Блонского и др. Однако интерес к физиологическим основам психо­логии в ближайшие после революции годы еще более усилился. Возрос интерес и к трудам биологов-дарвинистов Н. А. Северцова, В. А. Вагнера. Значительным событием в науке был выход в свет основного труда И.П. Павлова — «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности» (1923 г.) и опубликование в том же году в «Русском физиологическом журнале» работы А.А. Ухтомского «Доминанта как рабочий принцип нервных центров».

В 20-х годах формируется «деятельностная» концепция отечественной психологии, значительное развитие получают возрастная, детская и педагогическая психология (Л.С. Выготс­кий, М. Я. Басов, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, П.П. Блонский, И.А. Соколянский и др.). Активизировались тестовые исследования различных психических функций — памяти, ин­теллекта, внимания, скорости сенсомоторных реакций. Опре­делялся необходимый уровень развития этих психических фун­кций для успешного овладения различными профессиями. Важ­нейшей отраслью психологии становится психотехника, изу­чавшая психологические аспекты профессиональной деятель­ности. Экспериментальная психология покинула академичес­кие лаборатории и внедрилась в практические сферы жизнедеятельности людей. Усовершенствовались ме­тоды психологической диагностики. Расширилась сфера психо­логического консультирования. Психический потенциал чело­века становился объектом точных измерений. Во всех сферах человеческой деятельности стал четко усматриваться психо­логический фактор. Различные производственные, управлен­ческие ситуации стали объектом лабораторного моделирова­ния. На этой базе зарождались новые отрасли знаний — эрго­номика, инженерная психология, дизайн.

В 1925 году в Москве был создан Государственный ин­ститут по проблемам судебной психологии и проблемам исправительной психологии. В 20-х годах в нашей стране интенсивно развивается авиа­ционная психология, изучающая психические особенности че­ловека, управляющего сложной авиационной системой. Исследования в этой области ведутся С.Г. Геллерштейном, К.К. Платоновым, Н.Д. Заваловой. В этих исследованиях синтезирова­лись достижения физиологии, медицины и психологии. Разрабатывались методы алгоритмического анализа деятельности.

Менялась и пси­хологическая теория. Отпадали устаревшие, нежизненные схе­мы. Деятельность человека становилась главным объектом пси­хологии. В отечественной психологии утверждается принцип деятельностного подхода к изучению психики человека. В полемике со сторонниками рефлексологии М.Я. Бассов утверж­дал, что психология сама по себе в состоянии изучать внутрипсихические явления. Исследуется индивидуальное поведение в его обусловленности социокультурными факторами. Широко развертываются психолого-педагогические исследования. Фор­мируется новая наука о воспитании и обучении, основанная на естественнонаучных достижениях, — педология. Исследуют­ся поведенческие аспекты психологии. Методологические ос­новы психологии разрабатываются Л.С. Выготским.

В 20-х годах ведутся широкие исследования в области патопсихологии и психотерапии (А.Р. Лурия, В.Н. Мячищев, К.К. Платонов), в сфере дефектологической психологии (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф).

В 1930 году был проведен первый Всесоюзный съезд по изучению поведения человека. Рассматривая биосоциальную детерминацию поведения, участники съезда выступили с критикой буржуазных психологических школ. Была подвергнута критике и рефлексология. Концепция «поведенчества» стала считаться разновидностью буржуазной идеологии.

Возникла проблема «кризиса буржуазной психологии», актуализировалась необходимость «перестройки фундамента психологии». Усилилось внимание к сравнительной психоло­гии.

Основателем отечественной сравнительной психологии был известный биолог и психолог В.А. Вагнер (1849—1934). Вагнер считал, что разумные формы поредения эволюционно связа­ны с инстинктивными формами поведения. Рассматривая раз­витие психики в филогенезе (историческом развитии), Вагнер установил генетическую связь отдельных ступеней эволюции («Возникновение и развитие психических способностей», 1924 г.). Обострился интерес к генезису психических способностей в процессе индивидуального развития (в онтогенезе).

Л.С. Выготским (1896—1934) была разработана фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций человека. Формиру­ется фундаментальная идея Выготского о социальном опосредствовании психической деятельности человека. Таким опосредователем является, по Выготскому, знак (сло­во). Сознание в своем генезисе обусловлено социальным взаимодействием. Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие, психические проявления, функции человека: восприятие, произвольную память и волю. Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений — продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия — действиями произвольными. Выготский постулировал структурную аналогию между предметной и внутренней умственной деятельностью. Сознание понимается в отечественной психологии как деятельностно освоенный внешний мир.

Изучая детскую психологию на материале дефектологии, Л.С. Выготский пришел к выводу: сознание — динамическая смысловая система, функционирующая в единстве ее эмоциональных, волевых и интеллектуальных компонентов. Л.С. Выготский утверждал, что психическое развитие ребенка идет вслед за созреванием и обусловлено воздействиями среды на деятельностную сферу человека. На этих основоположениях формировалась отечественная психологическая школа.

С середины 30-х годов развитие советской психологии резко затормозилось. Тоталитаризм, низведший человека до роли «винтика», не нуждался в психологической науке. Был закрыт единственный в стране психологический журнал — «Психотехника», прекратили развитие все прикладные отрасли психологии. Резко сократились исследования по психологии личности и поведения, прекратились исследования генетических предпосылок психики. Влияние социальной среды на формирование психических качеств личности также не изучалось. До сих пор остаются мало исследованными социальные стереотипы, установки и ценностные ориентации различных социальных, культурных и этнических групп. Не исследовались такие психические явления, как агрессивность, конформность, внутриличностная и межличностная конфликтность. Под запрет попала вся проблема половых психических различий. Появилась среднеполая, бесконфликтная, лишенная задатков и интеллектуальных особенностей модель усредненного «советс­кого человека».

Были разорваны связи с дореволюционной и мировой пси­хологической наукой. Но и на этом негативном фоне ведущие советские психологи создали отдельные фундаментальные труды, не утратившие значения и в наши дни. Среди них отметим «Способности и одаренность», «Ум полководца» Б.М. Теплова; «Проблемы формирования характера», «Человек как предмет познания» Б.Г. Ананьева; «Экспериментальные основы психо­логии установки» Д.Н. Узнадзе и др. Значительные успехи были достигнуты в области педагогической и возрастной психологии (А. В. Запорожец, Н.А. Менчинская и др.), в области психофи­зики и психофизиологии (Е. Н. Соколов, С. В. Кравков и др.).

Концептуализация и систематизация психологических категорий была произведена С. Л. Рубинштейном (1889—1960) в его фундаментальном труде «Основы общей психологии» (1940). Основной исходный постулат С.Л. Рубинштейна: отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельностью че­ловека. Психика и деятельность едины. Психика формируется и проявляется в деятельности. Внешние воздействия упорядочиваются через внутренние факторы — цели, моти­вы, установки. Внешние причины действуют через внутрен­ние условия (См.: «Бытие и сознание», 1957 г. ). Все психические проявления следует понимать как саморазвиваю­щиеся динамические явления, порождающие соответствующие результаты — психические образы, понятия, принятие реше­ний, регуляционные акты. Психические процессы, в том числе и мышление, развиваются как деятельность субъекта с объек­том, как система операций, обусловленная личностной моти­вацией. В работе «Человек и мир» (1973 г.) Рубинштейн посту­лирует: все бытие может быть понято только через человека.

Другой известный советский психолог А.Н. Леонтьев (1903—1979), разрабатывая концепцию деятельностного под­хода к психике, исследовал ее развитие в фило- и онтогенезе (См.: «Проблемы развития психики», 1959 г.). В структуре деятель­ности человека Леонтьев исследовал взаимодействие ее компонентов — мотивов, целей и условий, а в структуре сознания — иерархию системообразующих его компонентов — систему значе­ний и смыслов. Эту иерархию мотивационно-смысловых обра­зований Леонтьев рассматривал в качестве базовой структуры личности (См. : «Деятельность. Сознание. Личность», 1975 г.).

Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева оказали значительное влияние на развитие общей, детской и педагогической психологии (П. Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В. В. Да­выдов и др.).

В 60-х годах развитие отечественной психологии активизировалось. В 1964 году были открыты психологические факультеты в Московском, Ленинградском и Тбилисском университетах, а затем и Ярославском. Стала интенсивно разви­ваться инженерная психология, прикладные отрасли психологии. Началось преподавание общей и юридической психологии в юридических вузах.

В 1971 году был создан Институт психологии АН СССР. С 1980 года издается «Психологический журнал». Другой пси­хологический журнал — «Вопросы психологии» — издавался с 1955 года.

Началась и концептуальная перестройка психологии, обусловленная достижениями в области кибернетики, теории информации и физиологии высшей нервной деятельности. Существенные, концептуальные сдвиги произошли в отечественной нейрофизиологии.

Уже в середине 30-х годов в физиологии высшей нервной деятельности складываются новые представления о работе мозга. Активную поисковую психическую деятельность трудно было объяснить простым рефлексом. В нейрофизиологии усиливаются поиски физиологических механизмов активной обработки информации, поступающей как из внешней, так и из внутренней среды.

Учение И. П. Павлова было развито П.К. Анохиным (1898—1974). Петр Кузьмич Анохин показал, что в основе психической регуляции лежат системные нейрофизиологические процессы, моделирующие поведенческую ситуацию. Модели­руемый полезный результат поведения организует все нервные процессы в единую функциональную систему, действующую на основе обратной связи. Функциональная теория П. К. Ано­хина стала широко использоваться в психологических исследованиях.

Мозговые механизмы психических процессов широко исследовал А. Р. Лурия (1902—1977) — основатель отечественной нейропсихологии. Изучая в 20-х годах состояние аффекта, Лурия разработал методику, позволяющую выявлять повтор­ные речевые и двигательные симптомы ранее испытанных индивидом аффективных состояний. Работая с Выготским, Лу­рия исследовал социальную обусловленность мышления (См.: «Об историческом развитии познавательных процессов», 1974 г.), но основные свои исследования Лурия посвятил проблеме мозго­вой локализации высших психических функций и их наруше­ний при локальных повреждениях мозга, разработке методов нейропсихологической диагностики. Исследуя психически аномальных детей, Лурия установил связь нару­шений абстрагирующей деятельности с дефектами волевой ре­гуляции и разработал ряд рекомендаций по компенсации пси­хических дефектов. А.Р. Лурия синтезировал современные нейрофизиологические и психологические данные. Ему принадле­жит первый учебник нейропсихологии «Основы нейропсихо­логии» (1973 г.).

В начале 70-х годов после длительного забвения пробле­мы наследственности развернулась широкая дискуссия по воп­росу о соотношении природных и социальных факторов в фор­мировании психики человека и его поведения.

И.В. Равич-Щербо в ряде исследований приходит к выво­ду о том, что умственные способности в значительной мере объясняются генетическими факторами (См.: «Проблемы дифферен­циальной психофизиологии», 1972 г.).

В 60-70-х годах активизируются исследования в области теории сознания, актуализируется проблема взаимосвязи сознания и подсознания (См.: Басин Ф.В. Проблема бессознательного. 1968). В 1979 году в Тбилиси был организован Международный сим­позиум по проблеме бессознательного. К его открытию была подготовлена трехтомная монография «Бессознательное: про­блемы, функции методы исследования» (1978).

Интенсивное развитие социальной психологии в нашей стране вновь началось в конце 50-х и в начале 60-х годов.

Первый всплеск развития отечественной социальной психологии приходится на 20-е годы XX столетия. Однако на фоне господствовавших тогда рефлексологии и реактологии трактовка социально-психологических проблем получила биологизаторский уклон. Критика этого уклона превратилась в критику социальной психологии. И уже к концу 1929 года социальная психология, как нечто конкурирующее с марксистс­кой идеологией, прекратила существование.

Отечественная социальная психология изучает психологию социальных групп на основе факторов, определяющих жизнедеятельность общества. Установлено, что в наиболее развитых социальных группах (коллективах) взаимодействие людей определяется общественно-ценностным содержанием их деятельности. Ведутся разнообразные экспериментальные, теоретические и прикладные социально-психологические исследования. Однако достижения отечественной социальной психологии еще не выстроились в стройную систему категорий. В ряде случаев исследователи остаются на описательно-эмпирическом уровне.

В настоящее время отечественные теоретические исследо­вания в области нейрофизиологии и психологии сократились. Широкое распространение получила эмпирическая психология.

www.Psyarticles.

ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

К истории и психологии русского марксизма

Sub Specie Aeternitatis, Ch. 19.

БЕРДЯЕВ Н.А. (БЕРДЯЕВ)

По истории и психологии
русского марксизма

(1906 — #126)

Представляет интерес для нам проследить судьбу идей марксизма, судьбу горестную и странный, поскольку эти идеи с их кажущимся триумфом в конце концов получили потерял. Наш марксизм еще недавно был течением в идеях, полным энергии и молодежь, она дала толчок умственным исследованиям, она внушила уважение к знания, она призвала общественную науку для решения судеб России, и казалось бы, внес в варварскую норму некий культурный аспект из нашей интеллигенции, она боролась со старыми стереотипами, со всеми застрявший в рутинном аспекте. Тогда это была борьба идей. Но бог исторический ирония превратила марксизм в борьбу сил, жизни, когда идеи марксизма начали разлагаться и разваливаться, когда два души, живущие в классическом марксизме — научно-реалистическом и в религиозно-утопические — разделились и восстали каждый против Другой. В этом дистанцировании научного реализма от религиозного утопизм надо видеть сущность кризиса марксизма, его внутреннего загнивания, из которых Российская социал-демократия, как могучая борьба сил, пытается сохранять в нем две души, внутреннее согласие, совершенно лишенное идея марксизма, забывая о своих культурных завоеваниях.

В 1899 году К. Каутский писал мне: «Русские призваны к дальнейшему развитию теоретический Марксизм. Благодаря абсолютизму у русских есть на это время. В общественное движение в России есть еще вся борьба за познание, и нет для питания». 1   Эти мы приветственные слова нам, тогдашним русским марксистам, и они получили уникальный комментарий в дальнейшем развитии русской мысли и общественный аспект. В России были предприняты все возможные попытки теоретический развития марксизма, и без хвастовства можно сказать, что Русские критические марксисты проявили большую силу мысли и больший смелостью, чем немецкие бернштейнианцы [Эдуард Бернштейн, марксист Ревизионизм], но результат, полученный для ожиданий Каутского и для марксизма был разрушительный. Это показало, что не может быть дальнейшего теоретического развитие марксизма, что всякое усилие свободной мысли ведет к решающему кризис и роспуск доктрины. Критический марксизм вскоре превратился в уже полный немарксизм и даже в антимарксизм в отношении ан непреодолимая внутренняя логика и психология.

Предельные поиски творческие попытки шли двумя различными путями — научный и реалистические, и религиозные и идеалистические, поскольку система классический Марксизм был одновременно и системным научным, и системным религиозный, была и реальной политикой, и эсхатологическим видением.

Так было в царство идей, но в жизни производилась тяжелая борьба с этим тот самый абсолютизм, который, по парадоксальному мнению Каутский, дал нам время для дальнейшего развития идей марксизма. интеллигенция начал борьбу за власть с идейным капиталом старого марксист апперцепция. И с социал-демократией фатальным образом прекратились вся ментальная жизнь, любая критика. Святость догмы охранялась, так как с ним легко и сладко можно было бороться за власть, так как с это как бы реализм жизни может быть смешан с религией, и в иррациональной мистике революции нелегко отличить настоящее зло дня от эсхатологических ожиданий. Социальный демократический идеи стали господствовать, они овладели сердцами масс, хотя затемнен атрибутами широкомасштабной революции, происходящей в Россия. Социал-демократия стала как бы выразителем русской революции, и трагедия положения здесь в том, что с его реалистичный момент в России происходит однако не социалистическая революция, а скорее политическое освобождение народа, в котором рабочий класс играет видимую, но второстепенную роль.

И здесь реалистично и научные идеи марксизма предаются забвению, и там вместо торжествует только мистика «классовой точки зрения» и социальной революционизм. В прежние времена марксисты горячо и резко выступали против популизм и старый революционный утопизм, они указывали на ту истину, что в России развивается и будет развиваться дальше капиталистическая производство, что нельзя перескакивать и перескакивать через «буржуазный» порядок, что в ближайшими политическими задачами может быть только «буржуазная» революция, гарантия права и свободы для окончательной борьбы. В отличие от популисты и старые «повстанцы», марксисты были конституционалистами и Социальное эволюционисты. Основной научно-реалистической идеей марксизма была принцип развития «материальных производительных сил» — это было основу всякого общественного развития и всякого социального устройства, и из отсюда была выведена классовая борьба и классовая перспектива. За научный марксизма абсурдна и утопична была бы мысль, что среди всего в состоянии производительных сил земли можно попасть в в 8-часовой рабочий день, и что социальная сила рабочего класса может растут в несоответствии с экономическим положением земли, просто как результат политических усилий социал-демократов. реалист дух марксизма — в идее производительности, непрерывного победа над природой, и отсюда следует вывести распределительную справедливость. Но в русском марксизме незаметно произошло народнический-утопический возрождения, реалистические идеи захлебнулись под натиском революционер эмоции. Вместо этого появилась склонность перескакивать и перескакивать в «капиталистический» строй с его социально-политическими формами, презирать политический свобода, как благо только «буржуазное», и незаметно для заменять вместо революции «буржуазной» вместо революции «социальной», чтобы на который в настоящее время они считают возможным вступить. субъективный классовая психология победила объективную идею социального эволюция. В «буржуазной» революции исключительное господство пришлось бы принадлежат к социалистическому пролетариату, а «буржуазия», к которой является отдавал все несоциал-демократическое, не должен, однако, играть Любые своего рода роль — вот парадоксальный вывод из этого «класса психология». Только Плеханов, самый умный и культурный из русских демократов, не потерял окончательно своей марксистской головы и обратился к марксистское сознание. Все победоносные аргументы марксизма против «повстанческое движение», против старого революционизма, против невежества управления материальной культурой, были забыты. Осталось только эсхатология марксизма, вера в близкое царство истины на земля, пролетарско-социалистический праведный суд, вера, расколотый отрывается от своей материальной основы по мере общественного развития. Кто, однако, виновник умственного упадка русской социал-демократии, забывание марксистских идей в борьбе революционных сил? Этот виновник очевидна — самодержавие и его фанатизм, определяющие характер русской революции. Реакционные бесчинства правительства систематически культивировали идею социальной революции и подпитывали ее психология, в котором страсти политические переходят в страсти религиозные, а политики превращаются в фанатиков. Среди такого напряжения, в таком затемнение невозможно схватить человеческие души без возмездия. идея социальной революции входит в систему марксизма. Но в русскую действительность она в конечном счете исказила, а социальную демократы слепо дорожить этим искажением.

Эта история полна всякой «революции», это — факт, и было бы абсурдный говорить о возможности или невозможности подобного факта. учебники истории рассказывают об этих «революциях» и т.п. Сортировать «революции» обычно происходят на наших глазах. Это традиционное понимание слова революция, никоим образом не содержащее внутри него какое-либо социологическое мировоззрение, не предполагающее никакого Сортировать теории общественного развития.

Совсем другое речь идет о социальной революции в понимании Марксизм. Социальная революция, которую ждут социал-демократы, опирается на определенный социологическая теория общественного развития и вне этой теории Это не имеет никакого значения. Эта марксистская социальная революция не факт, чего можно желать или не желать, это — ложная теория, оптический иллюзия. «Социальной революции» никогда не было и не будет, несмотря на то что каждая революция имеет свою социальную сторону. Система марксизма состоит в том, чтобы в высшей степени причудливое и некритическое переплетение социологический понимание слова революция вместе с полицейским менталитетом Посмотреть, и это коренится в основном двояком аспекте марксизма. Этот было показано в известном споре Бернштейна и Каутского. И П. Б. Об этом хорошо написал Струве в «Архиве [Генриха] Брауна». Но эта проблема оставалась скрытой внутри социал-демократической сознание.

Это не сложно определить внешние признаки революции в традиционном понимании это словом, и они чисто отрицательные. Когда тюрьмы наполнятся, когда проходят демонстрации на улицах, когда часть населения сражается против солдат и другой части, когда происходят различный волнительные события, провоцирующие правительственные репрессии, то обычно это сказал, что в стране есть революционное движение. Что такое революция, а то, что не является революцией, устанавливается государственной полицией, как измерять для определения революционности.

И это стало несомненная историческая истина, что революции создаются реакцией, и независимо от реакции они не имеют никакого содержания как такового, то есть как революции. Революции характеризуются не радикальным завершением, не глубокой перестройкой общественного бытия и природы человека, а скорее страстью в ответ на зло прошлого, на угнетение, против реакции. Таким образом, содержание революции очень трудно охарактеризовать в творческих определениях, в прямом ориентация. Революционер, как психологический тип, всегда ориентирован назад, только с его негативной привязанностью, уходящей корнями в прошлое, из которой сознание не может оторваться, только гнет, возбуждаемый в нем силы прошлого, старого, и они делают его революционером.

Психология революционизма. по своей сути отрицателен, обращен назад, без подъема, его пафос питаемый гипнотической хваткой зла прошлого, и творческий подход крыло тормозится какой бы то ни было нежной ненавистью к прошлому.

Революционер действительно не может жить без реакции, без угнетения, без тюрьмы и полиции, его жизнь не обогащается, а скорее обедняется в исчезновение этих ненавистных призраков, лишенное своего пафоса. В этом — есть ограниченность и условный аспект того, что мы называем революция, и в этом — умеренность и недостаточная радикальность всех революционизм. Обрати взгляд вперед, чтобы освободиться от кошмара и пафоса. революции исчезает. Становится очевидным, что угнетение со стороны жандармов и полиции придало революционерам определенный оттенок цвета, и что красный цвет был просто отражением синего мундиров, что революционная природа была создана принудительным правлением. Революционизм никогда не заглядывает в глубину вещей, всегда остается на поверхность, оно всегда условно, относительно и «в ответ на», 2 в нем не воплощены какие-то радикальные утверждения. психология революционности, для человеческой личности всегда калечащей и затемняющей это осознание, осознание радикальное, окончательные концы жизни , есть историческая трагедия, порожденная роковым образом исторического власть мрака и угнетения. И революционность неизбежна в мира, пока есть репрессии, реакция, предательство, пока полиция государства, созданного всякой земной силой, размахивает своим отпечатком на жизнь. Подобный революционизм играет не малую роль в психология марксизма, выработанного в революционной атмосфере 1848 г. и поддержанный политической реакцией в Германии, стране, все еще полиция, управляемая бюрократией, от которой всегда можно ожидать заговоры против общества и народа. Но что такое, однако, «социальное революция», революция в социологическом, а не полицейском смысле слова, революция, которую социал-демократы считают своей специальностью?

«Социальная революция» Марксистское понимание социальной эволюции. марксизм прежде всего настаивал на эволюционный характер общественного процесса, для марксизма каждый общественный переворот может быть только продуктом социально-экономической эволюции, каждое изменение в распределении благ зависит от их производство, на строящемся социальном процессе. Одна половина марксизма, научно-реальный, есть отрицание социальной революции, отрицание социального переворота, поскольку она видит сущность общественного процесса в непрекращающемся утверждении, в социальном обогащении, в экономическом творчестве. То, что называется политический революции, о которых можно думать в негативном ключе, могли бы отменить самодержавие, может свергнуть монархию, может изменить форму правления и даже удалять всякой власти, но судьба социально-экономического развития полностью зависимый на позитиве, на продуктивности, а здесь только на отрицании ничего такого должно быть достигнуто, кроме обнищания, т. е. социального регресса. марксизм призывает к повышению производительности и обогащению, к победе над природа экономическими достижениями. Марксизм делает вид, что организация средств к существованию человека, решить проблему хлеба насущного, и это бы кажется, не его дело дезорганизовать экономику, лишить бедных под суровость социальной революции. Эпохи и типы экономический развитие человечества измеряется огромными промежутками времени, и здесь никаких резких прорывов.

это с научной точки зрения установлено, что переход от натурального хозяйства к капиталистический одно – процесс многовековой, не завершившийся и в настоящее время, и в обобществление производства, от которого, вероятно, можно ожидать лучше организация средств к существованию и большее распределительное правосудие, в научно-реалистичный смысл мыслится только как многовековой, сложный и многообразный процесс, неясный в загадочной тайне будущего. И для реалистической науки, которую так любят марксисты, есть допустимый только эволюционный и реформаторский социализм, с помощью которого можно построить предотвратить социальный крах. Но социал-демократическая вера в социальный революция есть антинаучная и даже антимарксистская утопия, это религиозная жажда и эсхатологическая надежда. Для социальных демократы, связана с социальным поворотом вера в наступление царства Бога на земле, как бы конец истории с борьбой противоположности, как бы принцип некоего сверхисторического процесса.

В Германии вера в социальном Zusammenbruch [крахе] лежит в основе реакционной политики правительство и реакционное мировоззрение буржуазии. Социальное демократия — единственная либеральная партия в Германии, и она бывает вести борьбу за свободу и права, за что все либералы должен бороться. В этой напряженной, гнетущей политической атмосфере нарастают в намеки на возможные политические революции, а вместе с ними и на обреченную смешивается с огромным социальным катаклизмом. Там может произойти еще десять революций, но с этой последней социальной революцией, которая ждут верующие, у этих других революций ничего не будет в общий с этим. И еще в большей степени это можно сказать о России. С Нам надежды на социальную революцию питает реакционный режим, ан разнузданным деспотизмом, постоянным ожиданием столкновения с теми, держа силой, той лихорадочной атмосферы, той досадой, которая создается обысками, арестами, ссылками, казнями, непростительным экономический угнетение народа. Ход русской истории, характеризующийся прогрессивными стремлениями общества и упорным реакционность власти, воспитал нас в духе крайностей. Для нас все кажется, что либо тонет, либо плывет, либо все, либо ничего, либо самодержавие и крайняя степень экономического гнета, или республика и социализм.

В элементах революция, вся историческая перспектива теряется из виду. склонность за права, за блага свободы, не выработаны среди нас. Аспект привыкания к угнетению был так велик, что основу, социальное творчество, они, как правило, не учитывали. строительство плана, и казалось достаточным лишь уничтожить эксплуататоров, чтобы чтобы стать богатым и для того, чтобы добиться социальной справедливости. Они думали достичь большего, чем то, что есть в Западной Европе, и все потому что у нас было так мало, мы были так несчастны и подавлены, так что из мрака и ужаса вспыхнули сны. Вот почему мечтательный сторона у нас победил марксизм, и его реалистические идеи были забыты.

Главная служба г. Российская социал-демократия была прежде всего культурно-просветительской. Она заключалась в развитии сознания в трудящихся массах, просвещающий им, насаждение социально-эволюционных идей. марксизм был довольно настаивая на том, что фундаментальное возрождение общественного ткань зависит от развития производительных сил земли и сознания масс. Но тогда жестокая тактика Плеве и якобинизм бюрократии, вдохновленный интеллигенция якобинское мышление социальных изменений. Просветление сознания было заменяется одной только агитацией, которая, впрочем, никогда не доходит до глубина вещей.

Против идеи о социальной революции можно выдвинуть два вида возражений, с различными заканчивается. Во-первых, социальная революция противоречит эволюционный понимание общественного развития, противоречит самому природа экономического процесса.

Это чисто научное реалистический аргумент, включенный также в сам марксизм. Но социальный революция противоречит также идее конструктивного общественного креативность. Вера в творческую свободу, в созидательные усилия людей несовместимый с элементарным конструированием нового социального аспекта посредством экстерналистские и фатальные катастрофы, путем наращивания зла, как как-то переходя в свою противоположность; эта вера желает возродить общество изменением сознания людей, хочет непрестанно возобновить социальной ткани и тем самым сделать ненужным фатальное катаклизм. В марксизме действительно есть большая антиякобинская часть, есть учение об изменении сознания социальных классов, как единственный путь к свободе. Теперь нам не должно мешать запомнить обе истины: либо реалистическая мысль об эволюции общества, в котором невозможно просто перескакивать через целые периоды и невозможно также превратить социальную бедность в общественное богатство или реалистическое мысль об изменении сознания людей, об возрождение общества усилиями свободного духа. я несколько отдельно от идей марксизма, но известную дозу марксизма я бы рассмотреть возможность полезно для прописывания нашего общественного движения. Они поймут все это, когда социально-экономические проблемы сознательно ставятся во всей их рвение и, таким образом, вытеснить проблемы на вторичный уровень политический, и это скоро произойдет, так как нам нужно будет есть.

Но по моей критике «социальной революции» я не хочу сказать, что ни в случае и ни в каком смысле это невозможно. полностью неконструктивный, возможна чисто разрушительная «социальная революция», к ней люди могут быть ведомым, но это произошло бы уже на религиозно-мистическом и нет социально-позитивист, самолет. Я знаю только, что новый аспект общительности никогда не создавалась социальной революцией, а скорее мистическая сторона социал-демократии склоняет ее к социальной революции, и здесь начинается хилиазм, противоположный христианскому, иллюзорный сон о тысяча года царства на земле, но уже не со Христом, а с еще один Бог. Против этого не возможны ни научные, ни политические аргументы, это совсем другой план, и разговаривать здесь сделать необходимым другой язык.

Мы желаем нейтрального социальное развитие, нейтральная социальная среда, 3 кормление человечества и вывод его из звериного состояния, но нет превращение светских страстей и иллюзорных мечтаний в религия, поскольку только с нейтральным человеческим медиумом мы можем согласиться в отношении наша собственная религия.

       Бердяев Н.А.

1906

  2013  от о. С. Янош

(1906 — 126(3,19) — ан)

К ИСТОРИИ И ПСИХОЛОГИИ РУССКОГО МАРКСИЗМА. Статья была впервые опубликована в еженедельном общественно-политическом культурно-философском журнале «Полярная звезда», 1906, № 10, с. 678-686. Позже включены Бердяевым в его 1907 г. книга «Sub Specie Aeternitatis», глава 19 (стр. 427-436) в 2002 г. Москва Репринтное издание Kanon.


1 Переписка с Каутским происходила по поводу моих статей, опубликовано в «Neue Zeit».

2 В психологическом смысле.

3 С понятием нейтральной социальной среды для меня связано весь общественно-религиозная система. Против чисто человеческой среды и человеческого процесс, переход из естественного и звериного состояния, я противопоставляю в распространение сверхчеловеческих религиозных принципов. В социал-демократии есть элементы человеческие, которым я симпатизирую, но есть также основы сверхчеловеческой религии, с которыми я не могу сочувствовать.


— -: .

Вернуться в Бердяевскую онлайн-библиотеку . ..

История прикладной психологии: субъектно-деятельностный подход

Носкова Ольга Г. (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ))

Актуальность:  История науки является необходимой составляющей ее поступательного развития; однако история отечественной прикладной психологии изучена недостаточно.

Цель работы : представить результаты авторских историко-психологических работ, выполненных на основе субъектно-деятельностного подхода.

Метод исследования : В исследовании используется системная методология и субъектно-деятельностный подход, основанный на положениях марксистской философии, теории науки и традициях отечественной психологии и ее истории (А.А. Богданов, Е.А. Будилова, Е.А. Климов и др.). Он также использует аналогии для лучшего понимания принципа единства сознания и деятельности его субъекта (отдельного ученого, группы исследователей и практиков, общества в целом, как коллективного субъекта). Исследование демонстрирует преимущества выбранной методологии по сравнению с принятой учеными, ограниченными когнитивными ресурсами односторонних подходов (например, традициями интернализма или экстернализма) в историко-психологических исследованиях.

Образец:  В статье представлен обзор важнейших публикаций автора на историко-психологическую тематику за последние 35 лет.

Результаты:  В исследовании представлены авторские исследования становления, развития и трансформации прикладной психологии на примере психологических наук о труде и трудящихся людях, проведенные в России с конца XIX по начало XXI века, в корреляция с событиями гражданской истории страны. Автор анализирует развитие некоторых научных проблем (проблем социальной психологии труда, проблем работоспособности и утомления, предыстории компетентностного подхода в психологии, проблем психологии безопасности в эргатических системах и др.). Также представлен анализ работ, проделанных рядом ведущих российских психологов в этой области. Результаты исследования включены в программу спецкурса «История прикладной психологии».

Выводы:  В исследовании сформулированы основные положения субъектно-деятельностного подхода в историко-психологических исследованиях и возможности его применения для понимания прошлого психологии и прогнозирования тенденций ее будущего развития.

Каталожные номера

Асмолов А.Г., Носкова О.Г., Чернышева О.Н. (2018) Мастер эволюции будущего. Зазеркалье Геллерштейна. В кн.: Геллерштейн С.Г. Методология психотехники. Ожидание. Эволюция. Работа. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т.1. Москва: Когито-Центр, С. 9.–20. (на рус.).

Богданов А.А. (1999) Наука общественного сознания. В: Богданов А.А. Познание с исторической точки зрения. Избранные психологические произведения. Москва: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЭК, С. 261–470. (на рус.).

Брушлинский А.В., Кольцова В.А., Носкова О.Г., Олейник Ю.Н. (1998) Уильям Стерн как психолог. В кн. : Штерн В. Дифференциальная психология и ее методологические основы. Москва: Наука, 317–333. (на рус.).

Будилова Е.А. (1972) Философские проблемы советской психологии. Москва: Наука. (на рус.).

Будилова Е.А. (1983) Социально-психологические проблемы в российской науке. Москва: Наука. (на рус.).

Выготский Л.С. (1982) Историческое значение психологического кризиса. Выготский Л.С. Сб. В 6 томах. Том. 1. Москва: Педагогика, 291–436. (на рус.).

Ждан А.Н. (1994) История психологии как становление ее предмета. Аннотация док. дисс. (Психология). Москва. (на рус.).

Ерофеев А.К., Носкова О.Г. (2014) К истокам компетентностного подхода в прикладной психологии. Организационная психология , 4, 4, 121–144.

Зверева Т.В., Носкова О.Г. (2016) Психологическое наследие К.К. Платонов. Москва: Институт психологии РАН. (на рус.).

Климов Э.А. (1983) Психология труда как область знаний, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия. Вопросы психологии , 1. 102–108. (на рус.).

Климов Е.А., Носкова О.Г. (1992) История психологии труда в России. Москва: Изд-во Московский университет. (на рус.).

Кольцова В.А. (2004) Теоретико-методологические основы истории психологии. Москва: Институт психологии РАН. (на рус.).

Кольцова В.А., Носкова О.Г., Олейник Ю.Н. (1990) И.Н. Шпильрейн и советская психотехника. Психологический журнал, 2, 111–133. (на рус.).

Микулинский С.Р. (1976) Актуальные проблемы исторического анализа и развития науки. В: Проблемы методологии и истории естествознания и техники. Материалы Всесоюзного семинара 20–21 апреля 1976 г. . Ашхабад, стр. 7–22. (на рус.).

Носкова О.Г. (1985) Железнодорожная психология И.И. Рихтер. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология (Вестник Московского университета. Серия 14. Психология), 1, 55–65.

Носкова О.Г. (1997) История психологии труда в России (1917–1957). Москва: Издательство Московский университет. (на рус.).

Носкова О.Г. (1999) А.А. Богданов и психологическая наука. В: Богданов А.А. Познание с исторической точки зрения. Избранные психологические произведения. Москва: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЭК, С. 6–35. (на рус.).

Носкова О.Г. (2010) Идеи социальной психологии труда в трудах российских практиков конца XIX — начала ХХ века. В: Социальная психология труда. Теория и практика. Отв. изд. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. Москва: Издательство «Институт психологии РАН», Том 1, с. 13–25.

Носкова О.Г. (2011) Идеи социальной психологии труда в отечественной социологии и научном менеджменте начала ХХ века. Методология и история психологии,  , 6, 2, 18–39.

Носкова О.Г. (2012) Проблема работоспособности и утомления в отечественной науке конца XIX — первой трети ХХ века. В: Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 3 / Под ред. В.А. Бодров, А.Л. Журавлев. Москва: Издательство «Институт психологии РАН», стр. 263–284.

Носкова О.Г. (2016) Психологическое наследие Э.А. Климова (к 85-летию со дня рождения). Психологический журнал, 37, 1, 131–135. (на рус.).

Носкова О.Г. (2017) Состояние психологических наук о труде и работниках в современной России. Психологический журнал, 38, 5, 77–90. (на рус.).

Носкова О.Г. (2018) Будущее психологической науки и практики с точки зрения истории психологии и науковедения. Психологический журнал. 39, 4, 122–124. (на рус.).

Носкова О.Г. (2019) Концепция темпоральной психологии в творчестве Ю.К. Стрелкова (к 75-летию со дня рождения). Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики ( Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики). 1 (90), 64–70. (на рус.).

Носкова О.Г. (2019) Субъектно-деятельностный подход в историко-психологических исследованиях. В сб. Историческая преемственность русской психологии. Респ. изд. А.Л. Журавлев, Е.В. Харитонова, Е.Н. Холондович. Москва: Институт психологии РАН, стр. 111–118. (на рус.).

Носкова О.Г., Балбеков Р.А. (2017) Проблема безопасности в психологических науках о работающих людях и эргатических системах: прошлое, настоящее, будущее. Мир психологии (Мир психологии), 1, 204–218.

Носкова О.Г., Шадриков В.Д. (2017) Прикладная психология в России: история, теория и методология. Мир Психологии ( Мир из Психология ) , 1, 204–218.

Наша история | Институт практической психологии и психоанализа

Такие профессии, как психолог-консультант и психотерапевт, появились в России всего несколько десятилетий назад.

До этого существовала академическая психология, ориентированная на научные исследования. В медицине существовала психиатрия, направленная на лечение психических заболеваний.
В то время не было ни учебных заведений, ни отделений специализированного психологического консультирования и обучения психотерапии. Причина в том, что не было специалистов, которые могли бы оказать поддержку в решении личных или семейных проблем на современном профессиональном уровне.
В то же время в развитых странах Европы и Америки психологическое консультирование и психотерапия не только интенсивно развивались, но и получали признание и поддержку со стороны государства. И они занимают сегодня важное место в сфере психического здоровья, клинической медицины и медицинского страхования.

 

  — 1991 — Академическая школа профессиональной психологии (АСПП) в Москве —

 

В ответ на общественную потребность в практических психологах в 1991 году была создана Академическая школа профессиональной психологии (АСПП) в Москве с двухгодичной программой обучения.

Одно из первых в России учебных заведений готовило психологов-консультантов и психотерапевтов. С момента своего основания ASPP поставила перед собой задачу применять признанные на международном уровне подходы к обучению, стандарты качества и этические принципы. Поэтому для преподавания туда были приглашены иностранные психотерапевты с огромным опытом работы.

Среди первых учителей были:

— Развита Джарман (Великобритания), преподаватель клиент-центрированной терапии;
— Рон Бейкер (США), преподаватель трансактного анализа;
— Радмила Моаканин (США), юнгианский аналитик;
— Вера Ворк (США), специалист по работе с посттравматическими клиентами;
— Дина Ханох (Израиль), психоаналитический психотерапевт, и многие другие специалисты, чей щедрый труд помог Институту укрепиться и развиваться.  

Мы всегда будем помнить их большой вклад в развитие психотерапии в России.

Высокое качество подготовки специалистов-практиков в АСПП позволило создать на его базе учебное заведение, дающее высшее психологическое образование.

 

  — 1997 — Институт практической психологии и психоанализа —

Так в 1997 году был образован Институт практической психологии и психоанализа.

Программа высшего образования по специальности «Психология» со специализацией «Психологическое консультирование» стала основной учебной программой института.

Методология образовательной концепции основана на психоаналитическом подходе, задающем определенный образ мышления клинического видения.

Основной выпускной кафедрой стала кафедра психологического консультирования и общей психотерапии.

И ц факультет стал отвечать за все аспекты практической подготовки, консультационной практики и общепрофессиональной подготовки выпускников в качестве психологов-консультантов.
Практически все преподаватели кафедры начали проходить обучение по европейским и американским психоаналитическим программам.
Здесь первая заведующая отделением Марина Головкина сыграла важную роль в его развитии, а также в создании программ психологического консультирования.

 
— 1998 — Российско-американский комитет по образованию в области психоанализа —

В 1998 году был создан Российско-американский комитет по образованию в области психоанализа.
Группа американских психоаналитиков под руководством Американская психоаналитическая ассоциация (АПА) и по усмотрению ее президента, доктора Гомера Кертиса , организовали в IPPP регулярную учебную программу под названием «Современная психодинамическая психотерапия и психоанализ» , которая длилась 5 лет и завершилась в 2002 году. . 
В его рамках подготовлена ​​группа преподавателей института.
Следующим этапом их обучения было психоаналитическое обучение в Психоаналитическом институте Han Groen-Prakken для Восточной Европы (PIEE), сертифицированном Международной психоаналитической ассоциацией.
Эти преподаватели сформировали центр, из которого начала расти кафедра психоанализа.

Это была первая и единственная в России кафедра психоанализа, преподаватели которой начали проходить психоаналитические и личностные тренинги, действующие в ИПА.

Именно Михаил Ромашкевич стал главным организатором и первым заведующим отделением. Он внес большой вклад не только в развитие кафедры, но и в первые профессиональные шаги и становление многих известных психоаналитических психотерапевтов и психоаналитиков.

Итак, теперь на кафедре работает самая многочисленная и высокопрофессиональная команда психоаналитиков и психоаналитических психотерапевтов из всех учебных заведений России.

Все они являются членами Международной психоаналитической ассоциации и Европейской федерации психоаналитической психотерапии.

Отделение системной семейной психотерапии разработано специалистами, руководствуясь профессиональными стандартами Международной ассоциации семейной терапии.

Первые преподаватели кафедры получили психотерапевтическое образование в американских и европейских учебных проектах.

 — 1998 — Общество семейных консультантов и терапевтов —

В 1998 году они организовали известное ныне Общество семейных консультантов и терапевтов.

Развивалось сотрудничество с американскими психотерапевтами, поэтому в 1999 году Институт совместно с Центром теории Боуэна (Массачусетс, США) создал образовательную программу под названием «Теория семейных систем Боуэна». Институт также разработал учебную программу по системной семейной терапии совместно с Австрийским обществом системной терапии и исследований.

Студенты IPPP приняли участие в этих программах обучения. Некоторые из них позже присоединились к профессорско-преподавательскому составу института.

Сотрудники отделения широко известны своей общественной и профессиональной деятельностью в решении проблем психического здоровья в современном обществе и преодолении последствий массовых психических травм.

—  2000 —

Первую государственную аккредитацию институт получил в 2000 году. Затем он получил право выдачи дипломов государственного образца по программам первого и второго высшего психологического образования.

В том же году был создан Журнал практической психологии и психоанализа. Это научно-практический журнал для электронных публикаций.

Журнал также является результатом вклада сотрудников, преподавателей и выпускников института, что и определило его название. Содержание журнала связано с содержанием учебных программ Института.

Практическая психология, психологическое консультирование, клиническая психология, психотерапия и психоанализ – области психологической и клинической практики, которым уделяется особое внимание не только в процессе обучения, но и в публикациях журнала.

С момента основания в журнале опубликовано более 500 работ российских и зарубежных специалистов в области прикладной психологии, психологического консультирования, психотерапии и психоанализа.

—  2001 —

С 2001 года в Институте реализуется программа второго высшего образования по специальности «Клиническая психология» со специализацией «Психологическое лечение и психотерапия».
Создан в результате сотрудничества Института и Центра профессиональной психологии Университета Джорджа Вашингтона (США).
Его директор профессор доктор Джеймс Миллер и сотрудники Центра неоднократно посещали ИППП для обмена опытом и преподавания клинических дисциплин.
Клиническая подготовка имеет особенность: клинические психологи, прошедшие обучение в Институте, получают важные психоаналитические навыки.
Они включают в себя диагностическую и консультативную работу, большую клиническую практику и руководство их клинической работой. Преподаватели кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ составляют костяк профессорско-преподавательского состава нашей кафедры.

В 2001 году ИППП был приглашен к участию в Открытом конкурсе вузов России.
Программы обучения Института признаны самыми инновационными и уникальными.
По итогам конкурса институт награжден грамотой «За вклад в методическое обеспечение подготовки психологов». Высокое качество преподавания в институте было отмечено Министерством образования, которое пригласило наших сотрудников для оценки других психологических институтов, проходящих государственную аккредитацию.

— 2002 —

В 2002 году преподаватели кафедры психоанализа и выпускники программы профессиональной переподготовки «Психоаналитическая психотерапия» основали Общество психоаналитической психотерапии (ОПП) . Благодаря высокому профессиональному уровню своих членов СПП стала полноправным коллективным членом Европейской федерации психоаналитической психотерапии (EFPP) и на данный момент является единственным ее представителем в России.

 

— 2003 —

Программа «Клиническая психология» прошла государственную аккредитацию в 2003 году. С тех пор Институт является единственным негосударственным высшим учебным заведением, выдающим дипломы государственного образца по данной специальности.

 

— 2007 —

В 2007 году все преподаватели Юнгианской аналитической психологии выполнили квалификационные требования Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP) . Сейчас это единственное отделение высшего учебного заведения в России, отвечающее всем профессиональным и образовательным критериям IAAP.

Это позволило Институту открыть в 2008 году модернизированную программу профессиональной переподготовки врачей и психологов «Аналитическая психология и юнгианский анализ». Данное обучение полностью соответствует образовательным стандартам IAAP.

В 2007 году составной частью ИППП стал телефон доверия «Ярославна» для бесплатной экстренной психологической помощи. Он обеспечивает студентов и выпускников ИППП клинической практикой, а некоторые из них остаются там работать.

 

—  2009 —

В 2009 году выпускники института Виталий Зимин, Элина Зимина и Ксения Корбут впервые стали полноправными членами Международной психоаналитической ассоциации (IPA). Именно в АСПП-ИППП они прошли все этапы своего профессионального становления. Они получили высшее образование в области психологии и клинической психологии, прошли программу профессиональной переподготовки «Психоаналитическая психотерапия» и образовательную программу Американской психоаналитической ассоциации, Психоаналитического института Хана Гроена-Праккена для Восточной Европы (PIEE) под кураторством IPA. Институт организовал различные конференции и семинары с участием самых известных европейских и американских специалистов в области психотерапии и психоанализа.

 

—  2010 —

В 2010 году в Институте открыта программа «Психоаналитическая психотерапия психосоматического больного». Это была первая в России трехлетняя программа профессиональной переподготовки психоаналитических психотерапевтов, клинических психологов и врачей.

Всемирно известные психоаналитики, такие как д-р Михаэль Себек (Чехия), д-р Риккардо Ломбарди (Италия), д-р Карлос Немировский (Аргентина) и д-р Мишель Винсент (Франция), преподавали в рамках этой программы

 

—  2011 —

В 2011 году институт (АСПП – ИППП) отметил свое 20-летие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *