Возрастной период младшие подростки это: Возрастные особенности младших подростков (10-12 лет) | Консультация по теме:

Содержание

психология, проблемы, новообразования, отношения и общение, поведение, трудности. Кризис, психологические особенности и изменения в период раннего подросткового возраста.

Временные границы подросткового возраста определить сложно. Они зависят от индивидуальных качеств человека, от его социального положения. Многие исследователи склоняются к мнению, что подростковый возраст начинается в 11, а заканчивается в 21 год.

Подростковый возраст, пожалуй, самый сложный в жизни человека. В процессе его человек превращается из ребёнка во взрослого, причём изменения происходят как на психическом, так и на физическом и социальном уровнях.

В этот период человек по многу раз меняет отношение к жизни, постоянно происходит переоценка ценностей. Мышление подростка становится более сложным, гибким и логичным. Постепенно формируется самосознание.

Тело человека меняется так же стремительно. К 21 году оно приобретает черты взрослого человека. Ни в одном из следующих жизненных периодов не происходит такого стремительного изменения и роста тела.

Происходит постепенное профессиональное самоопределение подростка. Человек в этом возрасте ищет себя, находит новые интересы. Происходит накопление жизненного опыта и умений. Подросток ощущает свою принадлежность к какой-то социальной группе, будь то семья либо друзья, либо религиозная община.

Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на личность

Безусловно, подростковый возраст является переломным и крайне сложным этапом в жизни человека. Все изменения, которые проходят в этот промежуток времени, в значительной мере затрагивают не только самого ребенка, но и окружающих: его родителей, учителей, сверстников и т.д. В возрастной психологии подростковый период считается кризисным, поскольку сопровождается резкими качественными изменениями всех сторон жизни и развития человека. Кризис подросткового возраста, как правило, связан с изменением ведущей деятельности и социальной ситуации.

Главная особенность подросткового периода заключается в промежуточном статусе подростка, так как он занимает определенную возрастную нишу между взрослостью и детством. Соответственно, социальная ситуация развития в подростковом возрасте переходная (характеризует переход зависимого состояния к самостоятельному).

Что касается ведущей деятельности, то у младших школьников она учебная, а в подростковом возрасте ее постепенно вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками, в ходе которого происходит становление абсолютно нового уровня самосознания ребенка и формирование навыков социального взаимодействия. Он учится подчиняться, но по необходимости отстаивать свои права. Помимо этого, общение становится для подростка важнейшим информационным каналом.

Основные особенности подросткового возраста объясняются резкой сменой интересов. Очень часто этот период сопровождается снижением школьной мотивации, в результате которой страдает учебная деятельность. В попытках вернуть былые школьные успехи своего ребенка родители нередко ограничивают его контакты со сверстниками, однако далеко не всегда подобное решение является правильным. Не стоит забывать, что общение с ровесниками является важнейшей деятельностью для любого подростка, и оно крайне необходимо для полноценного психоэмоционального развития личности.

Многие характерные особенности поведения подростков объясняются не только психологическими аспектами, но и физиологическими изменениями, которые происходят в организме в этот период. Из-за полового созревания и неравномерного физиологического развития подростковый возраст характеризуется резкими колебаниями настроения (от депрессии до экзальтации) и эмоциональной неустойчивостью.

Поведение подростков может быть просто непредсказуемым. За достаточно короткий промежуток времени они могут демонстрировать абсолютно противоположные реакции:

  • нежность и ласковость проявляются на фоне абсолютно недетской жестокости;
  • романтические настроения могут граничить с расчетливостью и цинизмом;
  • потребность в общении быстро сменяется потребностью уединения;
  • развязность в поведении нередко сочетается с застенчивостью;
  • излишняя самоуверенность, категоричность, безаппеляционность в суждениях может быстро сменяться ранимостью и неуверенностью;
  • на смену неуемной жажде деятельности может внезапно прийти апатия, отсутствие желания и стремления что-либо делать;
  • настойчивость и целеустремленность могут сочетаться с импульсивностью.

Пиком эмоциональной неустойчивости принято считать возраст 13-15 лет для девочек и 11-13 лет для мальчиков. При этом самые бурные аффективные реакции у подростка возникают при попытках окружающих ущемить его самолюбие.

Во многом важность этого периода заключается в возникновении ряда важнейших индивидуальных задач. Приоритетные линии развития детей подросткового возраста связаны с прохождением кризисов личности. Первый связан с отделением от родителей и приобретением самостоятельности. Второй является кризисом идентичности.

Социализация в период подросткового возраста

Психология подросткового возраста достаточно сложна, так как именно в этот период происходит переход от детства к взрослости (поэтому нередко его еще называют переходным). Это время связано с перестройкой всех психических процессов, что, как правило, сказывается на деятельности школьника. Именно поэтому воспитание подростка требует постепенных, но решительных изменений форм взаимоотношений, а также грамотного руководства со стороны взрослых (родителей и учителей). Довольно часто трудности в воспитательной и учебной работе со школьником-подростком возникают из-за дефицита знаний или игнорирования закономерностей и особенностей психического развития личности в данном возрасте. Главные психологические новообразования подросткового возраста – взрослая логика мышления, чувство взрослости, формирование «Мы-концепции», эмансипация от родителей.

Чувство взрослости внешне проявляется в стремлении к независимости и самостоятельности. Именно в борьбе за них подросток узнает свои возможности, удовлетворяет потребности в самоутверждении и самопознании, учится действовать самостоятельно. При этом важно, чтобы такая борьба не принимала крайних форм и проходила в безопасных условиях. По сути, для подростка важна даже не сама самостоятельность, а признание взрослыми возможности самостоятельно распоряжаться собой.

Процесс превращения ребенка во взрослого крайне непрост, потому как связан с:

  • изменением деятельности и условий жизни;
  • серьезной перестройкой психики;
  • ломкой старых, устоявшихся форм общения и отношений с людьми.

Возможно, именно поэтому период подросткового возраста считается более трудным для воспитания и обучения, чем младший и старший. Действительно, для подростков старые методы и формы объяснения нового материала становятся непригодными. Если еще недавно школьник охотно выслушивал подробные объяснения учителей, то теперь эта же форма знакомства с новыми знаниями нередко вызывает у него скуку, равнодушие и явно тяготит. Ученик, который еще недавно был склонен к дословному воспроизведению усвоенного материала, теперь стремится излагать выученное «своими словами» и нередко протестует, когда от него требуют точного воссоздания формул, законов и определений. Еще вчера послушный и вежливый подросток может начать проявлять недисциплинированность, упрямство, резкость и грубость. Беспрекословно принимавший ранее требования и указания взрослых, он начинает относиться к ним избирательно-критически. Он считает, что поступающие требования и указания должны быть логически убедительны и достаточно аргументированы (с его точки зрения).

У подростка появляется собственное мнение, которое, к удивлению учителя, нередко расходится с общепринятым. Часто эти процессы сопровождаются преувеличенным представлением о собственном достоинстве и необъяснимой обидчивостью. Все это – традиционная характеристика подросткового возраста, которая иногда становится причиной возникающего конфликта педагога с учениками-подростками.

Проблемы подросткового возраста, связанные с обучением и воспитанием подростка, как раз и состоят в необходимости изменения привычных форм взаимодействия со школьниками. Удачные в прошлом методы влияния и воздействия, в частности, контроль за деятельностью и жизнью подростка, нужно менять. Нередко педагогу приходится находить какие-то свои, совершенно новые средства и приемы воспитательного и учебного воздействия, которые оказываются наиболее эффективными.

Характер и физическое развитие детей подросткового возраста

Подростковый возраст не имеет четких, абсолютных и определенных границ и характеристик.

Всегда имеются некоторые различия, которые могут быть довольно существенными. Они объясняются влиянием:

  • специфических социальных факторов;
  • различных условий воспитания и обучения подростков.

И все же основную характеристику и линию развития детей в переходном периоде выделить можно. Прежде всего, стоит отметить, что именно для этого возраста характерно интенсивное и довольно часто неравномерное физическое созревание. Если условно изобразить этот процесс на графике, то получится довольно характерная кривая: постепенное плавное развитие ребенка до десяти лет сменяется стремительным и неравномерным подъемом, на пике которого происходит перелом и где-то к 15 годам кривая снова становится пологой и мягкой.

Младший подростковый возраст – это время бурного роста и формирования организма. Интенсивно растет тело, идет процесс окостенения скелета, совершенствуется мускульный аппарат. При этом апогей роста обычно приходится на 13 лет у девочек и 15 лет у мальчиков.

Подчас подросток выглядит угловатым и нескладным. Всему виной неравномерное физическое развитие. Особенно интенсивно растут скелет и конечности в длину, при этом рост и формирование грудной клетки немного отстают. Все это и провоцирует некоторые характерные психологические особенности подросткового возраста. Подросток осознает свою нескладность и угловатость, стесняется ее и старается замаскировать, принимая вычурные и порою неестественные позы. Нередко он пытается отвлечь внимание от своей внешности напускной грубостью и бравадой. Даже легкая ироничная насмешка в отношении его походки, позы или фигуры может вызвать бурную реакцию, ведь подростка сильно угнетает мысль, что он нелеп и смешон в глазах окружающих его людей. Именно поэтому отношения в подростковом возрасте нужно строить крайне аккуратно, при этом особенную осторожность должны проявлять именно взрослые.

Возможны возрастные несоответствия и в развитии сердечно-сосудистой системы. В этот момент происходит значительное увеличение в объеме сердца, которое становится сильнее и работает более мощно. При этом кровеносные сосуды в развитии отстают, что нередко приводит к:

  • краткосрочным расстройствам кровообращения;
  • возрастному напряжению сердечной деятельности;
  • повышению кровяного давления.

В результате у некоторых подростков могут порой наблюдаться головокружения, временная слабость, учащенное сердцебиение, головные боли и сравнительно быстрая утомляемость. Все это совпадает с началом интенсивной деятельности щитовидной железы и прочих желез внутренней секреции и, как правило, приводит к скоропроходящим нарушениям в работе нервной системы подростка. Этим объясняется излишне бурное поведение в подростковом возрасте. Для подростков характерна повышенная возбудимость, раздражительность и вспыльчивость, которые часто выражаются в резких реакциях.

Нервная система подростков не всегда может выдерживать воздействие сильных или длительных монотонных раздражителей, и под их влиянием она часто переходит в состояние сильного возбуждения либо торможения. Подобным образом на подростка может подействовать длительное ожидание волнующего события, обилие впечатлений или сильные нервные потрясения. Реакция на подобные раздражители может быть кардинально противоположной. Одни подростки под их влиянием становятся вялыми, рассеянными и сонливыми, так как их нервная система тормозится. Другие могут совершать абсолютно несвойственные им поступки, порой вообще бессмысленные. Они становятся нервозными и раздражительными, начинают нарушать дисциплину, ставя в тупик учителей и родителей.

Естественно, все это не означает, что подростковый возраст является каким-то «инвалидным». К подростку вовсе не нужно относиться как к больному. Напротив – это возраст грандиозных замыслов и больших дел, пора активности и кипучей энергии. И грамотный педагог обязательно должен учитывать это в процессе организации учебно-воспитательного процесса.

Половое созревание подростка в возрасте 11-13 лет

Определяющим фактором физического развития подростка является половое созревание. В этот переломный период начинают функционировать половые железы и появляются характерные угри на коже. Когда именно начнутся эти процессы, во многом зависит от национально-этнографических и климатических факторов. К примеру, у жителей южных регионов половое созревание начинается раньше, чем у северян. Немалое значение имеют также особенности индивидуальной жизни подростка: начиная от состояния здоровья, питания, режима работы, отдыха и заканчивая перенесенными болезнями и окружающей обстановкой. Со всеми поправками началом полового созревания принято считать возраст 12-13 лет у мальчиков, и 11-12 – у девочек. Завершается этот процесс к 15-16 и 13-14 годам соответственно (старший подростковый возраст). К концу этого периода, как правило, происходит отделение подростка от семьи, поиск новых отношений и впечатлений от внешнего мира. Появляется влечение к противоположному полу. Подросток стремится к любовным отношениям.

Особенности физического развития становятся одной из главных причин неуравновешенности характера подростков, эмоциональной возбудимости, сравнительно частых, резких и непрогнозируемых скачков настроения, которые в сочетании с активностью и бурной энергией при недостаточной выдержке и дисциплинированности нередко приводят в детских коллективах к крикливости и несерьезности. Особенно опасен подобными проявлениями ранний подростковый возраст, поэтому довольно часто мы наблюдаем беготню по лестницам и возню именно 10-13-летних детей.

Разумеется, подобные черты вовсе не являются обязательными спутниками подросткового периода. В прекрасно организованном коллективе с твердыми требовательными руководителями картина поведения подростков, как правило, иная. Однако бодрость, подвижность, шумность, импульсивность и активное общение в подростковом возрасте являются неизменными спутниками.

Заметное развитие наблюдается у волевых черт характера. В подростковом возрасте формируются настойчивость и упорство, умение преодолевать трудности и неприятности на пути к своей цели. В отличие от школьников помладше подростки способны не только к отдельным волевым поступкам, но и к полноценной деятельности. В младшем возрасте ученики крайне редко самостоятельно ставят перед собой цели и задачи, для достижения которых требуются усилия воли. Как правило, их к этому подталкивают родители и учителя. Однако подростки гораздо чаще сами ставят перед собой такие задачи и самостоятельно планируют деятельность по их решению.

Тем не менее, волевые качества в подростковом возрасте развиты еще не полностью, поэтому проявлять их во всех аспектах своей жизни подросток не может. Чаще всего настойчивость проявляется в одном виде деятельности (например, в спорте) в ущерб другим (например, учебе).

Кризис идентичности в подростковом возрасте

Многочисленные трудности подросткового возраста неизбежно накапливаются и проявляются в нескольких кризисах. Во время первого из них происходит поиск, а затем и выбор взрослой идентичности, нового отношения к внешнему миру и к себе. Внешне это проявляется в активизации интереса – подростки постоянно общаются на разные темы, затрагивая нравственные и моральные вопросы, а также межличностные отношения. Они не устают что-то доказывать друг другу и проявлять интерес к исследованию самого себя и уровня своих способностей. Именно поэтому подросткам так интересны прохождения тестов и участие в школьных олимпиадах.

Изменения в подростковом возрасте неизменно сопровождаются бурным развитием сознания и самосознания. Именно поэтому подростки часто склонны к уходу в себя, чрезмерно самокритичны и чувствительны к посторонней критике. Любые оценки и замечания со стороны значащих для них людей могут вызывать активную и подчас непредсказуемую реакцию.

Независимо от возраста подростка становление нового уровня его самосознания (так называемой «Я-концепции») выражается в желании понять себя, осознать свои особенности и потенциал, найти сходство с окружающими людьми и оценить свою уникальность и неповторимость. Соответственно, именно в этот период отмечается существенное снижение ценности общения в кругу семьи, гораздо больший авторитет приобретают друзья. Требования со стороны родителей сохраняют свое влияние только при условии их значимости за пределами семейства.

Познание себя через схожесть с другими у подростка происходит во время общения со сверстниками. По сути, подростки образуют свою особую подростковую субкультуру, так как имеют свои собственные установки, нормы и специфические формы поведения. Для них крайне важным является чувство принадлежности к референтной группе, поэтому они всеми силами стремятся занять в ней свое место. Внешне это может противоречить бунту против общепринятых норм взрослых, однако именно в подобной ситуации и формируется самосознание – перенесенное вовнутрь социальное сознание.

Возрастные особенности младших подростков. Пути преодоления конфликтов



 

 

 

 

 

    Беседа «Возрастные особенности

младших подростков.

Пути преодоления конфликтов»

 

 

 

                                                                     Выполнила: Макеева Е.М.

 

 

 

 

 

                                      Г. Саранск 2010 г.

План  беседы.

1.               Место подросткового периода во всестороннем развитии личности школьника.

2.               Анатомо-физиологические изменения в организме младшего подростка.

3.               Влияние перестройки организма на появление новых психологических особенностей.

4.               Особенности подростковых поведенческих реакций.

5.               Предотвращение и сглаживание конфликтов.

Подростковым принято считать период развития детей от 10-11 до 14-15 лет; он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к взрослости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями. Подростковый возраст-это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, обретения новой социальной позиции. Но не следует забывать, что это также и возраст потерь детского мироощущения, более беззаботного и безответственного образа жизни, пора мучительно-тревожных сомнений в себе и своих возможностях, поиска правды в себе и других. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье. Вот почему так велика роль семейного окружения в обеспечении условий, способствующих здоровому развитию личности подростка.

Само слово «подросток» указывает на  основную тенденцию развития как внутреннего мира, так внешнего облика детей этого возраста. Интенсивный рост скелета (за год мальчики в среднем вырастают на 4-5 см, а девочки на 3-6 см) опережает развитие мускулатуры, а также других частей тела (груди, таза), отчего подростки часто выглядят нескладными, непропорциональными, угловатыми. В младшем подростковом возрасте рост сердца несколько задерживается, изменяется кровяное давление, что сопровождается вялостью и повышенной утомляемостью. Отсюда быстрая и внезапная смена состояний и настроений подростка: то он с энтузиазмом и азартом берется за трудную физическую или умственную задачу и может работать, забыв о времени и усталости, то вдруг сникает, чувствует слабость, головокружение, упадок сил. Взрослые порой не замечают или не понимают таких неровностей поведения, склонны давать собственные интерпретации, например, «конечно, как в футбол гонять — так ты первый, а за уроки садиться — устал». На самом деле подобные перепады сосудистого и мышечного тонуса – естественные проявления изменений в организме подростка, которые взрослым следует принимать во внимание, щадящее дозируя объем предъявляемых к нему требований.

Наиболее важным моментом психофизиологического развития подростка является половое созревание. Новые телесные ощущения нередко воспринимаются подростками как сенсация, причем далеко не всегда самосознание ребенка справляется с переработкой и принятием этой новой информации о своем физическом «Я». Дети переживают, что они слишком худы или толсты, стыдятся угрей (частого спутника полового созревания), боятся, что их развитие идет «как-то не так». Очень часто подростки испытывают двойственное чувство  к проявлениям своего физиологического взросления — чувство гордости соседствует с отвращением и брезгливостью к собственному телу. Эти противоречивые ощущения могут проявляться в поведение в самых неожиданных формах: так, одни девочки манерой, одеждой стремятся к мальчиковому или «среднеполому» стилю, другие, наоборот, нарочно подчеркивают контуры фигуры. Мальчики нередко считают что в физическом отношении они невыгодно отличаются от своих сверстников, испытывают чувство неполноценности, становятся робкими, замкнутыми.

Взрослых коробит развязность, циничность, сквернословие подростков в высказываниях и общении с противоположным полом, однако и здесь нужно видеть не столько «плохость», сколько слабость подростка перед сложными проблемами, решать которые ребенок нередко должен один, не надеясь на понимание и поддержку взрослых. В вопросах полового воспитания мелочная опека, стремление контролировать, проверять, недоверие, ханжеская позиция взрослых не только неэффективны, но плохи еще тем, что способствуют изоляции подростка от мира взрослых, формируют неуверенность в себе, затрудняют принятие женской или мужской  психосоциальной роли, и нередко толкают подростка в общество более «компетентных» в вопросах пола старших ребят. Неверной является и позиция попустительства, снятие всякого контроля родителей. Вместо ханжеского  или иронично безразличного отношения со стороны взрослых подросток нуждается в доброжелательной беседе, искреннем, знающем собеседнике, и таким человеком может и должен быть кто-то из родителей.

Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» — представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» или «женственности». Не случайно, среди подростковых хобби «телесные» увлечения занимают одно из центральных мест. Мальчики начинают заниматься различными видами спорта, причем главную привлекательность этих занятий составляет возможность укрепления своей физической силы, приобретение «мужественного» облика. Взрослые должны понимать, что пристальное внимание к своей внешности в этом возрасте – естественное и нормальное явление. Между тем взрослые нередко совершенно игнорируют повышенную ранимость подростка к оценке своей, бывают назойливо бестактны, подозрительны, ироничны. Необходимо помнить, что любая бестактность взрослого, особенно публично выраженная, ведет к тяжелым психотравмам, следы, которых могут быть прослежены через многие годы.

Чувство собственной непривлекательности, зафиксированное у подростка, впоследствии может привести к стойкому чувству неполноценности, собственной ущербности, порождает такие черты личности, как замкнутость, робость, враждебность к окружающим людям.

Следует помочь подростку пережить этот трудный для него этап взросления, а для этого, прежде всего, важно установить с подростком искренние доверительные отношения, своим отношением мягко давая понять, что вы понимаете и разделяете его переживания, но при этом цените и уважайте его таким, какой он есть. Подобный контакт снимает напряжение в межличностных отношениях, помогает подростку преодолеть замкнутость в собственном внутреннем мире, поддерживает его позитивное отношение к собственному «Я».

Первостепенное значение в подростковом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других. С одной стороны у подростков наблюдается стремление, во что бы то ни, стало быть, такими же, как все, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться  и столь же быстро разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь». Все это является проявлением одного из главных поведенческих реакций подросткового возраста – реакции группирования со сверстниками. Дружбе нельзя препятствовать, как иногда делают некоторые родители. Чем более жестко и непримиримо относятся родители к приятелям своих детей, тем больше вероятность того, что подросток не только предпочтет общество сверстников, но и порвет всякую связь с семьей.

Следующая поведенческая реакция – реакция эмансипации представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвоботиться из-под опеки взрослых. У детей этого возраста появляется чувство взрослости, они требуют предоставления им большей свободы, самостоятельности. Мелочная опека, наказание путем дополнительного контроля и лишение минимальной свободы могут привести к конфликту.

Также для данного возраста характерна реакция увлечения (хобби). Это могут быть интеллектуально- эстетические увлечения – музыкой, рисованием, радиотехникой, историей.

Накопительные увлечения – разного рода коллекционирование: марок, значков и т.д. В такого рода увлечениях формируется тщательность, аккуратность. Эгоцентрические увлечения – всякого рода занятия, показная сторона которых удовлетворяет потребность подростка быть в центре внимания окружающих. Сюда относятся увлечения экстравагантной одеждой, художественной самодеятельностью и спортом. Конечно, у части подростков может возникать и неподдельный глубокий интерес к подобным увлечениям, для других же эти увлечения служат лишь средством привлечения внимания окружающих.

Взрослым эти увлечения подростков непонятны и неважны, порой они посмеиваются над ними, однако для самого подростка эти занятия могут быть гораздо важнее реальной жизни, запреты на них воспринимаются как самое жестокое наказание.

Знание подростковых увлечений не только помогает лучше понять своеобразие внутреннего мира и переживаний подростка, но может служить «мостом» для налаживания взаимопонимания между подростками и взрослыми и служить основой тактичного, незаметного управления поведением подростка. Знание внутреннего мира подростка, понимание его переживаний более повышает авторитет воспитателя, чем приказной и запретный стиль отношений.

Одной из наиболее частых причин конфликтов между родителями и подростками является двойственность родительского восприятия и отношения, отражающая реально противоречивый статус подростка в мире социальных отношений: еще не взрослый, но уже не ребенок. По сравнению со взрослым еще рельефнее проступают «несовершенства» ребенка – несобранный, нецелеустремленный, неспособный к систематическим усилиям. Малосимпатичный на вид подросток становится и малоудобным в общежитии: «Уже большой, а не проследишь – уроки сам не приготовит»; «Мог бы побольше помогать по дому, а тут хлеба купить не допросишься». В результате положительные качества подростка не видятся, недооцениваются, зато недостатки, скорее несовершенства, выглядят, чуть ли не сложившимися пороками.

Один из неблагоприятных типов родительского отношения – сочетание сверхтребовательности, ориентации на эталон «идеального ребенка» с эмоционально холодным, отвергающим отношением. Пример: родители Вити жалуются на потерю. Контакта с 14-летним сыном. В семье есть еще шестилетняя дочка, желанный ребенок, которую мать с отцом обожают. К Вите родители испытывают временами такие чувства гнева, порой ненависти, что их самих это пугает. С точки зрения отца, у них с сыном разные идеалы: у Вити абсолютно нет никакого интереса к математике, а отец увлекается механикой. Мать допускает, что может быть все дело в их разном отношении к сыну и дочери, т.к. именно в этом Витя их и упрекает. Однако мама склонна видеть ребячество в претензиях сына. У Вити, по словам мамы, абсолютно отсутствует чувство долга, правда, она добавляет, что он регулярно моет посуду, ходит в магазин, играет с сестрой, но все это, жалуется мама, «делает без всякой инициативы, кое-как, у него совершенно нет привычки делать все с любовью и до конца». Отец замечает, что всегда был требователен к сыну, может быть, даже суров, но ему казалось, что мальчика так и надо воспитывать.

Добиться некоторого улучшения отношений в этой семье удалось в результате более ясного осознания родителями тех противоречивых чувств, которые они испытывают к сыну, и хотя любви, близости, симпатии к сыну, может быть, и не прибавилось, но возникла более объективная оценка его качеств, его роли реального помощника в семье, требовательность дополнилась признанием Витиных заслуг.

Иной вид неправильного родительского отношения возникает на почве как раз противоположного эмоционального отношения к ребенку – излишней близости, сверхзаботы, перерастающей иной раз в известный принцип «жить за ребенка».

Двенадцатилетний Миша был желанным ребенком, хотя перспектив создания полной семьи у его матери не было. Мальчик родился не в срок, слабеньким, много болел, так что детство ребенка прошло в постоянном страхе за его жизнь; в отношениях со сверстниками был робок: нередко оказывался «козлом отпущения», не умея драться, старался всем угодить. Первые годы учебы мама или бабушка провожали Мишу в школу и встречали обратно. Уроки привыкли делать вместе, т.к. Мише трудно было сосредоточить свое внимание на деле, если оно давалось с трудом. При обращении в психологическую консультацию мама жаловалась на безынициативность сына, отсутствие интереса к школьным предметам, робость, неумение самостоятельно работать, нежелание помогать хоть в чем-то по дому, безответственность. В данном случае наблюдаются явные ошибки родительского воспитания, неправильная тактика по отношению к ребенку, называемые сверхконтролем или сверхопекой. Уместная и помогающая в более раннем возрасте (в виду реальных трудностей ребенка) эта позиция мамы теперь оказывается тормозом для развития у Миши самостоятельности, инициативы, самоконтроля и чувства уверенности в себе. И вот уже Миша предпочитает сидеть дома, а не идти на улицу со сверстниками, потому что с мамой уютно и спокойно; без мамы не садится за уроки, без указаний не сходит в магазин за хлебом. Теперь маму уже раздражает такая безынициативность и зависимость Миши, но то, что эти черты она сама воспитала и продолжает содействовать их дальнейшему развитию, мама не замечает.

Спору нет, беспокойство родителей за судьбу ребенка рождается даже раньше, чем сам ребенок  появляется на свет, но именно поэтому так необходимо, прежде всего, понимать и контролировать свои родительские чувства, видеть их вклад в формирование психики ребенка. Ведь чувство страха легко передается, внушается ребенку, во многом потом определяет и его собственные пессимистические мировосприятие и самооценку. Трудно поверить в себя, если в тебя не верит самый близкий человек. Вера авансом в то, что подросток сможет, не спасует – мощная поддержка, стимул, чтобы стараться стать лучше, умнее, сильнее.

Родительская любовь питает, растит, но может и поглощать, пожирать ребенка. Нередко это случается, когда в силу определенных жизненных обстоятельств мать видит в ребенке единственно близкое существо или отец считает, что сын призван стать его вторым «Я», довершить не сделанное им самим.

Взросление подростка требует отрыва от родительской «пуповины», однако неверным было бы думать, что подросток действительно хочет разрыва с родителями, хотя все его поведение – хамство, непослушание, отстранение от семьи, казалось бы, свидетельствуют именно об этом. На самом деле подростку необходима родительская любовь – и как обеспеченный тыл и как боксерская груша одновременно. «Колотя» родителей, он проверяет, так ли крепка и вынослива родительская любовь; на родителях он пробует свои силы – ведь если не драться – не узнаешь, сильный ты или слабый; если соглашаться, не перечить, не нарушать запретов – не выработаешь свой взгляд на мир.

Разговор с ребенком о месячных (для родителей)

Разговоры на личные темы, такие как менструация (менструация), могут вызвать у родителей и детей небольшой дискомфорт. Но детям нужна достоверная информация. Помогая своим детям понять свое тело, вы поможете им принимать правильные решения в отношении своего здоровья.

Когда мне следует говорить с детьми о месячных?

Разговор о месячных не должен быть одним большим разговором в определенном возрасте. Вместо этого начните разговор как можно раньше и постепенно развивайте понимание вашего ребенка. Девочки 9Мальчикам 0007 и нужна достоверная информация о месячных. Так что поговорите и со своими сыновьями.

  • Например, если ваш 4-летний ребенок увидит тампон и спросит, для чего он нужен, вы можете сказать: «Каждый месяц у женщин из влагалища идет небольшое кровотечение. Это называется менструацией. больно. Так тело готовится к рождению ребенка. Тампон собирает кровь, чтобы она не попала на нижнее белье».

С годами вы можете давать своему ребенку больше информации по мере его готовности.

Если ваш ребенок не задает вопросов о месячных, вы можете задать этот вопрос. К тому времени, когда им исполняется 6 или 7 лет, большинство детей могут понять основы месячных. Ищите естественный момент, чтобы поговорить об этом, например:

  • , когда дети спрашивают о половой зрелости или смене тела
  • , если ваш ребенок спрашивает, откуда берутся дети
  • , если вы покупаете в магазине прокладки или тампоны

Спросите, знает ли ваш ребенок о месячных. Затем вы можете поделиться основной информацией, например: Когда девочка превращается в женщину, ее тело меняется, чтобы она могла родить ребенка, когда вырастет. Частью этого является подготовка места для роста ребенка внутри мамы. Место, где растет ребенок, называется маткой. Ежемесячно стенки матки готовятся к рождению ребенка. Если ребенка нет, стенка матки отрывается и немного кровоточит. Кровь выходит из влагалища женщины. Каждый месяц тело создает новую стену на случай рождения ребенка.

Отвечайте на любые вопросы просто и прямо.

О чем мне говорить?

То, о чем вы будете говорить, зависит от возраста и уровня развития вашего ребенка. Вот несколько вопросов, которые возникают у большинства детей:

Когда у большинства девочек начинается менструация?

У большинства девочек первая менструация начинается в возрасте от 10 до 15 лет. Средний возраст — 12 лет, но у каждой девушки свой график.

Несмотря на то, что для девочки не существует определенного возраста, в котором начинаются месячные, есть некоторые признаки того, что они скоро начнутся. Как правило, менструация у девочки начинается примерно через 2 года после того, как у нее начинает развиваться грудь. Еще одним признаком являются выделения из влагалища (похожие на слизь), которые девушка может увидеть или почувствовать на нижнем белье. Эти выделения обычно начинаются за период от 6 месяцев до года до того, как у девочки начнутся первые месячные.

Что вызывает менструацию?

Месячные происходят из-за изменений в гормонов в организме. Гормоны являются химическими посредниками. Яичники выделяют гормоны эстрогенанд прогестерон. Эти гормоны вызывают рост слизистой оболочки матки (или матки). Застроенная подкладка готова к тому, чтобы оплодотворенная яйцеклетка могла прикрепиться и начать развиваться. Если нет оплодотворенной яйцеклетки, слизистая разрушается и кровоточит. Затем тот же процесс повторяется снова. Обычно требуется около месяца, чтобы футеровка нарастала, а затем разрушалась. Вот почему у большинства девушек и женщин менструация наступает примерно раз в месяц.

Месячные идут регулярно, когда начинается менструация?

Первые несколько лет после того, как у девочки начались месячные, они могут быть нерегулярными. Это нормально поначалу. Примерно через 2–3 года после первой менструации менструации у девочки должны быть примерно раз в месяц.

Может ли девушка забеременеть сразу после начала менструации?

Да, девочка может забеременеть, как только у нее начнутся месячные. Девушка даже может забеременеть прямо перед самой первой менструацией. Это потому, что гормоны девушки уже могут быть активны. Гормоны могли привести к овуляция (выход яйцеклетки из яичника) и формирование стенки матки. Если девушка занимается сексом, она может забеременеть, даже если у нее никогда не было менструации.

Как долго длятся месячные?

Месячные обычно длятся около 5 дней. Но период может длиться короче или дольше.

Как часто бывают месячные?

Месячные обычно бывают примерно раз в месяц. Но у некоторых девушек месячные приходят примерно каждые 3 недели. А у других менструация бывает только раз в 6 недель.

Что такое ПМС?

ПМС (предменструальный синдром) — это эмоциональные и физические симптомы, возникающие у девочки до или во время менструации. Эти симптомы могут включать капризность, грусть, беспокойство, вздутие живота и прыщи. Проходят после первых дней менструации.

Что делать, если мне трудно говорить с детьми о месячных?

Если вам неудобно говорить с детьми о месячных, убедитесь, что у них есть другой способ получить эту информацию. Может быть, смотреть видео или читать книгу вместе было бы проще. Вы также можете попросить своего врача, медсестру, школьного консультанта или доверенного члена семьи поговорить с вашим ребенком.

Когда следует звонить врачу?

У большинства девушек нет проблем с менструацией. Но позвоните своему врачу, если ваша дочь:

  • 15 лет и у нее нет месячных
  • начала формировать грудь более 3 лет назад и у нее нет менструации
  • прошло более 2 лет с ее первой менструации, и ее менструации по-прежнему не приходят каждые 3–6 недель (особенно если она пропускает три или более менструаций подряд)
  • имеет сильные судороги, не облегчаемые ибупрофеном (Advil, Motrin или торговой марки) или напроксеном (Aleve, Midol или торговой марки)
  • имеет очень сильное кровотечение (кровотечение, которое проходит через прокладку или тампон быстрее, чем каждые 2 часа)
  • У
  • тяжёлый ПМС, который мешает её повседневной деятельности

Глядя в будущее

Чем больше дети узнают о своем теле, тем лучше они смогут сделать правильный и здоровый выбор. Убедитесь, что ваши дети получают достоверную информацию от вас или другого надежного источника.

Проверил: Робин Р. Миллер, доктор медицинских наук

Дата проверки: октябрь 2018 г.

Все о месячных (для подростков)

Менструация — это выделение крови из матки девочки через ее влагалище. Это признак того, что она приближается к концу полового созревания.

О месячных можно многое узнать. Вот несколько общих вопросов, которые задают подростки.

Когда у большинства девушек начинается менструация?

У большинства девочек первая менструация начинается в возрасте около 12 лет. Но в любое время между 10 и 15 годами это нормально. Организм каждой девушки имеет свой график.

У девочки не бывает определенного возраста, когда у нее начинаются месячные. Но есть некоторые намеки на то, что она скоро начнется:

  • В большинстве случаев менструация у девочек начинается примерно через 2 года после начала развития груди.
  • Другим признаком являются выделения из влагалища (похожие на слизь), которые девушка может увидеть или почувствовать на нижнем белье. Эти выделения обычно начинаются за период от 6 месяцев до года до того, как у девочки начнутся первые месячные.

Что вызывает месячные?

Месячные возникают из-за изменений в гормонов в организме. Гормоны являются химическими посредниками. Яичники выделяют женские гормоны эстрогенанд прогестерон. Эти гормоны вызывают рост слизистой оболочки матки (или матки). Застроенная подкладка готова к тому, чтобы оплодотворенная яйцеклетка могла прикрепиться и начать развиваться. Если нет оплодотворенной яйцеклетки, слизистая разрушается и кровоточит. Затем тот же процесс повторяется снова.

Обычно требуется около месяца, чтобы футеровка образовалась, а затем разрушилась. Вот почему у большинства девушек и женщин менструация наступает примерно раз в месяц.

Как овуляция связана с месячными?

Овуляция  (произносится: ov-yoo-LAY-shun) — выход яйцеклетки из яичников. Те же самые гормоны, которые вызывают образование слизистой оболочки матки, также вызывают выход яйцеклетки из одного из яичников. Яйцеклетка проходит через тонкую трубку, называемую маточной трубой, в матку.

Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, она прикрепляется к стенке матки, где со временем развивается в ребенка. Если яйцеклетка не оплодотворена, слизистая оболочка матки разрушается и кровоточит, вызывая менструацию.

Регулярно ли идут месячные, когда начинается менструация?

Первые несколько лет после того, как у девочки начались месячные, они могут быть нерегулярными. Это нормально поначалу. Примерно к 2–3 годам после первой менструации менструации у девочки должны быть примерно раз в 4–5 недель.

Может ли девушка забеременеть, как только у нее начнутся месячные?

Да, девочка может забеременеть сразу после начала менструации. Девушка может даже забеременеть прямо перед самой первой менструацией. Это потому, что гормоны девушки уже могут быть активны. Гормоны могли привести к овуляция и формирование стенки матки. Если девушка занимается сексом, она может забеременеть, даже если у нее никогда не было менструации.

Как долго длятся месячные?

Месячные обычно длятся около 5 дней. Но период может быть короче или длиться дольше.

Как часто бывают месячные?

Месячные обычно происходят примерно раз в 4–5 недель. Но у некоторых девушек менструации бывают немного реже или чаще.

Должен ли я использовать прокладку, тампон или менструальную чашу?

У вас есть много вариантов, что делать с менструальной кровью. Возможно, вам придется немного поэкспериментировать, чтобы найти то, что лучше всего подходит для вас. Некоторые девушки используют только один метод, а другие переключаются между разными методами.

  • Большинство девочек используют прокладки , когда у них начинаются первые месячные. Прокладки изготовлены из хлопка и бывают разных размеров и форм. У них есть липкие полоски, которые прикрепляются к нижнему белью.
  • Многие девушки считают тампоны более удобными, чем прокладки, особенно при занятиях спортом или плавании. Тампон представляет собой ватный тампон, который девушка вводит во влагалище. Большинство тампонов поставляются с аппликатором, который направляет тампон на место. Тампон впитывает кровь. Не оставляйте тампон более чем на 8 часов, потому что это может увеличить риск серьезной инфекции, называемой синдромом токсического шока.
  • Некоторые девушки предпочитают менструальную чашу . Большинство менструальных чаш изготовлены из силикона. Чтобы воспользоваться менструальной чашей, девушка вводит ее во влагалище. Он держит кровь, пока она не опустошает его.

Сколько крови выходит?

Может показаться, что крови много, но девочка обычно теряет всего несколько столовых ложек крови за весь период. Большинству девочек необходимо менять прокладку, тампон или менструальную чашу примерно 3–6 раз в день.

Будут ли у меня месячные до конца жизни?

Когда у женщин наступает менопауза (приблизительно в возрасте 45–55 лет), их менструации навсегда прекращаются.