Возрастные особенности детей 4 класса: Возрастные особенности учащихся начальных классов . 4 класс. | Статья (4 класс) на тему:

Содержание

Психологические возрастные особенности детей 8-10 лет (2-4 класс)

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

1. Психологические возрастные особенности детей 8-10 лет (2-4 класс)

Материал подготовила педагог-психолог
высшей квалификационной категории
Лицея №9 им.А.С.Пушкина
Оксана Владимировна Хмельницкая

2. Упражнение

Вспомните себя учеником начальных классов (2, 3 или 4-го)
— Как вы тогда относились к школе в целом?
— С каким настроением чаще вы собирались в школу и
почему?
— Что вы думали об учителе? Об одноклассниках? Что вы
тогда думали о своих родителях?
— Как вы делали домашние уроки?
— Что чувствовали, выходя к доске?
— Чем вам хотелось заняться на переменах и после
окончания занятий?
— На какой урок вы бежали с радостью? Чего боялись?
— Помните своего соседа по парте?
— Помните курьезный случай на одном из уроков?

3.

Психолого-возрастные особенности детей в 8-9 лет• сохраняется высокая потребность в
отдыхе
• критически относится к поведению
взрослых, в том числе своих родителей
• больше стремится общаться со
сверстниками
• усвоили многие социальные нормы
• хорошо понимают разницу между полами

4. Советы по воспитанию:

• Следите за тем, чтобы ребёнок обязательно
выполнял домашние задания. Сочетайте
самостоятельность и разумную помощь.
• Будьте внимательны к его чувствам, не
игнорируйте их, стимулируйте к тому, чтобы он
осознавал и называл их.
• Контролируйте время, которое ребёнок
проводит у телевизора, компьютера (с
планшетом, с телефоном), предлагайте
варианты альтернативного
времяпрепровождения.
• Наблюдайте за тем, с каким настроением
ребёнок ходит в школу. Искренне
интересуйтесь.
• Сформируйте круг его домашних
обязанностей.
• Ежедневно оставляйте время на отдых,
прогулки, любимые занятия, игры.
• Сохраняйте свой авторитет в глазах ребёнка.
• Научитесь доверять своему ребёнку и
создавайте условия для того, чтобы он вам
доверял.

6. Игры для детей 8-9 лет:

• Сюжетно-ролевые: дети любят «примерять» на
себя образы героев фильмов, комиксов,
мультфильмов.
• Подвижные: «Царь горы», «Куча мала», «Выше
ноги от земли», игры с мячом, скакалкой,
спортивные игры и др.
• Настольные: «Морской бой», «ходилки»,
шахматы, шашки, кроссворды (хорошо развивают
мышление, логику).
• Игры на развитие памяти и внимательности:
«Съедобное-несъедобное», «Повтори движение»,
«Найди отличия» (на картинке), «Что
изменилось?» и др.

7. Игрушки для детей 8-9 лет

Конечно, куклы, машинки и интерактивные
игрушки долго не теряют своей актуальности.
Но наиболее полезными для развития в этом
возрасте считаются: пластилин, краски,
конструкторы, пазлы, головоломки, различные
наборы для творчества и детских научных
экспериментов. Игрушки несут ещё одну
важную функцию – отвлечение ребёнка от
компьютера и телевизора, поэтому
позаботьтесь о том, чтобы заинтересовать его
именно таким способом.

8. Психологические особенности детей 9 – 10 лет

В учебном процессе:
• Идет развитие теоретического
мышления в доступных для этого
возраста формах
• Новообразование — рефлексия
(самоанализ), изменяется отношение к
окружающим людям и к самим себе
• Увеличивается произвольность

9. В процессе социализации:

• снижение интереса учащихся к учебе в школе и к
самому процессу обучения
• отмечаются сильные эмоциональные переживания,
настроение чаще начинает зависеть от того, как
складываются его отношения с товарищами
• появляются притязания детей на определенное
положение в классе, происходит формирование
статуса в этой системе (лидер, аутсайдер…)
• самооценка больше зависит от оценки другими детьми,
возрастает количество негативных самооценок
• необходимость в общей положительной внешней
оценке в целом, независимо от конкретных результатов
• развивается чувство юмора

10.

Психологические особенности детей 10 – 11 летПсихологи выделяют возраст
7-10 лет как младший школьный,
а 11-15 лет – как подростковый.
Таким образом, возраст 10-11 лет
находится как бы в подвешенном
состоянии, то есть ребёнок ещё не
подросток, но уже и не младший школьник.
• появляется «чувство взрослости», потребность
равноправия, самостоятельности, серьезного,
доверительного отношения со стороны взрослых
• начало полового созревания
• проявляется бунтарство, конфликтность, капризы
• неровность в усердии, низкий уровень
внимательности, большая отвлекаемость,
забывчивость
• бурное и неравномерное физическое развитие,
нередко плохое самочувствие
• замедляется темп их деятельности
• резко возрастает зависимость от компании
сверстников, легко поддаются чужому влиянию,
особенно старших подростков

12. Рекомендации родителям

Родителям надо стремиться стать
ребёнку другом, чтобы ваше место не
занял подросток из подворотни.
• чаще разговаривайте с ребёнком
• активно выслушивайте ребёнка, выражайте
заинтересованность его проблемами
• конфликты старайтесь решать мирным путём,
проявляйте терпение и понимание
• постарайтесь, чтобы ваши дети посещали
музыкальную школу или спортивные секции, или
ещё какие-то дополнительные кружки
• дети нуждаются в ненавязчивом контроле со
стороны родителей
• в период полового созревания мальчикам важно
получать поддержку и одобрение со стороны мам,
а девочкам – со стороны пап
• будьте особенно внимательны и наблюдательны,
обращайте внимание на любые изменения в
поведении своего ребенка
• старайтесь защитить своего ребенка всеми
возможными средствами, если он в этом
нуждается

14. Рекомендуемая литература для заинтересованных родителей

• Росс Кэмпбелл «Как по-настоящему
любить своего ребенка»
• В.Д. Еремеева «Мальчики и девочки:
учить по-разному, любить по-разному»
• Ирина Прекоп «Маленький тиран»
• Д. Бретт «Жила-была девочка, похожая
на тебя…»
Спасибо
за внимание!

English     Русский Правила

Возрастные особенности современных школьников и их влияние на организацию учебной деятельности. — Республикалық білім порталы

Алматы қаласы Алмалы ауданы

КММ «№34 гимназиясының» 

педагог-психологі

                                                                            Гоцкина Елена Михайловна

Эссе: Возрастные особенности современных школьников и их влияние на организацию учебной деятельности.

Гоцкина Елена Михайловна

КГУ «Гимназия № 34»;

 (Алматы, Казахстан)

Аннотация: В данной публикации рассмотрены: а) основные концепции понимания возрастных особенностей учащихся; б) возрастные особенности современных школьников младшего, подросткового и юношеского возраста; в) особенности физического развития учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, дает сравнительный анализ нервно-психической и познавательной сфер учащихся различных возрастов и показывает их влияние на организацию учебной деятельности.

Ключевые слова: возрастные особенности, физиологическое и психологическое развитие учащихся разных возрастов, познавательная сфера учащихся разных возрастов, интеллектуальные способности и особенности,

развития познавательных способностей и их формирования в учебной деятельности в период роста и развития человек.

 

Введение

Проблема изучения возрастных особенностей школьников на сегодняшнее время остается самой актуальной не только для родителей, но и для школьных педагогов, которым необходимо быть также психологом, чтобы эффективно осуществлять свою педагогическую деятельность.

Изучение данной темы дает возможность сравнить особенности физического развития учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, дает сравнительный анализ нервно-психической и познавательной сфер учащихся различных возрастов и показывает их влияние на организацию учебной деятельности.

Сегодня, в начале XXI в. наблюдается процесс дицелерации (замедление темпов развития). Современные дети по всей совокупности морфологических характеристик значительно уступают своим родителям в их детстве, и этот процесс, исходя из предположений антропологов, по всей вероятности, будет продолжаться. Вместе с тем в связи со стремительными темпами научно-технического прогресса наши дети более информированы и эрудированы. Существуют ли специфические, характерные для сегодняшних школьников особенности в развитии их интеллектуальных способностей, и каковы эти особенности? Ответ на этот вопрос принципиально важен как для современной науки, так и для практики организации учебно-образовательного процесса. Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что изучение закономерностей развития познавательных способностей и их формирования в учебной деятельности в период роста и развития человека является одной из актуальных теоретических и научно-практических задач современности.

Представленное исследование посвящено комплексному изучению развития познавательных способностей в процессе школьного онтогенеза.

Объектом нашего изучения стал возраст как психологическая категория.

Предметом исследования послужили возрастные особенности современных школьников.

Среди важнейших задач работы выступают изучение источников педагогической и психологической литературы, анализ изложенных авторами взглядов и идей, а также описание возрастных особенностей современных школьников младшего, подросткового и юношеского возраста.

В ходе работы были проанализированы работы ведущих психологов и педагогов – Абрамовой Г.С., Дубравиной И.В., Климова Е.А., Обуховой Л.Ф., Столяренко Л.Д., Овчарова А.А., Цукермана Г. и др. Среди публикаций, проанализированных нами и использованных при написании работы, представлены статьи из таких журналов как «Вопросы психологии», «Психология и школа», «Психологический журнал», «Управление школой» «Здоровье детей».

Возраст в психологии – это категория, означающая качественно специфическую ступень онтогенетического развития, это временные характеристики индивидуального развития [6, С. 38].

Следует подчеркнуть, что возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не календарная дата. Возраст, по определению Л.С. Выготского, – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику [5, С. 48]. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития и в некоторых случаях «эпохи», равные одному году, трем, пяти годам. Выделяются хронологический и психологический возраст, и они не совпадают. Хронологический, или паспортный возраст – лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс психического развития ребенка, становления его личности.

В подобных случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием. Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта [5, С. 67].

В данной работе для нас актуальным является детство человека, поскольку именно в этот возрастной период он проходит этап развития, связанный с обучением в школе.

Этапы детства человека – это продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Ход психического развития ребенка, согласно Л.С. Выготскому, не подчиняется вечным законам природы, законам созревания организма. Ход детского развития в классовом обществе, считал он, «имеет совершенно определённый классовый смысл». Именно поэтому, он подчеркивал, что нет вечно детского, а существует лишь исторически детское. Так, в литературе XIX века многочисленны свидетельства отсутствия детства у пролетарских детей [14, С. 53].

Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи французским демографом и историком Филиппом Ариесом. Благодаря его работам интерес к истории детства в зарубежной психологии значительно возрос, а исследования самого Ф. Ариеса признаны классическими.

Дифференциация возрастов человеческой жизни и в том числе детства, по мнению Ф. Ариеса, формируется под влиянием социальных институтов, то есть новых форм общественной жизни, порождаемых развитием общества [14, С. 27].

В психологии принимаются разные по принципам построения концепции возрастной периодизации. Так, в 70-е годы Д.Б. Эльконин предложил возрастную периодизацию развития психики, основанную на смене ведущей деятельности:

1) игра – дошкольники;

2) обучение – младшие школьники;

3) общение интимно-личное – подростки;

4) деятельность учебно-профессиональная – юноши.

В 80-е годы А.В. Петровский предложил концепцию возрастной периодизации развития личности, определяемую типом деятельностно-опосредованных отношений индивида с самыми референтными для него группами [6,  С. 26].

В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского возраст рассматривается как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Возрастные особенности существуют как наиболее типичные, наиболее характерные общие особенности возраста, указывающие на общее направление развития. Тот или иной возрастной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а потому и к определенному типу воздействий. Поэтому ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе.

Каждый возрастной период, стабильный или критический, является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень. Сложность возрастного этапа как раз и состоит в том, что он содержит в себе психологические реалии сегодняшнего дня, ценностный смысл которых во многом определяется потребностями дня завтрашнего.

Необходимость междисциплинарного подхода в исследованиях возрастных особенностей психики подчеркивается в современной отечественной и зарубежной психологии. Возрастные ступени относительны и условно усреднены, но это не исключает индивидуального своеобразия психического облика человека. Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом человеку на конкретном этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение.

Специфические характеристики возраста определяются [6, С. 34]:

1) особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития и в учебно-воспитательные учреждения;

2) изменением характера воспитания в семье;

3) формированием новых видов и типов деятельности, обеспечивающих освоение ребенком общественного опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности;

4) особенностями физиологического развития.

Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не абсолютны – границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности.

Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, с помощью коих можно оценить адекватность развития индивида и кои касаются развития психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного. Переход к следующему возрастному этапу происходит в форме кризисов возрастных.

Как уже отмечалось, вопрос об историческом происхождении периодов детства, о связи истории детства с историей общества, об истории детства в целом, без решения которых невозможно составить содержательное понятие о детстве, был поставлен в детской психологии в конце 20-х годов XX века и продолжает разрабатываться до сих пор. Согласно взглядам советских психологов, изучать детское развитие исторически значит изучать переход ребенка от одной возрастной ступени к другой, изучать изменение его личности внутри каждого возрастного периода, происходящее в конкретных исторических условиях.

Успех воспитания зависит, прежде всего, от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.

В настоящее время принято следующее деление детства на такие возрастные периоды [10, С.29]:

1) младенческий — от рождения до 1 года, причем в нем выделяется специально первый месяц — период новорожденности;

2) пред школьный возраст — от 1 года до 3 лет;

3) дошкольный возраст — от 3 до 7 лет;

4) младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет;

5) средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет;

6) старший школьный возраст (юношеский) — от 15 до 18 лет.

Определение границ этих периодов является условным, так как наблюдается большая вариативность в этом отношении. Вместе с тем следует иметь в виду, что учет возрастных особенностей учащихся нельзя понимать, как приспособление к слабым сторонам того или иного возраста, поскольку в результате такого приспособления они могут только закрепиться. Вся жизнь ребенка должна быть организована с учетом возможностей данного возраста, имея в виду побуждение перехода к следующему возрастному периоду.

Младший школьный возраст. К 7 годам ребенок достигает такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу – все это создает предпосылки того, чтобы систематически учиться.

С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняются его режим, отношения с окружающими людьми. Основным видом деятельности становится учение. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новое положение ученика, привлекает и сам процесс учения.

Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться читать, правильно и красиво писать, считать. Правда, их больше увлекает сам процесс учения, и младший школьник проявляет в этом отношении большую активность и старательность. Об интересе к школе и процессу учения свидетельствуют и игры младших школьников, в которых большое место отводится школе и учению [10, С. 53].

Средний школьный возраст. Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Для школьника среднего возраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости. То, что побуждало младшего школьника активно учиться, не играет теперь такой роли, а новые побуждения к учению (установка на будущее, дальние перспективы) еще не появились [10, С.37].

Подросток не всегда осознает роль теоретических знаний, чаще всего он связывает их с личными, узко практическими целями. Например, зачастую семиклассник не знает и не хочет учить правила грамматики, так как «убежден», что и без этих знаний можно писать грамотно. Младший школьник все указания учителя принимает на веру – подросток же должен знать, зачем нужно выполнять то или другое задание. Нередко на уроках можно слышать: «Для чего это делать?», «Зачем?» В этих вопросах сквозит и недоумение, и некоторое недовольство, и порой даже недоверие к требованиям учителя. В то же время подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках.

Старший школьный возраст. В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке.

Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений. Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой, посещать лекции, работать в дополнительных школах [10, С. 54].

Заключение

Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не абсолютны – границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности.

Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, с их помощью можно оценить адекватность развития индивида и кои касаются развития психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного.

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни (связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности: слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

По нашему мнению, одной из важных причин катастрофического ухудшения здоровья современных учащихся является также недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников при организации их учебно-познавательной деятельности. Именно неправильные организация и нормирование интеллектуальных и информационных нагрузок ведут к переутомлению школьников, и как результат – к недомоганию и различного рода заболеваниям.

Список использованных источников

[1] Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов – М.: Академический проект, 2000.

[2] Баттерворт Дж. Принципы психологического развития / Пер. с англ. – М.: Кошто-Центр, 2000.

[3] Безруких М.С. Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса // Здоровье детей (приложение к Первому сентября). – 2005, №19.

[4] Битяева М. Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено // Управление школой. –2002, №40.

[5] Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.6. Научное наследство/Под ред. М. Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1984.

[6] Головин С. Ю. Словарь практического психолога[Электронный ресурс] – режим доступа URL:  www.koob.ru

[7] Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие – М.: Академия, 2002.

[8] Каменская В.Г. Возрастные и гендерные особенности системы психологических защит // Психологический журнал. – 2005, №4.

[9] Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.

[10] Макрушина О.П. Взаимодействие школьного педагога-психолога с подростками и старшеклассниками //Вопросы психологии. – 2005, № 12.

[11] Корягина О.П. Проблема подросткового возраста // Классный руководитель. – 2003, №1.

[12] Цукерман Г. Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема: Возрастная и педагогическая психология // Вопросы психологии. – 2002, №5. [Электронный ресурс]: URL: www.koob.ru/www.socpolitika. ru/

[13] Нагаева Т.А., Ильиных А.А., Закирова Л.М. Особенности состояния здоровья современных школьников [Электронный ресурс]– режим доступа www.socpolitika.ru

[14] Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., Тривола, 1995.

[15] Овчаров А.А. Описание детских характеров: 16 типов характера // Соционика, ментология и психология личности. – 2005, №2.

[16] Соловьева О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников: Возрастная и педагогическая психология // Вопросы психологии. – 2004, №3.

[17] Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.

[18] Толстых Т.И. Становление социальной зрелости школьников на разных этапах развития // Психология и школа. – 2004, № 4.

 

Referenсes:

[1] Abramova G.S. Developmental psychology: textbook for universities –

M.: Academic project, 2000.

[2] Butterworth J. Principles of psychological development / Per. from English –

M.: Koshto-Center, 2000.

[3] Bezrukikh M.S. Psychophysiological foundations of effective organization of the educational process // Children’s health (supplement to the First of September). — 2005, № 19.

[4] Bityaeva M. Psychological and pedagogical support of schoolchildren at the stage of transition from primary to secondary level // School management. –2002, № 40.

[5] Vygotsky L.S. Collected works: In 6 volumes. Vol.6. Scientific heritage / Ed. M.G. Yaroshevsky. — M.: Pedagogy, 1984.

[6] Golovin S. Yu. Dictionary of Practical Psychologist [Electronic resource] — access mode URL: www.koob.ru

[7] Dubravina AND. The. Developmental and educational psychology: Textbook — Moscow: Academy, 2002.

[8] Kamenskaya V.G. Age and gender characteristics of the system of psychological defense // Psychological journal. — 2005, № 4.

[9] Klimov E.A. Fundamentals of Psychology: Textbook for universities. — M .: Culture and sport, UNITI, 2000.

[10] Makrushina O.P. Interaction of school teacher-psychologist with adolescents and high school students // Questions of psychology. — 2005, No. 12.

[11] Koryagina O.P. The problem of adolescence // Classroom teacher. — 2003, №1
[12] Tsukerman G. Transition from primary school to secondary school as a psychological problem: Age and educational psychology // Questions of psychology. — 2002, № 5. [Electronic resource]: URL: www.koob.ru/www.socpolitika.ru/

[13] Nagaeva T.A., Ilinykh A.A., Zakirova L.M. Features of the state of health of modern schoolchildren [Electronic resource] — access mode www.socpolitika.ru

[14] Obukhova L.F. Child psychology: theories, facts, problems. — M., Trivola, 1995.
[15] Ovcharov A.A. Description of children’s characters: 16 types of character // Socionics, mentology and personality psychology. — 2005, № 2.

[16] OV Solovyova Patterns of the development of cognitive abilities of schoolchildren: Age and educational psychology // Questions of psychology. — 2004, № 3.

[17] Stolyarenko L.D. Fundamentals of Psychology. Third edition, revised and enlarged. — Rostov-on-Don: «Phoenix», 1999.

[18] Tolstykh T.I. Formation of social maturity of schoolchildren at different stages of development // Psychology and school. — 2004, № 4.

 

Қазіргі мектеп оқушыларының жас ерекшеліктері және олардың оқу қызметін ұйымдастыруға әсері.

Роздина Ангелина Максимовна

«№ 34 гимназия» КММ 10 «Д» сынып оқушысы

(Алматы, Қазақстан)

Гоцкина Елена Михайловна

«№ 34 гимназия» КММ;

(Алматы, Қазақстан)

 

Аңдатпа

Аннотация: Бұл басылымда: а) оқушылардың жас ерекшеліктерін түсінудің негізгі түсініктері; б) бастауыш, жасөспірім және жасөспірім жастағы қазіргі мектеп оқушыларының жас ерекшеліктері; в) кіші, орта және жоғары мектеп жасындағы оқушылардың дене дамуының ерекшеліктері, әр түрлі жастағы оқушылардың жүйке-психикалық және когнитивті сфераларына салыстырмалы талдау жасайды және олардың оқу қызметін ұйымдастыруға әсерін көрсетеді.

 

Түйінді сөздер: жас ерекшеліктері, әр түрлі жастағы оқушылардың физиологиялық және психологиялық дамуы, әр түрлі жастағы оқушылардың танымдық сферасы, интеллектуалды қабілеттері мен ерекшеліктері,

адамның өсуі мен дамуы кезеңінде танымдық қабілеттерін дамыту және оларды оқу іс-әрекетінде қалыптастыру.

 

 

Age characteristics of modern schoolchildren and their impact on the organization of educational activities.

Rozdina Angelina Maksimovna

student 10 «D» class of KGU «Gymnasium № 34»

(Almaty, Kazakhstan)

Gotskina Elena Mikhailovna

KGU «Gymnasium № 34»;

(Almaty, Kazakhstan)

 

Abstract: This publication discusses: a) the basic concepts of understanding the age characteristics of students; b) age characteristics of modern schoolchildren of primary, adolescent and adolescent age; c) the peculiarities of the physical development of students of junior, middle and senior school age, provides a comparative analysis of the neuropsychic and cognitive spheres of students of different ages and shows their influence on the organization of educational activities.

 

Keywords: age characteristics, physiological and psychological development of students of different ages, the cognitive sphere of students of different ages, intellectual abilities and characteristics,

the development of cognitive abilities and their formation in educational activities during the period of growth and development of a person.

 

 

Интеллектуальные, социальные и духовные возрастные характеристики детей и подростков

Возрастные характеристики детей и подростков

Хотя путь развития каждого ребенка уникален, существуют общие закономерности. Эти описания предназначены для поддержки лидеров собрания, родителей и опекунов, поскольку вместе мы стремимся помочь детям познать и полюбить Бога. Они оставляют многое недосказанным и, конечно же, не заменят знакомства с вашей группой из первых рук. Но мы надеемся, что они дадут вам некоторое представление о том, что вы можете ожидать от детей в этих возрастных группах.

Этот печатный краткий обзор духовных качеств детей и подростков также может быть вам полезен. Поделитесь сводкой со своими руководителями или закажите бесплатные экземпляры руководства.

Дошкольное учреждение

Дети в вашей группе могут отличаться друг от друга тем, как они лучше всего учатся, но есть некоторые особенности роста и развития малышей, которые делают их очень похожими.

​См.: Интеллектуальные, социальные и духовные особенности дошкольников.

Детский сад, 1-й класс

Переход ребенка в школьный возраст может так трогать родительские чувства, как мало что другое. Поступление в школу — неполный рабочий день или целый день — знаменует огромную перемену в жизни этих малышей, перемену, которая ощущается не только дома, но и в церкви.

См.: Интеллектуальные, социальные и духовные особенности дошкольников и первоклассников.

2-3 классы

Готовясь руководить второ- и третьеклассниками, напоминайте себе, кто эти очаровательные дети. Усвоив основы чтения и письма, дети этой возрастной группы (обычно!) учатся с большим энтузиазмом. И их мыслительные процессы также развиваются, что позволяет им, например, понять простую хронологию библейских историй.

См.: Интеллектуальные, социальные и духовные особенности второ- и третьеклассников.

4-5 классы

Как только вы познакомитесь с детьми в вашей группе, вы удивитесь, насколько они разные! Нет двух одинаковых носителей образа. Тем не менее, большинство детей в этой возрастной группе начинают понимать, кто они на самом деле. И часть этой идентичности возникает благодаря присоединению к тем или иным группам.

Знание этих моделей развития может помочь вам понять и служить тем уникальным людям, которых Бог поручил вашей заботе на эти несколько недель и месяцев.

См.: Интеллектуальные, социальные и духовные особенности учащихся четвертого и пятого классов.

Подростки

Руководя шести-, семи- и восьмиклассниками, вы скоро узнаете, какие они. Но даже лидерам-ветеранам трудно анализировать и классифицировать эту возрастную группу. Одна из причин заключается в том, что дети в средней или старшей школе находятся на этапе перехода от детства к взрослой жизни. Где-то, возможно, в совершенно разных точках континуума развития, вы обнаружите, что каждый из ваших учеников делает сбивчивые выпады вперед и болезненные шаги назад.

Подростки в вашей группе могут варьироваться от тех, кто думает о романтических отношениях, до тех, кто вообще не испытывает этих идей или чувств. Различия в физическом развитии сами по себе могут быть ошеломляющими. И физические изменения сопровождаются интеллектуальными, социальными и духовными изменениями, которые ничуть не менее драматичны.

См.: Интеллектуальные, социальные и духовные характеристики подростков.

Развитие в школьном возрасте от 6 до 11 лет

Эми Халлибертон

Аспирант MU
Сара Гейбл

Государственный специалист по развитию человеческого потенциала и изучению семьи

Каждый ребенок растет и развивается со своей скоростью. Вехи развития у детей проявляются в разное время. В этом руководстве представлены характеристики, которые обычно проявляются у детей в возрасте от 6 до 11 лет по мере их роста и развития.

Школьный возраст (от 6 до 11 лет) приносит детям новые увлекательные испытания и награды. Используя инициативу, которую они установили в дошкольном возрасте, основная задача ребенка школьного возраста состоит в том, чтобы развить чувство личной компетентности. Это означает, что дети формируют ощущение себя или самооценку на основе своих способностей. На эту самооценку влияет то, насколько легко они осваивают новые навыки. Дети используют обратную связь от важных взрослых, сверстников и свою собственную самооценку, чтобы судить о своих компетенциях.

Стиль мышления детей школьного возраста конкретен, а это означает, что их мышление и рассуждения более логичны и организованы, чем в дошкольном возрасте. Например, дети школьного возраста могут классифицировать объекты по-разному (например, сортировать бейсбольные карточки по командам, игровым позициям, лигам и т. д.). Кроме того, дети способны понимать и выражать различные эмоции. Дружба между детьми школьного возраста расцветает, поскольку они лучше понимают точку зрения других.

Взрослые играют важную роль в развитии у детей школьного возраста чувства личной компетентности. Вы можете способствовать самоощущению ребенка и помочь повысить его или ее самооценку:

  • Предлагая похвалу и подкрепление.
  • Помощь ребенку в осознании его или ее собственных уникальных талантов и способностей.

Кроме того, вы можете улучшить социальное и эмоциональное развитие ребенка, побуждая его говорить о своих чувствах и помогая ему или ей развивать навыки решения проблем, которые можно использовать в дружбе и других отношениях со сверстниками. Это руководство предлагает общие сведения о развитии детей в школьном возрасте, в том числе

  • Мышление и обучение
  • Осознание себя и других
  • Общение

Предлагаются предложения о том, как вы можете способствовать позитивному развитию детей. Кроме того, особое внимание уделяется ряду важных для школьного возраста вопросов, в том числе личной физической подготовке и взаимоотношениям со сверстниками.
 


 

Отношения со сверстниками

Когда большинство из нас оглядывается на свое детство, мы можем вспомнить конкретного близкого друга или группу одноклассников или других сверстников, которые были важны для нас. Фактически, исследования детей школьного возраста показывают, что позитивные отношения со сверстниками связаны со многими другими аспектами позитивной адаптации. Дети, у которых хорошие отношения с одноклассниками, менее одиноки, менее подавлены, пропускают меньше дней в школе и сообщают, что им больше нравится школа.

По этим причинам родителям и учителям есть смысл беспокоиться о детях, у которых более сложные отношения со сверстниками. Однако важно помнить, что ребенку не обязательно быть самым популярным ребенком в классе, чтобы иметь хорошие отношения со сверстниками. На самом деле, исследователи отношений со сверстниками определили две основные области, в которых дети могут добиться успеха в отношениях со сверстниками:

  • Принятие сверстников или в целом симпатия одноклассников;
  • Взаимная дружба, или дети, имеющие отношения хотя бы с одним одноклассником, при которых оба ребенка считают друг друга другом.

Хотя для детей замечательно быть хорошо принятыми и иметь взаимного друга, большинство детей, которые либо хорошо приняты, либо имеют взаимного друга, будут считаться относительно успешными в отношениях со сверстниками. Например, ребенок может нравиться большинству своих одноклассников, но не может найти ни одного конкретного одноклассника, с которым у него или у нее сложились близкие отношения один на один. Возможно, что еще более важно, ребенку, которому тяжело с его или ее одноклассниками в целом, может быть действительно полезно иметь по крайней мере одного близкого друга.

К сожалению, некоторые дети плохо принимаются одноклассниками в целом и не дружат с ними. Но есть способы, которыми родители и учителя могут помочь:

  • Помогите научить хорошим социальным навыкам. Дополняйте ребенка, когда он или она ведет себя дружелюбно, и объясняйте ему или ей, почему так важно вести себя так.
  • Сами имитируйте дружелюбное поведение, позволяя ребенку увидеть, как вы дружелюбно относитесь к другим. Объясните, почему вы так себя ведете.
  • Служить агентом отношений ребенка со сверстниками. Родители могут пригласить одноклассника поиграть. Учителя могут объединять детей для занятий. Важно выбрать сверстника, который, по вашему мнению, будет восприимчив к дружеским предложениям ребенка.

Родители и учителя никогда не должны недооценивать важность отношений детей со сверстниками. Заводя дружеские отношения и управляя ими, дети учатся строить близкие, приносящие удовлетворение отношения с другими людьми, не являющимися членами их собственной семьи. Это важные навыки, которые пригодятся им на долгие годы.

Мы выражаем благодарность Аманде Дж. Роуз, доценту кафедры психологических наук MU, за ее опыт в области взаимоотношений со сверстниками.

Физическая активность

В возрасте от 6 до 11 лет дети испытывают множество физических изменений. У детей улучшается координация рук и ног, улучшается их способность использовать пальцы и руки для поделок и письма, растет их интерес к играм с правилами и организованным видам спорта. К сожалению, многие современные молодые люди не получают достаточного количества упражнений.

Знаете ли вы?

  • Девять из 10 родителей считают, что их дети физически здоровы, но на самом деле только каждый третий ребенок.
  • 63 процента детей физически неактивны к моменту поступления в среднюю школу.
  • 20 процентов времени бодрствования в среднем ребенок проводит за просмотром телевизора.
  • У физически активных детей меньше хронических проблем со здоровьем, чем у малоподвижных детей.
  • Физически активные дети более уверены в себе и лучше представляют себя.

Родители, учителя и специалисты по фитнесу играют важную роль в развитии физической культуры среди детей. Однако роль родителей является наиболее важной. Дети моделируют поведение своих родителей, поэтому родители тоже должны быть физически активными.

Итак, что могут сделать родители, чтобы способствовать физической активности своих детей?

  • Планируйте семейные занятия спортом, чтобы родители и дети могли заниматься вместе и получать удовольствие! Например:
    • Гулять (в торговом центре, в зоопарке, с домашним питомцем)
    • Велосипедные прогулки и походы на природу
    • Беговые забеги
    • Скакалка
    • Игры
    • Плавание летом и катание на санках зимой
    • Создание полосы препятствий
  • Убедитесь, что семейные мероприятия доставляют удовольствие, не слишком конкурентоспособный. Дайте детям много похвалы и поощрения. 4 Пусть дети помогают планировать семейные мероприятия. Они будут чувствовать себя более вовлеченными в деятельность и, вероятно, получат больше удовольствия от нее. Когда физическая активность доставляет удовольствие, дети с большей вероятностью станут активными и останутся активными.
  • Убедитесь, что занятия фитнесом включают время на растяжку, так как кости и мышцы детей еще развиваются в начальной школе.
  • Всегда помните о мерах предосторожности, таких как ношение шлема при езде на велосипеде и нанесение солнцезащитного крема при купании под летним солнцем.
  • Если просмотр телевизора вас беспокоит, попробуйте это простое уравнение, где дети зарабатывают свое телевизионное время:
    • 1 час чтения/изучения = 1/2 часа просмотра телевизора
    • 1 час активной игры = 1/2 часа просмотра телевизора

Развлекайтесь и занимайтесь спортом всей семьей

Ориентиры развития

Мышление и обучение

Характеристики

  • Использует логику и стратегию для решение проблем
  • Способность упорядочивать вещи, видеть закономерности и «думать наоборот»
  • Более точно понимать «причину и следствие»
  • Память значительно улучшается
  • Использует более одной характеристики для классификации вещей
  • Способность лучше концентрировать внимание, планировать заранее и избегать отвлекающих факторов
  • Учебный процесс становится более интегрированным; знания и навыки из одной области используются в других областях
  • Участвует в «метапознании»: думать о мышлении, думать о рассуждениях и думать о памяти
  • Навыки чтения продолжают развиваться и улучшаться
  • Навыки чтения, письма и работы на компьютере под влиянием чувства личной компетентности
  • Обучение усиливается благодаря навыкам самооценки и самоуправления

Чем могут заниматься взрослые?

  • Предоставьте детям возможность сделать выбор и попросите их объяснить причины.
  • Поощряйте детей думать о том, как вещи связаны друг с другом (например, «Если я буду играть на флейте каждый день, я стану лучшим музыкантом»).
  • Задавайте детям открытые вопросы.
  • Играйте с детьми в игры на развитие памяти.
  • Играйте с детьми в более сложные и наводящие на размышления игры (например, «Подсказка», «Риск», «Монополия»).
  • Вовлеките детей в беседы о мышлении и о том, как правильно мыслить (например, «Если я сделаю это… что последует за этим?»).
  • Ежедневно читайте с детьми, побуждая детей читать вам; доведите время до личного чтения.
  • Иди в библиотеку. Пусть ваш ребенок получит свой собственный читательский билет. Познакомьте детей со многими видами книг — художественной, научно-популярной, книгами о хобби, истории, спорте, животных, поэзии, чувствах, сборниками глав, кулинарными книгами и т. д.
  • Предоставляйте детям возможности для обучения музыке; пусть дети изобретают собственную музыку, мастерят музыкальные инструменты, создают танцы и придумывают музыкальные игры.
  • Помогите детям научиться тайм-менеджменту; вести семейный календарь мероприятий и специальных мероприятий.
Осознание себя и других

Характеристики

  • Способность запоминать правила и стандарты; не нуждается в постоянном напоминаниях взрослых
  • Умеет наблюдать и оценивать собственное поведение; развивается совесть
  • Дети «управляемы правилами»: важна справедливость, а мир «черно-белый», «правильный или неправильный», «хороший или плохой»; пока не вижу, как одну ситуацию можно интерпретировать по-разному
  • Понимает конкуренцию и возникает конкурентоспособность
  • Я-концепция связана с развитием и успешным приобретением новых навыков
  • Способен судить о своих навыках и способностях
  • Также полагается на отзывы важных других о навыках и способностях
  • Основывает самооценку уважение к самоощущению в академической роли, социальные отношения и физическая компетентность
  • Стремление к компетентности, вызванное желанием хорошо работать, осваивать новые навыки и радовать взрослых
  • Чувствителен к сравнению со сверстниками
  • Предпочитает товарищей по играм того же пола; гендерная идентификация сильна
  • Взаимная дружба, характеризующаяся общими интересами, взаимопомощью, лояльностью и доверием
  • Понимает, что у других могут быть мысли и предпочтения, отличные от их собственных
  • В некоторых социальных ситуациях все еще полагается на руководство взрослых
  • Выгоды от работы по дому (семейные и личные)
  • Развитие представления о себе как о работнике и желании зарабатывать деньги

Чем могут заниматься взрослые?

  • Привлекайте детей к установлению правил.
  • Когда дети плохо себя ведут, помогите им понять правила и причину правил.
  • Позвольте детям попробовать себя в различных командных и соревновательных видах спорта.
  • Поощряйте детей ставить перед собой высокие, но достижимые цели.
  • Отмечайте достижения детей и помогайте им учиться на критике (например, «Как вы можете поступить по-другому в следующий раз?»).
  • Поощряйте позитивное самоощущение с помощью подкрепления и похвалы.
  • Помогите детям распознать свои особые навыки и таланты.
  • Следите за друзьями своих детей; познакомиться с ними и их семьями.
  • Если детям трудно ладить со сверстниками, помогите им развить необходимые социальные навыки, чтобы они могли установить позитивные отношения со сверстниками (например, ролевая игра).
  • Когда у детей возникают конфликты с друзьями, разыграйте с ними ролевую игру о том, как они могут справиться с проблемой.
  • Ставьте перед детьми регулярные, реалистичные обязанности по дому. Попросите детей составить таблицы, чтобы отмечать выполненные работы.
  • Помогите детям спланировать, как использовать свои пособия; поощрять хорошие привычки экономии.
Общение

Характеристики

  • Говорит полными предложениями и задает много вопросов
  • Способен подробно рассказать о прошлом опыте
  • Понимает и говорит о точках зрения других
  • Осознает влияние, которое их собственное поведение может оказать на других
  • Использует язык для включения или исключения других из социальной группы
  • Может обрабатывать несколько фрагментов информации одновременно
  • Способен решать устно решать проблемы и ставить цели с помощью взрослых
  • Больше разговаривает со сверстниками и друзьями
  • Навыки письма продолжают улучшаться
  • Любит загадки, шутки, скороговорки и каламбуры

Чем могут заниматься взрослые?

  • Предоставьте детям множество возможностей провести время с друзьями и поговорить один на один со взрослыми.