Все направления психологии: Основные направления в психологии

Содержание

Какое направление психологии выбрать для работы? Разбор практикующего психолога

После получения базового образования психологи, которые планируют вести практику и оказывать психологическую помощь населению, стоят перед выбором подхода, в рамках которого они будут выстраивать свою работу.

И перед начинающими специалистами часто возникает вопрос «А какое направление психологии эффективнее?». Чтобы на него ответить, нужно разобраться, что из себя представляет та или иная модальность, и какие из этих модальностей наиболее востребованы.

Несмотря на то, что психология очень молодая наука, сейчас существует более 600 различных направлений и школ психотерапии. Если ранее специалист выбирал одно направление для работы, то сейчас психологи все чаще обучаются разным подходам и интегрируют их в своей практике. Часто специалисты также выбирают один основной подход, в рамках которого осуществляется терапия, а далее изучают модульные блоки, определенные техники разных модальностей, которые точечно применяются к целевым запросам клиентов.

Каждый из методов психотерапии имеет как ряд преимуществ при работе с определенными проблемами, так и ряд ограничений, которые следует учитывать.

Направления психологии

Рассмотрим одни из основных и наиболее востребованных и современных направлений психологии:

  • Современный психоанализ
  • Транзактный анализ
  • Гештальт-терапия
  • Системный подход
  • КПТ или Когнитивно-поведенческая терапия
  • EMDR или ДПДГ, Десенсибилизация и переработка движением глаз
  • Телесно-ориентированная терапия
  • Арт-терапия
  • PFA (Psychological First Aid) или Первая психологическая помощь

Современный психоанализ

Современный психоанализ претерпел большие изменения по сравнению с классическим подходом. Теперь терапевт не просто белый лист или зеркало клиента, он непосредственно включен в терапию. Особое внимание уделяется феномену «перенос-контрперенос» и его анализу, который сильно отличается от классической модели. Современный подход также ограничивает клиента в свободных ассоциациях. Больше нет необходимости десятилетиями лежать на кушетке и «прочищать дымоходы», выдавая все, что приходит в голову. Длительность терапии сократилась до 3-4 лет и менее в зависимости от запроса.

Современный психоанализ эффективен в рамках клинической работы, например, с параноидными пациентами. Сопротивление нуждающихся в помощи бывает так велико, что рациональные методы бывают безуспешны. Техники современного психоанализа помогают получить согласие со стороны пациента на лечение, построить с ним более тесный контакт и осуществлять терапевтические интервенции, способствующие исцелению.

Транзактный анализ

ТА описывает поведение человека во взаимодействии с другими людьми и с самим собой, выявляет сценарии жизни, которые использует клиент и повторяет из раза в раз. В рамках ТА возможно не только понять человеческое поведение, но и предсказать его, а значит – изменить.

Метод успешно применяется не только в индивидуальной работе, а также в бизнес-консультировании, помогает выявить транзакции, с помощью которых люди взаимодействуют друг с другом, а также психологические игры (неосознанное манипулирование в общении). Главная цель ТА – достигнуть автономии, избавиться от деструктивных сценариев.

Этот метод хорошо интегрируется с другими направлениями и имеет четкую цель в ходе работы.

Транзактный анализ имеет уверенную теоретическую базу и дает понимание сложившейся ситуации, поэтому часто его необходимо комбинировать с более практическими направлениями для изменения ситуации, а не только ее осознания.

Гештальт-терапия

В гештальт-терапии основной акцент приходится на анализ контакта клиента: с самим собой, другими, работой и так далее. Контакт – это не просто взаимодействие или акт коммуникации, это система взаимоотношений. Есть понятие «цикл контакта», которое состоит из нескольких этапов взаимодействия. Задача терапевта распознать на какой точке цикла это взаимодействие нарушено и контакт либо прерывается, либо не случается вовсе.

В ходе гештальт-терапии клиент научается осознавать свои реакции, упор делается на здесь и теперь, то есть работа ведется только с настоящими чувствами, несмотря на то, что они могут относиться к событиям, произошедшим в прошлом. Терапевт помогает подсветить скрытые и неосознаваемые чувства и эмоции клиента, чтобы затем либо принять сложившуюся ситуацию, либо изменить модель поведения.

Главная задача гештальт-терапии – обретение чувства целостности, завершённости. Терапевт полностью вовлечен в процесс: он выражает свои мысли, эмоции и идеи по поводу сложившейся с клиентом ситуации.

Гештальт-терапия работает с условно здоровыми людьми и людьми, имеющими невротическую организацию личности. Клиенты с расстройствами личности, с пограничной организацией и страдающие от различных видов зависимостей могут усугубить свое состояние.

Системная терапия

Системная терапия зародилась на базе кибернетики, чьи идеи были переложены на психологический материал. В рамках подхода всё есть система, даже индивидуальный человек. Терапевт здесь мыслит не линейно, а циркулярно, то есть главный вопрос не «почему?», а «зачем?». Если изменяется один элемент системы, то меняется вся система целиком. При этом важно учитывать, что на систему одновременно действуют два разнонаправленных закона: закон развития и закон гомеостаза.

Сам по себе системный подход включает много различных школ. Работать можно как в индивидуальном формате, так и целыми семьями в несколько поколений. Метод успешно применяется в том числе с проблемами шизофрении, РПП (анорексия, булимия), а также показан при лечении зависимостей.

Когнитивно-поведенческая терапия

Основная логика данного направления заключена в идее, что «мы – это наш мозг». Человек чувствует то, что он думает. КПТ помогает выявить и изменить автоматические мысли и реакции человека, изменить его поведение. Подход директивен и предполагает большую включенность клиента, системное соблюдение всех рекомендаций терапевта и выполнение большого количества домашних заданий. КПТ отлично зарекомендовала себя в рамках работы с депрессивными эпизодами, тревожными состояниями, низкой самооценкой, страхами и фобиями.

ДПДГ, или EMDR

Десенсибилизация и переработка движением глаз – молодой метод, который активно набирает обороты в России и уже популярен во всем мире. Его суть заключается в том, что при помощи определенных движений глазами и руками происходит снижение чувствительности к событиям прошлого и интеграция этого опыта.

Терапевт в рамках EMDR, как и в КПТ, следует определенным протоколам. В методе существует также «слепой протокол, или протокол слепого терапевта», когда клиент может вовсе не рассказывать о пережитом событии.

ДПДГ является условно быстрым методом лечения. В зависимости от степени тяжести, продолжительности и временной отдаленности травмы ощутимое снижение ее влияния может быть достигнуто уже через 3-5 сессий.

ВОЗ внес ДПДГ в список одного из самых эффективных методов по работе с ПТСР.

Телесно-ориентированная терапия

В рамках данного подхода работа с эмоциональной, психической сферой человека происходит через взаимодействие с телом. Определенные эмоциональные реакции отражаются в соответствующих сегментах тела и закрепляются в нем в виде блоков и зажимов.

Метод отлично работает при нарушениях в сексуальной сфере и взаимоотношениях, при ощущении скованности в теле, зажатости, стеснении, при бессоннице и сильном стрессе. Этот метод будет менее эффективен при работе с тяжелой депрессией, острой травмой и другими клиническими проявлениями.

Арт-терапия

Широко применяется в работе не только со взрослыми, но и с детьми. При этом сам подход имеет множество классификаций: театротерапия, сказкотерапия, музыкальная терапия, танцевальная терапия. Арт-терапия – это лечение искусством. Это максимально бережный метод, который хорошо обходит сопротивление клиента. Он может использоваться как в качестве самостоятельного подхода, так и в комплексной терапии.

Арт-направление активно применяют в психотерапии потерь, при реабилитации и в работе с пациентами, страдающими онкозаболеваниями.

PFA (Psychological First Aid), или Первая психологическая помощь

Это направление разработано специально для тех, кому требуется помощь в моменте или сразу же после перенесенного травматического события (стихийных бедствий, гуманитарных катастроф и т.п.).

При оказании первой психологической помощи релевантное образование приветствуется, но не является обязательным. PFA – это не метод лечения, не психотерапия, это возможность организовать посильную помощь в моменте, в том числе организация безопасного ночлега, поиск ресурсов и оказание поддержки нуждающемуся.

PFA часто занимаются волонтеры с психологическим образованием или нет. Это хорошая возможность не только помочь людям, оказавшимся в бедственном положении, но и понять для себя есть ли желание и готовность работать в рамках кризисной психотерапии в будущем.

Какое из направлений современной психотерапии всё-таки стоит выбрать?

Метод психотерапии для работы следует выбирать не только исходя из его эффективности, но и опираясь на свои убеждения, концепции и представление о мире, не забывая при этом быть открытым к новому.

«В одной из своих книг он утверждает, что личные особенности моральной структуры философа определяют его философию. Теперь мне кажется, что это утверждение верно и в отношении стиля консультирования: личность консультанта определяет выбор подхода», — Ирвин Ялом, «Когда Ницше плакал».

Направления психологии

Су­ществует пять основных подходов к изучению психологии человека: бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология, гуманистическая психология и когнитивная пси­хология. Кроме того, многие психологи не придерживаются постоянно какой-либо одной из этих концепций, а выбирают ту, которая лучше подходит для данной конк­ретной ситуации.

 

1.Бихевиоризм. Начало развитию бихевиоризма было положено в Соединен­ных Штатах в  конце прошлого века Э. Торндайком. Бихевиоризм (от англ. behavior поведение): направление в психологии, в рамках кото­рого считается, что психология должна изучать только наблюда­емое поведение человека.Мысли и чув­ства людей имеют значение лишь постольку, поскольку они проявля­ются в поступках или каким-либо иным образом выражаются в пове­дении. Приверженцы бихевиоризма считают, что поведение является условно-рефлек­торным и складывается в результате на учения, то есть закрепления определенных реакций на определенные раздражители (стимулы). Б. Ф. Скиннер (1938), один из лидеров бихевиоризма, утверждал, что поведение формируется под влиянием определенных поступков. В результате поощряемые поступки совершают­ся чаще, а наказуемые — реже. Ос­новной схемой бихевиоризма является прин­цип «стимул — реакция».


2.Гештальтпсихология. Приблизительно в то же самое время, когда в Со­единенных Штатах началось движение бихевиоризма, в Германии зародилась гештальтпсихология. Гештальтпси­хология (от нем. Gestalt — образ, форма) — направление в психологии, изучающее це­лостные струк­туры сознания, образы. Основное положение гештальтпсихологии гласит: явление как целое не есть просто сумма его частей. В соответствие с этой концепции, человеческое поведение теряет свой смысл, будучи разбито на отдельные компоненты. Приверженцы гештальтпсихологии считают, что структурная организация поведения в целом иг­рает более важную роль, чем отдельные поступки. Поэтому, с психология должна изучать ощущения человека, его восприятие и интуитивные процессы, что уже неизбежно относится к области со­знания.


3.Глубинная психология. В 1896 г. возникло направление, называемое – глубинной психологией. К глубинной психологии могут быть отнесены: гормическая психология, психоанализ, неофрейдизм, аналитическая психология, индивидуальная психология.  Все душевные процессы рассматриваются как детерминированные, в конечном счете, биологически, постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных) процессов в деятельности индивида, в формировании его личности.

Психоанализ возник на рубеже веков благодаря идеям Зигмунда Фрейда. Мыслители прошлого много писали о том, что человеком управляют неосознавае­мые побуждения, бессознательные инстинкты и желания, но лишь в начале XX в. врачу-физиологу из Вены удалось создать метод выявле­ния, анализа и объяснения той части человеческой природы, которая скрыта в подсознании. Психоанализ:

направление в философии, психологии и психотерапии, изучающее сфе­ру бессозна­тельного: сны, оговорки, непо­нятную тревогу, необъяснимые поступки и пр. Психоанализ называют третьим великим открытием, совершившим революцию в представлениях человечества о мире и о самом себе. Сначала Галилей установил, что Земля не является центром Вселенной. Затем Дарвин заявил, что человек и обе­зьяна происходят от общего предка. И наконец, Фрейд заявил, что человеком уп­равляет не разум, а бессознательные побуждения.

– Аналитическая психология – это одно из направлений психоанализа, автором которого является швейцарский психолог, психиатр и культуролог, теоретик и практик глубинной психологии Карл Густав Юнг. Это целостный подход к психотерапии и самопознанию на основе исследования бессознательных комплексов и архетипов.

– Индивидуальная теория личности. В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как основу человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности»


4. Гуманистическая психология возник­ла в США благодаря трудам Карла Роджерса и Абрахама Маслоу в 40-50-х гг. XX в. Гуманистическая психология изучает  ду­ховное развитие человека и его личностный рост, а также про­блемы само­определения.

Психологи этого направления считают, что человек постоянно развивается, изменяется и стремится достичь максимально полной ре­ализации своих способностей. Причем, истинно челове­ческие потребности в творчестве и самоактуализации возникают лишь после удовлетворения потребностей биологического и социального ха­рактера. Свобода воли и способность к неза­висимому выбору имеют для них решающее значение. Личность каждого человека уникальна, и, соответственно, уникален мир каждо­го, поэтому человек свободен выбирать сам, какую жизнь ему вести. Цель человеческого существования – самоактуализация

-Экзистенциальная психология (от лат. existentia – существование и греч. psyche – душа, logos – учение) – психологическое направление, основанное на принципах гуманистической психологии.Ее представителями являются Людвиг Бинсвангер (1881-1966), Медард Босс (род. 1904), Ролло Мэй (род.1909), Виктор Эмиль Франкл (род. 1905). В центр внимания ставятся не внешние силы, обусловливающие поведение человека, но его собственная индивидуальность, которая себя узнает (Хайдеггер), проверяет (Сартр) или осуществляет (Франкл). Традиционный предмет экзистенциальной психологии – человек в экстремальных ситуациях (экономическая депрессия, война, разрушения). Экзистенциальная психотерапия направленна на восстановление аутентичности личности, которая достигается за счет глубинной личностной рефлексии.

-Трансперсональная психология (от лат. trans – сквозь, через + рersоna – личность и греч. psyche – душа + logos – учение) – ряд психологических направлений. Основными представителями трансперсональной психологии являются Станислав Гроф, Роберто Ассаджоли (1889-1974), Карлфрид Дюркгейм (род. 1896). Особое внимание в этом направлении обращается на феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это – формы измененного сознания, спиритический опыт, “ключевые переживания”, сверхсенсорное восприятие, медитативные практики, наркотический субъективный опыт, а также сознание изменяющие техники или вещества. Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии – обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком.


5.Когнитивная психология. Это одно из самых поздних направлений психологии; в центре внимания когнитивной психологии находятся познавательная деятельность человека и мыслительные процессы. Когнитивная психология (от англ. «cog­nition» —«познание») направление в психологии, изучающее закономерности процессов познания. Основной интерес: каким именно об­разом человек думает, вспоминает, решает проблемы, создает мысленные образы вещей, людей и событий и формирует представления о себе и о мире. С появлением компьютеров когнитивной психологии уделяют все больше и больше внимания. В настоящее время область исследований когнитивной психологии настолько расширилась, что включает в себя изучение сновидений, гипноза, медитации, а также воздействия различных лекарственных препаратов на процесс мыш­ления.


Эклектизм. Эклектизм (от древнегреч. «eklektikx»  — «избирающий») направление, согласно кото­рому психолог сам выбирает, какой именно подход приме­нить в конкрет­ной ситуации. Психологи-эклектики используют в своей про­фессиональной деятельности те методы, которые наилучшим образом подходят для решения конкретных, стоящих перед ними в данный мо­мент проблем. Большинство психологов-практиков действуют имен­но эклектически, равно принимая все пять направлений и относясь к каждому из них с должным уважением.


 

 

 

 

 

 

Популярные направления психологии

Является ли психология наукой или это отдельное направление философии, основанное на духовных и даже космических представлениях? Этот вопрос неизбежно возникает у всех, кто начинает глубоко изучать психологию и стремится найти однозначный ответ. Выделению психологии как научной дисциплины поспособствовали с одной стороны размышления и труды выдающихся философов древнего мира, а с другой – практическое и научное познание психологии людей.

Термин «психология» для обозначения науки был введён в XVI в. немецким философом Рудольфом Гоклениусом, после чего в тесной связи с развитием техники и научной мысли произошёл окончательный разрыв с религиозными представлениями и было положено начало современному научному знанию. Однако, неоднородность выдвигаемых суждений о сущности психики человека закладывает основу разнообразных современных направлений психологии, имеющих две конфликтующие тенденции: материалистическая и идеалистическая.

Классический психоанализ, 1900

История психоаналитического направления начинается с 1900 г., когда вышел в свет первый тираж книги австрийского невролога и психолога Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». В дальнейшем теория З. Фрейда приобретает огромную популярность как среди психологов, так и среди общественности. Этим объясняется быстрое развитие психоанализа в Америке и Европе, а также образование целого психоаналитического «семейства», куда, помимо классического психоанализа, вошли также:

  • аналитическая психология;
  • индивидуальная психология;
  • трансактный анализ.

Отличие психоаналитического видения от бихевиорального заключается в отнесении движущих сил деятельности человека к внутренним компонентам организма, а не к формирующимся в результате внешнего взаимодействия с миром. В классическом психоанализе теория основывается на разработанной З. Фрейдом двухмерной структурной модели психики человека, исходя из которой составляющими психики являются сознательное и бессознательное с одной стороны и элементы «Оно», «Я» и «Сверх-Я» – с другой стороны. Разложение психики на компоненты объясняет источник образования неврозов как конфликт импульсов, исходящих из «Оно» и «Сверх-Я», для разрешения которого «Я» использует в первую очередь вытеснение сознательного в бессознательное.

Таким образом, классический психоанализ одновременно относится и к нозологической, и к антропологической осям.

Аналитическая психология, 1912

Ещё одним направлением, получившим свой старт в начале XX в. и имевшим интерес в профессиональной среде, является аналитическая психология психиатра и педагога из Швейцарии Карла Густава Юнга. В своих работах К. Юнг разлагает структуру личности на слои: персона, эго, тень, Анима у мужчин и Анимус у женщин, самость.

Цель человека, определяющая жизненный смысл и основную потребность, по теории К. Юнга, направлена на достижение самости путём прохождения сознательных слоёв (персона, эго) и бессознательных (коллективное бессознательное следует за индивидуальным). Самый верхний слой бессознательного – тень, т.е. двойник «Я», самый нижний – самость, т.е. реальное «Я». Именно К. Юнгу принадлежит разделение бессознательного на индивидуальное и коллективное. Таким образом, смысловым ядром аналитической психологии является вопрос индивидуации, то есть нахождение человеком самости как уникальной целостности, поскольку каждый индивидуум изначально имеет вектор на саморазвитие.

Индивидуальная психология, 1912

Одно из востребованных по сегодняшний день направлений глубинной психологии, основанной в результате психоаналитического движения в начале 20-го века и переработки концепций классического психоанализа, – индивидуальная психология. Данное течение получило известность благодаря трудам австрийского психолога Альфреда Адлера.

Индивидуальная психология основывается на постулате, что личность является неделимой, целостной частью социума. Человек обладает сознанием и определяет своё положение в жизни путём собственного выбора, нахождения смысла и стремления к самоактуализации. Отсюда теологическая концепция, означающая, что любое поведение человека обусловлено целями, которые возникают в результате восприятия мира, осмысления и принятия решения. Сознательное и бессознательное, исходя из позиции индивидуальной психологии, не противоборствуют, а имеют однонаправленность. Движущими силами выступают чувство неполноценности, его компенсация, стиль жизни, чувство принадлежности к обществу, социальные мотивы, желание превосходить. Ключевым отличием индивидуальной психологии от психоанализа З. Фрейда и аналитической психологии является важность учёта пройденного опыта, настоящей ситуации и вектор движения.

Бихевиоризм, 1912

Самым ранним направлением, сводящим психологию к рефлексам и имеющим значимость по настоящее время, является бихевиоризм. Предпосылками для его развития служат исследования американского психолога и педагога Эдварда Ли Торндайка над поведением животных, основу которых составляли проблемы навыка. В понимании психологии человека концепцию Э. Л. Торндайка перенёс американский психолог Джон Бродес Уотсон, в 1912 г. отразивший принципы нового направления психологии в своей статье [1]. В России представителями бихевиоризма или поведенческой психологии считаются И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, изучавшие рефлексологию.  

Изначальная методологическая позиция психологов данного направления заключается в предоставлении клиенту контроля над своими действиями, что позволяет добиться изменений в его поведении. Именно поведение, а не сознание, рассматривается как предмет психологии. Поведение характеризуется ответными движениями (реакциями) организма на внешние воздействия (стимулы) среды. Приверженцы бихевиорального направления в основу своей работы закладывают изучение условий возникновения, закрепления, исчезновения привычек и навыков. Такому подходу присущи научный прагматизм, контроль результатов и сведение сознания к физиологическим процессам, что служит поводом для критики со стороны представителей личностно-ориентированных направлений.

Гештальтпсихология, 1912

Борьба направлений с механистическими и идеалистическими установками и метафизичность распространённых теорий неизбежно приводит к выдвижению во втором десятилетии XX в. целостных принципов и образованию гештальтпсихологии, основанной на исследованиях восприятия. Основатели направления, венгерский психолог – Макс Вертгеймер, немецкий психолог – Вольфганг Кёлер и американский психолог – Курт Коффка, определяют «гештальт» как целостное образование, имеющее качество формы, не сводимое к свойствам его частей.  

По основному принципу гештальтпсихологии, все психические процессы объясняются динамическими, изменяющимися соотношениями, которые устанавливаются непосредственно в процессе, а не независимо от него, и определяют его путь механистическими связями. Действия человека исходят из восприятия ситуации и выступают конечной стадией саморегулирующегося динамического процесса. Как видно, гештальтпсихологи в своих положениях тесно связывают идеализм с механицизмом. Другими словами, они выступают против принципа расчленения сознания на компоненты и придерживаются идеи воссоздания психикой целостного понятного образа. Например, воспринимая слово с пропущенной буквой, мы стремимся воссоздать его целиком.

Основной постулат современных гештальтистов состоит в том, что человек стремится к целостности и завершённости, координирует различные части личности в единое целое. Главная жизненная цель – самоактуализация, сосредоточенная только на настоящем и действительном.

Гуманистическое направление, 1951

В 60-х г. XX в. активно развиваются гуманистические подходы в психологии, центрированные на уникальности личности. Одним из представителей и лидеров гуманистического направления является американский психолог Карл Рэнсом Роджерс. По его мнению, «я-концепция» выступает фундаментом структуры личности и образуется в результате взаимодействия человека с окружающей социальной средой. Основные постулаты гуманистического подхода:

  • стремление человека развиваться и реализовывать свой потенциал врождённое;
  • внутренняя сущность человека позитивна и социальна;
  • гуманистическая направленность и конструктивность – залог выживания и эволюции человека;
  • для раскрытия внутренней природы человека необходимо соблюдение трёх условий: подлинность в общении, безусловное принятие, проявление эмпатии.

Когнитивизм, 1955

В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. происходит когнитивный переворот в психологии, поставивший на первое место значение внутренних когнитивных процессов, определяющих поведение человека. По данному принципу человек не просто реагирует на внешние стимулы, а перерабатывает информацию извне и создаёт собственные модели реальности.

Одним из основателей когнитивного подхода принято считать американского психолога Альберта Эллиса. По его мнению, человек обладает выраженной саморефлексией и имеет врождённые разнонаправленные группы установок: рациональные и иррациональные, конструктивные и деструктивные, стремящиеся к любви, росту и стремящиеся к разрушению, самообвинению. Их сочетание в конечном счёте определяет модели поведения. Дополняет концепцию когнитивного направления концептуальная схема ABC А. Эллиса, где A – активирующее событие, B – мнение о событии, C – последствие события (эмоциональные и поведенческие).

Трансактный анализ, 1956

История трансактного анализа начинается в 1956 г., когда американскому психологу и психиатру Эрику Берну профессиональная психоаналитическая организация в очередной раз отказывает в членстве, что послужило стимулом к самостоятельной деятельности и разработке собственного направления. Как наука, трансактный анализ был признан после смерти основателя и получил максимальное развитие в конце XX в. По мнению представителей трансактного анализа, личность многосубъектна и имеет три компонента: экстеропсихику, неопсихику и археопсихику, которые выражаются эго-состояниями «Родитель», «Взрослый» и «Ребёнок».

Эго-состояние родителя определяется установками, полученными в первую очередь от родителей, т.е. перенятые извне. Эго-состояние взрослого не зависит от возраста человека и внешних установок, оно способствует объективному и рациональному восприятию действительности и принятию решения. Эго-состояние ребёнка содержит все установки и побуждения, имеющие место в детстве. Каждое из этих эго-состояний формируется в результате полученного опыта, начиная от рождения, и в совокупности определяет поведение человека.

Концепция современной психологии

История психологии многоаспектна и имеет протяжённый путь от космических и религиозных размышлений, практического познания человека и естествознания до глубинной психологии, основанной на наблюдениях за бессознательными психическими процессами. Для одних психика (душа) материальна и поведение сводится к механическим реакциям, а для других носит исключительно идеалистический характер.

При установлении отличий, сходства и концепций исторически сложившихся направлений психологии проясняется, что основные разногласия лежат в первую очередь в предметной области. В V-III в. до н.э. Платоном, Сократом, Аристотелем и другими философами того времени предметом психологии была определена душа. В XI-XIII в. психология рассматривалась с позиции разума. В XV-XVI в. начали придавать значение чувствам. В XVII-середине XIX в. популяризируется понятие сознания. Вторая половина XIX-середина XX в. – знаменуется изучением поведения.

Со второй половины XX в. психология неразрывно связана с понятием психики как совокупности душевных процессов, связанных с окружающей средой и выражающихся в отображении объективной реальности. Материалистическая основа психологии становится очевидной, а идеалистическая часть проявляется как следствие. Именно такое определение примиряет две конфликтующие точки зрения, с которых мы начали рассмотрение наиболее популярных направлений психологии.

Список использованных источников:
  • 1.  J. B. Watsоn, Psychology as the Behaviorist Views, «Psychological Review», v. 20, 1931.
  • 2.    Фрейд З. Толкование сновидений / Пер. с нем. – Мн.:Харвест, 2004. – 432 с.
  • 3. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.
  • 4. Роджерс К. Р. Клиентцентрированная психотерапия: теория, современная практика и применение: пер. с англ – М. : Психотерапия, 2007. – 560 с.
  • 5.  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002 . – 720 с.
  • 6. Прашко, Я. Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств / Я. Прашко, П. Можны, М. Шлепецки и др. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2015. — 1072 с.
  • 7. Перлз Ф. Гудмен П. Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии — М. : «Психотерапия», 2007. — 227 с.
  • 8. Адлер А. О нервическом характере/ А. Адлер. — М.: Университетская книга, 1997. — 385 с.
  • 9. К.Г. Юнг. Шедевры мировой науки. Том 2. Либидо, его метаморфозы и символы. – М.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. – 416 с.
  • Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия: Пер. с англ. –  2е издание. –  М. Академический Проект; Гаудеамус, 2013. – 320с.

Автор: Лилия Ростамовна Курмалеева, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Направления психологии | Журнал по научно-популярной психологии ПсихоПоиск

Основные психологические направления представленные в разделе:

  • Гештальтпсихология
  • Психология творчества
  • Психология управления
  • Социальная психология
  • Когнитивная психология

Несколько исследований показывают, что концепция или объект пользуются большей популярностью, если их легче обрабатывать. Австралийские ученые провели исследование, в рамках которого они проанализировали песни, попадавшие в еженедельный рейтинг UK Singles Chart на протяжении 15 лет (с 1999 по 2014 год). В выборку попала 271 музыкальная композиция. Простота обработки текстов была…